Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2015 № 491-пр

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 491-пр

 

30 декабря 2015 г.       г. Хабаровск

 

Об утверждении государственной программы Хабаровского края

"Доступная среда" на 2016 - 2020 годы" и признании

утратившими силу отдельных постановлений Правительства

Хабаровского края

 

В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. N 1297, Правительство края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы".

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Хабаровского края:

от 20 декабря 2013 г. N 445-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы";

от 18 июня 2014 г. N 188-пр "О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2013 г. N 445-пр, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края";

от 03 декабря 2014 г. N 453-пр "О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2013 г. N 445-пр";

от 31 декабря 2014 г. N 528-пр "О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2013 г. N 445-пр";

от 29 июня 2015 г. N 157-пр "О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2013 г. N 445-пр".

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 г.

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт


 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства Хабаровского края

от 30 декабря 2015 г. N 491-пр

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

 

ПАСПОРТ

государственной программы Хабаровского края

"Доступная среда" на 2016 - 2020 годы"

 

Наименование государственной программы

государственная программа Хабаровского края "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы" (далее также - Программа)

Основания разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (далее также - Государственная программа);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р "Перечень государственных программ Российской Федерации";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 328н "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу субъекта Российской Федерации, и формы заявки о ее перечислении, форм отчетов об исполнении субъектом Российской Федерации обязательств, вытекающих из соглашения, и перечня документов, предоставляемых одновременно с государственной программой субъекта Российской Федерации";

 

постановление Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года";

постановление Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края";

постановление Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края";

распоряжение Правительства Хабаровского края от 07 ноября 2011 г. N 666-рп "О состоянии, перспективах социального обслуживания инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формировании доступной среды для маломобильных групп населения в Хабаровском крае";

распоряжение Правительства Хабаровского края от 03 февраля 2015 г. N 39-рп "О плане мероприятий Правительства края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 04 декабря 2014 г.";

распоряжение Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 668-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов действующих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами в Хабаровском крае"

Ответственный исполнитель Программы

министерство социальной защиты населения Хабаровского края

Соисполнители Программы

министерство образования и науки Хабаровского края;

министерство здравоохранения Хабаровского края;

министерство культуры Хабаровского края;

министерство промышленности и транспорта Хабаровского края;

министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края;

министерство информационных технологий и связи Хабаровского края;

комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

Участники Программы

органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию)

Цель Программы

повышение уровня доступности (далее также - доступность) приоритетных объектов и услуг <1> в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения <2> (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, в получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Хабаровском крае (далее также - край)

Задачи Программы

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в крае;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта в крае;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в крае;

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в крае;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в крае

Основные мероприятия Программы

нормативное правовое сопровождение формирования доступной среды для инвалидов и других МГН и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, проведение репрезентативных социологических исследований;

адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН;

информационно-просветительские и общественные мероприятия;

мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями

Целевые показатели (индикаторы) Программы (в соответствии с показателями Государственной программы)

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае;

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности <3> края по результатам их паспортизации <4>, среди всех приоритетных объектов и услуг в крае;

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в крае;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в крае;

доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов службы занятости в крае;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в крае;

доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в крае;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в крае;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере связи и информации, в общем количестве приоритетных объектов в сфере связи и информации в крае;

доля общеобразовательных организаций (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в крае;

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в крае;

 

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае;

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае;

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае <5>;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава в крае;

доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности <6>, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

доля инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с Перечнем средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае <7> (далее - краевой Перечень средств реабилитации), в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете;

доля инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги;

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае;

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в крае

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в один этап: 2016 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования реализации Программы составляет 2 528 080,0 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 499 648,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 487 810,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 493 344,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 452 458,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 594 820,0 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета (прогнозно) - 2 081 957,5 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 419 575,6 тыс. рублей;

в 2017 году - 403 298,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 405 677,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 362 315,1 тыс. рублей;

в 2020 году - 491 090,5 тыс. рублей;

- объем средств краевого бюджета - 366 010,0 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 63 210,0 тыс. рублей,

в 2017 году - 68 570,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 71 410,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 74 850,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 87 970,0 тыс. рублей;

- объем средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) - 80 102,5 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 16 862,4 тыс. рублей,

в 2017 году - 15 941,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 16 246,2 тыс. рублей;

в 2019 году - 15 292,9 тыс. рублей;

в 2020 году - 15 759,5 тыс. рублей;

- объем средств из внебюджетных источников составляет 10,0 тыс. рублей, из них:

