Расширенный поиск

Постановление Правительства Амурской области от 08.10.2012 № 564

 

 

 

 

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО
                           АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                          08.10.2012   N 564
                            глаговещенск

 

Об утверждении Региональной
стратегии действий в интересах
детей в Амурской области
на 2012 - 2017 годы
       (В редакции Постановления Правительства Амурской области       

                         от 06.05.2016 № 185)                         

 

 

     В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской  Федерации
от 01.06.2012  N  761    Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012 - 2017 годы" Правительство области

 

постановляет:

 

     Утвердить прилагаемую Региональную стратегию действий в интересах
детей в Амурской области на 2012 - 2017 годы.

 

 

Губернатор Амурской области          О.Н.Кожемяко

 

 

 

                                                 Утверждена
                                                 постановлением
                                                 Правительства
                                                 Амурской области
                                                 от 08.10.2012 N 564

 

                        РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
            ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
                         НА 2012 - 2017 ГОДЫ
    редакции    Постановления    Правительства    Амурской   области

от 06.05.2016 № 185)

 

                             I. Введение

 

     Согласно Всеобщей декларации прав человека дети  имеют  право  на
особую  заботу и помощь.  Конституция Российской Федерации гарантирует
государственную  поддержку  семьи,  материнства  и  детства.  Подписав
Конвенцию   о  правах  ребенка  и  иные  международные  акты  в  сфере
обеспечения прав детей,  Российская Федерация выразила  приверженность
участию   в   усилиях   мирового  сообщества  по  формированию  среды,
комфортной и доброжелательной для жизни детей.
     Главная цель  Региональной стратегии действий в интересах детей в
Амурской области на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная  стратегия)
-  определить основные направления и задачи государственной политики в
интересах детей и ключевые механизмы ее  реализации,  базирующиеся  на
общепризнанных принципах и нормах международного права.
     В последнее десятилетие обеспечение благополучного и  защищенного
детства  стало  одним  из основных национальных приоритетов России.  В
посланиях  Президента  Российской  Федерации   Федеральному   Собранию
Российской  Федерации  ставились  задачи  по  разработке современной и
эффективной  государственной  политики  в  области  детства.  Проблемы
детства   и   пути   их  решения  нашли  свое  отражение  в  Концепции
долгосрочного социально-экономического развития  Российской  Федерации
на период до 2020 года,  Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года.
     Инструментом практического   решения   многих  вопросов  в  сфере
детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье"
и "Образование",  федеральных и областных целевых программ. Принят ряд
важнейших  законодательных  актов,  направленных   на   предупреждение
наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Учреждена должность
уполномоченного по правам ребенка в Амурской  области.  Приняты  новые
меры  социальной поддержки семей с детьми.  Впервые в России проведена
широкомасштабная   общенациональная   информационная    кампания    по
противодействию  жестокому  обращению  с  детьми,  участие  в  которой
приняла Амурская область,  введен в  практику  единый  номер  детского
телефона доверия.
     В результате  принятых  мер   наметились   позитивные   тенденции
увеличения   рождаемости  и  снижения  детской  смертности,  улучшения
социально-экономического   положения   семей   с   детьми,   повышения
доступности  образования  и  медицинской помощи для детей,  увеличения
числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
     Вместе с   тем  проблемы,  связанные  с  созданием  комфортной  и
доброжелательной для жизни  детей  среды,  сохраняют  свою  остроту  и
далеки от окончательного решения.
     Не снижается количество выявленных нарушений прав детей.  Низкими
темпами   сокращается  число  детей-инвалидов,  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового
алкоголизма,  наркомании  и токсикомании:  почти четверть преступлений
совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
     Развитие высоких    технологий,    открытость   страны   мировому
сообществу привели к незащищенности детей от противоправного  контента
в  информационно-телекоммуникационной  сети  "Интернет"  (далее - сеть
"Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской
порнографией  и проституцией.  По сведениям МВД России,  число сайтов,
содержащих материалы с  детской  порнографией,  увеличилось  почти  на
треть, а количество самих Интернет-материалов - в 25 раз. Значительное
число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
     Согласно данным  Амурстата,  в  2011  году  доля малообеспеченных
среди детей в возрасте до 16 лет  превышала  среднероссийский  уровень
бедности.  В  самом  уязвимом  положении  находятся дети в возрасте от
полутора до трех лет,  дети из многодетных и  неполных  семей  и  дети
безработных родителей.
     Масштабы и  острота  существующих  проблем   в   сфере   детства,
возникающие  новые вызовы,  интересы будущего страны и ее безопасности
настоятельно  требуют  от  органов  государственной  власти   области,
органов   местного   самоуправления,  гражданского  общества  принятия
неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

 

                 1. Основные проблемы в сфере детства

 

     Недостаточная эффективность имеющихся  механизмов  обеспечения  и
защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в
области прав ребенка.
     Высокий риск бедности при рождении детей,  особенно в многодетных
и неполных семьях.
     Распространенность семейного неблагополучия,  жестокого обращения
с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
     Низкая эффективность  профилактической  работы с неблагополучными
семьями и детьми,  распространенность  практики  лишения  родительских
прав и социального сиротства.
     Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты  и
дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей,  дети-инвалиды  и  дети,
находящиеся в социально опасном положении).
     Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации,
представляющей опасность для детей.
     Отсутствие действенных  механизмов  обеспечения  участия  детей в
общественной   жизни,   в   решении   вопросов,    затрагивающих    их
непосредственно.

