Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 23.09.1997 № 187-I

 

 

                               ЗАКОН
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

                            г. Якутск,
                 23 сентября 1997 года З N 187 - I

 

                               Утратил силу - Закон Государственного 

                                 Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха 

                                      (Якутия) от 27.05.2015 № 447-V 

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия)
“О выборах народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн)
                     Республики Саха (Якутия)”

 

 

 

      Статья 1.
      1. Статью 2 после слов  “гражданами  Республики  Саха  (Якутия)”
дополнить  словами “и гражданами Российской Федерации, проживающими на
территории Республики Саха (Якутия) (далее - граждан  Республики  Саха
(Якутия)”.
      2. Статью 2 дополнить абзацами  следующего содержания:  “Участие
гражданина Республики Саха (Якутия) в выборах является добровольным.
      Никто не вправе оказывать воздействие на  гражданина  Республики
Саха (Якутия) с целью принудить его к участию или неучастию в выборах,
а также на его свободное волеизъявление”.

 

      Статья 2.
      1. Статью 3 дополнить частью  четвертой  следующего  содержания:
“4.  Не могут быть избранными граждане, имеющие судимость, если она не
снята или не погашена в установленном законом порядке”.
      2.  Статью  4  после  слов  “до   окончания   срока   полномочия
действующих”  дополнить словами “со дня избрания двух третей депутатов
в каждой из палат”.

 

      Статья 3.
      Ввести статьи 4.1-4.5 следующего содержания:
      “Статья 41. Законодательство о выборах народных депутатов
       Государственного Собрания
      Законодательство о выборах депутатов  Государственного  Собрания
составляют:  Конституция  Российской Федерации, Конституция Республики
Саха (Якутия), федеральный Закон “Об основных гарантиях  избирательных
прав граждан Российской Федерации”, иные федеральные законы, настоящий
закон и иные законы Республики Саха (Якутия).

 

      Статья 42.   Термины и определения
      Термины,  используемые  в  настоящем  законе,  имеют   следующие
значения:
      - депутат - народный депутат Государственного Собрания;
      -  кандидат  -  лицо,  выдвинутое   или   зарегистрированное   в
установленном   порядке  в  качестве  кандидата  в  народные  депутаты
Государственного Собрания;
      - выборы - процесс избрания народных депутатов  Государственного
Собрания,   включая   действия   граждан,   государственных   органов,
кандидатов,   избирательных   объединений,    избирательных    блоков,
избирательных  комиссий и других участников избирательного процесса по
составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации  кандидатов,
проведению   предвыборной   агитации,   голосованию,   определению   и
опубликованию  итогов  голосования  и  результатов  выборов  и  другие
избирательные действия;
      - выдвижение кандидата - инициатива избирательного  объединения,
избирательного блока, избирателей по определению кандидатуры депутатов
Государственного Собрания, а также сбор подписей  избирателей   в  его
поддержку  или  иные  формы поддержки этой инициативы, предусмотренные
федеральными и республиканскими законами и настоящим законом;
      -  избиратель  -  лицо,   имеющее   право   избирать   депутатов
Государственного Собрания;
      -  избирательное  объединение  -  республиканское   общественное
объединение, созданное в порядке, установленном федеральными законами,
устав которого предусматривает участие в выборах;
      - избирательные блоки - добровольные объединения двух или  более
избирательных объединений для совместного участия в выборах;
      - избирательные комиссии  -  комиссии,  наделенные  полномочиями
осуществлять   подготовку  и  проведение  выборов  народных  депутатов
Государственного Собрания;
      - заверенная копия документа избирательной комиссии - ксерокопия
документа  избирательной  комиссии  либо  иное  точное воспроизведение
содержания  такового,  заверенное  печатью  комиссии   и   подписанное
председателем и секретарем комиссии;
      - избирательный округ - образованная в  соответствии  с  законом
территория,  от  которой непосредственно гражданами избирается депутат
Государственного Собрания;
      -  избирательные   фонды   -   денежные   средства   кандидатов,
находящихся  на  специальных  временных  счетах  и расходуемые на цели
проведения предвыборной агитации;
      - наблюдатель  -  лицо,  назначенное  кандидатом,  избирательным
объединением,    избирательным   блоком,   зарегистрировавшими   своих
кандидатов  для  наблюдения  за  голосованием,  подсчетом  голосов   и
определением   результатов   выборов   соответствующей   избирательной
комиссией;
      - иностранный (международный) наблюдатель - лицо, представляющее
иностранную  или  международную  организацию,  приобретающее  право на
осуществление  наблюдения  за  подготовкой  и  проведением  выборов  в
соответствии с федеральными законами и настоящим законом;
      - предвыборная  агитация  -  допускаемая  законом  и  проводимая
законными   методами   деятельность   отдельных  граждан,  кандидатов,
избирательных   объединений,   избирательных   блоков,    общественных
объединений, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, а
также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них;
      - агитационные материалы  -  печатные,  аудиовизуальные  и  иные
материалы, содержащие признаки предвыборной агитации,  предназначенные
для массового распространения в ходе избирательной кампании;
      -   равные   условия   проведения   предвыборной   агитации    -
обстоятельства,  при  которых  кандидатам, избирательным объединениям,
избирательным  блокам  предоставляется  доступ  к  средствам  массовой
информации и возможность выступить в них (включая печатные публикации,
радио или телевизионные программы, либо  обеспечение  других  способов
обращения  к  массовой аудитории, как то: предоставление помещений для
проведения предвыборных собраний или мест  для  размещения  плакатов).
При  этом  такой доступ и возможность выступить должны предоставляться
на тех же или близких условиях  по  периодичности,  продолжительности,
объему на полосе, местоположению или по другим значимым параметрам;
      -  государственные  средства  массовой  информации   -   газеты,
журналы,  другие  периодические  издания,  а также телевидение, радио,
информационные программы, созданные или транслируемые организациями, в
которых  органы  государственной власти Республики Саха (Якутия) прямо
или опосредственно владеют более 50 % уставного капитала.

