Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 05.11.2014 № 780-рп
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
N 780-рп
5 ноября
О комплексной краевой программе развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014 - 2020 годы
В целях реализации в Хабаровском крае Концепции государственной
семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1. Утвердить прилагаемую Комплексную краевую программу развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014 - 2020 годы (далее - Комплексная краевая программа). 2. Управлению по вопросам семейной политики и социального развития Губернатора и Правительства края (Гребенюк Н.К.) обеспечить межведомственное взаимодействие, мониторинг и контроль за ходом реализации Комплексной краевой программы. 3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края по вопросам социального развития Чаюка В.Т.
Губернатор, Председатель Правительства края В.И.Шпорт
УТВЕРЖДЕНА Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 ноября
КОМПЛЕКСНАЯ КРАЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ
1. Характеристика текущего состояния и проблем в области семейной и демографической политики
1.1. Характеристика текущего состояния и проблем в области семейной политики Современное положение семьи в Хабаровском крае (далее также - край) обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в крае проживало 162,9 тыс. семей с несовершеннолетними детьми - 42,7 процента от общего количества семей (381,7 тыс.); многодетные семьи составляли 4,1 процента (6,6 тыс. семей). В структуре многодетных семей преобладали семьи с тремя детьми - 79 процентов. Количество
многодетных семей в крае ежегодно увеличивается почти на тысячу. В 2012 году их
число составляло 7,6 тыс., в 2013 году - 8,6 тыс., на 01 июля Из всех семей с несовершеннолетними детьми 66 процентов семей являются полными, в которых дети проживают с обоими родителями. В последние годы увеличивается количество новорожденных детей вне брака. В 2013 году их число составляло 6,8 тыс., что на 399 детей больше, чем в 2012 году - 6,4 тыс. детей (в 2011 году - 4,1 тыс. детей). Постепенно улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов (в 2009 году на 1000 браков приходилось 674 развода, в 2013 году - 635 разводов). Отмечается увеличение численности детского населения в структуре общей численности населения края. В начале 2014 года в крае проживало 249,6 тыс. детей, что составляет 18,6 процента от общей численности населения (в начале 2013 года - 245,0 тыс. детей или 18,3 процента, в начале 2011 года - 239,0 тыс. детей или 17,8 процента от общей численности населения). Численность детского населения увеличилась, несмотря на сокращение количества женщин репродуктивного возраста. В 2011 году их число составляло 354,5 тыс. (50,4 процента к общему количеству детей), в 2014 году - 340,0 тыс. (48,5 процента к общему количеству детей). Число родившихся в 2013 году увеличилось более чем на 6 процентов по сравнению с 2009 годом и составило 18,7 тыс. детей. Суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,744 (в 2012 году - 1,695). Вместе с тем, для простого замещения поколений родителей их детьми суммарный коэффициент рождаемости должен быть не ниже 2,2 - 2,3. Репродуктивные планы семей, проживающих в крае, изменились - увеличилась доля вторых и последующих детей в общей численности родившихся (таблица 1).
Таблица 1. Динамика рождения детей по очередности
Позитивными изменениями стало принятие на федеральном и региональном уровнях мер, направленных на поддержку семей с детьми, в том числе путем предоставления: - материнского капитала, включая краевой материнский капитал в размере 200 тыс. рублей; - ежемесячного пособия при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей в размере регионального прожиточного минимума на ребенка; - земельных участков в собственность; - социальных выплат на улучшение жилищных условий. С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Наблюдается рост реальных денежных доходов населения: в 2013 году он составил 7,5 процента к предыдущему году. Средняя начисленная заработная плата по краю - 34,1 тыс. рублей (109,8 процента к уровню 2012 года). Денежные доходы на душу населения в 2013 году составили 29,4 тыс. рублей (114,4 процента к уровню 2012 года). Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась до 14,2 процента от общей численности населения. Доля детей из малоимущих семей все еще остается достаточно высокой. По оценке экспертов, ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье. В целях оказания дополнительной финансовой помощи нуждающимся семьям
при рождении в семье третьего ребенка и последующих детей с 2013 года в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая Малоимущим гражданам оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта, размер которой в среднем составляет 16 тыс. рублей. В 2013 году 36 женщин, имеющих малолетних детей, были направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. В 2014 году запланировано обучить 50 женщин. Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего, от трудовой деятельности. В связи с этим целесообразно для граждан с высокой семейной нагрузкой развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей: на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику работы или работы на дому. Необходимо создавать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства. Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. В целях решения данного вопроса в рамках реализации Указа