 

             2. Ключевые принципы Региональной стратегии

 

     Реализация основополагающего   права   каждого   ребенка  жить  и
воспитываться в семье.  В Амурской области должны создаваться  условия
для  обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье,
своевременного выявления их нарушений и  организации  профилактической
помощи  семье и ребенку,  обеспечения адресной поддержки нуждающихся в
ней семей с детьми,  оказавшимися в трудной жизненной ситуации,  а при
необходимости  - приниматься меры по устройству детей,  оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
     Защита прав  каждого ребенка.  В области должна быть сформирована
система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка
без    какой-либо   дискриминации,   включая   диагностику   ситуации,
планирование и принятие  необходимого  комплекса  мер  по  обеспечению
соблюдения  прав  ребенка  и восстановлению нарушенных прав;  правовое
просвещение;  предоставление реабилитационной помощи каждому  ребенку,
ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
     Максимальная реализация потенциала каждого  ребенка.  В  Амурской
области   должны   создаваться   условия  для  формирования  достойной
жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания
и  социализации,  максимально  возможной  самореализации  в  социально
позитивных видах деятельности.
     Сбережение здоровья  каждого  ребенка.  В Амурской области должны
приниматься  меры,  направленные  на  формирование  у  семьи  и  детей
потребности  в  здоровом  образе  жизни,  всеобщую раннюю профилактику
заболеваемости,  внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы
жизни  ребенка,  предоставление квалифицированной медицинской помощи в
любых ситуациях.
     Технологии помощи,   ориентированные   на   развитие   внутренних
ресурсов семьи,  удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при
поддержке государства.  В области необходимо шире внедрять эффективные
технологии социальной  работы,  предполагающие  опору  на  собственную
активность людей,  предоставление им возможности участвовать в решении
своих   проблем   наряду   со   специалистами,   поиск   нестандартных
экономических решений.
     Особое внимание уязвимым категориям детей.  В Амурской области во
всех  случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям,
относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять
формы  работы с такими детьми,  позволяющие преодолевать их социальную
исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в
общество.
     Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе  с
каждым  ребенком  и  его  семьей.  В  Амурской  области формирование и
реализация  политики  в  области  детства   должны   основываться   на
использовании  последних достижений науки,  современных технологий,  в
том числе  в  социальной  сфере.  Необходимо  обеспечить  условия  для
качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во
всех отраслях,  так или иначе  связанных  с  работой  с  детьми  и  их
семьями.
     Региональная стратегия разработана  на  период  до  2017  года  и
призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в
области   прав   ребенка,   формирование   единого   подхода   органов
государственной   власти   и   местного   самоуправления,   институтов
гражданского  общества  и  граждан   к   определению   целей,   задач,
направлений  деятельности  и  первоочередных  мер  по решению наиболее
актуальных проблем детства.
     Национальная стратегия  разработана  с  учетом  Стратегии  Совета
Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015  годы,  которая  включает
следующие  основные  цели:  способствование  появлению дружественных к
ребенку услуг и систем;  искоренение всех  форм  насилия  в  отношении
детей;  гарантирование  прав  детей  в  ситуациях,  когда  дети  особо
уязвимы.
     Реализацию Региональной  стратегии предусматривается осуществлять
по    следующим    основным    направлениям:     семейная     политика
детствосбережения;  доступность  качественного  обучения и воспитания,
культурное   развитие    и    информационная    безопасность    детей;
здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные
возможности  для  детей,  нуждающихся  в  особой  заботе  государства;
создание  системы  защиты  и  обеспечения  прав  и  интересов  детей и
дружественного к  ребенку  правосудия;  дети  -  участники  реализации
Региональной стратегии.

 

               II. Семейная политика детствосбережения

 

                      1. Краткий анализ ситуации

 

     Несмотря на  наблюдающийся  в  последние  годы  рост рождаемости,
число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет  с  196,2  тыс.
человек в 2008 году до 186,0 тыс. человек в 2011 году.
     Для многодетных и неполных семей  характерны  максимальные  риски
бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги
для детей.
     Трансформация института   семьи  сопровождается  высоким  уровнем
социального неблагополучия в  семьях,  что  сопряжено  с  пьянством  и
алкоголизмом,  наркозависимостью,  деградацией  семейных  и социальных
ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления
и  неоказания  эффективной  профилактической помощи семьям с детьми на
ранних этапах основными  мерами  по  защите  прав  ребенка  становятся
лишение и ограничение родительских прав (690 родителей в 2011 году).
     Недопустимо широко распространены жестокое  обращение  с  детьми,
включая  физическое,  эмоциональное,  сексуальное  насилие в отношении
детей, пренебрежение их основными потребностями.