 

      Статья  4.3.  Подготовка  и  проведение  выборов   избирательными
      комиссиями
      1. Подготовка и проведение  выборов  депутатов  Государственного
Собрания   и   контроль  за  соблюдением  избирательных  прав  граждан
возлагаются на избирательные комиссии.
      2. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии  в
пределах  своей  компетенции  независимы  от  органов  государственной
власти и органов местного самоуправления.
      3.  Акты  избирательных  комиссий,  принятые   в   пределах   их
полномочий,  обязательны  для  исполнительных  органов государственной
власти, органов  местного  самоуправления,  общественных  объединений,
предприятий,  учреждений  и  организаций  всех форм собственности и их
должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.

 

      Статья 4.4. Финансирование выборов
      1.  Финансирование  мероприятий,    связанных   с   подготовкой,
проведением    выборов     и   выборов   вместо   выбывших   депутатов
Государственного   Собрания,    осуществляется   за    счет    средств
республиканского  бюджета.
      2. В целях  финансирования  предвыборной  агитации  кандидаты  в
депутаты  создают  собственные  избирательные  фонды  в соответствии с
настоящим законом.

 

      Статья 4.5. Гласность при  подготовке  и  проведении  выборов
      депутатов Государственного Собрания
      1. Подготовка и проведение  выборов  депутатов  Государственного
Собрания осуществляются открыто и гласно.
      2. Все решения избирательных комиссий,  органов  государственной
власти  Республики  Саха  (Якутия)  и органов местного самоуправления,
связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат  опубликованию
не позднее пяти дней.
      3. Кандидаты и их доверенные лица,  иностранные  (международные)
наблюдатели,  наблюдатели  и представители средств массовой информации
имеют право  наблюдать  за  ходом  голосования  и  подсчетом  голосов,
знакомиться  и получать информацию об итогах голосования и результатах
выборов от избирательных комиссий и органов государственной власти”.

 

      Статья 4.
      1.  Часть  вторую  статьи  5   дополнить   абзацами   следующего
содержания:
      “Избирательные  округа  по  выборам  депутатов  Государственного
Собрания  образуются  Центральной  избирательной  комиссией Республики
Саха (Якутия) на основании данных,  предоставляемых  главами  улусных,
городских    администраций,   с   последующим   утверждением   Палатой
Представителей.
      Избирательные округа по выборам депутатов Палаты  Представителей
образуются   с   учетом  административно-территориального  деления  на
принципе равенства избирательных округов по  числу  избирателей  путем
объединения   или  разделения  административно-территориальных  единиц
Республики Саха (Якутия), включая  округа,  создаваемые  в  населенных
пунктах компактного проживания малочисленных народов Севера.
      Отклонение от средней численности избирателей в округе не должно
превышать  10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более
15%.
      При  образовании  избирательных  округов  в  труднодоступных   и
отдаленных местностях и на территориях компактного проживания коренных
малочисленных  народов  допускается  отклонение   от   средней   нормы
представительства до 30%”.
      2. Часть третью статьи 5 изложить в следующей редакции:
      “3. Центральная избирательная комиссия Республики Саха  (Якутия)
не  позднее  чем  за  60  дней  до  дня  выборов  опубликовывает схему
одномандатных избирательных округов с  описанием  их  границ,  перечня
населенных  пунктов,  входящих  в  каждый округ, номер и центр каждого
округа, а также число избирателей в каждом округе”.

 

      Статья 5.
      Статью 6 изложить в следующей редакции:
      “Статья 6. Образование  избирательных участков
      1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей  на
территориях  улусов,  городов,  наслегов,  сел  и  поселков образуются
избирательные участки  с  учетом  создания  максимальных  удобств  для
избирателей.
      2. Избирательные участки образуются главами улусных и  городских
(республиканского    значения)   администраций   по   согласованию   с
соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
      3. В местах нахождения граждан,  расположенных  в  отдаленных  и
труднодоступных участках, а также на судах, находящихся в день выборов
в  плавании,   избирательные   участки   образуются   соответствующими
улусными или городскими (республиканского значения) администрациями по
месту нахождения этих граждан или по месту порта приписки судна.
      4. Вопрос об отнесении избирательных участков,  образованных  на
судах,  находящихся  в  плавании,  к  избирательным  округам  решается
окружной избирательной комиссией по месту порта приписки судна.
      5. Военнослужащие голосуют на общих  избирательных  участках.  В
порядке  исключения  допускается  образование избирательных участков в
воинских  частях,   расположенных  на   обособленных,   удаленных   от
населенных  пунктов  районах.   В  этих  случаях избирательные участки
образуют командиры воинских частей по решению соответствующей окружной
избирательной  комиссии,  по  согласованию с Центральной избирательной
комиссией Республики Саха (Якутия).
      6. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до
дня  выборов  с  числом  избирателей  не  менее  20  и  не  более 3000
избирателей,  с  соблюдением  границ  административно-территориального
деления.  В  воинских частях, в отдаленных и труднодоступных участках,
на судах и полярных станциях избирательные участки образуются в тот же
срок,  а  в  исключительных  случаях  -  не  позднее, чем за 5 дней до
выборов.
      7. Список избирательных участков с указанием их границ,  адресов
и  номеров  телефонов  участковых  избирательных  комиссий публикуется
главой  администрации  улуса,  города  (республиканского  значения)  в
местной печати не позднее чем за 40 дней до выборов, а также доводится
до сведения населения иными способами”.

