Расширенный поиск

Закон Амурской области от 23.10.1995 № 34-ОЗ

 
                        ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                      Утратил силу - Закон Амурской
                                     области от 29.10.99 г. N 185-ОЗ

             О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
                      МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
           ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                           АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                Принят
                                                              Амурским
                                                   областным Собранием
                                                  19 октября 1995 года


     Настоящий Закон в соответствии со статьями 3, 32, 130 Конституции
Российской   Федерации,  Законом  Российской  Федерации  "Об  основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"  определяет
порядок  подготовки  и  проведения  выборов депутатов представительных
органов местного самоуправления и выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления области, устанавливает правовые и финансовые условия их
проведения.

                     ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные принципы выборов

     1. Выборы депутатов выборных органов и выборных  должностных  лиц
местного  самоуправления  городов,  районов,  сел,  поселков  и других
административно-территориальных   единиц    (сельсоветов    и    т.п.)
осуществляются  гражданами  Российской  Федерации  на основе всеобщего
равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
     2. Выборы  депутатов  выборных органов и выборных должностных лиц
местного самоуправления осуществляются по одномандатным (один округ  -
один  депутат)  избирательным  округам  на  основе  единой для данного
органа местного самоуправления нормы  представительства,  а  также  по
многомандатным   избирательным  округам.  Численный  состав  выборного
органа местного самоуправления определяется  в  уставе  муниципального
образования.
     3. Выборы депутатов выборных органов и выборных  должностных  лиц
местного самоуправления в небольших поселениях могут осуществляться на
собраниях (сходах) граждан в  соответствии  с  уставами  муниципальных
образований.
     В отдельных    административно-территориальных     единицах     с
численностью  населения  до  1 тысячи человек может быть предусмотрена
возможность осуществления полномочий представительных органов местного
самоуправления    собраниями   (сходами)   граждан.   Данное   решение
принимается  собранием  (сходом)  граждан  и  закрепляется  в   уставе
муниципального  образования.  При  этом  на собрании (сходе) граждан в
обязательном  порядке   избирается   выборное   должностное   лицо   -
руководитель   местного  самоуправления  данного  населенного  пункта,
который считается избранным, если за него проголосовало более половины
участников собрания (схода) граждан, обладающих активным избирательным
правом.
     4. Участие  гражданина в выборах является добровольным.  Никто не
вправе оказывать принудительное воздействие на участие  или  неучастие
гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
     5. Срок полномочий выборных органов местного самоуправления  -  4
года.

     Статья 2. Избирательное право

     1. Право  избирать  и  быть  избранным в выборные органы местного
самоуправления принадлежит каждому  гражданину  Российской  Федерации,
достигшему   18  лет  и  проживающему  на  соответствующей  территории
Амурской области.
     Право быть   избранным   выборным   должностным   лицом  местного
самоуправления принадлежит каждому  гражданину  Российской  Федерации,
проживающему  на  территории Амурской области и достигшему возраста 21
года.
     2. Гражданин  может  избирать  и быть избранным независимо от его
пола,   национальности,   языка,   происхождения,   имущественного   и
должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям.
     3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными,  или граждане,  содержащиеся в  местах  лишения
свободы по приговору суда.

     Статья 3. Порядок назначения выборов

     1. Дата выборов в представительные органы местного самоуправления
в тех муниципальных образованиях области,  где представительные органы
не  сформированы,  устанавливается Законом Амурской области не позднее
чем за 65 дней до даты выборов.
     2. Дата   выборов  депутатов  представительного  органа  местного
самоуправления   устанавливается   соответствующим    представительным
органом  самостоятельно  не  позднее чем за 65 дней до окончания срока
его полномочий.
     3. Дата    выборов    выборного    должностного   лица   местного
самоуправления     устанавливается      решением      соответствующего
представительного  органа местного самоуправления не позднее чем за 65
дней до даты выборов. (В     редакции    Закона    Амурской    области
от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)

     Статья 4. Проведение выборов избирательными комиссиями

     1. Организация  выборов  депутатов  выборных  органов  и выборных
должностных  лиц  местного  самоуправления,   обеспечение   и   защита
избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.
     2. Избирательные комиссии  работают  коллегиально.  Подготовка  и
проведение  выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и
гласно.

                   ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА.
              ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

     Статья 5. Образование избирательных округов

     1. Избирательные  округа  по выборам депутатов выборных органов и
выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления   образуются   на
основании данных,  представленных руководителем исполнительного органа
местного самоуправления.
     2.  Границы  избирательных  округов  и число избирателей в каждом
избирательном   округе   определяются   территориальной  избирательной
комиссией,  утверждаются  соответствующим  выборным  органом  местного
самоуправления  и доводятся до сведения населения не позднее чем за 60
дней до даты выборов через местную печать или иными способами.
(В редакции Закона Амурской области от 04.01.96 г. N 49-ОЗ)
     2. Избирательный   округ   составляет   единую   территорию,   не
допускается  создание  избирательного  округа  из  не граничащих между
собой территорий.
     Многомандатные избирательные   округа   образуются   в   границах
отдельных или расположенных  в  непосредственной  близости  населенных
пунктов,  микрорайонов,  кварталов,  улиц  и  других  составных частей
населенных пунктов.
     Выборы в   представительные  органы  поселков  и  сельсоветов  по
решению соответствующего представительного органа могут проводиться по
общему списку кандидатов в депутаты.  В этом случае территория поселка
или сельсовета является многомандатным избирательным округом.
     3. Избирательные  округа  в  своей совокупности должны охватывать
всю территорию данного муниципального образования.
     Выборы главы муниципального образования  проводятся  по  единому
одномандатному   избирательному   округу,   включающему   в  себя  всю
территорию муниципального образования. (В   редакции  Закона  Амурской
области от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)
     4. Избирательные  округа  образуются  с  примерно  равным  числом
избирателей   с   допускаемым    отклонением    от    средней    нормы
представительства   не   более   10  процентов,  в  труднодоступных  и
отдаленных местностях -  не  более  15  процентов,  а  на  территориях
компактного  проживания  коренных  малочисленных народов - не более 30
процентов.

     Статья 6. Образование избирательных участков

     1. Для  проведения  голосования  и  подсчета  голосов  образуются
избирательные участки.  Избирательные участки образуются руководителем
исполнительного  органа  по  согласованию  с  окружной   избирательной
комиссией  не  позднее  чем  за  45 дней до даты выборов из расчета не
более 3000 избирателей на каждом участке.
     2. Избирательные  участки  образуются  с  учетом  границ районов,
городов,   сел,    других    административно-территориальных    единиц
(сельсоветов  и  т.п.)  с  целью  создания  максимальных  удобств  для
избирателей.  Границы  избирательных  участков  не  должны  пересекать
границы избирательных округов.
     3. В санаториях,  профилакториях,  домах отдыха,  больницах, иных
стационарных  лечебно-профилактических  учреждениях  и  других  местах
временного пребывания избирателей могут  образовываться  избирательные
участки в тот же срок,  а в исключительных случаях - не позднее чем за
5 дней до выборов;
     такие избирательные  участки  входят  в  избирательные  округа по
месту их расположения.
     4. Военнослужащие   голосуют  на  общих  избирательных  участках.
Допускается образование  избирательных  участков  в  воинских  частях,
расположенных  в  удаленных  от  населенных  пунктов местностях или на
обособленных  территориях  военных  городков  (гарнизонов).  При  этом
должен  быть  обеспечен  доступ  в  помещение  для  голосования членам
избирательных  комиссий,  наблюдателям,  кандидатам  и  их  доверенным
лицам.   Избирательные   участки   в  воинских  частях  образуются  по
представлению командиров воинских частей руководителем исполнительного
органа по согласованию с окружной избирательной комиссией.
     5. Список избирательных участков с указанием их границ и  адресов
участковых   избирательных  комиссий  (центров  голосования)  подлежит
опубликованию в  течение  пяти  дней  после  принятия  решения  об  их
образовании  в  местной  печати  и  иными способами (в форме плакатов,
информационных бюллетеней и т.п.).

