Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 № 513-IIIЗ А К О Н РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г.Якутск, 16 июня 2005 года З № 513-III Утратил силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 г. N 359-V О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» Статья 1 Внести в Закон Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года № 59-I «Об образовании» изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: «Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» Настоящий закон определяет принципы, цели и задачи государственной политики в области образования, устанавливает и обеспечивает государственные гарантии в реализации конституционных прав граждан на образование, создает правовую основу для функционирования и развития системы образования Республики Саха (Якутия), определяет права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования, обеспечивает правовое регулирование взаимоотношений в данной сфере, определяет и разграничивает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области образования. Глава 1. Общие положения Статья 1. Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования 1. Сфера образования является приоритетным направлением государственной политики Республики Саха (Якутия). 2. Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования осуществляется через деятельность органов государственной власти, координацию деятельности государственных органов, общественных объединений, учреждений и организаций по развитию системы образования в Республике Саха (Якутия). 3. Организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования является республиканская (государственная) программа развития образования, утверждаемая Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 4. В образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускаются. Статья 2. Принципы государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности и общечеловеческих ценностей, бережного отношения к жизни и здоровью человека. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального и республиканского культурного и образовательного пространства. Сохранение и приумножение национальных культур и традиций в условиях многонациональной республики; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) обязательность образования в объеме программы среднего (полного) общего образования (1-11 классы); 7) непрерывность образования и преемственность его ступеней, разнообразие образовательных программ; 8) научный характер образования; 9) связь обучения и воспитания с жизнью; 10) бесплатность основных видов образования; 11) свобода выбора языка обучения; 12) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Статья 3. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области образования 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области образования включает в себя настоящий закон и принимаемые в соответствии с ним законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия). 2. Действие законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования распространяется на все образовательные учреждения в Республике Саха (Якутия) независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Статья 4. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования Задачами законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования являются: 1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), на образование; 2) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Республики Саха (Якутия); 3) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере; 4) определение полномочий в области образования органов государственной власти и органов управления образованием. Статья 5. Государственные гарантии прав граждан в области образования 1. В Республике Саха (Якутия) каждому гражданину гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. 2. Право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 3. Республика Саха (Якутия) гарантирует гражданам в рамках средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов и государственного заказа на обеспечение специалистами с высшим профессиональным образованием, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. Республика Саха (Якутия) создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 5. Республика Саха (Якутия) оказывает содействие одаренным и проявившим выдающиеся способности гражданам в получении ими образования повышенного уровня. Статья 6. Язык (языки) обучения 1. Граждане, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), имеют право на получение образования на государственных языках Республики Саха (Якутия), а также на выбор языка обучения в рамках возможностей и условий, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на государственных языках Республики Саха (Якутия) обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. 2. Правительство Республики Саха (Якутия) в соответствии с международными договорами и соглашениями оказывает содействие представителям коренных народов Республики Саха (Якутия), проживающим вне ее территории, в изучении родного языка и иных предметов этнокультурной направленности. 3. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, кроме дошкольных, изучение государственных языков Республики Саха (Якутия) регламентируется государственными образовательными стандартами. 4. Республика Саха (Якутия) оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках коренных народов Республики Саха (Якутия), не имеющих своей государственности в Российской Федерации. Статья 7. Региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов 1. Региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников по региональному компоненту базисного учебного плана независимо от форм получения образования. 2. Региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов реализуется во всех образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), а также в муниципальных образовательных учреждениях. 3. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции устанавливают региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов, определяющий в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных и дополнительных образовательных программ по родному (нерусскому) языку, родной (нерусской) литературе и иным предметам этнокультурной направленности, требования к уровню подготовки выпускников по данным предметам. 4. Основные положения регионального (национально-регионального) компонента, сопряженного с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). 5. Региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов по новым образовательным программам вводится не ранее чем через три года после начала работы по данным программам. 6. Региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов разрабатывается и уточняется не реже одного раза в десять лет. 7. Для обучающихся с отклонениями в развитии может быть установлен региональный (национально-региональный) компонент, сопряженный с федеральным компонентом специальных государственных образовательных стандартов. Глава 2. Система образования Статья 8. Понятие системы образования Система образования в Республике Саха (Якутия) входит в систему образования Российской Федерации и представляет собой совокупность: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Республике Саха (Якутия) реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 3. В Республике Саха (Якутия) к общеобразовательным основным программам относятся программы, обеспечивающие государственные образовательные стандарты: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4. Профессиональные образовательные программы направлены на удовлетворение потребностей личности в получении знаний, на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. 