Расширенный поиск
Постановление Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 326ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 июня 2013 г. № 326 г. Южно-Сахалинск О долгосрочной целевой программе Сахалинской области «Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» (В редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 г. N 808) В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 № 476 «О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области» Правительство Сахалинской области постановляет: 1. (Утратил силу - Постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 г. N 808) 2. (Утратил силу - Постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 г. N 808) 3. Признать утратившими силу постановления Правительства Сахалинской области: - от 14.07.2010 № 340 «О долгосрочной целевой программе Сахалинской области «Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010 - 2015 годы»; - от 29.06.2012 № 328 «О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 14.07.2010 № 340 «О долгосрочной целевой программе Сахалинской области «Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010 - 2015 годы». 4. (Утратил силу - Постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 г. N 808) 5. (Утратил силу - Постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 г. N 808) Губернатор Сахалинской области А.В.Хорошавин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Сахалинской области от 28 июня 2013 г. № 326 ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Сахалинской области «Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» Паспорт долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» |------------------|--------------------------------------------------| |Наименование |Долгосрочная целевая программа Сахалинской области| |Программы |«Развитие угольной отрасли Сахалинской области на| | |2014 - 2020 годы» (далее - Программа) | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Основание |Пункт 8 Протокола совместного заседания Совета при| |для разработки |полномочном представителе Президента Российской| |Программы |Федерации в Дальневосточном федеральном округе и| | |коллегии Министерства Российской Федерации по| | |развитию Дальнего Востока от 11.12.2012 | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Заказчик |Правительство Сахалинской области | |Программы | | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Разработчик |Министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области | |Программы | | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Цели |Обеспечение конкурентоспособности угольной отрасли| |Программы |в условиях насыщенности рынка альтернативными| | |энергоресурсами и ее устойчивого развития на| | |основе современного научно-технического потенциала| | |и технологий, отвечающих экологическим нормам | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |------------------|--------------------------------------------------| |Задачи Программы |1. Развитие сырьевой базы угольной отрасли и| | |рациональное недропользование. | | |2. Развитие производственного потенциала| | |существующих мощностей по добыче и переработке| | |угля. | | |3. Повышение эффективности работы предприятий для| | |бесперебойного обеспечения потребителей углем. | | |4. Увеличение объемов добычи и вывоза угля за| | |пределы Сахалинской области. | | |5. Совершенствование механизмов кадрового| | |обеспечения предприятий угольной промышленности | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Мероприятия |1. Строительство объектов транспортной| |Программы |инфраструктуры для увеличения поставок| | |сахалинского угля на экспорт и в другие регионы| | |России. | | |2. Обновление основных фондов угледобывающих| | |предприятий. | | |3. Создание профильного учебного заведения для| | |подготовки кадров для предприятий угольной| | |отрасли. | | |4. Разработка научного обоснования по развитию| | |углехимического производства | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Сроки реализации |2014 - 2020 годы | |Программы | | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Исполнители |Министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области,| |Программы |министерство экономического развития Сахалинской| | |области, министерство образования Сахалинской| | |области, министерство транспорта и дорожного| | |хозяйства Сахалинской области | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Объемы |Общий объем средств, направляемых на реализацию| |и источники |мероприятий, - 7316000 тыс. руб., в том числе по| |финансирования |годам: | |Программы |2014 год - 445 000 тыс. руб.; | | |2015 год - 615 000 тыс. руб.; | | |2016 год - 1 310 000 тыс. руб.; | | |2017 год - 1 497 000 тыс. руб.; | | |2018 год - 920 500 тыс. руб.; | | |2019 год - 940 500 тыс. руб.; | | |2020 год - 1 588 000 тыс. руб. | | |Из них по источникам финансирования: | | |- средства областного бюджета Сахалинской области| | |- 416 000 тыс. руб., в том числе по годам: | | |2014 год - 130000 тыс. руб.; | | |2015 год - 15 000 тыс. руб.; | | |2016 год - 20 000 тыс. руб.; | | |2017 год - 62 000 тыс. руб.; | | |2018 год - 63 000 тыс. руб.; | | |2019 год - 63 000 тыс. руб.; | | |2020 год - 63 000 тыс. руб.; | | |- средства внебюджетных источников - 6 900 000| | |тыс. руб., в том числе по годам: | | |2014 год - 315 000 тыс. руб.; | | |2015 год - 600 000 тыс. руб.; | | |2016 год - 1 290 000 тыс. руб.; | | |2017 год - 1 435 000 тыс. руб.; | | |2018 год - 857 500 тыс. руб.; | | |2019 год - 877 500 тыс. руб.; | | |2020 год - 1 525 000 тыс. руб. | | | | |------------------|--------------------------------------------------| |Планируемые |1. Увеличение объема добычи угля в Сахалинской| |результаты |области до 5,5 млн. тонн в год. | |Программы |2. Увеличение объема вывоза угля за пределы| | |Сахалинской области до 4,1 млн. тонн. | | |3. Снижение износа основного горнотранспортного| | |оборудования до 25%. | | |4. Увеличение численности занятых в угольной| | |промышленности и портах, осуществляющих| | |деятельность по транспортировке угля, до 4,13 тыс.| | |чел. | | |5. Увеличение средней заработной платы работников| | |на предприятиях угольной отрасли до 55 тыс. руб. в| | |месяц. | | |6. Снижение среднего возраста работников| | |угледобывающих предприятий Сахалинской области до| | |38 лет. | | |7. Снижение случаев травматизма на предприятиях| | |угольной отрасли на 30% | |------------------|--------------------------------------------------| 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами Угольная отрасль является одной из основных отраслей, влияющих на социально-экономическую ситуацию в Сахалинской области, что нашло отражение в Стратегии развития Сахалинской области на период до 2020 года и Программе социально-экономического развития Сахалинской области на 2012 - 2014 годы. Системный подход к решению проблем, возникших в угольной промышленности, позволит обеспечить реализацию стратегии развития региона и будет способствовать социально-экономическому развитию региона и повышению уровня жизни населения отдельных населенных пунктов области, в основном депрессивных, увеличению собираемости налогов в региональный и местные бюджеты, созданию дополнительных рабочих мест в области. На территории острова Сахалин насчитывается 70 угольных месторождений. Считается, что углеобразование на Сахалине относится к меловому периоду мезозойской эры, а также к палеогеновому и неогеновому периодам кайнозойской эры. На Курильских островах мест углеобразования не обнаружено. Промышленный интерес вызывает прежде всего каменный уголь неогеновых отложений, а также палеогеновых. Разведанные с различной степенью детальности запасы угля Сахалинского бассейна составляют около 2,5 млрд. тонн, а прогнозные ресурсы, определенные по комплексу геологических предпосылок, - 14,1 млрд. тонн. Больше половины разведанных запасов приходится на бурые угли. Для разработки открытым способом разведано 490 млн. тонн. Из общего количества разведанных запасов в настоящее время разрабатывается 332 млн. тонн угля и 133 млн. тонн подготовлено к освоению в качестве резерва для нового шахтного строительства. Классификация запасов по видам углей, включая прогнозные ресурсы, следующая: - бурые угли - 3164 млн. тонн (22,4%); - каменные угли - 10943 млн. тонн (77,6%), в том числе 1748 млн. тонн (12,4%) пригодно для коксования. Если исходить