     Статья 7. Списки избирателей

     1. В список избирателей включается  каждый  гражданин  Российской
Федерации,  отвечающий на день выборов требованиям статьи 2 настоящего
Закона и проживающий на территории соответствующего участка.
     Списки избирателей   -  военнослужащих,  находящихся  в  воинских
частях,  членов их семей,  других избирателей,  если они проживают  на
территории   воинских   частей,   составляются   на   основе   данных,
представленных   командирами    воинских    частей.    Военнослужащие,
проживающие  вне  воинских частей,  включаются в списки избирателей по
месту жительства на общих основаниях.
     Списки избирателей,  которые  в  день  выборов будут находиться в
санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных
лечебно-профилактических   учреждениях   и  других  местах  временного
пребывания   избирателей,   составляются    на    основании    данных,
представленных руководителями указанных учреждений.
     2. Список  избирателей  составляется   участковой   избирательной
комиссией  отдельно  по  каждому  избирательному  участку на основании
сведений,  представленных   по   установленной   форме   руководителем
исполнительного органа.
     Список печатается на специальных бланках в  алфавитном  или  ином
порядке,   удобном   для   организации   голосования  и  подписывается
председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
     В списке  указывается  фамилия,  имя,  отчество,  год рождения (в
возрасте 18  лет  -  дополнительно  день  и  месяц)  и  адрес  каждого
избирателя.  Избиратель может быть включен в список избирателей только
на одном избирательном участке.
     3. Список  избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления
в помещении избирательной комиссии не позднее чем за 30  дней  до  дня
выборов.
     Избиратели, поселившиеся  на  территории  избирательного  участка
после  этого  срока  и  до дня выборов,  либо по различным причинам не
внесенные в список,  включаются участковой избирательной  комиссией  в
дополнительный    список    избирателей   на   основании   документов,
удостоверяющих их место жительства и личность.
     4. Каждый  избиратель  вправе  заявить в участковую избирательную
комиссию о невключение его в  список  избирателей,  а  также  о  любой
ошибке и неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день
выборов  немедленно,   участковая   избирательная   комиссия   обязана
проверить  заявление  и  либо  устранить  ошибку,  либо дать заявителю
письменный ответ с изложением мотивов  отклонения  заявления.  Решение
участковой  избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в
трехдневный   срок,   а   в  день  выборов  немедленно.  Решение  суда
окончательно.  Исправление  в  списке  избирателей  в  соответствии  с
решением   суда   производится   немедленно  участковой  избирательной
комиссией.

                  ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

     Статья 8. Статус избирательных комиссий

     1. Для  организации  и  проведения  выборов  в  выборные   органы
местного самоуправления образуются избирательные комиссии:
     территориальная избирательная  комиссия   (районная,   городская,
сельская, поселковая и другие);
     окружные избирательные комиссии;
     участковые избирательные комиссии.
     Исходя из  местных  условий,  в  случае   совпадения   территорий
избирательного   округа   с  административно-территориальной  единицей
района (города, сельсовета, поселка и др.) на территориальную комиссию
могут возлагаться полномочия окружной комиссии.
     При выборах  депутатов  по  многомандатному   округу   полномочия
окружной   комиссии   возлагаются   на  территориальную  избирательную
комиссию.
     2. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением
выборов,  избирательные  комиссии   в   пределах   своей   компетенции
независимы    от    государственных   органов   и   органов   местного
самоуправления.
     3. Акты   избирательных   комиссий,   принятые   в   пределах  их
компетенции,  обязательны для нижестоящих комиссий,  органов  местного
самоуправления,  общественных  объединений,  предприятий,  учреждений,
организаций и должностных лиц.
     4. Государственные   органы,   органы   местного  самоуправления,
общественные объединения, организации, средства массовой информации, а
также  их  должностные  лица обязаны оказывать избирательным комиссиям
содействие в реализации  их  полномочий,  в  частности,  предоставлять
необходимые   помещения,   транспорт,   средства   связи,  техническое
обслуживание и материалы,  давать ответы  на  обращения  избирательных
комиссий  в  недельный  срок,  а  также  предоставлять возможность для
размещения печатной информации избирательных комиссий.

     Статья 9. Порядок формирования избирательных комиссий

     1. Формирование избирательных  комиссий  осуществляется  выборным
органом  местного  самоуправления  с  учетом  предложений общественных
объединений,  собраний избирателей по месту работы,  службы,  учебы  и
жительства.
     2. Территориальная (районная,  городская,  поселковая, сельская и
др.)  избирательная  комиссия  образуется  решением  выборного  органа
местного самоуправления не позднее 60 дней до дня выборов  в  составе
председателя  комиссии,  его  заместителя,  секретаря  и  4 - 6 членов
комиссии. (В редакции Закона Амурской области от 04.01.96 г. N 49-ОЗ)
     В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил
состав территориальной избирательной комиссии  в  срок,  установленный
частью  второй  настоящей  статьи,  либо  если  на  данной  территории
выборный  орган  местного  самоуправления  отсутствует,   формирование
территориальной  избирательной  комиссии  района,  города производится
избирательной комиссией Амурской области,  а территориальной  комиссии
поселка, сельсовета - территориальной комиссией района, города.
     3. Окружные избирательные комиссии образуются решением  выборного
органа  местного  самоуправления  не  позднее 50 дней до дня выборов в
составе председателя,  его заместителя,  секретаря  и  3  -  5  членов
комиссии.   По   решению   выборного  органа  местного  самоуправления
полномочия   окружных   избирательных   комиссий    может    исполнять
соответствующая территориальная избирательная комиссия.
     4. Участковые   избирательные   комиссии   образуются    решением
выборного  органа  местного  самоуправления  не позднее 45 дней до дня
выборов в составе председателя комиссии,  заместителя, секретаря и 3 -
7 членов комиссии.
     5. В случае,  если  выборный  орган  местного  самоуправления  не
назначил  состав  окружных  или  участковых  избирательных  комиссий в
сроки,  установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи,  либо  если  на
данной  территории выборный орган местного самоуправления отсутствует,
формирование   окружных   или   участковых   избирательных    комиссий
производится территориальной избирательной комиссией.
     6. В состав комиссии не могут входить  кандидаты,  их  доверенные
лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся
у них в непосредственном подчинении.
     7. После   регистрации   кандидата   избирательное   объединение,
выдвинувшее  кандидата,  или   сам   кандидат   вправе   назначить   в
избирательную комиссию,  зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие
комиссии   по   одному   члену   избирательной   комиссии   с   правом
совещательного голоса.

     Статья 10. Полномочия территориальных избирательных комиссий

     1. Территориальные избирательные комиссии:
     осуществляют контроль за организацией выборов в  выборные  органы
местного самоуправления на соответствующей территории;
     образуют избирательные округа, в соответствии с п. 2 и 5 статьи 9
настоящего   Закона   образуют  окружные  и  участковые  избирательные
комиссии;
     координируют работу окружных и участковых комиссий,  обеспечивают
соблюдение  избирательных  прав  граждан,   единообразную   реализацию
федерального и областного законодательства, соблюдение равных правовых
условий предвыборной деятельности для всех  кандидатов,  избирательных
объединений;
     распоряжаются денежными средствами,  выделенными на подготовку  и
проведение  выборов,  распределяют  их  между  окружными и участковыми
избирательными   комиссиями,   обеспечивают   контроль   за    целевым
расходованием этих средств и отчитываются об их использовании;
     рассматривают заявления и жалобы на решения и действия окружных и
участковых  избирательных  комиссий  и принимают по ним мотивированные
решения;
     устанавливают единую    нумерацию   избирательных   участков   на
соответствующей территории;
     утверждают тексты  избирательных  бюллетеней  для  голосования по
выборам  в  выборные  органы   местного   самоуправления,   организуют
изготовление этих бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
     заслушивают сообщение  нижестоящих  избирательных   комиссий   по
вопросам  их  деятельности,  оказывают  им  организационно-техническую
помощь в проведении голосования,  обеспечивают равные правовые условия
всем кандидатам;
     устанавливают общие    результаты    выборов    по    территории,
опубликовывают  их  в печати,  обеспечивают передачу выборной и другой
документации в избирательную комиссию области, архив и органы местного
самоуправления;
     регистрируют выдвинутых кандидатов на выборное  должностное  лицо
соответствующей территории и выдают им удостоверения;
     регистрируют избранных  депутатов  и  выборное  должностное  лицо
соответствующей территории и выдают им удостоверения об избрании;
     передают соответствующему     выборному      органу      местного
самоуправления   документацию,  необходимую  для  проверки  полномочий
избранных депутатов;
     осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством о
выборах и настоящим Законом.
     2.   При  выборах  депутатов  представительного  органа  местного
самоуправления  в  том  муниципальном  образовании, где границы округа
совпадают    с    границами    избирательного    участка,   участковая
избирательная    комиссия    выполняет    полномочия   территориальной
(поселковой, сельской) избирательной комиссии. (Дополнен    -    Закон
Амурской области от 18.01.96 г. N 54-ОЗ)
     3. Полномочия территориальной избирательной комиссии действуют до
окончания срока полномочий выборного  органа  местного  самоуправления
или выборного должностного лица. (В  редакции  Закона Амурской области
от 18.01.96 г. N 54-ОЗ)

