Расширенный поиск
Постановление Губернатора Владимирской области от 09.10.2012 № 1146АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА 09.10.2012 N 1146 О Стратегии действий в интересах детей Владимирской области на 2012-2017 годы (В редакции Постановления Губернатора Владимирской области от 18.10.2013 г. N 1173) В целях формирования региональной политики по улучшению положения детей во Владимирской области в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года N 761, П О С Т А Н О В Л Я Ю: 1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей Владимирской области на 2012-2017 годы в соответствии с приложением. 2. Комитету по социальной политике администрации области разработать в трехмесячный срок План мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей Владимирской области на 2012-2017 годы. 3. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов при разработке программ в области улучшения положения детей учитывать положения Стратегии. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор области H. Виноградов Приложение к постановлению Губернатора области от 09.10.2012 N 1146 СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2017 ГОДЫ (В редакции Постановления Губернатора Владимирской области от 18.10.2013 г. N 1173) I. ВВЕДЕНИЕ Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Основным международным документом в сфере защиты прав детей является Конвенция о правах ребенка, которая на территории РФ вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. В ней содержатся статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, а ее положения сводятся к четырем основным базисным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Со дня подписания данного международного документа Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство. В целях охраны и защиты прав детей, оказания им мер поддержки принят Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (гл.11"Права несовершеннолетних детей"), Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Во Владимирской области проблемы детства и пути их решения находят свое отражение в 90 нормативных правовых актах. 1 июня 2012 года вступил в действие Указ Президента Российской Федерации "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", направленный на формирование государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Во исполнение данного Указа разработана Стратегия действий в интересах детей Владимирской области на 2012-2017 годы (далее Стратегия). Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной региональной политики в интересах детей, а также механизмы ее реализации. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов нашей области и страны в целом. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Владимирской области на период до 2027 года, Концепции демографической политики Владимирской области на период до 2015 года, Законе Владимирской области от 06.05.2008 N 86-ОЗ "О государственной семейной политике во Владимирской области" и других нормативных правовых актах. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных и региональных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Создан новый государственный институт Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области. Ежегодно увеличивается объем финансирования социальных расходов из федерального и областного бюджетов, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Не снижается количество выявленных нарушений прав детей. Низкими темпами сокращается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства требуют от органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. 1. Основные проблемы в сфере детства Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. 2. Ключевые принципы Стратегии Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Защита прав каждого ребенка. В регионе должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая изучение ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В регионе должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений. Особое внимание уязвимым категориям детей. В регионе во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В области формирование и реализация политики в сфере детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями. Партнерство во имя ребенка. В регионе политика в сфере детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно - профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнессообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. 3. Основные направления реализации Стратегии Реализацию региональной Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение детям и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии. II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ 1. Краткий анализ ситуации Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за последние 10 лет с 334, 8 тысяч в 2001 году до 234 тысяч в 2011 году. Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей. Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (565 родителей в 2011 году). В настоящее время около 20 нормативных правовых актов Владимирской области обеспечивают стимулирование семейного устройства детей - сирот, поддержку семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Сформирован и ведется региональный банк данных о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан, имеется банк данных семей, желающих принять на воспитание ребенка. В связи с развитием семейных форм устройства детей актуализируется проблема подготовки замещающих родителей к приему детей в семью, а также сопровождения созданных замещающих семей, разрешения кризисных ситуаций, возникающих в замещающих семьях. Первостепенное значение приобретает качество подготовки кандидатов в приемные родители. Все более широкое распространение получает жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Под пристальным вниманием органов государственной власти, органов местного самоуправления находится дошкольное детство. Во Владимирской области функционирует сеть образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования. К услугам социально незащищенных категорий семей на базе детских дошкольных образовательных учреждений организована работа групп круглосуточного пребывания детей, групп кратковременного пребывания, групп выходного дня. Во всех муниципальных образованиях области установлен размер родительской платы, который не превышает допустимого уровня по действующему законодательству (не более 20% от стоимости содержания), а с родителей, имеющих трех и более детей - не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Средний размер родительской платы по области составляет 65 рублей (17,3%). В поддержку семьи и детей в муниципальных образованиях