Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 29.12.2014 № 520-пр

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 520-пр

 

 29 декабря 2014 г.   габаровск

 

О внесении изменений в постановление Правительства

Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр "О

государственной программе Хабаровского края "Развитие

образования и молодежной политики Хабаровского края"

 

В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", Перечнем государственных программ Хабаровского края, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп, Правительство края постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", заменив в наименовании, пункте 1 слова "и молодежной политики Хабаровского края" словами "в Хабаровском крае".

2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 116-пр "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края на проведение краевых мероприятий в области образования и молодежной политики".

 

И.о. Председателя

Правительства края

С.В.Щетнев

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства Хабаровского края

от 5 июня 2012 г. N 177-пр

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

 

ПАСПОРТ

государственной программы Хабаровского края

"Развитие образования в Хабаровском крае"


 

Ответственный исполнитель

-

министерство образования и науки Хабаровского края (далее - край)

Соисполнители, участники

-

министерство строительства края;

министерство социальной защиты населения края;

министерство культуры края;

министерство информационных технологий и связи края;

министерство экономического развития и внешних связей края;

главное управление реализации общественно-государственного сотрудничества и социальных инициатив Губернатора и Правительства края;

комитет по инвестициям и инновационному развитию Правительства края;

органы местного самоуправления края (по согласованию)

Цель государственной программы

-

обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития края

Задачи государственной программы

-

достижение современного качества образования как института социального развития;

создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей;

приведение структуры и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики края

Основные мероприятия государственной программы

-

развитие дошкольного образования;

повышение доступности и качества общего образования;

развитие механизмов непрерывного педагогического образования;

информатизация образования;

обеспечение участников образовательного процесса психолого-медико-педагогической помощью;

развитие системы оздоровления и отдыха детей;

повышение доступности и качества дополнительного образования и воспитания детей;

поддержка научно-исследовательской деятельности в крае;

защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

повышение качества профессионального образования

Основные показатели (индикаторы)

-

удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (доступность дошкольного образования);

отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края;

доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях;

отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по краю;

доля общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, в общей численности общеобразовательных организаций края;

доля детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости от общего числа молодежи в возрасте от 6 до 18 лет;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы;

 

 

отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края;

доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов;

доля выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года;

отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате по краю

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2013 - 2020 годы:

I этап: 2013 год - 2014 год;

II этап: 2015 - 2016 годы;

III этап: 2017 - 2020 годы

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета

-

общий объем средств краевого бюджета, направляемых на реализацию мероприятий государственной программы, составляет 158 056,501 млн. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 17 708,027 млн. рублей;

2014 год - 20 150,767 млн. рублей;

2015 год - 19 944,929 млн. рублей;

2016 год - 18 812,374 млн. рублей;

2017 год - 20 360,101 млн. рублей;

2018 год - 2020 годы - 61 080,303 млн. рублей

Конечный результат реализации государственной программы

-

удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составит 100 процентов;

отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края составит 100 процентов;

доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, возрастет до 84,8 процента;

отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по краю составит 100 процентов;

доля общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, составит 100 процентов;

доля детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости возрастет до 80 процентов;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, возрастет до 85 процентов;

отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края составит 100 процентов;

 

 

доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, возрастет до 97,25 процента;

доля выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года возрастет до 80 процентов;

отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате по краю составит 100 процентов;

доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, возрастет до 88 процентов;

доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, возрастет до 90 процентов;

охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций возрастет до 90 процентов;

укомплектованность общеобразовательных организаций педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, возрастет до 85 процентов


 

1. Общая характеристика текущего состояния образования края

 

Система образования и воспитания края по состоянию на 01 сентября 2013 г. включает 1 003 организации с контингентом более 290 тысяч обучающихся и воспитанников.

В период 2005 - 2011 годов развитие системы образования края осуществлялось в рамках следующих направлений:

- институциональные преобразования на основе реализации современных организационных и экономических механизмов (внедрение новой системы оплаты труда (далее - НСОТ), нормативно-подушевого финансирования; развитие государственно-общественного управления, практики публичной отчетности образовательных организаций);

- формирование современной инфраструктуры образования (реструктуризация сети образовательных организаций, улучшение материально-технической базы, создание комфортной и безопасной образовательной среды);

- обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий (подготовка к переходу на новые образовательные стандарты, организация профильного обучения, развитие вариативных форм получения образования, внедрение технологий развивающего обучения, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий дистанционного и электронного обучения);

- внедрение новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, ранним детским аутизмом, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития;

- развитие кадрового потенциала отрасли образования (модернизация системы повышения квалификации, совершенствование порядка аттестации педагогических кадров, повышение заработной платы, реализация мер социальной поддержки, поддержка инновационной деятельности в образовании);

- формирование системы оценки качества образования (оценка уровня предметной обученности обучающихся, совершенствование процедур итоговой аттестации обучающихся, лицензирования и аккредитации образовательных организаций);

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- развитие малозатратных форм отдыха, в том числе оздоровительных лагерей дневного пребывания детей;

- реструктуризация сети и создание новых типов профессиональных образовательных организаций;

- оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы края;

- развитие государственно-общественного характера управления образованием в крае и укрепление социального партнерства;

- создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей;

- создание условий для эффективной социализации детей, находящейся в трудной жизненной ситуации.

По каждому из направлений в системе образования края за указанный период произошли устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития.

