Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Хабаровского края от 26.12.1997 № 549

 

 

 

 

                 ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

        Утратило силу - Постановление Правительства Хабаровского края

                                               от 30.10.2015 № 361-пр

 

                      от 26 декабря 1997 г. N 549

 

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ
           ОЧЕРЕДИ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
                 КОМПЛЕКСНЫЙ КАДАСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
                           ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

 

 

       В целях  обеспечения  единого технического и методологического
   подхода  к  созданию  геоинформационных   систем   на   территории
   Хабаровского   края,   а   также   во   исполнение   постановления
   Правительства   Российской  Федерации   от   16.01.95   N 40   "Об
   организации   работ  по  созданию  геоинформационной  системы  для
   органов   государственной   власти"   и  распоряжения  от 04.12.95
   N 1686-р   "Об   утверждении   перечня  основных  задач,  решаемых
   геоинформационной системой для органов государственной власти",  и
   в соответствии  с законодательными и нормативно - правовыми актами
   Российской Федерации по вопросам информации
   ПОСТАНОВЛЯЮ:
       1. Утвердить Концепцию разработки и  создания  первой  очереди
   геоинформационной  системы  "Территориальный  комплексный  кадастр
   природных ресурсов Хабаровского края" (ГИС ТКК природных  ресурсов
   Хабаровского края) - прилагается.
       2. Рабочей   группе,    утвержденной    распоряжением    главы
   администрации   от  28.06.96   N 382-р,  обеспечить  разработку  и
   создание  ГИС  ТКК  природных   ресурсов   Хабаровского   края   в
   соответствии с основными положениями утвержденной Концепции.
       3. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на заместителя главы администрации края А.Б.Левинталя,  управление
   природными   ресурсами   и    ресурсодобывающей     промышленности
   администрации края (Г.Е.Почеревин).
       4. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   подписания.

 

                                                  Глава администрации
                                                            В.И.Ишаев

 

 

 

 

 

                                                           УТВЕРЖДЕНО
                                                        Постановление
                                             главы администрации края
                                          от 26 декабря 1997 г. N 549

 

                    АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

                               КОНЦЕПЦИЯ

 

                    РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ
                 ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
                   КОМПЛЕКСНЫЙ КАДАСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
                             ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

 

                                Исполнители:

 

       Б.И.Бурдэ,   заместитель   директора,   заведующий   научно -
   методическим отделом  Дальневосточного регионального компьютерного
   центра - разд. 1, 2.
       В.Г.Крюков, заместитель   начальника   управления   природными
   ресурсами   и   ресурсодобывающей   промышленности   администрации
   края - разд. 6.
       В.В.Петренко, начальник   отдела   координации    деятельности
   территориальных (федеральных) органов в области природопользования
   управления природными ресурсами и ресурсодобывающей промышленности
   администрации края - разд. 1.1, 1.2.
       М.М.Свидерский, начальник     лаборатории     Дальневосточного
   аэрогеодезического предприятия - разд. 4,6.
       С.Д.Фомин, директор товарищества ограниченной  ответственности
   "Геоинформационные системы и технологии" (ТОО ГИТиС) - разд. 3-5.
       А.С.Шейнгауз, заместитель   директора   по   науке,   Институт
   экономических исследований ДВО РАН - введение, разд. 1-3, 6, общая
   редакция.

 

                                ВВЕДЕНИЕ

 

       Возникшее в ходе экономической реформы  увеличение  количества
   пользователей природными  ресурсами,  имеющих разный общественно -
   экономический   статус,   диверсифицируют   сложившуюся    систему
   природопользования,  делают  ее,  с одной стороны,  более гибкой и
   отзывчивой на регламентационные действия,  а с  другой,  осложняют
   контроль   за   природопользованием  и  регулирование  последнего.
   Усилились и  стали  важными  экологические  изменения  в  связи  с
   природопользованием.  Они  превратились  в  весомый,  а  нередко и
   решающий  социальный  фактор,  что   создает   новую   среду   для
   использования природных ресурсов Хабаровского края.
       В административных, проектных и исследовательских организациях
   края, особенно отраслевых,  накоплена большая, в той или иной мере
   систематизированная, информация  по  природным   ресурсам   и   их
   использованию. Однако,   она   нередко   имеет   несопоставимую  и
   архаичную,  с современной точки зрения,  форму, часто содержится в
   виде многочисленных трудно сводимых документов на бумажной основе.
   Эта  информация  формирует  сложившиеся  системы  учета  природных
   ресурсов.   Последние   носят   сугубо   отраслевой  характер,  не
   взаимосвязаны,  несмотря на  то,  что  очень  часто  использование
   одного  природного ресурса влияет как на остальные ресурсы,  так и
   на  состояние  природы.  Это  в   значительной   мере   затрудняет
   управление природопользованием края, в частности, целенаправленный
   переход к варианту устойчивого природопользования (Указ Президента
   РФ  от  04.02.94  N  136    государственной стратегии Российской
   Федерации по охране окружающей  среды  и  обеспечению  устойчивого
   развития).
       Очевидно, что  в  принятых  сегодня  терминах   базой   такого
   управления  должна  выступать  современная информационная система,
   точнее, в связи с высокой географичностью природопользования и его
   четким   размещением  на  конкретных  территориальных  участках  -
   геоинформационная система (ГИС).  Основным отличием ГИС от  других
   информационных систем,  в том числе от широко распространенных баз
   данных (БД),  является строгая привязка всех сведений о ресурсах и
   их   использовании   к   конкретной   местности,  картографическое
   отображение  сведений  о  ресурсах,  что  позволяет  анализировать
   пространственную  взаимосвязь ресурсов и их использования.  Именно
   ГИС дает возможность упорядочить информацию об отдельных природных
   ресурсах,   природно - ресурсном   потенциале  в  целом,  содержит
   натуральные и оценочные,  поресурсные и  интегральные  показатели,
   что   позволяет   получить   кадастр   природных   ресурсов  края,
   проанализировать и установить характер и  структуру  (временную  и
   пространственную)  возникающих  при  их  использовании социальных,
   экологических и экономических ситуаций,  давать  прогноз  динамики
   природно - ресурсного    потенциала,   разрабатывать   тактику   и
   стратегию  регионального  природопользования  и  на   базе   этого
   принимать обоснованные управленческие решения.
       Настоящая  Концепция  служит   принципиальной   основой    для
   разработки  геоинформационной системы "Территориальный комплексный
   кадастр природных ресурсов Хабаровского края" (ГИС  ТКК),  которая
   является   первой   очередью   геоинформационной  системы  органов
   государственной власти   Хабаровского   края   (ГИС   ОГВ).    Она
   разрабатывается на основе ряда директивных документов:
       "Закон РФ об информации,  информатизации и защите  информации"
   от 20.02.95;
       Указ Президента РФ  "Об  основах  государственной  политики  в
   сфере информатизации" от 20.01.94 N 70;
       Постановление   Правительства РФ      федеральной    целевой
   программе  "Прогрессивные  технологии  картографо - геодезического
   обеспечения РФ" от 03.05.94 N 418;
       Постановление   Правительства РФ   "Об  организации  работ  по
   созданию геоинформационной  системы  для  органов  государственной
   власти" от 16.01.95 N 40;
       "Перечень основных задач,  решаемых геоинформационной системой
   для  органов  государственной власти",  утвержденный распоряжением
   Правительства РФ от 04.12.95 N 1686-р;
       Соглашение  между    администрацией     Хабаровского     края,
   Министерством охраны окружающей среды и природных  ресурсов  РФ  и
   Федеральной  службой  геодезии  и  картографии  России  о создании
   геоинформационной системы Хабаровского края от 02.02.96;
       Распоряжения  главы   администрации    Хабаровского   края   о
   разработке и создании  ГИС  "Территориальный  комплексный  кадастр
   природных  ресурсов  Хабаровского  края"  от 28.06.96 N 382-р и от
   13.08.96 N 504-р.