области создана сеть учреждений и служб для детей и семей, нуждающихся в психологической, медико-социальной, коррекционно-реабилитационной помощи. Продолжено развитие общественно-государственных форм управления, регламентирующих решение вопросов семьи и детства. При администрациях и органах, осуществляющих управление в сфере образования, созданы и работают общественные комиссии, которые проводят работу по выявлению и учету неблагополучных семей, оказывают помощь в устройстве на работу безработных родителей; направляют на лечение от алкогольной зависимости, оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям. Получили развитие формы участия родителей в управлении образовательным учреждением: во всех общеобразовательных школах представлены такие традиционные формы самоуправления, как общее собрание, педагогический совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет. Активная позиция государственно-общественных органов управления образованием способствует выработке целенаправленной образовательной политики, поиску эффективных путей обеспечения доступного и качественного образования. С целью оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в области функционирует сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Ежегодно учреждениями обслуживается более 40 тыс. граждан, в т. ч. 30 тыс. детей, оказывается свыше 600 тыс. социальных услуг. 2. Основные задачи Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми. Совершенствование работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечения им социальной помощи и социального патронажа. Развитие сети дошкольных учреждений. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. Совершенствование системы сопровождения опекунских и приемных семей. Создание системы раннего выявления и коррекции отклонений у детей дошкольного возраста. Совершенствование работы с родителями (законными представителями) по проблемам обучения, воспитания и реабилитации детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми. 3. Первоочередные меры Обеспечение межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей. Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Создание условий для безопасного проживания детей в учреждениях, улучшение качества социальных услуг. Проведение мониторинга качества и доступности социальных услуг. Продолжение работы по антинаркотической, антиалкогольной пропаганде, противодействию жестокому обращению с детьми. Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей. Развитие социального предпринимательства как механизма решения социальных проблем наименее защищенных слоев населения области. 4. Меры, направленные на доступность качественного предоставления социальных услуг семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации Проведение ежегодного мониторинга качества и доступности услуг в сфере социального обслуживания семей с детьми с участием пользователей услуг и обобщение его результатов. Обеспечение ведения единого банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях. Разработка и выполнение ежегодного плана мероприятий по укреплению института семьи с детьми. Обеспечение предоставления детям и семьям качественной психологической помощи, в т. ч. по "телефону доверия". Организация оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Меры, направленные на совершенствование системы социального обслуживания семьи, обеспечивающей сохранение в ней ребенка Обеспечение внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми. Развитие служб сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т. ч. участковых социальных служб, мобильных бригад. Совершенствование работы по организации семейных форм устройства детей (возвращение в родные семьи, направление в приемные семьи под опеку, на усыновление). Организация волонтерского движения с целью оказания помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Развитие института наставничества над детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Разработка реабилитационных программ по этике и психологии семейной жизни, в т. ч. профилактике абортов у несовершеннолетних, отказа от новорожденных, раннего материнского неблагополучия. 6. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми Обеспечение компенсации части родительской платы за содержание детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечение компенсационных выплат родителям (законным представителям) на социальную поддержку детей - инвалидов дошкольного возраста. Обеспечение ежемесячных выплат гражданам, не имеющим возможности устроить ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Обеспечение предоставления мер социальной поддержки, установленных региональным законодательством семьям с детьми: единовременной денежной выплаты при рождении второго или последующих детей, а также двойни (тройни), ежемесячных пособий, компенсаций и денежных выплат на детей из малоимущих семей, областного материнского (семейного) капитала. Осуществление региональных выплат гражданам РФ при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Меры, направленные на обеспечение безопасного и комфортного семейного окружения для детей Проведение мониторинга семейного жизнеустройства, деятельности органов опеки и попечительства, неблагополучия семьи. Развитие эффективных форм семейного жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация системы мер по профилактике семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших. Формирование регионального банка опыта в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. Участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Организация внедрения и распространения современных технологий профилактической работы с семьей и детьми, в т. ч. подвергшихся жестокому обращению, в рамках областной школы передового опыта "Школа мысли". 8. Меры, направленные на профилактику социального сиротства, изъятия ребенка из семьи Совершенствование межведомственных механизмов раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми. Развитие эффективных форм работы с детьми и родителями, находящимися в социально опасном положении. Обеспечение обязательной качественной подготовки потенциальных замещающих родителей. Формирование регионального банка опыта в сфере профилактики социального сиротства. Организация индивидуальной профилактической работы с семьями, входящими в группу риска. Создание полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. 