Расширенный поиск

Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2583

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.03.2015 № 2583

г. Томск

 

Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Томской области в 2014 году

 

 

 

 

Рассмотрев отчет о работе Контрольно-счетной палаты Томской области в 2014 году, представленный председателем Контрольно-счетной палаты Томской области в соответствии со статьями 8, 26 Закона Томской области «О Контрольно-счетной палате Томской области»,

 

Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

Принять к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты Томской области в 2014 году согласно приложению.

 

 

Председатель

Законодательной Думы

Томской области                                                                                    О.В.Козловская


Приложение к постановлению

Законодательной Думы

Томской области

от 26.03.2015 № 2583

Отчет

о работе Контрольно-счетной палаты Томской области
в 2014 году

Настоящий отчет подготовлен в целях реализации ст. 8 Закона Томской области от 09.08.2011 № 177-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Томской области» и включает в себя общие сведения о деятельности Контрольно-счетной палаты Томской области (далее – Контрольно-счетная палата) в 2014 году, о результатах проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, вытекающие из них выводы, рекомендации и предложения.

1. Общие сведения о деятельности Контрольно-счетной палаты

В 2014 году Контрольно-счетная палата осуществляла свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством и на основании плана работы на 2014 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Томской области, обеспечивая единую систему контроля исполнения областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области.

План работы был сформирован исходя из необходимости обеспечения полноты реализации полномочий Контрольно-счетной палаты как органа внешнего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации с учетом поручений, поступивших от Законодательной Думы Томской области. Исполнение плана работы позволило провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в различных сферах деятельности органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, выявить нарушения нормативных правовых актов, нарушения и недостатки при планировании, распоряжении и использовании бюджетных средств и государственного имущества, а также принять необходимые меры для устранения как самих нарушений, так и причин и условий, способствовавших их совершению.

Организация работы в 2014 году традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов эффективного функционирования органа внешнего государственного финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. В рамках каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия анализировалось соблюдение требований законодательства в сфере бюджетных правоотношений. Изучение нормативных актов в практике их применения позволяло выявлять пробелы и несогласованность норм права, оценивать полноту регламентации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм.

2. Основные итоги работы Контрольно-счетной палаты за 2014 год

Основными организационными формами осуществления Контрольно-счетной палатой внешнего государственного финансового контроля являются контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, которые проведены в 2014 году в соответствии с планом работы.

В 2014 году палатой проведено 24 мероприятия, в том числе 13 контрольных  и 11 экспертно-аналитических, подготовлено 46 экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов, поступивших от Законодательной Думы Томской области (в 2013 году – 56 заключений). В отчетном году Законодательной Думой Томской области принят нормативный правовой акт, поступивший от Контрольно-счетной палаты в порядке законодательной инициативы.

Отчеты и заключения о результатах каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия в установленном порядке представлены в Законодательную Думу Томской области и Губернатору Томской области.

За отчетный период контрольными мероприятиями было охвачено 32 объекта (в 2013 – 31), из них 16 – органы исполнительной власти Томской области и местного самоуправления, 16 – областные государственные организации, муниципальные организации и иные хозяйствующие субъекты.

 

 

Объем проверенных средств составил 88 591,5 млн. руб.*, в том числе:

областного бюджета – 30 378,0 млн. руб.;

федерального бюджета – 1 729,7 млн. руб.;

местных бюджетов – 1 311,5 млн. руб.;

внебюджетных средств – 55 172,3 млн. руб.

В ходе контрольных мероприятий всего выявлено 424 нарушения действующего законодательства, допущенные объектами проверок - участниками бюджетного процесса и субъектами экономической деятельности, не являющимися участниками бюджетного процесса, в том числе:

70 нарушений – при формировании доходов и планировании расходов бюджетных средств;

9 фактов – нецелевого и 13 фактов неправомерного использования бюджетных средств;

в 11 случаях дана оценка неэффективной деятельности при предоставлении и расходовании средств областного бюджета, предоставлении и использовании областной собственности;

61 факт нарушений и недостатков – при предоставлении и расходовании бюджетных средств (кроме нецелевого, неправомерного и неэффективного), например, расходование субсидий с нарушением условий их предоставления, несоблюдение контрактов и соглашений и другие;

9 нарушений – при работе с собственностью;

80 фактов нарушений и недостатков – по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;

171 факт других нарушений и недостатков, допущенных в деятельности государственных органов и организаций при выполнении установленных им задач и функций (нарушения при заключении и исполнении контрактов и соглашений, при определении сметной стоимости объектов строительства (капитального ремонта и реконструкции), нарушения законодательства о закупках и др.).

* - при подготовке отчета за 2014 год Контрольно-счетной палатой использован подход к обработке статистических данных, применяемый другими контрольно-счетными органами и Счетной палатой РФ с 2013 года. В частности, к учету проверенных средств и объему выявленных нарушений приняты результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по субъектам экономической деятельности, не являющимся участниками бюджетного процесса, такие как проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, анализ результатов управления и распоряжения областным государственным имуществом, приобретения имущества в собственность Томской области, и др. Соответственно динамические ряды в приведенных ниже диаграммах в разрезе результатов 2010-2014 годов имеют неравномерный тренд с 2013 года.

