Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 29.06.2015 № 157-пр

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 157-пр

 

 29 июня 2015 г.     г.Хабаровск

 

О внесении изменений в государственную программу

Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы,

утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края

от 20 декабря 2013 г. N 445-пр

 

В целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края постановляет:

Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2013 г. N 445-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства Хабаровского края

от 20 декабря 2013 г. N 445-пр

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2014 - 2015 ГОДЫ"

 

ПАСПОРТ

государственной программы Хабаровского края

"Доступная среда" на 2014 - 2015 годы"


 

Наименование государственной программы

государственная программа Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы (далее также - Программа)

Основания разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее также - Государственная программа);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 633н "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в программу субъекта Российской Федерации, форм отчетов об исполнении субъектом Российской Федерации обязательств, вытекающих из соглашения, и перечня документов, предоставляемых одновременно с программой субъекта Российской Федерации";

постановление Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года";

постановление Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края";

постановление Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края";

распоряжение Правительства Хабаровского края от 07 ноября 2011 г. N 666-рп "О состоянии, перспективах социального обслуживания инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формировании доступной среды для маломобильных групп населения в Хабаровском крае"

Ответственный исполнитель Программы

министерство социальной защиты населения Хабаровского края

Соисполнители Программы

министерство образования и науки Хабаровского края;

министерство здравоохранения Хабаровского края;

министерство культуры Хабаровского края;

министерство промышленности и транспорта Хабаровского края;

министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края;

министерство информационных технологий и связи Хабаровского края;

комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

Участники Программы

органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию)

Цель Программы

обеспечение беспрепятственного доступа (далее также - доступность) к приоритетным объектам и услугам <1> в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения <2> (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Хабаровском крае (далее также - край)

Задачи Программы

совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в крае;

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в крае;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в крае

Целевые показатели (индикаторы) Программы (в соответствии с показателями Государственной программы)

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае;

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности <3> края по результатам их паспортизации <4>, среди всех приоритетных объектов и услуг;

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае;

доля краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, в которых создана безбарьерная среда, в общем количестве краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения;

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

доля профессиональных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности <5>, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава в крае;

доля городских округов и муниципальных районов края, утвердивших муниципальные программы по формированию доступной среды, в общем количестве городских округов и муниципальных районов края;

доля инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с Перечнем средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае <6> (далее - краевой Перечень средств реабилитации), в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете;

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае;

доля инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в один этап: 2014 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования реализации Программы составляет 342 934,5 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 216 796,8 тыс. рублей,

в 2015 году - 126 137,7 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета (прогнозно) - 129 410,6 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 79 310,6 тыс. рублей,

в 2015 году - 50 100,0 тыс. рублей;

- объем средств краевого бюджета - 179 709,5 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 103 671,8 тыс. рублей,

в 2015 году - 76 037,7 тыс. рублей;

- объем средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) - 33 814,4 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 33 814,4 тыс. рублей,

в 2015 году - 0 тыс. рублей.

Объем средств консолидированного бюджета края по иным программам (справочно) - 24 300,0 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 24 300,0 тыс. рублей,

в 2015 году - 0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в крае;

обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае в целях размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического и автомобильного транспорта общего пользования для инвалидов и других МГН;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в крае;

увеличение числа инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с краевым перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете;

создание системы повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

увеличение количества учреждений социальной защиты населения края, в которых создана безбарьерная среда;

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

увеличение доли профессиональных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

увеличение численности инвалидов и других МГН, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;

преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе


 

--------------------------------

<1> Наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов.

<2> Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, занятость населения, транспорт, информация и связь.

<3> Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Хабаровского края по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626.

<4> Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627.

<5> Унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых в нем услуг (сформированный по данным поставщиков услуг и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании объекта).

<6> Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 июня 2013 г. N 49.

 

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

решения ее программными методами

 

В соответствии со сложившейся на момент разработки Программы демографической ситуацией в крае проживает 288,6 тыс. граждан пожилого возраста, что составляет более 20,0 процентов населения края, и 87,8 тыс. инвалидов, что составляет 6,5 процентов населения края.

Из признанных инвалидами граждан около 5 тыс. являются детьми-инвалидами. Из общего количества инвалидов 31,4 процента - инвалиды трудоспособного возраста. От общей численности инвалидов, более половины женщины, 32,0 процента - не достигли пенсионного возраста <7>, 5,0 процентов - инвалиды по слуху, 3,0 процента - инвалиды по зрению. В структуре первичной инвалидности на протяжении ряда лет первое место в крае (41,2 процента) занимают болезни системы кровообращения, второе место - злокачественные новообразования, третье - болезни костно-мышечной системы, четвертое - последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин <8>.

