Расширенный поиск
Постановление Администрации Читинской области от 24.11.2003 № 333-А/пАдминистрация Читинской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Чита 24.11.2003 г. N 333-А/п Утратилo силу - Постановление Правительства Забайкальского края от 12.10.2010 г. N 408 О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты (В редакции Постановлений Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п; от 22.02.2005 г. N 51-А/п; от 26.07.2005 г. N 186-А/п) В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", законами Читинской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области", "О государственной поддержке градообразующих организаций промышленности" и "О региональной промышленной политике", в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на поддержку инвестиционной деятельности, Администрация Читинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: Пункты 1 - 5 (Утратили силу - Постановление Администрации Читинской области от 26.07.2005 г. N 186-А/п) 6. Признать утратившими силу: пункт 1 постановления Главы администрации Читинской области от 14 марта 2001 года N 155 "Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий администрации Читинской области"; - пункты 1, 2 постановления Главы администрации Читинской области от 4 июля 2001 года N 434 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета"; - постановление Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 1 апреля 2002 года N 109 "Об утверждении Порядка и условий субсидирования из областного бюджета части процентной ставки по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях предприятиями, реализующими высокоэффективные инвестиционные проекты, имеющие социальную значимость"; - постановление Администрации Читинской области от 12 ноября 2002 года N 275-А/п "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 01.04.2002 N 109"; - постановление Администрации Читинской области от 11 февраля 2003 года N 39-А/п "О внесении изменений и дополнений в Порядок и условия субсидирования из областного бюджета части процентной ставки по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях предприятиями, реализующими высокоэффективные инвестиционные проекты, имеющие социальную значимость, утвержденные постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 01.04.2002 N 109"; - в постановлении Администрации Читинской области от 28 июля 2003 года N 239-А/п "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Администрации Читинской области": - пункт 1 в части внесения изменения в пункт 11 Положения о порядке предоставления гарантий администрации Читинской области, утвержденного постановлением Главы администрации Читинской области от 14 марта 2001 года N 155, и пункт 2 постановления Главы администрации Читинской области от 4 июля 2001 года N 434 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета"; - пункт 2. 7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области - председателя Комитета экономики Т.И. Майзлингер. 8. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати. И.о. Главы Администрации (Губернатора) В. Окунев УТВЕРЖДЕНО постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсном отборе инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета (В редакции Постановлений Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п; от 22.02.2005 г. N 51-А/п) 1. Общие положения 1.1. Положение о конкурсном отборе инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета (далее - Положение) определяет порядок организации и проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета в виде государственных гарантий, бюджетных кредитов, субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов. 1.2. Конкурсный отбор инвестиционных проектов является открытым. Цель его проведения - отбор наиболее эффективных, социально значимых и быстроокупаемых инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств областного бюджета. Задачи конкурсного отбора: - создание равных условий для инвесторов; - стимулирование инвестиционной активности; - привлечение инвестиционных ресурсов в экономику области. 1.3. Конкурсный отбор проводится Советом по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики области. 2. Условия и критерии конкурсного отбора инвестиционных проектов. 2.1. Общим условием предоставления государственной поддержки за счет средств областного бюджета является соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития экономики, определенным среднесрочной программой социально-экономического развития области. 2.2. Основные критерии отбора инвестиционных проектов: 1) экономическая эффективность и финансовая устойчивость проекта; 2) социальная значимость; 3) бюджетная эффективность; 4) срок окупаемости. 2.3. Не допускаются к участию в конкурсном отборе инвестиционные проекты, представленные организациями: 1) находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства; 2) имеющими просроченную задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами или по ранее предоставленным средствам из бюджетов всех уровней на возвратной и возмездной основе; 3) подавшими пакет документов, не соответствующий требованиям законодательства и настоящего Положения. 2.4. В качестве инвесторов, претендующих на государственную поддержку инвестиционного проекта, выступают юридические лица. В случае участия в реализации отдельного проекта нескольких инвесторов, проект представляет одна организация, которая имеет оформленные в установленном порядке учредительные документы и самостоятельный баланс. При этом государственная поддержка предоставляется только претенденту, имеющему полностью оплаченный уставный капитал. 2.5. Предоставление бюджетных кредитов осуществляется при условии наличия у инвестора собственных средств для реализации инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов от потребности. Порядок предоставления бюджетных кредитов определяется законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. 2.6. Государственная поддержка в форме субсидирования части процентной ставки по кредиту, привлекаемому для реализации инвестиционного проекта, может быть предоставлена, если бюджетная эффективность от реализации проекта превышает сумму запрашиваемой поддержки. 3. Организация и порядок проведения конкурсного отбора 3.1. Комитет экономики Читинской области (далее - организатор конкурса) осуществляет организацию проведения конкурса, публикацию информационного сообщения, прием документов, допуск проектов к конкурсному отбору. 3.2. Информационное сообщение о проведении конкурсного отбора публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурсного отбора. Датой проведения конкурсного отбора считается дата подведения его итогов. 