Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Томской области от 01.08.2002 № 255ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 01.08.2002г. N 255 г.Томск О Законе Томской области "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области" Рассмотрев проект закона Томской области "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области", представленный в порядке реализации права законодательной инициативы депутатом Государственной Думы Томской области Г.К.Жерловым, Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Томской области "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области" согласно приложению. 2. Администрации Томской области организовать работу по разъяснению положений настоящего Закона среди учащихся образовательных учреждений. 3. Направить настоящий Закон Главе Администрации (Губернатору) Томской области для подписания и опубликования. Председатель Государственной Думы Б.А.Мальцев Приложение к постановлению Государственной Думы Томской области от 01.08.2002 N 255 ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области" Настоящий Закон принят в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН "О правах ребенка", Уставом (Основным Законом) Томской области, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области. Глава 1. Общие положения Статья 1. Право ребенка на защиту Каждый ребенок, независимо от гражданства, рождения в браке или вне брака, пола, возраста, языка, национальной принадлежности, состояния здоровья, социального и имущественного положения, убеждений, отношения к религии, имеет право на защиту. Каждому ребенку гарантируются равные возможности для осуществления этого права во всех органах, включая судебные, независимо от воспитания ребенка в семье или в государственном учреждении. Дети с ограниченными возможностями, дети с физическими и психическими недостатками, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные дети, а также дети-правонарушители имеют равное право на защиту и могут быть ограничены в нем только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При рассмотрении всех споров, связанных с защитой прав и интересов ребенка, ему предоставляется право быть заслушанным в ходе судебного, административного и иного разбирательства в соответствии с действующим законодательством. Статья 2. Задачи настоящего Закона Задачами настоящего Закона являются: - создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм дискриминации в обществе, семье, образовательных и иных организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; - определение источников финансирования реализации защиты прав и законных интересов ребенка на территории Томской области. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: ребенок - лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия); права ребенка - принадлежащие ребенку от рождения неотъемлемые и неотчуждаемые основные права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, а также специальные права, обеспечиваемые органами государственной власти Российской Федерации и Томской области, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и международно-правовыми обязательствами Российской Федерации; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы; социальная реабилитация - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восстановлению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; социальные службы для детей - организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психо-логопедагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста); социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. 2. Понятия "ребенок", "несовершеннолетний", "дети", применяемые в настоящем Законе, идентичны. Другие понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в соответствии с действующим законодательством. Статья 4. Законодательство о защите прав ребенка Законодательство о правах и защите прав ребенка основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Томской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка. Глава 2. Государственная политика по защите прав и законных интересов ребенка Статья 5. Государственная политика Томской области в интересах детей 1. Государственная политика Томской области в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Томской области и основана на следующих принципах: - законодательное обеспечение прав ребенка; - государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе; - соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей; - ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; - государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. 2. Целями государственной политики Томской области в интересах детей являются: - осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; - содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию гражданственности; - создание благоприятных правовых, социальных, экономических и экологических условий жизни детей в Томской области; - развитие сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Органы государственной власти Томской области в пределах своих полномочий в целях соблюдения гарантий прав ребенка осуществляют: - выработку направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в Томской области; - разработку и исполнение целевых программ по охране и защите детства, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений, а также других социальных программ и мероприятий в интересах детей; - мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи. Статья 6. Защита прав и законных интересов ребенка 1. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его родителями или законными представителями, а также уполномоченными органами Администрации Томской области и местного самоуправления, учреждениями, на которые в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и общественные объединения, в уставах которых предусмотрены функции по защите прав детей. 2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, ребенок может самостоятельно обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и общественные объединения за защитой своих прав. 3. Общественные объединения, организации, граждане, получившие информацию о фактах нарушений прав и законных интересов детей, сообщают об этом в соответствующий орган, осуществляющий защиту прав ребенка. Статья 7. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей в Томской области 1. Органы государственной власти Томской области гарантируют обеспечение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных действующим законодательством по: - гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях; - бесплатному медицинскому обслуживанию детей; - гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста пятнадцати лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда; - социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - обеспечению права на жилище; - организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном действующим законодательством; - обеспечению детей питанием в соответствии с минимальными нормами питания; - оказанию квалифицированной юридической помощи. 