Расширенный поиск

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 28.03.2016 № 1030

ГЛАВА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

УКАЗ

 

г. Якутск

 

 

О Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2016 год

 

 

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2016 год (далее – Программа) согласно приложению к настоящему Указу.

2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.) предусмотреть при внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год» бюджетные ассигнования на софинансирование дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2016 год в сумме 1 040,00 тысяч рублей.

3. Определить уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

4. Определить главным распорядителем бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы, источниками финансирования которых являются субсидия из федерального бюджета и средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

5. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дружинин А.Н.):

5.1. Обеспечить согласование Программы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

5.2. Организовать работу по заключению Соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Республики Саха (Якутия) о реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) в 2016 году.

6. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на  Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.

7. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

 

 

 

               Глава

Республики Саха (Якутия)                                                             Е.БОРИСОВ

 

 

 

г.Якутск

28 марта 2016 года

№ 1030

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы

Республики Саха (Якутия)

от 28 марта 2016 г. № 1030

 

 

ПРОГРАММА

 дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2016 год

 

 

ПАСПОРТ

Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности

на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2016 год

 

Наименование Программы

Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2016 год

Ответственный исполнитель

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Соисполнители Программы

Центры занятости населения Республики Саха (Якутия)

Участники Программы

Предприятия, работники которых находятся под угрозой увольнения, реализующие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда (приложения
№ 2-4 к Программе)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 155
«О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Срок реализации Программы

2016 год

 

Цель Программы

Принятие упредительных мер по снижению негативных социально-экономических последствий увольнения работников и недопущению условий для роста безработицы в Республике Саха (Якутия)

Задачи Программы

1. Повышение профессиональной конкуренто-способности работников, находящихся под риском увольнения.

2. Снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости путем содействия трудоустройству работников, находящихся под риском увольнения.

3. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест для инвалидов

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение
(в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников.

2. Обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

3. Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 20 782,3 тыс. рублей, в том числе:

субсидия федерального бюджета – 19 742,30 тыс. рублей;

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 1 040,0 тыс. рублей (5% общего объема финансирования)


Показатели результативности Программы

Прохождение профессионального обучения 30 работников организаций, находящихся под риском увольнения;

создание не менее 100 временных рабочих мест для трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения;

трудоустройство 20 инвалидов на рабочие места на условиях социальной занятости

Целевые индикаторы Программы

Уровень регистрируемой безработицы в 2016 году в среднегодовом исчислении - не выше 1,9% численности экономически активного населения;

коэффициент напряженности на рынке труда – не выше 1,4 чел. на 1 вакансию

Ожидаемые результаты реализации Программы

Создание 30 рабочих мест для трудоустройства 30 работников организаций, находящихся под риском увольнения и прошедших опережающее профессиональное обучение;

 

создание и сохранение 100 временных рабочих мест для трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения;

создание рабочих мест для трудоустройства 20 инвалидов

 

 

 

1. Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

 

Социально-экономическое развитие республики в 2015 году характеризуется небольшим, но устойчивым ростом. Обеспечена макроэкономическая стабильность, бюджетная сбалансированность.

По предварительной оценке в 2015 году реальный рост валового регионального продукта республики составил не менее 2%, промышленного производства – 3,8%.

Удалось сохранить объем инвестиций в основной капитал на уровне не ниже 2014 года (100,3%) в сопоставимых ценах.

Инфляция в республике сложилась ниже, чем в целом по стране: 11,8%.

Рост промышленного производства в республике вызван положительной динамикой роста индекса добычи полезных ископаемых в январе-декабре 2015 года – 104,9%. Индекс обрабатывающих производств составил 86,9%, индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 100,4%.

За январь-декабрь 2015 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечается рост добычи каменного угля – 126,9%, нефти и природного газа – 108%, алмазов – 105%.

Темп роста объема оборота розничной торговли составил 102,1%.

Не достигнута задача обеспечения реального роста валовой продукции сельского хозяйства (97,8% к 2014 году).

