Расширенный поиск
Постановление Правительства Хабаровского края от 18.12.2006 № 196-прПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 196-пр от 18 декабря 2006 г. О состоянии и перспективах развития промышленного производства в Хабаровском крае Промышленное производство, включающее виды деятельности: производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; химическое производство; текстильное и швейное производство, занимает значительное место в экономике Хабаровского края. Его удельный вес в 2005 году составил 32,9 процента в промышленном производстве края, доля налоговых платежей соответственно - 19,8 процента. Численность работающих на промышленных предприятиях, подведомственных министерству промышленности, транспорта и связи края, на 01 июля 2006 г. составляла 49 407 человек, или 37,6 процента от всех занятых в промышленном производстве края. По накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу ведущими в крае являются предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Доля продукции, выпускаемой предприятиями ОПК, в промышленном производстве края составляла 35 процентов в 2003 году и 20 процентов в 2005 году. В рассматриваемых видах промышленного производства на предприятиях ОПК в 2005 году производилось около 60 процентов продукции. С 2004 года практически прекратилось производство продукции на экспорт в авиастроительном объединении г. Комсомольска-на-Амуре, вследствие чего произошел обвал промышленного производства и платежей в бюджет края. Ожидаемый в 2006 году выпуск продукции на ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" составит около 35 процентов к уровню 2003 года. Принимаются меры по формированию на предприятиях ОПК производственных программ за счет выпуска гражданской продукции, перепрофилированию части производственных мощностей под эти цели. Выпуск гражданской продукции за последние пять лет на предприятиях ОПК увеличился в 2 раза и составил в 2005 году 12,5 процента от общего выпуска. В последние годы на предприятиях ОПК края наблюдается рост государственного оборонного заказа. С 2003 по 2006 год он увеличился в 2 раза, однако его абсолютная величина продолжает оставаться крайне низкой. Среди промышленных предприятий, выпускающих гражданскую продукцию, основной удельный вес приходится на металлургическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Динамичное развитие в последние годы ОАО "Амурметалл" позволило поднять удельный вес металлургического производства в рассматриваемом промышленном производстве с 10,6 процента в 2003 году до 28,9 процента, ожидаемых в 2006 году. Стабильно работают и развиваются такие предприятия, как ОАО "Дальэнергомаш", ОАО "Амурский кабельный завод", МУП "Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования" и ряд других. Химическое, а также текстильное и швейное производство имеют незначительный удельный вес (соответственно 4,22 и 0,82 процента). Химическое производство в основном сохраняет свой уровень в течение последних 3-х лет за счет стабильной работы ОАО "Дальхимфарм" и ОАО "Дальтехгаз". Значительного роста здесь пока не удается достигнуть по причине высокой себестоимости выпускаемой фармацевтической продукции, вызванной отдаленностью от основных рынков сырья и сбыта, высокой стоимостью импортного сырья, с одной стороны, и наводнением дальневосточного рынка импортными лекарствами, с другой. Текстильное и швейное производство после обвального падения в 2004 году удерживает свои объемы на одном уровне. Данный вид промышленного производства сохраняется в основном за счет развития малых предпринимательских структур, занимающихся изготовлением швейных изделий. Промышленные предприятия стараются использовать все свои возможности для модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий. В 2006 году на эти цели будет направлено более 5 млрд. рублей, примерно такая же сумма запланирована на 2007 год. Продолжается освоение программ комплексной модернизации производства и освоения новых видов продукции, рассчитанных до 2010 года, в открытых акционерных обществах "Амурметалл", "Амурский судостроительный завод", "Амурский кабельный завод", "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина", "Дальэнергомаш", муниципальном унитарном предприятии "Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования". Принимаемые меры позволили поднять престиж и конкурентоспособность продукции и самих предприятий, несколько стабилизировать показатели работы. Вместе с тем ситуация в промышленном производстве остается сложной, а на отдельных предприятиях - критической. Несмотря на некоторые позитивные тенденции в начале 2000-х годов, остается тяжелым финансовое состояние большинства предприятий. Число прибыльных предприятий и сумма получаемой балансовой прибыли сокращаются. Кредиторская задолженность подведомственных предприятий в 2005 году составила 27 270,2 млн. рублей и в 1,8 раза превысила дебиторскую. Многие предприятия по-прежнему имеют задолженность в бюджеты всех уровней, накопившуюся в прошлые годы из-за несвоевременных расчетов федерального бюджета за выполненный государственный заказ. Около 50 процентов предприятий, получивших право на реструктуризацию имеющейся задолженности, лишились этого права. Большинство предприятий обременены излишними основными производственными и непроизводственными фондами, земельными массивами, содержание которых, учитывая налоги, ложится тяжелым бременем на их финансовое состояние и на себестоимость выпускаемой продукции. Недостаточное внимание уделяется своевременной реструктуризации предприятий, приведению их структуры в соответствие с имеющейся загрузкой. В новых условиях медленно перестраивают работу маркетинговые службы отдельных предприятий. Не везде осуществляется комплексный подход к решению кадровых вопросов, особенно закреплению кадров на предприятиях. В целях сохранения и развития положительных тенденций, мобилизации усилий на развитие промышленного производства в Хабаровском крае Правительство края постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития промышленного производства в Хабаровском крае на 2007 - 2010 годы (далее также - Концепция). 2. Министерству промышленности, транспорта и связи края (Зражевский С.А.): 2.1. Совместно с министерствами края, промышленными предприятиями края руководствоваться Концепцией при разработке прогнозов развития промышленности края, обеспечить выполнение основных экономических параметров, заложенных в Концепции. 2.2. Продолжить работу: 2.2.1. С федеральными органами исполнительной власти по ежегодному увеличению государственного заказа не менее чем на 20 процентов. 2.2.2. С федеральным государственным унитарным предприятием "Рособоронэкспорт" по увеличению объемов производства экспортной продукции на предприятиях ОПК края. 2.2.3. По оказанию содействия предприятиям, выпускающим оборонную продукцию, в обеспечении своевременного финансирования государственного оборонного заказа или конверсионных программ. 2.3. Совместно с руководством предприятий проработать в Министерстве обороны Российской Федерации вопрос о заключении долгосрочных контрактов на строительство, ремонт и модернизацию самолетов СУ-27 на ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" и подводных лодок на ОАО "Амурский судостроительный завод". 2.4. Оказать содействие металлургическому комплексу края в реализации программы перспективного развития, предполагающей к 2010 году доведение объемов производства металлопродукции до 2 млн. тонн в год, увеличение доли готовой продукции, в том числе для внутреннего рынка. 2.5. В целях дополнительной загрузки производственных мощностей промышленных предприятий проработать меры для создания условий по максимальному размещению на промышленных предприятиях Хабаровского края краевого государственного заказа, муниципальных заказов, заказов внутрикраевой производственной кооперации. Срок - 2007 - 2008 годы. 2.6. Совместно с министерством имущественных отношений края (Чиханацкий С.А.): 2.6.1. Завершить работу по реструктуризации судостроительного и судоремонтного комплексов г. Николаевска-на-Амуре и г. Советская Гавань, принять меры по эффективной загрузке созданных на их базе предприятий. Срок - 2007 год. 2.6.2. Обеспечить возобновление производства на базе имущественного комплекса завода "Дальдизель", определить программу дальнейшего его развития. Срок - 2007 год. 2.7. Совместно с руководителями соответствующих предприятий в течение 2007 - 2008 годов проработать в Федеральном агентстве по промышленности и Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом перспективу приватизации предприятий ОПК, являющихся в настоящее время федеральными государственными предприятиями, подготовить предложения по их вхождению в вертикально интегрированные или корпоративные структуры. 2.8. Совместно с министерством образования края (Обухова Л.Ф.), руководителями промышленных предприятий края разработать комплекс мер по подготовке и обеспечению кадрами промышленных предприятий края на 2008 - 2010 годы и представить на утверждение в Правительство края. Срок - июль 2007 г. 2.9. Совместно с министерством экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.), руководителями предприятий: 2.9.1. Активизировать работу по подготовке и продвижению инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение производств и выпуск новой конкурентоспособной продукции на предприятиях, курируемых министерством промышленности, транспорта и связи края, по поиску инвесторов для реализации эффективных инвестиционных и инновационных проектов. 