из классификации запасов разведанных запасов угля, то она следующая: - бурые угли - 1263 млн. тонн (50,8%); - каменные угли - 1221 млн. тонн (49,2%), в том числе 141,4 млн. тонн (5,7%) пригодно для коксования. Ресурсы углей, пригодных для открытой отработки, оцениваются в 69 млн. тонн (0,5%), из них бурые угли составляют 33 млн. тонн, каменные - 36 млн. тонн. За 2012 год предприятия угольной отрасли, расположенные на территории Сахалинской области, добыли 4,1 млн. тонн при плане 4,3 млн. тонн. Наибольшее снижение объемов добычи угля произошло по группе предприятий общества с ограниченной ответственностью «Управляющая угольная компания» - на 185 тыс. тонн по сравнению с 2011 годом. Бюджетное задание 2012 года по перечислению налогов в территориальный бюджет Сахалинской области предприятиями угольной отрасли выполнено на 102,6 %, перечислено налогов за отчетный период на 72,5 млн. рублей больше, чем в 2011 году. Количество занятых в отрасли - 3,6 тыс. человек, или около 1,5% от общего количества людей, занятых в экономике островного региона. В основном это жители муниципального образования Углегорский муниципальный район. Кроме того, около 2 тыс. человек заняты на работах, зависящих от состояния угольного комплекса острова: на транспортировке угля железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, портовом обслуживании погрузки угля. Таким образом, можно говорить о том, что от работы угольной отрасли зависят примерно 2% занятого населения области. Также исторический опыт освоения угольных ресурсов Сахалина показывает, что угольная промышленность является и в современных условиях важной составляющей в экономике области не только как поставщик топлива, но и как локомотив для развития других отраслей. С ростом потенциала угледобычи связано развитие на новом качественном уровне транспортной инфраструктуры и социальной инфраструктуры в шахтерских поселках. Кроме того, угольная отрасль имеет определяющее значение для социально-экономического положения муниципального образования Углегорский муниципальный район. То есть развитие угольной промышленности Сахалинской области существенным образом влияет на развитие отдельных территорий острова Сахалин. Внутренний рынок обеспечивает около 29% потребления угля, добываемого на острове. В основном это предприятия большой энергетики: поставки составляют около 38% от общего объема внутреннего рынка. Также потребителями являются предприятия коммунально-бытового сектора и население. Около 49% добываемых углей поставляются за пределы области, в основном на экспорт. Так, за 2012 год вывезено внешним потребителям 2002 тыс. тонн угля, в том числе экспортные поставки составили 1927 тыс. тонн, или 96% от общего объема вывоза угля из области. Имеются и внешние потребители всего угля, добываемого на Сахалине, в основном расположенные в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Главный фактор, сдерживающий существенный рост добычи и, как следствие, экспортных поставок угля, - отсутствие необходимой инфраструктуры. Ситуация осложняется тем, что перевод на газ значительного количества энергетических объектов области в 2011 - 2014 годах повлечет спад в объеме 1,4 млн. тонн потребления энергетических углей внутренним рынком Сахалина и Курил. Это приведет не только к спаду в угольной промышленности, но и к уменьшению почти на 40% грузооборота сахалинского филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Для решения этой проблемы в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года планируется осуществить строительство железнодорожной ветки Ильинск - Углегорск. Срок введения в эксплуатацию железнодорожной линии Ильинск - Углегорск (в соответствии с утвержденными программными документами) - 2020 год. В то же самое время проблема увеличения экспортных поставок угля с территории Сахалинской области требует решения до 2015 года, то есть в самое ближайшее время. Отсутствие решения этой проблемы приведет к новому витку банкротств предприятий угольной сферы в связи с сокращением внутреннего спроса на уголь и невозможностью доставки твердого топлива потребителям за пределы островного региона. В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» в 2010 году завершена реконструкция морского торгового порта Шахтерск, это позволило дополнительно увеличить отгрузку угля за пределы Сахалинской области. За счет внебюджетных средств осуществлено приобретение дополнительных судов для погрузки на рейде балкеров грузоподъемностью 30 - 50 тыс. тонн, смонтированы и пущены в работу на территории порта 4 конвейера, судопогрузочная машина, грейферный перегружатель производительностью 1 тыс. тонн в час. Также решает вопрос повышения экспортных поставок угля реконструкция Углегорского морского торгового порта в 2011 - 2013 годах. В 2011 году в состав учредителей ООО «Порт Углегорский» вошла южно-корейская компания Samsung C&T и была принята программа модернизации порта Углегорска с целью увеличения его производственной мощности на 1 этапе до 3 млн. тонн угля в год, на втором этапе до 5 млн. тонн угля в год. В настоящее время южно-корейской компанией Utiltech выполнен проект модернизации как береговой, так и морской составляющих с выходом на проектную мощность от 1,5 до 3 млн. тонн в год. Согласно этому проекту увеличены складские площади для единовременного хранения 100 тыс. тонн угля. Будут смонтированы разгрузочные и погрузочные конвейерные линии, угольные штабелеукладчики и судопогрузочная машина. Дедвейт рейдового флота будет увеличен со 150 т до 1000 т/ед. Работы по реконструкции порта производятся как силами самого предприятия, так и с привлечением подрядных организаций. В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривается реконструкция объектов федеральной собственности (гидротехнические сооружения) морского терминала Углегорск. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2012 № 511 в 2013 году за счет средств федерального бюджета планируется разработка проектно-сметной документации по данному объекту в размере 15,3 млн. рублей. Крайне важной остается проблема кадрового обеспечения предприятий угольной отрасли Сахалинской области. Отмечен дефицит работников по ключевым для горной отрасли инженерно-техническим специальностям - геологи, маркшейдеры, горные мастера, а также по основным производственным рабочим профессиям - машинисты экскаваторов, машинисты бульдозеров, водители технологического транспорта. Чрезвычайно высоки показатели оттока кадров: на отдельных предприятиях эти показатели достигают 0,6 - 0,8. Также происходит старение кадрового состава, особенно рабочих профессий. Используются трудовые ресурсы, оставшиеся с 80-х годов. Средний возраст работников на угольных предприятиях области составляет 41 - 43 года. Например, 46% работников группы компаний общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сахалинуголь» имеют пенсионный для угольной отрасли возраст: 35% - от 45 до 55 лет, 11% - старше 55 лет. Основные причины кадрового дефицита следующие. Во-первых, устаревшая материально-техническая база учебных заведений профессионального образования на острове Сахалин, которые осуществляют подготовку специалистов для угольной промышленности. Во-вторых, отсутствует комплексный подход к решению проблемы подготовки технических кадров, в том числе для угольной отрасли, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными в Сахалинской области. В-третьих, нежелание молодых специалистов, подготовленных в учебных заведениях центральной части России, осуществлять трудовую функцию на предприятиях угольной отрасли в отдаленном регионе. Кроме того, в учебных заведениях Дальневосточного федерального округа отмечается низкий уровень заполнения на специальности, необходимые угольному комплексу Сахалина. Для решения этой проблемы предприятия в основном вынуждены решать вопрос путем привлечения относительно дешевой силы с Украины для работы на острове вахтовым методом. Отказ от привлечения работников из стран Содружества Независимых Государств приведет к снижению производительности труда работников угольной сферы, необоснованному росту заработной платы низко квалифицированного персонала с низким коэффициентом полезного действия. Низким остается уровень внедрения в работу предприятий энергосберегающих технологий. Главным фактором, сдерживающим интенсивное обновление основных средств угледобывающих компаний, является недостаток собственных средств, а