 

        1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ГИС "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ
             КАДАСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

 

                         1.1. Цель и задачи ГИС

 

       ГИС ТКК  представляет собой систему,  содержащую упорядоченную
   во времени и  пространстве  совокупность  достоверных  сведений  о
   состоянии и динамике природных ресурсов Хабаровского края, а также
   о природных,  правовых, хозяйственных, социально - экономических и
   экологических   условиях,   явлениях   и  ситуациях,  связанных  с
   использованием этих ресурсов.
       В соответствии  с "Законом РФ об информации,  информатизации и
   защите информации" ГИС ТКК должна:
       - быть   совместимой  с  единым  информационным  пространством
   России;
       - создавать   условия   для   качественного   и   эффективного
   информационного  обеспечения  граждан,   органов   государственной
   власти и органов местного самоуправления на основе государственных
   информационных ресурсов.
       ГИС содержит и посредством планов,  карт, графиков, текстовых,
   буквенно - цифровых,   цифровых   моделей   местности   и   других
   материалов  выдает  информацию,  необходимую  администрации  края,
   другим административным органам краевого уровня и  ниже,  а  также
   всем  заинтересованным предприятиям,  организациям,  учреждениям и
   отдельным гражданам для целей научно - обоснованного  планирования
   и   эффективного   управления  природопользованием,  рационального
   использования  природных   ресурсов,   охраны   и   восстановления
   природной среды в рамках устойчивого развития края. Данные ГИС ТКК
   являются технико - экономической основой для  разработки  текущих,
   годовых   и   долговременных  программ  социально - экономического
   развития края,  ведения кадастра природных  ресурсов,  обоснования
   платы за ресурсы, контроля за экологической обстановкой и принятия
   мер по ее улучшению.
       Целью  создания   и    функционирования   ГИС   ТКК   является
   информационное обеспечение деятельности администрации Хабаровского
   края  по  управлению  природными  ресурсами,  в  конечном  счете -
   информационное обеспечение принятия решений в этой области.
       Поставленная цель достигается путем выполнения задач:
       - ввод,  распределение,  хранение   (архивация),   отображение
   картографической, числовой и текстовой информации;
       - преобразование,   анализ,   интерпретация   пространственных
   данных;
       - синтез социальных и комплексных тематических карт;
       - моделирование, распознавание и картографирование природных и
   природно - техногенных объектов и ситуаций;
       - выработка экспертных и формализованных решений;
       - подготовка аналитической и фактографической информации для:
       а) органов государственного управления;
       б) субъектов предпринимательской деятельности;
       в) общественности и индивидуальных пользователей.
       При этом   государственные   органы   управления    природными
   ресурсами используют информационную базу в следующих направлениях:
       1) оптимизация    размещения    всех    видов    и     объемов
   природопользования  в  их взаимосвязи и в зависимости от состояния
   окружающей среды;
       2) ведение   системы   лицензирования  пользования  природными
   ресурсами  и  учета  платежей  за  пользование  в  зависимости  от
   социальных, экологических   и   экономических  условий  конкретных
   районов и объектов;
       3) прогноз  состояния  ресурсов и экономической конъюнктуры их
   использования;
       4) характеристика,   анализ  и  прогноз  состояния  окружающей
   среды;
       5) принятие решений.

