Расширенный поиск
Постановление Законодательной Думы Томской области от 25.10.2012 № 643 ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25.10.2012 N 643
г. Томск
Утратило силу - Постановление Законодательной Думы Томской области
от 26.03.2015 № 2580
О внесении изменений в постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О Стратегии развития Томской области до 2020 года"
Рассмотрев проект постановления "О внесении изменений в постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N
2539 "О Стратегии развития Томской области до 2020 года", внесенный Губернатором Томской области,
Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в постановление Государственной Думы Томской области от 27 октября 2005 года N 2539 "О Стратегии развития Томской области до 2020 года" следующие изменения: 1) наименование постановления изложить в следующей редакции: "О Стратегии социально - экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)"; 2) преамбулу постановления изложить в следующей редакции: "Рассмотрев проект Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), внесенный
Губернатором Томской области,"; 3) пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) согласно приложению."; 4) приложение к постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение к постановлению
Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с прогнозом до 2025 года)
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с прогнозом до 2025 года)
I. Оценка текущего уровня конкурентоспособности Томской области 1.1. Конкурентные преимущества Томской области
1.2. Факторы, ограничивающие развитие Томской области
1.3. Ключевые вызовы для развития Томской области
1.4. Перспективные возможности развития Томской области
II. Стратегическая цель развития Томской области до 2020 года
III. Среднесрочные цели и задачи развития Томской области до 2018 года Цель 1. Инновационная и конкурентоспособная экономика Цель 2. Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей Цель 3. Рациональное использование природного капитала
Цель 4. Развитая инфраструктура
Цель 5. Эффективная власть
IV. Стратегические приоритеты развития Томской области
V. Сбалансированное территориальное развитие Томской области
5.1. Формирование зон территориального развития
5.1.1. Юг Томской области - "Центр знаний и инноваций"
Зона территориального развития 1. "Центр образования, исследований и разработок" Зона территориального развития 2. "Развитие высокотехнологичных производств" Зона территориального развития 3. "Центр по развитию ядерных технологий Сибири" 5.1.2. Север Томской области - "Центр компетенции по добыче и переработке природных ресурсов" Зона территориального развития 4. "Развитие лесопромышленного комплекса" Зона территориального развития 5. "Развитие агропромышленного комплекса" Зона территориального развития 6. "Развитие ресурсного потенциала и запасов железной руды" Зона территориального развития 7. "Освоение запасов нефти и газа на правобережье р. Обь" 5.2. Оптимизация системы расселения Томской области
VI. Прогноз отдельных показателей развития Томской области до 2025 года
VII. Механизмы реализации и организация управления Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) Приложение 1. Оценка конкурентоспособности Томской области за период 2005-2010 годы. Приложение 2. Индикаторы стратегической, среднесрочных целей и
задач развития Томской области. Приложение 3. Организационная структура разграничения ответственности за достижение стратегической, среднесрочных целей и задач социально-экономического развития Томской области между кластерами управления. Стратегия социально-экономического развития Томской области
до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)
Стратегия социально-экономического развития Томской области до
2020 года (с прогнозом до 2025 года) (далее - Стратегия) определяет стратегические цели и задачи развития Томской области, а также основные направления их достижения на долгосрочную перспективу. Стратегия разработана с учетом следующих нормативных правовых актов: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р); Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537); Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р); основных положений отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня, указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих меры по реализации государственной политики в различных сферах социально-экономического развития Российской Федерации. Основу стратегического видения развития Томской области составляют: 1. Оценка текущего уровня конкурентоспособности Томской области. 2. Сбалансированное территориальное развитие Томской области.
3. Прогноз отдельных показателей развития Томской области.
I. Оценка текущего уровня конкурентоспособности Томской области На основе результатов стратегического анализа развития Томской
области (приложение 1) выявлены конкурентные преимущества, ограничивающие факторы, перспективные возможности и ключевые вызовы для развития Томской области.
1.1. Конкурентные преимущества Томской области
1.1.1. Развитый научно-образовательный комплекс
Доля научно-образовательного комплекса в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Томской области с 2007 года превышает 5%. В Томской области функционирует 10 учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, в том числе 6 государственных университетов, из них 2 национальных исследовательских, 11 НИИ, 6 институтов ТНЦ СО РАН, 6 институтов ТНЦ РАМН. Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ) являются ведущими высшими учебными заведениями Томской области и входят в список 13 лучших университетов Российской Федерации, а также в список 700 лучших университетов мира9(1). _________________________ (1) По данным рейтинга лучших университетов мира QS World University Ranking 2011/12 В Томских высших учебных заведениях ведется подготовка специалистов более чем по 300 специальностям, 60 из которых связаны с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России.
