Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.08.2004 № 379ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 17 августа 2004 года № 379 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 г. N 180 О Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года Во исполнение решения Совета по науке и технической политике при Президенте, Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2004 года в целях обеспечения перевода экономики республики на инновационный путь развития, повышения эффективности использования научных разработок и внедрения результатов исследований в производство Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года. 2. Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Толстых Г.В.) до 1 ноября 2004 года разработать и представить на утверждение План мероприятий по реализации Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года. 3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Михайлову Е.И. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2004 года № 379 Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года Введение В XXI веке внедрение новых технологий станет ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Во всем мире формируется новая парадигма экономического роста на базе использования знаний и инноваций, называемая инновационным развитием. Президент России В.В.Путин в своем выступлении на совместном заседании Совета безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного совета Российской Федерации, Совета по науке и технологиям в марте 2002г. отметил, что развитие науки и технологий относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. На этом заседании принят документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», в котором провозглашается переход России на инновационный путь развития. В послании В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004г. сказано, что Россия должна расти быстрее, чем остальной мир, должна опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это - вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях. В регионах и федеральных округах России ведется работа по созданию и реализации региональных инновационных систем, учитывающих экономические, социальные, культурные и исторические особенности, а также конкурентные преимущества регионов. Так, Хабаровский край, Новосибирская, Томская, Орловская и ряд других областей проводят региональную инновационную политику, направленную на активизацию инновационной деятельности, дальнейшее развитие фундаментальной и прикладной науки. Отношения между регионами и федеральным центром в области взаимодействия в научно-технической и инновационной сфере регламентируются Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и следующими нормативными актами: Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1998г. №832; Основы политики Российской Федерации в области развития науки на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.06.2002г. №Пр-576; План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного финансирования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.08.2003г. № 1187-р; протокол совместного заседания Совета Безопасности РФ и Президиума Госсовета от 24 февраля 2004г. №1 по вопросу «О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы»; решение совещания с представителями федеральных и региональных органов государственной власти от 27 февраля 2004г. по вопросу «О разработке и реализации государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации». Под инновационной политикой понимается комплекс принципов и мероприятий по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и производства. Инновационный потенциал становится главным фактором, обеспечивающим переход экономики к инновационному типу ее развития. Объектом инновационной политики служит ресурсный потенциал общества, в котором центральное место занимает интеллектуальный потенциал. При формировании и реализации инновационной политики Республики Саха (Якутия) необходимо учитывать ее специфические региональные особенности экономики, в первую очередь преимущественно сырьевую направленность, неразвитость производственной и социальной сферы, а также отсутствие рыночной инфраструктуры. Основными преимуществами экономики Республики Саха (Якутия) сегодня являются: относительно высокий образовательный уровень населения и его способность осваивать новые знания; наличие многопрофильного научно-образовательного комплекса (университет, академические и отраслевые институты, научно-технические заделы в ряде отраслей экономики); наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов; последовательная политика руководства республики по развитию приоритетных отраслей экономики. Создание системы генерации знаний и стимулирования деловой активности, в рамках которой могут быть выявлены и реализованы проекты и программы создания конкурентоспособных товаров и услуг, основанные на вышеназванных преимуществах, является сегодня основной целью государственной инновационной политики республики. В Концепции инновации рассматриваются в двух аспектах. Первый - это влияние нововведений на эффективность хозяйственной деятельности предприятий республики, состояние окружающей среды, второй - затраты, необходимые для развития инновационного процесса. Социально-экономический аспект инновационного процесса рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств, как вложение средств в новую технику и технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие как отдельные предприятия, так и всю отрасль. Нормативно-правовой базой Концепции являются: Закон Республики Саха (Якутия) «О науке и государственной научно-технической политике Республики Саха (Якутия)» (новая редакция), утвержденный Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2004 года № 1546; Концепция государственной политики в области науки и технологий на период до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2004 года № 197; Основные направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001года № 281. Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года определяет важнейшие направления государственной политики в области развития инновационной деятельности, цель, задачи и пути ее реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих инновационную деятельность отраслей экономики и социальной сферы. 1. Основные понятия В Концепции используются следующие основные понятия: государственная инновационная политика - определение органами государственной власти инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных программ и проектов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение социально-экономического развития республики; инновационная деятельность - процесс создания и использования результатов научной и научно-технической деятельности, направленный на их воплощение в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы, предназначенные для реализации на рынке и применения в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования; инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на рынке; инновационный проект - комплекс взаимосвязанных научных, технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок нового вида продукции или технологического процесса с целью получения прибыли; инновационная программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение государственных и иных мер поддержки реализации приоритетных инновационных проектов; инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления и развития инновационной деятельности; интеллектуальная собственность - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки) и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом; объекты инновационной деятельности - интеллектуальная собственность, научно-техническая продукция, инновационные проекты; субъекты инновационной деятельности - высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и учреждения, предприниматели и частные лица, осуществляющие научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность; инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, материальные, финансовые, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности; инновационное предпринимательство - процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений предприятиями и организациями; инновационный фонд - фонды, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия); венчурные фонды - фонды, объединяющие средства организаций, частных инвесторов, банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализирующиеся на финансировании инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций; страховые фонды - фонды, создающиеся для снижения рисков инвесторов и большей привлекательности инвестиций, направленных на финансирование инновационной деятельности. 2. Состояние инновационной деятельности В республике проводятся многоплановые фундаментальные исследования, имеется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал. В настоящее время научный потенциал Республики Саха (Якутия) сосредоточен в 20 академических научных учреждениях, 4 вузах, 3 отраслевых институтах, в которых работают около 2600 человек, в т.ч. докторов наук - около 290, кандидатов - более 1000. Тематические планы НИР и НИОКР научных институтов и вузов в основном ориентированы на решение задач отраслей производства, согласовываются с профильными министерствами и ведомствами. По данным Комитета государственной статистики Республики Саха (Якутия) в 2002 году из обследованных отраслей промышленности, связи, информационно-вычислительного обслуживания, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка инновационную деятельность осуществляли только 20 предприятий промышленности и связи или 2,8% от их общего числа. В республике объем инновационной продукции в 2002 году составил 60,4 млн.руб. (0,12% от общего объема отгруженной продукции), оказано услуг инновационного характера на сумму 14,8 млн.руб. При этом в 2002 году 9 предприятий промышленности приобрели новые технологии (1 - за пределами РФ). Инвестиции на технологические инновации составили 3 млрд. 134,2 млн.руб., в т.ч. 92,5% вложенных средств связаны с приобретением машин и оборудования. Это - предприятия, занимающиеся добычей алмазов (97%), предприятия электро- радиосвязи (2,25%), предприятия заготовки и переработки мяса (0,2%), полиграфическая промышленность (0,18%) и др. Основным источником финансирования инноваций являлись собственные средства (99,7%), а не заемные (2,25%). Государственные инвестиции из средств республиканского бюджета составили всего 0,2%, средства из федерального бюджета не привлекались. Несмотря на наметившийся рост бюджетных ассигнований на развитие науки, доля расходов на науку в валового регионального продукта (ВРП) по Республике Саха (Якутия) (без учета объемов финансирования из средств РФ) составила в 2001 г. - 0,19%, в 2002 г. - 0,22, что ниже, чем в РФ (2002 г. - 0,28%, в 2003 г. - 0,31%) и значительно ниже, чем в развитых регионах (2-3%). Как показывает анализ, в целом по уровню инновационной активности, по доле инновационной продукции в объеме промышленного производства, развитию инновационной инфраструктуры республика заметно отстает от других субъектов, вошедших в число 10 инвестиционно-привлекательных регионов РФ. Основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную деятельность в республике, можно считать недостаток собственных средств у организаций, отсутствие бюджетного и внебюджетного финансирования. Значительными препятствиями для осуществления инновационной деятельности на предприятиях являются такие производственные факторы, как недостаток квалифицированного персонала, невосприимчивость предприятий к нововведениям, ограниченность возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости инноваций. Кроме экономических и производственных факторов, на развитие инновационной деятельности в республике влияет отсутствие полноценной законодательной базы, в частности, нормативно-правовых актов, регулирующих инновации в целом. В действующем законодательстве не учитывается рисковый характер инновационной деятельности, не предусмотрены льготы и иные меры стимулирования и поддержки субъектов этой деятельности. Отсутствуют льготы для инвесторов, венчурных и иных фондов, поддерживающих инновационное предпринимательство. Нет четкой политики по отношению к интеллектуальной собственности. Законодательно не определен статус и не предусмотрены преференции для технополисов, технопарков и иных объектов инновационной инфраструктуры. 