Утратил силу - Закон Магаданской области от 19.04.2011 № 1387-ОЗ
З А К О Н
М А Г А Д А Н С К О Й О Б Л А С Т И
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2012 ГОДЫ
(В редакции Закона Магаданской области от 16.06.2008 № 1019-оз);(В
редакции Закона Магаданской области от 29.12.2008 № 1089-оз);(В
редакции Закона Магаданской области от 03.08.2009 № 1181-оз);(В
редакции Закона Магаданской области от 28.12.2009 № 1218-оз);(В
редакции Закона Магаданской области от 27.04.2010 № 1260-оз);(В
редакции Закона Магаданской области от 08.12.2010 № 1335-оз)
Принят Магаданской областной Думой 30 октября 2007 года
Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Старшее
поколение Магаданской области» на 2008-2012 годы (далее ( Программа)
(прилагается).
Статья 2. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за
счет средств областного бюджета.
Статья 3. Контроль за реализацией Программы осуществляется в
соответствии с Законом Магаданской области от 24 ноября 1999 года №
102-ОЗ «Об областных программах».
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2008 года.
Губернатор
Магаданской области Н.Н. Дудов
г. Магадан
№ 914-ОЗ
«09» ноября 2007 г.
Приложение к Закону Магаданской области
«Об областной целевой программе
«Старшее поколение Магаданской области»
на 2008-2012 годы»
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2012 ГОДЫ
Магадан 2007
ПАСПОРТ
областной целевой программы «Старшее поколение Магаданской области»
на 2008-2012 годы
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Наименование | - областная целевая программа «Старшее|
|Программы |поколение Магаданской области» на 2008-2012|
| |годы |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Основание для| - Федеральный закон от 06 октября 1999|
|разработки |года № 184-ФЗ «Об общих принципах|
|Программы |организации законодательных|
| |(представительных) и исполнительных органов|
| |государственной власти субъектов|
| |Российской Федерации»; |
| |распоряжение губернатора Магаданской|
| |области от 18 декабря 2006 года № 939-р «О|
| |плане законопроектной работы администрации|
| |Магаданской области на 1 полугодие 2007|
| |года» |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Заказчик | - администрация Магаданской области |
|Программы | |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Разработчик | - департамент социальной поддержки|
|Программы |населения администрации Магаданской области|
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Исполнители | - департамент социальной поддержки|
|Программы |населения администрации Магаданской|
| |области; |
| |государственные учреждения социальной|
| |поддержки и социального обслуживания|
| |населения |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Цель | - создание условий для повышения|
|Программы |качества жизни пожилых граждан на основе их|
| |материальной поддержки, внедрения новых|
| |форм социального обслуживания, содействия|
| |активному участию пожилых людей в жизни|
| |общества |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Задачи | - материальная поддержка пожилых людей,|
|Программы |проживающих на территории Магаданской|
| |области; |
| |поддержание жизненной активности пожилых|
| |людей мерами оздоровительного характера; |
| |совершенствование деятельности учреждений,|
| |входящих в государственную систему|
| |социальных служб; |
| |предоставление социальных услуг пожилым|
| |людям на условиях реализации принципа|
| |индивидуального подхода, применение|
| |эффективных инновационных моделей|
| |социального обслуживания, приближенных к|
| |нуждам пожилых людей |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Сроки | 2008-2012 годы |
|реализации | |
|Программы | |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Объемы и | - общий объем финансирования |
|источник |затрат из областного бюджета на |
|финансирова-ни|реализацию Программы составляет – |
|я Программы |34730,0 тысяч рублей, |
| |в том числе по годам: |
| |2008 – 5532,0 тысяч рублей; |
| |2009 – 6004,0 тысяч рублей; |
| |2010 – 7110,0 тысяч рублей; |
| |2011 - 7512,0 тысяч рублей; |
| |2012 - 8572,0 тысяч рублей |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Ожидаемые | - улучшение социально-экономического|
|конкретные |положения пожилых людей; |
|результаты |создание отвечающей современному этапу|
|Программы |развития и региональным особенностям|
| |нормативной правовой базы по вопросам|
| |социального обслуживания, повышение уровня|
| |правовых гарантий граждан старшего|
| |поколения; |
| |стимулирование и поддержка активной|
| |жизненной позиции пожилых людей; |
| |повышение качества жизни граждан старшего|
| |поколения и максимальное продление их|
| |самостоятельности в пожилом возрасте; |
| |повышение качества социального|
| |обслуживания, развитие инновационных|
| |моделей социального обслуживания,|
| |приближенных к нуждам пожилых людей |
| | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
|Система | - контроль за реализацией Программы|
|организации |осуществляется в соответствии с Законом|
|контроля за |Магаданской области от 24 ноября 1999|
|исполне-нием |года
№ 102-ОЗ
«Об областных программах».|
|Программы | |
|——————————————|———————————————————————————————————————————|
1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и
целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета
Для возрастной структуры населения характерно динамичное
увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует
общемировому процессу старения. В России пожилые люди по нормам
законодательства – это женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.