9. Меры, направленные на повышение профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания семьи и детей Организация курсов повышения квалификации для специалистов учреждений социального обслуживания. Обеспечение работы опорно-экспериментальных и консультативных пунктов в рамках областной школы передового опыта "Школа мысли". Создание условий для участия учреждений социального обслуживания семьи и детей в областных и общероссийских конкурсах. Организация деятельности сайтов учреждений социального обслуживания семьи и детей. Продолжение сотрудничества со СМИ по вопросам социального обеспечения и социальной поддержки семей с детьми. 10. Ожидаемые результаты Рост удельного веса детей, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, от общего числа детского населения. Увеличение числа социальных услуг, предоставленных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, на одного клиента. Активизация работы опорно-экспериментальных площадок и консультативных пунктов в рамках деятельности областной школы передового опыта "Школа мысли". Увеличение количества оздоровительно-трудовых и оздоровительных реабилитационных групп, созданных на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. Снижение численности детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Увеличение численности детей, возвращенных в родные семьи. Повышение адресности социальной помощи. Сокращение количества родителей, лишенных родительских прав. Увеличение численности детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (отделениях). Улучшение качества предоставляемых услуг для семей с детьми, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации. Повышение качества обучения педагогических работников учреждений социального обслуживания, в т. ч. с использованием сетевого и дистанционного методов. III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ 1. Краткий анализ ситуации Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей области является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что в последние годы наблюдается рост сети учреждений данного типа и идет процесс их оптимизации. Доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, увеличилась до 74,4%, что превышает среднероссийский показатель (62,1%). Вместе с тем численность детей, нуждающихся в устройстве в учреждения дошкольного образования, не обеспеченных ими (очередность), составляла на начало 2012-2013 учебного года около 5,0 тыс. чел. В целях полного устранения дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях в 2011году в области разработана и принята долгосрочная целевая Программа "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012-2015 годы" В целях устранения дефицита мест для детей от 3 до 7 лет в дошкольных учреждениях необходимо до 1 сентября 2013г. создать 0,8 тыс. мест. Для ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения к 2015 году в образовательных учреждениях требуется создание 5,8 тыс. дополнительных мест. Кроме того, нуждаются в развитии все формы дошкольного образования, такие как семейный детский сад, служба ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора. Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Продолжающийся в области процесс реструктуризации сети общеобразовательных учреждений способствует улучшению качества условий предоставления образовательной услуги. В системе общего образования приоритетной задачей региональной образовательной политики выступает обновление структуры и содержания образования в соответствии с запросами и возможностями населения. С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях области в первых классах осуществлен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам. Во всех городах и районах создана муниципальная электронная база данных практических материалов по введению ФГОС для педагога. Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. Материально-техническое оснащение учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в среднем по области составляет 78%. Особое внимание уделяется вопросу организации занятости подростков, привлечению к работе в общественных объединениях, вовлечению в занятия кружков, спортивных секций. Количество детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования системы образования, в 2011 г. составляло 71452 чел. (60,7%), что соответствует средним показателям по Российской Федерации. Доступность для детей учреждений дополнительного образования системы образования обеспечивается тем, что 43,7% из них занимаются на базе общеобразовательных учреждений. Из общей численности доля платных образовательных услуг составляет 4,2% и по сравнению с показателями в Российской Федерации (от 10% до 25%) сохраняется на низком уровне. Проводится работа по внедрению новых форм работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. В образовательных учреждениях открыты 18 областных опытно-экспериментальных площадок, связанных с воспитательной работой, в том числе по профилактике правонарушений несовершеннолетних. В целях подготовки работников системы образования к квалифицированной работе с подростками, склонными к совершению правонарушений, департаментом образования администрации области совместно с ГАОУ ДПО ВО "Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л. И. Новиковой" ежегодно проводятся конференции, семинары, на которых представляется опыт работы по профилактике правонарушений. В области сложилась определенная система, направленная на поддержку одаренных детей, включающая развитие дополнительного образования детей, проведение творческих конкурсов, олимпиад, в т. ч. межведомственного характера, поощрительных мероприятий - чествование победителей, установление региональных стипендий, льгот при поступлении в учреждения профессионального образования. Продолжает развиваться региональная система мер поощрения способной и талантливой молодежи. Ежегодно самым талантливым детям вручается персональная стипендия администрации области "Надежда Земли Владимирской". Вместе с тем имеются проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными, а именно: дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях; дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию; отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, слабый контроль за качеством образовательных услуг; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. 2. Основные задачи Обеспечение доступности качественного дошкольного образования. Обеспечение введения Федеральных государственных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях области. Обеспечение гарантий на получение бесплатного общего образования. Формирование сети общеобразовательных учреждений в соответствии с запросами граждан. Создание современной инфраструктуры государственных учреждений культуры, работающих с детьми. Поддержка и развитие профессионального художественного творчества, инновационной деятельности, стимулирование творческой активности специалистов учреждений культуры, работающих с детьми. 