Расширенный поиск

Постановление Правительства Сахалинской области от 05.03.2013 № 103

        Утратил силу –

Постановление Правительства Сахалинской области

от 17.02.2014 № 79

 

 

 

 

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ                   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

 

 

                    от 05 марта 2013 г. № 103 
                          г. Южно-Сахалинск                           

 

 

                Об утверждении долгосрочной целевой программы         
               Сахалинской области «Развитие водохозяйственного       
              комплекса Сахалинской области в 2013 - 2020 годах»      

 

(В редакции Постановленияй Правительства Сахалинской области

от 07.08.2013 № 435; от 28.10.2013 № 617; от 24.12.2013 № 765)

 

 

     В соответвии с пунктом 4 статьи  25  Водного  кодекса  Российской
Федерации, Порядком проведения конкурсного отбора региональных целевых
программ  в  области   использования   и   охраны   водных   объектов,
утвержденным   приказом   Минприроды   России  от  27.07.2012    219,
Положением о  долгосрочных  целевых  программах  Сахалинской  области,
утвержденным   постановлением  Правительства  Сахалинской  области  от
04.10.2010 № 476,  а  также  распоряжением  Правительства  Сахалинской
области  от  22.10.2012  №  779-р  «О  разработке долгосрочной целевой
программы Сахалинской области  «Развитие водохозяйственного  комплекса
Сахалинской  области  в  2013  - 2020 годах» Правительство Сахалинской
области постановляет:
     1. Утвердить долгосрочную целевую программу  Сахалинской  области
«Развитие  водохозяйственного  комплекса  Сахалинской области в 2013 -
2020 годах» (далее - Программа) (прилагается).
     2. Определить министерство природных ресурсов и охраны окружающей
среды     Сахалинской     области,     министерство    энергетики    и
жилищно-коммунального хозяйства  Сахалинской  области  и  министерство
строительства   Сахалинской   области   уполномоченными   органами  по
взаимодействию с Минприроды России  и  Федеральным  агентством  водных
ресурсов   в   рамках   реализации  Программы  по  ее  соответствующим
мероприятиям.
     3.  Министерству  финансов  Сахалинской  области  и  министерству
экономического  развития  Сахалинской области при формировании проекта
областного  бюджета  на  соответствующий  год  включать  Программу   в
перечень  долгосрочных  целевых программ, подлежащих финансированию за
счет средств областного бюджета.
     4.  Установить,  что  в  ходе  реализации  Программы  программные
мероприятия  и  объемы  их  финансирования  подлежат  корректировке  в
соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в  законе  Сахалинской
области  об  областном  бюджете Сахалинской области на соответствующий
финансовый год.
     5. Опубликовать  настоящее  постановление  в  газете  «Губернские
ведомости».
     6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя    председателя    Правительства    Сахалинской    области
С.В.Хоточкина.

 

 

     Губернатор Сахалинской области                     А.В.Хорошавин

 

 

 

 

                              УТВЕРЖДЕНА                              
                     постановлением Правительства                     
                         Сахалинской области                          
                     от 05 марта 2013 г. № 103

 

 

 

 

                          ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА              
          Сахалинской области «Развитие водохозяйственного комплекса  
                   Сахалинской области в 2013 - 2020 годах»           

 

 

|————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|                              ПАСПОРТ                               |
|   долгосрочной целевой программы Сахалинской области  «Развитие    |
|  водохозяйственного комплекса Сахалинской  области в 2013 - 2020   |
|                               годах»                               |
|                                                                    |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————|

 

 

 

