Расширенный поиск

Закон Томской области от 26.08.2002 № 68-ОЗ

 

                               ЗАКОН
 Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области

 

(В редакции Законов Томской области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ;

от 03.04.2008 г. N 52-ОЗ; от 30.06.2008 г. N 123-ОЗ;

от 26.12.2008 г. N 300-ОЗ; от 01.06.2009 г. N 76-ОЗ;

от 09.03.2010 г. N 33-ОЗ; от 06.04.2010 г. N 58-ОЗ;

от 15.07.2011 г. N 121-ОЗ; от 17.12.2012 г. N 222-ОЗ;

от 12.08.2013 г. N 145-ОЗ;от 12.08.2013 г. N 137-ОЗ г. N 122-ОЗ)

 

 

 

Принят
постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 01.08.2002 N 255

 

 

 

    Настоящий    Закон    принят   в   целях   создания   правовых,   
социально-экономических  условий  для  реализации  прав  и законных 
интересов    ребенка,   предусмотренных   Конституцией   Российской   
Федерации,  Конвенцией  ООН    правах ребенка", Уставом (Основным 
Законом)  Томской  области,  другими  нормативными правовыми актами 
Российской Федерации и Томской области.        

 

                     Глава 1. Общие положения

 

    Статья 1. Право ребенка на защиту
    Каждый ребенок, независимо от гражданства, рождения в браке или 
вне  брака,  пола,  возраста,  языка,  национальной принадлежности, 
состояния   здоровья,   социального   и  имущественного  положения,  
убеждений, отношения к религии, имеет право на защиту.  
    Каждому    ребенку   гарантируются   равные   возможности   для   
осуществления  этого  права  во  всех  органах,  включая  судебные,  
независимо  от  воспитания  ребенка  в  семье или в государственном 
учреждении.
     Дети  с  ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие

недостатки    в    физическом   и   (или)   психическом   развитии,
дети-инвалиды,   дети-сироты,   дети,   оставшиеся   без  попечения
родителей,  безнадзорные  дети,  а также дети-правонарушители имеют
равное  право  на  защиту  и  могут  быть ограничены в нем только в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

редакции Закона Томской области от 03.04.2008 г. N 52-ОЗ)
    При  рассмотрении  всех  споров,  связанных  с  защитой  прав и 
интересов  ребенка,  ему  предоставляется  право быть заслушанным в 
ходе   судебного,   административного  и  иного  разбирательства  в  
соответствии с действующим законодательством.

 

    Статья 2. Задачи настоящего Закона
    Задачами настоящего Закона являются:
    -  создание  механизма  правовой  защиты  ребенка от любых форм 
дискриминации   в   обществе,   семье,   образовательных   и   иных   
организациях  независимо  от  организационно-правовых  форм  и форм 
собственности;
    -  определение источников финансирования реализации защиты прав 
и законных интересов ребенка на территории Томской области.  

 

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    1.  В  целях  настоящего Закона используются следующие основные 
понятия:
    ребенок  -  лицо  до  достижения  им  возраста восемнадцати лет 
(совершеннолетия);
    права  ребенка - принадлежащие ребенку от рождения неотъемлемые 
и  неотчуждаемые  основные  права  и свободы человека и гражданина, 
установленные    Конституцией   Российской   Федерации,   а   также   
специальные  права,  обеспечиваемые органами государственной власти 
Российской   Федерации   и   Томской   области,  органами  местного  
самоуправления  в  соответствии  с  действующим законодательством и 
международно-правовыми обязательствами Российской    Федерации;   безнадзорный  -  несовершеннолетний,  контроль  за
поведением   которого   отсутствует   вследствие  неисполнения  или
ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и
(или)      содержанию      со      сторонили      иных     законных

представителейредставителей либо должн
остных лиц;
    беспризорный  -  безнадзорный,  не  имеющий  места жительства и 
(или) места пребывания;
    социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления 
ребенка,  находящегося  в  трудной жизненной ситуации, к принятым в 
обществе  правилам  и нормам поведения, а также процесс преодоления 
последствий психологическо    й  или  моральной травмы; социальная реабилитация – мероприятия по    восстановлению   утраченных   ребенком   свосполнению   среды жизнеобеспечениялению среды жизнеобеспеч (В редакции Закона Томской
области от 17.12.2012 г. N 222-ОЗ)ения,
 усилению заботы о нем;     
     дети,   находящиеся  в  трудной  жизненной  ситуации  -  дети,
оставшиеся   без   попечения   родителей;   дети-инвалиды;  дети  с

