Расширенный поиск
Закон Владимирской области от 04.11.2000 № 73-ОЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
Об областной целевой программе привлечения иностранных инвестиций
на территорию области
(В редакции Закона Владимирской области от 09.09.2003 № 82-ОЗ)
Принят Законодательным Собранием области 25 октября 2000 года Статья 1. Утвердить областную целевую программу привлечения иностранных инвестиций на территорию области согласно приложению. Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования. И.о. главы администрации
Владимирской области В.Веретенников г.Владимир 4 ноября N 73-ОЗ
Приложение к Закону Владимирской области от 04.11.2000г. N 73-ОЗ
ПРОГРАММА
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИЮ ОБЛАСТИ
г. ВЛАДИМИР 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Областная целевая программа привлечения
программы иностранных инвестиций на территорию области
Основание Концепция долгосрочной программы развития
разработки внешнеэкономической деятельности Владимирской
программы области до 2005 года (Постановление главы
администрации области от 25.03.1998г. N175) Государственный Администрация Владимирской области заказчик Разработчик Департамент внешних экономических связей
администрации Владимирской области
Правовая основа Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 09.07.1999г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1995г. N 1016), Закон Владимирской области от 30.04.1999г. N 21-ОЗ "О прогнозировании и программах социально- экономического развития Владимирской области", Закон Владимирской области от 18.05.1999г. N 27-ОЗ "О дополнительных льготах организациям, реализующим инвестиционные проекты с участием иностранных инвестиций в приоритетных отраслях народного хозяйства", Концепция долгосрочной программы развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области до 2005 года (Постановление главы администрации области от 25.03.1998г. N 175) Цели и задачи ЦЕЛЬ программы Стимулирование притока иностранных инвестиций как фактора, способствующего стабилизации социально-экономического положения области.
ЗАДАЧИ 1.Повышение инвестиционной привлекательности Владимирской области на основе формирования благоприятного инвестиционного климата.
2.Создание правовых и организационных механизмов привлечения, приема и использования иностранных инвестиционных ресурсов.
3.Создание условий, нацеливающих отечественных предпринимателей на поиск инвестиционных ресурсов.
4.Формирование развитой системы информационного обеспечения участников инвестиционного процесса.
5.Подготовка управленческих кадров в инвестиционной сфере, повышение качества менеджмента на предприятиях и эффективности использования трудового капитала.
Целевые показатели Увеличение объема иностранных инвестиций на Ожидаемые 10-15% ежегодно;
результаты Достижение 60% уровня от общероссийского показателя иностранных инвестиций на душу населения; рост числа работников на предприятиях с иностранными инвестициями на 4- 5% ежегодно.
Сроки и этапы 5 лет
реализации 1.Этап (2000-2001) - упорядочение механизма программы приема инвестиций, разработка и принятие ряда базовых нормативных документов. Подготовка кадров с параллельной проработкой организационных и методологических вопросов по основным направлениям программы.
2.Этап (2001-2004) - практическая реализация мероприятий, предусмотренных программой.
3. Этап (2004) - подведение итогов и определение стратегических перспектив дальнейшего развития, составление прогнозов, формирование программы привлечения инвестиций на следующий период.
Участники и Департамент внешних экономических связей исполнители (ДВЭС), управления: главное финансовое, основных экономическое, промышленности, инвестиционно- мероприятий строительных программ, информационно- программы компьютерный отдел (ИКО), органы местного самоуправления (по согласованию), Владимирский областной комитет государственной статистики (по согласованию), государственная налоговая инспекция по Владимирской области (по согласованию), Владимирская таможня (по согласованию), торгово-промышленная палата (ТПП) Владимирской области (по согласованию), комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ), научно-исследовательские и коммерческие организации (по согласованию).
Финансирование Средства областного бюджета в размере 1,3 работ млн.рублей. Контроль Глава администрации Владимирской области
2. ВВЕДЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1997 году в экономику области иностранными партнерами было инвестировано 20,6 млн. долларов США, в 1998г. - 199,2 млн. долларов США, в 1999г. - 44,5 млн. долларов США. Структурный статистический учет иностранных капиталовложений ведется в разрезе прямых, портфельных и прочих инвестиций1.
