Расширенный поиск
Постановление Правительства Хабаровского края от 29.07.2010 № 195-прПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 195-пр 29 июля 2010 г. г. Хабаровск Утратилo силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 г. N 470-пр О краевой целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011 - 2015 годы и целевые показатели до 2020 года" (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 24.03.2011 г. N 75-пр; от 23.06.2011 г. N 190-пр; от 06.07.2011 г. N 210-пр; от 08.09.2011 г. N 298-пр; от 30.12.2011 г. N 470-пр; от 19.03.2012 г. N 65-пр; от 03.04.2012 г. N 92-пр; от 10.09.2012 г. N 327-пр; от 20.09.2012 г. N 333-пр; от 30.11.2012 г. N 415-пр; от 19.02.2013 г. N 13-пр; от 01.04.2013 г. N 65-пр; от 29.08.2013 г. N 251-пр; от 02.12.2013 г. N 411-пр) Во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 1830-р, в целях повышения энергетической эффективности учреждений и организаций бюджетной сферы Хабаровского края, оптимизации энергопотребления и внедрения энергосберегающих мероприятий для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления краевыми бюджетными учреждениями Правительство края постановляет: 1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011 - 2015 годы и целевые показатели до 2020 года" (далее - Программа). (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 23.06.2011 г. N 190-пр) 2. (Утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 02.12.2013 г. N 411-пр) 3. (Исключен - Постановление Правительства Хабаровского края от 19.02.2013 г. N 13-пр) 4. (Исключен - Постановление Правительства Хабаровского края от 19.02.2013 г. N 13-пр) Губернатор, Председатель Правительства края В.И.Шпорт УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2010 г. N 195-пр (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 24.03.2011 г. N 75-пр; от 23.06.2011 г. N 190-пр; от 06.07.2011 г. N 210-пр; от 08.09.2011 г. N 298-пр; от 30.12.2011 г. N 470-пр; от 03.04.2012 г. N 92-пр; от 10.09.2012 г. N 327-пр; от 20.09.2012 г. N 333-пр; от 19.02.2013 г. N 13-пр; от 01.04.2013 г. N 65-пр; от 02.12.2013 г. N 411-пр) КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДО 2020 ГОДА" ПАСПОРТ краевой целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011 - 2015 годы и целевые показатели до 2020 года" Наименование - краевая целевая программа "Энергосбережение и повышение краевой энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011 - целевой 2015 годы и целевые показатели до 2020 года" (далее программы также - Программа) Ответственный - комитет Правительства Хабаровского края по развитию исполнитель топливно-энергетического комплекса (далее - комитет Программы Правительства края по развитию ТЭК) Соисполнители, - министерство экономического развития и внешних связей участники Хабаровского края (далее также - край); Программы министерство жилищно-коммунального хозяйства края; министерство культуры края; министерство образования и науки края; министерство здравоохранения края; министерство социальной защиты населения края; министерство сельского хозяйства и продовольствия края; министерство промышленности и транспорта края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; комитет по спорту Правительства края; управление ветеринарии Правительства края; управление лесами Правительства края; управление по делам архивов Правительства края; краевое государственное казенное учреждение (далее - КГКУ) "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края"; администрации муниципальных образований края (по согласованию); энергетические компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Хабаровского края (по согласованию); краевое государственное казенное учреждение (далее -КГКУ) "Автобаза Правительства Хабаровского края" (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 01.04.2013 г. N 65-пр) Цели Программы - проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Хабаровского края; повышение энергетической эффективности в краевых государственных учреждениях, на краевых государственных унитарных предприятиях и в юридических лицах, в уставных капиталах которых доля края составляет более чем 50 процентов (далее - Организации края), оптимизация энергопотребления и внедрение энергосберегающих мероприятий для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления в сопоставимых условиях в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленных ими в 2010 году энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента Задачи - обеспечение устойчивого снижения энергоемкости валового Программы регионального продукта края; создание правовых, финансовых механизмов, экономических условий и принципов реализации Программы; координация действий между участниками Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; достижение планируемых целевых показателей в области энергосбережения и энергоэффективности; обеспечение учета использования энергетических ресурсов; снижение объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов (далее также - ТЭР) и сокращение расходов на оплату энергетических ресурсов путем внедрения современных технологий энергосбережения; снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды; замена изношенного, морально и физически устаревшего оборудования, инженерных коммуникаций; реализация мероприятий в области энергосбережения в Организациях края; проведение энергетических обследований в Организациях края; обеспечение информирования, обучения и пропаганды в области энергосбережения и энергоэффективности Мероприятия - организационные мероприятия; Программы энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству культуры края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных комитету по спорту Правительства края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных комитету по труду и занятости населения Правительства края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству образования и науки края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству здравоохранения края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству социальной защиты населения края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных управлению лесами Правительства края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству сельского хозяйства и продовольствия края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству жилищно-коммунального хозяйства края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству имущественных отношений края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных управлению по делам архивов Правительства края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в административных зданиях, подведомственных аппарату Губернатора и Правительства края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных управлению ветеринарии Правительства края; энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах коммунальной инфраструктуры края; энергосбережение и повышение энергоэффективности в транспортном комплексе края; дополнительные меры по финансовой поддержке установки приборов учета для малоимущих граждан; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 01.04.2013 г. N 65-пр) Показатели - общие целевые показатели в области энергосбережения и Программы повышения энергетической эффективности; целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов; целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе; целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде; целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры; целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе; целевые показатели, отражающие экономию по отдельным видам ресурсов в натуральном выражении в Организациях края Этапы и сроки - 2011 - 2015 годы, в один этап реализации Программы Ресурсное - общий объем финансирования Программы - 1299643,1 тыс. обеспечение рублей, реализации в том числе: Программы за средства федерального бюджета - 162582,1 тыс. рублей, счет средств в том числе по годам: краевого 2011 год - 103232,5 тыс. рублей, бюджета и 2012 год - 57641,4 тыс. рублей, прогнозная 2013 год - 1708,2 тыс. рублей; (справочная) средства краевого бюджета - 939490,5 тыс. рублей, оценка в том числе по годам: расходов 2011 год - 228273,2 тыс. рублей, федерального 2012 год - 399175,0 тыс. рублей, бюджета, 2013 год - 182077,0 тыс. рублей, бюджетов 2014 год - 67998,9 тыс. рублей, муниципальных 2015 год - 61966,4 тыс. рублей; образований и средства бюджетов муниципальных образований края (по внебюджетных согласованию) - 180722,4 тыс. рублей, средств на в том числе по годам: реализацию 2011 год - 61980,0 тыс. рублей, целей 2012 год - 111762,4 тыс. рублей, Программы 2013 год - 6980,0 тыс. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 16848,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 4604,1 тыс. рублей, 2012 год - 2869,1 тыс. рублей, 2013 год - 2999,5 тыс. рублей, 2014 год - 3716,2 тыс. рублей, 2015 год - 2659,2 тыс. рублей (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 02.12.2013 г. N 411-пр) Конечные - снижение энергоемкости валового регионального продукта результаты Хабаровского края с 9,9 кг усл. топл./тыс. рублей в 2010 реализации году до 7,9 кг усл. топл./тыс. рублей к 2020 году; Программы снижение потребления электрической энергии на 6960 тыс. кВт. ч, тепловой энергии - на 19,8 тыс. Гкал, воды - на 233,7 тыс. куб. метров по сравнению с базисным 2010 годом I. Характеристика текущего состояния энергосбережения и эффективности производства и потребления топливно-энергетических ресурсов в Хабаровском крае Хабаровский край является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Основными видами ТЭР, потребляемыми в крае, являются природный и сжиженный газ, электрическая и тепловая энергии, нефтепродукты и уголь. Проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования ТЭР, а также координация работы в этом направлении является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства края. В целях реализации государственной политики энергосбережения, в рамках Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в крае разработаны и действуют: - План основных мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Хабаровского края на 2010 - 2012 годы, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 08 декабря 2009 г. N 371-пр. Затраты на реализацию мероприятий указанного Плана составляют более 8,0 млрд. рублей. При этом ежегодный экономический эффект ожидается в объеме 1,6 млрд. рублей, срок окупаемости вложенных средств - пять лет; - программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности всех 19-ти муниципальных образований края. Приоритетными для Правительства края являются задачи энергосбережения в бюджетных организациях, повышения эффективности энергоснабжающих организаций, жилищно-коммунального комплекса, оптимизация структуры топливно-энергетического баланса. Использование природного газа на энергоисточниках края позволит снизить удельные расходы топлива и затраты на производство тепловой энергии. Кроме того, при газификации жилищного фонда природным газом значительно сократится стоимость услуг по газоснабжению для населения. В настоящее время в крае создана и действует газотранспортная сеть общей протяженностью более 2,0 тыс. километров. В 2011 году, в рамках реализации программы развития газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации (Хабаровский край), открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Газпром" построено и введено в эксплуатацию пять межпоселковых газопроводов общей протяженностью 44,2 километра (в Николаевском, Солнечном и Хабаровском муниципальных районах края). Инвестиции компании в строительство данных объектов составили около 1,2 млрд. рублей. Одновременно со строительством межпоселковых газопроводов: - построены и введены в эксплуатацию шесть газовых модульных котельных (четыре - в Николаевском муниципальном районе края, по одной - в Солнечном и Хабаровском муниципальных районах края); - осуществлен перевод на природный газ котельной ОАО "Дальхимфарм"; - переведено со сжиженного на природный газ 796 квартир в многоквартирных домах пос. Горный Солнечного муниципального района края; - начаты проектные работы по переводу на природный газ 156 квартир в с. Осиновая Речка Хабаровского муниципального района края и газификации 457 частных домовладений в Николаевском муниципальном районе края. Проработан вопрос с ОАО "Газпром" и Министерством энергетики Российской Федерации по вопросам перспективного потребления природного газа до 2030 года в объеме 7,0 млрд. куб. метров в год. Совместно с ОАО "Газпром" с учетом предложений муниципальных образований края разработана программа развития газоснабжения и газификации Хабаровского края на 2012 - 2015 годы, которая предусматривает: - строительство более 220 километров межпоселковых газопроводов для газификации 36 населенных пунктов края (в Амурском, Бикинском, Вяземском, Комсомольском, имени Лазо, Ульчском и Хабаровском муниципальных районах края); - строительство комплекса по сжижению природного газа в районе газораспределительной станции г. Николаевска-на-Амуре для газификации отдаленного от магистрального газопровода пос. Многовершинный Николаевского муниципального района края; - перевод на природный газ более 40 котельных; - газификацию около 34 тыс. квартир (домовладений) жилищного фонда. Общая стоимость планируемых работ составляет около 8,0 млрд. рублей, в том числе инвестиции ОАО "Газпром" - 4,0 млрд. рублей. Необходимый объем бюджетных средств для выполнения обязательств Правительства края оценивается в 4,0 млрд. рублей. Организация достоверного учета потребления энергетических ресурсов является необходимым условием энергосбережения. Оснащение потребителей приборами учета позволяет определить потенциал энергосбережения и эффективность результатов реализации мероприятий и программ энергосбережения. В крае на протяжении более 10 лет ежегодно постановлениями Правительства Хабаровского края устанавливаются задания по оснащению бюджетных организаций приборами коммерческого учета энергоресурсов и воды. На объектах бюджетной сферы края установлено 4,5 тыс. приборов учета электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды, показатель оснащенности приборами учета объектов краевого бюджета составляет 86 процентов, объектов местных бюджетов - 82 процента. В последние годы наряду с установкой новых приборов учета проводится замена отработавших эксплуатационный срок приборов. Максимальный эффект получен при оплате по приборам учета за тепловую энергию, экономия которой по сравнению с расчетами по проектным нагрузкам достигает 30 процентов. В 2011 году на реализацию мероприятий настоящей Программы направлено около 395,0 млн. рублей. Участниками Программы были проведены конкурсные процедуры, заключены договоры на выполнение работ и поставку материалов. Реализованы мероприятия по энергетическому обследованию объектов бюджетной сферы, установке приборов учета энергоресурсов, автоматических детекторных выключателей нагрузок, модернизации систем топливообеспечения и вентиляции, проведено обучение около 250 специалистов, ответственных за реализацию энергосберегающих мероприятий в краевых и муниципальных организациях. В течение 2011 года в бюджетных учреждениях края, подведомственных министерствам и иным органам исполнительной власти края - участникам Программы, было проведено 39 энергетических обследований, прошли обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 160 специалистов. Были заменены 104 прибора учета электрической энергии, а также установлено 76 приборов учета тепловой энергии, 42 прибора учета горячей воды и 54 прибора учета холодной воды. По состоянию на 01 января 2012 г. показатель оснащенности бюджетных учреждений приборами учета тепловой энергии увеличен до 89,7 процента, горячей воды - до 88,0 процентов, холодной воды - до 88,1 процента. Обеспеченность приборами учета электрической энергии составляет 100 процентов. В целом бюджетными учреждениями края по итогам 2011 года было сэкономлено 3461,2 тыс. кВт. ч электроэнергии, 12,1 тыс. Гкал тепловой энергии, а также 100,6 тыс. куб. метров воды. Это позволило оптимизировать бюджетные расходы бюджетов всех уровней по оплате за фактическое потребление энергетических ресурсов. В городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре оснащение объектов бюджетной сферы приборами учета энергетических ресурсов составляет около 100 процентов. В 2012 году в учреждениях бюджетной сферы края планируется закончить оснащение приборами учета энергетических ресурсов, а также приступить к проведению энергетических обследований и заключению энергосервисных контрактов. Кроме того, Федеральным законом N 261-ФЗ установлены требования по полному оснащению приборами учета тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа на вводах инженерных сетей жилищного фонда, а также стимулированию экономии энергетических ресурсов в жилищной сфере. Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июля 2009 г. N 222-пр утверждена "Адресная программа Хабаровского края поэтапного перехода на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2010 год и на перспективу до 2012 года". В период с 2010 по 2012 год в рамках указанного постановления планируется выполнить мероприятия по оснащению 1065 многоквартирных жилых домов коллективными приборами коммерческого учета на сумму 338,3 млн. рублей с установкой 1778 приборов учета тепловой энергии, 1745 приборов учета горячей воды, 1303 приборов учета холодной воды, 82 приборов учета электрической энергии и 897 приборов учета газа. В рамках инвестиционной программы филиала "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" на 2009 - 2011 годы установлено около 193 тыс. индивидуальных приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах на сумму свыше 160,0 млн. рублей. Не установлены приборы учета: - в многоквартирных домах, где состояние внутридомовой сети не позволяет выполнить присоединение электросчетчика; - в общежитиях, в которых для установки квартирных электросчетчиков необходимо выполнить реконструкцию внутридомовой сети; - в домах ветхого и аварийного фонда. По состоянию на 01 января 2012 г. из 472 тысяч абонентов филиала "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", проживающих в многоквартирных домах, 398 тыс. абонентов (94,3%) рассчитываются по приборам учета, 24 тыс. абонентов - по нормативу. В производственном секторе Правительство края осуществляет следующие меры поддержки энергосбережения: - использование тарифной политики, адекватно учитывающей реальные издержки обслуживания различных категорий потребителей; - применение "тарифов экономического развития"; - мониторинг и анализ инвестиций в энергосбережение по выборке представительных предприятий; - информационная поддержка энергосбережения, содействие подготовке кадров. В крае в области услуг энергосбережения стабильно работают более 50 энергосервисных компаний, в которых занято около 1600 специалистов и рабочих. Компании являются региональными представителями известных зарубежных производителей энергосберегающего оборудования, таких как "Йокогава электрик" (Япония), "Данфосс" (Дания), "Вило" (Германия), "Альфа-Лаваль" (Россия - Швеция), "GAS meter Corporation" (Корея). Для пропаганды политики энергосбережения, энергосберегающих технологий и повышения энергоэффективности производства в крае проводятся научно-практические конференции по энергосбережению с выпуском сборника материалов конференций, региональные выставки "Энергетика ДВ региона" по направлению "Энергетика. Энергосбережение. Альтернатива". С 2004 года издается региональный журнал "Дальневосточный энергопотребитель", на страницах которого освещаются вопросы и технологии энергосбережения, рекламируется современное энергосберегающее оборудование и материалы, публикуются материалы, посвященные рынку энергосберегающих и энергосервисных услуг. II. Цели и задачи Программы Целями настоящей Программы являются проведение целенаправленной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создание правовых, экономических и организационных основ для стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Хабаровского края. Для достижения поставленных целей в настоящей Программе предусмотрены следующие задачи: - обеспечение устойчивого снижения энергоемкости валового регионального продукта края; - создание правовых, финансовых механизмов, экономических условий и принципов реализации Программы; - координация действий между участниками Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; - достижение планируемых целевых показателей в области энергосбережения и энергоэффективности; - обеспечение учета использования энергетических ресурсов; - снижение объемов потребления всех видов ТЭР и сокращение расходов на оплату энергоресурсов путем внедрения современных технологий энергосбережения; - снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды; - замена изношенного, морально и физически устаревшего оборудования, инженерных коммуникаций; - реализация мероприятий в области энергосбережения в Организациях края; - проведение энергетических обследований в Организациях края; - обеспечение информирования, обучения и пропаганды в области энергосбережения и энергоэффективности. Выполнение данных задач позволит стимулировать рациональное использование энергетических ресурсов, оптимизировать энергопотребление, внедрение энергосберегающих мероприятий и повысить энергетическую эффективность в Организациях края для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления в сопоставимых условиях в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленных ими в 2010 году энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента. III. Прогноз конечных результатов реализации Программы В результате реализации мероприятий настоящей Программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов: - снижение энергоемкости валового регионального продукта края с 9,9 кг усл. топл./тыс. рублей в 2010 году до 7,9 кг усл. топл./тыс. рублей к 2020 году; - снижение потребления электрической энергии на 6 960 тыс. кВт. ч, тепловой энергии - на 19,8 тыс. Гкал, воды - на 233,7 тыс. куб. метров по сравнению с базисным 2010 годом. IV. Сроки и этапы реализации Программы Программа реализуется одноэтапно в течение 2011 - 2015 годов. V. Перечень показателей Программы Показатели настоящей Программы направлены на достижение приоритетов государственной политики в области энергосбережения и скоординированы с реализацией всех основных мероприятий Программы. Сведения о показателях Программы с расшифровкой плановых значений по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе. Перечень показателей Программы носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя, изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств. Оценивать достижение целей и задач настоящей Программы планируется в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 г. N 273, по следующим показателям Программы: 1) общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данные показатели рассчитываются комитетом Правительства края по развитию ТЭК ежегодно по итогам прошедшего года на основании статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, а также на основании отчетов ресурсоснабжающих организаций; 2) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов. Данные показатели рассчитываются комитетом Правительства края по развитию ТЭК ежегодно по итогам прошедшего года на основании сведений ресурсоснабжающих организаций; 3) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе. Показатели характеризуют снижение потребления электрической и тепловой энергии бюджетными организациями, обусловленное внедрением мероприятий в рамках реализации настоящей Программы и рассчитываются комитетом Правительства края по развитию ТЭК на основании отчетов, представляемых соисполнителями Программы; 4) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде. Данные показатели характеризуют внедрение мероприятий по энергоэффективности в жилищном секторе края, рассчитываются комитетом Правительства края по развитию ТЭК на основании сведений муниципальных образований края в рамках государственной информационной системы "Энергоэффективность" ежегодно по итогам прошедшего года; 5) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры. Показатели характеризуют выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры края в части оснащения коллективными (общедомовыми), индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются комитетом Правительства края по развитию ТЭК ежегодно по итогам прошедшего года на основании сведений, представляемых муниципальными образованиями края; 6) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе. Показатели характеризуют снижение потребления электрической и тепловой энергии организациями транспортного комплекса, обусловленное внедрением мероприятий в рамках реализации настоящей Программы и рассчитываются комитетом Правительства края по развитию ТЭК на основании сведений, представляемых