Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.07.2016 № 219

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Якутск

 

от 01 июля 2016 г. № 219

 

 

О Проектной программе Республики Саха (Якутия) по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних «Эрэл – Надежда» на 2016 -2017 годы

 

 

В целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, для участия в программе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительство Республики Саха (Якутия)  п о с т а н о в л я е т:

1.  Утвердить Проектную программу Республики Саха (Якутия) по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних «Эрэл – Надежда» на 2016 – 2017 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2.  Определить Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Владимиров А.С.) координатором Проектной программы Республики Саха (Якутия) по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних «Эрэл – Надежда» на 2016-2017 годы.

3.  Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Соловьева А.Ю.

4.  Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

 

 

 

Председатель Правительства

   Республики Саха (Якутия)                                                         Г. ДАНЧИКОВА

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 01 июля 2016 г. № 219

 

 

Проектная программа Республики Саха (Якутия)по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних «Эрэл – Надежда» на 2016 – 2017 годы

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Нормативные и правовые акты. Основание для разработки программы (подпрограммы)

·     Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

·     Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

·     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

·     Закон Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 1999 г. З № 69-II «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)»;

·      Закон Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 1998 г. З № 49-II «О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)»;

·     Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 972 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2012-2019 годы»;

·     Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2014 года №2511 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы»;

·     постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2006 г. № 492 «О Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)»

Исполнительный орган государственной власти, ответственный за реализацию программы (подпрограммы)

Министерство по делам молодежи и семейной политике

Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики и исполнители программы

 

Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия);

Министерство образования Республики Саха (Якутия);

Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Саха (Якутия);

государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»;

некоммерческая организация «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)»;

Якутская городская общественная молодежная организация «Подросток»;

Региональное отделение ДОСААФ России по Республике Саха (Якутия);

общественная организация «Центр развития молодежных инициатив Республики Саха (Якутия)»;

Управление образования ГО «город Якутск» (МОБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей и подростков» ГО «город Якутск»)

Срок реализации программы

2016–2017 годы

Цель программы

 

Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

Задачи программы

 

1.      Создание условий для активизации потенциала несовершеннолетних и их семей посредством оказания комплексных мер по реабилитации и социализации.

2.      Организация обучения, повышения квалификации специалистов системы профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.

3.      Информационная и методическая поддержка деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних.

4.      Актуализация проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством привлечения общественности к решению данной проблемы.

5.      Создание условий для привлечения к работе по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе (количественные и качественные характеристики)

 

- Несовершеннолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

- несовершеннолетние, состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

- несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- семьи несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекциях;

- специалисты субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- волонтеры, специалисты некоммерческих организаций и общественных объединений

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых программ

 

Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, (человек):

2015 год–1894;

2016 год –1889;

2017 год –1879.

Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), (человек):

2015 год–1323;

2016 год –1318;

2017 год –1308.

Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних:

2015 год– 0,22;

2016 год – 0,21;

2017 год – 0,20.

Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (%):

2015 год– 20,2;

2016 год –20,1;

2017 год –20,0.

Количество несовершеннолетних, получивших услуги по Программе, (человек):

2016 год –500;

2017 год –600.

Количество семей несовершеннолетних, получивших услуги по Программе, (человек):

2016 год –250;

2017 год –300.

Объем и источники финансирования программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования)

Общий объем финансирования: 42 397 499, 00 руб.:

2016 год – 22 119 921,00 руб.,

2017 год – 20 277 578,00 руб.,

в том числе:

Средства федерального бюджета:

2016 год – 2 900 000,00 руб.

2017 год - 2 930 000,00 руб.

Всего – 5 830 000,00 руб.

Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия):

2016 год - 9 173 452,00 руб.

2017 год – 8 921 052,00 руб.

Всего – 18 094 504,00 руб.

Привлеченные средства:

2016 год – 8 189 586,00 руб.

2017 год – 8 426 526,00 руб.

Всего – 16 616 112,00 руб.

Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

2016 год –1 856 883,00 руб.

Всего: 1 856 883 ,00 руб.

 

I. Описание проблемы преступности и правонарушений несовершеннолетних и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

 

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, произошел рост безнадзорности несовершеннолетних.