1.1.2. Качественные трудовые ресурсы
Доля населения с высшим образованием в общей численности лиц, занятых в экономике Томской области, в 2010 году составила 32%. Томская область по данному показателю заняла 12-е место в Российской Федерации. Самая высокая среди всех субъектов Российской Федерации концентрация научных сотрудников высшей квалификации, которая обусловлена наличием в Томской области более 5 тысяч докторов и кандидатов наук. Патентная активность в Томской области вдвое превышает среднюю
по Российской Федерации. В 2010 году патентная активность в Томской области составила 5,52% в среднем по Российской Федерации - 2,85%.
1.1.3. Богатые природные ресурсы
Прогнозные запасы нефти и газа с учетом потенциала правобережья р. Обь оцениваются на уровне 1 млрд. тонн нефти и 1 трлн. куб. м. газа. Расчетная лесосека Томской области составляет 41 млн. куб. м.
На государственный баланс ресурсов поставлено 2,7 млрд. тонн прогнозных ресурсов железной руды категории Р1. Разведанные запасы
железной руды оцениваются в 28,7 млрд. тонн. Прогнозные запасы руды оцениваются в 110 млрд. тонн. Запасы 28 промысловых диких животных оцениваются в объеме 1 135 тыс. особей, 38 промысловых видов птиц - в объеме 5 656 тыс. особей, 14 видов рыб - 12 тыс. тонн в год.
1.2. Факторы, ограничивающие развитие Томской области
1.2.1. Относительно низкий уровень доходов населения
Рост реальных доходов населения Томской области в 2010 году ниже роста реальных доходов населения в среднем по Российской Федерации на 1,7 п.п. (Томская область - 103,4%, Российская Федерация - 105,1%, в 2005 году - 110,8% и 112,4 % соответственно). Межотраслевая дифференциация по уровню оплаты труда в Томской области в 2010 году составила 4,4 раза, межтерриториальная - 3,1 раза (в 2005 году - 7,3 раза и 4,4 раза соответственно).
1.2.2. Ограниченный доступ к капиталу
Недостаток привлекательных объектов для инвестиций, недостаточный уровень развития инвестиционной среды и низкая активность стратегических инвесторов. Низкая доступность финансовых ресурсов для компаний малого и среднего бизнеса - 38-ое рейтинговое место5(2) (из 40 возможных) в
Российской Федерации, географическая удаленность от центров принятия решений финансовых институтов. _________________________ 8(2) Данные исследовательского проекта «Предпринимательский климат
в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011», выполненного по заказу ОПОРЫ РОССИИ.
1.2.3. Неразвитость транспортной, энергетической и ИКТ-инфраструктуры Низкая плотность автомобильных дорог - в 2010 году Томская область заняла 71-е место в Российской Федерации по данному показателю (2005 год - 72-е рейтинговое место). Рост энергодефицитности территории до 44% в 2010 году (в 2005 году - 36%). Покрытие современными услугами связи не имеет 16% населенных пунктов Томской области (1,6% населения).
1.2.4. Зависимость экономики региона от конъюнктуры мировых цен на нефть Доля топливного сектора в структуре ВРП в 2010 году занимала 24% (2005 год - 35,4%). Доля топливного сектора в налоговых поступлениях в бюджет Томской области в 2010 году превышала 20% (2005 год - 41%).
1.3. Ключевые вызовы для развития Томской области
1.3.1. Замедление темпов экономического роста и необходимость обеспечения социальной стабильности, что является следствием кризисных явлений в мировой экономике. 1.3.2. Вступление России во Всемирную торговую организацию и усиление конкуренции на внутренних и внешних рынках. 1.3.3. Переход на энергосберегающие и ресурсоэффективные технологии, позволяющие удовлетворять растущие потребности в энергии и материалах.
1.4. Перспективные возможности развития Томской области
1.4.1. Совершенствование институциональной среды, направленное
на формирование благоприятного бизнес-климата и снятие барьеров для экономического роста. 1.4.2. Эффективное освоение природных ресурсов и создание центра компетенции по их добыче и переработке. 1.4.3. Реализация комплексных проектов модернизации, обеспечивающих вывод высокотехнологичной продукции (услуг) компаний на мировой рынок, одним из которых является создание в Томской области Центра образования, исследований и разработок. 1.4.4. Выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и власти (согласование интересов, координация усилий и консолидация ресурсов при выработке и реализации социально-экономической политики).
II. Стратегическая цель развития Томской области до 2020 года
Стратегическая цель развития Томской области - высокий уровень
благосостояния населения и стандартов качества жизни через: 1. Создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий
уровень доходов населения. 2. Превращение Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха. Исходя из этой цели, сформирован образ будущего Томской области в 2020 году: Томская область - один из наиболее динамично развивающихся регионов России со средним уровнем доходов на душу населения не менее 33,2 тыс. рублей в месяц (в текущих ценах по реалистичному сценарию развития). Томская область - одно из наиболее привлекательных в России мест для жизни, работы, получения образования, отдыха и воспитания
детей. Качественное образование, медицинское обслуживание, доступные культурные блага, благоустроенное жилье, высокий уровень
безопасности, чистая окружающая среда формируют благоприятные условия для жизни, отдыха и воспитания детей. Обширные возможности
для самореализации и раскрытия творческого потенциала предоставляют лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. Томская область - один из наиболее активных участников международных экономических отношений, участвующий в обмене знаниями, людьми, продуктами и капиталами на международных рынках.
