Расширенный поиск

Постановление Губернатора Владимирской области от 14.06.2012 № 610

 

                  АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                             ГУБЕРНАТОРА

     14.06.2012                                        N 610


Об утверждении Концепции развития
особо    охраняемых     природных
территорий регионального значения
на период до 2017 года

     (В редакции Постановления Администрации Владимирской области
                       от 28.07.2014 г. N 768)


     В соответствии с Законами Владимирской области  от  10.12.2001  N
129-ОЗ  "О  Губернаторе  (главе   администрации)    и    администрации
Владимирской области" и от 08.05.2008 N  88-ОЗ  "Об  особо  охраняемых
природных территориях Владимирской области"

                             ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1.  Утвердить  Концепцию  развития  системы   особо    охраняемых
природных территорий регионального значения на  период  до  2017  года
согласно приложению.
     2.  Органам   и    структурным    подразделениям    администрации
Владимирской области учитывать положения  Концепции  при  планировании
мероприятий.
     3.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Губернатора области по строительству. (В          редакции
Постановления         Администрации        Владимирской        области
от 28.07.2014 г. N 768)
     4.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со    дня    его
официального опубликования.


     Губернатор области          H. Виноградов


                                                            Приложение
                                                   к     постановлению
                                                   Губернатора области
                                                   от 14.06.2012 N 610


                              КОНЦЕПЦИЯ
 РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО
                   ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

                          I. Общие положения

     Настоящая  Концепция  определяет  основные  направления  развития
системы особо охраняемых природных территорий  регионального  значения
на территории Владимирской области (далее - особо охраняемые природные
территории), а также меры,  направленные  на  повышение  эффективности
государственного управления в указанной сфере.
     Концепция разработана в соответствии с положениями  Экологической
доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением  Правительства
Российской Федерации  от  31  августа  2002  г.  N  1225-р,  Концепции
развития системы особо охраняемых  природных  территорий  федерального
значения  на  период  до  2020  года,    утвержденной    распоряжением
Правительства Российской Федерации  от  22.12.2011  N  2322-р,  Закона
Владимирской области  от  08.05.2008  N  88-ОЗ  "Об  особо  охраняемых
природных территориях Владимирской области".

          II. Система особо охраняемых природных территорий
                         Владимирской области

     Создание  особо  охраняемых   природных    территорий    является
традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности.
Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает  создание  и
развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима
в  числе  основных  направлений  государственной  политики  в  области
экологии.
     Первая  охраняемая  природная  территория    в    регионе    была
организована  в  1935  году  -  это  боброво-выхухолевый    заповедник
"Клязьминский",  который  был  расформирован  в  1951  году.    Начало
планомерного  формирования  системы   особо    охраняемых    природных
территорий относится к 60-м годам ХХ столетия.
     По состоянию на 01.01.2012 г.  во  Владимирской  области  создана
сеть особо охраняемых природных  территорий,  включающая  в  себя  184
природных объекта федерального и регионального значения и различных по
категории и профилю, общей площадью 336419 га, что  составляет  11,57%
от всей площади территории  области.  Владимирская  область  входит  в
число  3-х  регионов  Центрального  федерального  округа,  превышающих
средне-российский показатель по площади, занимаемой особо  охраняемыми
природными территориями.  Доля площади территории субъекта  Российской
Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в  общей
площади территории субъекта Российской Федерации является  показателем
для оценки эффективности деятельности  органов  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
     Для выполнения работ по управлению, созданию и обеспечению охраны
особо охраняемых природных территорий регионального значения,  ведению
Красной  Книги  Владимирской  области  и  формированию  положительного
имиджа Владимирской области за счет развития системы особо  охраняемых
природных территорий в  2008  году  департамент  природопользования  и
охраны окружающей среды  администрации  области  выступил  учредителем
государственного бюджетного учреждения  Владимирской  области  "Единая
дирекция особо охраняемых природных территорий  Владимирской  области"
(далее - Дирекция).
     За три года Дирекцией была  проведена  инвентаризация  85%  особо
охраняемых  природных  территорий,  определен  перечень    территорий,
нуждающихся  в  реорганизации  и  снятии  природоохранного    статуса.
Оформлены паспорта и  охранные  обязательства  на  31  государственный
памятник природы, с целью уточнения режима  особой  охраны,  границ  и
проведения функционального зонирования проведены  обследования  восьми
заказников  различного  профиля  и  историко-ландшафтного    комплекса
регионального значения. Установлены информационные аншлаги на 14 особо
охраняемых природных территориях.  Начата  и  продолжается  работа  по
ведению кадастра особо охраняемых природных территорий на основе  ГИС-
технологий.  Образованы  четыре  новые  особо  охраняемые    природные
территории:  на  территории  Судогодского    района    государственные
комплексные  природные  заказники  регионального  значения  "Марса"  и
"Васильевский бор", памятник природы регионального значения  "Фонтан",
на  территории  муниципального  образования  город  Владимир  памятник
природы регионального значения "Родник Никольский".
     Опыт работы отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся
системы особо охраняемых природных территорий и необходимость  решения
проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий.
     Система особо охраняемых природных территорий пока не является  в
полной мере репрезентативной по  отношению  ко  всем  наиболее  ценным
экосистемам и видам.
     Особо охраняемые природные территории разрозненны,  что  является
серьезным препятствием для свободной миграции видов диких  животных  и
дикорастущих растений, не обеспечивает непрерывность среды их обитания
и произрастания.
     Природные  и  туристско-рекреационные  ресурсы  особо  охраняемых
природных территорий  не  в  полной  мере  используются  для  развития
туризма.  Недостаточно участия в развитии туризма  малого  и  среднего
бизнеса,  местного  населения.  Требуется  включение  системы    особо
охраняемых  природных  территорий  в  сферу    социально-экономических
отношений.
     Необходимо принять меры к организации системной работы по учету и
контролю за состоянием и соблюдением режимов  охраны  и  использования
указанных территорий.
     Не решены вопросы по  внесению  сведений  о  границах  и  режимах
особой охраны особо охраняемых природных территорий как зон с  особыми
условиями  использования  территорий   в    государственный    кадастр
недвижимости.
     Необходимо совершенствовать подходы к регулированию хозяйственной
и  иной  деятельности  на  особо  охраняемых  природных   территориях,
устойчивому использованию их, прежде всего  в  сфере  туристической  и
рекреационной  деятельности,  научному  обеспечению  и  информационной
поддержке, укреплению межрегионального сотрудничества.

