ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 августа 2013 г. № 415
г. Южно-Сахалинск
Об утверждении государственной программы
Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство
и использование природных ресурсов Сахалинской области на
2014 - 2020 годы»
(В редакции Постановлений Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817; от 08.09.2014 № 437;
от 30.12.2014 № 650; от 15.09.2015 № 390)
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 10.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства
Сахалинской области от 08.04.2011 № 117 «О совершенствовании системы
программно-целевого планирования в Сахалинской области», распоряжением
Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 № 728-р «Об
утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области»
Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Сахалинской области
«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных
ресурсов Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2014 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские
ведомости».
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области С.Г.Шередекин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 06 августа 2013 г. № 415
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование
природных ресурсов Сахалинской области на 2014 - 2020 годы»
Паспорт государственной программы Сахалинской области «Охрана
окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов
Сахалинской области на 2014 - 2020 годы»
|----------------------|----------------------------------------------|
|Наименование |«Охрана окружающей среды, воспроизводство и|
|государственной |использование природных ресурсов Сахалинской|
|программы |области на 2014 - 2020 годы» |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Ответственный |Министерство природных ресурсов и охраны|
|исполнитель |окружающей среды Сахалинской области |
|государственной | |
|программы | |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Соисполнители |Министерство природных ресурсов и охраны|
|государственной |окружающей среды Сахалинской области |
|программы | |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Участники |Министерство энергетики и|
|государственной |жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской|
|программы |области, министерство строительства|
| |Сахалинской области, министерство|
| |имущественных и земельных отношений|
| |Сахалинской области, органы местного |
| |самоуправления, некоммерческие организации |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Подпрограммы |Подпрограмма №1 «Отходы производства и|
|государственной |потребления Сахалинской области». |
|программы |Подпрограмма № 2 «Обеспечение воспроизводства|
| |минерально-сырьевой базы Сахалинской области».|
| |Подпрограмма № 3 «Региональный мониторинг|
| |атмосферного воздуха в Сахалинской области». |
| |Подпрограмма № 4 «Формирование бережного|
| |отношения к природе». |
| |Подпрограмма № 5 «Развитие водохозяйственного|
| |комплекса в Сахалинской области». |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Цели государственной|1. Создание условий для обеспечения |
|программы |экологически безопасного обращения с отходами |
| |в Сахалинской области и ликвидации мест |
| |несанкционированного размещения отходов. |
| |2. Оказание мер государственного|
| |регулирования. |
| |3. Обеспечение сбалансированного развития|
| |минерально-сырьевой базы для удовлетворения|
| |потребностей населения и экономики Сахалинской|
| |области в минеральных ресурсах. |
| |4. Получение количественных характеристик|
| |загрязнения атмосферного воздуха на территории|
| |муниципальных образований Сахалинской|
| |области, необходимых для отслеживания|
| |изменений качества атмосферного воздуха в|
| |период развития промышленности и энергетики,|
| |для организации государственного контроля и|
| |надзора, направленных на своевременное|
| |поступление достоверных данных о состоянии|
| |окружающей природной среды органам|
| |исполнительной власти, использование|
| |полученных данных для разработки и принятия|
| |рекомендаций и предложений по изменения|
| |транспортных потоков, строительства|
| |инфраструктурных объектов необходимых для|
| |стабилизации и уменьшению уровня|
| |загрязненности. |
| |5. Формирование у населения основ|
| |экологических знаний, навыков и умений общения|
| |с природой, восстановление и сохранение|
| |природы через организацию комплекса|
| |природоохранных мероприятий, исследование|
| |природы и изучение природных сообществ путем|
| |вовлечения различных социальных групп|
| |населения в практическую и просветительскую|
| |деятельность для сохранения природных ресурсов|
| |и решения локальных экологических проблем. |
| |6. Восстановление водных объектов до|
| |состояния, обеспечивающего экологически|
| |благоприятные условия жизни населения.|
| |Обеспечение защищенности населения и объектов|
| |экономики от наводнений и иного негативного|
| |воздействия вод. |
| |7. Обеспечение экологической безопасности на|
| |скотомогильнике, расположенном на территории|
| |Анивского района. |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Задачи государственной|Обеспечение достижения цели 1: |
|программы |Задача 1.1. Строительство объектов обращения с|
| |отходами. |
| |Задача 1.2. Рекультивация (реконструкция)|
| |объектов размещения отходов. |
| |Обеспечение достижения цели 2: |
