Расширенный поиск
Постановление Правительства Забайкальского края от 27.07.2010 № 302ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27.07.2010 N 302 г. Чита Утратилo силу - Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 г. N 85 Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)" (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.02.2012 г. N 42) В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года N 205), в целях создания условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития Правительство Забайкальского края ПОСТАНОВЛЯЕТ: утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)". И.о. Губернатора Забайкальского края А. Холмогоров УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Забайкальского края 27 июля 2010 года N 302 КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)" (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.02.2012 г. N 42) ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)" |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Наименование Программы |Краевая долгосрочная целевая программа | | |"Инновационное развитие Забайкальского края | | |(2011-2014 годы)" (далее - Программа). | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Дата принятия решения о |Распоряжение Правительства Забайкальского края| |разработке Программы |от 29 апреля 2010 года N 217-р. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Дата утверждения Программы |Постановление Правительства Забайкальского | | |края от 27 июля 2010 года N 302 "Об | | |утверждении краевой долгосрочной целевой | | |программы "Инновационное развитие | | |Забайкальского края (2011-2014 годы)". | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Государственный заказчик - |Министерство экономического развития | |координатор Программы |Забайкальского края. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Государственные заказчики |Министерство образования, науки и молодежной | |Программы |политики Забайкальского края; Министерство | | |территориального развития Забайкальского края:| | |Министерство промышленности и энергетики | | |Забайкальского края; | | |Министерство здравоохранения Забайкальского | | |края; | | |Министерство сельского хозяйства и | | |продовольствия Забайкальского края; | | |Министерство природных ресурсов и экологии | | |Забайкальского края. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Основной разработчик |Министерство образования, науки и молодежной | |Программы |политики Забайкальского края. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Цель и задачи Программы |Цель: | | |создание условий для перехода экономики | | |Забайкальского края на инновационный путь | | |развития. | | |Задачи: | | |повышение конкурентоспособности экономики края| | |за счет эффективного использования имеющегося | | |ресурсного и геоэкономического потенциала, | | |развитие инновационных производств, имеющих | | |перспективы спроса на выпускаемую продукцию, | | |оказываемые услуги на внутреннем и внешнем | | |рынках; | | |развитие краевой инновационной инфраструктуры;| | |содействие повышению инновационной активности | | |предприятий и организаций; | | |привлечение инвестиций в развитие | | |инновационного сектора экономики; | | |организация финансовой поддержки инновационных| | |предприятий и организаций инновационной | | |инфраструктуры, находящихся на начальной | | |стадии развития; | | |подготовка кадров для работы в организациях | | |инновационной инфраструктуры и малого | | |инновационного бизнеса. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Важнейшие целевые |Разработка 7 конкурентоспособных технологий, | |индикаторы Программы |пригодных для последующей коммерциализации; | | |привлечение к выполнению инновационных | | |исследований и внедрению инновационных | | |разработок 10 молодых специалистов; | | |выполнение объема работ хозяйственными | | |обществами, созданными в | | |научно-образовательных учреждениях | | |Забайкальского края, на сумму не менее | | |7,5 млн рублей; | | |увеличение штатного состава хозяйственных | | |обществ, созданных в научно-образовательных | | |учреждениях Забайкальского края, на 14 | | |человек; | | |внедрение через инновационную инфраструктуру | | |Забайкальского края 7 инновационных | | |технологий. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Сроки и этапы реализации |2011-2014 годы. | |Программы |Программа будет реализовываться в один этап. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Потребность в |Потребность в финансировании мероприятий | |финансировании Программы |программы за счет средств краевого бюджета | | |составляет 24500 тыс. рублей, в том числе по | | |годам: | | |2011 год - 6750 тыс. рублей; | | |2012 год - 6750 тыс. рублей; | | |2013 год - 6750 тыс. рублей; | | |2014 год - 4250 тыс. рублей. