Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16.03.2007 № 891-IIIЗакон Республики Саха (Якутия) г. Якутск, 16 марта 2007 года 3 № 891-III Утратил силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 г. N 641-IV О государственной целевой программе «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» Статья 1 Утвердить государственную целевую программу «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы». Статья 2 Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной целевой программы «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» утверждаются ежегодно законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия). Статья 3 Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Саха (Якутия) В.ШТЫРОВ Одобрена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2006 г. №544 Государственная программа "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 Якутск. 2007 Паспорт Государственной программы "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы". Наименование Программы Государственная программа "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы". Наименование, дата и номер решения о разработке программы Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2006 года 302-РП Государственный заказчик-координатор программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Основной разработчик Программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Разработчики Программы Министерство экономического развития PC (Я), Министерство промышленности PC (Я), Министерство имущественных отношений PC (Я), ГКЦ-РЭК PC (Я), ГУП ЖКХ PC (Я), ОП «Тэплоэнергосервис» ОАО АК «Якутскэнерго» Администрации MP: «Мирнинский район», «Нерюнгринский район», «Хангаласский улус (район)», «Усть-Майский улус (район)», «Усть-Янс-кий улус (район)», «Мегино-Кангаласский улус (район)», «Горный улус (район)» Администрации: ГП «Город Нерюнгри, МО «Город Ленск», МО «Город Мирный», ГО «Город Якутск» Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели. Обеспечение стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, проведение энергосберегающей политики, повышение профессионального и образовательного уровня работников жилищно-коммунального комплекса, аккумуляция средств на капитальный ремонт и обновление основного оборудования, систематизация и единообразие учетной политики и документооборота отрасли. Реорганизация (упорядочивание) имущественных, финансовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном секторе, с привлечением частного бизнеса к управлению жилыми домами и коммунальной инфраструктурой, и притоком частных инвестиций в модернизацию и расширение жилищно-коммунального комплекса за счет формирования прозрачной и прогнозируемой системы регулирования и государственной поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье»; приведение системы функционирования жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) в соответствие федеральному законодательству о местном самоуправлении; реализация норм и требований нового Жилищного кодекса РФ Сроки и этапы реализации Программы 2007-2011 годы Подпрограммы Модернизация и техническое перевооружение объектов жилищно-коммунального комплекса Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном комплексе Ремонтная программа жилищно-коммунального комплекса Управление персоналом в жилищно-коммунальном комплексе Систематизация и автоматизация учета технологических процессов, финансово-хозяйственной деятельности и документооборота жилищно-коммунального комплекса Исполнители Программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия), ГУП ЖКХ PC (Я), ОАО АК «Якутскэнерго», органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в части финансирования Объемы и источники финансирования Программы Средства федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), собственные средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заёмные средства. Ожидаемые конечные результаты Программы Повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания населения, надёжность работы систем жизнеобеспечения, оздоровление финансового состояния предприятий ЖКХ, обеспечение стабильной и высоконадежной работы систем жизнеобеспечения, снижение себестоимости и сокращения убытков оказания жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых ценах на единицу продукции Организация контроля за реализацией Программы контроль за реализацией программы осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном для контроля за реализацией государственных программ 2. Введение Республика Саха (Якутия) - самый крупный по территории субъект Российской Федерации. Территория Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км (включая Новосибирские острова), она занимает почти всю северо-восточную часть Азиатского материка, протянувшись с севера на юг на 2000 км и с запада на восток - на 2500 км. Территория республики омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским. Большую часть занимают горные хребты Верхоянский, Черского (гора Победа, высота 3147 м) и др., плоскогорья и нагорья (на западе - Средне-Сибирское, на востоке - Янское, Оймяконское и др.). На севере - Яно-Индигирская и Колымская низменности. Крупные реки - Лена, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма. Среднегодовая численность населения Республики Саха (Якутия) в 2004 г. составила 949,5 тыс. чел. Средняя плотность населения - 0,3 чел./кв.км. Численность экономически активного населения - 507,8 тыс. чел. или 53,5%. В 2004 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 1,9%, уровень общей безработицы - 8,2%. Удельный вес городского населения составляет 64,5%, сельского 35,5%. Население наиболее крупных городов Республики Саха (Якутия) (тыс. чел., на 1 октября 2004 г.): г. Якутск - 216,8; г. Нерюнгри 65,8; г. Мирный - 39,5. Климат Якутии - резко континентальный: амплитуда колебаний температуры воздуха 100°С (от +40°С летом, до -60°С зимой). Средняя температура воздуха в январе составляет -43,2°С, в июле +18,7"С. В районе Оймякона находится полюс холода Северного полушария, где зафиксирована температура -71,2"С. Зима в Якутии продолжительная, холодная и малоснежная, а лето короткое, на большей части засушливое с относительно высокими температурами. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одной из жизнеобеспечивающих отраслей экономики. Климатические особенности Республики Саха (Якутия) требуют повышенной надежности и работоспособности инженерных сис тем жизнедеятельности населенных пунктов. Сложность жизнеобеспечения населения обусловлена гигантской территорией, а также расстоянием между населенными пунктами в отдаленных улусах, достигающим 600-700 километров. Продолжительность отопительного периода в отдельных местностях составляет 214-365 суток. В новых социально-экономических условиях ЖКХ развивается по общим для всего народного хозяйства экономическим законам и на него распространяются принципы государственного контроля и регулирования по формированию рынка ЖКУ. Отрасль ЖКХ занимает значительную долю рынка промышленных услуг (Рис.1). В настоящее время численность занятых в сфере ЖКХ PC (Я) составляет 26,2 тыс. человек. В отрасли функционируют 143 производственных предприятий и организаций государственного (муниципального) сектора. Наиболее крупными поставщиками жилищно-коммунальных услуг в PC (Я) являются: ГУП «ЖКХ PC (Я)» - которому принадлежит, по данным на 01.01.2006 г., 50,6% от общего объема оказываемых услуг, ОАО АК «Якут-скэнерго», которому принадлежит 17,5%, и предприятия различной формы собственности-31,9%. Ежегодный объем услуг, предоставленных предприятиями жилищно-коммунального комплекса в 2005 г. в стоимостном выражении, составил 11,2 млрд. руб. (5% от ВРП Республики Саха (Якутия)). Основу теплоснабжения республики составляют локальные котельные мощностью от 0,1 Гкал/час до 60 Гкал/час. В населенных пунктах и городах Республики эксплуатируются 1903 котельных в т.ч. по видам топлива работающих на угле - 928 котельных, на природном газе - 437, на нефти - 204 котельных, на газоконденсатном топливе - 114 котельных, на дровяном топливе - 194 котельных, на дизельном топливе -10. Ежегодно котельными установками производится 11860718 Гкал тепловой энергии, при этом населению отпускается 5741135 Гкал, объектам социальной сферы - 2883232 Гкал, объем отапливаемого фонда социальной сферы - 21008415 мЗ. Протяженность тепловых сетей, находящихся на балансе предприятий коммунального хозяйства Республики, составляет 2422,7 км. В качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения в республике используются в основном воды крупных рек Якутии, таких как, Лена, Алдан, Вилюй, Колыма, Индигирка которые по классификации относятся к источникам второго класса и могут быть использованы в питьевых целях после дополнительной очистки. В населенных пунктах республики эксплуатируются 195 различных типов водозаборов мощностью варьирующейся от 400 м3/сут до 80 тыс. м3/сут. и 13 канализационных очистных сооружений. Жилищный фонд Республики Саха (Якутия) составляет по состоянию на 1 января 2006 г. 18 502,4 Тыс. кв. метров, из них общая площадь ветхих и аварийных жилых домов - 2 237,6 тыс. кв. метров. Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде-12,1%. Средняя обеспеченность населения жильем по PC (Я) составила на 1 января 2006 г. -19,5 кв. м общей площади на 1 человека. При этом обслуживаемый техническими видами жилищных услуг жилищный фонд составляет по состоянию на 01.01.2006 г. 10,920 млн.кв.м. (57%). Из них 10,20 млн.кв.м (93,4 %) находится в ведении администраций районов (городов), 567 тыс. кв. м (5,2 %) - в ведомственном жилфонде, и только 81,8 тыс. кв.м (0,7 %) приходится на частные (индивидуальные) дома. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов охватывает 4,902 млн.кв. м, сбор и вывоз твердых бытовых отходов -1,21 млн.кв.м, сбор и вывоз сухого мусора - 6,248 млн.кв.м. Водоснабжением обеспечивается 11,128 млн.кв.м жилфонда, при этом сетевым - 9, 385 млн.кв.м, а подвозом воды обеспечивается еще 1,743 млн.кв.м. Водоотведение подключено к 9,074 млн. кв.м жилфонда, при этом к коллекторной канализации подключено только - 7,56 млн. кв.м, а вывозной канализацией обеспечены 1,514 млн.кв.м жилфонда. Таким образом, жилищный фонд PC (Я), оборудованный водопроводом составляет менее 52 % от общей площади жилищного фонда, в то время как в 1990 г. он составлял не менее 68%. Площадь жилищного фонда, оборудованная канализацией, по состоянию на 01.01.2006 г. составляет 51,4 %, что ниже показателя 1990 года на 12,4 %. В некоторых улусах, как Анабарский, Оленекский, Эвено-Бытантайский, расположенных за Полярным кругом, и даже в таких крупных улусах, расположенных в средней и южной частях республики улусах, как Сунтарский и Таттинский улусы, нет никакой канализации, даже вывозной. Площадь жилфонда, оборудованная горячим водоснабжением, составляет 48,6 % (9,473 млн.кв. м.) от общей площади жилищного фонда. Имеются улусы, у которых никакая часть жилищного фонда не оборудована, горячим водоснабжением. К газовым сетям подключены только 2,765 млн.кв.м. (15 %), из них 0,754 млн.кв.м. в частном секторе. Предоставление жилищно-коммунальных услуг является в республике крайне неравномерным. Так, например, в Оленекском улусе предоставляются только отопление и горячее водоснабжение. В Анабарском, Горном, Кобяйском, Сунтарском и Таттинском улусах предоставляется крайне узкий набор жилищно-коммунальных услуг. Коллекторной канализации нет в 21 из 35 крупных административно-территориальных единицах (улусах и городах) PC (Я). Следует также отметить, что объем и уровень предоставляемых услуг в ведомственном и частном секторах жилфонда ниже, чем в жилфонде, находящемся в ведении администраций улусов или городов. 3. Анализ реализации республиканской программы «Реформирование и развитие ЖКК PC (Я) в период 2002-2006 г.г.», состояние отрасли жилищно-коммунальное хозяйство на начало 2007 года на основе количественных показателей (индикаторов). До 2006 года реформирование отрасли реализовывалась в соответствии с РЦП «Реформирование и развитие Жилищно-коммунального хозяйства PC (Я) на 2002-2006 г.г.». В которой была определена концептуальная модель реформирования и развитие отрасли в период на 2002-2006 годы. Согласно утвержденной редакции Программы основополагающими факторами, определяющими ход реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса Республики в период 2002-2006 годы, являются изменения количественных показателей (индикаторов) по всем направлениям деятельности на протяжении срока реализации программы. 3.1. Индикаторы на начало 2007 года имеют следующие показатели; 3.1.1 Показатели, определяющие техническое состояние отраслевых производственных фондов; 3.1.2. Показатели, определяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности отрасли; 3.1.3.Показатели, определяющие состояние кадровой работы в отрасли; 3.1.4. Показатели, определяющие состояние выполнения мероприятий по реформированию отрасли. |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| | |Индикаторы, определяющие|Факт 2002 год |План по РЦП на 2006 год |Факт 2006 год | | |состояние | | | | | |жилищно-коммунального | | | | | |комплекса | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |1 |Износ жилого фонда |65,00 |58.00 |62.70 | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |2 |Износ котельных |61,43 |57,39 |58.40 | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |3 |Износ объектов |60,10 |56,40 |62.40 | | |водоснабжения и | | | | | |водоотведения | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |4 |Износ тепловых сетей |55,00 |53,00 |54.00 | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |5 |Износ автотракторного |77,15 |57,15 |85.00 | | |парка (с учетом | | | | | |потребности) | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |6 |Увеличение годовой |100,00 |100,00 |101.65 | | |выработки тепловой | | | | | |энергии | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |7 |Износ |45,00 |34.04 |34.04 | | |измерительно-вычислительн| | | | | |ой техники и оргтехники | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |8 |КПД производственного |47,00 |75,00 |65.00 | | |оборудования | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |9 |Потери ресурсов в |24,00 |15.00 |19.00 | | |тепловых сетях | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |10 |Потери ресурсов в |19,00 |15,00 |15.00 | | |водопроводных сетях | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |11 |Наличие резервного |28,09 | |39.30 | | |источника | | | | | |электроснабжения | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |12 |Состояние технической | |100,00 |3.47 | | |инвентаризации и | | | | | |паспортизации котельных | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |13 |Состояние технической | |97.50 |2.93 | | |инвентаризации и | | | | | |паспортизации тепловых | | | | | |сетей | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |14 |Состояние технической | |100.00 | | | |инвентаризации и | | | | | |паспортизации | | | | | |водопроводных сетей | | | | |————————————————————————|—————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Показатели |2002 |2006 |Норматив | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Фондоотдача |0,17 |0,34 |1 | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Рентабельность |-0,07 |0,05 |0,3 | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Коэффициент общей ликвидности |0,69 |1,11 |2 | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Коэффициент абсолютной|0,01 |0,04 |0,3 | |ликвидности | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Коэффициент обеспеченности|-0,104 |0,035 |1,2 | |собственными оборотными| | | | |средствами | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Ликвидация задолженности по|373.247 |56,385 |0 | |зарплате (млн. руб.) | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Задолженность в ПФ по|97,4 |88,42 |0 | |накопительной части работников| | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Ликвидация задолженности по|440 |0 |0 | |ТЭР (млн. руб.) | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Ликвидация задолженности по|153,228 |0 |0 | |электроэнергии (млн. руб.) | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| |Показатели |2002 г. |2006 г. | |————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| |Аттестация кадров |3% |30,80% | |————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| |Текучесть кадров |53.50% |39.50% | |————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| |Образовательный уровень АУП (профильное |34.50% |56,90% | |высшее образование) | | | |————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Индикаторы, определяющие |2002 |План по РЦП |2006 Факт | |состояние | | | | |жилищно-коммунального | | | | |комплекса | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Количество работающих |0,24% |30% жилого Фонда |16,4% | |товариществ - собственников | | | | |жилья и процент охвата ими | | | | |всего жилищного фонда | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Охват населения по адресному | |100% |45% | |финансированию | | | | |квартиросъемщиков и их | | | | |расчетов с поставщиками услуг,| | | | |процент охвата всего | | | | |населения | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Процент охвата новыми | |35% |28,33% | |экономическими технологиями | | | | |производственного оборудования| | | | |и коммуникаций, как в | | | | |вырабатывающих, так и | | | | |потребляющих услуги объектах | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Обеспеченность приборами учета| |25% |8,7% | |расхода тепловой энергии | | | | |потребителей бюджетной сферы | | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Количественный показатель |Факт на 2002 год, % |План на 2006 год. % | Факт на 2006 год, % | |(индикатор) | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Наличие компьютерной и |12.7 |100 | 74.8 | |оргтехники | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Наличие специализированного |0,7 |100 | 33 | |программного обеспечения | | | | |"Квартиросъемщик" | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Диспетчеризация квартальных |2.9 |100 | 6.5 | |котельных | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Диспетчеризация автомобильного |0 |100 | 0 | |и тракторного парка | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Наличие специализированного |0 |100 | 68.5 | |программного обеспечения | | | | |"Бухгалтерский учет" | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Наличие специализированного |0 |100 | 38 | |программного обеспечения | | | | |"Финансово-хозяйственное | | | | |планирование" | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Наличие специализированного |10 |100 | 33 | |программного обеспечения | | | | |"Документооборот отрасли | | | | |ЖКХ" | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| 3.1.5. показатели по подпрограмме «Систематизация и автоматизация учета технологических процессов ФХД и документооборота ЖКК» 3.2. На основе показателей современное состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуются следующими показателями: 3.2.1. Техническое состояние отраслевых производственных фондов. Состояние жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) (по состоянию на 01.01.2006 г.) характеризуется следующими показателями: степенью износа жилищного фонда - 62,7 %, степенью износа систем теплоснабжения: котельным - 57,39 %, тепловым сетям - 53 %. КПД производственного оборудования (теплогенерирующих установок) - 65 %. Охват технической инвентаризации и паспортизации инженерных коммуникаций, объектов коммунального комплекса и жилищного фонда оценивается в пределах 15-25%. В сравнении с 2002 годом имеются определенные сдвиги позитивного характера так, снижен износ по жилищному фонду, котельному хозяйству, тепловым сетям. Хотелось бы отметить, что в период с 2002-2006 годы проделана существенная работа по модернизации и техническому перевооружению объектов ЖКХ так: Модернизировано и реконструировано 179 котельных, введено новых 114 котельных, ликвидировано 244 котельных, реконструировано 120 км. тепловых сетей, при этом за счет оптимизации и увеличения мощности реконструированных и вновь введенных котельных суммарная выработка теплоэнергии не уменьшилась, также, осуществлена поставка 250 ед. спецтехники, начато строительство крупных объектов водоснабжения водоотведения (г. Якутск). 3.2.2. Уровень качества оказываемых услуг. Основным индикатором оценки качества оказываемых услуг является количество обращений граждан в надзорные органы. Динамика обращений в с 2002 по 2006 год составила: 2002- 283 обращения 2003 - 373 обращения 2004 - 256 обращений 2005 - 236 обращений 2006-274 обращений 3.2.3. Состояние финансово-хозяйственной деятельности отрасли. Показатель Фондоотдачи (эффективности использования основных производственных фондов) увеличился с 0,17 в 2002 году, до 0,34 в 2006 году. Данный рост свидетельствует о повышении эффективности использования основных производственных фондов. В среднем по Республике Саха (Якутия) на 1 рубль производства жилищно-коммунальных услуг используется 34 копеек основных производственных фондов. Показатель рентабельность (характеризует доходность, прибыльность, эффективность производства) в 2002 году имел отрицательные величины, т.е. предприятия имели непокрытые убытки, что, в конечном счете, привело к сокращению оборотных активов, а это в свою очередь является первым и основным признаком неплатежеспособности. По предварительным итогам 2006 года показатель рентабельность составит 0,05. В качестве критериев для оценки неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий используются показатели ликвидности, обеспечения предприятия собственными оборотными средствами: Коэффициент общей ликвидности - с показателя 0,69 в 2002 году увеличился до 1,11 в 2006 году; Коэффициент абсолютной ликвидности - с показателя 0,01 в 2002 году увеличился до 0,04 в 2006 году. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - с отрицательного значения в 2002 году достиг в 2006 году положительный показатель. В целом, по сравнению с 2002 годом итоги работы 2006 года показывают об улучшении финансового состояния предприятий ЖКХ республики, однако нормативных значений они не достигли. 3.2.4. Показатели, определяющие состояние кадровой работы в отрасли. Состояние кадровой работы в отрасли характеризуется образовательным уровнем работников отрасли, квалифицированным и образовательным соответствием, уровнем обеспеченности условий охраны труда и техники безопасности, уровнем текучести кадров, аттестацией кадров, наличием контрактной системы оплаты труда. На конец 2006 года показатели достигли следующих индикативных показателей: Всего отраслевыми предприятиями на подготовку переподготовку персонала в период 2002-2006 г.г. направлено средств 51,355 млн. руб. В результате реализации мероприятий предусмотренных в подпрограмме удалось достигнуть следующих результатов: Ежегодный охват аттестацией кадров составил 30,8% Снижена текучесть кадров и согласно данным Госкомстата PC (Я) текучесть кадров в отрасли жилищно-коммунального хозяйства составила на 01.01.2002 - 53,5%, на 01.01.2007 года-39,5% Урегулирован качественный и количественный состав отраслевых предприятий. Образовательный уровень АУП повышен с 34,5% в 2002 г. до 56,9% в 2006 г. Осуществлена политика привлечение и закрепление молодых кадров в отрасли. На базе высших учебных заведений ЯГУ, ЯГСХА, ЯГИТИ открыты профильные специальности по очной и заочной форме обучения. 3.2.5. Внедрение новых форм экономических взаимоотношений. В рамках программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республики Саха (Якутия) на территории республики создано: - в г. Якутске 113 - ТСЖ, 21 управляющая компания; - в г. Мирном - 2 ТСЖ; - в г. Нерюнгри - 23 ТСЖ, 6 управляющих компаний. Процент выполнения составил по охвату ж/ ф. ТСЖ составил 16,4 % от запланированного объема (планом предусматривалось охватить 30 % жилищного фонда) - охвачено 4,92 % (процесс не может быть под контролем, в связи с принятием жилищного кодекса). Охват населения по адресному финансированию квартиросъемщиков (подпадающих под субсидии и льготы) и расчетов с поставщиками услуг составил 45 % против плано вых 100%, причинами не достижения плановых показателей явились труднодоступность районов недостаточная кадровая квалификация персонала. Обеспеченность приборами учета расхода тепловой энергии потребителей бюджетной сферы составило - 8,7 % против плановых 25 %, выполнение составило 34,8 % от плана. Также министерством ЖКХ И Э PC (Я) с участием администраций МО, научно-исследовательских институтов в помощь собственникам жилья разработан ряд методических материалов. 3.2.6. «Структурные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы» В 2002 - 2006 годах проводились следующие структурные преобразования: 1. В связи с тем, что в городах Якутск, Мирный, Нерюнгри, Ленск существует более развитая коммунальная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство было передано в муниципальную собственность. 2. В целях усиления финансово-экономической работы по формированию и использованию средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства республики, создано единое республиканское предприятие ГУЛ «ЖКХ PC (Я)». Данное предприятие обеспечивает оказание жилищно-коммунальных услуг в 31 улусе республики. Создание ГУЛ «ЖКХ PC (Я)» позволило объединить жилищно-коммунальный комплекс в улусах республики в единое целое, что позволило оптимизировать финансовые потоки, улучшить централизованный завоз топливно-энергетических ресурсов и материально-техническое обеспечение филиалов в улусах республики. |———————————————————————————|————————————————|—————————————————|————————————————|———————————————|————————|—————————| |ОПФ подведомственных |Всего на |Ликвидировано за |Всего |В т.ч. в | | | |предприятий |01.01.2002 было |2002-2006 гг. |предприятий ЖКХ |состоянии: | | | | |предприятий, шт.