Расширенный поиск
Постановление Администрации Томской области от 10.03.2011 № 65а ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10.03.2011 N 65а
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие
инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" (В редакции Постановлений Администрации Томской области
от 20.05.2011 № 147а; от 14.07.2011 № 214а;
от 07.10.2011 № 308а; от 21.12.2011 № 415а;
от 19.04.2012 № 149а; от 09.07.2012 № 271а;
от 25.12.2012 г. № 534а; от 01.03.2013 г. № 75а)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 81 Устава (Основного Закона) Томской области, статьей 11 Закона Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ "О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области" (Исключен - Постановление
Администрации Томской области от 25.12.2012 г. № 534а)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Департаменту финансов Томской области (Феденёв) осуществлять финансирование Программы за счет средств областного бюджета. 3. Департаменту по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области (Халин) обеспечить опубликование настоящего постановления. 4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по научно- образовательному комплексу и инновационной политике Князева А.С. (Пункт в редакции Постановлений Администрации Томской области от 07.10.2011 № 308а; от 25.12.2012 г. № 534а)
Губернатор Томской области В.М. Кресс
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Томской области
от 10.03.2011 N 65а
Долгосрочная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" (В редакции Постановлений Администрации Томской области от 20.05.2011 № 147а; от 14.07.2011 № 214а; от 07.10.2011 № 308а;
от 21.12.2011 № 415а; от 19.04.2012 № 149а; от 09.07.2012 № 271а;
от 25.12.2012 г. № 534а; от 01.03.2013 г. № 75а)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы"
+----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в | | Программы | Томской области на 2011 - 2014 годы" | | | (далее - Программа) | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Основание | Закон Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ | | для разработки | "Об инновационной деятельности в Томской области" |
| Программы | | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Инициатор | Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области|
| | (В редакции Постановления Администрации Томской области |
| | от 25.12.2012 г. № 534а) | | предложения | | | по разработке | | | Программы | | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Заказчик | Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области|
| | (В редакции Постановления Администрации Томской |
| | области от 25.12.2012 г. № 534а) | | Программы | | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Исполнители | Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской | | Программы | области; (В редакции Постановления Администрации Томской |
| | области от 25.12.2012 г. № 534а) | | | Департамент инвестиций Администрации Томской области; | | | Департамент экономики Администрации Томской области; | | | Департамент государственных и муниципальных услуг Администрации Томской | | | области; | (В редакции Постановления Администрации Томской области от 07.10.2011 № 308а)
| | Департамент по высшему профессиональному образованию Администрации Томской | | | области; | | | (В редакции Постановлений Администрации Томской области | | |от 07.10.2011 № 308а; от 25.12.2012 г. № 534а) | | | Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики | | | Томской области; | | | Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской | | | области; | | | Департамент по управлению государственной собственностью Томской области; | (Дополнен - Постановление Администрации Томской области от 21.12.2011 № 415а)
| | Департамент по информационной политике Администрации Томской области; | | | (В редакции Постановления Администрации Томской области |
| | от 25.12.2012 г. № 534а) | | | ОАО "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск" (по |
| | согласованию) (далее - Особая экономическая зона технико-внедренческого | | | типа г. Томска); | | | организации научно-образовательного комплекса, организации инновационной | | | инфраструктуры, инновационные организации Томской области, определенные в | | | соответствии с действующим законодательством (по согласованию) | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Основные | Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской |
| разработчики | области; (В редакции Постановления Администрации Томской |
| Программы | области от 25.12.2012 г. № 534а) |
| | Департамент экономики Администрации Томской области | | | | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Цель Программы | Повышение эффективности региональной инновационной системы Томской области | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Показатели цели| 1. Прирост объема инновационной продукции относительно уровня 2010 года не | | Программы и ее | менее 75 %. |