Объем строительных работ составил 100,8% от уровня 2014 года.

Наибольшее снижение показателей приходится на транспорт. Объем грузооборота транспорта снизился на 3,8%, пассажирооборот транспорта общего пользования уменьшился на 19,2%.

В 2015 году рост располагаемых денежных доходов населения (11,7%) сложился ниже роста потребительских цен (11,8%), что повлекло снижение реальных располагаемых денежных доходов населения на 0,1% к 2014 году. В реальном выражении заработная плата снизилась на 4,9% к 2014 году.

В Республике Саха (Якутия) активно осуществляется работа по предотвращению кризисных проявлений в республиканской экономике. Под особым вниманием находится финансово-хозяйственная деятельность бюджето- и системообразующих предприятий: алмазно-бриллиантового комплекса, угольной и нефтегазовой промышленности, сельского хозяйства и др.

Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2014 г. № 247-РГ образована Межведомственная комиссия по разработке мер по обеспечению экономической и социальной стабильности в Республике Саха (Якутия).

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2015 г. № 71-р утвержден перечень системообразующих предприятий Республики Саха (Якутия), подлежащих мониторингу финансово-хозяйственной деятельности. В данный перечень вошли 69 предприятий различных сфер деятельности.

В настоящее время в республике разработан Комплекс мер по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год, который предусматривает меры по реализации плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 01 марта 2016 г. № 1349п-П13.

Комплекс мер содержит мероприятия для реализации 18 задач социально-экономического развития республики и является продолжением «антикризисного плана» 2015 года, в том числе по снижению напряженности на рынке труда, импортозамещению, поддержке несырьевого экспорта, промышленности и топливно-энергетического комплекса. 

В 2016 году прогнозируется рост республиканского ВРП на 2% к уровню 2015 года на основе реализации стабилизационных мер, активного привлечения инвестиций в основной капитал; финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики; обеспечения бюджетной сбалансированности, оптимизации неэффективных бюджетных расходов.

 

Основные тенденции в сфере занятости и на рынке труда в 2015 году

 

В 2015 году ситуация на рынке труда республики в целом характеризовалась следующими тенденциями.

1. Устойчивое сохранение уровня общей безработицы в пределах 7,3-7,4%, значительно превышающее среднее значение по Российской Федерации (5,8%). В 2015 году произошло снижение численности занятого населения и изменение тенденции роста занятости населения последних лет.  В 2015 году уровень общей безработицы составил 7,3% от численности экономически активного населения (в среднем за 2014 год – 7,4%), регистрируемой безработицы – 2,0% (на начало 2014 года – 1,7%). Численность занятого населения – 464,5 тыс. чел. (в 2014 году – 465,6 тыс. чел.).

Общую ситуацию в сфере занятости и на рынке труда характеризуют следующие данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Рабочая сила в Республике Саха (Якутия) (тыс. человек)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г. февраль

2016/2015, в %

Рабочая сила,

502,9

501,3

494,5

99,7

в том числе:

 

 

 

 

занятые в экономике

465,6

464,5

460,1

99,8

безработные

37,3

36,7

34,4

98,5

в том числе зарегистрированные

8,2

9,8

11,2

114,3

уровень общей безработицы, %

7,4

7,3

7,0

-

уровень регистрируемой безработицы, %

1,6

2,0

2,3

-

коэффициент напряженности на рынке труда, чел. на 1 вакансию

0,9

1,5

1,7

 

 

2. В 2015 году снижение численности занятого населения произошло в результате сохранения высоких темпов высвобождения рабочей силы, роста напряженности на рынке труда и уменьшения общего количества вакантных рабочих мест. По данным оперативного мониторинга в 2015 году о предстоящем увольнении заявили 728 предприятий, организаций республики, в которых принято решение о предстоящем увольнении 6,8 тыс. работников.

Всего в течение 2015 года в 711 организациях было уволено 3,9 тыс. чел.

 

Таблица 2

Увольнение работников предприятий, учреждений Республике Саха (Якутия)

 

2014г.

