Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Томской области от 26.06.2003 № 685ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26.06.2003 N 685 г.Томск О Законе Томской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы" Рассмотрев проект закона Томской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы", представленный Главой Администрации (Губернатором) Томской области в порядке реализации права законодательной инициативы, Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Томской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы" согласно приложению. 2. Направить настоящий Закон Главе Администрации (Губернатору) Томской области для подписания и опубликования. Председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев Приложение к постановлению Государственной Думы Томской области от 26.06.2003 N 685 ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы" Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы" согласно приложению. Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) Томской области В.М. Кресс (9 июля 2003 года N 82-ОЗ) Приложение к Закону Томской области Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы" ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ" |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Развитие инновационной деятельности в Томской области| |программы |на 2003 – 2005 годы | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Основания для |Закон Томской области «Об инновационной деятельности| |разработки |в Томской области» от 2 июня 1999 года № 13-ОЗ (в| |программы |редакции от 17.02.2003г.) | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Государственный |Администрация Томской области | |заказчик программы | | | | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Основные |Департамент по научно-технической политике, высшему и| |разработчики |среднему профессиональному образованию Администрации| |программы |Томской области, Департамент экономики и инвестиций| | |Администрации Томской области, при участии членов| | |Координационного Совета по инновационной деятельности| | | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Цели программы |Устойчивое экономическое развитие Томской области на| | |основе использования ее научно-технологического| | |потенциала | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Сроки и этапы |2003 – 2005 годы с ежегодной корректировкой| |реализации |контрольных показателей | |программы | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Задачи программы |Увеличение числа организаций Томской области, на| | |которых используются инновации; | | |создание новых малых инновационных предприятий; | | |увеличение объема инновационной продукции,| | |производимой организациями на территории Томской| | |области, конкурентоспособной на российском и мировом| | |рынках; | | |интеграция научного, образовательного и| | |технологического потенциала для решения наиболее| | |актуальных задач производственного комплекса Томской| | |области; | | |развитие инфраструктуры инновационной деятельности в| | |Томской области; | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Основные |Стимулирование существующих организаций к | |направления |использованию инноваций; | |программы |содействие созданию малых инновационных предприятий; | | |привлечение внешних инвестиций в инновационную сферу;| | |развитие инфраструктуры инновационной деятельности; | | |повышение уровня инновационной культуры в регионе | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Ответственные за |Департаменты Администрации Томской области: | |исполнение |- экономики и инвестиций; | |программных |- по научно-технической политике, высшему и среднему| |мероприятий |профессиональному образованию; | |(головные |- поддержки предпринимательства, государственного| |исполнители) |регулирования потребительского рынка, продовольствия| | |и перерабатывающей промышленности; | | |- промышленности и лесопромышленного комплекса | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Объемы и |Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию| |источники |программы составят всего – 737.55 млн. руб., в том| |финансирования |числе в 2003 году – 154.05 млн. руб., из них: | |программы | - средства федерального бюджета (прогноз) -| | | 70 млн. руб., в т.ч. в 2003 г. – 9.0 млн. руб.; | | | - средства областного бюджета (прогноз) – 30| | | млн. руб., в т.ч. в2003 г. – 7.5 млн. руб. | | | из них: | | | 6,0 млн.руб. – областные целевые программы; | | | 1,5 млн.руб. – программа подготовки к| | |празднованию | | | 400 –летия г. Томска (п.10.1) | | | - внебюджетные средства (прогноз) – 637.55| | | млн. руб., в т.ч. в 2003 г. – 137.55 млн. руб. | | | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые конечные |Реализация программы в течение 2003 – 2005 годов| |результаты |позволит: | |реализации | - обеспечить в 2005 году рост доли| |программы | инновационной продукции в приросте объема| | | промышленного производства до 30% (2-3 млрд. руб.