ограниченными  возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в

физическом  и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и
межнациональных  конфликтов, экологических и техногенных катастроф,
стихийных   бедствий;   дети   из   семей  беженцев  и  вынужденных
переселенцев;   дети,   оказавшиеся   в   экстремальных   условиях;
дети-жертвы  насилия;  дети,  отбывающие  наказание  в виде лишения
свободы  в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных  учреждениях;  дети, проживающие в малоимущих
семьях;  дети  с  отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность
которых  объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств
и  которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно
или  с  помощью  семьи;    редакции  Закона  Томской  области  от

03.04.2008 г. N 52-ОЗ)
     социальные  службы  для  детей  -  организации  независимо  от

организационно-правовых  форм  и форм собственности, осуществляющие

мероприятия   по   социальному   обслуживанию   детей   (социальной

поддержке,     оказанию    социально-бытовых,    медико-социальных,

психолого-педагогических,  правовых  услуг  и  материальной помощи,

организации   обеспечения   отдыха   и   оздоровления,   социальной

реабилитации  детей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,

обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного

возраста),   а   также  граждане,  осуществляющие  без  образования

юридического  лица  предпринимательскую деятельность по социальному

обслуживанию  населения,  в  том  числе  детей;  (В редакции Закона

Томской облас    ти  от  03.04.2008  г.  N  52-ОЗ) социальная инфраструктура для
детей   -   система   объектов   (зданий,   строений,  сооружений),
необходимых   для   жизнеобеспечения  детей,  а  также  организаций
независимо  от  организационно-правовых  форм и форм собственности,
которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и
деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной
жизни,   охраны   здоровья,отдыха   и   оздоровления,  образования,
воспитания, развития детей, у
    (В редакции Закона Томской области от 15.07.2011 г. N 121-ОЗ)
довлетворения их о
бщественных  
потребностей.
    2. Понятия "ребенок", "несовершеннолетний", "дети", применяемые 
в настоящем Законе, идентичны.
    Другие  понятия  и  термины,  используемые  в настоящем Законе, 
применяются в соответствии с действующим законодательством.  

 

    Статья 4. Законодательство о защите прав ребенка
    Законодательство о правах и защите прав ребенка основывается на 
Конституции  Российской  Федерации  и  состоит  из  соответствующих  
федеральных  законов  и  иных нормативных правовых актов Российской 
Федерации,  а  также  законов  и  иных  нормативных  правовых актов 
Томской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка. 

 

        Глава 2. Государственная политика по защите прав и
                    законных интересов ребенка

 

    Статья 5. Государственная   политика   Томской   области  в
              интересах детей
    1.  Государственная  политика Томской области в интересах детей 
является приоритетной областью деятельности органов государственной 
власти Томской области и основана на следующих принципах:  
    - законодательное обеспечение прав ребенка;
    -   государственная   поддержка   семьи   в  целях  обеспечения
полноценного  воспитания,  отдыха  и  оздоровления детей, защиты их
прав,  подготовка  их  к  полноценной жизни в обществе; (В редакции

Закона Томской области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    -  соблюдение  региональных  минимальных  социальных стандартов
основных  показателей  качества  жизни  детей;    редакции Закона

Томской области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    -  ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и 
законных интересов ребенка, причинение ему вреда;    
    -  государственная  поддержка  органов местного самоуправления, 
общественных  объединений, организаций, осуществляющих деятельность 
по защите прав и законных интересов ребенка.    
    2.  Целями государственной политики Томской области в интересах 
детей являются:
    -   осуществление   прав  детей,  предусмотренных  Конституцией  
Российской   Федерации,  недопущение  их  дискриминации,  упрочение  
основных   гарантий  прав  и  законных  интересов  детей,  а  также  
восстановление их прав в случаях нарушений;     
    -   содействие  физическому,  интеллектуальному,  психическому,  
духовному    и    нравственному    развитию    детей,    воспитанию    
гражданственности;
    -  создание благоприятных правовых, социальных, экономических и 
экологических условий жизни детей в Томской области;   
    -  развитие сети учреждений системы профилактики безнадзорности 
и правонарушений несовершеннолетних.
    3.  Органы  государственной  власти  Томской области в пределах 
своих   полномочий   в   целях  соблюдения  гарантий  прав  ребенка  
осуществляют:
    -  выработку  направлений  деятельности  по  обеспечению прав и 
законных интересов ребенка в Томской области;     
    -  разработку  и исполнение целевых программ по охране и защите 
детства,     профилактике     безнадзорности    и    предупреждению    
правонарушений,  а также других социальных программ и мероприятий в 
интересах детей;
    -   мероприятия   по   реализации  государственной  политики  в
интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения,
науки, культуры, физической культуры и спорта, социальной поддержки

и  социального  обслуживания  детей-сирот  и  детей, оставшихся без

попечения   родителей   (за   исключением   детей,   обучающихся  в

федеральных   образовательных   учрежд
    -  организацию  и  обеспечение  отдыха и оздоровления детей (за

