Расширенный поиск

Решение Государственной Думы Томской области от 06.07.2000 № 560

 



               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
                           Р Е Ш Е Н И Е



от 06.07.2000г.               № 560



Об утверждении отчета об
аренде государственного
имущества Томской области


     В  соответствии  со  статьей  7 (пункт 1, подпункт "в") Закона
Томской  области  "О  порядке  передачи  в  аренду государственного
имущества в Томской области"

           Государственная Дума Томской области РЕШИЛА:

     Утвердить  отчет  об аренде государственного имущества Томской
области согласно приложению.

     Председатель Государственной Думы
     Томской области                                  Б.А.Мальцев




Приложение к решению
Государственной Думы
Томской области
№ 560 от 06.07.2000г.


            ОТЧЁТ ОБ АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
                          ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

     По  состоянию  на  1 января 2000 года в реестр юридических лиц
областной  собственности  включено 202 организации (113-учреждений,
65-     предприятий,     26-акционерных    обществ),    федеральной
собственности  456  (344-учреждений, 85-предприятий, 27-акционерных
обществ).   На   эту   дату   был   заключен   481  договор  аренды
государственного   имущества,   из   них:   277  -  по  федеральной
собственности,  54  - охранно-арендных договора, 150 - по областной
собственности.
     Доходы   от   аренды   государственного   имущества  поступают
соответственно   в   федеральный  и  областной  бюджеты,  средства,
поступающие   от   аренды  имущества,  находящегося  в  оперативном
управлении  учебных  заведений,  остаются на основании Федерального
закона  "Об  образовании"  в  их распоряжении, а также на основании
ст.23  Федерального  закона  "Об  охране и использованию памятников
истории  и  культуры"  средства,  поступающие  от аренды памятников
истории  и  культуры,  остаются  в распоряжении специализированного
органа  Центра  по  охране памятников, т.е. все эти доходы остаются
на территории области.
     Всего    в   1999   году   на   территории   Томской   области
аккумулировано  арендной  платы 12 млн. 879 тыс.рублей, кроме того,
1млн.  685  тыс.  рублей  направлено в бюджет Российской Федерации.
Доходы   областного   бюджета   в   1999г.  составили  1млн.  143,4
тыс.рублей,  областным предприятиям и учреждениям направлено 306,26
тыс.рублей,   всего   от   сдачи   в   аренду   объектов  областной
собственности получено 1млн. 440,6 тыс.рублей.
     Динамика   арендных   поступлений   различным   субъектам   за
последние три года отражается следующими статистическими данными:
----------------------------------------------------------------
                                 1997г. 1998г.           1999г.
----------------------------------------------------------------
1. Количество действующих
договоров аренды всего         306        397              481
(шт.)

2. Арендуемая площадь всего:    88,1       92,1             100,6
(тыс. кв. м.), в том числе:
- по областной                 16,2       19,7             27,1
собственности
- по федеральной               36,5       35,2             34,1
собственности
- памятники истории и          35,4       37,2             39,3
культуры