Они составляют особую социально-демографическую группу населения.
90-е годы XX века – период, когда процесс старения населения
России закрепился. С 1995 года доля пожилых людей в составе населения
превысила 20 процентов.
Устойчивый рост доли пожилых людей характерен и для Магаданской
области.
На 01 января 2007 года в Магаданской области насчитывалось более
23 тысяч человек, принадлежащих по возрасту к старшему поколению.
Удельный вес пожилых людей, проживающих на территории Магаданской
области, составляет 13,6 процентов. Относительно низкий удельный вес
населения старшего поколения обусловлен спецификой жизнедеятельности
области, ее социально-экономическими особенностями.
По прогнозу Госкомстата Российской Федерации в результате
миграционного оттока населения, в основном молодых и средних
возрастов, к 2016 году доля пожилых людей в Магаданской области
вырастет до 25 процентов.
Согласно классификации Организации объединенных наций население
государства считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и
более в общем числе превышает 7 процентов. В Магаданской области этот
показатель составляет 6,2 процента. Таким образом, наша область
продолжает оставаться достаточно «молодой» по сравнению с другими
регионами России.
Старение населения, совпадающее с социально-экономическими
преобразованиями, изменившими все стороны жизнедеятельности, особенно
негативно отражаются на самочувствии пожилых людей. Пожилые люди
нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве,
затрудняются их социальные контакты, теряются связи с родными и
близкими.
Экономическое положение старых людей еще до начала реформ в
России не было удовлетворительным, однако люди, вышедшие на пенсию,
имели возможность на тех или иных условиях продолжать трудовую
деятельность. За последнее десятилетие такая возможность для
большинства граждан оказалась утраченной, поскольку сказывается
неудовлетворительное состояние здоровья и увеличивающаяся конкуренция
со стороны молодежи. Чем старше возрастная группа, тем меньше в ней
работающих, при этом большая доля приходится на женщин. По состоянию
на 01 января 2007 года численность работающих граждан старшего
поколения составила 9575 человек (41,5 процента от общей численности
пенсионеров, относящихся по возрасту к пожилым). В возрастной группе
70 лет и старше численность работающих пенсионеров составила 527
человек (10,1 процента от общей численности пенсионеров), из них 347
человек (66 процентов) составляют женщины.
Главным, а зачастую и единственным источником доходов пожилых
людей является пенсия, средний размер которой по состоянию на 01
января 2007 года составил 4608,05 рублей. Несмотря на то, что этот
показатель несколько превышает прожиточный минимум пенсионера (3818
рублей), пожилые граждане, проживающие в условиях Крайнего Севера и
прекратившие трудовые отношения, нуждаются в дополнительной поддержке
со стороны государства.
В связи с этим актуальным является проведение мероприятий,
финансируемых за счет средств областного бюджета, позволяющих с учетом
возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию,
семейного и имущественного положения, оказать необходимую социальную
поддержку пожилым неработающим гражданам, способствующую улучшению их
жизнеобеспечения.