3.4. Информационное сообщение о проведении конкурсного отбора должно содержать следующие сведения: 1) время и место проведения конкурсного отбора; 2) порядок проведения конкурсного отбора, в том числе порядок подачи заявок на участие в конкурсном отборе (место и сроки подачи); 3) условия и критерии отбора; 4) формы предоставляемой государственной поддержки; 5) требования к содержанию и составу документов, необходимых для участия в конкурсном отборе; 6) иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 3.5. Субъекты инвестиционной деятельности, желающие участвовать в конкурсном отборе инвестиционных проектов для получения государственной поддержки, представляют организатору конкурса следующие документы: 1) заявку на участие в конкурсном отборе согласно приложению N 1 к настоящему Положению; 2) копию лицензии на право осуществления соответствующей деятельности, если данная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) бизнес-план инвестиционного проекта, утвержденный руководителем организации - заявителя, разработанный с учетом макета бизнес-плана (приложение N 2 к настоящему Положению); 4) положительное заключение государственной экологической экспертизы; 5) бухгалтерский баланс с приложениями по состоянию на последнюю отчетную дату текущего года и за предыдущий год с отметкой налоговой инспекции; 6) копии учредительных документов, заверенные нотариально, выписку из единого государственного реестра юридических лиц; (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 22.02.2005 г. N 51-А/п) 7) заключение по инвестиционному проекту соответствующего отраслевого государственного органа исполнительной власти Читинской области, содержащее: оценку технического и технологического уровня проекта (технологической и конструктивной состоятельности и новизны проекта, качества продукции (работ, услуг), соответствия российским и мировым стандартам); оценку рынка и стратегии маркетинга; оценку соответствия проекта отраслевым задачам и областным целевым программам, влияния на экологическую ситуацию, обоснованности данных по созданию новых рабочих мест; рекомендации о целесообразности рассмотрения инвестиционного проекта в целях оказания государственной поддержки; 8) заключение Комитета по финансам Читинской области по результатам предварительной проверки финансового состояния организации, претендующей на получение бюджетного кредита или гарантии. 9) справку налогового органа о состоянии расчетов с бюджетами всех уровней; 10) копию кредитного договора, заверенную кредитной организацией, или письменное подтверждение кредитной организации о намерении предоставить кредит на реализацию инвестиционного проекта (предоставляется только организациями, претендующими на государственную поддержку в форме государственной гарантии Читинской области и субсидирования части процентной ставки); 11) предварительный расчет суммы финансовых средств, необходимых для субсидирования части процентной ставки (предоставляется организациями претендующими на государственную поддержку в форме субсидирования части процентной ставки). Документы, не соответствующие установленным требованиям или представленные не в полном объеме, возвращаются заявителю без рассмотрения. (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 22.02.2005 г. N 51-А/п) 3.6. Организатор конкурса: - рассматривает представленные документы на соответствие требованиям, установленным законодательством и настоящим Положением; - проводит оценку эффективности проектов; - принимает решение о допуске проектов к участию в конкурсе; - уведомляет претендентов о допуске представленных инвестиционных проектов к участию в конкурсном отборе; - уведомляет каждого участника о результатах отбора в недельный срок после даты проведения конкурса. 3.7. При необходимости для проведения экспертизы инвестиционных проектов организатором конкурса привлекаются независимые эксперты, при этом оплата услуг производится за счет инициатора инвестиционного проекта в соответствии с договором. 3.8. Рассмотрение инвестиционных проектов, допущенных к конкурсу, и определение победителей конкурсного отбора осуществляет Совет по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики области (далее - Совет). 3.9. При подведении итогов Совет определяет объем государственной поддержки, условия и сроки ее оказания по каждому инвестиционному проекту, прошедшему конкурсный отбор. 3.10. По результатам конкурсного отбора Совет может рекомендовать Администрации Читинской области принять решение о присвоении инвестиционному проекту, прошедшему конкурсный отбор, статуса инвестиционного проекта областного значения. 3.11. Решение Совета об итогах конкурса оформляется протоколом проведения конкурсного отбора. 3.12. В протоколе проведения конкурсного отбора указываются основания, по которым инвестиционные проекты признаны прошедшими и не прошедшими конкурсный отбор. 3.13. Протокол проведения конкурсного отбора предоставляется участникам конкурса по их требованию. 3.14. Протокол проведения конкурсного отбора является основанием для подготовки правового акта об оказании государственной поддержки победителям конкурсного отбора и определении объема средств государственной поддержки при формировании Комитетом по финансам Читинской области проекта закона об областном бюджете на очередной год. (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 22.02.2005 г. N 51-А/п) ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Положению о конкурсном отборе инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета, утвержденному постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п Заявка на участие в конкурсном отборе 1. Претендент (полное наименование) ______________________________________________________________________ 2. Юридический адрес ______________________________________________________________________ 3. Ответственное лицо (должность, Ф.