В результате институциональных преобразований на основе реализации современных организационных и экономических механизмов в 100 процентах образовательных организаций края введено нормативное подушевое финансирование и НСОТ.

Введение нормативов подушевого финансирования позволило рассчитывать объем финансирования муниципальным дошкольным и общеобразовательным организациям исходя из среднегодовой численности воспитанников и обучающихся.

НСОТ создала условия для реализации более гибких подходов к регулированию оплаты труда работников. В структуру заработной платы вошли повышающие коэффициенты за квалификацию работника, стимулирующие выплаты за качественный и результативный труд.

Реализация в крае комплексного проекта модернизации региональных систем общего образования (2011 - 2013 годы) позволила к концу 2011 года повысить среднюю заработную плату учителей по отношению к 2009 году на 62 процента (25 494 рублей).

Заработная плата учителей за 2012 год составила 27 627 рублей; педработников школ - 26 326 рублей.

Важным показателем эффективности модернизации системы образования края и развития самостоятельности образовательных организаций стало внедрение системы государственно-общественного управления образованием.

В структуру государственно-общественного управления системой образования края входят: краевой государственно-общественный совет по вопросам образования; 14 муниципальных советов по вопросам образования, 11 общественно-координационных советов при главах городских округов и муниципальных районов края, краевой родительский совет.

Система государственно-общественного управления в настоящее время действует в 92 процентах общеобразовательных организаций (2009 год - 58%).

Формируются условия для повышения открытости образовательных организаций.

По итогам 2010 - 2011 учебного года представили публичные отчеты на общешкольных собраниях, сайтах образовательных организаций, в средствах массовой информации, на сельских сходах граждан, расширенных заседаниях органов представительной власти 99 процентов дневных общеобразовательных школ. Доля общеобразовательных организаций, имеющих собственные сайты, увеличилась с 74 процентов в 2007 году до 98,6 процента в 2013 году.

В результате мероприятий по формированию современной инфраструктуры образования были разработаны и реализованы различные модели развития муниципальных систем дошкольного образования и реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных организаций.

Расширилось видовое разнообразие дошкольных образовательных организаций в результате возврата в систему дошкольного образования, открытия групп, ранее занятых не по назначению, апробации в крае новых форм и моделей предоставления услуг дошкольного образования, увеличилась численность детей, посещающих организации, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования.

На 01 января 2013 г. услугами дошкольного образования охвачено 69,5 процента дошкольников от одного до семи лет, что на 9,5 процента больше по сравнению с 2009 годом.

За период с 2009 по 2011 год количество мест в дошкольных образовательных организациях увеличилось более чем на 2,5 тысячи единиц, а численность детей в детских садах - на 4,5 тысячи человек. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в целом по краю на начало 2013 года составило 97,9 процента.

Наметились положительные тенденции в организации предшкольного образования. В 2011 году 99,1 процента всех первоклассников получили подготовку к школе на базе образовательных организаций.

С целью создания необходимых условий получения общего образования в 11-ти муниципальных образованиях края создано 16 ресурсных центров, девять базовых школ, три социокультурных центра, одна профильная школа старшей ступени обучения.

Появились новые формы профессиональных образовательных организаций: 21 краевая специализированная (профильная) образовательная организация, осуществляющая подготовку кадров для базовых предприятий края, 2 ресурсных центра для переобучения и повышения квалификации работников в области судостроения и строительства, 15 многоуровневых организаций, осуществляющих подготовку по интегрированным программам, 5 колледжей малого города.

Реорганизация сети профессиональных образовательных организаций позволила оптимально подойти к формированию перечня профессий и специальностей, исключив по ряду специальностей их дублирование, с учетом кризиса как перепроизводства, так и недопроизводства кадров по отдельным отраслям.

За 5 лет (с 2009 по 2013 год) в крае построено 18 объектов образования на 2588 мест. На строительство образовательных учреждений за данный период из бюджетов всех уровней израсходовано 5277,85 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1197,08 млн. рублей, из краевого бюджета - 3573,74 млн. рублей, из местных бюджетов - 507,03 млн. рублей.

Обеспечены пожарно-охранной сигнализацией 100 процентов образовательных организаций, кнопкой экстренного вызова наряда полиции - 82 процента организаций. Ограждение по всему периметру территории имеют 83 процента организаций, системами видеонаблюдения оснащены 63 процента организаций.

Одним из факторов сохранения здоровья школьников является организация полноценного сбалансированного питания и медицинского обслуживания. В образовательных организациях края всеми формами питания обеспечены 94,5 процента школьников, в том числе горячее питание получают 86,3 процента, что на 12,5 процента выше по сравнению с 2010 годом.

В 2011 году продолжилась работа по ремонту и оснащению оборудованием медицинских кабинетов школ в соответствии с утвержденными стандартами на условиях софинансирования. На приобретение медицинского оборудования из краевого бюджета по отрасли "Образование" израсходовано 4,4 млн. рублей для 45 кабинетов общеобразовательных школ 15 территорий края. Это позволило увеличить количество школ, имеющих медицинские кабинеты, до 237.

В результате работы по обеспечению образовательных организаций современным оборудованием и пособиями показатель обеспеченности организаций современной учебной базой вырос с 4 процентов в 2005 году до 52 процентов от потребности в 2010 году. В течение последних четырех лет 100 процентов обучающихся общеобразовательных школ обеспечиваются бесплатными учебными пособиями.