При этом в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса выявлено 235 фактов нарушений действующего законодательства. В деятельности субъектов, не являющихся участниками бюджетного процесса, выявлено 189 фактов нарушений действующего законодательства, 126 фактов (67%) из которых установлены при проведении контрольных мероприятий в областных государственных бюджетных и автономных учреждениях.

 

Диаграмма 1

 

 

Объем выявленных нарушений составил 3 908,3 млн.руб., в том числе:

нарушения и недостатки при формировании доходов и планировании расходов бюджетных средств – 374,2 млн.руб.;

нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств – 115,9 млн. руб.;

неэффективное использование бюджетных средств и областной собственности – 208,6 млн. руб.;

нарушения и недостатки при предоставлении и расходовании бюджетных средств (кроме нецелевого, неправомерного и неэффективного) – 429,5 млн. руб.;

нарушения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности – 624,7 млн. руб.;

другие нарушения и недостатки, допущенные в деятельности государственных органов и организаций при выполнении установленных им задач и функций, – 2 155,4 млн. руб.

Диаграмма 2

 

Из общего объема выявленных нарушений главными распорядителями бюджетных средств и областными бюджетными и казенными учреждениями допущено нарушений на сумму 3 057,9 млн.руб. Сводная информация по объектам представлена в диаграмме 3.

Диаграмма 3


                Сравнительные результаты деятельности Контрольно-счетной палаты в динамике 2010-2014 годов (с учетом изменения обработки данных с 2013 года) приведены в диаграммах 4-6.

          Диаграмма 4

 

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой максимально использовались все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению негативных последствий финансовых нарушений, возмещению причиненного бюджетам ущерба, возврату средств, использованных не по целевому назначению. В зависимости от характера выявляемых нарушений и недостатков строилась направленная на их устранение работа, принимались соответствующие меры в рамках установленной компетенции и предоставленных полномочий.

 

Диаграмма 5

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой направлено 22 Представления руководителям проверенных учреждений и организаций, 27 информационных писем – заместителям Губернатора Томской области и руководителям департаментов и 1 уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

 

Диаграмма 6

 

 

Все направленные представления Контрольно-счетной палаты исполнены полностью или частично. По итогам исполнения представлений на момент подготовки настоящего отчета восстановлено в областной бюджет 32,5 млн. руб., принимаются меры по восстановлению 20,0 млн. руб.

В отчетном году аудиторами в отношении должностных и юридических лиц составлено 23 протокола об административном правонарушении (в 2013 – 1 протокол). При рассмотрении протоколов Комитетом государственного финансового контроля, факты всех нарушений подтверждены, и по 16 принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

По информации, предоставленной в Контрольно-счетную палату после проверок, 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 - уволено.

Кроме того, приняты меры по устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем: разработаны и приняты нормативные правовые акты, внесены изменения в действующие, приведены в порядок бухгалтерский учет и отчетность, внесены изменения в локальные нормативные акты проверенных объектов. Всего по результатам проведенных палатой мероприятий принято (внесено изменений) 18 правовых актов (подробная информация приведена в разделе 7 настоящего Отчета).

Материалы по 8 проверкам (в том числе прошлых лет) направлены в правоохранительные органы (УМВД по Томской области, прокуратуру и следственное управление СК РФ по Томской области). Прокуратурой возбуждено 3 дела об административных правонарушениях и вынесено 8 представлений об устранении нарушений, выявленных палатой.

По иску прокуратуры Томского района, предъявленного на основании материалов контрольного мероприятия (проведено Контрольно-счетной палатой в 2013 году), Томским районным судом принято решение о взыскании с ООО «РЕКА» в бюджет муниципального образования 432,3 тыс.руб., неправомерно возмещенных Администрацией Моряковского сельского поселения в том числе за счет средств иного межбюджетного трансферта, поступившего из бюджета Томского района за счет средств областного бюджета, расходов на обеспечение деятельности муниципального бизнес-инкубатора.

3. Результаты экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты

Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты включает в себя экспертизу проектов областного бюджета и бюджета Территориального фонда ОМС, нормативных правовых актов Томской области, подготовку заключений на отчеты Администрации Томской области и проведение тематических экспертно-аналитических мероприятий. Весь комплекс экспертно-аналитических мероприятий при подготовке заключений Контрольно-счетной палаты осуществлен в рамках предварительного и последующего контроля, предусматривающего анализ соответствия действующему законодательству подготовленных Администрацией Томской области законопроектов, оценку состояния нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования законопроектов, обоснованность расчетов параметров основных показателей прогноза социально-экономического развития и проектов бюджетов, анализ материалов, представленных одновременно с законопроектами. Большинство предложений, внесенных Контрольно-счетной палатой за отчетный период, реализовано в документах, принятых на соответствующем уровне.