2. Органы государственной власти Томской области вправе устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей. 3. Уполномоченные органы Администрации Томской области и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством проводят оценку соответствия минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями, а также общественными объединениями, организациями на территории Томской области. Должностные лица указанных учреждений, организаций, общественных объединений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать об этом уполномоченный орган в сроки, предусмотренные действующим законодательством. Неисполнение предписаний об устранении нарушений влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Статья 8. Финансовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей 1. Мероприятия по реализации защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в Томской области в соответствии с настоящим Законом осуществляются в форме исполнения областных и муниципальных программ. Финансирование областных и муниципальных программ осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в пределах утвержденных отдельной строкой бюджетных назначений на соответствующий финансовый год. 2. Администрация Томской области и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут привлекать общественные объединения, организации к выполнению государственного и муниципального заказов, осуществляемых на конкурсной основе, на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей, на разработку и реализацию проектов (программ) по здравоохранению, экологии, деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей. 3. Программы в области защиты прав и законных интересов детей в соответствии с действующим законодательством предусматривают: - формирование социальной инфраструктуры для детей; - развитие и поддержку общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие художественного, научно-технического творчества, физической культуры и спорта, совершенствование системы социального обслуживания, отдыха и оздоровления детей и др.; - социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей; - в рамках государственного и муниципального заказа привлечение на конкурсной основе общественных объединений, организаций к исполнению мероприятий целевых программ; - предоставление льгот по пользованию государственными культурно-просветительными, физкультурно-спортивными и зрелищными учреждениями для детей из малообеспеченных семей; - иные не противоречащие действующему законодательству мероприятия, направленные на реализацию мер по защите прав и законных интересов детей в Томской области. 4. Главой Администрации (Губернатором) Томской области до рассмотрения Государственной Думой Томской области проекта закона Томской области об областном бюджете на соответствующий год в Государственную Думу Томской области вносится соответствующая областная целевая программа в области защиты прав и законных интересов детей. Статья 9. Защита прав и законных интересов детей при формировании социальной инфраструктуры для детей 1. Администрация Томской области при принятии решений по вопросам социально-экономического развития Томской области учитывает нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, установленные действующим законодательством. 2. Принятие решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Томской областной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом Администрации Томской области и местного самоуправления последствий принятых решений для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. 3. Имущество, являющиеся государственной собственностью Томской области и предназначенное для целей образования, воспитания и развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется строго по назначению и в порядке, установленном действующим законодательством. 4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителями экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания и развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Такой договор может быть признан недействительным в порядке, установленном действующим законодательством. 5. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью Томской области и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается. 6. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной собственностью Томской области или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом объеме и порядке. Приватизация вышеперечисленных объектов проводится в порядке, определенном действующим законодательством. Глава 3. Защита личных и иных прав и интересов ребенка Статья 10. Защита прав ребенка на жизнь и воспитание в семье 1. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. 2. Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка. Родители или законные представители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом, способностями и зрелостью, обеспечивать необходимые условия для сохранения здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни. 3. Вмешательство органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления в осуществление родителями своих прав и обязанностей по отношению к ребенку допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством, и только в интересах детей. 4. Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка. 5. При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание обеспечивается органами опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством. 6. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства. Статья 11. Защита прав ребенка на образование 1. Ребенок имеет право на образование, и ему гарантируется получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с действующим законодательством. Отчисление ребенка из государственного или муниципального образовательного учреждения до получения им основного общего образования допускается только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. 2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы государственной власти Томской области совместно с органами местного самоуправления обеспечивают доступность образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения. Решением органов местного самоуправления могут быть определены категории семей, нуждающихся в дополнительных льготах или компенсациях по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях, за счет средств местных бюджетов. 