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Основные ожидаемые конечные|Повышение в 1,4 раза величины сводного индекса| |результаты реализации |инновационной активности Забайкальского края; | |Программы |повышение в 1,5 раза интегрального индекса | | |конкурентоспособности Забайкальского края; | | |организация в научно-образовательных | | |учреждениях Забайкальского края 3 новых | | |хозяйственных обществ; | | |увеличение на 5% объема инновационной | | |продукции, выпускаемой предприятиями | | |Забайкальского края; | | |подготовка 12 специалистов для работы в | | |организациях инновационной инфраструктуры и | | |малого инновационного бизнеса. | |———————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Необходимость разработки Программы обусловлена наличием комплекса социальных и экономических задач: увеличение объема продукции, выпускаемой предприятиями перерабатывающих отраслей Забайкальского края; внедрение результатов научных исследований и разработок в практику, модернизация предприятий на основе технологических инноваций, создание эффективной инновационной системы; повышение объема производимой инновационной продукции; создание условий для формирования конкурентоспособного сектора исследований, разработок; обеспечение условий для эффективного воспроизводства научных, научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и инновационных технологий. Актуальность решения этих задач и необходимость программного решения проблемы инновационного развития Забайкальского края соответствуют направлениям социально-экономического развития региона, определенным Программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, которая предусматривает в перспективе переход к системно-инновационной модели развития экономики края. В настоящее время научно-инновационный потенциал Забайкальского края представлен академическими и вузовскими учреждениями. Научными исследованиями и разработками в крае в 2008 году занимались 15 организаций, в то время как в 2006 году - 19. Численность работников этих организаций снизилась с 610 человек в 2006 году до 512 человек в 2008 году, непосредственно исследователей - соответственно с 304 до 229 человек. Доля инвестиций в науку как в один из элементов инновационного развития региона в общем объеме инвестиций в экономику края составляет всего 0,015 процента, в то время как в транспорт и связь - 42,2 процента, строительство - 24,2 процента, добычу полезных ископаемых - 18,1 процента. Основные направления развития научно-инновационной сферы Забайкальского края связаны с его региональной природно-ресурсной и социально-экономической спецификой. В настоящее время имеется ряд готовых инновационных разработок для внедрения и использования в малом бизнесе. Малый бизнес представлен почти во всех видах экономической деятельности края, однако в сопоставлении с другими субъектами Российской Федерации Забайкальский край характеризуется достаточно высокой долей малых предприятий в сельском хозяйстве, горной промышленности и строительстве и низкой долей таких предприятий в обрабатывающих производствах. Для создания предпосылок роста в крае числа малых предприятий в производственных отраслях, стимулирования их деятельности, а также для развития связей между крупными и малыми предприятиями, принята и реализуется краевая долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы". Приоритетными видами деятельности для оказания государственной поддержки в рамках реализации мероприятий указанной целевой программы определены: инновационная деятельность; разработка и производство новых видов продукции и услуг; внедрение новых технологий. В 2008 году в Забайкальском крае насчитывалось 17 инновационно-активных предприятий, а их удельный вес в общем числе обследованных организаций составлял лишь 5,5 процента (в Российской Федерации - 9,4 процента, в Сибирском федеральном округе - 7,7 процента); произведено инновационных товаров, работ услуг, на сумму 643,9 млн. рублей. Их удельный вес составил 1,6 процента от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (в Российской Федерации - 5 процентов, в Сибирском федеральном округе - 2,1 процента). Все это свидетельствует о том, что в инновационной сфере Забайкальского края существует ряд проблем, препятствующих инновационному развитию и активизации инновационной деятельности производственных предприятий, а также научно-образовательных учреждений. К таким проблемам относятся: слабая правовая база в сфере инновационной деятельности; неразвитость системы профессионального образования и переподготовки кадров для инновационной сферы, в том числе в таких направлениях, как защита интеллектуальной собственности, ведение инновационного бизнеса; недостаток у предприятий собственных средств на инновации; недостаточная государственная поддержка научно-инновационной системы края; неразвитость региональной инновационной инфраструктуры; разрыв между основными звеньями научно-производственного пути, который проходит инновационный продукт, начиная от научных исследований и разработки опытных образцов до серийного выпуска продукции и последующей ее передачи потребителю; слабое взаимодействие между наукой и бизнесом; низкая инновационная активность производственных предприятий; отсутствие государственной программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров; отсутствие поддержки научных исследований молодых ученых после защиты диссертации; слабая интеграция науки, образования и реального сектора экономики; отрицательное влияние внешних факторов, в том числе мирового финансового кризиса. За последнее время в Забайкальском крае были сделаны определенные шаги для развития научного и инновационного потенциала региона. В целях законодательного регулирования отношений по формированию и реализации инновационной деятельности Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края "Об инновационной деятельности в