     Статья 11. Полномочия окружных избирательных комиссий

     1. Окружные избирательные комиссии:
     осуществляют контроль  за  исполнением   настоящего   Закона   на
соответствующей территории;
     руководят работой     участковых     избирательных      комиссий,
рассматривают   заявления   и   жалобы  на  решения  и  действия  этих
избирательных комиссий и принимают по ним решения;
     распоряжаются денежными  и материальными средствами,  выделенными
на проведение выборов;
     контролируют обеспечение    участковых   избирательных   комиссий
помещениями,  транспортом,  связью  и  рассматривают  другие   вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
     контролируют своевременность составления  списков  избирателей  и
представления их для всеобщего ознакомления;
     регистрируют кандидатов  в  депутаты  и  кандидатов  на  выборное
должностное     лицо    соответствующего    уровня    (соответствующей
административно-территориальной единицы),  их доверенных лиц и  выдают
им удостоверения;
     публикуют сообщения о составе зарегистрированных кандидатов;
     способствуют организации встреч кандидатов с избирателями;
     утверждают текст избирательного бюллетеня  по  выборам  в  органы
местного  самоуправления  соответствующего  уровня  и обеспечивают ими
участковые избирательные комиссии;
     устанавливают результаты  выборов  по  округу  и  передают  их  в
соответствующую территориальную  избирательную  комиссию;  передают  в
архив  и в вышестоящую комиссию документацию,  связанную с проведением
выборов;
     получают от   соответствующих  участковых  комиссий  протоколы  о
результатах  голосования  на  избирательных  участках,   устанавливают
результаты выборов по округу и публикуют их в печати;
     регистрируют избранных  депутатов  и  выборное  должностное  лицо
соответствующего   органа   местного   самоуправления   и   выдают  им
удостоверения об избрании;
     передают соответствующему      выборному      органу     местного
самоуправления  документацию,  необходимую  для  проверки   полномочий
избранных депутатов;
     осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством о
выборах и настоящим Законом.
     2. Полномочия  окружной  избирательной  комиссии   действуют   до
окончания срока полномочий выборного органа местного самоуправления.

     Статья 12. Полномочия участковых избирательных комиссий

     1. Участковые избирательные комиссии:
     оповещают население  об  адресе  и  номере  телефона   участковой
избирательной  комиссии,  времени  ее  работы,  а  также о дне и месте
голосования;
     на основании данных, представляемых руководителем исполнительного
органа,  составляют  списки  избирателей  по  избирательному  участку,
проводят  ознакомление с ними избирателей,  рассматривают заявления об
ошибках и неточностях в списках и решают  вопросы  о  внесении  в  них
соответствующих изменений;
     обеспечивают подготовку помещений для голосования,  избирательных
ящиков и другого оборудования;
     контролируют соблюдение  на  территории  избирательного   участка
правил размещения агитационных предвыборных материалов;
     организуют на  участке  голосование  в  день  выборов,  а   также
досрочное голосование;
     производят подсчет голосов,  определяют результаты голосования на
избирательном  участке,  передают в вышестоящую комиссию документацию,
связанную с проведением выборов;
     рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и
проведения голосования и принимают по ним мотивированные решения;
     осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством о
выборах и настоящим Законом.
     2. Срок  полномочий  участковой  избирательной  комиссии истекает
после официального  опубликования  общих  итогов  выборов,  включающих
результаты выборов по соответствующему избирательному округу.

     Статья 13. Организация работы избирательных комиссий

     1. Заседание избирательной комиссии является правомочным,  если в
нем  приняло  участие  большинство  от  установленного  числа   членов
комиссии с правом решающего голоса.
     2. Решения  избирательных  комиссий  об  избрании   председателя,
заместителя   председателя   и  секретаря  избирательной  комиссии,  о
регистрации кандидатов,  об отмене регистрации кандидатов, по вопросам
финансового   обеспечения   подготовки   и   проведения   выборов,  об
установлении итогов голосования,  о признании выборов  несостоявшимися
или  недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством
голосов от общего числа членов комиссии  с  правом  решающего  голоса.
Решения   избирательных   комиссий   по   иным   вопросам  принимаются
большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с  правом
решающего голоса.
     При принятии решения избирательными комиссиями,  имеющими в своем
составе  четное  число  членов  комиссии с правом решающего голоса,  в
случае равного  числа  голосов  "за"  и  "против"  голос  председателя
избирательной комиссии считается решающим.
     Решения избирательной  комиссии  подписываются  председателем   и
секретарем  комиссии.  Члены  избирательной  комиссии,  не согласные с
решением,  принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме
высказать  особое  мнение,  которое должно быть доведено председателем
избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной  комиссии
не  позднее  чем в трехдневный срок,  а за три дня до выборов и в день
выборов - немедленно.
     Решение избирательной   комиссии,   противоречащее   действующему
законодательству либо принятое избирательной комиссией  с  превышением
полномочий,  подлежит  отменен вышестоящей избирательной комиссией или
судом.
     3. Заседания   избирательной  комиссии  созываются  и  проводятся
председателем  или  по   его   поручению   заместителем   председателя
избирательной  комиссии.  Заседания  проводятся также по требованию не
менее одной трети членов избирательной  комиссии  с  правом  решающего
голоса.
     На заседаниях избирательных комиссий  при  рассмотрении  жалоб  и
заявлений вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
     4. По    решению    территориальной    избирательной     комиссии
председатель,  секретарь и отдельные члены территориальных, окружных и
участковых избирательных комиссий  с  правом  решающего  голоса  могут
работать  в  избирательной  комиссии  в период подготовки и проведения
выборов с отрывом от основной  работы.  Оплата  труда  производится  в
пределах  бюджетных средств,  выделенных на содержание соответствующих
избирательных комиссий.
     5. На  заседаниях  избирательных  комиссий  вправе присутствовать
кандидаты  и   их   доверенные   лица,   представители   избирательных
объединений и средств массовой информации.
     6. В  день  голосования,  с  момента  начала  работы   участковой
избирательной  комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах
голосования,  общественные  объединения,   зарегистрировавшие   своего
кандидата,  сам  кандидат  вправе  направить  в избирательную комиссию
одного  наблюдателя,  который  вправе  присутствовать   до   окончания
подсчета голосов в избирательной комиссии.
     Полномочия наблюдателя  должны  быть  удостоверены  в  письменной
форме   кандидатом,   решением  (постановлением)  руководящего  органа
общественного объединения,  чьи интересы он представляет,  с указанием
фамилии,   имени,   отчества,   места   жительства,   а  также  номера
избирательного участка,  на который он направляется.  Данный  документ
действителен  только  при  предъявлении  паспорта  или заменяющего его
удостоверения личности.

     Статья 14. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

     Решения и действия избирательных комиссий по выборам  в  выборные
органы  местного  самоуправления  могут  быть обжалованы в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд.
     При этом  предварительное  обращение  в вышестоящую избирательную
комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Жалобы
рассматриваются в 5-дневный срок, а в день выборов - немедленно.

            ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

     Статья 15. Право выдвижения кандидатов

     1. Кандидаты в депутаты в выборные органы местного самоуправления
выдвигаются по избирательным округам  избирательными  объединениями  и
непосредственно избирателями соответствующих избирательных округов.
     2. Избирательными объединениями,  имеющими  право  на  выдвижение
кандидатов, являются:
     местные отделения   общефедеральных   партий,   движений,    иных
общественных объединений,  устав которых зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации  не  позднее  чем  за  шесть  месяцев  до
объявления дня выборов и предусматривает участие в выборах посредством
выдвижения кандидатов;
     местные отделения   областных   общественных  объединений,  устав
которых зарегистрирован в установленном  порядке  управлением  юстиции
администрации области не позднее 6 месяцев до объявления дня выборов и
предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов;
     местные отделения   блоков   партий,   общественных  объединений,
создаваемых на период проведения выборов.
     3. Партия,  движение  не  может входить в состав более чем одного
избирательного объединения.  Партия,  движение в  случае  вхождения  в
состав   блока   не   может   выступать  в  качестве  самостоятельного
избирательного объединения или входить  в  иные  избирательные  блоки.
Блоки избирательных объединений подлежат регистрации в территориальной
избирательной комиссии.

