Расширенный поиск

Постановление Администрации Сахалинской области от 30.09.2008 № 307-па

                                       Утратил силу - Постановление
                                    Правительства Сахалинской области
                                       от 04.05.2010 г. N 205, за
                                          исключением пункта 2. 



                  АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                   от 30 сентября 2008 г. № 307-па
                          г. Южно-Сахалинск


           О Программе мероприятий по развитию конкуренции 
          на продовольственном рынке Сахалинской области на 
                           2009 - 2011 годы


     Во исполнение   пункта   6  протокола  совещания  у  Председателя
Правительства  Российской  Федерации  В.А.Зубкова  от   22.10.2007   №
ВЗ-П9-10пр   и   распоряжения  администрации  Сахалинской  области  от
02.07.2008 № 463-ра "О создании  межведомственной  рабочей  группы  по
разработке  программы  развития конкуренции на продовольственном рынке
Сахалинской области" администрация Сахалинской области постановляет:
     1. Утвердить  Программу  мероприятий  по  развитию конкуренции на
продовольственном рынке  Сахалинской  области  на  2009  -  2011  годы
(прилагается).
     2. Признать   утратившим    силу    распоряжение    администрации
Сахалинской  области  от  09.04.2008  №  246-ра  "Об утверждении Плана
мероприятий  по  развитию  конкуренции  на   продовольственном   рынке
Сахалинской области".
     3. Опубликовать  настоящее  постановление  в  газете  "Губернские
ведомости".
     4. Контроль за исполнением  постановления  возложить  на  первого
вице-губернатора Сахалинской области К.М. Строганова.


     Губернатор Сахалинской области                     А.В. Хорошавин



                                                  УТВЕРЖДЕНА

                                        постановлением администрации
                                             Сахалинской области
                                       от 30 сентября 2008 г. № 307-па


                              ПРОГРАММА
                мероприятий по развитию конкуренции на 
            продовольственном рынке Сахалинской области на 
                           2009 - 2011 годы


                               Введение

     Вопросы развития   конкурентных   отношений  на  товарных  рынках
являются составной  частью  региональной  экономической  политики.  Их
решение  позволит обеспечить динамичное развитие производств отдельных
видов   продовольственных   товаров,   их   реализации   в    объемах,
обеспечивающих платежеспособный спрос населения.
     Индикаторы экономической неэффективности  отношений  на  товарном
рынке  области  (высокая  отпускная  (розничная)  цена  на  товары  по
сравнению  с  соседними  территориями,  превышение   производственного
потенциала  над  емкостью  местного  рынка  и  его  недоиспользование,
экономическое преимущество ввоза продукции по сравнению с  собственным
производством,      низкая      конкурентоспособность     региональных
товаропроизводителей  и  вытеснение  местных   поставщиков   и   т.д.)
свидетельствуют о необходимости государственного вмешательства.
     Одновременно необходимость    в    принятии    мер    обусловлена
продолжающимся   в   текущем   году  ростом  цен  на  основные  группы
продовольственных  товаров  (индекс  потребительских  цен  значительно
превысил прогнозный уровень), вызванным в том числе и влиянием внешней
конъюнктуры,  недостаточным предложением  на  рынках  отдельных  видов
продовольственной  продукции  на фоне ускорения роста денежных доходов
населения,  наличием высоких и постоянно растущих тарифов на перевозки
и энергоносители.
     В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по
вопросу  разработки  региональных  программ  развития  конкуренции  на
продовольственных  рынках  и   пунктом   6   протокола   совещания   у
Председателя   Правительства   Российской   Федерации  В.А.Зубкова  от
22.10.2007 № ВЗ-П9-10пр разработана  региональная  программа  развития
конкуренции  на продовольственном рынке Сахалинской области с участием
органов  исполнительной  власти   области,   территориальных   органов
федеральных органов исполнительной власти.
     Программа мероприятий     по     развитию     конкуренции      на
продовольственном рынке Сахалинской области на 2009 - 2011 годы (далее
-  Программа)  предусматривает   проведение   комплекса   долгосрочных
мероприятий,  направленных  на  обеспечение роста объемов производства
сельскохозяйственной продукции и  сырья,  ее  переработки  и  развитие
конкуренции на рынке продовольственных товаров.