 

      Статья 6.
      Статью 7 изложить в следующей редакции:
      “Статья 7. Список  избирателей и порядок его составления
      1.  Данные  об  избирателях    глава    местной    администрации
направляет  в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за
40 дней до дня выборов.
      2. Список избирателей  составляет  территориальная избирательная
комиссия   на   основании   сведений,   полученных   с  использованием
Государственной автоматизированной системы “Выборы” и  предоставляемых
по установленной форме  главой  местной администрации.
      3.  Список  избирателей  составляется  в  алфавитном  или   ином
порядке   (по населенным  пунктам,  улицам,  домам,  на основе адресов
избирателей).  В списке указываются: фамилия,   имя,   отчество,   год
рождения    возрасте  18  лет  - дополнительно день и месяц) и адрес
места жительства избирателя.
      4.  Гражданин  Республики  Саха  (Якутия)  включается  в  список
избирателей только на одном избирательном участке.
      5.  Участковая  избирательная  комиссия   производит   уточнение
списка избирателей на основании заявлений избирателей,  а также данных
паспортных столов, военкоматов и ЗАГСов.
      6. Список избирателей - военнослужащих, находящихся  в  воинской
части,  членов  их  семей  и  других избирателей, если они проживают в
районе расположения воинской части,  составляется на основании данных,
предоставляемых  командиром  воинской  части,   в  срок, установленный
частью второй настоящей статьи.
      7. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в
списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
      8. Список избирателей составляется в двух экземплярах по  форме,
утверждаемой   Центральной  избирательной  комиссией  Республики  Саха
(Якутия), подписывается  председателем  и  секретарем  территориальной
избирательной  комиссии,  а  после передачи в участковую избирательную
комиссию - также председателем и секретарем  участковой  избирательной
комиссии   и  заверяется  печатями  соответственно  территориальной  и
участковой избирательных комиссий.
      9.  Соответствующая   территориальная   избирательная   комиссия
передает по акту участковым избирательным комиссиям списки избирателей
конкретного избирательного участка не позднее чем за 25  дней  до  дня
проведения выборов.
      10. Один экземпляр  списка  избирателей  остается  в  участковой
избирательной     комиссии,    а   второй   экземпляр   передается   в
соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем  за  16
дней до дня выборов”.

 

      Статья 7.
      Ввести статьи 7.1 и 7.2 следующего содержания:
      “Статья 7.1.  Порядок включения граждан  в  списки  избирателей
      1. В списки избирателей включаются все граждане Республики  Саха
(Якутия),  обладающие  активным  избирательным правом в соответствии с
частью первой статьи 3 настоящего закона.
      2. Основанием для включения гражданина Республики Саха  (Якутия)
в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт
его регистрации по месту постоянного или преимущественного  проживания
на   территории   этого   участка,   определяемый   в  соответствии  с
федеральным законодательством.
      3. Избиратель может быть включен в список избирателей только  на
одном избирательном участке.
      4.  Избиратели,  находящиеся  в  день  выборов   в   санаториях,
профилакториях,     домах   отдыха,   больницах,   иных   стационарных
лечебно-профилактических  учреждениях  и  других   местах   временного
пребывания  избирателей,  включаются  в список избирателей по месту их
пребывания, если  они  являются  избирателями  данного  избирательного
округа.
      5. Студенты и аспиранты дневной формы обучения,   проживающие  в
общежитиях,  включаются  в  список  избирателей  по  месту  нахождения
общежития.
      6.  Избиратели,  поселившиеся   на   территории   избирательного
участка   после   представления   списка   избирателей  для  всеобщего
ознакомления,  а также избиратели,   по  какой-либо  иной  причине  не
включенные  в  список избирателей, дополнительно включаются участковой
избирательной комиссией в список избирателей на основании  документов,
удостоверяющих  их  личность  и  подтверждающих  место  жительства  на
территории данного избирательного участка.
      Статья 7.2.  Ознакомление избирателей со списками избирателей
      1.   Списки   избирателей    представляются    для     всеобщего
ознакомления  не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
      2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую
избирательную  комиссию  о  невключении  его  в список избирателей,  а
также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
      3. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2  часов
с  момента  обращения,  но  не  позднее времени окончания голосования,
участковая   избирательная   комиссия   обязана    проверить    жалобу
(заявление)   и устранить ошибку или неточность, либо выдать заявителю
ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления.
      4. Решение  избирательной  комиссии  может  быть  обжаловано   в
вышестоящую   избирательную   комиссию  или  в  суд,  которые  обязаны
рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня
выборов   и  в  день  выборов  -  немедленно.  При  положительном  для
заявителя  решении  исправление  в  списке  избирателей   производится
участковой избирательной комиссией  немедленно.
      5. Вносить изменения в списки избирателей после начала  подсчета
голосов избирателей запрещается”.

 

      Статья 8.
      Главу  III  “Избирательные  комиссии”   изложить   в   следующей
редакции:
      “Глава III. Избирательные комиссии
      Статья 8. Система избирательных комиссий
      Для организации и проведения выборов депутатов  Государственного
Собрания образуется система избирательных комиссий:
      - Центральная избирательная комиссия  Республики  Саха  (Якутия)
(далее -Центральная избирательная комиссия);
      -  окружные  избирательные  комиссии   по   выборам   в   Палату
Представителей и в Палату Республики;
      - территориальные избирательные комиссии;
      - участковые избирательные комиссии.