| |подлежащих | | | | | | | |ликвидации - | | | | | | | |факт, шт. | | | | |———————————————————————————|————————————————|—————————————————|————————————————|———————————————|————————|—————————| | | | | |ликвидации |банкротс|осталось | | | | | | |тва |ликвидиро| | | | | | | |вать | |———————————————————————————|————————————————|—————————————————|————————————————|———————————————|————————|—————————| | Государственные | 150 | 51 | 99 | 16 | | | |унитарные предприятия ЖКХ | | | | |32 |51 | |———————————————————————————|————————————————|—————————————————|————————————————|———————————————|————————|—————————| | Государственные | 17 | 10 | 7 | 0 | | | |учреждения ЖКХ | | | | |0 |7 | |———————————————————————————|————————————————|—————————————————|————————————————|———————————————|————————|—————————| | Всего | 167 | 61 | 106 | 16 | | | | | | | | |32 |58 | |———————————————————————————|————————————————|—————————————————|————————————————|———————————————|————————|—————————| |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Наименование подпрограммы,|Предусмотрено Программой|Фактическое финансирование |% финансирования | |раздел |(Минимум) |(млн. руб.) | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Модернизация и техническое|4602,36 |2281,1 |49,6 | |перевооружение объектов| | | | |жилищно-коммунального хозяйства| | | | |PC (Я) | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Ремонтная программа |7799,6 |7279 |93.3 | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Энергоресурсосбережение |766,9 |165,3 |21.6 | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Систематизация и автоматизация|51,35 |37,1 |72,3 | |учета технологических процессов| | | | |ФХД и документооборота ЖКК | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Управление персоналом в ЖКК |591,2 |42,4 |7.2 | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |Внедрения новых форм|198,7 |9.4 |4.7 | |экономических взаимоотношений в| | | | |ЖКК | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |финансовое оздоровление|1214 |980,8 |80.8 | |предприятий ЖКХ | | | | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |ИТОГО |15224,11 |10795 |70,9 | |———————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| Также проводились мероприятия по оптимизации структуры жилищно-коммунальной отрасли. В 2003-2006 гг. министерством ЖКХ и энергетики PC (Я) в соответствии с действующим федеральным законодательством проводились ликвидационные мероприятия по недействующим предприятиям: - Ликвидировано в связи с нерентабельностью-61 предприятие; - В настоящее время проводятся ликвидационные мероприятия по убыточным и нерентабельным предприятиям ЖКХ (всего 67 предприятий ЖКХ). Данные предприятия несут основную нагрузку кредиторской задолженности по отрасли ЖКХ республики, в том числе по налогам и сборам. 3.3. Фактическое финансирование Программы составило 10795 или 70,9 % от варианта минимум: Не смотря на недостаточное финансирование программы по ряду подпрограмм и тем самым не достижения итоговых результатов, в целом реализация программы была комплексной и принесла положительные результаты по всем направлениям деятельности, о чем свидетельствует позитивные сдвиги в коммунальной отрасли: - удалось увеличить надежность и эффективность работы жилищно-коммунального комплекса; - стабилизировалось финансовое положение организаций коммунального комплекса; - улучшено качество оказания жилищно-коммунальных услуг населению с одновременным снижением нерациональных затрат; - добиться положительной динамики по оплате жилищно-коммунальных услуг населению к нормам, установленным федеральными стандартами; - произведено обновление и модернизация основных фондов отрасли, определены принципиальные схемы финансовых потоков в отрасли; - мобилизовать в единое целое разрозненный коммунальный комплекс в сельских районах, путем создания ГУП «ЖКХ PC (Я)», что сыграло весьма положительную роль в государственном секторе экономики республики в целом. Таким образом, была упорядочена и оптимизирована схема завоза топливно-энергетических ресурсов, продукции производственно-технического назначения, оптимизирована схема финансовых потоков. Проанализировав показатели хода реализации программы констатируем, что не смотря на позитивные сдвиги в отрасли, состав проблем качественно не изменился. Причинами возникновения данных проблемных факторов являются: По прежнему высокий уровень морально-технического износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, что приводит к превышению темпов старения жилищно-коммунального комплекса над темпами его реновации и модернизации, ведущие к росту рисков аварийности. Значительные потери коммунальных ресурсов (вода, тепло, электричество, газ) на фоне отсутствия ресурсосберегающих технологий при одновременном использовании в подавляющем большинстве случаев устаревших ресурсозатратных технологий при одновременном использовании в подавляющем большинстве случаев устаревших ресурсозатратных технологий и материалов. Нехватка производственных мощностей для обеспечения комфортного проживания населения (в части водоснабжения водоотведения); Недостаточно рациональное использование энергоресурсов на выработку теплоэнергии; Также произошли изменения в нормативно правовой базе, так принят Жилищный кодекс Российской Федерации №188-ФЗ от 29 декабря 2004 года, Федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В связи с чем, разработка новой редакции программы «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса PC (Я) на 2007-2011 годы» ведется при сохранении преемственности, но с переформулировкой целей, задач и мероприятий программы для придания дополнительного импульса в реформирование отрасли. Цели и задачи Программы. Цели программы: обеспечение стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, улучшение качества обслуживания и ремонта жилищного фонда, оказания жилищно-коммунальных услуг населению с одновременным снижением нерациональных затрат, проведение энергосберегающей политики," повышение профессионального и образовательного уровня работников жилищно-коммунального комплекса, создание необходимых условий труда и техники безопасности, повышение эффективности работы по расстановке кадров, определение размеров амортизационных отчислений и средств ремонтного фонда для поддержания на уровне нормативного износа и снижения степени износа основных производственных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса, аккумуляция средств на капитальный ремонт и обновление основного оборудования, систематизация и единообразие учетной политики и документооборота отрасли, обеспечение условий для распространения эффективных форм экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе. Задачи программы: реорганизация (упорядочивание) имущественных, финансовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном секторе, с привлечением частного бизнеса к управлению жилыми домами и коммунальной инфраструктурой, и притоком частных инвестиций в модернизацию и расширение жилищно-коммунального комплекса за счет формирования прозрачной и прогнозируемой системы регулирования и государственной поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства. переход на оплату жилищно-коммунальных услуг населением в соответствии с федеральными стандартами, обеспечение социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, определение стандартов себестоимости, окупаемости и предельно допустимых расходов граждан на уровне улусных образований, обновление и модернизация основных фондов отрасли с оптимизацией топливно-энергетического баланса, определение принципиальной схемы финансовых потоков в отрасли, во время полного перехода на самоокупаемость. разработка и реализация комплекса мер по формированию и созданию условий для образования и деятельности объединений собственников жилья обеспечить государственную поддержку процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса; повышение надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг и снижение их стоимости путем использование энергосберегающих технологий, дальнейшего формирования в жилищно-коммунальном комплексе республики рыночной системы хозяйствования, которые включает в себя как развитие конкурентных отношений, так и эффективное регулирование естественных монополий, а так же максимальное раз витие частной инициативы собственников жилищного фонда; реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье»; приведение системы функционирования жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) в соответствие федеральному законодательству о местном самоуправлении; подготовка к переходу на 100 %-ую оплату за жилищно-коммунальные услуги; реализация норм и требований нового Жилищного кодекса РФ. 5. Комплекс мероприятий для достижения намеченных итоговых результатов: 5.1. Структурные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе, финансовое оздоровление отрасли, вопросы демонополизации рынка и оптимизация структуры управления отраслью. В настоящее время, в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ, а так же проведением реформы местного самоуправления, настал момент привести структуру жилищно-коммунального комплекса республики в соответствие требованиям Федерального законодательства. В целях реализации норм и требований нового жилищного законодательства, а так же законодательства о местном самоуправлении Программа предусматривает