                1. Содержание проблемы, обоснованность
                      и необходимость решения ее
                        программными методами

     1.1. Состояние агропромышленного комплекса Сахалинской области
     1.1.1. Сельское хозяйство.
     Сельское хозяйство является  базовой  отраслью  агропромышленного
комплекса  и  играет  важную  роль  в развитии сельских территорий,  в
продовольственном обеспечении  населения  свежими  продуктами  питания
(мясом,   молоком,   яйцами,   картофелем,  овощами),  необходимыми  в
экстремальных природно-климатических условиях для поддержания здоровья
сахалинцев и курильчан.
     Отличительной особенностью   сельскохозяйственного   производства
Сахалинской области является значительная отдаленность его от основных
районов производства материально-технических ресурсов,  потребляемых в
процессе   производства   (удобрений,   сельскохозяйственной  техники,
запчастей   и   т.д.),   ограниченная   доступность    территории    и
разбросанность     сельскохозяйственных     товаропроизводителей    на
территориях    Сахалина     и     Курильских     островов.     Местное
сельскохозяйственное  производство  является  единственным  источником
малотранспортабельной и  скоропортящейся  продукции,  а  также  важным
стабилизирующим    фактором   в   сдерживании   цен   на   поступающую
сельскохозяйственную продукцию из других регионов страны и по импорту.
     Удельный вес    сельскохозяйственной    продукции    в    валовом
региональном продукте составляет около 2,5%.  На селе проживают  117,1
тыс.    человек,    или    22,3%    населения   области.   В   крупных
сельскохозяйственных предприятиях Сахалинской области занято 2,6  тыс.
человек, или 2,2% от проживающих на селе.
     Отрасль специализируется  на  производстве   картофеля,   овощей,
грубых  и  сочных  кормов,  мясомолочной продукции,  яиц.  Современное
состояние  сельского  хозяйства  области,  представленное   различными
секторами  экономики,  позволяет  за  счет  собственного  производства
удовлетворить потребности в картофеле и овощах полностью,  яйцах -  на
96%, молоке - на 31% и мясе - на 5%.
     В настоящее  время  в  Сахалинской   области   функционируют   30
сельскохозяйственных  предприятий  различных  форм собственности,  660
крестьянских (фермерских)  хозяйств,  140  тысяч  семей,  занимающихся
личным  подсобным  хозяйством,  садоводством  и огородничеством.  В их
пользовании имеется 82,1 тыс.  га сельскохозяйственных угодий,  из них
35,5  тыс.  га  пашни,  40,7  тыс.  га кормовых угодий.  В пользовании
крестьянских (фермерских) хозяйств  находится  9,9  тыс.  га.  Средний
размер земельного участка 14,9 га.
     С 2002  по   2007   год   в   сельском   хозяйстве   продолжается
экономический  рост,  объем производства продукции сельского хозяйства
увеличился на 55,7%.
     В 2007 году хозяйствами всех категорий получено валовой продукции
на сумму 5618,4 млн.  рублей, что составило 105% к уровню 2006 года, в
том  числе  в  сельскохозяйственных  организациях на сумму 1946,6 млн.
рублей,  индекс  физического  объема  составил   101,8%.   Фермерскими
хозяйствами произведено продукции на сумму 385,4 млн.  рублей,  индекс
физического объема  составил  97,9%.  Личными  подсобными  хозяйствами
населения  произведено  продукции  сельского хозяйства на сумму 3286,4
млн.  рублей,  индекс физического объема -  107,9%.  Ими  производится
71,9%  картофеля, 59% овощей, 37,1% мяса скота и птицы, 49,3% молока и
10,9% яиц.
     В 2007  году  в  структуре  сельскохозяйственного производства на
долю сельскохозяйственных  предприятий  в  общем  объеме  производства
приходилось 34,6%, населения - 58,5% и фермеров - 6,9%.
     Замедление экономического роста в сельском хозяйстве,  отсутствие
условий для альтернативной занятости на селе,  исторически сложившийся
низкий  уровень  развития  социальной  и   инженерной   инфраструктуры
обусловили  обострение  целого  комплекса  проблем  села,  в том числе
социальных.
     1.1.2. Пищевая и перерабатывающая промышленность.
     На протяжении 90-х годов прошлого столетия происходило сокращение
основного  капитала  предприятий  пищевой  промышленности,  который  в
основном   состоял   из   действующего,   изношенного   имущества    и
незавершенных  затрат на строительство и приобретение этого имущества.
Произошло значительное падение объемов промышленного  производства  по
большинству   видов  пищевой  продукции.  Производство  цельномолочной