3.1. Предварительный контроль

В рамках предварительного контроля Контрольно-счетной палатой подготовлены заключения к первому и второму чтениям на проекты законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда ОМС на очередной финансовый год и плановый период. Законопроекты по форме и содержанию сформированы с учетом требований бюджетного законодательства, при этом в заключении на проект областного бюджета отмечен ряд замечаний, в том числе имеющих системный характер.

Подготовка заключения на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Документы и материалы, представленные вместе с проектом бюджета, соответствовали перечням, установленным статьей 1842 Бюджетного кодекса РФ и пунктом 2 статьи 18 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области», за исключением методик расчетов и расчетов распределения некоторых межбюджетных трансфертов.

В рамках экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ увязки основных параметров законопроекта с документами стратегического планирования Томской области и основными направлениями бюджетной и налоговой политики, по результатам которого установлено несоответствие значений основных показателей развития Томской области, определенных в стратегии социально-экономического развития Томской области, со значениями аналогичных показателей, установленных в Прогнозе социально-экономического развития Томской области, а также утрата их актуальности, учитывая фактически достигнутые их значения за прошедший период, в результате частично отсутствуют ориентиры по отдельным стратегическим целям и задачам развития Томской области по реалистичному и пессимистическому сценариям развития, а также основные направления их достижения на долгосрочную перспективу, на основании которых устанавливаются их прогнозные значения. Указанное несоответствие свидетельствует о нарушении ст. 37 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, а также о неисполнении положений Закона Томской области «О прогнозной деятельности в Томской области» в части использования прогнозов для принятия органами государственной власти Томской области конкретных решений в области социально-экономической политики, формирования документов стратегического и программно-целевого планирования, принятия решений по вопросам перспектив социально-экономического развития Томской области.

По итогам анализа основных целей, определенных бюджетной политикой Томской области на 2015-2017 годы, палатой отмечено отсутствие такого ориентира как повышение эффективности управления государственными финансовыми активами. Контрольно-счетной палатой обращено внимание на имеющиеся резервы в части повышения эффективности управления, в т.ч. наиболее значимый - исключение нарушений, выражающихся в неэффективном использовании средств субсидий, выделяемых муниципальным образованиям на осуществление капитальных вложений.

Контрольно-счетной палатой произведены расчеты прогнозных объемов поступлений в разрезе всех доходных источников, по результатам которых установлено, что по ряду доходных источников имеется возможность корректировки объемов в сторону увеличения, в то же время по отдельным доходным источникам из-за ухудшения социально-экономической ситуации в России требуется корректировка прогнозных объемов в сторону уменьшения.

При расчете прогноза доходов от приватизации областного имущества на 2015-2017 годы Администрацией применены разные способы, при этом методика расчета соответствующих неналоговых доходов не разработана.

По итогам проведенного анализа перечня и объемов финансирования государственных программ Томской области установлено, что на момент представления законопроекта в Законодательную Думу из представленного перечня 23-х государственных программ ни одна не утверждена. Фактов несоответствия общих объемов финансирования государственных программ за счет средств областного бюджета на 2015-2017 годы, предусмотренных проектами паспортов государственных программ, общим объемам бюджетных ассигнований, указанным в приложениях к законопроекту, не установлено. При этом по отдельным государственным программам финансирование на весь период их реализации предусмотрено исключительно за счет средств областного бюджета, или за счет внебюджетных средств, либо бюджетное финансирование предусмотрено только на один год.

В ряде проектов паспортов государственных программ не содержалась информация о финансовом обеспечении подпрограмм и ведомственной целевой программы и другие недостатки, что позволило палате сделать вывод о необходимости существенной доработки проектов до их утверждения.

В рамках мероприятия также проведен анализ распределения бюджетам муниципальных образований 56 межбюджетных трансфертов с учетом формы трансфертов и трехлетнего периода планирования, в результате которого установлены нарушения ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ в части непредставления методик расчетов (проектов методик) и расчетов распределения по разным формам некоторых межбюджетных трансфертов и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ в части включения в законопроект расходов на предоставление субсидий местным бюджетам на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть и мазут на 2015-2016 годы, не установленные соответствующими расходными обязательствами Томской области.

Проведенный анализ Перечня объектов капитального строительства государственной собственности Томской области и объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную собственность Томской области за счет средств областного бюджета показал, что по 11-ти объектам потребность в финансировании из-за отсутствия должным образом разработанной и проверенной сметной документации определена главными распорядителями бюджетных средств не в достаточной степени достоверно. В результате по данным объектам требовалось уточнение расходов в части определения достоверности их сметной стоимости и уровня софинансирования из областного бюджета. Также требовалось уточнение расходов по ряду объектов в связи с недостаточностью финансирования для завершения объекта и отсутствием обоснования заявленной потребности.