На 01 января 2015 года население Республики Саха (Якутия) составляло 958 896 человек, из них более 250 000 несовершеннолетних. По итогам 2015 года на учете в улусных (районных, городских) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 1323 несовершеннолетних (2014 г. – 1195, 2013 г. – 1398, 2012 г. – 1594, 2011 г. – 1915). Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, по итогам 2015 года составляет1894 человека (2014 г. -1945 человек). Численность прошедших по учетам в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних 179 человек.

По итогам 2015 года на территории Республики Саха (Якутия) несовершеннолетними совершено 556 преступлений (2014 г. – 477, 2013 г. – 571, 2012 г. - 652). В истекшем году на территории 16 районов и г. Якутска зарегистрирован рост подростковой преступности.

В 2015 году в совершении преступлений приняли участие 563 несовершеннолетних (2014 г. – 501, 2013 г. – 615, 2012 г. - 594).

Анализ по видам преступлений показывает увеличение числа тяжких преступлений на 5,1% (с 97 до 102), в т.ч. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на 25,0% (с 8 до 10), грабежей на 63,3% (с 30 до 49), краж на 24,2% (с 277 до 344), неправомерных завладений транспортными средствами на 57,5% (с 40 до 63), незаконного хранения и изготовления оружия на 100,0% (с 0 до 6), мошенничества на 300,0% (с 1 до 4), хулиганства на 100,0% (с 0 до 2).

Почти каждое второе преступление совершено в общественных местах (55,4% или 308 преступлений) и каждое третье на улице (34,2% или 190 преступлений). Прежде всего, это кражи и грабежи; как правило, объектами преступных посягательств несовершеннолетних является личное имущество граждан (деньги, продукты питания, носимые вещи, сотовые телефоны), на втором месте – велосипеды, автомашины и т.д.

Число групповых преступлений увеличилось на 23% и составило 225 (2014 г. – 183, 2013 г. – 229, 2012 г. – 241).

Вместе с тем сохраняется тенденция совершения повторных правонарушений (30,4% или 169). За совершение 169 повторных преступлений выявлено 114 ранее совершавших преступление, из них 17 условно осужденных несовершеннолетних, 3 подследственных, 30 ранее судимых, 64 ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.

61,8% подростков, совершивших преступления, относятся к возрастной группе 16-17 лет (348), 38,2% - от 14 до 15 лет (215). На конец 2015 года на учете в ПДН состоят 63 судимых подростка, из них 47 условно осужденных.

Анализ численности осужденных в возрасте от 14 до 17 лет показывает, что за последние годы сократилось количество несовершеннолетних, прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций. Если с 2006 по 2009 годы по учетам проходило более 650 несовершеннолетних, то с 2013 отмечается резкое снижение.

 

Наименование показателя

2013

2014

2015

Прошло по учетам уголовно-исполнительных инспекций несовершеннолетних

 

250

 

166

 

179

 

К основной задаче УИИ относится предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете. В 2015 году прослеживается тенденция к росту уровня повторной преступности среди несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества.

 

Наименование показателя

2013

2014

2015

Несовершеннолетние, состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, совершившие в период отбывания наказания повторные преступления

 

8

 

4

 

11

 

Более 13% несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества являются ранее судимыми, эта категория характеризуются устойчивой криминальной установкой, негативным отношением к правовой системе, к представителям государственной власти, склонностью к совершению противоправного поведения и представляет основную угрозу в области профилактики рецидивной преступности.

 

Наименование показателя

2013

2014

2015

Ранее судимые несовершеннолетние, состоящие на учете в УИИ на конец отчетного периода (процент от общего количества несовершеннолетних, прошедших по учетам УИИ)

15 (23%)

11 (19%)

9

(13%)

 

Более 29% несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, не заняты трудом и учебой. Как правило, это несовершеннолетние со слабой социальной адаптацией, со сниженной учебной и трудовой мотивацией.

 

Наименование показателя

2013

2014

2015

Не занятые трудом или учебой несовершеннолетние, состоящие на учете в УИИ на конец отчетного периода (процент от общего количества несовершеннолетних, прошедших по учетам УИИ)

 

9 (14%)

 

4

(7%)

 

19 (29,2%)

 

Согласно статистическому отчету о результатах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Саха (Якутия), за 2015 год численность несовершеннолетних, употребляющих наркотические/токсические вещества, составила: 2015 г. – 2/92, 2014 г. – 0/69 (из числа состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних).