2.9.2. Разработать и представить на утверждение в Правительство края мероприятия по реализации Концепции развития промышленного производства в Хабаровском крае на 2007 - 2010 годы. Срок - первое полугодие 2007 г. 3. Министерству промышленности, транспорта и связи края совместно с министерством экономического развития и внешних связей края, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Хабаровского края и Законодательной Думы Хабаровского края: 3.1. Продолжить работу в законодательных и исполнительных органах Российской Федерации по совершенствованию нормативно-правовой базы по ограничению вывоза лома черных и цветных металлов за пределы Российской Федерации. 3.2. Продолжить работу в Правительстве Российской Федерации по снижению таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (вплоть до нулевых значений) по ввозимым на территорию Российской Федерации судовым комплектующим и технологическому оборудованию, не имеющим отечественных аналогов. 3.3. В связи с разработкой Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации комплексной программы создания и освоения серийного выпуска технико-технологических средств разведки и промышленного освоения нефтегазовых месторождений на акватории морского шельфа (поручение Аппарата Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N СН-П9-6596) провести работу с соответствующими федеральными структурами по участию промышленных предприятий края в предусмотренных программой мероприятиях. 4. Министерству промышленности, транспорта и связи края, министерству природных ресурсов края (Почеревин Г.Е.), министерству экономического развития и внешних связей края продолжить работу в федеральных органах исполнительной власти по принятию Постановления Правительства Российской Федерации "О создании механизмов стимулирования развития строительства современного рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях". 5. Рекомендовать руководителям промышленных предприятий края при разработке программ повышения эффективности работы и реформирования предприятий руководствоваться приоритетными направлениями, указанными в Концепции, и Основными направлениями повышения конкурентоспособности и освоения новых видов продукции в промышленном комплексе Хабаровского края на 2005 - 2007 годы, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 10 июня 2005 г. N 70-пр "О работе промышленных предприятий края по повышению конкурентоспособности и освоению новых видов продукции". 6. Главам муниципальных образований края руководствоваться Концепцией при разработке программ и прогнозов развития соответствующих территорий. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра промышленности, транспорта и связи края Зражевского С.А. Срок контроля до 01 февраля 2011 г. с ежегодным преставлением информации до 01 февраля года, следующего за отчетным. Губернатор, Председатель Правительства края В.И.Ишаев ОДОБРЕНА Постановлением Правительства края от 18 декабря 2006 г. N 196-пр КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2007 - 2010 ГОДЫ 1. Введение Настоящая Концепция рассматривает виды промышленного производства, подведомственные министерству промышленности, транспорта и связи Хабаровского края (далее - край), и охватывает виды деятельности: производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; химическое производство, текстильное и швейное производство. В процессе проведения экономических реформ в промышленности края произошли значительные изменения. Этот период можно условно разделить на три этапа развития. Первый этап (1993 - 1997 гг.) характеризуется обвальным сокращением производства и экономической активности, снижением капиталовложений, дезинтеграцией экономических связей хозяйственных объектов. Уровень использования среднегодовой мощности предприятиями снизился в 1997 году на 80 - 90% по основным видам продукции. Ухудшилось финансово-экономическое состояние предприятий, произошло вымывание оборотных средств и рост неплатежей, увеличился во много раз удельный вес неденежной формы расчета, и накопилась большая задолженность по выплате заработной платы и обязательным платежам. Сложное финансово-экономическое положение предприятий сильно обострило их кризисное состояние, росла доля убыточных предприятий и к концу 1997 года составила 42% от их общего количества. Второй этап (1998 - 2003 гг.) характеризуется остановкой падения производства (1998 год) и начиная с 1999 года оно в целом сохраняет и наращивает достигнутые рубежи производственной программы. В экономике промышленного производства произошли положительные сдвиги, основанные на росте платежеспособного спроса, выравнивании условий конкуренции производимой предприятиями продукции, увеличении производства продукции для нужд различных отраслей экономики края и улучшении структуры расчетов с поставщиками, налоговыми органами и работниками предприятий. Этот период характерен вхождением отдельных предприятий в вертикально интегрированные и корпоративные структуры, перераспределением собственности. И, наконец, третий этап (2004 - 2006 гг.) отличается от предыдущих тем, что происходит значительное расслоение темпов развития различных видов деятельности и отдельных предприятий. На фоне общего снижения промышленного производства, банкротства отдельных предприятий часть предприятий и видов деятельности в эти годы развивается опережающими темпами. На целом ряде предприятий, таких как ОАО "Амурский судостроительный завод", ФГУП "Хабаровский судостроительный завод" (далее - ФГУП "ХСЗ"), ОАО "Амурская ЭРА", ОАО "Амурский кабельный завод", МУП "Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования" и других, производство за этот период выросло от 132% до 10 раз. На основании сложившейся ситуации и тенденций развития промышленного производства в настоящий период разработана настоящая Концепция развития промышленного производства в Хабаровском крае на 2007 - 2010 годы (далее - Концепция). Концепция определяет приоритеты реализации промышленной политики в крае на ближайшую перспективу и является базовым документом для разработки программ и прогнозов развития рассматриваемых видов деятельности промышленного производства. 2. Состояние видов деятельности промышленного производства, подведомственных министерству промышленности, транспорта и связи края, проблемы и факторы, влияющие на его развитие 2.1. Состояние промышленного производства Промышленное производство, подведомственное министерству промышленности, транспорта и связи края, занимает значительное место в экономике края. По данным статистики, рассматриваемые виды деятельности представляют 429 предприятий, в том числе 65 крупных и средних. Их удельный вес в промышленном производстве в крае колеблется от 46% (в наиболее благоприятном 2003 году) до 32,9% (ожидаемое в 2006 году). Доля налоговых платежей в бюджет края составляет соответственно от 39,6 до 19,8% в объемах поступлений платежей в бюджет края в целом от промышленного производства. Численность работающих по состоянию на 01 июля 2006 г. составляла 49407 человек, или 37,6% от всех занятых в промышленном производстве края. Географически рассматриваемое промышленное производство располагается: в г. Комсомольске-на-Амуре - 79,8%, г. Хабаровске - 18,0%, Амурском районе - 1,7%, г. Советская Гавань - 0,3%, г. Николаевске-на-Амуре - 0,2%. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) в 2005 году занимали 60% рассматриваемого промышленного производства. Соответственно налоговые платежи в бюджет края составили 53,1%. После 1998 года наметился рост промышленного производства. Пик роста приходится на 2003 год, когда был завершен экспортный заказ на ведущем предприятии ОПК - ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" (далее - ОАО "КнААПО"). В последующий период практически прекратилось производство на экспорт на авиастроительном объединении, вследствие чего произошел обвал промышленного производства и платежей в бюджет края. В 2004 году объемы производства на этом предприятии составили 43,9% к уровню 2003 года, в 2005 году - 59,7% к уровню 2004 года, за 9 месяцев 2006 г. этот показатель составил 64,2% объемов соответствующего периода 2005 года. Вместе с тем следует отметить, что на многих других ведущих промышленных предприятиях положительная динамика производства сохраняется. Несмотря на некоторые позитивные тенденции в начале 2000 года, остается сложным финансовое состояние большинства предприятий. Число прибыльных предприятий и сумма получаемой балансовой прибыли сокращаются. Кредиторская задолженность подведомственных отраслей в 2005 году составила 27270,2 млн. рублей и в 1,8 раза превысила дебиторскую. Износ основных фондов в промышленности составляет более 50%. Производственные мощности загружены от 10 до 30%. Исключением являются ОАО "Амурский судостроительный завод", ОАО "Амурметалл" и МУП "Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования", мощности которых загружены более чем на 70%. По объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу ведущими в крае являются предприятия ОПК. Структурно они представляют четыре вида производства вооружений. Доля предприятий ОПК в промышленном производстве края составляла в 2003 году около 40%, однако в течение последних двух лет она снизилась до 18% за счет резкого сокращения производства на ОАО "КнААПО". На предприятиях ОПК в 2005 году было занято около 25% от работающих в промышленности края. С 2004 года загрузка предприятий ОПК края оставалась низкой и не обеспечивала рентабельную и ритмичную работу предприятий. Ее величина в 2005 - 2006 годах составила: в самолетостроении - около 30%, в судостроении - от 40% на ОАО "Амурский судостроительный завод" (далее - ОАО "АСЗ") до 5% на ОАО "Николаевский-на-Амуре судостроительный завод", в производстве боеприпасов и обычных вооружений - около 10%. Содержание