|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Наименование         |Долгосрочная  целевая   программа   Сахалинской|
|Программы            |области  «Развитие водохозяйственного комплекса|
|                     |Сахалинской области в 2013 - 2020 годах» (далее|
|                     |- Программа)                                   |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Дата принятия        |Распоряжение Правительства Сахалинской  области|
|решения о разработке |от 22 октября 2012 года № 779-р                |
|Программы            |                                               |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Государственный      |Правительство Сахалинской области              |
|заказчик Программы   |                                               |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Основной разработчик |Министерство  природных   ресурсов   и   охраны|
|и координатор        |окружающей среды Сахалинской области           |
|Программы            |                                               |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Ответственные        |Министерство  природных   ресурсов   и   охраны|
|исполнители          |окружающей     среды    Сахалинской    области,|
|                     |министерство энергетики и жилищно-коммунального|
|                     |хозяйства   Сахалинской  области,  министерство|
|                     |строительства   Сахалинской   области,   органы|
|                     |местного самоуправления                        |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Цели и задачи        |Цели Программы:                                |
|Программы            |- восстановление водных объектов до  состояния,|
|                     |обеспечивающего    экологически   благоприятные|
|                     |условия жизни населения;                       |
|                     |- обеспечение защищенности населения и объектов|
|                     |экономики  от  наводнений  и  иного негативного|
|                     |воздействия вод.                               |
|                     |Задачи Программы:                              |
|                     |- строительство сооружений инженерной защиты;  |
|                     |-   повышение    эксплуатационной    надежности|
|                     |гидротехнических сооружений путем их приведения|
|                     |к безопасному техническому состоянию;          |
|                     |- восстановление и  экологическая  реабилитация|
|                     |водных объектов                                |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Мероприятия          |1. Строительство сооружений инженерной защиты. |
|Программы            |2.    Капитальный    ремонт    гидротехнических|
|                     |сооружений.                                    |
|                     |3. Восстановление и экологическая  реабилитация|
|                     |водных объектов (природоохранные мероприятия)  |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Важнейшие     целевые|1. Увеличение доли населения,  проживающего  на|
|показатели          и|подверженных    негативному   воздействию   вод|
|индикаторы Программы |территориях,    защищенного    в     результате|
|                     |проведения     мероприятий     по     повышению|
|                     |защищенности от негативного воздействия вод,  в|
|                     |общем  количестве  населения,  проживающего  на|
|                     |таких территориях, на 33,3% на конец 2020 года.|
|                     |2. Протяженность  новых  сооружений  инженерной|
|                     |защиты и берегоукрепления - 5,5 км.            |
|                     |3. Увеличение доли гидротехнических сооружений,|
|                     |приведенных     в     безопасное    техническое|
|                     |состояние, в общем количестве  гидротехнических|
|                     |сооружений  с  неудовлетворительным  и  опасным|
|                     |уровнем безопасности с 0% на конец 2013 года до|
|                     |100% на конец 2015 года.                       |
|                     |4.  Количество   гидротехнических   сооружений,|
|                     |приведенных  в безопасное техническое состояние|
|                     |- 8 единиц.                                    |
|                     |5.  Протяженность  работ  по  восстановлению  и|
|                     |экологической   реабилитации   водных  объектов|
|                     |(природоохранных мероприятий) - 33,5 км.       |
|                     |6.    Количество    створов    государственного|
|                     |мониторинга  состояния  дна  и  берегов  водных|
|                     |объектов,  а также состояния водоохранных зон -|
|                     |3 шт.                                          |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Срок реализации      |2013 - 2020 годы                               |
|Программы            |                                               |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Объем и источники    |Объем   финансирования   (прогнозная    оценка)|
|финансирования       |Программы  в  2013  -  2020  годах за счет всех|
|Программы            |источников составит 1 658 550  тыс.  рублей,  в|
|                     |том  числе:  за счет средств консолидированного|
|                     |бюджета области -  1 658 550  тыс.  рублей,  из|
|                     |них:                                           |
|                     |- средства областного бюджета - 1 547 743  тыс.|
|                     |рублей;                                        |
|                     |- средства  местных  бюджетов  -  110 807  тыс.|
|                     |рублей                                         |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Ожидаемые    конечные|1. Восстановление водных объектов до состояния,|
|результаты реализации|обеспечивающего    экологически   благоприятные|
|Программы           и|условия жизни населения.                       |
|показатели         ее|2. Повышение защищенности населения и  объектов|
|социально-экономическ|экономики  от  наводнений и другого негативного|
|ой эффективности     |воздействия  вод   (вероятный   предотвращаемый|
|                     |ущерб  от  негативного  воздействия  вод  -   4|
|                     |792,17 млн. рублей).                           |
|                     |3. Обеспечение благоприятных условий для  жизни|
|                     |населения  и  комфортной  среды обитания водных|
|                     |биологических ресурсов                         |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Контроль   реализации|Контроль за реализацией Программы  осуществляет|
|Программы            |Правительство Сахалинской области              |
|                     |                                               |
|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————|

 