Таблица 1
Поступление иностранного капитала в экономику региона 1995-1999 гг. (млн. долларов США)2 +---------------------------------------------------+ ¦ ¦1995¦1996¦1997¦ 1998¦1999¦
+-------------------------+----+----+----+-----+----¦ ¦Инвестиции ¦7,8 ¦11,3¦20,6¦199,2¦44,5¦
+-------------------------+----+----+----+-----+----¦ ¦в том числе: ¦6,3 ¦11,3¦ 1,7¦ 39,4¦38,5¦
¦- прямые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+----+----+----+-----+----¦ ¦- портфельные ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 7,4 ¦0,5 ¦ +-------------------------+----+----+----+-----+----¦ ¦- прочие ¦1,5 ¦ - ¦18,9¦152,4¦5,5 ¦ +---------------------------------------------------+ На протяжении трех последних лет наибольшие объемы иностранного капитала были вложены в экономику области партнерами из Германии (в
1997г. - 93,8%, в 1998г. - 77,7%, 1999 - 61,3% от общего объема иностранных инвестиций). В 1999 году инвестиции из Германии составили
27,6 млн.долларов, США - 13,9 млн. долларов, Италии - 2,1 млн. долларов, Великобритании - 0,2 млн. долларов. Иностранные капиталовложения носят значимый характер для всей экономики и социальной сферы Владимирской области. В 1999 году около пятой части всех инвестиций в основной капитал имели не российское происхождение (см.Таблицу 2).
По данным Владимирского областного комитета государственной статистики в 1999 году осуществляли хозяйственную деятельность 69 предприятий с участием иностранного капитала (в 1998 - 82
предприятия). На предприятиях с иностранными инвестициями выпускается около шестой части всей промышленной продукции области, и занято около 3% от
всех работающих в промышленности области. Таблица 2 Иностранный капитал в экономике Владимирской области
в 1995-1999 гг.
+-------------------------------------------------------+ ¦Показатели ¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦
+------------------------------+----+----+----+----+----¦ ¦Удельный вес иностранных ¦1,8 ¦ 3,0¦ 5,3¦14,4¦20,3¦ ¦инвестиций в основной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦капитал в общем объеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестиций в основной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦капитал по области, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+----+----+----+----+----¦ ¦Удельные вес общего объема ¦1,0 ¦ 1,9¦ 4,1¦17,2¦15,7¦ ¦выпуска товаров и услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий с иностранными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестициями в общем объеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+----+----+----+----+----¦ ¦Удельный вес работников ¦1,0 ¦ 1,6¦ 1,7¦2,4 ¦ 2,9¦
¦предприятий с иностранными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестициями в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦численности занятых в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономике, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------+ По данным Владимирского областного комитета государственной статистики производительность труда на предприятиях с участием иностранного капитала в 2,4 раза больше чем на остальных промышленных
предприятиях. Заработная плата на этих предприятиях на 44% превышает среднюю по промышленности во Владимирской области.
Экономика Владимирской области является перспективным инвестиционным рынком, в 1998 и 1999 году Владимирская область вошла в
состав 20 субъектов РФ с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций (наиболее значимых для экономики) занимая 10 и 16 место соответственно. Для сравнения Владимирская область по объему иностранных инвестиций на душу населения уступает среднероссийскому уровню в 2,4 раза. (см.Таблицу 3)
Таблица 3
Иностранные инвестиции на душу населения
(в долларах США)
+------------------------------------------------------------+ ¦ Показатели ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦ +------------------------------------------+-----+-----+-----¦ ¦Россия ¦83,4 ¦80,0 ¦63,4 ¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----¦ ¦Центральный район ¦293,7¦234,7¦125,9¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----¦ ¦Владимирская область ¦12,6 ¦122,1¦27,4 ¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----¦ ¦Отношение показателя по Владимирской ¦15% ¦153% ¦43% ¦ ¦области к общероссийскому уровню ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------+ Основные проблемы в сфере инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала 1. Объемы капиталовложений остаются недостаточными для осуществления структурного и технологического обновления экономики области. Экономика области способна осваивать от 150 до 200 миллионов
долларов ежегодно. 2. Процесс инвестирования носит нерегулярный характер. Практически можно говорить лишь об одном крупном и нескольких средних
инвестиционных проектах на территории области.
