Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.05.2000 № 193-ІІЗ А К О Н РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г.Якутск, 17 мая 2000 года З № 193-ІІ Утратил силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 г. N 419-III О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (В редакции Законов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 387-ІІ; от 04.11.2004 г. N 339-III) Настоящий закон устанавливает правовые, экономические, финансовые основы административно-территориальных образований в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), наделяемых статусом ”национальный”, порядок формирования и организации, полномочия, взаимодействие органов власти. Глава I Общие положения Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе В настоящем законе применяются следующие основные понятия: а) национальный улус - административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия), наделенное статусом ”национальный” с целью защиты и сохранения среды обитания и права на традиционное природопользование, национальные промыслы и ремесла, возрождения национальной культуры и языка, удовлетворения духовных запросов и создания условий социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, долган, юкагиров, чукчей(Исключены слова - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 04.11.2004 г. N 339-III)) в местностях (территориях) их компактного проживания; б) национальный наслег - административно-территориальное образование в составе улуса, города республиканского значения с установленной границей, наделенное статусом ”национальный”, объединяющее один или несколько населенных пунктов с прилегающими землями, лесными и водными ресурсами, созданное для решения вопросов национального самоуправления коренных малочисленных народов Севера в местностях (территориях) их компактного проживания; в) национальный кочевой совет - административно-территориальное образование в составе наслега, улуса, наделенное статусом ”национальный”, создаваемое волеизъявлением граждан, входящих в состав кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на территориях традиционного природопользования, переданных во владение государством, в целях обеспечения взаимодействия общин с государственной властью и их полномочными представителями на местах, сохранения и развития традиционного уклада жизни; г) фольклорное право (разновидность обычного права) - правила поведения, обусловленные обычаями и традициями этнической общности, подлежащие неукоснительному исполнению и моральному воздействию в случае их нарушения. Статья 2. Правовая основа регулирования национального административно-территориального образования Правовой основой регулирования национального административно-территориального образования являются Конституция Республики Саха (Якутия), Конституция Российской Федерации, федеральные законы о защите прав коренных малочисленных народов, законы Республики Саха (Якутия) об административно-территориальном устройстве, о местном самоуправлении, правах коренных малочисленных народов Севера, международные правовые акты о праве народов на самопределение, самоуправление и настоящий закон. Статья 3. Сфера действия настоящего закона Настоящий закон действует в пределах Республики Саха (Якутия) в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Статья 4. Цели и задачи настоящего закона 1. Целями настоящего закона являются: а) обеспечение конституционного права граждан на этническую принадлежность, самобытные языки и культуру; б) защита мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; в) реализация свободы выбора форм управлений в соответствии с фольклорным правом и обеспечение органического сочетания этнических особенностей самоуправления коренных малочисленных народов Севера с государственной системой власти Республики Саха (Якутия). 2. Основными задачами настоящего закона являются: а) выравнивание уровня жизни и социально-экономического развития населения, проживающего на данной территории; б) обеспечение национального культурного и духовного возрождения коренных малочисленных народов Севера; в) сохранение исконной среды проживания и традиционных отраслей хозяйствования, обуславливающих самобытный образ и уклад жизни, этнические особенности коренного населения улуса, наслега; г) создание необходимых условий для развития сферы трудовой занятости населения без ущерба для окружающей среды и ее экологической безопасности. Статья 5. Основные принципы образования национального улуса, наслега Основными принципами образования национального улуса, наслега являются: а) особый статус национального улуса, наслега, соответствующий задачам национального и социально-экономического возрождения и развития коренных малочисленных народов Севера; б) добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего национального образования; в) равноправие граждан, проживающих на территории национальных образований; недопущение какого бы ни было прямого или косвенного ограничения прав и свобод граждан, определенных Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерацией; г) законность; д) разделение функций представительной и исполнительной власти; е) подконтрольность и подотчетность населению; ж) гласность и учет общественного мнения, прямое участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений по вопросам общественной жизни; з) сочетание общественной инициативы с государственной политикой и поддержкой. Глава II Порядок наделения административного-территориального образования статусом ”национальный” Статья 6. Порядок наделения административно-территориального образования статусом ”национальный” 1. Основанием наделения административно-территориального образования статусом ”национальный” является добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на данной территории, выраженное в форме местного референдума либо схода (собрания) граждан, обладающих активным избирательным правом. 