Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 № 180ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Якутск от 28 апреля 2011 года № 180 Об утверждении Концепции научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года В целях реализации государственной политики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в научно-технической и инновационной сфере и обеспечения перехода экономики республики на инновационный путь развития Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Концепцию научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2004 года № 197 «О Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия)»; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2004 года № 379 «О Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия)»; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2005 года № 339 «О Плане мероприятий по реализации Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года и Концепции инновационной политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года». 3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия). 4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В. Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А. СТРУЧКОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 года № 180 КОНЦЕПЦИЯ научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года СОДЕРЖАНИЕ I. Общие положения ............................................................... 5 II. Основные понятия ............................................................. 7 III. Анализ инновационной деятельности в РФ ............................. 8 3.1. Обзор основных направлений инновационной политики Российской Федерации.............................................. 8 3.2. Анализ состояния и предпосылок для инновационного развития Республики Саха (Якутия) ........................................... 10 3.3. Анализ исполнения «Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года» .......................................................... 13 IV. Цель, задачи и приоритеты научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) ...................... 18 V. Создание системы государственной поддержки научно-технического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) ....................................................... 20 VI. Этапы и сроки реализации Концепции ................................... 28 VII. Ожидаемые результаты от реализации Концепции .................. 30 I. Общие положения В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию основным приоритетом экономического развития страны определено производство знаний и новых технологий, а в перспективе – и их экспорт. При этом Президентом поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества, где возможны быстрое внедрение самых передовых технологий, создание новых и эффективных предприятий. Развитие экономики должно основываться на пяти «И» -Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект. Формирование и развитие национальной инновационной системы является необходимым условием реализации инновационного сценария развития страны. Эффективность национальной инновационной системы будет во многом определяться ее структурой, четкостью и согласованностью выполнения задач, поставленных государственной политикой перед ее элементами, а также сбалансированным развитием подсистем генерации и трансфера знаний, а также производства наукоемкой продукции. Крайне важно сейчас сохранить преемственность курса на создание условий для долгосрочного устойчивого развития экономики России, установку на ее диверсификацию и инновационный характер, что практически невозможно без совершенствования законодательства и решения ряда вопросов, связанных с правовым регулированием инновационной деятельности. В последнее время, некоторые проблемы были решены принятием ряда профильных законов, но многие вопросы все еще остались неурегулированными. Сценарий развития Республики Саха (Якутия) увязан с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации. Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года (далее - Концепция) является продолжением политики республики в области развития инновационной деятельности, изложенной в Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года и определяет основные направления развития науки и технологий, цели, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства и всех заинтересованных институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Республики Саха (Якутия) в области науки и инноваций в соответствующий период. Концепция определяет общую цель, модель и инструменты развития, приоритеты, роль различных участников в этом процессе. Правовой базой Концепции являются: Конституция Российской Федерации; Конституция Республики Саха (Якутия); Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 года № Пр-576; Федеральный закон от 12 августа 1996 года № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”; Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” (с изм. от 09.07.1999); Стратегия развития науки и инноваций РФ на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике от 15.02.2006); Закон Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2006 года 132-З № 267-III «О науке и государственной научно-технической политике»; Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 года № 411; Проект Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основные направления до 2030 года. Реализация Концепции направлена на обеспечение стратегических приоритетов республики, к которым относятся: создание благоприятных правовых, организационных, экономических и финансовых условий для развития активной инновационной деятельности всех субъектов экономики с учетом ее региональных особенностей; создание целостной региональной инновационной системы, способной обеспечить эффективное взаимодействие научно-технической сферы со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности. Концепция формируется и реализуется с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов Республики Саха (Якутия) на основе единой идеологии и подходах к развитию инновационной деятельности и единого стратегического управления национальной инновационной системой. II. Основные понятия В Концепции используются следующие основные понятия: государственная инновационная политика - определение органами государственной власти инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных программ и проектов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение социально-экономического развития республики; инновационная деятельность - процесс создания и использования результатов научной и научно-технической деятельности, направленный на их воплощение в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы, предназначенные для реализации на рынке и применения в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования; инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на рынке; инновационный проект - комплекс взаимосвязанных научных, технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок нового вида продукции или технологического