продукции в 1999 году к  уровню  1990  года  составило  9,7%,  мяса  и
субпродуктов I категории - 7,6%, макаронных изделий - 14,1%, колбасных
изделий - 5%, масла животного - 5,5%, безалкогольных напитков - 12,9%,
пива  - 29,3%.  Увеличилось только производство минеральной воды - в 3
раза, водки и ликероводочных изделий - на 39,5%.
     С 2000 года наблюдается тенденция увеличения объемов производства
пищевой продукции.  В ряде подотраслей вводятся новые производственные
мощности,  обновляется и расширяется ассортимент продукции, улучшается
ее качество,  применяется современная упаковка.  Развивается фирменная
торговля:   через   собственную   торговую  сеть  реализуется  хлеб  и
хлебобулочные  изделия,  молочная  продукция,  колбасные   изделия   и
полуфабрикаты.
     Спад производства и неконкурентоспособность многих видов  пищевой
продукции   ввиду   высокой   себестоимости   производства  обусловили
потребность массового  ввоза  продуктов  питания  из  других  регионов
России,  за  исключением картофеля,  овощей и рыбопродукции.  Спрос на
сахар,  масло растительное,  крупу, муку полностью покрывается за счет
завоза.  Спрос на мясо и мясопродукты формируется за счет завоза более
чем на 95%, спрос на молоко и молочные продукты - более чем на 70%.
     Учитывая, что  фактическое потребление основных продуктов питания
ниже нормативного уровня, а качество поступающей продукции на рынок не
всегда     соответствует     необходимым     требованиям,     проблемы
продовольственной безопасности региона остаются актуальными.
     В долгосрочной    перспективе   политика   развития   пищевой   и
перерабатывающей отрасли будет  направлена  на  создание  условий  для
формирования     эффективного    конкурентоспособного    производства,
обеспечивающего    удовлетворение     потребностей     населения     в
высококачественных     продуктах     питания,    его    занятость    и
продовольственную безопасность региона.
     Основными причинами  относительно  медленного  развития  отраслей
агропромышленного комплекса являются:
     - низкие  темпы  структурно-технологической модернизации отраслей
сельского  хозяйства,  пищевой  и   перерабатывающей   промышленности,
обновления   основных   производственных   фондов   и  воспроизводства
природно-экологического потенциала;
     - неблагоприятные   общие   условия   функционирования  сельского
хозяйства,  прежде  всего,   неудовлетворительный   уровень   развития
рыночной   инфраструктуры,  затрудняющий  доступ  сельскохозяйственных
товаропроизводителей к рынкам  финансовых,  материально-технических  и
информационных     ресурсов,     готовой     продукции.    Нормальному
функционированию сельского хозяйства области препятствует неразвитость
аграрных  рынков.  В  силу  неразвитости  рыночной  инфраструктуры  не
обеспечивается нормальная связь между  производителем  и  потребителем
продовольствия,  ограничивается  возможность  сбыта продуктов местными
сельскохозяйственными  товаропроизводителями  по   приемлемым   ценам.
Одновременно    существенным    сдерживающим   фактором   в   развитии
агропродовольственного рынка является  ограниченный  доступ  на  рынок
сбыта  операторов  (сельхозтоваропроизводителей).  Это снижает уровень
конкуренции на рынках,  ведет к завышению цен  на  продовольствие  (и,
соответственно,  снижению спроса), сокращению доли сельского хозяйства
в   конечной   цене   (и,   соответственно,   финансовых   поступлений
сельхозпроизводителей);
     - финансовая неустойчивость отраслей агропромышленного комплекса,
обусловленная  нестабильностью  рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия,  накопленной  декапитализацией,  недостаточным
притоком   частных   инвестиций,   слабым  развитием  страхования  при
производстве сельскохозяйственной и пищевой продукции;
     - проблемы  с  технической инвентаризацией объектов недвижимости,
межеванием,  постановкой на кадастровый учёт и  регистрацией  прав  на
земельные  участки  сельскохозяйственного назначения в государственных
унитарных сельскохозяйственных предприятиях области, вызванные высокой
стоимостью проведения названных работ;
     - отсутствие   системы   долгосрочного   льготного   кредитования
инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение;
     - дефицит квалифицированных кадров.
     1.2. Потребительский рынок
     Сфера торговли  области  является  составной   частью   комплекса
продовольственного  рынка области.  Ее главные задачи - удовлетворение
потребительского  спроса,  насыщение  рынка   товарами   и   услугами,
