Расширенный поиск

Постановление Губернатора Владимирской области от 22.07.2013 № 847

 
 
 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
                             ГУБЕРНАТОРА
 
     22.07.2013                                        N 847
 
 
Об    утверждении       Концепции
реализации        государственной
миграционной политики  Российской
Федерации на период до 2025  года
во Владимирской области
 
      (В редакции Постановления Губернатора Владимирской области
     от 10.12.2013 г. N 1373;(В редакции Постановления Администрации 
                    Владимирской области от 15.12.2014 № 1270)
 
 
     В соответствии с Законом Владимирской  области  от  10.12.2001  N
129-ОЗ    Губернаторе  (главе   администрации)    и    администрации
Владимирской области"
                        П О С Т А Н О В Л Я Ю:
 
     1. Утвердить Концепцию  реализации  государственной  миграционной
политики Российской Федерации на период до 2025 года  во  Владимирской
области согласно приложению.
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого  заместителя  Губернатора  области   по    промышленности    и
экономической политике.
     3.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со    дня    его
официального опубликования.
 
 
     Временно исполняющий обязанности
     Губернатора области         С. Орлова
 
 
                                                            Приложение
                                                   к     постановлению
                                                   Губернатора области
                                                   от 22.07.2013 N 847
 
 
                              Концепция
реализации государственной миграционной политики Российской Федерации
            на период до 2025 года во Владимирской области
 
      (В редакции Постановления Губернатора Владимирской области
    от 10.12.2013 г. N 1373;(В редакции Постановления Администрации
                  Владимирской области от 15.12.2014 № 1270)
 