исключением организации отдыха детей в каникулярное время)
    (В редакции Закона Томской области от 15.07.2011 г. N 121-ОЗ)кона Томской области от 04.08.2006

г. N 158-ОЗ)

 

    Статья 6. Защита прав и законных интересов ребенка
    1.  Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его 
родителями  или  законными представителями, а также уполномоченными 
органами  Администрации  Томской области и местного самоуправления, 
учреждениями,    на    которые   в   соответствии   с   действующим   
законодательством    возложены    обязанности    по   защите   прав   
несовершеннолетних, а также организации и общественные объединения, 
в уставах которых предусмотрены функции по защите прав детей. 
    2.  В  случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской  
Федерации   и   настоящим  Законом,  ребенок  может  самостоятельно  
обращаться    в    органы   государственной   власти   и   местного   
самоуправления,  учреждения, организации и общественные объединения 
за защитой своих прав.
    3.  Общественные объединения, организации, граждане, получившие 
информацию  о  фактах  нарушений  прав  и законных интересов детей, 
сообщают  об  этом  в  соответствующий орган, осуществляющий защиту 
прав ребенка.

 

    Статья 7. Региональные  минимальные  социальные  стандарты
              основных показателей качества жизни детей в Томской 
              области (В    редакции   Закона   Томской   области

              от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    1.  Органы  государственной  власти Томской области гарантируют
обеспечение региональных минимальных социальных стандартов основных
показателей   качества   жизни   детей,  установленных  действующим
законодательством   по:  (В  редакции  Закона  Томской  области  от

04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    -   реализации  прав  граждан  на  получение  общедоступного  и

бесплатного   дошкольного,  начального  общего,  основного  общего,

среднего  (полного)  общего  образования,  а  также дополнительного

образования   в  общеобразовательных  учреждениях  в  установленном

законодательством  порядке;    редакции Закона Томской области от

04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    -   организации  предоставления  общедоступного  и  бесплатного

дошкольного,   начального   общего,   основного   общего,  среднего

(полного)   общего   образования  по  основным  общеобразовательным

программам    в    образовательных   учреждениях,   находящихся   в

соответствии  с  федеральным  законом в ведении субъекта Российской

Федерации;  (Дополнен  -  Закон  Томской области от 04.08.2006 г. N

158-ОЗ)
    -   предоставлению   начального,   среднего  и  дополнительного

профессионального образования в образовательных учреждениях Томской

области,  а  также  дополнительного образования детям в учреждениях

областного   значения;   (Дополнен   -  Закон  Томской  области  от

04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    - бесплатному медицинскому обслуживанию детей;
    - гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста

четырнадцати    лет    права    на   профессиональную   ориентацию,

профессиональную  подготовку; (В редакции Закона Томской области от

03.04.2008 г. N 52-ОЗ)
    -  социальному  обслуживанию, социальной поддержке детей, в том
числе  обеспечению  гарантированной материальной поддержки, а также
меры  по  социальной  адаптации  и  социальной  реабилитации детей,
находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации;    редакции  Закона

Томской области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    - обеспечению права на -  организации  и  обеспечению отдыха и оздоровления детей (за 

исключением организации отдыха детей в каникулярное время);      

редакции Закона Томской области от 09.03.2010 г. N 33-ОЗ)
ательством;
    -  обеспечению  детей  питанием  в  соответствии с минимальными 
нормами питания;
    - оказанию квалифицированной юридической помощи.
    2.   (Утратил      силу     -     Закон     Томской     области

от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    3.   Уполномоченные  органы  Администрации  Томской  области  в
соответствии   с   действующим  законодательством  проводят  оценку
соответствия   региональным   минимальным   социальным   стандартам
основных  показателей  качества  жизни детей услуг, предоставляемых
государственными    и    муниципальными   учреждениями,   а   также
общественными  объединениями,  организациями  на территории Томской
области.  (В  редакции  Закона  Томской  области от 04.08.2006 г. N

158-ОЗ)
    Должностные    лица    указанных    учреждений,    организаций,    
общественных  объединений  обязаны устранить выявленные нарушения и 
информировать об этом уполномоченный орган в сроки, предусмотренные 
действующим    законодательством.   Неисполнение   предписаний   об   
устранении    нарушений    влечет    за    собой   ответственность,   
предусмотренную действующим законодательством.