| |Задача 2.1. Предоставление субсидий|
| |юридическим лицам, оказывающим услуги в сфере|
| |безопасного размещения отходов, связанных с|
| |компенсацией выпадающих доходов при|
| |государственном регулировании тарифов. |
| |Обеспечение достижения цели 3: |
| |Задача 3.1. Воспроизводство|
| |минерально-сырьевой базы, прирост запасов|
| |полезных ископаемых, выявление и изучение|
| |новых видов минерального сырья. |
| |Задача 3.2. Информационное обеспечение органов|
| |власти о состоянии минерально-сырьевой базы|
| |Сахалинской области для принятия своевременных|
| |управленческих решений. |
| |Обеспечение достижения цели 4: |
| |Задача 4.1. Разработка структуры сети|
| |регионального мониторинга для обеспечения|
| |постоянного контроля за состоянием|
| |атмосферного воздуха. |
| |Задача 4.2. Обновление постов наблюдений за|
| |состоянием атмосферного воздуха для получения|
| |достоверной картины загрязнения атмосферного|
| |воздуха. |
| |Обеспечение достижения цели 5: |
| |Задача 5.1. Совершенствование системы|
| |экологического просвещения населения на базе|
| |совмещения теоретических знаний и практики. |
| |Задача 5.2. Информирование населения о|
| |состоянии окружающей среды. |
| |Обеспечение достижения цели 6: |
| |Задача 6.1. Строительство сооружений|
| |инженерной защиты. |
| |Задача 6.2. Повышение эксплуатационной|
| |надежности гидротехнических сооружений путем|
| |их приведения к безопасному техническому|
| |состоянию. |
| |Задача 6.3. Восстановление и экологическая|
| |реабилитация водных объектов |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Этапы и сроки|Госпрограмма реализуется в один этап в период|
|реализации |2014 - 2020 годов |
|государственной | |
|программы | |
|----------------------|----------------------------------------------|
|Объемы и источники| |
|финансирования | |
|государственной | |
|программы | |
| | |
|----------------------|----------------------------------------------|
Объемы
и источники
финансирования
государственной программы
|
тыс. рублей
|
Общий итог
|
Федеральный
бюджет
|
Областной
бюджет
|
Местный
бюджет
|
2014
|
792
937,9
|
55
700,8
|
708
207,2
|
29
029,9
|
2015
|
1 347 722,3
|
10 598,7
|
1 300 895,6
|
36 228,0
|
2016
|
798 672,6
|
11 776,3
|
777 322,8
|
9 573,5
|
2017
|
912 338,8
|
11 776,3
|
878 235,0
|
22 327,5
|
2018
|
890 782,4
|
0,0
|
882 946,8
|
7 835,6
|
2019
|
1 044 336,7
|
0,0
|
1 034 693,0
|
9 643,7
|
2020
|
1 195 145,9
|
0,0
|
1 186 462,3
|
8 683,6
|
Всего
|
6 981 936,6
|
89 852,1
|
6 768 762,7
|
123 321,8
|
|
|----------------------|----------------------------------------------|
|Целевые индикаторы|Реализация Госпрограммы к 2020 году должна|
|государственной |обеспечить |
|программы и их|достижение цели 1 и решение соответствующих|
|количественные |задач: |
|значения |1. количество построенных объектов обращения с|
| |отходами (единиц) - 12; |
| |2. площадь рекультивированных земель,|
| |нарушенных при размещении отходов (га) - 49; |
| |Достижение цели 3 и решение соответствующих|
| |задач: |
| |1. прирост запасов полезных ископаемых (млн.|
| |куб. м) - 14; |
| |2. количество пакетов геологической информации|
| |по участкам недр местного значения,|
| |планируемым к передаче в пользование через|
| |аукцион (штук) - не менее 10 ежегодно; |
| |Достижение цели 4 и решение соответствующих|
| |задач: |
| |1. доля обновленных стационарных постов|
| |наблюдений за состоянием атмосферного воздуха|
| |от числа всех стационарных постов в|
| |Сахалинской области (проценты) - 50; |
| |2. охват территории области мониторингом|
| |атмосферного воздуха (проценты) - 52; |
| |Достижение цели 5 и решение соответствующих|
| |задач: |
| |1. охват населения экологической|
| |просветительской работой (человек) - 5537; |
| |2. количество публикаций экологической|
| |направленности (единицы) - 1005; |
| |Достижение цели 6 и решение соответствующих|
| |задач: |
| |1. доля протяженности участков русел рек, на|
| |которых осуществлены работы по оптимизации их|
| |пропускной способности, к общей протяженности|
| |участков русел рек, нуждающихся в увеличении|
| |пропускной способности (проценты) - увеличение|
| |на 3,2; |
| |2. доля населения, проживающего на|
| |подверженных негативному воздействию вод|
| |территориях, защищенного в результате|
| |проведения мероприятий по повышению|
| |защищенности от негативного воздействия вод,|
| |в общем количестве населения, проживающего|
| |на таких территориях (проценты) - увеличение|
| |на 33,3; |
| |3. протяженность сооружений инженерной защиты|
| |и берегоукрепления (км) - 5,6; |
| |4. доля гидротехнических сооружений с|
| |неудовлетворительным и|
| |опасным уровнем безопасности, приведенных в|
| |безопасное техническое состояние, в общем|
| |количестве гидротехнических сооружений с|
| |неудовлетворительным и опасным уровнем|
| |безопасности (проценты) - до 100; |
| |5. количество гидротехнических сооружений,|
| |приведенных в безопасное техническое состояние|
| |(единиц) - 10; |
| |6. протяженность работ по восстановлению и|
| |экологической реабилитации водных объектов|
| |(природоохранные мероприятия) (км) - 47,5» |
|----------------------|----------------------------------------------|
(В редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от
08.09.2014 №437; от 30.12.2014 №650; от 15.09.2015 №390)
1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы
реализации подпрограммы и прогноз развития.