          III. Принципы, цель и задачи реализации Концепции

     Деятельность в области развития  и  управления  особо  охраняемых
природных территорий основывается на принципах:
     -  научной  обоснованности  (развитие  системы  особо  охраняемых
природных  территорий  и  принятие  управленческих  решений  с  учетом
достижений современной науки, исходя из международных  и  национальных
критериев и подходов);
     -  репрезентативности  (особо  охраняемые  природные   территории
должны  представлять  все  виды    ландшафтов,    типы    естественных
экологических систем,  места  произрастания  дикорастущих  растений  и
места обитания диких животных);
     -  целостности  (развитие  системы  особо  охраняемых   природных
территорий в  качестве  основных  элементов  экологической  сети  и  в
контексте ее интеграции в общероссийскую экологическую сеть);
     - функционирования  особо  охраняемых  природных  территорий  как
неотъемлемого элемента регионального развития;
     -  рационального  использования    (регулируемое    использование
природоохранного,    туристического,      ресурсного,        научного,
просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий);
     - доступности информации (обеспечение граждан полной, достоверной
и своевременной информацией о режиме охраны и использования, состоянии
территорий);
     - ответственности за  нарушение  режима  охраны  и  использования
особо охраняемых природных территорий.
     Целью  настоящей  Концепции  является  развитие  системы    особо
охраняемых  природных  территорий  путем    повышения    эффективности
государственного управления в  сфере  организации  и  функционирования
системы особо охраняемых природных территорий в интересах  устойчивого
развития Владимирской области, обеспечения экологической безопасности,
охраны  биологического  и  ландшафтного  разнообразия,  сохранения   и
рационального использования природного и культурного наследия.
     Поставленная цель имеет комплексный характер и достигается  путем
решения следующих задач:
     совершенствование правового  обеспечения  развития  и  управления
системой особо охраняемых природных территорий;
     обеспечение эффективной системы  охраны  природных  комплексов  и
объектов на особо охраняемых природных территориях;
     развитие эколого-просветительской деятельности, вовлечение  особо
охраняемых  природных  территорий  в   развитие    экологического    и
познавательного туризма;
     интегрирование особо  охраняемых  природных  территорий  в  сферу
социально-экономического развития региона;
     вовлечение природопользователей и  местного  населения,  частного
бизнеса в природоохранную деятельность на особо  охраняемых  природных
территориях;
     совершенствование  научно-методологического  обеспечения    особо
охраняемых природных  территорий  и  повышения  эффективности  научной
деятельности;
     обеспечение  функционирования  системы  комплексного  мониторинга
экологических  систем  на  особо  охраняемых  природных   территориях,
формирование и ведение кадастра особо охраняемых природных  территорий
на базе ГИС-технологий;
     укрепление  межрегионального  сотрудничества  в  области    особо
охраняемых природных территорий.