процесса с целью получения прибыли; инновационная программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение государственных и иных мер поддержки реализации приоритетных инновационных проектов; инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления и развития инновационной деятельности; интеллектуальная собственность - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных: на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки) и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом; объекты инновационной деятельности - интеллектуальная собственность, научно-техническая продукция, инновационные проекты; субъекты инновационной деятельности - высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и учреждения, субъекты малого и среднего предпринимательства и частные лица, осуществляющие научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность; инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, материальные, финансовые, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности; инновационное предпринимательство - процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений субъектами малого и среднего предпринимательства; инновационные фонды - фонды, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия); венчурные фонды - фонды, объединяющие средства организаций, частных инвесторов, банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализирующиеся на финансировании инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций; страховые фонды - фонды, создающиеся для снижения рисков инвесторов и большей привлекательности инвестиций, направленных на финансирование инновационной деятельности. III. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации 3.1. Обзор основных направлений инновационной политики Российской Федерации В XXI веке внедрение новых технологий станет ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода экономики на инновационный тип развития. Инновационная политика России в сфере научно-технической деятельности на федеральном уровне продвигается в нескольких направлениях: Интеграция в глобальные инновационные цепочки Речь идет о формировании транснационального инновационного модуля, создаваемого в интересах нескольких стран мира, к примеру, это международные программы освоения космического пространства, защиты окружающей среды, открытия новых источников энергии и т.п. Формирование инновационного суперпроекта общенационального уровня Данное направление предполагает осуществление прорывного инновационного направления в России. Ставка делается на выполнение инновационного суперпроекта общенационального уровня, конкурентоспособного на мировых рынках. Например, в 1930-е годы прошлого столетия таким направлением в США было развитие автомобилестроения, приведшее в движение все отрасли экономики. Создание кластера инновационных технологий, обеспечивающих постепенное формирование конкурентоспособного эшелонированного инновационного сектора в российской экономике Практическая реализация этого направления сводится к расстановке приоритетов, выбору главного вектора инновационного развития экономики и направлению инвестиций в соответствующие наиболее перспективные отрасли. Общей характерной особенностью перечисленных направлений является их выборочный характер. Все они стремятся не решить проблему оживления отечественного инновационного потенциала в целом, а лишь вычленить отдельный его аспект. Концентрация на одном направлении возможна, если оно опирается на развитую экономику, которая интенсивно генерирует нововведения, а внешняя по отношению к ней среда столь же активно их воспринимает. Если такой экономики и среды нет, реализация подобных моделей формирования национальной инновационной системы оказывается неэффективной. Альтернативным решением для России выступает их органичное сочетание. Концептуальная основа, на которой могла бы развиваться эффективная национальная инновационная система, заключается в использовании собственного научно-технического потенциала в сочетании с зарубежными технологиями и инвестициями. За последнее десятилетие в России произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла «фундаментальные исследования – прикладные исследования – промышленное производство». Недостаточно востребован высокий потенциал академического сектора науки, этот сектор мало вовлечен в процесс формирования экономики знаний. Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности. В то же время, можно констатировать, что сохранен ряд наукоемких высокотехнологичных секторов промышленности, создающих конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, сохранено ядро научного и образовательного потенциала, созданы и успешно работают ключевые элементы инновационной инфраструктуры, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям. Остается востребованность на российских ученых, на их научные результаты и высокие технологии большой спрос за рубежом. Они в полной мере конкурентоспособны, что подтверждается фактом работы в нашей стране многих зарубежных венчурных фондов. Целые научные направления и школы поддерживаются грантами мировых исследовательских центров и международных концернов. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу» определяют направления новой государственной научно-технологической политики и механизмы ее реализации. Сегодня государство может финансировать научно-техническую сферу лишь в ограниченном объёме. Поэтому особенно остро стоит вопрос о выборе приоритетов, в том числе и в области фундаментальных исследований. Объективная оценка эффективности использования фундаментальных знаний, с учетом опыта использования результатов, полученных 5, 10, 15 лет назад, должна позволить установить правильный баланс распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла «идея -технология - производство продукции, имеющей платёжеспособный спрос» и сформировать национальную инновационную систему. Отсутствие или слабость хотя бы одного из этапов, делает нецелесообразной с экономической точки зрения существование всей инновационной системы. Более того, государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований при отсутствии развитой промышленности и системы реализации высокотехнологичной продукции приводит к субсидированию за наш счёт экономики других стран. 