| | | в год); | | | - создать к 2005 году не менее 30 новых малых| | | инновационных предприятий; | | | - создать к 2005 году не мене 300 новых| | | рабочих мест | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Система управления|Управление реализацией программы осуществляет| |и контроля за |Администрация Томской области. Контроль за ходом| |выполнением |выполнения программы осуществляется Государственной| |программы |Думой Томской области и Администрацией Томской| | |области | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| ВВЕДЕНИЕ Областная инновационная программа является программой, направленной на переориентацию экономики области на нововведения, связанные с использованием новейших научных результатов. С этим связаны такие важнейшие процессы как повышение конкурентоспособности товаропроизводителей Томской области, повышение инвестиционной привлекательности региона, увеличение добавленной стоимости, создаваемой томскими предприятиями. Реализация областной инновационной программы приведет к диверсификации производства на территории Томской области с постепенным увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, увеличению притока денежных средств на территорию Томской области за счет экспорта инновационной продукции и в конечном итоге к повышению уровня жизни населения. Областная инновационная программа разработана на основе Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года, Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области (2002-2005 годы)», Программы подготовки к празднованию 400-летию г. Томска. В программе учтены научно-технические и технологические приоритеты Российской Федерации, с одной стороны и специфика Томской области и задачи ее экономического развития, с другой стороны. В реализацию программы будут активно вовлечены органы местного самоуправления г. Томска и ЗАТО Северск, в которых сосредоточен практически весь научно-технический потенциал региона. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Томская область обладает богатым научным и научно-техническим потенциалом. Томск – старейший университетский и научный центр России: 6 государственных университетов; 9 институтов и филиалов государственных и негосударственных вузов; 9 научно-исследовательских институтов при вузах, 13 академических институтов государственных академий, в том числе: Российской академии наук – 5, Российской академии медицинских наук – 6, Российской академии сельскохозяйственных наук – 1, Российской академии образования -1. Основание в 1878 году первого в азиатской части России Томского университета способствовало развитию Томска, как крупного образовательного и научного центра. Сегодня Томский научно-образовательный комплекс является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом. По концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации Томск опережает г.г. Москву и Санкт-Петербург: на каждые 10 тысяч жителей Томска приходится 17 профессоров, 68 кандидатов наук, 1980 студентов. ЗАТО Северск Томской области за 50 лет сформировалось как центр российской ядерной науки и техники, обеспечивающий мировой приоритет страны в этой области, выполняющий целевые научно-технические государственные программы в сфере поддержания и укрепления обороноспособности страны, производства ядерного топлива для атомных электростанций энергетического комплекса страны и стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья. Градообразующим предприятием ЗАТО Северск является Сибирский химический комбинат (СХК), включающий 9 предприятий и научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИ). Комбинат является крупнейшим в мире предприятием, владеющим пакетом уникальных наукоемких (высоких) технологий производства делящихся материалов по полному ядерному топливному циклу и большим количеством наукоемких технологий, сопровождающих основное производство. Целый ряд высоких технологий, осуществленных на СХК, никогда ранее не использовался в мировой практике. Развитие новых технологий идет по 5 приоритетным научным направлениям, являющимися критическими для России (новые материалы и химические продукты, топливо и энергетика, новые производственные технологии, технологии живых систем, экология). В последние три года четко проявились положительные тенденции экономической активности инновационного комплекса Томской области: 1. Увеличились затраты предприятий на технологические инновации – по обследованным 280 предприятиям со 194.5 млн. руб. в 1998 году до 835.4 млн. руб. в 2001 году или в 4.3 раза. Увеличился объем произведенной инновационной продукции этими предприятиями со 168 млн. рублей до 302 млн. рублей. 2. Малый инновационный бизнес Томской области (доля малых предприятий, связанных с научно-производственной деятельностью, составляет 4.1.% от общей численности малых предприятий) продемонстрировал в 1999 – 2001 годах темпы роста объема произведенной продукции более 50% в год. При этом сферы деятельности малых инновационных предприятий преимущественно связаны с пятым технологическим укладом (биотехнологии и медицина, новые материалы, программное обеспечение) и потому их продукция конкурентоспособна на мировом рынке по ряду позиций. 