Благоприятные условия жизни и ведения бизнеса делают Томскую область привлекательной для внешних и внутренних инвесторов. Томская область - один из наиболее конкурентоспособных регионов России, максимально эффективно использующий имеющиеся конкурентные преимущества. Реализация проекта по созданию Центра образования, исследований и разработок (Юг области), эффективное освоение природных ресурсов и создание центра компетенции по их добыче и переработке (Север области) позволят обеспечить сбалансированное территориальное развитие и выход региона на международные рынки высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг. Ожидаемыми результатами достижения стратегической цели развития Томской области в 2020 году (к уровню базового 2005 года)
являются: рост валового регионального продукта Томской области в 4,6 раз
до 703,4 тыс. рублей на душу населения (к 2025 году в 6,8 раза до 1041,1 тыс. рублей); рост среднедушевых денежных доходов населения Томской области в 4,1 раза до 33,2 тыс. рублей (к 2025 году в 6 раз до 48,8 тыс. рублей); рост ожидаемой продолжительности жизни населения Томской области с 65 до 72,2 лет (к 2025 году до 75 лет). Реализация стратегической цели развития Томской области требует достижения следующих целей в среднесрочной перспективе: 1. Инновационная и конкурентоспособная экономика.
2. Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей. 3. Рациональное использование природного капитала.
4. Развитая инфраструктура.
5. Эффективная власть.
III. Среднесрочные цели и задачи развития Томской области до 2018
года
Цель 1. Инновационная и конкурентоспособная экономика
Инновации, являясь источником развития конкурентоспособной экономики, создают основу для последующего экономического роста и повышения благосостояния населения региона в целом и каждого жителя Томской области в частности. Формирование благоприятного инвестиционного климата, развитие высокотехнологичных производств,
повышение уровня производительности труда являются необходимыми условиями повышения конкурентоспособности и инновационной активности организаций Томской области, их выхода на мировые рынки.
Ожидаемые результаты достижения обозначенной цели к 2018 году (к уровню базового 2005 года) (индикаторы стратегической, среднесрочных целей и задач развития Томской области по годам реализации Стратегии представлены в приложении 2): рост выработки на одного занятого в экономике в 4 раза до 1,3 млн. рублей; рост ВРП к уровню 2005 года (в сопоставимых ценах) в 1,5 раза,
что составит 657 млрд. рублей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.1. Сформировать благоприятный инвестиционный климат и содействовать интернационализации экономики Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в 10,8 раза до 201,9 тыс. рублей; улучшение рейтинговых позиций Томской области по оценке инвестиционной привлекательности (инвестиционный потенциал, инвестиционный риск) (Эксперт РА); рост объема экспорта (за исключением топливно-энергетических товаров) на 4,5% до 625,8 млн. дол. США; рост объема иностранных инвестиций в расчете на душу населения
в 4,4 раза до 277,7 дол. США.
1.2. Содействовать повышению конкурентоспособности и инновационной активности организаций Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг с 7% до 30%; рост объема средств, полученных организациями на исследования и разработки, в 4 раза до 16,5 млрд. рублей.
1.3. Содействовать развитию высокотехнологичных производств и кластеров Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): формирование высокотехнологичных кластеров - 10 единиц;
создание и модернизация не менее 135 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
1.4. Стимулировать предпринимательскую активность населения
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2008 года4(3)): _________________________ 8(3) За базовый принят 2008 год, т.к. принят Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» рост количества малых (включая микро) и средних предприятий в расчете на 1000 человек населения на 18,7% до 17,8 единиц; рост оборота малых (включая микро) и средних предприятий в 3,2
раза до 387,2 млрд. рублей; рост доли занятых в малых (включая микро) и средних предприятиях в общей численности занятых в экономике с 20,1% до 22,3%. 1.5. Содействовать развитию сбалансированного и эффективного рынка труда Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост доли работающих с высшим, средним и начальным профессиональным образованием в общей численности занятых в экономике с 71,4% до 78,4%; положительная динамика показателя "Доля организаций-респондентов, удовлетворенных качеством подготовки кадровых ресурсов научно-образовательным комплексом Томской области" (2010 год - 61,1%); снижение уровня общей безработицы с 10,5% до 7%.
Цель 2. Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей Благоприятные условия для жизни, работы и отдыха населения на территории Томской области являются важнейшим фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала. Превращение человеческого капитала в основной производительный и социальный фактор развития современного общества обусловило необходимость формирования новых приоритетов развития, направленных на создание условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала населения. Качественное образование, медицинское обслуживание, доступность благоустроенного жилья, высокий уровень безопасности населения, безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями являются необходимыми условиями развития человеческого потенциала, его профессионального и социального роста.