--------------------------------

<7> Данные рассчитаны на основании Краевого сегмента федерального регистра граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

<8> "Основные показатели инвалидности в Хабаровском крае 2009 - 2011" // материалы форм статистической отчетности: N 7-собес; N 7-А (собес); N 7-Д (собес) // ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю" // Хабаровск, 2012 г.

 

Каждый четвертый житель края относится к маломобильным группам населения и нуждается в активной поддержке государства и общества.

Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности десятков тысяч граждан края, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.

Согласно Конвенции о правах инвалидов Организации Объединенных Наций от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 г. N 46-ФЗ, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ предусмотрены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за их неисполнение.

Нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и краевом уровнях, обозначены приоритеты в решении этой проблемы.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.

В целях реализации указанного направления Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, в соответствии с которой разработана Программа.

Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, в качестве одной из первостепенных задач определено повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.

В октябре 2011 г. состоялось расширенное заседание Правительства края с участием руководителей общественных организаций инвалидов края. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 07 ноября 2011 г. N 666-рп "О состоянии, перспективах социального обслуживания инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формировании доступной среды для маломобильных групп населения в Хабаровском крае", принятым по итогам расширенного заседания, министерству социальной защиты населения края поручено разработать проект краевой целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы" с учетом предложений органов исполнительной власти края, а органам местного самоуправления рекомендовано разработать мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.

Вышеперечисленные правовые акты явились основанием для комплексного решения проблем по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.

Опыт организации работы в Хабаровском крае по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН формировался поэтапно.

Ежегодно, начиная с 1996 года, в крае принимаются программы по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих, других категорий граждан, в рамках которых предусмотрены мероприятия, направленные на создание доступной среды для инвалидов. Указанные мероприятия предполагают бесплатное обеспечение средствами реабилитации по краевому Перечню средств реабилитации; приобретение и ремонт предметов и аппаратуры реабилитации для использования в быту, в том числе слуховых аппаратов и говорящих книг; предоставление мер социальной поддержки инвалидам и другим МГН по оплате проезда по социальным нуждам, к месту обучения и обратно, оказание материальной помощи. В 2012 году на выполнение указанных мероприятий из средств краевого бюджета было выделено 1,2 млрд. рублей <9>, в 2013 - 1,3 млрд. рублей <10>.

--------------------------------

<9> Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 134 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих, других категорий граждан и создание доступной среды для отдельных категорий граждан на 2012 год".

<10> Постановление Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края"

 

Большое внимание в крае уделяется повышению качества жизни граждан пожилого возраста. Ежегодно проводится комплексный мониторинг социально-экономического положения пожилых людей, выявление и учет граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальных услугах, оснащение мобильных бригад автотранспортом. Созданы "школы по уходу за гражданами пожилого возраста, утратившими способность к самообслуживанию" для родственников и социальных работников в учреждениях здравоохранения. Открыты 2 геронтологических отделения в структуре домов-интернатов. Осуществляется обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста.

В целях ликвидации бедности среди пенсионеров за счет средств краевого бюджета выплачивается региональная социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума. Получателями такой доплаты являются более 36 тыс. пенсионеров, средний размер доплаты составляет 1 873 рубля в месяц.

Для реализации государственной политики в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в крае развивается система социальной реабилитации инвалидов, которая направлена на самореализацию людей с ограниченными возможностями, интеграцию их с обществом.

Ежегодно краевые государственные казенные (бюджетные) учреждения социального обслуживания населения (далее - учреждения социального обслуживания) оказывают социальные услуги более 170 тыс. гражданам.

В крае приняты Государственные стандарты социального обслуживания населения Хабаровского края, устанавливающие требования к видам социальных услуг, их объему, качеству <11>. Всеми учреждениями социального обслуживания населения приняты стандарты учреждений по основным направлениям организации социального обслуживания.

--------------------------------

<11> Приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 января 2008 г. N 11-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае" (Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Термины и определения"; Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания"; Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг"; Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг"; Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания");

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 14 января 2009 г. N 2-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в Хабаровском крае";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 02 февраля 2009 г. N 18-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае" (Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания);

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 18 февраля 2009 г. N 35-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей в Хабаровском крае" (Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье"; Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам"; Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей");

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 27 апреля 2009 г. N 73-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 01 июня 2009 г. N 95-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае" (Государственный стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов");

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 06 августа 2009 г. N 123-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 10 сентября 2009 г. N 143-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 23 ноября 2009 г. N 178-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей в Хабаровском крае" (Государственный стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям"; Государственный стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам");

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 27 ноября 2009 г. N 183-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 г. N 207-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 г. N 185-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 г. N 184-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 31 декабря 2010 г. N 250-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";

приказ министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 17 марта 2011 г. N 41-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Требования к объемам социальных услуг";

2011 г. N 42-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Нормы времени на оказание социальных услуг".

