Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 24.03.2009 № 119-р

 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ                   

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ                             

      24.03.2009                                        N 119-р       

                               г. Чита                                

О Концепции профилактики
злоупотребления психоактивными
веществами детьми и молодежью
в образовательном пространстве
Забайкальского края

     В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в  целях
повышения    эффективности   взаимодействия   исполнительных   органов
государственной   власти   и   учреждений   Забайкальского   края   по
профилактике   злоупотребления   психоактивными  веществами  детьми  и
молодежью:

     1. Одобрить Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными
веществами   детьми   и   молодежью   в  образовательном  пространстве
Забайкальского края (прилагается).
     2.  Министерству  образования,  науки   и   молодежной   политики
Забайкальского   края   (К.И.Карасёв),   Министерству  здравоохранения
Забайкальского края (Б.П.Сормолотов), Министерству  социальной  защиты
населения  Забайкальского  края  (Г.В.Рева),  Министерству  физической
культуры и спорта  Забайкальского  края  (Ю.А.Коноплёв),  Министерству
культуры Забайкальского края (Г.П.Сыроватка) обеспечить взаимодействие
и координацию деятельности подведомственных учреждений, участвующих  в
профилактической   работе   с   детьми   и   молодежью  на  территории
Забайкальского края.
     3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения  возложить  на
заместителя    председателя    Правительства    Забайкальского    края
Н.П.Жданову.

     Губернатор Забайкальского края          Р. Гениатулин


                                                ОДОБРЕНА              
                                       распоряжением Правительства    
                                           Забайкальского края        
                                       24 марта 2009 года N 119-р     
                              Концепция                               
             профилактики злоупотребления психоактивными              
           веществами детьми и молодежью в образовательном            
                   пространстве Забайкальского края                   

              1. Основные принципы реализации Концепции               

     Профилактика  злоупотребления  психоактивными  веществами  -  это
целостная,  организуемая  в  рамках  единой  государственной программы
система мер, которая имеет свое содержание,  динамику  развития,  свой
определенный  конечный  результат  и  реализуется  государственными  и
общественными структурами.
     Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет и
общегосударственной   системе   профилактики  употребления  и  оборота
наркотических    средств    выделить    подсистему    профилактической
деятельности  в  образовательной  среде,  которая  имеет специфические
цели,  задачи,  средства  и  находится  в   компетенции   Министерства
образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения
Российской  Федерации,  органов,  осуществляющих  управление  в  сфере
образования,   и   органов   управления   здравоохранением   субъектов
Российской Федерации.
     Отечественный и зарубежный  опыт  свидетельствует,  что  в  плане
профилактики  злоупотребления  психоактивными  веществами  (далее ПЛВ)
наиболее  предпочтительными  являются   программы,   направленные   на
пропаганду   здорового  образа  жизни  и  использование  в  работе  по
профилактике  интерактивных   методов,   способствующих   формированию
устойчивой  к употреблению различных вредных веществ личности. Базовой
основой всех профилактических мероприятий признается путь формирования
стрессоустойчивого   жизненного   стиля,   работа   с   личностными  и
социальными ресурсами, снижение активности факторов риска и  повышение
действенности защитных факторов.
     Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в
Забайкальском  крае  и  стратегии  сдерживания  наркомании разработана
Концепция  профилактики  злоупотребления   психоактивными   веществами
детьми  и молодежью в образовательном пространстве Забайкальского края
(далее Концепция), которая предлагает в качестве кардинального решения
проблемы   профилактики   наркомании  объединение  в  единый  комплекс
образовательных, социальных и  медицинских  мер  в  рамках  первичной,
вторичной  и  третичной  профилактики, обеспечивающих достижение общей
цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на
уже  имеющиеся  ресурсы  и возможности общеобразовательных учреждений,
учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования
и  других  образовательных  учреждений, а также использовать последние
достижения    современных    образовательных,    психологических     и
медико-социальных   технологий   в  области  профилактики  наркомании,
алкоголизма, токсикомании.
     Профилактическая  деятельность  в  образовательном  пространстве,
согласно Концепции, опирается на следующие основные принципы.

     1. Комплексность.
     Согласованное взаимодействие:
     на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих  за
различные  аспекты  государственной  системы профилактики наркомании в
рамках   своей   компетенции   (органы   и   учреждения   образования,
здравоохранения,     культуры,     социальной     защиты    населения,
правоохранительные органы и др.);
     на профессиональном уровне - специалистов различных профессий,  в
функциональные    обязанности   которых   входят   различные   аспекты
профилактики   (воспитатели,   педагоги,   дошкольные,   школьные    и
медицинские   психологи,   врачи,   наркологи,   работники   культуры,
социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии
по   делам   несовершеннолетних   и   защите   их   прав,   инспекторы
подразделений по делам несовершеннолетних);
     в системе образования  -  органов,  осуществляющих  управление  в
сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях,
а также образовательных учреждений,  отвечающих  за  взаимодействие  и
координацию  различных  профилактических  мероприятий  в  русле единой
целостной программы комплексной профилактики.