3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования Развитие сети учреждений, обеспечивающих повышенный уровень общего образования (лицеев, гимназий). Организация строгого учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, выполнения Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения. Совершенствование учебно-материальной базы для информационно - коммуникационной подготовки школьников. Разработка и принятие поэтапной программы "дорожная карта" по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения на 2012-2015 годы. Выполнение мер по перевозке детей, проживающих в сельской местности, школьными автобусами к месту учебы. 4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей Организация муниципальных, региональных мероприятий для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности. Совершенствование системы поиска и развития одаренных детей через участие во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников. Формирование муниципального, регионального банка данных одаренных детей - победителей муниципальных, региональных массовых мероприятий. Организация профильных смен для одаренных детей на базе загородных оздоровительных лагерей. Совершенствование мер социальной поддержки одаренных и талантливых детей. 5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей Создание условий в общеобразовательных учреждениях, направленных на успешную социализацию обучающихся. Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде. Обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, преступностью, разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей. Реализация комплекса мер по повышению правовой культуры обучающихся. 6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей в области. Внедрение в культурные процессы современных информационно - коммуникационных технологий, пополнение библиотечных фондов изданиями различных форматов для детей и юношества. Развитие и повышение качества услуг учреждений культуры, которые непосредственно работают с детьми. Совершенствование работы по подготовке и переподготовке кадров в сфере дополнительного образования детей. 7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства Оснащение учреждений образования и культуры лицензионным программным обеспечением. Реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции. 8. Ожидаемые результаты Удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях. Создание 3062 дополнительных мест в образовательных учреждениях для дошкольников. Введение стандартов нового поколения во всех 1-4 классах общеобразовательных учреждений области. Выявление и развитие одаренных детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение качественным бесплатным дополнительным образованием детей области. Снижение уровня подростковой преступности, асоциального поведения детей и молодежи. Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде и дома. IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ - ДЕТЯМ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 1. Краткий анализ ситуации Впервые с момента введения в медицинской статистике страны такого показателя, как младенческая смертность, в нашей области в минувшем году он составил всего 6,1 на 1000 родившихся живыми. Это один из лучших результатов в ЦФО. В 2010 г. он был равен 7,0. Одним из основных принципов перинатальной охраны плода и новорожденного, внедренных в нашем регионе, является этапность оказания медицинской помощи. На базе ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" (далее - ОДКБ) функционирует "неонатальный центр". В последние годы выросла оперативная активность в неонатальном периоде, уменьшилась в два раза послеоперационная летальность. Операции проводятся на всех органах и системах за исключением нейрохирургических и кардиохирургических вмешательств. При необходимости оказания нейрохирургической помощи задействуются специалисты ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (далее - ОКБ). Кардиохирургическая помощь оказывается в ФГБУ "Научный центр сердечнососудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН". В последние годы получила развитие офтальмологическая помощь новорожденным. После открытия Перинатального центра в городе Владимире в рамках программы модернизации здравоохранения планируется сконцентрировать в нем медицинскую помощь женщинам, имеющим угрозу невынашивания. Это одна из перспектив снижения смертности новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. В 2011 г. внедрены стандарты оказания медицинской помощи детям в неонатологии (врожденная пневмония, синдром дыхательных расстройств новорожденных, гипоксически-ишемическое поражение ЦНС и родовые травмы). Кроме того, внедрены стандарты оказания медицинской помощи в педиатрии (пневмония, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, гастрит, дуоденит, сахарный диабет, внутричерепная травма, перелом черепа и лицевых костей, кишечная инфекция, тубулоинтерстициальный нефрит, острые миелобластный и лимфобластный лейкозы). В области проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. Результаты мониторинга, проведенного в 2012 году, показали, что установленные нормативы выполнили 81,5% учащихся школ, при этом "высокий" уровень показали 16,4% учащихся. Несколько уменьшилось количество учащихся, отнесенных к основной и подготовительной медицинским группам, а также увеличилось количество учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе. Количество учащихся, освобожденных от занятий физической культурой, за последние 4 года стабилизировалось на уровне 1,6-1,8%. В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Закона РФ от 10.07.92 N 3661 "Об образовании" для осуществления медицинского обслуживания учащихся медицинские кабинеты выделены в 317 школах (81%). Имеются проблемы с лицензированием медицинской деятельности в ряде образовательных учреждений. С 2012 года в области реализуется долгосрочная целевая Программа "Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста, а также негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Владимирской области, на 2012-2014 годы". Ее реализация способствует расширению охвата питанием школьников, в т. ч. поэтапному переходу на двухразовое питание обучающихся, повышению качества и безопасности питания, пропаганде здорового питания среди школьников и родителей. Благодаря принятым мерам охват обучающихся, воспитанников 1-4 классов образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, организованным питанием (завтраки) составил - 99.8% (по России-92%). Доля обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, составляет 83,7%. Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, удовлетворенных качеством и доступностью школьного питания - 85%. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", табакокурения, наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста. 2. Основные задачи Обеспечение доступа каждого ребенка к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Совершенствование оказания медицинской помощи детям. Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей. Формирование у детей и подростков культуры здорового питания. Совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, умения противостоять отрицательному психологическому давлению окружения. 3. Первоочередные меры Переход на трехуровневую систему оказания медицинской помощи беременным и новорожденным силами лечебно-профилактических учреждений Владимирской области. Совершенствование мероприятий по выхаживанию детей с низкой и экстремально-низкой массой тела. Развитие офтальмологической службы, в том числе для новорожденных. Развитие хирургической помощи новорожденным. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни. Повышение доступности амбулаторно-поликлинической службы для детей и подростков. Охрана репродуктивного здоровья подростков. 4. Меры, направленные на совершенствование медицинской помощи детям Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка. Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах. Развитие дистанционных и выездных форм оказания медицинской помощи детям в труднодоступных районах области. Обеспечение государственных учреждений здравоохранения области необходимыми реактивами, реагентами и расходными материалами для проведения неонатального и аудиологического скрининга. Внедрение семейно-ориентированных технологий совместного пребывания детей с родителями в круглосуточных стационарах, совершенствование стационарозамещающих технологий, развитие дневных стационаров и стационаров на дому. Изучение потребности детей области в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения. Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях, выявление детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи. Мониторинг новорожденных, имеющих высокий риск развития критических состояний либо находящихся в критическом состоянии. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи в педиатрии. Открытие уроандрологических кабинетов в районах области, обучение кадров, приобретение необходимого медицинского оборудования для проведения своевременной диагностики и оказания медицинской помощи детям. Проведение ежегодной диспансеризации подростков, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью раннего выявления и профилактики заболеваний, сохранения репродуктивного здоровья несовершеннолетних. Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних. Восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях. Направление детей с заболеваниями психоневрологического, онкогематологического и офтальмологического профиля, а также с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и соединительной ткани, органов дыхания, органов пищеварения и эндокринной системы, нарушений обмена веществ (в том числе сахарного диабета) в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения РФ. 5. Меры по формированию здорового образа жизни детей и подростков Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка. Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции. Обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности. Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры. Обеспечение условий для работы медицинских работников в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными требованиями и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и качественного медицинского обслуживания в общеобразовательных учреждениях области. Организация и проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся и воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях области. Расширение сети "школ здоровья" на базе общеобразовательных учреждений. Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально - правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования. Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью. Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения. Активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек. Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни. 6. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей Поддержка и развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей. Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций. Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни. 7. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка Обеспечение обучающихся, воспитанников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, организованным питанием. Обеспечение школьников горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания. Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. Изучение учащимися общеобразовательных учреждений курса "Основы здорового питания". 8. Ожидаемые результаты Снижение показателей материнской и младенческой смертности. Повышение доступности и своевременности оказания медицинской помощи женщинам и детям. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества. Снижение количества случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек. Повышение удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей и подростков области. Увеличение доли обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, обеспеченных сбалансированным горячим питанием. Повышение эффективности учебной и внеурочной физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. Повышение уровня физической подготовленности учащихся. V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА 1. Краткий анализ ситуации К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ- инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории области составило в 2011 году составило 7820 человек (3,3% детского населения), из них 82% стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении. Активная региональная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (на 20% за последние пять лет; в 2011 году - на 129 детей). Существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70% - дети подросткового возраста, 33% - дети с ограниченными возможностями здоровья, 40% - дети, имеющие братьев и сестер. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи. Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях. С учетом вышеизложенного в области ведется серьезная работа по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество детей, воспитывающихся в семьях граждан, на начало 2012 года составляло в нашей области 86,5% (6772 ребенка). Это выше средне-российского показателя, составляющего 78,7%. В 2011-2012 учебном году в общеобразовательных школах области обучались 1796 детей-инвалидов (88% от общего числа детей-инвалидов). Не охвачено обучением по медицинским показаниям - 112 детей-инвалидов. Включение в учебно-воспитательный процесс педагогов-психологов и социальных педагогов позволяет своевременно оказывать комплексную медико-психолого-педагогическую помощь. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в области развивается дистанционное образование детей-инвалидов. Оно организовано для 286 обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов, являясь структурным подразделением Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Владимирской области "Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л. И. Новиковой", осуществляет организационно-методическое и программно-техническое сопровождение дистанционного обучения детей-инвалидов. Рабочие места детей и учителей оснащены оборудованием и обеспечены доступом в сеть "Интернет" по месту проживания. В настоящее время в 12 муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, частично создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Интегрированы в общеобразовательную среду сверстников 257 учащихся, которые обучаются в 22 классах для детей с отклонениями в состоянии здоровья (нарушения слуха, речи, зрения). В 2013 году планируется расширить сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Сложной проблемой является положение ВИЧ-инфицированных детей и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных до момента установления ВИЧ- статуса таких детей. Для них характерны повсеместная дискриминация в доступе к образованию, сфере досуга и отдыха, а в ряде случаев - к медицинской помощи, а также практически полное отсутствие перспектив семейного устройства. 2. Основные задачи Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. Обеспечение прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду, полноценное участие в общественной жизни. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни. 3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Обеспечение соблюдения и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Обеспечение эффективной деятельности попечительских Советов учреждений интернатного типа как механизма общественного контроля за реализацией прав воспитанников данных учреждений. Реформирование сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Привлечение некоммерческих организаций к участию в создании Центров постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведение мониторинга предоставления государственных услуг по содействию занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся в органы службы занятости населения в целях трудоустройства. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Обеспечение доступности дошкольных образовательных и коррекционных услуг для детей-инвалидов дошкольного возраста. Совершенствование дистанционного обучения детей-инвалидов. Создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях для обучения детей-инвалидов и детей. Совершенствование деятельности психолого - медико-педагогических комиссий. Разработка и введение норматива подушевого финансирования на психолого-медико-педагогическое сопровождение образования детей-инвалидов. Создание и развитие регионального сайта дистанционного обучения школьников (разработка и апробация дистанционных курсов общего и дополнительного образования детей). Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в т. ч. ранней помощи. Создание условий для развития клубов родительской самопомощи. Проведение мониторинга обращения детей-инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы и предоставления им государственных услуг в сфере занятости. Содействие трудоустройству детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, на оборудованные (оснащенные) рабочие места в рамках реализации областной Программы дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов. 5. Ожидаемые результаты Улучшение условий содержания и воспитания детей в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание в учреждениях интернатного типа условий для полноценного развития и образования воспитанников. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. Интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективы сверстников. Обеспечение образования детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Повышение доли детей - инвалидов, охваченных услугами дошкольного образования. VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ 1. Краткий анализ ситуации В настоящее время в регионе отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты, прав ребенка. Не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей. Несовершеннолетние вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, требует принятия неотложных мер. Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних, однако правовая основа работы этих комиссий нуждается в дальнейшем совершенствовании. Развитие дружественного к ребенку правосудия должно основываться на принципах общедоступности; соответствия возрасту и развитию ребенка; направленности на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважения личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признания ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активного использования в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиления охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритета восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальной подготовки судей по делам несовершеннолетних; наличия системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка. 2. Основные задачи Развитие законодательных основ системы защиты детства. Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. 3. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия Развитие сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, в т. ч. находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением. Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия. Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. 4. Меры, направленные на улучшение положения детей в постпенитенциарный период Создание системы социального сопровождения детей, находящихся в конфликте с законом, обеспечение постпенитенциарной реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом. 5. Ожидаемые результаты Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка. Расширение спектра мер воспитательного характера. VII. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 1. Краткий анализ ситуации В области создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением. Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, основывается на следующих принципах: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей. 2. Основные задачи Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека. Обеспечение участия детей в общественной жизни, деятельности учреждений. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Освещение в средствах массовой информации темы социального обслуживания детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, участия детей в общественной жизни региона. 3. Меры по привлечению детей к реализации Стратегии Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка. Разработка и реализация реабилитационных программ различной социальной направленности. Развитие инновационных методов и форм реабилитационной работы, в т. ч. с использованием сети "Интернет". Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет". Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях. Разработка и внедрение стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений. Развитие института уполномоченных по правам ребенка в муниципальных образованиях области. 4. Ожидаемые результаты Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества. Преодоление устоявшихся стереотипов и повышение активности участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Развитие регионального законодательства в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет". Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Стратегия реализуется во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Владимирской области на период до 2027 года, Концепцией демографической политики Владимирской области на период до 2015 года, Законом Владимирской области от 06.05.2008 N 86-ОЗ "О государственной семейной политике во Владимирской области" и приоритетными национальными проектами. Координирующим органом является областной координационный Совет по вопросам семьи, детей и демографии. Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012-2014 годах и второй в 2015-2017 годах. Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии является ежегодный аналитический доклад "О положении детей и семей с детьми во Владимирской области", а также альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей. IX. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ (В редакции Постановления Губернатора Владимирской области от 18.10.2013 г. N 1173) 1. Краткий анализ ситуации Обеспечение гармоничного развития детей требует создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, образования, здоровья и отдыха, для активного включения детей в культурную жизнь общества. В решении задач формирования благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественным потребностям в обеспечении полноценной жизни, в частности образования, воспитания и оздоровления детей, большая роль принадлежит индустрии детской продукции, обеспечивающей детей одеждой, обувью, играми и игрушками, детской канцелярией и школьно-письменными принадлежностями, мебелью, детским питанием и другими видами продукции. Индустрия детских товаров включает в себя сектор экономики, связанный с производством и сбытом товаров материнства и детства (в том числе и услуг как товара), сопряженные секторы и потребительскую аудиторию. Сфера производства детских товаров представляет собой совокупность нескольких отраслей, работающих в интересах детей и семей с детьми. Индустрия товаров для детей во Владимирской области представлена более 40 предприятиями в производстве детской одежды и обуви, игрушек и мебели, продуктов питания и медицинских препаратов. Большинство производителей детских товаров относится к сфере малого и среднего предпринимательства. В рамках долгосрочной целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства Владимирской области только в 2012 году государственную поддержку получили предприятия, занимающиеся производством товаров для детей: ООО "Инфантис" (производство детской одежды) - грант в размере 300 тыс. рублей, ООО "АвтоПластик" (производство игрушек) - субсидия на приобретение оборудования в размере 1500 тыс. рублей, ОАО "Судогодское РТП" (производство детских санок) - субсидия в размере 53 тыс. рублей. Производителям детских товаров оказывается содействие в популяризации и продвижении продукции на различных выставках и ярмарках, осуществляется имиджевая поддержка в рамках проведения областных конкурсов. Кроме того, проводится работа по созданию необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры, обеспечения максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, повышению качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры. В соответствии с ведомственной целевой программой "Сохранение и развитие культуры Владимирской области на 2012-2014 годы" создан специальный раздел "Мероприятия, направленные на развитие и повышение качества услуг учреждений культуры, которые непосредственно работают с детьми" с объемом финансирования на 2012-2014 годы 30671,3 тыс. рублей. В рамках данных мероприятий проводятся ремонтные работы учреждений, непосредственно работающих с детьми (областная библиотека для детей и молодежи, областные учреждения среднего профессионального образования), производится закупка специального оборудования, музыкальных инструментов, комплектование книжных фондов областной библиотеки для детей и молодежи, предусмотрены расходы на проведение различных по тематике и направлениям деятельности областных фестивалей, участие одаренных детей в республиканских, международных фестивалях и конкурсах, проведение творческой смены для одаренных детей "Новые имена". Государственные учреждения культуры проводят мероприятия специально для детской аудитории, так областной театр кукол за 2012 год провел 374 спектакля для детей, которые посетили 61,1 тыс. человек, в областном драматическом театре для детей было показано 75 спектаклей, которые посетили 30,1 тыс. человек, областной филармонией проведено 605 мероприятий различной направленности для детской и юношеской аудитории, число зрителей на которых составило 81 тыс. человек. Наиболее важными свойствами продуктов для детей являются интерактивность, доступность и социальное воздействие. Вращающаяся на рынке детская продукция остается без должного контроля, тем самым не обеспечивается оперативное удаление с рынка опасной продукции. В этой связи необходимо совершенствовать систему государственного контроля за соблюдением обязательных требований. Механизмами решения этой задачи станут выборочность таможенного контроля в рамках системы управления рисками для импортеров детских товаров, а также создание благоприятных условий для экспорта российских детских товаров путем оптимизации совершения таможенных операций. 2. Основные задачи 1. Повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей. 2. Создание условий для увеличения доли товаров регионального производства для детей. 3. Повышение конкурентоспособности региональных товаров и продвижение их на рынок. 