       I. Анализ миграционной ситуации во Владимирской области
 
     Владимирская область - это динамично развивающийся регион России,
имеющий многоотраслевую структуру экономики.
     Стабильная  политическая  обстановка,  устойчивая  социально    -
экономическая ситуация, благоприятный  инвестиционный  климат  создают
надежную основу для развития экономики области, а  также  миграционной
привлекательности.
     Динамика  количества  пребывающих  и  проживающих  на  территории
региона иностранных граждан и лиц без  гражданства  свидетельствует  о
том, что в целом миграционная ситуация остается достаточно  стабильной
и прогнозируемой.
     На 1 января 2013 года в области проживало 1421,8 тыс. человек, из
них около 78% - в городской местности.
     По численности постоянного населения регион занимает шестое место
среди субъектов Центрального федерального округа. Национальный состав:
русские - 95,6%, украинцы -  0,9%,  татары  -  0,5%,  армяне  -  0,5%,
белорусы - 0,3%.
     Трудовые  ресурсы  составляют  около  60%  от  общей  численности
населения области.
     Демографическая ситуация в области, как  и  в  целом  по  стране,
характеризуется  сокращением  численности  постоянного  населения    в
трудоспособном возрасте.  На протяжении ряда лет в области фиксируется
естественная убыль населения.  В последние годы наблюдается устойчивая
тенденция снижения этого показателя  в  основном  за  счет  увеличения
рождаемости, но добиться положительного  результата  пока  не  удается
(таблица N 1).
                                                           Таблица N 1
-----------------------------------------------------------------------------
|N  | Наименование показателя  | Единицы | 2008  | 2009  | 2010 |2011 |2012 |
|п\п|                          |измерения|  год  |  год  | год  | год | год |
|   |                          |         |       |       |      |     |     |
|---+--------------------------+---------+-------+-------+------+-----+-----|
|1  |Численность населения     |тыс. чел.|       |       |      |     |     |
|---+--------------------------+---------+-------+-------+------+-----+-----|
|2  |Прирост (убыль) населения,|человек  |-9 695 |-9 755 |-9757 |-9190|-9798|
|   |сальдо                    |         |       |       |      |     |     |
|---+--------------------------+---------+-------+-------+------+-----+-----|
|   |в том числе:              |         |       |       |      |     |     |
|---+--------------------------+---------+-------+-------+------+-----+-----|
|   |естественный              |         |-11 531|-10 925|-10540|-8945|-7023|
|---+--------------------------+---------+-------+-------+------+-----+-----|
|   |миграционный              |         |1 836  |1 170  |783   |-252 |-2775|
-----------------------------------------------------------------------------
     Активные миграционные процессы, имевшие место в стране в целом  и
во Владимирской области в  начале  90-х  годов,  стабилизировались.  В
период с 2008 года по 2010 год суммарное положительное сальдо миграции
составило 3789 человек, что в 8,7 раза меньше  масштабов  естественной
убыли населения региона, а с 2011 года и вовсе отмечается миграционный
отток жителей региона.
     Анализ сложившихся миграционных потоков показывает, что  на  фоне
повышения мобильности населения внутри области  и  в  пределах  России
наблюдается отрицательный  результат  межрегиональной  миграции,  т.е.
превышение числа граждан, выбывших из Владимирской  области  в  другие
регионы Российской Федерации, над числом прибывших в  нее  (таблица  N
2).
             Миграционные потоки во Владимирской области
                                                           Таблица N 2
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                  |          2010 год             |          2011 год             |          2012 год             |
|                  |-------------------------------+-------------------------------+-------------------------------|
|                  |  число  | число  |миграционный|  число  | число  |миграционный|  число  | число  |миграционный|
|                  |прибывших|выбывших|  прирост,  |прибывших|выбывших|  прирост,  |прибывших|выбывших|  прирост,  |
|                  |         |        |снижение (-)|         |        |снижение (-)|         |        |снижение (-)|
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|Миграция          |  18177  | 17394  |    783     |  25019  | 25271  |    -252    |  29649  | 32507  |   -2858    |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|из нее            |         |        |            |         |        |            |         |        |            |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|в пределах России |  15398  | 17196  |   -1798    |  22287  | 25009  |   -2722    |  27552  | 31967  |   -4415    |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|в том числе:      |         |        |            |         |        |            |         |        |            |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|внутрирегиональная|  8009   |  8009  |     -      |  11939  | 11939  |     -      |  14380  | 14380  |     -      |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|межрегиональная   |  7389   |  9187  |   -1798    |  10348  | 13070  |   -2722    |  13172  | 17587  |   -4415    |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|международная     |  2779   |  198   |    2581    |  2732   |  262   |    2470    |  2097   |  540   |    1557    |
|миграция          |         |        |            |         |        |            |         |        |            |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|в том числе:      |         |        |            |         |        |            |         |        |            |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|со странами СНГ   |  2663   |  122   |    2541    |  2596   |  138   |    2458    |  1965   |  459   |    1506    |
|------------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------+---------+--------+------------|
|с другими         |   116   |   76   |     40     |   136   |  124   |     12     |   132   |   81   |     51     |
|зарубежными       |         |        |            |         |        |            |         |        |            |
|странами          |         |        |            |         |        |            |         |        |            |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
     С  2007  года  объем  внешних  миграционных  потоков  в    регион
составляет в среднем 85 000 человек.
     Из  общего  миграционного  потока  треть   иностранных    граждан
составляют туристы, треть - трудовые  мигранты,  треть  -  иностранные
граждане, прибывшие с  частными  целями.  По  данным  УФМС  России  по
Владимирской области  количество  осуществляющих  незаконную  трудовую
деятельность  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  ежегодно