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 08.09.2014 № 437)
Предметом особого внимания государства является регулирование
отношений в области охраны окружающей среды, использования и охраны
природных ресурсов, которые представляют собой не только основу для
развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной
жизнедеятельности для нынешних и будущих поколений.
В целом экологическая ситуация в Сахалинской области не является
кризисной, но все же далека от благополучной. Анализ существующей
ситуации показывает, что в области имеются экологические проблемы, не
позволяющие в полной мере достичь требуемого качества окружающей
среды.
В настоящее время одной из основных экологических проблем
является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате
выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта.
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2011
году составили 153,9 тыс. тонн в год, что на 10,4 тыс. тонн меньше по
сравнению с предыдущим годом, в том числе выбросы от стационарных
источников составили 92,5 тыс. тонн в год (в 2010 год - 96,3 тыс.
тонн), от передвижных (автотранспорта) - 61,4 тыс. тонн в год (в 2010
году - 68,6 тыс. тонн). Несмотря на некоторое снижение выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу по такому показателю как комплексный
индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), учитывающий концентрации
нескольких загрязняющих веществ, г. Южно-Сахалинск попадает в первую
десятку городов среди субъектов Российской Федерации. В Сахалинской
области контролируется содержание в воздухе 14 загрязняющих веществ
(взвешенные вещества, сажа, диоксид серы, сероводород, окись углерода,
сернистый газ, окислы азота, аммиак, формальдегид, бенз(а)пирен и
др.). В настоящее время в области на постоянной основе за счет
федерального бюджета ведется государственный мониторинг атмосферного
воздуха в 6 населенных пунктах на 12 стационарных постах наблюдения.
Кроме того, за счет средств областного бюджета в 18 населенных
пунктах, не включенных в государственную систему наблюдений и
контроля, проводится мониторинг состояния атмосферного воздуха.
Информация о состоянии атмосферного воздуха по муниципальным
образованиям области приведена в подпрограмме № 3 «Региональный
мониторинг атмосферного воздуха в Сахалинской области» Госпрограммы.
Речная сеть Сахалинской области насчитывает более 65 000 рек, из
которых на Курильских островах протекает около 4 000 небольших
водотоков.
Одной из характерных проблем является недостаточная
рациональность использования водных ресурсов. Основными факторами,
оказывающими негативное влияние на уровень рациональности
использования водных ресурсов, являются применение устаревших
водоемких производственных технологий, недостаточная степень
оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а
также высокий уровень потерь воды при транспортировке.
Достаточно остро стоит проблема загрязнения, зарастания и
заиливания водных объектов области. Антропогенная нагрузка на реки в
ряде населенных пунктов нарушила гидрологический баланс водотоков.
Аккумуляция наносов, техногенных загрязнителей приводит к снижению
пропускной способности рек, происходит обмеление, зарастание
растительностью, мелколесьем, что ведет к уменьшению пропускной
способности русла и в дальнейшем к выходу воды на пойму и затоплению.
Водные объекты утратили способность к самоочищению.
Для предотвращения этих процессов необходимо провести
природоохранные мероприятия по расчистке русел рек в черте населенных
пунктов.
Важной проблемой, требующей безотлагательного решения, является
обеспечение защиты населения и объектов экономики области от
негативного воздействия вод.
На территории области, подверженной негативному воздействию вод,
проживает 28 тыс. человек.
В связи с тем, что Сахалинская область относится к паводкоопасным
районам Российской Федерации, серьезной проблемой является
возникновение чрезвычайных ситуаций в результате наводнений.
В периоды половодий и паводков также наибольшее развитие получает
боковая эрозия, происходит размыв берегов, что приводит к выведению
из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных угодий,
а также развитию оползневой опасности на застроенных территориях.
В связи с этим требуется проведение комплекса мер инженерной
защиты.
Важной задачей, требующей решения, является обеспечение
безопасности гидротехнических сооружений.
Гидротехнические сооружения в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, расположенные на территории Сахалинской области, находятся
исключительно в муниципальной собственности (14 гидротехнических
сооружений, 7 из которых внесены в Российский регистр гидротехнических
сооружений). Анализ современного технического состояния и уровня
эксплуатации ГТС позволяет в большинстве случаев сделать вывод об их
неудовлетворительном состоянии, что является предпосылкой для
возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах и в населённых
пунктах, расположенных ниже по течению.