Ожидаемые результаты достижения обозначенной цели к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост индекса качества жизни8(4) с 0,668 до 0,742;
_________________________ 8(4) Индекс качества жизни включает в себя следующие индикаторы: - отношение душевых денежных доходов к прожиточному минимуму;
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- уровень занятости населения;
- ожидаемая продолжительность жизни;
- младенческая смертность на 1000 рождений;
- число учащихся профессиональных учебных заведений всех видов
на 10 тыс. населения; - обеспеченность врачами на 10 тыс. населения;
- обеспеченность жильем;
- доля жилого фонда, оборудованного канализацией;
- число телефонов на 100 семей;
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на душу населения;
- число убийств на 100 тыс. населения.
снижение уровня бедности до 15,7%.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 2.1. Обеспечить устойчивый рост денежных доходов населения
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,5 раза; рост номинальной начисленной заработной платы работников в 5 раз до 47 тыс. рублей; снижение среднегодового уровня прироста инфляции с 12,3% до 4,7%. 2.2. Обеспечить сохранение и укрепление здоровья населения
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост коэффициента естественного прироста на 1000 человек населения от "-" 3,8 до "+" 0,5; снижение уровня смертности от управляемых причин (заболеваемости) на 100 тыс. населения на 13% до 1061,4 случаев; рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2,2 раза.
2.3. Повысить качество образования и содействовать раскрытию творческого потенциала населения Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): положительная динамика показателя "Доля населения, положительно оценивающего уровень дошкольного, среднего и профессионального образования"; положительная динамика показателя "Доля предпринимателей, удовлетворенных качеством образовательных услуг в Томской области"
(2010 год - 67,56%); рост индекса участия населения в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, в 1,8 раза до 2,5 единиц на жителя.
2.4. Сформировать качественную градостроительную среду
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост индекса качества градостроительной среды6(5) от 0,976 (в 2010 году) до 1,042; _________________________ 8(5) Индекс качества градостроительной среды включает в себя следующие индикаторы: - инвестиции в основной капитал на душу населения;
- уровень обеспеченности населения объектами транспортной инфраструктуры; - уровень обеспеченности населения объектами коммунальной инфраструктуры; - уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры; - уровень обеспеченности населения жильем.
рост обеспеченности жильем в 1,2 раза до 24,0 кв. м на человека. 2.5. Обеспечить безопасность населения
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): устойчивая динамика сокращения показателя "Количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек" (2010 год - 2781,9 единиц); положительная динамика показателя "Доля населения, которое чувствует себя в безопасности на территории Томской области" (2010
год - 62,9%).
Цель 3. Рациональное использование природного капитала
Богатые природные ресурсы являются одним из конкурентных преимуществ Томской области. Рациональное использование природного
капитала является важным условием создания благоприятной среды обитания человека, сохранения здоровья населения, повышения продолжительности жизни. Сохранение природного капитала для будущих поколений, предотвращение чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, которая ставит под угрозу способность природных ресурсов
к возобновлению, реализация проектов по утилизации бытовых отходов
являются важными факторами сбалансированного развития экономики и формирования высокого качества жизни населения.
Ожидаемые результаты достижения обозначенной цели к 2018 году (к уровню базового 2005 года): снижение объема загрязнений на единицу ВРП в 1,6 раза до 1,9 тыс. тонн/млрд.руб. снижение энергоемкости ВРП в 3,2 раза (к уровню 2007 года) до 0,009 т.у.т./тыс. рублей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 3.1. Обеспечить рациональное использование природных ресурсов
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост соотношения прироста запасов к добыче нефти до 100%;
рост соотношения прироста запасов к добыче газа до 40%;
рост доли использования расчетной лесосеки в 2,7 раза до 22%.
3.2. Обеспечить повышение энергоэффективности экономики региона Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост доли энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, от 0 до 0,07%; рост объема реализации потенциала энергосбережения Томской области от 0 до 1633 т.у.т.
3.3. Повысить качество окружающей среды
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ от общего количества загрязняющих веществ, подлежащих очистке, в 1,2 раза до 81%; рост доли объема отходов производства, вовлекаемых во вторичное использование, от общего объема образованных отходов в 1,3 раза до 50%; рост доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения) повысился, в 2,5 раза (к уровню 2010 года) до 43,5%.
3.4. Повысить уровень экологической культуры населения и хозяйствующих субъектов Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост количества проведенных общественных мероприятий экологического характера в 1,4 раза до 650 единиц; рост доли организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в пределах установленных нормативов воздействия на окружающую среду до 92%.