2. Наделение административно-территориального образования статусом ”национальный”, определение его границ осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительством Республики Саха (Якутия) следующих документов: а) итогового документа местного референдума либо схода (собрания) граждан, принятого двумя третями голосов; б) карты и описания границ территории с учетом естественных и исторических рубежей, основанных на этнографических материалах, согласованных с приграничными административно-территориальными образованиями; в) решения улусного представительного органа власти; г) представления Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия); д) решения Правительства Республики Саха (Якутия). 3. Изменение границ национального административно-территориального образования, передача населенных пунктов другому административно-территориальному образованию, переименование, преобразование и упразднение осуществляются Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с учетом волеизъявления граждан, постоянно проживающих на данной территории, и с согласия Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). 4. Наделение административно-территориального образования статусом ”национальный” в пределах Республики Саха (Якутия) может быть в случае, если национальные группы коренных малочисленных народов, проживающие на этой территории, составляют не менее 30 процентов от числа населения соответствующей местности и при добровольном согласии граждан, выраженном большинством голосов проведенного референдума или схода (собрания). 5. Национальное административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия) имеет свою символику (эмблему, вымпел) в порядке, установленном его уставом. 6. Название государственных предприятий, учреждений на территории национального административно-территориального образования оформляется на государственных языках и на языке народа, определенном населением на референдуме или сходе (собрании). Глава III Права национального улуса, наслега Статья 7. Права национального улуса, наслега Органы власти национального улуса, наслега на своей территории имеют право: а) владеть землей, водоемами, животным и растительным миром в порядке, предусмотренном федеральным законодательством; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 387-ІІ) б) участвовать в осуществлении контроля за использованием земли, недр, водоемов, животного и растительного мира; в) получать поддержку со стороны органов государственной власти для сохранения национальной самобытности, традиционного образа жизни и занятий, развития родного языка и национальной культуры средств массовой информации; г) обращаться в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, представляя этнические интересы; д) создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке этноса, составляющего титульную основу улуса, наслега; е) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие; ж) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; з) создавать образовательные, культурные и другие социальные учреждения для возрождения языка и культуры, самобытного образа жизни и традиционных видов трудовой деятельности; и) участвовать через своих представителей в деятельности республиканских и международных неправительственных организаций; к) поддерживать гуманитарные связи с родственными этническими группами других субъектов Российской Федерации и вне ее пределов; л) иметь отдельную квоту в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), национальный наслег – в улусном Собрании депутатов согласно закону Республики Саха (Якутия). (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 387-ІІ) Глава IV Основные полномочия органов управления национального улуса, наслега Статья 8. Полномочия органов управления национального улуса, наслега К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области охраны окружающей среды относятся: а) выдача разрешений специально уполномоченным государственным органом на хозяйственную деятельность, связанную с изучением, разведкой и разработкой природных ресурсов, на строительство промышленных и гражданских объектов, испытание любых видов (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 387-ІІ), техники и технологий, препаратов и материалов, на хранение различного рода отходов, включая космические, производится при согласии не менее двух третей населения соответствующего улуса, наслега; б) инициирование создания особо охраняемых природных территорий; в) контроль за деятельностью предприятий, размещенных на территории национального улуса и связанных с использованием земель и природных ресурсов, влияющих на традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера, и представление материалов о нарушении законодательства в соответствующие государственные органы; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 387-ІІ) г) комплектование природоохранных учреждений местными кадрами; д) создание внебюджетных фондов для охраны окружающей среды; е) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 387-ІІ) е) формирование программы охраны природы. 2. К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области землепользования, лесного хозяйства, использования недр, водоемов животного и растительного мира относятся: а) выдача разрешений специально уполномоченным государственным органом на владение, пользование, аренду земли, водоемов, леса, сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, охотничьих и рыбопромысловых угодий гражданам, крестьянским хозяйствам, кочевым родовым общинам, агропромышленным государственным и кооперативным предприятиям, коммерческим структурам, которая производится с согласия населения соответствующей территории; б) осуществление контроля за надлежащим использованием земли, недр, водоемов, животного и растительного мира и принятие мер по привлечению к ответственности в случаях нарушения действующего законодательства; в) установление сроков охоты и квоты добычи на все виды копытных животных, пушных зверей, боровой и водоплавающей дичи, рыбы (кроме занесенных в Красную книгу), в том числе норм безлицензионной охоты и добычи рыбы для личного потребления без права реализации, производится с учетом возможностей воспроизводства биологических ресурсов территорий и в соответствии с природоохранным законодательством. 