Благодаря реализации мероприятий по развитию современной инфраструктуры образования в крае доля обучающихся, которые обучаются в соответствии с основными современными требованиями к реализации образовательных программ, увеличилась до 40 процентов.

В результате мероприятий по обновлению содержания образования и внедрению современных образовательных технологий 100 процентов дошкольных образовательных организаций работают на основе федеральных государственных требований к программам дошкольного образования, 100 процентов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в 2011 году начали реализацию федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения.

Развиваются вариативные формы организации общего образования. Семейная форма обучения организована для 47 обучающихся (рост на 26% за последние три года), экстернат - для 29 обучающихся. Организовано обучение 212 обучающихся из 14 территорий края, находящихся на длительном лечении в больницах, 56 человек, содержащихся под стражей в следственных изоляторах. В организациях Федеральной службы исполнения наказаний действуют вечерние (сменные) общеобразовательные школы, учебно-консультационные пункты, в которых обучаются более 1 400 обучающихся.

Совершенствуется работа по организации профильного обучения в общеобразовательных организациях. Предпрофильной подготовкой охвачено 100 процентов обучающихся 9-х классов по 18 направлениям. Профильное обучение на старшей ступени общего образования организовано по 18 профилям в 84 процентах общеобразовательных организаций во всех муниципальных образованиях края для 88 процентов обучающихся 10 - 11 классов. Обучение по индивидуальным учебным планам организовано для 8 процентов обучающихся старшей ступени.

В целях реализации принципа доступности образования с 2009 года в крае организовано дистанционное обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому. В 2013 году продолжается дистанционное обучение 166 детей-инвалидов (в 2012 году - 190 детей, в 2011 году - 155 детей, в 2010 году - 71 ребенок, в 2009 году - 33 ребенка).

В результате мероприятий по внедрению новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, ранним детским аутизмом, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, расширяется спектр образовательных услуг и форм обучения, предоставляемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных психофизических возможностей:

- инклюзивно обучается 7 867 человек, что составляет 75 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, - 2 608 человек, что составляет 25 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

на дому - 689 человек, что составляет 6 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В Хабаровском крае сложилась система оздоровления, отдыха и занятости детей. Сохранена сеть загородных оздоровительных организаций (2013 год - 26; 2012 год - 26), увеличено количество оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей (2013 год - 426, 2012 год - 408); палаточных лагерей (2013 год - 12, 2012 год - 10), лагерей труда и отдыха (2013 год - 17, 2012 год - 10).

Доля детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением, удерживается в крае на уровне не менее 75 процентов в смену от общего числа детей данной возрастной категории, проживающих на территории Хабаровского края; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственных образовательных организаций, охваченных отдыхом и оздоровлением - 100 процентов от общего числа детей данной категории, проживающих на территории Хабаровского края.

Увеличивается в крае показатель эффективности оздоровления: выраженный оздоровительный эффект отмечен в 2013 году у 90,7 процента (2012 год - 86,5%, 2011 год - 86,4%) отдохнувших детей.

Повышению эффективности работы в данном направлении способствуют деятельность краевой межведомственной комиссии по координации отдыха, оздоровления и занятости детей, городских и муниципальных межведомственных комиссий.

Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли позволила стабилизировать ситуацию в области обеспеченности образовательных организаций края квалифицированными специалистами.

В целях привлечения и закрепления молодых учителей в школах края установлена ежемесячная надбавка в размере 35 процентов ставки в течение трех лет с момента окончания учебного заведения. При трудоустройстве в образовательные организации на педагогические должности выпускникам вузов выплачивается единовременное пособие в размере четырех должностных окладов, осуществляется оплата проезда к месту трудоустройства и закрепления; выделяются средства на строительство, приобретение и ремонт жилья. Продолжается реализация краевых программ образовательного кредита и сберегательного капитала. Сельские учителя получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

С 2011 года увеличен размер повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию специалистам с 0,25 до 0,75. Отменены ограничения, связанные с оплатой педагогическим работникам только одной ставки учебной нагрузки. Развивается персонифицированная система повышения квалификации, начата реализация нового порядка аттестации педагогических и руководящих кадров.

По образовательным программам "Современный менеджмент образования" и "Эффективный менеджмент" за счет средств федерального и краевого бюджетов в 2009 - 2010 годах прошли повышение квалификации 74 процента руководителей образовательных организациях и органов управления образованием всех уровней.

В рамках мероприятий по созданию и развитию региональной системы оценки качества образования выстроена единая система диагностики и контроля состояния образования, которая обеспечивает своевременное выявление изменений и определение факторов, влияющих на качество образования в крае. С 2009 года в образовательных организациях осуществляется диагностика уровня предметной обученности обучающихся, по результатам которой в 52 процента образовательных организаций направлены рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

С учетом географических особенностей и транспортной доступности в крае разработана оптимальная организационно-технологическая схема проведения единого государственного экзамена. На протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция улучшения результатов единого государственного экзамена по русскому языку, литературе, английскому языку, географии, истории, биологии. Сократилась доля выпускников, не преодолевших установленный Рособрнадзором минимальный порог баллов, по русскому и английскому языкам.

По итогам четырех лет среднекраевой процент высокобалльных работ вырос в 5 раз. Наблюдается положительная динамика по возрастанию доли выпускников, набравших 80 и более баллов, по литературе - на 10,9 процента, обществознанию - 6 процентов, биологии - 3,1 процента, географии - 18 процентов.