составляет более 10 тыс. человек, или 12-13% от числа поставленных  на
миграционный учет.
     В 2012 году оформлено 1 521 разрешение на временное проживание, 1
992 вида на жительство, 13103 патента иностранным  гражданам  и  лицам
без гражданства.  В рамках квоты выдано  10112  разрешений  на  работу
иностранным гражданам и 1612 разрешений на работу  на  срок  законного
пребывания (не превышающий 90 суток).
     Традиционно  самые  масштабные  миграционные    потоки    (79,1%)
направлены из стран СНГ - это  характерная  общероссийская  тенденция.
Лидирующее место по количеству прибывших занимают граждане  Республики
Узбекистан - до 40% и Республики Таджикистан - до 12% от общего  числа
иностранных граждан, прибывших на территорию Владимирской области.
     Оценивая структуру мигрантов из СНГ,  можно  сделать  вывод,  что
основная доля приходится на граждан Республики Узбекистан  (более  ?),
далее в порядке убывания следуют Республика Таджикистан (15%), Украина
(10%), Республика Молдова (7%), Республика Армения (6%).
     Среди  иностранных  граждан,  прибывших  в    визовом    порядке,
превалируют граждане Китая и Вьетнама.
     В 2012 году наибольшее количество из первично  зарегистрированных
на территории Владимирской  области  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства (76 316 чел.) въехало на территорию Российской Федерации в
качестве туристов  -  28  860  чел.  (37,8%),  с  целью  осуществления
трудовой деятельности - 22 825 чел. (30%), с частными целями - 20  161
чел. (26,4%) (таблица N 3).
     Снято с миграционного  учета  в  2012  году  32  625  иностранных
граждан (аналогичный период прошлого года  -  46158,  29,3%),  процент
снятых с миграционного  учета  иностранных  граждан  от  общего  числа
поставленных на миграционный учет составил 36,7%.
                                                          Таблица N 3
---------------------------------------------------------------------
| Численность иностранных граждан, прибывших в регион в 2012 году в |
|                         качестве туристов                         |
|                     (основные страны исхода)                      |
|-------------------------------------------------------------------|
| Китай       | 5 755                                      | 19,94% |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Италия      | 3 462                                      | 12,00% |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Япония      | 3 287                                      | 11,39% |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Германия    | 2 168                                      | 7,51%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Тайвань     | 2 043                                      | 7,08%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Франция     | 1 753                                      | 6,07%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Испания     | 1 145                                      | 3,97%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| США         | 903                                        | 3,13%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Нидерланды  | 835                                        | 2,89%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Гонконг     | 718                                        | 2,49%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Израиль     | 601                                        | 2,08%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Аргентина   | 565                                        | 1,96%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Бразилия    | 473                                        | 1,64%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Австралия   | 442                                        | 1,53%  |
|-------------------------------------------------------------------|
| Численность иностранных граждан, прибывших в регион в 2012 году с |
|             целью осуществления трудовой деятельности             |
|                     (основные страны исхода)                      |
|-------------------------------------------------------------------|
| Узбекистан  | 13 903                                     | 60,91% |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Таджикистан | 3 370                                      | 14,76% |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Вьетнам     | 1 178                                      | 5,16%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Армения     | 857                                        | 3,75%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Украина     | 841                                        | 3,68%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Азербайджан | 528                                        | 2,31%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Молдова     | 512                                        | 2,24%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Киргизия    | 458                                        | 2,01%  |
|-------------+--------------------------------------------+--------|
| Китай       | 256                                        | 1,12%  |
|-------------------------------------------------------------------|
| Численность иностранных граждан, прибывших в регион в 2012 году с |
|                          частными целями                          |
|                     (основные страны исхода)                      |
|-------------------------------------------------------------------|
| Узбекистан                                       | 6 883 | 34,14% |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Таджикистан                                      | 2 611 | 12,95% |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Молдова                                          | 1 947 | 9,66%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Армения                                          | 1 573 | 7,80%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Украина                                          | 1 888 | 9,36%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Азербайджан                                      | 1 266 | 6,28%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Казахстан                                        | 1 114 | 5,53%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Киргизия                                         | 666   | 3,30%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Беларусь                                         | 367   | 1,82%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Вьетнам                                          | 249   | 1,24%  |
|--------------------------------------------------+-------+--------|
| Германия                                         | 210   | 1,04%  |
---------------------------------------------------------------------
 