 IV. Перспективные направления деятельности в развитии системы особо
                   охраняемых природных территорий

1. Совершенствование правового обеспечения развития и управления особо
                 охраняемыми природными территориями

     В целом сформирована  правовая  база,  регулирующая  отношения  в
области организации  и  функционирования  особо  охраняемых  природных
территорий.  В то же время ряд актуальных вопросов в  указанной  сфере
требует более четкого нормативного правового  обеспечения.  Для  этого
необходимо:
     обеспечить управление природоохранными территориями на  основании
ведомственных целевых программ, планов действий по сохранению редких и
находящихся под угрозой исчезновения  диких  животных  и  дикорастущих
растений;
     развивать  нормативную  правовую  базу  в  сфере  образования   и
функционирования особо охраняемых природных  территорий  регионального
значения,  включая  вопросы    создания    и    развития    механизмов
государственно-частного партнерства, а также определения  приоритетных
сфер применения этих механизмов;
     внести сведения о границах и режимах особо  охраняемых  природных
территорий и их охранных зон как зон с особыми условиями использования
территорий в государственный кадастр недвижимости.

                 2. Развитие системы особо охраняемых
              природных территорий Владимирской области

     Путем разработки и реализации  программ  развития  системы  особо
охраняемых природных  территорий  исходя  из  социально-экономического
развития  региона  и  в  целях  дальнейшего  развития  системы   особо
охраняемых природных территорий до 2017 года предусматривается:
     завершить  начатую  в  2010  году  инвентаризацию  и  подготовить
предложения по развитию сети особо охраняемых природных территорий;
     провести  подготовку  комплексных  экологических  обоснований  по
созданию новых  особо  охраняемых  природных  территорий  по  принципу
репрезентативности и замещения исключенных из системы особо охраняемых
природных территорий площадей;
     рассмотреть  предложения  о  возможности  преобразования    особо
охраняемых природных территорий регионального значения в местное;
     провести оформление положений о заказниках, паспортов и  охранных
обязательств памятников природы по  всем  особо  охраняемым  природным
территориям регионального  значения,  в  т.  ч.  установление  режимов
функционирования особо охраняемых природных территорий и  их  охранных
зон.

   3. Совершенствование механизма функционирования государственного
           управления особо охраняемых природных территорий

     В целях совершенствования  государственного  управления  системой
особо  охраняемых  природных  территорий   необходимо    осуществление
следующих мероприятий:
     совершенствование  материально-технического    обеспечения    для
формирования кадастра особо охраняемых природных территорий, в  т.  ч.
электронного кадастра на базе ГИС-технологий;
     проведение  актуализации  кадастра  особо  охраняемых   природных
территорий на основе данных  инвентаризации  и  мониторинга  состояния
особо охраняемых природных территорий;
     активизация  деятельности  по  привлечению  инвестиций  в   сферу
развития и обеспечения устойчивого функционирования  особо  охраняемых
природных  территорий  и  поддержания  благоприятных    социально    -
экономических условий жизни местного населения;
     развитие технического  потенциала  и  необходимого  методического
обеспечения проведения комплексного мониторинга  экологических  систем
на особо охраняемых  природных  территориях;  создание  географической
информационной  подсистемы  на  основе  ГИС-технологий  по  сбору    и
обработке данных  комплексного  мониторинга  экологических  систем  на
особо охраняемых природных территориях;
     повышение  уровня  информированности  должностных  лиц    органов
государственной  власти,  местного  самоуправления  области,  а  также
старост  по  вопросам  управления   особо    охраняемыми    природными
территориями путем взаимодействия их с Дирекцией.

         4. Организация охраны и защиты природных комплексов
                              и объектов

     Организация эффективной охраны природных  комплексов  и  объектов
является основополагающей задачей, для решения которой необходимо:
     усилить борьбу с нарушением законодательства об особо  охраняемых
природных территориях;
     исходя  из  объектов  особо  охраняемых   природных    территорий
определить способ охраны в т. ч.:
     а) наличие постоянного штатного сотрудника (сотрудников) Дирекции
на  конкретной  особо  охраняемой  природной   территории    или    по
административному району (группе районов)области;
     б)  охрана  особо  охраняемых  природных  территорий   сторонними
организациями  (инвестором,  реализующим    на    данной    территории
инвестиционный проект;  землепользователями,  и  т.п.),  в  т.  ч.  во
взаимодействии  с  местными    правоохранительными    структурами    и
населением;
     проводить  профилактическую  работу    с    местными    жителями,
направленную на обеспечение соблюдения режима охраны  и  использования
особо охраняемых природных территорий;
     осуществить разработку и реализацию мероприятий (планов действий)
по сохранению редких и  находящихся  под  угрозой  исчезновения  видов
дикорастущих растений  и  диких  животных,  мест  их  произрастания  и
обитания,  восстановлению   нарушенных    экологических    систем    в
соответствии с выдаваемым Дирекции государственным заданием.