3. Цели, задачи и принципы инновационной политики Государственная инновационная политика, направленная на создание благоприятных правовых, организационных, экономических и финансовых условий для развития активной инновационной деятельности всех субъектов экономики с учетом ее региональных особенностей должна являться составной частью государственной социально-экономической политики Республики Саха (Якутия). Однако, в настоящее время в республике не сформирована инновационная политика, не определены основные цели, задачи и роль инновационной деятельности в социально-экономическом развитии региона, отсутствует целостная инновационная система, способная обеспечить эффективное взаимодействие научно-технической сферы со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности. Главной целью инновационной политики республики является ускоренное повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе экономики на инновационный путь роста. Критерием достижения этой цели является повышение доли инновационной продукции в общем объеме валового регионального продукта. Основными задачами в сфере инновационной политики являются: формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность; финансово-экономическая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики; формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры; подготовка кадров в области менеджмента инноваций. Достижение целей и решение задач государственной инновационной политики в условиях Республики Саха (Якутия) возможны при соблюдении следующих принципов (требований): принцип приоритетности означает первоочередное осуществление инновационных проектов и программ; принцип эффективности обусловливает необходимость применения новых технологий, техники и организации производства, характеризующихся высокой экономической и социальной эффективностью, высокой окупаемостью инновационных затрат; принцип экологичности требует разработки и внедрения нововведений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, недопущения экологического ущерба и достижения высокого экологического эффекта в результате осуществления инновационных процессов; принцип комплексности выражает возможности развития научно-инновационных систем и инновационных циклов создания и распространения нововведений в социально-экономических комплексах; принцип регионального подхода предполагает преимущественное создание и использование нововведений с наиболее полным учетом экстремальных природно-климатических и специфических социально-экономических условий республики с целью уменьшения и преодоления их отрицательного влияния на экономику. Для проектирования, создания и проведения нововведений в экономике широко применяются методы системного анализа, математического моделирования, долгосрочного прогнозирования, программно-целевого подхода, индикативного планирования. 4. Основные направления инновационной политики К основным направлениям инновационной политики Республики Саха (Якутия) относятся: создание условий для повышения инновационной активности предпринимательской среды и привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности; ориентация науки и образования на решение задач инновационного развития экономики; развитие кооперации между научно-исследовательской и предпринимательской деятельностью, совершенствование механизмов воспроизводства и использования нововведений; поддержка прорывных направлений технологического развития на основе организации партнерства государства, промышленности и науки; приоритетное создание, развитие и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; создание условий приоритетного продвижения на внутренний и внешний рынки товаров с глубокой степенью переработки сырья. Государственная инновационная политика Республики Саха (Якутия) в базовых отраслях промышленности будет направлена на ускоренное использование отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений науки и техники, в том числе в горнодобывающей промышленности на внедрение автоматизированных систем управления горным производством на основе компьютерного моделирования и применения технологий GPS. Основными направлениями инновационной деятельности в реальном секторе экономики должны быть следующие направления: в алмазо-бриллиантовом комплексе - внедрение эффективных и безопасных технологий открытой, комбинированной и подземной разработки кимберлитовых месторождений; изыскание кристаллосберегающих технологий разупрочнения кимберлитов; разработка технических предложений по извлечению ценных элементов и химических соединений из высокоминерализованных рассолов алмазных месторождений; внедрение перспективных технологий использования природных технических алмазов и алмазных порошков. В цветной металлургии - создание и внедрение новых высокоэффективных и экологически чистых технологий добычи и переработки руды и песков; внедрение новых методов кучного выщелачивания и технологий переработки золотомышьяковых концентратов. В топливно-энергетическом комплексе в целом - разработка и внедрение современных методов поиска и мониторинга запасов стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлечения из недр и переработки; создание высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в том числе: § в нефтегазовой отрасли - разработка критериев