Президента Российской Федерации от 07 мая Результатом является положительная тенденция к сокращению числа детей, находящихся в очереди на получение места в детском саду. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования в 2013 году составило 99 процентов (в 2012 году - 97,9 процента). Достижение стопроцентной доступности дошкольного образования планируется в 2015 году. Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до 3 лет оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем для детей старше этого возраста. С целью обеспечения детей данного возраста местами в ясельных группах необходимо не только развивать и поддерживать существующую сеть дошкольных организаций, но и способствовать развитию частных дошкольных образовательных организаций. Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса. В целях обеспечения доступности жилья в рамках государственной программы "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" гражданам при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей предоставляется выплата на погашение остатка основного долга по ипотечному кредиту в полном размере. Семьи, которые построили или приобрели жилье с привлечением средств краевого бюджета, при рождении (усыновлении) ребенка имеют право на погашение части основного долга по ипотечному кредиту в размере 5 процентов стоимости жилья. Меры по улучшению жилищных условий молодых семей реализуются в форме предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья в крае. Также в целях повышения доступности жилья в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы" помощь из краевого бюджета оказывается гражданам, проживающим в сельской местности. Несмотря на реализуемые меры, в крае сохраняется проблема доступности жилья для населения. Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей. Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и принятие мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия. В крае 36,3 тыс. детей (14,8 процента) проживают в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации и имеют доход ниже величины прожиточного минимума. Свыше 5 тыс. детей (2,3 процента) находятся в социально опасном положении и проживают в семьях, где родители не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию. В 2013 году выявлено 42 случая жестокого обращения с детьми со стороны родителей. По итогам 2013 года 630 родителей лишены родительских прав в отношении 761 ребенка, 104 родителя ограничены в родительских правах в отношении 128 детей. В целях своевременного выявления и комплексного сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, существует потребность в новых формах профилактической работы с такими семьями. Благодаря мерам административного и уголовного воздействия, оказанию помощи родителям, желающим изменить свой образ жизни, сохранить семью и детей, избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, в 2013 году 35 родителей восстановлены в родительских правах в отношении 48 детей. В крае реализуется комплекс мер по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013 году увеличилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. Сокращается сеть организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 - 2013 годах закрыто 3 детских дома. В 2013 году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в крае, в сравнении с 2012 годом, уменьшилась на 3,26 процента (303 ребенка) и составила 8 981 ребенок (в 2012 году - 9 284; в 2011 году - 9 463). На воспитании в семьях граждан находится 6 550 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 4 процента (254 ребенка) больше, чем в 2012 году (в 2012 году - 6 296; в 2011 году - 6 013). На 01
января Во многом на положительные результаты в этой сфере повлияла система материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание: - установлена единовременная денежная выплата гражданам при усыновлении детей в размере 250 тыс. рублей за каждого ребенка; - семьи, воспитывающие подопечных детей в количестве трех и более (включая родных), приобрели право на 30-процентную скидку на оплату за пользование коммунальными услугами, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 6 лет и бесплатный проезд на транспорте детей, обучающихся в общеобразовательных организациях; - увеличен размер ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, в том числе в приемных семьях (от 8,6 до 11,5 тыс. рублей в зависимости от районных коэффициентов); - увеличен размер ежемесячной денежной выплаты вознаграждения опекунам и попечителям за каждого ребенка (от 11,6 до 15,5 тыс. рублей в зависимости от районных коэффициентов); - дополнительно к вознаграждению за воспитание каждого ребенка (в возрасте до 3-х лет или имеющего ограниченные возможности здоровья) ежемесячно выплачивается 25 процентов минимального размера оплаты труда. В особой заботе государства нуждаются также семьи, имеющие детей-инвалидов. В крае