2015г.

2015г. в % к 2014г.

Количество предприятий, заявивших об увольнении работников, ед.

728

961

 в 1,3 р.

Численность работников предполагаемых к увольнению, чел.

6 758

6 647

98,3

Численность уволенных работников, чел.

4 850

3 938

81,2

 

Наибольшее высвобождение работников произошло в организациях, относящихся к виду экономической деятельности: «транспорт и связь» - 698 чел., «образование» - 694 чел., «добыча полезных ископаемых» - 431 чел., «финансовая деятельность» - 429 чел., «госуправление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» - 426 чел., «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 321 чел., «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 218 чел. и других.

3. Снижение возможностей органов службы занятости населения по содействию трудоустройству населения.

Всего в 2015 году при содействии органов службы занятости населения нашли работу 22 тыс. человек (на 7,9% меньше, чем за 2014 год).

 

Таблица 3

 

2014 г.

2015 г.

2014/2013,

в %

Обратилось в поисках работы

37 052

37 167

100,3

Трудоустроено

23 837

21 957

92,1

Удельный вес трудоустроенных в общей численности граждан, обратившихся в поиске работы  (%)

64,3

59,1

-5,2 п.п.

 

Из общего числа искавших работу граждан трудоустроено 59,1%, что на 5,2 п.п. меньше, чем год назад (табл. 3).

 

Ситуация на рынке труда в январе-марте 2016 года

 

Текущая ситуация на рынке труда в I квартале 2016 года характеризуется уменьшением общей численности рабочей силы, а также занятых в экономике, рассчитанной по методологии МОТ. По оценке органов государственной статистики общая численность рабочей силы в республике в среднем за январь-февраль 2016 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,5% и составила 494,5 тыс. человек, численность занятых уменьшилась на 0,7% и составила 460,1 тыс. человек.

Происходит рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.

По состоянию на 01 марта 2016 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составила 11,2 тыс. человек, что на 17,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (9,5 тыс. чел.) и на 14,1% больше по сравнению с началом года (9,8 тыс. чел.).

При этом уровень регистрируемой безработицы возрос с 2% в начале т.г. до 2,3% (в аналогичном периоде 2014 г. – 1,9%).

Общее количество зарегистрированных вакансий составило 7,9 тыс. ед., что на 13% меньше, чем год назад (9 тыс. ед.).

 

Таблица 4

 

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Республики Саха (Якутия)

 

 

на 01.03.2015

на 01.03.2016

25.02.2015г.   в % к 25.02.2014

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, чел.

9 471

11 168

117,9

Уровень регистрируемой безработицы, %

1,9

2,3

 

Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, ед.

9 034

7 878

87,2

 

В органы службы занятости населения о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников (на 19.03.2016) заявили 434 организаций и предприятий республики, в которых принято решение об увольнении 2,4 тыс. работников (в аналогичный период прошлого года о предстоящем увольнении 2,8 тыс. работников заявили 427 организаций).

Всего с начала года в 212 организациях уволено 1 тыс. человек (41% от численности работников, предполагаемых к высвобождению). Высвобождение работников произошло в организациях, относящихся к виду экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» - 264 чел., «образование» - 183 чел., «здравоохранение и предоставление социальных услуг» - 111 чел., «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 104 чел., «транспорт и связь» - 103 чел., «финансовая деятельность» - 88 чел., «госуправление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение» - 48 чел. и других.

Из числа уволенных работников трудоустроены 243 человека (24,3%), в том числе в прежних организациях – 81 чел. Трудовая пенсия по старости назначена 145 гражданам (14,5% уволенных работников).

В органы службы занятости населения обратились 576 уволенных работников (76,0% от числа работников, уволенных из организаций и самостоятельно не нашедших работу), из них трудоустроены 38 чел. (6,6%); признаны безработными 254 чел.