5. В Республике Саха (Якутия) реализуются следующие профессиональные программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. 6. Обязательный минимум содержания регионального (национально-регионального) компонента каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Статья 10. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования в Республике Саха (Якутия): учитывает особенности экономического и социального развития Республики Саха (Якутия), обеспечивает воспроизводство и развитие ее кадрового потенциала; создает условия для самоопределения и самореализации личности, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 2. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования сельского образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) должно учитывать особенности труда и образа жизни на селе. 3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. 4. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Органы управления образованием Республики Саха (Якутия) обеспечивают в пределах своей компетенции разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ. 5. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные (на договорной основе) услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ в соответствии с приложением к лицензии. 6. Военная подготовка в гражданских общеобразовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. 7. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры и спорта. Статья 11. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). 2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, а также с учетом регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта. 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, получают по этому предмету летние задания и по результатам их сдачи переводятся в следующий класс условно. Перевод обучающегося в следующий класс производится по решению органа управления образовательного учреждения. 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 12. Дошкольное образование 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье создается и действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 3. Дошкольное образование осуществляется в муниципальных и ведомственных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, негосударственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы данного уровня различной направленности, посредством индивидуальной педагогической деятельности, а также в семье. 4. Муниципальные и ведомственные негосударственные дошкольные образовательные учреждения могут обеспечивать воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от одного года шести месяцев до семи лет. 5. Дошкольное образование на территории Республики Саха (Якутия) является обязательным для детей с достижения ими возраста пяти лет (кроме детей с ограниченными возможностями здоровья). 6. В Республике Саха (Якутия) могут создаваться детские сады (группы) на дому, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях, общинные (родовые) детские сады, кочевые детские сады как филиалы дошкольного образовательного учреждения. 7. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с законом. 8. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством организуют предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Статья 13. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 1. Общее образование направлено на развитие личности, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, воспитание гражданина, способного к успешной социализации в современном обществе, обеспечение обучающимся равных возможностей для осознанного выбора последующей профессиональной деятельности. 2. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 3. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. 4. Государственная аттестация по завершении основного общего и среднего (полного) общего образования является обязательной. 5. Получение среднего (полного) общего образования в общеобразовательном учреждении ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для категорий обучающихся, указанных в частях 11-15 статьи 44 настоящего закона, предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен. 6. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства. Решение об исключении обучающегося из образовательного учреждения принимается педагогическим советом по согласованию с органом управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение, и соответствующей комиссией по делам несовершеннолетних. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. 7. В общеобразовательном учреждении проводится допрофильная подготовка и профильное обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Общеобразовательные учреждения по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии соответствующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензии). Начальная профессиональная подготовка проводится в общеобразовательном учреждении только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). Статья 14. Реализация профессиональных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные программы, имеющие целью подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе специальных. Переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов имеет целью получение ими новой профессии или специальности, осуществляется по одной из основных профессиональных образовательных программ и ведет к получению нового профессионального образования. Такая переподготовка может осуществляться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях переподготовки и повышения квалификации, имеющих соответствующую лицензию. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Профессиональные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, реализуют соответствующие образовательные программы согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным законодательством. 2. Для лиц, имеющих документ государственного образца, подтверждающий получение основного общего образования, и желающих продолжить образование в образовательных учреждениях профессионального образования, государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в рамках образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение профессионального образования. Статья 15. Профессиональная подготовка 1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. 2. В необходимых случаях лицам, не имеющим основного общего образования, создаются условия для получения ими профессиональной подготовки. 3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов и рабочих, имеющих соответствующую квалификацию. Статья 16. Начальное профессиональное образование 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. 2. В Республике Саха (Якутия) начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) (профессиональных училищах, профессиональных лицеях, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), учебно-производственных центрах и других образовательных учреждениях данного уровня, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Статья 17. Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. 3. В Республике Саха (Якутия) среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), а также на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). 4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Статья 18. Высшее профессиональное образование 1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. 