3. Зарубежные инвестиции направляются в сырьевые отрасли региона и сферу первичной обработки в основном в рамках создания новых предприятий, а не финансирования существующих инвестиционных проектов
у действующих хозяйственных субъектов. 4. Из 282 зарегистрированных департаментом внешних экономических связей коммерческих организаций с иностранными инвестициями (на
01.06.2000г.) по данным областного комитета статистики функционирует
лишь каждая четвертая. 3. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Количество и качество поступающих инвестиций в экономику области определяются степенью привлекательности ее инвестиционного климата, что является комплексной характеристикой, включающей в себя совокупность политических, социально - экономических, социально - культурных, организационно - правовых и географических факторов, присущих области и определяющих, в конечном счете, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. 3.1. Структура интегральной оценки инвестиционной привлекательности Инвестиционная привлекательность области определяется наличием определенных мотивов (критериев), которыми руководствуется иностранный
инвестор при принятии инвестиционного решения с одной стороны, и региональными составляющими инвестиционной привлекательности, которые
могут регулироваться управленческим воздействием, с другой.
+--------------------------------------------------------------+ ¦ Критерии принятия ¦ Региональные составляющие ¦ ¦ инвестиционного решения ¦ инвестиционной привлекательности ¦ ¦ иностранным инвестором ¦ ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦1. Возможность получения ¦Структурно-отраслевая оценка ¦ ¦высокой отдачи на капитал ¦инвестиционной привлекательности ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦2. Доступ к новому емкому ¦Характеристика денежных доходов ¦ ¦рынку ¦населения и потребительского рынка¦
¦ ¦области ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦3.Доступ к относительно ¦Природные ресурсы, географическое ¦ ¦дешевым производственным, ¦положение, внутренняя ¦ ¦трудовым и информационным ¦инфраструктура, трудовой ¦ ¦ресурсам ¦потенциал, инновационный потенциал¦
+---------------------------+----------------------------------¦ ¦4.Благоприятный ¦Информационное обеспечение ¦ ¦инвестиционный имидж ¦инвестиционного процесса, ¦ ¦региона ¦маркетинг региона, уровень ¦ ¦ ¦подготовки инвестиционных проектов¦
¦ ¦предприятий ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦- Благоприятный правовой ¦Развитость законодательной базы, ¦ ¦режим ¦независимый и авторитетный ¦ ¦ ¦арбитражный суд, простота ¦ ¦ ¦регистрационных процедур, ¦ ¦ ¦развитость рыночных институтов ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦- Экономическая ¦Результаты хозяйственной ¦ ¦стабильность ¦деятельности предприятий, ¦ ¦ ¦структура регионального бюджета, ¦ ¦ ¦налоговая база ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦- Политическая стабильность¦Авторитетность местной власти, ¦
¦ ¦поляризация политических симпатий ¦ ¦ ¦населения ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦ - Получение дополнительных¦ Наличие регионального ¦ ¦доходов от наличия льгот ¦законодательства о дополнительных ¦ ¦ ¦льготах при осуществлении ¦ ¦ ¦инвестиционной деятельности ¦ +---------------------------+----------------------------------¦ ¦ - Безопасность ¦Уровень преступности с учетом ¦ ¦деятельности ¦тяжести преступлений ¦ +--------------------------------------------------------------+ 3.2 "Оценка существующих региональных составляющих инвестиционной привлекательности, характеристика основных проблем в сфере инвестиционной деятельности" 1. Структурно-отраслевая оценка инвестиционной привлекательности.
С целью выявления степени инвестиционной привлекательности отраслей промышленности Владимирской области был проведен анализ совокупности количественных и качественных характеристик отраслей за период 1997-1999 гг. Первые характеризуют динамику производственной, финансовой и трудовой активности в соответствующих отраслях. Вторые связаны с описанием маркетинговых особенностей отраслей (потенциальный
рынок сбыта, существующая конкуренция, география поставщиков и т.п.),
их экспортно-импортными возможностями. (см.Таблицу 4)
Таблица 4 Динамика показателей инвестиционной привлекательности отраслей
Владимирской области за 1997-1999 гг.