     2. Дифференцированность.
     Дифференциация целей, задач, средств  и  планируемых  результатов
профилактики с учетом:
     возраста. По возрасту наиболее  значимо  выделение  группы  детей
старшего  дошкольного  возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста
(7-10  лет),  среднего  школьного  возраста  (11-14   лет),   старшего
подросткового  возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и
молодежи (от 18 лет);
     степени вовлечения  в  наркогенную  ситуацию.  При  этом  значимо
выделение  детско-подростковых  и  молодежных  групп, не вовлеченных в
наркогенную ситуацию, но  относящихся  к  группе  риска  наркотизации,
например,  лишенных  родительского  попечения и находящихся в условиях
безнадзорности; имеющих различные проблемы  в  развитии  и  поведении;
начавших  употреблять  наркотики  (потребители наркотиков); заболевших
наркоманией.   В   этом   контексте   приобретает    свою    специфику
профилактическая    работа    со    студентами    средних   и   высших
профессиональных учебных учреждений.

     3. Аксиологичность (ценностная ориентация).
     Этот  принцип  включает   формирование   у   детей   и   молодежи
мировоззренческих   представлений   об   общечеловеческих   ценностях,
здоровом  образе  жизни,  законопослушности,  уважении   к   человеку,
государству,  окружающей  среде  и др., которые являются ориентирами и
регуляторами их поведения.
     Принятие общечеловеческих ценностей  и  норм  поведения  является
одним    из    основных    морально-этических   барьеров   потребления
психоактивных веществ, а в случае заболевания  служит  основанием  для
социальной реадаптации и реабилитации.

     4. Многоаспектность.
     Сочетание   различных   направлений   целевой    профилактической
деятельности.   Ведущими  аспектами  профилактической  деятельности  в
образовательном пространстве являются:
     социальный аспект,  ориентированный  на  формирование  позитивных
моральных  и  нравственных  ценностей,  определяющих  выбор  здорового
образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему  психоактивных
веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
     психологический    аспект,    направленный    на     формирование
стрессоустойчивых  личностных установок, позитивно-когнитивных оценок,
а также навыков  быть  успешным,  быть  способным  сделать  позитивный
альтернативный  выбор  в  трудной жизненной ситуации, включая ситуацию
предложения наркотиков;
     образовательный  аспект,  формирующий  систему  представлений   и
знаний    о   социально-психологических,   медицинских,   правовых   и
морально-этических   последствиях    злоупотребления    психоактивными
веществами;
     культурологический аспект, направленный на использование  средств
культуры  и  искусства  для  развития  творческих способностей детей и
молодежи, вовлечение их в социокультурную деятельность.
     Многоаспектность   комплексной   профилактики   включает    также
направленность   ее   воздействия   на   различные   уровни   в   поле
субъект-объектных взаимодействий  при  осуществлении  профилактических
мероприятий:
     социально-средовое воздействие, направленное на разрушение  групп
наркотизирующихся   детей   и   подростков  и  на  создание  социально
поддерживающей инфраструктуры;
     воздействие на  саморазрушающее  поведение  детей  и  подростков,
вовлеченных  в  наркотизацию,  а  также  на  другие  девиантные  формы
поведения детей группы риска;
     воздействие, связанное с индивидуальными или  групповыми  формами
оказания профилактической помощи.

     5. Последовательность.
     Принцип последовательности предусматривает, что:  цели  и  задачи
Концепции  должны  быть  разделены на общие (стратегические) и частные
(этапные), т. е. не могут быть реализованы одномоментно или  аврально,
по типу разовой кампании;
     Возможность реализации поставленных целей  и  залам  должна  быть
поддержана соответствующим целевым финансированием;
     для  обеспечения  последовательности   алгоритма   в   реализации
системной    профилактики    в    нее   должен   обязательно   входить
социально-психологический мониторинг,  ориентированный  не  только  на
оценку   субъективных   и   объективных   факторов  распространенности
наркотиков,  но  и  на  формирование  структур  и  элементов   системы
сдерживания  распространения  ПАВ,  системы  социально-психологической
поддержки.

     6. Легитимность.
     Легитимность   предусматривает    необходимую    правовую    базу
антинаркотической   профилактической  деятельности.  К  правовой  базе
указанной деятельности относятся  все  нормативные  акты  о  правах  и
обязанностях  лиц,  которые  в  пределах  своей  компетенции и статуса
обязаны заниматься профилактикой.  К  правовой  базе  относятся  также
права   и  обязанности  детей  и  молодежи,  которые  затрагиваются  в
различной степени, когда по отношению к  ним  осуществляются  активные
профилактические   мероприятия.   Таким   образом,   правовые  границы
антинаркотической профилактики предусматривают:
     действия, не нарушающие установленную законом компетенцию  органа
или лиц, осуществляющих профилактические меры;
     действия, не нарушающие  права  несовершеннолетнего,  к  которому
относятся  эти  профилактические  мероприятия,  как гражданина и члена
общества;
     При этом может возникать правовая ситуация,  когда  те  или  иные
действия    в    границах    осуществления   первичной   и   вторичной
профилактической  помощи  не  запрещены,  однако  не  регламентированы
нормативными актами.
     Следовательно,  компетенция   органов   и   лиц,   осуществляющих
профилактическую    работу,   и   степень   взаимодействия   различных
государственных  органов  и  специалистов   должны   быть   закреплены
соответствующими  нормативными  актами.  Это  ставит перед участниками
системы  профилактики  специфические   задачи:   максимального   учета
законов,  регулирующих  отношения в сфере профилактики злоупотребления
ПАВ,  организации  в  рамках  данной  Концепции  активной,   системной
первичной  профилактики;  использования мирового и российского опыта в
правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков,  организации
раннего      выявления     потребителей     и     их     оздоровления,
социально-психологической реабилитации, с одной стороны, и  защиты  их
прав   и   законных   интересов  -  с  другой.  Для  этого  необходима
соответствующая  специальная,  в  том   числе   правовая,   подготовка
специалистов,  участвующих  в оказании профилактической помощи. Особое
внимание  должно  быть  обращено  на  законодательные  гарантии   прав
несовершеннолетнего   во  всех  случаях  применения  к  нему  активных
профилактических мер, влекущих принуждение  и  ограничение  его  прав.
Нельзя  предоставлять  органам  и  лицам, осуществляющим профилактику,
право проводить  диагностику  наркотического  опьянения,  употребления
ПАВ,  не  сформировав  в  разрешающем  подобные действия правовом акте
механизм защиты прав и достоинства ребенка, по  отношению  к  которому
осуществляются эти действия.