мобилизационных мощностей, незавершенного производства, финансируемых по остаточному принципу, недопустимо низкий объем гособоронзаказа, несвоевременная его оплата в 90-е годы привели к финансовому кризису практически всех предприятий ОПК, что негативно сказывается до настоящего времени на их производственной деятельности. Несмотря на это, из всех предприятий ОПК только на ФГУП "Производственное объединение "Амурмаш" введена процедура банкротства. Остальным пока удается сохранить производственную деятельность. Необходимо отметить, что в последние годы на предприятиях ОПК края наблюдается рост государственного оборонного заказа. С 2003 по 2006 год он увеличился в 2,2 раза, однако его абсолютная величина продолжает оставаться низкой. В общих объемах производства его величина в 2006 году составила 10,8%. Правительством Российской Федерации в основном решена проблема ликвидации задолженности за ранее выполненный гособоронзаказ. В 2006 году ее имеет только ОАО "КнААПО". Однако ликвидация задолженности со стороны государства производится без учета инфляции, процентов банковских кредитов, которые предприятия вынуждены были брать из-за отсутствия финансирования госзаказа. Все это ложится на убытки предприятий. Авиастроение в крае представляет ОАО "КнААПО". Производственная деятельность этого авиационного объединения, входящего в ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (далее - ОАО "АХК "Сухой"), за последние пять лет характеризовалась крайней нестабильностью. Если загрузка мощностей авиационного объединения в 2002 - 2003 годах составляла около 50%, то к 2006 году она снизилась в 2 раза. Соответственно, уменьшились и налоговые платежи в бюджет края. Только в 2005 году из-за недостаточной загрузки производства на заводе было сокращено более трех тысяч работников. ОАО "КнААПО" наряду с ОАО "АХК "Сухой" вошло в созданное в 2006 году ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". В условиях резкого снижения объемов экспортных контрактов и при отсутствии закупок новых самолетов со стороны Министерства обороны Российской Федерации предприятие в последние 5 лет активно занимается освоением производства гражданских самолетов. Оно участвует в трех авиационных программах гражданского назначения, которые ориентированы как на внутренний, так и на внешний рынок. Это программы строительства самолетов Бе-103, Су-80 и российского регионального самолета SSJ-100 ("Сухой Суперджит - 100"). Судостроение края ориентировано на строительство надводных и подводных кораблей военного и гражданского назначения. На предприятиях сконцентрированы и сохранены современные технологии, мощный производственно-технический и кадровый потенциал. В крае действуют 3 судостроительных предприятия, на которых в 2006 году трудится 8 880 человек, или 17,9% от общего числа занятых в подведомственном министерству промышленности, транспорта и связи края промышленном производстве. С судостроением непосредственно связаны два крупных предприятия ОАО "Хабсудмаш" и ОАО "Амурская ЭРА", а также ОАО "Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения". На всех судостроительных предприятиях края в незавершенном строительстве без движения находятся заказы 90-х годов, финансирование которых либо прекратилось вообще, либо ведется в объемах, недостаточных даже на их содержание, не говоря уже о достройке. Положительная динамика производства, особенно за последние три года, объясняется резким увеличением загрузки на предприятиях ОАО "АСЗ" и ФГУП "ХСЗ". Боеприпасное производство в крае представляют ФКП "Амурский патронный завод "Вымпел" (далее - ФКП "АПЗ "Вымпел") и ФГУП "Производственное объединение "Восход". ФКП "АПЗ "Вымпел" - это одно из самых современных предприятий в Российской Федерации по выпуску боевых патронов к стрелковому оружию с технологией мирового уровня. В условиях недопустимо низкой производственной загрузки, в целях сохранения уникального производства в 2006 году было завершено реформирование завода в федеральное казенное предприятие. Это позволило стабилизировать положение предприятия, снизить социальную напряженность в г. Амурске. Однако величина гособоронзаказа продолжает оставаться на низком уровне, загрузка предприятия составляет около 10%. Одним из направлений работы по увеличению загрузки является выполнение экспортных контрактов на поставку спортивно-охотничьих патронов в США. Выпуск этих патронов в 2006 году составит свыше 60% от всего объема производства. Другое предприятие боеприпасной отрасли ФГУП "ПО "Восход" также находится в тяжелом финансово-экономическом положении, которое во многом связано с недостаточной загрузкой производственных мощностей. При этом величина гособоронзаказа едва достигает 5% от объемов производства. На заводе принимаются меры по выходу из сложившейся критической ситуации. Прекращена утилизация убыточных, нерентабельных боеприпасов. Предприятие полностью перешло на выпуск промышленных взрывчатых веществ (далее - ПВВ), которые используются в горнорудной промышленности и реализуются во всех регионах Дальнего Востока. Предприятие заканчивает освоение производства нового вида взрывчатого вещества - эмульсена - ГШ-90, который относится к новому поколению ПВВ и даст возможность увеличить объем реализации продукции. Сложное положение сохраняется на других предприятиях ОПК края. Перед предприятиями остро стоит проблема обновления основных фондов, отсутствия инвестиционных ресурсов для модернизации производств, внедрения современных технологий, обновления номенклатуры продукции. В этой ситуации основная доля инвестиций и инноваций осваивалась и продолжает осваиваться на таких крупных предприятиях, как ОАО "КнААПО" и ОАО "АСЗ". Что характерно, - это требуется, прежде всего, для выпуска современной гражданской продукции. Среди гражданских видов деятельности основной удельный вес приходится на металлургическое производство, производство машин, оборудования, электрооборудования и электронного оборудования. Динамичное развитие в последние годы ОАО "Амурметалл" позволило поднять удельный вес металлургического производства в промышленном производстве, подведомственном министерству промышленности, транспорта и связи края, с 10,6% в 2003 году до 28,9%, ожидаемых в 2006 году. Химическое производство, а также текстильное и швейное производство имеют незначительный удельный вес в рассматриваемом промышленном производстве (соответственно 4,22 и 0,82 процентов). Химическое производство в основном сохраняет уровень производства в течение последних 3-х лет за счет стабильной работы крупнейших предприятий - ОАО "Дальхимфарм", ОАО "Дальтехгаз". Значительного роста здесь пока не удается достигнуть по причине высокой себестоимости выпускаемой фармацевтической продукции, вызванной отдаленностью от основных рынков сырья и сбыта, высокой стоимостью импортного сырья, с одной стороны, и наводнением дальневосточного рынка импортными лекарствами, с другой. Текстильное и швейное производство после обвального падения в 2004 году сохраняет свои объемы на одном уровне. Этот вид деятельности сохраняется в основном за счет развития малых предпринимательских структур, занимающихся изготовлением швейных изделий. Бывшее крупнейшее предприятие легкой промышленности - ЗАО "Комсомолка" - имеет сегодня годовые объемы швейного производства около 11 млн. рублей, или 9,2% от уровня 1990 года, или 4,4% данного вида деятельности по краю, и выживает в основном за счет сдачи в аренду незадействованных в производстве площадей. Удельный вес доходов от аренды составляет около 80% в общих доходах предприятия. Примерно такая же ситуация на втором бывшем крупном швейном предприятии "Восток". Как видно из вышесказанного, экономическое положение предприятий рассматриваемых видов деятельности промышленного производства остается нестабильным. Для поступательного развития требуется проведение целенаправленной промышленной политики на краевом и федеральном уровнях. Кроме этого, в промышленном производстве развиваются разнонаправленные качественные процессы, имеющие значение для развития предприятий в ближайшие годы. В этот период в основном урегулированы долги большинства предприятий перед бюджетами различного уровня. Более 60% крупных и средних предприятий вошли в процесс реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Однако по состоянию на 01 июля 2006 г. уже около 44% из числа вошедших в реструктуризацию лишились этого права по различным причинам. Продолжается процесс банкротства промышленных предприятий, однако в основном он носит управляемый и скоординированный характер, являясь одним из механизмов смены собственников и повышения эффективности работы предприятий. Ряд предприятий завершил структурную реорганизацию производства. Однако перед большинством предприятий стоит проблема выделения эффективной части производства, реализации излишнего имущества. Продолжается процесс смены собственников и укрупнения пакетов акций промышленных предприятий. По состоянию на 01 октября 2006 г. из 65 крупных и средних предприятий 9 (12,8%) являются государственными, 2 (3%) - находятся в краевой собственности, 2 (3%) - относятся к муниципальной собственности, 1 (1,5%) - находится в смешанной краевой и муниципальной собственности (50 x 50%), 2 (3%) - имеют смешанную форму собственности с долей края и частного капитала, 6 (9,2%) - имеют смешанную форму собственности с долей государства и остальные 43 (66%) - являются частными. За последние 5 лет сменились собственники таких предприятий, как ОАО "Амурметалл", ОАО "Дальэнергомаш", ОАО "Амурский кабельный завод", ООО "Амурлитмаш", МУП "Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования", ОАО "Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод" и целого ряда других промышленных предприятий. Как правило, это происходило одновременно с укрупнением пакетов акций или долей уставного капитала. Осуществляется развитие кооперационных связей как на краевом, так и на межрегиональном уровнях. Промышленное производство, осуществляемое за счет развития внутрикраевой промышленной кооперации, за последние 3 года увеличилось в 1,8 раза. В вертикально интегрированные структуры входят сегодня 6 промышленных предприятий, или 9% от числа крупных и средних. 