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦Доля отрасли¦Уровень загрузки¦Удельный вес¦Износ основных¦Величина¦Прибыль¦Рентабельность¦Капитальные¦Трудовые ресурсы¦Интегральная¦ ¦ ¦ в ВРП* ¦производственных¦ убыточных ¦ фондов ¦основных¦ ¦ по данным ¦ вложения ¦ (количество ¦ оценка ¦
¦ ¦ ¦ мощностей ¦ предприятий¦ ¦ фондов ¦ ¦инвестиционных¦ ¦ занятых) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ паспортов ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+------------+----------------+------------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+----------------+------------¦ ¦Промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отраслям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Электроэнергетика ¦ - ¦ + ¦- ¦ + ¦ - ¦- ¦ - ¦ + ¦ + ¦4-5 ¦ ¦Топливная ¦ + ¦ + ¦- ¦ - ¦ - ¦- ¦ + ¦ + ¦ + ¦5-4 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Цветная металлургия ¦++ ¦ + ¦++ ¦ - ¦ + ¦+ ¦ ++ ¦ + ¦ + ¦11-1 ¦ ¦Химическая ¦++ ¦ + ¦++ ¦ - ¦ - ¦++ ¦ + ¦ + ¦ - ¦9-3 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Машиностроение и ¦++ ¦ + ¦++ ¦ - ¦ - ¦++ ¦ + ¦++ ¦ + ¦11-2 ¦ ¦металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Промышленность ¦ - ¦ + ¦+ ¦ + ¦ - ¦++ ¦ ++ ¦ + ¦ - ¦8-3 ¦ ¦строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Стекольная ¦++ ¦ ++ ¦++ ¦ + ¦++ ¦++ ¦ ++ ¦++ ¦++ ¦17-0 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Лесная, ¦ - ¦ ++ ¦++ ¦ - ¦ + ¦++ ¦ + ¦++ ¦ - ¦10-3 ¦ ¦деревообрабатывающая¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Легкая ¦++ ¦ - ¦++ ¦++ ¦ - ¦- ¦ + ¦ - ¦ - ¦7-5 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Пищевая ¦++ ¦ + ¦+ ¦++ ¦++ ¦++ ¦ ++ ¦ - ¦++ ¦14-1 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ *ВРП - Валовой Региональный Продукт
Условные обозначения:
++ -- Позитивный характер изменения соответствующего показателя + -- показатель без значительных изменений (относительно стабилен)
- -- Отрицательная динамика
На основании данных таблицы выявлены следующие группы
отраслей по степени их инвестиционной привлекательности: Группа "А" (высокая привлекательность - слабые негативные тенденции) - Стекольная промышленность (17-0)
- Пищевая промышленность(14-1)
- Цветная металлургия (11-1)
- Машиностроение и металлообработка (11-2) (электротехническая и автомобильная промышленность)
Продукция данной группы отраслей имеет значительный как зарубежный, так и национальный рынок сбыта, однако производство в основном зависит от поставок "не местных" сырья и комплектующих.
Группа "В" (средняя привлекательность)
- Машиностроение и металлообработка (11-2) (тракторное и с/х машиностроение, железнодорожное машиностроение, ВПК)
- Лесная, деревообрабатывающая промышленность (10-3) - Химическая промышленность (9-3)
- Промышленность строительных материалов (8-3)
В указанных отраслях хотя и происходят некоторые положительные изменения, но они носят незначительный характер. Основными проблемами
отраслей Группы "В", влияющими на их инвестиционную привлекательность являются: морально и физически устаревшие основные фонды, отсутствие возможностей значительного их обновления. Группа "С" (низкая привлекательность)
- Легкая промышленность (7-5)
- Топливная промышленность (5-4)
- Электроэнергетика (4-5)
- Сельское хозяйство
Для Группы "С" характерны проблемы, аналогичные Группе "В", и также отмечается низкий уровень управления (менеджмента) на предприятиях указанных отраслей.
2. Потребительский рынок Владимирской области характеризуется рядом негативных тенденций. Во-первых, оборот розничной торговли в 1999 году составил 79% к соответствующему показателю 1998 года. Значительно сократились реальные располагаемые доходы населения, в 1999 году они составили 83% к уровню 1998 года. Отмечается некоторый рост производства потребительских товаров (120% к уровню 1999 года). 3. Природно-ресурсный потенциал. Владимирская область является нересурсной, чем обусловлена ее зависимость, прежде всего предприятий
легкой промышленности, машиностроения и цветной металлургии, от других территорий. Из-за отсутствия топливно-энергетических ресурсов предприятия области работают в основном на привозном сырье. Для функционирования хозяйственного комплекса используется более 70% покупной электроэнергии. 4. Инфраструктура. Через область проходят федеральные автодороги Москва-Нижний-Новгород - Казань, Москва-Ярославль. Владимирская область входит в двадцать первых регионов России по плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием (190 км. на 1000 кв.м., что в 6 раз выше общероссийского показателя). Область пересекают крупные железнодорожные магистрали. За последние три года в
два раза сократилась общая протяженность внутренних водных судоходных
путей. Автоматическая телефонная связь обеспечивается со всеми регионами
России и всеми доступными странами мира. Во Владимирской области предоставляются услуги сетей передачи данных: Интернет, Роснет, Роспак, Спринт. В области действуют три компании сотовой связи с зоной охвата около 80% территории области. Они предоставляют услуги в стандартах NMT-450I, GSM-900, AMPS - 800. Действуют 4 оператора подвижной транковой связи, 6 пейджинговых компаний. В области работают 7 радиовещательных станции. В 4 городах области действуют собственные государственные студии телевидения и около 30 кабельных студий. 5. Трудовые ресурсы и образовательный уровень. Около 35% занятого
населения работает в различных отраслях промышленности, около 10% - в сфере образования и культуры. 905 человек из тысячи в возрасте от 20 до 49 лет имеют высшее, среднее специальное и среднее общее образование. 6. Инновационный потенциал. Объем научно-технических работ за последние три года вырос на 19% и составил в 1999 году 616 млн.рублей.