2. В Республике Саха (Якутия) высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях), находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), и в иных образовательных учреждениях данного уровня, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). 3. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Статья 19. Послевузовское профессиональное образование 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. 2. В Республике Саха (Якутия) послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Статья 20. Дополнительное образование 1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов. 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования; в иных образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и имеющих соответствующие лицензии; посредством индивидуальной педагогической деятельности. Статья 21. Дополнительное образование детей 1. Дополнительное образование детей может быть получено в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, создаваемых в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. 2. Образовательное учреждение, реализующее в соответствии с лицензией дополнительное образование детей, вправе выдавать документ (удостоверение, сертификат, свидетельство) о прохождении полного курса программы дополнительного образования детей, утвержденной с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных органами управления образованием Российской Федерации и органами управления образованием Республики Саха (Якутия). 3. Дополнительное образование детей может быть реализовано в государственных и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. К образовательным учреждениям дополнительного образования детей относятся: 1) центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный); 2) дворец (детского (юношеского) творчества); 3) дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); 4) детский (подростковый) клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки); 5) детская студия (по различным видам искусств); 6) станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); 7) детский парк; 8) школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная, (спортивно-техническая, в том числе олимпийского резерва); 9) музей (детского творчества, литературы и искусства); 10) детский оздоровительно-образовательный лагерь. Статья 22. Дополнительное (постдипломное) образование взрослых 1. Дополнительное (постдипломное) образование взрослых предоставляет гражданам возможность непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности через образовательные программы повышения квалификации и переподготовки, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, в центрах занятости населения), находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), и в иных учреждениях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и имеющих соответствующие лицензии. 2. Общее руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников системы общего образования в Республике Саха (Якутия) осуществляет государственный орган управления образованием Республики Саха (Якутия). 3. Научно-методическим организационным центром, осуществляющим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников системы общего образования в Республике Саха (Якутия), является институт повышения квалификации работников образования. Статья 23. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 2. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной и профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. 3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Республики Саха (Якутия) устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 24. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение, находящееся в ведении Республики Саха (Якутия), в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации, заверяемые печатью образовательного учреждения. 2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. 3. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения. Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании, квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. 4. Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), имеют право в соответствии с лицензиями выдавать документы государственного образца о соответствующем уровне образования. 5. В Республике Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. 6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. Статья 25. Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия) 1. На территории Республики Саха (Якутия) функционируют образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание, развитие и воспитание обучающихся, воспитанников. 2. В ведении Республики Саха (Якутия) могут находиться образовательные учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования детей; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 3. Деятельность образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. 4. Государственный статус образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия) (тип, вид и категории, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ), устанавливается при его государственной аккредитации. 5. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия), могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Статья 26. Устав образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия) 1. Устав образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия), принимается общим собранием коллектива образовательного учреждения и после согласования с государственным органом управления образованием Республики Саха (Якутия) вносится для утверждения учредителю - уполномоченному органу государственной власти Республики Саха (Якутия). 2. Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия), устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 27. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия) 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), в части, не урегулированной настоящим законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение, находящееся в ведении Республики Саха (Якутия), последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и с другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 3. Прием граждан в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), принимаются: 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; 3) граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Саха (Якутия); 4) граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий. 4. Победители и призеры республиканского и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, всероссийских, международных спортивных соревнований принимаются без вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенные на территории Республики Саха (Якутия), для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады, спортивных соревнований. Статья 28. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении, находящемся в ведении Республики Саха (Якутия), регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми на основе соответствующих базисных и примерных документов, указанных в части 2 настоящей статьи, и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. 2. Базисные и примерные учебные планы, примерные годовые календарные учебные графики, примерные программы курсов и дисциплин в пределах государственного образовательного стандарта, учитывающие природно-климатические, социально-экономические и этнокультурные особенности республики, разрабатываются и утверждаются государственным органом управления образованием Республики Саха (Якутия). 3. Органы государственной власти и органы управления образованием Республики Саха (Якутия) не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия), после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 4. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников по учебным курсам и дисциплинам регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием Республики Саха (Якутия). 5. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся, а также возможность участия в определении особенностей организации образовательного процесса. 6. Образовательное учреждение, находящееся в ведении Республики Саха (Якутия), осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в установленном порядке. 7. Образовательное учреждение ведет учет прибытия, выбытия и дальнейшего закрепления обучающихся, воспитанников и участвует в создании банка данных всех детей в возрасте до восемнадцати лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), для обеспечения их права на среднее (полное) общее образование. Глава 3. Управление системой образования Статья 29. Органы управления образованием Республики Саха (Якутия) 1. В Республике Саха (Якутия) создаются и действуют органы управления образованием Республики Саха (Якутия) и муниципальные органы управления образованием. 2. Органы управления образованием Республики Саха (Якутия) создаются решением Правительства Республики Саха (Якутия) по согласованию с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Муниципальные органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления. 3. Деятельность органов управления образованием Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение республиканской (государственной) программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне нормативов, устанавливаемых в Республике Саха (Якутия). 4. Органам управления образованием Республики Саха (Якутия) подконтрольны образовательные учреждения, находящиеся в их ведении. 5. К полномочиям органов управления образованием Республики Саха (Якутия) относятся: 1) разработка и утверждение примерных положений об образовательных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; 2) лицензирование образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, начального профессионального, среднего профессионального образования в порядке, установленном федеральным законодательством; 3) организация процедуры проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, создание аттестационных комиссий по оценке педагогической деятельности работников образования в порядке, установленном федеральным законодательством; 4) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин в пределах своих полномочий, организация разработки и издания учебной литературы республиканского комплекта, учреждение и финансирование ведомственных периодических изданий, выпуска радио- и телепередач в сфере образования; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров для системы образования; 6) обеспечение соблюдения законодательства в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов; 7) организация софинансирования и оказание посреднических услуг муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспечения; 8) организация разработки дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 9) ежегодное утверждение перечня учебников республиканского комплекта, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; 10) учреждение и присуждение ведомственных званий и знаков отличия; 11) издание нормативных документов в пределах своих полномочий. Статья 30. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области образования К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области образования относятся: 1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования; 2) законодательство Республики Саха (Якутия) в области образования; 3) разработка и реализация республиканской (государственной) программы развития образования и иных программ в области образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; 4) утверждение республиканского базисного учебного плана по представлению государственного органа управления образованием Республики Саха (Якутия); 5) формирование органов управления образованием Республики Саха (Якутия) и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); 6) создание, реорганизация, ликвидация и финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия); 7) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), в соответствии с федеральным законодательством; 8) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; 9) установление нормативов финансирования образования в Республике Саха (Якутия); 10) формирование государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части расходов на образование; 11) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Саха (Якутия); 12) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия): мер социальной поддержки различных категорий обучающихся, воспитанников и педагогических работников; дополнительных к федеральным республиканских требований в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 13) информационное обеспечение в пределах своих полномочий образовательных учреждений; 14) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников; 15) финансирование издания учебной литературы республиканского перечня для дошкольного и общего образования; 16) установление и присвоение государственных наград Республики Саха (Якутия) работникам образования; 17) издание нормативных документов в пределах своих полномочий. Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия); 2) организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; 6) опека и попечительство. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; 2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансирования и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; 4) подбор, прием на работу и расстановка педагогических кадров и вспомогательного персонала, ответственность за уровень их квалификации; 5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием; 6) разработка, принятие и реализация образовательных программ; 7) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования; 8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; 9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 10) установление заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, создание фонда премирования; 11) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение; 12) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; 13) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим законом; 14) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством об аккредитации; 15) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего закона; 16) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; 17) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений, предприятий общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 18) организация деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; 19) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, не запрещенных законом; 20) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения; 21) выбор учебников из утвержденных федеральных и республиканских перечней комплектов учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 5) иные действия, предусмотренные законодательством. Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия) 1. Образовательное учреждение, находящееся в ведении Республики Саха (Якутия), создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 3. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства соответствующей конфессии. 