Цель 4. Развитая инфраструктура
Высокое качество жизни населения региона - это, прежде всего, качественная инфраструктура и современные коммуникации. Формирование полноценной автодорожной сети, развитие всех видов транспорта, включая малую авиацию и речной транспорт (на условиях частно-государственного партнерства), формирование рынка логистических услуг, интегрирование дорожной сети Томской области в опорный транспортный каркас России будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, мобильности трудовых ресурсов, улучшению условий жизни, развитию отраслей экономики и интеграции северных и южных территорий Томской области. Развитие информационно-коммуникационных технологий приобретает
первостепенную роль в развитии инноваций, повышении производительности труда, конкурентоспособности и диверсификации экономики, стимулировании деловой активности населения. Опережающее развитие инженерной инфраструктуры, газификация территории Томской области - необходимые условия повышения эффективности экономики региона в целом.
Ожидаемые результаты достижения обозначенной цели к 2018 году (к уровню базового 2005 года): открытие международных авиарейсов - 24 единицы;
рост протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием на 20,5% до 4420 км; рост протяженности введенных в эксплуатацию газораспределительных сетей в 3,8 раза до 3000 км; улучшение рейтинговой позиции Томской области по индексу готовности к информационному обществу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 4.1. Обеспечить развитие транспортной системы и рост транзитного потенциала территории Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): снижение доли населенных пунктов, не обеспеченных регулярным транспортным сообщением в Томской области (дорогами с твердым покрытием), с 37,5% в 2010 году до 34,2%. рост интенсивности движения воздушных судов в 1,3 раза до 4170
вылетов в год.
4.2. Обеспечить развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост объема потребления электроэнергии в 1,2 раза до 10,2 млрд. кВт. ч.; сокращение потерь воды в процессе производства и транспортировки до потребителей с 32,6% до 28%; рост уровня благоустройства жилищного фонда (приложение 2).
4.3. Обеспечить развитие информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): увеличение доли населения Томской области, обеспеченного современными видами связи (сотовая связь, широкополосный доступ в Интернет, цифровое телевидение) (приложение 2); положительная динамика показателя "Удельный вес домашних хозяйств, пользующихся преимуществами получения услуг в электронной форме, в общем числе домашних хозяйств".
4.4. Обеспечить развитие коммерческой инфраструктуры
Ожидаемые результаты к 2018 году (к уровню базового 2005 года): рост площади объектов коммерческой инфраструктуры (офисной, торговой, производственной, складской); снижение среднего размера ставки арендной платы за площади объектов коммерческой инфраструктуры (офисной, торговой, производственной, складской).
Цель 5. Эффективная власть
Эффективная деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Томской области является значимым фактором достижения высокого уровня благосостояния населения и динамичного развития экономики. Совершенствование институтов и механизмов взаимодействия органов власти, бизнеса и структур гражданского общества, обеспечение активного участия населения в выработке важнейших решений являются ключевыми направлениями развития общества, обеспечивающими общественно-политическую стабильность. Снижение административных барьеров и уровня коррупции, развитие сети многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг населению, рост эффективности бюджетных расходов, развитие кадрового потенциала государственной гражданской и муниципальной службы обеспечивают в целом повышение эффективности государственного и муниципального управления в Томской области.
Ожидаемые результаты достижения обозначенной цели к 2018 году (к уровню базового 2005 года): улучшение рейтинговой позиции Томской области по результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 5.1. Обеспечить эффективность и открытость деятельности
Ожидаемые результаты к 2018 году:
рост доли расходов консолидированного бюджета Томской области,
формируемых программно-целевым методом, в общем объеме расходов консолидированного бюджета к 2018 году до 85% (2010 год - 35,7%); положительная динамика показателя "Доля населения, удовлетворенного деятельностью государственных органов исполнительной власти Томской области, в том числе информационной открытостью" (2010 год - 55,5% и 34,1% соответственно); рост доли государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, использующих базовые государственные информационные ресурсы, ведомственные информационные системы, к 2018 году до 75% (в 2010 году - 8%).
5.2. Содействовать развитию гражданского общества
Ожидаемые результаты к 2018 году:
положительная динамика показателя "Количество общественных и религиозных организаций" (2010 год - 1121 единиц); устойчивая динамика сокращения показателя "Количество протестных акций" (2010 год - 172 единиц).
5.3. Обеспечить развитие кадрового потенциала
Ожидаемые результаты к 2018 году:
рост доли государственных гражданских и муниципальных служащих
Томской области, ежегодно проходящих обучение по программам дополнительного профессионального образования, от общей численности государственных гражданских и муниципальных служащих Томской области к 2018 году до 33,4%; рост доли лиц, назначенных на должности государственной гражданской службы Томской области по конкурсу и из кадровых резервов, сформированных на конкурсной основе, от общего количества назначенных на должности государственной гражданской службы к 2018
году до 65% (2010 год - 63,3%).