также слабо развитый рынок финансовых услуг: высокая стоимость банковских кредитов, недостаточность предложений лизинга, малое количество кредитных организаций, осуществляющих выдачу долгосрочных кредитов. Также небольшие по объему запасов месторождения угля, рассчитанные на освоение в ближайшие 2 - 4 года, не дают возможности предприятиям угольного комплекса осуществлять свои инвестиционные программы, которые могут иметь максимальный экономический эффект лишь при их долгосрочности. Кроме того, высокий уровень износа оборудования и техники является основным фактором риска безопасности ведения горных работ. На всех без исключения предприятиях угольной отрасли Сахалинской области проводятся работы, направленные на повышение безопасности труда. Ежегодно в установленные сроки разрабатываются и утверждаются плановые мероприятия, направленные на повышение безопасности производства, а именно по: - внедрению современной техники добычи и переработки угля; - предупреждению и тушению эндогенных пожаров и снижению пожароопасности; - предотвращению самовозгорания угля; - борьбе с пылью; - защите горных выработок от поверхностных вод; - установлению опасных зон ведения горных работ; - аттестации работников в области промышленной безопасности; - борьбе с шумом и вибрацией. Указанные выше меры включают использование специальных методик ведения горных работ и эксплуатации техники, применение индивидуальных средств защиты и призваны обеспечить безопасные условия труда. Также на предприятиях службы производственного контроля наделены необходимыми полномочиями по контролю в сфере соблюдения нормативных актов и стандартов в сфере охраны труда. Государственными органами также проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства в сфере труда. Учитывая отсутствие массовых случаев травматизма на предприятиях угольной отрасли, а также случаев, повлекших тяжелые последствия для жизни и здоровья работников горной промышленности, в том числе при чрезвычайной ситуации на шахте общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-6», следует признать работу, проводимую по охране труда на угольных предприятиях, удовлетворительной. Остается проблемой крайне низкий удельный вес в объемах добычи угля, добываемого подземным способом. Это связано, прежде всего, с высокой себестоимостью развития шахтного хозяйства. В 2012 году одно предприятие островного региона добывало уголь подземным способом - это ООО «Сахалинуголь-6», добыча составила 149 тыс. тонн угля. Шахта общества с ограниченной ответственностью «Восточная жемчужина» в муниципальном образовании городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации в 2012 году временно законсервирована. Идет поиск инвесторов, способных поддержать шахту. На время консервации, добыча осуществляется открытым способом в пределах участка недр «поле шахты «Долинская». В 2012 году было добыто 130 тыс. тонн угля. Несмотря на то, что основные запасы углей, как балансовые, так и прогнозные, пригодны для подземной добычи, в горногеологических условиях Сахалинской области подземный способ добычи имеет низкую эффективность и сопряжен с высокими технологическими и коммерческими рисками. Является важной проблема низкой активности в разведке новых месторождений угля. Это не позволяет рассматривать вопрос об увеличении роли угольной отрасли в различных муниципалитетах островного региона. То есть потенциал угольной отрасли для реализации территориальной политики субъекта Российской Федерации в целях повышения уровня социально-экономического развития депрессивных муниципальных образований Сахалинской области использован не в полной мере. Наиболее перспективным для угольной отрасли является муниципальное образование Углегорский муниципальный район. Муниципальное образование имеет значительные запасы твердого топлива, востребованные как на внутреннем рынке островного региона, так и потребителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Также на территории этого муниципального образования расположено начальное профессиональное учебное заведение, которое в перспективе может быть использовано для подготовки рабочих кадров для угольной промышленности. Месторождения угля в муниципальных образованиях Углегорский муниципальный район и городской округ «Александровск-Сахалинский район», учтенные Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации, за исключением участка поля шахты Мгачи, уже переданы для разработки. Указанные угольные участки, свободные от прав третьих лиц, планируются Федеральным агентством по недропользованию к передаче для разработки до конца 2013 года. Однако прогнозные запасы угля в указанных муниципалитетах значительно превосходят разведанные. Это говорит о высоком потенциале угольной промышленности для существенного улучшения положения депрессивных территорий островного региона. Кроме того, разведанные запасы угля в указанных муниципальных образованиях рассчитаны на добычу в течение 25 - 40 лет. Затем будет необходимо проведение работ по рекультивации земель на месте использованных угольных разрезов, мероприятий по закрытию шахт. В этих условиях является целесообразным осуществление разведки запасов угля в муниципалитетах западной части острова Сахалин для обеспечения бесперебойной работы предприятий, а также обеспечение осуществления ими деятельности по выполнению работ по рекультивации земли на разработанных участках и мероприятий по закрытию шахт. Таким образом, перспективы развития Бошняковского и Александровск-Сахалинского угольных кустов в муниципальных образованиях Углегорский муниципальный район и городской округ «Александровск-Сахалинский район» зависят именно от детальной разведки месторождений твердого топлива в этих муниципалитетах. Перспектива развития угольных месторождений на территориях муниципальных образований городской округ «Смирныховский», «Тымовский городской округ», Поронайский городской округ и «Городской округ «Вахрушев» основывается лишь на потреблении угля Сахалинской ГРЭС, расположенной на территории муниципального образования «Городской округ «Вахрушев», а также объектами малой энергетики. Для сохранения роли угольной отрасли на восточном побережье острова Сахалин является необходимым открытие новых месторождений с запасами угля, удовлетворяющего характеристикам потребителей Японии, Южной Кореи и Китайской Народной Республики. На юге острова перспективными являются муниципальные образования «Невельский городской округ» и городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации. На указанных территориях расположена шахта ООО «Восточная жемчужина» с балансовыми запасами 85 млн. тонн каменного угля и ООО «Горняк-1». В настоящее время работы на шахте прекращены. Шахта находится на временной консервации. Работы по добыче угля осуществляются на участке открытых горных работ в пределах поля шахты. В 2012 году добыча угля составила 130 тыс. тонн. Отдельно необходимо сказать о воздействии угольной промышленности на окружающую среду в Сахалинской области. Характерными направлениями негативного воздействия предприятий угольной промышленности на природные комплексы в области является загрязнение: - подземных и поверхностных водных объектов шахтными, производственными и хозяйственно-бытовыми сточными водами, а также нарушение русла рек и ручьев в процессе продвижения горных работ; - земель отходами добычи и переработки угля, а также вырубка леса и, как правило, потери естественного плодородного слоя на территории деятельности угольных разрезов; - воздушного бассейна выбросами промышленных и коммунальных котельных, горящих породных отвалов, а также горнотранспортного оборудования и взрывных работ. Анализ экологической ситуации в районах расположения угольных предприятий свидетельствует о значительном негативном воздействии угольной промышленности на окружающую среду. Стоит отметить динамику производства первичной энергии: в 2000 году объемы первичной энергии составили 417 ЭДж, в 2010 году, по оценке, составят 530 ЭДж, в 2020 году - 650 ЭДж, в 2030 году - 730 ЭДж, в 2040 году - 820 ЭДж и в 2050 году - 880 ЭДж. При этом прогнозируется, что пик производства первичной энергии из нефти составит 190 ЭДж в 2020 году, а из газа - 140 ЭДж в 2030 году, а затем будет происходить постепенное снижение их использования. Производство же первичной энергии из угля будет постоянно возрастать. Так, если в 2000 году производство первичной энергии из угля составило 97 ЭДж, в 2010 году, по оценке, составит 144 ЭДж, то к 2050 году прогнозируется в объеме порядка 230 - 260 ЭДж. Приведенные выше данные показывают долгосрочные перспективы угольной отрасли, в том числе в связи с увеличением в балансе энергопотребления именно угля. Это говорит о необходимости разработки комплекса мер, способствующих развитию угольной промышленности в Сахалинской области, в том числе в долгосрочной перспективе. Итак, настоящая Программа должна быть направлена на решение следующих приоритетных проблемных вопросов: - отсутствие инфраструктуры для увеличения экспорта угля; - старение основных фондов предприятий угольной отрасли; - низкий уровень обеспеченности угольной сферы кадрами; - низкая интенсивность разведки новых месторождений угля; - отсутствие мощностей по глубокой переработке угля; - негативные последствия работы предприятий угольной отрасли на экологию. Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы, является факт, что мероприятия, реализуемые в соответствии с настоящей Программой, не будучи увязанными в единую систему, не дадут должного эффекта и могут привести к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений угольного комплекса островного региона. 2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы Целью Программы является обеспечение конкурентоспособности угольной отрасли в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами, а также устойчивое и сбалансированное развитие угольной промышленности островного региона на основе современного научно-технического потенциала и технологий, отвечающих экологическим нормам. Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач: - повышение эффективности работы предприятий; - увеличение объемов добычи и вывоза угля за пределы области; - внедрение инновационных технологий по добыче и переработке угля; - создание механизмов подготовки кадров для предприятий угольной отрасли. Реализация мероприятий настоящей Программы, которые обеспечивают достижение указанной цели и решение названных задач, планируется в 2014 - 2020 годах, то есть в период всего срока действия Программы. 3. Система программных мероприятий Для решения проблемных вопросов, стоящих перед угольной отраслью Сахалинской области, необходима реализация следующих мероприятий (приложение № 5 к настоящей Программе): - строительство объектов транспортной инфраструктуры; - создание профильного учебного заведения для подготовки кадров для предприятий угольной отрасли (модернизация государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области «Профессиональное училище № 19»); - обновление основных фондов угледобывающих предприятий; - разведка новых месторождений угля (частичное возмещение затрат на разведочные работы с целью геологического изучения и освоения новых участков недр месторождений угля); - разработка научного обоснования по развитию углехимического производства; - внедрение систем экологического менеджмента в работу предприятий угольной промышленности (частичное возмещение затрат на получение экологических сертификатов). 3.1. Строительство объектов транспортной инфраструктуры Строительство железнодорожной линии Ильинск - Углегорск будет осуществлено в 2016 - 2030 годах в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения», в котором строительство указанной ж/д линии протяженность 143 км предусмотрено в период до 2020 года. В 2014 - 2020 годах также необходимо осуществить строительство транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить экспортные поставки угля уже с 2018 года, то есть с момента значительного снижения внутреннего потребления твердого топлива энергетическими объектами Сахалинской области. В соответствии с разделом 5 Концепции долгосрочной целевой программы «Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010 - 2015 годы» был проведен анализ портов (Александровск-Сахалинский, Бошняково, Шахтерск, Углегорск, Красногорск, Ильинск, Корсаков и Холмск), через которые возможно осуществлять экспортные поставки угля, с использованием следующих критериев: - обеспечение маршрутов транспортировки угля от мест добычи до порта; - возможность таможенного оформления грузов в порту; - возможность создания системы портовой безопасности, соответствующей Международной конвенции по охране человеческой жизни на море; - возможность создания обширного складского хозяйства в порту; - возможность обеспечения рабочей силой мощностей порта; - возможность отгружать в порту не менее 2 млн. тонн угля в год; - возможность обеспечения погрузочно-разгрузочной мощности порта электроэнергией; - наличие в порту укрытий для эвакуации буксиров и других судов портового флота; - возможность заправлять судовым топливом буксиры и другие суда портового флота; - наличие причалов и акваторий, позволяющих безопасно швартоваться крупным судам водоизмещением класса до 40 тыс. тонн; - работа служб порта такое количество дней в году, которое будет обеспечивать отгрузку не менее 2 млн. тонн угля в год; - проведение мероприятий против наносов песка. Надлежащими портами для экспортной отгрузки угля являются порты муниципального образования Углегорский муниципальный район (Шахтерск и Углегорск). Кроме того, в перспективе является целесообразным и соответствующим заявленным критериям строительство порта в районе села Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ». В настоящий момент границы указанных портов Правительством Российской Федерации не установлены. В качестве исходных условий отгрузки угля в указанных выше портах выбраны: - объем отгрузки каменного угля - 4,5 млн. тонн в год; - целевые суда - водоизмещением 20000 - 40000 DTW; - годовой фонд рабочего времени - круглогодично (с учетом погодных условий); - часы работы по отгрузке каменного угля - работа в круглосуточном режиме; - необходимое число рейсов грузовых судов - 100 - 140 рейсов; - скорость погрузки угля на суда - 15 - 20 тыс. тонн в сутки; - время на операцию по загрузке одного судна - не более 2,5 дней. Строительство указанного портового комплекса необходимо осуществить в 2014 - 2020 годах для начала эксплуатации порта в апреле 2020 года. Также является необходимым обеспечение функционирования пункта пропуска через государственную границу в морском порту Шахтерск (с возможным функционированием терминала пункта пропуска в морском порту Углегорск). По информации ДВТУ Росграницы работы по реконструкции пунктов пропуска Углегорск, Шахтерск включены в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020 годы)» с общим объемом финансирования 1027,34 млн. руб. В случае осуществления строительства морского порта в районе села Ильинское необходимо в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» осуществить обустройство пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Это обеспечит дополнительную привлекательность портов для использования в качестве транспортной инфраструктуры для развития внешнеторговой деятельности. Реализация указанного проекта позволит: - осуществлять круглогодичную отгрузку угля; - сократить время загрузки угля на суда; - обеспечить малую зависимость возможности работы порта от погоды; - обеспечить возможность поэтапного увеличения пропускных мощностей порта в зависимости от объемов груза; - обеспечить возможность доставки грузов на западное побережье острова Сахалин для реализации инфраструктурных проектов. Социальный эффект реализации данного мероприятия будет заключаться в дополнительном обеспечении постоянной занятости населения муниципальных образований Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района или «Томаринский городской округ» (60 - 120 штатных единиц) с заработной платой, соответствующей среднему уровню в Сахалинской области. Как следствие, это повлечет увеличение покупательского спроса населения муниципальных образований Углегорский муниципальный район или «Томаринский городской округ». Бюджетный эффект от реализации проекта будет заключаться в увеличении налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области, повышении эффективности затрат областного и муниципальных бюджетов на строительство объектов дорожной инфраструктуры в связи со значительным сокращением объемов доставляемых грузов автотранспортными средствами. Стоимость проекта по непосредственной модернизации порта - порядка 2 млрд. рублей, в случае строительства нового порта в районе села Ильинское - около 9 млрд. рублей. Из внебюджетных источников