     В первом квартале 2013  года  ситуация  изменилась  -  наибольшее
количество иностранных граждан и лиц  без  гражданства  заявило  целью
въезда трудовую деятельность (5 161  чел.,  51,3%),  с  частной  целью
поставлено на миграционный  учет  3  110  чел.  или  31%,  в  качестве
туристов - 1 171 чел., 11,7%.
     По состоянию  на  01.04.2013  года  по  разрешению  на  временное
проживание  на  территории  Владимирской  области  проживает  3    318
иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  (аналогичный    период
предыдущего года - 4094), что на 19% меньше прошлогоднего показателя.
     Наибольшее  количество  иностранных  граждан,   проживающих    по
разрешению на временное проживание, сконцентрировано  в  г.  Владимире
(603 чел.,  18,2%),  в  Кольчугинском  районе  (436  чел.,  13,1%),  в
Александровском районе (392 чел., 11,8%), в Вязниковском  районе  (339
чел., 10,2%).  Традиционно основную  массу  данной  категории  граждан
составляют  граждане  Украины,  Республики  Узбекистан  и   Республики
Армения.
     По состоянию на 01.04.2013 года в области постоянно проживает  по
виду на жительство 3 091 иностранный гражданин и лица без  гражданства
(аналогичный период предыдущего года - 1638, +88,7%).
     14,5%  иностранных  граждан,  получивших  вид   на    жительство,
проживает в Кольчугинском районе (449 чел.), 14,3% в г. Владимире (443
чел.), 13% в Вязниковском районе (399 чел.), 11,7%  в  Александровском
районе (362 чел.), 9,5% в Гусь-Хрустальном районе.
     Расширение международного  сотрудничества  Владимирской  области,
внедрение передовых  технологий  и  организация  новых  производств  с
участием иностранных инвестиций и как следствие потребность  экономики
в  дополнительных  трудовых  ресурсах  являются  одним  из    факторов
привлечения иностранных работников.
     Анализ динамики трудоиспользования иностранной  рабочей  силы  на
территории области показывает,  что  ежегодно  утверждаемые  квоты  на
осуществление  иностранными  гражданами  трудовой   деятельности    на
территории  Владимирской  области  составляют  1,8-2,0%    от    общей
численности занятых в экономике региона и не  оказывают  значительного
давления на рынок труда (таблица N 4).
                                                           Таблица N 4
------------------------------------------------------------------------------------
|                                                    | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
|----------------------------------------------------+---------+---------+---------|
| Квота на выдачу разрешений на работу иностранным   |  13463  |  14270  |  13144  |
| гражданам                                          |         |         |         |
|----------------------------------------------------+---------+---------+---------|
| Выдано разрешений на работу в рамках квоты         |  8359   |  10112  |    -    |
|----------------------------------------------------+---------+---------+---------|
| Удельный вес привлекаемых иностранных работников в |   1,9   |   2,0   |   1,8   |
| численности занятых в экономике области, %         |         |         |         |
------------------------------------------------------------------------------------
     Основными странами-экспортерами рабочей  силы  из  стран  СНГ  на
территорию области являются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Армения,
Кыргызстан, Молдова. Причинами внешней трудовой миграции, по-прежнему,
являются   низкий    уровень    жизни,    безработица,    политическая
нестабильность в отдельных странах СНГ, более высокая оплата  труда  в
России.  По  объемам  привлечения  в  экономику  Владимирской  области
иностранных работников из дальнего зарубежья лидируют Вьетнам,  Китай,
Турция, КНДР.
     Структура  иностранной  рабочей  силы  по  гендерному    признаку
характеризуется явным преобладанием мужчин, их доля  составляет  более
80% от общего количества.
     Размер  утвержденной  квоты  на  выдачу  разрешений  на    работу
иностранным гражданам в 2012 году составил 14270  единиц,  что  на  6%
больше, чем годом ранее.  В рамках  квоты  10112  иностранных  граждан
получили  разрешение  на  работу,  в  2011  году  было  выдано    8359
разрешений. Процент исчерпания квоты составил 66,2% (2011 год - 62%).
     Анализ спроса и предложения рабочей силы  на  региональном  рынке
труда показывает, что имеется  устойчивый  дефицит  рабочих  кадров  и
специалистов в целом ряде секторов хозяйственного комплекса региона.
     Главными потребителями иностранной рабочей силы  на  региональном
рынке труда являются предприятия обрабатывающих производств (около 60%
квоты на 2013 год).  Среди них значительное число зарубежных компаний,
использующих современное высокопроизводительное оборудование.  В  этом
секторе наблюдается дефицит  квалифицированных  рабочих:  станочников,
наладчиков оборудования, слесарей, операторов, ткачей, швей, сборщиках
обуви и др.
     Второе место  (18,2%)  в  общем  объеме  привлечения  иностранной
рабочей  силы  занимают  строительные  организации.  В  эту    отрасль
привлекаются иностранные граждане в  основном  из  ближнего  зарубежья
(каменщики,  штукатуры,  плотники,  монтажники,  бетонщики,    маляры,
отделочники).
     Потребность в трудовых мигрантах организаций сельского и  лесного
хозяйства составляет 7,2%, что связано с непрестижностью  предлагаемых
рабочих мест  и  низкой  заработной  платой.  Требуются  механизаторы,
трактористы, дояры, рабочие по уходу за животными, овощеводы и др.
     Примерно 15% заявленной потребности в  иностранной  рабочей  силе
приходится  на  предприятия,  занимающиеся  операциями  с   недвижимым
имуществом, арендой и предоставлением услуг, торговлей и других  видов
экономической деятельности.
     Профессионально-квалификационный состав заявленной  на  2013  год
потребности в иностранной рабочей силе представлен следующим  образом:
65,5% - квалифицированные рабочие, 4,4%  -  руководители  организаций,
структурных подразделений и специалисты, 29,8%  -  неквалифицированные
рабочие.
     Преобладающая  часть    иностранных    работников    привлекается
организациями муниципальных образований с низким уровнем безработицы и
значительным оттоком кадров в Московский регион.
     Численность иностранных граждан, имеющих  действующее  разрешение
на работу 01.01.2013 года, составляла 9820 чел., или  1,3%  от  общего
числа экономически активного населения региона, в том числе из стран с
безвизовым порядком въезда - 7140 чел. (72,7% от общего количества).
     В течение 2012 года оформлено 13103 патента, что на 19,6% больше,
чем  годом  ранее.  В  общем  потоке  трудовых  мигрантов,  получивших
патенты,  подавляющее  большинство  составляют  граждане    Республики
Узбекистан  (8371  чел.,  63,9%),  Таджикистана  (2730  чел.,  20,8%),
Армении (776 чел., 5,9%), Азербайджана (460 чел., 3,5%), Молдовы  (271
чел., 2,1%), Киргизии (270 чел.,  2,1%),  Украины  (218  чел.,  1,7%).
Большинство иностранных граждан  оформили  патенты  для  осуществления
трудовой деятельности  по  профессиям:  подсобный  рабочий,  каменщик,
слесарь-строитель, плотник, няня.
     По  состоянию  на  01.01.2013  года  количество    действительных
патентов на территории региона составляло 24370 единиц.
     Вынужденная миграция во Владимирской области в настоящее время не
оказывает значимого влияния на  миграционную  обстановку.  Сохраняется
тенденция постоянного снижения численности вынужденных переселенцев  и
граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику.
     На 01.01.2013 года во  Владимирской  области  проживало  183  (91
семья) вынужденных переселенца.
     Также по состоянию на 01.01.2013 г. на учете  в  УФМС  России  по
Владимирской области состоит 3 иностранных гражданина, имеющих  статус
беженца, и 16 иностранных  граждан,  получивших  временное  убежище  в
Российской Федерации (5  граждан  Грузии,  8  граждан  Афганистана,  1
гражданин Демократической  Республики  Конго,  1  гражданин  Сирии,  1
гражданин Республики Узбекистан).
     Статистические данные  ИЦ  УМВД  Владимирской  области  позволяют
сделать вывод о том, что миграционные процессы  существенного  влияния
на  криминогенную  ситуацию  в  регионе  не  оказывают.  Удельный  вес
преступлений  с  участием  иностранных  граждан  от    общего    числа
зарегистрированных  преступлений  на  территории   области    остается
незначительным и составляет 2% (всего в 2012 г. на территории  региона
зарегистрировано  21753  преступления),    однако    вызываемый    ими
общественный  резонанс    оказывает    негативное    воздействие    на
толерантность отношений в обществе.
     Оценка  эффективности  использования  иностранной  рабочей   силы
свидетельствует о том, что иностранные работники  вносят  значительный
вклад в развитие экономики области.
 