И.0., телефон) ______________________________________________________________________ 4. Величина уставного капитала ______________________________________________________________________ 5. Наличие государственной и муниципальной собственности в уставном капитале _________(%) 6. Крупнейшие акционеры (участники) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 7. Наименование инвестиционного проекта 8. Полная стоимость проекта ______________________________________________________________________ 9. Форма запрашиваемой государственной поддержки ______________________________________________________________________ 10. Объем запрашиваемых средств ______________________________________________________________________ 11. Срок окупаемости проекта ______________________________________________________________________ 12. Срок возврата запрашиваемых средств ______________________________________________________________________ 13. Бюджетная эффективность ______________________________________________________________________ 14. Способ обеспечения ______________________________________________________________________ (при залоге недвижимости, акций предприятия, имущественных прав указать оценку залога, юридическое обоснование, страхование; при предоставлении гарантий банка или поручительства третьего лица - указать наименование гаранта (поручителя), реквизиты, объем гарантий) 15. Информация о состоянии организации - претендента ______________________________________________________________________ (указать, находится ли организация в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства) Подпись и печать руководителя (должность, Ф.И.0.) Дата подачи заявки ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Положению о конкурсном отборе инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета, утвержденному постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п Макет бизнес-плана (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) Введение Бизнес-план - это представленная по определенному стандарту система доказательств успешности предлагаемого дела. Бизнес-план всесторонне описывает условия бизнеса и среды, в которых он действует, а также систему управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном отборе инвестиционных проектов с целью получения государственной поддержки. Он разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год, все расчеты ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором проводится конкурс. Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей получить четкое представление о существе проекта и степени участия инициатора в нем, написан просто и ясно, иметь четкую структуру. При разработке бизнес-плана необходимо помнить, что в нем должны содержаться сведения, позволяющие установить уровень эффективности проекта, а также реальные возможности предприятия реализовать представленный проект. 1. Титульный лист "Утверждаю" Должность _________ Ф.И.0. " " _________ 200_ г. (печать) Титульный лист должен содержать следующие сведения: 1) название проекта; 2) полное название инициатора проекта с указанием его организационно-правовой формы; 3) полное название предприятия, реализующего проект или будущего предприятия, с указанием его организационно-правовой формы; 4) фамилия, имя, отчество руководителя предприятия, реализующего проект или будущего предприятия; 5) суть проекта (3-5 строк); 6) сметная стоимость проекта; 7) сроки строительства; 8) срок окупаемости проекта; 9) форма участия государства в финансовом обеспечении проекта; 10) финансирование проекта (тыс. рублей, %): - собственные средства; - заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные); - средства государственной поддержки. 11) предложения по обеспечению средств государственной поддержки; 12) информация о том, кем и когда разработана проектно-сметная документация; 13) информация о наличии заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и даты утверждения); 14) заявление о коммерческой тайне. 2. Содержание Перечисляются все разделы бизнес-плана с указание номеров страниц, на которых располагается указанная информация. 3. Резюме (цели, задачи, выводы) Это характеристика проекта, раскрывающая цели и доказательства его привлекательности для инвестора. Резюме пишется максимально просто, по возможности без специальных терминов. Объем этой части не должен превышать 3 листов машинописного текста. Обычно резюме составляется на основе готового бизнес-плана. Общие выводы и основные цифровые показатели из написанных разделов могут быть представлены в резюме. Рекомендуем придерживаться следующих позиций: - суть проекта - его цели и потенциальная эффективность; - возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях; - краткие сведения о предприятии, реализующем проект, компетенция и профессионализм управленческой команды (для вновь создаваемых предприятий - описать опыт предпринимательской деятельности учредителей); - потребность в инвестициях (приложение N 1 таблица 1), срок возврата заемных средств, полное наименование формы государственной поддержки, реализуемой за счет средств бюджета, с указанием предполагаемой платы за предоставленные средства; - предлагаемое обеспечение государственной поддержки; - направления вложения денежных средств; - источники средств (приложение N 1 таблица 2) и предполагаемый график возврата денежных средств (приложение N 1 таблица 3) - финансовые результаты проекта, ключевые экономические показатели эффективности проекта - чистый дисконтированный доход (NPV), индекс инвестиций (IP), внутренняя норма доходности (IRR), срок окупаемости, бюджетный эффект; - если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.д.), то необходимо указать их; - риски и возможные пути их снижения; - общий вывод по проекту. 4. Основные сведения о предприятии Если представленный бизнес-план будет реализовываться в рамках уже существующего предприятия, то дается его характеристика по следующим направлениям: - юридический статус (организационно-правовая форма, дата регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие) и правовые основы ведения бизнеса (учредительные документы); - размер, полнота внесения уставного капитала, основные учредители, их доли, паи, акции; - банковские реквизиты; - местонахождение (юридический, фактический, почтовый адрес) и телефон; - стадия развития (становление, расширение действующего предприятия, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, создаваемое совместное предприятие); - наличие производственной и материальной базы (характеристика зданий, сооружений, земельных участков, оборудования в эксплуатации, срок его эксплуатации, сведения о зарегистрированных в установленном порядке правах на объекты недвижимости); - основные сведения о руководящих сотрудниках предприятия, образование, опыт работы, достижения; - сфера деятельности предприятия, виды выпускаемой продукции (работ, услуг), объем производства всего, в том числе по каждому наименованию за предыдущий год (для непроизводственной сферы - оборот, издержки обращения, объем реализованной торговой наценки) (приложение 1 таблицы 4а и 4б соответственно), уровень качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; - данные, отражающие финансовое состояние предприятия в настоящее время (бухгалтерская отчетность за предыдущий год и последний отчетный период текущего