 

      Статья 9 .  Центральная избирательная комиссия  Республики  Саха
      (Якутия)
      1. Центральная избирательная комиссия формируется в соответствии
с  федеральным  Законом  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав
граждан   Российской   Федерации”   и   Положением   “О    Центральной
избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)”.
      2. Центральная избирательная комиссия  является  государственным
органом,    не    входящим    в    систему   органов   законодательной
(представительной), исполнительной и судебной властей Республики  Саха
(Якутия).
      3.  Избирательное   объединение,   избирательный   блок   вправе
назначить  одного  члена  Центральной  избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, если кандидаты, выдвинутые данным избирательным
объединением,  избирательным  блоком  зарегистрированы не менее в пяти
округах.

 

      Статья 9.1.   Полномочия Центральной  избирательной комиссии
      Республики Саха (Якутия)
      1. Центральная избирательная комиссия является юридическим лицом
и действует на постоянной основе.
      2.  Центральная  избирательная   комиссия   при   подготовке   и
проведении   выборов   в   пределах  своих  полномочий,  установленных
федеральными и республиканскими законами:
      - осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке
и   проведении   выборов   в  Государственное  Собрание,  обеспечивает
единообразное исполнение требований настоящего закона;
      - осуществляет   контроль   за  соблюдением  избирательных  прав
граждан;
      - взаимодействует с органами государственной власти  и  местного
самоуправления  Республики Саха (Якутия);
      - образует окружные избирательные комиссии;
      - руководит  деятельностью нижестоящих  избирательных   комиссий
в  целях  обеспечения  полного  и единообразного применения настоящего
закона и оказывает им содействие в осуществлении  возложенных  на  них
функций;
      - издает разъяснения по вопросам применения  настоящего  закона,
обязательные для всех нижестоящих избирательных комиссий;
      -    заслушивает     сообщения     государственных      органов,
государственных   средств   массовой  информации  и  органов  местного
самоуправления по вопросам,  связанным  с  подготовкой  и  проведением
выборов и  соблюдением законности при их организации;
      -   вправе    потребовать    от    правоохранительных    органов
предоставления в течение 24 часов информации о мерах пресечения и иных
уголовно-процессуальных мерах, примененных по отношению к кандидату;
      - образует избирательные округа  по  выборам  в  Государственное
Собрание;
      - по данным глав администраций опубликовывает  общее  количество
избирателей по каждому избирательному округу;
      - устанавливает   единую  нумерацию  избирательных  участков  на
территории Республики Саха (Якутия);
      - утверждает образцы печатей  избирательных  комиссий,   порядок
пересылки и хранения избирательных документов;
      -   распоряжается   денежными   средствами,    выделяемыми    из
республиканского   бюджета  на  финансовое  обеспечение  подготовки  и
проведения выборов депутатов  Государственного  Собрания,  обеспечение
деятельности   избирательных   комиссий   на   срок   их   полномочий,
контролирует целевое использование указанных средств;
      - обеспечивает соблюдение равных правовых  условий  предвыборной
деятельности  для всех кандидатов, зарегистрированных по одномандатным
избирательным округам,  а также для всех  избирательных   объединений,
избирательных блоков;
      -  устанавливает   формы   избирательных   бюллетеней,   списков
избирателей, других избирательных документов;
      -  рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения  и  действия
(бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц,
принимает самостоятельное решение по существу заявления или  жалобы  и
вправе отменить решение нижестоящей комиссии;
      - устанавливает  единый порядок обработки итогов  голосования  и
определения результатов выборов депутатов Государственного Собрания;
      -  устанавливает  итоги  голосования   при   выборах   депутатов
Государственного  Собрания  в  целом  по  Республике  Саха  (Якутия) и
публикует их в печати;
      - составляет списки лиц, избранных депутатами,  и  передает  эти
списки и необходимые документы в Государственное Собрание;
      - издает официальный отчет, содержащий результаты голосования по
избирательным  округам  и избирательным участкам при выборах депутатов
Государственного Собрания;
      - контролирует обеспечение избирательных  комиссий  помещениями,
транспортом,      связью      и     рассматривает     иные     вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
      -  назначает  и  организует  выборы  депутатов  Государственного
Собрания    вместо     выбывших     и   повторные   выборы   депутатов
Государственного Собрания;
      - возлагает на нижестоящие избирательные комиссии дополнительные
полномочия  по  подготовке  и  проведению  выборов глав администраций,
депутатов   улусных   (городских)   Собраний,   в   органы    местного
самоуправления и при проведении местных референдумов;
      - возлагает на окружные избирательные комиссии Палаты Республики
полномочия территориальных избирательных комиссий;
      - вправе возложить на окружные избирательные комиссии полномочия
окружных   избирательных  комиссий  Палаты  Представителей,  в  случае
совмещения  границ избирательных округов Палаты  Республики  и  Палаты
Представителей;
      - обеспечивает передачу документов, связанных  с  подготовкой  и
проведением выборов, в архивы;
      - осуществляет иные  полномочия  в  соответствии  с  федеральным
Законом  "Об  основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации" и настоящим законом.
      3.  Решения  Центральной  избирательной  комиссии,  принятые   в
пределах  ее полномочий, обязательны для всех государственных органов,
органов    местного    самоуправления,    общественных    объединений,
предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также
их должностных лиц.

