Расширенный поиск
Решение Государственной Думы Томской области от 28.09.1995 № 189ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 28.09.95г. № 189 г. Томск О Законе Томской области "О референдуме в Томской области" Рассмотрев проект Закона Томской области "О референдуме в Томской области , доработанный с учетом поступивших предложений и замечаний, Государственная Дума Томской области РЕШИЛА: 1. Принять Закон Томской области "О референдуме в Томской области" согласно приложению. 2. Направить Закон Томской области "О референдуме в Томской области Главе Администрации (Губернатору) области Крессу В.М. для подписания и опубликования в средствах массовой информации. Председатель Государственной Думы Томской области Б. Мальцев ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕФЕРЕНДУМЕ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие референдума Областной референдум - всенародное голосование, проводимое на территории области по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни области, входящим в компетенцию законодательной, исполнительной власти области. Местный референдум - всенародное голосование, проводимое на территории административно-территориальной единицы в области для решения наиболее важных вопросов жизни населения, проживающего на данной территории. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми органами власти и управления, физическими, юридическими и должностными лицами на соответствующей территории и не может быть отменено иначе, как на референдуме. Статья 2. Право граждан на участие в референдуме 1. Участвовать в областном референдуме и (или) требовать его проведения имеют право граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, в том числе граждане, обучающиеся в высших, средне -специальных и иных образовательных учреждениях области и военнослужащие, достигшие 18 лет. 2. В местном, территориальном референдумах имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования и обладающие избирательным правом. 3. Лишены этих прав граждане, которые в установленном законом порядке признаны недееспоспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Общие принципы проведения референдума Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным, добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос. Статья 4. Законодательство о референдуме и контроль за его соблюдением. 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы подготовки и проведения референдума регулируются законодательными актами Российской Федерации, настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами области. 2. Контроль за соблюдением законодательства о референдуме осуществляют государственные органы и организации, на которые он возложен Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций, массовых движений, собраний граждан численностью не менее пятидесяти человек. Статья 5. Агитация по поводу референдума На территории Томской области гражданам, политическим партиям, профсоюзам и иным общественным организациям гарантируется право беспрепятственной агитации за и против проектов правовых актов, выносимых на референдум. В день голосования агитация запрещена. Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума Деятельность всех органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно. Все решения, касающиеся референдума, а также проекты правовых актов, выносимых на референдум, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с проведением референдума, и получение соответствующей информации. Комиссии по проведению референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме. На заседаниях избирательной комиссии Томской области, территориальных и участковых комиссий по проведению референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать наблюдатели от политических партий, профсоюзов и иных общественных организаций и массовых движений, собраний граждан численностью не менее пятидесяти человек, а также средств массовой информации. Наблюдатели, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий по проведению референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется. Статья 7. Материальное обеспечение проведения референдума Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся за счет средств бюджета соответствующей территории. Государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации предоставляют бесплатно в распоряжение комиссий по проведению референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения референдума, аренда помещений и оборудования у негосударственных организаций оплачивается комиссиями по проведению референдума Инициативные группы вправе создавать собственные фонды для финансирования агитации за и против проектов правовых актов, выносимых на референдум. Такие фонды могут формироваться из: - собственных средств членов инициативных групп; - добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в указанные фонды. Не допускается включение в указанные фонды средств иностранных государств, организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, а также государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в фонд инициативной группы, устанавливается федеральным законом. Законом Томской области могут устанавливаться предельные размеры добровольных пожертвований в указанные фонды от физических и юридических лиц. Инициативные группы, создавшие указанные фонды, представляют избирательной комиссии Томской области или территориальной (районной, городской) комиссиям по проведению референдума отчеты об образовании и использовании этих фондов в установленные комиссией сроки. Избирательная комиссия Томской области, территориальная (районная, городская) комиссии по проведению референдума обязаны периодически публиковать размеры и источники образования указанных фондов. Все денежные средства образующие указанные фонды, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается с разрешения избирательной комиссии Томской области, территориальной комиссии по проведению референдума. Порядок открытия и ведения указанных счетов устанавливается избирательной комиссией Томской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Томской области. Право распоряжения средствами указанных фондов принадлежит создавшим их инициативным группам. Остатки денежных средств на счетах в течение 10 дней со дня проведения референдума либо со дня прекращения сбора подписей по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего закона, возвращаются на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования. Статья 8. Вопросы, выносимые на референдум 1. На референдум выносятся предложения в форме проекта правового акта. Правовые акты, выносимые на референдум должны начинаться словами Население (указать территорию по проведению референдума) на референдуме (дата проведения голосования) решило: Каждый проект, выносимый на референдум, может регламентировать только один вопрос. В проекте, которым вносятся поправки в действующий правовой акт, должен быть воспроизведен также исходный текст изменяемых статей этого правового акта. 2. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован кратко и ясно и подразумевать однозначный ответ: "да" или "нет". 3. На референдум не могут выносится вопросы, не входящие в компетенцию Томской области как субъекта Российской Федерации, а также о налогах , чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению здоровья , общественного порядка и безопасности населения. 4. Формулировка проекта может быть изменена только инициаторами проведения референдума до начала сбора подписей под заявлением о проведении референдума и официального опубликования данного проекта. 5. Проект, вынесенный на референдум, может быть отозван (снят с голосования) только по решению более половины членов зарегистрированных инициативных групп по проведению данного референдума. 6. Споры о правомерности проведения референдума по какому-либо вопросу разрешаются в соответствии с действующим законодательством. ГЛАВА 2 ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 9. Право назначения референдума Право принятия решения о референдуме принадлежит Государственной Думе Томской области и соответствующим выборным органам местного самоуправления. Статья 10. Обязательное проведение референдума Государственная Дума Томской области обязана назначить референдум по требованию: а) не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом в порядке народной инициативы (в этом случае решение о проведении референдума принимается большинством от установленной численности депутатов Государственной Думы Томской области); б) не менее 2/3 от установленного числа депутатов Государственной Думы Томской области; в) Главы Администрации области. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию: а) не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом в порядке народной инициативы (в этом случае решение о проведении референдума принимается большинством от установленной численности депутатов выборного органа местного самоуправления); б) не менее 2/3 от установленного числа депутатов выборного органа местного самоуправления; в) главы муниципального образования Инициатива проведения референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан Российской Федерации. В этом случае она может быть реализована через органы, которые обладают правом назначения референдума, и лиц, обладающих правом требования его проведения. Статья 11. Реализация права требования референдума депутатами Государственной Думы Томской области Решение о проведении референдума по требованию не менее 2/3 от общего числа депутатов может быть принято путем поименного голосования либо путём сбора подписей депутатов Государственной Думы Томской области. Подписи депутатов под требованием о проведении референдума удостоверяются Председателем Государственной Думы Томской области. Статья 12. Реализация права требования референдума гражданами Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума на территории области принадлежит каждому гражданину Российской Федерации или группе граждан, имеющим право на участие в референдуме и проживающим на территории области. Граждане Российской Федерации реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан Российской Федерации в соответствии с требованием настоящего закона. Статья 13. Образование инициативной группы референдума В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан. Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить Государственную Думу Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления) о месте и времени проведения собрания. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 300 граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на референдум. В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей. Статья 14. Регистрация инициативной группы Надлежащее оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в Государственную Думу Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления) по месту проведения собрания. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей. Решение вышеуказанных органов о регистрации должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения ими протокола собрания и соответствующих предложений к нему. Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Закона. Государственная Дума Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления) после проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Свидетельство и удостоверения выдаются указанными органами в течение 3х дней с момента вынесения ими решения о регистрации инициативной группы. При отсутствии решения Государственной Думы Томской области (соответствующего выборного органа местного самоуправления) по вопросу о регистрации инициативной группы по истечении двух недель с момента предоставления материалов об избрании инициативной группы она считается зарегистрированной. В этом случае регистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативной группы оформляются и выдаются государственным нотариусом на основании копий документов, направленных в вышеназванные органы. Государственная пошлина за выдачу свидетельств и удостоверений взимается с этих выборных органов. Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в районный (городской) народный суд по месту нахождения соответствующего выборного органа, отказавшего в регистрации. При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера и наименования, соответствующие наименованиям выборных органов по месту образования инициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других документах, исходящих от инициативных групп. Общее количество создаваемых групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума. Данные о зарегистрированных инициативных группах передаются в Государственную Думу Томской области выборными органами местного самоуправления по месту образования инициативных групп. Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать трех месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан Российской Федерации, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года. Статья 16. Подписной лист референдума Листы для сбора подписей граждан Российской Федерации под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существа предлагаемого проекта закона, или иного решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта закона или иного решения), а также полное наименование соответствующей инициативной группы. Гражданин Российской Федерации, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату его подписания. Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы. На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума производится запись об общем числе заверенных подписей. Заверяющие подписи членов инициативной группы удостоверяются печатью выборного органа местного самоуправления по месту регистрации данной инициативной группы. Статья 17. Оформление права требования референдума По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование выборных органов, которым переданы на хранение подписные листы. Итоговый протокол вместе с требованием о проведении референдума направляется в Государственную Думу Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления). Подписные листы по акту передаются на хранение в Государственную Думу Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления), зарегистрировавшую(-ий) инициативную группу, и хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения референдума. Требование о проведении референдума адресуется Государственной Думе Томской области (соответствующему выборному органу местного самоуправления) и должно содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум. Государственная Дума Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления) обеспечивает регистрацию полученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений. В случае необходимости при проведении областного референдума Государственная Дума Томской области может поручить выборочную или полную проверку достоверности полученных документов соответствующим выборным органам местного самоуправления. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц, подписавших требование о проведении референдума, не допускается. Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в трехдневный срок передаются в Государственную Думу Томской области. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются. Государственная Дума Томской области может направить поступившие по вопросу проведения областного референдума материалы для заключения постоянным комитетам. Заключение комитета передается в Государственную Думу Томской области, которая обеспечивает включение вопроса о назначении референдума в повестку дня текущих или ближайших сессий. Надлежащее заверенные копии заключения, а также информация о времени рассмотрения Государственной Думой Томской области вопроса о назначении референдума незамедлительно направляются инициативным группам референдума. Статья 18. Принятие решения по требованию о проведении референдума Государственная Дума Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления) по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений: а) о назначении областного (местного) референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; б) об отклонении требований о назначении областного (местного) референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами референдума; в) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в требованиях о проведении областного (местного) референдума, без последующего проведения референдума. Государственная Дума Томской (соответствующий выборный орган местного самоуправления) области рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение месяца со дня поступления требования о проведении референдума. Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется проект выносимого на референдум закона или иного решения. Статья 19. Срок проведения референдума Референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении. Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом, если в течение двух ближайших месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов депутатов. Статья 20. Образование комиссий по проведению референдума Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия по проведению референдума формируется не позднее чем за пятьдесят дней до дня референдума в количестве 5-9 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии. При определении кандидатур в состав территориальной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии в установленный срок, либо он отсутствует, формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией Томской области. Участковая избирательная комиссия по проведению референдума формируется выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до проведения референдума в количестве 5-10 членов. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний по месту работы, службы, учёбы и жительства. Председатель, заместитель и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на её первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в установленный срок, либо он отсутствует на данной территории, формирование участковой комиссии производится соответствующей территориальной комиссией. Политические партии, профсоюзы и иные общественные объединения, инициативные группы референдума, а также собрания граждан, численностью не менее пятидесяти человек имеют право направить для участия в работе комиссий по проведению референдума по одному наблюдателю в каждую комиссию (территориальную, участковую) с правом совещательного голоса. В случае одновременного проведения на территории Томской области выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдума (областного, местного) функции территориальных и участковых комиссий по проведению референдума передаются соответствующим территориальным и участковым комиссиям по проведению выборов решением избирательной комиссии Томской области, согласованным с Государственной Думой Томской области. Документы, связанные с формированием комиссий по проведению референдума, хранятся в органах, образовавших эти комиссии, в течение одного года со дня опубликования решения референдума, а затем уничтожаются в установленном порядке. Полномочия комиссий по проведению референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума. Статья 21. Полномочия избирательной комиссии Томской области по проведению референдума Избирательная комиссия Томской области по проведению референдума: - обеспечивает на всей территории Томской области строгое соблюдение настоящего Закона; - организует деятельность территориальных, районных (городских) и участковых комиссий по проведению референдума; - распределяет денежные средства по комиссиям; - контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума; - утверждает формы и содержание бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий по проведению референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума; - организует изготовление и доставку в комиссии бюллетеней референдума; - заслушивает сообщения государственных и общественных органов по вопросам подготовки и проведения референдума; - подводит итоги проведения областного референдума; - устанавливает результаты областного референдума, сообщает в печати, по телевидению, радио и другими способами о своей работе и о результатах референдума; - рассматривает заявления, жалобы на решения и действия комиссии по проведению референдума; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и Положением "Об избирательной комиссии Томской области", утвержденным Государственной Думой Томской области. Статья 22.