 

                        1.2. Правовой статус ГИС

 

       ГИС ТКК  должна  действовать  на  основе  правового  документа
   краевого  уровня,  определяющего  ввод  в   действие   и   порядок
   эксплуатации Краевой Единой геоинформационной системы (КЕГИС). ГИС
   ТКК,  так же,  как и КЕГИС,  базируется на информационных ресурсах
   Хабаровского  края,  как  субъекта РФ,  и информационных ресурсах,
   находящихся  в  совместном  ведении  РФ  и  Хабаровского  края.  В
   соответствии  с  этим  администрация  края  является собственником
   информации,  содержащейся в ГИС ТКК (частично совместно с органами
   федерального  уровня),  и  собственником  информационной системы и
   средств  ее  обеспечения.  Администрация   края   передает   право
   управления  ГИС ТКК специально уполномоченному органу - Управлению
   природными ресурсами администрации края.
       Объектом ГИС  Хабаровского  края  "Территориальный комплексный
   кадастр  природных  ресурсов"  (ГИС  ТКК)  является  информация  о
   системе   природопользования   на   территории   края,  включающая
   информацию о природных ресурсах, их натуральной и денежной оценке,
   информацию об использовании этих ресурсов в любых целях, об охране
   и воспроизводстве природно - ресурсного потенциала края,  а  также
   информацию   о   возникающих  при  природопользовании  социальных,
   экологических и экономических ситуациях.
       ГИС ТКК   формируется   как   распределенная  и  интегрирующая
   система, в которую включаются все имеющиеся или заново формируемые
   в Хабаровском крае информационные системы (специализированные базы
   и банки данных и др.), содержащие информацию о природных ресурсах,
   природопользовании  и  связанных  с  ними  областях  деятельности.
   Владельцы этих информационных систем (как  правило,  подразделения
   администрации края и краевые отделения федеральных служб) являются
   субъектами ГИС ТКК.  Субъект ГИС может сам осуществлять создание и
   ведение ГИС,   то   есть   являться  и  владельцем,  и  держателем
   информационной    подсистемы,    или    привлекает    для    этого
   специализированную организацию,   которой  в  юридическом  порядке
   предает права и обязанности держателя данной подсистемы, оставаясь
   владельцем  подсистемы  и содержащейся в ней информации.  Субъекты
   ГИС и держатели информационных систем,  входящих  в  ГИС,  обязаны
   выполнять  общие  задачи  системы  в соответствии с нормативными и
   правовыми основами ее функционирования и имеют право приоритетного
   пользования всеми ресурсами ГИС.
       Государственные информационные ресурсы  являются  открытыми  и
   общедоступными.  Исключение составляет информация,  законодательно
   отнесенная к той или иной категории ограниченного доступа.
       В соответствии  с  этим,  пользователями  ГИС  ТКК  могут быть
   органы государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,
   организации   и   общественные   объединения,  неправительственные
   учреждения,  организации и частные  или  акционерные  предприятия,
   отдельные  граждане.  Полнота  осуществления  ими прав пользования
   определяется статусом  информации,  в  том  числе,   степенью   ее
   открытости.  Это  не  значит,  что  система  должна  удовлетворять
   потребностям любого пользователя,  так как  она  имеет  конкретную
   цель   и   своего  целевого  пользователя.  В  качестве  основного
   пользователя   ГИС   ТКК   настоящая    Концепция    рассматривает
   специалистов   структурных   подразделений  администрации  края  и
   связанных  с  ней   краевых   подразделений   федеральных   служб,
   подготавливающих  и  принимающих  решения по управлению природными
   ресурсами и их использованию.

 

                          1.3. Архитектура ГИС

 

       Архитектура ГИС ТКК определяется  моделью  ее  информационного
   поля (рис.).
       +------------------------------------------------------------+
       ¦                                                     ГИС    ¦
       ¦   +----------------------------------+              ТТК    ¦
       ¦   ¦ Природные                        ¦                     ¦
       ¦   ¦ ресурсы      +-------------------+---------------+     ¦
       ¦   ¦              ¦                   ¦ Общество      ¦     ¦
       ¦   ¦              ¦                     (социально -  ¦     ¦
       ¦   +-ПРИРОДА------+-------------------¦ экономическая ¦     ¦
       ¦   ¦              ¦Природопользование   сфера)        ¦     ¦
       ¦   ¦              ¦                   ¦               ¦     ¦
       ¦   ¦              ¦                                   ¦     ¦
       ¦   ¦ Природные    ¦                   ¦               ¦     ¦
       ¦   ¦ условия      ¦                                   ¦     ¦
       ¦   +--------------+-- -- -- -- -- -- -+               ¦     ¦
       ¦                  +-----------------------------------+     ¦
       +------------------------------------------------------------+
                  Рис. Модель информационного поля ГИС

 