Контрольно-счетной палатой обращено внимание на то, что при составлении Перечня не учтена приоритетность финансирования переходящих объектов, так как более 50% общего объема расходов предусмотрено на новые объекты при наличии 8-ми незавершенных объектов, на которые законопроектом не предусмотрены расходы. По 7-ми новым объектам отсутствуют положительные заключения госэкспертизы, что свидетельствует о несоблюдении требований распоряжения Губернатора Томской области от 30.09.2010 № 288-р. По 8-ми новым объектам и по 3-м переходящим объектам отсутствуют положительные заключения о достоверности определения сметной стоимости, что не отвечает требованиям распоряжения Администрации Томской области от 05.02.2010 № 82-ра.

Кроме того, по итогам анализа нормативной правовой базы, используемой при подготовке материалов для включения в проект бюджета расходов на капитальное строительство, палатой высказаны замечания о необходимости корректировки (уточнения) положений Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства…, утвержденных постановлением Администрации Томской области от 03.04.2-014 № 119а в составе «Порядка принятия решений о разработке государственных программ…».

Анализ долговой нагрузки на бюджет Томской области показал, что темп роста государственного долга составит 149%, превысив темп роста собственных доходов в 1,3 раза, в связи с чем в заключении Контрольно-счетной палаты отмечено, что данной проблеме требуется уделять повышенное внимание.

В нарушение требований ст. 3 Закона Томской области «О государственном долге Томской области» установленный предельный объем государственного долга Томской области на 2015 год превышен на 13,5%, на 2016-2017 годы – на 20,1% и 32,6% соответственно, что может привести к последствиям, указанным в основных направлениях бюджетной политики РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе к мерам, установленным ст. 130 Бюджетного кодекса РФ, - к ужесточению условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

С учетом замечаний палаты принято решение о приостановлении действия до 01.01.2019 года Закона Томской области «О государственном долге Томской области».

По результатам подготовки заключения на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» ко второму чтению Контрольно-счетная палата сделала вывод о соответствии законопроекта в целом требованиям Бюджетного кодекса РФ, указав при этом на необходимость доработки законопроекта по следующим вопросам:

законопроект, доработанный ко второму чтению, имеет расхождения по основным характеристикам областного бюджета с подготовленным Согласительной комиссией проектом областного бюджета по доходам и расходам областного бюджета;

имеются неточности в Прогнозном плане приватизации государственного имущества Томской области на 2015 год;

требуется уточнение суммы доходов от реализации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

имеется замечание по правовому обоснованию предоставления субсидии местным бюджетам на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут на 2015-2016 годы, при отсутствии установленных расходных обязательств;

повторно акцентировано внимание на низкой степени подготовки проектно-сметной документации по объектам капитального строительства, приводящей в дальнейшем к нарушениям при реализации строительства, высокому риску возврата неиспользованных средств в конце финансового года и соответственно к неэффективному использованию бюджетных средств;

не учтены в редакциях утвержденных государственных программ многочисленные замечания и предложения по проектам государственных программ, указанные в заключении на законопроект к первому чтению;

не учтены бюджетные ассигнования на 2016 и 2017 годы на реализацию утвержденной государственной программы «Повышение энергоэффективности в Томской области» и ряда других подпрограмм государственных программ.

 

Подготовка заключения на проект закона Томской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области  на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Заключение на законопроект о бюджете Территориального фонда ОМС к первому чтению подготовлено только по основным плановым характеристикам 2015 года в связи с тем, что объемы доходов и расходов бюджета ТФОМС на плановый период 2016-2017 годов сформированы по показателям на уровне 2015 года с учетом прогноза индекса потребительских цен на 2016 и 2017 годы и средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренных проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

В заключении Контрольно-счетной палатой было обращено внимание на отдельные факты по ряду доходных источников и направлений расходования средств бюджета ТФОМС, которые требуют уточнения и доработки законопроекта ко второму чтению.

Доходную часть бюджета ТФОМС было предложено скорректировать в случае внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты федерального уровня.

В части расходования средств бюджета ТФОМС предложено доработать законопроект по следующим направлениям.

По расходам на заработную плату медицинским работникам необходим пересмотр  объема средств на ее повышение в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 01.03.2013 №142-ра в связи с тем, что в 2015 году предусматривается увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции не 5,4% согласно пояснениям ТФОМС к законопроекту, а на 5,5%. 

Законопроектом предусмотрены расходы в составе нормированного страхового запаса на осуществление выплат стимулирующего характера медицинским организациям за достижение целевых значений доступности и качества медицинской помощи и вознаграждение страховым медицинским организациям за выполнение условий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении ОМС в объеме 82,9 млн.руб., которые ранее из бюджета ТФОМС не предусматривались. По мнению Контрольно-счетной палаты, указанные средства целесообразнее направить на оплату медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями.

Кроме того, по расходам на стационарную медицинскую помощь на 2015 год планируется снижение объемов бюджетных ассигнований, что, по мнению Контрольно-счетной палаты, может привести к увеличению сроков ожидания плановой госпитализации граждан и повторению ситуации 2014 года, связанной с необходимостью внесения изменений в закон о бюджете ТФОМС для направления средств из нормированного страхового запаса на оплату стационарной медицинской помощи в связи с превышением ее плановых объемов.