Одним из ведущих звеньев социального блока является социальное
обслуживание.
В 2005-2007 годах в Магаданской области была сформирована
государственная система социальных служб, структура которой
оптимизирована с учетом региональных особенностей.
В настоящее время стационарное социальное обслуживание граждан
пожилого возраста и инвалидов осуществляют четыре государственных
учреждения, одно из которых ( дом-интернат «Ветераны Колымы» ( введено
в действие в августе 2006 года. В течение 2006 года стационарное
социальное обслуживание было предоставлено 692 пожилым гражданам и
инвалидам.
Нестационарное социальное обслуживание престарелых граждан и
инвалидов осуществляется в городе Магадане специализированным
государственным учреждением «Центр социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов», а также социальными работниками
государственных учреждений социальной поддержки и социального
обслуживания населения, расположенных в районах Магаданской области.
Одним из наиболее востребованных видов социального обслуживания в
области является социальное обслуживание на дому. В 2006 году
численность пожилых граждан и инвалидов, которым были предоставлены
социальные услуги на дому, составила 1114 человек. Около 900 граждан
получили различные социальные услуги в отделении срочного социального
обслуживания.
Спрос граждан пожилого возраста на социальные услуги и в будущем
будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с
особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей,
одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых людей отдаленных
сельских районов, в том числе национальных, и др.) приводит к
изменению структуры спроса на социальные услуги. Именно поэтому
предстоит наращивать одновременно количественные и качественные
показатели социального обслуживания.
Создание более комфортных условий проживания, организация
качественной медико-социальной помощи, предоставление услуг
социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к
жизни и укреплению социальных связей, предоставление социальных услуг
пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального
подхода, применение эффективных инновационных моделей социального
обслуживания, приближенных к нуждам пожилых людей – являются основными
направлениями деятельности государственной системы социальных служб.
Новый взгляд на роль и возможности пожилых людей служит стимулом
для совершенствования теории и практики социальной работы. Все более
активная роль России в мировом сообществе повышает ответственность
социальных работников. Современный уровень специалистов социальной
сферы предполагает постоянное повышение интеллектуально-нравственного
потенциала и формирование личностной этической позиции на основе
глубокого осмысления общечеловеческих ценностей и принципов социальной
работы. В связи с этим актуальным становится повышение квалификации
специалистов государственной системы социальных служб.
Вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан
старшего поколения входят в число приоритетных задач, определенных в
Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 26 мая 2004 года, 25 апреля 2005 года, 10 мая
2006 года, 26 апреля 2007 года.
Постоянное внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста
как на федеральном, так и на региональном уровне, улучшение положения
пожилых людей являются составной частью сильной государственной
социальной политики. Решение поставленных задач возможно на основе
комплексного программно-целевого подхода, ориентированного на
конечные социально-экономические результаты.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества
жизни пожилых граждан на основе их материальной поддержки, внедрения
новых форм социального обслуживания, содействия активному участию
пожилых людей в жизни общества.
Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового
сообщества ( обеспечить достойное существование пожилых людей путем
улучшения условий и качества жизни, усиления их защиты и облегчения
доступа к основным социальным услугам при одновременном повышении
эффективности социальных расходов.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- материальная поддержка пожилых людей, проживающих на территории
области;
- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами
оздоровительного характера;
- совершенствование деятельности учреждений, входящих в
государственную систему социальных служб;
- предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях
реализации принципа индивидуального подхода, применение эффективных
инновационных моделей социального обслуживания, приближенных к нуждам
пожилых людей.
3. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программных
мероприятий
Реализация мероприятий Программы позволит:
- улучшить социально-экономическое положение пожилых людей;
- создать отвечающую современному этапу развития и региональным
особенностям нормативную правовую базу по вопросам социального
обслуживания, повысить уровень правовых гарантий граждан старшего
поколения;
- стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых
людей;
- повысить качество жизни граждан старшего поколения и максимально
продлить их самостоятельность в пожилом возрасте;
- повысить качество социального обслуживания, способствовать