     Статья 16. Выдвижение кандидатов

     1. Право выдвижения кандидатов в представительные органы местного
самоуправления и выборные  должностные  лица  местного  самоуправления
принадлежит  избирательным объединениям и непосредственно избирателям,
в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
     2. Выдвижение   кандидатов   начинается   со   дня   образования
избирательных округов. (В    редакции    Закона    Амурской    области
от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)
     3. Избирательное объединение вправе  выдвигать  не  более  одного
кандидата  в каждом из округов,  а непосредственно избиратели - одного
кандидата  по  избирательному  округу,  на  территории  которого   эти
избиратели проживают.
     По   многомандатному   округу  избирательное  объединение,  блок,
непосредственно   избиратели  вправе  выдвигать  список  кандидатов  в
депутаты,   соответствующий  числу  депутатских  мандатов  по  данному
избирательному   округу.   О  своей  инициативе  в  сборе  подписей  в
поддержку  кандидата  (списка  кандидатов)  избирательное объединение,
блок,  непосредственно избиратели уведомляют избирательную комиссию, в
которой  будет  осуществляться  регистрация  данного кандидата (списка
кандидатов).  4. Решение о выдвижении кандидата (списка кандидатов) от
избирательных  объединений  принимается на собраниях местных отделений
этих   избирательных   объединений   тайным  голосованием.  Выдвижение
кандидата  (списка  кандидатов)  от избирательного блока проводится на
конференции   представителей  избирательных  объединений,  входящих  в
избирательный блок.
     В  поддержку  кандидата  (списка  кандидатов)  требуется  собрать
подписи  избирателей  на  специальных подписных листах в количестве не
менее  одного  процента  от  общего  числа избирателей, проживающих на
территории  соответствующих  избирательных  округов,  в  том  числе по
месту  работы, службы, учебы и жительства избирателей этого округа. 5.
Выдвижение  кандидата (списка кандидатов) непосредственно избирателями
в  избирательном округе производится путем сбора подписей под его (их)
заявлением о выдвижении кандидатом.
     Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории области
и  достигший  18  лет,  вправе  подать  заявление  о  своем выдвижении
кандидатом в представительный орган местного самоуправления. Гражданин
Российской Федерации, проживающий на территории области и достигший 21
года, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в выборное
должностное  лицо  местного  самоуправления.  В  заявлении указываются
фамилия,  имя,  отчество,  дата  рождения,  место  работы,  занимаемая
должность и место жительства кандидата.
     Уведомление   о   выдвижении   кандидата   может  быть  подано  в
избирательную  комиссию  и  от имени группы избирателей, проживающих в
данном  избирательном  округе.  В  этом  случае  в  уведомлении, кроме
необходимых   данных  о  кандидате,  должны  содержаться  сведения  об
уполномоченном  представителе  группы.  В  поддержку кандидата (списка
кандидатов),   выдвинутых   непосредственно   избирателями,  требуется
собрать   подписи   избирателей  на  специальных  подписных  листах  в
количестве  не  менее  одного  процента  от  общего числа избирателей,
проживающих  на  территории  соответствующего избирательного округа, в
том  числе  по  месту  работы,  учебы  и  жительства избирателей этого
округа.  
     6.   Подписные   листы  изготавливаются  по  форме,  утвержденной
избирательной комиссией Амурской области.
     В  каждом  подписном  листе  указываются  фамилия, имя, отчество,
дата  рождения,  место  работы  и  занимаемая должность (род занятий),
место  жительства кандидата и наименование выборного органа (выборного
должностного  лица), в который кандидат выдвигается. Избиратель, ставя
свою   подпись  на  подписном  листе,  указывает  свою  фамилию,  имя,
отчество,  дату  рождения,  домашний адрес, серию и номер паспорта или
иного    документа,    удостоверяющего    личность.   Подписной   лист
удостоверяется  лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени,
отчества  этого  лица,  домашнего  адреса, серии и номера паспорта или
иного  документа,  удостоверяющего  его  личность,  а  также  подписью
кандидата.  7.  Лица,  выдвигаемые кандидатами, не вправе использовать
преимущества своего служебного положения. (В  редакции Закона Амурской
области от 04.01.96 г. N 49-ОЗ)

     Статья 17. Регистрация кандидатов

     1.  Подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата
по  избирательному  округу  передаются  кандидатом  или уполномоченным
представителем  в  окружную  избирательную  комиссию  до  18  часов не
позднее чем за 30 дней до дня выборов. (Дополнен   -   Закон  Амурской
области от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)
     2. Кандидаты     регистрируются     соответствующими    окружными
избирательными комиссиями по представлению избирательных объединений и
избирателей,  выдвинувших  кандидатов при наличии заявления кандидатов
об их согласии баллотироваться по  данному  избирательному  округу,  а
также    сброшюрованных   и   пронумерованных   подписных   листов   с
установленным  статьей  16  настоящего  Закона  количеством   подписей
избирателей в поддержку кандидата,  в том числе по месту службы, учебы
избирателей этого округа или их жительства.
     Избирательное объединение  представляет  в окружную избирательную
комиссию  протокол  и  решение  конференции  (собрания)  о  выдвижении
кандидата.   Одновременно   представляются   копия   свидетельства   о
регистрации    общественного    объединения,    устав    общественного
объединения,   состав   уполномоченных  представителей  избирательного
объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места
жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого
из уполномоченных представителей избирательного объединения.
     Комиссия удостоверяет  печатью  или  подписями  двух  ее  членов
подписные листы и выдает письменное подтверждение об их принятии.   (В
редакции Закона Амурской области от 18.01.96 г. N 54-ОЗ)
     В случае,    если   кандидат   не   принадлежит   к   какому-либо
избирательному объединению,  то он участвует в выборах как независимый
кандидат.
     Избирательная  комиссия  в  течение  трех  дней  со  дня принятия
документов   проверяет   соответствие   порядка  выдвижения  кандидата
требованиям  настоящего  Закона  и  принимает  решение  о  регистрации
кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
     (В  редакции  Законов  Амурской  области  от 04.01.96 г. N 49-ОЗ;
от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)
     3. Если в установленные сроки в  избирательном  округе  не  будет
зарегистрирован  ни  один кандидат либо ко дню выборов останется менее
двух зарегистрированных кандидатов,  либо по многомандатному округу ко
дню  выборов останется зарегистрированных кандидатов менее превышающих
на единицу числа депутатских мандатов, выборы в избирательном округе в
представительные   органы   и  выборных  должностных  лиц  по  решению
территориальной избирательной комиссии могут переноситься на  срок  до
двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления
последующих избирательных действий. (В    редакции   Закона   Амурской
области от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)
     4. В    случае   отказа   зарегистрировать   кандидата   окружная
избирательная комиссия обязана незамедлительно  выдать  кандидату  или
его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного
объединения копию решения комиссии с изложенным мотивом отказа.
     Мотивом отказа   может  служить  только  невыполнение  требований
федеральных законов или законов и иных  нормативных  актов  области  о
выборах. (В редакции Закона Амурской области от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)
     5. Отказ  в  регистрации  может  быть  обжалован   кандидатом   в
вышестоящую избирательную комиссию либо в суд. (В    редакции   Закона
Амурской области от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)
     6.  Избирательная  комиссия  выдает  каждому  зарегистрированному
кандидату удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени.
     (В  редакции  Законов  Амурской  области  от 18.01.96 г. N 54-ОЗ;
от 18.04.96 г. N 84-ОЗ)

                      ГЛАВА V. СТАТУС КАНДИДАТОВ

     Статья 18. Равенство кандидатов

     Все кандидаты   обладают   равными   правами   и   несут   равные
обязанности.