финансирования предполагается привлекать средства у крупных банков и инвестиционных компаний, которые осуществляют деятельность по инвестированию финансовых средств в промышленность и транспортную инфраструктуру. Для привлечения средств инвесторов предполагается заключение между Правительством Сахалинской области и основными угледобывающими предприятиями области соглашения о намерениях по поставке предприятиями угольной продукции на экспорт в объеме не менее 2,5 млн. тонн ежегодно посредством сооружений Углегорского порта, Шахтерского порта или Ильинского порта, предполагаемых к строительству в соответствии с настоящей Программой. Общий объем инвестиций по направлению «Строительство объектов транспортной инфраструктуры» составит 2,4 - 10 млрд. рублей из внебюджетных источников. Окупаемость проекта при условии строительства сооружений в течение 5 лет, портовых сборов в размере 270 рублей за тонну угля и грузообороте порта 2,5 млн. тонн в год с момента первых инвестиций составит 8 лет 6 месяцев, с момента введения порта в эксплуатацию - 3 года 6 месяцев. Чистый дисконтированный доход полного инвестированного капитала (в расчете за 25 лет) составит порядка 11,2 млрд. рублей. Вместе с тем необходимо учитывать, что угледобывающие предприятия могут осуществить выход на объем добычи угля для его экспортной поставки в 3 млн. тонн в течение периода, равного 1-2 годам. Учитывая предполагаемый срок выполнения всего комплекса работ по строительству порта длиной в 5 лет, существенное увеличение экспортных поставок угля будет возможно осуществить по меньшей мере через 6-7 лет. Для увеличения объемов добычи и вывоза угля за пределы островного региона в 2014 - 2020 годах является возможным обустройство одного из портов временными мощностями по погрузке угля при помощи двух судов-реклаймеров и четырех барж. Это позволит в период строительства капитальных сооружений порта обеспечить погрузку угля для его экспортных поставок в объеме порядка 2 млн. тонн в год. Также уже к моменту завершения строительства сооружений порта угольные предприятия области смогут обеспечить выход на добычу угля в полном объеме, который может переработать порт с момента ввода его в эксплуатацию. Стоимость введения в эксплуатацию указанного погрузочного комплекса - порядка 270 - 350 млн. рублей. Срок окупаемости при цене погрузки 270 рублей за тонну угля - от 1 года до 1,5 года. Всего эксплуатироваться данный объект предполагается до начала работы капитальных сооружений порта, то есть в течение 2 - 4 лет. Учитывая, что гарантийный срок службы указанного оборудования составляет 8 - 12 лет, после постройки капитальных сооружений порта возможно продолжить его использование в других портах островного региона для погрузки угля. Средства областного бюджета Сахалинской области могут привлекаться для реализации настоящего подраздела Программы, в том числе на осуществление работ, связанных с экономическим, техническим и научным обоснованиями реализации направлений, указанных в настоящем подразделе Программы, из источников, предусмотренных в долгосрочных целевых программах Сахалинской области и областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год на цели развития инвестиционной деятельности. Помимо Углегорского морского порта, Шахтерского морского порта и морского порта в районе села Ильинское развитие портовой инфраструктуры для обеспечения вывоза угля с территории Сахалинской области существует на территории муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район». Особенно остро данный вопрос стоит в связи с тем, что в 2013 году на аукцион будет выставлен участок недр «Поле шахты Мгачи» с запасами каменного угля высокого качества объемом 140 млн. тонн. С учетом сроков строительства шахты победителем аукциона по указанному участку недр является необходимым в 2014 - 2020 годах решение вопроса о транспортной схеме вывоза угля с территории села Мгачи муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район». Необходима проработка вопроса целесообразности строительства порта (с учетом условий навигации) в радиусе 10 км от основных угольных месторождений, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район». Органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию данного направления настоящей Программы, является министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области. 3.2. Создание профильного учебного заведения для подготовки кадров для предприятий угольной отрасли Необходимо обеспечить создание замкнутого цикла подготовки кадров для предприятий угольной отрасли. Основное направление настоящего подраздела Программы - обеспечение подготовки рабочих кадров на базе образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области с последующим их направлением на практическую подготовку на угольных предприятиях Сахалинской области. Реализация этого этапа предполагает заключение в 2014 или 2015 году между уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области в сфере образования и (или) подведомственными ему учреждениями соглашений о сотрудничестве с угольными предприятиями области. В рамках указанного соглашения образовательные учреждения начального профессионального образования осуществят подготовку молодых специалистов, требуемых организациям угольной отрасли. Предприятия угольной отрасли, в свою очередь, обеспечат места для практической подготовки обучающихся, а также осуществят согласование программ всех видов практики обучающихся. В настоящее время подготовка рабочих кадров для предприятий угольной отрасли может осуществляться на базе двух учебных заведений начального профессионального образования - государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области «Профессиональное училище № 19», расположенного в муниципальном образовании Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района, и государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области «Профессиональное училище № 5», расположенного на территории муниципального образования «Невельский городской округ». Необходимо обеспечить до 2016 года создание центра подготовки работников для предприятий угольной отрасли. Учитывая, что в настоящее время более половины работников угольной сферы заняты в муниципальном образовании Углегорский муниципальный район (с 2016 года данный показатель может достигнуть 2/3), создание такого учебного центра целесообразно осуществить на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области «Профессиональное училище № 19». Создание на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области «Профессиональное училище № 19» центра подготовки работников для предприятий угольной отрасли Сахалинской области включает выполнение следующих мероприятий: - создание координационного совета по подготовке кадров для предприятий угольной промышленности; - приведение материально-технической базы образовательного учреждения в соответствие с требованиями для подготовки рабочих и специалистов, необходимых предприятиям угольной отрасли Сахалинской области; - обеспечение комплектования преподавательскими кадрами по соответствующим дисциплинам; - модернизация материально-технической базы и учебных помещений; - открытие многоуровневой подготовки кадров по программам начального и среднего профессионального образования. Учитывая потребности угольных предприятий области в кадрах, являются необходимыми приобретение оборудования и реконструкция зданий для подготовки предприятий отрасли по следующим специальностям среднего профессионального образования и профессиям начального профессионального образования: «Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (горные машины и оборудование разрезов)»; «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»; «Открытые горные работы»; «Горнорабочий на подземных работах»; «Машинист на открытых горных работах»; «Ремонтник горного оборудования». В состав координационного совета необходимо включить как представителей органов государственной власти Сахалинской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (всех муниципальных образований, в которых осуществляют деятельность предприятия угольной отрасли), так и представителей предприятий угольной отрасли Сахалинской области. К основным функциям координационного совета необходимо отнести следующие вопросы: - прогноз потребности предприятий угольной отрасли в специалистах по конкретным направлениям подготовки; - разработка