Забайкальском крае», определяющий правовые, организационные и экономические основы инновационной деятельности в регионе. Созданы и функционируют региональные институты развития: Фонд поддержки малого предпринимательства Забайкальского края, ООО "Гарантийный фонд Забайкальского края", Забайкальский бизнес-инкубатор, ООО "Агинский региональный бизнес-инкубатор", ОАО "Фонд инвестиционного развития Забайкальского края", Региональная лизинговая компания "Агинский центр делового развития", ООО "Забайкальский центр трансфера технологий". Одним из важнейших направлений по развитию инновационной деятельности в крае является организация взаимодействия представителей реального сектора экономики Забайкальского края с ведущими научными учреждениями по разработке и внедрению современных инновационных проектов. Так, 24 ноября 2009 года было подписано Соглашение между Правительством Забайкальского края и Сибирским отделением Российской академии наук, Томским политехническим университетом, Новосибирским государственным техническим университетом, Новосибирским государственным аграрным университетом и Читинским государственным университетом о научно-технологическом обеспечении инновационного развития экономики Забайкальского края. В соответствии с программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы в качестве приоритетных направлений развития науки и инноваций на период до 2014 года приняты: комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов; глубокая переработка леса; энергосберегающие технологии и нетрадиционные источники энергии; информационные технологии; высокоэффективные методы ведения сельского хозяйства; новые технологии в здравоохранении. При этом главной целью развития научно-инновационной сферы Забайкальского края является создание эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики региона. В масштабе страны на решение проблемы инновационного развития в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года направлена реализация ряда федеральных целевых программ: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы. Целесообразность решения проблемы инновационного развития Забайкальского края программным методом определяется необходимостью обеспечения инновационного развития экономики региона, создания для этого эффективных механизмов, в том числе апробированных в рамках областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)". За последние годы стало очевидно, что для улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно обеспечения желаемых темпов и направлений роста экономики Забайкальского края только за счет использования рыночных механизмов. Требуется концентрация ресурсов на направлениях, обладающих конкурентными преимуществами в научной и инновационной сферах. Для того чтобы сконцентрировать имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем Забайкальского края в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы, необходимо применение программно-целевого подхода. При этом роль государственной власти состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с приоритетами края, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития перспективных направлений в экономике. Организация работы по скоординированному решению данной проблемы требует выбора соответствующего программного инструментария. Нужна целенаправленная поддержка инновационной деятельности со стороны органов государственной власти региона. Это и определяет необходимость разработки Программы. 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы Целью разработки Программы является создание условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития. При этом предполагается решение следующих задач: повышение конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развитие инновационных производств, имеющих перспективы спроса на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги на внутреннем и внешнем рынках; развитие краевой инновационной инфраструктуры; содействие повышению инновационной активности предприятий и организаций; привлечение инвестиций в развитие инновационного сектора экономики; организация финансовой поддержки инновационных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры, находящихся на начальной стадии развития; подготовка кадров для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса. Сроки реализации Программы: 2011-2014 годы. Программа реализуется в один этап. Обоснование необходимости решения поставленных задач Необходимость повышения конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развитие инновационных производств, имеющих перспективы спроса на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги на внутреннем и внешнем рынках, обусловлена тем, что к настоящему времени пока не сформированы необходимые предпосылки к снижению масштабов отставания региона от большинства субъектов Российской Федерации по общему уровню экономического развития. В частности, среднедушевой объем валового регионального продукта, рассчитанный с учетом уровня покупательной способности, составил по Забайкальскому краю в 2007 году только 54 процента по отношению к среднему показателю по Российской Федерации. При этом его сравнительный уровень по совокупности регионов Сибирского федерального округа составил 82 процента. В таблице приведены показатели конкурентоспособности экономики Забайкальского