 

    Статья 8.  Финансовое обеспечение защиты прав и законных
               интересов детей
    1.  Мероприятия  по реализации защиты прав и законных интересов 
детей,  поддержки  детства  в  Томской  области  в  соответствии  с  
настоящим  Законом  осуществляются  в  форме исполнения областных и 
муниципальных  программ.  Финансирование  областных и муниципальных 
программ  осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в 
пределах  утвержденных  отдельной  строкой  бюджетных назначений на 
соответствующий финансовый год.
    2.    Администрация   Томской   области   и   органы   местного   
самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут 
привлекать   общественные  объединения,  организации  к  выполнению  
государственного   и   муниципального  заказов,  осуществляемых  на  
конкурсной  основе,  на  создание социальных служб, информационных, 
инновационных  центров  и центров досуга для детей, на разработку и 
реализацию   проектов   (программ)  по  здравоохранению,  экологии,  
деятельности  по  предупреждению  безнадзорности  и  правонарушений  
среди детей.
    3. Программы в области защиты прав и законных интересов детей в 
соответствии с действующим законодательством предусматривают:  
    - формирование социальной инфраструктуры для детей;
    -  развитие  и поддержку общественных объединений, деятельность 
которых направлена на развитие художественного, научно-технического 
творчества, физической культуры и спорта, совершенствование системы 
социального обслуживания, отдыха и оздоровления детей и др.;  
    -   социальные  гарантии  и  льготы  по  обеспечению  отдыха  и  
оздоровления детей;
    - в рамках государственного и муниципального заказа привлечение 
на   конкурсной  основе  общественных  объединений,  организаций  к  
исполнению мероприятий целевых программ;
    -   предоставление   льгот   по   пользованию  государственными  
культурно-просветительными,  физкультурно-спортивными  и зрелищными 
учреждениями для детей из малообеспеченных семей;    
    -   иные   не   противоречащие   действующему  законодательству  
мероприятия,  направленные  на  реализацию  мер  по  защите  прав и 
законных интересов детей в Томск    ой  об  ласти.  4. Губернатором Томской области до рассмотрения
Государственной Думой Томской области проекта закона Томской облана

очередной финансовый год и плановый периодюджете на соответствующий
год    в   Государственную   Думу   Томсквносятся   соответствующие

долгосрочные  целевые и ведомственные целевые программыая программа
в  области защиты прав и закоредакци     редакции    Законов

Томской              области              от 09.03.2010 г. N 33-ОЗ;

от 15.07.2011 г. N 121-ОЗ)я 9. Защита прав и законных интересов детей при
              формировании социальной инфраструктуры для детей
    1.  Администрация  Томской  области  при  принятии  решений  по  
вопросам    социально-экономического   развития   Томской   области   
учитывает     нормативы     строительства    объектов    социальной    
инфраструктуры     для     детей,     установленные     действующим     
законодательством.
    2. П    ринятие  решений  о  реконструкции,  модернизации, об изменении
назначения  или  о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для
детей, являющегося государственной собственностью Томской областной
и   (или)   муниципальной   собственностью,   не   допускается  без
предварительной    экспертной    оценки    уполномоченным   органом
Администрации Томской области и местного самоуправления последствий
принятых  решений  для  обеспечения жизнедеятельности, образования,
воспитанвоспитания,  развития,  отдыха и оздоровления детейоказания
им  медицинской,  лечебно-профилактической  помощи, для социального
обслуживания.  В  случае отсутствия экспертной оценки такое решение
признается недействительным с момента его вынесения. (В    редакции

Закона Томской области от 17.12.2012 г. N 222-ОЗ) 3    . И мущество, являющиеся государственной собственностью Томской
области  и  предназначенное  для  целей образования, восвоспитания,

развития,  отдыха  и  оздоровления  детейоказания  им  медицинской,
лечебно-профилактической помощи, социальной поддержки и социального
обслуживания  детей, используется строго по назначению и в порядке,
установленном  действующим  законодательством.   (В        редакции

Законов       Томской       области      от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ;

от 17.12.2012 г. N 222-ОЗ)
    4.  4.  Если  областное  государственное учреждение, являющееся

владельцем  объекта  социальной  инфраструктуры  для детей, сдает в

аренду  либо  передает  в безвозмездное пользование закрепленные за

ним  объекты  собственности,  заключению  договора  об  аренде либо

договора    безвозмездного    пользования   должна   предшествовать

проводимая   учредителем   экспертная   оценка  последствий  такого

договора  для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха

и      оздоровления     детей,     оказания     им     медицинской,

лечебно-профилактической  помощи,  социальной  защиты и социального

обслуживания  детей.  Договор  аренды  либо  договор безвозмездного

пользования  не  может  заключаться,  если  в результате экспертной

оценки  установлена  возможность  ухудшения  указанных условий.В

редакции  Законов  Томской  области  от  03.04.2008  г. N 52-ОЗ; от

12.08.2013 г. N 137-ОЗ)
 5.  Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для
детей,  которые  являются  государственной  собственностью  Томской
области   и   предоставляют   детям  социальные  услуги  в  объеме,
предусмотренном   региональными  стандартами  основных  показателей
качества  жизни  детей,  запрещается.  (В  редакции  Закона Томской

области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    6. Изменение формы собственности имущества, которое относится к 
объектам   социальной   инфраструктуры   для   детей   и   является   
государственной  собственностью  Томской  области или муниципальной 
собственностью, может осуществляться в установленных законом объеме 
и  порядке.  Приватизация  вышеперечисленных  объектов проводится в 
порядке, определенном действующим законодательством.