 

      Статья 10. Образование окружных избирательных комиссий
      1. Окружная избирательная комиссия образуется в  соответствующем
избирательном  округе  Центральной избирательной комиссией не позднее,
чем за 50 дней до проведения выборов в составе 6-10 членов комиссии из
числа  кандидатур,  предложенных  улусными,  городскими  Собраниями  с
учетом предложений общественных объединений, собраний  избирателей  по
месту  жительства,  работы,  службы,  учебы  и  избирательных комиссий
предыдущего состава. Срок полномочий окружной избирательной комиссии -
5 лет.
      2. Председатель, заместитель председателя и  секретарь  окружной
избирательной  комиссии  избираются  тайным  голосованием на ее первом
заседании из числа членов окружной избирательной комиссии.
      3. Государственные служащие  не  могут  составлять  более  одной
трети от общего числа членов окружной избирательной комиссии.
      4.  После  регистрации  кандидата   избирательное   объединение,
избирательный  блок,  выдвинувшие  зарегистрированного кандидата, либо
сам кандидат вправе назначить одного члена  избирательной  комиссии  с
правом  совещательного  голоса  в окружную избирательную комиссию того
одномандатного    избирательного    округа,    где    этот    кандидат
зарегистрирован.
      5.  Центральная  избирательная  комиссия  публикует  сведения  о
составе   окружных   избирательных   комиссий   в  средствах  массовой
информации.

 

      Статья 10.1. Полномочия окружных избирательных комиссий
      1.  Окружная  избирательная  комиссия   по   выборам   депутатов
Государственного Собрания:
      - осуществляет контроль  за  исполнением  настоящего  закона  на
территории соответствующего  избирательного округа;
      - направляет деятельность нижестоящих избирательных комиссий;
      - распоряжается денежными средствами, выделенными на  подготовку
и проведение выборов по избирательному округу, распределяет часть этих
средств между нижестоящими  избирательными  комиссиями,   обеспечивает
контроль   за  их  целевым использованием на территории избирательного
округа;
      - контролирует  обеспечение  участковых  избирательных  комиссий
помещениями,   транспортом,  связью  и  рассматривает  другие  вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
      -   обеспечивает   изготовление   избирательных   бюллетеней   в
соответствии   с   формой,   установленной  Центральной  избирательной
комиссией;
      -  заслушивает  сообщения  участковых  избирательных   комиссий,
местных  органов  государственной  власти,  руководителей предприятий,
организаций, учреждений, независимо  от  форм  собственности,  органов
общественных  организаций  по  вопросам,  связанным  с  подготовкой  и
проведением выборов;
      - контролирует своевременность составления списков избирателей и
представление их для всеобщего ознакомления;
      - организует выдвижение кандидатов в  депутаты  Государственного
      Собрания;
      -   выдает    уполномоченному    представителю    избирательного
объединения, избирательного блока, свидетельство о приеме документов о
выдвижении кандидатов;
      - регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, его  доверенных
лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
      - публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов;
      - обеспечивает соблюдение равных правовых  условий  предвыборной
деятельности для всех кандидатов в депутаты;
      - утверждает текст избирательного бюллетеня и  обеспечивает  ими
участковые избирательные комиссии;
      - получает от соответствующих участковых избирательных  комиссий
протоколы   о   результатах  голосования  на  избирательных  участках,
устанавливает  результаты  голосования  в  целом  по  соответствующему
избирательному округу и опубликовывает их;
      - регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения  об
избрании;
      - передает Центральной  избирательной  комиссии  соответствующую
документацию,   необходимую   для  подведения  итогов  голосования  по
республике;
      - решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования
и повторных выборов;
      - рассматривает вопросы, связанные с проведением отзыва депутата
Государственного Собрания;
      -  обеспечивает   порядок   и   сроки   хранения   избирательных
документов, установленные Центральной избирательной комиссией;
      -  рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения  и  действия
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
      - осуществляет другие  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
законом.

 

      Статья 11.  Порядок формирования  территориальной  избирательной
      комиссии
      1.  В  улусе,  городе,  территория   которых   является   частью
территории  избирательного округа или на территории которых образовано
несколько   избирательных   округов   улусным,   городским   Собранием
образуется  территориальная  избирательная  комиссия  в составе 8 - 10
членов не позднее 50 дней до дня выборов.
      2.   Состав   комиссии   формируется   из   числа    кандидатур,
предложенных    органами    местного   самоуправления,   общественными
объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы,  учебы,
жительства и избирательной комиссии предыдущего состава.
      3. Государственные служащие  не  могут  составлять  более  одной
трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии.
      4. В случае, если территория избирательного округа  совпадает  с
территорией  улуса  или  города,  территориальные  комиссии  в  них не
формируются, решением Центральной  избирательной  комиссии  полномочия
территориальной   комиссии  возлагаются  на  соответствующую  окружную
избирательную комиссию.
      5.   Председатель,   заместитель   председателя   и    секретарь
территориальной  избирательной комиссии избираются тайным голосованием
на  ее  первом  заседании  из  числа  членов  окружной   избирательной
комиссии.
      6.  После  регистрации  кандидата,  избирательное   объединение,
избирательный  блок,  выдвинувшие  кандидата, либо сам кандидат вправе
назначить одного члена избирательной комиссии с правом  совещательного
голоса  в  территориальную  избирательную комиссию того одномандатного
избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован.
      7.  Улусное,  городское   (города   республиканского   значения)
Собрание  публикует  сведения  о составе территориальной избирательной
комиссии  в местной печати.