             2. Цель, задачи, этапы реализации Концепции              

     Цель Концепции - формирование у детей  и  молодежи  установки  на
здоровый образ жизни.
     Основные задачи Концепции:
     возрождение    единого     института     пропаганды,     носящего
профессиональный  характер и направленного на формирование позитивного
общественного   сознания,   формирование   у    детей    и    молодежи
антинаркотических  установок  и  активной  психологической  защиты  от
злоупотребления ПAB;
     создание системы профилактики злоупотребления ПАВ;
     создание условий для сохранения психического  и  психологического
здоровья детей;
     возвращение  в  образовательные  учреждения  детей  и   молодежи,
прошедших  лечение  и  реабилитацию  в  связи  с  наркозависимостью, и
осуществление профилактической работы с ними по предотвращению  срывов
и рецидивов заболеваний;
     оказание детям и молодежи консультативной,  психокоррекционной  и
реабилитационной помощи (приложения N 1, 2 к настоящей Концепции);
     осуществление профилактической антинаркотической работы с семьями
обучающихся,  а  также  в  местах  проведения  досуга детей и молодежи
(приложение N 3, 4 к настоящей Концепции);
     создание  в  образовательных  учреждениях  атмосферы  негативного
отношения к употреблению ПАВ;
     создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных  к
употреблению  ПАВ,  на  уровне  школы,  семьи и мест проведения досуга
детей и молодежи (секции, кружки и пр.).
     Концепция учитывает  все  многообразие  факторов,  способствующих
развитию   наркомании,  алкоголизма,  токсикомании,  главным  образом,
личностные особенности детей  и  подростков.  Благодаря  использованию
последних     достижений     современных     медицинских    технологий
(иммунохроматическис  тесты  на  наркотики)   мероприятия   в   рамках
Концепции  позволят  не  только  активно  и  целенаправленно  выявлять
заболевших на ранних стадиях заболевания (диспансеризация, профосмотры
и  т.  д.),  но  и  изменять менталитет учащихся, показывая, что прием
наркотиков скрыть невозможно.
     Активная профилактическая антинаркотическая помощь семье в рамках
Концепции  (приложение  N 3  к  настоящей  Концепции)  сегодня  должна
проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных  семей  к
самой   проблеме,   дефицита   компетентности  педагогов  по  вопросам
формирования у детей антинаркотических установок, ценностей  здорового
образа  жизни,  трудностей  установления контактов и взаимодействия со
специалистами при необходимости консультативной, специализированной  и
социально-правовой  помощи,  в  условиях,  когда сами профессиональные
группы лиц, работающие с детьми и  подростками,  -  учителя,  школьные
психологи,  социальные  педагоги  и  социальные  работники, инспекторы
подразделений  по  делам  несовершеннолетних  -  также   нуждаются   в
выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.

                3. Реализация целей и задач Концепции                 

     Реализация Концепции предполагает:
     1)    усовершенствование  взаимодействия  с   органами   местного
самоуправления   муниципальных   образований   для   реализации  общей
стратегии по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
     2)   развитие  системы  подготовки,  переподготовки  и  повышения
квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных и школьных
образовательных учреждений всех видов и типов  и  других  специалистов
государственных   органов   и   учреждений  по  вопросам  профилактики
наркомании, ВИЧ/СПИДа и здоровьесберегающего поведения;
     3)    внедрение  программ   повышения   квалификации   работников
образования  по  профилактике  злоупотребления  ПАВ  в образовательном
пространстве;
     4)   разработка и внедрение  дифференцированных  профилактических
программ,  адаптированных  к  различным  районам Забайкальского края в
зависимости от степени тяжести наркоситуации;
     5)   проведение мониторинга эффективности работы по  профилактике
злоупотребления  ПАВ детьми и молодежью в образовательном пространстве
Забайкальского края;
     6)    развитие   краевой   сети   учебно-методических   кабинетов
профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде;
     7)   пополнение инструктивно-методологической  базы  по  вопросам
профилактики  злоупотребления  ПАВ  и  реабилитации детей и молодежи с
проблемами зависимости от ПАВ;
     8)   освещение в средствах массовой информации  существующих  мер
профилактики  злоупотребления  ПАВ,  открытие  рубрик,  способствующих
формированию приоритета здорового образа жизни;
     9)   привлечение опыта различных моделей формирования  позитивных
ценностных ориентации в области социально-духовной деятельности;