4. Экспертная комиссия создается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по заявлению учредителя образовательного учреждения и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители органа управления образованием Республики Саха (Якутия), действующих образовательных учреждений, общественности. В подготовке лицензионных, аттестационных материалов и экспертных заключений по муниципальным образовательным учреждениям участвуют соответствующие комиссии, создаваемые муниципальными органами управления образованием. 5. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Организация, содержание и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются. Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются федеральным (центральным) государственным органом управления образованием, если иное не установлено федеральным законом. 6. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. 7. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. 8. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии. 9. Отрицательное заключение экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем в судебном порядке. 10. Лицензия может быть изъята у образовательного учреждения органом, выдавшим лицензию, только в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии. 11. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение. 12. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений проводятся в порядке, установленном федеральным законодательством. 13. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. 14. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств образовательного учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя. 2. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 3. Передача образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), в собственность муниципальных образований, иное изменение государственного статуса образовательных учреждений допускаются в установленном законодательством порядке. 4. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным образовательным учреждением, а также в случае изъятия лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями 1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. 2. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и форма самоуправления определяются уставом образовательного учреждения. 3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. 4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть: 1) избран коллективом образовательного учреждения; 2) избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; 3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; 4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; 5) назначен учредителем; 6) нанят учредителем. 5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководителем определяется положением и уставом образовательного учреждения. 6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается. 7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов не могут исполняться по совместительству. Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением 1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. 2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. Статья 37. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется государственной аттестационной службой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава 4. Экономические отношения в системе образования Статья 38. Отношения собственности в системе образования 1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника). 2. Земельные участки, используемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, закрепляются за ними в бессрочное бесплатное пользование. 3. Образовательное учреждение несет ответственность перед государством и собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. 4. Государственная собственность и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий. 5. Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускается только по истечении срока договора между собственником и образовательным учреждением или между собственником и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором. 7. Образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников. 8. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением. 9. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения. 10. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. 11. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, принадлежащие им объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального и культурного назначения, а также клинические базы учреждений медицинского образования приватизации не подлежат. Статья 39. Финансирование образовательных учреждений 1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. 2. Финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Республики Саха (Якутия). Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образования образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Использование образовательными учреждениями при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличения республиканских нормативов финансирования таких образовательных учреждений. Образовательным учреждениям, расположенным в сельской местности, государством оказывается финансовая и материальная поддержка. 3. Республиканские (региональные) нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия). 4. Нормативы финансирования образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 11 статьи 30 настоящего закона, устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия). Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 11 статьи 30 настоящего закона). 5. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия), дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и(или) иностранных юридических лиц. 6. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. Статья 40. Особенности финансирования образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования 1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется в федеральных государственных образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. 2. Объем и структура приема обучающихся за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Объем и структура приема обучающихся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия). 3. В случае введения регионального компонента государственного образовательного стандарта финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 4. Образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств государственного бюджеты Республики Саха (Якутия) государственных заданий по приему студентов подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами. 5. Образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием на конкурсной основе в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования. 6. Образовательные учреждения могут самостоятельно оказывать в пределах имеющихся внебюджетных средств социальную поддержку нуждающимся студентам. 7. Порядок и объемы финансирования размещения заказа Республики Саха (Якутия) на подготовку специалистов в федеральных учреждениях профессионального уровня из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) определяются нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). Статья 41. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение, находящееся в ведении Республики Саха (Якутия), самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. 2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Статья 42. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательного учреждения 1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. 2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями. 3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Статья 43. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. 