Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11.03.1999 № 81-IIЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г.Якутск, 11 марта 1999 года З № 81-II Утратил силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 1119-III Об организации работы по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) (В редакции Законов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 397-ІІ; от 26.04.2007 г. N 925-III; от 08.11.2007 г. N 1049-III) Настоящий закон регулирует вопросы организации работы по опеке и попечительству на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом ”О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” и другими соответствующими нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем законе В настоящем законе используются следующие понятия: а) ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия); б) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством порядке; в) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, и лица до 23 лет, если они продолжают обучение в дневных средних специальных и высших учебных заведениях; г) опека - форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; д) попечительство - правовая форма охраны и защиты имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях их содержания, воспитания, образования; е) подопечные - лица, в отношении которых установлена опека (попечительство); ж) права и законные интересы ребенка - совокупность имущественных и личных неимущественных прав и интересов ребенка; з) опекуны и попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних и граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, либо выполняющие попечительские обязанности в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать свои права, а также выполнять свои обязанности; и) приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью); к) дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; л) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; м) дополнительные гарантии по социальной защите - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Статья 2. Основные задачи органов опеки и попечительства Основными задачами органов опеки и попечительства являются: а) защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно исполнять, осуществлять и защищать свои права, а также исполнять обязанности; в) обеспечение условий для жизни, воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; г) планирование мер по защите прав и интересов ребенка и контроль за его выполнением; д) недопущение прекращения исполнения обязанностей опекуном (попечителем) по достижении ребенком совершеннолетия, за исключением случаев, когда для прекращения исполнения обязанностей имеется взаимное соглашение опекуна (попечителя) и опекаемого лица и разрешение органов опеки и попечительства; е) защита прав и интересов детей при отказе родителей взять своих детей из образовательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения. Статья 3. Организация работы по опеке и попечительству 1. Органами опеки и попечительства являются территориальные органы исполнительной власти, которые имеют право устанавливать должности соответствующих специалистов. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 397-ІІ) 2. Органы исполнительной власти улусов предусматривают должность специалиста по опеке и попечительству. Органы исполнительной власти администраций городов и улусов имеют право устанавливать должности специалистов по опеке и попечительству из расчета один специалист на 5 тысяч детского (до 18 лет) населения данной территории. 3. Расходы на реализацию мер по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Саха (Якутия), местного бюджета, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законодательством источников финансирования. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам (попечителям) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, а также порядок денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утвержденными Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством Российской Федерации. 4. Оказание содействия органам опеки и попечительства в обеспечении устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в образовательное, лечебное учреждения, учреждение социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения возлагается на Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), а в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве, - на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), глав администраций (руководителей местных органов исполнительной власти). Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства 1. К компетенции местных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних относятся: а) признание ребенка нуждающимся в государственной защите; б) опека и попечительство; в) подготовка в месячный срок документов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для определения их дальнейшего устройства; г) передача ребенка на полное государственное обеспечение; д) направление ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; е) выдача предварительного разрешения опекунам и попечителям на распоряжение имуществом, доходами подопечного; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) ж) разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного; з) разрешение на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; и) разрешение на совершение от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законодательством; к) разрешение на совершение всех сделок, влекущих отказ от прав, принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, или изменение объема указанных прав; л) защита жилищных прав детей; м) заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; н) сообщение об опеке, попечительстве и управлении имуществом детей, оставшихся без попечения родителей, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) о) дача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) п) подача заявления в органы записи актов гражданского состояния о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) р) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, обеспечение временного устройства ребенка; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) с) осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в лечебных, воспитательных и иных учреждениях, защита прав выпускников данных учреждений; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) т) дача в установленном порядке согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) у) участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) ф) дача согласия на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) х) принятие решений о проведении психиатрического освидетельствования, а также профилактического осмотра в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя, а также в случае выявления фактов наркомании, токсикомании и алкоголизма; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) ц) заслушивание мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях спрашивать его согласие на решение тех или иных вопросов; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) ч) временное исполнение обязанности опекуна (попечителя) в отношении лица, над которым в течение месяца не установлены опека или попечительство; несение имущественной ответственности в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях за действия этого лица, за действия самих органов опеки и попечительства, а также за вред, причиненный по их вине имуществу или личности подопечного лица; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) ш) иная помощь. 2. К компетенции местных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, относятся: а) установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами; б) назначение опекунов и попечителей; в) освобождение, отстранение опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей; г) прекращение опеки, попечительства. 3. К компетенции местных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, относятся: а) установление попечительства в форме патронажа; б) освобождение или отстранение попечителя от исполнения им своих обязанностей; в) прекращение попечительства в форме патронажа. Статья 5. Функции органов опеки и попечительства 1. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в соответствии с возложенными на них задачами: (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 397-ІІ) а) организуют и осуществляют выявление детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) б) проводят в трехдневный срок обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка, привлекая социального педагога, работника народного образования и представителей общественности; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) в) подбирают лиц, изъявивших желание стать опекуном (попечителем) и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к опекуну, попечителю, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей; г) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; д) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленным действующим законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации; е) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в обучении, воспитании, организации отдыха, оздоровлении и занятости подопечных; ж) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; з) обеспечивают временное устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также сохранность их имущества; и) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, на опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление (удочерение), а при отсутствии такой возможности - в образовательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; к) готовят заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют при разбирательстве дел в судах по установлению и отмене усыновления (удочерения); л) участвуют в судах по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством; м) осуществляют подбор лиц, способных выполнять обязанности приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, заключают договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; н) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции; о) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) и другие дела в защиту прав и интересов несовершеннолетних; п) дают заключения и участвуют в судах при разбирательстве дел, связанных с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав; р) участвуют в судах при разбирательстве дел о передаче или отобрании детей; с) решают вопросы при изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством; т) выносят решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); у) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия; ф) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, насилия в семье; х) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства; ц) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры. 2. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными: (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 397-ІІ) а) оказывают необходимую помощь до установления опеки (попечительства) лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства; б) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), готовят материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей; в) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека (попечительство); г) осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей), оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными; д) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения; е) принимают участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий по определению форм обучения детей (классы выравнивания и коррекционные школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) умственном развитии; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 08.11.2007 г. N 1049-III) ж) возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и интересов подопечных; з) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; и) осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, поступившими к ним на постоянное проживание; к) осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных; л) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки (попечительства) и принимают по ним меры. 3. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа: (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 397-ІІ) а) устанавливают попечительство в форме патронажа и назначают попечителей (помощников) над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; б) освобождают и отстраняют попечителей (помощников) от выполнения возложенных на них обязанностей; в) выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа; г) оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять обязанности; д) в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителей (помощников); е) готовят материалы, необходимые для назначения попечителей (помощников), а также об освобождении или отстранении попечителей (помощников) от выполнения возложенных на них обязанностей; ж) ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа; з) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования попечителем (помощником) попечительства в форме патронажа в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи; и) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры. Статья 6. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые федеральным законом, действуют на территории Республики Саха (Якутия). 2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) осуществляют разработку и исполнение в рамках Закона ”О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)” целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. В случае смерти или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение трех месяцев приватизировать жилую площадь в пользу детей. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 925-III) Статья 7. Особенности применения настоящего закона Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Статья 8. Ответственность за исполнение настоящего закона Должностные лица органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Председатель Палаты Представителей Н.СОЛОМОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|