Расширенный поиск
Закон областной Думы Читинской области от 27.04.1995 № 13З А К О Н Ч И Т И Н С К О Й О Б Л А С Т И Утратил силу - Закон областной Думы Читинской области от 21.06.2000 г. N 225 О выборах депутатов Читинской областной Думы (В редакции Законов областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41; от 11.07.96 г. N 53; от 05.09.96 г. N 62) Принят Читинской областной Думой 27 апреля 1995 года ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Выборы депутатов Читинской областной Думы (далее - областной Думы) осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Читинской области, добровольно, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Правовая основа организации и проведения выборов Законодательство о выборах депутатов областной Думы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, определяющие основные гарантии избирательных прав граждан, Устав - Основной Закон Читинской области, настоящий Закон.(Дополнена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 3. Избирательное право Право избирать депутатов областной Думы принадлежит гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Читинской области, достигшим на день выборов 18 лет. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, проживающий на территории Читинской области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов депутатов областной Думы Выборы депутатов областной Думы назначаются Читинской областной Думой не позднее чем за 70 дней до истечения срока полномочий областной Думы прежнего состава. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока полномочий областной Думы. При досрочном прекращении полномочий областная Дума принимает Закон о проведении в трехмесячный срок выборов нового созыва областной Думы. Если областная Дума не назначит выборы депутатов областной Думы в срок, установленный частями 1 и 2 настоящей статьи, выборы назначаются избирательной комиссией области. Решение избирательной комиссии области о назначении выборов депутатов областной Думы должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации. (Статья дополнена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 5. Проведение выборов в областную Думу Выборы в областную Думу проводятся на всей территории Читинской области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Выборы в областную Думу осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства. Подготовку и проведение выборов депутатов областной Думы и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, открыто и гласно. Статья 6. Право выдвижения кандидатов в депутаты областной Думы Право выдвижения кандидатов в депутаты областной Думы (далее - кандидаты) принадлежит непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, а также избирательным объединениям и избирательным блокам. Избирательным объединением считается областное отделение общероссийского или межрегионального общественного объединения, а также региональное (областное) общественное объединение, устав которых предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов, которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном федеральными законами, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном настоящим законом области, для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки регистрируются областной избирательной комиссией не позднее чем в пятидневный срок после представления в комиссию совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного собрания (конференции) общественных объединений. Статья 7. Право на предвыборную агитацию Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандидата в депутаты областной Думы. Кандидатам в депутаты гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Статья 8. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов депутатов областной Думы, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых в соответствии с законодательством. Кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 9. Образование избирательных округов Для проведения выборов депутатов областной Думы на территории области образуются 39 одномандатных избирательных округов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются избирательной комиссией области на основании данных, предоставляемых Администрацией области и органами местного самоуправления, и утверждаются Читинской областной Думой. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Избирательная комиссия области публикует списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных районах - не более 15 процентов; б) избирательный округ образует единую территорию, не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается территориальное деление области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Статья 10. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов областной Думы образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой администрации района (города) по согласованию с окружными избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: а) из расчета от 20 до 3000 избирателей на один избирательный участок; (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) б) соблюдения границ административно-территориального деления; в) недопустимости пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов, такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. Избиратели - военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования членам избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам в депутаты областной Думы и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы окружной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. ГЛАВА III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 11. Списки избирателей и порядок их составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации (главой местного самоуправления). (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации (глав местного самоуправления) с предоставлением этих данных избирательной комиссии области. Указанные сведения также направляются в окружную избирательную комиссию сразу после назначения дня выборов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам и пр.). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в статье 11. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, а также в других местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями данных учреждений. В списки избирателей, находящихся в день голосования в местах временного пребывания, включаются только граждане, проживающие на территории области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 12. Порядок включения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям статьи 2 настоящего Закона. Факт проживания избирателя на территории конкретного избирательного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Граждане, проживающие на территории области и находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, а также в других местах временного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 13. Ознакомление избирателей со списками избирателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.(Дополнена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41)(Дополнена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) ГЛАВА IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 14. Система избирательных комиссий Организацию подготовки и проведения выборов депутатов областной Думы обеспечивают избирательные комиссии: - избирательная комиссия Читинской области; - окружные комиссии по выборам депутатов областной Думы; - участковые избирательные комиссии. Статья 15. Порядок формирования избирательной комиссии Читинской области Избирательная комиссия области формируется областной Думой и Администрацией области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии области. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. После регистрации кандидата в депутаты областной Думы избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию области по одному члену с правом совещательного голоса. (Статья в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 16. Порядок формирования окружных избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов областной Думы образуется в каждом избирательном округе. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до дня выборов областной избирательной комиссией в составе 7-12 членов избирательной комиссии по предложениям представительных органов местного самоуправления районов, городов, учитывающих предложения общественных объединений, трудовых коллективов, органов местного самоуправления, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) После регистрации кандидата в депутаты избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в окружную избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. Статья 17. Порядок формирования участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собрания избирателей по месту их работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей окружной избирательной комиссией. После регистрации кандидата в депутаты избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в участковую избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. (Статья в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 18. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: - заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; - вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; - вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; - вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Полномочия членов окружных избирательных комиссий с совещательным голосом в случаях, если кандидаты в депутаты были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в областную Думу; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. Статья 19. Полномочия избирательной комиссии области Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Избирательная комиссия области: а) руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов областной Думы; б) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов областной Думы; в) дает разъяснения о порядке применения настоящего закона области и обеспечивает его единообразное применение; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в депутаты; д) в случаях, предусмотренных настоящим законом, принимает постановления, инструкции, рекомендации по вопросам организации и проведения выборов; е) утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление; ж) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования; з) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных, участковых избирательных комиссий, принимает по ним решения; и) устанавливает общие результаты выборов депутатов областной Думы, публикует полные данные, содержащиеся в протоколах избирательных комиссий о результатах выборов и об итогах голосования в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; к) выдает депутатам, избранным в областную Думу, удостоверения об избрании; л) организует повторные выборы в округах, где выборы не состоялись; м) организует подготовку и проведение выборов депутатов областной Думы вместо выбывших; н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также окружных и участковых избирательных комиссий. Избирательная комиссия области является юридическим лицом и действует на постоянной основе. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Статья 20. Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата областной Думы Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории избирательного округа; б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения; в) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата в депутаты; д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов; е) организует досрочное голосование за 15-4 дня до выборов в помещении окружной избирательной комиссии; ж) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их соответственно в избирательную комиссию области, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; з) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; и) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; к) организует подготовку и проведение выборов вместо выбывших депутатов; л) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий; м) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом области. Решения окружной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также участковых избирательных комиссий. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий областной Думы. Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: а) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; б) составляет списки избирателей по избирательному участку; в) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; г) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; д) организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; е) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом области. Решения участковой избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после передачи ею избирательной документации и опубликования общих итогов выборов. Статья 22. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации в сроки, определенные настоящим законом. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами в депутаты. Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, закону области, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. Члены избирательной комиссии на время подготовки и проведения выборов могут освобождаться от основной работы. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области, а также по решению избирательной комиссии области и другие ее члены с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии на штатной основе. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств. Избирательная комиссия области имеет свой аппарат, структура и штаты которого устанавливаются комиссией в пределах выделенных ей бюджетных средств. Окружные и участковые избирательные комиссии на период подготовки и проведения выборов могут в установленном порядке создавать временный аппарат. Оплата труда в этом случае производится в пределах выделенных избирательным комиссиям на их содержание бюджетных средств. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - немедленно. Статья 24. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. ГЛАВА V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ Статья 25. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Выдвижение кандидатов в депутаты областной Думы начинается со дня опубликования границ избирательных округов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Выдвижение кандидата непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов областной Думы принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, отвечающему требованиям части второй статьи 3 настоящего Закона. Право выдвинуть кандидата по избирательному округу принадлежит также избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства на территории области. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме окружную избирательную комиссию о своей инициативе. (Статья в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 26. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями Выдвижение кандидатов в депутаты областной Думы производится на областных собраниях (конференциях) избирательных объединений с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат. Избирательное объединение вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты областной Думы лиц, не являющихся членами входящих в него общественных объединений. Уполномоченный представитель соответствующего избирательного объединения представляет в окружную избирательную комиссию протокол и решение собрания (конференции) общественного объединения о выдвижении кандидата в депутаты областной Думы. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий). Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения, выписка из устава общественного объединения о праве участия в выборах посредством выдвижения кандидатов, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения. Статья 27. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями или избирательным объединением Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты областной Думы, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня уведомления окружной избирательной комиссии об инициативе сбора подписей. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, начинается со дня представления в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в депутаты, собирает подписи избирателей соответствующего округа в поддержку кандидата в количестве не менее одного процента от числа избирателей. Подписные листы изготавливаются по формам, указанным в приложениях к настоящему закону области. В поддержку кандидата должно быть собрано не менее одного процента подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кроме указанных данных, в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению. Избиратель, ставя свою подпись в поддержку кандидата, указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его удостоверения личности, дату внесения подписи. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Сбор подписей избирателей округа проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимо принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего подписи. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидата. Статья 28. Регистрация кандидатов в депутаты областной Думы Для регистрации кандидатов уполномоченные представители избирательных объединений, группы избирателей или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы в поддержку кандидата и личное заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. Окружная избирательная комиссия в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. При проверке избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать кандидаты. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше двух, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения, группы избирателей копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, настоящего закона области. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. ГЛАВА VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ Статья 29. Равенство кандидатов в депутаты Все кандидаты в депутаты областной Думы обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 30. Права и обязанности кандидатов в депутаты После регистрации кандидаты в депутаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) В течение этого срока соответствующая окружная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси и заказных рейсов), из средств соответствующей избирательной комиссии. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси и заказных рейсов). Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общей сложности три оплачиваемых из средств окружной избирательной комиссии поездки в избирательный округ и обратно железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) или на две поездки авиационным транспортом. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется избирательной комиссией области. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. ГЛАВА VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 31. Право на предвыборную агитацию Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, воинских частей, военных учреждений и организаций. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных с другими кандидатами основаниях. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Часть.(Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 32. Предвыборная агитация через средства массовой информации Кандидаты в депутаты имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории Читинской области, на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях). Порядок предоставления эфирного времени кандидатам по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний и его использования устанавливается избирательной комиссией области. Кандидат имеет право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равны. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы. Кандидат имеет право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. Статья 33. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам. В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату в депутаты место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в депутаты в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах. Данное требование не распространяется на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, а также входящими в них общественными объединениями без иных соучредителей. Статья 34. Выпуск и распространение агитационных печатных материалов Избирательные объединения, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Часть.(Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме памятников и обелисков, зданий, представляющих историческую, культурную или архитектурную ценность, помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Статья 35. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Указанные представления рассматриваются судом в установленные федеральным законом сроки. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 36. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией. Руководители организаций, в пользовании которых находятся помещения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями, за исключением помещений, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 37. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. ГЛАВА VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 38. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов областной Думы, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств областного бюджета. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Средства на проведение выборов, выделенные в установленном порядке, поступают в распоряжение избирательной комиссии области в десятидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между окружными избирательными комиссиями. При назначении избирательной комиссией области выборов депутатов областной Думы в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 4 настоящего Закона, избирательная комиссия области вправе обратиться за получением кредитов в государственные или коммерческие банки для финансирования подготовки и проведения выборов. Данные кредиты покрываются за счет средств областного бюджета не позднее чем через три месяца после дня выборов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 39. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок их создания Кандидаты в депутаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих денежных средств: - средств, выделенных кандидату в депутаты на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; - собственных средств кандидата; - средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; - добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Кандидатам в депутаты запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды. Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата, в том числе и самого кандидата, не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Окружная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом. Кандидат, не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а окружная избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в окружную избирательную комиссию. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 40. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом с разрешения окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществлявших перечисления и пожертвования. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Избирательная комиссия области на основании отчетов окружных избирательных комиссий не позднее 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов публикует данные о расходовании средств избирательных фондов кандидатами и избирательными объединениями. ГЛАВА IX. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 41. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания (помещения) у частных собственников. Оплата и возмещение расходов производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделяемых на проведение выборов. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах. Статья 42. Избирательные бюллетени Для выборов депутатов областной Думы каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Текст избирательного бюллетеня утверждается соответствующей окружной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов в депутаты областной Думы, а также данные о них: дату рождения, место жительства, место работы и занимаемую должность (род занятий), принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению, партии или участие в выборах как независимого кандидата. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению окружной избирательной комиссии не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 43. Порядок голосования Голосование производится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. На избирательных участках, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия по согласованию с окружной избирательной комиссией может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответствующей избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает в списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются, после чего председатель приглашает избирателей получить избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта избирателя либо заменяющего его документа. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 44. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, потом - стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и объявляет о количестве этих избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (и) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, в которых избиратели проголосовали за кандидатов, впоследствии снявших свои кандидатуры, либо выбывших по иным причинам. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени не установленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные: число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции); фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. (Часть в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления о нарушениях настоящего закона области, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списком присутствовавших на заседании комиссии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, наблюдателей хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Статья 45. Определение результатов выборов в избирательном округе На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по избирательному округу. В протокол о результатах выборов вносятся следующие данные: число участковых избирательных комиссий в округе; число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); общее число действительных избирательных бюллетеней; общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей. В случае, если в избирательном бюллетене остался только один кандидат, то он считается избранным, если число голосов, поданных за него, превышает число голосов, поданных против. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. К нему прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения комиссии. Второй экземпляр протокола хранится у секретаря комиссии. Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом областной Думы. В соответствии с требованиями законодательства кандидат, избранный депутатом областной Думы, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в избирательную комиссию области о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата областной Думы. Вся документация окружных, участковых избирательных комиссий хранится в соответствии с установленным избирательной комиссией области порядком шесть месяцев, избирательные бюллетени - один год, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - один год после объявления даты следующих выборов. Статья 46. Установление общих итогов выборов. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. На основании протоколов окружных избирательных комиссий избирательная комиссия области в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца со дня выборов избирательная комиссия области публикует полные данные, содержащиеся в протоколах окружных избирательных комиссий - о результатах выборов, участковых избирательных комиссий - об итогах голосования. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, избирательная комиссия области назначает новые выборы и определяет календарные сроки новых выборов. Избирательная комиссия области на основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов областной Думы и после опубликования общих итогов выборов производит выдачу депутатам удостоверений об избрании. ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 47. Замещение вакантных мандатов депутатов В случае досрочного прекращения полномочий депутата областной Думы областная Дума в течение месяца после появления вакантного мандата назначает по соответствующему округу дополнительные выборы депутата областной Думы. Если до окончания срока полномочий областной Думы остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Выдвижение кандидатов по избирательному округу, их регистрация и иные избирательные процедуры осуществляются в соответствии с настоящим Законом. Статья 48. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную и уголовную ответственность. (Статья в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 41) Статья 49. О применении отдельных положений настоящего Закона Действие частей 1 и 3 статьи 4 настоящего Закона распространяется на депутатов областной Думы второго и последующих созывов. (Статья дополнена - Закон областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Глава Администрации области Б. Иванов N 13-ЗЧО г. Чита Приложение N 1 к Закону Читинской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Читинской области "О выборах депутатов Читинской областной Думы" П О Д П И С Н О Й Л И С Т Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Читинской областной Думы от избирательного ------------------ округа N гражданина Российской Федерации ---- ---------------------------------------------------------------------- (ф. и. о. кандидат) родившегося ---------------------------------------------------------- (дата рождения) работающего ----------------------------------------------------------- (место работы, занимаемая должность (род занятий)) проживающего в -------------------------------------------------------- (место жительства) +--------------------------------------------------------------------------+ ¦ NN ¦ Фамилия, имя, ¦Дата рождения¦Адрес ¦Серия и номер ¦ подпись ¦ ¦ п/п¦ отчество ¦ ¦места ¦паспорта или ¦ и дата ¦ ¦ ¦ (или инициалы)¦ ¦жительства¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его удостоверения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦личности ¦ ¦ +----+---------------+-------------+----------+-----------------+----------¦ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------+-------------+----------+-----------------+----------¦ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------+-------------+----------+-----------------+----------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Подписной лист удостоверяю: -------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности лица, собиравшего подписи) Кандидат в депутаты -------------------------------------------------- (Дата и место сбора подписей) Приложение N 2 к Закону Читинской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Читинской области "О выборах депутатов Читинской областной Думы" П О Д П И С Н О Й Л И С Т Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением ---------------------------------------------------------- (название избирательного объединения) кандидатом в депутаты Читинской областной Думы по ------------------- избирательному округу N гражданина Российской Федерации ----------- ---------------------------------------------------------------------- (ф. и. о. кандидата) родившегося ----------------------------------------------------------- (дата рождения) работающего ----------------------------------------------------------- (место работы, занимаемая должность (род занятий)) проживающего в -------------------------------------------------------- (место жительства) +--------------------------------------------------------------------------+ ¦ NN ¦ Фамилия, имя, ¦Дата рождения¦Адрес ¦Серия и номер ¦ подпись ¦ ¦ п/п¦ отчество ¦ ¦места ¦паспорта или ¦ и дата ¦ ¦ ¦ (или инициалы)¦ ¦жительства¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его удостоверения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦личности ¦ ¦ +----+---------------+-------------+----------+-----------------+----------¦ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------+-------------+----------+-----------------+----------¦ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------+-------------+----------+-----------------+----------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Подписной лист удостоверяю: -------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный представитель избирательного объединения --------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности уполномоченного представителя избирательного объединения) Кандидат в депутаты --------------------------------------------- (Дата и место сбора подписей) (Приложения в редакции Закона областной Думы Читинской области от 11.07.96 г. N 53) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|