в 2018 году 10,0 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае (до 63,0 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности <8> края по результатам их паспортизации <9>, среди всех приоритетных объектов и услуг в крае (до 75,0 процента к 2020 году);

увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае (до 76,0 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в крае (до 82,8 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в крае (до 94,7 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов службы занятости в крае (до 81,3 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в крае (до 60,6 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в крае (до 100,0 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в крае (до 83,9 процента к 2020 году);

 

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере связи и информации, в общем количестве приоритетных объектов в сфере связи и информации в крае (до 95,0 процента к 2020 году);

увеличение доли общеобразовательных организаций (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в крае (до 35,3 процента к 2020 году);

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в крае (до 20,0 процента к 2020 году);

увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае (до 100,0 процента к 2020 году);

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае (до 100,0 процента к 2020 году);

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае (до 50,0 процента к 2020 году);

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае (до 78,1 процента к 2020 году);

 

увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава в крае (до 15,6 процента к 2020 году);

увеличение доли приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности <10>, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае (до 75,0 процента к 2020 году);

увеличение доли инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с краевым Перечнем средств реабилитации, в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете (до 84,0 процента к 2020 году);

увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги (до 94,0 процента к 2020 году);

увеличение доли специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае (до 33,2 процента к 2020 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае (до 52,5 процента к 2020 году);

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в крае (до 54,7 процента к 2020 году)

 

_______________________

<1> Наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов.

<2> Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, занятость населения, транспортная инфраструктура, информация и связь.

<3> Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Хабаровского края по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626.

<4> Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627.

<5> Достижение значения показателя оценивается в рамках реализации мероприятий по созданию условий для развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта государственной программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр.

<6> Унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых в нем услуг (сформированный по данным поставщиков услуг и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании объекта).

<7> Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 июня 2013 г. N 49.

<8> Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Хабаровского края по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626.

<9> Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627.

<10> Унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых в нем услуг (сформированный по данным поставщиков услуг и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании объекта).

 

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

решения ее программными методами

 

В настоящее время в крае проживает 80,6 тыс. инвалидов, что составляет 6,2 процента населения края (в том числе около 5 тыс. детей-инвалидов). Наиболее актуальна проблема доступности объектов и услуг для инвалидов с проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, составляющих 11,8 процента от общего количества инвалидов. В крае 2,2 тыс. инвалидов по зрению, 1,6 тыс. инвалидов по слуху, 5,7 тыс. инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе 2 тыс. инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

В структуре первичной инвалидности на протяжении ряда лет первое место в крае (27,9 процента) занимают болезни системы кровообращения, второе место - злокачественные новообразования, третье - болезни костно-мышечной системы, четвертое - туберкулез <11>.

_______________________

<11> Основные показатели инвалидности в Хабаровском крае 2012 - 2014//материалы форм статистической отчетности: N 7-собес; N 7а-собес; N 7д-собес // ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю"//Хабаровск, 2015 год.

 

Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших задач общества, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.

Согласно Конвенции о правах инвалидов Организации Объединенных Наций от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 г. N 46-ФЗ, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

В связи с ратификацией Конвенции принят Федеральный закон от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ предусмотрены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за их неисполнение.

Нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и краевом уровнях, обозначены приоритеты в решении этой проблемы.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.

В целях реализации указанного направления Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, в соответствии с которой разработана Программа.

Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, в качестве одной из первостепенных задач определено повышение эффективности мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 07 ноября 2011 г. N 666-рп "О состоянии, перспективах социального обслуживания инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формировании доступной среды для маломобильных групп населения в Хабаровском крае", принятым по итогам расширенного заседания Правительства края, с учетом предложений общественных организаций инвалидов, органов исполнительной власти края, приняты государственная программа Хабаровского края "Доступная среда" и муниципальные программы, направленные на обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.

В ходе реализации государственной программы Хабаровского края "Доступная среда" в 2013 - 2015 годах достигнуты определенные результаты в области комплексного решения проблем по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.

В крае сформирован реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных МГН Хабаровского края (далее - Краевой реестр) на 2013 - 2015 год, отобранных с участием представителей общественных организаций инвалидов. В Краевой реестр включено 232 объекта краевой и муниципальной собственности. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 324-рп "Об организации работы по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесения их на карту доступности края" в 2015 году завершена работа по паспортизации всех объектов, включенных в Краевой реестр. Информация из утвержденных паспортов доступности занесена на Карту доступности края на сайте zhit-vmeste.ru.