 I. Характеристика проблемы,  на решение которой направлена Программа 
     Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный
на  островах.  В  ее  состав  входят  остров  Сахалин  с  прилегающими
небольшими островами Монерон и Тюлений, а  также  Курильские  острова.
Общая  площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. кв.
км.
     Основу области составляет о. Сахалин - первый по величине  остров
в  России  (76,6  тыс.  кв.  км), вытянутый по меридиану на 948 км при
наибольшей ширине 160 км и наименьшей -  26  км.  От  материка  остров
отделен  Татарским  проливом  Японского  моря,  проливом  Невельского,
Амурским лиманом  и  Сахалинским  заливом.  На  юге  отделен  проливом
Лаперуза  от  японского острова Хоккайдо. С востока омывается Охотским
морем.
     Речная  сеть  насчитывает  более  65 000  рек,  из   которых   на
Курильских островах протекает около 4 000 небольших водотоков. Больших
рек на Сахалине мало, что обусловлено близостью основных  водоразделов
к  морскому  побережью.  К  наиболее  значительным относятся реки Тымь
(длина 330 км) и Поронай (350 км), протекающие  по  центральной  части
острова.  Речная  сеть  развита  хорошо  -  коэффициент густоты сети в
среднем по области равен  1,20 км/кв. км.
     Озера  в  пределах   Сахалинской   области   имеют   значительное
распространение,  однако больших водоемов мало. Наиболее значительными
по размерам являются озера: Невское  (площадь  зеркала  178  кв.  км),
Тунайча  (площадь  зеркала  174  кв.  км),  Большое Вавайское (площадь
зеркала 44,1  кв.  км),  Буссе  (площадь  зеркала  39,4  кв.  км).  На
Курильских  островах  наиболее  значительным  является озеро Кольцевое
(площадь зеркала  26,0  кв.  км),  расположенное  в  кальдере  вулкана
Креницына.
     В  пределах  области  широкое  распространение  имеют  пресные  и
значительно  минерализованные,  а также термальные подземные воды. Они
встречаются  на  разных  глубинах  и   характеризуются   разнообразным
химическим и газовым составом, степенью минерализации и температурой.
     Запасы водных ресурсов в Сахалинской области составляют 56,6 куб.
км  в  год,  обеспеченность  водными  ресурсами  - 82,8 тыс. куб. м на
человека в год.
     Годовой объем забора водных ресурсов составляет 284 млн. куб.  м,
из  которых  60  млн. куб. м из поверхностных водных объектов, 61 млн.
куб. м  из подземных водных объектов, 163 млн. куб. м - морской воды.
     Одной   из    характерных    проблем    является    недостаточная
рациональность  использования  водных  ресурсов.  Основными факторами,
оказывающими   негативное   влияние    на    уровень    рациональности
использования   водных   ресурсов,   являются   применение  устаревших
водоемких   производственных   технологий,    недостаточная    степень
оснащенности  водозаборных  сооружений  системами  приборного учета, а
также высокий уровень потерь воды при транспортировке.
     75%  пресной  воды   используется   в   хозяйственно-питьевых   и
производственных  целях,  остальной объем - 25% составляют потери воды
при транспортировке.
     Сахалинская область относится к паводкоопасным районам территории
Российской   Федерации.   Серьезной   проблемой,   требующей   особого
внимания, является возникновение чрезвычайных  ситуаций  в  результате
наводнений.
     Сложная водохозяйственная ситуация складывается на реках  Лютога,
Красносельская.  Периодически  затоплению  подвергаются  жилые  дома с
приусадебными участками, объекты экономики и инфраструктуры г.  Анива,
с.  Воскресенское,  г. Южно-Сахалинска. Количество жителей Сахалинской
области,   проживающих   на   территории,   подверженной   негативному
воздействию вод, составляет 28 тыс. человек.
     Наиболее  крупные  наводнения  с  высоким  уровнем  стояния   вод
произошли  в  последние  десятилетия  - в 1981, 2002, 2006, 2009, 2010
годах. За период с 1947 по 2011  годов  на  территории  муниципального
образования   «Анивский  городской  округ»  было  зарегистрировано  14
случаев  затопления  территории.  В  2009  году  в  г.  Анива   и   с.
Воскресенское   от  наводнения  пострадало  около  900  человек,  было
затоплено   110   жилых   домов   с   приусадебными    участками,    2
общеобразовательные школы, магазины, разрушено три моста, автодорожное
покрытие, нарушено  электроснабжение.  В  2012  году  в  планировочном
районе    Ново-Александровск    было   затоплено   36   жилых   домов,
трансформаторные подстанции, водозабор подземных вод, размыто дорожное
полотно, оборваны линии электропередач. Пострадало 135 человек.
     С 2008 по 2012 годы за счет  субвенций  из  федерального  бюджета
проводились  работы  по  расчистке от карчей и наносов, дноуглублению,
берегоукреплению  реки  Лютога   в   г.   Анива,   р.   Сусуя   в   г.
Южно-Сахалинске.
     На участках  водных  объектов  увеличена  пропускная  способность
русел  рек за счет расчистки от древесно-кустарниковой растительности,
карчей, иловых наносов, предотвращен размыв  и  обрушения  берега,  на
котором    произведено    некапитальное    крепление    наброской   из
несортированного камня. Однако регулирование и расчистка русел рек  не
решит проблему защиты населения и объектов экономики от паводков более
редкой  повторяемости  1%,  2%   вероятности   превышения.   Например,
паводковыми  водами  1% обеспеченности в Анивском районе затапливается