 

В течение шести лет в крае работает специализированное учреждение для инвалидов - краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (далее также - Центр социальной реабилитации). В Центре социальной реабилитации создана и успешно функционирует система комплексной многопрофильной реабилитации. Центр социальной реабилитации осуществляет свою деятельность в соответствии с современными требованиями, внедряя новейшие технологии реабилитации инвалидов. Ежегодно курс комплексной реабилитации в данном учреждении проходят 1,5 тыс. жителей края.

С целью приближения услуг к месту проживания инвалидов с 2009 года открыто отделение социальной реабилитации инвалидов на дому в Нанайском муниципальном районе, обслуживающее 85 человек в год. С 2011 года подобное отделение открыто в Амурском муниципальном районе с охватом 70 человек в год. В 2012 году открыто два отделения социальной реабилитации инвалидов на дому в городе Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе. К 2025 году отделения социальной реабилитации инвалидов на дому планируется создать в тринадцати городских округах и муниципальных районах края.

Большое значение в проведении комплексной реабилитации детей-инвалидов, проживающих в крае, имеет краевое государственное бюджетное учреждение "Комсомольский-на-Амуре реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". Учреждение осуществляет реабилитацию 1,7 тыс. детей-инвалидов в год. В 2011 году открыто краевое государственное казенное учреждение "Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" с охватом 790 детей-инвалидов в год. В 2013 году после реконструкции введен в эксплуатацию реабилитационный центр для детей и подростков в городе Советская Гавань (с охватом 480 детей-инвалидов в год).

В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года", в 2015 году планируется открытие краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Хабаровске (на 35 стационарных мест).

Методическое обеспечение системы реабилитации в крае осуществляется министерством социальной защиты населения края и организационно-методическим отделением Центра социальной реабилитации по направлениям: разработка методических рекомендаций для реабилитационных учреждений (отделений) социального обслуживания; разработка методических рекомендаций для учреждений социального обслуживания иных типов.

Разработка инновационных технологий в сфере социальной реабилитации инвалидов является составной частью работы Центра социальной реабилитации по обеспечению качества социальных услуг, более полному удовлетворению нужд инвалидов. Поиск новых методик обеспечивает проведение комплексной социальной реабилитации инвалида с учетом его основного и сопутствующих заболеваний, так как инвалиды часто имеют противопоказания к традиционно используемым методам реабилитации. В технологию социальной реабилитации внедрены методики по песочной, зеркальной терапии, цветотерапии, аудиовизуальной стимуляции, смехотерапии, ароматерапии с элементами социально-психологической коррекции, адаптации инвалидов, вновь прибывших в Центр социальной реабилитации.

Разработаны и используются в работе учреждений социального обслуживания методические рекомендации по социальной реабилитации и адаптации инвалидов, имеющих нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата; алгоритму оценки функционального состояния инвалида (первичный прием); психологическому сопровождению процесса социальной реабилитации; рекомендации для инвалидов и членов их семей по проведению массажа и самомассажа; адаптивной физической культуре в позднем восстановительном периоде в зависимости от уровня поражения, при остеопорозе, сахарном диабете и других заболеваниях.

Для инвалидов и членов их семей проводятся лекционные курсы в рамках программ "Школа здоровья", "Навыки социального общения", "Юридический лицей". Разработаны и реализуются программы по проведению специализированных курсов социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха и зрения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, учащихся специализированных учебных заведений.

Методические рекомендации для учреждений социального обслуживания иных типов раскрывают формы, средства, элементы современных социальных технологий в области социальной реабилитации инвалидов, что позволяет совершенствовать профессиональное мастерство специалистов и повысить качество реабилитационных услуг инвалидам в условиях стационарного, полустационарного и социального обслуживания на дому.

Для краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" разработаны методические рекомендации по социальной реабилитации и уходу за инвалидами, имеющими стомы, по мероприятиям общего ухода за инвалидами (с основами медицинских знаний).

Дополнительно к федеральному утвержден краевой Перечень средств реабилитации, которые необходимы инвалидам для самообслуживания и ухода, реализуются иные мероприятия, способствующие процессу интеграции инвалидов с обществом.

В крае работает совет при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов, созданный постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 августа 2009 г. N 122 "О создании совета при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов". Деятельность совета позволила объединить усилия государственных органов власти, федеральных и краевых государственных учреждений, общественных организаций в решении вопросов по улучшению условий жизни инвалидов, обеспечению их профессионального образования, трудовой занятости, социальной реабилитации.

Одним из направлений системы реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация. Около 6 тыс. инвалидов ежегодно принимают участие в фестивалях художественного творчества, физкультурно-спортивных фестивалях, выставках изобразительного, прикладного творчества и фотоискусства, издании альманаха художественных произведений инвалидов.

Мероприятия Программы будут способствовать дальнейшему развитию данного направления реабилитации инвалидов.

В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, в рамках создания единой государственной системы социальной защиты населения Хабаровского края с 01 января 2010 г. в структуре краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения края (далее - центры социальной поддержки населения) созданы клиентские службы, работающие в режиме "одного окна".