2.2. Основные проблемы и факторы, влияющие на развитие промышленного производства Анализ состояния и сложившейся тенденции развития промышленного производства позволяет выделить основные проблемы, характерные для всех видов деятельности. Их можно разделить на внешние - нерегулируемые на региональном уровне, и внутренние - региональные и проблемы непосредственно предприятий. К внешним проблемам можно отнести: - отсутствие единой промышленной политики государства и связанной с этим стратегической ориентации видов деятельности и предприятий, в том числе предприятий ОПК; - несовершенная налоговая политика; - неэффективный кредитный механизм (дорогие кредиты, отсутствие долгосрочного кредита); - высокий уровень затрат, связанный со спецификой географического расположения (высокие энергетические и транспортные тарифы, районные коэффициенты и все дополнительные выплаты, связанные с региональным расположением предприятия, и т.п.); - миграция населения из районов Дальнего Востока и связанный с этим дефицит рабочей силы. Внутренние проблемы, над которыми предстоит работать и предприятиям, и Правительству края, можно разделить также на несколько направлений. Маркетинговые: пока еще низкая конкурентоспособность производимой продукции; потеря ниши на внутреннем и международном рынках; необеспеченность выпуска договорами поставки; медленное реагирование на изменяющиеся требования рынка; недостаточный уровень диверсификации производства; неразвитость маркетинговых служб. Организационно-управленческие: низкий уровень отраслевых и межотраслевых связей, интеграционных и кооперационных процессов между предприятиями края, других регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья; нерациональная структура отраслевой перестройки, отсутствие крупного корпоративного сектора, способного обеспечить инновационно-инвестиционную деятельность; отсутствие стратегической ориентации; низкий уровень управления и организации; неэффективное управление собственностью, пассивность мелких акционеров. Финансово-экономические: низкая прибыльность, ограниченность инвестиций в промышленность, дефицит оборотных средств, обременение задолженностью, наличие в структуре предприятия затратных объектов. Технико-технологические: устаревшее, изношенное оборудование, низкий технологический уровень значительного спектра производств. Информационные: отсутствие достоверной взаимной информации у предприятий о потенциальных инвесторах и у потенциальных инвесторов - о предприятиях. Кадровые: неэффективная кадровая политика, недостаток квалифицированных менеджеров, дефицит квалифицированной рабочей силы, недостаточный интерес работников в результатах работы, отсутствие социальных гарантий. Кроме вышеперечисленных, имеются проблемы, специфические для отдельных видов деятельности. Их также можно разделить на внешние и внутренние. К внешним можно отнести: для предприятий ОПК: - обременение мобилизационными мощностями, содержание которых не финансируется государством либо финансируется не в достаточной степени; - низкий уровень гособоронзаказа, несвоевременное его распределение и неритмичное финансирование; для металлургического производства: - дефицит основного сырья - лома черных металлов, который невозможно ликвидировать без принятия со стороны государства ограничительных мер по его вывозу за рубеж; для химического производства: - наполнение регионального рынка готовыми импортными лекарственными средствами при росте цен на импортное сырье и субстанции; для текстильного и швейного производства: - наводнение регионального рынка дешевой продукцией из КНР, зачастую контрабандной и контрафактной. К внутренним можно отнести: в производстве машин, оборудования и транспортных средств: - недостаточная ориентация предприятий на наиболее доходные секторы экономики: лесной, рыбный, горнодобывающий комплексы промышленности, энергетику, производство неметаллических изделий; - недостаточное развитие кооперационных связей между крупными предприятиями и небольшими машиностроительными фирмами; в металлургическом производстве: - развитие ресурсной базы за счет развития новых технологий с использованием железорудных месторождений Дальнего Востока; - незначительный ассортимент выпускаемой продукции, недостаточное удовлетворение внутреннего рынка региона; в химическом производстве: - отсутствие нефтехимического производства с использованием углеводородного сырья; в текстильном и швейном производстве: - недостаточная коммуникабельность и оперативность реагирования предприятий на быстроменяющуюся номенклатуру рынка. 3. Цель, задачи, приоритеты развития промышленного производства Стратегической целью развития промышленного производства края является обеспечение высоких темпов роста выпуска конкурентоспособной продукции, повышения уровня жизни, занятости населения, роста налоговых поступлений в бюджет края. Основными задачами являются: - обеспечение финансовой и экономической устойчивости промышленных предприятий, повышение эффективности их работы; - сокращение дефицита высококвалифицированных кадров в промышленности; - обновление активной и пассивной частей основных производственных фондов; - использование научного и интеллектуального потенциала края в процессах развития промышленного производства; - обеспечение защиты и создание условий для развития местных товаропроизводителей; - развитие инвестиционной деятельности в промышленности. В качестве приоритетов промышленного развития устанавливаются: - повышение эффективности промышленного производства, качества выпускаемой продукции; - разработка и производство новых видов высокотехнологичной, наукоемкой продукции; - производство продукции, обеспечивающей импортозамещение и экспорт; - проведение перестройки промышленного производства, реформирование предприятий и привлечение на них эффективных собственников; - обеспечение конкурентоспособности продукции предприятий, в том числе в условиях вхождения России в ВТО. 4. Стратегические направления структурного развития промышленного производства Для достижения целей Концепции определяется три стратегических направления структурного развития промышленного производства на ближайший период: 4.1. Вхождение отдельных предприятий в вертикально интегрированные структуры, финансово-промышленные группы и другие корпоративные объединения, способные, в первую очередь, формировать научно-технологический и экспортный потенциал предприятий, имеющие возможность маневрировать финансовыми ресурсами внутри холдинга в пользу того или другого предприятия, обеспечивать заказами предприятия, то есть выполнять роль эффективного собственника. Предварительный анализ участия крупных и средних предприятий края в вертикально интегрированных структурах позволяет сделать оценку потенциала данных предприятий в рассматриваемом промышленном производстве: - количество предприятий - 11%; - численность работающих - 70%; - объем выпускаемой продукции - 82%. Как видно, при небольшом количестве данные предприятия будут занимать значительное место в экономике рассматриваемого промышленного производства. 4.2. Развитие крупных и средних предприятий, обладающих устойчивым финансово-экономическим положением (включая стабильно работающие предприятия, входящие в вертикально интегрированные структуры), предполагает две основных задачи: производство новых видов конкурентоспособной продукции и развитие производства традиционной продукции, имеющей устойчивый и перспективный спрос. При этом значительная часть предприятий будет совмещать решение обеих вышеуказанных задач. Расширение производства традиционной продукции на основе последних достижений науки будет в основном осуществляться на предприятиях, утвердившихся на значительных сегментах российского рынка (производство транспортных средств, металлоконструкций, электрооборудования и электронного оборудования, металлургическое производство и т.д.). Основным направлением развития данных предприятий будет поддержание их конкурентоспособности за счет снижения издержек, модернизации выпускаемой продукции. Большинство данных предприятий выплачивают текущие налоговые платежи, реструктуризировали или не имеют задолженностей перед бюджетом, как правило, определились эффективные собственники, которые оказывают экономическую поддержку предприятиям. Эти предприятия составляют основное ядро промышленного потенциала рассматриваемых видов деятельности: - количество предприятий - 57%; - численность работающих - 88%; - объем выпускаемой продукции - 95%. В целом развитие данных предприятий не предусматривает применения прямой государственной краевой поддержки, за исключением совместного участия в целевых и функциональных региональных программах. Главным направлением промышленной политики в отношении данных предприятий является создание условий для развития инвестиционной деятельности, осуществление селективной преференциальной поддержки. 