Территориальная (городская, районная) комиссия по проведению референдума Территориальная (городская, районная) (далее - территориальная) комиссия по проведению референдума: - обеспечивает на территории проведения местного референдума строгое соблюдение настоящего закона; - организует деятельность участковых комиссий по проведению референдума; - распределяет денежные средства по комиссиям по проведению референдума; - контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума; - утверждает формы и содержание бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума, порядок хранения документации референдума; - организует изготовление и доставку в комиссии по проведению референдума бюллетеней референдума; - заслушивает сообщения должностных лиц и органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения референдума; - подводит итоги проведения местного референдума; - устанавливает результаты местного референдума, сообщает в печати, по телевидению, радио и другими способами о своей работе и о результатах референдума; - рассматривает заявления, жалобы на решения и действия участковых комиссий по проведению референдума; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Статья 23. Полномочия участковых комиссий по проведению референдума Участковая комиссия по проведению референдума: - составляет списки участников референдума по участку; - проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; - оповещает население о дне проведения референдума; - обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; - организует на участке голосование в день проведения референдума; - производит подсчет голосов и передает результаты голосования; - рассматривает жалобы и заявления по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения; - осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим законом. Статья 24. Участки референдума Участки референдума образуются соответствующими выборными органами местного самоуправления по согласованию с избирательной комиссией Томской области либо с соответствующими территориальными комиссиями по проведению референдума не позднее чем за сорок пять дней со дня референдума из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок и публикуется главой соответствующего выборного органа местного самоуправления. Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков, сформированных для выборов депутатов в Государственную Думу Томской области. Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, собраний граждан, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующими на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок не может иметь более одного переносного ящика для голосования. Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается. Статья 25. Организация работы комиссий по проведению референдума Комиссии по проведению референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий по проведению референдума являются правомочными, если в них принимают участие большинство членов комиссий. Решения комиссий принимаются при открытом голосовании большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежащее заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц. Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти и управления, местного самоуправления. Решения и действия комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или, по выбору заинтересованного лица, в суд по месту нахождения соответствующей комиссии, который принимает решение в течение трех дней с момента поступления жалобы. Не более двух членов комиссии по проведению референдума, по решению последних, могут освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума. Органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии по проведению референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее, чем в трехдневный срок. Член комиссии по проведению референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии по личному заявлению либо по представлению органа местного самоуправления, политической партии, профсоюза или иного общественного объединения, инициативной группы референдума, собрания граждан численностью не менее пятидесяти человек, рекомендовавших его в состав комиссии. Выдвижение и утверждение нового председателя комиссии по проведению референдума производится в порядке, изложенном в статье 20 рассматриваемого законопроекта. Протоколы заседаний и другие документы по референдуму областной, территориальной комиссий по проведению референдума хранятся ими в течение одного года со дня опубликования решения референдума, а затем передаются на хранение в архив Томской области. Документы участковых комиссий по проведению референдума хранятся в территориальных комиссиях по проведению референдума в течение одного года со дня публикации решения референдума, а затем уничтожаются в установленном порядке. Статья 26. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем. Списки составляются на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главой выборного органа местного самоуправления. В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме на момент составления списков, проживающие на территории данного участка. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более, чем в один список. Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии не позднее, чем за двадцать дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее двух дней, а накануне и в день референдума - незамедлительно, рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее, чем за пять дней до референдума, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно. Не позднее, чем через десять дней после публикации решения референдума участковые комиссии передают списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, в соответствующие органы местного самоуправления, где они хранятся до проведения следующих выборов либо референдума, а затем уничтожаются в установленном порядке. ГЛАВА 3 ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ Статья 27. Подготовка к референдуму Подготовка и проведение референдума осуществляют комиссии по проведению референдума (избирательная комиссия Томской области, территориальные комиссии по проведению референдума), образуемые в соответствии с федеральным и областным законодательством. Члены инициативных групп по проведению референдума вправе присутствовать в помещениях для голосования и местах работы комиссии по проведению референдума без предварительного уведомления этих комиссий. Статья 28. Бюллетень референдума 1. В бюллетене референдума воспроизводится полный текст проекта, вынесенного на референдум, и варианты волеизъявления голосующего в виде слов за и против . 