С 2012 года комплекс государственных услуг предоставляется краевым государственным казенным учреждением "Оператор систем электронного правительства Хабаровского края" (многофункциональный центр).

За последние годы в крае существенно повысился уровень распространения информационно-коммуникационных технологий. Информатизация охватила практически все сферы социально-экономической жизни общества. Повышается уровень компьютерной грамотности населения, интенсивными темпами растет число пользователей сети интернет.

С 01 июля 2011 г. в деятельность центров социальной поддержки населения внедрена автоматизированная информационная система "Электронный социальный регистр населения Хабаровского края", которая обеспечивает возможность предоставления услуг в электронном виде.

Информация о государственных услугах размещена в региональной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Хабаровского края". В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" созданы официальные сайты органов исполнительной власти края. С версией для слабовидящих организован сайт министерства социальной защиты населения края. На официальных сайтах органов исполнительной власти края размещается информация о деятельности министерств и иных органов исполнительной власти. Для населения обеспечена возможность получения доступа к формам документов и направления обращений.

С 2009 года организовано дистанционное обучение с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому. В 2009/2010 учебном году было организовано обучение для 33 учащихся 10 - 11 классов; в 2010/2011 учебном году - для 71 учащегося основной и старшей школы; в 2011/2012 учебном году - для 155 учащихся 1 - 11 классов; в 2012/2013 учебном году - для 190 учащихся. В настоящее время этой услугой могут воспользоваться все желающие дети-инвалиды, обучающиеся на дому, не имеющие медицинских противопоказаний.

Вместе с тем проблема формирования доступной среды инвалидам и другим МГН продолжает стоять остро.

Результаты социологических исследований показали, что 80 процентам граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 60 процентам - при совершении покупок, 80 процентов инвалидов по зрению испытываю затруднения или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха. Из 1 тыс. опрошенных инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, 96 процентов при выходе из подъезда дома полностью зависят от сторонних лиц, 42 процента от всех опрошенных проживают с престарелыми родителями и не имеют возможности выйти из дома <12>.

--------------------------------

<12> Мониторинг проводился краевым государственным бюджетным учреждением "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (март - октябрь 2011 г.).

 

Дальнейшее развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов края возможно при условии решения следующих проблем:

1. Решение задачи повышения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам непосредственно связано с решением проблемы реконструкции, капитального ремонта, оснащения современной реабилитационной техникой учреждений приоритетных социальных сфер.

Многие здания, в которых расположены указанные учреждения, не предусматривают условий беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН. Обустройство указанных учреждений специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них; компенсировать утраченные функции организма, что будет способствовать полной адаптации инвалидов и других МГН в обществе.

По данным мониторинга, проведенного в 2011 году, более половины наиболее востребованных объектов социальной инфраструктуры (торговли, бытового обслуживания, транспорта, социальной защиты, культуры, здравоохранения, спорта и физической культуры, образования) требуют дооборудования с учетом особых потребностей инвалидов <13>.

--------------------------------

<13> Мониторинг проводился краевыми государственными казенными учреждениями - центрами социальной поддержки населения в городских округах и муниципальных районах края с участием общественных организаций инвалидов (апрель 2011 г.).

 

В отрасли "Здравоохранение" для оказания медицинской помощи эксплуатируется 382 здания и сооружения. Более половины зданий требуют реконструкции и капитального ремонта. В целом износ основных средств в учреждениях здравоохранения составляет 63 процента. <14>.

--------------------------------

<14> Постановление Правительства Хабаровского края от 22 октября 2013 г. N 350-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края".

 

В отрасли "Культура" эксплуатируется 16 зданий и сооружений, относящихся к краевой собственности, и 667 - муниципальных. Расходы краевого бюджета на капитальный ремонт предусмотрены в сумме 33 365,0 тыс. рублей ежегодно. На приобретение оборудования ежегодно предусматривается 1 183,0 тыс. рублей, на приобретение "говорящих книг" - 250,0 тыс. рублей. <15>

--------------------------------

<15> Реализуется в рамках государственной программы Хабаровского края "Культура Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2012 г. N 216-пр.

 

В отрасли "Физическая культура и спорт" эксплуатируется 7 зданий и сооружений, относящихся к краевой собственности. Из средств краевого бюджета на капитальный ремонт в 2012 году запланировано 12 051,0 тыс. рублей, в 2013 году - 9 000,0 тыс. рублей, в 2014 - 2015 годах 12 896,5 тыс. рублей соответственно <16>.

--------------------------------

<16> Реализуется в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр.