3. Контроль за исполнением государственных образовательных стандартов образовательными учреждениями, расположенными на территории Томской области, в соответствии с действующим законодательством осуществляется органами управления образованием Томской области. 4. В соответствии с принципами обеспечения основных гарантий прав ребенка администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями или религиозными организациями. 5. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, в местах, доступных для детей и родителей или законных представителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений, списки органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессу. 6. Дети имеют право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Дополнительное образование может финансироваться за счет средств областного и местных бюджетов, а также иных, не запрещенных действующим законодательством источников. 7. Органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления могут создавать дополнительные условия для развития и обучения детей путем предоставления им специальных стипендий, премий, материальной помощи, открытия нетиповых образовательных учреждений. Статья 12. Защита прав ребенка на охрану жизни и здоровья 1. Детям гарантируется обеспечение здорового образа жизни, эффективное лечение и реабилитация в случае заболевания, а также экологическая защита. 2. Условия воспитания, обучения и содержания детей должны соответствовать их безопасности, санитарно-гигиеническим, режимно-возрастным требованиям и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. За нарушение этих правил администрации детских лечебных, образовательных и иных учреждений, родители или законные представители несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Не допускается взимание платы за оказание медицинской помощи детям в медицинских учреждениях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Томской области бесплатной медицинской помощью, гарантированной за счет бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством. Скорая и неотложная медицинская помощь оказывается детям бесплатно всеми медицинскими учреждениями Томской области. Лекарственные средства для лечения детей в возрасте до трех лет, а из многодетных семей до шести лет отпускаются по рецептам врачей бесплатно в соответствии с действующим законодательством. Дети в возрасте до трех лет помещаются в стационарное медицинское учреждение без матери или иного члена семьи только с согласия последних. При необходимости проведения обследования или лечения в областном центре по направлению врача, ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу, в соответствии с действующим законодательством предоставляется право бесплатного проезда до места назначения. 4. Молочные продукты детского питания для детей первых двух лет жизни отпускаются родителям бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления. 5. Администрации дошкольных, образовательных и иных учреждений несут ответственность за организацию питания детей, отвечающего требованиям по качеству, количеству и ассортименту. 6. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и др.). 7. Для физического развития детей существует и развивается сеть физкультурно-оздоровительных учреждений всех уровней, детско-юношеских спортивных школ, клубов и других мест укрепления здоровья и отдыха на условиях льготного или бесплатного пользования этими сооружениями в удобное для детей время. 8. Сверх действующих федеральных норм питания, нормативов обеспеченности игрушками, оборудованием в дошкольных учреждениях органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления, в пределах имеющихся финансовых возможностей, могут устанавливать дополнительные нормы, обеспечивающие полноценное развитие ребенка с учетом территориальных особенностей (условия Крайнего Севера). 9. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья руководители организаций (залов дискотек, ресторанов, молодежных и ночных клубов, казино, рынков и др.) обязаны принимать меры, исключающие появление и пребывание на их территории несовершеннолетних в состоянии наркотического, токсического и (или) алкогольного опьянения, торговлю, распространение, употребление психоактивных веществ, а также вовлечение детей и подростков в антиобщественную деятельность. 10. В целях предотвращения вовлечения несовершеннолетних в занятия проституцией, употребление спиртных напитков, наркотических, токсических и психотропных веществ, защиты их от физического, психического насилия и эксплуатации запрещается поселение в гостиницы лиц моложе восемнадцати лет без письменного согласия родителей или законных представителей, кроме: - эмансипированных в установленном действующим законодательством порядке; - случаев, когда это вызвано особыми обстоятельствами, семейными условиями или трудовыми правоотношениями; - организованных групп в сопровождении уполномоченных представителей; - прибывающих к месту учебы по вызову образовательного учреждения. Статья 13. Защита прав ребенка на участие в трудовой деятельности 1. Ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки. В соответствии с действующим законодательством органы Администрации Томской области осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста четырнадцати лет. 2. Дети в возрасте четырнадцати лет с разрешения родителей или законных представителей в свободное от учебы время и в соответствии с действующим законодательством вправе участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, и не приносящем вреда их физическому, нравственному и психическому состоянию. 3. Права ребенка на участие в трудовой деятельности обеспечиваются органами местного самоуправления путем реализации следующих мероприятий: - обеспечение квотирования рабочих мест на предприятиях и учреждениях для трудоустройства выпускников и детей, нуждающихся в социальной защите; - создание в период каникул для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования в возрасте четырнадцати-восемнадцати лет временных рабочих мест. 4. Не допускается отказ в приеме на работу несовершеннолетних выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет установленной квоты. Направление несовершеннолетних для трудоустройства осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 5. Привлечение организациями всех форм собственности несовершеннолетних к труду, связанному с вредными и опасными условиями производства, поднятие тяжестей сверх установленных норм, подземными работами, ночными и сверхурочными сменами, а также к работам, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в производстве, перевозке, торговле спиртными напитками, наркотическими препаратами, табачными изделиями, в ночных клубах, ресторанах, казино и др.), запрещается. 