3.2. Анализ состояния и предпосылок для инновационного развития Республики Саха (Якутия) Одним из основных факторов, определяющих инновационное развитие республики, является высокий научно-технический потенциал республики. Важным конкурентным преимуществом республики является наличие в нем многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий на существующих и создаваемых предприятиях республики. В настоящее время Республика Саха (Якутия) имеет развитую академическую, вузовскую и отраслевую науку, насчитывающую 24 научных учреждения и более 20 высших учебных заведений, с учетом филиалов вузов России, в которых трудятся около 2,5 тысяч научно-педагогических кадров, в том числе 1094 кандидата и 415 докторов наук. Научно-технический и интеллектуальный потенциал республики представлен 8 академическими институтами Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Академией наук Республики Саха (Якутия), Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Якутским научным центром комплексных медицинских проблем Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, отраслевыми институтами: ЯкутНИИпромалмаз и ЦНИГРИ АК «АЛРОСА» (ЗАО), ОАО «Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт строительства», а также вузовскими секторами науки Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, Якутской государственной сельскохозяйственной академии и других вузов. Значительный научно-технический и кадровый потенциал республики, высокий уровень интеграции науки и вузовского образования, комплексное решение задач по научному сопровождению социально-экономического развития республики, реализация крупных инвестиционных проектов на территории республики в рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, использование благоприятной макроэкономической ситуации для поддержки инновационной деятельности, позволяют выделить Республику Саха (Якутия) как регион с высоким инновационным потенциалом. В республике созданы всемирно известные научные школы академиков П.И. Мельникова в области мерзлотоведения, Н.В. Черского в геологии, В.П. Ларионова в материаловедении, академика Г.Ф. Крымского в области космофизических исследований. Благодаря усилиям Правительства Республики Саха (Якутия) и вниманию к решению вопросов сохранения и развития науки, в 1990-е годы в республике удалось не только сохранить материально-техническую базу и кадры науки, но и существенно поддержать ряд новых перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований, создать новые научные учреждения и центры. Это касается исследований в области проблем нефти и газа, алмазов и благородных металлов, коренных малочисленных народов Севера, региональной экономики, экологии, здоровья населения, социальной сферы, языка, культуры и других. Перспективными научно-техническими разработками республики, предлагаемыми для широкого использования, являются: разработки в области энергетики, включая использование нетрадиционных источников энергии; комплекс разработок «Техника Севера»; физико-химические технологии размерной обработки алмаза, включая производство новых видов алмазного инструмента и использование изделий из алмаза в новых нетрадиционных областях (медицина и др.); биотехнологии производства биологически активных пищевых добавок и препаратов из природного растительного, животного и микробного сырья; научное, методическое, приборное и аналитическое обеспечение мониторинга окружающей среды для экологических и специальных задач; технологии производства композиционных материалов и неразъемных соединений с заданными механическими и теплофизическими свойствами на металлической, керамической и полимерной основах; переработка вторичного и отходов техногенного сырья; производство гуминовых удобрений и сорбентов на базе бурых углей, возобновляемых удобрений на основе использования органо-минерального сырья (гуматы, биологически активные удобрения и др.); разработки в области адаптивно-ландшафтного земледелия для зональных систем АПК; разработки в области экспресс - диагностики наследственных и мультифакторальных заболеваний человека; производство удобрений и фильтров для очистки питьевой воды на основе цеолитов. Высокая конкурентоспособность научных исследований и разработок республики на российском и международном уровне объясняется уникальностью объектов исследований, определяемых особыми природно-климатическими, экологическими условиями, концентрацией минерально-сырьевых и биологических ресурсов. Значительные возможности для развития некоторых направлений прикладных исследований сегодня предоставляются Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Ряд институтов республики активно взаимодействуют с крупными хозяйствующими субъектами по научному сопровождению реализации крупных инвестиционных проектов. Для обеспечения взаимодействия главы республики с научными организациями и деятелями науки, выработки предложений по определению приоритетных направлений развития науки, инновационной деятельности и технической политики республики создан и действует Совет по науке и технической политике при Президенте Республики. Решением Совета утверждены: приоритетные направления развития науки и техники Республики Са ха (Якутия) на период до 2010 года; перечень критических технологий, рассмотрены и одобрены транспортная стратегия республики, стратегия биофармацевтической промышленности, приоритетные направления развития телекоммуникаций на ближайший период, Положение «О государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)». 3.3. Анализ исполнения «Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года» Основной целью Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года являлось создание базовых условий для развития инновационной деятельности в республике посредством формирования нормативно-правовой базы в области развития науки и инноваций, создания государственных институтов, обеспечивающих участие государства в инвестиционных и инновационных проектах, создания финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и подготовки специалистов и пр. Предполагалось начать реформы в области развития науки, образования и подготовки профессиональных кадров. К числу основных направлений инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года относятся: создание условий для повышения инновационной активности предпринимательской среды и привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности; ориентация науки и образования на решение задач инновационного развития экономики; развитие кооперации между научно-исследовательской и предпринимательской деятельностью, совершенствование механизмов воспроизводства и использования нововведений; поддержка прорывных направлений технологического развития на основе организации партнерства государства, промышленности и науки; приоритетное создание, развитие и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; создание условий приоритетного продвижения на внутренний и внешний рынки товаров с глубокой степенью переработки сырья. В рамках реализации основных направлений Концепции по совершенствованию нормативно-правовой базы развития научно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О науке и государственной научно-технической политике» в части положений касающихся деятельности Академии наук Республики Саха (Якутия) и создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Утверждены: Положение о порядке формирования, финансирования и контроля эффективности реализации республиканских программ научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок; Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011-2020 годы и План мероприятий по реализации Стратегии в 2011-2012 годы; Положение о Государственной экспертизе в сфере научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия). План мероприятий по реализации Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года и Концепции