Алкоголизация и наркотизация населения являются одними из наиболее острых социальных проблем, их масштабы обоснованно отнесены к одной из основных угроз национальной безопасности. Употребление несовершеннолетними и молодежью алкогольных, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

В республике уделяется много внимания проблеме профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, реабилитации, социализации и ресоциализации детей, находящихся в конфликте с законом.

Так, с 2012 года в республике реализуются государственные программы «Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» и «Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2012-2019 годы». В результате проведенных мероприятий в рамках реализации государственных программ отмечается положительная динамика в самовоспитании ребенка, у большинства участников тренингов наблюдаются формирование положительного отношения к ЗОЖ, готовность отказаться от вредных привычек, раскрываются возможности конструктивного взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Министерством образования Республики Саха (Якутия) в рамках исполнения государственных программ проводится ряд мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Среди наиболее эффективных результатов 2015 года:

увеличение количества школьных постов ЗОЖ – 605 (2014 год – 600, 2013 год - 599);

увеличение количества школ, в которых созданы Школьные службы примирения – 94 (2014 год – 57, 2013 год – 53);

увеличение количества программ по правовому просвещению, реализуемых в школах – 347 (2014 год – 339, 2013 год – 322).

Результатом деятельности по профилактике правонарушений и преступлений стало снижение числа несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете (ВШУ):

 

 

2013

2014

2015

ВШУ

6303

6258

6042

 

В ходе реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014–2019 годы» уделяется особое внимание проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних. Подведомственное Министерству по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» предоставляет населению услуги по психологической консультации, проводит профилактические акции, выпускает методическую литературу. На сегодняшний день на территории республики действуют 19 филиалов Центра со штатной численностью 76 человек. В 2015 году начали работу новые филиалы в муниципальных районах «Абыйский улус» и «Усть-Янский улус». За 2015 год услугами Центра охвачено 155 635 человек, что на 18,6% больше по сравнению с 2014 годом. Оказано 70 749 услуг, что на 45% больше по сравнению с 2014 годом. 50% обращений на оказание государственной услуги поступило по вопросам развития, интересов и проблем несовершеннолетних.

За 2015 год услугами учреждения воспользовались всего 76 515 несовершеннолетних, что составляет 49% от общего количества охвата населения. Центр ведет свою деятельность согласно 9 целевым программам в соответствии с приоритетными направлениями молодежной политики Республики Саха (Якутия).

Профилактика, психокоррекция и реабилитация противоправного поведения реализуется на основании программы «Твой выбор». За 2015 год по данной программе обратилось 5 452 человека. По сравнению с 2014 годом наблюдается снижение количества участников программной деятельности на 29,5%. В 2014 году оказаны 3 593 услуги, в 2015 году - 3 892 услуги. Данные показатели свидетельствует о том, что в работе особое внимание уделено проведению повторных услуг. Грамотно, системно построенные психокоррекционные и реабилитационные мероприятия, в свою очередь, нацеливают на качество оказываемых услуг.

Данная программа реализуется по двум направлениям: реабилитационная работа и профилактическая работа. Согласно итогам анализа за 2014 – 2015 гг., наибольшее количество обращений поступило от несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет и их родителей. Соответственно, на второй позиции выступает категория взрослого населения в возрасте старше 35 лет.

По вопросам профилактики противоправного поведения обратилось 4 202 человека, оказаны 1 842 услуги.

 

 

 

Распределение целевой аудитории по возрастному критерию по программе «Твой выбор»

 

За 2015 год проведено 1 250 реабилитационных мероприятий, что превышает показатели 2014 года на 35,6%. Мероприятиями по реабилитации противоправного поведения охвачено 2050 человек, что на 56% больше, чем в 2014 году.

