Расширенный поиск
Закон Сахалинской области от 13.12.1996 № 27Утратил силу - Закон Сахалинской области от 03.02.2004 г. N 472 ЗАКОН САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Сахалинской области (В редакции Законов Сахалинской области от 16.10.2000 г. N 224; от 13.05.2002 г. N 339; от 04.12.2002 г. N 380) Принят Сахалинской областной Думой 28 ноября 1996 года ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и законов Сахалинской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления (далее - депутатов и должностных лиц местного самоуправления), избираемых населением непосредственно. Cтатья 2. Принципы участия граждан в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Депутаты и должностные лица местного самоуправления избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие гражданина в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления является добровольным. Статья 3. Право граждан на участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Гражданин Российской Федерации являющийся членом местного сообщества и достигший на день выборов 18 лет вправе избирать депутатов и должностных лиц местного самоуправления, а также быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, а достигший 21 года вправе быть избранным должностным лицом местного самоуправления. 2. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. 3. Какие-либо иные, не предусмотренные федеральными законами и законами Сахалинской области, прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления запрещаются. Статья 4. Назначение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за три месяца до истечения срока их полномочий. О проведении и дне выборов представительный орган местного самоуправления принимает решение, которое публикуется в печати. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. В случае самороспуска представительный орган местного самоуправления одновременно назначает выборы депутатов представительного органа местного самоуправления. Днем выборов в этом случае является первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня самороспуска представительного органа местного самоуправления. 4. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 5. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 6. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 7. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления по иным основаниям, выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления на первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, иных должностных лиц местного самоуправления. Если до окончания срока полномочий главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления остается 6 месяцев либо менее 6 месяцев, выборы главы муниципального образования, иных должностных лиц местного самоуправления не назначаются и не проводятся. Статья 5. (Исключена - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 6. Подготовка и проведение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Подготовку и проведение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления осуществляют избирательные комиссии. 2. Органы государственной власти и местного самоуправления, в соответствии со своей компетенцией, принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления. Статья 7. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Подготовка и проведение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется открыто и гласно. 2. Все решения избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления, подлежат опубликованию. Статья 8. Финансирование выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляется за счет средств местных бюджетов. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 9. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов на территории муниципального образования образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа, которые должны отвечать следующим требованиям: примерное равенство числа избирателей в избирательных округах с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; избирательный округ составляет единую территорию. Не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. 2. Для проведения выборов должностных лиц местного самоуправления образуется один одномандатный избирательный округ, включающий всю территорию муниципального образования. 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 10. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные участки. 2. Часть. (Исключена - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) В больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов: такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В исключительных случаях, по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования, допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктах местностях, при условии обеспечения доступа в помещение для голосования всем членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) ГЛАВА 3. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 11. Составление списка избирателей 1. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 2. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения и адрес места жительства избирателя. 3. Список избирателей по избирательному участку, образованному на судне, находящемся в день выборов в плавании, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна. 4. Избиратели, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, включаются в списки избирателей на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений не позднее чем за 5 дней до дня выборов. 5. Избиратели-военнослужащие, находящиеся в воинской части, а также члены семей военнослужащих и другие избиратели, если они проживают на закрытой территории воинской части, включаются в списки избирателей на основании данных, представляемых командиром воинской части не позднее чем за 35 дней до дня выборов. 6. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 12. Порядок включения граждан в список избирателей 1. В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, являющиеся членами местного сообщества и обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего Закона. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. Учащиеся образовательных учреждений, аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. 4. Лица, указанные в части пятой статьи 11 настоящего Закона, включаются в список избирателей по месту нахождения воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. 5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей дополнительно на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их проживание на территории данного избирательного участка. Статья 13. Ознакомление избирателей со списком избирателей 1. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов, а также может доводиться до сведения граждан иными способами. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. Запрещается вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей. ГЛАВА 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 14. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления осуществляют: а) (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) б) избирательные комиссии муниципальных образований (далее - территориальные избирательные комиссии); в) окружные избирательные комиссии; г) участковые избирательные комиссии. 2. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. 3. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов и должностных лиц местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий. 4. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 15. Формирование избирательной комиссии области Избирательная комиссия области формируется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и Положением об избирательной комиссии области. Статья 16. Полномочия избирательной комиссии области Избирательная комиссия области: а) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; б) издает инструкции по вопросам применения настоящего Закона; в) входит в случае необходимости в областную Думу с запросом о толковании настоящего Закона; г) (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) д) (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; ж) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и принимает по ним решения; з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами о выборах, Положением об избирательной комиссии Сахалинской области. Статья 17. Формирование территориальных избирательных комиссий 1. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 2. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии. Председатель и секретарь территориальной избирательной комиссии должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. 3. После регистрации кандидата в территориальной избирательной комиссии (в случае, если она осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии) избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить одного члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями и зарегистрированный в территориальной избирательной комиссии, вправе сам назначить одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса. Статья 18. Полномочия территориальной избирательной комиссии 1. Территориальная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов на соответствующей территории; б) осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии при проведении выборов по одномандатному избирательному округу, включающему всю территорию муниципального образования; в) образует окружные избирательные комиссии; г) регистрирует избирательные блоки; д) регистрирует представителей избирательных объединений, избирательных блоков и выдает им удостоверения установленного образца; е) рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения; ж) устанавливает формы, образцы избирательных бюллетеней, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, подписных листов и других избирательных документов, избирательных ящиков, а также печатей избирательных комиссий; з) обеспечивает изготовление бюллетеней, бланков избирательных документов, печатей избирательных комиссий и обеспечение ими избирательных комиссий; и) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; к) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов; л) устанавливает результаты выборов, публикует их в средствах массовой информации и доводит до сведения населения иными способами; м) обеспечивает сохранность документации, связанной с подготовкой и проведением выборов; н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о выборах. 2. Территориальная избирательная комиссия действует до истечения срока полномочий представительного органа и должностных лиц местного самоуправления, для выборов которых она формировалась. Статья 19. Формирование окружных избирательных комиссий 1. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) В случае, если общественные объединения и собрания избирателей не внесли предложения по составу окружной избирательной комиссии, формирование окружной избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией из кандидатур, подобранных ею самостоятельно. 2. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии. 3. После регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями и зарегистрированный в окружной избирательной комиссии, вправе сам назначить одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса. 4. При проведении выборов по избирательному округу, включающему всю территорию муниципального образования, окружная избирательная комиссия не формируется, а ее полномочия осуществляет территориальная избирательная комиссия. Статья 20. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов на территории округа; б) регистрирует кандидатов, доверенных лиц кандидатов и выдает им удостоверения установленного образца; в) рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; г)(Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) д) обеспечивает сохранность документации, связанной с подготовкой и проведением выборов; е) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о выборах. 2. Полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются одновременно с прекращением полномочий территориальной избирательной комиссии. Статья 21. Формирование участковой избирательной комиссии 1. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 2. На избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании, участковая избирательная комиссия формируется капитаном судна в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. 4. Избирательное объединение, избирательный блок, кандидаты которых зарегистрированы в окружной избирательной комиссии, вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того избирательного округа, где эти кандидаты зарегистрированы. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями и зарегистрированный в окружной избирательной комиссии, вправе сам назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован. Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) составляет список избирателей по избирательному участку; б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о дне выборов и месте голосования; г) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования; д) организует и проводит голосование на избирательном участке в день выборов; е) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; з) обеспечивает сохранность документации, связанной с подготовкой и проведением выборов; и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о выборах. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 23. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. Член избирательной комиссии, как с правом решающего так и с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещается о заседаниях избирательной комиссии; б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться со всеми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 4. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, по его письменному заявлению, освобождается администрацией (работодателем) от основной работы. Член избирательной комиссии, освобожденный от основной работы: а) вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; б) не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 6. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 7. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 24. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. 2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса либо по требованию не менее половины членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. 4. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 2, 3 статьи 25 настоящего Закона. При рассмотрении заявлений и жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать заинтересованные стороны либо их представители. 5. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. 6. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 7. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 8. По решению избирательной комиссии, согласованному с соответствующей вышестоящей избирательной комиссией, председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии и другие ее члены с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии временно с отрывом от основной работы. Статья 25. (Исключена - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 26. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц 1. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии области и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) ГЛАВА 5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ Статья 27. (Исключена - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 28. Избирательный блок 1. Избирательным блоком является добровольное объединение двух и более общественных объединений, являющихся избирательными объединениями в соответствии со статьей 27 настоящего Закона, создаваемое для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 29. Представители избирательного объединения, избирательного блока Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и по финансовым вопросам. ГЛАВА 6. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 30. Выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком 1. Выдвижение кандидатов производится на съезде (конференции), собрании избирательного объединения, избирательного блока с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатов в количестве, не превышающем число мандатов распределяемых по соответствующим избирательным округам. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. 2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений. Статья 31. Представление списков кандидатов и документов избирательных объединений, избирательных блоков 1. Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по избирательным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в территориальную избирательную комиссию. В этом списке указываются фамилия, имя , отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства каждого кандидата и его принадлежность к избирательному объединению, избирательному блоку. Уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно со списком кандидатов представляет в территориальную избирательную комиссию надлежаще оформленные: а) документы подтверждающие, что общественное объединение является избирательным объединением в соответствии со статьей 27 настоящего Закона; б) протокол о выдвижении кандидатов по каждому избирательному округу, о назначении представителей и об образовании инициативной группы (инициативных групп) для сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов; в) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Уполномоченный представитель избирательного блока одновременно со списком кандидатов представляет в территориальную избирательную комиссию надлежаще оформленные: а) документы, удостоверяющие согласие общественных объединений на вхождение в избирательный блок и создание избирательного блока; б) документы, подтверждающие, что каждое общественное объединение, входящее в избирательный блок, является избирательным объединением в соответствии со статьей 27 настоящего Закона; в) протокол о выдвижении кандидатов по каждому избирательному округу, о назначении представителей и об образовании инициативной группы (инициативных групп) для сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов; г) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. 2. Территориальная избирательная комиссия рассматривает указанные в части 1 настоящей статьи документы в трехдневный срок и выдает: уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в ее выдаче; уполномоченному представителю избирательного блока заверенную копию списка кандидатов и удостоверение о регистрации избирательного блока либо мотивированное решение об отказе в их выдаче. Отказ в приеме документов, в выдаче заверенной копии списка кандидатов и удостоверения о регистрации избирательного блока может быть обжалован в суд в соответствии с законом. 3. Территориальная избирательная комиссия публикует в печати представленные ей списки кандидатов Статья 32. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком 1. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов со дня выдачи территориальной избирательной комиссией заверенных копий списков кандидатов. До получения избирательным объединением, избирательным блоком заверенных копий списков кандидатов проведение сбора подписей не допускается. 2. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, осуществляют сбор подписей избирателей соответствующего избирательного округа в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей данного избирательного округа. 3. Сбор подписей избирателей может производиться по месту их работы, службы, учебы, жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей. 4. Листы для сбора подписей избирателей (далее - подписные листы) в поддержку выдвинутых кандидатов изготавливаются по форме, утверждаемой территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занимаемая должность (род занятий), место работы и жительства кандидата, а также номер избирательного округа, в котором он выдвигается и принадлежность кандидата к избирательному объединению, избирательному блоку. 5. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков, но только один раз в поддержку кандидатов, выдвинутых одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Данные сведения об избирателе могут вноситься в подписной лист членом инициативной группы, собирающим подписи. Подписной лист должен содержать графы, соответствующие вносимым в него сведениям, и пронумерованные строки. 6. Подписной лист заверяется членом инициативной группы, собирающим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока выдвинувших кандидата. Статья 33. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями 1. Право выдвинуть кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому члену местного сообщества, отвечающему требованиям статьи 3 настоящего Закона. При этом член местного сообщества вправе выдвинуть и свою кандидатуру. 2. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, занимаемая должность (род занятий), место работы и жительства кандидата. Статья 34. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвигаемого непосредственно избирателями 1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвигаемого непосредственно избирателями, начинается со дня отправления в соответствующую окружную избирательную комиссию уведомления о своей инициативе. 2. В поддержку выдвигаемого кандидата должно быть собрано не менее двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. 3. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата. Сбор подписей может проводиться по месту работы, службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей. 4. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занимаемая должность (род занятий), место работы и жительства кандидата, а также номер избирательного округа, в котором он выдвигается. 5. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Данные сведения об избирателе могут вноситься в подписной лист лицом собирающим подписи. Подписной лист должен содержать графы, соответствующие вносимым в него сведениям, и пронумерованные строки. Избиратель вправе поддержать выдвижение любого числа кандидатов. 6. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом. Статья 35. Регистрация кандидатов 1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков представляют в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня выборов подписные листы в поддержку выдвинутых кандидатов. Одновременно в окружную избирательную комиссию представляются: а) копия списка кандидатов; б) копия удостоверения о регистрации (для избирательного блока); в) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия в течении 5 дней со дня приема документов проверяет правильность оформления подписных листов, других представленных документов, правомерность процедуры выражения поддержки кандидатам и принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 2. Для регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в окружную избирательную комиссию представляется заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия в течении 5 дней со дня приема документов проверяет правильность оформления подписных листов, правомерность процедуры выдвижения кандидата и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 3. Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При этом подписные листы в поддержку кандидатов по разным избирательным округам должны быть сброшюрованы по каждому округу раздельно. При приеме подписных листов избирательные комиссии заверяют каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдают уполномоченному представителю, кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 4. При проверке окружной избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, кандидаты. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует полную или выборочную проверку подлинности подписей избирателей в подписных листах, а также содержащихся в них данных. Если при проверке обнаружится две и более подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата либо фальсификация подписей, все эти подписи не учитываются. Если избиратель поставил подпись в поддержку кандидата, но по каким-либо причинам не внес в подписной лист все предусмотренные пунктом 5 статьи 32 и пунктом 5 статьи 34 настоящего Закона сведения, такая подпись также не учитывается. При этом, если количество оставшихся подписей окажется меньше необходимого, окружная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата. 5. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном избирательном округе. 6. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 3 дней после регистрации публикуются в печати и передаются иным средствам массовой информации. 7. В случае, если в сроки, установленные настоящей статьей, в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 8. Если в избирательном округе на день выборов останется кандидатов меньше установленного числа мандатов или равно ему, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. ГЛАВА 7. СТАТУС КАНДИДАТОВ Статья 36. Права и обязанности кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Кандидаты после их регистрации соответствующей окружной избирательной комиссией: а) имеют равное право на использование средств массовой информации; б) в равной степени обеспечиваются финансовыми средствами, выделенными из бюджета на подготовку и проведение выборов; в) до дня опубликования результатов выборов освобождаются по их личным заявлениям от работы, военной службы, военных сборов и учебы. В течение этого срока соответствующая окружная избирательная комиссия из средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере среднемесячной заработной платы, но не более десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. г) до дня опубликования результатов выборов имеют право на бесплатный проезд на любом виде транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории избирательного округа. В случае, если кандидат проживает вне пределов избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат имеет право на три бесплатные поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов, в избирательный округ и обратно. Оплата проезда кандидатов производится соответствующей окружной избирательной комиссией из средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Порядок оплаты проезда кандидатам устанавливается избирательной комиссией области. д) не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 3. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 4. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. В случае дачи согласия прокурор немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. Статья 37. Доверенные лица кандидата 1. Кандидат, зарегистрированный соответствующей окружной избирательной комиссией, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата. 2. Доверенные лица кандидата получают от соответствующей окружной избирательной комиссии удостоверения установленного образца и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. 3. На период со дня регистрации до дня опубликования результатов выборов администрация (работодатель) предоставляет доверенным лицам по их письменному заявлению, неоплачиваемый отпуск. 4. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию. На основании уведомления окружная избирательная комиссия аннулирует выданные отзываемым доверенным лицам удостоверения. ГЛАВА 8. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 38. Предвыборная агитация и сроки ее проведения 1. Граждане Российской Федерации, общественные и избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты вправе беспрепятственно, в допускаемых законом формах и законными методами, проводить предвыборную агитацию. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, вывешенные ранее, могут сохраняться на прежних местах. 4. Предвыборная агитация может проводиться: а) через средства массовой информации; б) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий); в) путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов. 5. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Статья 39. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). 2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. 3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Статья 40. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации. 2. Телерадиокомпании, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления обязаны предоставлять эфирное время кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам на равных основаниях (бесплатно, равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия). Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. 3. В информационных теле - и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило в начале указанных программ, без комментариев. Данные информационные блоки не оплачиваются кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. 4. Периодическое печатное издание, учредителем (соучредителем) которого являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которое финансируется полностью или частично за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления и которое предоставило кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку место на полосе, не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в месте на полосе на тех же условиях и обязано сделать это в ближайших номерах. 5. Периодические печатные издания, учрежденные органами государственной власти Сахалинской области либо органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Статья 41. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в трехдневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной комиссией области. 2. По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Статья 42. Распространение агитационных печатных материалов 1. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. 2. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Запрещается распространение анонимных агитационных материалов. 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 4. Запрещается вывешивать агитационные печатные материалы на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий и в помещениях для голосования. 5. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. ГЛАВА 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 43. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств местного бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. Средства на проведение выборов, предусмотренные местным бюджетом, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии в семидневный срок со дня назначения выборов и распределяются ею между нижестоящими избирательными комиссиями. 2. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам. Статья 44. Избирательные фонды 1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в банках, других кредитных учреждениях. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. 2. Банки, другие кредитные учреждения открывают зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидаты которых зарегистрированы, специальные временные счета для формирования избирательных фондов на основе сообщения в письменной форме соответствующей окружной избирательной комиссии. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. 3. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств: а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей окружной избирательной комиссией; б) собственных средств кандидата, которые не могут превышать установленный законом минимальный месячный размер оплаты труда более чем в 250 раз; в) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком и которые не могут превышать установленный законом минимальный месячный размер оплаты труда более чем в 2000 раз; г) собственных средств избирательного объединения, избирательного блока, которые не могут превышать установленный законом минимальный месячный размер оплаты труда более чем в 1000 раз; д) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом минимальный месячный размер оплаты труда более чем в 50 раз, а в фонд избирательного объединения, избирательного блока - более чем в 250 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата или избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока не может превышать установленный законом минимальный месячный размер оплаты труда более чем в 250 и 1000 раз соответственно. 4. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 5. Банки, кредитные учреждения предоставляют сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и их источниках соответствующей окружной избирательной комиссии в трехдневный срок со дня их поступления. 6. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в местный бюджет. 7. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. 8. Банки, кредитные учреждения представляют сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков соответствующей окружной избирательной комиссии по ее запросу в письменной форме. 9. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 45. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность 1. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 2. Окружные избирательные комиссии до дня выборов обязаны периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов. 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 4. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 5. Участковые избирательные комиссии представляют соответствующим окружным избирательным комиссиям отчеты о расходовании выделенных им средств не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Участковые избирательные комиссии публикуют указанные отчеты не позднее 3 дней со дня их представления в окружные избирательные комиссии. 6. Окружные избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии отчеты о расходовании выделенных им средств не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Окружные избирательные комиссии публикуют указанные отчеты не позднее 3 дней со дня их представления в территориальную избирательную комиссию. 7. Территориальная избирательная комиссия представляет представительному и исполнительному органам местного самоуправления отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть передан территориальной избирательной комиссией для опубликования в периодические печатные издания, а также сообщен иным средствам массовой информации не позднее 3 дней со дня его представления в представительный и исполнительный органы местного самоуправления. ГЛАВА 10. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 46. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации. Предоставляемое помещение должно быть таких размеров, чтобы в нем могли свободно разместиться члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели. 2. Помещение для голосования должно быть оснащено сейфом для хранения документации, связанной с подготовкой и проведением выборов, мебелью, избирательными ящиками. В нем оборудуются кабины (комнаты) для тайного голосования. Вход в кабины (комнаты) для тайного голосования, выход из них, путь от них к избирательным ящикам, а также сами избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 3. Кабины (комнаты) для тайного голосования оснащаются столиками и авторучками. Использование карандашей при голосовании не допускается. Кабины устанавливаются таким образом, чтобы к избирательным ящикам избиратели проходили только через них. При оборудовании комнат для тайного голосования избирательные ящики должны быть расположены так, чтобы избиратели проходили к ним только через комнаты для тайного голосования. 4. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также обо всех баллотирующихся по данному избирательному округу кандидатах. В информационных материалах о кандидатах и об избирательных объединениях, избирательных блоках, а также об их предвыборных платформах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов баллотирующихся по данному избирательному округу. Статья 47. Избирательные бюллетени. 1. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, предусмотренные частью 4 статьи 34 настоящего Закона. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этих избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к избирательному объединению или общественному объединению, входящему в состав избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 2. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 4. В отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, допускается изготовление избирательных бюллетеней и иной выборной документации на месте по согласованию с территориальной избирательной комиссией. 5.(Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 48. Порядок голосования 1. В день выборов голосование проводится с 8 часов до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все избиратели, включенные в списки избирателей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 20 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, окружные избирательные комиссии могут по согласованию с территориальной избирательной комиссией изменять время голосования при сохранении его продолжительности. (В редакции Закона Сахалинской области от 16.10.2000 г. N 224) О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 4. В 8 часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим наблюдателям и избирателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются либо пломбируются, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. 5. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 6. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 7. При голосовании в избирательном бюллетене избиратель ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате напротив строки "Против всех кандидатов". 8. Избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает избирательный бюллетень в избирательный ящик. 9. В том случае, когда избиратель не может прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам, по письменному или устному заявлению избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого избирателя в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования и изъявляют желание присутствовать при голосовании по месту нахождения избирателя. Для голосования по месту нахождения избирателя используются специальные переносные избирательные ящики, количество которых определяется решением соответствующей окружной избирательной комиссии. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче. При этом в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. 10. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 11. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. 12. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией. Статья 49. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего проверяется целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и они вскрываются. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 4. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями и объявляет о количестве этих бюллетеней. 5. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 6. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов избирателей проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 7. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные: а) число избирателей, внесенных в список избирателей; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; г) число погашенных избирательных бюллетеней; д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); и) число избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в избирательных ящиках и в конвертах, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями. к) число действительных избирательных бюллетеней; л) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; м) фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; н) количество голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; о) количество голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; п) количество поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования жалоб и заявлений и принятые по ним решения. 8. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 9. Итоги голосования на участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, передаются в соответствующую окружную избирательную комиссию по радиосвязи с последующим предоставлением протоколов. Статья 50. Установление результатов выборов по избирательному округу 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия не позднее чем через три дня со дня выборов устанавливает результаты выборов в избирательном округе. Суммирование содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 4. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее, по отношению к другим кандидатам, число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее числа голосов избирателей поданных против всех кандидатов. Избранными по многомандатному избирательному округу признаются кандидаты, получившие наибольшее, по отношению к другим кандидатам, число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 5. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 51. Установление результатов выборов представительного органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. Избранным должностным лицом местного самоуправления по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее, по отношению к другим кандидатам, число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Статья 52. Повторное голосование 1. В случае, если при голосовании по одномандатному избирательному округу два и более кандидата получили равное число голосов избирателей, окружная избирательная комиссия назначает по этим кандидатам повторное голосование. В случае, если при голосовании по многомандатному избирательному округу равное число голосов избирателей получили большее количество кандидатов, чем установлено в данном округе мандатов, окружная избирательная комиссия назначает по этим кандидатам повторное голосование. 2. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов выборов с соблюдением требований настоящего Закона. Решение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Статья 53. (Исключена - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 54. Регистрация избранных депутатов, должностных лиц местного самоуправления 1. Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом, должностным лицом местного самоуправления. В соответствии с законодательством кандидат, избранный депутатом, должностным лицом местного самоуправления, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата, должностного лица местного самоуправления. 2. Территориальная избирательная комиссия после опубликования результатов выборов проводит регистрацию избранного депутата представительного органа, должностного лица местного самоуправления и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, установленных частью первой настоящей статьи. Статья 55. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю, а также представителю средств массовой информации. 2. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 56. Хранение избирательной документации 1. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается участковыми избирательными комиссиями в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 2. Окружные избирательные комиссии сдают всю избирательную документацию в территориальную избирательную комиссию не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 3. (Исключен - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) 4. По истечении одного года после опубликования общих данных о результатах выборов избирательные бюллетени, за исключением отобранных для постоянного хранения, уничтожаются в установленном порядке. Остальная избирательная документация уничтожается в установленном порядке, за исключением отобранной для постоянного хранения, по истечении пяти лет после опубликования общих данных о результатах выборов. Статья 57. Использование автоматизированной информационной системы 1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. 2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола территориальной избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. 3. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. 4. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся в соответствующей избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение информации. ГЛАВА 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 58. (Исключена - Закон Сахалинской области от 04.12.2002 г. N 380) Статья 59. Дополнительные выборы 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, а также в случае оставшихся незамещенными при проведении первоначальных выборов депутатских мандатов территориальная избирательная комиссия назначает по соответствующему избирательному округу дополнительные выборы. Голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, голосования на первоначальных выборах. Дополнительные выборы должны быть назначены не позднее чем за 70 дней до дня голосования на указанных выборах. 2. В случае, если дополнительные выборы были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2 статьи 5 8 Федерального закона, следующие дополнительные выборы могут быть отложены на срок до двух лет. 3. Выдвижение кандидатов по избирательному округу, их регистрация и иные избирательные действия осуществляются в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом. 4. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. 5. В случае выбытия нескольких депутатов в срок, когда проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не предусмотрено, а представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом. (Статья в редакции Закона Сахалинской области от 13.05.2002 г. N 339) Статья 60. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Лица, нарушающие избирательные права граждан, несут ответственность в соответствии с законом. Статья 61. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Сахалинской области И.П.Фархутдинов г. Южно-Сахалинск 13 декабря 1996 года N 27 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|