IV. Стратегические приоритеты развития Томской области
Стратегические приоритеты развития Томской области определены в отраслях экономики и социальной сферы региона с учетом приоритетов государственной политики Российской Федерации, стратегической цели развития Томской области, направленной на достижение высокого уровня благосостояния населения. При оценке приоритетных секторов развития экономики и социальной сферы Томской области использовались следующие факторы: 1) Привлекательность сектора для развития Томской области: потенциал роста отрасли до 2025 года (к уровню 2010 года); влияние
на развитие других секторов и территорий региона. 2) Наличие условий (возможность их создания) на территории Томской области для развития сектора: соответствие требованиям к инфраструктуре и ресурсной обеспеченности; доступ к поставщикам и потребителям.
Нефтегазовая промышленность 1) Привлекательность развития нефтегазовой промышленности для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом выручки продукции в 3 раза до 450 млрд. рублей; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 3,8 раза до 23,7 млн. рублей на человека; прогнозируемым приростом численности занятых на 2 тыс. человек
до 13 тыс. человек. 2) Наличие условий для развития:
ресурсный потенциал - прогнозные запасы нефти и газа с учетом потенциала правобережья р. Обь оцениваются на уровне 1 млрд. тонн нефти и 1 трлн. куб. м. газа; развитая производственная и социальная инфраструктура в районах нефтедобычи; наличие единственного за Уралом учреждения среднего профессионального образования, осуществляющего опережающую подготовку специалистов по обслуживанию линейных трубопроводов; наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ (далее - НИОКР).
Фармацевтическая и биотехнологическая промышленность
1) Привлекательность развития фармацевтической и биотехнологической промышленности для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом выручки продукции в 6,1 раза до 26,2 млрд. рублей; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 2,9 раза до 2,6 млн. рублей на человека; прогнозируемым приростом численности занятых на 1 тыс. человек
до 3 тыс. человек; приоритезацией отрасли Правительством Российской Федерации как
наиболее социально-значимой. 2) Наличие условий для развития:
наличие 2-х производственных площадок крупнейших российских производителей фармацевтической продукции; развитие инновационной инфраструктуры в регионе (особая экономическая зона технико-внедренческого типа в г. Томске (далее - ОЭЗ ТВТ), технологическая платформа "Медицина будущего", территориальный кластер "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области"); наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР.
Нефтехимическая промышленность
1) Привлекательность развития нефтехимической промышленности для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом выручки продукции в 4,7 раза до 55,2 млрд. рублей; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 3,8 раза до 2,3 млн. рублей на человека; прогнозируемым сохранением численности занятых на уровне 7 тыс. человек. 2) Наличие условий для развития:
рост мирового спроса на полипропилен, полиэтилен высокого давления и метанол; наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР; наличие специализированных структур НИОКР (ООО "НИОСТ").
Агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, пищевая промышленность) 1) Привлекательность развития агропромышленного комплекса для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом выручки продукции в 3,6 раза до 124,7 млрд. рублей; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 3,6 раза до 1,9 млн. рублей на человека; прогнозируемым сохранением численности занятых на уровне 40 тыс. человек; повышением уровня обеспеченности региона основными продуктами питания; обеспечением самозанятости и повышением доходов населения в сельской местности региона. 2) Наличие условий для развития:
ресурсный потенциал - наличие достаточного количества природных растительных ресурсов для организации сбора и переработки дикоросов в промышленных масштабах, рыбных ресурсов для развития рыбопереработки, сельскохозяйственных угодий для увеличения кормовой базы животноводства, а также наличие высокого генетического потенциала и уровня селекционно-племенной работы в животноводстве; наличие стабильно растущего внутрирегионального спроса на продукцию животноводства; развитие информационно-консультационной системы АПК как трансфера инноваций в производство; наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР.
Машиностроение (электротехника и приборостроение, производство
машин и оборудования) 1) Привлекательность развития машиностроения для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом выручки продукции в 4,2 раз до 84 млрд. рублей; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 3,4 раза до 1,6 млн. рублей на человека; прогнозируемым приростом численности занятых на 2 тыс. человек
до 21 тыс. человек; наличием современных машиностроительных производств.
2) Наличие условий для развития:
рост спроса на продукцию вследствие инновационного развития отраслей-потребителей; развитие инновационной инфраструктуры в регионе: ОЭЗ ТВТ, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие создание и развитие наукоемких производств; наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР.
Производство ядерных материалов
1) Привлекательность развития производства ядерных материалов для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом выручки продукции в 2,8 раз до 28 млрд. рублей; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 4,3 раза до 1,6 млн. рублей на человека. 2) Наличие условий для развития:
наличие растущего спроса на ядерное топливо, строительство АЭС
в России и за рубежом; наличие необходимой территории (ЗАТО Северск), отвечающей требованиям по безопасному размещению ядерных производств (производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическим требованиям); наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР.