муниципальными образованиями края; 7) целевые показатели, отражающие экономию по отдельным видам ресурсов в натуральном выражении в Организациях края. Показатели характеризуют снижение потребления электрической и тепловой энергии бюджетными организациями, обусловленное внедрением мероприятий в рамках реализации настоящей Программы, и рассчитываются комитетом Правительства края по развитию ТЭК на основании отчетов, представляемых соисполнителями Программы. VI. Краткое описание основных мероприятий Программы Выбор мероприятий настоящей Программы и определение объемов их финансирования обусловлены оценкой их вклада в решение задач Программы, объемом средств из всех источников финансирования, направляемых на реализацию мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности экономики государственного сектора. В рамках реализации организационных мероприятий Программы акцент делается на разработку нормативной правовой базы в рамках полномочий субъекта Российской Федерации, информационное обеспечение и пропаганду политики энергосбережения и энергетической эффективности, создание механизмов стимулирования энергосбережения потребителями и производителями топливно-энергетических ресурсов через тарифную политику, а также на проведение энергетических обследований, заключение энергосервисных договоров и обучение специалистов государственного сектора. Технические мероприятия Программы направлены на: - модернизацию систем электро- и теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, освещения, вентиляции; - оснащение приборами учета энергетических ресурсов; - замену заполнений дверных и оконных проемов; - утепление фасадов, кровель; - замену существующего электротехнического оборудования на энергосберегающее оборудование высокого класса энергетической эффективности; - реализацию дополнительных мер по финансовой поддержке установки приборов учета для малоимущих граждан. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 17 октября 2011 г. N 342-пр "О порядке предоставления единовременной материальной помощи для оплаты установки индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов малоимущим гражданам на территории Хабаровского края" в настоящей Программе под малоимущими гражданами следует понимать одиноко проживающих или проживающих с несовершеннолетними детьми неработающих пенсионеров и супружеские пары из их числа в случае, если размер пенсии неработающего пенсионера или одного из супругов не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума пенсионера, установленной постановлением Губернатора Хабаровского края. Перечень мероприятий Программы с указанием ответственных исполнителей, соисполнителей и участников, сроков и непосредственных результатов реализации приведен в приложении N 2 к настоящей Программе. VII. Ресурсное обеспечение реализации Программы Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 1299643,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 162582,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 103232,5 тыс. рублей, 2012 год - 57641,4 тыс. рублей; 2013 год - 1708,2 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 939490,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 228273,2 тыс. рублей, 2012 год - 399175,0 тыс. рублей, 2013 год - 182077,0 тыс. рублей, 2014 год - 67998,9 тыс. рублей, 2015 год - 61966,4 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 180722,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 61980,0 тыс. рублей, 2012 год - 111762,4 тыс. рублей, 2013 год - 6980,0 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 02.12.2013 г. N 411-пр) внебюджетные средства (по согласованию) - 16848,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 4604,1 тыс. рублей, 2012 год - 2869,1 тыс. рублей, 2013 год - 2999,5 тыс. рублей, 2014 год - 3716,2 тыс. рублей, 2015 год - 2659,2 тыс. рублей. Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств краевого бюджета приведена в приложении N 3 к настоящей Программе. Прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края и внебюджетных средств на реализацию целей Программы приведена в приложении N 4 к настоящей Программе. VIII. Анализ рисков реализации Программы Реализация Программы сопряжена с рядом рисков, которые могут препятствовать своевременному достижению запланированных результатов: - законодательные риски, обусловленные изменением законодательной базы в сфере развития энергетики, энергосбережения и энергопотребления; - экономические риски, связанные с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии края; - финансовые риски, обусловленные снижением финансирования Программы, а также недостатком собственных средств у региональных энергетических компаний и предприятий, отсутствием достаточной государственной поддержки; - технические риски, связанные с изменением технических условий, что может повлечь за собой увеличение потребления энергетических ресурсов; - риски низкой мотивации, обусловленные изменением перспективных планов частных инвесторов в отношении строительства на территории края объектов энергетики; - операционные риски, связанные с несовершенством системы управления Программой, большим количеством соисполнителей и участников Программы, недостаточной технической и законодательной поддержкой Программы. Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий Программы в установленные сроки, что, в конечном счете, отразится на достижении показателей реализации Программы. Способами ограничения рисков будут являться: - формирование эффективной системы управления Программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей Программы; - проведение мониторинга и внутреннего аудита выполнения Программы, регулярного анализа хода выполнения Программы; - обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников Программы (в том числе за счет заключения и контроля реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами); - планирование реализации мероприятий Программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения целей и задач Программы; - корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого результата. Управление рисками реализации Программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в реализации Программы. IX. Механизм реализации Программы Механизм реализации настоящей Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Программы. Управление настоящей Программой осуществляется ответственным исполнителем Программы - комитетом Правительства края по развитию ТЭК в пределах установленной ему компетенции. В процессе реализации настоящей Программы ответственный исполнитель Программы осуществляет следующие полномочия: - организует реализацию Программы; - несет ответственность за достижение показателей Программы, а также конечных результатов ее реализации; - осуществляет сбор сведений о выполнении программных мероприятий по реализации Программы, представленных соисполнителями Программы; - готовит и представляет в установленные сроки ответственному исполнителю государственной целевой программы Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 119-пр (далее - Государственная программа), в рамках которой она реализуется, сведения о ходе реализации и результаты оценки эффективности Программы; - вносит ответственному исполнителю Государственной программы предложения о корректировке мероприятий Программы, планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Программы с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации или прекращении действия Программы; - размещает на официальном сайте Правительства Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей Программы, степени выполнения мероприятий Программы. Соисполнители Программы: - осуществляют реализацию программных мероприятий, в отношении которых они являются исполнителями; - представляют ежеквартально в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ответственному исполнителю Программы сведения о ходе выполнении программных мероприятий, исполнителями которых они являются; - несут ответственность за эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, в отношении которых они являются исполнителями. Оценка эффективности реализации настоящей Программы осуществляется при проведении оценки эффективности Государственной программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр. Приложение N 1 к Краевой целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011 - 2015 годы и целевые показатели до 2020 года" СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДО 2020 ГОДА" ------T------------------T------------T---------------------T-----------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Наименование ¦ Единица ¦ Источник информации ¦ Значение показателя (по годам) ¦ ¦ п/п ¦ показателя ¦ измерения ¦ +-----------T---------------T---------------T---------------T---------------T---------------T---------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ 2020 ¦ +-----+------------------+------------+---------------------+-----------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ L-----+------------------+------------+---------------------+-----------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------- Группа A. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности A.1. Динамика кг усл. статистические данные 9,9 9,7 9,5 9,2 9,0 8,8 7,9 энергоемкости топл./ Территориального валового тыс. рублей органа Федеральной регионального службы продукта - для государственной региональных статистики по программ Хабаровскому краю; энергосбережения данные и повышения ресурсоснабжающих энергетической организаций эффективности A.2. Доля объемов процентов данные 92,8 95,4 96,7 97,5 98,0 98,5 99,4 электрической ресурсоснабжающих энергии (далее - организаций ЭЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) на территории края A.3. Доля объемов процентов данные 29,3 36,5 36,9 40,0 45,0 55,0 90,0 тепловой энергии ресурсоснабжающих (далее - ТЭ), организаций расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) на территории края A.4. Доля объемов - " - - " - 25,4 36,9 37,5 39,0 45,0 55,0 90,0 воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории края A.5. Доля объемов - " - - " - 99,0 99,0 99,0 99,0 99,1 99,2 99,9 природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории края A.6. Изменение объема тыс. т усл. - " - 0,03 0,03 0,03 0,04 0,04 0,04 0,04 производства топл. энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов A.7. Доля процентов - " - 0,46 0,45 0,45 0,45 0,43 0,42 0,40 энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории края A.8. Объем - " - - " - 98,0 95,3 90,5 91,4 92,3 93,2 98,0 внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования Программы Группа B. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов B.1. Экономия ЭЭ в тыс. кВт. ч данные 0 107315 258482 409649 531793 650285 650285 натуральном ресурсоснабжающих выражении организаций B.2. Экономия ЭЭ в тыс. рублей - " - 0 274726 661713 1048702 1361390 1664730 1664730 стоимостном выражении B.3. Экономия ТЭ в тыс. Гкал - " - 0 202 484 772 1002 1225 1225 натуральном выражении B.4. Экономия ТЭ в тыс. рублей - " - 0 182191 436537 695472 902839 1104005 1104005 стоимостном выражении B.5. Экономия воды в тыс. куб. м - " - 0 2803 6750 10700 13890 16985 16985 натуральном выражении B.6. Экономия воды в тыс. рублей - " - 0 76408 184001 291670 378636 463002 463002 стоимостном выражении B.7. Экономия тыс. куб. м - " - 0 30968 59960 88955 124893 159757 159757 природного газа в натуральном выражении B.8. Экономия тыс. рублей - " - 0 156408 302836 449278 630788 806788 806788 природного газа в стоимостном выражении Группа C. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе C.1. Доля объемов ЭЭ, процентов министерства, иные 99,7 99,7 99,8 100,0 100,0 100,0 100,0 потребляемой органы исполнительной (используемой) власти края государственными учреждениями, оплата которой осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой государственными учреждениями на территории края C.2. Доля объемов ТЭ, - " - - " - 80,1 80,3 83,0 85,0 86,1 87,0 87,0 потребляемой (используемой) государственными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) государственными учреждениями на территории края C.3. Доля объемов - " - - " - 55,1 55,7 71,5 90,1 100,0 100,0 100,0 воды, потребляемой (используемой) государственными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) государственными учреждениями на территории края C.4. Доля объемов процентов министерства, иные 0 0 0 100,0 100,0 100,0 100,0 природного газа, органы исполнительной потребляемого власти края (используемого) государственными учреждениями, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) государственными учреждениями на территории края C.5. Доля расходов - " - - " - 1,3 1,3 1,4 1,4 1,5 1,5 1,5 бюджета края на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений (для сопоставимых условий) C.6. Доля расходов - " - - " - 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,4 бюджета края на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений (для фактических условий) C.7. Динамика расходов млн. рублей - " - 0 21,5 25,0 28,6 36,5 56,5 130,0 бюджета края на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений (для фактических условий) C.8. Динамика расходов - " - - " - 0 21,5 50,1 78,7 115,2 171,7 720,0 бюджета края на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений (для сопоставимых условий) C.9. Доля расходов процентов - " - 3,3 3,3 3,3 3,3 3,4 3,4 3,4 бюджета края на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива C.10. Динамика расходов млн. рублей - " - 0 186,1 204,7 225,2 247,7 272,4 438,7 бюджета края на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива C.11. Доля процентов - " - 3,1 9,7 50,2 100,0 100,0 100,0 100,0 государственных учреждений, финансируемых за счет бюджета края, в общем объеме государственных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование C.12. Число штук министерства, иные 0 25 120 243 262 289 300 энергосервисных органы исполнительной договоров власти края (контрактов), заключенных государственными заказчиками C.13. Доля процентов - " - 0 5,6 7,3 12,5 13,7 17,5 50,0 государственных заказчиков в общем объеме государственных заказчиков, которыми заключены энергосервисные договоры (контракты) C.14. Доля товаров, - " - - " - 0 99,0 99,8 99,9 99,9 100,0 100,0 работ, услуг, закупаемых для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд C.15. Удельные расходы тыс. - " - 10,6 10,8 10,8 10,8 11,2 11,6 12,0 бюджета края на рублей/ предоставление человек социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в расчете на одного жителя) Группа D. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде D.1. Доля объемов ЭЭ, процентов сведения 86,3 89,2 95,9 97,5 98,0 98,5 99,8 потребляемой муниципальных (используемой) в образований края; жилых домах (за данные исключением ресурсоснабжающих многоквартирных организаций домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории края D.2. Доля объемов ЭЭ, - " - - " - 85,2 91,4 93,4 94,2 97,0 98,7 99,8 потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории края D.3. Доля объемов ЭЭ, процентов сведения 83,6 94,6 95,0 95,9 98,3 98,7 99,9 потребляемой муниципальных (используемой) в образований края; многоквартирных данные домах, оплата ресурсоснабжающих которой организаций осуществляется с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории края D.4. Доля объемов ТЭ, - " - - " - 62,1 67,8 71,3 82,8 95,4 98,0 99,8 потребляемой (используемой) в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах на территории края (за исключением многоквартирных домов) D.5. Доля объемов ТЭ, - " - - " - 62,0 66,9 72,1 83,2 95,4 98,0 99,8 потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории края D.6. Доля объемов - " - - " - 61,3 63,0 65,0 67,0 69,0 71,0 81,0 воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории края D.7. Доля объемов - " - - " - 14,0 31,2 32,0 34,0 95,0 98,0 99,8 воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории края D.8. Доля объемов - " - - " - 12,6 30,0 47,5 65,0 95,5 98,5 99,8 воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории края D.9. Доля объемов процентов сведения 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 природного газа, муниципальных потребляемого образований края; (используемого) в данные жилых домах (за ресурсоснабжающих исключением организаций многоквартирных домов), расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории края D.10. Доля объемов - " - - " - 38,0 41,2 53,3 77,3 78,0 81,0 98,0 природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах на территории края D.11. Число жилых штук - " - 0 0 0 20 50 100 1000 домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование (далее - ЭО) D.12. Доля жилых домов, процентов - " - 0 0 0 0,1 0,1 0,2 1,3 в отношении которых проведено ЭО, в общем числе жилых домов Группа E. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры E.1. Изменение т усл. данные -0,000001 -0,000001 -0,000001 -0,000001 -0,000001 -0,000001 -0,000001 удельного расхода топл./ ресурсоснабжающих топлива на кВт. ч организаций выработку ЭЭ тепловыми электростанциями E.2. Изменение т усл. - " - -0,001 -0,004 -0,001 0,001 -0,001 -0,001 -0,001 удельного расхода топл./Гкал топлива на выработку ТЭ E.3. Динамика кВт. ч - " - 0 -2516 -1012 -985 -781 -420 -273 изменения фактического объема потерь ЭЭ при ее передаче по распределительным сетям E.4. Динамика Гкал данные 0 -20640 -30960 -4128 -6192 -6192 -6192 изменения ресурсоснабжающих фактического организаций объема потерь ТЭ при ее передаче E.5. Динамика куб. м - " - 0 -2531000 -2522380 -2345813 -2181606 -2028894 -1411477 изменения фактического объема потерь воды при ее передаче E.6. Динамика кВт. ч - " - 0 -1317 -1279 -1239 -1202 -1166 -1001 изменения объемов ЭЭ, используемой при передаче (транспортировке) воды Группа F. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе F.1. Динамика единиц муниципальные 1 2 2 2 2 2 2 количества образования края (по высокоэкономичных согласованию) по использованию моторного топлива (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом края F.2. Динамика - " - - " - 2 3 5 10 10 10 10 количества общественного транспорта, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом края, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом Группа G. Целевые показатели, отражающие экономию по отдельным видам ресурсов в натуральном выражении в Организациях края G.1. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч министерство культуры 0 90,4 180,7 271,1 361,4 361,4 361,4 края G.2. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 339,6 679,2 1018,8 1358,4 1358,4 1358,4 G.3. Экономия воды куб. м - " - 0 2470,9 4942,7 7413,6 9883,4 9883,4 9883,4 G.4. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч комитет по спорту 0 182,1 364,2 546,4 728,5 728,5 728,5 Правительства края G.5. Экономия ТЭ Гкал комитет по спорту 0 82,6 465,2 247,8 330,4 330,4 330,4 Правительства края G.6. Экономия воды куб. м - " - 0 1708,3 3416,6 5124,9 6833,2 6833,2 6833,2 G.7. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч комитет по труду и 0 52,8 54,7 55,8 56,9 56,9 56,9 занятости населения Правительства края G.8. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 48,7 96,5 144,8 193,0 193,0 193,0 G.9. Экономия воды куб. м - " - 0 157,6 315,2 472,8 630,4 630,4 630,4 G.10. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч министерство 0 315,9 631,7 947,6 1263,4 1263,4 1263,4 образования и науки края G.11. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 1679,6 3359,2 5038,8 6718,5 6718,5 6718,5 G.12. Экономия воды куб. м - " - 0 16829,6 33659,2 50488,7 67318,3 67318,3 67318,3 G.13. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч министерство 0 494,6 989,2 1483,9 1978,5 1978,5 1978,5 здравоохранения края G.14. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 1943,8 3887,7 5831,5 7775,3 7775,3 7775,3 G.15. Экономия воды куб. м - " - 0 27860,3 55720,6 83580,8 111441,1 111441,1 111441,1 G.16. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч министерство 0 158,1 316,2 474,2 632,3 632,3 632,3 социальной защиты населения края G.17. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 522,0 1044,0 1566,0 2088,1 2088,1 2088,1 G.18. Экономия воды куб. м - " - 0 7987,1 15974,1 23961,2 31948,2 31948,2 31948,2 G.19. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч управление лесами 0 21,4 42,7 64,1 85,5 85,5 85,5 Правительства края G.20. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 51,8 103,6 155,4 207,2 207,2 207,2 G.21. Экономия воды куб. м - " - 0 170,9 341,8 512,7 683,6 683,6 683,6 G.22. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч министерство 0 162,3 324,6 486,9 649,2 649,2 649,2 сельского хозяйства и продовольствия края G.23. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 79,0 158,0 237,0 316,0 316,0 316,0 G.24. Экономия воды куб. м - " - 0 630,6 1261,0 1891,6 2522,0 2522,0 2522,0 G.25. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч министерство 0 0,3 0,6 0,9 1,2 1,2 1,2 жилищно-коммунального хозяйства края G.26. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 2,5 4,9 7,4 9,9 9,9 9,9 G.27. Экономия воды куб. м - " - 0 7,9 15,8 23,7 31,7 31,7 31,7 G.28. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч министерство 0 274,4 548,8 823,2 1097,6 1097,6 1097,6 имущественных отношений края G.29. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 108,7 217,4 326,1 434,7 434,7 434,7 G.30. Экономия воды куб. м - " - 0 381,5 763,1 1144,6 1526,2 1526,2 1526,2 G.31. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч управление по делам 0 2,8 5,5 8,3 11,0 11,0 11,0 архивов Правительства края G.32. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 9,1 18,3 27,4 36,5 36,5 36,5 G.33. Экономия воды куб. м - " - 0 37,4 74,7 112,0 149,4 149,4 149,4 G.34. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч КГКУ "Управление 0 3,0 6,0 9,0 9,0 9,0 9,0 административными зданиями Правительства Хабаровского края" G.35. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 10,0 20,0 30,0 30,0 30,0 30,0 G.36. Экономия воды куб. м КГКУ "Управление 0 30,0 60,0 90,0 90,0 90,0 90,0 административными зданиями Правительства Хабаровского края" G.37. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч управление 0 21,3 42,6 63,9 85,2 85,2 85,2 ветеринарии Правительства края G.38. Экономия ТЭ Гкал - " - 0 82,5 164,9 247,4 329,8 329,8 329,8 G.39. Экономия воды куб. м - " - 0 171,3 342,5 513,8 685,0 685,0 685,0 G.40. Экономия ЭЭ тыс. кВт. ч всего 0 1779,4 3507,5 5235,3 6959,7 6959,7 6959,7 G.41. Экономия ТЭ Гкал всего 0 4959,9 10218,9 14878,4 19827,8 19827,8 19827,8 G.42. Экономия воды куб. м всего 0 58443,4 116887,3 175330,4 233742,5 233742,5 233742,5 Приложение N 2 к Краевой целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011 - 2015 годы и целевые показатели до 2020 года" (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 01.04.2013 г. N 65-пр; от 29.08.2013 г. N 251-пр; от 02.12.2013 г. N 411-пр) ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДО 2020 ГОДА" ---------T-----------------------------------T-------------------------T----------T------------------------T--------------------------------¬ ¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦ Ответственный ¦ Срок ¦ Непосредственный ¦ Последствия нереализации ¦ ¦ п/п ¦ ¦ исполнитель, ¦реализации¦ результат (краткое ¦ мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦соисполнитель, участник ¦ (годы) ¦ описание) ¦ ¦ +--------+-----------------------------------+-------------------------+----------+------------------------+--------------------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ L--------+-----------------------------------+-------------------------+----------+------------------------+--------------------------------- 1. Организационные мероприятия 1.1. Совершенствование нормативной правовой базы 1.1.1. Разработка необходимых нормативных министерства края, иные 2011 - формирование и невыполнение требований статьи 7 правовых актов в области органы исполнительной 2015 совершенствование Федерального закона N 261-ФЗ энергосбережения в соответствии с власти края нормативной правовой полномочиями субъекта Российской базы в области Федерации, определенными энергосбережения и федеральным законодательством повышения энергетической эффективности 1.2. Информационное обеспечение 1.2.1. Организация выставок в области министерство 2011 - предоставление невыполнение требований энергосбережения и повышения экономического развития 2015 физическим лицам, статей 22, 23 Федерального энергоэффективности и внешних связей края, организациям, органам закона N 261-ФЗ общество с ограниченной государственной власти, ответственностью органам местного "Хабаровская самоуправления международная ярмарка" актуальной информации о (по согласованию) требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, ходе реализации его положений, а также получение объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, наиболее эффективных проектах, выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 1.2.2. Информирование населения по министерство 2011 - - " - невыполнение требований вопросам энергосбережения в жилищно-коммунального 2015 статьи 22 Федерального закона средствах массовой информации и хозяйства края, комитет N 261-ФЗ информационно-телекоммуникационной Правительства края по сети "Интернет" развитию ТЭК, энергетические компании - поставщики энергетических ресурсов (по согласованию), средства массовой информации (по согласованию), журнал "Дальневосточный энергопотребитель" (по согласованию) 1.2.3. Сбор и предоставление сведений в комитет Правительства 2011 - предоставление невыполнение требований государственную информационную края по развитию ТЭК 2015 физическим лицам, статьи 23 Федерального закона систему в области энергосбережения организациям, органам N 261-ФЗ и повышения энергетической государственной власти, эффективности, создание сегментов органам местного региональной государственной самоуправления информационной системы в области актуальной информации о энергосбережения и повышения требованиях энергетической эффективности законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, ходе реализации его положений, а также получение объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, наиболее эффективных проектах, выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 01.04.2013 г. N 65-пр) 1.3. Создание механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности потребителями, производителями и организациями, осуществляющими передачу энергетических ресурсов 1.3.1. Установление дифференцированных комитет по ценам и 2012 - оптимизация расчетов, отсутствие альтернативных тарифов на энергетические ресурсы тарифам Правительства 2015 снижение затрат за вариантов расчетов за края потребленные потребленные энергетические энергетические ресурсы ресурсы 1.3.2. Разработка и введение - " - 2011 - - " - - " - дифференцированных цен (тарифов) 2015 на энергетические ресурсы по критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации 1.3.3. Применение при регулировании цен и - " - - " - - " - - " - тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также тарифов на тепловую энергию, отпускаемую производителями, и на услуги по передаче тепловой энергии долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала 1.4. Создание регионального центра в комитет Правительства 2013 - создание инфраструктуры несоблюдение требований правил области энергосбережения и края по развитию ТЭК 2015 для реализации проектов предоставления субсидий из повышения энергетической энергосбережения и федерального бюджета на эффективности повышения реализацию Программы энергоэффективности, мобилизации средств для их финансирования, развитие энергосервисных услуг в бюджетных учреждениях края, работа с инвесторами, готовыми финансировать средства в проекты модернизации и повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства, помощь в подготовке технических заданий, конкурсной документации на проведение энергоаудита и заключения энергосервисных контрактов, обучение и пропаганда в области энергосбережения 1.5. Проведение министерства края, иные 2013 - техническое и неготовность краевых научно-исследовательских работ в органы исполнительной 2015 финансово-экономическое государственных учреждений к области энергосбережения и власти края, Организации обоснование заключению энергосервисных повышения энергетической края, подведомственные инвестиционных договоров, невыполнение эффективности, в том числе министерствам края, иным проектов, разработка требований Федерального закона предынвестиционная подготовка органам исполнительной организационных, от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О проектов и мероприятий в области власти края правовых и методических теплоснабжении", Постановления энергосбережения и повышения документов для Правительства Российской энергетической эффективности, формирования Федерации от 22 февраля 2012 г. включая разработку региональной системы N 154 "О требованиях к схемам технико-экономических обоснований, энергетического теплоснабжения, порядку их схем теплоснабжения менеджмента в бюджетной разработки и утверждения" сфере края 1.6. Заключение энергосервисных - " - - " - внедрение невыполнение мероприятий, договоров (контрактов) энергосберегающих рекомендованных в результате мероприятий проведения энергетических обследований (Пункты 1.4 - 1.6 дополнены - Постановление Правительства Хабаровского края от 01.04.2013 г. N 65-пр) 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству культуры края 2.1. Организационные мероприятия 2.1.1. Проведение энергетических министерство культуры 2012, составление невыполнение требований обследований края, Организации края, 2013 энергетических статьи 16 Федерального закона подведомственные паспортов краевых N 261-ФЗ министерству культуры государственных края учреждений (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 29.08.2013 г. N 251-пр) 2.1.2. Подготовка проектов конкурсной - " - - " - техническое и неготовность краевых документации, в том числе финансово-экономическое государственных учреждений к содержащей технико-экономическое обоснование заключению энергосервисных обоснование (далее - ТЭО) инвестиционного проекта договоров мероприятий и проекта энергосервисного контракта 2.1.3. Создание системы удаленного - " - - " - техническое отсутствие возможности передачи мониторинга реализации Программы с перевооружение по информации в государственную использованием сегментов замене устаревших или информационную систему региональной информационной установке новых "Энергоэффективность" системы управления устройств сбора и передачи данных для учета энергетических ресурсов 2.1.4. Подготовка предпроектной - " - 2012 - разработка проектной невыполнение работ по документации на модернизацию 2013 документации модернизации системы системы теплоснабжения теплоснабжения 2.2. Технические мероприятия 2.2.1. Модернизация системы министерство культуры 2012 - снижение затрат на невыполнение показателя G.2 теплоснабжения края, Организации края, 2013 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей подведомственные энергии Программе министерству культуры края 2.2.2. Модернизация системы освещения, в - " - 2011 - снижение затрат на невыполнение показателя G.1 том числе с заменой ламп 2015 потребление приложения N 1 к настоящей накаливания на энергосберегающие электрической энергии Программе лампы 2.2.3. Утепление фасадов, кровель, - " - 2011 - снижение затрат на невыполнение показателя G.2 чердачных перекрытий 2012 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей энергии Программе 2.2.4. Замена заполнения оконных проемов - " - 2012 - " - - " - 2.2.5. Установка, замена, техническое - " - 2011 - учет потребления невыполнение требований обслуживание приборов учета 2012 тепловой энергии статьи 13 Федерального закона тепловой энергии N 261-ФЗ 2.2.6. Установка, замена, техническое - " - 2011 учет потребления - " - обслуживание приборов учета холодной воды холодного водоснабжения 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных комитету по спорту Правительства края 3.1. Организационные мероприятия 3.1.1. Проведение энергетических комитет по спорту 2012 - составление невыполнение требований обследований Правительства края, 2013 энергетических статьи 16 Федерального закона Организации края, паспортов краевых N 261-ФЗ подведомственные государственных комитету по спорту учреждений Правительства края 3.1.2. Обучение специалистов, - " - 2011 повышение квалификации неготовность специалистов к ответственных за энергосбережение специалистов в области реализации задач в области и повышение энергетической энергосбережения и энергосбережения и повышения эффективности повышения энергетической эффективности энергетической эффективности 3.1.3. Подготовка проектов конкурсной - " - 2012 техническое и неготовность краевых документации, в том числе - 2013 финансово-экономическое государственных учреждений к содержащей ТЭО мероприятий и обоснование заключению энергосервисных проекта энергосервисного контракта инвестиционного проекта договоров 3.1.4. Создание системы удаленного - " - - " - техническое отсутствие возможности передачи мониторинга