инновационной политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года. В ходе реализации Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года были достигнуты следующие положительные результаты. В структуре Совета по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) создана секция «Развитие инновационной деятельности» на правах Регионального инновационного совета. Разработан проект Межведомственного плана инновационного развития Республики Саха (Якутия) до 2015 года, который вносится на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) в первом полугодии 2011 года и представляет собой межотраслевой план действий исполнительных органов государственной власти республики по реализации задач в инновационной сфере. В рамках формирования зон благоприятного инновационного развития с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала в республике создан ряд субъектов инновационной инфраструктуры: Инновационно-технологический парк "Три долины", Технопарк ЯГУ, Инкубатор бизнеса и технологий при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова, Центр трансфера технологий при Горно-геологическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. В рамках реализации сотрудничества между Правительством республики и Фондом содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере создано около 30 малых инновационных предприятий, часть из которых активно функционируют и реализуют наукоемкую продукцию на рынке республики и других регионов России. Реализуются крупные инновационные проекты в сотрудничестве с ГК «Роснанотех» в области производства светодиодной техники российского производства, базальтопластиковых композиционных материалов. Лаборатория Института проблем нефти и газа СО РАН в 2009 году получила аккредитацию в системе добровольной сертификации нанопродукции «Наносертифика» ГК «Роснанотех». В республиканской целевой программе «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», утвержденной в новой редакции Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2010 года № 408, в целях развития инновационного предпринимательства и стимулирования модернизации предпринимательской деятельности, в 2010 году предусмотрены следующие мероприятия: 1. Поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании. На реализацию данного мероприятия в 2010 год у пред усмотрено из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 1,0 млн рублей, из средств федерального бюджета Российской Федерации – 4,0 млн рублей. На 2011 год из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено 2,8 млн рублей. В рамках реализации в 2010 году Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Саха (Якутия) и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в области развития субъектов малого инновационного предпринимательства Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) поддержано 5 субъектов инновационного предпринимательства, являющихся участниками Программы СТАРТ, на общую сумму 3,7 млн рублей. С 2009 года Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) осуществляется оказание государственной имущественной поддержки начинающим инновационным предпринимателям путем размещения офисов компании в Бизнес-инкубаторе г. Якутска. 2. Поддержка действующих инновационных компаний – субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства – в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. На реализацию данного мероприятия предусмотрено в 2010 год у из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 5,0 млн рублей, из средств федерального бюджета Российской Федерации – 15,0 млн рублей. На 2011 год из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено 5,0 млн рублей. 3. Создание технопарков. В Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2010 год включен объект «Создание технопарка в г. Нерюнгри» с объемом финансирования из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 30,0 млн рублей. По итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления в 2010-2011 годах субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки в области малого и среднего предпринимательства, Республика Саха (Якутия) привлекла на создание Технопарка в г. Нерюнгри 100,0 млн рублей. Создание Технопарка позволит активно внедрять научные разработки наших ученых в реализуемых проектах в Южной Якутии. Согласно плану-графику строительных работ по проекту «Создание Технопарка в г. Нерюнгри», строительные работы начнутся в марте месяце 2011 года. Срок окончания строительства - август 2012 года. Общая стоимость строительства составляет 200 052,0 тыс. рублей. В 2010 году в рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» по мероприятиям «Поддержка начинающих малых инновационных компаний» и «Поддержка действующих инновационных компаний – субсидии юридическим лицам – субъектам малого и среднего предпринимательства – в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» созданы 45 и сохранены 94 рабочих места по 10 начинающим и 10 действующим инновационным компаниям соответственно. В рамках выполнения республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» также созданы: Республиканский центр координации поддержки инновационного бизнеса; Республиканский центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Созданы Центры коллективного пользования оборудованием при Якутском научном центре СО РАН, Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова, Центр интеллектуальной собственности при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова. В соответствии с результатами федерального конкурса по ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» с 2010 года в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова началось создание научно-образовательного центра по направлению «Нанотехнологии». Предусмотренный объем финансирования составляет 125,8 млн руб. Основная задача НОЦ: подготовка специалистов в области нанотехнологий и наноматериаловедения. В рамках утвержденной программы развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, в структуре университета создан «Арктический инновационный центр». По состоянию на конец 2010 года в Республике Саха (Якутия) число организаций, осуществляющих технологические инновации составило 28 единиц, количество организаций инновационной инфраструктуры – 6 единиц. Общий объем средств, затраченных на технологические инновации в 2010 году составило 1 225,8 млн. рублей. Число созданных инновационных технологий составило 45 единиц, число использованных инновационных технологий за 2010 год составило 63 единицы. В 2010 году учреждения Республики Саха (Якутия) участвовали в 78 мероприятиях по тематике инноваций. Несмотря на положительные результаты, по-прежнему остро стоит вопрос совершенствования нормативной базы инновационного развития. На федеральном уровне еще не принят главный документ – закон об инновационной деятельности в Российской Федерации. Имеющаяся в России правовая база инновационного развития во многом носит декларативный характер. Одним из сдерживающих факторов низкой инновационной активности является нехватка специалистов по организации