По сравнению с 2010 годом с четырех до 47 возросло количество стобалльных результатов. Выпускники края стабильно в течение четырех лет получают стобалльные результаты по русскому языку, информатике и ИКТ, в течение трех лет - физике и обществознанию.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций (далее также - ГИА), организуемая территориальными экзаменационными комиссиями, является одним из механизмов формирующейся общероссийской системы оценки качества образования, который позволяет осуществить переход от традиционной "внутришкольной" процедуры проведения выпускных экзаменов к "внешней" независимой оценке знаний выпускников.

С 2013 года в крае введена бланковая форма сдачи обязательных экзаменов (русский язык, математика) и предметов по выбору ГИА для выпускников, желающих продолжить обучение в профильной школе.

Совершенствование процедур ГИА позволяет обеспечить единство создаваемого в регионе пространства оценки качества образования, повысить объективность и достоверность получаемой информации, ее сопоставимость с федеральными и международными аналогами.

В рамках реализации государственных полномочий по опеке и попечительству, защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется работа по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в крае:

С 01 января 2012 года:

- на 38 процентов увеличен размер ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, в том числе в приемных семьях (составляет от 8 600 до 11 500 рублей в зависимости от районных коэффициентов);

- на 255 процентов увеличен размер ежемесячных денежных выплат вознаграждения опекунам и попечителям (составляет от 11 600 до 15 500 рублей в зависимости от районных коэффициентов). Дополнительно к вознаграждению, за воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста или имеющего ограниченные возможности здоровья (4 или 5 группы здоровья), ежемесячно выплачивается 25 процентов минимального размера оплаты труда.

С 01 января 2013 г. установлена единовременная денежная выплата гражданам, усыновившим ребенка, в размере 250 тыс. рублей за каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, из краевого бюджета.

С 01 января 2014 г. семьи, воспитывающие подопечных детей в количестве трех и более (включая родных), приравнены к многодетным семьям и приобрели право на 30-процентную скидку на оплату за пользование коммунальными услугами, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 6 лет, и бесплатный проезд на транспорте детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Во всех муниципальных образованиях края созданы и осуществляют деятельность 23 службы по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители и 17 служб сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Создан краевой методический центр, обеспечивающий деятельность служб по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.

Во всех образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (39), созданы и осуществляют деятельность службы по подготовке воспитанников к семейной жизни (устройству в замещающую семью).

В 2012 году создан центр постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году в крае учрежден почетный знак Губернатора Хабаровского края "Открытое сердце", премия Губернатора Хабаровского края в области профилактики безнадзорности и социального сиротства, защиты прав и интересов детей, ежегодно проводится конкурс среди журналистов и средств массовой информации "Я выбираю семью". С 2012 года в крае проводится акция "Приемный ребенок может стать родным!".

Ежегодно в крае проводятся мероприятия информационно-просветительского характера, направленные на пропаганду семейных ценностей, развитие семейных форм устройства - форумы, праздничные концерты, тематические вечера, конкурсы, викторины, беседы, книжно-иллюстративные выставки и др.,

В результате проведенной работы в 2012 году, по сравнению с 2011 годом на 1,89 процента уменьшилась численность детей, оставшихся без попечения родителей, и составила 9284 ребенка (2011 год - 9463); на 47,5 процента увеличилась численность детей, преданных на воспитание в семью из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно сократилась численность данной категории детей, проживающих в организациях.

Ежегодно увеличивается доля устройства выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (2012 год - 61,5%, 2011 год - 55%; 2010 год - 52%), численность детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (2012 год - 1 043 ребенка; 2011 год - 854 ребенка, 2010 год - 862 ребенка) и численность детей, данной категории, находящихся под опекой и попечительством (2012 год - 5 282 ребенка (4 192 семьи), 2011 год - 5 134 ребенка (4 197 семей), 2010 год - 5 128 детей (4 613 семей).

В результате работы по созданию условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формированию духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения сформирована система патриотической работы с обучающимися. В крае функционируют 240 школьных клубов и объединений патриотической направленности, с каждым годом увеличивается количество отрядов "Милосердие" по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и пожилым людям. Школьными поисковыми отрядами активно проводится работа по присвоению имен Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации образовательным организациям края.

Выстроена система проведения комплексных спортивно-массовых и военно-спортивных игр для детей и подростков. Ежегодно в общеобразовательных организациях края проводятся спортивно-оздоровительные соревнования "Губернаторские состязания", "Президентские спортивные игры", "Школа безопасности", слет военно-патриотических клубов и объединений "Равнение на Победу", краевой финал военно-спортивной игры "Патриот" и другие.

В 2012 году за достижения в области патриотического воспитания детей и молодежи министерство образования и науки края награждено почетным знаком Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации "За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации".

В результате деятельности, направленной на создание условий для эффективной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в крае сформирована система социального воспитания детей, профилактики нежелательных жизненных ситуаций и поведенческих болезней. Основную деятельность в данном направлении осуществляет краевое государственное казенное учреждение "Краевой центр социального воспитания и здоровья", мероприятиями которого ежегодно охвачены более 69 тыс. молодых людей.

Таким образом, внедрение современных организационных и экономических механизмов управления развитием системы образования в последние годы позволили повысить уровень доступности, качества образования, эффективности деятельности системы.