       Рисунок призван   акцентировать   внимание   на    том,    что
   природопользование является областью пересечения двух мегасистем:
       - "Природа"  с  входящими  в  нее  "Природными  ресурсами"   и
   "Природными условиями" и
       - "Общество" с его социальной,  правовой,  административной  и
   прочими структурами.
       Поэтому и архитектура ГИС ТКК должна отражать  структуру  этих
   мегасистем,  т.е.,  как  и  они,  ГИС  должна  быть иерархичной по
   вертикали и блочной по горизонтали.  В данном случае  вертикальная
   иерархия  ГИС  отражает территориально - административную иерархию
   управления, а горизонтальная  блочность  соответствует  ресурсно -
   административной структуре управления и пользования.
       Эта же  направленность  на  управление  требует,   чтобы   вся
   информация   ГИС   ТКК  базировалась  на  официальной  отчетности,
   принятой в документообороте управления  краем.  Соответственно,  и
   форматы  ее  таблиц  максимально приближены к форматам официальной
   отчетности. Однако,   это   требование    является    минимальным.
   Оптимальным  становится  включение  всей  дополнительной  полезной
   информации.
       При таком  разнообразии  данных  огромной  проблемой,  которая
   обязательно должна быть решена архитектурно и  программно  (прежде
   всего  через  стандартные  и  специальные конверторы),  становится
   совместимость  данных.  При  этом  речь  идет  как  о   внутренней
   совместимости  блоков ГИС ТКК,  так и о ее внешней совместимости с
   остальными частями КЕГИС и других  аналогичных  ГИС.  Максимизация
   совместимости  предполагает  стремление  к  унификации информации,
   особенно перекрывающейся в разных блоках.
       Наконец, архитектура  ГИС  ТКК  должна  позволять  наращивание
   новых блоков, анализирующих, синтезирующих и имитирующих моделей и
   т.д.  То есть ТКК ГИС представляется в качестве системы, способной
   к развитию  и  модификации.  Важнейшим  видом  модификации  станет
   непрерывная   или   периодическая   адаптация   ГИС   к изменениям
   социально - экономических условий в процессе ее эксплуатации.
       Совместимость влечет  за  собой  требование вложенности,  т.е.
   соблюдение такого принципа, когда любой менее крупный объект с его
   набором  информации  целиком  входит  в  структуру  более крупного
   объекта и,  наоборот,  когда любой более  крупный  объект  целиком
   состоит  из  суммы более мелких объектов.  Этот принцип касается и
   картографического обеспечения ГИС.

 

           2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИС "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
        КОМПЛЕКСНЫЙ КАДАСТР ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

 

       Состав и структура информации,  вкладываемой в ГИС,  полностью
   определяется целями ГИС. В данном случае - это принятие решений по
   природопользованию,  которые должны базироваться на информационных
   массивах,  приведенных в табл.  2.1.  Как  показывает  табл.  2.1,
   информация,   необходимая  для  работы  ГИС,  имеет  очень  разный
   характер,  различную  детальность  и  происхождение,   не   всегда
   упорядочена.   Последнее   особенно   касается   экономической   и
   социальной информации.
       Различна также  детализация  (подробность) информации.  Это во
   многом  связано  с  ее  топологической  локализацией,   т.е.   чем
   конкретнее  и  мельче  по  территориальным размерам информационный
   объект, тем, как правило, детальнее он описан (табл. 2.2). Однако,
   при переходе с одного территориального уровня на другой происходит
   не только генерализация (движение  снизу  вверх)  или  детализация
   (сверху вниз) информации. Меняется ее набор.
       Территориальные размеры информационных объектов  являются  для
   ГИС важнейшей характеристикой,  т.к. главное отличие ГИС от других
   информационных  систем  заключается  в  жесткой   пространственной
   привязке  всей  информации,  т.е.  в  ГИС вся информация полностью
   "посажена" на карты.  Масштаб карты в значительной мере определяет
   детальность информации.  В  то же время ГИС вынуждена использовать
   совершенно некартографичную информацию,  наиболее выражено это для
   общекраевых и федеральных законодательных актов.
       Все типы информации образованы  в  виде  как  валовых,  так  и
   удельных показателей.

 

                  Информация, ее источники и владельцы

 