На 16 марта 2016 года в режиме неполной занятости находились 109 человек (в аналогичный период прошлого года 371 чел.). Из них работали неполный рабочий день 107 человек (в т.ч. АО «Нерюнгриэнергоремонт» – 57 чел., ЗАО «Якутпромстрой» – 37 чел., Дополнительный офис в с. Чурапча Якутского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» – 13 чел.); находились в простое по вине работодателя 2 работника ООО «Ростелеком - Розничные системы» филиал «Дальний Восток» (Верхнеколымский улус).

В АО «Нерюнгриэнергоремонт» на режим неполной рабочей недели переведены 57 чел. (24,9% от численности работников) в связи со значительным снижением объемов работ в осенне-зимний период.

В ЗАО «Якутпромстрой» на режим неполного рабочего времени переведены 37 чел. (30,8% от численности работников) в связи со снижением объема работ и продаж, в целях сохранения рабочих мест.

Просроченная задолженность по заработной плате на 01.03.2016 составила 26,2 млн руб. (485 чел.)

 

Таблица 5

 

Увольнение и неполная занятость работников в Республике Саха (Якутия)

 

 

на 16.03.2016

на 16.03.2015

16.03.2016   в % к 16.03.2015

Количество предприятий, заявивших об увольнении работников, ед.

434

427

101,6

Численность работников, предполагаемых к увольнению, чел.

2 441

2 841

85,9

Численность уволенных работников, чел.

1 001

1 073

93,3

Численность работников, подлежащих к увольнению, по состоянию на отчетную дату, чел.

1 440

1 768

81,4

Численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, чел.

109

371

29,4

Численность трудоустроенных из числа уволенных, чел.

243

357

68,1

 

Прогноз развития рынка труда в 2016 году

 

По предварительному прогнозу общая численность занятых в среднем за 2016 год составит около 462 тыс. чел. или уменьшится на 2,5 тыс. чел. Численность безработных возрастет до 37,7 тыс. чел..

Уменьшение численности занятых обусловлено ростом численности высвобожденных работников предприятий и организаций, которая достигнет 6,3 тыс. чел. (по максимальному варианту). Увольнения работников в связи с сокращением численности/штата предполагаются в видах деятельности наиболее «чувствительных» к падению спроса на продукцию: обрабатывающая промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля (малое предпринимательство), сфера услуг.

На предприятиях инфраструктуры и сферы услуг снижение составит в пределах 6-7%. На транспорте и в связи – около 7%, гостиницы и рестораны – до 7%, в финансовой деятельности, операции с недвижимым имуществом – 4%.

Рост увольнений работников повлечет за собой рост численности регистрируемых безработных. Данный рост составит 17% и достигнет 11,5 тыс. чел.

При этом уровень регистрируемой безработицы, соответственно, возрастет до 2,3% от численности экономически активного населения. Уровень общей безработицы достигнет 7,5%.

 

Прогноз динамики занятости  и безработицы в РС (Я) в 2016 году

 

 

2013 г.

отчет

2014 г.

отчет

2015 г.

отчет

2016 г.

прогноз

2016/

2015, в %

Рабочая сила, тыс. чел.

504,5

502,9

501,3

499,7

99,7

в том числе:

 

 

 

 

 

занятые в экономике, тыс. чел.

467,1

465,6

464,5

462,0

99,5

безработные, тыс. чел.

37,4

37,3

36,7

37,7

102,7

зарегистрированные безработные, тыс. чел.

8,6

8,2

9,8

   11,5

  117,3

Уровень общей безработицы, в %

7,4

7,4

7,3

7,5

-

Уровень регистрируемой безработицы, в %

1,7

1,6

2,0

2,3

-

 

По предварительным прогнозам в течение 2016 года напряженность ситуации в сфере занятости и на рынке труда сохранится. Количество обращений незанятого населения в поиске работы в органы службы занятости населения в 2016 году может достигнуть 45 тыс. чел. (по критическому сценарию) (на 21% больше, чем в 2015 году), в их числе высвобожденные работники за счет ликвидации рабочих мест составят 4,5 тыс. чел. В связи с сохранением напряженности на рынке труда предполагается, что численность зарегистрированных в службе занятости безработных достигнет 11,5 тыс. человек.