     10)   организация  и  развитие  эффективных  форм  внеучебной   и
досуговой  деятельности  детей  и молодежи (приложение N 4 к настоящей
Концепии);
     11)   разработка  и  внедрение   новейших   методов   и   приемов
профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью;
     12)    сравнительный   анализ   и   обобщение    российского    и
международного  опыта  по  профилактике  злоупотребления  ПАВ детьми и
молодежью;
     13)  обобщение опыта работы различных специалистов, учреждений  и
ведомств   по  проблеме  профилактики  злоупотребления  ПАВ  детьми  и
молодежью в образовательном пространстве Забайкальского края;
     14)   проведение  межведомственной   конференции   по   проблемам
профилактики   злоупотребления   ПАВ   среди   детей   и   молодежи  в
образовательном пространстве Забайкальского края.
     Реализация мероприятий происходит постепенно по  мере  готовности
отдельных составляющих:
     разработки    нормативно-    правовой    базы    профилактической
деятельности в образовательном пространстве;
     открытия профилактических кабинетов в образовательных учреждениях
всех типов и видов;
     создания  пакета  информационно-методической   документации   для
начальной переподготовки кадров на местах;
     модификации действующих программ профилактики;
     внедрения    интернет-информационной    системы    по    вопросам
профилактики  злоупотребления  психоактивными веществами среди детей и
молодежи;
     создания единого организационно-методического центра в  структуре
системы образования согласно Концепции.

                4. Воздействие и ожидаемые результаты                 
     Концепция  предполагает   развертывание   программ   профилактики
злоупотребления ПАВ в следующих средах:
     в образовательных учреждениях;
     в семье;
     в  организации  внеучебной  и  досуговой  деятельности  детей   и
молодежи.
     Ожидаемые результаты.
     1.  Психолого-педагогическая   деятельность   в   образовательных
учреждениях в рамках региональной системы профилактики злоупотребления
ПАВ детьми и молодежью будет содействовать:
     изменению общественных норм в отношении к употреблению наркотиков
и к их потребителям;
     формированию тех  качеств  личности,  которые  способствовали  бы
здоровьесберегающему поведению;
     созданию интернет-информационной системы по вопросам профилактики
злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
     анализу,   обобщению   и   распространению   опыта    организации
профилактической антинаркотической работы с детьми и молодежью;
     разработке  модели  учебно-методических  комплексов  по  вопросам
профилактики ПАВ для образовательных учреждений;
     расширению спектра технологий профилактической работы;
     совершенствованию научно-методического  обеспечения  деятельности
специалистов   образовательных   учреждений,   учреждений  для  детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
     2.  Профилактическая  работа  с  семьей   будет   способствовать:
формированию здорового образа жизни;
     активному  отношению  родителей  к  риску  наркотизации   в   той
микросреде, в которой растет и общается их ребенок;
     предупреждению   эмоционального   отвержения   детей,   жестокого
обращения с ними в семье;
     позитивному влиянию на микросоциум (семья, среда сверстников).
     3. Профилактика  злоупотребления  ПАВ  в  досуговой  сфере  будет
способствовать:
     созданию на уровне дома, двора, уличного микросоциума,  школьного
микрорайона благополучной среды, формирующей ценности здоровья;
     развитию детских и молодежных движений, волонтерства и социальных
инициатив;
     увеличению  количества  детей  и  молодых  людей,  вовлеченных  в
активные   формы  проведения  досуга  (участие  в  культурно-досуговых
объединениях,  клубных  формированиях,   творческих   коллективах;   в
организации     и    проведении    культурно-досуговых    мероприятий,
социально-культурных акций);
     уменьшению количества противоправных действий потребителей ПАВ.

     5. Заключение
     В настоящее время во всем  мире  в  образовательном  пространстве
борьба   с   наркоманией   проводится  путем  использования  различных
профилактических моделей. Структура последних  зависит  от  конкретных
условий   отдельных   стран   и  регионов.  Концепция  профилактики  в
Забайкальском крае  должна  строиться  с  учетом  трех  основных  сфер
жизнедеятельности детей и молодежи: семья, образовательное учреждение,
досуг,  включая  связанное  с  ними   микросоциальное   окружение.   В
настоящее  время  наиболее  адекватным  ориентиром  является стратегия
сдерживания. Реализация профилактических программ  возможна  только  в
рамках  системной  комплексной  работы. Данная Концепция направлена на
профилактическую работу не только с группами риска,  но  и  с  лицами,
прошедшими  курс  терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает
межведомственный подход к организации профилактической работы с детьми
и   молодежью   на   всех   уровнях  (краевом,  муниципальном,  уровне
образовательных учреждений). Реализация данной Концепции  представлена
в  виде плановых мероприятий на краевом, муниципальном уровнях, уровне
образовательного учреждения.
     Для    обеспечения    внедрения    системной    профилактики    в
образовательном пространстве необходимо решить ряд задач:
     создать и развивать организационные структуры профилактики;
     подготовить кадры для проведения профилактической работы;
     разработать   и   внедрить    программы    для    всех    уровней
профилактической деятельности;
     совершенствовать   правовую   базу   по   вопросам   профилактики
злоупотребления ПАВ;
     обеспечить осуществление мониторинга наркоситуации на  территории
Забайкальского края и оценку эффективности профилактических программ и
мероприятий.
     Предложенная Концепция является основой для  разработки  правовых
актов  и  программ в области профилактики злоупотребления ПАВ детьми и
молодежью в образовательном пространстве Забайкальского края.