 

      Глава 3. Защита личных и иных прав и интересов ребенка

 

    Статья 10. Защита прав ребенка на жизнь и воспитание в семье
    1. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
    2.   Воспитание  в  семье  признается  приоритетным,  наилучшим  
образом отвечающим интересам ребенка.
    Родители   или   законные   представители  обязаны  воспитывать  
ребенка,  заботиться  о  получении  им  образования, руководить его 
действиями  в  соответствии с возрастом, способностями и зрелостью, 
обеспечивать  необходимые условия для сохранения здоровья ребенка и 
подготовки его к самостоятельной жизни.        
    3. Вмешательство органов государственной власти Томской области 
и  органов местного самоуправления в осуществление родителями своих 
прав  и  обязанностей  по  отношению  к  ребенку допускается лишь в 
случаях,  предусмотренных  законодательством,  и только в интересах 
детей.
    4.  Ребенок,  проживающий  отдельно  от родителей или одного из 
них,  имеет  право  на  общение  с  ними  и другими родственниками, 
получение  информации  о  них,  если  это не противоречит интересам 
ребенка.
    5.  При  отсутствии  родителей,  лишении их родительских прав и 
других  случаях  утраты  родительского  попечения  право ребенка на 
воспитание   обеспечивается   органами  опеки  и  попечительства  в  
соответствии с действующим законодательством.
    6.  Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае 
рождения  у  них  ребенка и при установлении их материнства и (или) 
отцовства  вправе самостоятельно осуществлять родительские права по 
достижении ими возраста шестнадцати лет.       
    До    достижения    несовершеннолетними   родителями   возраста   
шестнадцати  лет  ребенку может быть назначен опекун, который будет 
осуществлять   его   воспитание   совместно  с  несовершеннолетними  
родителями ребенка.
    Разногласия,    возникающие    между    опекуном    ребенка   и   
несовершеннолетними   родителями,   разрешаются   органом  опеки  и  
попечительства.

 

    Статья 11. Защита прав ребенка на образование
    1.  Ребенок  имеет  право  на  образование, и ему гарантируется 
получение    образования    в   государственных   и   муниципальных   
образовательных    учреждениях   в   соответствии   с   действующим   
законод    ательством.   Отчисление  Исключение из   государственного  или
муниципального  образовательного  учреждения до по основного общего
образования   допускается  только  по  основаниям,  предусмотренным
действующим законо
    (В редакции Закона Том    (В  редакции Законов Томской области от 26.12.2008 г. N 300-ОЗ;

от 15.07.2011 г. N 121-ОЗ)ля   воспитания  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и
укрепления   их   физического  и  психического  здоровья,  развития
индивидуальных   способностей  и  необходимой  коррекции  нарушений
развития  этих  детей  в  помощь  семье  действует  сеть дошкольных
образовательных  учреждений.  Органы государственной власти Томской
области  обеспечивают  доступность образовательных услуг дошкольных
образовательных  учреждений  для  всех слоев населения. (В редакции

Закона  Томской  области  от  04.08.2006  г. N 158-ОЗ) (Предложение

утратило силу - Закон Томской области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    3.  Контроль  за  исполнением  государственных  образовательных  
стандартов   образовательными   учреждениями,   расположенными   на   
территории   Томской   области,   в   соответствии   с  действующим  
законодательством  осуществляется  органами управления образованием 
Томской области.
      4.  В  соответствии  с принципами обеспечения основных гарантий
прав  ребенка  администрация  образовательного учреждения не вправе
препятствовать  созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в
возрасте  старше  восьми лет общественных объединений (организаций)
обучающихся,  воспитанников,  за  исключением  детских общественных
объединений    (организаций),    учреждаемых    либо    создаваемых
политическими    партиями    илвоспитания,   развития,   отдыха   и