На территории области функционирует 40 научно-исследовательских организаций. В 1999 году 5,3% от общего числа промышленных предприятий осуществляло внедрение новых инновационных технологий. 7. Информационное обеспечение инвестиционной деятельности. Маркетинг региона.
+--------------------------------------------------------------+ ¦Каналы продвижения информации ¦Характеристика использования ¦
+------------------------------+-------------------------------¦ ¦1. Реклама в финансовых ¦Не осуществлялась ¦ ¦изданиях ¦ ¦ +------------------------------+-------------------------------¦ ¦2. Организация конференций, ¦Не применялось ¦ ¦семинаров, круглых столов для ¦ ¦ ¦инвесторов ¦ ¦ +------------------------------+-------------------------------¦ ¦3.Участие в инвестиционных ¦Только в рамках общих ¦ ¦выставках ¦промышленных выставок, без ¦ ¦ ¦инвестиционной тематики. ¦ +------------------------------+-------------------------------¦ ¦4. Публикация атласов, ¦Издание в ¦сборников региональных ¦путеводителя по Владимирской ¦ ¦инвестиционных проектов и ¦области, адресная рассылка не ¦ ¦адресная рассылка предложений ¦осуществлялась ¦
¦по финансовым институтам ¦ ¦ +------------------------------+-------------------------------¦ ¦5. Проведение промышленных ¦Не проводились ¦ ¦инвестиционных миссий ¦ ¦ +------------------------------+-------------------------------¦ ¦6. Использование ¦Не привлекались ¦ ¦специализированных ¦ ¦ ¦посреднических компаний ¦ ¦ +------------------------------+-------------------------------¦ ¦7. Использование постоянно ¦Происходит формирование ¦ ¦действующих выставок ¦соответствующих баз данных и их¦
¦инвестиционных проектов, в том¦оформление ¦
¦числе в сети Интернет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------+ Информационное и организационное обеспечение инвестиционного процесса является недостаточно развитым и эффективным. 8. Институциональный фактор. В области сложилась двухуровневая банковская система, включающая Главное управление ЦБ РФ по Владимирской области и коммерческие банки. Среди последних: самостоятельные коммерческие банки:
- ЗАО "Владбизнесбанк" (имеет 2 филиала на территории области);
- ООО "Владпромбанк";
- КБ "Алекскомбанк" (имеет филиал в г. Карабаново);
Владимирский банк АК Сберегательного банка РФ (имеет 17 филиалов в городах Владимирской области); 2 филиала Нижегородского коммерческого банка;
18 филиалов московских коммерческих банков (в том числе: Московского Индустриального банка, Автобанка (с отделением в
г.Петушки), Мост-банка, Внешторгбанка и др.; один Владимирский филиал банка Менатеп - СПб. На территории области функционируют крупные страховые компании "Росгосстрах-Владимир", "РОСНО". 9. Экономический риск. В последнее время в целом в экономике области отмечаются позитивные тенденции развития, выраженные в росте объемов производства основных отраслей промышленности в натуральном выражении (1999 год - 124% к уровню 1998 года), уменьшении числа убыточных предприятий, активизации инвестиционной деятельности (инвестиции в основной капитал в 1999 год составили 112% к уровню 1998
года). 10. Политический и социальный риск. На прошедших в 1999 году выборах в государственную думу население области отдало предпочтение демократическим, проправительственным политическим движениям и партиям, обозначив поддержку проводимых экономических преобразований. В 1998 году на 88 предприятиях области происходили забастовки трудовых коллективов (1997-64), однако их продолжительность сократилась в 3 раза по сравнению с 1997 годом. 11. Льготы и преференции. На территории Владимирской области принят ряд нормативных документов, в соответствии с которыми предприятия, реализующие инвестиционные проекты, получают налоговые льготы на срок окупаемости проекта, однако с 1994 года из-за несовершенства механизма их применения реально воспользовались льготами 4 организации. 12. Криминальный риск. Владимирская область традиционно относится