     Словарь терминов
     Для целей настоящей Концепции  употребляются  следующие  основные
термины:
     Образовательное пространство  -  совокупность  учреждений,  служб
системы образования, а также семей обучающихся.
     Микрорайон  -  комплекс  жилых   домов   и   системы   учреждений
культурно-бытового    обслуживания,    удовлетворяющие    каждодневные
потребности населения.
     Психоактивные вещества (ПАВ)  -  химические  и  фармакологические
средства,  влияющие  на физическое и психическое состояние, вызывающие
болезненное пристрастие; к ним относятся  наркотики,  транквилизаторы,
алкоголь, никотин и другие средства.
     Злоупотребление   психоактивными   веществами   -   неоднократное
употребление  ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские
и социальные последствия.
     Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - комплекс
социальных,   образовательных,   медико-психологических   мероприятий,
направленных   на   выявление   и   устранение   причин   и   условий,
способствующих   ВИЧ-инфицированию,   распространению  и  употреблению
психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных
личностных,   социальных  и  медицинских  последствий  злоупотребления
психоактивными     веществами     (безнадзорность,     беспризорность,
преступность,   рост   случаев  ВИЧ-инфекций,  гепатита,  заболеваний,
распространяемых половым путем и т. д.).
     Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных,
образовательных  и медико-психологических мероприятий, предупреждающих
приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
     Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных,
образовательных  и медико-психологических мероприятий, предупреждающих
формирование болезни и осложнений  наркотизации  у  лиц,  эпизодически
употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
     Третичная  профилактика  злоупотребления  ПАВ,  или  реабилитация
комплекс    социальных,   образовательных   и   медико-психологических
мероприятий,  направленных  на  предотвращение  срывов   и   рецидивов
заболевания,   т.е.   способствующих   восстановлению   личностного  и
социального стачуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и
возвращению  его  в  семью,  в  образовательное учреждение, в трудовой
коллектив, к общественно-полезной деятельности.
     Стратегия сдерживания - государственная политика, направленная па
предупреждение   (сдерживание)  незаконного  распространения  и  роста
злоупотребления  психоактивными   веществами,   а   также   увеличения
масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
     Наркотики -  психоактивные  вещества,  включенные  в  официальный
список наркотических средств.
     Наркомания - хроническая болезнь, которая возникает в  результате
злоупотребления  наркотиками  и  характеризуется  наличием  > больного
психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической
деградацией,  асоциальным  поведением  и  рядом  других патологических
проявлений.
     Токсикомания -  хроническая  болезнь,  возникающая  в  результате
злоупотребления    психоактивными   веществами,   не   включенными   в
официальный список наркотических средств.
     Потребители  наркотиков  -  лица,  приобретающие   или   хранящие
наркотические средства с целью личного потребления.
     Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и молодежи,
выделенная        на        основании       определенного       набора
социально-демографических,     личностных,      психологических      и
сомато-физических  признаков,  характеризующаяся большой склонностью к
злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами.  Группа
риска  наркотизации  является самостоятельным объектом профилактики. К
ней относятся дети и молодые люди:
     лишенные  родительского  попечения,  ведущие  безнадзорный  образ
жизни, не имеющие постоянного места жительства;
     экспериментировавшие с первыми  пробами  различных  психоактивных
веществ;
     имеющие  проблемы   в   развитии   и   поведении,   обусловленные
нервно-психической  неустойчивостью  или  сопутствующими  психическими
отклонениями.
     Мониторинг наркотической ситуации - повторяющиеся с установленной
регулярностью  на  основе  выбранной системы регистрации учет и опенка
показателей  развития   наркотической   ситуации   (распространенность
наркотиков    и    иных   психоактивных   веществ,   частота   случаев
злоупотребления   и   состояний   зависимости,   вредных   последствий
злоупотребления  психоактивными  веществами, отношение отдельных лиц и
групп к наркотикам и  наркотической  ситуации).  Объектом  мониторинга
может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений,
отдельный  регион.  Мониторинг  может   быть   частичным,   отражающим
социологические  и  психологические  показатели,  и полным, включающим
оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую  ситуацию,  и
социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
     Диагностические  тесты  на  наличие   психоактивных   веществ   -
медицинское     изделие     в     виде     бумажных     полосок    для
иммунохроматографического выявления в моче  испытуемого  ПАВ  (морфин,
героин,  метадон,  экстази,  марихуана,  кокаин,  амфетамины  и  др.).
Используются монотесты и  мулы  и  гесты,  последние  применяются  для
диагностики нескольких ПАВ.