поиска и разведки месторождений нефти и газа; отработка технологии разработки месторождений в специфических термобарических условиях недр Якутии с целью повышения коэффициента извлечения нефти и газа; усовершенствование процессов транспортировки и переработки углеводорода; расширение области применения сжиженного газа; организация производства и внедрение полимерных и композитных труб при строительстве нефте- и газопроводов; разработка проектов, нормативно-технической документации, регламентирующей вопросы применения пластмассовых труб для транспортировки нефти и газа; § в угольной промышленности - улучшение потребительских свойств угольной продукции и создание новых систем глубокой переработки сырья, обогащение и брикетирование углей, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений, повышение эффективности и безопасности подземных работ, использование новых автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей; § в электроэнергетике - выбор новых альтернативных источников энергии, эффективных автономных станций для комбинированного производства тепла и электроэнергии; внедрение мероприятий энергосбережения, решение вопросов децентрализованного энергоснабжения; внедрение энергетического оборудования с применением новейших технологий сжигания топлива; развитие экономически эффективной, малой и нетрадиционной энергетики; повышение эффективности систем дальнего транспорта электроэнергии; получение экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив; разработка эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии. В геологии - разработка и внедрение современных методов прогноза, поиска месторождений полезных ископаемых и мониторинга минерально-сырьевой базы; внедрение электронного комплекса петрографо-минерального анализа и высокоточных методов макро- и микроэлементного исследования горных пород, руд и минералов, создание электронной геолого-экономической модели природно-ресурсного потенциала, переход на современное буровое оборудование нового поколения и электронный комплекс лабораторно-аналитических работ, разработка нетрадиционных подходов к прогнозу крупных месторождений нефти и газа в сложных горно-геологических условиях, освоение современных ГИС-технологий для изучения природно-ресурсного потенциала республики. В строительном комплексе - производство экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций на местном сырье, повышение их качества и долговечности; разработка и внедрение быстро возводимых экономичных конструкций зданий и сооружений с учетом мерзлотной обстановки и растепления грунтов; разработка территориальных норм и геоинформационной системы по зданиям и инженерным сооружениям; применение в проектах и строительстве зданий и сооружений и объектов инженерной инфраструктуры экономически целесообразных конструкций и конструктивных систем, теплоизоляционных материалов на основе местного сырья, изделий на основе полимеров, металлопластика и других компонентов, а также приборов учета, контроля и оборудования отечественного и импортного производства, инновационных технологий. В лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленности - опережающее развитие перерабатывающих производств в районах основных лесозаготовок; максимальное использование собственных источников энергии и вторичных ресурсов; создание новых производств по переработке отходов деревообработки. В жилищно-коммунальном хозяйстве - техническая модернизация систем тепло-, газо- и водоснабжения; обеспечение жилищно-коммунального хозяйства современными котлами, системами подготовки и очистки воды, оборудованием, трубопроводами с внедрением современных энергосберегающих технологий; развитие производства источников тепловой энергии и систем теплоснабжения, водоснабжения на основе местного сырья; создание информационной инфраструктуры и АСУ ЖКХ; внедрение новых технологий энерго- ресурсосбережения в котельных, системах теплоснабжения и водоснабжения. В информационно-телекоммуникационном комплексе - организация высокоскоростных магистральных каналов связи для многоцелевого использования с широким доступом к информационным системам (Интернет); создание различных информационных баз и банков данных республиканского значения; модернизация и внедрение мобильных систем связи; организация внутриреспубликанских систем дистанционного обучения и телемедицины. В транспортном комплексе - формирование новых транспортных схем, маршрутов и технологий перевозки; строительство и освоение своевременного уровня эксплуатации железной дороги; ускоренное формирование новых транспортных узлов на важнейших автомагистралях «Лена» и «Колыма» и транзита транспорта на водных переправах; создание новой высокоскоростной транспортной техники и технологий, учитывающих особенности климатических условий Севера. В агропромышленном комплексе - формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства; производство экологически чистых продуктов питания и глубокая переработка продукции сельского хозяйства (земледелия и животноводства), а также продукции традиционных отраслей и промыслов Севера; применение современных технологий при возделывании, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур с учетом ведения земледелия в нестабильных климатических условиях; разработка и внедрение зональных механизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельхозпродукции; создание на основе племенной работы с применением новых достижений генетики и селекции сельскохозяйственных животных; использование возобновляемых источников энергии для сельского хозяйства, в том числе нетрадиционных видов энергии; увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и удовлетворение спроса населения в сельскохозяйственной продукции, преимущественно местного производства с разработкой технологий возобновления природных биологических ресурсов, включая лесовозобновление. В легкой и пищевой отраслях промышленности - технологическое