соответствующими   мировым  стандартам  качества  и  безопасности,  по
доступным ценам.
     Быстрому развитию     торговли     способствовали    стабилизация
экономического положения как в  стране,  так  и  в  области,  активная
политика    социальных    преобразований,    создание   благоприятного
предпринимательского и инвестиционного  климата.  Рост  инвестиционной
привлекательности     обусловил     динамичное    развитие    торговой
инфраструктуры.  Торговая сеть представлена  магазинами  -  около  3,6
тысячи  объектов,  из  них  более  тысячи  реализуют продовольственные
товары,   оптовыми   предприятиями   -   около   500,    предприятиями
общественного питания - около 700 объектов.
     Активное развитие розничной  торговли  сопровождается  появлением
крупных  торговых структур,  сокращается сеть мелкорозничной торговли.
Сегодня в области крупные структуры  представлены  розничными  сетями:
"Столичный",  "Островной", "Любимый", "Техник". Получили свое развитие
предприятия с торговой площадью более 2,5 тыс. кв. метров.
     Заметно происходит  трансформация  рынков  в современные торговые
комплексы, расширяется ярмарочная торговля, способствующая обеспечению
населения  области  продуктами  по  ценам  производителей.  В  области
действует  24  рынка,  в  том  числе  2  сельскохозяйственных,  в   16
муниципальных образованиях проводятся ярмарки.
     В результате обеспеченность в торговых площадях на тысячу жителей
составила 457 кв. метров при нормативном уровне 290 кв. метров.
     На протяжении  ряда  лет  торговля  демонстрирует  высокие  темпы
роста,  оставаясь  одной  из  самых быстрорастущих отраслей экономики.
Среднегодовой прирост объемов продаж составляет порядка 17%.
     Снижается доля   продаж   товаров   на  рынках,  более  динамично
развивается продажа населению непродовольственных товаров.
     Развитие оптовой  и  розничной  торговли  области основывается на
повышении уровня обслуживания потребителей,  безопасности  и  качества
продовольственных товаров, обеспечении защиты прав потребителей.
     По прогнозной  оценке  оборот  розничной  торговли  в  2011  году
составит более 95 млрд. рублей.
     Основными недостатками в развитии инфраструктуры потребительского
рынка являются нерациональность и отсутствие схем размещения объектов,
развитие  и  строительство  объектов  без  учета  потребности  в   них
различных   социальных   групп   населения.  Наблюдается  концентрация
объектов розничной торговли в центральной части населенных  пунктов  и
недостаточное  количество  магазинов  в  формате  "удобного магазина",
расположенных  в  радиусе  территориальной  и  пешеходной  доступности
населения.
     Не сформированы  каналы  товародвижения,  в  котором  на  сегодня
значительную   долю   составляют   посредники.   Слабо  развито  звено
организаторов оптового оборота.  В настоящее  время  продовольственный
рынок  базируется  на  разрозненных  мелких сетях оптовых посредников,
мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах.
     Отсутствие достаточно    развитой    товаропроводящей    сети   и
соответствующей  ей  системы  логистики,  транспортной  инфраструктуры
сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений.
Процессы структурной перестройки и развития  оптово-распределительного
звена   системы  товародвижения  не  полностью  отвечает  потребностям
населения.
     Остается острой  проблема  обеспечения  качества  и  безопасности
товаров и услуг в розничном звене  -  на  рынках  и  в  мелкорозничной
торговле,  в  оптовом  звене  -  при  хранении  продовольствия  в  так
называемых неприспособленных помещениях.  Наличие этой проблемы  остро
ставит   вопрос  улучшения  материально-технической  базы  организаций
потребительского рынка.
     Несмотря на     высокий     уровень     конкуренции    в    сфере
продовольственного  рынка,  имеется  ряд  факторов,  сдерживающих   ее
развитие, в том числе:
     - высокие   темпы    инфляции,    поддерживаемые    недостаточным
платежеспособным спросом населения;
     - недостаточный уровень  маркетинга  и  рекламы  для  продвижения
продукции на рынке;
     - недостаток  финансовых  средств  у  субъектов  потребительского
рынка;
     - неэффективный  характер  кредитно-инвестиционной   политики   и
высокий процент коммерческого кредита;
     - низкий уровень квалификации работников сферы торговли;
     - низкая правовая защищенность наемных работников сферы торговли,
отсутствие социальных гарантий.