Приоритетными направлениями деятельности ГБУ РС(Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» является профилактика и психологическая коррекция психоэмоционального состояния несовершеннолетних и молодых людей, склонных к совершению правонарушений и совершивших противоправное деяние, профилактика зависимого и аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних. Для эффективности и продуктивности данного направления работы поддерживается тесное сотрудничество с Республиканской (межведомственной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия), также с комиссиями в 19 районах, где расположены филиалы, уголовно-исполнительными инспекциями, органами и учреждениями системы профилактики.

В 2015 году в филиалы центра направлены 1 727 несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете органов системы профилактики, что на 56% больше чем в 2014 году. В данном направлении основными источниками запросов выступили комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органы системы профилактики. В 2014 году для прохождения психокоррекционных мероприятий 43,2% из общего количества подростков были направлены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В 2015 году наибольший процент подростков направлен образовательными учреждениями, что составило 43,6% от общего количества подростков, направленных в филиалы учреждения. Психологами проводится психодиагностика и на основании полученных результатов составляются планы дальнейшей психологической коррекции и определяются меры по межведомственному взаимодействию.

Также по данному направлению ведется плановая работа с условно осужденной молодежью на основании соглашения о сотрудничестве с ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Саха (Якутия) в 19 филиалах, расположенных в муниципальных районах республики. В 2015 году психологическую помощь получили более 850 условно осужденных граждан, что превысило на 18,6% показатели 2014 г.

В 2014 году начата деятельность Мобильной кризисной службы, направленная на оказание комплексной оперативной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, и их семьям. Круглосуточно работает единый телефон Мобильной кризисной службы.

В республике внедрена служба оказания экстренной психологической помощи по телефону «Телефон доверия–Республика», в том числе с внедрением службы экстренного реагирования, повышением квалификации консультантов, супервизоров, информационным сопровождением. Основная тематика запросов: семейно-супружеские взаимоотношения, детско-родительские взаимоотношения, общение и взаимоотношение в кругу знакомых, проблемы здоровья и зависимости.

Всего за 2015 год на данный телефон доверия обратилось 4 065 человек, из них 1 267 мужчин (31%), 1 585 женщин (39%), у 1 213 абонентов пол не определен (30%). Из общего числа абонентов 23,5% составляет категория несовершеннолетних от 3 до 18 лет.

 

 

 

Мероприятия по обеспечению социальной поддержки семей с детьми реализует Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей на профилактическом учете состоят 2458 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что на 26,8 % меньше, чем в 2014 году (2014 - 3358 семей).

Осуществляется постоянное социальное сопровождение 1348 семей, находящихся в социально опасном положении, что на 2,6 % превышает показатель 2014 года (2014 – 1314 семей).

В 2015 году организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной ситуации, финансировалась Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) из средств государственной программы Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы».

За летний период 2015 года в загородных стационарных лагерях «Виктория» и «Алаас» прошли социальную реабилитацию 505 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из 26 районов республики.

Одним из приоритетных направлений республиканской политики является усиление государственной поддержки семей с детьми: адресная социальная поддержка малоимущих семей с детьми, а также многодетных семей.

В 2015 году ежемесячные пособия на ребенка получили 76 645 малоимущих семей на 102 413 детей на общую сумму 917 079,9 тыс. рублей.

1 444 молодым семьям произведены единовременные компенсационные выплаты при рождении первого ребенка на общую сумму 8 357,6 тыс. рублей.

Особое внимание уделяется многодетным семьям. Дополнительной поддержкой являются ежегодные компенсационные выплаты для приобретения школьной формы. В 2015 году единовременные денежные выплаты произведены 13 701 малообеспеченной многодетной семье на общую сумму 83 292,7 тыс. рублей.

Дополнительными мерами поддержки многодетных семей являются:

·          Предоставление многодетным и приемным семьям, воспитывающим 10 и более детей, государственной социальной помощи для приобретения транспортного средства.

 

Год

Количество семей

Вид государственной социальной помощи

2012

8

Транспортные средства УАЗ

2013

4

Денежная выплата в размере 540 000 руб.

2014

7

Денежная выплата в размере 571 320 руб.

2015

3

Денежная выплата в размере 602 743 руб.

Итого

22

 

 

·               Оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей на основе социального контракта о взаимных обязательствах (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2012 г. № 537). Государственную социальную помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах заключили 409 малоимущих семей, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий ребенок и последующие дети, на сумму 49 950,7 тыс. рублей.