По итогам 2014 года к потребностям инвалидов и других МГН дооборудовано 72 приоритетных объекта, что составляет 30,9 процента от общего количества объектов, входящих в Краевой реестр.

К концу 2015 года будет полностью дооборудовано 100 приоритетных объектов, что составит 43,0 процента от общего количества приоритетных объектов, входящих в Краевой реестр.

В ходе формирования Программы произведена актуализация Краевого реестра, в результате которого количество приоритетных объектов увеличено до 321.

В целях приспособления жилой среды к потребностям инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, введена новая мера социальной поддержки по адаптации внутриквартирного пространства, которая осуществляется в виде выплаты компенсации инвалидам и детям-инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, за работы по дооборудованию своего жилья. В 2013 - 2014 годах данной мерой социальной поддержки воспользовались 176 инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, на общую сумму 7,4 млн. рублей.

Дополнительно к федеральному перечню средств реабилитации постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 июня 2013 г. N 49 утвержден краевой Перечень средств реабилитации, содержащий 23 наименования средств реабилитации и ухода. Средствами реабилитации и ухода ежегодно обеспечивается более 11 тыс. инвалидов и граждан пожилого возраста без группы инвалидности.

Сеть учреждений края, предоставляющих услуги по социальной реабилитации инвалидов, представлена краевым государственным бюджетным учреждением "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (далее также - Центр социальной реабилитации), тремя реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями и пятью отделениями социальной реабилитации на дому при комплексных центрах социального обслуживания населения.

Центр социальной реабилитации работает в крае в течение 10 лет и реализует систему комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов. Центр социальной реабилитации осуществляет свою деятельность в соответствии с современными требованиями, внедряя новейшие технологии реабилитации инвалидов. Ежегодно курс реабилитации в учреждении проходят 1,5 тыс. жителей края.

На базе Центра социальной реабилитации открыто отделение средств реабилитации, что позволяет проводить индивидуальный подбор и обучение пользованию средствами реабилитации инвалидов, ознакомление специалистов учреждений здравоохранения, медико-социальной экспертизы и социального обслуживания населения края с устройством и принципами работы средств реабилитации.

Методическое обеспечение системы реабилитации в крае осуществляется министерством социальной защиты населения края и организационно-методическим отделением Центра социальной реабилитации по направлениям: разработка методических рекомендаций для реабилитационных учреждений (отделений) социального обслуживания; разработка методических рекомендаций для учреждений социального обслуживания иных типов, в том числе инновационных технологий в сфере социальной реабилитации инвалидов.

В технологию социальной реабилитации внедрены методики по песочной, зеркальной терапии, цветотерапии, аудиовизуальной стимуляции, смехотерапии, ароматерапии с элементами социально-психологической коррекции. В 2014 году внедрены новые формы работы: стабилотренинг, координационная лестница, игровые методы "Мяч и стена", "Недетские гонки" с использованием стабилоплатформы.

Разработаны и используются в работе учреждений социального обслуживания программы по социальной реабилитации и адаптации инвалидов, имеющих нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, систематически занимающихся физической культурой и спортом, учащихся специализированных учебных заведений; психологическому сопровождению процесса социальной реабилитации; адаптивной физической культуре в позднем восстановительном периоде в зависимости от уровня поражения, при остеопорозе, сахарном диабете и других заболеваниях. Для инвалидов и членов их семей проводятся лекционные курсы в рамках программ "Школа здоровья", "Навыки социального общения", "Юридический лицей".

В крае создан и функционирует совет при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов (постановление Губернатора Хабаровского края от 26 августа 2009 г. N 122). Деятельность совета позволила объединить усилия государственных органов власти, федеральных и краевых государственных учреждений, общественных организаций в решении вопросов по улучшению условий жизни инвалидов, обеспечению их профессионального образования, трудовой занятости, социальной реабилитации.

Одним из направлений системы реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация. Около 6 тыс. инвалидов ежегодно принимают участие в фестивалях художественного творчества, физкультурно-спортивных фестивалях, выставках изобразительного, прикладного творчества и фотоискусства, издании альманаха художественных произведений инвалидов. Данные мероприятия формируют толерантное отношение общества к инвалидам, способствуют преодолению социальной разобщенности.

Мероприятия Программы будут способствовать дальнейшему развитию в крае системы социальной реабилитации инвалидов.

В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, в рамках создания единой государственной системы социальной защиты населения Хабаровского края с 01 января 2010 г. в структуре краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения края (далее - центры социальной поддержки населения) созданы клиентские службы, работающие в режиме "одного окна".