следующий поэтапный порядок структурных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе: На первом этапе (2007- 2008 годы) будут реализованы первоочередные мероприятия, рассчитанные на получение положительного эффекта по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг, к числу важнейших из них относятся: структурные преобразования жилищно-коммунального комплекса (ликвидация недействующих предприятий, создание конкурентной среды, акционирование ГУП «ЖКХ PC (Я)»); финансовая стабилизация предприятий жилищно-коммунального комплекса, в том числе ликвидация просроченной кредиторской и дебиторской задолженностей; демонополизация обслуживания жилищного фонда, создание конкурентной среды и формирование рынка услуг в жилищной сфере; формирование многообразия собственников в жилищной сфере; переход на реальные договорные отношения в ЖКК; дальнейшее совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. На первом этапе должно быть завершено формирование необходимой нормативно-правовой базы для осуществления намеченных задач. Наряду с мероприятиями, рассчитанными на немедленное получение эффекта, в этот период будет начата реализация мероприятий, эффект от которых ожидается в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На втором этапе (2009 - 2011 годы) будет реализован основной блок мероприятий по реформированию ЖКК, в том числе: развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве, переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий. Указанные мероприятия могут быть в полной мере реализованы после завершения комплекса первоочередных мер. На данном этапе будет также завершено создание нормативной правовой базы, стимулирующей привлечение частных инвестиций в ЖКК. В конечном итоге к 2011 году в республике должны быть обеспечены качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан. 5.1.1 Основные программные мероприятия по структурным преобразованиям в жилищно-коммунальном комплексе Республики Саха (Якутия). Реализация программы предусматривает следующий порядок структурных преобразований жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) с учетом требований Жилищного кодекса РФ и перехода на местное самоуправление в жилищно-коммунальном комплексе: |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | № | Мероприятия | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 1. | Ликвидация всех| + | + | + | | | | |недействующих и | | | | | | | |отсутствующих | | | | | | | |предприятий ЖКХ | | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 2. | Содействие в | + | + | + | + | + | | |создании товариществ | | | | | | | |собственников жилья в | | | | | | | |многоквартирных домах | | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 3. | Содействие в | + | + | + | | | | |создании управляющих | | | | | | | |компаний жилищным Фондом| | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 4. | Разработка | + | + | | | | | |критериев отбора | | | | | | | |управляющих компаний | | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 6. | Организация | + | + | | | | | |помощи выбора | | | | | | | |собственниками жилых | | | | | | | |помещений способа | | | | | | | |управления | | | | | | | |многоквартирным домом | | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 7. | Внедрение | + | | | | | | |договорных отношений | | | | | | | |между «заказчиком и | | | | | | | |подрядчиком» | | | | | | | |жилищно-коммунального | | | | | | | |комплекса республики | | | | | | | |«Управляющая компания - | | | | | | | |Поставщики ЖКУ» | | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 8. | Приватизация | + | + | | | | | |ГУП ЖКХ PC (Я) путем | | | | | | | |создания акционерного | | | | | | | |общества ЖКХ PC (Я) с | | | | | | | |филиалами в улусах | | | | | | | |республики, с передачей | | | | | | | |функции генерального | | | | | | | |подряд чика по поставке | | | | | | | |тепловой энергии, | | | | | | | |водоснабжения и | | | | | | | |водоотведения в улусах | | | | | | | |республики | | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | 9. | Создание единой| + | + | + | + | • | | |информационной системы | | | | | | | |базы данных потребителей| | | | | | | |жилищно-ком мунальных | | | | | | | |услуг - внедрение | | | | | | | |принципа «Единого окна» | | | | | | | |по всей республике | | | | | | |———————————————|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| |—————————————————————————|————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————————————| |Показатели | Годы | | |Итого | |—————————————————————————|————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————————————| | | 2007 | 2008 | 2009 | | |—————————————————————————|————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————————————| | Количество | 17 | 17 | 16 | 50 | |предприятий ЖКХ - | | | | | |отсутствующих должников, | | | | | |шт. | | | | | |—————————————————————————|————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————————————| | Финансирование | 1700 | 1700 | 1600 | 5000* | |процедур банкротства | | | | | |предприятий ЖКХ - | | | | | |отсутствующих должников, | | | | | |тыс. руб. | | | | | |—————————————————————————|————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————————————| | Количество не | 24 | 17 | 8 | 49" | |действующих предприятий | | | | | |ЖКХ | | | | | |—————————————————————————|————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————————————| |————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————| |Мероприятия |Ответственные | |————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————| |Определение перечня предприятий ЖКХ - отсутствующих|1. Министерство имущественных отношений PC (Я) | |должников |2. Министерство ЖКХ и энергетики PC (Я) | | |3. УФНС РФ по PC (Я) | |————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————| |Проведение конкурса по отбору саморегулируемой организации|1. Министерство имущественных отношений PC (Я) | |арбитражных управляющих, уполномоченных проводить процедуру| | |банкротства отсутствующих должников | | |————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————| |Финансирование процедур банкротства предприятий ЖКХ -|1. Министерство финансов PC (Я) | |отсутствующих должников |2. Министерство экономического развития PC (Я) | | |3. Министерство имущественных отношений PC (Я) | |————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————| |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |№ п/п |Мероприятия |Финансы, тыс. руб. |Источник финансирования | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |1 |Погашение кредиторской|56 385 |Государственный бюджет| | |задолженности по заработной| |Республики Саха (Якутия) | | |плате работников недействующих| | | | |предприятий ЖКХ | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |2 |Погашение кредиторской|88 419,2 |Государственный бюджет| | |задолженности по страховым| |Республики Саха (Якутия) | | |взносам в Пенсионный фонд РФ | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |3 |Погашение дебиторской|59 136,36 |Средства ГУП «ЖКХ PC (Я)» | | |задолженности по договорам| | | | |купли продажи основных средств| | | | |с ГУП «ЖКХ PC (Я)» | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| |4 |Погашение дебиторской|412 499,22 |Средства ГУП «ЖКХ PC (Я)» | | |задолженности по переходящим| | | | |остаткам ТЭР. ПТН завезенным в| | | | |2002 г. | | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| | |Итого |616 439,76 | | |——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————|——————————————————————————————| 5.1.2 финансирование мероприятий по структурным преобразованиям в сфере жилищно-коммунального комплекса Республики саха (Якутия). Ликвидация предпритий ЖКХ – отсутсвующих должников государственной формы собственности. Перечень предприятий ЖКХ - отсутствующих должников по состоянию на 01.06.2006 г. насчитывает 50 предприятий. Ликвидация предприятий ЖКХ - отсутс твующих должников государственной формы собственности производится на основании Федеральных законов: - «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ; - «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации»; Порядок и условия финансирования ликвидации отсутствующих должников установлены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» от 22.04.2005 г. №216. В соответствии с вышеуказанными нормативными актами финансирование процедур банкротства отсутствующих должников осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из республиканского бюджета. Табл.1 Финансирование процедур банкротства предприятий ЖКХ – отсутствующих должников на 2007-2009 гг. * - предусмотрено по РЦП "Поэтапная ликвидация отсутсивующих должников"; ** - финансирование производится по результатам сверок с ГУП "ЖКХ РС(Я)" по стыковке долгов, а так же за счет активов ликвидируемых предприятий. Табл.2 Ответственные за