                                                         Таблица 2.1.
   +------------------------------------------------------------------------+
   ¦        Тип информации        ¦Источник информации ¦Держатель информации¦
   +------------------------------+--------------------+--------------------¦
   ¦1. Природные сведения о       ¦                    ¦                    ¦
   ¦ресурсе -                     ¦инвентаризационно - ¦специально          ¦
   ¦1.1. пользовательские         ¦съемочные           ¦уполномоченные      ¦
   ¦свойства (тип, структура,     ¦организации:        ¦органы: геолком,    ¦
   ¦запас, концентрация,          ¦геологические;      ¦земельный комитет,  ¦
   ¦расположение, бонитет и т.п.);¦земле -, лесо - и   ¦управления лесами и ¦
   ¦1.2. охрана (потребность,     ¦охотоустроительные  ¦охотничьим          ¦
   ¦основные виды ресурсного      ¦экспедиции,         ¦хозяйством, крайком ¦
   ¦ущерба, возможность охраны,   ¦гидрометеослужба и  ¦природы и др.       ¦
   ¦тип охраны, максимальная      ¦т.д.                ¦                    ¦
   ¦нагрузка и др.)               ¦                    ¦                    ¦
   ¦1.3. воспроизводство (степень ¦                    ¦                    ¦
   ¦естественной восстановимости, ¦                    ¦                    ¦
   ¦меры восстановления или       ¦                    ¦                    ¦
   ¦замены)                       ¦                    ¦                    ¦
   +------------------------------+--------------------+--------------------¦
   ¦2. Правовые условия           ¦краевая и районная  ¦те же органы,       ¦
   ¦пользования -                 ¦администрации, в    ¦которые генерируют  ¦
   ¦2.1. юридический статус       ¦частности управление¦информацию          ¦
   ¦(собственность, владение,     ¦природными          ¦                    ¦
   ¦распоряжение, лицензионность);¦ресурсами; краевая  ¦                    ¦
   ¦2.2. законодательный статус   ¦Дума; федеральные и ¦                    ¦
   ¦(перечень прямых законов,     ¦краевые специально  ¦                    ¦
   ¦определяющих данное           ¦уполномоченные      ¦                    ¦
   ¦пользование):                 ¦органы              ¦                    ¦
   ¦2.3. административный статус  ¦                    ¦                    ¦
   ¦(органы распоряжения и        ¦                    ¦                    ¦
   ¦управления, степень           ¦                    ¦                    ¦
   ¦подчиненности и               ¦                    ¦                    ¦
   ¦самостоятельности)            ¦                    ¦                    ¦
   +------------------------------+--------------------+--------------------¦
   ¦3. Экологические условия      ¦те же организации,  ¦те же органы,       ¦
   ¦пользования -                 ¦которые             ¦которые             ¦
   ¦3.1. экологическая оценка     ¦генерируют природную¦генерируют          ¦
   ¦ресурса (степень уникальности ¦информацию о        ¦информацию          ¦
   ¦ресурса, виды экологического  ¦ресурсе, а          ¦                    ¦
   ¦ущерба, степень необходимой   ¦также крайком       ¦                    ¦
   ¦сохранности);                 ¦природы с его       ¦                    ¦
   ¦3.2. экологическая оценка     ¦местными комитетами ¦                    ¦
   ¦вмещающей ресурс экосистемы   ¦                    ¦                    ¦
   ¦(степень ее уникальности, виды¦                    ¦                    ¦
   ¦экологического ущерба, степень¦                    ¦                    ¦
   ¦необходимой сохранности);     ¦                    ¦                    ¦
   ¦3.3. экологические ограничения¦                    ¦                    ¦
   ¦на пользование ресурсом       ¦                    ¦                    ¦
   +------------------------------+--------------------+--------------------¦
   ¦4. Экономические условия      ¦информация          ¦набор владельцев    ¦
   ¦пользования -                 ¦формируется         ¦бессистемный        ¦
   ¦4.1. экономическая оценка     ¦на основе           ¦                    ¦
   ¦ресурса (цена, затраты на     ¦законодательно      ¦                    ¦
   ¦эксплуатацию, охрану и        ¦утвержденных        ¦                    ¦
   ¦воспроизводство,              ¦нормативов,         ¦                    ¦
   ¦прибыльность);                ¦но без системы      ¦                    ¦
   ¦4.2. технико - экономическая  ¦генераторов         ¦                    ¦
   ¦оценка ареала пользования     ¦                    ¦                    ¦
   ¦(обеспеченность трудовыми     ¦                    ¦                    ¦
   ¦ресурсами, наличие            ¦                    ¦                    ¦
   ¦комплексирующих производств,  ¦                    ¦                    ¦
   ¦развитость инфраструктуры,    ¦                    ¦                    ¦
   ¦необходимость в непрямых      ¦                    ¦                    ¦
   ¦затратах, возможность         ¦                    ¦                    ¦
   ¦кооперации и комплексирования ¦                    ¦                    ¦
   ¦с другими отраслями)          ¦                    ¦                    ¦
   +------------------------------+--------------------+--------------------¦
   ¦5. Социальные условия         ¦информация хаотична ¦набор владельцев    ¦
   ¦пользования -                 ¦                    ¦бессистемный        ¦
   ¦5.1. социальные последствия   ¦                    ¦                    ¦
   ¦пользования;                  ¦                    ¦                    ¦
   ¦5.2. социальные ограничения на¦                    ¦                    ¦
   ¦пользование и обязательные    ¦                    ¦                    ¦
   ¦социальные меры               ¦                    ¦                    ¦
   +------------------------------------------------------------------------+

 

                       Характеристика информации

 

                                                         Таблица 2.2.
   +--------------------------------------------------------------------------------+
   ¦    Тип      ¦  Территориальная   ¦  Детальность  ¦   Периодичность    ¦Картогра¦
   ¦информации   ¦   характеристика   ¦  информации   ¦   генерирования    ¦фичность¦
   ¦             ¦     информации     ¦               ¦     информации     ¦        ¦
   +-------------+--------------------+---------------+--------------------+--------¦
   ¦Природные    ¦площадная: сплошная ¦максимальная,  ¦первичная - при     ¦полная  ¦
   ¦сведения о   ¦(земля, лес),       ¦зависит от     ¦очередных           ¦        ¦
   ¦ресурсе      ¦ареальная           ¦масштаба съемки¦инвентаризациях (1  ¦        ¦
   ¦             ¦(месторождения) и   ¦- 1:1000 - 5000¦раз в 10 - 20 лет); ¦        ¦
   ¦             ¦точечная            ¦по земле,      ¦агрегированная      ¦        ¦
   ¦             ¦(минеральные        ¦мельче - до    ¦(учеты) - ежегодно  ¦        ¦
   ¦             ¦источники)          ¦1:50000 по лесу¦или 1 раз в 5 лет   ¦        ¦
   ¦             ¦                    ¦и геологии     ¦                    ¦        ¦
   +-------------+--------------------+---------------+--------------------+--------¦
   ¦Правовые     ¦распространяется на ¦не фиксирована ¦не фиксирована      ¦слабая  ¦
   ¦условия      ¦территорию края или ¦               ¦                    ¦        ¦
   ¦пользования  ¦района в  целом либо¦               ¦                    ¦        ¦
   ¦             ¦пообъектная (на     ¦               ¦                    ¦        ¦
   ¦             ¦основе              ¦               ¦                    ¦        ¦
   ¦             ¦специализированных  ¦               ¦                    ¦        ¦
   ¦             ¦нормативных актов   ¦               ¦                    ¦        ¦
   ¦             ¦или лицензионных    ¦               ¦                    ¦        ¦
   ¦             ¦договоров)          ¦               ¦                    ¦        ¦
   +-------------+--------------------+---------------+--------------------+--------¦
   ¦Экологические¦площадная и/или     ¦максимальная   ¦первичная непрерывна¦полная  ¦
   ¦условия      ¦пообъектная         ¦               ¦при мониторинге и   ¦        ¦
   ¦пользования  ¦(точечная)          ¦               ¦периодичная при     ¦        ¦
   ¦             ¦                    ¦               ¦паспортизации       ¦        ¦
   +-------------+--------------------+---------------+--------------------+--------¦
   ¦Экономические¦пообъектная, при    ¦по объектам -  ¦периодическая:      ¦полная  ¦
   ¦условия      ¦учетах - площадная  ¦набор          ¦поквартальная,      ¦        ¦
   ¦пользования  ¦                    ¦показателей,   ¦полугодовая,        ¦        ¦
   ¦             ¦                    ¦при сводках -  ¦ежегодная           ¦        ¦
   ¦             ¦                    ¦генерализован. ¦                    ¦        ¦
   +-------------+--------------------+---------------+--------------------+--------¦
   ¦Социальные   ¦пообъектная         ¦не фиксирована ¦при госучетах -     ¦полная  ¦
   ¦условия      ¦                    ¦               ¦периодическая, при  ¦        ¦
   ¦пользования  ¦                    ¦               ¦опросах - любая     ¦        ¦
   +--------------------------------------------------------------------------------+
       ГИС базируется  на  официально  принятой  системе  информации.
   Могут быть введены в нее дополнительные показатели,  но они должны
   быть:  а) системными,  охватывающими всю территорию  края;  б)  по
   возможности общеупотребительными.
       Все сказанное об  информации  может  определить  ее  иерархию,
   выстроенную по названным в табл. 2.1 и 2.2 блокам. Однако, в связи
   с большим  объемом  и  разнообразием,   целесообразнее   природные
   сведения  о  ресурсах  разбить на принятые в практике учетов более
   специализированные блоки.  В связи  с  тем,  что  практически  вся
   картографическая  и  значительная  часть  экономической информации
   также являются конкретно специализированными,  то ее целесообразно
   включить  в соответствующие специализированные блоки и не выделять
   отдельно.
       Таким образом, предлагается следующая горизонтальная структура
   ГИС:*1
       1. Общегеографическая группа блоков.
       1.1. Административно - территориальное деление края и районов.
       1.2. Физико - географические    условия    природопользования:
   рельеф и климатические параметры.
       1.3. Экономико - географические ресурсы (общая экономика).