перевооружение перерабатывающих производств, выпускающих высококачественную готовую продукцию с использованием местных сырьевых ресурсов; широкое освоение автоматизированных систем управления технологическими процессами и автоматизированных методов проектирования и дизайна конкурентоспособной продукции. В полиграфической промышленности - внедрение систем CtP технологий («с компьютера на печатную пластину», процесс, исключающий выведение пленок), компьютерная обработка процессов в печатных машинах, цифровой офсет и постпечатные работы. В сфере предпринимательства - внедрение новых технологий в производственную деятельность, торговлю, сферу услуг; широкое использование мини-заводов и экономичного мини-оборудования; создание инновационно активных малых предприятий преимущественно по переработке отходов производства и дешевого местного сырья; создание системы обучения инновационному предпринимательству. В образовании - создание и внедрение новых форм и методов обучения, подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства; развитие системы интеграции «образование-наука-производство» с целью ускоренного использования новых знаний в развитие экономики региона. В здравоохранении - внедрение современных высокоэффективных методов, технологий диагностики и лечения заболеваний, лидирующих в структуре заболеваемости и смертности населения республики: сердечно-сосудистые, онкологические, болезни зависимости, инфекционные, включая вирусные гепатиты, туберкулез; развитие телемедицины с использованием современных информационно-телекоммуникационных средств; развитие биотехнологий и клеточной терапии в локальных областях медицины: наследственные заболевания, сахарный диабет, осложнение атеросклероза; поэтапное переоснащение современным медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений; разработка и внедрение новых технологий сохранения здоровья населения (профилактика). В организации и управлении экономикой - формирование и развитие новых принципов и методов высокоэффективного использования и воспроизводства природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, интенсивный перевод экономики на рыночные механизмы и инновационный путь развития. В ходе социально-экономического развития республики будут развиваться новые направления инновационной деятельности в других сферах экономики. 5. Основные механизмы реализации инновационной политики Для достижения цели инновационной политики Республики Саха (Якутия) необходимы создание и реализация комплекса мер правового, институционального и финансово-экономического характера. Механизм реализации инновационной политики Республики Саха (Якутия) включает следующие мероприятия: Организационно-правовые: 1. Создание маркетинговых центров для изучения спроса производственной, социальной и иных сфер хозяйственного комплекса республики на новые и информационные технологии, современные материалы, продукты, услуги и доведение результатов анализа до структур, занятых в сфере научно-технических исследований и разработок. 2. Формирование рынка предложений по совершенствованию существующих и созданию уникальных технологий и продуктов на основе обеспечения прав и гарантий владельцев интеллектуальной собственности. Это обеспечит развитие конкуренции в инновационной сфере. 3. Всемерное содействие в возникновении и развитии рыночной инновационной инфраструктуры, в том числе: разработка организационно-правовой базы, в первую очередь, закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Республики Саха (Якутия)» и межведомственной Программы инновационного развития Республики Саха (Якутия); создание организационной структуры по координации технологического, технического и инновационного развития в экономике; организация инновационно-технологических центров, ориентированных на содействие передачи новых знаний из области науки в производство, широкому внедрению и реализации наукоемкой продукции; развитие малого инновационного предпринимательства на базе создаваемых «бизнес-инкубаторов», технопарков и т.п.; ориентация прикладных НИОКР и инноваций на решение наиболее актуальных задач технологического перевооружения, повышения эффективности производства и социального прогресса; совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам; взаимоувязка научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационных проектов, осуществляемых на территории республики, с федеральными и отраслевыми программами в целях исключения дублирования и наиболее эффективного использования бюджетных средств; создание системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, так как возможности экономического роста связаны с развитием научно-технического потенциала республики для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий. Программный метод вывода экономики на инновационный путь развития должен сочетаться с реализацией отдельных инновационных проектов высокой степени коммерциализации. Наибольший эффект инновационные проекты могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала, высокой экономической эффективностью и быстрой сменяемостью продукции. Финансово-экономические. Инновационное развитие напрямую зависит от кредитно-инвестиционного и финансового обеспечения, от интеграции финансового и промышленного капитала, ориентированных на обновление научно-технического потенциала. Реализация эффективной инновационной политики требует осуществления гибкой экономической, инвестиционной, кредитной, ценовой и налоговой политики в отношении инновационной деятельности. При этом система мер по стимулированию инновационной активности и внедрения наукоемких технологий в производство является одним из главных инструментов реализации государственной политики в области инновации. Основными механизмами стимулирования инновационной деятельности должны быть: расширение практики и совершенствование механизма долевого финансирования инновационных проектов и программ со стороны