В 2015 году продолжена планомерная работа по оказанию адресной государственной поддержки семьям с низкими доходами.

В целях повышения уровня и качества жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, оказания содействия в реализации их трудового потенциала и постепенного перехода на самообеспечение в 2015 году продолжена практика оказания государственной поддержки на основе социального контракта с учетом взаимных обязательств сторон. В 2015 году заключено 449 социальных контрактов (в том числе 422 контракта (93,9%) в сельской местности) на общую сумму 49 898,6 тыс. рублей. Средний размер помощи составил 111,1 тыс. рублей (108,9 тыс. рублей в сельской местности).

Социальная помощь выделяется на ведение личного подсобного хозяйства, а также на реализацию индивидуальной трудовой деятельности.

Кроме того, малоимущим семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается дополнительная адресная единовременная материальная помощь. В соответствии с утвержденным положением адресную материальную помощь из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) получили 8 415 малоимущих семей и малоимущих, одиноко проживающих граждан на общую сумму 120 225,0 тыс. рублей.

В последние годы реализуется ряд новых мероприятий, направленных на повышение правовой культуры детей и их родителей.

В целях реализации Концепции по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия), утвержденной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24.12.2011 №977-РП, Концепции развития патриотического воспитания обучающихся в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 гг., в ДЗСОЛ «Кэскил» ГБУ ДО МО РС(Я) «Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения» проведены занятия по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних».

В марте 2015 года обеспечено проведение II республиканской акции «Детям – о праве» с участием 15 министерств и ведомств, представители которых являются членами Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия), 36 улусных (районных, городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В рамках акции организована встреча с более чем 750 учащимися общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

В ноябре 2015 года обеспечена координация исполнения Плана мероприятий Всероссийского Дня правовой помощи детям в Республике Саха (Якутия) в 2015 году, утвержденного заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

Мероприятия Всероссийского дня правовой помощи детям проведены исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), улусными (районными, городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также общественными организациями.

20 ноября 2015 года руководство и сотрудники Государственного комитета юстиции Республики Саха (Якутия) посетили МОБУ «Городская классическая гимназия», ГАУ ДО РС (Я) ЦОиОД «Сосновый бор», Якутский городской лицей, МОБУ «СОШ № 20 им. Героя Советского Союза Ф.К. Попова», МОБУ «Национальная политехническая СОШ № 2», МОБУ «СОШ № 38», МОБУ «СОШ № 30 им. В. И. Кузьмина», МОБУ «СОШ № 24 им. С.И. Климакова», МОБУ «СОШ № 7», МОБУ «СОШ № 17», провели классные часы, лекции для учащихся 7-11 классов по вопросам «Права ребенка», «Об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних». Всего сотрудниками охвачено более 470 учащихся.

Увеличилось количество граждан, охваченных мероприятиями: 2013 год - 27 729, 2014 год – 74 420, 2015 год – более 93 506 несовершеннолетних, родителей (законных предстателей), педагогов.

Описание проблем, требующих решения в рамках программы:

1.       Отдельные вопросы организации эффективного межведомственного взаимодействия различных организаций, учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.       Недостаточная эффективность проводимых мероприятий по социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Слабая информированность несовершеннолетних по социальным, гражданско-правовым и профориентационным как негативный фактор в их самореализации.

3.       Необходимость профессионально подготовленного кадрового состава. Внедрение инноваций и овладение современными методами и технологиями требует от работников специальных знаний, особых навыков и умений, а значит и специального обучения.

4.       Недостаточное материально-техническое оснащение учреждений и органов профилактики.

5.       Недостаточное привлечение некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в сферу оказания услуг детям, находящимся в конфликте с законом.

 

II. Цель, задачи, сроки реализации Программы

 

Цель программы: профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задачи:

1.        Создание условий для активизации потенциала несовершеннолетних и их семей посредством оказания комплексных мер по реабилитации и социализации.

2.        Организация обучения, повышения квалификации специалистов органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

3.        Информационная и методическая поддержка деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних.

4.        Актуализация проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством привлечения общественности к решению данной проблемы.

5.        Создание условий для привлечения к работе по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса.