С 2012 года комплекс государственных услуг предоставляется краевым государственным казенным учреждением "Оператор систем электронного правительства Хабаровского края" через сеть филиалов многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Информация о государственных услугах размещена в региональной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Хабаровского края". В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" созданы официальные сайты органов исполнительной власти края, в том числе адаптированные для слабовидящих. На официальных сайтах органов исполнительной власти края размещается информация о деятельности министерств и иных органов исполнительной власти. Для населения предоставлена возможность получения доступа к формам документов и направления обращений.

В системе общего образования края в 2014/2015 учебном году обучается 10 902 учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ), что составляет 8,6 процента от общего числа обучающихся (128 933 человека), в том числе:

- интегрировано в условиях общеобразовательного класса - 4 608 человек (42 процента от общего количества учащихся с ОВЗ);

- в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ - 3 349 человек (31 процент от общего количества учащихся с ОВЗ);

- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII видов - 2 945 человек (27 процентов от общего количества учащихся с ОВЗ).

В общеобразовательных школах, школах-интернатах и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 2 461 детей-инвалидов, в том числе в зависимости от медицинских показаний:

- в общеобразовательных школах - 1 188 человек, что составляет 48 процентов от общего количества обучающихся детей-инвалидов,

- в коррекционных классах общеобразовательных учреждений - 293 человека, что составляет 12 процентов от общего количества обучающихся детей-инвалидов;

- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях края - 980 человек, что составляет 40 процентов от общего количества обучающихся детей-инвалидов.

Обучение на дому по медицинским показаниям организовано для 818 детей-инвалидов, что составляет 33 процента, из них 152 ребенка-инвалида обучаются с использованием дистанционных технологий. На реализацию мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в крае направлено 10,5 млн. рублей.

В специальных (коррекционных) образовательных организациях края созданы Центры сопровождения детей дошкольного возраста и обучающихся в школах с различными нарушениями в развитии (по слуху, зрению, тяжелыми и множественными нарушениями) для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, родителям, имеющим таких детей, педагогическим работникам.

В крае реализован проект для обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для лиц с ограниченными возможностями по слуху. В базе данных Системы-112 внесены данные обо всех лицах с ограниченными возможностями по слуху. Для них разработаны пользовательские инструкции и шаблоны SMS-сообщений для различных служб экстренного реагирования. Сообщения отправляются на 11-значный номер сотового оператора связи, зарегистрированный на центр обработки вызовов Системы-112.

Возможности дистанционного сурдоперевода реализованы в 7 учреждениях социальной поддержки населения посредством скайп-связи со специалистами Хабаровского краевого отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих".

Вместе с тем, вопросы формирования доступной среды для инвалидов и других МГН требуют дальнейшего решения.

Результаты социологических исследований показали, что наиболее доступными сферами жизнедеятельности для инвалидов (по критерию "доступны") являются сферы, связанные с решением личных (во многом физических) проблем инвалидов - социальная защита (41,9 процента опрошенных), здравоохранение (31,1 процента) и информация и связь (32,4 процента). Большинство же сфер жизнедеятельности, связанных с интеграцией инвалидов в социум, доступны в меньшей мере: культура - 21,9 процентов, спорт и физкультура - 20,9 процента, транспорт - 21,1 процента, образование - 16,2 процента, жилой фонд - 18 процентов <12>.

_______________________

<12> Репрезентативное социологическое исследование оценки инвалидами отношения граждан РФ к проблемам инвалидов, оценки инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности//ФГБОУ ВПО "Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2014 год.

 

Решение задачи повышения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам непосредственно связано с решением проблемы реконструкции, капитального ремонта, оснащения современной реабилитационной техникой учреждений приоритетных социальных сфер.

Многие здания, в которых расположены указанные учреждения, не предусматривают условий беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН. Обустройство указанных учреждений специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них; компенсировать утраченные функции организма, что будет способствовать полной адаптации инвалидов и других МГН в обществе.

Серьезную проблему для инвалидов и других МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом.

Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, не приспособлен для пользования инвалидами и другими МГН.

В крае функционирует 676 единиц автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования (автобусы, трамваи, троллейбусы), из них 42 (6,2 процента) - оборудованы для перевозки инвалидов и других МГН.

В 6 учреждениях социальной защиты населения продолжает работу служба "Социальное такси" с зоной обслуживания 7 муниципальных образований, где проживают 85 процентов инвалидов края, что позволяет увеличить транспортную доступность приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов 1, 2 групп и детей-инвалидов с использованием специально оборудованного для их перевозки транспорта.