6. Организация трудоустройства несовершеннолетних на временную работу проводится при непосредственном участии органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления, органов государственной службы занятости, образования, здравоохранения, по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также с профсоюзными, молодежными детскими и другими общественными объединениями. 7. Работникам моложе восемнадцати лет гарантируется вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, действующего в данный момент, охрана труда, проведение ежегодного обязательного медицинского осмотра, предоставление льгот, в соответствии с действующим законодательством, а также правовая защита в случае необоснованного увольнения. Статья 14. Защита прав ребенка на отдых и оздоровление 1. Органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление в детских оздоровительных лагерях, пансионатах, санаториях, на детских площадках, туристических базах и в учреждениях семейного отдыха родителей с детьми, а также по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. 2. В Томской области могут приниматься областные и муниципальные программы отдыха, оздоровления и занятости детей, которые предусматривают развитие сети подростковых, молодежных, семейных клубов по месту жительства граждан и иных возможностей для отдыха, досуга детей. 3. Пользование всеми указанными в пункте 1 настоящей статьи детскими учреждениями для детей из малообеспеченных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляются по согласованным тарифам с органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления, с привлечением в необходимых случаях государственных дотаций, средств фонда социального страхования, областного и местных бюджетов, а также иных не запрещенных действующим законодательством источников. Статья 15. Права ребенка на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию 1. Органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. 2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей нормативными правовыми актами Томской области, принятыми в соответствии с федеральным законодательством, устанавливаются нормативы и места продажи, распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста шестнадцати лет. 3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном действующим законодательством проводится экспертиза (социальной, психологической, педагогической, санитарной) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Статья 16. Защита прав ребенка на свободное выражение своих взглядов, на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности 1. Каждый ребенок имеет право на гражданство, имя, определение и указание своей национальной принадлежности, пол, внешний облик. Указанные признаки устанавливаются родителями ребенка либо лицами, их замещающими, и могут быть изменены самим ребенком по достижении им установленного возраста. Для детей, рождение которых не было зарегистрировано в установленном порядке, признаки индивидуальности устанавливаются органами опеки и попечительства. 2. Ребенок, способный сформулировать свое мнение, в соответствии с действующим законодательством имеет право быть заслушанным при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, обязателен для лиц, принимающих решение по спорному вопросу. 3. Каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними, запрещены. Лица, виновные в такого рода действиях, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством. 4. В образовательных учреждениях дисциплина и порядок должны поддерживаться мерами, исключающими унижение или оскорбление ребенка. 5. Задержание, арест, содержание под стражей применяются как исключительная мера в случаях, определенных действующим законодательством. Основанием помещения несовершеннолетних в центр временной изоляции является приговор или постановление суда, а также постановление органа внутренних дел. 6. В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее его честь и достоинство, он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно обратиться в указанные органы по причине малолетнего возраста, это право предоставляется родителям или законным представителям. Статья 17. Защита прав ребенка на свободу вероисповедания 1. Ребенок имеет право на свободу вероисповедания и защиту этого права от препятствий к его осуществлению, равно как и от принуждения к приобщению к религии. Родителям (лицам, их замещающим) запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов. По достижении возраста шестнадцати лет ребенок вправе самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии. 2. Образовательные учреждения не вправе обязывать учащихся посещать занятия религиозного содержания, если иное не предусмотрено действующим законодательством. 3. Вовлечение детей до шестнадцатилетнего возраста в религиозные организации помимо желания родителей либо их законных представителей, а также без учета мнения самого ребенка не разрешается. Статья 18. Защита прав ребенка на участие в детских и молодежных общественных объединениях (организациях) 1. Ребенок имеет право на участие в детских и молодежных общественных объединениях (организациях). Органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления содействуют деятельности детских и молодежных объединений (организаций), целью которых является развитие социальной активности и личности ребенка, его творческих задатков и способностей, приобщение к участию в культурной, спортивной жизни, организации досуга и отдыха детей и иных целей. 2. Участие ребенка в детских и молодежных объединениях (организациях) является добровольным. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов детских и молодежных объединений (организаций) по возрасту, определяются уставами соответствующих объединений. 3. Меры по поддержке и развитию детских и молодежных объединений (организаций) определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с действующим законодательством. Глава 4. Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Статья 19. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. 2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соответствующие социальные и реабилитационные учреждения для детей в соответствии с действующим законодательством разрабатывают индивидуальные программы реабилитации таких детей, базирующиеся на государственных минимальных социальных стандартах основных показателей качества жизни детей. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальными и реабилитационными учреждениями или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями. 3. Общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные общественные объединения в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Томской области. 4. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей реализуется в соответствии с Федеральным Законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Томской области "О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Статья 20. Защита прав детей-инвалидов 1. Дети-инвалиды обладают всеми правами, предоставленными действующим законодательством, и им гарантируется социальная поддержка в обществе. 2. Дети-инвалиды имеют право на получение среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, адекватного их возможностям и обеспечивающего максимальное использование имеющейся трудоспособности в целях социальной адаптации. 3. Детям-инвалидам в зависимости от их состояния здоровья создаются условия для их пребывания, как в детских дошкольных учреждениях общего типа, так и специальных дошкольных учреждениях. Дети-инвалиды самостоятельно или с согласия родителей либо законных представителей, в случаях предусмотренных действующим законодательством, имеют право на получение обучения по полной образовательной или индивидуальной программе на дому. Данное право обеспечивается органами управления образованием и образовательными учреждениями. 4. Государственные органы управления образованием в соответствии с действующим законодательством обеспечивают учащихся детей-инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой за счет средств соответствующих бюджетов. 5. Дети-инвалиды в соответствии с действующим законодательством имеют право на получение лекарств по рецептам врачей бесплатно, а также на первоочередное помещение в лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения. 6. Право детей-инвалидов на труд обеспечивается созданием органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления сети производств при обществах и домах инвалидов, реабилитационных центрах, развитием надомного труда и имеет целью включение этих детей в трудовую деятельность с учетом состояния их здоровья и возраста. Дети-инвалиды по окончании школ- интернатов и других образовательных учреждений трудоустраиваются по направлениям органов государственной службы занятости в счет квот, установленных действующим законодательством. 7. Расходы на реализацию мер социальной защиты детей-инвалидов в соответствии с действующим законодательством производятся за счет федерального, областного, и местных бюджетов, территориального фонда обязательного медицинского страхования, других, не запрещенных действующим законодательством источников. 8. Органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных, не предусмотренных действующим законодательством, мерах социальной защиты детей-инвалидов и их семей. Статья 21. Защита прав детей с психическими недостатками 1. Дети с психическими недостатками имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и педагогической реабилитации таких детей органы социальной защиты населения, органы управления образованием и здравоохранением создают образовательные, лечебные и реабилитационные учреждения, а также центры социальной помощи семье и детям, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание. 2. Органы местного самоуправления могут предоставлять детям с психическими недостатками льготы в форме дополнительного педагогического, психологического и медицинского обслуживания, направленного на коррекцию отклонений личностного развития. С этой целью они могут создавать реабилитационные центры для профессиональной подготовки и интеграции в общество детей и подростков с психическими недостатками. Статья 22. Защита прав и интересов детей-беженцев, вынужденных переселенцев 1. Органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления оказывают детям, ставшими беженцами, вынужденными переселенцами в результате военных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий и иных экстремальных обстоятельств и прибывшим в Томскую область, необходимую помощь и защиту их прав по месту их нахождения. 2. Регистрация детей-беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения их социальной и правовой защиты осуществляется в соответствии с действующим законодательством миграционной службой. 3. Дети-беженцы и вынужденные переселенцы, не утратившие семей, имеют право на социальную поддержку. По месту фактического проживания им предоставляется место в образовательном учреждении, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинских учреждениях и на дому. 4. В отношении ребенка, оставшегося без родителей, органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления в первоочередном порядке должны быть приняты меры: - по розыску родителей или родственников и соединению ребенка с ними; - при необходимости, по незамедлительному устройству ребенка беженца в областные и муниципальные интернатные, лечебно-воспитательные или учебные учреждения, а также социальные учреждения временного пребывания на полное обеспечение. Статья 23. Защита несовершеннолетних правонарушителей В целях предупреждения совершения несовершеннолетними общественно-опасных деяний, преступлений и правонарушений органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления: - развивают сеть специализированных, специальных учебно-воспитательных, коррекционных и других учреждений открытого и закрытого типов; - создают условия для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как единого межведомственного органа. Статья 24. Защита интересов не родившегося, но зачатого ребенка 1. Человеческий плод несет в себе свойства и качества, небезразличные обществу и способные влиять на будущую жизнь человека, в связи с чем он имеет право на обеспечение нормального внутриутробного развития. 2. С целью снижения уровня абортов, материнской и детской смертности, распространения среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем, в Томской области разрабатываются и утверждаются межведомственные программы, направленные на решение указанных проблем. 3. Работающая беременная женщина в соответствии с действующим законодательством имеет право на льготы и пособия, вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности организации, в которой она работает. Неработающей женщине, имеющей статус безработной, а также несовершеннолетней беременной, вставшим на учет в женской консультации в связи с беременностью в срок до 12 недель, выплачивается пособие в размере, установленном действующим законодательством. Выплаты иных пособий, производятся в порядке, установленном действующим законодательством. Беременным женщинам, арестованным за совершение уголовного преступления, предоставляются льготы, предусмотренные действующим законодательством. 4. Прерывание беременности на сроке свыше 22 недель, когда плод обнаруживает признаки жизнеспособности, допускается исключительно по медицинским показаниям и с согласия женщины. Глава 5. Защита имущественных прав и интересов ребенка Статья 25. Защита прав ребенка на содержание и социальную помощь 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи до совершеннолетия в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. 