3. Сформировалась рациональная институциональная структура инновационной деятельности: - создана правовая основа инновационной деятельности в Томкой области: принятые законы определяют правовое поле для субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной помощи и поддержки инновационной деятельности; - создана инфраструктура поддержки инновационной деятельности в Томской области: сформированы Координационный Совет по инновационной деятельности при Администрации Томской области, Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр», Томский региональный инновационно-технологический центр «Технопарк». Эти инновационно-технологические центры, а также Конструкторско-технологический центр Томского научного центра СО РАН прошли государственную аккредитацию согласно Закону Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области"; - ведется подготовка кадров инновационных менеджеров и переподготовка государственных служащих. По данным, полученным в ходе регионального технологического аудита с участием международных экспертов, из 120 разработок томских ученых 40 имеют конкурентные преимущества на мировом рынке, а их суммарный коммерческий потенциал составляет не менее 300 млн. долларов. Однако, для перехода экономики на инновационный путь развития, когда рост промышленного производства определяется выпуском инновационной продукции, должна быть создана региональная инновационная система, которая включает в себя следующие основные элементы: Источники инноваций - объединения разработчиков, производителей и технологических менеджеров; Инфраструктурные элементы, обеспечивающие движение по инновационной цепочке от идеи до серийного выпуска – офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технологические парки, другие организационные формы взаимодействия науки и бизнеса; Инфраструктурные элементы, обеспечивающие продвижение инновационных технологий и продукции на рынок – консалтинговые фирмы, выставочные, информационные, сертификационные центры; Источники финансирования движения по инновационной цепочке – государственные фонды и программы, инвестиционные сети частных лиц (бизнес-ангелов), венчурные фонды, банки; Источники кадров для инновационной деятельности, как в управлении, так и в производственном процессе; Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление движением по инновационной цепочке. Формирование региональной инновационной системы невозможно без комплексного подхода, сочетающего как финансовые, так и организационные меры. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Стратегической целью программы является перевод экономики на инновационный путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - увеличение числа организаций на территории Томской области, на которых используются инновации; - увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями на территории Томской области, конкурентоспособной на российском и мировом рынках; - интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Томской области; - развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области. В рамках последней задачи необходимо: - содействовать созданию и развитию структур, способствующих инновационной деятельности предприятий и иных организаций – офисов коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, консалтинговых организаций различного профиля; - сформировать систему привлечения инвестиций для инновационных проектов с участием как государственного, так и частного (в том числе иностранного) капитала; - содействовать становлению системы международной сертификации инновационной продукции; - поддержать создание системы продвижения инновационной продукции, производимой в регионе на международный рынок; - организовать подготовку кадров по коммерциализации научных разработок; - проводить постоянный мониторинг развития инновационного сектора экономики. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система программных мероприятий включает пять направлений: - стимулирование существующих организаций к использованию инноваций; - содействие созданию малых инновационных предприятий; - привлечение внешних инвестиций в инновационную сферу; - развитие инфраструктуры инновационной деятельности; - повышение уровня инновационной культуры в регионе. Первые два направления определяют целевые группы для реализации программы, а три остальных закладывают механизмы достижения поставленных целей. План конкретных мероприятий по реализации программы на 2003 по пяти направлениям утверждается Государственной Думой Томской области, на последующие годы – Главой Администрации (Губернатором) Томской области. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 4.1. Финансовое обеспечение программы Реализация программы предполагает концентрацию средств бюджетов всех уровней в установленном законом порядке, а также привлечение внебюджетных средств. Бюджетные средства будут использоваться для преодоления так называемого инновационного разрыва, когда необходимо перейти от лабораторного макета к промышленным образцам с отработанной технологией и технической документацией. На этом этапе риски вложения частных средств еще очень велики, производственники слабо заинтересованы в постановке производства продукции, которая не апробирована на рынке, а ученые не могут, да и не хотят превращать научную разработку в коммерческий продукт. Успех инновационного проекта определяется тремя основными факторами: коммерческим потенциалом научной разработки, наличием взаимовыгодных отношений между разработчиками и производственниками и квалификацией команды, реализующей проект. Бюджетные средства предоставляются в соответствии с действующим законодательством победителям конкурсов инновационных проектов, проводимых Администрацией Томской области в целях развития инновационной деятельности в Томской области. После завершения стадии создания промышленных образцов начало производства должно обеспечиваться внебюджетными средствами. К внебюджетным средствам относятся: собственные средства предприятий, заемные средства, прямые инвестиции, в том числе иностранные, а также средства внебюджетных фондов и программ. В итоге реализация каждой инновационной цепочки от идеи до производства осуществляется в основном за счет частных инвестиций (не менее 70% всех затрат), в том числе иностранных. 