470 га территорий.
     Учитывая тот факт, что г. Анива, с. Воскресенское располагаются в
пойме  реки  Лютога,  без  строительства  защитных  сооружений  случаи
затопления территории поселений будут повторяться ежегодно.
     Мероприятиями    Программы    предусматривается     строительство
сооружений  инженерной защиты на р. Лютога в муниципальном образовании
«Анивский городской округ» в г. Анива, с. Воскресенское; строительство
дамбы на р. Красносельская в п.р. Ново-Александровск.
     В периоды половодий и паводков также наибольшее развитие получает
боковая  эрозия.  Более  интенсивному  размыву  подвергаются  вогнутые
берега речных излучин и меандр, где проявляется действие  центробежных
сил.  Вдоль  таких  берегов  наблюдаются  более  глубоководные участки
русла, большие скорости течения. Подмываемые берега четко выделяются в
рельефе  высоким обрывистым уступом, вдоль бровки которого наблюдаются
оползневые смещения. Размыв берегов увеличивает  неустойчивость  русла
рек и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация
таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий  и
требует адекватных мер инженерной защиты.
     В с. Ныш Ногликского района вследствие изменения  русла  р.  Тымь
береговая  линия  смещается  в  стороны жилых построек до 1,0 м в год.
Удаленность  жилых  домов  от   откоса   берега   составляет   15   м,
хозяйственные   постройки   расположены   непосредственно  на  берегу.
Дальнейшее разрушение берега создает  угрозу  и  подвергает  опасности
разрушения  жилых домов по улице Набережной. В Программе запланировано
строительство сооружений инженерной защиты на р. Тымь в с. Ныш.
     Важной   задачей,   требующей   решения,   является   обеспечение
безопасности гидротехнических сооружений.
     Спад производства во всех сферах экономики  90-х  годов  прошлого
века  привел  к  тому,  что предприятия, на балансе которых находились
ГТС, попали в тяжелейшее финансовое  положение  и  не  могли  выделять
достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их
нормальную эксплуатацию.
     К объективной причине снижения уровня безопасности ГТС  относится
и  временной  фактор.  С  течением  времени  под  влиянием природных и
техногенных нагрузок первоначальное  состояние  сооружений  постепенно
ухудшается.  А  большинство  из них было построено в 50 - 70-е годы XX
века, а некоторые из них и на основе японских сооружений.
     Гидротехнические   сооружения   в   сфере   жилищно-коммунального
хозяйства,  расположенные на территории Сахалинской области, находятся
исключительно  в  муниципальной  собственности  (14   гидротехнических
сооружений, 7 из которых внесены в Российский регистр гидротехнических
сооружений). ГТС, находящиеся в собственности  Сахалинской  области  и
бесхозяйные  ГТС  на  территории региона в сфере жилищно-коммунального
хозяйства отсутствуют.
     За последние годы  эксплуатации  гидротехнических  сооружений  на
большинстве  из  них  образовалось  значительное количество дефектов и
локальных повреждений.
     Анализ современного технического состояния и уровня  эксплуатации
ГТС,  находящихся  на территории муниципальных образований Сахалинской
области,  позволяют  в  большинстве  случаев  сделать  вывод   об   их
неудовлетворительном   состоянии,   что   является   предпосылкой  для
возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах и в  населённых
пунктах, расположенных в нижнем бьефе.
     За период с 2006 по 2011 год за  счёт  субсидий,  предоставляемых
федеральным  бюджетом  бюджету  области,  и средств областного бюджета
выполнен капитальный ремонт гидротехнических сооружений в  г.  Холмске
на   р.  Тый, капитальный ремонт лотка аварийного сброса на плотине р.
Козулинка,   профинансированы   работы   по   разработке    деклараций
безопасности  гидротехнических  сооружений  на  4 объектах в следующих
муниципальных образованиях: Корсаковский  городской  округ,  «Холмский
городской  округ»,  городской  округ «Охинский» и Шахтерское городское
поселение.
     В 2013 году за счет средств  областного  бюджета  разрабатываются
проектные  документации  по наиболее значимым объектам, имеющим важное
социально-экономическое значение для Сахалинской области.
     В настоящее время в  неудовлетворительном  техническом  состоянии
находятся  8  единиц  ГТС  в  населенных  пунктах Сахалинской области:
Холмске,  Корсакове,  Шахтёрске,  Макарове,  Бошняково,   Лесогороское
Шахтерского  городского  поселения,  что может привести к значительным
ущербам  и  катастрофическим  последствиям  для  жителей  и   объектов
инфраструктуры.
     По  предварительным  данным   величина   прогнозного   ущерба   в
результате непринятия мер составит более 3 300 млн. рублей.
     ГТС,   представляющие,   по    оценочным    данным,    наибольшую
потенциальную  опасность  и  расположенные  на  территории Сахалинской
области, предложены к финансированию в рамках мероприятий Программы.
     Мероприятия Программы по разделу «Восстановление и  экологическая
реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия)» направлены
на сохранение и восстановление водных объектов за  счет  экологической
реабилитации  водных  объектов,  а  также  за  счет  расчистки  водных
объектов  (природоохранные  мероприятия)   с   целью   ликвидации   их
загрязнения  и  засорения  и  дальнейшего  предотвращения  негативного