 

                          2. Основные задачи

 

     Сокращение бедности  среди   семей   с   детьми   и   обеспечение
минимального гарантированного дохода.
     Повышение доступности и качества социальных  услуг  для  семей  с
детьми,   основанных   на  международных  стандартах  прав  ребенка  и
Рекомендациях Комитета  министров  Совета  Европы  о  правах  детей  и
социальных услугах, дружественных к детям и семьям.
     Обеспечение для всех детей безопасного  и  комфортного  семейного
окружения,  в  условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены
любые формы жестокого обращения с ним.
     Обеспечение профилактики семейного неблагополучия,  основанной на
его раннем выявлении,  индивидуализированной адекватной помощи  семье,
находящейся    в    трудной   жизненной   ситуации,   оказываемой   на
межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

 

                        3. Первоочередные меры

 

     Разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий  доступа
к  доходам  и  социальным  услугам,  определяющих  основные показатели
качества  жизни  детей,  включая  минимальный  гарантированный  доход,
гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания.
     Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность
участия   обоих   родителей   в   воспитании  ребенка  при  раздельном
проживании.
     Оптимизация полномочий  государственных  органов  по  защите прав
детей,    нормативное    закрепление     порядка     межведомственного
взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального
сиротства, защите прав и законных интересов детей.
     Содействие реализации  в  Амурской  области глобальной инициативы
Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
     Создание и   распространение   информации   о   правах   ребенка,
адаптированной   для   детей,   родителей,   учителей,   специалистов,
работающих  с  детьми  и  в  интересах детей,  через средства массовой
информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.
     Организация системы   мониторинга  и  статистического  учета  для
оценки  эффективности  семейной  и   социальной   политики   в   сфере
материнства и детства.

 

             4. Меры, направленные на сокращение бедности
                         среди семей с детьми

 

     Разработка и  принятие  минимальных  государственных  гарантий  в
области  доходов и социальных услуг,  определяющих основные показатели
качества жизни семей с детьми.
     Совершенствование системы налоговых вычетов для семей с детьми.
     Разработка мер по контролю за регулярностью выплат  алиментов  на
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

          5. Меры, направленные на формирование безопасного
             и комфортного семейного окружения для детей

 

     Разработка и  принятие   межведомственного   плана   мероприятий,
направленных  на пропаганду ценностей семьи,  приоритет ответственного
родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия
и  телесного  наказания  в  отношении  детей  через  средства массовой
информации,  систему образования, социальной защиты, здравоохранения и
культуры.
     Разработка и   нормативное   закрепление   стандартов    оказания
специализированных  профилактических услуг по предотвращению жестокого
обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального
сиротства,  реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от
жестокого обращения.
     Обеспечение внедрения  и  распространения  современных технологий
профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
     Разработка мер  по  реализации  Рекомендаций  Комитета  министров
Совета Европы о политике в поддержку позитивного родительства.
     Продолжение общенациональной     информационной    кампании    по
противодействию жестокому обращению с детьми.
     Формирование действенных  механизмов  раннего выявления жестокого
обращения и насилия в отношении  ребенка,  социального  неблагополучия
семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования,
здравоохранения,  социального обслуживания,  в том  числе  закрепление
порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав
детей.

 

        6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка
                   из семьи, социального сиротства

 

     Организация на  межведомственной основе системы раннего выявления
социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с  ними
для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав
(при  участии  органов  социальной  защиты   населения,   образования,
здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних
и защите  их  прав,  органов  опеки  и  попечительства)  с  надлежащей
координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
     Обеспечение беспрепятственного   доступа   семей   с   детьми   к
необходимым  социальным услугам,  в том числе на основе развития служб
социального сопровождения семей,  входящих в группу риска,  участковых
социальных  служб,  мобильных  бригад,  кризисных  центров  для детей,
пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с
детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от
ребенка.
     Обеспечение повсеместного    внедрения   эффективных   технологий
реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
     Внедрение системы  профилактики  отказов  от детей при рождении и
(или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления
у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
     Введение запрета на изъятие детей из семей  без  предварительного
проведения   социально-реабилитационной  работы,  включая  возможность
замены лишения родительских  прав  ограничением  родительских  прав  с
организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.

 

                       7. Ожидаемые результаты

 

     Снижение уровня  бедности,  дефицита  доходов  у семей с детьми и
ликвидация крайних форм проявления бедности.
     Ликвидация дефицита      услуг,      оказываемых      дошкольными
образовательными учреждениями.
     Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.
     Снижение численности  семей,  находящихся  в  социально   опасном
положении.
     Формирование в обществе ценностей семьи,  ребенка, ответственного
родительства.
     Повышение качества услуг  для  семей  с  детьми,  находящимися  в
трудной жизненной ситуации.
     Создание эффективных   механизмов,   способствующих    сокращению
случаев лишения родительских прав,  выявлению семей, входящих в группу
риска,  их социальному сопровождению и реабилитации,  сокращению числа
случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
     Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

 

        III. Доступность качественного обучения и воспитания,
                 культурное развитие и информационная
                          безопасность детей

 

                      1. Краткий анализ ситуации

 