и управлению инновационными процессами. Основные трудности в реализации инновационного потенциала республики связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций. Однако дефицит средств является не единственным фактором, сдерживающим рост инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура, т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности. IV. Цель, задачи и приоритеты научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) Государственная научно-техническая и инновационная политика, призванная обеспечить усиление позиций региона на отечественном и мировом рынках сырья и технологий, является неотъемлемой частью государственной социально- экономической политики Республики Саха (Якутия). Главной целью долгосрочного (до 2030 года) развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) является создание в республике эффективно действующей региональной инновационной системы, способной обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, повышение доли инновационной продукции в общем объеме валового регионального продукта, конкурентоспособности продукции республики, снижение рисков в природной и техногенной сферах. Концепция направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений – технологии, менеджмент, маркетинг, финансы и др., повышения конкурентоспособности региональных компаний, расширения возможностей для развития бизнеса в регионе. Конечной целью научно-технической и инновационной политики республики является создание целостной региональной системы по управлению инновациями, базирующейся на: эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала; построении инновационной инфраструктуры; совершенствовании механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок. Формирование региональной инновационной системы требует решения следующих основных задач: 1. Совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса: государства, бизнеса и науки, с целью разработки стратегических технологических направлений, среднесрочных сценариев развития высокотехнологичных отраслей, включая технологические платформы, технологические дорожные карты, экспертные опросы, проведение прогнозных исследований по методике Форсайта. 2. Проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты. 3. Формирование механизмов по привлечению крупных компаний к участию в совместных инновационных проектах на взаимовыгодных условиях, в том числе создание интегрированных комплексов малых и средних предприятий с крупным производством с целью полномасштабного освоения новой продукции, а также внедрения экологичных и энергоэффективных технологий. 4. Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технополигоны и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, а также формирование региональных инновационно-промышленных, научно-образовательных кластеров. Приоритетными направлениями инновационной экономики в традиционных видах деятельности республики являются, в том числе: в алмазодобыче – применение кристаллосберегающих технологий разупрочнения кимберлитов; в угольной промышленности - увеличение объемов обогащения и облагораживания (брикетирования) углей, создание углехимического производства; в газонефтяном секторе – создание газохимического и нефтехимического производства; в лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленности – максимальное использование вторичных ресурсов; создание новых производств по переработке отходов деревообработки; в агропромышленном комплексе – производство экологически чистых продуктов питания, разработка и внедрение зональных механизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельхозпродукции; технологии использования естественного холода для криоконсервации; использование возобновляемых источников энергии для сельского хозяйства, разработкой технологий возобновления природных биологических ресурсов лесовозобновления и др.; в электроэнергетике – использование автономных малых децентрализованных станций для комбинированного производства тепла и электроэнергии; в транспортном комплексе – создание новой высокоскоростной транспортной техники и технологий, учитывающих особенности климатических условий Севера; при строительстве нефтегазопроводов – внедрение полимерных и композитных труб; в информационно-телекоммуникационном комплексе – организация высокоскоростных магистральных и внутриреспубликанских каналов связи для многоцелевого использования с широким доступом к информационным системам; модернизация и внедрение мобильных систем связи; в геологии – применение высокоточных методов исследования горных пород, руд и минералов, освоение современных ГИС-технологий для изучения природно-ресурсного потенциала; в строительном комплексе – производство экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций на местном сырье; разработка и внедрение быстро возводимых экономичных конструкций зданий и сооружений с учетом мерзлотной обстановки и растепления грунтов; применение в проектах и строительстве зданий и сооружений объектов инженерной инфраструктуры теплоизоляционных материалов на основе местного сырья, изделий на основе полимеров, металлопластика, разработка новых методов и технологий строительства зданий и сооружений в условиях распространения многолетнемерзлых грунтов; в жилищно-коммунальном хозяйстве – технологий энерго-, ресурсосбережения в котельных, системах теплоснабжения и водоснабжения. Актуальность выбора инновационного пути развития Республики Саха (Якутия) и разработка Концепции обусловлена необходимостью формирования комплекса условий для ускоренного развития и структурной перестройки экономики региона. V. Создание системы государственной поддержки научно-технического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) Система государственной поддержки научно-технического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) предполагает: 1. Создание и совершенствование организационно-правовых и финансово-экономических условий для развития инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) и включает в себя: а) совершенствование республиканской законодательной и нормативно-правовой базы: нормативно-правовая база развития инновационной деятельности Республики Саха (Якутия) находится на стадии становления. Реализация положений Концепции научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) предполагает: принятие республиканского Закона «Об инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)»; утверждение положения о критериях отнесения организаций к категории инновационных; утверждение Межведомственного плана инновационного развития Республики Саха (Якутия) до 2015 года; организации системной работы по ведению Единого реестра открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационных разработок, выполняемых за счет средств республиканского бюджета. Принятие перечисленных мер позволит создать необходимые предпосылки для активизации инновационной деятельности и обеспечит приоритетное развитие инновационного предпринимательства в республике. б) совершенствование системы координации и регулирования инновационной