года, а также справка из налогового органа о состоянии расчетов с бюджетами всех уровней); - кредитная история предприятия с указанием сроков и условий погашения имеющихся кредитов; - репутация предприятия. Если реализация проекта планируется на вновь созданном предприятии, то предоставляется следующая информация: - юридический статус (организационно-правовая форма, дата регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие) и правовые основы ведения бизнеса (учредительные документы); - размер, полнота внесения уставного капитала, основные учредители, их доли, паи, акции; - банковские реквизиты; - местонахождение (юридический, фактический, почтовый адрес) и телефон; - стадия развития (становление, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, образование в результате приватизации, создаваемое совместное предприятие); - наличие производственной и материальной базы (характеристика зданий, сооружений, оборудования); - основные сведения о руководящих сотрудниках предприятия, образование, опыт работы, достижения. 5. Характеристика продукта В данном разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции (работ, услуг), которые планируется производить в случае реализации проекта. Рекомендуем воспользоваться следующей схемой: - полный ассортимент планируемых видов продукции, (товаров, услуг), их название, описание, область применения; - потребности, которые призван удовлетворить товар; - особенности товара, его отличия от продукции конкурентов (например, укажите оригинальные и уникальные черты, делающие товар конкурентоспособным), слабые стороны, возможности совершенствования; - провести сравнительную характеристику по ценовым параметрам своей продукции с той продукцией, которая имеется на рынке (приложение N 1 таблица 5); - дизайн, упаковка, сервис; - наличие и необходимость получения лицензии на производство новых товаров (оказание новых услуг), сертификация продукции (работ, услуг); - патенты или авторские права, защищающие данный продукт; - организация сервиса товара; В качестве иллюстрации к бизнес-плану целесообразно приложить образцы товаров, планируемых к выпуску, фотографии или очень хорошие рисунки товара (другое наглядное изображение, описание), которые позволят составить о нем четкое представление. 6. Анализ рынка сбыта В этом разделе производится оценка рынка сбыта товаров или услуг и доказывается, что предприятие сосредотачивает внимание на рынке сбыта, а не только на технической стороне выпуска продукции. Основные элементы такого анализа: - определение целевого рынка; - емкость рынка (текущее состояние и прогнозы); - доля предприятия на рынке (текущее состояние и прогнозы - для реально существующего предприятия и прогноз - для вновь созданных предприятий); - ниша на рынке, которую занимает (планирует занять) предприятие; - основные покупатели продукции, их характеристика (с приложением протоколов намерений, договоров по сбыту планируемой к выпуску продукции). Необходимо также сообщить информацию о конкуренции на данном товарном рынке. Рекомендуем воспользоваться следующей схемой: - указать крупнейших производителей аналогичных товаров, их объемы продаж, доходы, возможности внедрения новых товаров; - способы и интенсивность продвижения товаров конкурентами на рынок; Кроме того, в данном разделе необходимо описать общее состояние отрасли в целом по России и в региональном разрезе, ее наиболее перспективные направления развития. 7. Организационный план В организационном плане необходимо изложить следующие вопросы: - обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами на сегодняшний день с указанием опыта, квалификации; - представить расчет численности персонала, необходимого для реализации проекта, с указанием требуемых уровней образования, квалификации и опыта работы; - структура управления предприятием; - существующие или предполагаемые условия найма сотрудников с указанием формы оплаты труда и стимулирования различных категорий работников; - условия труда и их соответствие существующим на сегодняшний день нормам; - возможность пользования услугами сторонних специализированных организаций (консалтинговых, юридических, аудиторских и т.д.) и плата за них; - обучение персонала (с указанием затрат на обучение); - предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия. Рекомендуем представить основные данные о численности работающих, расходах на оплату труда и отчислениях на социальные нужды в виде таблицы (приложение N 1 таблица 6). 8. План производства Назначение данного раздела - аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели согласно проектно-сметной документации. Другими словами, здесь приводится полное описание производственного процесса, из которого следует, что предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, может организовывать производство и имеет для этого ресурсы. Вопросы, которые необходимо раскрыть в данном разделе: - наличие производственных площадей с указанием их собственника (в случае, если предприятие не является собственником производственных площадей, указать правовые аспекты и условия их использования с приложением соответствующей документации); - описание технологии производства (необходимо учесть, что при анализе бизнес-плана будет подробно рассматриваться рациональность технологической схемы с точки зрения возможностей сокращения затрат труда, времени и материалов, а также возможностей изменения продукции с учетом требования рынка); - характеристика имеющихся производственных мощностей, описание их технического состояния в настоящее время; - потребность в оборудовании с указанием поставщика, цен, условий, сроков поставки с приложением спецификаций, договоров, протоколов намерений; - определить форму амортизации (при выборе ускоренной формы амортизации указать основания для ее применения), нормы амортизации для каждого вида фондов (приложение N 1 таблица 7); - характеристика оборудования - марка, производственная мощность, потребляемые ресурсы; - указать необходимость проведения каких-либо работ с привлечением сторонних организаций, приложить разработанную смету, подтвердить возможность выполнения работ в указанные сроки с соблюдением необходимого качества; - провести тщательный анализ возможности снабжения теплом, электричеством, водой, а также установить наличие и надежность имеющихся коммуникаций; - определить потребность в сырье, материалах и комплектующих с учетом технологической схемы производства, установить объемы закупок и величину складских площадей с учетом сезонности производства; - описать поставщиков, цены, условия и сроки закупки сырья, материалов и комплектующих (приложить соответствующие