мероприятия по ликвидации предприятий ЖКХ - отсутствующих должников. Перечень недействующих предприятий ЖКХ, находящихся на стадии добровольной ликвидации и банкротства по состоянию на 01.06.2006 г. насчитывает 49 предприятия, общая кредиторская задолженность составляет 2 589 355 тыс. руб., в том силе: - по заработной плате - 56 385 тыс. руб.; - по налогам в бюджет - 538 440 тыс. руб.; - пенсионный фонд - 88 419,2 тыс. руб.; - прочая кредиторская задолженность -1 503 689,1 тыс. руб.; Для успешной ликвидации недействующих предприятий ЖКХ требуется выполнение следующих мероприятий: Табл.3 Мероприятия по ликвидации недействующих предприятий 5.1.3 Создание конкурентной среды и внедрений новых форм экономических взаи моотношений в сфере ЖКХ. В целях демонополизации сферы жилищно-коммунальных услуг, в связи введением в действие с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса РФ в настоящее время идет процесс разграничения функций между заказчиками и поставщиками жилищно-коммунальных услуг путем создания института собственников жилья – товариществ собственников жилья (ТСЖ) и института эффективного управления жилищным фондом – Управляющие компании. К 2008 г. Предпологаетс передача всего жилищного фонда в управление частным управляющим организациям. Муниципальным управляющим организациям будет передан в управление лишь специализированный жилищный фонд. Согласно существующего законодательства в создании конкурентной среды и внедрения новых экономических взаимоотношений должны иметь ведущую роль сами собственники жилых помещений, учитывая специфику отрасли и сохранившиеся менталитет населения, необходимо участие государственных и муниципальных органов исполнительной власти. В этой связи, в целях стимулирования создания товариществ собственников жилья и управляющих компаний органы государственной и исполнительной власти должны: - провести постоянную разъяснительную работы с собственниками жилых помещений; - разрабатывать методические рекомендации и нормативные акты, стимулирующие создание ТСЖ и управляющие компании; - оказать финансовую и материальную поддержку вновь создаваемым ТСЖ и управляющим компаниям; - предусмотреть государственном и муниципальных бюджетах финансовые средства на капитальный ремонт и модернизацию жилищного фонда; На обеспечение создания конкурентной среды потребуется около 350 млн. руб. в год (за счет бюджетных средств и средств заказчиков): В целях активизации работы управляющих компаний требуется выполнение следующих мероприятий: Табл.5 Затраты на создание управляющих компаний по Республике Саха (Якутия) тыс. руб. |—————————|———————————————————|————————————————————————|———————————|——————|——————|—————————————————|———————————————————| |№ |Мероприятия |Предусматриваемые |в том числе| | |Исполнители |Источник | |пп | |средства, тыс. |по годам | | | |финансирования | |—————————|———————————————————|————————————————————————|———————————|——————|——————|—————————————————|———————————————————| |1 |Разъяснительная |руб. по каждому | | | |Органы | | | |работа |городу/району | | | |исполнительной | | | | | | | | |власти, органы | | | | | | | | |местного | | | | | | | | |самоуправления | | |—————————|———————————————————|————————————————————————|———————————|——————|——————|—————————————————|———————————————————| |2 |Издание |900 |300 |300 |300 |Органы местного|- Государственный | | |методических | | | | |самоуправления, |бюджет Республики | | |рекомендаций | | | | |Управляющие |Саха (Якутия); | | | | | | | |компании |- | | | | | | | | |Внебюджетный | | | | | | | | |источник; | | | | | | | | |-Средства | | | | | | | | |управляющих | | | | | | | | |компаний; | |—————————|———————————————————|————————————————————————|———————————|——————|——————|—————————————————|———————————————————| |3 |Изготовление реклам|1500 |500 |500 |500 |Органы местного |- | | |ных роликов/ | | | | |само управления, |Государственный | | |статьи в СМИ | | | | |управляющие |бюджет Республики | | | | | | | |компании |Саха (Якутия); | | | | | | | | |- | | | | | | | | |Внебюджетный | | | | | | | | |источник; | | | | | | | | |-Средства | | | | | | | | |управляющих | | | | | | | | |компаний | |—————————|———————————————————|————————————————————————|———————————|——————|——————|—————————————————|———————————————————| |4 |Проведение |900 |300 |300 |300 |Органы местного|- | | |смотров-конкурсов | | | | |само управления,|Внебюджетный | | |на лучшую | | | | |Управляю щие|источник; | | |управляющую, | | | | |компании |- Средства | | |компанию | | | | | |управляющих | | | | | | | | |компаний | |—————————|———————————————————|————————————————————————|———————————|——————|——————|—————————————————|———————————————————| | |Итого |3300 |1100 |1100 |1100 | | | |—————————|———————————————————|————————————————————————|———————————|——————|——————|—————————————————|———————————————————| В целях активизации работы по созданию ТСЖ в городах и районах Республики Саха (Якутия) требуется выполнение следующих мероприятий: Табл.6 Затраты на создание товариществ собственников жилья по Республике Саха (Якутия) тыс. руб. |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| |№ пп |Мероприятия |Предусматриваемые средства,|В том числе | | |Источник | | | |тыс. руб. по каждому |по годам | | |финансирования | | | |городу/ району | | | | | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| | | | |2007 |2008 |2009 | | | | | | | | | | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| |1 |Издание методических |900 |300 |300 |300 |- Внебюджетный | | |рекомендаций | | | | |источник | | | | | | | |-Средства ТСЖ | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| |2 |Регистрация имущества |6000 |2000 |2000 |2000 |- Внебюджетный | | | | | | | |источник | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| |3 |Организационные |2000 |2000 |2000 |2000 |- Внебюджетный | | |расходы на создание | | | | |источник | | |ТСЖ в районах и | | | | | | | |городах | | | | | | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| |3 |Оформление |6000 |2000 |2000 |2000 |- Внебюджетный | | |земельно-кадастровых | | | | |источник | | |дел | | | | | | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| |4 |Техническая |7200 |2400 |2400 |2400 |- Внебюджетный | | |паспортизация жилых | | | | |источник | | |помещений | | | | | | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| |5 |Прочие организационные|6000 |2000 |2000 |2000 |- | | |затраты | | | | |Внебюджетный | | | | | | | |источник | | | | | | | |- Средства| | | | | | | |ТСЖ | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| | |Итого |32100 |10700 |10700 |10700 | | |———————————————|——————————————————————|———————————————————————————|—————————————|———————|———————|—————————————————| Средства предусмотренные в строке «Прочие организационные затраты» будут направлены на: организацию собраний по избранию способа управления многоквартирным домом, включающую сбор, разработку и размножение информационных материалов о доме и его собственниках, проектов повестки дня собрания, устава ТСЖ, порядка распределения долей участия; оповещение с раздачей необходимых документов (проектов) под роспись или заказным письмом; аренду помещения длг проведения собрания; оплату регистрационных сборов. на обучение специалистов по управлению недвижимостью в жилищном фонде. 5.2. Структура управления жилищно-коммунальным комплексом на перспективу 2007-2011 годы 5.2.1. Структура управления жилищно-коммунальным комплексом Республики Саха (Якутия) состоит из следующих органов государственного и муниципального управления (приложение №5.1): 1) Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в соответствии с Положением о Министерстве и в соответствии с действующим жилищным законодательством и законодательством о местном самоуправлении осуществляет следующие функции управления: - на основании федеральных стандартов устанавливает республиканские стандарты предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м.; - осуществляет нормотворческую деятельность по разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг бюджетными организациями республики; - устанавливает рекомендательные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населением для муниципальных образований; - осуществляет внутриведомственный контроль за подведомственными ресурсоснаб-жающими организациями; 2) Министерство финансов Республики Саха (Якутия) - в соответствии с Положением о Министерстве и в соответствии с действующим законодательством, на основании соглашений подписанных с органами местного самоуправления, осуществляет распределение субвенций и финансирование убытков ресурсонабжающих организаций органам местного самоуправления; 3) Органы местного самоуправления - в соответствии с жилищным законодательством и законодательством о местном самоуправлении, на основании подписанных договоров с исполнителями и ресурсос-набжающими организациями финансирует убытки ресурсоснабжающих организаций за предоставленные населению коммунальные услуги, финансирует капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, а так же осуществляет контроль качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг исполнителями и ресурсоснабжающими организациями. 