Здравоохранение
1) Приоритетность развития отрасли здравоохранения для социально-экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: направленностью государственной политики на сохранение и укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 4,1 раза до 1,4 млн. рублей на человека; прогнозируемым приростом численности занятых на 1,5 тыс. человек до 34 тыс. человек; прогнозируемым увеличением продолжительности жизни населения региона до 75 лет; необходимостью повышения качества жизни населения с позиции состояния здоровья населения; возможностью реализации высокотехнологичных видов медицинской помощи на российском рынке медицинских услуг. 2) Наличие условий для развития:
развитая сеть учреждений здравоохранения, обеспечивающая необходимую этапность оказания медицинской помощи; высокая адаптивность системы здравоохранения к появлению инновационного оборудования, материалов и технологий; наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР.
Строительный комплекс
1) Привлекательность развития строительного комплекса для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом объема строительных работ и услуг до 118,3 млрд. рублей; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 3,1 раз до 1,3 млн. рублей на человека; прогнозируемым приростом численности занятых на 6 тыс. человек
до 42 тыс. человек; прогнозируемым вводом в действие жилья до 1317,2 тыс. кв. м.
2) Наличие условий для развития:
материально-техническая база: основные фонды - 117,2 млн. рублей; инвестиции на развитие материально-технической базы - 3941,2 млн. рублей ежегодно; инвестиционные возможности населения по приобретению жилья на первичном рынке - 2,26 лет, на вторичном рынке - 2,4 лет; наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР.
Научно-образовательный комплекс
1) Привлекательность развития научно-образовательного комплекса для социально-экономического развития Томской области до
2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом доли внутренних затрат на исследования и
разработки в валовом региональном продукте Томской области с 2,1% до 7% (к 2020 году); прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 3,9 раза до 1,2 млн. рублей на человека; прогнозируемым приростом численности занятых на 1,7 тыс. человек до 59 тыс. человек; стабильным ростом объемов финансирования научно-образовательной деятельности и высокой долей внебюджетного финансирования научной деятельности (53%); созданием ежегодно около 30 инновационных организаций и 1,5 тыс. рабочих мест. 2) Наличие условий для развития:
сетевое взаимодействие учреждений общего, начального и среднего профессионального образования с высшими учебными заведениями; вхождение региона в пятерку регионов-лидеров в России по числу
студентов в расчете на 10 тыс. населения; развитие Консорциума томских университетов и научных организаций для генерации знаний и инноваций за счет обеспечения международной и национальной конкурентоспособности образовательных
программ, исследований и разработок по наиболее актуальным для России и Томской области направлениям; обеспечение в перспективе инновационного и технологического лидерства по прорывным направлениям Центра образования, исследований и разработок через опережающую коммерциализацию научно-технических разработок и инновационных решений с выводом высокотехнологичной продукции на мировой рынок.
Лесопромышленный комплекс (лесное хозяйство, обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство): 1) Привлекательность развития лесопромышленного комплекса для экономического развития Томской области до 2025 года обусловлена: прогнозируемым ростом выручки продукции в 8,5 раз до 30 млрд. рублей, что позволит обеспечить 15% производства плиты ДСП и 30% производства МДФ в целом по России; прогнозируемым ростом выработки на одного занятого в 3,6 раза до 1,0 млн. рублей на человека; прогнозируемым приростом численности занятых на 3 тыс. человек
до 24 тыс. человек; обеспечением развития отдаленных, лесных районов Томской области. 2) Наличие условий для развития:
ресурсный потенциал - расчетная лесосека - 41 млн. куб. м., в том числе в транспортной доступности более 10 млн. куб. м; рост спроса на продукцию лесопромышленного комплекса (прогнозируемый ежегодный темп роста экспорта продукции Томской области - 6,7%, в целом по России - 6,3%); внедрение современных технологий по глубокой, комплексной переработке древесного сырья; наличие квалифицированных кадровых ресурсов;
поддержка отрасли со стороны научно-образовательного комплекса
региона в сфере подготовки кадров и выполнения НИОКР.
V. Сбалансированное территориальное развитие Томской области
5.1. Формирование зон территориального развития
Формирование зон территориального развития, как в районах освоения сырьевых ресурсов, так и в районах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала Томской области, является одним из важных инструментов совершенствования пространственной организации и решения проблем социально-экономического развития региона и расположенных на его территории муниципальных образований.
5.1.1. Юг Томской области - "Центр знаний и инноваций"
Основу экономики Юга Томской области "Центра знаний и инноваций" составляют: научно-образовательный комплекс, высокотехнологичные и инновационные производства (электротехника и
приборостроение, атомная промышленность, газонефтехимический и медико-фармацевтический секторы, информационные технологии). Перспективное размещение производств на данной территории позволяет выделить 3 зоны территориального развития: Зона территориального развития 1. "Томск - Центр образования, исследований и разработок" (г. Томск, ЗАТО Северск, Томский район). Зона территориального развития 2. "Развитие высокотехнологичных производств" (г. Томск, ЗАТО Северск, Томский район). Зона территориального развития 3. "Центр по развитию ядерных технологий Сибири" (г. Томск, ЗАТО Северск, Томский район).