     Основной проблемой доступности дошкольного образования  для  всех
категорий  детей  является  дефицит  мест в дошкольных образовательных
учреждениях.  Для повышения доступности  дошкольного  образования  для
населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких
как семейный детский  сад,  служба  ранней  помощи,  лекотека,  центры
игровой    поддержки    ребенка    и    других,   а   также   развитие
негосударственного сектора.
     Приоритетом в    данной   сфере   является   повышение   качества
дошкольного  образования  в   целях   обеспечения   равных   стартовых
возможностей   для   обучения   детей  в  начальной  школе.  На  этапе
дошкольного      образования       очень       важны       организация
психолого-педагогической  поддержки  семьи  и повышение компетентности
родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
     Обеспечение прав  граждан и государственных гарантий на получение
общедоступного и качественного бесплатного общего образования является
одним   из  основных  принципов  государственной  политики  в  области
образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках
национальной    образовательной   инициативы   "Наша   новая   школа",
Правительством  Российской  Федерации  утвержден  план   действий   по
модернизации  общего  образования  на  2011  -  2015  годы.  В  рамках
реализации  данной  инициативы  особое  внимание  уделяется   вопросам
обеспечения   качества   общего   образования.   Предстоит   серьезное
обновление программ и методов работы школы,  устранение  искусственной
дифференциации   школ   по  качеству  образования.  Новые  федеральные
государственные   образовательные    стандарты    должны    обеспечить
доступность  для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения,
соответствующих его склонностям и жизненным планам.
     Система оценки  качества образования строится на принципах охвата
всех  ступеней  общего   образования   процедурами   оценки   качества
образования,  участия  в построении этой системы (в части,  касающейся
общего  образования)  органов  управления  образованием  всех  уровней
(федеральных,   региональных   и   муниципальных)   и  непосредственно
образовательных учреждений.
     Таким образом,  создаваемая  система  оценки качества образования
призвана   обеспечить   единство   требований    к    подготовленности
выпускников,     объективность    оценки    достижений    обучающихся,
преемственность   между   разными   ступенями   общего    образования,
возможность  использования  результатов  оценки  качества для принятия
необходимых управленческих решений.
     Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного
экзамена,  усиливается контроль за соблюдением установленного  порядка
проведения экзаменов,  повышается качество информированности населения
об организации и результатах проведения экзаменов.  В  первую  очередь
это  касается  системы  общественного наблюдения,  которая с 2011 года
введена на законодательной основе.
     Вместе с  тем  продолжают нарастать проблемы,  из-за нерешенности
которых права и интересы детей в системе  образования  оказываются  во
многом  нереализованными.  Этими  проблемами являются:
     дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях,  невысокий
уровень качества дошкольного образования;
     дифференциация в   доступе   отдельных    категорий    детей    к
качественному основному и дополнительному образованию;
     отстающее от   современных   потребностей    общества    качество
образования  как  целостного  процесса  обучения  и  воспитания детей,
неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством
образовательных услуг;
     несоответствие современной  системы  обеспечения   информационной
безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет"
и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
     Низкий уровень       этического,      гражданско-патриотического,
культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит  к
возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной
напряженности,  ксенофобии,  к дискриминационному  поведению  детей  и
подростков,  агрессивности,  травле  сверстников  и другим асоциальным
проявлениям.

 

                          2. Основные задачи

 

     Обеспечение доступности  качественного  дошкольного  образования,
расширение вариативности его форм.
     Реализация прав   детей   различных   категорий   на    получение
общедоступного  и  качественного  бесплатного  общего  образования  на
основе  модернизации  общего  образования  в  полном  соответствии   с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
     Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и
этническим  группам,  проживающим  в  экстремальных  условиях  районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
     Обеспечение условий  для выявления и развития талантливых детей и
детей со скрытой одаренностью независимо от сферы  одаренности,  места
жительства и социально-имущественного положения их семей.
     Формирование новой общественно-государственной системы воспитания
детей,     обеспечивающей    их    социализацию,    высокий    уровень
гражданственности,  патриотичности,   толерантности,   законопослушное
поведение.
     Развитие системы   дополнительных   образовательных   услуг    на
бесплатной  основе,  инфраструктуры  творческого развития и воспитания
детей.
     Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы,
кино и телевидения для детей.
     Организация профилактики   межэтнической,  межконфессиональной  и
социально-имущественной  напряженности  в  образовательной   среде   в
соответствии с современными вызовами.
     Обеспечение информационной безопасности детства путем  реализации
единой  государственной  политики  в сфере защиты детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию.