к регионам со стабильной криминогенной обстановкой. Все показатели по уровню преступности находятся на среднероссийском уровне. В области разработана комплексная областная программа борьбы с преступностью, определяющая меры борьбы с преступностью, в том числе и в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности. "Выводы"
Проведенный анализ региональных составляющих инвестиционной привлекательности показал, что основными проблемами в сфере инвестиционной деятельности на территории Владимирской области являются: - недостаточная развитость законодательной базы;
- неэффективность регионального законодательства о дополнительных льготах при осуществлении инвестиционной деятельности; - скудное информационное и организационное обеспечение инвестиционного процесса; - низкий уровень подготовки и обоснования инвестиционных проектов
предприятий промышленного комплекса. Применение программно-целевого метода позволяет:
1. Комплексно подойти к созданию благоприятного инвестиционного климата на территории области и решать проблемы в сфере инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала. 2. Выявить "точки роста" инвестиционной активности и предложить механизмы соответствующего государственного стимулирования, регулирования и контроля. 3. Решать на уровне области те острые проблемы инвестиционной активности в промышленном комплексе, которые он самостоятельно преодолеть не может (создание благоприятного инвестиционного имиджа
области, эффективный налогово-преференциальный механизм и т.п.). 4. Проводить мониторинг динамичной инвестиционной ситуации во Владимирской области и принимать научно-обоснованные управленческие
решения. 5. Поддержать частную инициативу и процессы самоорганизации участников инвестиционной деятельности в сочетании с участием органов
государственной власти и органов местного самоуправления .
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа в силу специфики субъекта инвестиционной деятельности призвана решать четко определенный круг вопросов, связанных непосредственно со сферой приема, размещения и стимулирования дальнейших иностранных капиталовложений. Принимая во внимание сложившуюся в области ситуацию с привлечением и размещением инвестиционных ресурсов из-за рубежа в отраслях народного хозяйства, специфики географического и социально-экономического положения можно сформулировать основные
принципы формирования программы. Мероприятия программы должны осуществляться в контексте стратегических перспектив развития экономики в целом и реализовываться по трем основным направлениям: Первое - создание комплекса условий для дополнительного привлечения иностранных инвестиции в экономику.
Второе - формирование механизмов продвижения инвестиционных предложений региональных товаропроизводителей на международный инвестиционный рынок. Третье - выработка действенной системы мониторинга и контроля над процессом размещения иностранных капиталовложений. 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации программы имеет две важнейшие сущностные характеристики: Во-первых, не директивный, а "нацеливающий" характер программы, прежде всего, экономически побуждающий субъектов хозяйствования к реализации предусмотренных в программе мер. Во-вторых, механизм реализации программы призван способствовать максимально полному раскрытию внешнеэкономических возможностей территории, что потребует в этой связи наладить тесное взаимодействие
предприятий-участников инвестиционного процесса, органов государственной власти областного уровня и органов местного самоуправления. В целях группировки программных мероприятий по их содержательному признаку проблемное поле разделено на следующие группы: - в области нормативно-правового регулирования;
- в организационной сфере;
- в информационном обеспечении;
- в сфере кадрового обеспечения инвестиционной деятельности.