договора, протоколы намерений); - оценить репутацию поставщиков и опыт работы с ними (для реально действующих предприятий); - определить годовые затраты на производство продукции с разбивкой на переменные и постоянные (приложение N 1 таблица 8); - указать запланированные объемы производства и объемы реализации продукции (приложение N 1 таблица 9); - указать нормы расхода каждого вида сырья на производство каждого вида продукции; - определить себестоимость единицы продукции по каждому виду продукции (приложение N 1 таблица 10). Желательно привести схему производственных потоков, на которой показать поступление сырья и материалов, производство продукции, поставку ее заказчику. Если предполагается создать непроизводственное предприятие, то в данном разделе описывается процедура закупки партий товаров, система контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений. В этом же разделе рекомендуем составить календарный план реализации инвестиционного проекта, который позволит наглядно представить сроки выполнения всех этапов проекта. Пример такого планирования представлен далее (приложение N 2 схема 1). 9. План маркетинга Рекомендуем уделить особое внимание этому разделу, т.к. большинство инициаторов считают эту часть не самой важной, и ее описание носит часто декларативный характер. В этом разделе необходимо дать четкое представление о маркетинговой стратегии предприятия, а затем детализировать ее по 4 основным параметрам: 1. Продукция, планируемая к выпуску. 2. Распределение продукции. 3. Продвижение продукции. 4. Цена на планируемую к выпуску продукцию. 9.1. Продукция, планируемая к выпуску Рекомендуем придерживаться следующего плана: - отметить уникальные характеристики продукции; - подробно описать весь планируемый ассортимент продукции и указать его возможные изменения по мере развития предприятия; - четко сформулировать характеристики продукции, в которой нуждаются выбранные сегменты (определить эталон). Отметить характеристики, отличающие планируемую к выпуску продукцию от эталона; - представить укрупненный расчет емкости каждого выбранного сегмента; - описать все типы упаковки, используемые для каждого вида продукции (рекомендуем приложить образец или фотографию); - описать возможность использования товарного знака, логотипа вашего предприятия или любых других марочных обозначений с представлением расчета затрат на эти цели; - указать сроки хранения по каждому виду продукции, а также гарантии качества и/или срока хранения продукции; - описать возможные виды обслуживания, предлагаемые вместе с каждым видом продукции. 9.2. Распределение продукции Каналы распределения имеют значительное влияние на стратегию выбора продукции, продвижение ее на рынок и ценообразование. Рекомендуем придерживаться следующего плана: - опишите каналы распределения продукции по каждому рыночному (выбранному Вами) сегменту с указанием количества точек розничной торговли; - укажите способы, сроки и другие специальные требования к транспортировке продукции; - обоснуйте выбор системы управления запасами применительно к каждому виду продукции (обязательно для сезонного производства); - опишите способы распространения информации о продукции; - укажите взаимосвязь обслуживания с каждым из каналов распределения. 9.3. Продвижение товаров Этот подраздел предполагает подробное описание всех способов продвижения товаров на рынок и калькуляцию затрат по ним. Однако из предыдущего опыта видно, что наибольшее внимание уделяется рекламе и реже участию в выставках и ярмарках. В связи с этим рекомендуем воспользоваться следующей схемой: - перечисление и описание планируемых к использованию инструментов продвижения товаров на рынок (в том числе и участие в ярмарках и выставках, кроме рекламы); - составление сметы затрат по реализации инструментов продвижения товаров на рынок (в том числе определение затрат по участию в ярмарках и выставках); - описание всех запланированных видов рекламы с указанием конкретных СМИ и приложением графика рекламной компании; - представить бюджет на рекламу с описанием принципов его расчета; - определить ожидаемый эффект от рекламы. 9.4. Цена на планируемую к выпуску продукцию Данный подраздел предполагает описание выбранной ценовой стратегии по каждому виду планируемой к выпуску продукции. Основные аспекты следующие: - описать выбранную ценовую стратегию и обосновать данный выбор; - представить уровень цен предприятия с точки зрения выбранной стратегии и стратегий конкурентов; - представить формы и сроки оплаты продукции, возможности компенсации неравномерного (отложенного) поступления средств от клиентов; - описать планируемые виды скидок с цены, дополнительные льготы для покупателей, указав схемы предоставляемых скидок; - описать возможность использования дифференциации цен (необязательный пункт). 10. Оценка рисков и страхования В этом разделе необходимо спрогнозировать все типы рисков, с которыми могут столкнуться предприятия, источники этих рисков и момент их возникновения. Рассмотреть влияние на проект таких видов рисков, как: - нарушение сроков регистрации, лицензирования и т.п.; - срыв графика проведения подготовительных работ; - поставки некачественного сырья, некомплектного оборудования; - недостаток наличности на определенном этапе деятельности; - снижение цен из-за действий конкурентов; - превышение запланированных уровней затрат на подготовку производства и выпуск продукции; - невыход на намеченный объем продаж; - форс-мажор. Рекомендуем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Уменьшить риски возможно с использованием страхования либо иных организационных мер профилактики рисков. 11. Финансовый план Финансовый план представляет собой раздел, в котором должны содержаться: 1) анализ финансового состояния предприятия, на котором планируется реализация проекта, по состоянию за предыдущий год и на последнюю отчетную дату; 2) финансовые показатели проекта (прогнозный анализ доходов и расходов, учитывая их динамику по кварталам, представления о рентабельности проекта в целом); 3) показатели эффективности проекта. Необходимо помнить, что в расчетной части данного раздела используется большое количество показателей из расчетных частей предыдущих разделов, поэтому необходимо с особой тщательностью убедится в отсутствии ошибок. 11.1. Анализ финансового состояния предприятия Этот подраздел предполагает расчет ряда показателей в динамике (предыдущий год и последний отчетный период), что позволит сделать объективные выводы о финансовом состоянии предприятия, на котором планируется реализация данного проекта. Рекомендуем воспользоваться следующими коэффициентами. 