Негативное воздействие на окружающую среду оказывают отходы
производства и потребления, в том числе ранее накопленные. Ситуация,
сложившаяся в Сахалинской области с образованием, использованием,
хранением и захоронением отходов, ведёт к опасному загрязнению
окружающей среды, представляет угрозу здоровью нынешнего и будущих
поколений. В 2011 году на территории области образовалось 33,7 млн.
тонн отходов производства и потребления, что на 2,8 млн. тонн меньше
уровня 2010 года. В объеме образовавшихся отходов преимущественно
преобладают отходы V класса опасности (практически неопасные) - 31,8
млн. тонн, IV класса опасности (малоопасные) - 0,139 млн. тонн. Доля
отходов I класса опасности (чрезвычайно опасные) составила 0,01 тыс.
тонн, II класса опасности (высокоопасные) - 0,727 тыс. тонн, III
класса опасности (умеренно опасные) - 1,7 млн. тонн. Из общего
количества образовавшихся отходов использовано и обезврежено 29,8 млн.
тонн, захоронено 1,9 млн. тонн.
В Сахалинской области действуют 29 объектов размещения
отходов, из которых: 3 полигона твердых бытовых отходов в муниципальных
образованиях Корсаковский городской округ, «Городской округ Ногликский»,
городской округ «Смирныховский».
(Абзац в редакции - Постановление Правительства Сахалинской области
от 15.09.2015 № 390)
Таким образом, в области отмечается низкая степень
вовлечения отходов, в первую очередь бытовых, в хозяйственный оборот, наличие
большого количества несанкционированных свалок, наличие крупных
нерекультивированных районных свалок, представляющих угрозу окружающей среде
и здоровью людей, где накоплены тысячи тонн опасных отходов, недостаточное
количество спецтехники по обслуживанию полигонов захоронения ТБО и, в
результате, нарушение технологии захоронения отходов.
(Абзац в редакции -
Постановление Правительства Сахалинской области от
15.09.2015 № 390)
На территории области фактически отсутствуют предприятия
по переработке и вовлечению твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот:
переработка макулатуры, полимерных отходов и резинотехнических изделий в
продукцию. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает
на полигон ТБО или свалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности.
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817)
Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых
Сахалинской области представлена практически всеми видами инертных
строительных материалов. Наиболее востребованными являются
строительные камни, пески, песчано-гравийные смеси. Высокие темпы
развития строительного комплекса в ближайшее время могут привести к
дефициту песка, особенно в центральной части Сахалина, и строительного
камня высокого качества. Это влечет за собой необходимость укрепления
минерально-сырьевой базы и выявления новых месторождений полезных
ископаемых. В связи с этим, наиболее актуальными вопросами в сфере
геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на
региональном уровне являются воспроизводство запасов
общераспространенных полезных ископаемых, развитие минерально-сырьевой
базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых,
информационно-аналитическое обеспечение системы лицензирования.
Бережное отношение к окружающей среде определяется экологической
культурой населения, которая на сегодняшний день остается на
недостаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют наблюдаемые
повсеместно свалки бытовых отходов, замусоренность рекреационных зон и
лесных массивов вблизи населенных пунктов.
На протяжении ряда последних лет на формирование экологической
культуры населения из бюджета Сахалинской области выделялось порядка
600 тыс. рублей. В текущем году, в связи с объявлением 2013 года
«Годом охраны окружающей среды», объем финансирования экологических
мероприятий увеличен до 1 233 тыс. рублей. Данные средства
расходовались на популяризацию среди подростков знаний о животном и
растительном мире островного края, проведение массовых экологических
акций, информирование населения о состоянии окружающей среды. Вместе с
тем формирование бережного и сознательного отношения человека к
природе должно начинаться с дошкольного возраста и непрерывно
продолжаться на протяжении всей жизни человека. В этой связи
необходимо расширение мер по формированию у населения области
бережного отношения к природе.
Анализ текущего состояния сферы реализации Госпрограммы
показывает наличие ряда проблем.
В области охраны окружающей среды:
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами
загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников
загрязнения;
- низкая степень внедрения малоотходных технологий и вовлечения
в хозяйственный оборот вторичных ресурсов;
- наличие крупных нерекультивированных свалок твердых бытовых
отходов;
- наличие объектов накопленного экологического ущерба в
результате хозяйственной деятельности прошлых лет;
- низкая степень вовлеченности населения в природоохранную
деятельность.
В области воспроизводства и рационального использования природных
ресурсов:
- изменение режима поверхностного стока водных объектов, их
зарастание и заиливание;
- необходимость обеспечения защищенности населения и объектов
экономики от негативного воздействия вод;
- отсутствие необходимого количества и качества запасов
общераспространенных полезных ископаемых для производства
высококачественных строительных материалов.
Исходя из существующих проблем, сформулированы основные
стратегические цели и задачи Госпрограммы.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере
реализации государственной программы, описание основных целей и задач
государственной программы.