Механизм выполнения поставленных в Программе задач и преодолении существующих проблем основывается на указанных целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня подпрограмм, составляющих функциональное единство. Подпрограммы детально описывают содержание одного отдельного мероприятия, предлагаемого в рамках Программы. В каждой подпрограмме обозначаются локальные задачи, содержание и ресурсы, необходимые для их выполнения. 6. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В Программе предлагается проведение целого ряда мероприятий с целью развития правового обеспечения инвестиционного процесса и его активизации. См. Приложение к программе. п.1.1-1.5 Подпрограмма 1. (п.1.1) Принятие Закона Владимирской области "О стимулировании инвестиционной деятельности на территории области" с учетом изменений в федеральном законодательстве. Подпрограмма 2. (п.п. 1.2, 1.3) "О зонах интенсивного промышленного развития с особыми условиями хозяйствования". Задача: Стимулирование создания новых производств на базе незагруженных мощностей предприятий с выводом из под налогообложения неиспользуемого имущества с аннулированием пеней и штрафов перед областным бюджетом, рассрочка долгов. Механизм: Организация в рамках существующего предприятия нового производства с использованием технологического оборудования и незанятого персонала, на базе открытия свободного склада или иных механизмов, позволяющих уменьшить налоговую нагрузку и выплаты по таможенным платежам. Подпрограмма 3. (п.1.4) "О постоянной комиссии по развитию проектного финансирования на территории области"
Задача: Создание координирующего рабочего органа, призванного оказывать содействие предприятиям области в разработке, продвижении и
воплощении инвестиционных проектов. Механизм: Нацеленность на комплексный патронаж проектов делает указанный механизм высокоэффективным. Формирование перечня инвестиционных проектов не является залогом их конкретного воплощения. Практика указывает на низкий уровень подготовки инвестиционных проектов. Ситуация на рынке кредитования складывается таким образом, что инвестиционными институтами (банками, инвестиционными компаниями)
ощущается острая необходимость поиска ликвидных направлений размещения ресурсов. Подпрограмма 4. (п.1.5) "О проведении инвестиционных миссий Владимирской области в странах - стратегических партнерах". Задача: активизация совместной работы администрации области и представительств России за рубежом в странах СНГ, Европы (Италия,
Германия).
Механизм: Администрация области бесплатно предоставляет офис, оборудование, рекламу и т.п. на территории области при условии аналогичных шагов со стороны государства-партнера. 7. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА Подпрограмма 5. (п.2.2 Приложение к программе.) "Об уполномоченных организациях на территории Владимирской области, участвующих в инвестиционной деятельности" Задача: Обеспечение четкой координации действий органов государственной власти и коммерческих организаций на основе экономической целесообразности и взаимовыгодности, направленных на реализацию одобренных инвестиционных проектов. Механизм: Органы государственной власти Владимирской области, а также отобранные на основе конкурса кредитные учреждения, консалтинговые, страховые и лизинговые компании и сами предприятия и организации области, имеющие одобренные областной администрацией, инвестиционные проекты на договорной основе осуществляют взаимодействие в инвестиционной сфере. Подпрограмма 6. (п.2.3) "О совете директоров коммерческих организаций с иностранными инвестициями". Задача: Вовлечь директорский корпус организаций с иностранными инвестициями в процесс взаимодействия с органами государственной власти с целью проведения скоординированной и эффективной политики. Механизм: Организация совета при департаменте внешних экономических связей. Для оперативного решения вопросов финансового и
организационного регулирования инвестиционного процесса предусмотреть
в качестве одного из направлений деятельности совета - законотворческую. Подпрограмма 7. (п.3.2) Создание единой многоуровневой информационно-аналитической базы данных "Инвестиционный паспорт Владимирской области". Задача: Получение оперативной и полной инвестиционной информации.
Механизм: Создание многоуровневой, построенной на принципах формирования сложных запросов, базы данных. В состав исходных параметров закладываются: реестр инвестиционно пригодных площадей (с
наличием коммуникаций, газа, воды, очистных сооружений и т.д.), инвестиционные проекты, специалисты во внешнеэкономической деятельности (переводчики, аудиторы, декларанты, юристы и т.д.), объекты незавершенного строительства, перспективные планы. Паспорт позволит комплексно оценить инвестиционные потребности и возможности,
наметить пути расширения потенциала территории. Сбор и обработка данных осуществляется с помощью органов местного самоуправления области и специализированных научно-исследовательских организаций. Подпрограмма 8. (п.3.4) Выпуск периодического электронного издания на оптических носителях "Инвестиционный климат Владимирской области". Задача: Создание современного емкого и удобного в использовании рекламного материала на основе применения передовых информационных технологий. Механизм: Разработка специального программного обеспечения и сбор
информации на постоянной основе. 8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование Программных мероприятий осуществляется в рамках областного бюджета в соответствии с утвержденной Программой. В случае
отсутствия средств областного бюджета, необходимых для реализации предусмотренных в Программе мероприятий, их финансирование приобщается к финансированию мероприятий в рамках Программы на следующий финансовый год. При формировании проекта бюджета на очередной финансовый год департамент внешних экономических связей на основании утвержденной Программы совместно с ответственными исполнителями формирует бюджетную
заявку, в которой указываются конкретные расчеты и сметная стоимость предполагаемых мероприятий. Контроль за расходованием бюджетных средств и выполнением программных мероприятий осуществляется в установленном законом порядке. Потребность финансирования на весь период Программы оценивается в размере 1,3 млн.рублей. Все суммы, необходимого финансирования программных мероприятий, указанные в приложении к программе, имеют приблизительный характер, т.к. конкретные параметры будут определяться по итогам проведения соответствующих конкурсов. Исполнители программы ежеквартально представляют в администрацию области информацию о ходе выполнения программы согласно утвержденным формам отчетности. 9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программных мероприятий позволит:
1. Ускорить восстановление профилирующих отраслей в регионе.