В заключении на законопроект о бюджете Территориального фонда ОМС ко второму чтению Контрольно-счетной палатой повторно указано на несоответствие общего размера бюджетных ассигнований на ОМС неработающего населения и межбюджетных трансфертов на оказание скорой медицинской помощи общему размеру бюджетных ассигнований, предусмотренному ч.10 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Других замечаний к законопроекту о бюджете Территориального фонда ОМС, доработанного ко второму чтению, у Контрольно-счетной палаты не было.

При принятии Закона Томской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Законодательной Думой Томской области учтены почти все замечания и предложения, содержащиеся в двух заключениях Контрольно-счетной палаты на законопроект.

3.2. Подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов Томской области

Совершенствованию бюджетного процесса, соблюдению принципов целевого и эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества Томской области способствует анализ и систематизация результатов контрольных мероприятий при подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов бюджетного законодательства и законодательства в сфере управления областной государственной собственностью.

В рамках реализации этого направления Контрольно-счетной палатой за отчетный период подготовлено 46 заключений (в 2013 году – 56 заключений) на проекты нормативных правовых актов, а именно:

О внесении изменений в Закон Томской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (10 заключений);

О внесении изменений в Закон Томской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страховании Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (2 заключения);

О внесении изменений в Закон Томской области «О бюджетном процессе в Томской области» (2 заключения);

О приостановлении действия Закона Томской области «О государственном долге Томской области»;

Об уменьшении задолженности местных бюджетов перед областным бюджетом;

О признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организаций перед областным бюджетом;

О внесении изменений в Закон Томской области «О порядке признания безнадежной к взысканию и списании задолженности перед областным бюджетом»;

О дополнительном основании признания безнадежными к взысканию недоимки по отмененным региональным налогам (сборам) и задолженности по пеням и штрафам по этим налогам (сборам);

О внесении изменений в Закон Томской области «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта»;

О добровольном медицинском страховании;

О промышленных (индустриальных) парках в Томской области (2 заключения);

О внесении изменений в Закон Томской области «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области» (2 заключения);

О внесении изменений в Закон Томской области «Об образовании в Томской области» (2 заключения);

О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области «О дорожном фонде Томской области»;

О внесении изменений в Закон Томской области «О пожарной безопасности в Томской области»;

О внесении изменений в статью 3 Закона Томской области «О приватизации государственного имущества Томской области»;

О внесении изменений в статью 12 Закона Томской области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» (3 заключения);

О внесении изменений в Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства» (2 заключения);

О внесении изменений в Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления Томской области отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) по городским, пригородным и междугородным муниципальным маршрутам» (2 заключения);

О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области»;

Об утверждении договора о реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;

О поручениях Законодательной Думы Томской области для Контрольно-счетной палаты Томской области на 2015 год;

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области;

О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Томской области (2 заключения);

О признании утратившим силу Закона Томской области «О стандартах качества государственных услуг, оказываемых за счет средств областного бюджета в отраслях социальной сферы (бюджетных услуг)» и статьи 20 Закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в связи с изменением наименования законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области»;

О внесении изменения в статью 28 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

О внесении изменений в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Замечания и предложения Контрольно-счетной палаты, отраженные в заключениях, учитывались при рассмотрении законопроектов на заседаниях комитетов и при подготовке окончательной редакции документов для утверждения их Законодательной Думой Томской области.

В порядке реализации права законодательной инициативы в 2014 году Контрольно-счетной палатой разработан и внесен в Законодательную Думу Томской области проект закона Томской области «О внесении изменений в статью 7 Закона Томской области «О Контрольно-счетной палате Томской области».

3.3. Последующий контроль

В рамках последующего контроля подготовлены заключения на проекты отчетов Администрации Томской области об исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда ОМС за 2013 год, о результатах  управления и распоряжения, аренде, безвозмездном пользовании областным государственным имуществом, о деятельности областных государственных унитарных предприятий, о выполнении прогнозного плана приватизации (продажи) государственного имущества Томской области и о выполнении плана приобретения недвижимого имущества в государственную собственность Томской области, а также отчеты по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Томской области и аудита эффективности долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2011-2013 годы». В заключениях и отчетах отражены нарушения и недостатки, устранение которых предложено палатой по итогам проведения мероприятий.

Заключение о результатах внешней проверки отчета Администрации Томской области об исполнении областного бюджета за 2013 год

По результатам внешней проверки Отчета об исполнении областного бюджета и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год Контрольно-счетной палатой в целом подтверждена достоверность данных, представленных в проекте закона Томской области «Об исполнении областного бюджета за 2013 год». Вместе с тем по отдельным вопросам в Заключении отражены замечания и недостатки, выявленные в процессе проведения анализа и проверок, а также отмечен ряд рисков недопоступления в областной бюджет отдельных видов доходов.  