края, Сибирского федерального округа и интегрированная многофакторная оценка уровня их конкурентоспособности в 2007 году. |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| | Показатели конкурентоспособности |Забайкальский| Сибирский |Российская | | экономики | край | федеральный | Федерация | | | | округ | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Валовой региональный продукт на одного| 54,6 | 80,5 | 100 | |занятого в экономике, в процентах к | | | | |показателю по Российской Федерации | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Денежные доходы (с учетом уровня | 71,7 | 85,8 | 100 | |покупательной способности) на душу | | | | |населения, в процентах к показателю по| | | | |Российской Федерации | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Объем частных инвестиций в основной | 54,4 | 80,6 | 100 | |капитал на душу населения в процентах | | | | |к показателю по Российской Федерации | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Экспорт на душу населения в процентах | 12,7 | 61,8 | 100 | |к показателю по Российской Федерации | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Оборот малых предприятий | 37,0 | 63,5 | 100 | |товаропроизводящих отраслей на душу | | | | |населения в процентах к показателю по | | | | |Российской Федерации | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Сальдированный финансовый результат на| 6,0 | 51,7 | 84,7 | |одного занятого в экономике, тыс. | | | | |рублей | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Объем собственных доходов | 49,6 | 78,3 | 100 | |консолидированного бюджета региона (с | | | | |учетом уровня покупательной | | | | |способности) на душу населения, в | | | | |процентах к показателю по Российской | | | | |Федерации | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Сводный индекс инновационной | 35,3 | 50,1 | 100 | |активности в процентах к показателю по| | | | |Российской Федерации | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| |Интегральный индекс | 0,198 | 0,280 | 0,351 | |конкурентоспособности | | | | |——————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|———————————| В соответствии с приведенной оценкой край в настоящее время относится к группе регионов со сравнительно низкими параметрами региональной конкурентоспособности, существенно уступая по ее уровню соответствующим показателям Сибирского федерального округа и Российской Федерации. Важнейшее направление решения проблемы повышения конкурентоспособности Забайкальского края заключается в последовательной диверсификации краевой экономики на базе организации производств и оказания услуг с высокой долей добавленной стоимости, развитии инновационных производств, использовании преимуществ транспортно-географического положения края и возможностей интенсификации приграничного сотрудничества. Задача развития инновационной инфраструктуры является одной из важнейших задач, способствующих созданию условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития. Ключевую роль в становлении инновационной экономики призвана сыграть инновационная инфраструктура, представляющая собой комплекс взаимосвязанных организаций, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационных процессов. В инновационную инфраструктуру включаются организации, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей до выпуска и реализации продукции. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, консалтинговые и обучающие фирмы. Планируется предусмотреть государственную финансовую поддержку для организаций инновационной инфраструктуры Забайкальского края на период формирования у предприятий потребности в ее услугах. Причем этот период не должен превышать четырех лет. Необходимость оказания содействия повышению инновационной активности предприятий и организаций обусловлена тем, что инновационная активность является одним из основных условий стабильного развития Забайкальского края. Однако достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы в ближайшее время представляется проблематичным в связи с существованием ряда факторов, сдерживающих инновационную активность. К этим факторам относятся: отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях; неэффективное управление предприятиями и низкий уровень производственной культуры; отсутствие структур, координирующих и обеспечивающих движение потоков информации о новых технологиях и потребностях рынка; слабая правовая база, относящаяся к инновационной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях; низкий уровень инновационной политики предприятий и маркетинга; устаревшее оборудование, потеря технологий, высокие издержки, финансовые проблемы, длительный период окупаемости нововведений. С целью активизации инновационной деятельности необходимы разработка и осуществление комплекса мероприятий для нейтрализации воздействия сдерживающих факторов, налаживание эффективного взаимодействия между органами государственной власти края, бизнесом и наукой в интересах повышения конкурентоспособности экономики Забайкальского края, развития ее инновационной составляющей. Привлечение инвестиций в развитие инновационного сектора экономики является одним из основных условий ускоренного социально-экономического развития края в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это тем более важно, что современный уровень инвестиций в основной