2. Активизировать инвестиционный цикл, что позитивно отразится не
только на производстве, но также и на других секторах экономики (сельском хозяйстве, сфере услуг).
3. Привлечь более значимые иностранные инвестиции в результате укрепления положительного имиджа в глазах инвесторов. 4. Повысить уровень доходов населения и расширить налоговую базу,
стабилизировать занятость. В качестве результатов от проведения программных мероприятий можно ожидать следующие тенденции по основным направлениям внешнеэкономического инвестиционного сотрудничества: Прогнозные оценки
+-------------------------------------------------------------------+ ¦ Показатели ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦ +-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦Иностранные инвестиции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.US$ ¦199,2¦44,5 ¦40,0 ¦53,0 ¦71,0 ¦80,0 ¦85,0 ¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦Иностранные инвестиции ¦122,1¦27,4 ¦24,7 ¦32,9 ¦44,2 ¦50,1 ¦51,0 ¦
¦на душу населения, US$ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦Доля от общероссийского ¦153% ¦43% ¦37% ¦42% ¦ 54% ¦ 56% ¦ 60% ¦ ¦показателя иностранных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестиций на душу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦Количество действующих ¦ 82 ¦ 69 ¦ 75 ¦ 80 ¦ 86 ¦ 90 ¦ 100 ¦ ¦КОИИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦Численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс.человек ¦18,5 ¦16,2 ¦16,8 ¦17,9 ¦21,0 ¦23,0 ¦27,0 ¦ +-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦Объем производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продукции на КОИИ, ¦170 ¦180,0¦180,0¦210,0¦250,0¦254,0¦265,0¦ ¦млн.US$ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------+ (КОИИ - Коммерческие организации с иностранными инвестициями)
Приложение к программе
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ
(В редакции Закона Владимирской области от 09.09.2003 № 82-ОЗ)
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Мероприятия ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ Сумма ¦ Исполнители ¦
¦ +--------------+--------------+--------------+--------------+--------------¦ всего ¦ ¦
¦ ¦ сумма, ¦квар-¦ сумма, ¦квар-¦ сумма, ¦квар-¦ сумма, ¦квар-¦ сумма, ¦квар-¦ тыс. ¦ ¦
¦ ¦ тыс. ¦тал ¦ тыс. ¦тал ¦ тыс. ¦тал ¦ тыс. ¦тал ¦ тыс. ¦тал ¦ руб. ¦ ¦
¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦
¦1. Мероприятия по развитию правового обеспечения ¦
¦инвестиционного процесса ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1.1 ¦ Разработка Закона ¦ ¦ ¦ ¦ I ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ДВЭС, управле- ¦
¦ ¦ "О стимулировании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ние промышлен- ¦
¦ ¦ инвестиционной дея- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ности, экономи-¦
¦ ¦ тельности на терри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ческое и глав- ¦
¦ ¦ тории Владимирской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ное финансовое ¦
¦ ¦ области". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управление ¦
+-----+---------------------+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+----------------¦
¦ 1.2 ¦ Положение "О зонах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ IV ¦ ¦ ДВЭС, управле- ¦
¦ ¦ интенсивного промыш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ние промышлен- ¦
¦ ¦ ленного развития с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ности, экономи-¦
¦ ¦ особыми условиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ческое и глав- ¦
¦ ¦ хозяйствования". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ное финансовое ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управление ¦
+-----+---------------------+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+----------------¦
¦ 1.3 ¦ Положение "О посто- ¦ ¦ ¦ ¦ III ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ДВЭС, экономи- ¦
¦ ¦ янной комиссии по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ческое и глав- ¦
¦ ¦ развитию проектного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ное финансовое ¦
¦ ¦ финансирования на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управление ¦
¦ ¦ территории области".¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+----------------¦
¦ 1.4 ¦ Положение "О порядке¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ II ¦ ¦ ДВЭС, экономи- ¦
¦ ¦ проведения инвести- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ческое и глав- ¦
¦ ¦ ционных миссий Вла- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ное финансовое ¦
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|