В городском округе "Город Хабаровск" за счет средств местного бюджета инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут воспользоваться услугами городского общественного транспорта, производится оплата проезда на такси для прохождения лечения в Центре социальной реабилитации.

Важное значение в создании доступности транспортных услуг имеет адаптация к потребностям инвалидов пешеходных путей, светофоров, парковочных мест, остановок общественного транспорта.

В целях реализации Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 668-рп утвержден План мероприятий (дорожная карта) "Повышение значений показателей доступности для инвалидов действующих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами в Хабаровском крае" (далее - Дорожная карта), согласно которому планируется достижение полной доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН к 2050 году.

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 03 февраля 2015 г. N 39-рп "О плане мероприятий Правительства края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04 декабря 2014 г." разработана Программа.

Дорожной картой и Программой предусмотрены ряд инновационных в масштабах края мероприятий по повышению доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг. Для их реализации необходимо создание нормативной правовой основы, системы постоянного мониторинга состояния доступности объектов для инвалидов и других МГН, паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры, занесение информации на карту доступности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других мероприятий.

Отсутствие должного внимания общества к созданию доступной среды для инвалидов является общенациональной проблемой, имеющей серьезные социально-экономические последствия:

- препятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на их образовательном, культурном уровне и качестве их жизни;

- усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

- порождает равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность общества.

Во многом эта проблема вытекает из социальной разобщенности и негативного (либо равнодушного) отношения лиц, не имеющих инвалидности, к проблемам инвалидов.

Формирование уровня доступности объектов и услуг повысит степень экономической активности инвалидов и других МГН, обеспечит более высокий уровень занятости этой категории граждан и приведет к повышению их независимости от социальных выплат, увеличению продолжительности жизни.

Для решения обозначенных проблем используется программно-целевой метод управления, применение которого должно положительно повлиять на состояние доступности приоритетных объектов социальной, транспортной инфраструктуры, развитие реабилитационных услуг, повышение комфортности пребывания инвалидов и других МГН в учреждениях социального обслуживания.

Инерционный вариант предполагает решение проблемы в соответствии со сложившейся практикой, при которой доступность среды обеспечивается в рамках отдельных мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти и местного самоуправления края.

Без тесной координации задач, решаемых органами исполнительной власти и местного самоуправления края, реализация отраслевых государственных и муниципальных программ на действующей нормативной и ресурсной базе не обеспечивает коренного, комплексного решения проблем в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Программа позволит наиболее рационально и эффективно использовать бюджетные средства.

Программно-целевой метод обеспечит реализацию региональной политики в сфере обеспечения доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН и согласованность всех уровней исполнительной власти в этой сфере, позволит согласовать мероприятия Программы, деятельность исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, обеспечит контроль за ходом реализации мероприятий и получение ожидаемых результатов.

 

2. Цели, задачи и целевые показатели

(индикаторы) Программы

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, определены целевые ориентиры: увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием; увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях; обеспечение эффективной поддержки граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении, и содействие их социальной адаптации.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства края. Создание условий для равного доступа всех жителей края к образованию, медицинскому и социальному обслуживанию, реализации гражданских прав и обязанностей занимает значительное место в реализации государственной политики края.

С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН Программой определена следующая цель: повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в крае;

- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта в крае;

- повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в крае;

- информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в крае;

- преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в крае.

Для решения этих задач разработаны мероприятия, проведена оценка потребности в ресурсах, необходимых для их реализации, а также определен комплекс целевых показателей (индикаторов):

- доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае;

- доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности края по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в крае;

- доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае;

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в крае;

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в крае;

- доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов службы занятости в крае;

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в крае;

- доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в крае;

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в крае;

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере связи и информации, в общем количестве приоритетных объектов в сфере связи и информации в крае;

- доля общеобразовательных организаций (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в крае;

- доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в крае;

- доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае;

- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае;

- доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае;

- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае;

- доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава в крае;

- доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

- доля инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с краевым Перечнем средств реабилитации, в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете;

- доля инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги;

- доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае;

- доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае;

- доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в крае.

Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.

Таким образом, реализация Программы позволит:

- оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг;

- повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

 

3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Решение проблемы доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН в полном объеме не может иметь четко определенных временных рамок, поскольку связано с выполнением одной из социальных функций государства. В этой связи этапы реализации Программы не выделяются. Программа реализуется в один этап 2016 - 2020 годы.

Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение цели и выполнение ее задач.

 

4. Перечень программных мероприятий

 

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.

Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для достижения инвалидами социальной адаптации и интеграции их с обществом.

Перечень программных мероприятий содержится в приложении N 2 к настоящей Программе.

Общий объем ресурсного обеспечения мероприятий Программы приведен в приложении N 3 к Программе.

Оценка результативности реализации мероприятий Программы производится путем оценки уровня достижения значений целевых показателей (индикаторов) Программы. Методика расчета показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении N 4 к Программе.

Структурно перечень мероприятий Программы состоит из четырех разделов, соответствующих поставленным целям и задачам.

Раздел 1 перечня мероприятий Программы предусматривает нормативное правовое сопровождение формирования доступной среды для инвалидов и других МГН и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, проведение репрезентативных социологических исследований и включает мероприятия по:

- разработке и актуализации нормативных правовых актов и методических документов, направленных на формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в случае изменения действующего законодательства;

- организации проведения репрезентативных социологических исследований.

Раздел 2 перечня мероприятий Программы включает комплекс практических мероприятий по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН, и состоит из двух подразделов:

Подраздел 2.1 перечня мероприятий Программы содержит мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов:

- обеспечение деятельности службы "Социальное такси" (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Ванинский, Николаевский, Хабаровский, имени Лазо муниципальные районы);

- приобретение подвижного состава наземного (городского автомобильного и городского электрического) транспорта общего пользования, адаптированного для инвалидов и других МГН;

- создание безбарьерной среды в учреждениях в сфере социальной защиты, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, занятости, связи и информации, дополнительного образования;

- создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных организациях;

- адаптация внутриквартирного пространства;

- формирование доступной среды в рамках реализации муниципальных программ (мероприятия осуществляются посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям края).

Подраздел 2.2 перечня мероприятий Программы содержит мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции:

- обеспечение деятельности отделения средств реабилитации в Центре социальной реабилитации;

- обеспечение деятельности отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в структуре краевого государственного бюджетного учреждения "Чегдомынский комплексный центр социального обслуживания населения";

- обеспечение средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности;

- обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, в том числе: обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями граждан, не имеющих группы инвалидности: женщин, перенесших операцию мастэктомии, детей, граждан пожилого возраста; обеспечение протезно-ортопедическими изделиями лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий; глазное протезирование граждан, не имеющих группы инвалидности: детей, граждан пожилого возраста.

Раздел 3 перечня мероприятий Программы включает комплекс информационно-просветительских, общественных мероприятий и состоит из двух подразделов:

Подраздел 3.1 перечня мероприятий Программы содержит мероприятия по организации:

- повышения квалификации специалистов, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов и других МГН;

- обучения (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих).

Подраздел 3.2 перечня мероприятий Программы направлен на формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН и содержит мероприятие по проведению совместных мероприятий инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность.

Раздел 4 перечня мероприятий Программы направлен на формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями и содержит мероприятие по проведению общественно-просветительских компаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН.

 

5. Ресурсное обеспечение Программы

 

Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета края и привлечения прогнозных субсидий из федерального бюджета краевому бюджету, средств бюджетов муниципальных образований края и средств из внебюджетных источников.

Прогнозируемый общий объем финансирования реализации Программы составляет 2 528 080,0 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 499 648,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 487 810,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 493 344,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 452 458,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 594 820,0 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета (прогнозно) - 2 081 957,5 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 419 575,6 тыс. рублей;

в 2017 году - 403 298,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 405 677,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 362 315,1 тыс. рублей;

в 2020 году - 491 090,5 тыс. рублей;

- объем средств краевого бюджета - 366 010,0 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 63 210,0 тыс. рублей,

в 2017 году - 68 570,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 71 410,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 74 850,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 87 970,0 тыс. рублей;

- объем средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) - 80 102,5 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 16 862,4 тыс. рублей,

в 2017 году - 15 941,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 16 246,2 тыс. рублей;

в 2019 году - 15 292,9 тыс. рублей;

в 2020 году - 15 759,5 тыс. рублей;

- объем средств из внебюджетных источников составляет 10,0 тыс. рублей, из них:

в 2018 году 10,0 тыс. рублей.