| значение | 2. Прирост числа новых рабочих мест в инновационных организациях ежегодно | | | не менее 250, всего за 4 года создание около 1000 новых рабочих мест | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Задачи | 1. Опережающий рост числа инновационных организаций* | | Программы | в приоритетных секторах экономики. | | | 2. Повышение эффективности работы инновационной инфраструктуры, | | | в том числе с использованием возможностей Особой экономической зоны | | | технико-внедренческого типа г. Томска. | | | 3. Развитие межрегионального и международного сотрудничества | | | в инновационной сфере. | | | 4. Развитие инновационной среды и информационного сопровождения | | | инновационной деятельности в регионе. | | | 5. Создание web-ориентированной инфраструктуры | | | информационно-технологической поддержки региональной инновационной системы |
+----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Показатели | 1. Увеличение количества инновационных организаций к концу 2014 года до 600|
| задач Программы| ед. |
| и их значения | 2. Увеличение количества организаций, осуществляющих технологические и | | | продуктовые инновации, до 170 ед. | | | 3. Увеличение количества резидентов Особой экономической зоны | | | технико-внедренческого типа г. Томска до 80 ед. | | | 4. Рост объемов производства продукции (продукт, работа, услуга) | | | организаций и индивидуальных предпринимателей, размещенных | | | в студенческих и технологических бизнес-инкубаторах или размещавшихся в них|
| | ранее к концу 2014 года до 170 млн. руб. | | | 5. Рост объема отгруженной инновационной продукции (товаров, работ, услуг),|
| | в том числе за пределы Российской Федерации до 16 млрд. руб. | | | 6. Положительная динамика доли населения, положительно оценивающего | | | развитие инновационной деятельности в регионе, % | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Сроки | 2011 - 2014 годы | | реализации | | | Программы | | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Основные | 1. Реализация на территории региона привлекательной для инновационной | | мероприятия | деятельности и развития инновационных кластеров институциональной и | | Программы | ресурсно-кредитной политики. Развитие государственно-частного партнерства в| | | инновационной сфере. Формирование инновационных кластеров. | | | 2. Развитие инфраструктуры Особой экономической зоны технико-внедренческого| | | типа г. Томска. Использование ее возможностей | | | для формирования и развития инновационных кластеров и выстраивания | | | эффективной системы использования технико-технологической базы для | | | сбалансированного развития элементов региональной инновационной системы. | | | 3. Разработка и реализация модели центра образования, науки и инноваций | | | мирового уровня в г. Томске на основе развития Консорциума томских | | | университетов и научных организаций. | | | 4. Привлечение дополнительных инвестиций на осуществление технологических | | | инноваций и реализацию инновационных проектов. Маркетинговая поддержка | | | инновационных проектов. | | | 5. Создание условий для развития хозяйствующих объектов, в уставный капитал|
| | которых внесены результаты интеллектуальной деятельности, исключительные | | | права на которые принадлежат научным организациям и вузам. | | | 6. Разработка механизма формирования долгосрочных планов государственных и |
| | муниципальных закупок инновационной продукции. Формирование регионального | | | рынка потребления инновационной продукции. | | | 7. Мониторинг развития региональной инновационной системы, отношения | | | населения к развитию инновационной деятельности | | | в регионе. | | | 8. Формирование позитивного имиджа Томской области как территории | | | инновационного развития. Проведение ежегодного Инновационного форума в г. | | | Томске. | | | 9. Обеспечение эффективности работы созданной инновационной инфраструктуры |
| | (инновационные бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации разработок, |
| | сетевых структур для продвижения инновационной, наукоемкой продукции на | | | рынки российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья). | | | 10. Совершенствование региональной системы школьного физико-математического| | | образования, в том числе создание Центра, использующего инновационные | | | подходы для переподготовки учителей | | | в области физико-математического и естественно-научного образования. | | | 11. Дальнейшее развитие уровня инновационной культуры в регионе. | | | Совершенствование системы подготовки кадров для инновационной сферы. | | | 12. Развитие информационной инфраструктуры региональной инновационной | | | системы, включая создание web-инфраструктуры региональной инновационной | | | системы и инновационного портала как ее ключевого элемента | +----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Ожидаемые | Реализация мероприятий Программы позволит: | | показатели | обеспечить ежегодный рост затрат на технологические инновации | | эффективности | на 10 - 20 % к предыдущему году; | | Программы | обеспечить в 2011 - 2014 годах опережающий рост заработной платы | | | в инновационном секторе экономики Томской области относительно сектора | | | обрабатывающих производств; | | | обеспечить рост уровня электронного взаимодействия участников инновационной| | | системы Томской области на 10 - 20 % | | | к предыдущему году (количество участников, использующих созданные сервисы) |