 

В отрасли "Социальная политика" учреждениями социального обслуживания и центрами социальной поддержки населения эксплуатируются 195 зданий и сооружений, закрепленных за ними на праве оперативного управления. Одной из наиболее важных проблем является высокая степень износа основных фондов указанных учреждений. Их материально-техническая база не отвечает современным требованиям санитарных норм и правил, требованиям пожарной безопасности. Так, в семи учреждениях (11%), размещенных в деревянных зданиях, отсутствуют внутренние системы горячего и холодного водоснабжения, а 11 учреждений (16%) не имеют необходимого набора помещений (отсутствуют изоляторы в медицинских блоках, приемно-карантинные отделения), спальные помещения, пищеблоки и прачечные не соответствуют нормативным площадям, так как учреждения располагаются в приспособленных зданиях и помещениях. В 2012 году на укрепление материально-технической базы, в том числе капитальный ремонт, израсходовано 93,1 млн. рублей, в 2013 - 90,3 млн. рублей. На 2013 - 2015 годы запланировано 211 600,0 тыс. рублей <17>.

--------------------------------

<17> Реализуется в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр.

 

В отрасли "Занятость населения" в крае функционируют 16 краевых государственных учреждений - центров занятости населения. Только 4 из них соответствуют требованиям по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН.

Территория Хабаровского края охватывает 19 городских округов и муниципальных районов края, бюджеты которых являются дотационными. Предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ по формированию доступной среды позволит добиться позитивных сдвигов в решении этой проблемы с учетом местных потребностей.

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 324-рп "Об организации работы по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесения их на карту доступности края" в крае организована работа по паспортизации 232 объектов краевой и муниципальной собственности, включенных в реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Хабаровского края на 2013 - 2015 годы (далее - Краевой реестр).

Для организации качественной работы по паспортизации приоритетных объектов министерством социальной защиты населения края разработаны методические рекомендации о порядке проведения паспортизации социальных объектов для органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, учреждений социальной поддержки населения.

Совместно с Хабаровской краевой организацией общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ) проведены шестидневные обучающие курсы с практическими занятиями, на которых обучено 120 специалистов.

В центрах социальной поддержки населения, расположенных в городских округах и муниципальных районах края, во всех организациях, подлежащих паспортизации, созданы комиссии по паспортизации, в состав которых вошли представители ВОИ, Хабаровского краевого отделения общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Хабаровской региональной организации общественной организации инвалидов "Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общество слепых". В муниципальных районах края, где отсутствуют общественные организации инвалидов, ВОИ проведено дистанционное согласование паспортов доступности социальных объектов.

В результате проведенной работы в 2013 году в крае паспортизировано 65 объектов, вошедших в Краевой реестр, что на 3 процента превышает запланированный показатель. Информация из утвержденных паспортов доступности занесена на Карту доступности края на сайте zhit-vmeste.ru. За период 2014 - 2015 годов объекты Краевого реестра будут паспортизированы в полном объеме.

2. Серьезную проблему для инвалидов и других МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом.

Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, не приспособлен для пользования инвалидами и другими МГН.

В крае в 2012 году функционировало 600 автобусов и 168 единиц городского электрического транспорта (трамваи, троллейбусы), из них 21 (2,7 процента) - приспособлены для перевозки инвалидов и других МГН.

В городе Хабаровске инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут воспользоваться услугами городского общественного транспорта, производится оплата проезда на такси для прохождения лечения в краевом государственном бюджетном учреждении "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов". В рамках реализации мероприятий городской программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Хабаровске" <18> ежегодно планируется приобретение приспособленного для МГН наземного электрического транспорта общего пользования на сумму более 36 млн. рублей в год.

--------------------------------

<18> Постановление администрации города Хабаровска от 18 декабря 2013 г. N 5433 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Хабаровске".

 

Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования расходных обязательств на мероприятие по приобретению подвижного состава наземного (городской автомобильный и городской электрический) транспорта общего пользования, адаптированного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения приведен в приложении N 8 к настоящей Программе.

В целях решения этой значимой проблемы в рамках реализации Программы планируется развитие службы "Социальное такси" (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Ванинский, Николаевский, Хабаровский, имени Лазо муниципальные районы) на базе краевых бюджетных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных министерству социальной защиты населения края, с введением в зависимости от потребности в штат учреждений дополнительных ставок заведующих отделениями, социальных работников, диспетчеров, водителей.

3. Структура и динамика объемов подготовки кадров в сфере реабилитации инвалидов не в полной мере соответствуют стратегическим задачам социально-экономического развития края и перспективам развития регионального рынка труда.

Качество кадрового потенциала социальных отраслей остается невысоким. Сохраняется тенденция старения кадров (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров); повышение квалификации осуществляется формально и не рассматривается как ресурс профессионального роста и повышения конкурентоспособности работников и учреждений в целом.

Численность педагогических работников профессионального образования, обеспечивающих обучение, психолого-медико-педагогическое сопровождение и оказание технической помощи инвалидам в 2012 году составила 255 человек (31 процент от общего количества педагогических работников системы профессионального образования). Доля указанных специалистов, прошедших обучение в 2012 году, составила 73 процента (189 человек).