3. К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области обеспечения социальных прав относятся: а) разработка ежегодных программ по: - улучшению жилищных условий; - охране здоровья населения; - обеспечению населения продовольствием, товарами первой необходимости; - развитию традиционных отраслей хозяйства, созданию рабочих мест; - подготовке национальных кадров для работы в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях; б) проведение экспертизы и утверждение проектов планировки и застройки населенных пунктов с учетом национальных архитектурных традиций и местных обычаев, мест культового значения; в) организация и развитие художественных промыслов и ремесел, создание с этой целью отраслей и предприятий на основе коллективной и индивидуальной трудовой деятельности. 4. К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области культуры относятся: а) организация учета, охраны национальных исторических и культурных памятников, их содержания и реставрации; б) организация деятельности исторических, краеведческих, литературных, художественных, мемориальных и других музеев, оказание помощи общественным и частным музеям; в) создание этнокультурных центров; г) содействие проведению этнических фестивалей, смотров, праздников, выставок и иных культурно-массовых мероприятий; д) организация теле- и радиовещания, издательской деятельности на национальных языках; е) установление и развитие связей с родственными национальными административно-территориальными образованиями, культурно-просветительными и туристическими организациями; ж) разработка программы возрождения этнических культур. 5. К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области образования относятся: а) организация обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях на национальных языках с учетом желания родителей или лиц, их заменяющих; б) создание условий для обучения детей в школах, классах (группах) на родном языке, организация преподавания национальной культуры и истории территории; в) обеспечение комплектования школ и дошкольных учреждений педагогическими кадрами, владеющими родным языком; г) разработка и реализация программ развития национальной школы. Глава V Органы власти национального улуса Статья 9. Органы власти национального улуса Органы власти национального улуса на своей территории координируют деятельность всей органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах своей компетенции. Статья 10. Национальное улусное Собрание 1. Национальное улусное Собрание - представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, проживающими на территории соответствующего улуса, сроком на 5 лет. 2. Национальное улусное Собрание по решению сессии может иметь этническое название (суглан, шахаджиба, чакабак и тому подобное). 3. В составе национального улусного Собрания не менее одной трети части депутатов являются депутатами из числа коренных малочисленных народов Севера. 4. Национальное улусное Собрание: а) принимает решения по всем важным вопросам социально-экономического, этнокультурного развития улуса; б) утверждает программы развития национальных наслегов и отчеты об их исполнении; в) выражает недоверие главе улуса, вносит представление на освобождение от занимаемой должности руководителей улусных предприятий и организаций в случае неисполнения ими своих должностных обязанностей; г) исполняет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. 5. Председатель национального улусного Собрания избирается на первой организационной сессии простым большинством голосов из числа депутатов национального улусного Собрания и выполняет свои должностные обязанности на постоянной основе. Статья 11. Администрация национального улуса 1. Администрация национального улуса - исполнительный и распорядительный орган, возглавляемый должностным лицом администрации национального улуса в соответствии с уставом национального административно-территориального образования. 2. В целях обеспечения деятельности администрации национального улуса с учетом местных условий и особенностей национальным улусным Собранием по представлению главы администрации национального улуса принимается Положение об администрации национального улуса в соответствии с действующим законодательством. 3. Структура администрации национального улуса формируется и утверждается в соответствии с уставом национального административно-территориального образования. Статья 12. Должностное лицо администрации национального улуса 1. Исполнительной и распорядительной деятельностью национального улуса руководит должностное лицо администрации национального улуса, определенное уставом национального административно-территориального образования, избираемое гражданами, проживающими на территории данного улуса, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком до пяти лет. 2. Должностное лицо администрации национального улуса избирается из числа лиц (Исключены слова - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 387-ІІ), достигших 21 года и имеющих высшее образование, а также возможность по своим морально-деловым качествам и состоянию здоровья исполнять функциональные обязанности должностного лица администрации национального улуса, установленные уставом национального административно-территориального образования. 3. Должностное лицо администрации национального улуса не может быть одновременно депутатом национального улусного Собрания. 