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 08.09.2014 № 437)
Основные приоритеты государственной политики в сфере охраны
окружающей среды и природопользования определены следующими
документами:
- Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 №
1225-р, определяющей в качестве стратегической цели государственной
политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание
их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития
общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и
демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности
страны;
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
12.05.2009 № 537, рассматривающей обеспечение экологической
безопасности как важную составляющую национальной безопасности
государства;
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №
1662-р, устанавливающей в качестве основной цели экологической
политики значительное улучшение качества природной среды и
экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной
экологически ориентированной модели развития экономики и экологически
конкурентоспособных производств;
- Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и
Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 №
2094-р, определяющей решение экологических проблем как одно из
стратегических направлений развития Дальнего Востока.
Исходя из обозначенных приоритетов государственной политики в
сфере охраны окружающей среды основой региональной политики в
соответствующей сфере является стабилизация и улучшение экологической
обстановки в области, улучшение качества природной среды и
экологических условий жизни человека за счет:
- уменьшения негативного воздействия на окружающую среду;
- обеспечения экологически безопасного обращения с отходами.
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 15.09.2015 № 390)
К высокому уровню приоритетности принадлежит решение вопросов по
предотвращению негативного воздействия вод, повышению
противопаводковой защищенности населения и объектов экономики.
К важным приоритетам государственной политики в области
природопользования относится укрепление минерально-сырьевого комплекса
региона, обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами потребностей
строительного комплекса Сахалинской области.
С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики в
сфере охраны окружающей среды и природопользования определены
следующие цель и задачи Госпрограммы.
Реализация Госпрограммы предусматривает достижение цели:
улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и
рационального использования природных ресурсов, создание системы
обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения цели предусматривается решение следующих основных
задач:
- систематизация данных и разработка структуры сети регионального
мониторинга за состоянием атмосферного воздуха;
- совершенствование системы экологического просвещения населения
на базе совмещения теоретических знаний и практики;
- информирование населения о состоянии окружающей среды;
- создание инфраструктуры комплексного управления отходами;
- рекультивация (реконструкция) объектов размещения коммунальных
отходов;
- проведение научно-исследовательской работы в сфере обращения с
отходами;
– строительство сооружений инженерной защиты на водных объектах.
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817)
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических
сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов,
утративших способность к самоочищению;
- информационное обеспечение органов власти о состоянии
минерально-сырьевой базы Сахалинской области для принятия
своевременных управленческих решений;
- воспроизводство минерально-сырьевой базы, прирост запасов
полезных ископаемых, выявление и изучение новых видов минерального
сырья для удовлетворения текущих и перспективных потребностей
экономики области, ее промышленности и сельского хозяйства.
3. Прогноз конечных результатов государственной программы
Реализация настоящей Госпрограммы позволит к 2020 году:
– обеспечить строительство сооружений инженерной защиты и
берегоукрепления – 5,6 км;
– обеспечить приведение гидротехнических сооружений в
безопасное техническое состояние – 10 единиц;
– обеспечить работы по восстановлению и экологической
реабилитации водных объектов (природоохранных мероприя- тий) – 47,5
км;
– увеличить долю населения, проживающего на подверженных
негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате
проведения мероприятий по повышению защищен- ности от негативного
воздействия вод, в общем количестве на- селения, проживающего на
таких территориях, на 33,3 процента;
- увеличить долю гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности до 100 процентов;
– обеспечить качественный контроль за состоянием атмосферного
воздуха – 50% обновления стационарных постов наблюдений за
состоянием атмосферного воздуха;
– создать сеть регионального мониторинга состояния атмосферного
воздуха на территории Сахалинской области – обе- спечит 52% охвата
территории области мониторингом качества атмосферного воздуха;
– довести количество просветительских публикаций до 1005 ед.;
– расширить охват населения экологическим просвещением до 5537
чел.;
- построить 12 объектов обращения с отходами, отвечающих требованиям природоохранного законодательства, в муниципальных образованиях области;
– рекультивировать 10 объектов размещения отходов общей площадью
49 га;
– обеспечить актуализацию информации о современном состоянии
минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых –
составление не менее 10 пакетов геологической информации ежегодно;
– обеспечить прирост запасов полезных ископаемых 14 млн. куб. м.
- увеличить долю протяженности участков русел рек, на которых
осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей
протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной
способности на 2,1 процента;
Индикаторы (показатели), характеризующие достижение цели,
решение поставленных задач, приведены в приложениях № 4, 5 к
настоящей Госпрограмме.
(В редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 817; от 08.09.2014 № 437; от 30.12.2014 № 650)
4. Сроки и этапы реализации государственной программы
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 08.09.2014 № 437)
Госпрограмму предполагается реализовать в течение 2014 - 2020
годов.