Анализом формирования и исполнения областного бюджета по доходам отмечено снижение объемов кассового исполнения областного бюджета по налоговым и безвозмездным поступлениям в сравнении с утвержденными плановыми объемами. Плановые назначения исполнены с отрицательным сальдо по большинству групп налоговых и неналоговых доходов, в том числе являющихся основными доходами, формирующими бюджет, исключение составили акцизы, темп роста по которым остался на уровне 2012 года. Обеспеченность собственными налоговыми и неналоговыми доходами, утвержденными Законом расходов областного бюджета в 2013 году, составила 72,6%, кассовые расходы были обеспечены собственными кассовыми доходами на 65,9%. Отрицательной динамикой кассовых поступлений по налоговым доходам подтверждается сложная ситуация, сложившаяся в экономике, и недейственность принятых мер налоговой и бюджетной политики.

Детальным анализом поступления доходов в разрезе подгруппы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, отмечено снижение объема поступлений по данному источнику на 27% по сравнению с 2012 годом, и изложены причины падения объемов.

По ряду источников доходов недостатки носят системный характер и указывают на ненадлежащее администрирование и недостаточность принимаемых мер по обеспечению поступлений в областной бюджет доходов от использования государственного имущества.

Проверкой годовой бюджетной отчетности всех главных распорядителей средств областного бюджета (ГРБС) и анализом полноты и соответствия нормативным требованиям ее составления и представления установлено, что отчеты об исполнении бюджета главных распорядителей являются в целом достоверными. При этом выявленные в ходе мероприятия нарушения Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов, по мнению палаты, носят системный характер, о чем проинформирован Департамент финансов Томской области.

Также в рамках внешней проверки годовой бюджетной отчетности проведены выездные проверки пяти главных распорядителей бюджетных средств: Главной инспекции государственного строительного надзора, Департамента архитектуры и строительства, Комитета по обеспечению деятельности мировых судей, Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту и Департамента по культуре и туризму.

Проверками установлены многочисленные нарушения бухгалтерского и бюджетного учета и отчётности, а также нарушения при организации исполнения бюджета.

В ходе анализа реализации долгосрочных целевых программ Томской области по итогам 2013 года палата пришла к выводу о необходимости определения новых требований к формированию программ, способствующих эффективному достижению среднесрочных целей и задач социально-экономического развития Томской области до 2020 года, и повышения ответственности за выполнение предусмотренных программами мероприятий.

Анализом исполнения Закона в части расходов на финансирование Перечня объектов капитального строительства областной государственной и муниципальной собственности подтверждена продолжающаяся практика внесения в бюджет расходов на строительство объектов при низком качестве подготовки и организации работ по их проектированию и строительству.

Несмотря на выделение достаточного объема ассигнований на бюджетные инвестиции в строительство утвержденных по бюджету объектов областной и муниципальной собственности, фактическое освоение средств остается на неудовлетворительном уровне. Сохраняется практика возврата неосвоенных сумм в областной бюджет, которые значительное время находились на счетах главных распорядителей и получателей бюджетных средств и органов местного самоуправления. По итогам 2013 года общая сумма возврата неосвоенных средств в областной бюджет составила 862 млн. руб. (35% от утвержденного объема по Перечню объектов капитального строительства областной государственной и муниципальной собственности на 2013 год).

По результатам анализа исполнения плана приобретения имущества в государственную собственность Томской области на 2013 год отмечено повторяющееся из года в год отсутствие пояснений к отчету о выполнении плана, а также уточнены причины недоиспользования бюджетных ассигнований.

Палатой отмечено наличие в областной Казне квартиры, приобретенной в областную собственность еще в 2011 году для предоставления многодетной семье, при этом договор безвозмездного пользования не заключен, квартира по целевому назначению семье не передана по прошествии почти трех лет, вместе с тем указанная семья числится нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В 2011-2013 годах в государственную собственность Томской области за счет ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующими планами приобретения, было приобретено 19 квартир (жилых домов) с земельными участками, занятыми этой недвижимостью и необходимыми для ее использования. Приобретение 19 земельных участков в собственность Томской области не предусматривалось соответствующими планами приобретения недвижимого имущества и распоряжениями Администрации Томской области, но осуществлялось в соответствии с требованиями ч.2 ст. 552 Гражданского кодекса РФ. Указанные земельные участки зарегистрированы в собственность Томской области, внесены в Реестр государственного имущества Томской области в составе областной Казны, но не переданы в пользование (аренду) многодетным семьям, для которых они были приобретены одновременно с жилыми помещениями.

Выявленные недостатки носят системный характер и свидетельствуют как о дополнительных расходах на содержание имущества Казны за счет средств областного бюджета, так и о неполноте мер, предпринимаемых органами исполнительной власти Томской области в целях обеспечения жильем социально незащищенных граждан Томской области.

В Заключении отмечено повторяющееся второй год превышение верхнего предела государственного долга и утвержденного размера дефицита областного бюджета в объеме 1,8-1,9 млрд. рублей, что свидетельствует о недостоверном прогнозировании собственных доходных источников, связанном с завышенными показателями прогноза социально-экономического развития Томской области в разрезе отраслей экономики (видов экономической деятельности). Установлен факт несвоевременного возврата кредита в федеральный бюджет, что привело к выплате штрафных санкций в сумме 620,8 тыс. руб.