 

      Статья 11.1.  Полномочия территориальной избирательной комиссии
      1.  Территориальная  избирательная  комиссия,  образованная   на
территории улуса, города, являющейся частью избирательного округа:
      - осуществляет организационно-техническую работу по подготовке и
проведению  выборов  депутатов Государственного Собрания на территории
улуса, города;
      - координирует деятельность участковых избирательных комиссий на
соответствующей территории улуса, города;
      -  информирует  население  об  адресах   и   номерах   телефонов
участковых избирательных комиссий;
      - распоряжается денежными средствами, выделенными на  подготовку
и   проведение   выборов,   и   распределяет   их   между  участковыми
избирательными  комиссиями, находящимися на территории данного  улуса,
города;
      - на основании сведений,  представленных  главой  администрации,
составляет  список избирателей по избирательным участкам, образованным
на территории улуса, города ;
      - организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов
участковым избирательным комиссиям;
      -   оказывает   организационно-техническую   помощь   участковым
избирательным  комиссиям  в  проведении  голосования  на избирательных
участках;
      - обеспечивает передачу документов, связанных  с  подготовкой  и
проведением выборов, в архив или вышестоящую избирательную комиссию;
      - на  основании  протоколов  участковых  избирательных  комиссий
подводит  итоги голосования на своей территории, сообщает их средствам
массовой  информации,  передает  протоколы  участковых   избирательных
комиссий в окружную избирательную комиссию;
      -  обладает  правом  вышестоящей   избирательной   комиссии    в
отношении  участковых  избирательных  комиссий,  если территория улуса
является   частью   избирательного   округа.   Рассматривает    жалобы
(заявления) на решения и действия  участковых избирательных комиссий и
принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
      -   совместно   с   окружной    избирательной    комиссией    на
соответствующей  территории  обеспечивает  соблюдение  равных правовых
условий предвыборной деятельности для всех кандидатов,   избирательных
объединений,  избирательных блоков;
      - организует досрочное голосование в  помещении  территориальной
избирательной комиссии;
      - осуществляет иные полномочия  в  соответствии   с  федеральным
Законом  "Об  основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации” и настоящим законом;
      2.  Срок  полномочий  территориальной   избирательной   комиссии
истекает   после  официального  опубликования  общих  итогов  выборов,
включающих  результаты  выборов  по  соответствующему   избирательному
округу.
      3.  Территориальная  избирательная  комиссия,  образованная   на
территории  улуса,  города,  где  образовано  несколько  избирательных
округов:
      - осуществляет организационно-техническую работу по подготовке и
проведению  выборов  депутатов Государственного Собрания на территории
данного улуса или города;
      -  координирует  организационно-техническую    работу   окружных
избирательных комиссий на территории улуса, города;
      - распоряжается денежными средствами, выделенными на  финансовое
обеспечение   подготовки   и  проведения  выборов  на  соответствующей
территории,  распределяет  денежные   средства   между   окружными   и
участковыми  избирательными  комиссиями  и  осуществляет  контроль  за
использованием ими указанных средств;
      - на основании сведений, предоставленных  главой  администрации,
составляет  список избирателей по избирательным участкам, образованным
на территории улуса, города;
      - информирует население об адресах и номерах телефонов  окружных
и участковых избирательных комиссий;
      -  оказывает  организационно-техническую  помощь   окружным    и
участковым   избирательным   комиссиям  в  проведении  голосования  на
избирательных  участках;
      - на основании сведений, предоставленных  главой  администрации,
составляет  список избирателей по избирательным участкам, образованным
на территории улуса, города ;
      -  на  основании  протоколов  окружных  избирательных   комиссий
подводит  итоги  голосования  на  своей территории, опубликовывает эти
итоги  в средствах массовой информации,  передает  протоколы  окружных
избирательных комиссий в Центральную избирательную комиссию.
      4.  Срок  полномочий  территориальной   избирательной   комиссии
истекает   после  официального  опубликования  общих  итогов  выборов,
включающих результаты выборов по соответствующей территории.

 

      Статья 12. Образование участковых избирательных комиссий
      1.  Участковые  избирательные  комиссии   образуются   улусными,
городскими  (города  республиканского  значения)  Собраниями  с учетом
предложений органов местного самоуправления, общественных объединений,
собраний   избирателей   по   месту   работы,   учебы,   жительства  и
избирательной комиссии предыдущего состава в количестве  5-11  человек
не позднее 45 дней до дня выборов.
      2. В случае,  если  улусное,  городское  Собрание  не  назначило
состав  участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью
первой  настоящей  статьи,   формирование   участковой   избирательной
комиссии производится соответствующей окружной избирательной комиссией
Палаты Республики.
      3. Государственные служащие  не  могут  составлять  более  одной
трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
      4.  После  регистрации  кандидата   избирательное   объединение,
избирательный  блок,  выдвинувшие  кандидата, либо сам кандидат вправе
назначить одного члена избирательной комиссии с правом  совещательного
голоса   в   участковую  избирательную  комиссию  того  одномандатного
избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован.
      5. В день голосования за кандидата в  депутаты  Государственного
Собрания,    избирательное   объединение,  избирательный  блок  вправе
назначить  в  соответствующие  участковые  избирательные  комиссии  по
одному  наблюдателю,   которые имеют право находиться в помещении  для
голосования  с начала голосования до окончания  оформления  документов
об итогах голосования и получать заверенные копии  этих  документов.
      6. Полномочия участковых избирательных комиссий заканчиваются  с
окончанием выборов.

 

      Статья 12.1. Полномочия участковых избирательных комиссий
      Участковая избирательная комиссия:
      - уточняет  список  избирателей  по  избирательному  участку  на
основании данных паспортных столов, военкоматов и ЗАГСов;
      - проводит  ознакомление  избирателей  со  списком  избирателей,
принимает  и  рассматривает  заявления  о нарушениях в списке и решает
вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
      -   оповещает   население   о   месте   нахождения    участковой
избирательной  комиссии,  времени  ее  работы,  дне  выборов,  месте и
времени голосования;
      - обеспечивает подготовку избирательных ящиков и  помещения  для
голосования;
      -  организует  голосование  на  избирательном  участке  в   день
выборов, а также досрочное голосование;
      - обеспечивает передачу документов, связанных  с  подготовкой  и
проведением выборов, в вышестоящую  избирательную комиссию;
      - производит подсчет голосов, поданных на избирательном  участке
за  кандидатов,  составляет  протоколы об итогах голосования палатам и
передает их в соответствующую окружную избирательную комиссию;
      -  контролирует  соблюдение  установленного  порядка  проведения
предвыборной агитации;
      -  рассматривает  жалобы  и  заявления  по  вопросам  подготовки
выборов, организации голосования и принимает по ним решения;
      -  осуществляет другие полномочия  в  соответствии  с  настоящим
законом.

