Расширенный поиск
Закон Забайкальского края от 13.10.2015 № 1233-ЗЗК ЗАКОН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ О референдуме Забайкальского края (В редакции Закона Забайкальского края от 05.12.2016 № 1418-ЗЗК) Принят Законодательным Собранием Забайкальского края Глава 1. Общие положения Статья 1. Референдум Забайкальского края 1. Референдум Забайкальского края (далее – референдум края) – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного (краевого) значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования обладающих правом на участие в референдуме края граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Забайкальского края. 2. Референдум края проводится на всей территории Забайкальского края. Статья 2. Законодательство о референдуме края 1. Законодательство о референдуме края составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (далее – Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"), Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), иные федеральные законы, Устав Забайкальского края, настоящий Закон края, иные законы Забайкальского края. 2. В случае принятия в период проведения кампании референдума края закона Забайкальского края, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения референдума края, либо в случае внесения в этот период в закон Забайкальского края изменений, касающихся порядка подготовки и проведения референдума края, указанные закон Забайкальского края и изменения применяются к референдуму края, инициатива проведения которого выдвинута после вступления их в силу. 3. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе края, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 4. В случае проведения референдума края по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" период кампании референдума края исчисляется со дня официального опубликования решения о назначении референдума края. Статья 3. Право на участие в референдуме края 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах территории Забайкальского края, имеет право голосовать на референдуме края. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом края и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума края. До назначения референдума края в действиях по подготовке и проведению референдума края имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. (В редакции Закона Забайкальского края от 05.12.2016 № 1418-ЗЗК) 2. Не имеют права участвовать в референдуме края граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Принципы проведения референдума края 1. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме края на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. 2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме края независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме края за или против вынесенного на референдум края вопроса непосредственно. 4. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме края на равных основаниях. Каждый участник референдума края обладает равным числом голосов. 5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме края является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме края, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. 6. Голосование на референдуме края (далее – голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума края бюллетеня для голосования на референдуме края (далее – бюллетень) в месте для тайного голосования. 7. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую выдвижению инициативы проведения референдума края и проведению референдума края, достижению определенного результата на референдуме края, а также в иных формах участвовать в кампании референдума края. 8. Референдум края организуют и проводят комиссии референдума. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. 9. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума края, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума края осуществляется открыто и гласно. Статья 5. Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" При подготовке и проведении референдума края используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (далее – ГАС "Выборы") в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Статья 6. Вопросы референдума края 1. На референдум края могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Забайкальского края или в совместном ведении Российской Федерации и Забайкальского края, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. 2. На референдум края не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Забайкальского края, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Забайкальского края либо об отсрочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов государственной власти Забайкальского края; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) о принятии или об изменении бюджета Забайкальского края (далее –бюджета края), исполнении и изменении финансовых обязательств Забайкальского края; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения Забайкальского края. 3. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум края, кроме указанных в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части 2 настоящей статьи, не допускается. 4. Вопросы референдума края не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. 5. Вопросы референдума края не должны противоречить законодательству Российской Федерации. 6. Вопрос референдума края должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме края решения. Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума края 1. Референдум края не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Забайкальского края, либо на части территории Забайкальского края, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. 2. Законодательное Собрание Забайкальского края (далее – Законодательное Собрание края) вправе отказать в назначении референдума края только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума края нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума края. 3. Референдум края с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет после дня официального опубликования результатов референдума края. 4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума края, кроме указанных в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в настоящей статье, не допускается. Глава 2. Инициатива