     Статья 19. Гарантии деятельности кандидатов

     1. После регистрации кандидаты,  находящиеся  на  государственной
или  муниципальной  службе,  а  также  работающие в средствах массовой
информации,  на время их участия в выборах освобождаются от выполнения
служебных  обязанностей и не вправе использовать преимуществами своего
служебного положения.  Работодатель обязан предоставить  кандидату  по
его  личному  заявлению  неоплачиваемый отпуск со дня регистрации и до
дня  опубликования  результатов  выборов.  В   течение   этого   срока
соответствующая  избирательная  комиссия  из  средств,  выделенных  на
организацию подготовки и проведения  выборов,  ежемесячно  выплачивает
ему  денежную  компенсацию  в размере среднего месячного заработка или
иного дохода кандидата за последние 3 месяца, но не более семикратного
размера    минимальной    месячной    оплаты   труда,   установленного
законодательством. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации
(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их
согласия переведены на другую работу.
     Время участия  кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой
стаж по той  специальности,  по  которой  он  работал  до  регистрации
кандидатом.
     2. Кандидат  в  представительный  орган  местного  самоуправления
может  иметь  до 3 доверенных лиц,  в выборные должностные должностные
лица  местного  самоуправления   до   10   доверенных   лиц,   которые
регистрируются    соответственно    территориальной    или    окружной
избирательной комиссией.  Доверенные лица получают от  соответствующей
избирательной    комиссии    удостоверения   и   ведут   деятельность,
способствующую   избранию   кандидата.   Кандидаты   и   избирательные
объединения  вправе  в  любое  время  отозвать  своих  доверенных лиц,
уведомив  избирательную  комиссию,  которая  аннулирует  выданные   им
удостоверения.
     3. Кандидат может баллотироваться только  в  одном  избирательном
округе территории. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной
комиссии.
     4. Кандидат   после  регистрации  не  может  быть  привлечен  без
согласия  прокурора  района,  города  к   уголовной   ответственности,
арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым
в судебном порядке.
     При даче  согласия  прокурор обязан известить территориальную или
окружную избирательную комиссию.
     5. Кандидат  вправе  в  любое  время  до  дня  выборов снять свою
кандидатуру.

                   ГЛАВА VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

     Статья 20. Право на предвыборную агитацию

     1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе
в  допускаемых  законом  формах и законными методами вести агитацию за
или против любого кандидата, избирательного объединения.
     2. Кандидатам  и  избирательным объединениям гарантируются равные
условия доступа к средствам массовой информации.
     3. Предвыборная  агитация  может  осуществляться  через  средства
массовой информации,  путем проведения предвыборных мероприятий, в том
числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов
и дискуссий, митингов, выпуска и распространения агитационных печатных
материалов.   В  предвыборной  агитации  не  могут  участвовать  члены
избирательных  комиссий,  государственные  органы,   органы   местного
самоуправления,  должностные  лица  государственных  органов и органов
местного самоуправления.
     4. Должностные  лица  государственных  органов и органов местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении
предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
     5. Журналистам,  должностным лицам средств массовой информации  и
творческим   работникам   государственной   телерадиокомпании  "Амур",
муниципальных телерадиокомпаний запрещается  участвовать  в  освещении
избирательной   кампании  через  средства  массовой  информации,  если
указанные лица являются кандидатами или доверенными лицами.

     Статья 21.  Условия  проведения   предвыборной   агитации   через
средства массовой информации

     1. Кандидат,  избирательное  объединение  имеют  равное  право на
бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам муниципальных
телерадиокомпаний,  осуществляющих  телевизионное  и  радиовещание  на
территории   соответствующего   избирательного   округа,   на   равных
основаниях.     Порядок    указанных    выступлений    устанавливается
территориальной избирательной комиссией.
     2. Кандидат,  избирательное  объединение имеют право на основании
заключенного с муниципальной телерадиокомпанией договора  получить  за
плату  эфирное время сверх эфирного времени вещания,  предоставленного
бесплатно.  Условия оплаты по отношению к кандидатам  и  избирательным
объединениям должны быть равными.
     3. Средства массовой  информации,  учредителями  (соучредителями)
которых    являются    государственные   или   муниципальные   органы,
организации,  учреждения либо финансируемые полностью или частично  за
счет  государственных  бюджетных  средств или средств органов местного
самоуправления,  обязаны обеспечить равные возможности  для  изложения
предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений.
     4. Должностные лица государственных органов  и  органов  местного
самоуправления  обязаны  предоставлять  избирательным  комиссиям  в их
пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности   для   встреч   кандидатов   и   их  доверенных  лиц  с
избирателями.
     Ходатайства о  выделении  помещений  для  проведения таких встреч
рассматриваются должностными лицами в 5-дневный срок.
     5. Проведение  агитации  в  помещениях  участковых  избирательных
комиссий запрещается.

     Статья 22. Выпуск агитационных печатных материалов

     1. Избирательные объединения,  участвующие в  выборах,  отдельные
кандидаты  вправе беспрепятственно выпускать плакаты,  листовки и иные
агитационные материалы.
     2. Все   агитационные   печатные   материалы   должны   содержать
информацию об организациях и о  лицах,  ответственных  за  их  выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
     3. Агитационные  печатные  материалы  могут  быть   вывешены   на
специальных   стендах,   устанавливаемых  по  распоряжению  участковой
избирательной комиссии,  а также с согласия собственника или владельца
в любом помещении,  на любом здании, сооружении и ином другом объекте,
кроме зданий и  помещений  избирательных  комиссий,  органов  местного
самоуправления.

     Статья 23.  Недопустимость  злоупотребления  правом на проведение
предвыборной агитации

     При проведении    предвыборной    агитации     не     допускается
злоупотребление    свободой   массовой   информации,   распространение
анонимных   либо   подложных   агитационных   материалов,    агитация,
возбуждающая   социальную,   расовую,   национальную  или  религиозную
ненависть  или  вражду,  призывы  к  захвату  власти,  насильственному
изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганда
войны.
     В случае  совершения  указанных  нарушений избирательные комиссии
вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации
кандидата.  Указанное  предложение рассматривается судом в трехдневный
срок.
     Избирательные комиссии   контролируют  соблюдение  установленного
порядка проведения предвыборной агитации.

     Статья 24. Сроки проведения предвыборной агитации

     Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов  и
прекращается за один день до выборов.
     В течение трех дней до дня  выборов,  включая  день  голосования,
опубликование  результатов  опросов  общественного  мнения,  прогнозов
результатов выборов и иных  исследований,  связанных  с  выборами,  не
допускается.

                  ГЛАВА VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

     Статья 25. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

     Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов
в выборные  органы  местного  самоуправления  осуществляются  за  счет
средств, выделяемых из соответствующего местного бюджета.
     Отчет избирательной    комиссии    о     расходовании     средств
представляется  органу местного самоуправления,  принявшему решение об
их выделении.

     Статья 26. Избирательные фонды и порядок их создания

     Кандидаты создают    собственные    избирательные    фонды    для
финансирования предвыборной агитации.  Избирательные объединения также
могут создавать избирательные фонды.
     Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:
     средств, выделенных кандидатам в равных размерах на  предвыборную
агитацию избирательными комиссиями;
     собственных средств  избирательного  объединения  или  кандидата,
кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
     средств, выделенных  кандидату  выдвинувшим   его   избирательным
объединением;
     добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
     В целях  предвыборной  агитации  допускается использование только
денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
     Не допускаются  добровольные пожертвования со стороны иностранных
государств,  организаций  и  граждан,  российских  юридических  лиц  с
иностранным  участием,  если  доля иностранного капитала превышает 30%
процентов   международных   организаций,   а   также   государственных
организаций   и   учреждений,   органов   местного   самоуправления  и
религиозных объединений.
     Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в
избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
     Собственные средства кандидата вносятся в свой избирательный фонд
в сумме до 100-кратного  установленного  законом  размера  минимальной
месячной  оплаты  труда,  а  сумма взноса избирательного объединения в
свой  избирательный  фонд  -  до  300-кратного.  Взнос  избирательного
объединения в избирательный фонд кандидата, которого оно выдвинуло, не
может быть более  150-кратного  размера  минимальной  месячной  оплаты
труда.
     Добровольные пожертвования от физического  лица  в  избирательный
фонд  кандидата  не  должны  превышать 10-кратного размера минимальной
месячной  оплаты  труда,  а  в   избирательный   фонд   избирательного
объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического
лица в избирательный фонд кандидата  не  может  превышать  50-кратного
размера  минимальной  месячной  оплаты  труда,  а в избирательный фонд
избирательного объединения - 100-кратного.
     Общая сумма  избирательного  фонда  кандидата не может быть более
400-кратного   размера   минимальной   месячной   оплаты   труда,    а
избирательного  объединения  -  более 700-кратного размера минимальной
месячной оплаты труда.
     Избирательные комиссии   обязаны   до  дня  выборов  опубликовать
сведения о размерах и источниках  избирательных  фондов  на  основании
сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением.