4.3. Реформирование неплатежеспособных промышленных предприятий. В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей многие крупные и средние промышленные предприятия края, значительно сократив объемы производства, имеют неудовлетворительные финансово-экономические показатели или находятся в разных стадиях банкротства. Потенциал данной группы предприятий оценивается следующими показателями: - численность предприятий - 43%; - численность работающих - 12%; - объем выпускаемой продукции - 5%. Учитывая значительный производственный потенциал данной группы предприятий, к ним предусматривается применение следующих мер экономического воздействия: - для предприятий, имеющих возможность восстановления платежеспособности без его кардинального реформирования, - финансовое оздоровление (погашение задолженности имуществом предприятия, взыскание дебиторской задолженности, оказание финансовой помощи собственниками предприятий и т.д.); - для предприятий, неспособных восстановить свою платежеспособность мерами финансового оздоровления, но имеющих эффективную программу реструктуризации и согласие собственников поддержать предложенные мероприятия, - проведение реформирования (выделение эффективной части предприятия или разделение предприятия на обособленные производства, сдача в аренду оборудования, производственных помещений с временным сохранением старого предприятия, реструктуризация неэффективных основных фондов, учреждение дочерних предприятий и т.д.); - для предприятий, не способных восстановить свою платежеспособность, - применение в установленном порядке процедуры банкротства. При этом - максимальное использование возможностей реструктуризации и сохранение производственного процесса на предприятии, даже в процедуре банкротства. 5. Тенденции развития промышленного производства на ближайшую перспективу При определении тенденций и прогноза развития промышленного производства рассматриваются два основных варианта. Первый (базовый) предполагает умеренные темпы развития, обусловленные сложившимися тенденциями в области инвестиций, структурных изменений в промышленном производстве, складывающимися темпами повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом ожидается, что на государственном уровне не предполагается ухудшение налоговых и других условий для производства, сохраняется стабильность финансовой и бюджетной системы, таможенного законодательства, снижаются темпы инфляции, постепенно улучшаются инвестиционные возможности. Второй вариант (оптимистический) предполагает активные действия государства, нацеленные на значительное увеличение обрабатывающего сектора, развитие высокотехнологичных производств, информационных технологий, создание условий для инвестирования в промышленное производство. Экономическая динамика развития основных видов деятельности по двум вышеуказанным вариантам отражена в приложении к настоящей Концепции. 5.1. Производство машин и оборудования По виду деятельности "Производство машин и оборудования" наиболее динамичным предполагается развитие МУП "Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования", ОАО "Дальэнергомаш", ЗАО "Группа "ЕВГО". В ближайшие 4 года на этих предприятиях предполагается освоить выпуск не менее 10 новых видов продукции, в том числе новые типы энергетических машин, с учетом современных требований (в том числе обеспечение системами автоматического управления) и доведения их до уровня мировых аналогов; разработка и освоение производства новых видов большегрузных кранов, в том числе для металлургического производства, железной дороги, портовой деятельности и т.д., грейферов для захвата лома и леса; увеличение производства бытовой техники с большей добавочной стоимостью, за счет внедрения собственных производств комплектующих. Продукция данного вида деятельности, производимая на территории края, реализуется в основном на внутреннем рынке. Причем основной объем продукции реализуется в Дальневосточном федеральном округе, регионах Восточной и Западной Сибири, Урала. Продукция предприятий края предназначена в первую очередь для промышленного производства. Однако в силу его стагнации платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию незначительный и не позволяет предприятиям края стабильно развиваться. Более широкому продвижению продукции в другие регионы мешает увеличение стоимости продукции из-за непомерно высоких транспортных тарифов. Доля экспорта в объеме отгруженной продукции крайне незначительна (0,5 - 0,6%), основной объем его приходится на страны СНГ. По рассматриваемому виду деятельности ожидаемые результаты работы в 2010 году в процентах к 2006 году: I вариант II вариант - индекс промышленного производства 100,8 127,3 - объем отгруженных товаров 117,5 131,8 - платежи в бюджет края 114,5 130,4. 5.2. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования По виду деятельности "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" наибольший прорыв ожидается в ОАО "Амурский кабельный завод", где организовано производство кабелей со сшитой изоляцией и с безгалогенными композициями на напряжение до 10 кВт, предполагается перевооружение участка волочения меди и участка волочения алюминия и алюминиевых сплавов. В результате будет освоен выпуск 11 видов новых изделий. Инвестиции за 4 года составят около 530 млн. рублей. Сохранит динамику развития ОАО "Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод". Электропродукция и электронная продукция, производимая в крае, реализуется главным образом на внутреннем рынке. Причем основной объем реализуется в Дальневосточном федеральном округе, регионах Восточной и Западной Сибири, Урала. Объем экспорта продукции крайне мал, в 2006 году он составил всего 0,2% от объема отгруженной по данному виду деятельности продукции. Это кабельно-проводниковая продукция, выпускаемая ОАО "Амурский кабельный завод". Завод работает над расширением географии и увеличением объемов поставок продукции на экспорт, в основном в страны АТР, и ставит перед собой амбициозную задачу по увеличению экспорта продукции до 70% от общих объемов отгружаемой продукции. По данному виду деятельности в 2010 году ожидаются показатели в процентах к 2006 году: I вариант II вариант - индекс промышленного производства 103,4 136,6 - объем отгруженных товаров 122,6 133,7 - платежи в бюджет края 110,4 121,1. 5.3. Производство транспортных средств и оборудования Производство транспортных средств будет развиваться с учетом развития судостроительных и самолетостроительных программ на ОАО "АЗС" и ОАО "КнААПО". На ОАО "АЗС" продолжится строительство четырех танкеров-химовозов для Германии, участие в выполнении Сахалинских проектов, проработка вопроса достройки 2-го главного заказа и ремонта находящихся на предприятии военных судов, будет выполняться заказ по строительству корвета для Военно-Морского Флота Российской Федерации. Загрузка производства сохранится на уровне 40%. На ближайшие годы авиастроители г. Комсомольска-на-Амуре имеют хорошую перспективу по выполнению экспортных контрактов на военные самолеты, причем планируется ежегодное увеличение количества таких контрактов. Продолжатся работы и для Министерства обороны Российской Федерации по модернизации самолетов, ведутся перспективные разработки по созданию самолета пятого поколения. Продолжится реализация программы создания регионального магистрального пассажирского самолета SSJ-100. Первый опытный образец самолета будет построен в 2007 году. С 2008 года начнется его серийное производство. Ежегодный выпуск самолетов составит 30 - 40 машин. Маркетинговые исследования показывают, что в ближайшие 15 - 20 лет мировой рынок может востребовать около 800 самолетов SSJ, из них примерно 300 - 350 машин для России. Ожидаемые в 2010 году показатели по данному виду деятельности по отношению к 2006 году (в процентах): I вариант II вариант - индекс промышленного производства 125,7 206,7 - объем отгруженных товаров 263,2 274,1 - платежи в бюджет края 157,2 179,5. 5.4. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий лидерство сохранит ОАО "Амурметалл". Здесь внедряется программа технического перевооружения металлургического комплекса, рассчитанная до 2010 года, направленная на увеличение объемов производства, повышение качества выпускаемой продукции, уход от реализации товарной заготовки на экспорт к более полной ее переработке в готовую продукцию для Российского и зарубежного рынков. В результате чего планируется увеличить объем производства стали до 2 млн. тонн, то есть рост к 2006 году - более чем в 2 раза. Сдерживающим фактором этого вида деятельности продолжает оставаться дефицит основного сырья - лома черных металлов - и рост энерготарифов. Соотношение отгрузок экспорт/внутренний рынок на протяжении последних трех лет сохраняется примерно на одном уровне - 60 на 40%. Основным направлением отгрузок на экспорт являются страны Юго-Восточной Азии (в порядке убывания): Тайвань, Филиппины, Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Япония, Северная Корея, Монголия. До первой половины 2004 года Китай был одним из крупнейших в мире импортеров стальной продукции, но во второй половине 2004 года ситуация резко изменилась - Китай превратился в крупного экспортера. Эта ситуация стала результатом активной политики развития индустрии черной металлургии, проводимой руководством КНР. Вследствие этого поставки продукции, производимой ОАО "Амурметалл", в Китай и Гонконг в 2004 году прекратились. Дальнейшее развитие черной металлургии Китая усилит конкуренцию в реализации стальной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке за счет проникновения на него более дешевой китайской продукции. На протяжении последних лет ОАО "Амурметалл" экспортировало продукцию в Индонезию и Сингапур, однако в 2006 году поставки в эти страны прекращены. В 2006 году начались поставки металлопродукции в США и Панаму. Доля отгрузок в первом полугодии 2006 г. составила 6%. На внутреннем рынке ОАО "Амурметалл" считает для себя приоритетным рынок