Согласно подготовленному Министерством регионального развития Российской Федерации Докладу об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2011 год рейтинг уровня эффективности в сфере "Образование" края занимает 23 место из 83 субъектов Российской Федерации, в том числе по эффективности расходования бюджетных средств - 18 место, оценке населения - 31 место.

Вместе с тем дальнейшее развитие системы образования края возможно при условии решения определенных проблем, сформировавшихся как противоречия между существующим состоянием и уровнем развития системы, с одной стороны, и новыми социально-экономическими и культурными вызовами, с другой.

Система образования края не в полной мере выполняет функции института социального развития вследствие медленного внедрения современных механизмов управления и оценки качества образования.

Не завершены институциональные преобразования: новые организационные и экономические механизмы управления образованием пока не являются достаточным стимулом для профессионального роста педагогов и развития образовательных организаций; институты государственно-общественного управления не стали равноправными субъектами формирования и реализации стратегий развития образовательных систем.

Сформированная инфраструктура образования не в достаточной мере соотносится с перспективами демографической ситуации и планами социально-экономического развития края: сохраняется проблема доступности услуг дошкольного и дополнительного образования; доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сохраняющиеся диспропорции в экономическом положении муниципальных образований края затрудняют создание качественных условий реализации образовательных программ и обеспечения равенства образовательных возможностей; нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровьесбережения школьников.

Программой должно быть предусмотрено: капитальный ремонт ветхих и аварийных зданий, строительство образовательных организаций, в том числе в микрорайонах комплексной застройки г. Хабаровска, а также детских садов в населенных пунктах, где на сегодняшний день наиболее сложные условия с реализацией права на дошкольное образование. Во всех муниципальных образованиях края необходимо утвердить и начать реализацию программ реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям.

В связи с этим, планируется предоставление из краевого бюджета субсидий органам местного самоуправления края на строительство дошкольных образовательных организаций.

Процессы обновления содержания образования и внедрения современных образовательных технологий не привели к значимому повышению качества образования в сравнении с другими регионами: остается низкой доля учителей, использующих современные образовательные технологии и освоивших лучшие практики; "догоняющая" инновационная стратегия, основанная на использовании передового опыта других регионов, не приводит к повышению конкурентоспособности системы образования края; реализация нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов затрудняется недостаточной технологической готовностью педагогов. Требует совершенствования система отбора и сопровождения одаренных детей.

Качество кадрового потенциала отрасли образования остается невысоким; сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров); повышение квалификации осуществляется формально и не рассматривается как ресурс профессионального роста и повышения конкурентоспособности педагога и образовательной организации в целом; лучшие образцы опыта педагогов-лидеров и передовые практики не становятся новой профессиональной нормой в массовой практике; неэффективность управленческих решений и программ развития образовательных организаций обусловлена недостаточным уровнем подготовки управленческих кадров.

Не завершено формирование краевой системы оценки качества образования: существующие процедуры оценки качества образования и отсутствие комплексного анализа их результатов не позволяют получить достаточно полную и надежную информацию о текущем положении дел в системе образования, об имеющихся достижениях и проблемах; не сформирована система мониторинга качества образования, направленная на выявление динамики и тенденций развития образования края в рамках международных, общероссийских и региональных обследований; не сформированы системы оценки качества на муниципальном уровне и уровне образовательной организации; не сформированы механизмы общественно-профессиональной экспертизы оценки качества образования.

Не сложилась до конца целостная скоординированная система условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей.

Условия получения дополнительного образования в связи с недостаточными темпами обновления материальной базы организаций дополнительного образования постепенно ухудшаются, что существенно влияет на качество реализации дополнительных образовательных программ. Недостаточно развито техническое направление дополнительного образования.

Сложившаяся в крае система летнего отдыха, оздоровления и занятости детей недостаточно обеспечивает их вовлечение в организованные формы отдыха и занятости на территории края.

В образовательных организациях не полностью сформирована система условий для образования детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровьесбережения школьников.

В сфере опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остается актуальной задача по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.

В связи с вступлением в силу закона об обязательной подготовке граждан, выразивших желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо обеспечить надлежащую деятельность служб по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители, осуществлять обучение специалистов служб по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители.

В настоящее время остается актуальным создание в большинстве организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий проживания детей, максимально приближенных к домашним.

Требует особого внимания вопрос по развитию системы социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Структура и динамика объемов подготовки кадров в сфере профессионального образования не вполне соответствуют стратегическим задачам социально-экономического развития края и перспективам развития регионального рынка труда.

Недостаточно высока инновационная активность педагогического и управленческого корпуса, научных кадров образовательных организаций края. Количество инновационных педагогических продуктов, обеспечивающих конкурентоспособность краевой системы образования, чрезвычайно мало. Требуется дополнительная поддержка развития инновационной и научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях края, поддержка научных школ, работающих над актуальными для края проблемами. Требует дальнейшего совершенствования система воспроизводства научно-педагогических кадров, способных вести исследования в интересах края.

Следствием незавершенности работы над названными выше проблемами являются характерные не только для края, но и для всего российского образования проблемы качества: высокая доля выпускников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп обучающихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников образовательных организаций, что в целом влияет на снижение качества человеческого потенциала страны.

Главной целью стратегии социального и экономического развития края на период до 2025 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения, для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке, на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Для реализации стратегических целей развития экономики края потребуется человеческий потенциал высокого качества, с мотивацией на "победу" и достижение результатов, с высокой "личной капитализацией".