                         II. Общие положения
 
     2.1. Настоящая Концепция представляет собой систему  взглядов  на
содержание,  принципы  и  основные  направления  деятельности  органов
государственной власти Владимирской области, общественных  организаций
и национально-культурных объединений в сфере миграции.
     2.2. Настоящей Концепцией определяются  цели,  принципы,  задачи,
основные  направления  и    механизмы    реализации    государственной
миграционной политики во Владимирской области.
     2.3.  Настоящая  Концепция  разработана    в    соответствии    с
Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными    конституционными
законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами
Российской  Федерации  и  Владимирской  области  во   взаимосвязи    с
Концепцией государственной миграционной политики Российской  Федерации
на период до 2025 года, Стратегией  социально-экономического  развития
Владимирской области до 2027 года.
     2.4. Разработка настоящей  Концепции  обусловлена  необходимостью
обозначения  стратегических  ориентиров  миграционной   политики    во
взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического,  социального  и
демографического  развития  Владимирской  области  и   интеграционными
процессами  на  территориях  государств  -   участников    Содружества
Независимых Государств, Таможенного  союза  и  Единого  экономического
пространства.  Реализация настоящей  Концепции  должна  способствовать
разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции
и  снижению  социокультурных,  экономических  и  политических  рисков,
связанных с притоком мигрантов.
     2.5. Для целей настоящей Концепции используются основные понятия,
обозначенные  в  Концепции  государственной   миграционной    политики
Российской Федерации на период до 2025 года.
 
     III. Условия формирования и реализации миграционной политики
                         Владимирской области
 
     3.1.  Миграционные    процессы    играют    значимую    роль    в
социально-экономическом  и  демографическом   развитии    Владимирской
области.
     3.2. Переселение мигрантов  на  постоянное  место  жительства  во
Владимирскую  область  становится  одним  из  источников    увеличения
численности населения региона, а привлечение иностранных работников по
приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с
потребностями региональной экономики является  необходимостью  для  ее
дальнейшего поступательного развития.
     3.3.  В  современных  условиях  миграция    работников    высокой
квалификации  является  важным  источником  накопления   человеческого
капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние региона.
Одна из стратегических задач  -  создание  условий  и  механизмов  для
привлечения  востребованных  экономикой   высококвалифицированных    и
квалифицированных специалистов  разного  профиля,  предпринимателей  и
инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
     3.4.  В   настоящее    время    миграционная    привлекательность
Владимирской области по сравнению с другими регионами ЦФО  невысока  и
распространяется преимущественно на граждан  государств  -  участников
Содружества  Независимых  Государств.  Мигранты    новых    поколений,
прибывающие в область,  обладают  более  низким  уровнем  образования,
знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
     3.5.  Неблагоприятные  тенденции  наблюдаются    во    внутренних
миграциях.  Причины  обусловлены  ограниченностью  рынка   арендуемого
жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей
части  населения.  Основным  вектором  внутренней  миграции   остается
движение в г. Москву и Московскую область.
     3.6. Незаконная миграция, питающая рабочей силой  теневой  сектор
экономики,  слабая  способность    основной    части    мигрантов    к
самостоятельной интеграции являются одними из главных причин  усиления
негативного  отношения  значительной  части  населения    региона    к
иностранным гражданам.
     3.7. Важными элементами миграционной  политики  области  являются
создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их  прав
и свобод,  обеспечение  социальной  защищенности.  Прямым  результатом
отсутствия программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов
от принимающего социума. К организации программ интеграции и адаптации
необходимо привлечь все  заинтересованные  стороны  (самих  мигрантов,
бизнес-структуры,  неправительственные  организации),  в  полной  мере
задействовать потенциал средств массовой информации.
     3.8. Необходимы содействие в  жилищном  обустройстве  вынужденных
переселенцев,  совершенствование  процедуры  предоставления    статуса
беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам.
     3.9.  Слабо  используется  миграционный  потенциал   региональных
учреждений  образования,  позволяющих  получить  квалифицированных   и
интегрированных в стране иностранных граждан.
     3.10.  Опыт  показывает,  что  проведение  активной  миграционной
политики ускоряет социально-экономическое развитие и обеспечивает рост
благосостояния населения.
     3.11. Ставя задачу привлечения в регион мигрантов для восполнения
населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала,  следует
учитывать,  что  миграционные  ресурсы   государств    -    участников
Содружества  Независимых  Государств,  ориентированные  на  Российскую
Федерацию, в перспективе будут уменьшаться.
 