3. Поступило арендной  платы
всего (тыс. руб.), в том       8888,7     10975,0          14564,0
числе                          434,5      453,0            1134,37
- в областной бюджет
- в федеральный бюджет        432,3      599,6            1685,0
- областным предприятиям и
учреждениям                    600,2      1769,2           306,26
- федеральным предприятиям
и учреждениям                   -         1170,8           350,4
- Центру по охране и
использованию памятников       3194,3     2219,4           4185,37
- ВУЗам                        4227,4     4763,0           6902,6
--------------------------------------------------------------
     Острейшей  проблемой  управления недвижимостью остается вопрос
ликвидации  задолженности по арендной плате. Работа Департамента по
ликвидации задолженности ведется по нескольким направлениям.
     Основными  неплательщиками  арендной платы по договорам аренды
зданий    (помещений    в   зданиях),   находящихся   в   областной
собственности,  являются  бюджетные организации. Площадь, сдаваемая
в  аренду бюджетным организациям, составляет 67% от общей площади в
объектах   областной   собственности,   арендная  плата  для  таких
организаций   рассчитывается  по  льготным  ставкам.  Организациям,
финансируемым  из областного бюджета, передано в аренду 12 тыс. кв.
м.,   что   составляет   44,4%,   организациям,   финансируемым  из
федерального  бюджета,  передано  в аренду - 5 тыс. 700 кв. м., что
составляет  21%  от  общей  площади  сдаваемой  в аренду в объектах
областной собственности.
     Соответственно  задолженность  по  арендной  плате в областной
бюджет по этим организациям составляет:
     организаций, финансируемых из областного бюджета - 83%;
     организаций,  финансируемых  из  федерального бюджета - 68% (у
коммерческих организаций доля задолжников составляет 20%).
     Крупными  должниками  арендной  платы, поступающей в областной
бюджет,  остаются следующие бюджетные организации: финансируемые из
областного   бюджета  -  библиотека  им.  А.С.Пушкина,  музыкальное
училище,  колледж  культуры,  педагогический  колледж  - на сумму 1
млн.   784   тыс.рублей;   финансируемые  из  федерального  бюджета
Инспекция  Министерства  РФ  по  налогам и сборам - 262 тыс.рублей,
Управление  Федеральной  службы  налоговой  полиции  -  4  млн. 699
тыс.руб.
     Проблема    задолженности   бюджетных   организаций   частично
решается    с    принятием    постановления   Главы   Администрации
(Губернатора)    Томской    области   от   03.04.2000г.   №123   "О
предоставлении  организациям,  финансируемых из областного бюджета,
в   безвозмездное   пользование   зданий   (помещений  в  зданиях),
находящихся  в  областной собственности". Однако, таким образом, на
12  тыс.  кв.  м.,  что составляет 44,4% общей площади, уменьшается
площадь,  сдаваемая в аренду, и, соответственно, уменьшаются доходы
от  аренды в областной бюджет. При этом остается не решенным вопрос
задолженности этих организаций за 1997-1999 годы.
     Другой  проблемой  при работе с должниками является отсутствие
правового  механизма  возмещения  проводимых арендаторами ремонтных
работ.  Среди  коммерческих  организаций  основными  должниками  по
арендной  плате  являются  арендаторы,  которые произвели ремонтные
работы по восстановлению и сохранности арендуемых зданий.
     Основное   количество   зданий   и   сооружений  (около  50%),
находящихся    в   собственности   Томской   области,   введено   в
эксплуатацию  в 60-70х годах и ранее. Из общего количества объектов
областной   собственности   порядка   30%  нуждаются  в  проведении
срочного  капитального  ремонта  и  реконструкции. И если не решить
вопрос  ремонта, наступит время когда недвижимое имущество окажется
в  состоянии  не  пригодном  к нормальной эксплуатации, а значит не
будет приносить доходов.
     Для   решения   этого   вопроса  Департаментом  по  управлению
государственной    собственностью    Томской   области   (далее   -
Департамент)   было   утверждено  Положение  о  порядке  проведения
ремонта,   реконструкции,   модернизации   зданий,   сооружений  на
территории   Томской   области,   находящихся   в   государственной
собственности.  Однако  Департамент  финансов Администрации Томской
области  не согласовывает проведение каких либо форм зачетных схем,
в  том  числе по капитальному ремонту. И таким образом, арендаторы,
которые  осуществили  проведение  ремонтных  работ  и  требуют  его
зачета,  остаются должниками по арендной плате. Этот вопрос требует
законодательного  разрешения  как на федеральном так и на областном
уровнях.
     По  изъятию в областной бюджет арендной платы у неплательщиков
по   действующим   договорам  аренды  Департамент  постоянно  ведет
претензионно-  судебную  работу,  объем  которой  в  1999  году был
увеличен вдвое:
     предъявлен  21  судебный  иск на сумму 2 млн. 283 тыс. рублей,
по  которым  принято  решения о взыскании арендной платы на сумму 1
млн.  946  тыс.  рублей, направлено 62 претензии на сумму 1 млн. 98
тыс.   рублей.   В   этой   работе   большой   проблемой   остается
исполнительное производство.
     Типичными   нарушениями  арендных  отношений,  выявленных  при
проверках,   остается   скрытая   аренда,   с  которой  Департамент
непрерывно  борется.  В  1999г. проведено 18 проверок эффективности
использования  сданного  в  аренду  государственного  имущества. По
результатам  проверок  подано 2 иска в суд. Материалы двух проверок
направлены  в  прокуратуру.  По  областным  предприятиям эта работа
приносит  результаты, по федеральным предприятиям вопрос может быть
решен  только  принятием решения о направлении части арендной платы
балансодержателям.
     В   целях   повышения   эффективности   управления   объектами
государственной    собственности    принято   Постановление   Главы
Администрации   (Губернатора)   Томской   области  "Об  утверждении
Положения  о порядке определения минимальной ставки, базовой ставки
и    величины    арендной    платы    за    пользования   объектами
государственного нежилого фонда в Томской области" от 24.06.99г.
     Положение устанавливает:
     -    приоритет    возмездного    вида   пользования   объектов
недвижимости  с  определением исключительных случаев предоставления
недвижимости на безвозмездной основе,
     -  сближение  ставок  за  аренду  государственного имущества и
рыночных ставок арендной платы,
     - сокращение льгот при использовании объектов недвижимости.
     Так,  минимальная  ставка  арендной  платы  за один квадратный
метр  в  год  для организаций, финансируемых из областного бюджета,
установлена  в  размере  27  рублей.  Для  коммерческих организаций
непроизводственной  деятельности  средняя  ставка арендной платы по
сравнению  с  1998  годом  возросла  в  2  раза  и составляет 500 -
700руб.  за  один  квадратный  метр  в  год. Это позволило в 1999г.
увеличить  поступление арендной платы в областной бюджет в 2.5 раза
по сравнению с 1998г.
     В  настоящее  время  Департамент  кардинально  меняет подход к
аренде.   Вышеперечисленные   традиционные   методы  -  ужесточение
контроля,  судебная  работа, контроль за субарендой и прочие методы
могут  дать,  по  нашим расчетам, увеличение поступлений порядка на
40  %,  но  это  не  приведет  к существенным изменениям. Мы ставим
перед собой задачу кратного увеличения доходов.
     Новые подходы к данной проблеме мы видим в следующем:
     1. Изменение  структуры арендаторов в бизнес-зоне (центральная
часть города) с уменьшением доли социальных и бюджетных структур.
     2. Сдача  имущественных  комплексов  областного и федерального
имущества  в  аренду.  Примером  может  служить комплекс областного
продовольственного рынка.
     3. Переоформление     в    областную    собственность    части
собственности   предприятий   в   случае  предоставления  налоговых
освобождений с последующей сдачей этого имущества в аренду.
     4. Перевод   в   областную   или   федеральную   собственность
имущества должников перед бюджетом.
     5. Проведение  конкурсов на право аренды по наиболее ликвидным
объектам.
     6. Сокращение льгот при использовании объектов недвижимости.
     С   целью   повышения  эффективности  использования  областной
собственности  создается  Казначейство  Томской  области.  Создание
подобной   специализированной   организации   позволит   обеспечить
комплексный   подход   к  каждому  объекту  недвижимости,  а  также
обеспечить  надлежащее  его  содержание,  сохранность  и,  главное,
доходность.


Информация по документу
Читайте также