Реабилитационные услуги инвалидам в краевых учреждениях социального обслуживания и центрах социальной поддержки населения предоставляют 626 специалистов. Ежегодно курсы повышения квалификации проходят около 60 из них. Вместе с тем, курсы не носят системного характера.

4. Программой предусмотрен ряд инновационных в масштабах края мероприятий по повышению доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг. Для их реализации необходимо создание нормативной правовой основы.

Необходимо создание системы постоянного мониторинга состояния доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН с целью паспортизации объектов социальной инфраструктуры и занесения информации на карту доступности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; проведение социологических исследований жизнедеятельности инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

5. Отсутствие должного внимания общества к созданию доступной среды для инвалидов является общенациональной проблемой, имеющей серьезные социально-экономические последствия:

- препятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на их образовательном, культурном уровне и качестве их жизни;

- усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

- порождает равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность общества.

Во многом эта проблема вытекает из социальной разобщенности и негативного (либо равнодушного) отношения лиц, не имеющих инвалидности, к проблемам инвалидов.

Характер Программы порождает следующие риски при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой:

- отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;

- неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;

- дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках Программы;

- снижение финансирования Программы.

Способом ограничения рисков будет являться мониторинг изменения состояния доступности объектов социальной инфраструктуры в крае, ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых показателей.

Снижение финансирования Программы не позволит реализовать в полном объеме выполнение отдельных мероприятий, что, в свою очередь, повлечет изменение сроков достижения поставленных целей и в итоге повлияет на ожидаемые результаты реализации Программы.

Формирование уровня доступности объектов и услуг повысит степень экономической активности инвалидов и других МГН, обеспечит более высокий уровень занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости их от социальных выплат, увеличению продолжительности жизни.

Для решения обозначенных проблем необходимо использовать программно-целевой метод управления, применение которого должно положительно повлиять на состояние доступности приоритетных объектов социальной, транспортной инфраструктуры, развитие реабилитационных услуг, повышение комфортности пребывания инвалидов и других МГН в учреждениях социального обслуживания.

Инерционный вариант предполагает решение проблемы в соответствии со сложившейся практикой, при которой доступность среды обеспечивается в рамках отдельных мероприятий, осуществляемых краевыми органами государственной власти.

В настоящее время, в условиях ограниченного финансирования учреждений социальной сферы, невозможно оперативно и эффективно решить существующие проблемы в обеспечении доступности объектов социальной защиты населения без концентрации ресурсов бюджетов всех уровней и применения программно-целевого метода.

Без тесной координации задач, решаемых краевыми органами исполнительной власти, реализация отраслевых государственных программ на действующей нормативной и ресурсной базе не обеспечивает коренного, комплексного решения проблем в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Программа позволит наиболее рационально и эффективно использовать бюджетные средства.

Программно-целевой метод обеспечит реализацию региональной политики в сфере обеспечения доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН и согласованность всех уровней исполнительной власти в этой сфере, позволит согласовать мероприятия Программы, деятельность исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, обеспечит контроль за ходом реализации мероприятий и получение ожидаемых результатов.

 

2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, определены целевые ориентиры: увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием; увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях; обеспечение эффективной поддержки граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении, и содействие их социальной адаптации.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства края. Создание условий для равного доступа всех жителей края к образованию, медицинскому и социальному обслуживанию, реализации гражданских прав и обязанностей занимает значительное место в реализации государственной политики края.

С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН Программой определена следующая цель: обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае (необходима разработка краевых нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации мероприятий, предусмотренных Программой);

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае (способствует реализации прав и законных интересов инвалидов и других МГН);

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в крае;

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в крае (необходим системный подход к повышению квалификации специалистов, что в свою очередь приведет к повышению качества реабилитационных услуг);

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов, в том числе обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в крае (необходимо проведение мероприятий с активным участием инвалидов, поддержка общественных организаций инвалидов, улучшение среды жизнедеятельности инвалидов).

Для решения этих задач разработаны мероприятия, проведена оценка потребности в необходимых ресурсах для их реализации, а также определен комплекс целевых показателей (индикаторов):

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае (определена ответственным исполнителем на основании мониторинга, проведенного краевым государственным бюджетным учреждением "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (март - октябрь 2011 г.). Планируется ежегодный мониторинг и уточнение показателя);

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности края по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг (определена ответственным исполнителем на основании задачи, поставленной Государственной программой);

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае (определена ответственным исполнителем на основании мониторинга, проведенного центрами социальной поддержки населения совместно с общественными организациями инвалидов, с учетом задачи, поставленной Государственной программой). Подлежит ежегодной корректировке на основании данных паспортизации приоритетных объектов;

доля краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, в которых создана безбарьерная среда, в общем количестве краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения (определена ответственным исполнителем на основании анализа данных краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, путем процентного соотношения оборудованных для инвалидов и других МГН краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения к общему количеству краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения);