 

Обоснование необходимости разработки Программы

 

Обострение ситуации на рынке труда, выраженное в сокращении численности занятого населения, сохранении высоких темпов роста количества увольняемых работников, а также уменьшения количества вакантных рабочих мест в период неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, требует безотлагательного принятия решения о реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда помимо стандартных мер, предусмотренных законодательством о занятости населения, с учетом особенностей региональных и локальных рынков труда.

В Республике Саха (Якутия) осуществляют производственную деятельность ограниченное количество крупных предприятий. К ним относятся системо- и градообразующие предприятия: АК «АЛРОСА» (ПАО), ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО ХК «Якутуголь», ООО «Востокнефтепровод», ОАО «Алданзолото ГРК» и др. Данные предприятия занимают доминирующее положение в производстве внутреннего регионального продукта, а также в сфере занятости населения, что наряду с изолированностью и локализацией местных рынков труда составляет региональную специфику.

Крупные предприятия республики в большинстве своем являются экспортоориентированными и не сталкиваются с проблемами сбыта своей продукции и падения спроса на нее.

В условиях кризисных проявлений основным источником возрастания напряженности на рынке труда являются средние и малые предприятия, которые в специфических условиях локализации и удаленности, очаговости размещения, а также транспортной недоступности, придают процессам увольнения работников особую остроту и социальное значение. В Республике Саха (Якутия) в жестких климатических условиях средние и малые производственные и инфраструктурные предприятия, расположенные в населенных пунктах, изолированных и удаленных друг от друга, имеют жизнеобеспечивающее значение.

По предварительному прогнозу в 2016 году на долю средних и малых предприятий приходится около 60 % от общего предполагаемого объема увольняемых работников (4,5 тыс. чел.).

Среди предприятий, планирующих значительное увольнение работников, наибольшее количество увольняемых работников от общего объема приходится на следующие виды экономической деятельности: «операции с недвижимым имуществом» – 20%, «финансовая деятельность» - 12%, предприятия по добыче полезных ископаемых – 13%, транспорта и связи – 11%.

Среди системообразующих предприятий наибольшее количество увольняемых работников приходится на различные предприятия группы «АЛРОСА» (ПАО) – 334 чел., ОАО «Аэропорт Якутск» - 22 чел., ОАО «Алданзолото ГРК» - 16 чел., ОАО «Якутуголь» - 15 чел.

Предварительный отбор работодателей для участия в программе производился с учетом прогнозной оценки финансово-экономического состояния, объемов высвобождения работников, особенностей республиканского и локальных рынков труда, а также наличия программ повышения развития, производительности труда и (или) развития персонала.

Принимая во внимание сохранение значительных предполагаемых объемов высвобождения рабочей силы, следует реализовать дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости работников системо- и градообразующих предприятий, находящихся под риском увольнения, а также граждан, ищущих работу и проживающх в монопрофильных населенных пунктах. Это позволит избежать возможного роста социальной напряженности при реализации необходимых стабилизационных мер и модернизации предприятий, а также обеспечит системный подход к решению проблем, возникающих в финансово-экономической и социальной сферах и позволит наиболее эффективно и комплексно использовать имеющиеся инструменты государственной политики в сфере содействия занятости населения.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников.

При этом уменьшение привлечения иностранной рабочей силы будет компенсировано за счет местных трудовых ресурсов путем их профессионального обучения и  дальнейшего трудоустройства.

Необходимость привлечения иностранных работников на предприятия и организации Республики Саха (Якутия) вызвана традиционным недостатком рабочей силы в отдельных отраслях и производствах, главным образом, в строительстве и на вредных и тяжелых работах в промышленности.

Всего за 2015 год иностранным гражданам выдан 6 681 патент на осуществление трудовой деятельности, из них для работы у юридических лиц – 3 980, у физических лиц – 2 620. В 2015 году выдано патентов на 57 % меньше, чем в 2014 году (15 715 патентов).