1. Коэффициенты ликвидности: 1.1. коэффициент текущей ликвидности (Ктл): Ктл = Текущие активы / Краткосрочные обязательства; 1.2. коэффициент абсолютной ликвидности (Кал): Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения Кал= ------------------------------------------------------ Краткосрочные обязательства 2. Показатель финансовой устойчивости: 2.1. величина собственных оборотных средств (СОС); 2.2. доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств (Дсос); 2.3. коэффициент автономии (Ка): Ка = Собственный капитал/Общая сумма капитала. 3. Коэффициенты оборачиваемости: 3.2. коэффициент оборачиваемости активов (Оа): Оа = Чистый объем реализации / Среднегодовая стоимость активов; 3.3. коэффициент оборачиваемости запасов (Оз): Оз=Себестоимость реализованной/Среднегодовая стоимость запасов продукции Расчет некоторых величин прилагается (приложение N 3). 11.2. Финансовые показатели проекта Для обоснования жизнеспособности проекта необходимо доказать его прибыльность. Для этого необходимо представить величины валового дохода, себестоимости продукции в динамике и на их основе рассчитать балансовую и чистую прибыли. Затем необходимо представить расчеты, которые докажут возможность предприятия при реализации проекта вернуть заемные средства. Рекомендуем воспользоваться представленной формой (приложение N 1 таблица 11). Для оценки безопасности инвестиций и их возврата в установленный срок необходимо составить прогноз потока денежных средств на период, превышающий срок окупаемости на 1 год. Он состоит из перечисления всех оттоков наличных средств и всех притоков наличности, сальдо между ними с разбивкой по кварталам и по всем видам деятельности предприятия. Отрицательное сальдо означает недостаток оборотных средств и необходимость организации дополнительного финансирования (приложение N 1 таблица 12). Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести расчет точки безубыточности: (Без формулы) Рекомендуем представить графическое изображение точки безубыточности для более наглядного описания деятельности предприятия (приложение N 2 схема 2). 11.3. Показатели эффективности проекта Расчет эффективности проекта включает в себя несколько показателей: - чистый дисконтированный доход (NPV); - индекс доходности (IP); - внутренняя норма доходности (IRR); - дисконтированный срок окупаемости; - дисконтированный бюджетный эффект. Расчет всех показателей необходимо провести на основе дисконтированных денежных потоков. В связи с тем, что все расчеты в течение срока окупаемости ведутся ежеквартально, необходимо рассчитать квартальную ставку дисконтирования (Екв): (Без формулы) Чистый дисконтированный доход (NPV) определяется как разность между общей стоимостью будущих поступлений, дисконтированных с помощью соответствующей процентной ставки, и общей стоимостью дисконтированных затрат: (Без формулы) Индекс инвестиций (IP) - отношение общей стоимости будущих поступлений, дисконтированных с помощью соответствующей процентной ставки, к общей стоимости дисконтированных затрат: (Без формулы) Дисконтированный срок окупаемости - это период (в кварталах, в годах), требуемый для возврата первоначальных инвестиционных расходов посредством дисконтированных поступлений от реализации проекта. Срок окупаемости с учетом дисконтирования рассчитывается при условии выполнения равенства: (Без формулы) Дисконтированный бюджетный эффект определяется путем дисконтирования объемов поступлений в бюджет по периодам. В качестве годовой ставки дисконтирования рекомендуем воспользоваться ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на период, в котором проводится конкурс. (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) 12. Анализ чувствительности и устойчивости проекта Под чувствительностью проекта понимаются минимальные значения его показателей, при которых сохраняется эффективность проекта, а под устойчивостью - сохранение показателей эффективности проекта в различных ситуациях. Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (объем продаж, текущие затраты, цена и т.д.) на 10% в худшую сторону сохраняется условие NPV>0. УТВЕРЖДЕН постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Государственная гарантия Читинской области за счет средств областного бюджета (далее - гарантия) является обязательством Администрации Читинской области отвечать за исполнение получателем гарантии его обязательства перед третьим лицом полностью или частично в случае невозврата получателем гарантии основного долга в установленный срок. 2. Гарантия предоставляется организациям - победителям конкурсного отбора инвестиционных проектов, претендующим на получение гарантии (далее - получатели гарантии). 3. Предоставление гарантии согласовывается с Читинской областной Думой. На основании протокола проведения конкурсного отбора Комитет экономики Читинской области (далее - Комитет экономики) подготавливает документы для рассмотрения на очередном заседании Читинской областной Думы вопроса о согласовании предоставления гарантии. Размер платы за предоставление гарантии определяется с учетом рекомендаций Совета по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики области в пределах размера, установленного законом об областном бюджете на соответствующий год. 4. В случае положительного решения Читинской областной Думы Комитет экономики на основании постановления Читинской областной Думы готовит проект распоряжения Администрации Читинской области о предоставлении гарантии. 5. Гарантия предоставляется при условии предоставления ликвидного встречного обеспечения в размере 100 процентов суммы гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Гарантия предоставляется после поступления в областной бюджет платы за предоставление гарантии. 7. Гарантии предоставляются Комитетом по финансам Читинской области. УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п Порядок и условия субсидирования из областного бюджета части процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями для реализации инвестиционных проектов 1. Субсидирование из областного бюджета части процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями для реализации инвестиционных проектов (далее - субсидирование части процентной ставки) предоставляется организациям - победителям конкурсного отбора инвестиционных проектов, претендующим на возмещение части процентов за пользование кредитом (далее - получатели субсидии). 