    IV. Цели, принципы, задачи и основные направления миграционной
                    политики Владимирской области
 
     4.1. Цели миграционной политики Владимирской области:
     4.1.1.  Обеспечение  максимальной  защищенности,  комфортности  и
благополучия населения области;
     4.1.2.  Стабилизация  и  увеличение    численности    постоянного
населения   Владимирской    области,    удовлетворение    потребностей
демографического развития региона;
     4.1.3. Содействие обеспечению  потребности  экономики  области  в
притоке квалифицированных рабочих кадров, модернизации,  инновационном
развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей;
     4.1.4.  Стимулирование  процесса  добровольного  переселения   во
Владимирскую область соотечественников,  проживающих  за  рубежом,  на
основе повышения ее привлекательности.
     4.2. Принципы миграционной политики Владимирской области:
     4.2.1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
     4.2.2. Недопустимость любых форм дискриминации;
     4.2.3. Соблюдение норм национального и международного права;
     4.2.4. Гармонизация интересов личности, общества и государства;
     4.2.5.  Взаимодействие  территориальных    федеральных    органов
государственной  власти,  органов  государственной  власти  области  и
органов  местного  самоуправления,  развитие  институтов   социального
партнерства и гражданского общества;
     4.2.6. Защита рынка труда;
     4.2.7. Дифференцированный  подход  к  регулированию  миграционных
потоков  в    зависимости    от    целей    и    сроков    пребывания,
социально-демографических    и        профессионально-квалификационных
характеристик мигрантов;
     4.2.8. Учет особенностей регионального развития;
     4.2.9.  Открытость  и  доступность  информации  о    миграционных
процессах и принимаемых решениях  в  области  реализации  миграционной
политики;
     4.2.10. Обоснованность принимаемых решений.
     4.3. Задачи миграционной политики Владимирской области:
     4.3.1.    Создание      правовых,        социально-экономических,
организационных, информационных условий и формирование  механизма  для
добровольного  переселения  на  постоянное   место    жительства    во
Владимирскую  область  соотечественников,  проживающих  за    рубежом,
эмигрантов и отдельных категорий  иностранных  граждан  и  обеспечение
соблюдения их законных прав и интересов;
     4.3.2. Снижение доли привлекаемых неквалифицированных иностранных
работников в общей численности иностранной рабочей силы;
     4.3.3. Содействие развитию внутренней миграции;
     4.3.4. Сокращение естественной убыли населения области;
     4.3.5.  Содействие  образовательной    миграции    и    поддержка
академической мобильности;
     4.3.6.  Выполнение  гуманитарных   обязательств    в    отношении
вынужденных мигрантов;
     4.3.7. Содействие адаптации и интеграции мигрантов,  формированию
конструктивного  взаимодействия  между  мигрантами    и    принимающим
сообществом;
     4.3.8. Противодействие незаконной миграции.
     4.4.  Основные  направления  миграционной  политики  Владимирской
области:
     4.4.1. В области создания для соотечественников,  проживающих  за
рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан  условий
и стимулов для переселения во Владимирскую область на постоянное место
жительства:
     -  содействие  переселению  на  постоянное    место    жительства
квалифицированных специалистов, а также иных  иностранных  работников,
востребованных на региональном рынке  труда,  в  том  числе  в  рамках
программы добровольного переселения соотечественников во  Владимирскую
область;
     - создание условий для  миграции  в  область  предпринимателей  и
инвесторов;
     - содействие переселению в область иностранных  граждан  в  целях
воссоединения семей;
     -  стимулирование  миграции  во  Владимирскую  область  молодежи,
имеющей особо востребованные на региональном рынке труда  профессии  и
специальности, включая иностранных  граждан  -  выпускников  областных
образовательных учреждений профессионального образования.
     4.4.2.  В  области  разработки   дифференцированных    механизмов
привлечения,  отбора  и  использования  иностранной   рабочей    силы,
востребованной региональной экономикой:
     - развитие инфраструктуры  в  сфере  трудовой  миграции  на  базе
сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;
     -  подготовка  предложений  с  целью  стимулирования  иностранных
работников, востребованных на региональном рынке труда,  к  заключению
длительных трудовых договоров, в том числе на рабочие  места,  которые
невозможно заместить российскими работниками;
     - создание центров содействия иммиграции в области и медицинского
освидетельствования иммигрантов;
     -  совершенствование  взаимодействия  по   рассмотрению    заявок
работодателей и формированию квот;
     - содействие инвесторам в привлечении иностранной рабочей силы  в
кратчайшие  сроки  с  учетом  принципа  приоритетного    использования
российских работников.
     4.4.3. В области содействия развитию внутренней миграции  граждан
Российской Федерации:
     - обеспечение доступа граждан к социальным,  медицинским  и  иным
видам услуг по месту фактического проживания;
     - информирование населения  о  возможностях  трудоустройства  при
переезде в другую местность;
     - развитие разных форм временной пространственной  мобильности  с
целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение
вахтового метода  ведения  работ,  гибких  форм  занятости  и  гибкого
графика работы;
     -  поддержка  образовательной  (учебной)   миграции    российских
граждан, в  том  числе  в  целях  получения  образования  и  повышения
квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
     - содействие местной  внутренней  миграции,  прежде  всего  между
малыми городами и сельскими поселениями;
     - создание инфраструктуры для проживания  внутренних  трудовых  и
учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
     - развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
     -  развитие   взаимодействия    центров    занятости    населения
департамента по труду и занятости населения  администрации  области  с
частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан  региона  вне
территории их постоянного проживания;
     - совершенствование регионального банка вакансий, региональных  и
межрегиональных   систем    обмена    информацией    о    возможностях
трудоустройства  с  целью  повышения  информированности   граждан    о
возможностях и условиях трудоустройства.
     4.4.4. В области содействия образовательной (учебной) миграции во
Владимирскую область и поддержки академической мобильности:
     -  совершенствование  условий  для  обучения    в    региональных
образовательных учреждениях на разных  уровнях  подготовки  студентов,
вне зависимости от гражданства и места проживания;
     - увеличение контингента студентов в образовательных  учреждениях
высшего и среднего профессионального образования из числа  иностранных
граждан;
     - совершенствование  условий  пребывания  в  области  иностранных
студентов,    их    социально-культурной    адаптации,    медицинского
страхования, обеспечения безопасности;
     -    содействие    мобильности    специалистов,      занимающихся
преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой
в образовательных учреждениях и научных организациях;
     -  организационное,  информационное  и   финансовое    содействие
образовательным  учреждениям  и  научным  организациям  в   реализации
программ  международной  академической  мобильности  и  в  привлечении
зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;
     - предоставление возможности иностранным  гражданам  работать  по
полученной специальности во Владимирской области непосредственно после
завершения обучения в российских образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования.
     4.4.5. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении
вынужденных мигрантов:
     -  выполнение  государственных    обязательств    по    жилищному
обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;
     -  создание  региональных  и  межрегиональных    систем    обмена
информацией по работе с вынужденными мигрантами;
     -  предоставление  вынужденным  мигрантам  полной  и  объективной
информации о ситуации в странах и регионах их прежнего  проживания,  о
безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;
     - разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов.
     4.4.6. В области содействия  адаптации  и  интеграции  мигрантов,
формированию  конструктивного  взаимодействия  между   мигрантами    и
принимающим сообществом:
     - содействие  развитию  в  обществе  культуры  межнациональных  и
межрелигиозных отношений,  формирование  у  мигрантов  и  принимающего
сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии,
национальной и расовой нетерпимости;
     - создание условий для адаптации и интеграции мигрантов,  включая
их обучение русскому языку,  правовое  просвещение,  информирование  о
культурных  традициях  и  нормах    поведения    путем    формирования
соответствующей инфраструктуры;
     - обеспечение доступа иностранных граждан и  членов  их  семей  к
социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от  их
правового статуса;
     -    противодействие    социальной    исключенности    мигрантов,
пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
     -  разработка,  внедрение  и  реализация  программ  адаптации   и
интеграции мигрантов  и  членов  их  семей  на  основе  взаимодействия
федеральных органов государственной  власти,  органов  государственной
власти  области  и  органов  местного    самоуправления,    институтов
гражданского общества и бизнес-структур;
     - создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации  и
интеграции,  включая  центры  информационной  и  правовой    поддержки
мигрантов,  курсы  изучения  языка,  истории  и  культуры   Российской
Федерации;
     -   создание    программ    по    формированию    конструктивного
взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
     -  совершенствование  взаимодействия   территориальных    органов
федеральных органов государственной  власти,  органов  государственной
власти области  и  органов  местного  самоуправления  с  общественными
объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов.
     4.4.7. В области противодействия незаконной миграции:
     - подготовка и внесение предложений по совершенствованию правовой
базы противодействия незаконной  миграции  и  мер  ответственности  за
нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
     - противодействие организации каналов незаконной миграции;
     - создание и обеспечение функционирования специального учреждения
для  содержания  иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих
административному выдворению, депортации или реадмиссии; (В   редакции
Постановления         Губернатора         Владимирской         области
от 10.12.2013 г. N 1373)
     - совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе
обмена информацией по вопросам противодействия незаконной миграции;
     - проведение совместных оперативно-профилактических  мероприятий,
направленных на противодействие незаконной миграции;
     - усиление информационной и разъяснительной работы с  гражданами,
работодателями,  привлекающими  иностранную  рабочую  силу,  в   целях
предупреждения  нарушений  миграционного  законодательства  Российской
Федерации;
     -  противодействие  нелегальной  трудовой  миграции    за    счет
подготовки предложений по упрощению процедур  получения  (по  принципу
"одного окна") работодателем  разрешений  на  привлечение  иностранной
рабочей силы и работником - на занятие трудовой деятельности на основе
информатизации служб и пересмотра организации процедур.
 