Зона территориального развития 1. "Центр образования, исследований и разработок" Характеристика зоны территориального развития
Основная цель - создание Центра образования, исследований и разработок на уже имеющейся университетской, исследовательской и инновационной базе Томской области за счет формирования пояса инновационных компаний, привлечения бизнеса и дополнения имеющейся
среды необходимыми элементами инновационной, сопутствующей транспортной и социальной инфраструктуры, динамичное развитие которых должно обеспечить формирование Томской агломерации (г. Томск, Томский район, ЗАТО Северск).
Для развития зоны предполагается:
развитие инновационной (ОЭЗ ТВТ создание дополнительных элементов, в том числе с использованием механизмов кластерного развития, промышленных и индустриальных парков), социальной (строительство жилищного комплекса, университетских кампусов) и транспортной инфраструктуры (модернизация аэропорта, открытие международного терминала, завершение строительства дорог, обеспечивающих доступность объектов ОЭЗ ТВТ, присвоение региональным дорогам статуса федеральных, скоростное железнодорожное сообщение Томск-Новосибирск).
Сроки и этапы реализации:
2011 - 2015 годы (первый этап) - привлечение и освоение инвестиций: развитие научно-образовательного парка, университетского кампуса, инновационной инфраструктуры, транспортной и социальной инфраструктуры, укрепление среды взаимодействия институтов инновационной направленности, включающее
привлечение в Томскую область крупных компаний, развитие потенциала томского научно-образовательного комплекса, непрерывное и многоуровневое образование, инновационное предпринимательство; 2016 - 2020 годы (второй этап) - масштабирование инновационной
деятельности: достижение инновационного и технологического лидерства по приоритетным направлениям модернизации экономики России.
Ожидаемые результаты к 2020 году (к уровню базового 2005 года): формирование условий для повышения качества жизни и работы населения; увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки
в ВРП Томской области с 1,3% до 7%; рост количества инновационных организаций в 4 раза до 950 единиц; увеличение количества центров исследований и разработок в организациях с 3 до 25 единиц. Зона территориального развития 2. "Развитие высокотехнологичных производств" Характеристика зоны территориального развития
Основная цель - создание и развитие высокотехнологичных компаний0(6), обеспечивающих производство продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. _________________________ (6) В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р) к высокотехнологичным секторам экономики относятся: авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии. Для развития зоны предполагается:
Стимулирование создания и развития высокотехнологичных производств посредством формирования кластеров, промышленных и индустриальных парков, взаимодействия с другими зонами территориального развития, включая дополнительные механизмы продвижения продукции на внутреннем и мировых рынках.
Сроки и этапы реализации:
2011 - 2015 годы (первый этап) - модернизация и техническое перевооружение действующих производств (электротехника и приборостроение, газонефтехимический и медико-фармацевтический секторы, информационные технологии), развитие производственной и инженерной инфраструктуры; 2016 - 2020 годы (второй этап) - создание новых высокотехнологичных производств, в первую очередь, в приоритетных видах экономической деятельности, развитие производственной и инженерной инфраструктуры.
Ожидаемые результаты к 2020 году (к уровню базового 2005 года): создание новых высокотехнологичных производств - не менее 10 единиц; создание и модернизация не менее 118 тыс. рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики; рост объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг Томской области на 20%; доля продукции, произведенной высокотехнологичными секторами экономики, в общем объеме промышленной продукции - не менее 25%.
Зона территориального развития 3. "Центр по развитию ядерных технологий Сибири" Характеристика зоны территориального развития Основная цель - производство топлива для атомных электростанций, производство радиофармпрепаратов, развитие атомной
энергетики, ядерных медицинских технологий, подготовка кадров для атомной энергетики и промышленности.
Для развития зоны предполагается:
Строительство Северской АЭС8(7), высокотехнологичного центра медицинской радиологии, создание исследовательского центра по разработке новых видов топлив для АЭС и опытное производство ядерного топлива для реакторов на быстрых нейтронах, создание отраслевого центра по конверсии урана, научно-образовательного центра Государственной корпорации "Росатом" на базе физико-технического института НИ ТПУ. _________________________ 8(7) предусмотрено Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 №215-р).
Сроки и этапы реализации:
2012 - 2016 годы (первый этап) - создание отраслевого центра по конверсии урана, центров высокотехнологичных услуг в области ядерной медицины, научно-образовательного центра государственной корпорации "Росатом"; начало создания исследовательского центра по
разработке новых видов топлив для АЭС и опытного производства ядерного топлива для реакторов на быстрых нейтронах; начало строительства высокотехнологичного центра медицинской радиологии; 2016 - 2020 годы (второй этап) - ввод в эксплуатацию первого энергоблока Северской АЭС, высокотехнологичного центра медицинской
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|