оздоро (В        редакции        Закона       Томской       области

от 17.12.2012 г. N 222-ОЗ)вления детей
  5.  Обучающиеся,  воспитанники  образовательных  учреждений, за 
исключением  дошкольных  учреждений  и учреждений начального общего 
образования,  соответствующих им подразделений иных образовательных 
учреждений,   вправе   самостоятельно   или  через  своих  выборных  
представителей   ходатайствовать   перед  администрацией  указанных  
учреждений   о   проведении   с  участием  выборных  представителей  
обучающихся,     воспитанников     дисциплинарного    расследования    
деятельности  работников  образовательных  учреждений, нарушающих и 
ущемляющих права ребенка.
    Если   обучающиеся,   воспитанники   не   согласны  с  решением  
администрации  образовательного  учреждения, они вправе через своих 
выборных  представителей  обратиться  за  содействием  и  помощью в 
уполномоченные государственные органы.
    В    образовательных    учреждениях   и   иных   осуществляющих   
образовательный  и  воспитательный  процессы учреждениях, в местах, 
доступных  для  детей  и  родителей  или  законных  представителей,  
вывешиваются  тексты  уставов,  правил внутреннего распорядка таких 
учреждений, списки органов государственной власти Томской области и 
органов  местного  самоуправления и их должностных лиц (с указанием 
способов    связи   с   ними)   по   месту   нахождения   указанных   
образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор 
за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.   
    Обучающиеся,  воспитанники указанных образовательных учреждений 
могут  проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам 
защиты   своих   нарушенных  прав.  Администрация  образовательного  
учреждения  не  вправе  препятствовать  проведению таких собраний и 
митингов,  в том числе на территории и в помещении образовательного 
учреждения,    если    выборными    представителями    обучающихся,    
воспитанников  выполнены  условия  проведения  указанных собраний и 
митингов,  установленные уставом образовательного учреждения. Такие 
собрания  и  митинги не могут проводиться в нарушение установленных 
законодательством   Российской   Федерации   требований  соблюдения  
общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и 
воспитательному процессу.
    6.   Дети   имеют   право  на  свободный  выбор  дополнительных  
образовательных   услуг   в   соответствии  со  своими  интересами,  
склонностями  и  способностями.  Дополнительное  образование  может  
финансироваться  за  счет  средств областного и местных бюджетов, а 
также    иных,   не   запрещенных   действующим   законодательством   
источников.
    7.  Органы  государственной  власти  Томской  области  и органы 
местного  самоуправления могут создавать дополнительные условия для 
развития  и  обучения  детей  путем  предоставления  им специальных 
стипендий,   премий,   материальной   помощи,   открытия  нетиповых  
образовательных учреждений.

 

    СтСтатья    12-1.    Защита    прав   ребенка   на   физическое,   

интеллектуальное,  психическое,  духовное  и  нравственное развитие 

    1.  В  целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их 

физическому,    интеллектуальному,    психическому,   духовному   и   

нравственному   здоровью  родители  (лица,  их  заменяющие),  лица,  

осуществляющие  мероприятия  по  образованию, воспитанию, развитию, 

охране  здоровья,  социальной  защите  и  социальному  обслуживанию  

детей,  содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации 

и   подобные   мероприятия   с   участием   детей  (далее    лица,  

осуществляющие  мероприятия  с  участием детей), юридические лица и 

граждане,   осуществляющие   предпринимательскую  деятельность  без  

образования юридического лица, обязаны принимать меры:   

    1)  по  недопущению пребывания детей в возрасте до восемнадцати 

лет  на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или 

граждан,   осуществляющих   предпринимательскую   деятельность  без  

образования юридического лица, которые предназначены для реализации 

товаров  только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных 

барах,   пивных   барах,   рюмочных,   в   других  местах,  которые  

предназначены  для  реализации только алкогольной продукции, 

и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью

детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и

нравственному развитию, определяемых в соответствии с установленным

настоящим  Законом  порядком;    редакции  Закона Томской области

от 18.09.2015 № 118-ОЗ)

    2)  по  недопущению  пребывания детей в возрасте до шестнадцати 

лет  в ночное время в осенне-зимний период (с 1 ноября по 31 марта) 

с  22 часов до 6 часов следующего дня, в весенне-летний период (с 1 

апреля  по  31  октября)  с  23 часов до 6 часов следующего дня без 

сопровождения    родителей    (лиц,   их   заменяющих)   или   лиц,   

осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, 

в  том  числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных 

средствах  общего  пользования,  на  объектах  (на  территориях,  в  

помещениях)    юридических    лиц   или   граждан,   осуществляющих   

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 

которые  предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а 

также  реализации  услуг  в  сфере торговли и общественного питания 

(организациях   или   пунктах),  для  развлечений,  досуга,  где  в  

установленном   законом  порядке  предусмотрена  розничная  продажа  

алкогольной продукции, и в иных общественных местах, определяемых в

соответствии   с   установленным  настоящим  Законом  порядком.  