В крае складывается достаточно тревожная ситуация по динамике численности трудоспособного населения и потребностей работодателей в трудовых ресурсах. К 2015 году прогнозируемый кадровый "дефицит" может составить более 80 тыс. человек, а к 2020 - уже более 100 тыс. человек.

Общероссийские и региональные тенденции в области демографии, процессы внутренней миграции от периферии к центру, а также возрастающая тенденция к внешней миграции наглядно демонстрируют динамику дефицита трудового капитала края. Эти процессы указывают на назревшую необходимость изменения подхода к системе образования не только как к социальной системе, но и как к важному участнику социально-экономического развития территории. При этом ключевыми характеристиками эффективности ее работы становятся показатели качества образовательной деятельности и качество всей системы образования в целом.

Демографический фактор, таким образом, остается ведущим и определяющим изменения в сфере образования на средне- и долгосрочную перспективу.

Вместе с тем край остается регионом динамичного развития. В 2010 году валовой региональный продукт края увеличился на 12,6 процента по сравнению с 2009 годом (валовой внутренний продукт (далее также - ВВП) России - на 4%), промышленное производство возросло на 24,7 процента (в России - на 8,2%), реальные денежные доходы населения выросли на 7,4 процента (в России - на 3,8%).

В связи с этим в условиях посткризисной экономической и политической ситуации экономический фактор становится одним из определяющих изменения в сфере образования на ближайшую перспективу.

Внешними условиями для системы образования в настоящее время становятся: повышение ВВП, рост платежеспособного спроса населения на образование, увеличение спроса со стороны рынка труда на выпускников системы профессионального образования.

Однако сопоставление основных характеристик краевой системы образования с задачами социально-экономического развития края позволяет обнаружить несоответствие направлений развития системы образования целям формирования современного человеческого капитала как комплекса унаследованных, приобретенных и развитых качеств каждого человека, являющихся источником его будущих достижений, его эффективности и конкурентоспособности.

Таким образом, ключевая проблема, на решение которой будет направлена государственная программа края "Развитие образования в Хабаровском крае" (далее - государственная программа), заключается в разрыве между необходимостью развития человеческого потенциала как фактора инновационного социально ориентированного развития края, с одной стороны, и наличным состоянием системы образования, направленным на решение ведомственных задач.

Государственная программа разработана в целях определения приоритетных направлений развития образовательной системы края, решения задач социально ориентированного развития края средствами образования.

Государственная программа является организационной основой государственной политики Правительства края в области образования.

 

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики

в образовании. Цели и задачи государственной программы

 

Система образования края - неотъемлемая часть образовательного пространства Российской Федерации, поэтому стратегия и направления ее развития определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития края в контексте стратегии перехода экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в области образования, особым образом реализующимися в условиях региона.

Основными приоритетами государственной политики края в образовании на среднесрочную перспективу должны стать:

- доведение институциональных и инфраструктурных преобразований до состояния нормы и перенос акцентов с обеспечения доступности образования на достижение нового качества образовательных результатов - обеспечение достижения позитивной социализации и базовой успешности каждым обучающимся;

- расширение предмета образовательной политики от системы образовательных организаций до всей сферы социализации детей;

- формирование кадрового потенциала для экономики края.

Целью государственной программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Хабаровского края.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- достижение современного качества образования как института социального развития;

- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей;

- приведение структуры и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики края.

Государственная программа разработана в соответствии с положениями следующих стратегических документов: государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295; Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р; Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр; Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р; Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров в формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 18 июля 2013 г.; Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп.

 

3. Прогноз конечных результатов государственной программы

 

Реализация государственной программы обеспечит всем жителям края независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития края и Российской Федерации.

Ожидаемый вклад реализации государственной программы в социально-экономическое развитие края выразится в:

- повышении жизненного уровня жителей края путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг:

создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;

внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

предоставление определенной части государственных услуг в сфере образования в электронном виде;

внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных организаций и процессов;

создание ресурсов и программ для одаренных детей;

- формировании вектора на инновационное развитие экономики региона. Будут обеспечены:

поддержка комплексных программ профессиональных образовательных организаций, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития экономики края;

подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики края (металлургия, машиностроение и материалообработка, авиастроение, транспортные средства, строительство, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, энергетика, технологические машины и оборудование);

оснащение современным учебно-лабораторным, учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением профессиональных образовательных организаций, внедряющих новые программы и модели профессионального образования;

организация стажировок и обучение руководящих и педагогических кадров в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах и на высокотехнологичных предприятиях Российской Федерации;

кооперирование профессиональных образовательных организаций с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;

- повышении эффективности экономики образования. Будут обеспечены внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных организаций.

Результат реализации государственной программы, ее социальная эффективность и результативность представляются, в том числе, следующими значениями:

- удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составит 100 процентов;

- отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края составит 100 процентов;

- доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, возрастет до 84,8 процента;

- отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по краю составит 100 процентов;

- доля общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, составит 100 процентов;

- доля детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости возрастет до 80 процентов;

- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, возрастет до 85 процентов;

- отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края составит 100 процентов;

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, возрастет до 97,25 процента;

- доля выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года возрастет до 80 процентов;

- отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате по краю составит 100 процентов;

- доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, возрастет до 88 процентов;

- доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, возрастет до 90 процентов;

- охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций возрастет до 90 процентов;

- укомплектованность общеобразовательных организаций педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, возрастет до 85 процентов.