 

       --------------------------------
       *1 Подблоки 1.1,  1.2,  4.1  и  5.1  не  имеют  экономического
   подблока.

 

       2. Природно - ресурсная группа блоков *2
       2.1. Земельные ресурсы всей территории края.
       2.2. Водные ресурсы.
       2.3. Лесные ресурсы всех владельцев леса.
       2.4. Недревесные растительные ресурсы всей территории края.
       2.5. Ресурсы диких животных.
       2.6. Биологические ресурсы морского шельфа и пресных вод.
       2.7. Минеральные ресурсы (по видам).
       2.8. Топливно - энергетические ресурсы.

 

       --------------------------------
       *2 Во все блоки 2-й группы,  а также в блоки 5.2,  5.3  и  5.4
   включаются подблоки фактического пользования за последние 3 года.

 

       3. Экологическая группа блоков.
       3.1. Состояние  окружающей  природной   среды   (по   принятым
   параметрам  государственной  отчетности).  Нормативы загрязнения и
   сравнение с ними фактической ситуации.  Нарушенность среды.  Ущерб
   от нарушений.
       3.2. Охраняемые природные территории.
       3.3. Опасные природные явления.
       3.4. Антропогенные катастрофы и опасные антропогенные очаги.
       3.5. Экологические ограничения на хозяйственную деятельность.
       4. Правовая группа блоков.
       4.1. Юридическая   основа:   законы   и  подзаконные  акты  по
   природопользованию - федеральные, краевые, районные.
       4.2. Нормативы пользования.
       5. Социальная группа блоков.
       5.1. Население:   численность,   структура,  включая  трудовые
   ресурсы и условия занятости.
       5.2. Аборигенное   население:   численность,   структура,  род
   занятий. Сеть территорий традиционного природопользования.
       5.3. Рекреация:    потребность,    возможности,    размещение,
   нормативы, фактическое пользование.
       5.4. Сеть   санитарно - гигиенических  объектов:  потребность,
   возможности, размещение, нормативы, фактическое пользование.
       5.5. Социальные ограничения на хозяйственную деятельность.
       Во всех блоках и подблоках приводятся как количественные,  так
   и качественные характеристики.
       Вертикальная иерархия  ГИС  достаточно  проста   и   очевидна,
   определяется тем,  что основными потребителями ГИС на данном этапе
   будут работники  управления  краевого  уровня.*  Поэтому   верхний
   уровень - край,  нижний - первичная информационная единица. Нижний
   уровень определяется из сложившейся практики  управления  краевого
   уровня  и  равен  примерно  территориальной единице размерностью в
   1000-10000 га (10- 100 кв.  км). Первичные информационные единицы,
   принятые исходя из такой размерности, показаны в табл. 2.3.

 

       -------------------------------
       * В дальнейшем возможно объединение всего информационного поля
   России   и   выход   в  международную  сеть.  Это  может  изменить
   представление об основных пользователях.

 

            Первичные информационные единицы, принятые в ГИС

 