Дальнего Востока и Восточной Сибири. В этот регион поставляется более 82% реализованной на внутреннем рынке продукции, более 17% от реализации продукции на внутреннем рынке приходится на Западную Сибирь, Урал, Поволжье и Центральный регион. В связи с ростом объемов строительства на Дальнем Востоке предполагается динамичное увеличение объемов производства на Хабаровском заводе металлоконструкций и ОАО "Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения" (бывший ОАО "Стройконтейнер"). Необходимо считаться с тем, что в последние годы на рынке строительных конструкций сильно возросла конкуренция. В первую очередь это обусловлено отменой лицензирования деятельности по выпуску строительных конструкций, что повлекло за собой появление множества фирм, занимающихся этой деятельностью, которые прочно заняли нишу по строительству торговых павильонов, зданий и сооружений небольших размеров с применением горячекатаных профилей. В то же время наблюдается спад по строительству крупных объектов, что влечет за собой жесткую ценовую конкуренцию среди изготовителей строительных конструкций. Кроме того, при отсутствии государственной поддержки отечественных производителей вызывают опасение поставки на рынок строительных конструкций производства КНР, которые благодаря низкой цене способны занять значительную его часть. По данному виду деятельности ожидаемые показатели в 2010 году по отношению к 2006 году (в процентах): I вариант II вариант - индекс промышленного производства 139,7 249,0 - объем отгруженных товаров 152,0 187,3 - платежи в бюджет края 144,3 192,4. 5.5. Химическое производство По виду деятельности "Химическое производство" резких прорывов не намечается. Лидерами здесь остаются ОАО "Дальхимфарм" и ОАО "Дальтехгаз". Будет продолжаться модернизация производства на ОАО "Дальтехгаз". На ОАО "Дальхимфарм" предполагается освоить производство новых видов оригинальных препаратов. Для увеличения объемов производства проводится работа по регистрации производимых лекарственных средств в бывших союзных республиках. Показатели 2010 года в процентах к 2006 году по данному виду деятельности: I вариант II вариант - индекс промышленного производства 105,0 105,0 - объем отгруженных товаров 108,0 108,0 - платежи в бюджет края 108,2 112,5. 5.6. Текстильное и швейное производство Наиболее сложной остается перспектива развития текстильного и швейного производства. Здесь не просматривается лидеров, имеющих возможность значительно увеличить показатели данного вида деятельности. На ближайшие годы предполагается развитие малых предприятий, способных оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. По крупным и средним предприятиям значительного увеличения объемов не ожидается. Таким образом, ожидаемый индекс промышленного производства данного вида деятельности, объем отгруженных товаров на ближайшие 4 года и платежи в бюджет края сохранятся практически на уровне 2006 года. 6. Основные направления промышленной политики края Учитывая тенденции развития основных видов деятельности и основные стратегические направления структурного развития промышленности, основными направлениями промышленной политики в крае в 2007 - 2010 годах являются: - реструктуризация в целях повышения эффективности работы промышленных предприятий; - обеспечение инвестирования в промышленную деятельность; - создание условий для восполнения дефицита кадров в промышленном производстве; - развитие инновационной деятельности; - повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий; - повышение экологической безопасности окружающей среды и улучшение условий и охраны труда на промышленных предприятиях. 6.1. Реструктуризация в целях повышения эффективности работы промышленных предприятий Реструктуризация - совокупность мероприятий по приведению условий функционирования предприятий или вида деятельности в соответствие с изменяющимися условиями внешней среды и разработке стратегии их развития. Стратегической целью реструктуризации предприятий является создание благоприятных условий для мобилизации и использования внутренних ресурсов предприятий и привлечения внешних инвестиций. Достижение целей реструктуризации потребует совместных усилий Правительства края и промышленных предприятий. На краевом уровне будут реализованы следующие мероприятия: - проведение скоординированной промышленной политики в сфере реструктуризации предприятий органами власти различных уровней; - создание базы данных и проведение мониторинга финансово-экономических показателей работы предприятий; - содействие в создании и работе аналитических, консалтинговых, маркетинговых, инжиниринговых, лизинговых организаций и проведение ими активной деятельности в интересах промышленного производства края; - принятие мер по решению проблемы неэффективных собственников в направлении применения процедур антикризисного управления или банкротства, продажи долгов предприятий, развития механизма капитализации долгов предприятий и т.д.; - сопровождение процедуры банкротства и вывод из кризиса неплатежеспособных предприятий; - организация работы по подготовке и переподготовке кадров в системе вузов края для нужд реструктуризации. На уровне предприятий осуществление реструктуризации предполагает разработку программ реструктуризации и реализацию в рамках этих программ следующих первоочередных мероприятий: - разработка стратегии поведения предприятия на рынке и новой снабженческо-сбытовой политики предприятия, направленных на организацию товарных рынков и формирование кооперированных связей предприятия; - реструктуризация производственной деятельности предприятия: приведение в соответствие с планируемыми объемами производства производственной структуры, мощностей и состава кадров; введение адекватных новым условиям форм и методов организации производства; выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятия; - проведение реструктуризации активов и привлечение оборотных средств, необходимых для развития производства; - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий и привлечение инвестиционных ресурсов; - защита прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечения свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективному собственнику. Наряду со стимулированием реформирующихся предприятий предполагается ужесточение санкций к предприятиям, допускающим неуплату налогов, и применение процедуры банкротства. Реформа предприятий создаст необходимые институциональные предпосылки для повышения эффективности инвестиций, что существенно в условиях ограниченности источников и объемов инвестирования, и, в конечном счете, для экономического подъема на базе освоения новых эффективных технологий. 6.2. Обеспечение инвестирования в промышленную деятельность Органы государственной власти края должны обеспечивать: - проведение скоординированной бюджетно-налоговой политики, стимулирующей приток инвестиционных вложений на предприятия края; - отработку системы поиска и отбора инвестиционных проектов в промышленности и регулярного информирования инвестиционных учреждений об их наличии; - поиск возможностей включения перспективных для края инвестиционных проектов в состав программ, реализуемых за счет средств федерального бюджета; - поддержку и осуществление координационных функций по созданию инвестиционных проектов, предусматривающих развитие технологических и производственных взаимных связей предприятий, расположенных на территории края; - проведение мероприятий по привлечению в промышленное производство края средств международных и межрегиональных финансовых институтов, создание благоприятного инвестиционного имиджа края; - содействие повышению инвестиционной привлекательности промышленных предприятий в процессе их реорганизации; - совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей развитие инвестиционной деятельности в промышленном производстве; - гарантии инвесторам по неухудшению стартовых условий инвестирования в соответствии с заключенными договорами. В сфере реализации инвестиционной политики промышленными предприятиями предполагается: - осуществление мер в направлении повышения уровня менеджмента как основы для проведения перспективной производственной, финансовой и маркетинговой политики предприятия; - обеспечение прозрачности хозяйственной и финансовой деятельности, принятие стандартов международной финансовой отчетности; - привлечение инвесторов за счет дополнительной эмиссии акций и выпуска корпоративных облигаций; - надлежащее обеспечение обязательств и платежей в целях формирования качественной кредитной истории; - создание на предприятиях аналитических служб для целей финансового планирования и инвестиционного проектирования, а также пакетов инвестиционных проектов, оформленных с учетом необходимых требований; - формирование стратегических планов развития либо реструктуризации; - реализация незадействованных в технологическом процессе активов предприятий в целях дополнительного вложения собственных средств в инвестиционную деятельность. Все проекты, предлагаемые для инвестиционной поддержки на краевом уровне, должны проходить предварительную технико-экономическую экспертизу и процедуру их окончательного отбора на основе установленных критериев. 