деятельностью. Механизм координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) предполагает следующие мероприятия: создание эффективных организационных механизмов содействия и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности; развитие конкуренции в инновационной сфере, страхование инновационных рисков; создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; кадровое обеспечение инновационной деятельности; развитие инновационной инфраструктуры; институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; повышение общественного статуса инновационной деятельности; региональное регулирование инновационных процессов; развитие форм сотрудничества и информационного обмена в сфере развития науки и инноваций на межрегиональном и международном уровне, в том числе посредством участия инновационных предприятий и проектов Республики Саха (Якутия) во всероссийских и международных инновационных выставках и салонах, конференциях и форумах. в) система финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности предполагает следующие мероприятия: развитие форм и механизмов финансово-экономического стимулирования научно-технической и инновационной деятельности; осуществление поддержки за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) объектов инновационной инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства, реализацию приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности в республике; осуществление поддержки за счет средств внебюджетных источников по развитию государственно-частного партнерства в научно-инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе; развитие благоприятной деловой среды, предполагающей создание инновационной финансовой системы, построенной на развитой сети банков, кредитных, страховых организаций, а также специализированных институтов венчурных и прямых инвестиций; введение в отношении промышленных предприятий мер косвенного стимулирования инновационной деятельности (льготы по кредитам и т.д.); создание льготного режима деятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства в «стартовый» период (создание условий для снижения процентных ставок: быстрые и короткие займы для обеспечения заявок и контрактов в целях стимулирования спроса на продукцию, компенсации ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений и оборудования, ускоренная амортизация и др.); работа по привлечению других субъектов Федерации к участию в совместных инновационных проектах на взаимовыгодных условиях. 2. Совершенствование и развитие системы кадрового обеспечения инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) Воспроизводство научных кадров является одним из основных факторов устойчивого развития научно-технического потенциала региона. Необходимо готовить специалистов, способных к самообучению и саморазвитию, готовых самостоятельно решать поисковые задачи, способных обеспечивать развитие инновационной экономики. Дальнейшее развитие системы подготовки кадров для научно-технической и инновационной сфер не может опираться исключительно на вузовский потенциал. Нужны новые интеграционные формы, объединяющие возможности научных, производственных и образовательных структур. В качестве одного из перспективных направлений в подготовке кадров нового типа рассматривается соединение образования с наукой и производством. Создание единой системы образования, науки и наукоемкого производства должно быть направлено на совершенствование и развитие подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, для обеспечения отраслей экономики и социальной сферы специалистами по организации и управлению инновационной деятельностью. Одной из основных проблем низкой инновационной активности предприятий и организаций, а также невостребованности и низкой результативности использования инноваций является нехватка специалистов по организации и управлению инновационной деятельностью. Обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы, владеющими навыками управления инновациями, знающими основы инновационной экономики, в конечном счете, должно стать определяющим фактором успеха Концепции. Поэтому данное направление – основа для всех приоритетных направлений Концепции. Подготовительная работа по реализации направления включает: анализ потребностей в специалистах для инновационной деятельности; выбор и подготовка схем и программ обучения; изучение образовательного потенциала региона. Основные задачи направления: разработка и внедрение в учебный процесс программ по подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области интеллектуальной собственности, управления инновациями и наукоемкими технологиями (в области разработки и коммерциализации инноваций, в сфере промышленного освоения новых технологий); целевая подготовка высшими и средними профессиональными учебными заведениями кадров для растущих инновационных производств, в том числе с использованием механизма госзаказа; организация курсов с участием руководства компаний, высших учебных заведений, органов государственной власти для обучения персонала предприятий. Создание органами государственной власти условий, стимулирующих участие предприятий в этом процессе; организация обучения высокопрофессиональных консультантов для организаций инновационной инфраструктуры с их стажировкой, как на производственных предприятиях, так и в родственных организациях в России и за рубежом; организация высшими учебными заведениями обучения сотрудников средств массовой информации для обеспечения квалифицированной информационной поддержки реализации Концепции. Основные ожидаемые результаты реализации направления: формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; повышение уровня обеспеченности профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы специалистами в области организации и управления инновационной деятельностью. 3. Содействие формированию и развитию рыночной инновационной инфраструктуры Значение формирования инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности особенно велико для организации связи научно-технической деятельности с производством в рыночных условиях. Наличие сферы услуг для научных организаций, занятых исследованиями и разработками, предоставляет возможность коммерциализации собственных разработок. Для организаций, занятых внедрением инновационных разработок, наличие инфраструктурных организаций позволит вести работы малой численностью, компенсировать отсутствие многих компонентов, необходимых для успешной работы. В основу развития инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) будет положено создание взаимосвязанной системы, обеспечивающей сопровождение инновационной деятельности на территории республики и создание благоприятных условий для производства и распространения инноваций. По типу предоставляемых инфраструктурных услуг можно выделить: а) система информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности. Эта система должна представлять возможности доступа к составляющим ее базам, банкам данных и другим информационным ресурсам на различных условиях, в том числе коммерческих, для всех