сохраняется высокий уровень детской инвалидности. Отмечается рост числа
детей-инвалидов (в 2011 году - 4,9 тыс., в 2012 году - 5,1 тыс., на 01 января Основной задачей реализации государственной политики в отношении детей-инвалидов является обеспечение им равных возможностей для самореализации и социальной интеграции в общество, повышение уровня и качества их жизни. В этих целях в крае постепенно внедряются формы и методы работы, способствующие преодолению изолированности детей-инвалидов, их социальной интеграции в общество. Меры государственной поддержки наиболее эффективны при наличии в обществе приоритета семейно-нравственных ценностей, престижа семейного образа жизни. Традиционно в России преобладала многопоколенная семья с тесными взаимосвязями между несколькими поколениями родственников. Воспитательная стратегия в такой семье традиционно была направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к роли родителей и людей старшего поколения. Неудовлетворенность браком, семейные конфликты и наличие факторов, обуславливающих социальные риски, могут привести к утрате семейных связей. В целях повышения уровня, качества и доступности социальных услуг к реализации социальной политики привлекаются социально ориентированные некоммерческие организации для реализации социальных проектов. Поддержка таких организаций оказывается в рамках государственной программы о содействии развитию институтов и инициатив гражданского общества. Вместе с тем, в целях реализации семейной политики, пропаганды семейных ценностей необходимо более тесное сотрудничество органов власти, общественных институтов и средств массовой информации. Реализация мероприятий Программы направлена на решение следующих проблем в сфере семейной политики: - суженное воспроизводство населения (уровень рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей); - ухудшение уровня жизни семей, возрастающее по мере увеличения числа детей в семье; - недостаточная обеспеченность семей жилой площадью; - низкая конкурентоспособность на рынке труда женщин, имеющих малолетних детей; - недостаточное удовлетворение потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования; - социальное сиротство детей; - отсутствие в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий проживания и воспитания, приближенных к домашним; - недостаточный уровень адаптации в обществе воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - отсутствие единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы; - социальная изоляция детей-инвалидов, нуждающихся в особой заботе государства; - утрата нравственных ценностей и традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; - недостаточное использование потенциала общественных организаций в решении вопросов семейной политики. 1.1. Характеристика текущего состояния и проблем в области демографической политики Современная демографическая ситуация в Хабаровском крае в целом отражает общероссийские тенденции, а также имеет региональные особенности, которые в значительной степени обусловлены происходившими социально-экономическими преобразованиями в стране: снижением численности населения; рождаемостью, не обеспечивающей простого воспроизводства населения; высокой смертностью населения; продолжающимся старением и миграционной убылью населения. Динамика численности населения края в целом отличается от аналогичного показателя по Российской Федерации (таблица 2).
Таблица 2. Динамика численности населения
На начало 2014 года в крае проживало 1 339,9 тыс. человек (на 0,2 процента меньше, чем в 2012 году). Из общей численности населения края 1 094,1 тыс. человек (81,7 процента) - горожане, 245,8 тыс. человек (18,3 процента) - сельские жители. Процесс сокращения численности населения края начался с 90-х годов XX века. За период с 1990 по 2013 годы включительно край потерял около 280 тыс. человек или 17 процентов населения (1990 год - 1 619,7 тыс. человек, 2014 год - 1 339,9 тыс. человек). Основными причинами убыли населения края являются миграционный отток жителей в центральные и южные регионы страны и естественная убыль населения. Благодаря комплексу принимаемых Правительством края мер с 2004 года наметились устойчивые тенденции к улучшению показателей естественного движения: - снижение смертности с 16,2 умерших на 1 тыс. населения в 2004 году до 13,3 умерших на 1 тыс. населения в 2013 году (в среднем по Российской Федерации в 2013 году - 13,0); - увеличение продолжительности жизни с 62,1 года в 2004 году до 68,5 лет в 2013 году (в среднем по Российской Федерации в 2013 году - 70,8); - увеличение рождаемости с 11,4 родившихся на 1 тыс. населения в 2004 году до 13,9 родившихся на 1 тыс. населения в 2013 году (в среднем по Российской Федерации в 2013 году - 13,2); - переход от естественной убыли населения (- 4,8 человек на 1 тыс. населения в 2004 году) к естественному приросту (+ 0,6 человека на 1 тыс. населения в 2013 году). По Российской Федерации в 2013 году естественный прирост составил 0,2 человека на 1 тыс. населения. В 2012 году впервые за 20 лет рождаемость в крае превысила смертность на 139 человек (родилось 18 460 детей, умерло 18 321 человек). В 2013 году естественный прирост составил 804 человека (родилось 18 676 детей, умерло 17 872 