                                                         Таблица 2.3.
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦       Название блока         ¦       Первичная единица         ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦1.1. Административно -        ¦низшее муниципальное             ¦
   ¦территориальное деление       ¦подразделение                    ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦1.2. Физико - географические  ¦определяется масштабом карт      ¦
   ¦условия природопользования    ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦1.3. Экономико -              ¦хозяйственные объекты с          ¦
   ¦географические ресурсы        ¦самостоятельным балансом         ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.1. Земельные ресурсы        ¦категории земель                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.2. Водные ресурсы           ¦река, ручей, водоем, минеральный ¦
   ¦                              ¦источник, месторождение подземных¦
   ¦                              ¦вод, болотный массив             ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.3. Лесные ресурсы           ¦в эксплуатируемых лесах -        ¦
   ¦                              ¦квартал, в резервных -           ¦
   ¦                              ¦хозяйственная часть              ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.4. Недревесные растительные ¦урочище                          ¦
   ¦ресурсы                       ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.5. Ресурсы диких животных   ¦стадо, стая, популяция           ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.6. Биологические ресурсы    ¦тоже                             ¦
   ¦морского шельфа и пресных вод ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.7. Минеральные ресурсы      ¦ресурсы с Р1 и выше              ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦2.8. Топливно - энергетические¦ресурсы с Р1 и выше              ¦
   ¦ресурсы                       ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦3.1. Состояние окружающей     ¦любая из перечисленных выше      ¦
   ¦природной среды               ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦3.2. Охраняемые природные     ¦охраняемый объект                ¦
   ¦территории                    ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦3.3. Опасные природные явления¦природный объект                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦3.4. Антропогенные катастрофы ¦хозяйственный объект             ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦3.5. Экологические ограничения¦любая из перечисленных выше      ¦
   ¦на хозяйственную деятельность ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦4.1. Юридическая основа       ¦регулируемый объект              ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦4.2. Нормативы пользования    ¦тоже                             ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦5.1. Население                ¦населенный пункт                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦5.2. Аборигенное население    ¦населенный пункт, ТТП            ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦5.3. Рекреация                ¦рекреационный объект             ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦5.4. Сеть санитарно -         ¦санитарно - гигиенический объект ¦
   ¦гигиенических территорий      ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------¦
   ¦5.5. Социальные ограничения на¦хозяйственный объект             ¦
   ¦хозяйственную деятельность    ¦                                 ¦
   +----------------------------------------------------------------+
       Полная вертикальная   иерархия   ГИС   сверху   вниз  выглядит
   следующим образом:
       1-й (верхний) уровень - край;
       2-й уровень - район;
       3-й уровень    -   природопользовательское   предприятие   или
   организация, имеющие самостоятельный баланс;
       4-й уровень - подразделение предприятия или организации;
       5-й (нижний) уровень - низшая  единица,  приведенная  в  табл.
   2.3.
       Очевидно, что  в  некоторых  блоках  отдельные  уровни   могут
   слиться между собой и вертикальная иерархия будет усеченной.
       Информация по важнейшим видам природных  ресурсов  должна  или
   может  быть  представлена  в  форме  кадастров.  Кадастр  является
   пообъектной   формой   систематизации   информации,   которая   не
   охватывает  все разнообразие данных о природных средах и явлениях,
   но  которая  позволяет  организовать  ее   наиболее   существенную
   фактическую  и  оценочную  части,  необходимые  для хозяйственного
   использования.
       Ранг государственных  массивов  систематизированной информации
   имеют земельный,  водный,  лесной кадастры и кадастр месторождений
   полезных  ископаемых.  Биологические  ресурсы  территории  в целом
   должны иметь формализованную характеристику в общих флористических
   и  фаунистических  кадастрах,  составными частями которых являются
   кадастры  промысловых  биологических   ресурсов.   Энергетические,
   ландшафтные  ресурсы  и  ресурсы  атмосферы пока не имеют принятой
   кадастровой формы информации.
       В качестве   дополнительных  единиц  (параллельная  вертикаль)
   могут быть введены различные  единицы  районирования.  Оно  должны
   быть  не  чисто природным,  а природнохозяйственным,  обязательным
   условием которого  является  цельная  вложенность  территориальных
   единиц основной вертикали.

 

          3. КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИС "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
        КОМПЛЕКСНЫЙ КАДАСТР ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

 