2. Комитет экономики Читинской области на основании решения Совета по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики области готовит проект распоряжения Администрации Читинской области о субсидировании части процентной ставки(далее - распоряжение). (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) В распоряжении указывается наименование получателя субсидий, размер кредита, наименование банка, в котором привлекается кредит, размер предоставляемых субсидий, срок предоставления государственной поддержки. Субсидированию подлежат проценты, начисленные за определенный период пользования кредитом. (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) 3. Субсидии предоставляются в размере до 75% фактических затрат на уплату процентов по привлеченному кредиту, но не более 75% действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 4. (Исключен - Постановление Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) 5. Субсидирование части процентной ставки организациям осуществляется Комитетом по финансам Читинской области (далее - Комитет по финансам) после представления следующих документов: а) заверенной банком выписки из ссудного счета заемщика, подтверждающей получение кредита, а также документа, подтверждающего уплату начисленных процентов за период фактического пользования кредитом; б) заверенных руководителем заемщика копий платежных поручений с отметкой банка, подтверждающих целевое использование кредита; в) расчет части процентной ставки, подлежащей субсидированию, выполненный по форме согласно приложению. 6. В случае нарушения условий кредитных договоров организациями (заемщиками) в части уплаты банковских процентов, штрафные санкции возмещает заемщик. 7. Не подлежат субсидированию проценты, начисленные и уплаченные по просроченной ссудной задолженности. (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) 8. Комитет по финансам ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информирует Совет по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики области о фактическом выделении средств из областного бюджета на субсидирование части процентной ставки по кредитам. 9. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых на цели субсидирования, осуществляет Комитет по финансам. ПРИЛОЖЕНИЕ к Порядку и условиям субсидирования из областного бюджета части процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями для реализации инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п Расчет части процентной ставки, подлежащей субсидированию за счет средств областного бюджета (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) Наименование организации ________________________________________ ИНН______________________________________________________________ Расчетный счет __________________________________________________ Наименование банка ______________________________________________ БИК _____________________________________________________________ Корреспондентский счет __________________________________________ Род деятельности организации по ОКОНХ ___________________________ Цель кредита ____________________________________________________ Кредитный договор N__________дата__________в банке_______________ _________________________________________________________________ за ________________200_ года (месяц) Дата предоставления кредита _____________________________________ Срок погашения по кредитному договору ___________________________ Процентная ставка по кредиту_____________________________________ Действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации ____________________________________ ___ (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) +--------------------------------------------------------------------------------+ ¦Остаток ссуд-¦Фактически ¦Фактически ¦Размер субси- ¦Размер час-¦Размер части¦ ¦ной задел- ¦уплаченная ¦уплаченная ¦дарования в %,¦ти процент-¦процентной ¦ ¦женности, ¦сумма процен-¦сумма про- ¦определенный ¦ной ставки,¦ставки, под-¦ ¦исходя из ко-¦тов банку за ¦центов банку¦распоряжением ¦подлежащей ¦лежащей суб-¦ ¦торой начис- ¦__________ ¦нарастаю- ¦Администрации ¦субсидиро- ¦сидированию ¦ ¦лены процен- ¦ (месяц) ¦щим итогом ¦Читинской об- ¦ванию за ¦нарастающим ¦ ¦ты, подлежа- ¦ ¦ ¦ласти ¦_______ ¦итогом ¦ ¦щие уплате ¦ ¦ ¦ ¦ (месяц) ¦ ¦ ¦банку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+-------------+------------+--------------+-----------+------------¦ +--------------------------------------------------------------------------------+ Руководитель организации (м.п.) Приложение: Копия платежного поручения с отметкой банка о перечислении процентных платежей предприятием банку. УТВЕРЖДЕНО постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п ПОЛОЖЕНИЕ о контроле за эффективностью использования средств государственной поддержки из областного бюджета (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) 1. Целью контроля является предупреждение неэффективного использования средств областного бюджета. 2. Задачами контроля являются: - установление соответствия направлений фактического использования организациями средств государственной поддержки целям, предусмотренным бизнес-планами; - оценка результативности использования инвестиционных ресурсов, выполнения параметров, определенных бизнес-планом; - принятие мер для повышения ответственности организаций за сроки и результаты реализации инвестиционных проектов. 3. Объектами контроля являются результаты использования средств государственной поддержки из областного бюджета (далее - средств государственной поддержки). 4. Субъектами контроля являются Администрация Читинской области (далее - Администрация), Совет по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики области (далее - Совет), Комитет экономики Читинской области (далее - Комитет), организации, получившие средства государственной поддержки (далее - организации). 5. Для обеспечения эффективного использования средств государственной поддержки после принятия соответствующего правового акта Комитет заключает с организацией, реализующей инвестиционный проект, инвестиционный договор по форме согласно приложению N 1. 