Расширенный поиск

Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 30.05.2012 № 814

 



                ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ                

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                                N 814                                 

30 мая 2012 г.                                            г. Хабаровск

       О рекомендациях депутатских слушаний на тему "О правовом       
      регулировании профилактики безнадзорности и правонарушений      
                несовершеннолетних в Хабаровском крае"                

     Законодательная Дума Хабаровского края постановляет:
     1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний на тему "О правовом
регулировании    профилактики    безнадзорности    и    правонарушений
несовершеннолетних в Хабаровском крае" согласно приложению.
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
постоянный   комитет   Законодательной   Думы   Хабаровского  края  по
законности и социальной защите населения.
     3. Направить  настоящее  постановление  Губернатору  Хабаровского
края для официального опубликования.

Председатель Думы                                          С.А.Хохлов





                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                  Законодательной Думы
                                                     Хабаровского края
                                               от 30 мая 2012 г. N 814

                             Рекомендации                             
                     депутатских слушаний на тему                     
        "О правовом регулировании профилактики безнадзорности         
       и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае"        

     Участники  депутатских  слушаний,  обсудив   проблемы   правового
регулирования    профилактики    безнадзорности    и    правонарушений
несовершеннолетних, отмечают следующее.
     В Хабаровском крае (далее -  край)  ведется  активная  работа  по
профилактике    таких    негативных    явлений   как   безнадзорность,
беспризорность и ранняя криминализация подростков. В крае действуют 24
комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и  защите их прав, образуемые
органами местного самоуправления в городских округах  и  муниципальных
районах,  и  149  общественных  комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав при  администрациях  городских  и  сельских  поселений.
Координирующая  роль  в  данной  работе  принадлежит комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края.
     В  целом   в   крае   сложилась   система   комиссий   по   делам
несовершеннолетних  и  защите  их  прав,  сформирована законодательная
база, регламентирующая порядок их образования и деятельности.
     Положительное   влияние   на   снижение    уровня    подростковой
преступности   и   повышение   эффективности  профилактики  преступных
посягательств, жертвами которых являются  несовершеннолетние,  оказало
принятие  в  2009  году  Закона  края  от 23.12.2009 N 298 "О мерах по
предупреждению причинения вреда здоровью и развитию  детей".  Практика
показала,  что  реализация  данного  Закона  способствовала сокращению
преступных посягательств в отношении несовершеннолетних в ночное время
на 22,4 процента.
     Эффективным  методом  организации  деятельности  по  профилактике
безнадзорности  и  правонарушений  среди  несовершеннолетних  является
реализация краевой целевой программы "Комплексные меры противодействия
распространению  наркомании и незаконному обороту наркотиков на 2011 -
2013   годы",   краевых    комплексных    мероприятий    "Профилактика
правонарушений  в  Хабаровском  крае на 2010 - 2012 годы" и проведение
ежегодной  межведомственной  комплексной   профилактической   операции
"Подросток".
     В  целях  обеспечения  информационного  обмена  между  субъектами
системы      профилактики      безнадзорности     и     правонарушений
несовершеннолетних данными на несовершеннолетних и семьи,  находящиеся
в социально опасном положении, а также в целях эффективного управления
и координации деятельности указанных субъектов, оперативного  принятия
решений   по   возникающим   проблемам   введена  единая  карта  учета
безнадзорного, беспризорного несовершеннолетнего.
     Подписано соглашение  между  Правительством  края  и  Хабаровским
краевым    судом    о   внедрении   в   крае   ювенальных   технологий
совершенствования  судопроизводства  с  участием   несовершеннолетних.
Экспериментальной  площадкой  определен суд Центрального района города
Комсомольска-на-Амуре.
     В целом принимаемые  меры  способствовали  снижению  криминальной
активности   подростков.  По  итогам  2011  года  число  преступлений,
совершенных несовершеннолетними, сократилось на 5,1 процента  (с  1536
до  1457  преступлений).  Уменьшилось  число  подростков, занимающихся
бродяжничеством и попрошайничеством,  с  217  до  155  человек.  Число
преступлений,  совершенных  в отношении детей, удалось снизить на 33,7
процента (с 1402 до 930 преступлений).
     Вместе с  тем  отмечается  рост  (на  7,2%)  числа  преступлений,
совершенных  учащимися  общеобразовательных школ и средних специальных
учебных заведений. Не удалось добиться  снижения  числа  преступлений,
совершенных  подростками  в  состоянии  алкогольного  опьянения  (рост
составил 39,8%). На 55,6 процента (с 9 до 14 преступлений) увеличилось
количество    преступлений,    связанных    с    незаконным   оборотом
наркотических средств.
     Несмотря   на   снижение    числа    преступлений,    совершенных
несовершеннолетними   в  группах,  на  7,1  процента  (с  496  до  461