Проверка расходования Департаментом по культуре и туризму средств областного бюджета, выделенных на капитальный ремонт ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области», выявила факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1,3 млн. руб., выразившийся в использовании их на расчеты с подрядчиком за невыполненные объемы работ.

Мероприятием также выявлены многочисленные факты несоблюдения должностными лицами органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления установленных требований по соблюдению и регулированию бюджетных, гражданских и иных правоотношений, в том числе по планированию бюджетных ассигнований, по своевременному изданию (изменению) нормативных правовых актов Томской области и локальных нормативных актов. Факты, приведенные в Заключении и в отчетах о результатах проверок, свидетельствуют о низком уровне исполнительской дисциплины в отношении использования бюджетных средств.

По итогам мероприятия за допущенные нарушения привлечено к дисциплинарной ответственности 2 должностных лица, восстановлено 1,3 млн. руб. В отношении 1 должностного лица прокуратурой возбуждено 2 дела об административных  правонарушениях. В отношении должностных лиц аудитором составлено 3 протокола об административных правонарушениях, по 1 из них принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

 

Заключение на проект закона Томской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области за 2013 год»

Достоверность данных, представленных Администрацией Томской области в проекте Закона, подтверждена после его доработки с учетом замечаний, изложенных в Заключении Контрольно-счетной палаты на законопроект.

Экспертиза и подготовка заключения на отчет Администрации Томской области о результатах управления и распоряжения областным государственным имуществом за 2013 год

Заключение на отчет Администрации Томской области о результатах  управления и распоряжения областным государственным имуществом подготовлено в целях реализации полномочий Контрольно-счетной палаты по контролю за соблюдением порядка и оценке эффективности управления и распоряжения областным государственным имуществом, установленных Законом Томской области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области».

По результатам проведенной экспертизы во всех разделах отчета выявлены недостатки и ошибки, которые предложено устранить, при этом рекомендовано дополнить отчет необходимой информацией в части сферы деятельности областных государственных унитарных предприятий и их филиалов, сведений о среднесписочной численности областных государственных учреждений за 2013 год в части приобретения имущества на возмездной и безвозмездной основе в государственную собственность Томской области, а также в отношении областного имущества, переданного в залог и доверительное управление и др. 

В Заключении палаты указано на системные недостатки, допускаемые:

при планировании и предоставлении бюджетных ассигнований в целях внесения вкладов Томской области в уставные капиталы хозяйственных обществ без обоснования состава и объема принимаемых обязательств;

при управлении акциями, долями, паями, принадлежащими Томской области в части использования не в полном объеме резервов дивидендных выплат даже по хозяйственным обществам с долей участия Томской области более 25%, где государство в лице своих представителей в органах управления общества не использует возможность активного влияния на принятие соответствующих решений о выплате дивидендов в целях совершенствования управления находящимися в областной собственности акциями акционерных обществ и обеспечения увеличения поступлений неналоговых доходов в областной бюджет.

Кроме того, такие факты как увеличение количества хозяйственных обществ, получивших убытки по итогам года, увеличение общей суммы их убытков за отчетный год, увеличение обязательств при снижении стоимости активов свидетельствуют о недостаточно эффективном управлении и распоряжении областным государственным имуществом.   

Доработанный с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты был утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области.

Экспертиза и подготовка заключения на отчет Администрации Томской области об аренде и безвозмездном пользовании областным государственным имуществом за 2013 год

В заключении на отчет Администрации Томской области об аренде и безвозмездном пользовании областным государственным имуществом отражены результаты проведенной Контрольно-счетной палатой экспертизы доходов областного бюджета от сдачи в аренду областного государственного имущества, а также предоставления областного государственного имущества в безвозмездное пользование.

Заключением Контрольно-счетной палаты в целом подтверждена достоверность данных, приведенных в отчете Администрации Томской области, при условии устранения допущенных неточностей и внесения указанных Контрольно-счетной палатой дополнений в части анализа причин недопоступления доходов в виде арендной платы.

Доработанный с учетом замечаний и дополнений Контрольно-счетной палаты был утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области.

Экспертиза и подготовка заключения на отчет Администрации Томской области о деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2013 год

По результатам проведенной экспертизы документов, предоставленных областными государственными унитарными предприятиями и Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области, Контрольно-счетной палатой в заключении указаны выявленные замечания и дополнения к отчетным показателям: сальдированный финансовый результат, среднемесячная заработная плата, общее поступление основных средств, показатель фондоотдачи, а также к изложенным в отчете причинам уменьшения суммы части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ОГУП, поступившей в областной бюджет в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года, и другие. Также обращено внимание на отсутствие в отчете конкретных мер по финансовому оздоровлению унитарных предприятий и повышению их экономической эффективности по причине признания Администрацией показателей экономической эффективности всех 5 ОГУП по итогам 2013 года неудовлетворительными.

По итогам экспертизы палатой рекомендовано устранить выявленные неточности и внести указанные дополнения. Доработанный с учетом всех замечаний был утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области.