Срок реализации программы: два года (2016–2017 годы).

 

III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

 

Система программных мероприятий реализуется по следующим направлениям в соответствии с задачами программы.

Мероприятия, направленные на достижение задачи «Создание условий для активизации потенциала несовершеннолетних и их семей посредством оказания комплексных мер по реабилитации и социализации» включают в себя организацию деятельности по следующим направлениям:

1.       Оказание психологической помощи несовершеннолетним в противостоянии негативным социальным и психологическим проблемам с целью профилактики преступлений через создание условий для позитивной социальной адаптации и успешной личной и профессиональной социализации.

2.       Реализация программы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

3.       Профориентация и профессиональное обучение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

4.       Привлечение несовершеннолетних к социально значимой деятельности.

5.       Организация занятости и полезного досуга несовершеннолетних.

При организации индивидуальной работы будут учтены и использованы положительные ресурсы семьи и социального окружения. Несовершеннолетний станет полноправным субъектом профилактической работы и будет принимать участие в подготовке предложений по реабилитации и социализации. К реализации задачи планируется активное вовлечение некоммерческих организаций, волонтеров и активных граждан к работе по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних.

Для реализации задачи «Организация обучения, повышения квалификации специалистов органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» планируется обучение специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, поддержание и повышение их квалификации.

Для реализации задачи «Информационная и методическая поддержка деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних» планируется работа по следующим направлениям:

1. Издание методических материалов для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Информационное освещение в средствах массовой информации о проблемах профилактики преступности несовершеннолетних.

Для реализации задачи «Актуализация проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством привлечения общественности к решению данной проблемы» будет создан раздел «Не оступись» на молодежном интернет-портале республики 14mp.ru, целью которого станет информирование молодежи и несовершеннолетних по следующим направлениям:

пропаганда патриотизма, здорового образа жизни подростков и молодежи, ориентация на духовные ценности;

освещение реализуемых в республике мероприятий по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних;

создание формы обратной связи, с помощью которой любой желающий сможет получить квалифицированную консультацию по различным вопросам, а также психологическую поддержку;

размещение информационных и методических материалов, разработанных в ходе реализации программы и др.

Создание подросткового журнала «Трамплин», ориентированного на социально-психологическое, гражданско-правовое, профориентационное просвещение, с участием несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задача «Создание условий для привлечения некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса к работе по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних» подразумевает реализацию мероприятий, направленных на поддержку и развитие некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, способствующую снижению уровня детской и подростковой преступности. Также в ходе решения данной задачи будут созданы механизмы привлечения, мотивации и поощрения социально ответственного бизнеса, оказывающего социальные услуги для детей и их семей.

Система программных мероприятий с указанием источников и объемов финансирования представлена в приложении к Программе.

 

IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации

 

Управление и контроль за ходом реализации Программы, своевременным предоставлением отчетности осуществляет Координатор Программы – Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство).

Функции Координатора:

осуществляет координацию деятельности исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств Программы;

представляет информацию о ходе реализации Программы в СМИ;

обеспечивает информационное взаимодействие между другими ведомствами и службами;

подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;

представляет квартальные, полугодовые, годовые отчеты о ходе работы по Программе и эффективности использования финансовых средств по установленной форме и др.

Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое использование выделяемых на их реализацию средств. К реализации программных мероприятий привлекаются муниципальные учреждения и некоммерческие организации. Ход реализации программных мероприятий освещается в СМИ.

 

V. Ресурсное обеспечение программы

 

Объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет всего 42 397,499 тыс. руб., в том числе:

из средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 1 856,883 тыс. руб. (4,38%);

из средств федерального бюджета - 5 830, 000 тыс. руб. (13,75 %);

из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 18 094, 504 тыс. руб. (42,68%);

из привлеченных средств исполнителей мероприятий – 16 616,112 тыс. руб. (39,19%).

Риски, которые могут повлиять на достижение цели, задач и прогнозируемых результатов программы.

 

Риски

Меры, предусматриваемые для недопущения или урегулирования рисков

Проблемы с низким уровнем мотивации несовершеннолетних и их семей, пассивная позиция в профилактической работе

Индивидуальный подход, обеспечение условий для непосредственного участия детей и их родителей в подготовке и реализации предложений по реабилитации и социализации, планирование и исполнение плана с учетом интересов ребенка.