                                           ПРИЛОЖЕНИЕ N 1             
                                      к Концепции профилактики        
                                   злоупотребления психоактивными     
                                  веществами детьми и молодежью в     
                                    образовательном пространстве      
                                        Забайкальского края,          
                                      одобренной распоряжением        
                                 Правительства Забайкальского края    
                                     24 марта 2009 года N 119-р       

              Профилактическая антинаркотическая работа               
 в образовательных учреждениях общего и начального профессионального  
                             образования                              

                     Основные направления работы                      

     1.  Профилактическая   работа   с   родителями   (в   компетенции
заместителя    директора    по    воспитательной   работе,   классного
руководителя, школьного психолога, социального педагога):
     1)   формирование нетерпимого отношения родителей к  наркотизации
детей  в  той  микросреде,  в  которой  растет  и общается их ребенок:
родительский университет, организация групп родительской поддержки для
проблемных семей;
     2)   предупреждение внутрисемейного  вовлечения  детей  в  раннюю
алкоголизацию,  случаев  эмоционального  отвержения  детей и жестокого
обращения  с  ними:  семейное  консультирование,   привлечение   групп
родительской     поддержки,    специалистов    комиссий    по    делам
несовершеннолетних  и  защите  их  прав,   служб   социальной   защиты
населения,  органов  внутренних  дел  для  оказания  помощи проблемной
семье;
     3)     оказание   помощи   семье   в    конфликтных    ситуациях;
консультирование,    информирование   родителей   о   целесообразности
внутрисемейного  тестового  контроля  наркотизации,  помощь  семье   в
установлении   контактов  со  специалистами,  с  группой  родительской
поддержки, оказание коррекционной помощи  по  программам  тематических
семинаров-тренингов  "Как  жить  с ребенком, который начал употреблять
ПАВ".
     2. Воспитательно-педагогическая работа с  детьми  (в  компетенции
заместителя    директора    по    воспитательной   работе,   классного
руководителя,    преподавателей    ОБЖ    и    физической    культуры,
учителей-предметников,       школьного       врача,       специалистов
социально-психологической службы):
     1)   разработка   и   модификация    образовательных    программ,
ориентированных  на  формирование  ценностей  здорового  образа  жизни
(обучение и воспитание средствами учебных предметов: валеология,  ОВЖ,
физическая культура);
     2)    разработка  и  модификация  превентивных    образовательных
программ, ориентированных на предупреждение употребления ПЛВ (обучение
и  воспитание   средствами   учебных   предметов:   валеология,   ОЬЖ,
литература, история, биология, химия и другие);
     3)   разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной
психологической  защиты  для обучающихся среднего и старшего школьного
возраста;
     4)    разработка  и  внедрение   общешкольных   антинаркотических
мероприятий:  тематические  "круглые  столы", дискуссии и конференции;
ролевые игры и спектакли по  проблемам  противодействия  наркотикам  и
иным ПАВ;
     5)   формирование волонтерских групп из подростков  с  лидерскими
установками   для   оказания   поддержки   сверстникам   с  проблемами
зависимости от ПАВ.
     3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая
работа   в   образовательном  учреждении  (в  компетенции  заместителя
директора по воспитательной работе, школьного психолога,  воспитателя,
социального   педагога,  школьного  врача,  специалистов  по  вопросам
предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкоголизации  и
наркотизации детей и подростков):
     1)    организация  работы  кабинета  профилактики  ПАВ,   включая
следующие  формы  работы:  учет  обучающихся  с  риском наркотизации и
проблемами наркозависимости; методическое обеспечение просветительской
антинаркотической  работы в образовательном учреждении; проведение при
информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной  диагностики
наркотизации;  консультирование родителей по проблемам взаимоотношений
с наркотизирующимся ребенком;
     2)     организация   внутришкольных   и   межшкольных   обучающих
семинаров,  внедрение  обучающих  программ-тренингов  для специалистов
образовательных  учреждений  по  методам  и  средствам  предупреждения
злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде;
     3)      организация    взаимодействия    между    образовательным
учреждением,  комиссией  по делам несовершеннолетних и защите их прав,
наркологической службой, органами внутренних дел, службами  социальной
защиты населения, группами родительского актива и поддержки проблемных
семей в целях создания на уровне дома,  двора,  школьного  микрорайона
микросреды,  благополучной  в  отношении распространения психоактивных
веществ и употребления их детьми и подростками;
     4)   организация условий  для  проведения  на  регулярной  основе
мониторинга  распространенности  употребления ПАВ для систематического
анализа наркоситуации в школьном микрорайоне  и  принятия  упреждающих
мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.


                                      ПРИЛОЖЕНИЕ N 2                  
                        к Концепции профилактики злоупотребления      
                            психоактивными веществами детьми          
                       и молодежью в образовательном пространстве     
                      Забайкальского края, одобренной распоряжением   
                            Правительства Забайкальского края         
                               24 марта 2009 года N 119-р             

              Профилактическая антинаркотическая работа               
           в образовательных учреждениях среднего и высшего           
                    профессионального образования                     