проведения референдума края. Статья 8. Инициатива проведения референдума края 1. Инициатива проведения референдума края принадлежит: 1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме края; 2) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума края, или более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума края (далее – инициативная группа); 3) Губернатору Забайкальского края (далее – Губернатор края) – по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в случае, если в соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" заинтересованным субъектом Российской Федерации является Забайкальский край. 2. Для выдвижения инициативы проведения референдума края, предусмотренной пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме края. 3. В случае выдвижения инициативы проведения референдума края избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи, руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы. 4. Выдвижение инициативы проведения референдума края, предусмотренной пунктом 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и статьей 11 настоящего Закона края. 5. Для назначения референдума края инициативная группа, образованная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, должна представить в Избирательную комиссию Забайкальского края (далее – Избирательная комиссия края) подписи участников референдума края в поддержку инициативы его проведения. Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения референдума края 1. На первом собрании инициативной группы единогласно принимается решение о выступлении с инициативой проведения референдума края, формулируется вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на референдум края, избирается председатель инициативной группы, а также определяются иные лица, уполномоченные действовать от имени инициативной группы (далее – уполномоченные представители инициативной группы). Председатель инициативной группы представляет инициативную группу во взаимоотношениях с государственными и общественными органами и организациями, органами местного самоуправления. 2. Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию края с ходатайством о регистрации группы. С момента обращения инициативной группы с таким ходатайством Избирательная комиссия края действует в качестве комиссии референдума края. 3. В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум края, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Забайкальского края. В случае выдвижения инициативы проведения референдума края избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 статьи 8 настоящего Закона края, в ходатайстве также указываются наименования этого избирательного объединения, иного общественного объединения, руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения (его регионального отделения). Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума края избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 статьи 8 настоящего Закона края, ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума края. 4. К ходатайству должен быть приложен
протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о
выдвижении инициативы проведения референдума края, а также письменное согласие
каждого из уполномоченных представителей инициативной группы осуществлять
указанную деятельность. В протоколе собрания инициативной группы должны быть указаны место и дата проведения собрания, количество и состав участников, фамилия, имя, отчество председательствующего и секретаря, результаты голосования по поставленным вопросам. В случае если на референдум края выносится вопрос о принятии нормативного правового акта, к ходатайству прилагается проект соответствующего нормативного правового акта. 5. Избирательная комиссия края обязана выдать инициативной группе письменное подтверждение получения документов, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи. Подтверждение выдается незамедлительно после представления и приема документов. 6. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум края, принадлежит исключительно инициативной группе. Указанное право инициативная группа реализует в виде обращения в Избирательную комиссию края с новым ходатайством о регистрации группы, которое оформляется с учетом требований, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи. 7. Избирательная комиссия края в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: 1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Забайкальского края и настоящего Закона края – о направлении их в Законодательное Собрание края; 2) в противном случае – об отказе в регистрации инициативной группы. 8. Законодательное Собрание края в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязано проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум края, требованиям статьи 6 настоящего Закона края. Постановление Законодательного Собрания Забайкальского края о соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум края, требованиям статьи 6 настоящего Закона края принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания края и не позднее чем через пять дней со дня принятия направляется в Избирательную комиссию края. 9. Законодательное Собрание края не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Статья 10. Регистрация инициативной группы 1. Если Законодательное Собрание края признает, что вопрос, выносимый на референдум края, отвечает требованиям статьи 6 настоящего Закона края, Избирательная комиссия края регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Законодательным Собранием края соответствия вопроса, выносимого на референдум края, требованиям статьи 6 настоящего Закона края. 2. Решение Избирательной комиссии края о регистрации инициативной группы подлежит официальному опубликованию в течение пяти дней со дня его принятия. 3. Регистрационное свидетельство выдается инициативной группе в день ее регистрации. Форма регистрационного свидетельства утверждается Избирательной комиссией края. Регистрационное свидетельство действительно в течение всего срока полномочий инициативной группы. 4. Если Законодательное Собрание края признает, что вопрос, выносимый на референдум края, не отвечает требованиям статьи 6 настоящего Закона края, Избирательная комиссия края отказывает инициативной группе в регистрации. Решение об отказе в регистрации принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Законодательным Собранием края вопроса, выносимого на референдум края, не соответствующим требованиям статьи 6 настоящего Закона края. 5. Решение об отказе в регистрации с указанием оснований такого отказа выдается инициативной группе не позднее чем через один день после дня его принятия. 6. Основанием отказа инициативной группе в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Забайкальского края, настоящего Закона края, иных законов Забайкальского края. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 11. Порядок реализации инициативы проведения референдума края Губернатором края 1. В целях реализации инициативы проведения референдума края по вопросу, указанному в пункте 3 части 1 статьи 8 настоящего Закона края, Губернатор края издает правовой акт о выдвижении инициативы проведения референдума края по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (далее – правовой акт Губернатора края). 2. Правовой акт Губернатора края подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его подписания Губернатором края. 3. Правовой акт Губернатора края направляется Губернатором края в Законодательное Собрание края в течение трех дней со дня его подписания Губернатором края. К правовому акту Губернатора края прилагаются документы, подтверждающие поддержку Президентом Российской Федерации инициативы образования в составе Российской Федерации нового субъекта и содержащие согласованную формулировку вопроса, указанного в пункте 3 части 1 статьи 8 настоящего Закона края, в соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", а также предложение по дате голосования на референдуме края. Статья 12. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума края 1. В поддержку инициативы проведения референдума края инициативная группа организует сбор подписей участников референдума края. 2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума края, составляет 2 процента от числа участников референдума края, зарегистрированных на территории Забайкальского края. 3. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума края, созданного инициативной группой. Подписи участников референдума края могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. 4. Подписные листы для сбора подписей участников референдума края в поддержку инициативы проведения референдума края изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению № 9 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В подписном листе указывается номер специального счета фонда референдума края, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. 5. Период, в который могут собираться подписи участников референдума края в поддержку инициативы проведения референдума края, составляет 30 дней со дня оплаты изготовления подписных листов. 6. Подписи могут собираться только среди участников референдума края, обладающих правом на участие в референдуме края. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума края в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными. 7. Право сбора подписей участников референдума края принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума края, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума края, созданного инициативной группой. 8. Участник референдума края ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об участнике референдума края, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума края лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума края. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума края ставит собственноручно. Участник референдума края вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума края только один раз. 9. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума края. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников референдума края, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. 10. Каждый подписной лист с подписями участников референдума края в поддержку инициативы проведения референдума края должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. 11. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума края допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи участника референдума края. Статья 13. Представление подписных листов в Избирательную комиссию края 1. После окончания сбора подписей уполномоченные представители инициативной группы подсчитывают общее число собранных подписей участников референдума края и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной Избирательной комиссией края. Протокол подписывается уполномоченным представителем инициативной группы. 2. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок, представляются в Избирательную комиссию края не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем, в который истекает срок сбора подписей участников референдума края в поддержку инициативы проведения референдума края. Вместе с подписными листами в Избирательную комиссию края представляется протокол об итогах сбора подписей, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. 3. Количество представляемых для назначения референдума края подписей участников референдума края может превышать количество подписей, установленное частью 2 статьи 12 настоящего Закона края, но не более чем на 10 процентов. 4. При приеме документов, указанных в части 2 настоящей статьи, Избирательная комиссия края заверяет каждую папку с подписными листами печатью Избирательной комиссии края, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума края, а затем выдает уполномоченному представителю инициативной группы подтверждение о приеме документов в письменной форме с указанием количества принятых подписных листов, заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Избирательная комиссия края не вправе ограничивать доступ уполномоченного представителя инициативной группы в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме представляемых для назначения референдума края документов в случае, если документы доставлены до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи. 5. Если инициативной группой до 18 часов по местному времени дня, следующего за днем, в котором истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума края, не выполнены действия, указанные в части 2 настоящей статьи, Избирательная комиссия края принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума края. Статья 14. Проверка Избирательной комиссией края достоверности данных, содержащихся в подписных листах 1. Избирательная комиссия края проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума края и подписей участников референдума края, содержащихся в подписных листах. 2. Проверке подлежат не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом края необходимого для назначения референдума края количества подписей участников референдума края, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), проводимой (проводимого) членами Избирательной комиссии края с правом решающего голоса в порядке, установленном Избирательной комиссией края. 3. При проведении проверки подписей участников референдума края, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, которые должны извещаться о соответствующей проверке. 4. Избирательная комиссия края для проведения проверки достоверности подписей участников референдума края и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии края, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума края, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума края и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. 5. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума края используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. 6. По результатам проверки подписей участников референдума края и соответствующих им сведений об участниках референдума края, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума края может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. 7. Если при проверке подписей участников референдума края обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума края в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума края, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными. 8. Недостоверной признается подпись,
выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения
эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума
края в соответствии 9. Недействительными признаются: 1) подписи участников референдума края, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов; 2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме края; 3) подписи участников референдума края, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи; 4) подписи участников референдума края без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом края, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума края своей подписи в подписной лист; 5) подписи участников референдума края, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; 6) подписи участников референдума края с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума края, а также подписи участников референдума края, даты внесения которых проставлены участниками референдума края несобственноручно, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи; 7) подписи участников референдума края с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума края, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума края или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума края; 8) все подписи участников референдума края в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума края, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума края, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума края, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума края, уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума края, об уполномоченном представителе инициативной группы указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума края, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; 9) все подписи участников референдума края в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением № 9 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 4 статьи 12 настоящего Закона края, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Закона края; 10) подписи участников референдума края, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 настоящего Закона края; 11) подписи участников референдума края, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума края, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума края, внесенных в этот подписной лист, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи; 12) подписи участников референдума края, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума края, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы; 13) все подписи участников референдума края в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума края, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы. 10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона края, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9 и 13 части 9 настоящей статьи. 11. Специально оговоренные участником референдума края или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума края недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 13 части 9 настоящей статьи. 12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума края, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания Избирательной комиссии края, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума края. В случае если проведенная Избирательной комиссией края проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 1 статьи 15 настоящего Закона края, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в Избирательной комиссии края одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума края недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению Избирательной комиссии края о результатах выдвижения инициативы проведения референдума края. Повторная проверка подписных листов после принятия Избирательной комиссией края указанного решения может быть осуществлена только судом и только в пределах подписей, подлежавших проверке. (В редакции Закона Забайкальского края от 05.12.2016 № 1418-ЗЗК) 13. Избирательная комиссия края по результатам проверки, проведенной в соответствии со статьей 14 настоящего Закона края, принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума края. 14. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума края требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Забайкальского края, настоящего Закона края Избирательная комиссия края в течение 15 дней со дня представления инициативной группой подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию решения, указанного в части 13 настоящей статьи, в Законодательное Собрание края. Копия постановления Избирательной комиссии края направляется также инициативной группе. 15. В случае наличия оснований отказа в
проведении референдума края, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона края,
Избирательная комиссия края выносит постановление об отказе в проведении
референдума края и в течение суток с момента его принятия выдает
уполномоченному представителю инициативной группы копию указанного
постановления Статья 15. Основания отказа в проведении референдума края 1. Основаниями отказа в проведении референдума края являются: 1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума края, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом края для назначения референдума края; 2) наличие среди подписей участников референдума края, представленных для назначения референдума края, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Законом края сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом; 3) если для назначения референдума края требуется представить 200 и более подписей участников референдума края, – выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом; 4) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума края, представленных для назначения референдума края; 5) несоздание инициативной группой фонда референдума края. Отсутствие средств в фонде референдума края не является основанием отказа в проведении референдума края; 6) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума края, организации сбора подписей участников референдума края, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме края, помимо средств собственного фонда референдума края иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом края предельного размера расходования средств фонда референдума края; 7) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума края, организации сбора подписей участников референдума края, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме края, более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом края предельного размера расходования средств фонда референдума края; 8) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой ограничений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 45 настоящего Закона края; 9) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ своего должностного или служебного положения. 2. Перечень оснований отказа в проведении референдума края, установленный частью 1 настоящей статьи, является исчерпывающим. 3. В случае принятия Избирательной комиссией края решения об отказе в проведении референдума края по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума края по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку. Статья 16. Назначение референдума края 1. Назначение и проведение референдума края обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума края и ее реализации, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Забайкальского края, настоящим Законом края. 2. Принятие органом государственной власти Забайкальского края, иным государственным органом Забайкальского края решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум края, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума края по данному вопросу. 