воздействия вод.
     Планируется   проведение   мероприятия   по   восстановлению    и
экологической реабилитации озера Тунайча.
     Озеро Тунайча является памятником природы регионального значения.
С каждым годом экологическое состояние озера ухудшается.
     В 2012 году  Федеральным  государственным  бюджетным  учреждением
науки  Институт  озероведения  Российской  академии  наук  (ИНОЗ  РАН)
проведена оценка гидролого-морфологического состояния озера Тунайча  и
разработаны предложения по его экологической реабилитации.
     При проведении оценки сделаны выводы и предложения, которые имеют
два направления:
     1.  Увеличение  водообмена  между  озером   Тунайча   и   заливом
Мордвинова    путем   восстановления   поперечного   сечения   пролива
Красноармейский в створе автомобильного моста  (разбор  дамбы,  замена
пролетами   моста,  расчистка  пролива  Красноармейский)  и  прокладки
сквозного открытого канала через косу южнее автомобильного  моста  под
дорогой.
     2. Второе направление, по мнению экспертов,  более  целесообразно
   настоящее  время  на  озере  Тунайча  установилось  экологическое
равновесие)  -  предоставить   возможность   озеру   развиваться   без
интенсивного  гидротехнического  воздействия, акцентировав внимание на
постепенном оздоровлении водоема с использованием методов, уменьшающих
степень его эвтрофирования.
     Окончательное решение по экологической реабилитации  озера  будет
принято  на  основании рекомендаций Совета по экологии при Губернаторе
Сахалинской   области   с   последующей   корректировкой   программных
мероприятий.
     Негативные  русловые  процессы   являются   причиной   затопления
земельных   участков,   жилых   массивов,  сооружений  транспортной  и
промышленной инфраструктуры.
     Необходима защита застроенных берегов от размыва и затопления,  а
также  восстановление водотоков в целях защиты отдельных территорий от
подтопления.
     Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов  области
нарушила   гидрологический   баланс  водотоков.  Аккумуляция  наносов,
техногенных загрязнителей приводит к снижению  пропускной  способности
рек,  происходит  их  обмеление.  Повышение  отметок  дна способствует
зарастанию водных объектов растительностью, мелколесьем. В  результате
уменьшаются  скорости  течения  и транспортирующая способность потока,
что способствует ускорению аккумуляции наносов. Повышение отметок  дна
рек   вследствие   заиления,   а   также   повышение   гидравлического
сопротивления русла  вследствие  его  зарастания  ведут  к  уменьшению
пропускной  способности  русла,  что  в дальнейшем при высоких уровнях
воды приведет к выходу воды на  пойму  и  затоплению.  Водные  объекты
утратили способность к самоочищению.
     Для   предотвращения   этих   процессов    необходимо    провести
природоохранные  мероприятия по расчистке русел рек в черте населенных
пунктов.
     Природоохранные мероприятия по расчистке  русел  рек  планируется
провести   в   г.   Южно-Сахалинске  на  реках  Маяковского,  Рогатка,
Хомутовка, Сусуя, Колка; в Холмском районе на реках Татарка, Холмская,
Рудановского;   в Поронайском районе на реках Гастелловка, Матросовка;
в Углегорском районе на реке Тухлянка и руч. Блудный.
     Природоохранные мероприятия включены в Программу на основании:
     - сведений о проблемах и состоянии водных объектов, информации  о
негативном воздействии вод на населенные пункты, объекты хозяйственной
деятельности;
     - обращений (жалоб) граждан на негативное воздействие вод;
     -  актов   обследования   состояния   водных   объектов,   причин
возникновения   негативного  воздействия  вод  на  населенные  пункты,
объекты хозяйственной и иной деятельности негативного воздействия;
     - обращений депутатов Государственной Думы Федерального  Собрания
Российской Федерации, Сахалинской областной Думы.
     В результате проводимых мероприятий  будет  увеличена  пропускная
способность  рек,  улучшится  ландшафт  и  экологическое состояние как
водных объектов, так и прилегающих к ним территорий населенных пунктов
области.
     В связи с отсутствием необходимой сети наблюдений  в  области  не
организовано  проведение  в  полном  объеме  регулярных  наблюдений за
состоянием дна,  берегов,  изменениями  морфометрических  особенностей
водных объектов или их частей, расположенных на территории Сахалинской
области.
     Отсутствие  информации  не  позволяет  своевременно  выявлять   и
прогнозировать  развитие  негативных  процессов,  влияющих на качество
воды в водных объектах и их состояние, разработку и реализацию мер  по
предотвращению  негативных последствий этих процессов, а также оценить
эффективность осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.
     Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных
с   использованием   и   охраной   водных   объектов,  предупреждением
негативного    воздействия    вод    и    обеспечением    безопасности
гидротехнических сооружений на территории Сахалинской области.
     Такой подход позволит объединить в систему отдельные  мероприятия
и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного
в обеспечении экологически благоприятных условий  жизни  населения,  в
повышении  защищенности населения и территорий от наводнений и другого
негативного воздействия вод.