5. Перечень мероприятий государственной программы
В состав программных мероприятий Госпрограммы включены:
1. Основные мероприятия - мероприятия, финансируемые за счет
субвенций из федерального бюджета в рамках отдельных полномочий
Российской Федерации в области водных отношений, переданных
Сахалинской области.
2. Подпрограммы:
- подпрограмма № 1 «Отходы производства и потребления Сахалинской области» (далее - Подпрограмма № 1);
- подпрограмма № 2 «Обеспечение воспроизводства
минерально-сырьевой базы Сахалинской области» (далее - Подпрограмма №
2);
- подпрограмма № 3 «Региональный мониторинг атмосферного воздуха
в Сахалинской области» (далее - Подпрограмма № 3);
- подпрограмма № 4 «Формирование бережного отношения к природе»
(далее - Подпрограмма № 4).
– подпрограмма № 5 «Развитие водохозяйственного комплекса в
Сахалинской области» (далее – Подпрограмма №5).
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817)
5.1. Подпрограмма № 1 включает:
5.1.1. Мероприятия, сформированные в соответствии с задачами
Подпрограммы № 1:
5.1.1.1. Рекультивация объектов размещения отходов.
5.1.1.2. Проектирование и строительство объектов обращения с отходами.
5.1.1.3. Развитие системы обращения с отходами. В рамках
данного мероприятия предусмотрены работы по инвентаризации отходов
производства и потребления; разработка проектов оптимизации системы
обращения с отходами, а также техникоэкономического обоснования
создания предприятий по переработке вторсырья в продукцию народного
и хозяйственного потребления.
5.1.1.4. Прочие мероприятия в сфере обращения с отходами. К
прочим мероприятиям в сфере обращения с отходами относятся расходы
на содержание скотомогильника, расположенного на территории
Анивского района, и возмещение юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям – производите- лям услуг в сфере утилизации
(захоронения) твердых бытовых отходов затрат или недополученных
доходов, возникающих в результате государственного регулирования
тарифов, в качестве мер государственного регулирования.
5.2. Подпрограмма № 2 включает:
5.2.1. Два основных мероприятия и пять мероприятий второго
уровня, сформированных в соответствии с задачами Подпрограммы № 2:
5.2.1.1. Систематизация информации о состоянии
минеральносырьевой базы Сахалинской области. В рамках данного
основного мероприятия предусмотрена подготовка пакетов
геологической информации по участкам недр, выставляемым на аукцион,
ревизия участков недр нераспределенного фонда.
5.2.1.2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы
общераспространенных полезных ископаемых. В рамках данного
основного мероприятия предусматриваются поиски месторождений
строительного камня, песка и песчано-гравийной смеси в
северо-западной части Сахалина, строительного камня вНевельском
районе, песков в центральной части Сахалина, а также поиски и
изучение месторождений базальтового сырья.
5.3. Подпрограмма № 3 включает:
5.3.1. Мероприятия, сформированные в соответствии с задачами
Подпрограммы № 3:
5.3.1.1. Мероприятия по организации и проведению
государственного мониторинга атмосферного воздуха (6 мероприятий).
5.3.1.2. Модернизация постов наблюдения за состоянием
атмосферного воздуха (6 мероприятий).
5.4. Подпрограмма № 4 включает:
5.4.1. Мероприятия, сформированные в соответствии с задачами
Подпрограммы № 4:
5.4.2.1. Организация мероприятий по бережному отношению к
природе (7 мероприятий).
5.4.2.2. Информационно-методическое обеспечение населения о
состоянии окружающей среды (3 мероприятия).
5.5. Подпрограмма № 5 включает:
5.5.1. Мероприятия, сформированные в соответствии с задачами
Подпрограммы № 5:
5.5.1.1. Защита от негативного воздействия вод населения и
объектов экономики:
– строительство сооружений инженерной защиты (4 мероприятия);
– капитальный ремонт ГТС (9 мероприятий).
5.5.1.2. Восстановление и экологическая реабилитация водных
объектов (природоохранные мероприятия) (18 мероприятий).
5.5.1.3. Осуществление мониторинга на водных объектах.
Перечень мероприятий Госпрограммы приведен в приложениях № 1 и
№ 6 к настоящей Госпрограмме.
(В редакции Постановлений Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817; от 08.09.2014 № 437; от 15.09.2015 № 390)
6.Характеристика мер правового регулирования государственной программы
В качестве мер правового регулирования до 2020 года предусмотрена компенсация недополученных доходов хозяйствующим субъектам в соответствии с компетенцией и полно- мочиями министерстваэнергетикии жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в рамках Подпрограммы № 1 «Отходы производства и потребления Сахалинской области. На момент утверждения Госпрограммы дополнительные меры правового регулирования и принятие
соответствующих нормативных правовых документов не требуются.
(В редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от
31.12.2013 № 817; от 08.09.2014 № 437)
7. (Исключен - Постановление Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817)
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) государственной программы
Эффективность реализации Госпрограммы оценивается по целевым
индикаторам и показателям задач, характеризующим изменение состояния
окружающей среды, сохранение природных экосистем, воспроизводство и
рациональное использование природных ресурсов.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач Госпрограммы с
формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в
приложениях 4, 5 к настоящей Госпрограмме.