Распределение ресурсного обеспечения в 2016 году по приоритетным сферам в целях формирования комплексного подхода к финансированию приоритетных сфер с учетом мероприятий, содержащихся в иных государственных программах Хабаровского края, и софинансирования из федерального бюджета, направленных на создание безбарьерной среды, приведено в приложении N 5 к Программе.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета приведено в приложениях N 6 к Программе.

Прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных средств приведена в приложении N 7 к Программе.

Расходы бюджетов муниципальных образований края в сумме 80 102,5 тыс. рублей определены, исходя из представленных проектов программ городских округов и муниципальных районов края по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН (устройство специально приспособленных входных групп и пандусов, универсальных кабин в санитарно-технических помещениях, приобретение специальных адаптивно-технических устройств, информационных табло с тактильной информацией в муниципальных учреждениях образования, спорта, культуры, реконструкция пешеходных переходов и транспортных коммуникаций к объектам социальной инфраструктуры, приобретение подвижного состава наземного транспорта общего пользования), с учетом использования на цели реализации соответствующих мероприятий муниципальных программ собственных и привлеченных средств в размере не менее пяти процентов общего объема финансирования.

Средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках реализации Программы на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в муниципальные программы по формированию доступной среды, реализуемые за счет средств местных бюджетов, предоставляются в виде субсидий муниципальным бюджетам при условии использования ими на цели реализации программ собственных и привлеченных средств.

Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края из краевого бюджета в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению подвижного состава наземного (городского автомобильного и городского электрического) транспорта общего пользования, адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН, приведены в приложении N 8 к Программе.

Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям края на софинансирование реализации муниципальных программ по формированию доступной среды приведены в приложении N 9 к настоящей Программе.

Правила предоставления и распределения субсидии краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования расходных обязательств на проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения приведен в приложении N 10 к настоящей Программе.

 

6. Механизм реализации Программы

 

Вопросы реализации мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях совета при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов с участием представителей органов исполнительной власти края, муниципальных образований края, участвующих в реализации Программы, и общественных организаций инвалидов. Организовано проведение мероприятий общественного контроля по рассмотрению Программы в муниципальных образованиях края в виде общественных слушаний.

Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы) осуществляет ответственный исполнитель Программы.

Ответственный исполнитель Программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств ежегодно вносит в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения об уточнении целевых показателей (индикаторов) и расходов по программным мероприятиям, механизма реализации и финансирования, а также состава исполнителей.

Ответственный исполнитель Программы в ходе ее реализации:

- представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий;

2) ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы;

3) ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты: об осуществлении расходов краевого бюджета (бюджетов муниципальных образований края), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету края на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу; об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий; о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы;

- представляет в министерство экономического развития края:

1) ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным, годовой отчет о ходе реализации Программы в соответствии с требованиями постановления Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" (далее - Постановление);

2) ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, результаты мониторинга (по формам согласно приложениям N 13 - 15, 17 Постановления) и пояснительную записку о ходе реализации Программы за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев текущего финансового года соответственно;

- проводит интегральную оценку эффективности реализации Программы;

- для оценки эффективности Программы устанавливает формы отчетов для соисполнителей Программы;

- осуществляет проверки хода реализации Программы соисполнителями;

- организует размещение в электронном виде на официальном сайте министерства социальной защиты населения края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о ходе и результатах реализации Программы (контентное обеспечение);

- взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.

Соисполнители Программы:

- ежеквартально не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщают и анализируют результаты реализации Программы и представляют ответственному исполнителю Программы отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств; информацию, необходимую для проведения интегральной оценки эффективности реализации государственной программы;

- ежегодно до 01 января года, следующего за отчетным, подготавливают и направляют ответственному исполнителю годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий;

- несут ответственность за реализацию программных мероприятий.

Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации осуществляется в порядке, установленном Правительством края, внесение изменений в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Организация исполнения мероприятий Программы ее соисполнителями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В целях обеспечения публичности (открытости) информации о Программе ответственный исполнитель размещает на официальном сайте министерства социальной защиты населения края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о ходе реализации Программы, достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения программных мероприятий.

 

7. Оценка эффективности реализации Программы

 

Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование равных возможностей для участия их в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.

Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:

- увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, формате их предоставления;

- преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в мероприятия, проводимые с другими гражданами;

- проведения информационных кампаний и акций в средствах массовой информации, освещения проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;

- повышения уровня и качества услуг, открытых или предоставляемых для населения.

Оценка социально-экономической эффективности Программы проводится ответственным исполнителем Программы в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края, утвержденным нормативно-правовым актом Правительства края.