редакции Закона Томской области от 18.09.2015 № 118-ОЗ)

    В  рамках  реализации  мер,  предусмотренных  подпунктами  1, 2 

настоящего   пункта,   юридические   лица  и  лица,  осуществляющие  

предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица 

(лица,  работающие  на  соответствующих объектах (на территориях, в 

помещениях)):

    информируют  об  ограничении  пребывания  детей  в общественных 

местах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, путем размещения 

на   входе   на   объект  (территорию,  помещение)  предупреждающих  

надписей, знаков и оповещения посетителей;       

    при  наличии  сомнения в факте достижения гражданином возраста, 

указанного  в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, вправе потребовать 

от  него предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего 

личность;

    в  случае нахождения ребенка совместно с родителями, лицами, их 

заменяющими,  или  лицами,  осуществляющими  мероприятия с участием 

детей,  в  общественных  местах, указанных в подпункте 1 настоящего 

пункта,  имеют  право  потребовать от указанных лиц покинуть объект 

(территорию,   помещение),   а  в  случае  невыполнения  указанного  

требования – уведомляют об этом органы внутренних дел;  

    обеспечивают  до  прибытия  на  место  обнаружения  ребенка его 

родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия 

с  участием  детей,  или  должностных  лиц  органов внутренних дел, 

реализацию   необходимых,   исходя   из  обстоятельств  обнаружения  

ребенка,  мер,  направленных  на  недопущение  причинения вреда его 

здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и 

нравственному развитию.

    2.  Граждане,  обнаружившие  ребенка,  находящегося в нарушение 

установленных  требований  в местах, указанных в пункте 1 настоящей 

статьи,  обязаны уведомить любым доступным для них способом о факте 

обнаружения ребенка лиц, работающих на соответствующих объектах (на 

территориях, в помещениях), или органы внутренних дел.   

    В   случае   обнаружения   ребенка,  находящегося  в  нарушение  

установленных  требований  в местах, указанных в пункте 1 настоящей 

статьи,   лица,   работающие   на   соответствующих   объектах  (на  

территориях,  в  помещениях),  обязаны незамедлительно уведомить по 

телефону,  иным  доступным  способом  о  факте  обнаружения ребенка 

родителей  (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия 

с участием детей, а также органы внутренних дел.   

    В случае отсутствия в месте обнаружения ребенка родителей (лиц, 

их  заменяющих)  или  лиц,  осуществляющих  мероприятия  с участием 

детей,  уполномоченные  должностные  лица  органов  внутренних  дел  

принимают меры по доставке ребенка родителям (лицам, их заменяющим) 

или  лицам,  осуществляющим  мероприятия с участием детей. В случае 

невозможности  установления  местонахождения указанных лиц или иных 

обстоятельств, препятствующих незамедлительному доставлению ребенка 

указанным лицам, уполномоченные должностные лица органов внутренних 

дел  принимают  меры  к  незамедлительному  доставлению  ребенка  в  

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в 

социальной  реабилитации,  по месту обнаружения ребенка. Сведения о 

ребенке  направляются  указанным  специализированным  учреждением в 

орган, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, по 

месту фактического нахождения ребенка.

    3. Места на территории муниципального образования, нахождение в 

которых  детей не допускается, в соответствии с пунктом 1 настоящей 

статьи  могут  определяться представительным органом муниципального 

образования  (городского округа, поселения, муниципального района – 

в  отношении межселенных территорий) с учетом заключения экспертной 

комиссии,  созданной  в  соответствии  со  статьей  12-2 настоящего 

Закона.

    Предложения   по   определению   на  территории  муниципального  

образования  мест, нахождение в которых детей не допускается (далее 

  предложения), вносятся в представительный орган соответствующего 

муниципального  образования органами государственной власти Томской 

области,   субъектами  правотворческой  инициативы,  установленными  

уставом  соответствующего  муниципального образования. Председатель 

представительного   органа  муниципального  образования  направляет  

указанные  предложения  в течение пяти дней со дня их поступления в 

экспертную комиссию для их оценки.         

    Предложения и заключение экспертной комиссии рассматриваются на 

очередном   заседании   представительного   органа   муниципального   

образования.

    Решение  представительного органа муниципального образования по 

определению   на   территории   муниципального   образования  мест,  

нахождение  в  которых  детей  в соответствии с пунктом 1 настоящей 

статьи  не  допускается,  подлежит  обязательному  опубликованию  в  

средствах массовой информации..    (В  редакции  Законов Томской области от 01.06.2009 г. N 76-ОЗ;

от 06.04.2010 г. N 58-ОЗ)

 

    Статья 12-2. Экспертная комиссия

    1.   Экспертная   комиссия   создается   главой  муниципального  

образования  для  оценки  предложений  по определению на территории 

муниципального   образования   мест,  нахождение  в  которых  может  

причинить  вред  здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, 

психическому,  духовному  и  нравственному  развитию,  общественных  

мест,  в которых в ночное время не допускается нахождение детей без 

сопровождения   родителей   (лиц,  их  заменяющих),  а  также  лиц,  

осуществляющих   мероприятия  с  участием  детей  (далее    места,  

нахождение в которых детей не допускается).     