(В редакции Постановлений Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817; от 08.09.2014 № 437)
8. Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов (показателей) государственной программы
Система индикаторов (показателей) основана на анализе видов деятельности в рамках каждой из задач Госпрограммы, а также мероприятий Госпрограммы под которые разработаны индикаторы (показатели), характеризующие эффективность реализации Госпрограммы.
Оценка достигнутых результатов производится ежегодно.
Источниками формирования индикаторов (показателей) и их значений являются: федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350; указ Губернатора Сахалинской области от 18.04.2013 № 21 «О государственном задании на управление в Сахалинской области»; сведения федеральных служб, органов местного самоуправления; наличие готовых проектов по объектам, в том числе капитального характера; результаты исследований, направленных на оценку тех или иных параметров.
Достижение значений индикаторов (показателей) зависит от влияния следующих внешних факторов (условий):
- природно-ресурсные (климатические особенности региона - возникновение чрезвычайных ситуаций на водных объектах; неблагоприятные метеорологические условия; особенности геологического строения территории распространения общераспространенных полезных ископаемых);
- экономические (развитие финансовой сферы региона - возможность бюджетной системы региона обеспечить (со-)финансирование программных мероприятий);
- наличие положительных заключений государственных экспертиз на проектную документацию по объектам капитального строительства.
Методики расчетов индикаторов (показателей) представлены в Подпрограммах № 3, 4, 5.
Методика расчетов индикаторов (показателей) для Подпрограмм № 1, 2 не требуется ввиду соответствия значений индикаторов (показателей) абсолютным величинам, достигаемым вне зависимости от других величин и представляющим числовое выражение фактически достигнутого результата за год.
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 30.12.2014 № 650)
9. Ресурсное обеспечение государственной программы
Общий объем финансирования Госпрограммы составит 6 981 936,6 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 89 852,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 6 768 762,7 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 123 321,8 тыс. рублей.
(В редакции Постановления Правительства Сахалинской области
от 15.09.2015 № 390)
Ресурсное обеспечение реализации Госпрограммы за счет средств
областного бюджета представлено в приложении № 6 к настоящей
Госпрограмме. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка
расходов областного бюджета, в том числе за счет средств федерального
бюджета и иных источников, на реализацию Госпрограммы приведены в
приложении № 7 к настоящей Госпрограмме.
Объемы финансирования Госпрограммы носят прогнозный характер и
подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании
проекта областного бюджета на соответствующий год, исходя из
возможностей областного бюджета и других источников.
В случае положительного решения по результатам ежегодного
конкурсного отбора в Минприроды России возможно привлечение средств
федерального бюджета в виде субсидий на софинансирование мероприятий
Подпрограммы № 5 (за исключением направления «Осуществление мониторинга на
водных объектах»).
Условия предоставления и методика расчета субсидий местным
бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ, направленных на
достижение целей государственной программы (подпрограммы), определяются в
приложении № 9 к государственной программе.
(В редакции Постановлений Правительства Сахалинской области
от 31.12.2013 № 817; от 08.09.2014 № 437; от 30.12.2014 № 650)
10. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью
минимизации их влияния на достижение целей государственной программы
На решение задач и достижение основных целей Госпрограммы могут
оказать влияние следующие риски:
- финансовые риски - сбой в реализации мероприятий Программы по
причине непредоставления субвенций, субсидий из федерального бюджета
бюджету Сахалинской области на софинансирование Госпрограммы по
результатам конкурсного отбора, неосуществления, приостановления,
уменьшения или прекращения в случае невыделения или неполного
выделения исполнителям Программы бюджетных ассигнований;
- макроэкономические риски, связанные с неустойчивостью
макроэкономических параметров (уровень инфляции, темпы экономического
роста страны, уровень платежеспособности предприятий, населения,
изменение ставок процента Центрального банка Российской Федерации,
изменение обменного курса валют, уровень политической стабильности и
др.);
- риски законодательных изменений, проявляющиеся в вероятности
изменения действующих норм с принятием новых нормативных правовых
актов и невозможностью выполнения каких-либо обязательств в связи с
данными изменениями;
- организационные риски, связанные с возможной неэффективной
организацией выполнения мероприятий Госпрограммы;
- природные риски, связанные с возможными стихийными бедствиями в
области;
- естественные риски - геологические риски, связанные с
вероятностным характером геологоразведочного процесса, особенностями
геологического строения территории, определяющими наличие или
отсутствие полезных ископаемых.
Ожидаемым негативным последствием указанных рисков является
неполное достижение целевых показателей, предусмотренных
Госпрограммой.