реализации Программы с перевооружение по информации в государственную использованием сегментов замене устаревших или информационную систему региональной информационной установке новых "Энергоэффективность" системы управления устройств сбора и передачи данных для учета энергетических ресурсов 3.2. Технические мероприятия 3.2.1. Модернизация системы комитет по спорту 2012 - снижение затрат на невыполнение показателя G.5 теплоснабжения Правительства края, 2013 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей Организации края, энергии Программе подведомственные комитету по спорту Правительства края 3.2.2. Модернизация системы комитет по спорту 2012 снижение затрат на невыполнение показателя G.4 электроснабжения Правительства края, потребление приложения N 1 к настоящей Организации края, электрической энергии Программе подведомственные комитету по спорту Правительства края 3.2.3. Модернизация системы вентиляции - " - 2012 - снижение затрат на невыполнение показателя G.5 2013 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей энергии Программе 3.2.4. Модернизация системы горячего - " - 2011, снижение затрат на невыполнение показателя G.6 водоснабжения потребление горячей приложения N 1 к настоящей воды Программе 3.2.5. Модернизация системы холодного - " - 2012 снижение затрат на - " - водоснабжения потребление холодной воды 3.2.6. Модернизация системы освещения, в - " - 2011 - снижение затрат на невыполнение показателя G.4 том числе с заменой ламп 2012 потребление приложения N 1 к настоящей накаливания на энергосберегающие электрической энергии Программе лампы 3.2.7. Модернизация существующей - " - 2012 - снижение затрат на невыполнение показателя G.5 котельной спортивно-зрелищного 2013 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей комплекса "Платинум Арена" энергии Программе 3.2.8. Замена оконных проемов - " - 2012 - " - - " - 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных комитету по труду и занятости населения Правительства края 4.1. Организационные мероприятия 4.1.1. Проведение энергетических комитет по труду и 2012 составление невыполнение требований обследований занятости населения энергетических статьи 16 Федерального закона Правительства края, паспортов краевых N 261-ФЗ Организации края, государственных подведомственные учреждений комитету по труду и занятости населения Правительства края 4.2. Технические мероприятия 4.2.1. Модернизация системы комитет по труду и 2011 - снижение затрат на невыполнение показателя G.8 теплоснабжения занятости населения 2012 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей Правительства края, энергии Программе Организации края, подведомственные комитету по труду и занятости населения Правительства края 4.2.2. Модернизация системы - " - 2011 снижение затрат на невыполнение показателя G.7 электроснабжения потребление приложения N 1 к настоящей электрической энергии Программе 4.2.3. Модернизация системы освещения, в - " - - " - - " - - " - том числе с заменой ламп накаливания на энергосберегающие лампы 4.2.4. Модернизация системы холодного - " - - " - снижение затрат на невыполнение показателя G.9 водоснабжения потребление холодной приложения N 1 к настоящей воды Программе 4.2.5. Установка, замена, техническое комитет по труду и 2011 учет потребления невыполнение требований обслуживание приборов учета занятости населения электрической энергии статьи 13 Федерального закона электрической энергии Правительства края, N 261-ФЗ Организации края, подведомственные комитету по труду и занятости населения Правительства края 4.2.6. Установка, замена, техническое - " - - " - учет потребления - " - обслуживание приборов учета горячей и холодной воды горячего и холодного водоснабжения 4.2.7. Замена заполнений оконных проемов - " - - " - снижение затрат на невыполнение показателя G.8 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей энергии Программе 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству образования и науки края 5.1. Организационные мероприятия 5.1.1. Проведение энергетических министерство образования 2011 - составление невыполнение требований обследований и науки края, 2012 энергетических статьи 16 Федерального закона Организации края, паспортов краевых N 261-ФЗ подведомственные государственных министерству образования учреждений и науки края 5.1.2. Обучение специалистов, министерство образования 2011 повышение квалификации неготовность специалистов к ответственных за энергосбережение и науки края, специалистов в области реализации задач в области и повышение энергетической Организации края, энергосбережения и энергосбережения и повышения эффективности подведомственные повышения энергетической эффективности министерству образования энергетической и науки края эффективности 5.1.3. Подготовка проектов конкурсной министерство образования 2012 техническое и неготовность краевых документации, в том числе и науки края, финансово-экономическое государственных учреждений к содержащей ТЭО мероприятий и Организации края, обоснование заключению энергосервисных проекта энергосервисного контракта подведомственные инвестиционного проекта договоров министерству образования и науки края, городской округ "Город Хабаровск" (по согласованию) 5.1.4. Создание системы удаленного - " - - " - техническое отсутствие возможности передачи мониторинга реализации Программы с перевооружение по информации в государственную использованием сегментов замене устаревших или информационную систему региональной информационной установке новых "Энергоэффективность" системы управления устройств сбора и передачи данных для учета энергетических ресурсов 5.2. Технические мероприятия 5.2.1. Модернизация системы министерство образования 2011 - снижение затрат на невыполнение показателей G.10 - энергоснабжения и науки края, 2015 потребление G.12 приложения N 1 к настоящей Организации края, энергетических ресурсов Программе подведомственные министерству образования и науки края 5.2.2. Модернизация системы министерство образования 2011 - снижение затрат на невыполнение показателя G.11 теплоснабжения и науки края, 2015 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей Организации края, энергии Программе подведомственные министерству образования и науки края 5.2.3. Модернизация системы - " - 2011, снижение затрат на невыполнение показателя G.10 электроснабжения 2013 - потребление приложения N 1 к настоящей 2015 электрической энергии Программе 5.2.4. Модернизация системы освещения, в - " - 2011 - - " - - " - том числе с заменой ламп 2015 накаливания на энергосберегающие лампы 5.2.5. Модернизация системы горячего - " - 2012 - снижение затрат на невыполнение показателя G.12 водоснабжения 2013 потребление горячей приложения N 1 к настоящей воды Программе 5.2.6. Замена заполнений дверных и - " - 2011 - снижение затрат на невыполнение показателя G.11 оконных проемов 2015 потребление тепловой приложения N 1 к настоящей энергии Программе 5.2.7. Утепление фасадов, кровель - " - 2011, 2014 - " - - " - 5.2.8. Установка, замена, техническое - " - 2011 учет потребления невыполнение требований обслуживание приборов учета тепловой энергии статьи 13 Федерального закона тепловой энергии N 261-ФЗ 5.2.9. Установка, замена, техническое - " - 2011 - учет потребления - " - обслуживание приборов учета 2012 холодной воды холодного водоснабжения 5.2.10. Установка, замена, техническое - " - 2011 учет потребления - " - обслуживание приборов учета горячей воды горячего водоснабжения 5.2.11. Замена существующего министерство образования 2013 - снижение затрат на невыполнение показателей G.10 - электротехнического оборудования и науки края, 2015 потребление G.12 приложения N 1 к настоящей на энергосберегающее оборудование Организации края, энергетических ресурсов Программе высокого класса энергетической подведомственные эффективности министерству образования и науки края 6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству здравоохранения края 6.1. Организационные мероприятия 6.1.1. Проведение энергетических министерство 2011 - составление невыполнение требований обследований здравоохранения края, 2013 энергетических статьи 16 Федерального закона Организации края, паспортов краевых N 261-ФЗ подведомственные государственных министерству учреждений здравоохранения края Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|