рекомендаций по минимальному уровню необходимых знаний по каждой специальности в сфере угольной промышленности; - разработка рекомендаций по вопросам технических характеристик оборудования, закупаемого для подготовки рабочих кадров. Также предприятиям угольной отрасли необходимо осуществлять бронирование мест для выпускников данного образовательного учреждения, в том числе не обучаемым по контрактам целевой подготовки. На первом этапе, в 2014-2015 годах, будет осуществлена модернизация государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области «Профессиональное училище № 19» за счет средств областного бюджета. Начиная с 2016 года предполагается осуществление финансирования подготовки рабочих кадров на принципах паритета, то есть за счет средств как бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и коммерческих организаций. Также необходимо обеспечение социальных гарантий семьям работников угольной промышленности, в том числе путем направления детей сотрудников угледобывающих предприятий для обучения по специальностям среднего и высшего профессионального образования, требуемым угольной отрасли. Реализация указанных мер позволит: - сократить средний возраст работников угольной промышленности; - повысить количество местного населения на предприятиях угольной отрасли; - сократить отток кадров из угольной промышленности; - сократить отток молодежи Сахалинской области в иные субъекты Российской Федерации для обучения и последующего проживания. Всего из бюджета Сахалинской области будет выделено 115 млн. рублей. Из внебюджетных источников предполагается привлечь, в том числе на осуществление расходов на образовательные программы, 55 млн. рублей. Органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию данного направления настоящей Программы, является министерство образования Сахалинской области. 3.3. Обновление основных фондов угледобывающих предприятий Всего из внебюджетных источников для реализации настоящего мероприятия планируется привлечь дополнительно финансовые средства в объеме не менее 3 млрд. рублей за все время реализации настоящей Программы. Средства областного бюджета Сахалинской области могут привлекаться для реализации настоящего подраздела Программы из источников, дополнительно предусмотренных в долгосрочных целевых программах Сахалинской области и областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год на цели развития инвестиционной деятельности. Также для реализации настоящего мероприятия организации угольной отрасли могут использовать поддержку, предоставляемую органами исполнительной власти Сахалинской области и органами местного самоуправления, в том числе компенсацию части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и части лизинговых платежей, а также получение государственных и муниципальных гарантий. Социальный эффект реализации настоящего мероприятия заключается в уменьшении рисков опасного для жизни выхода из строя техники, используемой рабочими шахт и угольных разрезов, в связи с ее старением. То есть ускоренное обновление основных фондов предприятий угольной отрасли обеспечит повышение безопасности ведения горных работ для жизни и здоровья населения. Ускоренное внедрение современных технологий угледобычи обеспечит повышение уровня экологической безопасности. Кроме того, внедрение энергосберегающих технологий обеспечит сокращение потребления электроэнергии угледобывающими предприятиями Органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию данного направления настоящей Программы, является министерство экономического развития Сахалинской области. 3.4. Разведка новых месторождений угля (разведочные работы с целью геологического изучения и освоения новых участков недр угольных месторождений) В муниципальных образованиях городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области и Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района прогнозные запасы угля составляют порядка 3 млрд. тонн. Предполагается, что это будут каменные угли высокого качества. Предприятиям угольной отрасли, которые заинтересованы в добыче качественного угля, в том числе для его экспортных поставок, необходимо в 2014 - 2020 годах осуществить работы по разведке Александровск-Сахалинского и Бошняковского кустов, месторождений Смирныховского района. Предполагается, что за этот период из внебюджетных источников на осуществление работ по разведке угольных запасов в указанных муниципальных образованиях будет направлено 325 млн. рублей. Из областного бюджета Сахалинской области на 2014 - 2020 годы планируется выделить 251 млн. рублей на возмещение затрат по разведочным работам с целью геологического изучения и освоения новых участков недр месторождений угля на территории муниципальных образований городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, Углегорский муниципальный район, городской округ «Смирныховский» Сахалинской области. Порядок использования средств областного бюджета Сахалинской области будет утвержден Правительством Сахалинской области. В период 2014 - 2017 годов по результатам разведки запасов угля и определения перспектив развития угольной промышленности на территориях указанных муниципалитетов необходимо рассмотреть вопрос о развитии транспортной инфраструктуры для экспортных поставок угля. Это особенно актуально по причине близости острова Сахалин к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, которые осуществляют внедрение на своей территории энергоемких производств, что требует значительного количества энергетических ресурсов. Вместе с тем этих ресурсов недостаточно либо использование затрудняется неразвитой инфраструктурой их доставки. То есть разработка новых месторождений и последующее создание необходимой инфраструктуры обеспечат повышение роли сахалинской угольной промышленности в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация настоящего мероприятия позволит: - создать «точки роста» для муниципальных образований Сахалинской области, расположенных на западном побережье острова Сахалина, в том числе депрессивных; - создать предпосылки для увеличения объемов добычи высококачественного угля; - увеличить количество разведанных месторождений угля. Социальный эффект реализации данного мероприятия будет заключаться в обеспечении занятости жителей муниципалитетов с низким уровнем развития и активизации деятельности геологоразведочных организаций. Бюджетный эффект будет заключаться в дополнительном поступлении налогов от организаций, осуществляющих геологоразведку, а также в создании предпосылок для увеличения налоговых поступлений за счет увеличения добычи угля. Всего за время реализации настоящей Программы из областного бюджета Сахалинской области на реализацию мероприятия по разведке новых месторождений угля будет выделено 251 млн. рублей, из внебюджетных источников привлечено 325 млн. рублей. Органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию настоящего мероприятия, будет являться министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области. 3.5. Организация глубокой переработки угля на территории Сахалинской области (разработка научного обоснования по развитию углехимического производства) Необходима реализация мероприятий, направленных на развитие глубокой переработки низкокачественных бурых углей, которые залегают на территориях муниципальных образований «Томаринский городской округ» и Поронайский городской округ. В Сахалинской области уже предпринимались попытки изучения возможности создания углехимических производств. В частности Институтом ОАО «ДальвостНИИпроектуголь» в 2007 году было разработано «Технико-экономическое обоснование инвестиций в строительство предприятия по углехимической переработке в Углегорском районе». В работе рассмотрены варианты создания предприятия по переработке угля Солнцевского месторождения годовой производительностью (в двух вариантах) 50 и 700 тыс. тонн в год в синтетическое дизельное топливо, с попутной выработкой электрической энергии. При этом на выработку дизельного топлива предлагалось направлять 30% от общего объема угля, поступившего на переработку, еще 30% планировалось направить на выработку электроэнергии, а оставшиеся 40% мелкодисперсной золы угля использовать для производства товарного вяжущего (заменителя цемента) или строительных конструкций из золобетона. В то же время рынки сбыта продукции из мелкодисперсной угольной золы в работе не исследованы, а