4.2. Нефинансовые формы государственной поддержки в рамках реализации программы Для успешной реализации программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы государственной поддержки инновационной деятельности: - информационное обеспечение участников инновационной деятельности; - представление интересов организаций Томской области на выставках, конференциях и иных мероприятиях с участием органов государственной власти; - содействие в покупке производственных площадей перспективными инновационными предприятиями; - деятельность по координации взаимодействия ученых и производственников; - участие в формировании крупных инновационных проектов и содействие в поиске инвестиций для этих проектов; - содействие в создании специализированных фондов для поддержки инновационной деятельности, включая венчурные фонды. 4.3. Кадровое обеспечение программы Важнейшей частью реализации программы является кадровое обеспечение. В подготовке кадров для областной инновационной программы важную роль будет играть Президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой с 2000 года ежегодно проходит обучение группа из 15-20 человек по специальности «Инновационный менеджмент». В 2002 году Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства совместно с Академией Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации провел курсы повышения квалификации по программе «Основы коммерциализации интеллектуальной собственности», которые успешно закончили 84 представителя науки и высшей школы г. Томска. Планируется дальнейшее ежегодное проведение краткосрочных курсов по данной программе. Начиная с 2003 года в Западно-Сибирском филиале Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства на базе Томского государственного университета будет осуществляться подготовка специалистов по специальности «Управление качеством» и «Прикладная информатика в экономике» с преподаванием ряда курсов по инновационному менеджменту. 4.4. Вовлечение активов предприятий в реализацию программы Реализация программы будет опираться прежде всего на существующие активы малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию на основе разработок организаций Томского научно-образовательного комплекса. Однако, по мере усиления инновационной активности производственных предприятий по введению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, по мере повышения инновационной культуры их менеджмента производственный потенциал, на котором базируется реализация программы, будет расширяться. Кроме того, планируется привлечь неэффективно используемые активы государственных предприятий, выставляемые на продажу, для достижения целей, поставленных в программе. 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Заказчиком программы является Администрация Томской области. Исполнителями программы являются Департамент экономики и инвестиций, Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию, Департамент промышленности и лесопромышленного комплекса, Департамент государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия, перерабатывающей промышленности и поддержки предпринимательства, Агентство развития Томской области, организации научно-образовательного комплекса Томской области, организации инновационной инфраструктуры Томской области, промышленные предприятия Томской области, Администрация г. Томска (по согласованию) и Администрация ЗАТО Северск (по согласованию). Исполнители мероприятий программы могут определяться либо непосредственно в программе, источники и объем финансирования которой ежегодно утверждаются Государственной Думой Томской области, либо на конкурсной основе. Организации-исполнители, получающие внебюджетные средства, заключают договоры непосредственно с инвесторами, либо трехсторонние договоры, в которых участвует Администрация Томской области, если средства предоставляются при содействии или под гарантии областного бюджета. Как правило, условием получения бюджетных средств организацией-исполнителем будет привлечение внебюджетных ресурсов. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Управление реализацией программы осуществляет Администрация Томской области. Контроль за ходом выполнения программы осуществляется Государственной Думой Томской области и Администрацией Томской области. 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация программы в течение 2003 – 2005 годов позволит: - обеспечить к 2005 году не менее чем 30% годового роста объема промышленного производства за счет продаж инновационной продукции; - создать не менее 30 новых малых инновационных предприятий; - организовать не менее 300 новых рабочих мест. Таким образом, реализация программы является началом качественных изменений в структуре экономики Томской области, повышения ее стабильности, создания предпосылок для обеспечения высоких темпов ее развития, что в итоге приведет к значительному повышению уровня жизни населения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|