2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование Статья 44. Порядок осуществления социальной поддержки обучающихся, воспитанников 1. Учредитель в соответствии со своей компетенцией обеспечивает обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки. 2. Содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), финансируются на основе полного государственного обеспечения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). 4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительством Республики Саха (Якутия). 5. Порядок и размеры обеспечения единовременным денежным пособием, одеждой и обувью при выпуске детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). 6. Обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Инфляционные и иные изменения размера и порядка финансового обеспечения указанных мер социальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). 7. Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении. 8. Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, обмундированием и единовременным денежным пособием. Нормы и порядок обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и обмундированием, размер единовременного денежного пособия устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия). 9. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период академического отпуска полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), содействуют организации их лечения. 10. Порядок финансирования проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), и в муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). 11. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. 12. Республика Саха (Якутия) гарантирует инвалидам, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), право на получение необходимой информации. Периодическая, научная, учебно-методическая, справочно-информационная и художественная литература, в том числе издаваемая на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, приобретается для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), и для муниципальных образовательных учреждений за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха, (Якутия), обучающимся из числа инвалидов по слуху предоставляется возможность пользования услугами сурдопереводчика. Порядок возмещения указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). 13. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсаций затрат родителей на эти цели определяются Правительством Республики Саха (Якутия). Расходы на организацию воспитания и обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), предусматриваются в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, расходы на организацию воспитания и обучения детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях - в местных бюджетах. 14. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда. 15. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и Правительством Республики Саха (Якутия) создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. 16. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы управления образованием Республики Саха (Якутия) и муниципальные органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. 17. Привлечение обучающихся, воспитанников в гражданских образовательных учреждениях без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 18. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 19. Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 20. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия), органы управления образованием Республики Саха (Якутия) обеспечивают перевод обучающихся, воспитанников с согласия их родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. 21. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации. Статья 45. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. 2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Указанные мероприятия обеспечиваются за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 3. Педагогические работники образовательных учреждений подлежат периодическим бесплатным медицинским обследованиям, которые проводятся за счет средств учредителя. 4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала. 5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. 6. Ответственность за создание условий учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. Статья 46. Права и обязанности родителей (законных представителей) 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего среднего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением, а также получать по первому требованию информацию об использовании внебюджетных средств. 2. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении при положительных итогах промежуточной аттестации. 3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. 4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими среднего (полного) общего образования. Статья 47. Занятие педагогической деятельностью 1. Порядок комплектования персонала образовательных учреждений регламентируется их уставами. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. 2. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Статья 48. Оплата труда работников образовательных учреждений Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательных учреждений других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Статья 49. Права и социальная поддержка работников образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) 1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. 2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Саха (Якутия), норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. 3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников. 4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. 5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. 6. Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами Республики Саха (Якутия). 7. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые десять лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. 8. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. 9. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия. 10. Педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом), в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер и порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия). 11. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. 12. Дополнительные меры социальной поддержки, стимулирующие доплаты к заработной плате работников образования в Республике Саха (Якутия), устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия). Статья 50. Трудовые отношения в системе образования Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регламентируются законодательством. Глава 6. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Статья 51. Международное сотрудничество 1. Сотрудничество Республики Саха (Якутия) с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств в области образования строится на основе договоров и соглашений, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему закону. 2. Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан иных государств в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия), равно как и граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по договорам, заключенным юридическими лицами на основании международных соглашений Республики Саха (Якутия). Статья 52. Внешнеэкономическая деятельность Органы управления образованием Республики Саха (Якутия), образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством.». Статья 2 Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Саха (Якутия) В.ШТЫРОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|