3. Решение о назначении референдума края принимается Законодательным Собранием края не позднее чем через 30 дней со дня поступления в Законодательное Собрание края документов, указанных в части 14 статьи 14 настоящего Закона края. 4. В случае выдвижения инициативы проведения референдума края Губернатором края в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и статьей 11 настоящего Закона края, положения частей 1–3 настоящей статьи не применяются. В этом случае решение о назначении референдума края принимается Законодательным Собранием края не позднее чем через 30 дней со дня поступления в Законодательное Собрание края документов, указанных в части 3 статьи 11 настоящего Закона края. 5. Если Законодательным Собранием края в установленные частью 4 настоящей статьи сроки не будет принято решение о назначении референдума края по вопросу, указанному в пункте 3 части 1 статьи 8 настоящего Закона края, решение о назначении референдума края по этому вопросу принимается Избирательной комиссией края не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока, установленного частью 4 настоящей статьи. 6. Голосование на референдуме края может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума края подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия, но не менее чем за 60 дней до дня голосования. 7. Голосование на референдуме края не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Законодательным Собранием края на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме. Решение о перенесении дня голосования на референдуме края подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Глава 3. Округ
референдума края. Статья 17. Округ референдума края Округ референдума края включает в себя всю территорию Забайкальского края. Статья 18. Образование участков референдума края 1. Участки референдума края образуются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2. В местах временного пребывания участников референдума края (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях участки референдума края могут образовываться территориальной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с Избирательной комиссией края – не позднее чем за три дня до дня голосования. 3. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума края. В воинских частях участки референдума края могут образовываться по решению Избирательной комиссии края командирами воинских частей в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях – не позднее чем за три дня до дня голосования. 4. В случае, если участки референдума края не образованы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, решение об образовании участков референдума края принимает Избирательная комиссия края в течение трех дней со дня истечения срока образования участков референдума края, установленного частью 2 настоящей статьи. Статья 19. Составление списков участников референдума края 1. В целях реализации прав участников референдума края списки участников референдума края составляются соответствующими территориальными комиссиями отдельно по каждому участку референдума края по форме, установленной Избирательной комиссией края. 2. Сведения об участниках референдума края формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об участниках референдума края – военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума края, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии сразу после назначения дня голосования. Сведения об участниках референдума края, находящихся в местах временного пребывания, представляет в территориальную комиссию руководитель организации, в которой участник референдума края временно пребывает. (В редакции Закона Забайкальского края от 05.12.2016 № 1418-ЗЗК) 3. Лица, представляющие сведения об участниках референдума края, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления в соответствии с федеральными законами. 4. Список участников референдума края составляется территориальной комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому участку референдума края не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. 5. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частью 1 статьи 59 настоящего Закона края составление списка участников референдума края, передача в участковую комиссию первого экземпляра списка участников референдума края и ознакомление со списком участников референдума края по соответствующему участку референдума края осуществляются не позднее чем за 21 день до дня голосования. 6. Сведения об участниках референдума края, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательной организации), формирует и уточняет руководитель образовательной организации. Указанные сведения направляются руководителем образовательной организации в соответствующие территориальные комиссии. 7. По участку референдума края, образованному на территории воинской части, список участников референдума края – военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума края, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования. 8. Списки участников референдума края по участкам референдума края, образованным в местах временного пребывания участников референдума края (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), составляются соответствующими участковыми комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об участниках референдума края, представляемых руководителем организации, в которой участник референдума края временно пребывает. При этом сообщения о факте включения указанных участников референдума края в список участников референдума края по месту временного пребывания участников референдума края направляются в соответствующие территориальные комиссии для последующего исключения таких участников референдума края из списков участников референдума края соответствующих участков референдума края. 9. Список участников референдума края составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума края, включаемые в список участников референдума края, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке участников референдума края указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума края. В списке участников референдума края должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума края подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду референдума края и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума края. 10. Первый экземпляр списка участников референдума края подписывают председатель и секретарь территориальной комиссии. На участках референдума края, образованных на территории воинской части, список участников референдума края подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список участников референдума края заверяется печатями соответственно территориальной комиссии и (или) участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума края, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются Избирательной комиссией края. 11. Соответствующая территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума края конкретного участка референдума края не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума края на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя. 12. Участковая комиссия уточняет список участников референдума края, учитывая произошедшие изменения на основании личных обращений граждан, соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, указанных в настоящей статье, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации, сообщений вышестоящих комиссий о включении участников референдума края в список участников референдума края на другом участке референдума края. Выверенный и уточненный список участников референдума края не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Статья 20. Порядок включения граждан в