     Статья 27. Порядок расходования средств избирательных фондов

     Все денежные     средства,    образующие    избирательный    фонд
избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный
временный   счет   в   сберегательном   банке,   который   открывается
избирательным объединением или  кандидатом  с  письменного  разрешения
избирательной  комиссии после регистрации избирательного объединения и
кандидата. Доходы по этим счетам не начисляются.
     Учреждения банков  обязаны по письменному запросу территориальной
или окружной  избирательной  комиссии  представить  в  3-дневный  срок
сведения   о   поступлении  и  расходовании  средств,  находящихся  на
временных счетах избирательных объединений и кандидатов.
     Если добровольные пожертвования и другие перечисления поступили в
избирательные фонды в размерах,  превышающих установленные статьей  26
настоящего  Закона,  суммы  пожертвований  и перечислений возвращаются
сбербанком этим лицам с указанием причины возврата.
     Кандидатам запрещается  использовать  иные  денежные средства для
ведения  предвыборной  агитации,  кроме  средств,  поступивших  в   их
избирательные фонды.
     Все финансовые операции с временными счетами избирательных фондов
прекращаются через 10 дней после выборов.
     Порядок учета  поступлений  и   расходования   денежных   средств
избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией области в
соответствии с нормативными актами Центральной избирательной  комиссии
и законодательством Российской Федерации.
     Право распоряжения средствами  избирательных  фондов  принадлежит
создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.
     Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30  дней
по   окончании   выборов   обязаны   представить   отчет   в  окружную
избирательную комиссию о размерах и  всех  источниках  создания  своих
избирательных  фондов,  а  также  о  всех  произведенных  затратах,  а
избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее  чем
через 45 дней после его предъявления в избирательную комиссию.
     Остатки денежных средств  на  счетах  кандидатов,  выделенных  из
местного    бюджета,   после   завершения   выборов   возвращаются   в
соответствующий  бюджет,  а   другие   перечисляются   пропорционально
вложенным  средствам  на  текущие (расчетные) счета организаций и лиц,
осуществивших пожертвования и перечисления.

      ГЛАВА VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

     Статья 28. Помещение для голосования

     1. Помещения  для  голосования  предоставляются  в   распоряжение
участковых     избирательных     комиссий    руководителем    местного
самоуправления соответствующей территории.
     2. Помещение   для   голосования  должно  иметь  зал,  в  котором
оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для  тайного
голосования   комнаты.   Вход   в   кабины  или  комнаты  для  тайного
голосования,  выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам
должны  находиться  в  поле зрения участковой избирательной комиссии и
наблюдателей.
     3. В помещении для тайного голосования либо непосредственно перед
ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд  с
информацией о всех избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов,
а  также  о  всех  кандидатах,   баллотирующихся   в   соответствующем
избирательном   округе,   с  обязательным  указанием  фамилии,  имени,
отчества,  даты рождения,  рода занятий и постоянного места жительства
каждого кандидата, партийной принадлежности.

     Статья 29. Избирательный бюллетень

     1. Для выборов в представительный орган местного самоуправления и
на выборное должностное лицо  каждый  избиратель  получает  по  одному
бюллетеню.
     2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке  все
зарегистрированные  кандидаты  с указанием фамилии,  имени,  отчества,
даты  рождения,  занимаемой  должности,  места  работы  и  жительства,
партийной принадлежности.
     3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
     4. Избирательные    бюллетени    печатаются    по    распоряжению
территориальной   избирательной   комиссии   и  пересылаются  окружным
избирательным комиссиям не позднее 10 дней до дня выборов.
     Участковые избирательные    комиссии    получают    от   окружных
избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до
дня  выборов.  По  каждому  избирательному  округу число избирательных
бюллетеней,  передаваемых участковой избирательной комиссии,  не может
превышать   число   зарегистрированных   по   избирательному   участку
избирателей  более  чем  на  два  процента.  На   обороте   полученных
избирательных  бюллетеней  ставится  печать  участковой  избирательной
комиссии или подписи двух ее членов.
     6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после
изготовления  избирательных  бюллетеней,   окружные   или   участковые
избирательные   комиссии  по  указанию  территориальной  избирательной
комиссии вычеркивают в  избирательных  бюллетенях  данные  о  выбывших
кандидатах либо изготовляются новые избирательные бюллетени.

     Статья 30. Порядок голосования

     1. Голосование  производится в один из выходных дней с 8 часов до
22 часов по местному времени.  В случае необходимости с учетом местных
условий,  территориальные  избирательные комиссии могут изменить время
голосования при сохранении его продолжительности.  О времени  и  месте
голосования  участковая  избирательная  комиссия  письменно  оповещает
избирателей не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
     2. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не
допускается.  Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным
в  список  избирателей,  по предъявлению паспорта или иного документа,
удостоверяющего  их  личность.  Получение   избирательного   бюллетеня
избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
     3.   Избиратель,  который  в  течение  15  дней  до  дня  выборов
включительно  по  тем  или  иным причинам будет отсутствовать по месту
своего  жительства  и не сможет прийти в день выборов на избирательный
участок,   на   котором   он   включен  в  список  избирателей,  может
проголосовать  досрочно,  путем  заполнения избирательного бюллетеня в
помещении  окружной  избирательной комиссии (за 15 - 4 дня до выборов)
или  участковой избирательной комиссии (за 3 - 1 день до выборов). При
этом должна быть обеспечена тайна голосования. (В    редакции   Закона
Амурской области от 30.06.97 г. N 13-ОЗ)
     При голосовании   досрочно   избиратель   помещает    заполненный
бюллетень  в  конверт,  который  заклеивает и передает дежурному члену
окружной,  участковой избирательной  комиссии.  На  месте  склейки  на
конверте  ставится печать окружной,  участковой избирательной комиссии
либо подписи двух членов  соответствующей  избирательной  комиссии
(Исключен - Закон Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ).
     Окружная избирательная комиссия передает  список  проголосовавших
избирателей  и  конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую
избирательную  комиссию   одновременно   с   передачей   избирательных
бюллетеней.
     Участковая избирательная комиссия отмечает в  списке  избирателей
проголосовавших таким образом избирателей.
     4. В  день  выборов  в  8  часов  утра  председатель   участковой
избирательной  комиссии  объявляет  о начале голосования и предъявляет
членам   избирательной   комиссии,   присутствующим   избирателям    и
наблюдателям   пустые  избирательные  ящики,  которые  вслед  за  этим
опечатываются.  Затем председатель участковой  избирательной  комиссии
вскрывает   конверты   с   заполненными   избирательными  бюллетенями,
оставленными  досрочно  проголосовавшими  избирателями,   и   опускает
извлеченные  из  них  избирательные  бюллетени  в избирательные ящики,
после чего приглашает избирателей  получить  избирательные  бюллетени.
Число   конвертов   оглашается   и  заносится  в  протокол  участковой
избирательной комиссии.
     5. При    выдаче   избирательного   бюллетеня   член   участковой
избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и  номер
паспорта избирателя или иного документа, удостоверяющего его личность.
     6. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной
кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было,
кроме голосующего.  Избиратель,  не имеющий возможности самостоятельно
заполнить  избирательный  бюллетень,  вправе  пригласить  для помощи в
кабину или комнату для тайного голосования  любое  лицо,  кроме  члена
избирательной комиссии или наблюдателя.
     7. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо знак  в
пустом  квадрате  напротив  фамилии  того  кандидата,  за  которого он
голосует,  либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех
кандидатов".   После   этого   он  опускает  заполненный  бюллетень  в
избирательный ящик.
     По многомандатному   округу   избиратель   вправе   поставить   в
избирательном бюллетене знаки  в  пустых  квадратах  напротив  фамилий
кандидатов,  соответствующие  числу  депутатских  мандатов  по данному
избирательному округу.
     8. Председатель   участковой   комиссии   следит  за  порядком  в
помещении для голосования.  Его распоряжения для  всех  присутствующих
обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель
председателя избирательной комиссии,  а при его отсутствии - секретарь
или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
     9. В случае, если избиратель по состоянию здоровья либо по другим
уважительным причинам не может прибыть в помещение для голосования, но
заявил письменно или устно о своем желании участвовать  в  голосовании
по месту своего нахождения,  участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить  такую  возможность,   используя   специальный   переносной
избирательный ящик.
     Заявление о   предоставлении   возможности   проголосовать    вне
помещения  для  голосования  должно  быть  подтверждено  избирателем в
письменной форме по прибытии к нему  членов  участковой  избирательной
комиссии.
     Члены участковой   избирательной    комиссии,    выезжающие    по
заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу  заявлений.  Количество  заявлений  избирателей,
использованных  и  возвращенных  избирательных бюллетеней отмечается в
отдельном акте.  Данные об избирателях,  проголосовавших вне помещения
для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором
избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня,  а член
избирательной комиссии - в его выдаче.  При проведении голосования вне
помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели.
     Необходимое количество     переносных     избирательных    ящиков
определяется решением окружной избирательной комиссии.
     10. Член   избирательной   комиссии  немедленно  отстраняется  от
участия  в  ее  работе,   а   наблюдатель   удаляется   из   помещения
избирательного  участка,  если  они  нарушают  тайну  голосования  или
пытаются  повлиять  на  волеизъявление  избирателя.  Решение  об  этом
принимается избирательной комиссией.