5.2.2. Организационная схема взаимоотношений между поставщиком и потребителем коммунальных услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы (приложение №5.2,5.3). Организационная схема взаимоотношений между поставщиком и потребителем коммунальных услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) состоит из следующих субъектов: 1) Собственник жилья - физическое лицо, которому принадлежит на праве собственности жилое помещение либо уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. 2) Наниматель государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма - физическое лицо, которому передано жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. 3) Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживания внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. 4) Управляющая компания - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют управление многоквартирным домом. 5) ТСЖ - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. 6) Касса единого окна - агент по сбору оплаты за жилищно-коммунальные услуги с потребителей жилищно-коммунальных услуг. 7) Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, поставляющая коммунальные услуги потребителям на условиях заключенного договора. 8) Подрядчик жилищных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, оказывающий жилищные услуги потребителям на условиях заключенного договора. Между вышеуказанными субъектами существуют следующие договорные взаимоотношения: 1) Договор на управление многоквартирным домом - заключается между собственником жилого помещения с одной стороны и исполнителем с другой стороны, с подробным указанием в договоре перечня делегируемых полномочий исполнителю, в том числе по поставке коммунальных услуг. 2) Договор социального найма - заключается между уполномоченным государственным органом или уполномоченным органом местного самоуправления с одной стороны и нанимателем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде с другой стороны. 3) Договор на поставку жилищных услуг - заключается между обственником жилого помещения с одной стороны и исполнителем с другой стороны. 4)Договор на капитальный ремонт - заключается между собственником жилого помещения с одной стороны и исполнителем с другой стороны 5) Договор на поставку коммунальных услуг: 1 вариант - заключается между собственником жилого помещения с одной стороны и исполнителем с другой стороны. 2 вариант - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений или при не делегировании собственником полномочий по заключению договоров на поставку коммунальных услуг исполнителю, договор заключается между собственником жилого помещения и ресурсоснабжающей организацией. 6) Агентское соглашение на сбор оплаты за жилищные услуги - заключается между исполнителем с одной стороны и кассой единого окна с другой стороны. 7) Агентское соглашение на сбор платежей за найм жилых помещений по договорам социального найма - заключается между уполномоченным государственным органом либо органом местного самоуправления с одной стороны и кассой единого окна с другой стороны. 8) Агентское соглашение на сбор оплаты за коммунальные услуги - заключается между ресурсоснабжающей организацией с одной стороны и кассой единого окна с другой стороны. 9)Договор подряда на оказание жилищных услуг - заключается между исполнителем с одной стороны и подрядчиком жилищных услуг с другой стороны. Собственники жилищного фонда (уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия и организации, в чьем хозяйственном ведении находятся объекты жилищного фонда, юридические или физические лица) непосредственно или через уполномоченные им органы - исполнители (службы заказчика, управляющие компании, ТСЖ) выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт жилищного фонда, находящегося в их собственности, а также на предоставление услуг потребителям. Ресурсоснабжающие организации - поставщики жилищно-коммунальных услуг различных организационно - правовых форм выполняют функции подрядчиков по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, а также предоставлению услуг. Вне зависимости от того, между какими конкретными заказчиками и исполнителями заключается договор, он должен содержать следующие примерные условия: - гарантируемый исполнителем уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ; - объем работ (услуг); - обязательства заказчика по оплате работ (услуг), включая сроки и способ расчетов; - экономические санкции, применяемые к каждой из сторон в случае нарушения условий договора; - порядок разрешения споров, возникающих в процессе выполнения договора; - порядок изменения условий договора; - порядок прекращения действия договора. Кроме того, договор на управление жилым домом должен обязательно содержать следующие приложения: - «Работы по ремонту и обслуживанию строительных конструкций инженерных сис тем и оборудования выполняемые в квартирах» - где указываются виды ремонтных работ (ремонт потолков, стен, полов, печей, систем отопления, сантехнического оборудования), сроки их исполнения; - «Платежи за жилищные услуги» - где указывается полный расчет стоимости жилищных услуг (техническое обслуживание, Капитальный ремонт, Содержание дворовых территорий, уборка подъездов и лестничных клеток, обслуживание лифта, обслуживание мусоропровода, управление жилым домом); - «Платежи за коммунальные услуги» - где указываются полный расчет стоимости предоставления коммунальных услуг (тепло-обеспечение, горячая вода, холодная вода, канализация, саночистка). Таким образом, договор представляет собой экономическую и правовую основу взаимоотношений собственников жилищного фонда, выступающих в роли "заказчика" с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, выполняющими функции "подрядчика» Система договорных отношений по предоставлению услуг жилищно-коммунального назначения предусматривает следующую защиту прав потребителей путем: - включения в договор условий, гарантирующих возможность получения потребителем услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов, стандартов, санитарных правил и норм; - ответственностью исполнителей за нарушение порядка и условий предоставления услуг, а также гарантий их качества. Указанная система договорных взаимоотношений является общей, рекомендательного характера для практического использования на территории Республики Саха (Якутия) в различных вариантах реально складывающихся взаимоотношений собственников жилищного фонда с организациями различных форм собственности, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание, потребителями услуг Договоры между гражданами, юридическими лицами и организациями заключаются исходя из взаимно согласованных объемов работ, услуг, их качества, надежности и экологической безопасности с учетом состава и состояния основных фондов и величины средств, направляемых на их оплату, а также размера санкций за нарушение договорных обязательств. Контроль за содержащимися в договоре гарантиями качества обслуживания потребителей и их выполнением осуществляет собственник с обращением, при необходимости, в органы государственного надзора и контроля. Договорные отношения между организациями жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействующими при выполнении основных технологических процессов, формируются исходя из действующих нормативов потребления услуг, расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также требований правил технической эксплуатации. Договоры между организациями заключаются на выполнение конкретного объема и видов работ (водоснабжение, водоотведение, тепло- и электроснабжение, обслуживание внутридомовых сетей, прочистка сетей, вывоз мусора, обслуживание лифтового хозяйства и иные виды работ) и содержат точные данные об объемах и качестве оказываемых услуг или выполняемых работ, сведения о разграничении зон обслуживания, сроки и способы оплаты услуг, права, обязанности и ответственность каждой из сторон, включая санкции за нарушение условий договора. Учитывая тесную взаимосвязь между различными предприятиями и организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание (например, подача воды для горячего водоснабжения и отопления, обеспечение электроэнергией насосных станций водопровода и канализации и проч.), формирование договорных отношений между ними позволит конкретизировать ответственность предприятий и организаций за нарушение установленных параметров качества обслуживания. Договоры на предоставление услуг организациям - потребителям заключаются исходя из взаимно согласованных условий, объемов и качества предоставления услуг, а также согласованных со службой заказчика, тарифов на оказываемые услуги. В договоре обязательно должны быть указаны конкретные гарантии качества услуг и санкции за нарушение договорных обязательств. 