 

           3. Меры, направленные на обеспечение доступности
                        и качества образования

 

     Обеспечение региональной поддержки строительства новых дошкольных
образовательных учреждений,  а также развития  всех  форм  дошкольного
образования,  таких  как  семейный детский сад,  служба ранней помощи,
лекотека,  центры  игровой  поддержки  ребенка   и   другие,   включая
негосударственный сектор.
     Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы,
доступности  для  каждого  старшеклассника  выбора  профилей обучения,
соответствующих его склонностям и жизненным планам.
     Законодательное закрепление  правовых механизмов реализации права
детей-инвалидов и детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на
включение  в существующую образовательную среду на уровне дошкольного,
общего  и  профессионального   образования   (права   на   инклюзивное
образование).
     Обеспечение реализации   гарантий    доступности    качественного
образования   для   детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
     Продолжение внедрения  электронных,  устных  и  других новых форм
оценки знаний обучающихся,  а также расширение содержания тестирования
в  рамках  совершенствования  существующих  моделей проведения единого
государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
     Внедрение современных  технологий контроля,  включая общественное
наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов
и  повышение  качества  информированности  населения  об организации и
результатах      проведения      экзаменов      с       использованием
информационно-коммуникационных технологий.
     Обеспечение предоставления детям качественной  психологической  и
коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
     Создание системы  психолого-педагогической  поддержки   семьи   и
повышения  педагогической  компетентности родителей,  психологического
сопровождения развития ребенка в  условиях  семьи  и  образовательного
учреждения.

 

              4. Меры, направленные на поиск и поддержку
                     талантливых детей и молодежи

 

     Развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе
с одаренными детьми.
     Создание регионального ресурсного центра для работы с  одаренными
детьми   в   целях   обеспечения   разработки  методологии  и  методов
диагностики,  развития,  обучения и психолого-педагогической поддержки
одаренных   детей   для   использования   в   массовой   школе   и   в
специализированных школах для одаренных детей.
     Создание системы    специальной   подготовки   и   переподготовки
психолого-педагогических кадров для  работы  с  одаренными  детьми,  а
также для работы с их родителями (законными представителями).
     Обеспечение информационной  поддержки  региональной  политики  по
оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

 

             5. Меры, направленные на развитие воспитания
                         и социализацию детей

 

     Внедрение современных     программ     гражданско-патриотического
воспитания,   направленных   на  формирование  российской  гражданской
идентичности,  культуры  толерантности,  социальной  компетентности  в
сфере этнического и межконфессионального взаимодействия,  готовности к
защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей  к  службе  в
рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения  воспитательной
деятельности    (материально-технического,   финансового,   кадрового,
информационно-методического)  и  организации  контроля  за  условиями,
созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации
детей.
     Обеспечение проведения    комплексной   профилактики   негативных
явлений в детской среде;  обновление форм и методов борьбы  с  детской
безнадзорностью,     наркоманией,     алкоголизмом,     преступностью,
проституцией;   разработка   эффективных    механизмов    профилактики
девиантного поведения детей.
     Внедрение эффективных    механизмов    сотрудничества     органов
управления   образованием,   гражданского   общества,   представителей
различных  конфессий,  средств   массовой   информации,   родительских
сообществ в области воспитания и социализации детей.

 

      6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного
               образования, инфраструктуры творческого
                     развития и воспитания детей

 

     Разработка нормативно-правовой  базы  в  целях  введения  именных
сертификатов для детей на получение гарантированных  бесплатных  услуг
дополнительного   образования,   спортивно-досуговых  услуг  по  месту
жительства.
     Оказание поддержки   музейным   учреждениям,   школам   искусств,
реализующим программы  художественно-эстетической  направленности  для
детей дошкольного возраста и детей,  обучающихся в общеобразовательных
учреждениях,  в том числе для детей-инвалидов,  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей.
     Расширение сети  детских  и  юношеских  творческих   объединений,
клубов  по  месту  жительства,  лагерей  труда  и отдыха,  других форм
самодеятельности  детей  и  подростков;  развитие  разнообразных  форм
туризма  и  краеведения;  привлечение  подростков  к  различным  видам
общественно полезной и личностно значимой деятельности.
     Оказание поддержки  телевизионным  каналам и передачам для детей,
подростков, детским театрам, кино- и телестудиям.
     Реализация системы     мер     по     сохранению    и    развитию
специализированных детских библиотек.
     Организация системы   повышения  профессиональной  компетентности
педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
     Доведение оплаты   труда   педагогов  учреждений  дополнительного
образования  детей,  в  том  числе  педагогов  в  системе   учреждений
культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

 

         7. Меры, направленные на обеспечение информационной
                         безопасности детства

 

     Создание и  внедрение  программ  обучения  детей   и   подростков
правилам  безопасного поведения в Интернет-пространстве,  профилактики
Интернет-зависимости,    предупреждения    рисков     вовлечения     в
противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
     Создание правовых механизмов блокирования информационных  каналов
проникновения     через     источники     массовой     информации    в
детско-подростковую среду элементов  криминальной  психологии,  культа
насилия,    других    откровенных    антиобщественных    тенденций   и
соответствующей им атрибутики.
     Организация мониторинговых  исследований  по вопросам обеспечения
безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также
по  вопросам  научно-методического  и нормативно-правового обеспечения
соблюдения   санитарно-гигиенических   требований   к    использованию
информационно-компьютерных средств в образовании детей.
     Создание сайтов,  аккумулирующих сведения о лучших  ресурсах  для
детей  и  родителей;  стимулирование  родителей к использованию услуги
"Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа
к сети "Интернет".