       Картографическое обеспечение  должно   гарантировать   решение
   одной  из  важнейших  задач  ГИС  -  пространственное  объединение
   данных.   В   отличие   от   данных,    поддерживаемых    обычными
   информационными системами,  географические данные несут информацию
   о положении, топологических связях и признаках отдельных объектов.
   Топологические  и  пространственные  аспекты обрабатываемых данных
   резко отличают ГИС от других систем.
       Картографическое  обеспечение    ГИС     представляет    собой
   специальным  образом  структурированную  цифровую   информацию   о
   местности   (регионе),   представленную   в  определенном  виде  с
   технологиями управления  и  манипулирования.  Такое  представление
   является  цифровой моделью местности.  Цифровая модель местности в
   общем  представлении  образует  модель   территории,   позволяющую
   поддерживать информацию о любом географическом объекте, обладающем
   пространственно - временными  и  содержательными  (семантическими)
   характеристиками.
       Источником информации о  цифровой  модели  местности  являются
   государственные   топографические   карты   различных   масштабов,
   тематические карты различного назначения,  материалы космических и
   аэрофотографических   съемок,  материалы  геодезических  съемок  с
   соответствующими технологиями по их применению.
       По видам  представления  цифровой  картографической информации
   выделяются векторный и растровый способы представления. Основным в
   ГИС ТКК принимается векторный способ представления цифровой модели
   местности,  как  способ  наиболее  полно  реализующий  возможности
   справочно - информационной  и  моделирующей функций географической
   информационной системы.  Дополнительным (вспомогательным) способом
   представления  цифровой  картографической  информации  принимается
   растровый  способ,  требующий  специальных  знаний  и   опыта   по
   интерпретации или использованию данных.
       Таким образом,  основным видом  картографического  обеспечения
   ГИС  ТКК Хабаровского края,  разрабатываемой на 1-м этапе создания
   ГИС ОГВ,  является цифровая  модель  местности,  представленная  в
   векторном   виде,   сформированная   на   основе   государственных
   топографических  карт  масштаба  1:200000.  При  этом  полнота   и
   содержание  сформированной цифровой модели местности соответствует
   требованиям к исходным топографическим  картам.  Стандартизация  и
   унификация данных  поддерживается путем применения государственных
   стандартов и классификаторов.
       Дальнейшее развитие    картографического   обеспечения   будет
   происходить по пути:
       - создания   цифровых   моделей   местности  более  подробного
   содержания (применения более крупных масштабов карт);
       - создания    цифровой   исходной   картографической   основы,
   представленной  в  растровом  виде,  по   результатам   материалов
   дистанционного  зондирования  (космо -,  аэро -,  тепло -  и  иные
   съемки и их результаты);
       - комплексной   интерпретации  информации  различных  способов
   представления и формирования тематических (прикладных) данных.
       Учитывая  современное   состояние    сбора    картографической
   информации,  а также оценивая возможности ее применения, на данном
   этапе   создания   ГИС   Хабаровского   края   принимается   метод
   формирования цифровой модели местности по цифровым картам масштаба
   1:200000,  созданным  в  свою  очередь  по  топографическим картам
   соответствующего масштаба.  На  этапе  первоначального  накопления
   информации принимается   допустимым   использование  данного  вида
   обеспечения (необходимо иметь в  виду  что  степень  достоверности
   модели   местности   определяется   временем   созданием   карты).
   Достоверность, а следовательно, ценность и эффективность ГИС будет
   определяться   актуальностью   представленных   в  ней  данных.  В
   соответствии  с  этим  для  полноценного   функционирования   ГИС,
   одновременно  с  решением  вопроса  начального наполнения цифровой
   моделью местности,  должны разрабатываться вопросы редактирования,
   обновления данных.  Особо должна решаться проблема увязки (сводки)
   границ между объектами.
       При дальнейшем  функционировании  ГИС,  для  картографического
   обеспечения,  приоритетными  должны  быть   технологии   обработки
   материалов  дистанционного  зондирования с формированием требуемой
   цифровой модели местности,  как наиболее оперативные и  актуальные
   технологии.  Использование  уже  существующих топографических карт
   должно рассматриваться как неизбежное  применение  при  отсутствии
   других возможностей.
       Картографическое обеспечение ГИС должно  включать  стандартные
   средства, определяющие базовые параметры моделирования территории,
   такие как системы координат,  параметры референц - эллипсоида, тип
   картографической    проекции.    Эти    основные   параметры   для
   разрабатываемой ГИС должны приниматься в соответствии с  принятыми
   для  государственного  использования  в  РФ.  При  этом ГИС должна
   содержать средства,  позволяющие переходить к  моделям  с  другими
   параметрами   для   решения  задач,  в  которых  целесообразно  их
   применение.
       Учитывая  возможное   разнообразие    исходных    тематических
   картографических     материалов,     подготовленных     различными
   организациями,   в  рамках  картографического  обеспечения  должна
   функционировать система  входного  контроля  поступающей  цифровой
   тематической картографической информации на предмет координатного,
   семантического,  логического контроля данных,  оценки их возможной
   совместимости,   достоверности,   актуальности.   Данные   функции
   предпочтительно выполнять организационной структуре, ответственной
   за  ведение базы данных цифровой картографической основы (цифровой
   модели     территории)     Дальневосточному     аэрогеодезическому
   предприятию.

 

                 4. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

 

               4.1. Требования к программному обеспечению

 

       Этот раздел достаточно подробно изложен в подразделе 4.3 новой
   редакции  "Технического  задания  ГИС   ТКК   ПР"   и   дальнейшая
   детализация  функций  и задач этой группы программного обеспечения
   потребуется на следующих стадиях разработки ГИС.  Здесь излагаются
   лишь принципиальные моменты.
       В  соответствии  с   техническими   требованиями   программное
   обеспечение ГИС состоит из:
       - системного программного обеспечения;
       - прикладного программного обеспечения.
       Системное программное обеспечение включает в себя:
       - операционные системы UNIX, DOS, Windows, Win NT;
       - сетевое программное обеспечение;
       - средства контроля и диагностики подсистем и системы в целом;
       - средства санкционированного доступа к системе.
       Прикладное  программное   обеспечение    включает    в    себя
   ГИС - оболочку,  предназначенную для создания и редактирования баз
   данных,  экспорта, импорта, хранения, обработки, пространственного
   анализа  данных,  документирования  и  выдачи  информации.  Первая
   очередь  ГИС  ТКК ориентируется на использование как более сложных
   пакетов ARC/INFO (сетевой вариант) и ArcView 3.0 или  MapInfo  4.0
   для  Windows  в целом для системы,  так и более простых,  например
   GeoDro, для отдельных блоков или операций.
       1. Необходимость  постоянной актуализации множества отраслевых
   фрагментов ГИС ТКК обусловливает обязательность разработки средств
   поддержки  базового  уровня,  основываясь  на  предположении,  что
   далеко не все организации,  обеспечивающие  поддержку  ГИС,  могут
   использовать   в   своей   работе  дорогостоящие  инструментальные
   средства ARC/INFO. Данная разработка включает в себя:
       - русско - язычную     оболочку    (дружественный   интерфейс)
   поддержки локальных баз данных, единую для всех отраслевых БД;
       - подсистему   санкционирования   доступа   по  иерархии  прав
   доступа;
       - подсистему  автономного  ввода и контроля,  а также вывода и
   документирования состояния системы (в т.ч.  фиксирование  доступа,
   попыток доступа к системе);
       - подсистему документирования выходных материалов  по  запросу
   пользователя (генератор отчетов).
       Данная пользовательская оболочка должна обеспечивать:
       - единство  форматов  данных,  содержащихся как в объединенной
   ГИС,  установленной в администрации края,  так и в  ее  отраслевых
   фрагментах, поддерживаемых отраслевыми структурами, предприятиями;
       - гибкую настройку на новые виды информации, включая генерацию
   новых  структур  БД,  их  описание и установление связей с другими
   данными и классификаторами;
       - широкие  возможности  экспорта  информации в другие системы,
   используемые   в   практике   работ   различными    предприятиями,


Информация по документу
Читайте также