К мерам управления вышеуказанными рисками, способным
минимизировать последствия неблагоприятных явлений и процессов,
следует отнести:
- регулярный мониторинг и усиление контроля за ходом выполнения
программных мероприятий;
- совершенствование механизма текущего управления реализацией
Госпрограммы;
- оперативное реагирование и внесение изменений в Госпрограмму,
снижающие воздействие негативных факторов на выполнение целевых
показателей Госпрограммы.
11. Методика оценки эффективности государственной программы
Методика оценки эффективности государственной программы «Охрана
окружающей среды,
воспроизводство и использование природных ресурсов
Сахалинской области на
2014-2020 годы» (далее
- государственная
программа) разработана в
соответствии с требованиями Порядка
разработки,
реализации и оценки эффективности государственных программ
Сахалинской области,
утвержденного
постановлением Правительства
Сахалинской области от 08.04.2011 № 117 (далее -
Порядок реализации
государственных
программ).
Оценка
эффективности государственной программы
производится
ежегодно. Основанием
для оценки являются данные,
включаемые в формы
мониторинга
реализации государственной программы в
порядке и сроки,
установленные
Порядком реализации государственных программ. Результаты
оценки включаются
в состав годового отчета о ходе реализации и
оценке
эффективности
государственной программы.
Оценка эффективности государственной
программы осуществляется по
мероприятиям, включенным
в подпрограмму государственной программы, и
отдельно по мероприятиям
государственной программы при наличии
в ней
мероприятий, не
входящих в перечень
мероприятий подпрограмм
государственной
программы.
Оценка эффективности государственной программы
определяется на
основе степени
достижения плановых значений индикаторов (показателей),
степени
реализации мероприятий, степени соответствия
запланированному
уровню расходов, интегрального показателя эффективности
государственной программ
и показателя комплексной эффективности
государственной
программы на основе следующих формул:
1) Степень достижения планового значения
индикатора (показателя):
- для индикаторов (показателей), желаемой
тенденцией развития
которых
является увеличение значений:
СДi = ЗИфi /
ЗИпi;
- для индикаторов (показателей), желаемой
тенденцией развития
которых
является снижение значений:
СДi = ЗИпi /
ЗИфi, где:
СДi - степень
достижения планового значения
i-го индикатора
(показателя)
государственной программы;
ЗИфi -
значение i-го индикатора
(показателя) государственной
программы,
фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПпi -
плановое значение i-го
индикатора (показателя)
государственной
программы.
Если СДi > 1, то значение СДi
принимается равным 1.
На основе степени достижения плановых
значений каждого индикатора
(показателя) государственной программы
рассчитывается средняя
арифметическая величина
степени достижения плановых
значений
индикаторов
государственной программы по следующей формуле:
СД = Сумма СДi
/ N, где:
СД
- степень достижения плановых
значений индикаторов
(показателей)
государственной программы;
N - число индикаторов (показателей) в
государственной программе.
2)
Степень реализации мероприятий:
СРм = Мф / Мп, где:
СРм - степень реализации мероприятий
государственной программы;
Мф - количество мероприятий, выполненных
в полном объеме,
из
числа
мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
Мп - общее количество мероприятий,
запланированных к реализации в
отчетном году.
Расчет
степени реализации мероприятий осуществляется по
мероприятиям, включенным
в план-график реализации
государственной
программы.
3) Степень соответствия запланированному
уровню расходов:
ССур = Рф / Рп, где:
ССур -
степень соответствия запланированному уровню
расходов
государственной
программы;
Рф - фактические расходы на реализацию
государственной программы
в отчетном
году;
Рп - плановые расходы на реализацию
государственной программы в
отчетном году.
4)
Интегральный показатель эффективности государственной
программы:
ПЭj = (СДj + CРмj + ССурj ) / 3, где:
ПЭj -
интегральный показатель эффективности государственной
программы;
СДj -
степень достижения плановых
значений индикаторов
(показателей)
государственной программы;
CРмj - степень
реализации мероприятий государственной программы;
ССурj -
степень соответствия запланированному уровню
расходов
государственной
программы.
5) Показатель комплексной эффективности
государственной программы
рассчитывается
по следующей формуле:
ПКЭ = Сумма ПЭj / К,
где:
ПКЭ
- показатель комплексной эффективности государственной
программы;
К - количество
подпрограмм, включая государственную программу при
наличии в ней
мероприятий, не входящих
в перечень мероприятий
подпрограмм
государственной программы.
Показатели эффективности государственной программы,
предусмотренные
пунктами 1) -
5) настоящего раздела, оцениваются
согласно
следующим значениям:
- высокий уровень эффективности, если
значение составляет более
0,95;
- средний уровень эффективности, если значение
составляет от 0,90
до 0,95;
- низкий уровень эффективности, если
значение составляет от 0,83
до 0,90.
В
остальных случаях эффективность государственной программы
признается
неудовлетворительной.
(В редакции
Постановлений Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 817; от
08.09.2014 № 437)
Подпрограммы № 1–5 и Приложения № 1–7 не приводятся
|