преступления), проблема групповой преступности  несовершеннолетних  не
теряет  актуальности.  Согласно  статистическим  данным, каждое третье
преступление совершается подростками в  группе,  каждое  седьмое  -  с
участием взрослых лиц.
     По-прежнему    остается    проблемой    повторная    подростковая
преступность.    Несмотря   на   зарегистрированное   снижение   числа
подростков, совершивших повторные преступления, на 8,3 процента (с 624
до   572  человек),  в  городах  Хабаровске  и  Комсомольске-на-Амуре,
Николаевском,  Хабаровском,  Амурском,   Бикинском,   Верхнебуреинском
районах  удельный  вес  несовершеннолетних указанной категории в общем
числе совершивших преступления подростков составил  от  42,0  до  53,1
процента,  то  есть  каждый  второй  участник  преступлений  ранее уже
привлекался к уголовной ответственности.
     В  ряде  муниципальных  образований  края   серьезной   проблемой
является  незанятость  подростков.  В  городе  Хабаровске,  Солнечном,
Нанайском, Вяземском, Бикинском, Ульчском районах, районе  имени  Лазо
каждый  третий несовершеннолетний на момент совершения им преступления
не имел постоянного источника дохода.
     Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего
совершенствования    форм    и    методов   работы   по   профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     Анализ правоприменительной практики позволяет выделить  несколько
проблем  в области правового регулирования профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
     В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N  120-ФЗ  "Об
основах   системы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних" и Законом края от  01.10.2003  N  142  "О  порядке
образования  и  деятельности  комиссий  по  делам несовершеннолетних и
защите их прав в Хабаровском крае" одной из основных задач комиссии по
делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав  при Правительстве края
является  координация  деятельности  органов  и   учреждений   системы
профилактики   безнадзорности   и  правонарушений  несовершеннолетних,
обеспечение единого государственного подхода  к  решению  ее  проблем,
защите  прав  и  законных  интересов  несовершеннолетних на территории
края. На сегодняшний день указанная комиссия  фактически  действует  в
структуре  другого  субъекта  системы  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних - министерства образования  и  науки
края.   Председателем   комиссии   является  заместитель  Председателя
Правительства края - министр образования и науки  края,  ответственным
секретарем,  обеспечивающим  деятельность  комиссии, - консультант, то
есть      штатный       сотрудник       указанного       министерства.
Организационно-техническое  обеспечение  деятельности  комиссии так же
возложено на министерство образования и  науки  края.  Таким  образом,
фактическое положение данной комиссии в системе органов исполнительной
власти  края   является   существенным   препятствием   в   реализации
координирующей  функции,  проведении  объективного  анализа  и  оценки
эффективности  деятельности  других  субъектов  системы   профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     Федеральным   и   краевым   законодательством,   регламентирующим
деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, на
указанные органы системы профилактики безнадзорности и  правонарушений
несовершеннолетних  возложен  целый  спектр различных задач и функций.
Вместе с тем Законом края от 01.10.2003 N 142 "О порядке образования и
деятельности  комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Хабаровском крае"  вся  текущая  работа  по  организации  деятельности
комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных
образованиях,  контроль  за  выполнением  их  решений   возложены   на
единственного  штатного  сотрудника  - ответственного секретаря. Такой
подход к формированию штатной численности аппарата комиссий  по  делам
несовершеннолетних  и  защите их прав без учета величины обслуживаемой
территории,  численности  детского  населения,  проживающего  на  ней,
отрицательно  сказывается  на  качестве  и  эффективности деятельности
указанных комиссий.
     Кроме  того,  в   ходе   контрольных   мероприятий,   проведенных
Контрольно-счетной  палатой  края  по  поручению  Законодательной Думы
края, были выявлены  случаи  возложения  на  ответственных  секретарей
комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных
образованиях  края  обязанностей  по  выполнению  иных  поручений,  не
связанных  с  деятельностью  данных  комиссий, что является нарушением
части  4  статьи  9  Закона  края  от  01.10.2003  N  142  "О  порядке
образования  и  деятельности  комиссий  по  делам несовершеннолетних и
защите их прав в Хабаровском крае".
     В  связи  с   изложенным,   в   целях   повышения   эффективности
деятельности  органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения  всесторонней  защиты
прав и законных интересов детей, нейтрализации таких социально опасных
явлений  как  беспризорность,  безнадзорность,  ранняя  криминализация
подростков участники депутатских слушаний рекомендуют:
     1. Законодательной Думе края:
     1.1. С целью совершенствования  законодательства  о  профилактике
безнадзорности   и  правонарушений  несовершеннолетних  подготовить  и
направить  обращения  в  профильные  комитеты   Государственной   Думы
Федерального Собрания Российской Федерации:
     о  внесении  изменений   в   Кодекс   Российской   Федерации   об
административных правонарушениях в части установления административной
ответственности за курение  в  местах,  в  которых  курение  запрещено
Федеральным  законом  от  10.07.2001  N  87-ФЗ "Об ограничении курения