                     Основные направления работы                      
     1. Профилактическая работа с родителями:
     1)   информирование родителей о случаях наркотизации студента;  о
целесообразности   внутрисемейного  контроля  наркотизации  на  основе
доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков;
     2)    организация  среди  родителей,  нетерпимо   относящихся   к
наркотизации  обучающихся  подростков  и  молодежи, групп родительской
поддержки  при  наркопостах  и  кабинетах  профилактики,  созданных  в
образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего  профессионального
образования.
     2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодежью,
обучающимися   в   образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего
профессионального образования:
     1)    разработка  превентивных  воспитательных  и   информативных
программ,   ориентированных   на  предупреждение  употребления  ПАВ  в
условиях студенческого общежития;
     2)   разработка  и  внедрение  обучающих  программ-тренингов  для
воспитателей  общежитий  образовательных учреждений среднего и высшего
профессионального образования;
     3)    организация  наркопостов   и   кабинетов   профилактики   в
общежитиях    образовательных    учреждений    среднего    и   высшего
профессионального образования;
     4)     регулярное   проведение   тематических   антинаркотических
мероприятий:  тематических  "круглых  столов", дискуссий, тематических
дискотек "Молодежь за здоровый образ жизни";
     5)    формирование  групп   психологической   поддержки   лиц   с
проблемами  зависимости  среди  подростков  и  молодежи, обучающихся в
образовательных  учреждениях  среднего  и  высшего   профессионального
образования;  организация  взаимодействия  между указанными группами и
руководством образовательных учреждений.
     3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая
работа    в    образовательных    учреждениях   среднего   и   высшего
профессионального образования:
     1)   разработка методического обеспечения наркопостов и кабинетов
профилактики   при  образовательных  учреждениях  среднего  и  высшего
профессионального образования;
     2)     организация   моделей    мониторинга    распространенности
употребления  наркотиков  среди  подростков  и молодежи, обучающихся в
образовательных  учреждениях  среднего  и  высшего   профессионального
образования.


                                         ПРИЛОЖЕНИЕ N 3               
                                    к Концепции профилактики          
                                 злоупотребления психоактивными       
                                 веществами детьми и молодежью        
                                 в образовательном пространстве       
                                Забайкальского края, одобренной       
                                  распоряжением Правительства         
                                      Забайкальского края             
                                   24 марта 2009 года N 119-р         

           Профилактическая антинаркотическая помощь семье            

                     Основные направления работы                      
     1.    Формирование  активного   отношения   родителей   к   риску
наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
     2.     Предупреждение   случаев   вовлечения   детей   в   раннюю
алкоголизацию,  эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с
ними в семье.
     3.   Оказание помощи семье, когда  ребенок  начал  злоупотреблять
психоактивными веществами.
     4.   Организация на уровне  дома,  двора,  уличного  микросоциума
благополучной  ненаркотической  среды,  нетерпимой к антиобщественному
поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных
психоактивных веществ.

      Основные формы и средства антинаркотической помощи семье:       
     1.    Групповые  формы  работы  по  профилактике  приема  ПАВ   с
применением интерактивных методов (в компетенции заместителя директора
по воспитательной  работе,  классных  руководителей,  специалистов  по
проблемам    профилактики    злоупотребления    ПАВ,    предупреждения
безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних   и   молодежи):
дискуссии,  "круглые столы", диспуты, родительские собрания, семинары,
тренинговые занятия, занятия в родительском университете.
     2.    Организация   семейного   досуга,   развитие   новых   форм
социокультурной   работы  с  семьей  (проведение  семейных  вечеров  и
конкурсов, работа семейных клубов,  организация  фестивалей  семейного
творчества, поддержка семейных творческих коллективов).
     3.    Индивидуальное  семейное  консультирование   родителей   из
обычных,   проблемных,   дисфункциональных   и  конфликтных  семей  по
предупреждению ранней алкоголизации,  наркотизации,  безнадзорности  и
правонарушений    несовершеннолетних   и   молодежи   (в   компетенции
заместителя директора по воспитательной работе,  школьного  психолога,
социального педагога, специалистов социально-психологических служб).
     4.   Формирование  из  родительского  актива  групп  родительской
поддержки для проблемных семей (в компетенции заместителя директора по
воспитательной  работе,  школьного  психолога,  социального  педагога,
специалистов социально-психологических служб).
     5.     Выявление   родителей   группы   риска   алкоголизации   и
наркотизации  и  обеспечение  им  поддержки  в  оказании  социальной и
медико-психологической  помощи  (в  компетенции  школьного  психолога,
социального  педагога, специалистов центров психолого-педагогической и
медико-социальной  помощи   несовершеннолетним   и   молодежи,   служб
социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав).
     6.   Социальное вмешательство  в  семью  при  асоциальном  образе
жизни,  жестоком  обращении  с  ребенком,  при вовлечении его в раннюю
алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование (в компетенции
заместителя  директора по воспитательной работе, социального педагога,
специалистов служб социальной  защиты  населения,  комиссий  по  делам
несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел).
     7.   Оказание помощи родителям в возвращении ребенка  в  семью  в
случае  ухода  ребенка  из  дома  (в компетенции социального педагога,
школьного психолога, специалистов служб социальной  защиты  населения,
работников органов внутренних дел).