  V. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной
                    политики Владимирской области
 
     5.1.    Информационно-аналитическое    обеспечение     реализации
миграционной политики Владимирской области предусматривает:
     5.1.1. Совершенствование предоставления государственных  услуг  и
исполнения государственных функций в сфере миграции,  в  том  числе  с
использованием    информационных    технологий        (инфраструктуры,
обеспечивающей     информационно-технологическое        взаимодействие
информационных систем, используемых для предоставления государственных
и муниципальных услуг в электронной форме);
     5.1.2. Расширение  использования  информационных  технологий  для
анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной
миграционной политики Российской Федерации, в том числе:
     развитие  системы   статистического    наблюдения    на    основе
административных  систем  учета  населения  и    системы    выборочных
исследований по вопросам внутренней и международной миграции;
     информационное обеспечение мероприятий  по  реализации  концепции
миграционной политики и мониторинг их эффективности;
     5.1.3.  Заключение  соглашений  о  сотрудничестве    в    области
содействия занятости населения  с  органами  службы  занятости  других
субъектов Российской Федерации.
 
       VI. Основные механизмы реализации миграционной политики
                         Владимирской области
 
     6.1. Настоящей Концепцией  предусматриваются  следующие  основные
механизмы реализации миграционной политики Владимирской области:
     6.1.1. Включение  задач и мероприятий по реализации  миграционной
политики  Владимирской  области  в  региональные  планы.    редакции
Постановления Администрации Владимирской области от 15.12.2014 № 1270)
     6.1.2. Учет задач миграционной политики Владимирской области  при
формировании  регионального  бюджета,  концентрация    финансовых    и
материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений  и  задач
миграционной политики;
     6.1.3.    Совершенствование    системы    взаимодействия    между
территориальными органами федеральных органов государственной  власти,
органами  государственной  власти  субъектов  Российской    Федерации,
органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в
сфере миграции;
     6.1.4. Постоянный мониторинг и анализ происходящих на  территории
региона  миграционных  процессов  и  их  влияния  на    социально    -
экономические, демографические и  иные  аспекты  развития  области,  а
также последующая корректировка конкретных мер  миграционной  политики
Владимирской области.
     6.1.5. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения
управления миграционными потоками за счет формирования  единого  банка
данных,  в  котором  отражается  информация  о   каждом    иностранном
гражданине.
 
   VII. Этапы реализации миграционной политики Владимирской области
 
     7.1. Первый этап (2013-2016 годы):
     7.1.1. Разработка мероприятий, обеспечивающих  реализацию  целей,
задач  и  основных  направлений  миграционной  политики   Владимирской
области;
     7.1.2. Создание инфраструктуры для проживания трудовых  мигрантов
на основе государственно-частного партнерства;
     7.1.3.  Создание  инфраструктуры  для  интеграции  и    адаптации
трудовых  мигрантов,  включая  центры  информационной    и    правовой
поддержки,  курсы  изучения  языка,  истории  и  культуры   Российской
Федерации;
     7.1.4. Формирование квот на привлечение иностранной рабочей  силы
с  условием  максимального  обеспечения  рабочими  местами  российских
граждан;
     7.1.5.    Создание   специального   учреждения   для   содержания
иностранных   граждан,   подлежащих  административному  выдворению  за
пределы  Российской  Федерации  в  форме принудительного выдворения за
пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии; (В   редакции
Постановления         Губернатора         Владимирской         области
от 10.12.2013 г. N 1373)
     7.1.6. Привлечение  к  проведению  мероприятий,  направленных  на
противодействие  нелегальной  миграции  представителей    национальных
диаспор, общественных и религиозных объединений Владимирской области;
     7.1.7. Информирование граждан об изменениях норм законодательства
Российской  Федерации  и  результатах  проведения   мероприятиях    по
пресечению нелегальной миграции с  использованием  официальных  сайтов
правоохранительных органов и средств массовой информации;
     7.1.8.    Создание    эффективной    системы    межведомственного
информационного взаимодействия для осуществления  контроля  законности
пребывания иностранных граждан и лиц  без  гражданства  на  территории
области.
     По итогам реализации первого этапа  предполагается  к  2016  году
стабилизировать  численность  постоянно  проживающего   населения    и
приостановить миграционный отток населения из Владимирской области.
     7.2. Второй этап (2017-2020 годы):
     7.2.1. Реализация и  мониторинг  мероприятий  в  рамках  основных
направлений миграционной политики Владимирской области;
     7.2.2. Обобщение и анализ правоприменительной  практики  принятых
нормативных  правовых  актов  Российской  Федерации,    обеспечивающих
реализацию  целей,  задач  и  основных  направлений    государственной
миграционной политики Российской Федерации и подготовка предложений по
их совершенствованию;
     7.2.3.  Оптимизация  объемов  и  профессионально-квалификационной
структуры привлечения иностранных работников;
     7.2.4. Повышение трудовой мобильности  российских  граждан  путем
реализации мероприятий  по  привлечению  для  работы  во  Владимирской
области российских граждан, проживающих в других субъектах  Российской
Федерации;
     7.2.5.  Разработка  механизмов  оценки  потребности  Владимирской
области в  иностранной  рабочей  силе  с  учетом  перспектив  развития
экономики  Владимирской  области  в  целях  привлечения    иностранных
работников  на  рабочие  места,  которые  не  могут   быть    замещены
российскими гражданами.
     По итогам реализации второго этапа  предполагается  к  2020  году
обеспечить миграционный приток населения во Владимирскую область.
     7.3. Третий этап (2021-2025 годы):
     7.3.1.  Оценка  эффективности  реализации  мероприятий  в  рамках
основных направлений миграционной политики Владимирской области;
     7.3.2. Уточнение основных стратегических ориентиров,  приоритетов
и основных  направлений  реализации миграционной политики Владимирской
области  и корректировка действующих планов. (В редакции Постановления
Администрации Владимирской области от 15.12.2014 № 1270)
     По итогам реализации третьего этапа предполагается  к  2025  году
улучшить миграционную привлекательность Владимирской области,  снизить
долю неквалифицированных работников в общей потребности в  иностранных
работниках, увеличить долю  жителей  Владимирской  области,  позитивно
относящихся к мигрантам.
 


Информация по документу
Читайте также