список участников 1. В списки участников референдума края включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования правом на участие в референдуме края. 2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума края на конкретном участке референдума края является факт нахождения его места жительства на территории этого участка референдума края, а в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, – факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка референдума края (при наличии у гражданина права на участие в референдуме края) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения для голосования на референдуме края (далее – открепительное удостоверение). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного участка референдума края устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", – другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. (В редакции Закона Забайкальского края от 05.12.2016 № 1418-ЗЗК) 3. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума края только на одном участке референдума края. При выявлении территориальной комиссией факта включения гражданина Российской Федерации в списки участников референдума края на разных участках референдума края на одном и том же референдуме края территориальная комиссия до передачи списков участников референдума края в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. 4. Участники референдума края, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также участники референдума края из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников референдума края на участке референдума края по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный участник референдума края включен в список участников референдума края по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию. Участковая комиссия в соответствующей строке списка участников референдума края делает отметку: "Включен в список участников референдума края на участке референдума края №" с указанием номера участка референдума края. (В редакции Закона Забайкальского края от 05.12.2016 № 1418-ЗЗК) 5. Участники референдума края, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников референдума края на участке референдума края, образованном или определенном решением Избирательной комиссии края для проведения голосования этих участников референдума края, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования. 6. На участках референдума края, образованных в соответствии с частью 2 статьи 18 настоящего Закона края на вокзалах и в аэропортах, списки участников референдума края составляются в день голосования. Участники референдума края, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки участников референдума края по предъявлении открепительного удостоверения. 7. Участники референдума края – военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки участников референдума края по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список участников референдума края военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума края, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву. 8. Граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории участка референдума края после представления списка участников референдума края для ознакомления в соответствии со статьей 21 настоящего Закона края, а также участники референдума края, по какой-либо иной причине не включенные в списки участников референдума края, решением участковой комиссии дополнительно включаются в списки участников референдума края на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места их жительства на территории данного участка референдума края. 9. Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников референдума края после его подписания председателем и секретарем соответствующей комиссии референдума края и заверения его печатью этой комиссии референдума края в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 19 настоящего Закона края, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии референдума края, о включении участника референдума края в список участников референдума края на другом участке референдума края, а также в случае выдачи участнику референдума края открепительного удостоверения. При этом в списке участников референдума края, а также в базе данных ГАС "Выборы" указываются дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке участников референдума края заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения – подписью члена комиссии референдума края, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Статья 21. Ознакомление участников референдума края со списками участников референдума края. Уточнение списков участников референдума края 1. Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список участников референдума края для ознакомления участников референдума края и его дополнительного уточнения. 2. Участковая комиссия уточняет список участников референдума края в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссии референдума края с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума края. Выверенный и уточненный список участников референдума края не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. 3. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме края, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список участников референдума края, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума края. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. 4. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список участников референдума края может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума края или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования – немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума края производится участковой комиссией немедленно. 5. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в части 9 статьи 19 настоящего Закона края сведений об участниках референдума края, включенных в список участников референдума края на соответствующем участке референдума края. 6. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума края после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума края запрещается. Глава 4. Комиссии референдума края Статья 22. Система и статус комиссий, осуществляющих подготовку и проведение референдума края 1. Обеспечение реализации и защиты права на участие граждан в референдуме края, подготовку и проведение референдума края осуществляют комиссии референдума края. 2. Подготовку и проведение референдума края осуществляют: 1) Избирательная комиссия края; 2) территориальные комиссии референдума края (далее – территориальные комиссии); 3) участковые комиссии референдума края (далее – участковые комиссии). 3. При проведении референдума края в качестве комиссий референдума края действуют Избирательная комиссия края, территориальные комиссии и участковые комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 4. Избирательная комиссия края является вышестоящей для территориальных и участковых комиссий. Территориальная комиссия является вышестоящей для участковых комиссий, действующих на соответствующей территории. 