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (определена министерством образования и науки края на основании анализа данных по общеобразовательным организациям края путем процентного соотношения общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, к общему количеству общеобразовательных организаций);

доля профессиональных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций (определена министерством образования и науки края на основании анализа данных по профессиональным образовательным организациям путем процентного соотношения оборудованных для инвалидов и других маломобильных групп населения организаций к общему количеству профессиональных образовательных организаций);

доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае (определена ответственным исполнителем на основании задачи, поставленной Государственной программой);

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава в крае (определена министерством промышленности и транспорта края путем процентного отношения специально оборудованного наземного транспорта общего пользования к общему количеству наземного транспорта общего пользования);

доля городских округов и муниципальных районов края, утвердивших муниципальные программы по формированию доступной среды, в общем количестве городских округов и муниципальных районов края (определена ответственным исполнителем на основании представленных городскими округами и муниципальными районами края данных);

доля инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с Перечнем средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете (определена ответственным исполнителем на основании анализа отчетов-заявок центров социальной поддержки населения);

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае (определена ответственным исполнителем на основании анализа потребности в повышении квалификации специалистов, занятых в сфере реабилитации);

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае (определена ответственным исполнителем на основании мониторинга, проведенного краевым государственным бюджетным учреждением "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (март - октябрь 2011 г.). Планируется ежегодный мониторинг и уточнение показателя);

доля инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги (определена ответственным исполнителем путем процентного соотношения инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, к общему числу инвалидов, прошедших реабилитацию в краевых учреждениях реабилитации инвалидов.

Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.

Методика расчета показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении N 4 к настоящей Программе.

Таким образом, реализация Программы позволит:

оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг;

повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

 

3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Решение проблемы доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН в полном объеме не может иметь четко определенных временных рамок, поскольку связано с выполнением одной из социальных функций государства. В этой связи этапы реализации Программы не выделяются. Программа реализуется в один этап 2014 - 2015 годы.

Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение цели и выполнение ее задач.

 

4. Перечень программных мероприятий

 

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.

Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для достижения инвалидами социальной адаптации и интеграции их с обществом.

Структурно перечень мероприятий Программы состоит из четырех разделов, соответствующих поставленным целям и задачам.

Раздел 1 перечня мероприятий Программы предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование краевой нормативной правовой и организационной основы развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, в том числе нормативной правовой основы развития различных мер социальной поддержки инвалидов и их семей, мероприятий по обеспечению взаимодействия и координации деятельности участников этой системы.

Включены мероприятия по проведению специальных социологических исследований, мониторингу состояния доступности приоритетных объектов для инвалидов и других МГН с целью их паспортизации и классификации, разработке управленческих решений и контролю их исполнения, формированию и обновлению карт доступности.

Раздел 2 перечня мероприятий Программы включает комплекс практических мероприятий по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН, и состоит из двух подразделов:

Подраздел 2.1 перечня мероприятий Программы содержит мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов (социальной защиты, физической культуры и спорта, образования, культуры, занятости, информации и связи, жилой среды, транспорта):

развитие службы "Социальное такси" (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Ванинский, Николаевский, Хабаровский, имени Лазо муниципальные районы);

приобретение подвижного состава наземного (городской автомобильный и городской электрический) транспорта общего пользования, адаптированного для инвалидов и других МГН;

создание универсальной безбарьерной среды в учреждениях приоритетных социальных сфер (социальной защиты, культуры, занятости, профессионального и общего образования, здравоохранения, связи и информации);

адаптация внутриквартирного пространства;

формирование доступной среды в рамках реализации муниципальных программ (мероприятия осуществляются посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям края).

Подраздел 2.2 перечня мероприятий Программы содержит мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции:

открытие отделения средств реабилитации в краевом государственном бюджетном учреждении "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов";

открытие отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в структуре краевого государственного бюджетного учреждения "Чегдомынский комплексный центр социального обслуживания населения";

обеспечение средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности;

обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, в том числе: обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями граждан, не имеющих группы инвалидности: женщин, перенесших операцию мастэктомии, детей, граждан пожилого возраста; обеспечение протезно-ортопедическими изделиями лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий; глазное протезирование граждан, не имеющих группы инвалидности: детей, граждан пожилого возраста.

Раздел 3 перечня мероприятий Программы включает комплекс информационно-просветительских, общественных мероприятий и состоит из двух подразделов:

Подраздел 3.1 перечня мероприятий Программы содержит мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН:

организация повышения квалификации специалистов, занятых в сфере реабилитации.

Подраздел 3.2 перечня мероприятий Программы содержит информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН:

проведение мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов (физкультурно-спортивный фестиваль Хабаровского края по видам спорта среди инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; краевой фестиваль самодеятельного художественного творчества; краевая выставка изобразительного, прикладного творчества и фотоискусства инвалидов; альманах художественных и поэтических произведений инвалидов);

размещение социальной рекламы позитивного образа жизни инвалидов в обществе.