 

                       8. Ожидаемые результаты

 

     Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех
категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления
дошкольных  услуг на основе реализации существующих (основных) и новых
(дополнительных) форм их финансирования и организации.
     Организация обучения    и   воспитания   детей,   обучающихся   в
образовательных  учреждениях,  в  соответствии  с  требованиями  новых
федеральных   государственных   образовательных  стандартов;  развитие
материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с
использованием современных информационно-компьютерных технологий.
     Расширение возможностей   обучения    детей    с    ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
     Расширение вариативности  программ,  рассчитанных  на   детей   с
разными уровнем,  типом и формами проявления способностей, в том числе
индивидуализированных  программ   развития   (для   детей   с   особой
одаренностью).
     Повышение рейтинга российских школьников в международных  оценках
качества образования.
     Рост удовлетворенности  обучающихся  и  их  родителей   условиями
воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
     Увеличение численности  детей  и  подростков,  задействованных  в
различных формах внешкольной деятельности.
     Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных
образовательных  программ,  в  том  числе  не  менее 60 процентов - на
бесплатной основе.
     Повсеместная доступность     для     детей     различных    видов
социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной
жизненной ситуации.
     Увеличение числа  детей,   демонстрирующих   активную   жизненную
позицию,  самостоятельность  и  творческую  инициативу в созидательной
деятельности,  ответственное  отношение  к  жизни,  окружающей  среде,
приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
     Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
     Стимулирование интереса   детей  к  историческому  и  культурному
наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов,
религий.
     Увеличение вариативности  программ  дополнительного  образования,
реализуемых музеями и культурными центрами.
     Рост посещаемости детских библиотек,  музеев, культурных центров,
театров.
     Создание надежной  системы  защиты   детей   от   противоправного
контента в образовательной среде школы и дома.
     Сокращение числа детей,  пострадавших от противоправного контента
в Интернет-среде.

 

             IV. Здравоохранение, дружественное к детям,
                        и здоровый образ жизни

 

                      1. Краткий анализ ситуации

 

     На начало 2011 года в Амурской  области  показатели  младенческой
смертности были выше, чем в среднем по Российской Федерации.
     Подростки в возрасте от 10 до  18  лет  нередко  оказываются  вне
достаточного  внимания со стороны государства.  Трудности,  с которыми
они сталкиваются в этот сложный возрастной период,  подчас приводят  к
самым  трагическим последствиям.  По распространенности суицидов среди
подростков Россия занимает  одно  из  ведущих  мест  в  мире,  уровень
смертности  детей значительно выше,  чем в других европейских странах.
Особого внимания требуют проблемы подросткового  алкоголизма,  включая
"пивной   алкоголизм",   наркомании   и  токсикомании,  немедицинского
потребления наркотических средств,  психотропных и других  токсических
веществ детьми, особенно школьного возраста.

 

                          2. Основные задачи

 

     Создание условий   для   здорового  развития  каждого  ребенка  с
рождения,  обеспечение доступа всех  категорий  детей  к  качественным
услугам   и  стандартам  системы  здравоохранения,  средствам  лечения
болезней и восстановления здоровья.
     Развитие подростковой медицины,  клиник,  дружественных к детям и
молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
     Обеспечение надлежащих  комплексных  услуг  и  стандартов в сфере
здравоохранения для детей с особыми потребностями.
     Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления
детей на принципах государственно-частного партнерства.
     Формирование потребности  у детей и подростков в здоровом питании
и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей  в
образовательных   учреждениях,  лечебных  и  лечебно-профилактических,
санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

 

     3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения

 

     Совершенствование нормативно-правового  обеспечения   в   области
охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.
     Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на
основе  современных  порядков и стандартов оказания медицинской помощи
детям.
     Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка.
     Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц
в женских консультациях и родильных домах.
     Осуществление комплекса    мер,    направленных    на    снижение
младенческой и детской смертности.
     Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни
в амбулаторно-поликлинических учреждениях  в  целях  выявления  детей,
подверженных  риску  задержки  двигательного,  речевого и когнитивного
развития, и своевременного оказания им медицинской помощи.
     Обеспечение возможности  экстренной транспортировки больных детей
из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы
для профилактической работы с детьми.
     Обеспечение родильных домов и перинатальных центров  необходимыми
реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики.
     Обеспечение повсеместного  проведения   обследования   детей   на
наличие наследственных заболеваний,  включая генетическое обследование
детей,  находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся
без  попечения родителей,  с представлением соответствующей информации
кандидатам в опекуны и усыновители.
     Развитие технологий     комплексной    диагностики    и    ранней
медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а
также оказание необходимой помощи их семьям.
     Осуществление необходимых  организационных  мер  по   обеспечению
нахождения  родителей  (законных  представителей)  рядом  с  ребенком,
получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
     Изучение потребностей    детей    в    получении    всех    видов
высокотехнологичной  медицинской  помощи  и  лечения,  обеспечение  их
предоставления  нуждающимся  в них детям,  сокращение времени ожидания
такой помощи и лечения.
     Создание регионального  регистра  детей с редкими заболеваниями и
организация адресного  финансирования  лечения  таких  детей  за  счет
бюджетных  ассигнований  федерального бюджета согласно этому регистру;
ускорение  решения  вопроса   об   обеспечении   детей   с   орфанными
заболеваниями   специальным   лечением,  питанием  и  реабилитационным
оборудованием.
     Законодательное закрепление возможности софинансирования оказания
высокотехнологичной  медицинской  помощи  детям  за   счет   бюджетных
ассигнований федерального бюджета и благотворительных пожертвований.
     Обеспечение создания   сети   учреждений   (отделений),    служб,
оказывающих   паллиативную   медицинскую   помощь   детям,  страдающим
неизлечимыми заболеваниями.
     Распространение ежегодной       обязательной      диспансеризации
детей-сирот   и   детей,   оставшихся   без    попечения    родителей,
воспитывающихся в организациях, на детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся на семейном воспитании.
     Развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций,
центров  охраны  репродуктивного   здоровья   подростков   и   центров
медико-социальной помощи подросткам.
     Проведение просветительской  работы  по   предупреждению   ранней
беременности и абортов у несовершеннолетних.
     Создание кризисных центров по типу "маленькая мама" для  оказания
помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми.
     Создание клиник, дружественных к детям и молодежи.
     Восстановление медицинских    кабинетов   в   общеобразовательных
учреждениях.
     Повышение ответственности   медицинского   персонала  медицинских
учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.