 

            II. Основные цели и задачи Программы, целевые             
        индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения         
     Основными целями Программы на период до 2020 года являются:
     - обеспечение защищенности  населения  и  объектов  экономики  от
наводнений и иного негативного воздействия вод;
     - восстановление водных объектов  до  состояния,  обеспечивающего
экологически благоприятные условия жизни населения.
     Для достижения поставленных целей  планируется  решить  следующие
задачи:
     - строительство сооружений инженерной защиты;
     -   повышение   эксплуатационной   надежности    гидротехнических
сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
     - восстановление и экологическая  реабилитация  водных  объектов,
утративших способность к самоочищению.
     Обеспечение   высокого   уровня   защищенности   территорий    от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера является
необходимым условием стабильного  экономического  развития  региона  и
снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
     Улучшение  экологического  состояния  водных  объектов   является
важнейшим  условием  достижения  высоких  стандартов  жизни населения,
создания комфортных условий и обеспечения интересов будущих  поколений
жителей региона.
     Условием досрочного  прекращения  реализации  Программы  является
несоответствие  результатов выполнения Программы целевым индикаторам и
показателям эффективности ее реализации.
     Важнейшими  целевыми  показателями   и   индикаторами   Программы
являются:
     -  увеличение  доли  населения,  проживающего   на   подверженных
негативному  воздействию  вод  территориях,  защищенного  в результате
проведения  мероприятий  по  повышению  защищенности  от   негативного
воздействия  вод,  в общем количестве населения, проживающего на таких
территориях на 33,3% на конец 2020 года (общее  количество  населения,
проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод,
составляет   28,0  тыс.  человек  в   соответствии   с   утвержденными
исходными данными для расчета распределения субвенций);
     -   протяженность   новых   сооружений   инженерной   защиты    и
берегоукрепления   -   5,5   км   (ввиду  отсутствия  в  собственности
Сахалинской  области   и   собственности   муниципальных   образований
сооружений инженерной защиты мероприятия по реконструкции сооружений в
Программу не включались);
     -   количество   гидротехнических   сооружений,   приведенных   в
безопасное   техническое  состояние,  -  8  единиц  (рассчитывался  от
количества     гидротехнических     сооружений,     находящихся      в
неудовлетворительном состоянии);
     - увеличение  доли  гидротехнических  сооружений,  приведенных  в
безопасное  техническое состояние, в общем количестве гидротехнических
сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности  с 0%
на конец 2013 года до 100% на конец 2015 года;
     -  протяженность  работ   по   восстановлению   и   экологической
реабилитации  водных  объектов (природоохранных мероприятий) - 33,5 км
(по  данным  муниципальных  образований  общая  протяженность   водных
объектов,   нуждающихся   в  проведении  природоохранных  мероприятий,
составляет 187 км).
     Целевые  индикаторы  и  показатели:  количество  вновь  созданных
водохранилищ    и    реконструируемых    гидроузлов   на   действующих
водохранилищах;  численность   населения,   проживающего   в   районах
возникновения  локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными
ресурсами которого повышена, в Программе не  учитывались  ввиду  того,
что  Сахалинская  область не относится к районам, испытывающим дефицит
водных ресурсов,  строительство  новых  водохранилищ  и  реконструкция
существующих не планируется.
     Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены  в
приложении № 1 к настоящей Программе.
     Методика расчета индикаторов и показателей Программы приведена  в
приложении № 2 к настоящей Программе.
     Целевые  индикаторы  отдельных  мероприятий   при   необходимости
подлежат   ежегодной   корректировке  с  учетом  технико-экономических
показателей разработанных и  утвержденных  проектных  документаций,  а
также реальных возможностей бюджетов.
                      III. Мероприятия Программы                      
     Достижение целей и решение задач Программы  осуществляются  путем
скоординированного  выполнения  взаимоувязанных  по срокам, ресурсам и
источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
     Программой   предусмотрено   целевое    финансовое    обеспечение
реализации  мер,  направленных  на  повышение защищенности населения и
объектов экономики от наводнений  и  другого  негативного  воздействия
вод,    обеспечение   эксплуатационной   надежности   гидротехнических
сооружений, экологическую реабилитацию водных объектов.
     Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса
Сахалинской  области  настоящей  Программой  предусмотрено  выполнение
мероприятий по следующим направлениям:
     -  защита  от   негативного   воздействия   вод   и   обеспечение
безопасности гидротехнических сооружений;
     -   сокращение   негативного   антропогенного    воздействия    и
экологическая реабилитация водных объектов.
     С  учетом  экономической  целесообразности  общая  потребность  в
строительстве  сооружений  инженерной защиты оценивается на уровне 5,5
км.
     Существующее  положение  не  позволяет   обеспечить   необходимую
защищенность населения, промышленных объектов, объектов инфраструктуры
и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод.
     В   рамках   реализации   Программы   предполагается   возведение
сооружений  инженерной  защиты  в  г.  Анива  и с. Воскресенское, в г.
Южно-Сахалинске, что позволит в  значительной  степени  решить  задачу
защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод в
период весеннего половодья и летне-осенних паводков.
     Задачей,   требующей    незамедлительного    решения,    является
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
     Для решения проблемы  приведения  гидротехнических  сооружений  с
неудовлетворительным  и  опасным  уровнем  безопасности  в  безопасное
состояние в рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:
     - «Капитальный ремонт гидротехнических  сооружений  водохранилища
на р. Тый» в Холмском районе Сахалинской области;
     - «Капитальный ремонт гидротехнических  сооружений  водохранилища
на р. Малка» в Холмском районе Сахалинской области;
     - «Капитальный ремонт гидротехнических  сооружений  водохранилища
Маока-Зова на р. Татарка» в Холмском районе Сахалинской области;
     - Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на
р. Токариный в г. Шахтёрске;
     - Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на
р. Лесогорка в с. Лесогорское Шахтерского городского поселения;
     - Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища  в
створах  рек  Узкая,  Талая,  ручья  Безымянный  в Корсаковском районе
Сахалинской области;
     - Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на
р. Худозава в г. Макарове;
     - Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на
р. Сиротская в с. Бошняково Углегорского района Сахалинской области.
     Реализация данных мероприятий  позволит  предотвратить  остановку
водоснабжения    городов    и    сёл,   приостановление   деятельности
образовательных   учреждений,   учреждений    культуры,    спорта    и
здравоохранения.  Капитальный  ремонт  ГТС  водохранилища  на  р.  Тый
обеспечит бесперебойную работу ТЭЦ  г.  Холмска  и  предотвратит  срыв
работы социальных учреждений и предприятий города.
     Программой   также    предусмотрен    комплекс    природоохранных
мероприятий,    направленных   на   восстановление   и   экологическую
реабилитацию водных объектов, в том числе малых рек, которые  утратили
способность к самоочищению.
     В рамках решения  задачи  по  экологической  реабилитации  водных
объектов  Программой  особое внимание будет уделено мерам по расчистке
33,5 км русел рек.
     Перечень мероприятий Программы представлен в  приложении    3  к
настоящей Программе.