человека). В 2013 году в крае впервые за 15 лет зафиксировано снижение смертности от болезней системы кровообращения на 1,8 процента (2013 год - 764,7 случая на 100 тыс. населения, 2012 год - 778,4 случая на 100 тыс. населения). Отмечается снижение смертности от: новообразований - на 5,7 процента (2011 год - 211,6 случая на 100 тыс. населения, 2013 год - 199,6); туберкулеза - на 16,0 процентов (2011 год - 24,3 случая на 100 тыс. населения, 2013 год - 20,4); транспортных травм - на 11,2 процента (2011 год - 19,7 случая на 100 тыс. населения, 2013 год - 17,5). Основными причинами смертности продолжают оставаться болезни системы кровообращения (57 процентов), новообразования (14,8 процента), внешние причины смерти (13,5 процента). Борьба с устранимыми причинами смерти является одним из приоритетов развития краевой системы здравоохранения. Несмотря
на сокращение смертности населения от различных причин, уровень младенческой
смертности в крае на протяжении последних лет превышает средний по России. В
2013 году показатель младенческой смертности увеличился по сравнению с
предыдущим годом на 5,2 процента и составил 12,1 на 1 тыс. родившихся
живыми (по Дальневосточному федеральному округу - 11,0, по Российской Федерации
- 8,2). Рост показателя связан с переходом с апреля 2012 года на
рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения новые критерии рождения
(регистрация новорожденных с массой тела от В целях сокращения уровня младенческой смертности в крае применяются комплексные обследования и новые алгоритмы диагностики в период беременности женщин, что дает свои положительные результаты. Так, показатель младенческой смертности за 8 месяцев 2014 года составил 10,5 умерших на 1 тыс. родившихся (за 8 месяцев 2013 года - 12,7). В структуре причин младенческой смертности на первом месте находятся причины, тесно связанные со здоровьем матери. В крае отмечается ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. Сохраняется рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, растут случаи женского бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии осуществляются в КГБУЗ "Перинатальный центр" министерства здравоохранения края с 2006 года. С каждым годом увеличивается число женщин, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь по программе экстракорпорального оплодотворения. В 2012 году данный вид медицинской помощи получили 86 женщин, в 2013 году - 160, в 2014 году данный вид помощи планируется оказать 260-ти женщинам. Одним из факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье женщин, остается прерывание беременности. В последнее время в крае отмечается сохранение стойкой тенденции к снижению числа абортов. Вместе с тем, этот показатель почти вдвое превышает средний по России. Во многом снижению числа абортов способствовала реализация проводимого в крае комплекса мероприятий по оказанию женщинам консультативной, медицинской и социально-психологической помощи в 10-ти кабинетах предабортного консультирования. В целях создания условий для рождения здоровых детей в крае реализуется комплекс мер, направленных на укрепление здоровья населения, пропаганду здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни осуществляется посредством консультирования населения в кабинетах (отделениях) медицинской профилактики, поликлиниках, центрах здоровья. Особое внимание уделяется воспитанию детей и подростков, формированию у них социально активной жизненной позиции в сочетании с критичным отношением к злоупотреблению табаком, алкоголем и иными психоактивными веществами. В крае создана система доступной и эффективной психолого-коррекционной и лечебно-реабилитационной помощи по отказу от курения, по лечению табачной, алкогольной и наркотической зависимости. В последние годы в наибольшей степени на сокращение населения края влияют миграционные процессы. С увеличением объемов миграционных потоков продолжается миграционный отток (таблица 3).
Таблица 3. Динамика миграционных процессов (без учета внутрикраевой миграции)
(человек)
-------------------------------- <*> С учетом лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.
В числе основных причин оттока населения - суровые климатические условия, отдаленность края от центральных районов страны и высокие транспортные расходы, более низкое (по сравнению с европейской частью России) качество жизни населения. Передвижение населения внутри страны является доминирующим фактором в миграционных процессах и уменьшении численности населения края (таблица 4).
Таблица 4. Миграционный отток (прирост) жителей края за счет обмена населением с территориями федеральных округов России
(человек)
В общих потерях населения края лидирующие позиции занимают Южный, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Население края привлекают регионы, способные обеспечить наряду с более комфортными климатическими условиями, более высокое качество жизни, стабильную занятость и достойную оплату труда. Иначе складывается обмен населением Хабаровского края с субъектами Дальневосточного федерального округа. В миграционном обмене населением с субъектами Дальневосточного федерального округа Хабаровский край выигрывает и имеет положительное сальдо со всеми территориями (таблица 5).