     5. Экологическое просвещение и работа с населением. Развитие
                       познавательного туризма

     Эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в
повышение уровня экологической  культуры  населения  и  формировать  у
широких слоев общества понимание проблем сохранения  биологического  и
ландшафтного разнообразия.
     Для системной организации  эколого-просветительской  деятельности
необходимо:
     повышать уровень просвещения и информированности  общественности,
в том числе путем привлечения населения к участию в принятии социально
значимых решений в области особо охраняемых природных территорий;
     обеспечивать широкий  доступ  населения  к  информации  об  особо
охраняемых природных территориях,  уделяя  особое  внимание  работе  с
электронными средствами массовой информации;
     расширять выпуск информационно-рекламных,  методических  изданий,
включая выпуск буклетов, брошюр и иной полиграфической  продукции  для
распространения  среди  населения,  в  библиотеках,    образовательных
учреждениях и т.д.;
     активизировать    работу    со    школьниками,    связанную     с
эколого-просветительской  деятельностью,  и   осуществлять    ее    во
взаимодействии с органами системы образования.
     Познавательный туризм является одним из специализированных  видов
экологического туризма, основной целью которого является  ознакомление
с природными и культурными  достопримечательностями.  Для  обеспечения
развития познавательного туризма необходимо:
     разработать  комплекс  экскурсионных  программ   для    различных
категорий посетителей;
     обеспечить  обустройство    (в    том    числе    информационное)
экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов,  смотровых
площадок, мест наблюдения за дикими животными;
     провести оценку предельно  допустимых  рекреационных  нагрузок  и
определить  пути  минимизации  негативного  воздействия  на  природные
экосистемы;
     содействовать развитию сопутствующего туризму малого  и  среднего
бизнеса  (развитие  традиционных  промыслов  и  ремесел,  производства
экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.).

                V. Финансирование реализации Концепции

     Источниками финансирования настоящей Концепции являются  средства
областного  бюджета,  а  также  иные  средства,  привлекаемые  для  ее
реализации, в том  числе  гранты,  благотворительные  пожертвования  и
средства,  получаемые  Дирекцией  от   приносящей    доход    уставной
деятельности.
     Предусматривается финансирование следующих мероприятий:
     развитие нормативной  правовой  базы  по  функционированию  особо
охраняемых природных территорий;
     охрана и содержание особо охраняемых природных территорий;
     ведение  регионального  кадастра  особо   охраняемых    природных
территорий;
     экологическое просвещение населения  и  развитие  познавательного
туризма;
     развитие межрегионального сотрудничества в сфере развития системы
особо охраняемых природных территорий.
     Общий объем финансирования Концепции за счет  средств  областного
бюджета - 32,8 млн. рублей и составит по годам:

----------------------------------------
| Годы реализации | Финансирование из  |
|    Концепции    |     областного     |
|                 | бюджета, млн. руб. |
|-----------------+--------------------|
|      2012       |        5,2         |
|-----------------+--------------------|
|      2013       |        6,9         |
|-----------------+--------------------|
|      2014       |        6,9         |
|-----------------+--------------------|
|      2015       |        6,9         |
|-----------------+--------------------|
|      2016       |        6,9         |
|-----------------+--------------------|
| Всего:          |        32,8        |
----------------------------------------

           VI. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

     Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в два этапа.
     На  первом  этапе  (2012-2013  годы)  предполагается   проведение
мероприятий по:
     - совершенствованию нормативного правового  обеспечения  развития
системы природоохранных территорий;
     - оптимизации системы управления природоохранными территориями;
     - развитию туристической,  рекреационной  деятельности  на  особо
охраняемых природных территориях;
     - обеспечению охраны  особо  охраняемых  природных  территорий  и
системы комплексного мониторинга экологических систем.
     На  втором  этапе  (2014-2016  годы)   основными    направлениями
деятельности по реализации настоящей Концепции будут:
     -  оптимизация  хозяйственной  и  иной  деятельности  на    особо
охраняемых природных территориях  в  целях  устойчивого  использования
природных ресурсов этих территорий;
     -  создание  эффективной  системы  особо  охраняемых    природных
территорий,  репрезентативно  охватывающей    все    типы    эталонных
экологических систем, расположенных на территории Владимирской области
и учитывающей направления социально-экономического развития региона;
     -  повышение  экологической  сознательности  и  информированности
общественности по вопросам природоохранных территорий;
     - активизация  и  укрепление  межрегионального  сотрудничества  в
области особо охраняемых природных территорий.
     Для реализации задач и достижения цели, поставленных в  настоящей
Концепции, разрабатываются ведомственные программы по  развитию  особо
охраняемых природных территорий, в которых  определяются  мероприятия,
исполнители, сроки  исполнения,  источники  и  объемы  финансирования;
планы  действий  по  сохранению  редких  и  находящихся  под   угрозой
исчезновения диких животных и дикорастущих растений.

                                                                                                                                                                                                     

Информация по документу
Читайте также