+----------------+----------------------------------------------------------------------------+ | Организация | Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель Губернатора | | управления | Томской области по научно-образовательному комплексу и | | Программой и | инновационной политике (В редакции Постановления |
| |Администрации Томской области от 25.12.2012 г. № 534а) |
| контроль за ее | Текущее управление Программой осуществляет Комитет по науке и инновационной| | реализацией | политике Администрации Томской области | +----------------+-----------------+------------+--------------+--------+-----------+---------+
(Строки в редакции Постановлений Администрации Томской области от 20.05.2011 № 147а; от 14.07.2011 № 214а; от 07.10.2011 № 308а;
от 21.12.2011 № 415а; от 19.04.2012 № 149а; от 09.07.2012 № 271а;
от 25.12.2012 г. № 534а)
* Инновационная организация - организация, осуществляющая инновационную деятельность в соответствии с Законом Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области". ** Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год. Основные понятия, используемые в Программе***
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на: реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке; реализацию новых или усовершенствованных услуг;
реализацию нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанные с нею дополнительные научные исследования и разработки. Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, новой или усовершенствованной услуги, реализуемых на рынке; либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Инновационная продукция - инновация, реализуемая на рынке и (или) используемая в практической деятельности не более трех лет с момента ее вывода на рынок. Наукоемкая продукция - продукция (товар, работа, услуга), имеющая в составе затрат результат интеллектуальной деятельности.
Инновационный проект - система мероприятий, отраженная в документации, предусматривающая технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, содержащая сведения о целях, задачах, исходных условиях, объемах финансирования, исполнителях, методах управления, сроках исполнения
и окупаемости проекта, планы и мероприятия по его реализации в целях освоения и распространения инновационной продукции.
Участники инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, субъектов, поддерживающих инновационную
деятельность, и субъектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности. Субъекты инновационной деятельности - юридические и физические
лица, реализующие инновационные проекты. Субъекты, поддерживающие инновационную деятельность, - органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, участвующие в координации и регулировании инновационной деятельности, а также физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие
поддержку инновационной деятельности, в том числе организационную,
консалтинговую и информационную. Объекты инновационной деятельности - инновационная или наукоемкая продукция. Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновации: офисы коммерциализации разработок; бизнес-инкубаторы; инновационно-технологические центры; центры трансфера технологий; технопарки; центры подготовки кадров для инновационной деятельности; венчурные фонды. Офис коммерциализации разработок - специализированное структурное подразделение организации, созданное для введения результата интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. Бизнес-инкубатор - организация или структурное подразделение организации, созданная для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств. Центр трансфера технологий - организация или структурное подразделение организации, созданная для перемещения результатов научной деятельности, новых технологий от ее разработчика или владельца к новому владельцу или пользователю в процессе выведения
ее на рынок с целью получения прибыли. Инновационная восприимчивость организации - степень готовности