возможности потребления на внутреннем рынке области ограничены. Дополнительно следует отметить, что в настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует практика строительства углехимических заводов по глубокой переработке угля под ключ, а на всех действующих производствах переработка угля осуществляется на опытных образцах оборудования. Крупнейшие угледобывающие предприятия Сахалинской области (Невельского и Углегорского муниципальных районов), обладающие необходимыми для организации углехимического производства запасами угля, с момента перевода Южно-Сахалинской ТЭЦ на газ переориентировали свою деятельность на экспортные поставки. В то же время, угледобывающие предприятия, расположенные в центральной части острова Сахалин, потеряв основного потребителя угля на внутреннем рынке, заметно снизили объемы добычи, а в перспективе имеют риски полной остановке производственной деятельности. В связи с предстоящим выводом из эксплуатации Сахалинской ГРЭС, расположенной в Поронайском районе, и строительством новой электростанции в районе с. Ильинское вопрос сохранения рабочих мест и деятельности угледобывающих предприятий в этом районе имеет особую актуальность. В частности, к этой группе относятся предприятия, ведущие добычу угля на следующих месторождениях: - Вахрушевское буроугольное месторождение (МО Поронайский городской округ) - запасы 161,4 млн. тонн; - Тихменевское месторождение (МО Поронайский городской округ) - запасы 172,1 млн. тонн; - Побединская угленосная площадь (МО городской округ «Смирныховский») - запасы 114,5 млн. тонн. Оценка разведанных запасов угля обозначенных месторождений показывает, что в случае организации углехимического производства на любом из месторождений данное производство будет обеспечено сырьем на длительный срок. Таким образом, углехимическое производство целесообразно размещать вблизи к районам, примыкающим к вышеуказанным месторождениям. В частности потенциальным местом размещения может быть определен район с. Восток, в связи с наличием в 20 км Вахрушевского буроугольного месторождения, транспортной инфраструктуры (ж/д и автомобильные магистрали), свободных электрических мощностей, а также удобным географическим расположением. С учетом изложенного, для принятия обоснованного решения о возможности реализации проекта, необходимо осуществить в 2014 году разработку технико-экономического обоснования по углехимическому производству в Поронайском районе. В рамках указанного проекта провести анализ и прогноз по рынкам сбыта продукции переработки низкосортных углей (кокс, полукокс, бензин и дизельное топливо, сорбент, фенол, гидроизоляционные материалы, антикоррозийные материалы, полимерасфальтобетоны и другие), в том числе в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Средства областного бюджета Сахалинской области могут привлекаться для реализации настоящего подраздела Программы, в том числе на осуществление работ, связанных с экономическим, техническим и научным обоснованиями реализации направлений, указанных в настоящем подразделе Программы, из источников, предусмотренных в долгосрочных целевых программах Сахалинской области и областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год на цели развития инвестиционной деятельности. Органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию данного направления настоящей Программы, является министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области. 3.6. Внедрение систем экологического менеджмента в работу предприятий угольной промышленности (частичное возмещение затрат предприятиям на получение экологических сертификатов) Предприятиям угольной промышленности в целях снижения негативных последствий от своей деятельности для окружающей среды необходимо в 2014 - 2020 годах осуществить разработку и утверждение следующих мер по: - рекультивации земель, нарушенных горными работами, в соответствии с лицензионными условиями, в том числе в положенные сроки и в соответствующих объемах; - рациональному использованию добываемых полезных ископаемых и сопутствующих им компонентов в качестве сырья, топлива, а также строительных и иных материалов; - недопущению сверхнормативных потерь угля при его добыче и переработке; - развитию технологий переработки и обогащения углей с целью получения высококачественных видов топлива с улучшенными экологическими характеристиками; - обеспечению эндогенной пожарной безопасности при отработке выемочных участков, складировании угля и вмещающих пород на поверхности, а также отходов их обогащения; - использованию шахтного метана при его промышленной утилизации в качестве топлива для получения различных видов энергии; - применению современных технологий складирования вскрышных и вмещающих пород в отвалы, пригодные в дальнейшем для эффективной биологической рекультивации, использованию научно-технических природоохранных методов восстановления плодородия нарушенных земель; - комплексному использованию шахтных и карьерных вод, применению оборотных систем водоснабжения и водоотведения и снижению загрязненности сточных вод, отводимых в водные объекты; - снижению выделения пыли и газообразных загрязняющих веществ при выполнении технологических процессов, связанных с добычей, обогащением, складированием, транспортировкой угля и пород, а также выполнением вспомогательных работ; - сокращению количества отходов основных и вспомогательных производств и инженерной инфраструктуры, максимально возможному использованию этих отходов или экологически безопасному их размещению; - реагированию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий природного и техногенного характера. Данную работу возможно осуществить путем утверждения экологических стандартов угольных компаний, а также программ природоохранных мероприятий. До 2018 года организациям угольной промышленности необходимо обеспечить внедрение системы горноэкологического мониторинга, в рамках которого будут осуществляться диагностика состояния окружающей среды в зоне работы компании, предварительный прогноз ожидаемых последствий исходя из планов работы компании, разработка обоснования мероприятий по защите горных выработок и охране природы, создание наблюдательной сети и проведение необходимых измерений, а также корректировка прогнозов, технологии отдельных видов горных работ и природоохранных мероприятий. В 2014-2015 годах предприятиям угольной промышленности Сахалинской области необходимо осуществить экологическую сертификацию. Это позволит внедрить системы независимого экологического аудита на предприятиях угольной промышленности. Для стимулирования процесса получения экологических сертификатов из областного бюджета Сахалинской области планируется выделить 35 млн. рублей, в том числе: в 2015 году - 15 млн. рублей, в 2016 году - 20 млн. рублей, на компенсацию части затрат организациям, осуществляющим добычу угля на территории Сахалинской области, по получению соответствующих сертификатов. Порядок расходования средств областного бюджета Сахалинской области на компенсацию части затрат организациям, осуществляющим добычу угля на территории Сахалинской области, по получению соответствующих сертификатов утверждается Правительством Сахалинской области. Всего из внебюджетных источников на реализацию настоящего мероприятия планируется привлечь около 500 млн. рублей. Органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию настоящего мероприятия, является министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области. 4. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета Сахалинской области и внебюджетных источников. Объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 7316 млн. рублей, в том числе за счет средств: - областного бюджета - 416 млн. рублей; - внебюджетных источников (средства предприятий и организаций угольного комплекса, банковские кредиты и другие) - 6900 млн. рублей. Объем средств областного бюджета Сахалинской области, предусмотренный на реализацию мероприятий настоящей Программы, подлежит ежегодному уточнению, исходя из возможностей областного бюджета Сахалинской области на очередной финансовый год. Средства областного бюджета Сахалинской области расходуются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Объемы финансирования мероприятий Программы по государственным заказчикам приведены в приложении № 1 к настоящей Программе, по источникам и годам финансирования - в приложении № 2 к настоящей Программе. 