                    2. Сроки реализации Программы

     Срок реализации Программы - 2009 - 2011 годы.

                 3. Основные цели и задачи Программы

     Основными целями Программы являются: 
     - создание  условий  для повышения эффективности функционирования
продовольственного  рынка  области,  насыщение  его  качественными   и
доступными  товарами  и  услугами,  стабилизация  на  рынке  социально
значимых товаров;
     - создание условий для диверсификации региональной экономики.
     Для достижения поставленных целей  необходимо  решение  следующих
задач:
     - нормативно-правовое   обеспечение   развития   конкуренции   на
продовольственных рынках;
     - формирование  конкурентной  среды  на  продовольственном  рынке
Сахалинской области;
     - обеспечение  добросовестной  конкуренции  на  продовольственном
рынке  Сахалинской  области  посредством  пресечения  антиконкурентных
действий;
     - развитие  системы  государственной  поддержки малого и среднего
предпринимательства;
     - усовершенствование    механизмов    государственной   поддержки
развития социально значимых подотраслей сельского хозяйства;
     - развитие   системы   поддержки   социально  незащищенных  слоев
населения;
     - формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты
прав  потребителей  в  Сахалинской   области,   разработка   комплекса
мероприятий,   направленных   на   профилактику   нарушений   в  сфере
обеспечения качества и безопасности товаров.