2. Ребенок имеет право на уровень материальной обеспеченности в пределах государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, принимаемых, в соответствии с действующим законодательством. 3. Социальная помощь детям оказывается в соответствии с действующим законодательством в виде: - выплаты единовременных и ежемесячных пособий на их содержание; - выплаты компенсационных сумм; - выплаты государственных пенсий в случае инвалидности и (или) потери родителей; - предоставление льгот и преимуществ семьям, имеющим детей. 4. Органы местного самоуправления, исходя из собственных социально-экономических условий, могут вводить дополнительные виды помощи и поддержки нуждающимся в них отдельным категориям детей. 5. Социальная поддержка оказывается в приоритетном порядке детям из малообеспеченных семей, детям, лишившимся родительского попечения и переданным на воспитание в приемную семью, детям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов. 6. Все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, оказываются по месту фактического проживания детей и должны использоваться на их нужды. Пособия на детей выплачиваются одному из родителей либо лицу заменяющего его. При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное содержание родители (лица, их заменяющие) утрачивают право на получение пособия, иные выплаты и льготы на детей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном действующим законодательством. Статья 26. Защита жилищных прав и интересов ребенка 1. Ребенок с момента рождения приобретает равное с другими членами семьи право на пользование жилым помещением, в котором проживают его родители. Это право сохраняется за ним в случае обмена или раздела жилого помещения. Для вселения ребенка на жилую площадь, на которой проживают его родители, не требуется согласие других членов семьи. Органы опеки и попечительства вправе принимать участие в рассмотрении судами дел о принудительном выселении семей с детьми. 2. В случае смерти родителей, иных случаях утраты попечения родителей, а также в случае помещения несовершеннолетнего в детское или иное воспитательное учреждение соответствующего назначения органы опеки и попечительства, администрация указанного учреждения, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетнего в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в его собственность и принимают меры по сохранению жилого помещения в интересах несовершеннолетнего. Оформление и регистрация договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, производятся за счет средств местных бюджетов. 3. Для совершения сделок в отношении жилых помещений, затрагивающих интересы детей (как проживающих на данной жилой площади, так и не проживающих, но не утративших право пользования данным жилым помещением), требуется предварительное согласие органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают (временно отсутствуют), однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права. 4. Органы местного самоуправления ведут учет детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, с целью их обеспечения жилым помещением. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей данной категории, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие с регистрационного учета осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством. Статья 27. Защита прав ребенка на долю имущества семьи 1. Дети не имеют права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество детей. Дети и родители, проживающие совместно, имеют право владеть и пользоваться имуществом друг друга. 2. При безвозмездной передаче в собственность семьи государственного или муниципального имущества (в том числе жилого помещения) ребенку независимо от возраста гарантируется право на долю в передаваемом (приватизируемом) имуществе. 3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется в соответствии с действующим законодательством. В случае злоупотребления родителями (законными представителями) правомочиями по управлению недвижимым и ценным движимым имуществом, принадлежащим ребенку на праве собственности, органы опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав по управлению указанным имуществом и передаче этого имущества в доверительное управление, в соответствии с действующим законодательством. 4. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей (законных представителей): - распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; - осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; - в соответствии с действующим законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; - совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки в соответствии с действующим законодательством. Ответственность по сделкам, совершенным несовершеннолетними, определяется действующим законодательством. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей (законных представителей) либо органа по опеке и попечительству может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний в соответствии с действующим законодательством приобрел дееспособность в полном объеме. 5. Наследственные права ребенка наступают в порядке, определенном действующим законодательством, и не могут быть ограничены. Глава 6. Представительство и защита прав и интересов ребенка Статья 28. Законные представители ребенка 1. Законными представителями несовершеннолетних являются их родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, органы опеки и попечительства и иные определенные действующим законодательством представители. 2. Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в судах, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна или попечителя и др. 3. Права и интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет защищаются законными представителями, за исключением случаев, когда действующим законодательством предусмотрено право несовершеннолетнего самостоятельно вступать в гражданские, брачно-семейные, трудовые и иные правоотношения и защищать свои права и интересы. Статья 29. Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних могут осуществляться создаваемыми органами местного самоуправления специализированными отделами (службами) по опеке и попечительству. Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством. 