 

       Статья 13.  Статус  члена  избирательной  комиссии
      1. Членами  избирательных  комиссий  с  правом решающего  голоса
не  могут  быть  депутаты  законодательных  (представительных) органов
государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,  выборные
должностные   лица,   кандидаты,   зарегистрированные   кандидаты,  их
доверенные  лица,  уполномоченные  представители  инициативных   групп
избирателей   и   избирательных   объединений,  избирательных  блоков,
выдвинувших кандидата, супруги и ближние родственники кандидатов  либо
лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении.
      2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса  обязан
присутствовать на всех заседаниях комиссии.
      3. Член избирательной  комиссии как с правом решающего,  так и с
правом совещательного голоса:
      -  заблаговременно  извещается   о  заседаниях   соответствующей
избирательной комиссии;
      - вправе выступать на заседании избирательной комиссии,  вносить
предложения   по  вопросам,  входящим  в  компетенцию  соответствующей
избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
      -  вправе  задавать  другим  участникам  заседания   вопросы   в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
      -  вправе  знакомиться  с  любыми  документами   и   материалами
соответствующей   и  нижестоящих  избирательных  комиссий  и  получать
заверенные копии этих документов.
      4.  При   принятии   решения   избирательной   комиссией   члены
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не
участвуют.
      5. Член избирательной комиссии с правом решающего  голоса  может
быть  освобожден  от  обязанностей  члена  избирательной  комиссии  до
истечения  срока полномочий по решению  органа,  его  назначившего,  в
случаях:
      - подачи членом избирательной комиссии  заявления  в  письменной
форме  о сложении своих полномочий;
      - утраты членом избирательной  комиссии  гражданства  Республики
Саха (Якутия);
      - вступления в законную силу  обвинительного  приговора  суда  в
отношении члена избирательной комиссии;
      -  признания  члена  избирательной   комиссии   решением   суда,
вступившим  в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным,
безвестно отсутствующим или умершим;
      - в связи с выездом на  постоянное  местожительство  за  пределы
Республики Саха (Якутия).
      6. Члену комиссии с правом решающего голоса,  освобожденному  на
период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется
средний заработок по месту основной работы.
      7. Членам избирательной  комиссии  с  правом  решающего  голоса,
освобожденным  в  период  подготовки  и проведения выборов от основной
работы, дополнительная оплата  труда  производится  за  счет  средств,
выделенных    на   проведение   выборов,   в   размерах   и   порядке,
устанавливаемых Центральной избирательной комиссией.
      8. В течение срока своих полномочий члены избирательной комиссии
с  правом  решающего голоса не могут быть по инициативе  администрации
(работодателя) уволены с работы или  без  их  согласия  переведены  на
другую работу.
      9. Члены избирательной комиссии  с  правом  решающего  голоса  в
период  проведения  выборов  не  могут  быть  привлечены  без согласия
соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты
административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
      10.  Полномочия  членов  Центральной   избирательной   комиссии,
окружных   избирательных   комиссий  с  правом  совещательного  голоса
продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов
Государственного   Собрания   следующего   созыва   в   случае,   если
избирательное   объединение,   избирательный   блок   либо   кандидат,
назначившие их, получили депутатские мандаты.
      11.  Полномочия  остальных  членов   Центральной   избирательной
комиссии  и   окружных  избирательных комиссий с правом совещательного
голоса прекращаются через 30 дней  после  опубликования  общих  итогов
выборов.
      12.  Срок  полномочий   членов  территориальных   и   участковых
избирательных   комиссий   с  правом  совещательного  голоса  истекает
одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий.

 