 

         4. Меры по развитию политики формирования здорового
                   образа жизни детей и подростков

 

     Обеспечение реализации  комплекса мероприятий социальной рекламы,
направленных на  формирование  здорового  образа  жизни,  профилактику
суицидального  поведения  среди  несовершеннолетних,  информирование о
деятельности  служб   поддержки   и   экстренной   психологической   и
социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны
службы анонимного консультирования.
     Привлечение институтов     гражданского     общества,    развитие
волонтерского  движения  в  целях   решения   проблем,   связанных   с
формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни
и получением поддержки  и  помощи  в  ситуациях,  связанных  с  риском
причинения вреда здоровью.
     Распространение здоровьесберегающих     технологий      обучения,
технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая
организации  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения
родителей.
     Обеспечение доступности занятий физической культурой,  туризмом и
спортом  для  всех категорий детей в соответствии с их потребностями и
возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа
жизни.
     Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных
технологий в работу образовательных учреждений и организаций.
     Повышение эффективности проведения мероприятий,  направленных  на
профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C,  туберкулеза,  и
совершенствование   системы   противодействия   распространению   этих
заболеваний  среди  школьников,  молодежи  и  наиболее  уязвимых групп
населения.
     Активизация деятельности  центров  здоровья  для  детей  в  сфере
проведения обследования детей,  обучения их  гигиеническим  навыкам  и
мотивирования к отказу от вредных привычек.
     Реализация программ    гигиенического    воспитания    в    целях
предоставления  детям возможности осуществлять информированный выбор в
вопросах здорового образа жизни.
     Проведение мониторинга   по  стандартной  оценке  качества  жизни
ребенка,  включая эмоциональный,  коммуникативный и  психосоматический
компоненты.
     Разработка системы мер по предотвращению  подросткового  суицида,
включая  подготовку  психологов в системе здравоохранения для работы с
детьми  и  подростками  с   суицидальными   наклонностями,   а   также
организацию   проведения   психологическими  службами  образовательных
учреждений профилактической работы с  детьми,  родителями,  социальным
окружением ребенка.
     Разработка программы   противодействия   пропаганде    молодежных
суицидов в Интернет-среде.
     Ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой  рекламы  табака,
алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
     Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих
традиции курения, употребления алкогольной продукции.
     Обеспечение культурного,  здорового досуга  детей  и  подростков,
проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках
реализации государственных целевых программ.
     Активизация работы  по  исполнению  соответствующих ведомственных
нормативных правовых актов о психологическом тестировании  обучающихся
в  образовательных  учреждениях  на  предмет потребления наркотических
средств, психотропных и других токсических веществ.

 

        5. Меры по формированию современной модели организации
         отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах
                 государственно-частного партнерства

 

     Разработка системы мер по  поддержке  и  развитию  инфраструктуры
отдыха   и   оздоровления   детей,   в   том   числе  по  нормативному
финансированию программ в данной сфере.
     Разработка схемы  взаимодействия санаторно-курортных учреждений с
реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг
детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам "мать
и дитя".
     Расширение сети  санаторно-курортных  учреждений  для совместного
пребывания детей с родителями (законными представителями).

 

       6. Меры по формированию культуры здорового питания детей
         и подростков, обеспечению качества и режима питания
                     как залога здоровья ребенка

 

     Организация просветительской работы с использованием  специальных
обучающих    программ,    средств   массовой   коммуникации,   включая
Интернет-технологии,  социальную  рекламу,  по  формированию  культуры
здорового питания.
     Осуществление мер  по   совершенствованию   системы   обеспечения
качественным  горячим  питанием  воспитанников дошкольных учреждений и
обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального
профессионального образования.
     Обеспечение регулярных    проверок     качества     питания     в
образовательных,       лечебных       и      лечебно-профилактических,
санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
     Организация особого   контроля   за   обеспечением   качественным
питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.