                   Пути взаимодействия специалистов                   
                     и групп социальной поддержки                     
                    
        |----------------------------------------------------------------------|
        |                     Образовательное учреждение                       |
        |(заместитель директора по воспитательной работе, классныеруководители,|
        |         школьный психолог, социальный педагог, школьный врач)        |  
        |----------------------------------------------------------------------|
              |                            |                       |          |
              +                            +                       +          +
|------------------------||------------------------------||-----------------||----------|
|     Активная семья     ||        Проблемная семья      || Центр психолого-||Учреждения|
|родительский университет||родители с риском наркотизации|| педагогической и|| культуры |
|  группы родительской   || ребенок, столкнувшийся с ПАВ ||медико-социальной||----------|      
|        поддержки       ||------------------------------||      помощи     |   | 
|------------------------|                 |              |-----------------|   |
                 |                         |                        |           |
                 +                         +                        +           +
             |---------------------------------------------------------------------|
             |  Формирование  на  уровне   дома,   образовательного   учреждения,  |
             |     школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды       |
             |---------------------------------------------------------------------|
                                               |
                                               +
                   |---------------------------------------------------------|
                   |  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав  |
                   |---------------------------------------------------------|
                                               +
                                               |
                            |-------------------------------|
                            |                               |
                    |------------------|    |------------------------------|
                    |Правоохранительные|    |Органы и учреждения социальной|   
                    |      органы      |    |       защиты населения       |         
                    |------------------|    |------------------------------|


                                           ПРИЛОЖЕНИЕ N 4             
                                      к Концепции профилактики        
                                   злоупотребления психоактивными     
                                   веществами детьми и молодежью      
                                   в образовательном пространстве     
                                        Забайкальского края,          
                                      одобренной распоряжением        
                                 Правительства Забайкальского края    
                                     24 марта 2009 года N 119-р       
                                                                      
Профилактическая антинаркотическая работа во внешкольных учреждениях и
                             сфере досуга                             

     Основы профилактической помощи должны быть развернуты  на  уровне
микрорайона   через   программы  типа  "Образовательное  учреждение  -
микрорайон - семья" при непосредственном участии социальных  педагогов
образовательного    учреждения,    работников   культуры,   социальных
работников службы социальной защиты населения. Цель внедрения  методов
профилактической  работы в микрорайоне - обеспечение преемственности и
непрерывности  воспитательно-оздоровительной   работы   с   детьми   в
образовательной среде.

     Основные направления работы
     1. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая
работа в микрорайоне:
     1)   составление социального паспорта микрорайона с  определением
зон риска, связанных с распространением наркотиков, учетом "грудных" и
проблемных семей микрорайона, нерешенных социальных  проблем  (наличие
спортивных  площадок  и  секций  для  детей  и подростков, контроль за
работой баров, кафе и дискотек,  в  которых  допускается  употребление
алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками);
     2)   организация на уровне микрорайона под социальным  патронажем
образовательного      учреждения      общественных     многопрофильных
детско-подростковых клубов;
     3)   создание клубного пространства с обязательным привлечением к
работе  клубов  специалистов  культуры,  органов и учреждений по дедам
молодежи, социальной  защиты  населения,  общественных  и  религиозных
объединений  для  участия в постоянно действующих кружковых, студийных
формах  работы,  в  организации  на  уровне  микрорайона   праздников,
спортивных и развлекательных программ;
     4)   установление  через  социальных  педагогов  образовательного
учреждения   взаимодействия   с   депутатской  группой,  общественными
благотворительными объединениями, которые работают в микрорайоне  и  в
рамках своей деятельности оказывают социально-психологическую помощь и
поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации.
     2. Воспитательная  антинаркотическая  профилактическая  работа  с
детьми и подростками в микрорайоне:
     1)    организация  и  развитие  на   уровне   микрорайона   через
общественные  клубы,  учреждения  дополнительного  образования  детей,
учреждения культуры, центры социально-реабилитационной  направленности
различных  форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию
поддержки  инвалидам,  престарелым,  многодетным  семьям  микрорайона;
участие  социальных  педагогов  образовательного учреждения, школьного
врача совместно с  социальными  работниками  в  организации  из  числа
положительно   ориентированных   подростков   и  молодых  людей  групп
взаимопомощи    по    предупреждению    употребления     ПАВ     среди
несовершеннолетних и молодежи;
     2)     организация   социально   значимой   деятельности   детей,
подростков   и   молодежи   по   месту   жительства   (благоустройство
микрорайона,  проведение  конкурсов  на  лучшие  дворовые   площадки);
установление   через   социальных  педагогов  школы  взаимодействия  с
муниципальными органами службы  занятости  населения  для  обеспечения
рабочих  мест  и помощи в оформлении договоров на работу подростков во
время каникул, в свободное от учебы время;
     3)   организация летнего  спортивно-ориентированного  отдыха  для
подростков,  состоящих  на профилактическом учете в органах внутренних
дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации;
     4)   организация работы летних площадок при учреждениях  культуры
(клубах,  библиотеках,  музеях)  для  детей  и подростков, в том числе
относящихся к группе риска, и летних творческих смен с участием  детей
группы риска.
     3.     Учебно-методическая   профилактическая   антинаркотическая
работа со специалистами в микрорайоне:
     1)   разработка курсов последипломной подготовки и переподготовки
социальных  работников  и  социальных  педагогов по программе развития
активной антинаркотической работы в микрорайоне;
     2)   распространение  нового  социально-педагогического  опыта  в
предупреждении    употребления    ПАВ,    освещение   профилактической
антинаркотической работы в местных средствах массовой информации.

Информация по документу
Читайте также