заинтересованных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Потребители должны получать информацию о рынке научных услуг, рынке инновационных продуктов и проектов, о потребностях экономики. Органы власти должны использовать информационные ресурсы и для оценки потенциала научно-технического комплекса, для инвентаризации результатов научной деятельности, использовать эту информацию в работе по установлению приоритетных направлений научно-технической деятельности и критичных технологий. Следует иметь в виду, что создание электронных информационных баз данных (интернет-портала) требует значительных средств и времени, поэтому целесообразно создание методологии, совместимой с региональными базами данных. б) система производственно-технологической поддержки. Система производственно-технологической поддержки научно-технической деятельности создается как в целях поддержки собственно сферы научных исследований и разработок, так и в целях организации опытного производства. В настоящее время основным сдерживающим фактором для коммерциализации технологий и для расширения инновационной деятельности является недостаточное развитие сферы опытного производства на уровне республики, муниципальных образований, вузов, научных организаций и отдельных предприятий. Основные направления системы производственно-технологической поддержки инновационной деятельности в республике: создание при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающих элементов инновационной инфраструктуры; создание условий для роста новых малых инновационных, технологически ориентированных предприятий, в том числе, образованных с участием научных организаций и вузов; организация мероприятий, способствующих развитию инновационной среды (совместные семинары, конференции, интернет-порталы и т.д.) с участием организаций инновационной инфраструктуры, органов государственной власти, бизнеса и иных заинтересованных структур и общественных институтов; содействие при организационной поддержке органов государственной власти развитию внешних связей организаций инновационной инфраструктуры; обеспечение независимой регулярной (ежегодной) оценки деятельности инфраструктуры в Республике Саха (Якутия). 4. Создание системы продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции Эта система должна формироваться с учетом приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития республики и включает в себя: а) формирование системы учета, оценки и защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов инновационной деятельности; б) коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и поддержку внедрения в производство новых технологий и создания новых производств. В современных условиях, когда конкурентоспособность экономики во многом обеспечивается масштабами и эффективностью инновационных процессов, привлечением и использованием результатов НИОКР в производство, предприятиям и организациям необходимо вырабатывать способность выстраивать и обеспечивать патентную чистоту и защиту используемых в собственном производстве технологий. Осознание важности учета и охраны объектов интеллектуальной собственности еще только приходит в отечественную практику. В этой связи необходимо отметить, что интеллектуальная собственность является не только средством охраны технологии промышленных предприятий, а относится к общей стратегии бизнеса. В настоящее время организации и предприятия республики самостоятельно осуществляют управление интеллектуальной собственностью, не обеспечивая в должной мере ее защиту и коммерциализацию. По уровню защиты интеллектуальной собственности Республика Саха (Якутия) заметно отстает от других регионов Российской Федерации, в республике практически не ведется работа по инвентаризации объектов интеллектуальной собственности. Основные задачи направления формирования системы учета, оценки и защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов инновационной деятельности: формирование системы учета охраноспособных результатов НИОКР, объектов интеллектуальной собственности и результатов инновационной деятельности; подготовка патентоведов по программам патентных поверенных и оценщиков интеллектуальной собственности, а также проведения ежегодных конкурсов изобретений по актуальным для региона направлениям; создание учебно-консультационного центра для предпринимателей по вопросам охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности; организация в предприя тиях и организ ациях патентно-лицензионных служб для коммерциализации инноваций и повышения эффективности процессов внедрения новых технологий; создание центров трансфера технологий и офисов по коммерциализации новых технологий и наукоемкой продукции; создание системы экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов; создание системы сертификации наукоемкой продукции. Для интенсификации использования научных результатов в экономике республики требуется формирование рынка научных услуг. Если ранее движение научных продуктов в основном происходило в отраслевых границах, где качество прикладных исследований контролировалось административными методами, то при переходе к рыночной системе отношений и к коммерциализации научной продукции необходима система независимой экспертизы. По этой причине создание в республике института независимой экспертизы научной продукции является важной составной частью инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности. Экспертиза научной продукции является обязательным элементом конкурсного отбора инновационных проектов и исполнителей научных исследований и разработок. Формирование системы контроля качества научно-технических услуг и инновационной продукции является необходимым условием деятельности рынка научных услуг и входит в обязанности органов власти. Эта система должна обеспечивать контроль за качеством инновационной продукции на основании федерального законодательства о техническом регулировании, удостоверять соответствие продукции нормативно установленным требованиям и техническим условиям, предоставлять осваивающим и производящим данную продукцию организациям широкий спектр услуг в области метрологии, стандартизации и т.