6.3. Создание условий для восполнения дефицита кадров в промышленном производстве Основной задачей в области кадровой политики является создание условий для скорейшего восполнения дефицита кадров в промышленном производстве, образовавшегося в результате резкого падения производства в период 1992 - 1998 годов (естественный отток кадров, особенно молодого возраста) и разрушения системы профессионального образования и профориентации. Без формирования кадрового состава руководителей, специалистов и рабочих невозможно обеспечить нормальное функционирование промышленных предприятий. Кадровая политика будет направлена на формирование профессионального состава специалистов, восстановление и развитие системы подготовки и переподготовки рабочих ведущих профессий, кадровое обеспечение, адекватное рыночным условиям управления предприятиями. В качестве стимулирующих условий повышения конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов в промышленном производстве предполагается: - формирование системы профессионального обучения, переподготовки и отбора управленческих кадров; - формирование кадрового резерва для назначения различного рода управляющих в рамках организационно-структурной перестройки предприятий и органов управления; - усиление акцента в переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров в области организации и управления производством; - внесение предложений в органы государственной власти на федеральном уровне по освобождению от воинской обязанности рабочих наиболее дефицитных профессий. Наиболее ощутим дефицит в кадрах высококвалифицированных рабочих массовых профессий. Для решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров по особо дефицитным профессиям требуется восстановление системы (скорректированной с учетом сложившихся условий) профессионально-технического обучения, включающей как определение потребностей в кадрах, так и структуры, обеспечивающей процесс их обучения. 6.4. Развитие инновационной деятельности в промышленном производстве края Активизация инновационной деятельности и наиболее полного использования научного и производственного потенциала должна обеспечиваться за счет проведения инновационной политики, которая включает следующие направления: - совершенствование системы экономического стимулирования инновационной деятельности на основе снижения налогов и налогооблагаемой базы предприятий и предпринимателей, осуществляющих активную инновационную деятельность; - осуществление в вузах края целевой подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки и техники и организация подготовки управленцев, имеющих специальную подготовку в области управления наукой и инновационной деятельностью на предприятиях; - формирование информационной среды, обеспечивающей инновационную деятельность предприятий; - содействие участию государственных федеральных структур в финансировании приоритетных инновационных программ, конверсии военных технологий; - содействие развитию международного сотрудничества в инновационной сфере, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности. Одним из эффективных направлений научно-технической политики является снижение энергоемкости промышленной продукции, производимой на предприятиях края, за счет реализации следующих мероприятий: - проведение анализа каждого вида продукции с позиций эффективности энергозатрат; - развитие энергоаудита и энергоконсалтинга; - модернизация технологических процессов перехода на энергосберегающие технологии; - реструктуризация энергетических хозяйств предприятий. 6.5. Повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий В целях повышения конкурентоспособности промышленных предприятий края предполагается реализация комплекса экономико-правовых мероприятий: - разработка на основе анкетирования и проведения экономического анализа предприятий предложений по введению специальных защитных мер в случае резкого увеличения импорта; - приведение регионального законодательства в соответствие с международным и разработка нормативно-правовых документов, направленных на защиту местных товаропроизводителей и препятствующих развитию недобросовестной конкуренции; - реализация системы мер по развитию экспортного потенциала края и продвижению товаров на зарубежный рынок; - подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по проблематике вступления России в ВТО. На уровне предприятий будет проводиться работа по: - сертификации продукции и внедрению международных стандартов; - структурной перестройке предприятий промышленного комплекса; - подготовке кадров для работы предприятий в условиях ВТО; - снижению энерго- и материалоемкости продукции предприятий края; - пересмотру и повышению эффективности снабженческо-сбытовой политики промышленных предприятий. 7. Меры государственной поддержки промышленного производства Государственная поддержка на краевом уровне промышленных предприятий края является необходимым условием для их ускоренного развития. Она будет осуществляться за счет реализации целевых мер прямого и косвенного характера. К прямым мерам государственной поддержки промышленного производства относятся: - принятие правовых актов края в целях регулирования и поддержки промышленного производства; - заключение соглашений (договоров) с федеральными органами власти; - заключение Правительством края межрегиональных соглашений в области промышленной деятельности в пределах своей компетенции; - управление долями краевой государственной и муниципальной собственности в уставных капиталах субъектов промышленной деятельности; - принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального партнерства; - предоставление промышленным предприятиям гарантий края для получения инвестиционных кредитов. К косвенным мерам государственной поддержки промышленного производства относятся: - проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти в целях получения для предприятий края: а) контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд; б) централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ; в) инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет; г) гарантий Правительства Российской Федерации для инвесторов; - содействие предприятиям края в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей края с другими регионами и государствами; - стимулирование развития инфраструктуры услуг промышленным предприятиям (услуги сертификации, консалтинга, лизинга, обучения кадров и др.); - создание условий по максимальному размещению краевого заказа на предприятиях края на основе постановления Правительства края от 13 февраля 2006 г. N 14-пр "О реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и постановления Губернатора края от 07 июля 2006 г. N 135 "О формировании краевого заказа на 2007 год"; - содействие предприятиям, выпускающим оборонную продукцию, расположенным в крае, в получении права самостоятельного выхода на внешние рынки вооружения и военной техники, обеспечении своевременного финансирования государственного оборонного заказа или конверсионных программ. Предполагается, что муниципальные образования в рамках имеющейся компетенции продолжат оказывать поддержку промышленному комплексу края. 8. Механизм реализации Концепции Общее руководство и организация работ по реализации Концепции должны осуществляться заместителем Председателя Правительства края, курирующим вопросы промышленного производства края. Реализация основных положений Концепции обеспечивается путем разработки и реализации соответствующих мероприятий, создания законодательной базы и нормативно-правовых и методических документов, определяющих конкретные направления и пути развития промышленности. Реализация промышленной политики в городах и районах края осуществляется с привлечением органов местного самоуправления. На промышленных предприятиях края предусматривается разработка программ и конкретных мероприятий по совершенствованию системы управления предприятиями и внедрению прогрессивных форм и методов организации производства. 9. Ресурсное обеспечение работ по реализации Концепции В качестве финансовых и других инвестиционных ресурсов, привлекаемых для реализации мер по развитию промышленности, предполагаются: - средства краевого и местных бюджетов в рамках предоставления гарантий для получения инвестиционных кредитов и льгот, предоставляемых Законом края "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае"; - средства, выделенные из федерального бюджета для реализации федеральных адресных и целевых программ; - внутренние инвестиции предприятий и собственников; - средства внебюджетных фондов; - денежные средства населения; - внешние привлеченные инвестиции, кредиты. 10. Оценка эффективности реализации промышленной политики в рамках Концепции В ходе реализации целей и решения задач Концепции предполагается получение следующих результатов: - стабилизация промышленного комплекса края; - создание системы прямых и косвенных мер государственной поддержки промышленности; - повышение инвестиционного и кредитного рейтинга промышленных предприятий и видов деятельности производства, привлечение инвестиций в объеме не менее 8,5 млрд. рублей; - усиление роли государственного регулирования промышленного производства; - повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, переход на международные стандарты качества; - достижение целевых показателей развития промышленного производства (2010 год к 2006 год в процентах): I вариант II вариант - индекс промышленного производства 125,2 204,4 - объем отгруженных товаров 183,6 207,5 - налоговые поступления в бюджет края 136,7 160,8. Приложение к Концепции развития промышленного производства в Хабаровском крае на 2007 - 2010 годы ПРОГНОЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ ----T-------------------T--------------------------------------------- --------------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Вид экономической ¦ Индексы промышленного производства (в процентах к предыдущему году) ¦ ¦п/п¦ деятельности +-------T-------T---------------T---------------T---------------T----- ----------T---------------+ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ 2010 год (в ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процентах к ¦ ¦ ¦ ¦ факт ¦оценка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006 году) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------+----- --T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариа нт¦вариант¦ L---+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----- --+-------+-------+-------+-------+-------+-------- Всего по 80,0 103,0 117,5 108,0 137,4 105,0 112,3 107,0 112,7 125,2 204,4 министерству в том числе: 1. Производство машин 81,1 80,0 100,0 106,4 100,0 104,6 100,8 104,9 100,0 109,1 100,8 127,3 и оборудования 2. Производство 150,0 58,0 100,4 103,8 100,0 110,5 101,8 109,3 101,2 109,0 103,4 136,6 электрооборудования и электронного оборудования 3. Производство 107,7 79,4 103,2 118,1 108,3 138,4 104,6 111,7 107,6 113,2 125,7 206,7 транспортных средств 4. Металлургическое 97,3 100,2 100,3 120,5 113,8 146,6 118,2 129,0 103,5 109,3 139,7 249,0 производство и производство готовых металлических изделий 5. Химическое 108,4 101,6 103,8 103,8 101,1 101,1 100,0 100,0 100,0 100,0 105,0 105,0 производство 6. Текстильное и 96,1 89,9 93,3 100,4 95,7 101,0 98,3 100,1 97,1 101,2 85,2 102,7 швейное производство Прогноз динамики объемов отгруженных товаров на 2007 - 2010 годы ----T-------------------T--------------------------------------------- --------------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Вид экономической ¦ Объем отгруженных товаров (в процентах к предыдущему году) ¦ ¦п/п¦ деятельности +-------T-------T---------------T---------------T---------------T----- ----------T---------------+ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ 2010 год (в ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процентах к ¦ ¦ ¦ ¦ факт ¦оценка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006 году) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------+----- --T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариа нт¦вариант¦ L---+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----- --+-------+-------+-------+-------+-------+-------- Всего по 53,0 150,6 181,6 186,0 79,8 89,8 117,4 114,9 107,9 108,1 183,6 207,5 министерству в том числе: 1. Производство машин 109,2 130,6 101,6 106,0 104,7 107,7 105,6 107,6 104,6 107,3 117,5 131,8 и оборудования 2. Производство 97,6 81,2 105,9 111,4 105,3 107,6 103,7 104,6 106,0 106,6 122,6 133,7 электрооборудования и электронного оборудования 3. Производство 20,8 202,3 322,3 328,5 64,1 73,3 119,4 110,0 106,7 103,5 263,2 274,1 транспортных средств 4. Металлургическое 117,4 149,9 100,0 103,4 110,2 125,0 120,0 126,0 115,0 115,0 152,0 187,3 производство и производство готовых металлических изделий 5. Химическое 128,3 100,0 103,8 103,8 101,6 101,6 100,6 100,6 101,8 101,8 108,0 108,0 производство 6. Текстильное и 144,5 104,4 102,0 102,0 102,0 102,0 101,5 101,5 101,4 101,4 107,1 107,1 швейное производство Прогноз инвестиций в промышленное производство на 2007 - 2010 годы ----T-------------------T--------------------------------------------- ------------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Вид экономической ¦ Инвестиции в промышленное производство (млн. рублей) ¦ ¦п/п¦ деятельности +------T------T---------------T---------------T---------------T------- --------T---------------+ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ Сумма 2007 - ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2010 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ факт ¦оценка+-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T------ -+-------T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариа нт¦вариант¦ L---+-------------------+------+------+-------+-------+-------+------- +-------+-------+-------+-------+-------+-------- Всего по 2526,1 5784,1 3505,0 4845,9 900,0 1278,6 855,0 1215,5 930,0 1215,2 6190,0 8555,2 министерству в том числе: 1. Производство машин 287,3 94,2 20,0 51,0 10,0 34,7 15,0 37,9 20,0 42,2 65,0 165,8 и оборудования 2. Производство 14,7 56,5 15,0 36,5 120,0 190,2 130,0 174,3 250,0 283,7 515,0 684,7 электрооборудования и электронного оборудования 3. Производство 1403,9 1797,1 450,0 604,9 550,0 773,7 550,0 778,2 500,0 664,2 2050,0 2821,0 транспортных средств 4. Металлургическое 797,3 3769,2 3000,0 4083,6 200,0 228,9 150,0 196,2 150,0 196,2 3500,0 4704,9 производство и производство готовых металлических изделий 5. Химическое 22,9 67,1 20,0 69,9 20,0 51,1 10,0 28,9 10,0 28,9 60,0 178,8 производство 6. Текстильное и 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 швейное производство Прогноз динамики налоговых поступлений в бюджет края на 2007 - 2010 годы ----T-------------------T--------------------------------------------- ----------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Вид экономической ¦ Налоговые поступления в бюджет края (в процентах к предыдущему году) ¦ ¦п/п¦ деятельности +----T------T---------------T---------------T---------------T--------- ------T---------------+ ¦ ¦ ¦2005¦ 2006 ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ 2010 год (в ¦ ¦ ¦ ¦год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процентах к ¦ ¦ ¦ ¦факт¦оценка¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006 году) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------+----- --T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариа нт¦вариант¦ L---+-------------------+----+------+-------+-------+-------+-------+- ------+-------+-------+-------+-------+-------- Всего по 71,4 93,3 112,8 120,7 109,6 113,4 105,2 107,8 105,1 109,0 136,7 160,8 министерству в том числе: 1. Производство машин 113,0 110,0 115,4 101,0 103,0 101,0 103,7 102,0 105,8 114,5 130,4 и оборудования 2. Производство 63,1 100,0 100,7 103,0 105,5 103,0 105,2 104,0 108,3 110,4 121,1 электрооборудования и электронного оборудования 3. Производство 82,5 123,8 130,7 119,7 121,1 104,0 106,0 102,0 107,0 157,2 179,5 транспортных средств 4. Металлургическое 113,5 103,0 108,4 105,0 125,0 115,0 120,0 116,0 118,3 144,3 192,4 производство и производство готовых металлических изделий 5. Химическое 116,2 101,0 102,8 102,5 103,5 102,5 103,1 102,0 102,6 108,2 112,5 производство 6. Текстильное и 84,1 100,1 100,1 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,1 100,1 швейное производство Прогноз численности работающих в промышленном производстве по видам деятельности на 2007 - 2010 годы ----T-------------------T--------------------------------------------- -------------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Вид экономической ¦ Численность работающих (человек) ¦ ¦п/п¦ деятельности +------T-------T---------------T---------------T---------------T------ ---------T---------------+ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ 2010 год (в ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процентах к ¦ ¦ ¦ ¦ факт ¦оценка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006 году) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------+----- --T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариа нт¦вариант¦ L---+-------------------+------+-------+-------+-------+-------+------ -+-------+-------+-------+-------+-------+-------- Всего по 53466 51674 52301 53584 53278 53826 53585 54017 53584 56385 103,7 109,1 министерству в том числе: 1. Производство машин 8944 8867 8804 8870 8958 9028 8958 9043 9038 9128 101,9 102,9 и оборудования 2. Производство 3885 3800 3635 3655 3611 3629 3628 3645 3650 3661 96,0 96,3 электрооборудования и электронного оборудования 3. Производство 24937 25088 28411 29302 29148 29498 29328 29578 29145 29420 116,1 117,3 транспортных средств 4. Металлургическое 9255 8592 8431 8661 8541 8651 8651 8731 8731 8876 101,6 103,3 производство и производство готовых металлических изделий 5. Химическое 2226 2111 2070 2070 2070 2070 2070 2070 2070 2070 98,1 98,1 производство 6. Текстильное и 1086 950 950 950 950 950 950 950 950 950 87,5 87,5 швейное производство Прогноз среднемесячной заработной платы в промышленном производстве по видам деятельности на 2007 - 2010 годы ----T-------------------T--------------------------------------------- --------------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Вид экономической ¦ Среднемесячная заработная плата (рублей) ¦ ¦п/п¦ деятельности +-------T-------T---------------T---------------T---------------T----- ----------T---------------+ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ 2010 год (в ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процентах к ¦ ¦ ¦ ¦ факт ¦оценка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006 году) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------+----- --T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариа нт¦вариант¦ L---+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----- --+-------+-------+-------+-------+-------+-------- Всего по 10414 12396 13238 13708 13825 14593 14679 15590 15699 16370 126,6 132,1 министерству в том числе: 1. Производство машин 8669 10948 10948 11092 11092 11291 11291 12400 12600 12930 115,1 118,1 и оборудования 2. Производство 8654 10608 10800 12089 12580 13286 13700 14467 15100 15910 142,3 150,0 электрооборудования и электронного оборудования 3. Производство 11791 12811 14450 15003 15100 16272 16272 17231 17231 17990 134,5 140,4 транспортных средств 4. Металлургическое 11037 13120 13360 13600 13600 13831 14000 14886 15000 15876 114,3 118,8 производство и производство готовых металлических изделий 5. Химическое 11025 12858 13302 13302 14112 14112 14942 14942 15642 15642 117,6 117,6 производство 6. Текстильное и 5835 6281 6300 6300 6600 6800 6800 7051 7051 7252 112,2 115,5 швейное производство Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|