организации к разработке и реализации программы инновационных преобразований и внедрения инноваций в организации. Инновационно активная организация - субъект инновационной деятельности, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, соответствующее критериям, устанавливаемым постановлением Администрации Томской области. Реестр инновационно активных организаций Томской области - единый перечень, содержащий информацию об инновационно активных организациях, формируемый в соответствии с Положением о реестре инновационно активных организаций Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 07.04.2009 N 65а "Об утверждении Положения о реестре инновационно активных организаций Томской области". Государственная региональная инновационная политика - деятельность органов государственной власти Томской области по определению целей, задач, принципов, направлений и механизмов осуществления инновационной деятельности. *** Определены Законом Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области" 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Инновационная деятельность - значительное явление в социально-экономической жизни Томской области. В научно-образовательную и инновационную сферу вовлечены все социальные группы населения Томской области. Начиная с 2002 года, с момента принятия Инновационной стратегии Томской области, инновационная сфера развивалась в соответствии с целями и задачами, определенными в межведомственных и областных целевых программах. Так, в 2002 - 2008 годах реализовывалась межведомственная программа "Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области", заказчиками которой выступили Минобрнауки России, Российская академия наук (РАН), Сибирское отделение РАН, Администрация Томской области. С 2002 года реализовалось четыре областных целевых программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области" на различные периоды. Реализация мероприятий областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2009 - 2010 годы" позволила к 2011 году довести
долю организаций, осуществляющих технологические инновации в сфере
промышленного производства (без учета малого бизнеса) до 17 %, обеспечить 25 - 30 % ежегодного прироста инновационной продукции, создавать в год 30 - 35 новых малых инновационных организаций, довести общее число резидентов Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска до 60. Указанные показатели были достигнуты, несмотря на последствия финансового кризиса. Принятые программы являются важными элементами Программы социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период. Успешное выполнение вышеуказанных программ позволило развить основные элементы региональной инновационной системы и достичь следующих результатов: 1. Создана законодательная основа для развития инновационной деятельности. В настоящее время базовыми для участников региональной инновационной экономики являются следующие нормативные
правовые акты: Закон Томской области от 1 декабря 2000 года N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области"; Закон Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области"; Положение "Об инновационной деятельности в городе Томске", утвержденное решением Томской Городской Думы от 31.10.2000 N 260.
2. В 2005 году Томская область стала одним из 4 регионов - победителей федерального конкурса на создание Особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Томск". За этот период достигнуты
следующие результаты: число резидентов ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск" - 56 компаний (2009 год - 45), в том числе 7 из них созданы при участии иностранных
инвесторов из США, Норвегии, Тайваня, Южной Кореи, Австралии, Германии; объем инвестиций составил 2,68 млрд. руб., в том числе иностранный капитал - 451,1 млн. руб.; объем производства инновационной продукции - 505,9 млн. руб.;
создано новых рабочих мест на территории ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск" - 536. 3. Два университета - Томский политехнический университет и Томский государственный университет имеют статус "Национальный исследовательский университет". Три университета - Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет являются победителями федерального конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. В результате продолжилось формирование пояса организаций "новой экономики", в первую очередь, вокруг этих университетов. В настоящее время "инновационный пояс" университетов включает 240 организаций. 4. Создана инновационная инфраструктура, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок. Всего в инновационной сфере области работает 39 элементов (2005 г. - 25,
2006 г. - 30, 2007 г. - 31, 2008 г.- 35, 2009 г. - 39)
инновационной инфраструктуры, в том числе Особая экономическая зона технико-внедренческого типа г. Томска, 13 офисов коммерциализации разработок вузов и академических институтов, 7 бизнес-инкубаторов (5 студенческих), 4 инновационно-технологических центра, 4 центра трансфера технологий, Межведомственный центр нанотехнологий "Томскнанотех", Томский венчурный фонд, сеть рискового финансирования, 7 консалтинговых компаний, работающих в сфере поддержки инновационной деятельности, и другие организации. 5. Осуществляется взаимодействие с Государственной корпорацией
"Российская корпорация нанотехнологий" (РОСНАНО). В 2008 году создан Межведомственный центр нанотехнологий "Томскнанотех" для осуществления взаимодействия с РОСНАНО в реализации крупных проектов в области наноиндустрии и продвижения наукоемкой продукции
на российский и зарубежный рынки. Благодаря появлению такого консорциума одним из первых в России 5 июня 2008 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Томской
области и РОСНАНО. В результате этого взаимодействия по 3 томским проектам принято решение о финансировании. 6. Ежегодно создается около 50 новых инновационных организаций