Раздел 4 перечня мероприятий Программы содержит мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями:

проведение краевого конкурса предприятий, производственных участков и социальных проектов общественных организаций инвалидов.

Перечень программных мероприятий содержится в приложении N 2 к настоящей Программе.

 

5. Ресурсное обеспечение Программы

 

Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Хабаровского края и привлечения прогнозных субсидий из федерального бюджета краевому бюджету, средств бюджетов муниципальных образований края и средств из внебюджетных источников.

Прогнозируемый общий объем финансирования реализации Программы составляет 342 934,5 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 216 796,8 тыс. рублей,

в 2015 году - 126 137,7 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета (прогнозно) - 129 410,6 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 79 310,6 тыс. рублей,

в 2015 году - 50 100,0 тыс. рублей;

- объем средств краевого бюджета - 179 709,5 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 103 671,8 тыс. рублей,

в 2015 году - 76 037,7 тыс. рублей;

- объем средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) - 33 814,4 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 33 814,4 тыс. рублей,

в 2015 году - 0 тыс. рублей;

Объем средств консолидированного бюджета края по иным программам (справочно) - 24 300,0 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 24 300,0 тыс. рублей,

в 2015 году - 0 тыс. рублей.

Объем ресурсного обеспечения мероприятий Программы приведен в приложениях N 3, 6, 7 к настоящей Программе.

Распределение ресурсного обеспечения Программы по приоритетным сферам приведено в приложении N 5 к настоящей Программе.

Расходы бюджетов муниципальных образований края в сумме 33 814,4 тыс. рублей в 2014 году определены, исходя из представленных проектов программ городских округов и муниципальных районов края по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН (устройство специально приспособленных входных групп и пандусов, универсальных кабин в санитарно-технических помещениях, приобретение специальных адаптивно-технических устройств, информационных табло с тактильной информацией в муниципальных учреждениях образования, спорта, культуры, административных зданиях, реконструкция пешеходных переходов и транспортных коммуникаций к объектам социальной инфраструктуры, приобретение подвижного состава наземного транспорта общего пользования), с учетом использования на цели реализации соответствующих мероприятий муниципальных программ собственных и привлеченных средств в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации".

Средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках реализации Программы на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в муниципальные программы по формированию доступной среды, реализуемые за счет средств местных бюджетов, предоставляются в виде субсидий муниципальным бюджетам при условии использования ими на цели реализации программ собственных и привлеченных средств в 2014 году в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования, начиная с 2015 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 146 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации") в размере не менее 30 процентов.

Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям края на софинансирование реализации муниципальных программ по формированию доступной среды приведены в приложении N 9 к настоящей Программе.

Порядок и условия предоставления и распределения субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования расходных обязательств на проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения приведен в приложении N 10 к настоящей Программе.

 

6. Механизм реализации Программы

 

Вопросы реализации мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях совета при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов с участием представителей органов исполнительной власти края, муниципальных образований края, участвующих в реализации Программы и общественных организаций инвалидов. Организовано проведение мероприятий общественного контроля по рассмотрению Программы в муниципальных образованиях края в виде общественных слушаний, гражданского жюри.

Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы) осуществляет ответственный исполнитель Программы.

Ответственный исполнитель Программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств ежегодно вносит в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения об уточнении целевых показателей (индикаторов) и расходов по программным мероприятиям, механизма реализации и финансирования, а также состава исполнителей.

Ответственный исполнитель Программы в ходе ее реализации:

- представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий;

2) ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы;

3) ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты: об осуществлении расходов краевого бюджета (бюджетов муниципальных образований края), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету края на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу; об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий; о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы;

- представляет в министерство экономического развития края:

1) ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным, годовой отчет о ходе реализации Программы в соответствии с требованиями постановления Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" (далее - Постановление);

2) ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, результаты мониторинга (по формам, согласно приложениям N 13 - 15, 17 Постановления) и пояснительную записку о ходе реализации Программы за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев текущего финансового года соответственно;

- проводит интегральную оценку эффективности реализации Программы;

- для оценки эффективности Программы устанавливает формы отчетов для соисполнителей Программы;

- осуществляет проверки хода реализации Программы соисполнителями;

- организует размещение в электронном виде на официальном сайте министерства социальной защиты населения края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы (контентное обеспечение);

- взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.

Соисполнители Программы:

- ежеквартально не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщают и анализируют результаты реализации Программы и представляют ответственному исполнителю Программы отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств; информацию, необходимую для проведения интегральной оценки эффективности реализации государственной программы;

- ежегодно до 01 января года, следующего за отчетным, подготавливают и направляют ответственному исполнителю годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий;

- несут ответственность за реализацию программных мероприятий.

Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, осуществляется в порядке, установленном Правительством края, внесение изменений в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы, осуществляются по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также