     Статья 31. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными
комиссиями

     1. По  истечении  времени  голосования  председатель   участковой
избирательной  комиссии объявляет голосование оконченным.  Сразу после
этого начинается подсчет голосов избирателей и проводится без перерыва
до установления итогов голосования.
     2. Перед  началом  подсчета   голосов   председатель   участковой
избирательной  комиссии  в присутствии всего состава комиссии погашает
неиспользованные  избирательные  бюллетени,  оглашает  их  число   для
занесения  в  протокол,  после  чего проверяет целостность печатей или
пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
     3. По  каждому  избирательному  округу  прежде всего определяются
недействительные    бюллетени.    Таковыми    считаются     бюллетени,
изготовленные   неофициально,   не  снабженные  печатью  окружной  или
участковой  избирательной  комиссии   либо   подписями   двух   членов
избирательной   комиссии,   а  также,  из  которых  нельзя  установить
волеизъявление избирателя: в них избиратели не нанесли ни одного знака
в пустых квадратах либо нанесли знак более чем в одном квадрате.
     4. Участковая  избирательная  комиссия  составляет  протокол   по
итогам   голосования   на  данном  участке.  В  протоколе  указываются
следующие данные:
     а) число  зарегистрированных  избирателей  и  число  избирателей,
дополнительно внесенных в список;
     б) число    избирательных   бюллетеней,   полученных   участковой
избирательной комиссией;
     в) число   избирательных   бюллетеней,   поданных   избирателями,
проголосовавшими на дому;
     г) число   избирательных   бюллетеней,  выданных  избирателям  на
избирательном участке в день голосования;
     д) число   избирательных   бюллетеней,   поданных   избирателями,
проголосовавшими досрочно;
     е) число    погашенных   избирательных   бюллетеней;
     ж) число избирательных бюллетеней,  содержащихся в  избирательных
ящиках;
     з) число действительных избирательных бюллетеней;
     и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
     к) число голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов;
     л) число голосов, поданных против всех кандидатов.
     При принятии  решения  о   признании   избирательного   бюллетеня
недействительным  участковая  избирательная  комиссия указывает на его
оборотной  стороне  причины   его   недействительности.   Эта   запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии.
     5. Протокол  составляется  в  двух  экземплярах  и  подписывается
членами  участковой  избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Член избирательной комиссии,  несогласный с протоколом в целом  или  с
отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
     6. Один экземпляр  протокола  участковой  избирательной  комиссии
направляется  в  окружную  избирательную  комиссию,  другой  вместе  с
опечатанными  избирательными   бюллетенями   хранится   в   участковой
избирательной комиссии до окончания ее работы.
     7. Избирательная  документация   передается   в   соответствующую
окружную  избирательную  комиссию в течение 10 дней после официального
опубликования итогов выборов.

     Статья 32.  Определение  результатов  выборов  по  избирательному
округу

     1. Окружная   избирательная   комиссия   по  получении  подлинных
протоколов   всех   участковых   избирательных   комиссий   немедленно
производит  подсчет  голосов избирателей,  поданных по данному округу,
путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
     2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором
указывает:
     а) число  зарегистрированных избирателей в избирательном округе и
число избирателей, дополнительно включенных в списки;
     б) число   избирательных   бюллетеней,  выданных  избирателям  на
избирательных участках в день голосования;
     в) число   избирательных   бюллетеней,   поданных   избирателями,
проголосовавшими досрочно;
     г) число   избирательных   бюллетеней,   поданных   избирателями,
проголосовавшими на дому;
     д) число погашенных избирательных бюллетеней;
     е) число избирательных бюллетеней,  содержащихся в  избирательных
ящиках;
     ж) число действительных избирательных бюллетеней;
     з) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
     и) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидатов;
     к) число голосов, поданных против всех кандидатов;
     признание избранным  кандидата,  получившего  наибольшее   число
действительных   голосов.  При  равном  числе  полученных  кандидатами
голосов проводится повторное голосование в  соответствии  с  настоящим
Законом; (В редакции Закона Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)
     признание избранными по многомандатному избирательному округу,  в
зависимости  от  числа  депутатских  мандатов,  кандидатов,  набравших
наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей;
     признание выборов    недействительными,   если   допущенные   при
проведении голосования или установлении итогов  голосования  нарушения
не  позволяют  с  достоверностью  установить результаты волеизъявления
избирателей;
     признание выборов по избирательному округу несостоявшимися,  если
в  выборах  приняло  участие  менее  25  процентов  зарегистрированных
избирателей.
     При подписании протокола о  результатах  выборов  члены  окружной
избирательной  комиссии,  несогласные с содержанием протокола,  вправе
составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу,  о чем в  протоколе
делается соответствующая запись.
     3. Протокол  составляется  в  двух  экземплярах  и  подписывается
председателем  и  членами  окружной  избирательной  комиссии  с правом
решающего   голоса.   Один   экземпляр    протокола    незамедлительно
направляется   в  территориальную  избирательную  комиссию,  а  другой
хранится в окружной  избирательной  комиссии  до  окончания  срока  ее
полномочий.
     В тех случаях,  когда  полномочия  территориальной  и  участковой
избирательной   комиссий   выполняет  одна  комиссия,  она  составляет
протокол только окружной избирательной комиссии.

     Статья 33. Установление общих итогов выборов

     1. На  основании  протоколов  окружных   избирательных   комиссий
территориальная  избирательная комиссия определяет общие итоги выборов
и  направляет  данные  о  результатах  выборов  в  средства   массовой
информации  не  позднее трех дней после проведения выборов.  В течение
месяца со дня выборов территориальная избирательная комиссия публикует
итоги голосования по избирательным округам в местной печати.
     2. Территориальная   избирательная   комиссия   может    признать
недействительными  выборы  по  отдельным  избирательным округам,  если
установлено,  что допущенные в этих округах нарушения  при  проведении
голосования   или  установлении  итогов  голосования  не  позволяют  с
достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

     Статья 34. Повторные выборы

     Если выборы в избирательных округах были признаны несостоявшимися
или    недействительными,   территориальная   избирательная   комиссия
принимает решение о проведении повторных выборов.
     При этом  она  может  принять  решение  о формировании окружных и
участковых  избирательных  комиссий  в  новом   составе.   Голосование
проводится на тех же избирательных участках.
     Повторные выборы проводятся не позднее чем  в  шестимесячный срок
после предыдущих выборов в соответствии с настоящим Законом.        (В
редакции Закона Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)
     Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.