2. В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно. 3. В случае проведения референдума по неальтернативным проектам, а также в случае проведения в один и тот же день референдумов. охватывающих различные по размерам территории, все инициативные проекты печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга. 4. Форма бюллетеней референдума утверждается комиссией по проведению референдума в сроки, установленные Государственной Думой Томской области (соответствующим выборным органом местного самоуправления). 5. Комиссии обеспечиваются бюллетенями референдума в сроки, установленные Государственной Думой Томской области (соответствующими выборными органами местного самоуправления). Сроки, установленные в соответствии с п.п. 4, 5 данной статьи, могут быть изменены при подготовке к проведению референдума в связи с решением суда, влекущим внесение изменений в бюллетени для голосования по соответствующему инициативному проекту, если указанное решение суда вступило в силу ранее, чем за 24 часа до начала голосования по указанному проекту. ГЛАВА 4 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 29. Время проведения референдума На всех участках для голосования, в том числе на судах, а также в учреждениях за пределами Российской Федерации голосование проводится с 7 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее, чем за 15 дней до дня референдума. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах, когда проголосовали все внесенные в списки граждане. Статья 30. Досрочное голосование В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы территории соответствующей административно-территориальной единицы, он вправе получить в участковой комиссии по проведению референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме. После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня референдума. Статья 31. Голосование в день референдума В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации, проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их письменного заявления поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии общественных наблюдателей. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - за или против . Если одновременно проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому из них. Статья 32. Подсчет голосов После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол. На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает: число граждан, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения; число голосов, поданных против; число бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно. Статья 33. Протокол по итогам голосования Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах. Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью. Если проводилось несколько референдумов, по каждому из них составляется отдельный протокол. Первый экземпляр протокола доставляется в территориальную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии. Территориальная комиссия (при проведении областного референдума) на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, заверенный печатью, первый из которых немедленно отсылается или передается другим способом в избирательную комиссию Томской области. Участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в соответствующие выборные органы местного самоуправления, где они хранятся в течение шести месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы. ГЛАВА 5 УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 34. Подведение итогов референдума Избирательная комиссия Томской области (территориальная комиссия по проведению референдума) на основании протоколов всех территориальных (участковых) комиссий по проведению референдума определяет: - число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; - число граждан, получивших бюллетени; - число граждан, принявших участие в голосовании; - число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения; - число голосов, поданных против; - число бюллетеней, признанных недействительными. Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан Российской Федерации, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через два года. Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее, чем через год. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и два или более из них получили необходимое число голосов, то принятым считается тот из указанных вариантов, который получил наибольшее число голосов. Результаты референдума могут быть признаны недействительными только комиссией по проведению референдума, либо в судебном порядке из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего закона, повлиявших на результаты голосования. Результаты референдума могут быть обжалованы в суд в течение месяца со дня опубликования результатов референдума. Статья 35. Опубликование и вступление в силу решения, принятого референдумом 1. Избирательная комиссия Томской области (территориальная комиссия по проведению референдума) подводит итоги голосования на референдуме в соответствии со ст. 34 настоящего Закона и передает их в Государственную Думу Томской области (соответствующий выборный орган местного самоуправления) не позднее следующего рабочего дня. Комиссия доводит результаты голосования до сведения населения соответствующей территории через средства массовой информации не позднее семи дней после голосования. 2. Принятое на референдуме решение вступает в силу в день опубликования, если в самом решении не предусмотрен другой срок. 3. Все изменения в действующие нормативно-правовые акты в связи с принятием решения референдума должны быть внесены в месячный срок. Решения, принятые на референдуме, являются верховенствующими на соответствующей территории. Статья 36. Изменение либо отмена решения, принятого референдумом Изменение, приостановление либо отмена решения, принятого областным или местным референдумом, производится только референдумом, проведенным на той же территории и в том же порядке, что и референдум, принявший решение. Глава 6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином Российской Федерации или группой граждан Российской Федерации их права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организации, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Статья 38. Сроки вступления настоящего закона в силу Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования. Глава администрации (Губернатор) Томской области В. Кресс _____ _________________ 1995 год СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2 ГЛАВА 2 ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА 5 ГЛАВА 3 ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ 12 ГЛАВА 4 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА 13 ГЛАВА 5 УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА 15 ГЛАВА 6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ 16 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|