Источником получения информации для определения уровня достижения основных показателей (индикаторов) являются данные мониторинга, проводимого соисполнителями Программы и ответственным исполнителем.

Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов. По результатам оценки эффективности реализации мероприятий Программы соисполнителями вносятся предложения по корректировке этих мероприятий.

 

8. Основные меры правового регулирования

 

В случае изменения действующего законодательства ответственный исполнитель, соисполнители Программы обеспечивают разработку нормативных правовых актов в соответствии со своими полномочиями.

 

9. Анализ рисков реализации Программы

и описание мер управления рисками

 

На решение задач и достижение целей Программы могут оказать влияние следующие риски:

- макроэкономические - риски, связанные с неустойчивостью макроэкономических параметров и возможными кризисными явлениями в экономике (рост инфляции, снижение темпов экономического роста страны, снижение уровня платежеспособности предприятий, населения и др.);

- политические - риски, связанные с изменениями проводимой государственной политики и приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства края;

- риски изменений федерального и краевого законодательства в областях, затрагивающих условия реализации Программы;

- социальные - риски, связанные с низкой общественной активностью, духовно-нравственным кризисом, отсутствием желания у определенной части населения повышать свой культурный, образовательный и профессиональный уровень;

- экологические - риски, связанные с ухудшением состояния окружающей среды;

- организационные - риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий Программы.

Управление рисками будет осуществляться посредством ежеквартального мониторинга и контроля исполнения мероприятий Программы с учетом анализа политической, социально-экономической, экологической ситуаций в Российской Федерации и крае и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих интересы инвалидов и других МГН.

Минимизация рисков зависит от постоянного взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников Программы, направленного на применение единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, своевременной корректировки программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого состояния и перераспределения финансовых ресурсов.

 

 

 

 

Приложение N 1

к Государственной программе

Хабаровского края "Доступная среда"

на 2016 - 2020 годы"

 

СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ)

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

 

Цель и задачи Программы

Перечень целевых показателей (индикаторов)

Фактическое значение (на момент разработки Программы) (процентов)

Изменение значений по годам реализации Программы (процентов)

Планируемое значение на момент окончания действия Программы (процентов)

2016

2017

2018

2019

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель Программы - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности и других маломобильных групп населения в крае

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае

25,4

56,0

58,0

60,0

62,0

63,0

63,0

Задачи Программы:

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в крае

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности края по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в крае

35,5

54,5

61,7

68,5

71,6

75,0

75,0

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта в крае;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае

36,4

55,5

62,6

69,5

72,6

76,0

76,0

 

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в крае

39,1

54,7

62,5

73,4

76,6

82,8

82,8

 

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в крае

36,8

63,2

68,4

73,7

78,9

94,7

94,7

 

доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов органов службы занятости в крае

68,8

75,0

81,3

81,3

81,3

81,3

81,3

 

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в крае

15,3

40,9

46,7

53,3

57,7

60,6

60,6

 

доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в крае

42,9

57,1

85,7

100,0

100,0

100,0

100,0

 

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в крае

22,6

51,6

67,7

80,6

83,9

83,9

83,9

 

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере в связи и информации, в общем количестве приоритетных объектов в сфере связи и информации в крае

90,0

90,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

 

доля общеобразовательных организаций (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в крае

29,8

30,8

31,9

32,9

33,9

35,3

35,3

 

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в крае

5,2

8,2

11,2

14,2

17,2

20,0

20,0

 

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае

74,0

96,0

97,0

98,0

99,0

100,0

100,0

 

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае

50,0

80,0

85,0

90,0

95,0

100,0

100,0

 

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае

40,0

42,0

44,0

46,0

48,0

50,0

50,0

 

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае <1>

75,6

76,1

76,6

77,1

77,6

78,1

78,1

 

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в крае

6,2

8,2

10,2

12,1

13,9

15,6

15,6

 

доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в крае

35,5

54,5

61,7

68,5

71,6

75,0

75,0

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в крае

доля инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с Перечнем средств реабилитации <2>, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете

69,0

72,0

75,0

78,0

81,0

84,0

84,0

 

доля инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги

94,0

94,0

94,0

94,0

94,0

94,0

94,0

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в крае

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае

21,2

23,6

26,0

28,4

30,8

33,2

33,2

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в крае

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае

29,3

50,1

50,6

51,2

51,8

52,5

52,5

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в крае

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в крае

0

41,9

45,1

48,3

51,5

54,7

54,7


Информация по документу
Читайте также