В результате реализации государственной программы к 2020 году будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет.

Каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.

Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Существенно обновится педагогический корпус образования, повысится уровень подготовки педагогов.

Рост заработной платы педагогов и введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов, приведут к повышению качества предоставляемых услуг.

Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования.

Конечными результатами реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности <1> станет снижение затрат на потребление тепловой электроэнергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, энергетических ресурсов, составление энергетических паспортов краевых государственных учреждений. Данные результаты отражены в снижении агрегированного значения показателя удельного расхода энергетических ресурсов в государственном и муниципальном секторе к 2020 году до 36 килограмм условного топлива/квадратный метр/год.

--------------------------------

<1> Справочно: реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется в рамках государственной программы Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 119-пр.

 

Отрицательным внешним эффектом при реализации государственной программы может стать низкая активность участия населения в государственно-общественной системе управления образованием: в обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ, проектов в сфере образования, в опросах, отсутствие гражданской инициативы.

Также отрицательное влияние может оказать изменение федерального законодательства по вопросам образования, что возможно потребует пересмотра задач и мероприятий государственной программы.

 

4. Сроки и этапы реализации государственной программы

 

Государственная программа будет реализована в 2013 - 2020 годах в три этапа.

На первом этапе (2013 - 2014 годы) в соответствии с мероприятиями государственной программы будут отобраны лучшие модели доступного и качественного образования для различных типов образовательных организаций с учетом социально-экономических условий, сложившихся в результате институциональных и инфраструктурных преобразований предыдущего периода, и обеспечено их внедрение в образовательные организации края с целью доведения инноваций до состояния новой нормы для системы образования края.

Будут сформированы стратегические проекты, направленные на обеспечение эффективной реализации современных моделей доступного и качественного образования в крае, связанные с модернизацией педагогического образования, дополнительного образования детей и взрослых, формированием системы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, сопровождением одаренных детей, информатизацией образования и поддержкой научно-исследовательской деятельности в системе образования.

Также на первом этапе будут определены правовые основы для создания независимой системы оценки качества образования и формирования государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов.

В результате выполнения первого этапа будет обеспечено создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ и современных моделей доступного и качественного образования на всех уровнях системы образования, создание ресурсов и программ для одаренных детей; внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.

На втором этапе (2015 - 2016 годы) в соответствии с мероприятиями государственной программы для повышения возможностей позитивной социализации обучающихся и достижения базовой образовательной успешности планируется: формирование современной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, обеспечение качественной реализации последнего поколения федеральных государственных образовательных стандартов, формирование системы профилактики и компенсации академической неуспешности обучающихся, развитие системы внеучебной деятельности, формирование технического направления дополнительного образования, расширение инфраструктуры для развития интеллектуально одаренных детей.

Планируется приведение системы профессионального образования края (структуры, перечня профессий, специальностей, образовательной инфраструктуры) в соответствие с данными электронного мониторинга кадровых потребностей экономики края, обеспечено эффективное нормативное, методическое и организационное взаимодействие профессиональных образовательных организаций с объединением работодателей и реальным сектором экономики.

Запланировано внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных организаций, предоставление определенной части государственных услуг в сфере образования в электронном виде.

На третьем этапе реализации государственной программы (2017 - 2020 годы) перспективное развитие системы образования и воспитания края будет определяется основными направлениями модернизационных преобразований:

- внедрение инновационных технологий в сфере образования;

- повышение качества образовательных услуг;

- участия гражданского общества в управлении системой образования.

 

5. Перечень показателей (индикаторов)

государственной программы

 

Основными показателями (индикаторами) государственной программы являются:

- удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (доступность дошкольного образования) (рассчитывается как отношение численности детей, получающих дошкольное образование, к численности детей как получающих дошкольное образование, так и находящихся в очереди, умноженное на 100%);

- отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края (рассчитывается как соотношение средней годовой заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней годовой заработной плате в общем образовании края);

- доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях (рассчитывается как отношение численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, к общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях);

- отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по краю (рассчитывается как соотношение средней годовой заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней годовой заработной плате по краю);

- доля общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, в общей численности общеобразовательных организаций края (рассчитывается как отношение количества общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, к общему количеству общеобразовательных организаций края);

- доля детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости от общего числа молодежи в возрасте от 6 до 18 лет (рассчитывается как отношение численности детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, к общей численности детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет);

- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы (рассчитывается как отношение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, к общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет);

- отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края (рассчитывается как соотношение средней годовой заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней годовой заработной плате учителей края);

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов (рассчитывается как отношение разности единицы и общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства (в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов) выявленных и учтенных к общей численности населения в возрасте от 0 до 17 лет);

- доля выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года (рассчитывается как отношение численности выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся или продолживших обучение не позднее одного года после выпуска, к общей численности выпускников по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования) соответствующего года, (информация профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования);

- отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате по краю (рассчитывается как соотношение средней годовой заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к средней годовой заработной плате по краю).