 

           IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы           
     Расходы областного бюджета на осуществление мероприятий  за  счет
субвенций  на осуществление переданных полномочий Российской Федерации
в сфере водных отношений в 2009 году составили 20,1  млн.  рублей,   в
2010  году  - 13,4 млн. рублей, в 2011 году - 12,2 млн. рублей, в 2012
году - 12,5 млн. рублей.
     Объемы финансирования  Программы  должны  обеспечить  возможность
реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.
     Общий  объем  финансирования  мероприятий   Программы   в   ценах
соответствующих  лет  составляет  1 658 550  тыс.  рублей, в том числе
средства консолидированного бюджета области - 1 658 550  тыс.  рублей,
из  них: средства областного бюджета - 1 547 743 тыс. рублей, средства
местных бюджетов - 110 807 тыс. рублей.
     Объемы   финансирования   Программы    рассчитаны    на    основе
аналитических  исследований  и оценок текущего и прогнозного состояния
водохозяйственного комплекса области с учетом обеспечения  возможности
реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.
     При расчете объемов финансирования не  учтена  доля  федерального
бюджета  в  связи  с  тем,  что софинансирование мероприятий Программы
осуществляется по ежегодному конкурсному отбору,  который  проводиться
Минприроды России.
     Обязательным условием  конкурсного  отбора  мероприятий  является
наличие  утвержденной  региональной Программы, проектной документации,
получившей положительное заключение госэкспертизы.
     Размер  софинансирования   устанавливается   ежегодным   приказом
Минприроды России.
     Объемы  и  источники   финансирования   Программы   приведены   в
приложении № 4 к настоящей Программе.
     Объемы  финансирования   Программы   по   основным   направлениям
реализации приведены в приложении № 5 к настоящей Программе.
     В ходе реализации отдельных мероприятий  объемы  и  источники  их
финансирования  при  необходимости  подлежат ежегодной корректировке с
учетом технико-экономических показателей разработанных и  утвержденных
проектных документаций, а также реальных возможностей бюджетов.

 

     V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм     
управления Программой, распределение сфер ответственности  и механизм 
                взаимодействия исполнителей Программы                 
     Координатором Программы является министерство природных  ресурсов
и охраны окружающей среды Сахалинской области.
     Исполнители    программных    мероприятий    являются    главными
распорядителями   средств   областного   бюджета,  предназначенных  на
реализацию программных мероприятий.
     1.  По  мероприятиям  Программы:  реконструкция  набережной  реки
Рогатка  в  г.  Южно-Сахалинске,  в  том  числе строительство объектов
инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений (включая  проектные
работы);  строительство  сооружений  инженерной  защиты на р. Лютога в
муниципальном образовании «Анивский городской  округ»  -  министерство
строительства Сахалинской области.
     2. По  разделу  Программы  «Капитальный  ремонт  гидротехнических
сооружений»   -   министерство   энергетики   и  жилищно-коммунального
хозяйства Сахалинской области.
     3.  По  разделу   Программы   «Восстановление   и   экологическая
реабилитация    водных    объектов   (природоохранные   мероприятия)»,
«Строительство сооружений инженерной защиты» (за исключением указанных
в   пункте   1   настоящего   раздела)  и  «Развитие  государственного
мониторинга водных объектов  на  территории  области»  -  министерство
природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.
     Исполнители  мероприятий  Программы  несут   ответственность   за
достижение целей и решение задач, установленных Программой.
     Исполнители Программы в соответствии с  Федеральным  законом   «О
размещении  заказов  на  поставки  товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных  и  муниципальных  нужд»  выполняют  функции
государственных заказчиков по закрепленным мероприятиям Программы.
     Общий   контроль   за   исполнением   Программы    осуществляется
Правительством Сахалинской области.
     Управление и оперативный контроль над ходом реализации Программы,
а  также  координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды  Сахалинской
области.
     Министерство  природных  ресурсов  и  охраны   окружающей   среды
Сахалинской области в ходе выполнения Программы:
     - разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные  правовые
акты, необходимые для выполнения Программы;
     - составляет план-график реализации Программы;
     - обеспечивает эффективное использование средств,  выделяемых  на
реализацию Программы;
     - проводит мониторинг реализации программных мероприятий в  целях
контроля их выполнения и достижения целевых индикаторов;
     -   осуществляет   координацию   работы   с   органами   местного
самоуправления,  осуществляемой  на  условиях заключенных соглашений о
предоставлении субсидий на реализацию программных мероприятий;
     - подготавливает  в  министерство  финансов  Сахалинской  области
информацию о ходе реализации Программы в текущем году и представляет в
установленном  порядке  сводную  бюджетную  заявку  на  финансирование
мероприятий Программы в очередном финансовом году;
     -  подготавливает  и  направляет  в  министерство  экономического
развития Сахалинской области ежеквартально и ежегодно по установленной
форме  в  соответствии   с   законодательством   Сахалинской   области
информацию о ходе реализации Программы;
     -  подготавливает  ежегодно  (при  необходимости)  и   вносит   в
министерство    экономического    развития   Сахалинской   области   и
министерство финансов Сахалинской  области  предложения  об  уточнении
мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на
реализацию мероприятий Программы;
     -  проводит  оценку  результативности  реализации  Программы,  ее
социально-экономической и бюджетной эффективности.
     В ходе выполнения Программы исполнители Программы:
     - вносят предложения и участвуют в уточнении целевых  индикаторов
и   расходов   на   реализацию   мероприятий   Программы,  а  также  в
совершенствовании механизма реализации Программы;
     - заключают  соглашения  с  органами  местного  самоуправления  о
предоставлении   субсидий   из   областного   бюджета   на  реализацию
программных мероприятий;
     - обеспечивают эффективное использование средств,  выделяемых  на
реализацию Программы;
     - участвуют в составлении ежеквартальной и годовой  отчетности  о
ходе реализации Программы;
     - участвуют  в  организации  плановых  проверок  хода  реализации
отдельных мероприятий Программы;
     - представляют координатору Программы статистическую,  справочную
и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
     - участвуют в подготовке  доклада  о  ходе  работ  по  реализации
Программы,   достигнутых  результатах  и  эффективности  использования
финансовых средств.
      VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы      
     Эффективность Программы будет обеспечена за счет  реализации  мер
адресной   поддержки   осуществляемых  проектов,  а  также  применения
программно-целевого метода управления Программой.
     В результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечено:
     - строительство сооружений инженерной защиты  и  берегоукрепления
протяженностью около 5,5 км;
     - экологическая  реабилитация  водных  объектов  (природоохранные
мероприятия) около 33,5 км;
     - приведение в безопасное техническое состояние  гидротехнических
сооружений  с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности -  8
единиц.
     Реализация   мероприятий,   предусмотренных   Программой,   будет
способствовать     достижению     следующих    социально-экономических
результатов:
     -  обеспечение  благоприятных  экологических  условий  для  жизни
населения,  развитие сферы услуг в области водного туризма и рекреации
за счет значительного  сокращения  уровня  негативного  антропогенного
воздействия  на  водные  объекты,  повышения качества водных ресурсов,
обеспечения комфортной среды обитания водных биологических ресурсов  и
сохранения видового биоразнообразия;
     -  повышение  защищенности  населения  и  объектов  экономики  от
наводнений  и  другого  негативного воздействия вод за счет реализации
комплексных  мероприятий  по  приведению  аварийных   гидротехнических
сооружений  к  технически  безопасному  уровню, обеспечения населенных
пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты.
     Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного
воздействия вод оценивается в 4792,17 млн. рублей.
     Строительство капитальных инженерных сооружений защиты территорий
поселений  за счет сторонних инвесторов фактически невозможно, так как
эксплуатация последних формально  не  имеет  прямой  прибыльности.   В
данном  случае  их эксплуатация несет так называемый мультипликативный
положительный эффект за счет, прежде всего, снижения расходов субъекта
и  муниципальных образований на организацию аварийно-восстановительных
и сопутствующих им работ, снятие социальной  напряженности,  улучшение
инвестиционного   климата   территорий   за   счет   вовлечения  их  в
хозяйственный оборот и возможность предоставления таких  территорий  в
аренду для жилого строительства и размещения производств.
     Методика  оценки   социально-экономической   эффективности   хода
реализации Программы приведена в приложении № 6 к настоящей Программе.