 

                       7. Ожидаемые результаты

 

     Снижение показателей младенческой и детской смертности.
     Снижение случаев     ранней     беременности    и    абортов    у
несовершеннолетних девушек.
     Доступность и    своевременность   для   всех   категорий   детей
качественных профилактических и  медицинских  услуг,  средств  лечения
болезней и восстановления здоровья.
     Получение комплексных  медицинских   услуг   детьми   с   особыми
потребностями,  детьми,  находящимися  в  трудной  жизненной ситуации,
детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
     Гарантированное обеспечение  детской  медицины всеми необходимыми
лекарствами и медицинским оборудованием.
     Увеличение числа     образовательных    учреждений,    внедривших
здоровьесберегающие технологии обучения,  технологии "школа здоровья",
являющихся  территориями,  свободными  от табакокурения,  употребления
алкоголя и наркотиков.
     Сокращение числа  детей  и  подростков,  употребляющих табачную и
алкогольную продукцию,  наркотики,  психотропные и другие  токсические
вещества.
     Сокращение числа детей и подростков с  ВИЧ-инфекциями,  вирусными
гепатитами   B  и  C,  туберкулезом,  в  том  числе  получивших  их  в
медицинских учреждениях.
     Наличие доступной  развитой  сети  учреждений,  включая  телефоны
доверия,  консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям
и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
     Сокращение числа подростковых суицидов.
     Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры
для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
     Увеличение доли  детей и подростков,  систематически занимающихся
физической культурой и спортом.
     Доступность отдыха  и  оздоровления  для  всех  категорий детей с
учетом их индивидуальных потребностей.
     Обеспечение детей  качественным  и здоровым питанием как в семье,
так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.

 

             V. Равные возможности для детей, нуждающихся
                     в особой заботе государства

 

                      1. Краткий анализ ситуации

 

     К категории  детей,  нуждающихся  в  особой  заботе  государства,
относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети
с  ограниченными  возможностями  здоровья,  включая  детей-инвалидов и
ВИЧ-инфицированных детей.  Обеспечение равных  возможностей  для  этих
групп детей базируется на принципе недискриминации.
     Число детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, в
2011  году  составило 7064 человека (3,9 процента детского населения),
из них 72  процента  стали  социальными  сиротами  вследствие  лишения
родителей  родительских  прав,  от  каждого  десятого ребенка родители
отказались при рождении.
     Активная государственная политика, направленная на стимулирование
граждан к семейному устройству детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, привела к незначительному сокращению числа детей,
воспитывающихся  в  учреждениях  интернатного  типа.  Вместе   с   тем
существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и
детей,  оставшихся без попечения родителей:  около 70 процентов - дети
подросткового   возраста,   33   процента   -   дети  с  ограниченными
возможностями здоровья, 40 процентов - дети, имеющие братьев и сестер.
При    существующей    системе    материального    и   нематериального
стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи.
     Наряду с  экономическими потерями в результате пребывания детей в
институциональных  условиях   общество   несет   огромные   социальные
издержки,    связанные    с   социализацией   выпускников   учреждений
интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе,
подвержены  высокому  риску  социальной дезадаптации и противоправного
поведения,  с  воспроизведением  моделей  деструктивного  поведения  в
последующих поколениях.
     На начало 2011 года в Амурской  области  состоял  на  учете  2931
ребенок-инвалид (в возрасте до 18 лет).  При этом многие дети-инвалиды
и дети с ограниченными возможностями здоровья,  в частности в возрасте
от  полутора  до двух лет,  не имеют этого статуса и,  соответственно,
права на установленные законом меры социальной поддержки,  хотя  остро
нуждаются в реабилитации и помощи.
     Более 80  процентов  детей-инвалидов  воспитываются  в   неполных
семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом
наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией
в   силу   равнодушного   или   нетерпимого   отношения  окружающих  к
детям-инвалидам,  самоизоляцией семей.  Острая нехватка основных видов
помощи   таким  детям  ведет  к  нарушению  их  прав  на  образование,
реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и
социального   статуса   семьи.  Часто  это  является  причиной  отказа
родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди
детей   данной  категории  (более  12  процентов  из  них  попадают  в
дома-интернаты).
     Около тысячи     детей-инвалидов    воспитываются    в    детских
домах-интернатах системы социальной защиты  населения,  которые  имеют
системные     проблемы:    устаревшие    здания,    "перенаселенность"
воспитанниками,     удаленность     от     городов      и      центров
реабилитационно-образовательной      инфраструктуры,     недостаточное
количество  специалистов,  владеющих  современными   реабилитационными
технологиями,  изолированность  учреждений от окружающих,  в том числе
волонтеров,  невозможность  самостоятельного  проживания  детей  после
выхода из домов-интернатов.
     Сложной проблемой является положение ВИЧ-инфицированных  детей  и
детей,   родившихся   от   ВИЧ-инфицированных   матерей:   до  момента


Информация по документу
Читайте также