Таблица 5. Миграционное сальдо Хабаровского края с территориями ДФО
(человек)
Хабаровский край принимал мигрантов преимущественно с территорий Приморского края (2043 человек), Амурской области (1783 человек), Еврейской автономной (1145 человек) и Сахалинской областей (896 человек). Общие потоки межрегиональной миграции в наибольшей степени влияют на изменение численности населения Хабаровского края (таблица 6).
Таблица 6. Динамика миграционных потоков Хабаровского края
(человек)
Поскольку доля населения трудоспособного возраста постоянно сокращается (в 2011 году - 63,7 процента, в 2012 году - 62,9 процента, в 2013 году - 62,1 процента), населения края недостаточно для обеспечения потребности экономики. Миграционные процессы непосредственно влияют, прежде всего, на развитие трудового потенциала. В настоящее время трудовая миграция не оказывает положительного влияния на развитие рынка труда, обеспечение экономики специалистами требуемой квалификации. Как правило, в крае и в целом по Дальневосточному федеральному округу миграция характеризуется продолжающимся оттоком наиболее квалифицированного русскоязычного населения в центральные регионы России. Стабильное улучшение демографических показателей края, с одной стороны, свидетельствует об эффективности принимаемых мер по закреплению населения в крае, с другой стороны, сохраняются системные проблемы, требующие первоочередного решения, на которые возможно воздействовать прямо или косвенно в рамках государственного регулирования. Основные демографические проблемы, на решение которых ориентированы мероприятия Программы: - высокий показатель смертности населения, в том числе младенческой; - ухудшение здоровья молодых людей, вследствие этого низкий уровень репродуктивного здоровья населения; - высокая распространенность абортов; - миграционный отток населения.
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы на период до 2020 года является повышение уровня и качества жизни семей с детьми, укрепление ценностей семейной жизни, замедление темпов убыли населения края и приостановление к концу 2020 года миграционного оттока населения.
2.1. Задачи Программы в области семейной политики: - повышение уровня рождаемости посредством развития системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей и создания механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции; - профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; - обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; - повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; - содействие в реализации воспитательного потенциала семьи; - повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2.2. Задачи Программы в области демографической политики: - сокращение уровня смертности населения; - сокращение уровня младенческой смертности; - создание условий для обеспечения здоровья населения, в том числе репродуктивного; - повышение миграционной привлекательности края. В целях повышения эффективности реализуемых мер предстоит решение задачи по обеспечению методического и информационно-аналитического сопровождения проведения семейной и демографической политики в крае.
3. Ожидаемые конечные результаты и целевые показатели
3.1. Основными ожидаемыми результатами реализации Программы в области семейной политики к 2020 году должны стать: - увеличение рождаемости до 14,4 родившихся на 1 тыс. населения; - увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,817 детей на одну женщину репродуктивного возраста; - уменьшение доли детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в крае от общей численности детей, проживающих в крае, до 10,46 процента; - увеличение доли семей, обеспеченных доступным и комфортным жильем, из числа желающих улучшить свои жилищные условия, до 60 процентов; - сохранение доли женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, направленных на профессиональное обеспечение (переобучение), в общей численности женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости края, на уровне 100 процентов; - увеличение охвата детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольными образовательными организациями до 73 процентов; - уменьшение числа семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, ежегодно не менее чем на 5 процентов от числа семей, находящихся в социально опасном положении, состоявших на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в предыдущем году; - снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения до 2,75 процента; - снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 38,0; - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 70,0 процентов; - увеличение доли выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, до 70,0 процентов; - увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения для детей-инвалидов, в общей численности детей-инвалидов до 45 процентов. 3.2. Основными ожидаемыми результатами реализации Программы в области демографической политики до 2020 года должны стать: - снижение смертности населения от всех причин до 11,2 случаев на 1 тыс. населения; - снижение младенческой смертности до 6,7 случаев на 1 тыс. родившихся живыми; - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 70,9 лет; - достижение нулевого сальдо миграции (миграционного прироста) на 10 тыс. населения. 3.3. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение проведения семейной и демографической политики к 2020 году позволит: - повысить эффективность реализуемых в крае мероприятий, направленных на улучшение положения семей; - обеспечить достижение положительной динамики демографических показателей, в том числе достижение естественного прироста населения до уровня 3,2 чел. на 1 тыс. населения.