6. Организации не позднее 1 августа и 1 апреля представляют в Комитет отчеты по использованию средств государственной поддержки за полугодие по форме согласно приложению N 2. К отчету прикладываются следующие документы, подтверждающие направления использования средств государственной поддержки: 1) пояснительная записка, содержащая: а) сведения о стадии реализации проекта (с приложением необходимой документации), в том числе: - информацию о строительстве, реконструкции, приобретении зданий, сооружений; приобретении, доставке, монтаже, отладке оборудования с указанием его марки, технических характеристик, стоимости (с приложением копий актов сдачи объектов в эксплуатацию, договоров купли-продажи, платежных поручений, актов приема-передачи и пр. документов); - информацию о приобретении необходимого сырья и вспомогательных материалов (с приложением копий договоров купли-продажи, платежных поручений, актов приема-передачи и пр. документов); - информацию о начале выпуска новых видов продукции (работ, услуг) либо об увеличении объемов производства продукции (работ, услуг) (по каждой группе отдельно); - сведения о реализации продукции (работ, услуг) с выделением доли новых видов продукции (работ, услуг) (по каждой группе отдельно). б) сравнительный анализ фактических показателей с указанными в бизнес-плане, в том числе по следующим показателям: - объем освоения инвестиций; - объем производства продукции; - объем реализации продукции; - себестоимость произведенной продукции (по каждой ассортиментной группе); - оптово-отпускная цена продукции (по каждой ассортиментной группе); - прирост среднесписочной численности работников; - срок окупаемости; - бюджетная эффективность, в том числе суммы налоговых платежей, подтвержденные ИМНС; 2) бухгалтерский баланс, включая приложения, за отчетный период (с отметкой ИМНС); 3) другие документы, относящиеся к инвестиционной деятельности организации. 7. Проверка эффективности использования средств государственной поддержки осуществляется Комитетом камерально. Комитет вправе провести проверку с выездом на место, в том числе с участием представителей Комитета по финансам Читинской области. 8. Комитет в двухмесячный срок рассматривает представленные отчеты и готовит сводную информацию об эффективности использования данных средств на рассмотрение Совета. 9. По результатам рассмотрения отчета Совет в случаях выявления фактов неэффективного использования или непредставления отчетности в установленные сроки имеет право обратиться в Администрацию с предложением о приостановлении либо прекращении государственной поддержки. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Положению о контроле за эффективностью использования средств государственной поддержки из областного бюджета, утвержденному постановлением Администрации Читинской области 24.11.2003 N 333-А/п Инвестиционный договор (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) г. Чита "__" _____ 200_ года Комитет экономики Читинской области (далее - Комитет), являющийся уполномоченным Администрацией Читинской области органом по подготовке и заключению инвестиционных договоров (постановление Администрации Читинской области от ______ N____ ), в лице председателя Комитета _____________________________________, действующего на основании прав по должности, с одной стороны, и инвестор, получающий средства государственной поддержки _____________________________________________________________________, (полное наименование организации) именуемый в дальнейшем Инвестором, в лице ____________________________ ______________________________________________________________________ (должность, Ф.И.0.) _____________________________________________________________________, действующего на основании _____________________________________________________________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем: 1. Предмет инвестиционного договора 1.1. Инвестор принимает на себя обязательство вложить инвестиции в экономику Читинской области в соответствии с направлениями их использования, установленными бизнес-планом ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________, (название инвестиционного проекта) именуемым в дальнейшем Проект. 1.2. Основной целью реализации Проекта является ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 1.3. В соответствии с бизнес-планом: расчетная стоимость инвестиционного Проекта составляет __________ тыс. рублей; объем собственных средств, вкладываемых Инвестором в Проект, составляет _______ тыс. рублей; расчетный срок окупаемости инвестиций составляет ____ лет. 1.4. Если в процессе инвестиционной деятельности выявляется неизбежность получения негативных результатов или нецелесообразность дальнейшего вложения инвестиций, то каждая из сторон вправе внести предложения о приостановке работ. Комитет и Инвестор обязаны в 30-дневный срок принять совместное решение о дальнейшем продолжении работ, изменении условий или расторжении договора. 2. Права и обязанности сторон 2.1. Инвестор имеет право: - получать информацию от государственных органов исполнительной власти области по вопросам, связанным с инвестиционной деятельностью; - пользоваться льготами, предусмотренными Законом Читинской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности" (далее - Закон) (для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты областного значения). 2.2. Комитет имеет право: - проводить проверки инвестиционной деятельности Инвестора; - в ходе проверок получать от Инвестора все необходимые документы, касающиеся реализации инвестиционного проекта, а также производить осмотры объектов инвестирования. 2.3. Комитет гарантирует в случае соблюдения требований бюджетного и инвестиционного законодательства предоставление государственной поддержки из областного бюджета в форме ______________________________________________________________________ 2.4. Инвестор обязуется представлять в Комитет отчеты по использованию средств государственной поддержки по формам и в сроки, установленные Положением о контроле за эффективностью использования средств государственной поддержки из областного бюджета. 2.5. Инвестор, реализующий инвестиционный проект областного значения, обязуется обеспечить раздельное ведение учета по инвестиционному проекту. При невыполнении обязательств по ведению раздельного учета налоговые льготы, предусмотренные Законом, не предоставляются. 2.6. При установлении факта неэффективного использования средств Инвестор в течение 30 дней после принятия правового акта Администрации Читинской области о прекращении государственной поддержки обеспечивает возврат указанных средств. 3. Срок действия договора 3.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует на срок, равный сроку окупаемости Проекта, но не менее срока предоставления государственной поддержки. (В редакции Постановления Администрации Читинской области от 10.02.2004 г. N 25-А/п) 3.2. При несоблюдении положений настоящего договора одной из сторон другая сторона вправе уведомить виновную сторону о необходимости полного устранения выявленных нарушений в 30-дневный срок. Если выявленные нарушения не будут устранены в указанный срок, то добросовестная сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке с одновременным взысканием с нарушителя причиненного ущерба. 4. Реквизиты и подписи сторон (Без приложений) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|