4. Развитие инновационного и экспортного потенциала организаций области, работающих в сфере индустрии детских товаров. 3. Первоочередные мероприятия по развитию индустрии детских товаров во Владимирской области Политика мировых лидеров в производстве товаров для материнства и детства последние 5 лет ориентирована на поиск и разработку новых материалов и образов. С одной стороны, это связано с ужесточением требований технического регулирования в сфере охраны здоровья детей, с другой - с изменением потребительского поведения пользователей продукции для детей и материнства. В этой связи первоочередными задачами в развитии индустрии детских товаров во Владимирской области должны стать: - поиск незанятых рыночных ниш; - разработка концепции новых продуктов, ориентированных на изменяющиеся запросы потребителей; - стимулирование выставочно-ярмарочной деятельности региональных производителей товаров для детей; - привлечение региональных производителей к реализации мероприятий государственной политики в сфере образования, культуры и здравоохранения (в том числе по введению института школьной формы - детской деловой одежды). 4. Меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области в индустрии детских товаров. Малый и средний бизнес - наиболее мобильный сектор экономики, имеющий максимальные возможности для быстрого реагирования на изменения социально-экономической ситуации в регионе. Создание благоприятного климата и содействие развитию малого и среднего предпринимательства (в т. ч. индустрии детских товаров) является приоритетом реализации государственной политики в направлении развития малого и среднего бизнеса региона. Одним из основных инструментов господдержки во Владимирской области являются программы развития малого и среднего предпринимательства, которые формируются в соответствии с действующим законодательством РФ с учетом рекомендаций и приоритетов Минэкономразвития РФ. 5. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества детских товаров Развитие и повышение качества услуг учреждениями, непосредственно работающими с детьми. Внедрение в работу организаций, работающих с детьми, современных информационно-коммуникационных технологий. Развитие индустрии детских товаров Владимирской области. Развитие новых специализированных форм розничной торговли (в том числе фирменных магазинов детских товаров). Содействие в продвижении продукции региональных товаропроизводителей в рамках акции "Покупай Владимирское! Покупай Российское!". Привлечение региональных товаропроизводителей к участию в государственных закупках на поставку продукции для детей в областные муниципальные учреждения образования и здравоохранения. 6. Влияние государственных программ в сфере образования, культуры и здравоохранения на индустрию детских товаров Стратегия взаимосвязана с достижением целей и задач, изложенных в государственных программах в области культуры, образования, здравоохранения и социальной сферы. Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы предусматривается поддержка медийно - социальных просветительских проектов в области индустрии товаров и услуг для детей. Реализация мер по формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей приведет к развитию индустрии детских товаров и игровой продукции для детей. Для решения задачи повышения доступности дошкольного образования для детей необходимо развивать все формы дошкольного образования, включая семейные детские сады, службы ранней помощи и центры игровой поддержки ребенка. Кроме того, следует развивать негосударственный сектор образовательных услуг. В сфере развития общего образования на индустрию детских товаров окажут влияние следующие мероприятия: - реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; - формирование в общеобразовательных организациях современной технологической среды, включающей использование учебно-лабораторного, учебно-производственного и другого оборудования; - формирование безбарьерной среды для детей-инвалидов; - введение института школьной формы. Разработка государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2014-2020 годы предусматривает модернизацию инфраструктуры и обеспечение организаций культуры современным оборудованием, расширение использования современных инновационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, осуществление мер государственной поддержки кинематографии, содействия развитию инфраструктуры киносети, в том числе посредством создания сети электронных и цифровых кинозалов, прежде всего в малых городах и в отдаленных регионах. Реализация мероприятий программы выступает дополнительным фактором развития индустрии детских товаров и условием формирования культурной среды и инфраструктуры творческого развития детей и семей с детьми. 7. Развитие инноваций в индустрии детских товаров Производство товаров для материнства и детства следует ориентировать на поиск и разработку новых материалов и образов. Создание собственных центров промышленного дизайна. Приоритетные технологические тенденции: - активная разработка и внедрение новых технологий в производство товаров для детей на территории области; - активный рост в области Интернет-торговли детскими товарами. Важным направлением развития индустрии детских товаров в области является активное использование детских товаров и услуг при реализации масштабных государственных программ в социально значимых сферах. Одной из системных проблем индустрии детских товаров является слаборазвитая производственная инфраструктура (в том числе технологии и оборудование) и недостаточная инновационная составляющая. В результате инновационной пассивности организаций происходит технологическое отставание отечественной индустрии детских товаров от ведущих мировых стран как в качестве и дизайне выпускаемой продукции, так и в технологической модернизации производства. Решением этой проблемы может стать реализация инвестиционных проектов, направленных на создание современных высокотехнологичных специализированных производств. Активное внедрение новых технологий в производство товаров для детей является приоритетным направлением развития индустрии детских товаров. 8. Ожидаемые результаты Повышение инвестиционной привлекательности сферы детских товаров и услуг. Повышение инновационной активности и технологичности организаций индустрии детских товаров. Повышение конкурентоспособности региональных производителей детских товаров. Увеличение доли товаров для детей. Увеличение посещаемости гражданами учреждений культуры и искусства региона. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей региона. Расширение современных специализированных форм торговли детскими товарами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|