Также показателями (индикаторами) государственной программы являются:

- охват детей дошкольными образовательными организациями (рассчитывается как отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, к численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте шести лет, обучающихся в школе);

- доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам (рассчитывается как отношение численности обучающихся, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования к общей численности обучающихся дневных общеобразовательных школ);

- доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общем количестве обучающихся на всех уровнях общего образования (рассчитывается как отношение численности обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, к общей численности обучающихся на всех уровнях общего образования);

- удовлетворенность населения качеством общего образования (данные Федеральной службы охраны России);

- доля обучающихся общеобразовательных организаций, получающих горячее питание, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций (охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций) (рассчитывается как отношение численности обучающихся общеобразовательных организаций, получающих горячее питание, к общей численности обучающихся общеобразовательных организаций);

- доля обучающихся 5 - 11 классов, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (в общей численности обучающихся 5 - 11 классов общеобразовательных организаций) (рассчитывается как отношение численности обучающихся 5 - 11 классов, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, к общей численности обучающихся 5 - 11 классов общеобразовательных организациях);

- доля образовательных организаций, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве общеобразовательных организаций в Хабаровском крае (рассчитывается как отношение числа общеобразовательных организаций, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", к общему количеству общеобразовательных организаций в крае);

- доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций (рассчитывается как отношение численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, к общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, участвовавших в едином государственном экзамене) <2>;

--------------------------------

<2> С 1 января 2015 г. показатель исключен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. N 294 "О внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199".

 

- доля учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, имеющих стаж педагогической работы до пяти лет, в общей численности учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций (рассчитывается как отношение численности учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, имеющих стаж педагогической работы до пяти лет, к общей численности учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций);

- укомплектованность общеобразовательных организаций педагогическими кадрами, имеющими высшее образование (рассчитывается как отношение численности педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, имеющих высшее образование, к общей численности педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций);

- доля педагогических работников, имеющих действующий документ о повышении квалификации (рассчитывается как отношение численности педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, имеющих действующий документ о повышении квалификации, к общей численности педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций);

- число персональных компьютеров, подключенных к сети "Интернет", на 100 обучающихся в школах (рассчитывается как отношение числа персональных компьютеров, подключенных к сети "Интернет", к 100 обучающимся в школах);

- число персональных компьютеров в составе школьных локально-вычислительных сетей на 100 обучающихся в школах (рассчитывается как отношение количества персональных компьютеров в составе школьных локально-вычислительных сетей к 100 обучающимся в школах);

- доля обучающихся общеобразовательных организаций, которым оказана психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь с применением современного оборудования, от общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, получивших психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь (рассчитывается как отношение численности обучающихся общеобразовательных организаций, которым оказана психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь с применением современного оборудования (автоматизированного рабочего места учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя и узкого специалиста для организации индивидуальных и групповых коррекционных занятий, учителя для индивидуальных и коррекционных занятий и тифлооборудования), к общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, получивших психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь);

- доля детей по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям (рассчитывается как отношение численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано совместно с другими обучающимися в общеобразовательных организациях, к общей численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

- удовлетворенность населения качеством услуг, предоставляемых загородными детскими оздоровительными лагерями (рассчитывается как отношение положительных отзывов родителей по итогам реализации смен в загородных детских оздоровительных лагерях к общему количеству детей, охваченных летним отдыхом в загородных детских оздоровительных лагерях. По итогам каждой смены все родители заполняют опросный лист о степени удовлетворенности реализацией образовательных программ, качеством питания и бытовыми условиями. При наличии более 50% положительных ответов в загородном детском оздоровительном лагере данный показатель считается удовлетворительным);

- доля молодых ученых (научных работников, научно педагогических работников в возрасте до 35 лет) и аспирантов, принимающих участие в региональных научных конкурсах от общего количества молодых ученых и аспирантов образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории края (рассчитывается как отношение численности молодых ученых (научных работников, научно педагогических работников в возрасте до 35 лет) и аспирантов, принимающих участие в региональных научных конкурсах к общей численности молодых ученых и аспирантов образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории края);

- доля выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (рассчитывается как отношение численности выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, к общей численности в выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения, в том числе в ресурсных центрах на базе профессиональных образовательных организаций, от общей численности занятых в экономике в отчетном году (рассчитывается как отношение численности лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения на базе краевых профессиональных образовательных организаций к общей численности занятых в экономике);

- доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках государственной программы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Хабаровском крае (рассчитывается как отношение количества краевых профессиональных образовательных организаций, внедряющих новые программы и модели профессионального образования, к общему количеству краевых профессиональных образовательных организаций. Под новыми программами профессионального образования для целей настоящей государственной программы понимаются основные образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, подготовки квалифицированных рабочих, программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы дополнительного профессионального образования; а) по вводимым новым направлениям подготовки, профессиям и специальностям; б) для целей реализации региональных требований к вариативной составляющей основных образовательных программ, релевантной стратегическим приоритетам развития региональной экономики. Под новыми моделями профессионального образования для целей настоящей государственной программы понимаются внедряемые модели государственно-частного партнерства, организации обучения и подготовки кадров, организации профориентационной работы, организации управления и финансирования, организации повышения квалификации педагогических кадров и другие, поддерживаемые Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года);

- количество многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе профессиональных образовательных организаций (рассчитывается как количество созданных структурных подразделений (многофункциональных центров прикладных квалификаций) в краевых профессиональных образовательных организациях по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных образовательных программ).

Показателем (индикатором) реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности <3> является удельный расход энергетических ресурсов в государственном и муниципальном секторе.

--------------------------------

<3> Справочно: сведения о показателях (индикаторах) реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности представлены в государственной программе Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 119-пр.


Информация по документу
Читайте также