 

 

 

                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 1                            
   к долгосрочной целевой  программе Сахалинской области  «Развитие   
                     водохозяйственного комплекса                     
              Сахалинской области в 2013 - 2020 годах»,               
              утвержденной постановлением Правительства               
                         Сахалинской области                          
                 | от| 05 марта 2013 г. | №| 103 |

 

 

 

 

                    ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ                   
         реализации долгосрочной целевой программы Сахалинской области
         «Развитие водохозяйственного комплекса Сахалинской области в 
                              2013 - 2020 годах»                      

 

 

 

 

|———————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————————--------|
|              Целевые показатели               |   Единица   | 2012 год  | 2013 - 2020  |                       В том числе                               |
|                                               |  измерения  | (базовый) | годы - всего |                                                                 |
|                                               |             |           |              |———————|———————|———————|—————————|——————|————————|———————|———————|
|                                               |             |           |              | 2013  | 2014  | 2015  |2016 год | 2017 |2018 год| 2019  | 2020  |
|                                               |             |           |              |  год  |  год  |  год  |         | год  |        |  год  |  год  |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|——————————————|———————|———————|———————|—————————|——————|————————|———————|———————|
|Доля населения,  проживающего  на  подверженных|  процентов  |     0     |увеличение на |       |       |       |   3,8   | 8,6  |  17,6  | 25,5  | 33,3  |
|негативному    воздействию   вод   территориях,|             |           |33,3 процента |       |       |       |         |      |        |       |       |
|защищенного в результате проведения мероприятий|             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|по   повышению   защищенности   от  негативного|             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|воздействия вод, в общем количестве  населения,|             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|проживающего на таких территориях*             |             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|——————————————|———————|———————|———————|—————————|——————|————————|———————|———————|
|Протяженность   новых   сооружений   инженерной|     км      |     0     |     5,5      |       |       |       |  0,75   | 1,25 |  1,50  | 1,00  | 1,00  |
|защиты и берегоукрепления                      |             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|——————————————|———————|———————|———————|—————————|——————|————————|———————|———————|
|Доля     гидротехнических     сооружений      с|  процентов  |     0     |     100      |       | 87,5  |  100  |         |      |        |       |       |
|неудовлетворительным    и    опасным    уровнем|             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|безопасности,    приведенных    в    безопасное|             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|техническое состояние                          |             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|——————————————|———————|———————|———————|—————————|——————|————————|———————|———————|
|Количество   гидротехнических   сооружений    с|   единиц    |     0     |      8       |       |   7   |   1   |         |      |        |       |       |
|неудовлетворительным    и    опасным    уровнем|             |           |              |       |       |       |         |      |        |       |       |


Информация по документу
Читайте также