Статья 35. Повторное голосование

     1. При    равном    числе    полученных    кандидатами    голосов
соответствующая  территориальная  избирательная   комиссия   назначает
повторное голосование.
     2. Повторное голосование проводится не позднее чем через 15  дней
со  дня  установления  результатов  выборов  с  соблюдением требований
настоящего  Закона.  Сообщение  о  проведении  повторного  голосования
обнародуется  в  течение  трех  дней  со дня принятия соответствующего
решения территориальной избирательной комиссией.
     3. Если   до   проведения  повторного  голосования  остался  один
кандидат,  то по решению территориальной избирательной комиссии вторым
кандидатом  для проведения повторного голосования признается кандидат,
получивший на  выборах  наибольшее  число  голосов  избирателей  после
кандидатов,   по   которым   территориальная   избирательная  комиссия
первоначально назначила повторное голосование.
     Если  данный  кандидат  снимет  свою  кандидатуру,  то по решению
территориальной    избирательной    комиссии   повторное   голосование
проводится  по одному оставшемуся кандидату. В данном случае избранным
считается  кандидат,  получивший при голосовании большее число голосов
избирателей,  принявших  участие  в  голосовании, по отношению к числу
голосов  избирателей,  поданных  против  него. 4. По итогам повторного
голосования  избранным  считается кандидат, получивший при голосовании
большее  число  голосов  избирателей, принявших участие в голосовании,
по   отношению  к  числу  голосов  избирателей,  поданных  за  другого
кандидата.    5.   При   повторном   голосовании   выборы   признаются
состоявшимися  независимо  от  числа  избирателей, принявших участие в
голосовании. (Дополнен       -       Закон       Амурской      области
от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Статья  36.  Регистрация  избранных  в  выборные  органы  местного
самоуправления (В      редакции      Закона      Амурской      области
от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Территориальная избирательная  комиссия  после установления общих
итогов  выборов  извещает  кандидата  в   выборные   органы   местного
самоуправления.
     Территориальная избирательная комиссия не  позднее  чем  через  5
дней  после  опубликования общих итогов выборов производит регистрацию
депутатов и выборного должностного лица и выдает им  удостоверения  об
избрании.
     Избранное должностное лицо вступает в  должность  с  момента  его
регистрации.

     Статья 37. Замещение вакантных мест

     В случае    досрочного    прекращения     полномочий     депутата
представительного   органа,   выборного   должностного  лица  местного
самоуправления в течение месяца  после  появления  вакантного  мандата
соответствующий   представительный   орган   местного   самоуправления
назначает дополнительные выборы.
     Если до    окончания   срока   полномочий   депутата,   выборного
должностного  лица  местного  самоуправления  остается   менее   шести
месяцев, дополнительные выборы не проводятся. (Дополнен     -    Закон
Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

        ГЛАВА IX. ВЫБОРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 38. Назначение выборов (В    редакции    Закона   Амурской
области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Решение о проведении выборов руководителя местного самоуправления
из числа депутатов, избранных в соответствующий представительный орган
местного самоуправления,  принимается этим органом не ранее чем за две
недели до выборов на заседании представительного органа.
     Уставом муниципального  образования  может   быть   предусмотрено
избрание  руководителя  местного  самоуправления  из  числа  депутатов
гражданами,  проживающими на территории муниципального образования, на
основе  всеобщего  равного  и  прямого избирательного права при тайном
голосовании.  В  этом  случае  выборы  проводятся  в  соответствии   с
настоящим Законом.

     Статья 39. Выдвижение кандидатур (В   редакции   Закона  Амурской
области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Кандидатуры для   избрания  на  должность  руководителя  местного
самоуправления выдвигаются депутатами,  избранными  в  соответствующий
орган местного самоуправления, или путем самовыдвижения, а также могут
выдвигаться Главой  Администрации  области.  После  начала  обсуждения
выдвинутых    кандидатур    на    должность    руководителя   местного
самоуправления выдвижение новых кандидатур не производится.
     На заседании     данного    представительного    органа    должно
присутствовать не менее двух третей избранных депутатов.
     2. Руководитель местного самоуправления считается избранным, если
за  него  проголосовало  более  половины   от   установленного   числа
депутатов, избранных в соответствующий представительный орган местного
самоуправления. Если в результате голосования ни одна из кандидатур не
получит  необходимое  число голосов,  в заседании делается перерыв для
выдвижения  новых  кандидатур  на  должность   руководителя   местного
самоуправления  и  затем  проводится  повторное  голосование вплоть до
избрания руководителя местного самоуправления.
     3. Избрание осуществляется тайным голосованием.

             ГЛАВА X. ВЫБОРЫ ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
          МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАСЕЛЕНИЕМ
                     НА СОБРАНИИ (СХОДЕ) ГРАЖДАН

     Статья 40.    Выборы   выборного   должностного   лица   местного
самоуправления на собрании (сходе) граждан,  обладающих  избирательным
правом (В редакции Закона Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Выборы выборного   должностного   лица  -  руководителя  местного
самоуправления   на   собрании   (сходе)   граждан   в   муниципальных
образованиях с численностью населения до 1 тысячи человек проводятся в
соответствии с Положением о собраниях (сходах) граждан.
     На собрании (сходе) должно присутствовать более половины жителей,
обладающих  избирательным  правом  и  проживающих  на  соответствующей
территории.  Избранным считается кандидат,  набравший наибольшее число
голосов,  но не менее половины от числа  участников  собрания  (схода)
граждан, обладающих избирательным правом.

                  ГЛАВА XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 41.   Ответственность   за  нарушение  законодательства  о
выборах (В редакции Закона Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     1. Решения  и  действия   избирательных   комиссий   могут   быть
обжалованы  в  вышестоящую  избирательную  комиссию  или  в  районный,
городской суд.  Предварительное обращение в вышестоящую  избирательную
комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
     Решения по жалобам,  поступившим в ходе  выборов,  принимаются  в
пятидневный срок, а в день выборов - немедленно.
     2. За нарушение законодательства о выборах наступает уголовная  и
административная  ответственность в соответствии с законами Российской
Федерации.

     Статья 42. Порядок вступления в силу настоящего Закона         (В
редакции Закона Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  с  момента  его  официального
опубликования.

                   ГЛАВА XII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 43.  О праве глав администраций, назначенных до вступления
в силу настоящего Закона, участвовать в выборах (В   редакции   Закона
Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Главы администраций  муниципальных  образований,  назначенные на
должность    государственными    должностными     лицами,     органами
государственной  власти  области,  а  также  в  ином порядке,  чем это
предусмотрено Федеральным  законом  "Об  общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации", оставаясь в должности
глав администраций,  имеют право  баллотироваться  и  быть  избранными
депутатами    соответствующего   представительного   органа   местного
самоуправления. (В      редакции      Законов     Амурской     области
от 04.01.96 г. N 49-ОЗ; от 18.01.96 г. N 54-ОЗ)

     Статья 44.  Назначение выборов и установление численного  состава
представительных органов местного самоуправления (В   редакции  Закона
Амурской области от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     Дату выборов  представительные  органы  местного самоуправления в
тех муниципальных образованиях области, где представительные органы не
были  избраны  или сформированы в ином порядке,  чем это предусмотрено
Федеральным  законом  "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления  в  Российской  Федерации"  и Законом области "Об общих
принципах организации  местного  самоуправления  в  Амурской  области"
назначает    Амурское    областное    Собрание.    Численный    состав
представительных  органов  местного  самоуправления  в  этих   случаях
устанавливается Амурским областным Собранием.

     Статья  45.  О  полномочиях  избирательной комиссии по проведению
выборов  депутатов  представительных органов местного самоуправления в
1996 году (В        редакции       Закона       Амурской       области
от 27.01.97 г. N 133-ОЗ)

     В 1996    году    на    период   проведения   выборов   депутатов
представительных органов местного  самоуправления  районов  полномочия
окружных   избирательных   комиссий   возлагаются  на  территориальные
(районные) избирательные комиссии.
     Границы избирательных  округов  и  число  избирателей  в  них при
проведении  выборов  депутатов   представительных   органов   местного
самоуправления в тех муниципальных образованиях,  где представительные
органы местного самоуправления отсутствуют, утверждают соответствующие
территориальные избирательные комиссии. (Дополнен   -  Закон  Амурской
области от 18.01.96 г. N 54-ОЗ)
     В    1996   году   на   период   проведения   выборов   депутатов
представительных     органов     местного    самоуправления    районов
территориальные  (районные)  избирательные  комиссии по согласованию с
избирательной   комиссией   Амурской   области   вправе   образовывать
одномандатные и многомандатные избирательные округа. (Дополнен       -
Закон Амурской области от 15.02.96 г. N 66-ОЗ)


     Глава Администрации
     Амурской области          В.Н. ДЬЯЧЕНКО

     г.Благовещенск
     23 октября 1995 года
     N 34-ОЗ

Информация по документу
Читайте также