5. Механизм реализации Программы Органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции координатора реализации настоящей Программы, является министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (далее - Минэнерго и ЖКХ области). Минэнерго и ЖКХ области осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, контроль за ее исполнением, а также оказывает методическую помощь органам исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию отдельных мероприятий Программы. Минэнерго и ЖКХ области осуществляет: - разработку сводной бюджетной заявки на финансирование Программы при составлении проекта закона Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год; - информационное обеспечение Программы; - подготовку докладов о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств, предусмотренных Программой и выделенных из областного бюджета Сахалинской области; - направление в Правительство Сахалинской области до 15 марта каждого года доклада о реализации настоящей Программы за предыдущий год; - подготовку и внесение в Правительство Сахалинской области нормативных правовых актов о внесении изменений в Программу; - согласование проектов правовых актов Правительства Сахалинской области, нормативных правовых и индивидуальных правовых актов органов исполнительной власти Сахалинской области, необходимых для реализации Программы; - утверждение плана реализации Программы на соответствующий год; - подготовку и представление в Правительство Сахалинской области до 01 апреля 2021 года итогового доклада о результатах реализации Программы; - взаимодействие с органами управления коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам реализации Программы. Органы исполнительной власти Сахалинской области, ответственные за реализацию отдельных направлений Программы, выполняют следующие функции: - осуществляют полномочия государственных заказчиков; - координируют деятельность подведомственных предприятий и учреждений, а также осуществляют методическое обеспечение коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам реализации соответствующих мероприятий Программы; - на 15 июля и 15 февраля каждого года представляют доклад в Минэнерго и ЖКХ области о реализации соответствующего мероприятия Программы за предыдущий период; - вносят в Минэнерго и ЖКХ области предложения о внесении изменений в Программу по соответствующим мероприятиям; - разрабатывают и вносят в Правительство Сахалинской области проекты правовых актов Правительства Сахалинской области, необходимых для реализации соответствующих мероприятий Программы; - утверждают по согласованию с Минэнерго и ЖКХ области нормативные правовые и индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти Сахалинской области, необходимые для реализации Программы; - осуществляют исполнение плана реализации Программы на соответствующий год. Финансирование мероприятий и проектов Программы в очередном финансовом году будет осуществляться при условии обязательного рассмотрения результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде с учетом: - полноты и эффективности выполнения мероприятий Программы, целевого использования средств, выделяемых на ее реализацию; - финансирования Программы по годам, источникам и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении Программы; - заявленных объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющим на экономику угольного комплекса. Действие настоящей Программы подлежит прекращению в случае, если в течение двух лет подряд не будет достигнуто более 50% от промежуточных показателей, установленных приложением № 4 к настоящей Программе. 6. Оценка результативности реализации Программы Мониторинг выполнения Программы осуществляется на основании докладов органов исполнительной власти Сахалинской области - исполнителей мероприятий Программы, статистических данных, а также информации предприятий угольной отрасли и смежных секторов экономики. Выполнение программных мероприятий позволит: - увеличить объем добычи угля в Сахалинской области с 4,1 млн. тонн в 2012 году до 5,5 млн. тонн в 2020 году; - снизить средний процент износа основного горнотранспортного оборудования с 75% в 2012 году до 25% в 2020 году; - увеличить объем вывоза угля за пределы Сахалинской области (в том числе продуктов, полученных из угля) с 2,0 млн. тонн в 2012 году до 4,1 млн. тонн в 2020 году; - снизить средний возраст работников угледобывающих предприятий Сахалинской области с 43 лет в 2012 году до 38 лет в 2020 году; - увеличить объем налоговых поступлений от предприятий угольной сферы в консолидированный бюджет Сахалинской области с 363 млн. рублей в 2012году до 800 млн. рублей в 2020 году; - увеличить численность занятых в угольной промышленности и портах, осуществляющих деятельность по транспортировке угля, с 3,5 тыс. человек в 2012 году до 4,13 тыс. человек в 2020 году; - увеличить среднюю заработную плату работников на предприятиях угольной отрасли с 27 тыс. рублей в 2012 году до 55 тыс. рублей в 2020 году; - увеличить удельный вес добычи угля, добытого подземным способом, с 3,7% в 2012 году до 7,3% в 2020 году; - снизить случаи травматизма на предприятиях угольной промышленности к 2020 году не менее чем на 30% по отношению к 2012 году. В результате реализации мероприятий по развитию кадрового потенциала угольного комплекса с 2015 года будет начата подготовка будущих работников предприятий угольного комплекса Сахалинской области в профильном многоуровневом образовательном учреждении по профессиям и специальностям, необходимым для добычи и переработки угля, строительства мощностей по добыче, переработке и транспортировке угля. Реализация мероприятий Программы по созданию системы экологического менеджмента создаст предпосылки для сокращения к 2020 году выбросов углекислого газа в атмосферу на 10 - 15% от организаций, использующих энергию угля. Это в том числе позволит осуществить реализацию на территории Сахалинской области Киотского протокола к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. При формировании экологической политики в рамках выполнения Программы принципиальное значение имеют определение оптимальных пропорций между допустимой антропогенной нагрузкой на окружающую среду, образуемой в процессе реализации Программы, и возможностями природной среды ассимилировать указанные нагрузки, необходимость улучшения экологической обстановки сегодня и предотвращение угрозы ее ухудшения в будущем. Необходимо отметить, что на предотвращение угрозы ухудшения экологии направлены все проекты, поскольку в каждом из них предусматриваются специальные природоохранные меры, реализация которых должна удерживать уровень антропогенной нагрузки в пределах допустимой нормы. Таким образом, при реализации Программы существующая экологическая ситуация улучшится. Реализация мероприятия по повышению доступности угольных предприятий к финансовым ресурсам позволит, кроме увеличения темпов обновления основных фондов, повысить эффективность использования государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию. Меры, направленные на разведку новых запасов угля, а также внедрение технологий по глубокой переработке угля, позволят создать предпосылки к повышению уровня социально-экономического развития депрессивных муниципальных образований Сахалинской области, расположенных в центральной части острова Сахалин. Кроме того, будут созданы условия для обеспечения занятости высвобождаемых с 2015 года работников угольных предприятий восточной части острова Сахалин, а также ГРЭС, расположенной на территории муниципального образования Поронайский городской округ. Таким образом, Программа является фактически программой создания основы для роста экономики депрессивных муниципальных образований области и одним из инструментов реализации мер территориального развития, осуществляемых Правительством Сахалинской области. Целевые индикаторы реализации Программы, а также их количественные показатели содержатся в приложении № 3 к настоящей Программе. Методика оценки экономической, социальной, бюджетной и иной эффективности реализации Программы содержится в приложении № 4 к настоящей Программе. Таким образом, система мероприятий, установленных настоящей Программой, обеспечивает достижение цели и решение задач развития угольной отрасли Сахалинской области, заявленных в разделе 2 настоящей Программы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|