малой либо средней формы, в том числе в 2006 г. - 30, в 2007 г. - 47, в 2008 г. - 49, в 2009 г. - 51, 2010 г. - 58. 7. Организация и проведение на территории Томской области ежегодного инновационного форума с международным участием. Инновационный форум проводился 13 раз и с каждым годом становился все более авторитетным. В 2008 году он приобрел статус Всероссийского Инновационного форума с международным участием. За десять лет работы по организации форумов отработан формат мероприятия, привлекательный как для российских, так и для зарубежных участников. 8. Создана система регионального статистического наблюдения. В
связи с тем, что результаты федерального статистического обследования инновационной деятельности не всегда позволяют корректно оценивать инновационные процессы, происходящие в регионе, начиная с 2003 года, в Томской области проводятся работы по формированию региональной системы статистического учета инновационной сферы, дополняющей данные федерального наблюдения. Согласно данным регионального статистического обследования, в 2006 - 2009 годах отмечен динамичный рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами
работ и услуг инновационно активных организаций, - в 3 раза к уровню 2005 года в действующих ценах. Рост производства инновационно активных организаций сопровождался более умеренным увеличением объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг инновационного характера - в 2 раза к уровню 2005 года (9,2 млрд.
руб. в 2009 году). В 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг инновационно активных организаций превысил 27 млрд. руб. при увеличении объема инновационной продукции (работ, услуг) до 9,2 млрд. руб. Динамика количества новых инновационных организаций: в 2005 г.
- 22; в 2006 г. - 30; в 2007 г. - 47, в 2008 г. - 49, в 2009 г. - 51, 2010 г. - 58. За 2006 - 2009 годы 23 вида региональных инновационных продуктов выведены на рынки ближнего и дальнего зарубежья.
Однако, анализ результатов федеральных и региональных статистических наблюдений инновационной сферы, результатов ведомственной статистики показывает, что ряд элементов региональной инновационной системы требуют существенного развития. К таким блокам относятся: развитие собственно инновационного бизнеса, технико-технологической базы для инновационной деятельности, финансового обеспечения инновационной деятельности, формирование регионального потребительского рынка для инновационной продукции (продукт, работа, услуга). Исходя из необходимости дальнейшего развития и повышения эффективности региональной инновационной системы можно сформулировать следующие проблемы, которые необходимо решить в рамках Программы:
развитие инновационного бизнеса и совершенствование форм взаимодействия органов власти с представителями данного направления бизнеса; развитие технико-технологической базы для инновационной деятельности; формирование регионального потребительского рынка для инновационной продукции (продукт, работа, услуга); построение региональной web-инфраструктуры региональной инновационной системы и устранение дисбаланса между реальным развитием инновационной системы Томской области и ее представленностью и позицией в Интернете. Рассмотрим каждую проблему: 1. Развитие инновационного бизнеса и совершенствование форм взаимодействия органов власти с представителями данного направления бизнеса. В настоящее время в Томской области выстроена система формирования новых малых инновационных компаний. В последнее время
создается не менее 50 новых организаций в год. Общее число компаний, обладающих признаками инновационности, приблизилось к 360. В рамках реализации Закона Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области" с 2009 года ведется Реестр инновационно активных организаций Томской области. Итоги двух лет работы по данному направлению показывают, что число организаций, представляющих сведения для участия в Реестре инновационно активных организаций Томской области, не снижается (2008 год -173, 2009 год - 182), но при этом число компаний, обладающих рядом признаков инновационно активных организаций, даже при снижении численных значений этих показателей
по итогам 2009 года, сократилось. Так в 2008 году трем признакам инновационно активных организаций соответствовало 32 организации, в 2009 году - только 7. Очевидно, суть проблемы заключается в том, что у региональной власти с ростом числа инновационных компаний ослабли механизмы взаимодействия с этим сектором бизнеса. Решение данной проблемы можно осуществить через:
1) формирование ряда инновационных кластеров по различным технологическим направлениям, где число участников составляет десятки компаний (к таким направлениям в Томской области можно
отнести информационно-телекоммуникационные системы и электронику; нанотехнологии и современные покрытия; медицинское приборостроение,
био- и фармтехнологии и ряд других); 2) разработку механизма включения продукции томских инновационных компаний в план закупок продукции для государственных