4. Должностное лицо администрации национального улуса обязано ежегодно отчитываться перед национальным улусным Собранием об исполнении своих должностных обязанностей. Глава VI Органы власти национального наслега и национальный кочевой совет Статья 13. Органы власти национального наслега Органы власти национального наслега на своей территории координируют деятельность всей системы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Статья 14. Национальный кочевой совет На территории национального улуса, наслега могут быть созданы национальные кочевые советы - национальные административно-территориальные образования с установленной границей в местах традиционного природопользования и компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Границы национального кочевого совета, а также территория, входящая в его юрисдикцию, определяются при установлении территории национального улуса, наслега согласно действующему законодательству. Глава VII Устав национального административно-территориального образования Статья 15. Порядок разработки и принятия устава национального административно-территориального образования Устав национального административно-территориального образования разрабатывается населением самостоятельно, принимается представительным органом национального административно-территориального образования или сходом (собранием) граждан, обладающих активным избирательным правом. Статья 16. Регистрация устава национального административно-территориального образования Устав национального административно-территориального образования подлежит регистрации в порядке, установленном законом Республики Саха (Якутия). Глава VІІІ Экономическая и финансовая основы функционирования национального улуса, наслега Статья 17. Экономическая и финансовая основы функционирования национального улуса, наслега Экономическую и финансовую основы функционирования национального улуса, наслега составляют земля, недра, водоемы, животный и растительный мир, находящиеся на соответствующих национальных административно-территориальных образованиях, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления. При пользовании недрами в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера часть платежей за природные ресурсы (не менее 50 процентов) из доли, поступающей в местный бюджет, направляется на социально-экономическое развитие национальных улусов и наслегов, а также на поддержку населения. Статья 18. Особенности формирования бюджета национального административно-территориального образования В бюджете национального улуса, национального наслега, национального кочевого совета выделяются отдельной строкой финансовые средства для: а) компенсации транспортных расходов по завозу продовольствия и промышленных товаров с мест поставок до улусного центра, наслега, кочевого совета и вывозу продукции традиционных отраслей хозяйства; б) отстрела волков, обслуживания и развития традиционных отраслей хозяйства и промыслов. Статья 19. Программы социально-экономического функционирования национальных административно-территориальных образований Администрации улусов Республики Саха (Якутия), имеющие на своей территории национальные наслеги, разрабатывают специальные программы социального и экономического функционирования данных административно-территориальных образований и финансируют их в приоритетном порядке. Статья 20. Государственная поддержка национального административно-территориального образования Федеральные и республиканские органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития национальных административно-территориальных образований и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное этническое самоуправление. В национальных парках, природных заповедниках, на особо охраняемых территориях, где проживают малочисленные этнические общности, допускается выделение зон традиционного интенсивного природопользования. Коренные малочисленные народы и этнические общности имеют приоритетное право на пользование животным миром в местностях (территориях) традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Статья 21. Право создания производств по разработке полезных ископаемых на территории национального улуса Национальные улусы вправе создавать производства по разработке полезных ископаемых на своей территории. Статья 22. Дополнительные источники бюджета национального административно-территориального образования Дополнительными источниками бюджета национального административно-территориального образования могут служить государственные льготы по налогам, меценатские, спонсорские, договорные финансовые перечисления и иная помощь, направляемая в улусный, наслежный Фонд сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера. Статья 23. Ограничение действий органов республиканской исполнительной власти на территории национального административно-территориального образования Ппредставители республиканских органов государственной власти на территории национального административно-территориального образования не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие полномочия органов местного самоуправления, направленные на реализацию целей и задач настоящего закона. Статья 24. Взаимоотношение национального улуса, наслега, кочевого совета с органами власти Взаимоотношения национального улуса, наслега, кочевого совета с Правительством Республики Саха (Якутия) и государственными органами осуществляются на основе действующего законодательства. Глава ІХ Дополнительные социальные льготы и гарантии для жителей национального административно-территориального образования Статья 25. Дополнительные социальные гарантии для жителей национального административно-территориального образования Национальное улусное Собрание вправе предусмотреть применение дополнительных коэффициентов к пенсиям по старости и по инвалидности для жителей национального административно-территориального образования за счет собственных средств. Глава X Заключительные положения Статья 26. Решение спорных вопросов, возникающих в связи с применением настоящего закона Спорные вопросы, возникающие в связи с применением настоящего закона, решаются посредством создания согласительных комиссий или в судебном порядке. Статья 27. Действие настоящего закона в национальных административно-территориальных образованиях В административно-территориальных образованиях Республики Саха (Якутия), наделенных статусом ”национальный”, настоящий закон распространяется со дня его опубликования. Заместитель Председателя Палаты Представителей А.ВЛАСОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|