табака"; повышения  ответственности  за  неисполнение  родителями  или
иными  законными  представителями  несовершеннолетних  обязанностей по
содержанию  и  воспитанию   несовершеннолетних;   расширения   перечня
общественных   мест,   за   распитие   в   которых  пива  и  напитков,
изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и  спиртосодержащей
продукции  с  содержанием  этилового  спирта менее 12 процентов объема
готовой  продукции  предусмотрена   административная   ответственность
частью 1 статьи 20.20 указанного Кодекса;
     об уточнении положений Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ
"Об  основах  системы  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних", регулирующих порядок  рассмотрения  материалов  о
помещении   несовершеннолетних  в  центры  временного  содержания  для
несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
     об  установлении  в  Уголовно-процессуальном  кодексе  Российской
Федерации     оснований     отстранения     законного    представителя
несовершеннолетнего подсудимого от участия в судебном  разбирательстве
в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
     1.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения  изменений  в
Закон  края  от 23.12.2009 N 298 "О мерах по предупреждению причинения
вреда здоровью и развитию детей" и  Кодекс  края  об  административных
правонарушениях  в  части определения понятия "ночное время" временным
отрезком с 22 до  6  часов  местного  времени,  повышения  до  18  лет
возраста,   до   достижения   которого   несовершеннолетним  запрещено
находиться в общественных местах  в  ночное  время  без  сопровождения
родителей,  лиц,  их  заменяющих; отнесения полномочий по рассмотрению
административных материалов о правонарушениях, предусмотренных  частью
2  статьи  12  Кодекса  края  об  административных  правонарушениях, к
компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
     2. Законодательной Думе  края  совместно  с  Правительством  края
изучить   вопрос   о   возможности   увеличения   штатной  численности
муниципальных служащих, обеспечивающих деятельность комиссий по  делам
несовершеннолетних   и  защите  их  прав  в  муниципальных  районах  и
городских округах края.
     3. Правительству края:
     3.1. Усилить контроль за расходованием субвенций, предоставляемых
бюджетам  муниципальных  образований  края  из  краевого  бюджета  для
осуществления   органами   местного   самоуправления   государственных
полномочий  края по образованию и организации деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
     3.2. В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 140 Бюджетного
кодекса   Российской   Федерации   разработать  и  издать  нормативный
правовой   акт,   определяющий   порядок    расходования    субвенций,
предоставляемых  бюджетам  муниципальных  образований края из краевого
бюджета   для   осуществления   органами    местного    самоуправления
государственных   полномочий   края   по   образованию  и  организации
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
     3.3.  В  целях  обеспечения   реализации   комиссией   по   делам
несовершеннолетних  и защите их прав при Правительстве края функции по
координации деятельности органов  и  учреждений  системы  профилактики
безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних   рассмотреть
возможность повышения ее  статуса  путем  выведения  ее  из  структуры
министерства  образования  и  науки  края и подчинения непосредственно
Правительству края.
     3.4. Разработать мероприятия  по  повышению  уровня  квалификации
ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав в муниципальных образованиях края.
     3.5. Рассмотреть вопрос об организации и проведении  конкурса  на
лучшую  организацию  работы  комиссии  по  делам  несовершеннолетних и
защите их прав муниципального района, городского округа края.
     4.  Органам  местного  самоуправления  муниципальных  районов   и
городских округов края:
     4.1. Не допускать нарушения требований части 4  статьи  9  Закона
края  от  01.10.2003  N  142  "О  порядке  образования  и деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их  прав  в  Хабаровском
крае",   предусматривающих   запрет  на  возложение  на  муниципальных
служащих, выполняющих функции  ответственных  секретарей  комиссий  по
делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях
края,  обязанностей  по   выполнению   поручений,   не   связанных   с
деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
     4.2.  Способствовать  снижению  алкоголизации  несовершеннолетних
путем   соблюдения   требований   статьи  16  Федерального  закона  от
22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном  регулировании  производства  и
оборота  этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и
об  ограничении   потребления   (распития)   алкогольной   продукции",
предусматривающих   запрет  на  реализацию  алкогольной  продукции  на
территориях,  прилегающих  к  детским,  образовательным,   медицинским
организациям,  объектам  спорта,  при предоставлении в аренду торговых
мест на летний период организациям и индивидуальным  предпринимателям,
осуществляющим   розничную   продажу  алкогольной  и  спиртосодержащей
продукции.
     4.3. Представительным органам муниципальных районов  и  городских
округов  края  рассмотреть  на  своих  заседаниях  вопрос  о  мерах по
профилактике  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних  в
соответствующем муниципальном образовании.

Председатель Думы                                           С.А.Хохлов




Информация по документу
Читайте также