и муниципальных нужд; 3) оказание методической и организационной помощи инновационным предприятиям в формировании комплексных инновационных
проектов для представления в ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". Активно участвуя в работе по вышеперечисленным направлениям, региональной власти удастся более эффективно влиять на развитие инновационного бизнеса в регионе. 2. Развитие технико-технологической базы для инновационной деятельности. В последние годы организации перерабатывающего сектора экономики активно включились в модернизацию собственных производств. Об этом свидетельствуют данные статистического обследования, характеризующие объемы затрат организаций на технологические инновации (2007 год - 3,7 млрд. руб., 2008 год -
3,9 млрд. руб., 2009 год - 5,16 млрд. руб.). В то же время за последние годы в организациях научно-образовательного комплекса, благодаря участию в реализации инновационных образовательных программ, федеральных программ по развитию инновационной инфраструктуры в области нанотехнологий и ряде других, приобретено исследовательское, аналитическое и технологическое оборудование на сумму более 2 млрд. руб., которое сегодня сосредоточено в 35 центрах коллективного пользования (31 - в вузах, 4 - в институтах
ТНЦ СО РАН). Планируется, что в рамках реализации проекта развития национальных исследовательских университетов, в перечень которых вошли Томский политехнический университет и Томский государственный университет, а также с развитием мультидисциплинарного нанотехнологического центра "Сигма" (совместный проект ЗАО "Сигма" и РОСНАНО, г. Томск, г. Новосибирск) еще сотни миллионов рублей буду направлены на развитие технико-технологической базы по определенным направлениям инновационной деятельности. В этих условиях целесообразна координация деятельности вузов, научных организаций и инновационных компаний по эффективному использованию оборудования, размещенного в центрах коллективного пользования для реализации ранних этапов инновационного процесса (опытно-конструкторские работы, создание макета, создание опытного
образца). Координация деятельности в вышеуказанном направлении, а также возможное создание регионального промышленного парка совместно с ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск" позволит, во-первых, сократить время на разработку и испытания нового инновационного продукта, во-вторых, сосредоточить средства инновационных компаний на затратах в технологические инновации для приобретения промышленного
оборудования и запуска производства инновационной продукции. Данное направление деятельности в рамках Программы позволит интенсивнее развивать инновационный сектор экономики Томской области. 3. Формирование регионального потребительского рынка для инновационной продукции (продукт, работа, услуга). Рост в Томской области числа компаний, выпускающих инновационную продукцию (продукт, работа, услуга), обострил проблему формирования как регионального рынка для инновационной продукции, так и создания условий для вывода данной продукции за пределы региона. Данная проблема обозначена в документах Министерства регионального развития Российской Федерации (поручение
исполнительным органам государственной власти субъектов РФ от 14.05.2010 N 20023 -100/09 "О разработке долгосрочных планов государственных (муниципальных) закупок, включающих обязательный инновационный компонент"), в поручениях Правительственной комиссии
по высоким технологиям и инновациям (протокол от 03.03.2010 N 1). Для решения данной проблемы необходимы скоординированные
мероприятия и действия представителей региональной власти, бизнес-сообщества, выпускающих инновационную продукцию, потенциальных потребителей данной продукции по формированию и реализации: государственного и муниципального заказа на инновационную продукцию; программ модернизации, энергоэффективности и энергосбережения в профильных отраслях экономики Томской области; системы стратегического планирования инновационной деятельности в отраслях, в крупных и средних организациях, включая
участие в этом процессе региональных профессиональных Ассоциаций. Реализация указанных мероприятий позволит интенсифицировать работу по формированию регионального рынка для инновационной продукции. 4. Построение web-инфраструктуры региональной инновационной системы и устранение дисбаланса между реальным развитием инновационной системы Томской области и ее представленностью и позицией в Интернете. Масштабному развитию инновационной системы Томской области препятствует ряд системных ограничений из-за слабой развитости web-ресурсов участников инновационной системы разной специализации в Интернете. Сегодня региональная инновационная система не имеет структурированности в Интернете, отсутствуют web-ресурсы с необходимыми специализациями (инновационный бизнес - институты
развития, инновационный бизнес - власть, инновационный бизнес - общество и т.д.), отсутствует инновационный портал Томской области, что затрудняет доступ к ключевым сервисам и информации об участниках инновационной системы.