2. Органы опеки и попечительства: - ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; - обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, устройство в приемную семью, областное или муниципальное детское учреждение), защищают права и интересы этих детей в соответствующих органах; - беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью; - производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка; - разрешают разногласия, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами; - запрашивают от государственных органов и граждан необходимые документы и материалы для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних; - направляют материалы о привлечении к ответственности родителей или законных представителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; - оказывают информационную, консультативно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и интересов детей; - осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей; - дают предварительное разрешение родителям, усыновителям, опекунам (попечителям) для заключения сделок, подлежащих регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - дают в установленном порядке согласие на отчуждение (обмен, залог, завещание, дарение и др.) жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние; - дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; - иные, не противоречащие действующему законодательству полномочия. Статья 30. Защита прав и интересов ребенка комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, городская, районные и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность всех субъектов, входящих в государственную систему защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений. В пределах своей компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают: - осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; - организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - осуществление мер, предусмотренных действующим законодательством, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также иным вопросам, предусмотренным действующим законодательством; - рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения, изменении формы получения несовершеннолетними образования и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных действующим законодательством; - оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовноисполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством; - применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством; - прием несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, обратившихся с заявлениями или жалобами, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции; - предоставление согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации; - иные функции в соответствии с действующим законодательством. Статья 31. Защита прав и интересов ребенка органами внутренних дел Томской области 1. Органы внутренних дел Томской области в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. 2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: - проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; - выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей или законных представителей несовершеннолетних и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежаще исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных действующим законодательством; - принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы Администрации Томской области и органы местного самоуправления, организации, общественные объединения по вопросам: 1) устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей; 2) организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних. При доставлении несовершеннолетнего в отделы внутренних дел устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родителях, условиях воспитания, а также выясняются обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения безнадзорного ребенка. В установленном действующим законодательством порядке несовершеннолетний передается родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии наркотического или тяжелой форме алкогольного опьянения, а также имеющие телесные повреждения, направляются в лечебные учреждения органов здравоохранения. Во всех случаях обнаружения, доставления в отделы внутренних дел безнадзорного несовершеннолетнего информируются органы социальной защиты населения. Статья 32. Защита прав и интересов ребенка областной и муниципальными службами по вопросам семьи и детства 1. Областная и муниципальные службы по вопросам семьи и детства образуются и функционируют в составе соответствующих органов социальной защиты населения. 2. Службы по вопросам семьи и детства в пределах своей компетенции: - принимают участие в формировании и осуществлении семейной политики в Томской области; - принимают участие в осуществлении социально-правовой экспертизы при принятии нормативных правовых актов и социальных целевых программ по вопросам семьи и детства на областном и муниципальном уровнях; - принимают меры по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, приютов и иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям. Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка судом 1. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется судами в соответствии с действующим законодательством. 2. Суд (судья) в соответствии с действующим законодательством при рассмотрении споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов ребенка, в случаях, когда это не противоречит интересам самого ребенка, учитывает мнение, достигшего десятилетнего возраста ребенка. Статья 34. Защита прав и интересов ребенка прокуратурой 1. Надзор за исполнением законодательства о правах ребенка органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления, а также за соответствием нормативных правовых актов указанных органов действующему законодательству о правах ребенка, осуществляется прокуратурой в соответствии с действующим законодательством. 2. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов ребенка. Статья 35. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и интересов ребенка 1. Органы государственной власти Томской области в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей. 2. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с решениями органов государственной власти Томской области, в том числе по вопросам участия в федеральных и областных программах в области защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства. Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства о правах и защите прав ребенка Органы государственной власти Томской области в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законодательства о правах и защите прав ребенка на территории Томской области. В случаях нарушения законодательства о правах и защите прав ребенка виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Администрации Томской области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Глава Администрации (Губернатор) Кресс В.М. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|