4. Перечень и описание основных мероприятий Программы
4.1. Решение задач в области семейной политики включает в себя реализацию основных мероприятий, направленных на: совершенствование государственной поддержки семьи и детей путем предоставления мер социальной поддержки и государственной социальной помощи; обеспечение жильем семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, совмещение ими обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью; оказание содействия в трудоустройстве на условиях неполной занятости, создание условий для начала предпринимательской деятельности для родителей, воспитывающих детей; создание условий для удовлетворения потребностей семей с детьми в услугах дошкольного образования; формирование качественной и доступной социальной инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей; установление единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы; реализацию мероприятий по профилактике социального сиротства и оказанию помощи детям и подросткам; создание системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью; формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями; создание условий для равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней; создание условий для правовой и финансовой грамотности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поэтапную реструктуризацию сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пропаганду семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей, создание условий для обеспечения комплексной и системной поддержки замещающих семей; создание условий для организации досуга пожилых людей; создание условий для развития семейных традиций, поддержки межпоколенческих отношений; реализацию дополнительных образовательных программ подготовки населения, в том числе молодежи, к созданию семьи; поддержку некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги семьям и детям; патриотическое воспитание подрастающего поколения; повышение педагогической культуры родителей, осуществление их социальной и психологической поддержки; проведение исследования в области психологии девиантного поведения; предоставление бесплатной юридической помощи членам семьи несовершеннолетнего. 4.2. Решение задач в области демографической политики включает в себя реализацию основных мероприятий, направленных на: сокращение уровня смертности от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, туберкулеза, в результате дорожно-транспортных происшествий; совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения; улучшение материально-технического обеспечения организаций здравоохранения; создание условий для повышения доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов края; профилактику суицидов в образовательных организациях; повышение качества жизни граждан пожилого возраста; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям; совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи; формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни; профилактике социально значимых заболеваний, в том числе у детей и молодежи; создание условий для вовлечения семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом; обеспечение отдыха и оздоровления населения края, в том числе детей; сохранение репродуктивного здоровья населения края, в том числе профилактика искусственного прерывания беременности несовершеннолетних; расширение объемов лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО); создание условий для обеспечения безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии; содействие добровольному переселению в край соотечественников, проживающих за рубежом; создание условий для развития образовательной миграции; создание условий для интеграции иммигрантов в принимающее сообщество; повышение миграционной привлекательности края, обеспечение миграционного притока населения. Решение задачи Программы по методическому и информационно-аналитическому обеспечению проведения семейной и демографической политики предусматривает: - осуществление мониторинга демографической ситуации в крае; - подготовку предложений по повышению эффективности реализации мероприятий Программы по итогам анализа ее реализации и проведения оценки эффективности; - подготовку предложений по совершенствованию нормативного правового обеспечения семейной и демографической политики в крае.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится управлением по вопросам семейной политики и социального развития Губернатора и Правительства края. В течение года ведется мониторинг: степени достижения целевых показателей, приведенных в Приложении N 1 к Программе; степени реализации мероприятий, приведенных в Приложении N 2 к Программе. Оценка эффективности реализации Программы проводится по истечении отчетного года.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на взаимодействии органов исполнительной власти края. Координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти края и контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление по вопросам семейной политики и социального развития Губернатора и Правительства края. Все исполнители Программы в соответствии с законодательством несут ответственность за реализацию закрепленных за ними мероприятий и обеспечение достижения запланированных результатов. Управление по вопросам семейной политики и социального развития Губернатора и Правительства края: - на основании ежеквартальных и годовых отчетов, представленных министерствами и иными органами исполнительной власти края, участвующими в реализации Программы, осуществляет мониторинг ее реализации; - ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, готовит информацию о ходе ее реализации за отчетный год и в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным, представляет ее Губернатору края. Министерства и иные органы исполнительной власти края, участвующие в реализации Программы, представляют в управление по вопросам семейной политики и социального развития Губернатора и Правительства края отчет об исполнении мероприятий и достижении целевых показателей: - ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по формам согласно Приложениям N 3 - 4 к настоящей Программе; - ежегодно, в срок до 20 марта, следующего за отчетным годом, по формам согласно Приложениям N 4 - 5 к настоящей Программе.
Приложение N 1 к Комплексной краевой программе развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014 - 2020 годы
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСНОЙ КРАЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|