5. Решения вышестоящей комиссии референдума края, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума края. 6. Комиссии референдума края в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 7. Решения и иные акты комиссий референдума края, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Забайкальского края, государственных учреждений, органов местного самоуправления, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, участников референдума края. 8. Комиссии референдума края обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании референдума края обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение избирательного законодательства инициативной группой, иными группами участников референдума края, инициативная группа или ее уполномоченные представители, иные группы участников референдума края или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. 9. Комиссии референдума края вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 8 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, – не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию референдума края. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 10. В случае нарушения инициативной группой, иной группой участников референдума края Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и (или) настоящего Закона края соответствующая комиссия референдума края вправе вынести инициативной группе, иной группе участников референдума края предупреждение, которое доводится до сведения участников референдума края через средства массовой информации либо иным способом. 11. Комиссии референдума края обеспечивают информирование участников референдума края о сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума края, о ходе кампании референдума края. 12. Решение комиссии референдума края, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума края или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума края вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии референдума края, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия референдума края повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия референдума края. Статья 23. Порядок формирования и полномочия Избирательной комиссии края 1. Порядок формирования Избирательной комиссии края устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Забайкальского края от 29 сентября 2009 года № 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края" (далее – Закон Забайкальского края "Об Избирательной комиссии Забайкальского края"). 2. При подготовке и проведении референдума края Избирательная комиссия края: 1) осуществляет на территории Забайкальского края контроль за соблюдением права на участие в референдуме края граждан Российской Федерации; 2) организует закупку технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; 3) издает инструкции, методические рекомендации для обеспечения единообразного применения настоящего Закона края; 4) обеспечивает на территории Забайкальского края реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума края, правовым обучением участников референдума края, профессиональной подготовкой членов комиссий референдума края и других организаторов референдума края, изданием необходимой печатной продукции; 5) осуществляет на территории Забайкальского края меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой и иными группами участников референдума края для проведения агитации по вопросам референдума края, установления итогов голосования, определения результатов референдума края, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов референдума края; 6) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения референдума края, распределяет выделенные из бюджета края средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума края, контролирует целевое использование указанных средств; 7) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям референдума края; 8) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума края; 9) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий референдума края и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 10) регистрирует инициативную группу, иные группы участников референдума края и выдает им регистрационные свидетельства, выдает уполномоченным представителям инициативной группы удостоверения установленного образца; 11) регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной группы, иных групп участников референдума края; 12) утверждает форму и текст бюллетеня, форму открепительного удостоверения, форму списка участников референдума края, форму иных документов референдума края, предусмотренных настоящим Законом края, образцы печатей нижестоящих комиссий референдума края; 13) обеспечивает изготовление бюллетеней, открепительных удостоверений и их доставку нижестоящим комиссиям референдума края; 14) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения референдума края; 15) определяет результаты референдума края и осуществляет их официальное опубликование; 16) утверждает по согласованию с территориальным органом Федеральной архивной службы России порядок хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением референдума края; 17) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Забайкальского края, настоящим Законом края, иными законами Забайкальского края. Статья 24. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий 1. Территориальные комиссии формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2. При подготовке и проведении референдума края территориальная комиссия: 1) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением права на участие в референдуме края граждан Российской Федерации; 2) обеспечивает на соответствующей территории Забайкальского края реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума края, правовым обучением участников референдума края, профессиональной подготовкой членов комиссий референдума края и других организаторов референдума края; 3) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; 4) распределяет выделенные ей из бюджета края средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума края, контролирует целевое использование указанных средств; 5) оказывает методическую, организационно-техническую помощь участковым комиссиям; 6) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума края; 7) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 8) составляет списки участников референдума края по соответствующей территории отдельно по каждому участку референдума края; 9) осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения агитации по вопросам референдума края; 10) организует доставку бюллетеней и других документов, связанных с подготовкой и проведением референдума края, в участковые комиссии; 11) выдает участникам референдума края открепительные удостоверения; 12) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям в проведении голосования на участках референдума края; 13) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка подсчета голосов участников референдума края, установления итогов голосования; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|