    2.    Состав    экспертной    комиссии    утверждается   главой   

соответствующего  муниципального  образования  при ее создании и не 

может составлять менее семи человек.        

    В  сос    тав   экспертной   комиссии   входят   представители   органов,

осуществляющих  полномочия  в сфере опеки и попечительства, органов

местного   самоуправления,   в   том  числе  в  сфере  образования,

здравоохранения,   молодежной   политики,   представители  районной

(городской)  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В   состав   экспертной  комиссии  могут  входить  по  согласованию

представиттели   общественных  объединений,  занимающихся  решением

проблем несовершеннолетних и их семей. Деятел

ьностью   экспертной   комиссии   руководит  председатель  

экспертной   комиссии,  который  определяется  при  утверждении  ее  

состава.

    Члены  экспертной  комиссии  осуществляют  свои  полномочия  на  

общественных началах.

    Заседание  экспертной комиссии должно быть проведено не позднее 

десяти  рабочих  дней со дня поступления предложений по определению 

на территории муниципального образования мест, нахождение в которых 

детей  не  допускается.  Заседание  экспертной  комиссии  считается  

правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов. 

    3.  По результатам рассмотрения предложений экспертная комиссия 

дает оценку предложений по определению на территории муниципального 

образования  мест,  нахождение  в  которых  детей не допускается, в 

форме  мотивированного  заключения,  которое  утверждается  простым  

большинством  голосов  присутствующих  членов  экспертной комиссии. 

Указанное  заключение  экспертной  комиссии  носит рекомендательный 

характер.

    Заключение  экспертной комиссии направляется в представительный 

орган  муниципального  образования  в  течение трех дней со дня его 

утверждения.)       (В  редакции  Законов Томской области от 06.04.2010 г. N 58-ОЗ;

от 15.07.2011 г. N 121-ОЗ)физического,   психического   насилия  и  эксплуатации  запрещается  
поселение  в  гостиницы лиц моложе восемнадцати лет без письменного 
согласия родителей или законных представителей, кроме:   
    -      эмансипированных     в     установленном     действующим     
законодательством порядке;
    -   случаев,   когда   это  вызвано  особыми  обстоятельствами,  
семейными условиями или трудовыми правоотношениями;     
    -   организованных   групп   в   сопровождении   уполномоченных   
представителей;
    -   прибывающих   к  месту  учебы  по  вызову  образовательного  
учреждения.

 

    Статья 13. Защита прав ребенка на участие в трудовой
               деятельности
    1.  Ребенок  имеет  право участвовать в трудовой деятельности в 
соответствии   с   его   возрастом,  состоянием  здоровья,  уровнем  
образовательной  и  профессиональной  подготовки.  В соответствии с 
действующим  законодательством органы Администрации Томской области 
осуществляют    мероприятия    по    обеспечению   профессиональной   
ориентации,  профессиональной  подготовки детей, достигших возраста 
четырнадцати лет.
    2.  Дети в возрасте четырнадцати лет с разрешения родителей или 
законных представителей в свободное от учебы время и в соответствии 
с    действующим    законодательством    вправе    участвовать    в    
общественно-полезном  труде,  доступном  им по состоянию здоровья и 
развитию,  и  не  приносящем  вреда их физическому, нравственному и 
психическому состоянию.
    3.   Права   ребенка   на   участие   в  трудовой  деятельности
обеспечиваются  органами  государственной  власти  Томской  области
путем  реализации следующих мероприятий: (В редакции Закона Томской

области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    -  обеспечение  квотирования  рабочих  мест  на  предприятиях и 
учреждениях  для трудоустройства выпускников и детей, нуждающихся в 
социальной поддержке; (В    редакции    Закона    Томской   области

от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    -  организация  временного  трудоустройства  несовершеннолетних

граждан  в  возрасте  от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а

также   иные  мероприятия,  предусмотренные  законодательством.  

редакции Закона Томской области от 04.08.2006 г. N 158-ОЗ)
    Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации

и     финансировании     проведения    общественных    работ    для

несовершеннолетних граждан, испытывающих трудности в поиске работы,

а  также  временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте

от 14 до 18 лет. (Дополнен - Закон Томской области от 04.08.2006 г.

N 158-ОЗ)
    4.  Не  допускается отказ в приеме на работу несовершеннолетних
выпускников    общеобразовательных    учр    ежде5.   Привлечение   организациями  всех  форм  собственности

несовершеннолетних  к  труду на работах с вредными и (или) опасными

условиями   труда,  на  подземных  работах,  а  также  на  работах,

выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному


Информация по документу
Читайте также