Для снятия системных ограничений и решения этой проблемы необходимо интегрирование региональных web-ресурсов инновационной тематики - создание инновационной системы Томской области в Интернете. Усиление позиции по этому направлению региона в Интернете позволит в значительной степени повысить эффективность продвижения результатов инновационной политики региона. Формирование такой позиции возможно за счет реализации стратегии консолидации и интегрирования региональных web-ресурсов. Создание web-инфраструктуры для развития региональной инновационной системы и ключевого проекта "ИНО ТОМСК 2020" позволит сформировать сеть региональных web-ресурсов разной специализации, выполняющих разные функции в процессе инновационного развития, облегчить участникам региональной инновационной системы доступ к ключевым сервисам, информационным, экспертным и аналитическим ресурсам. За период реализации инновационной стратегии Томской области web-инфраструктура региональной инновационной системы и инновационный портал, как ключевой ее элемент, станут инструментами для электронного взаимодействия участников инновационной системы Томской области. Электронное взаимодействие - взаимодействие участников инновационной системы с использованием информационно-коммуникационных технологий и web-сервисов. Рост уровня электронного взаимодействия будет определяться количеством участников, использующих созданные сервисы. Этот показатель отражает, прежде всего, использование сервисов взаимодействия, которые будут созданы в рамках проекта, то есть активность и действия пользователя в Интернете, а не пассивное посещение и чтение информации. Таким образом, ключевым выбран не параметр посещения сайта, а количество пользователей, использовавших сервис, размещенный на сайте.
Томская область обладает достаточными базовыми условиями для успешного решения этой проблемы. Концентрация ресурсов на решении данной проблемы возможно только через постановку такой задачи в рамках реализации Программы.
2. Цель и задачи Программы, показатели их достижения
Цель долгосрочной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" - повышение эффективности региональной инновационной системы Томской области. Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются: 1. Опережающий рост числа инновационных организаций в приоритетных секторах экономики.
2. Повышение эффективности работы инфраструктуры инновационной
системы (инновационной инфраструктуры), в том числе с использованием возможностей ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск". 3. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере. 4. Развитие инновационной среды и информационного сопровождения инновационной деятельности в регионе. 5. Создание web-ориентированной инфраструктуры информационно-технологической поддержки региональной инновационной
системы. +-------------------------------+------------------------+-------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ | Цель и задачи Программы | Наименование целевого | Источник | Фактичес-кое | Изменение значения целевого | Целевое | | | показателя | определения | значение | показателя | значение | | | | значения целевого | целевого | по годам реализации | целевого | | | | показателя | показате-ля | | показателя при | | | | | на | | окончании | | | | | 1 января | | реализации | | | | | 2010 г. | | Программы | +-------------------------------+------------------------+-------------------+--------------+-------+-------+-------+------++----------------+ | | | | | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | | +-------------------------------+------------------------+-------------------+--------------+-------+-------+-------+-------+----------------+ | Цель: | Рост объема | Статистические | 9160 | 15 | 30 | 50 | 75 | 16000 | | повышение эффективности | инновационной | данные, | млн. руб. | | | | | млн. руб. | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|