5.2.3. Критерии по отбору Управляющих компаний и Товариществ собственников жилья. При проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом органы местного самоуправления должны руководствоваться «Правилами проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». В данных Правилах указан закрытый (исчерпывающий) перечень требований (крите риев) предъявляемых к претендентам - управляющим организациям на управление многоквартирным домом. В соответствие с п.16 указанных Правил, требования к претендентам, указанные в Правилах, предъявляется ко всем претендентам, организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам. При проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам: 1) соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; 2) в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; 3) деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период, в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу; 5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; 6) внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации. При проведении отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом ТСЖ и отдельными собственниками жилья так же рекомендуется руководствоваться вышеуказанными Правилами кроме Кроме того, в целях улучшения качества жизни собственников жилых помещений, рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) дополнительно разработать и включить а вышеуказанные критерии отбора управляющих организаций механизм конкурсного отбора исполнителей (управляющих организаций) по управлению жилищным фондом на основе конкурса проектов (планов) по модернизации передаваемого жилищного фонда, с учетом привлечения собственных средств исполнителей и собственников жилых помещений. 6. Инвестиционная политика. Основной проблемой отрасли требующей решения для практической реализации Программы, является повышенный износ объектов коммунальной инфраструктуры. Уровень износа в республике по отдельным позициям достигает 68%, что свидетельствует о несоответствии фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов. Одной из главных причин высокой степени износа основных фондов является недоступность до недавнего времени долгосрочных инвестиционных ресурсов для коммунальных предприятий. Принятие пакета законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности Закона «Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса» и Закона «О концессионных соглашениях» коренным образом изменило нормативную ситуацию в коммунальном секторе, создало четкие правовые предпосылки для формирования партнерских отношений власти и бизнеса в коммунальном секторе. Закон о концессиях вносит полную ясность в правовую базу, на которой строятся отношения инвесторов с собственниками объектов. Иными словами, бизнес получил абсолютно прозрачные правила игры на данном рынке и может теперь определиться, куда, зачем и как вкладывать средства. Однако, в целях создания в республике благоприятного инвестиционного климата необходима Государственная поддержка инвесторов и административное содействие реализации инвестиционных проектов. В рамках реализации Программы предлагаются следующие формы государственной поддержки, включающих девять взаимосвязанных направлений: - использование средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральных программах; - использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия); - использование бюджетов муниципальных образований районов и городов; - привлечение частных заемных и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный сек тор, в том числе путем акционирования государственных предприятий; - налоговые льготы в части платежей, уплачиваемых в государственный бюджет Республики Саха (Якутия). (На сегодняшний день это освобождение от уплаты налога на имущество, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта); - предоставление гарантий республиканского бюджета; - инвестиционный налоговый кредит (налоговый кредит по налогу на прибыль (доход), по налогу на имущество предприятий, по земельному налогу в части сумм, зачисляемых в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)); - субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели; - сбалансированная тарифная политика. Стоит отметить, что программой формы государственной поддержки определены концептуально и требуется разработка и утверждение нормативно-правовых актов. Наряду с мерами по государственной поддержке реализация программы предполагает создание специализированного Инвестиционного фонда осуществляющего свою деятельность по револьверному принципу для оказания поддержки коммунальным предприятиям в осуществлении заимствований для целей развития и модернизации коммунальной инфраструктуры. Уставный фонд данной организации на начальном этапе будет сформирован за счет средств республиканского, внебюджетного бюджетов в размере 150 млн. руб. с дальнейшим его увеличением, как за счет средств государственного бюджета, так и за счет привлечения внебюджетных средств, средств частных инвесторов и международных финансовых организаций. Такой начальный объем уставного капитала позволит привлекать средства кредиторов в развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры на первом этапе в пропорции 1:5, то есть до 750. руб. (1:2 в первый год деятельности, то есть 300 млн. руб.) В дальнейшем «финансовый рычаг» привлечения заемных средств может быть увеличен до 250 млн. руб., то есть данный объем уставного фонда инвестиционного фонда может позволить привлечь средства в размере до 1,5 млрд. руб. Деятельность Инвестиционного фонда будет осуществляться в предоставлении муниципалитетам или организациям коммунального комплекса заемных средств на модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры на срочной, возвратной и платной основе за счет привлечения средств с рынка капитала. Финансовые средства Инвестиционного фонда будут формироваться как за счет вложений средств государственного бюджета PC (Я) в уставной капитал фонда, так и за счет привлечения кредитных ресурсов финансовых институтов, выпуска облигаций и аккумуляции сэкономленных средств. В отличие от коммерческих банков специализированный инвестиционный фонд, созданный государством: - не нацелен на получение прибыли; - специализируется только на поддержке проектов в области коммунальной инфраструктуры, что обеспечивает стандартизацию проектной документации и процедур оценки рисков; - предоставляет кредиты на более длительный срок и по ставке ниже рыночной. Специализированный инвестиционный фонд будет осуществлять три основных вида деятельности: - предоставление кредитов (займов) организациям коммунального комплекса; - предоставление гарантий частным инвесторам; - внедрение технологий оценки проектов, кредитования и хеджирования инвестиционных рисков в коммунальном комплексе. Важная задача специализированного инвестиционного фонда заключается в накоплении финансовых ресурсов для предоставления инвестиционных кредитов (займов) коммунальным предприятиям и (или) муниципалитетам для финансирования инвестиционных проектов в коммунальной инфраструктуре. Инвестиционный фонд может также осуществлять предоставление целевых кредитных линий банкам для кредитования муниципалитетов и коммунальных предприятий, что позволит существенно расширить число кредиторов проектов в коммунальной инфраструктуре, обладающих необходимыми технологиями. Инвестиционным фондом могут также осуществляться операции по рефинансированию долговых обязательств муниципалитетов и организаций коммунального комплекса через выпуск облигаций, производных финансовых инструментов и т.д. Для стимулирования притока частного капитала в инвестиционные проекты в коммунальной сфере инвестиционный фонд может также предоставлять гарантии частным инвесторам или кредиторам при реализации проектов финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры. Использование механизма предоставления гарантий позволит использовать бюджетные средства в качестве «финансового рычага» для привлечения значительного объема частных инвестиций и заимствований. Дополнительной целью деятельности инвестиционного фонда также является повышение прозрачности коммунального комплекса и снижение рисков частных инвестиций за счет внедрения новых технологий анализа рисков инвестиций. Специалистами инвестиционного фонда будут разработаны и опробованы методики оценки инвестиционных проектов, методики оценки рисков инвестиций, кредитования и хеджирования инвестиционных проектов в сфере модернизации коммунальной инфраструктуры. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|