В структуре внешней трудовой миграции основную долю составляют трудовые мигранты Таджикистана – 44% от общего количества патентов (3 тыс. чел.), Узбекистана – 33% (2,2 тыс. чел.). По видам экономической деятельности наибольшее количество иностранной рабочей силы привлекалось в  строительстве - 57% от общего объема выданных патентов, обрабатывающих производствах - 10%, по 7% в торговле и операциях с недвижимым имуществом и др.

В настоящее время потребность в работниках на 2016 год составила 6 821 чел. На основании решений Республиканской Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Pеспублике Cаха (Якутия) подготовлено предложение о потребности республики в иностранных работниках на 2016 год в количестве  967 чел., что составило 14,5% от общего числа заявленной потребности.

Программа обеспечивает межведомственный подход к использованию ресурсов и определяет сбалансированные способы достижения целей устойчивого развития.

Реализация Программы способствует в комплексе с другими мерами финансово-экономического регулирования оказанию дополнительного позитивного воздействия на повышение производительности труда, модернизацию предприятий, импортозамещение, а также изменение структуры занятости.

При реализации дополнительных мероприятий обеспечивается приоритетное участие родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.

 

Описание рисков реализации Программы

 

Предполагаемым внешним фактором риска реализации Программы является усиление неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Вследствие воздействия данного фактора возможно резкое возрастание риска увольнения работников и  снижение возможностей органов службы занятости населения в содействии трудоустройству увольняемых работников в связи с общим снижением деловой активности, инвестиционных процессов и сокращением рабочих мест.

В случае возникновения этого риска возникнет необходимость расширения специальных дополнительных (предупредительных) мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также  увеличения расходов, предусмотренных на реализацию данных мер. Вследствие внешней природы возникновения данного фактора, а также его масштабности увеличение финансирования данных дополнительных мер предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях необходимого софинансирования расходов.

Внутренним риском достижения целевых индикаторов Программы являются чрезвычайные неблагоприятные природные явления в форме паводков и наводнений. Управление Программой при возникновении данного риска заключается в перераспределении бюджетных средств на определенный период времени, а также снижении параметров Программы (за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)) и будет осуществляться по дополнительному мероприятию «Временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу».

 

2. Система мероприятий Программы

 

№ п/п

Наименование задачи, мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Задача 1. Трудоустройство работников, находящихся под риском увольнения,

и граждан, ищущих работу

1.1.

Разработка Правил предоставления в 2016 году субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия)

Апрель

Министерство труда и социального развития РС (Я)

1.2.

Организация временного трудоустройства работников предприятий, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу

II-IV кварталы

Центры занятости населения, работодатели (приложение № 3

к Программе)

Задача 2. Повышение профессиональной конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения

2.1.

Принятие плана-графика опережающего профессионального обучения с учетом профессионально-квалификационной структуры работников, находящихся под риском увольнения, сроков их увольнения

Май

Министерство труда и социального развития РС (Я)

2.2.

Организация опережающего профессионального обучения и стажировка работников, находящихся под риском увольнения

Весь период

Центры занятости населения, образовательные организации, предприятия (приложение № 2

к Программе)

Задача 3. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест для инвалидов

  3.1.

Проведение конкурсов среди работодателей по сохранению и созданию рабочих мест для инвалидов

Май

Центры занятости населения РС (Я),

Министерство труда и социального развития РС (Я)

3.2.

Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте

II-IV кварталы

Центры занятости населения РС (Я)

Задача 4. Общепрограммные мероприятия

4.1.

Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников

Весь период

Министерство труда и социального развития РС (Я), центры занятости населения

4.2.

Анализ данных мониторинга, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации Программы

Весь период

Министерство труда и социального развития РС (Я), центры занятости населения

4.3.

Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, и снижении напряженности на рынке труда Республики Саха (Якутия)

Весь период

Центры занятости населения, Министерство труда и социального развития РС (Я)

 

Программой планируется реализация 3 мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2016  № 155:

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников.

2. Обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

3. Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

 

Описание мероприятий Программы

 

Опережающее профессиональное обучение (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников.

Дополнительное мероприятие организуется на основании договора между центром занятости населения и работодателем (организацией, трудоустраивающей работника после прохождения профессионального обучения).

В целях расширения возможностей трудоустройства граждан осуществляется опережающее обучение работников в случае установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников.

Участниками мероприятия являются 30 работников, находящихся под риском увольнения, в ПУ «Алмаздортранс», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Аэропорт Якутск».

В приоритетном порядке в мероприятии участвуют организации, имеющие программы повышения производительности труда, оптимизации расходов и (или) развития персонала, а также участие в мероприятиях родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.

Реализация данного мероприятия позволит работодателям при снижении объемов производства, оказании услуг или приостановке деятельности предприятия осуществить переобучение работников новым видам деятельности, избежав их увольнения, а работникам повысить уровень квалификации, овладеть новыми профессиями (специальностями), избежав потери работы (заработка).

Уполномоченный орган в установленные сроки доводит лимиты бюджетных обязательств до центров занятости населения. Центры занятости населения в установленные сроки перечисляют субсидии работодателям, прошедшим отбор. Опережающее профессиональное обучение может быть организовано как в образовательной организации, так и на рабочем месте.

Обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

Данное мероприятие организуется в целях:

создания и сохранения в организациях временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения;

удовлетворения потребности организаций в выполнении сезонных работ и работ временного характера;

осуществления мер социальной поддержки работников, находящихся под риском увольнения.

Участниками Программы являются занятые работники, находящиеся под риском увольнения.

Временная занятость будет предусматривать временные работы для работников организаций, находящихся под риском увольнения.

К лицам, находящимся под риском увольнения, относятся следующие работники: работающие неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю по инициативе работодателя, работники, находящиеся в простое, работники, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы, предполагаемые к увольнению.

Работодатель заключает с гражданами для участия во временных и общественных работах срочные трудовые договоры или трудовые договоры по совместительству в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Средний период участия во временных и общественных работах – до 6 месяцев.

Предварительно на участие в мероприятиях временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, включены 2 организации на временную занятость 100 человек. Все организации имеют программы (планы) развития, включающие повышение производительности труда и (или) развитие персонала, оптимизацию расходов.

Размер возмещения затрат на заработную плату трудоустроенного на временную работу гражданина равен величине минимального размера оплаты труда, установленного в Республике Саха (Якутия) на конец 2015 года (Республиканское (региональное) соглашение «О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия)» между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканскими объединениями работодателей от 26 июня 2015 года), увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, и составляет 20 037,78 рублей.

Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

В условиях финансово-экономического кризиса инвалиды в первую очередь подвержены угрозе увольнения. Мероприятия по трудоустройству инвалидов в Республике Саха (Якутия) являются одним из направлений решения проблемы рационального трудоустройства инвалидов, трудовая и профессиональная деятельность которых значительно затруднена в силу состояния здоровья.

Участниками мероприятия являются инвалиды, состоящие на учете в службе занятости Республики Саха (Якутия) в качестве ищущих работу и/или зарегистрированных в качестве безработных граждан. А также инвалиды, работающие на предприятиях республики, находящиеся под риском увольнения, в том числе на квотированных рабочих местах, специально оборудованных рабочих местах,  специальных предприятиях для инвалидов.

Социальная занятость инвалидов предполагает создание, а также сохранение всего 15 рабочих мест, на которых работают инвалиды и 5 наставников.

Отбор работодателей на предоставление субсидий будет осуществляться на основании заявок на предоставление субсидии по возмещению затрат по заработной плате инвалидов.

 

Предприятия – участники Программы

 

1. Производственное управление «Алмаздортранс» АК «АЛРОСА» (ПАО).

Производственное управление «Алмаздортранс» (далее – Управление) является структурным подразделением АК «АЛРОСА» (ПАО) (далее – Компания).


Информация по документу
Читайте также