Негативные тенденции в экономике, что может повлечь сокращение финансирования

Активное привлечение бизнеса, привлечение НКО. Планомерная деятельность по эффективной реализации, контроль за достижением индикаторов, обоснование и защита финансовых интересов в ходе формирования бюджета республики

Недостаточная координация действий субъектов профилактики

Развитие системы кураторства в целях обеспечения эффективного взаимодействия субъектов профилактики, привлечение НКО, социально ответственного бизнеса и активных граждан. Разработка методических рекомендаций по результатам деятельности кураторов для улучшения деятельности по профилактике

Недостаточное обеспечение кадровыми ресурсами для исполнения мероприятий Программы

Развитие добровольчества, привлечение добровольцев, кадровых ресурсов НКО, студентов профильных учебных заведений, молодых специалистов и активных общественников

Риск несоответствия результатов с поставленными задачами, недостижение индикаторов

Постоянный мониторинг хода реализации Программы, анализ и своевременная корректировка мероприятий

 

 

VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы

 

Основным результатом, подтверждающим эффективность программы, станет уменьшение количества преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Социально-экономический эффект от реализации программы состоит в том, что будет проведена оценка и предложены пути улучшения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством:

повышения уровня межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики;

обеспечения оказания услуг социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их семей;

организация профориентации, трудовой занятости и досуга несовершеннолетних и привлечение к этой деятельности некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса;

привлечение несовершеннолетних к социально значимой деятельности.

Несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, и члены их семей станут полноправными субъектами профилактической работы, что даст им возможность принимать непосредственное участие в подготовке и реализации предложений по реабилитации и социализации.

Индикаторы:

Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, (человек):

2015 год–1894;

2016 год –1889;

2017 год –1879.

Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), (человек):

2015 год–1323;

2016 год –1318;

2017 год –1308.

Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних:

2015 год– 0,22;

2016 – 0,21;

2017 – 0,20.

Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (%):

2015 год– 20,2;

2016 год –20,1;

2017 год –20,0.

Количество несовершеннолетних, получивших услуги по Программе, (человек):

2016 год –500;

2017 год –600.

Количество семей несовершеннолетних, получивших услуги по Программе, (человек):

2016 год –250;

2017 год –300.

 

VII. Механизм получения средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

 

При получении права на финансовую поддержку мероприятий Программы, между Правительством Республики Саха (Якутия), Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, некоммерческой организацией «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» подписывается Соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы.

В целях своевременного и полного освоения финансовых средств Фонда планируется заключение договоров целевого финансирования между «Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия)», Заказчиками отдельных мероприятий и Исполнителями. Договором определяются права и обязанности сторон, размер, порядок и сроки перечисления денежных средств, в том числе по предоставлению финансовой и аналитической отчетности, ответственность сторон. Если Заказчик выступает Исполнителем мероприятия, то Договор заключается между «Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия)» и Исполнителем.

Средства перечисляются на внебюджетные или расчетные счета исполнителей на основании представленных в «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» соответствующих документов.

Реализуя мероприятия, Исполнитель от своего имени заключает договоры с третьими лицами на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ или выполняет работы собственными силами.

На основании заявок, поступивших от Заказчиков мероприятий Программы, «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» заключает договоры на поставку товаров, оборудования. Полученный товар передается «Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия)» учреждениям–исполнителям программы.

 

Индикаторы (показатели) оценки эффективности реализации проектной программы Республики Саха (Якутия) по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних «Эрэл – Надежда» на 2016-2017 годы

 

№№ п/п

Наименование индикатора (показателя)

Единицы

измерения

Значение индикатора (показателя)

2015

год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

5

6

1

Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

человек

1894

1889

1879

2

Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)

человек

1323

1318

1308

3

Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних

%

0,22

0,21

0,20

4

Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление

%

20,2

20,1

20,0

5

Численность несовершеннолетних, получивших услуги по Программе

человек

-

500

600

6

Численность семей, получивших услуги по Программе

человек

-

250

300


Информация по документу
Читайте также