государства, промышленных предприятий и частного бизнеса; создание специализированного инновационного фонда для аккумулирования финансовых ресурсов, направляемых на разработку, реализацию и стимулирование инновационных проектов, а также системы внебюджетных, венчурных и страховых фондов по поддержке инновационной деятельности; финансирование инновационных программ и проектов в рамках мероприятий республиканских целевых и региональных (муниципальных) программ на паритетной основе за счет средств Государственного бюджета Российской Федерации, Государственного бюджета РС(Я), местных бюджетов, средств предприятий; увеличение доли НИОКР в общем объеме средств, направляемых на финансирование мероприятий республиканских целевых и региональных (муниципальных) программ; финансирование научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью в рамках государственного заказа на НИР и НИОКР; закрепление доли НИР инновационного характера в общем объеме государственного заказа на НИР; размещение государственного (муниципального) заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности на конкурсной основе; погашение процентов по банковским кредитам, выдаваемым на реализацию инвестиционных проектов по разработке и внедрению высокотехнологического оборудования и другой инновационной продукции; предоставление льгот участникам инновационного процесса по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия), в том числе: § выделение субъектам инновационной инфраструктуры на льготных условиях земельных участков, производственных площадей, зданий, сооружений и оборудования; § применение системы «налоговых каникулов» на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; § льготное налогообложение с прибыли, полученной в результате использования объектов интеллектуальной собственности (патентов, «ноу-хау» и др.), выполнения заказных НИОКР; § погашение процентов по банковским кредитам, выдаваемым на реализацию инвестиционных проектов по разработке и внедрению высоко технологического оборудования и другой инновационной продукции; § развитие лизинга дорогостоящего и уникального оборудования; внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности; вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам. Государственная поддержка осуществляется только на долевой основе, условиях возвратности либо обеспечения участия Республики Саха (Якутия) или увеличения доли собственности Республики Саха (Якутия) в уставных капиталах таких организаций. При реализации государственной инновационной политики осуществляются меры по поддержке и среднего инновационного предпринимательства. Эти меры и направляемые на них средства выделяются в республиканской целевой программе поддержки малого предпринимательства. В условиях перехода к рыночным отношениям система бюджетного финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Поэтому необходимо принять соответствующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие инновационной деятельности. К ним следует отнести: приведение системы финансирования научных учреждений в соответствие с реально осуществляемой ими деятельностью, т.е. переход на программно-целевой принцип финансирования НИОКР; прекращение финансирования из государственного бюджета на безвозвратной основе инновационных проектов за исключением проектов, финансируемых по госзаказу; расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов с проведением соответствующей экспертизы; использование бюджетных средств в качестве «катализатора» для привлечения средств российских и зарубежных частных инвесторов для финансирования опытных работ и развертывания производства продукции с большой наукоемкостью и добавочной стоимостью. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инновационных процессов необходимо шире привлекать собственные средства предприятий и организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов и т.п. 6. Заключение Реализация основных направлений государственной инновационной политики обеспечит: · Для предприятий всех отраслей экономики республики: 1. Привлечение ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационных проектов; 2. Создание стартовых условий для инновационной деятельности; 3. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; 4. Улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности республики; 5. Рост количества предложений новых технологий для потребностей предприятий; 6. Повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов; 7. Рост авторитета предприятий; 8. Улучшение экономической и социальной среды в республике. · Для организаций инновационной инфраструктуры: 1. Развитие рынка услуг (юридические, информационные, посреднические, банковские и др.); 2. Повышение возможностей инновационной инфраструктуры; 3. Подготовку квалифицированных специалистов; 4. Взаимоувязки возможностей и потребностей реального сектора экономики с потенциалом научных учреждений. · Научным и образовательным учреждениям реализация основных направлений государственной инновационной политики позволит: 1. Сформировать рынок НИОКР; 2. Стимулировать реализацию продукцию научной деятельности; 3. Накопить опыт и знания в области коммерциализации научного потенциала; 4. Осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с малым бизнесом и крупными компаниями, предприятиями; 5. Увеличить спрос на образовательные услуги. Общими результатами реализации государственной инновационной политики являются: 1. Увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности; 2. Создание новых рабочих мест; 3. Повышение качества жизни; 4. Повышение эффективности государственного управления. Реализация региональной инновационной политики, учитывающей экономические и социальные приоритеты, возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, должна обеспечить рост доли инновационной продукции в объеме валового регионального продукта и будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|