п. Сертификация продукции является необходимым условием продвижения наукоемкой продукции на внешние рынки. Она включает экспертизу потребительских свойств продукции, удостоверяет соответствие продукции требованиям рынков предстоящей реализации продукции. Основные направления коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: разработка механизмов формирования трансфера инновационных технологий в промышленные производства; разработка организационно-экономических механизмов оказания государственной поддержки при создании малых инновационных предприятий, работающих в области коммерциализации научно-технических достижений; содействие в разработке и продвижении инвестиционных проектов, направленных на внедрение передовых достижений науки и техники в приоритетных направлениях экономики Республики Саха (Якутия); предоставление субъектам инновационной деятельности субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию инновационных проектов, в части компенсации затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами инновационной деятельности на реализацию инновационных проектов, на реализацию мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности в порядке, определенном Правительством Республики Саха (Якутия). В рамках средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), планируемых на 2012 год, а также средств из федерального бюджета, для софинансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки в области малого и среднего предпринимательства, будут созданы: Центр коллективного пользования в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия). VI. Этапы и сроки реализации Концепции Концепция в области развития науки и инноваций реализуется в три этапа: первый этап – Интеграционный этап (2011-2015 гг.); второй этап – Переходный этап к инновационной стадии развития экономики (2016-2020 гг.); третий этап – Этап развития экономики по инновационной модели (2021-2030 гг.). В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий: Интеграционный этап (2011-2015 гг.). Цель этапа – создание комплекса условий для активизации в республике инновационной деятельности. Необходимо разработать Межведомственный план инновационного развития Республики Саха (Якутия) на период с 2011-2015 годы, основные направления которой предполагают: 1. Сохранение научно-технического потенциала и содействие реализации наиболее значимых для республики научно-технических и технологических разработок высокой степени готовности. Развитие этого направления даст толчок для создания ряда технологий и производств, реализующих инновационные технологии, разработанные академической, вузовской и отраслевой наукой республики. 2. Создание необходимых правовых и институциональных основ для развития инновационной деятельности. Реализация этого направления предусматривает развитие республиканской нормативно-правовой базы и подготовку предложений по совершенствованию федерального законодательства в инновационной сфере, кластерной политике и включает в себя: анализ организационно-правовых и финансовых условий в области развития инновационной деятельности в республике; разработку проектов нормативно-правовых документов и механизмов, которые позволят стимулировать сотрудничество между предприятиями и научными организациями. формирование финансово-экономических и организационно-правовых условий для развития инновационной деятельности в республике; при поддержке государственной власти формирование инновационной инфраструктуры, создание технопарков, технополигонов, инновационно-технологических центров, венчурных фондов, обеспечивающих благоприятные условия для развития инновационной деятельности, а также активное внедрение передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу республики. В целях формирования оптимального механизма поддержки в республике инновационной деятельности необходимо осуществить отработку и апробацию вариантов стимулирования инновационной активности предприятий, привлечения инвестиций в инновационную сферу, механизмов государственного участия в финансировании инновационных проектов республики, привлечения к их реализации федеральных средств. Переходный этап к инновационной стадии развития экономики (2016-2020 гг.) Цель этапа: ускоренное развитие инновационной деятельности, возрастание ее роли в оздоровлении и модернизации реального сектора и иных областей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия). На переходном к инновационной стадии развития экономики этапе предусматриваются: 1. Дальнейшее развитие инновационной рыночной инфраструктуры, привлечение в инновационную сферу частного капитала. 2. Интенсивное развитие малого инновационного бизнеса, усиление его роли в разработке и производстве инновационной продукции, формирование зон внедрения и распространения (трансфера) инноваций, реализация кластерных подходов в развитии экономики региона. 3. Дальнейшее совершенствование инновационного законодательства. 4. Укрепление межрегиональных и международных связей, привлечение иностранных инвестиций в инновационную сферу республики. Этап развития экономики по инновационной модели развития (2021-2030 гг.). Цель этапа – превращение инноваций и инновационной деятельности в основной фактор социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). На этом этапе предусматриваются: 1. Совершенствование механизма оперативного продвижения инноваций на рынок и использование их на практике. 2. Укрепление позиций Республики Саха (Якутия) как региона инновационной активности на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции обеспечит создание на территории Республики Саха (Якутия) эффективно действующей инновационной системы и заложит прочные основы для перехода экономики на инновационный путь развития. Активизация инновационной деятельности будет способствовать решению актуальных для региона социально-экономических проблем. Для субъектов инновационной деятельности реализация Концепции обеспечит: расширение рынка товаров и услуг наукоемких технологий; повышение эффективной реализации инновационных проектов; подготовку квалифицированных специалистов в высокотехнологичном секторе экономики республики. Общими результатами реализации Концепции, которые повлияют на уровень жизни населения Республики Саха (Якутия) в целом, являются: повышение конкурентоспособности и эффективности производства отраслей экономики региона. увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности; создание новых рабочих мест; повышение качества жизни; повышение эффективности власти; сокращение безработицы; улучшение экономической и социальной среды республики. Научным и образовательным организациям участие в реализации Концепции позволит: сформировать рынок инновационных научно-исследовательских разработок; накопить опыт и знания в области коммерциализации научного потенциала; осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с начинающими компаниями, ориентированными на коммерциализацию инноваций, и крупными компаниями, размещенными в Республике Саха (Якутия); увеличить спрос на образовательные услуги. Для предприятий Республики Саха (Якутия) реализация Концепции обеспечит: создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса; развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса; улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) за счет привлечения ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационных проектов; рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса; повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов; рост авторитета бизнеса, основанного на использовании инноваций. Инновационное развитие региона не может осуществляться без ведущей роли органов государственной власти Республики Саха (Якутия), тесного взаимодействия с бизнес сообществом, системной работы по созданию благоприятной среды для трансформации накопленного инновационного потенциала региона в востребованный рынком инновационный продукт Республики Саха (Якутия) в интересах ее настоящего и будущего. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|