                  4. Система программных мероприятий

     Программа носит комплексный характер,  охватывает весь  цикл:  от
производства сельскохозяйственной продукции,  сырья, пищевой продукции
до реализации продуктов питания на продовольственных рынках области.
     Система программных     мероприятий     является    совокупностью
организационных,    финансовых,    административных     и     правовых
преобразований, социальных мероприятий, направленных на:
     - недопущение  необоснованного  роста  цен  на   производимые   и
реализуемые в области продовольственные товары;
     - внедрение    современных    технологий    сельскохозяйственного
производства,  производства продуктов питания,  хранения, переработки,
упаковки;
     - установление оптимального соотношения между сетевыми компаниями
и  предприятиями  розничной  торговли,   обеспечение   территориальной
доступности  предприятий  торговли  во всех муниципальных образованиях
области;
     - расширение    возможностей    реализации    продуктов   питания
непосредственно  сельхозтоваропроизводителями,  в  том   числе   путем
развития   ярмарочной   торговли,   создания  достаточного  количества
торговых мест;
     - координацию  действий  органов  исполнительной власти области и
местного самоуправления,  налоговых  и  правоохранительных  органов  с
целью  предотвращения административных барьеров и выявления нелегально
действующих  или  уклоняющихся  от   уплаты   налогов   посреднических
структур;
     - повышение  качества  продуктов  питания,  формирование  перечня
торговых объектов социальной направленности;
     - развитие системы защиты прав потребителей;
     - развитие   системы   подготовки  и  переподготовки  кадров  для
отраслей потребительского рынка.

                  5. Ресурсное обеспечение Программы

     Реализация Программы  будет  осуществляться  за  счет  финансовых
средств,   предусмотренных   целевой  программой  "Развитие  сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и   продовольствия   Сахалинской   области   на  2008  -  2012  годы",
мероприятиями по поддержке малого  и  среднего  предпринимательства  в
Сахалинской области, а также внебюджетных средств.
     6. Механизмы реализации Программы
     Механизм реализации  и  контроль  за  ходом  выполнения Программы
обеспечиваются комплексом мероприятий, к выполнению которых привлечены
областные   органы   исполнительно   власти,   территориальные  органы
федеральных   органов   исполнительной   власти,    органы    местного
самоуправления   Сахалинской   области,   общественные  объединения  и
организации.
     Общий контроль  за  выполнением Программы в установленном порядке
осуществляет  государственный  заказчик  Программы   -   администрация
Сахалинской области.
     Функцию уполномоченного органа, осуществляющего координацию работ
по  реализации Программы (далее - уполномоченный орган),  осуществляет
комитет  по  промышленности   и   торговле   Сахалинской   области   -
разработчик-координатор Программы.
     Ответственными исполнителями    Программы     являются     органы
исполнительной  власти  Сахалинской  области,  территориальные  органы
федеральных   органов   исполнительной   власти,    органы    местного
самоуправления  муниципальных  районов и городских округов Сахалинской
области.  Исполнители несут ответственность за своевременную и  полную
реализацию    программных    мероприятий    и   направляют   в   адрес
уполномоченного органа информацию о ходе реализации Программы согласно
установленным  срокам.  Срок представления квартальных отчетов - до 15
числа месяца,  следующего за  отчетным  периодом,  срок  представления
годового отчета - до 20 января.
     Уполномоченный орган ежеквартально и по итогам года в течение  10
дней  после  завершения  сроков представления отчетности исполнителями
программных  мероприятий  представляет  сводную  информацию   о   ходе
реализации Программы в администрацию области.

             7. Важнейшие целевые индикаторы и показатели

     В результате реализации Программы к началу 2012 года ожидается:
     - рост товарооборота продовольственных товаров к предыдущему году
не менее 10%;
     - рост обеспеченности торговыми площадями в 1,2 раза;
     - увеличение     количества     хозяйствующих     субъектов    на
продовольственном рынке области;
     - увеличение  доли  продукции  сахалинских товаропроизводителей в
общем объеме потребления продуктов питания;
     - расширение  доступа сельскохозяйственных и иных производителей,
осуществляющих переработку сырья,  на потребительский рынок области за
счет создания дополнительных торговых мест, организации ярмарок;
     - увеличение объемов производства продукции  сельского  хозяйства
на 4,2%;
     - рост объемов выпуска товарной пищевой продукции (без рыбной)  в
1,5 раза;
     - рост    инвестиций     в     обновление     основных     фондов
сельскохозяйственных товаропроизводителей в 1,5-2 раза;
     - увеличение микрокредитов и займов субъектов малого  и  среднего
предпринимательства в 3 раза.




 
 
 
 




Информация по документу
Читайте также