       Статья13.1.  Гласность в деятельности избирательных комиссий
      1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется  гласно  и
открыто.  На  заседаниях избирательных комиссий вправе  присутствовать
кандидаты   в  депутаты   и   их   доверенные   лица,    представители
избирательных  объединений,  избирательных  блоков  и средств массовой
информации.
      2. Избирательные комиссии  доводят  до  сведения  граждан  итоги
регистрации  кандидатов,  их биографические данные и итоги голосования
по каждому кандидату.  Решения избирательных  комиссий  публикуются  в
печати и передаются в другие средства массовой информации.
      3. В помещении участковой избирательной комиссии, сформированной
в  воинской  части,  а  также  в  помещении  для  голосования  на этом
избирательном  участке  должен  быть  обеспечен  доступ  всем   членам
избирательной  комиссии,  наблюдателям,  кандидатам  и  их  доверенным
лицам.
      4.  В  день  голосования  с  момента  начала  работы  участковой
избирательной  комиссии  до  окончания оформления документов об итогах
голосования   на    избирательных   участках   вправе   присутствовать
наблюдатели,  направленные кандидатами, общественными и избирательными
объединениями,  избирательными  блоками  иностранные   (международные)
наблюдатели,  а также представители средств массовой информации.
      5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в  письменной
форме   кандидатом,   общественным   или  избирательным  объединением,
избирательным блоком, чьи интересы он представляет,  с  указанием  его
фамилии,   имени   и   отчества,  места  жительства,  а  также  номера
избирательного участка, на который он  направляется.  Данный  документ
действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности,
его заменяющего).
      6. На избирательном участке одновременно не может присутствовать
более   одного   наблюдателя  от  каждого  кандидата,   избирательного
объединения, избирательного блока.
      7. Предварительное  уведомление  о  направлении  наблюдателя  на
избирательный участок не требуется.
      8. Наблюдатель вправе:
      -  присутствовать  при  голосовании  избирателей,   которые   по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в
помещение для голосования;
      -  находиться  в  помещении  для  голосования   соответствующего
избирательного участка в день голосования;
      - знакомиться со списками избирателей;
      - присутствовать при подсчете голосов избирателей и  составлении
протоколов  избирательных  комиссий об итогах голосования, результатах
выборов;
      - знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии,  а
также  с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования
и результатах выборов, изготовлять либо  получать  от  соответствующей
избирательной   комиссии   копии   протоколов   и  документов,  к  ним
приложенных. По требованию наблюдателя избирательная комиссия  обязана
заверить   копию  протокола  об  итогах  голосования  или  результатах
выборов;
      - обращаться к председателю участковой избирательной комиссии  с
предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
      - обжаловать  действия  (бездействие)  участковой  избирательной
комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
      9. Наблюдатель не вправе:
      - выдавать избирателям бюллетени для голосования;
      - расписываться  за  избирателя,  по  его  просьбе  в  получении
бюллетеней для голосования;
      -  заполнять  за  избирателя   по  его  просьбе  бюллетени   для
голосования;
      - предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
      -  принимать  непосредственное  участие  в  подсчете  бюллетеней
голосования,   проводимом  членами  избирательной  комиссии  с  правом
решающего голоса;
      -  совершать  действия,  препятствующие   работе   избирательной
комиссии.
      10. Вмешательство в действия участковой  избирательной  комиссии
не  допускается.  Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются
председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости -
на заседании участковой избирательной комиссии.

 

      Статья 13.2. Организация работы  избирательных комиссий
      1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на  основе
коллегиальности.    Заседание    избирательной    комиссии    является
правомочным,  если на  нем присутствует большинство от  установленного
числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
      2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса  обязан
присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
      3. Заседания  избирательных  комиссий  созываются  и  проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя комиссий.
Заседание комиссии созывается  по  требованию  не  менее  одной  трети
членов комиссии с правом решающего голоса.
      4. Повестка дня заседания избирательной комиссии формируется  ее
председателем  на основании планов работы комиссии, предложений членов
комиссии с правом решающего голоса. В обязательном порядке в  повестку
дня заседания комиссии включается вопрос по предложению члена комиссии
с  правом  решающего  или   совещательного   голоса,   если   за   это
проголосовало  не  менее  одной трети присутствующих членов комиссии с
правом решающего голоса.
      5.  Решения  избирательных  комиссий,  принятые  в  пределах  их
компетенции,  обязательны  для  исполнительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления,   общественных  объединений,
предприятий,  учреждений,  организаций  всех  форм  собственности,  их
должностных лиц,  а также для нижестоящих избирательных комиссий.
      6. Решения  избирательных  комиссий  об  избрании  председателя,
заместителя   председателя   и   секретаря  избирательной  комиссии  о
регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по  вопросам
финансового   обеспечения   подготовки   и   проведения   выборов,  об
установлении итогов голосования, о  признании выборов  несостоявшимися
или  недействительными,  о  проведении   повторных  выборов, об отмене
решения избирательной комиссии принимаются на заседаниях избирательных
комиссий  большинством  голосов   от   общего  числа членов комиссии с
правом  решающего  голоса.  Решения  избирательных  комиссий  по  иным
вопросам  принимаются  большинством  голосов  от  числа присутствующих
членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
      7. При принятии  решений  избирательными  комиссиями,  в  случае
равного числа голосов “За” и “Против” голос председателя избирательной
комиссии является решающим.
      8. Решение избирательной  комиссии подписывается председателем и
секретарем  избирательной  комиссии.  Члены избирательной комиссии, не
согласные с решением,  принятым  избирательной  комиссией,   вправе  в
письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено
председателем  избирательной   комиссии   до   сведения    вышестоящей
избирательной  комиссии  не  позднее чем в трехдневный срок,  а за три
дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.
      9. Решение избирательной комиссии,   противоречащее  федеральным
законам,  настоящему  закону,  либо принятое избирательной комиссией с
превышением полномочий,   подлежит  отмене  вышестоящей  избирательной
комиссией или судом.
      10. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении  жалоб
(заявлений)   вправе   присутствовать  представители  заинтересованных
сторон.
      11.  Оплата  труда  членов  избирательной  комиссии   с   правом
решающего  голоса производится  в  пределах  выделенных  избирательной
комиссии   бюджетных  средств  в  порядке  и  размерах,   определяемых
Центральной избирательной комиссией.

 

      Статья 13.3.  Содействие деятельности избирательных комиссий
      1. Органы  государственной  власти  и  местного  самоуправления,
общественные  объединения,  предприятия, учреждения и организации всех
форм собственности, а также  их  должностные  лица  обязаны  оказывать
избирательным  комиссиям  содействие в реализации их полномочий, в том
числе в  предоставлении  необходимых  помещений,  транспорта,  средств
связи,  технического  оборудования,  а  также предоставлять сведения и
материалы, предоставлять возможность  размещения  печатной  информации
избирательных  комиссий в порядке, установленном федеральными законами
и настоящим законом.
      2. Органы  государственной  власти  и  местного  самоуправления,
общественные объединения,  предприятия,  учреждения и организации всех
форм  собственности,  а  также  их  должностные  лица  обязаны  давать
ответы на обращения  избирательных  комиссий в пятидневный срок,  а за
пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.

 

      Статья  13.4.  Обжалование  решений  и  действий   избирательных
      комиссий


Информация по документу
Читайте также