капитал из внебюджетных источников пока заметно уступает среднероссийскому (около 55 процентов от соответствующего значения по Российской Федерации в среднедушевом исчислении). Недостаток собственных финансовых средств предприятий, высокий процент коммерческого кредита являются доминирующими факторами, сдерживающими развитие инновационного сектора экономики. Создаваемая в Забайкальском крае инновационная инфраструктура должна дополняться инфраструктурой, служащей для обеспечения эффективного финансирования инновационной деятельности. Для ее создания и дальнейшего развития необходимо использовать разные формы поддержки, в том числе и государственную. Государственное участие в финансировании инновационной деятельности из средств краевого бюджета должно осуществляться через программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие в создании элементов инновационной инфраструктуры, развития венчурных компаний, подготовки кадров для инновационной деятельности, в том числе за счет прямого финансирования проектов развития посредством различного рода грантов. Организация финансовой поддержки инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития, играет значимую роль в улучшении конкурентных позиций края. При этом одно из ведущих направлений в преодолении негативных тенденций в социально-экономическом развитии принадлежит малому инновационному предпринимательству. В настоящий период среднедушевой оборот всей совокупности малых предприятий товаропроизводящих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и строительство) в Забайкальском крае составляет лишь 37 процентов от среднероссийского уровня (64 процента по Сибирскому федеральному округу). В этих условиях создание и развитие малых инновационных предприятий приобретает большое значение. Важнейшим фактором стабильного развития малых инновационных предприятий, особенно находящихся на начальной стадии развития, является доступ к финансовым ресурсам, который у большинства таких предприятий ограничен. Их развитие идет в основном за счет использования собственных средств. Банковский кредит пока остается дорогим, срок пользования кредитом слишком короткий для развития инновационной деятельности, а схемы венчурного финансирования пока еще только отрабатываются применительно к российским условиям и особенностям регионов. Для Забайкальского края серьезным вкладом в решение проблемы финансирования инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития, является организация финансовой поддержки в форме прямых бюджетных субсидий (грантов). При этом предполагается обеспечение жесткого контроля за целевым характером использования средств субсидий. Целью такого финансирования является: финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития; содействие становлению малых инновационных предприятий путем повышения уровня используемых ими технологий и конкурентоспособности за счет внедрения новых научно-технических разработок; стимулирование создания хозяйственных обществ на базе ведущих учреждений науки и образования Забайкальского края путем содействия разработке и освоению производства новых товаров, изделий, технологий или услуг, имеющих большой потенциал коммерциализации; стимулирование массового участия молодых ученых и молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки их инновационных проектов. Особое внимание следует уделить подготовке кадров для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса. Существует целый комплекс проблем в этой области. Главной из них является старение кадров - носителей современных ключевых технологий. Средний возраст ученых и специалистов высшей квалификации близок к пенсионному, а без преемственности поколений перспективные технологии могут быть частично или полностью утеряны. В настоящее время восполнение кадрового потенциала за счет молодежи не покрывает потерь из-за оттока специалистов старшего поколения. Без изменения этих тенденций высокий интеллектуальный потенциал, который был накоплен в течение многих лет, может быть также потерян. Создание и развитие системы подготовки кадров для инновационной сферы - это один из способов повышения восприимчивости региона к инновационному развитию. Решая эту задачу, необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку специалистов по всем направлениям инновационной деятельности. При этом следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий не обладает специалистами, которые могли бы грамотно обеспечить продвижение инновационной продукции предприятий на рынок. Зачастую менеджеры предприятий не знают, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеют слабое представление о существующих возможностях. Недостаточную квалификацию имеют и менеджеры организаций инновационной инфрастуктуры, призванной оказывать соответствующую помощь инновационным предприятиям. Если параллельно с созданием краевой инновационной структуры не будут приняты меры по обучению ее персонала, эффективность работы создаваемой сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, организации инновационной инфраструктуры могут стать одним из важных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в Забайкальском крае. Характеристика основных направлений и мероприятий программы Разработка Программы и сроки ее реализации предусмотрены программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Забайкальского края от 10 декабря 2009 года N 295-ЗЗК "О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы". Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с основными задачами, скоординированы по срокам выполнения и включают в себя три направления: повышение инновационной активности; развитие инновационной инфраструктуры Забайкальского края; кадровое обеспечение научно-инновационных процессов. Повышение инновационной активности В рамках данного направления предусматривается путем привлечения средств массовой информации, расширения издательской деятельности, использования возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сформировать в научных, производственных и предпринимательских кругах понимание важности и необходимости перевода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития. Планируется проведение конкурсов, выставок, конференций, круглых столов по вопросам инновационной деятельности. Предусматривается предоставление грантов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, в том числе на финансирование научно-исследовательских работ победителей совместных (региональных) конкурсов, проводимых Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Забайкальского края; на производственное проектирование и другие разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; на приобретение новых технологий, в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей; на сертификацию и патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей. (Подраздел в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.02.2012 г. N 42) Развитие инновационной инфраструктуры Забайкальского края Мероприятия этого направления ориентированы на решение проблемы развития и финансовой поддержки деятельности инновационной инфраструктуры края по оказанию услуг предприятиям и учреждениям, занятым исследованиями, разработками и внедрением научно-технических достижений в производство. Предусматривается создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг. Планируется оказание государственной поддержки этой сети в первые четыре года ее работы для того, чтобы сформировать потребность у предприятий в услугах такого рода. Для этого предусматривается предоставление грантов на финансирование расходов на создание и обеспечение деятельности инновационной инфраструктуры. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.02.2012 г. N 42) Кадровое обеспечение инновационных процессов Данное направление предусматривает организацию профессиональной подготовки кадров для последующей работы в организациях инновационной инфраструктуры Забайкальского края, а также обучение специалистов для предприятий малого инновационного бизнеса. Такие специалисты должны разбираться в вопросах оценки, защиты и реализации интеллектуальной собственности, управления инновациями, коммерциализации разработок, трансфера технологий, управления высокотехнологичными фирмами, прогнозирования коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации проектов, продвижения их на рынок. Для реализации указанного направления предусматривается предоставление грантов на обучение и подготовку кадров для инновационной деятельности. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.02.2012 г. N 42) Для контроля выполнения программных мероприятий предварительно определены следующие целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации Программы: |————————————————————————————————————————|—————————————————————————————| | Целевые индикаторы | Показатели (по годам) | |————————————————————————————————————————|—————————————————————————————| |————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————| | | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————| |Количество конкурентоспособных | 1 | 2 | 2 | 2 | |технологий, разработанных с привлечением| | | | | |средств Программы, пригодных для | | | | | |последующей коммерциализации, шт. | | | | | |————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————| |Количество молодых специалистов, | 3 | 2 | 2 | 3 | |привлеченных к выполнению инновационных | | | | | |исследований и внедрению инновационных | | | | | |разработок, чел. | | | | | |————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————| |Объем работ, выполненных хозяйственными | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | |обществами, созданными в | | | | | |научно-образовательных учреждениях | | | | | |Забайкальского края, тыс.руб. | | | | | |————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————| |Увеличение штатного состава | 2 | 4 | 4 | 4 | |хозяйственных обществ, созданных в | | | | | |научно-образовательных учреждениях | | | | | |Забайкальского края, чел. | | | | | |————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————| |Количество инновационных технологий, | 1 | 2 | 2 | 2 | |полученных и внедренных в производство | | | | | |через инновационную инфраструктуру | | | | | |Забайкальского края, шт. | | | | | |————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————| Раздел 3. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета в размере, установленном законом о краевом бюджете на очередной финансовый год. Потребность в финансировании Программы составляет 24500 тыс. рублей в ценах 2011 года, в том числе по годам: 2011 год - 6750 тыс. рублей; 2012 год - 6750 тыс. рублей; 2013 год - 6750 тыс. рублей; 2014 год - 4250 тыс. рублей. Бюджетные средства будут направлены на следующие мероприятия по созданию условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития. 1. Издание каталогов, брошюр, буклетов и других информационных материалов, направленных на повышение инновационной активности научных, производственных и предпринимательских кругов. На ежегодный выпуск каталога научно-технических разработок и инновационных проектов Забайкальского края, буклетов по наиболее интересным разработкам, связанным с инновационными продукцией, технологиями, перспективными научными исследованиями, брошюры, освещающей состояние инновационной деятельности в Забайкальском крае; на разработку и тиражирование презентационного компакт-диска, на котором будет размещена текстовая, фото-, аудио- и видеоинформация об инновационных проектах, предлагаемых для инвестирования, планируется выделять из бюджета края в 2011 году 300 тыс. рублей, в 2012-2014 годах - по 100 тыс. рублей ежегодно. 2. Размещение материалов по инновационной деятельности в Забайкальском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для финансирования сопровождения сайта "Инновации Забайкалья" (оплата трафика, подготовка и размещение материалов) планируется выделять из бюджета края в 2011-2014 годах по 100 тыс. рублей ежегодно. 3. Проведение конкурсов, выставок, конференций, круглых столов по вопросам инновационной деятельности. Планируется проведение ежегодной научно-практической конференции "Инновационные разработки - Забайкалью". С целью привлечения молодежи к инновационным разработкам и в инновационный бизнес предполагается организация ежегодной выставки "Научно-техническое творчество молодежи". На организацию проведения указанных мероприятий планируется выделять из бюджета края в 2011 году - 800 тыс. рублей, в 2012-2014 годах - по 200 тыс. рублей ежегодно. 4. Предоставление грантов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. На это мероприятие планируется выделять из бюджета края в форме грантов: в 2011 году - 2100 тыс. рублей, в 2012-2014 годах - по 1100 тыс. рублей ежегодно. 5. Предоставление грантов на финансирование научно-исследовательских работ победителей совместных (региональных) конкурсов, проводимых Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Забайкальского края. На это мероприятие в 2011- 2013 годах планируется выделять из бюджета края в форме грантов по 2500 тыс. рублей ежегодно в соответствии с заключаемыми договорами и соглашениями. 6. Предоставление грантов на производственное проектирование и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов. На это мероприятие в 2012-2014 годах планируется выделять из бюджета края в форме грантов по 1000 тыс. рублей ежегодно. 7. Предоставление грантов на приобретение новых технологий, в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей. На это мероприятие в 2012-2014 годах планируется выделять из бюджета края в форме грантов по 900 тыс. рублей ежегодно. 8. Предоставление грантов на сертификацию и патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей. На это мероприятие в 2012-2014 годах планируется выделять из бюджета края в форме грантов по 300 тыс. рублей ежегодно. 9. Предоставление грантов на финансирование расходов на создание и обеспечение деятельности инновационной инфраструктуры. На это мероприятие планируется выделять из бюджета края в форме грантов: в 2011 году - 800 тыс. рублей, в 2012-2014 годах - по 400 тыс. рублей ежегодно. 10. Предоставление грантов на обучение и подготовку кадров для инновационной деятельности. На это мероприятие в 2011-2014 годах планируется выделять из бюджета края в форме грантов по 150 тыс. рублей ежегодно. (Раздел в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.02.2012 г. N 42) 4. Механизм реализации Программы Управление Программой осуществляет государственный заказчик - координатор Программы, который ежегодно в установленном порядке направляет в Министерство территориального развития Забайкальского края предложения по распределению бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период для финансирования мероприятий в очередном финансовом году. Государственный заказчик - координатор Программы подготавливает и представляет в установленном порядке бюджетные заявки на финансирование мероприятий, обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств на исполнение мероприятий Программы, направляет в Министерство территориального развития Забайкальского края отчетную информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. Реализация мероприятий Программы осуществляется путем размещения государственных заказов в установленном федеральным законодательством порядке. Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края по финансово-экономическим вопросам и Министерство территориального развития Забайкальского края. 5. Оценка социально-экономической эффективности Программы Создание условий перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития является важнейшей задачей, решение которой даст возможность заложить основу для дальнейшего устойчивого развития экономики края, базирующейся на инновациях. Реализация мероприятий Программы позволит к 2014 году: повысить в 1,4 раза величину сводного индекса инновационной активности Забайкальского края; повысить в 1,5 раза интегральный индекс конкурентоспособности Забайкальского края; организовать в научно-образовательных учреждениях Забайкальского края 3 новых хозяйственных общества; увеличить на 5% объем инновационной продукции, выпускаемой предприятиями Забайкальского края; подготовить 12 специалистов для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса. Раздел 6. Перечень мероприятий Программы (тыс. рублей в ценах соответствующих лет) |————————|——————————————————————————|——————————————|————————————————————————————————————————| | N | Наименование мероприятия | Сроки | Потребность в финансовых ресурсах | | п/п | | реализации | | |————————|——————————————————————————|——————————————|————————————————————————————————————————| |———————|——————————————————————————|——————————————|————————|————————————————————————————————| | | | | всего | в том числе по годам | |———————|——————————————————————————|——————————————|————————|————————————————————————————————| |———————|—————————————————————————|——————————————|————————|————————|————————|———————|——————————| | | | | | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |———————|—————————————————————————|——————————————|————————|————————|————————|———————|——————————| |————————|—————————————————————————|——————————————|————————|———————|———————|————————|————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |————————|—————————————————————————|——————————————|————————|———————|———————|————————|————————| |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.1. Повышение инновационной активности | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.1 |Издание каталогов, брошюр,|2011-2014 годы|600,0 |300,0 |100,0 |100,0 |100,0 | | |буклетов и других | | | | | | | | |информационных материалов,| | | | | | | | |направленных на | | | | | | | | |повышение инновационной | | | | | | | | |активности научных, | | | | | | | | |производственных и | | | | | | | | |предпринимательских кругов| | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.2 |Размещение материалов по |2011-2014 годы|400,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 | | |инновационной деятельности| | | | | | | | |в Забайкальском крае в | | | | | | | | |информационно-телекоммуник| | | | | | | | |ационной сети "Интернет" | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.3 |Проведение конкурсов, |2011-2014 годы|1400,0 |800,0 |200,0 |200,0 |200,0 | | |выставок, конференций, | | | | | | | | |круглых столов по вопросам| | | | | | | | |инновационной | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.4 |Предоставление грантов на |2011-2014 годы|5400,0 |2100,0 |1100,0 |1100,0 |1100,0 | | |научные исследования и | | | | | | | | |(или) | | | | | | | | |опытно-конструкторские | | | | | | | | |разработки | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.5 |Предоставление грантов на |2011-2013 годы|7500,0 |2500,0 |2500,0 |2500,0 |- | | |финансирование | | | | | | | | |научно-исследовательских | | | | | | | | |работ победителей | | | | | | | | |совместных (региональных) | | | | | | | | |конкурсов, проводимых | | | | | | | | |Российским фондом | | | | | | | | |фундаментальных | | | | | | | | |исследований и | | | | | | | | |Правительством | | | | | | | | |Забайкальского края | | | | | | | | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.6 |Предоставление грантов на |2012-2014 годы|3000,0 |- |1000,0 |1000,0 |1000,0 | | |производственное | | | | | | | | |проектирование и другие | | | | | | | | |разработки (не связанные с| | | | | | | | |научными исследованиями и | | | | | | | | |разработками) новых | | | | | | | | |продуктов, услуг и методов| | | | | | | | |их производства | | | | | | | | |(передачи), новых | | | | | | | | |производственных процессов| | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.7 |Предоставление грантов на |2012-2014 годы|2700,0 |- |900,0 |900,0 |900,0 | | |приобретение новых | | | | | | | | |технологий, в том числе | | | | | | | | |прав на патенты, лицензии | | | | | | | | |на использование | | | | | | | | |изобретений, промышленных | | | | | | | | |образцов, полезных моделей| | | | | | | | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.1.8 |Предоставление грантов на |2012-2014 годы|900,0 |- |300,0 |300,0 |300,0 | | |сертификацию и | | | | | | | | |патентование изобретений, | | | | | | | | |промышленных образцов, | | | | | | | | |полезных моделей | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.2. Развитие инновационной инфраструктуры Забайкальского края | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.2.1 |Предоставление грантов на |2011-2013 годы|2000,0 |800,0 |400,0 |400,0 |400,0 | | |финансирование расходов на| | | | | | | | |создание и обеспечение | | | | | | | | |деятельности инновационной| | | | | | | | |инфраструктуры | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.3. Кадровое обеспечение инновационных процессов | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| |6.3.1 |Предоставление грантов на |2011-2013 годы|600,0 |150,0 |150,0 |150,0 |150,0 | | |обучение и подготовку | | | | | | | | |кадров для инновационной | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| | |Итого по Программе | |24500,0 |6750,0 |6750,0 |6750,0 |4250,0 | |————————|——————————————————————————|——————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————| (Раздел в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.02.2012 г. N 42) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|