Экспертиза и подготовка заключения на отчет Администрации Томской области об исполнении прогнозного плана (программы) приватизации  государственного имущества Томской области на 2013 год

Заключение на отчет Администрации Томской области об исполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Томской области подготовлено на основе анализа соблюдения законодательства, а также своевременности и полноты поступлений в областной бюджет доходов от всех сделок по объектам областной собственности, приватизация которых состоялась в 2013 году. Анализ охватывал способы, сроки и цены продажи, а также причины неисполнения плана поступлений денежных средств в областной бюджет при реализации прогнозного плана приватизации.

Приватизация областного имущества в отчетном году осуществлена со снижением общей цены оценки в целом на 29%, или на 16,1 млн. руб. (в 2012, 2011 годах приватизация осуществлена со снижением общей цены оценки соответственно на 52% и 27%).

Экспертизой установлен факт задержки перечисления Фондом государственного имущества в областной бюджет денежных средств в отчетном периоде, поступивших от продажи областного имущества, сверх срока, установленного Порядком оплаты государственного имущества Томской области при его приватизации, без предъявления штрафных санкций данному учреждению, при этом аналогичный факт установлен и в предшествующем 2012 году.

По результатам экспертизы Контрольно-счетной палатой была подтверждена достоверность данных, представленных в отчете об исполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Томской области за 2013 год, при этом было рекомендовано включить в отчет сведения о расходах, связанных с организацией и проведением приватизации областного государственного имущества, произведенных в отчетном периоде.

Доработанный был утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области.

В 2014 году проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит эффективности долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2011-2013 годы», ответственными исполнителями которой были Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту и Департамент архитектуры и строительства Томской области.

Процесс проведения аудита эффективности Программы строился на основе критериальной оценки достижения трех поставленных аудитом целей. В свою очередь для оценки каждого из десяти критериев был определен ряд соответствующих вопросов. По результатам проведенной оценки палатой сделан вывод о недостаточном соответствии результатов аудита критериям оценки эффективности.

Так, только по одному критерию из десяти, на основе которого оценивалось осуществление исполнительными органами государственной власти Томской области мониторинга и контроля за ходом реализации программных мероприятий, отсутствуют замечания, и не установлены нарушения и недостатки. По девяти критериям из десяти установлены многочисленные нарушения, недостатки и несоответствия, выявленные аудитом при оценке реализации ДЦП на их основе.

Анализ положений Программы показал, что по своей структуре она не соответствовала установленным требованиям, не содержала стратегической цели и приоритетных задач, в ней отсутствовала увязка бюджетных расходов как с отдельными показателями результатов мероприятий, так и с достижением цели программы и задач социально-экономического развития Томской области до 2020 года. В программу включены мероприятия на общую сумму 17,1 млн. руб., не предусмотренные в муниципальных долгосрочных целевых программах, необоснованно спланированы расходы на общую сумму 56,4 млн.руб. в результате включения в программу мероприятий, выполнение которых не могло отразиться на степени достижения показателей цели и задачи программы, так как по результатам выполнения мероприятий по разработке ПСД объектов в дальнейшем не планировалось их строительство, либо планировалось строительство объектов, уровень технической готовности которых должен составить менее 100%.

Аналогично в государственную программу включены мероприятия по разработке ПСД на строительство (реконструкцию) 3 объектов, строительство и реконструкция которых программой не предусмотрены, на общую сумму 75,2 млн.руб. По мнению палаты, включение в Программу таких мероприятий, в результате выполнения которых в период реализации Программы в эксплуатацию не вводятся новые спортивные объекты, нецелесообразно, так как не может влиять на достижение показателей эффективности реализации Программы. Это как следствие порождает неэффективность расходов с точки зрения достижения цели Программы.

На момент разработки Программы и в период ее реализации отсутствовал четкий план по развитию физической культуры и спорта в Томской области (строительству (реконструкции) сети спортивных сооружений), о чем свидетельствуют внесенные в Программу изменения, связанные с исключением из нее объектов, указанных без их местонахождения, с включением других. В результате количество мероприятий за 2011-2013 годы вместо 14 первоначально предусмотренных увеличилось и составило 37.

Аудитом установлены факты несоблюдения требований Бюджетного кодекса РФ в части формирования расходов областного бюджета по финансированию мероприятий Программы при отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего соответствующее расходное обязательство. В 2011-2012 годах не были установлены условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий, предоставляемых местным бюджетам на выполнение программных мероприятий.

Кроме того, по двум муниципальным районам установлены факты превышения уровня софинансирования из областного бюджета по субсидиям на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципальных образований Томской области (в 2011 г. - на 5,71 пп., в 2012 г. - на 18,07 пп. от уровня, установленного Законом об областном бюджете). Также имели место факты предоставления Департаментом архитектуры и строительства в 2012-2013 годах субсидий 6 муниципальным образованиям при отсутствии действующих с ними соглашений о предоставлении субсидий на момент их предоставления в нарушение установленных порядков предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований.

Мероприятием выявлен факт неэффективного расходования средств областного бюджета в сумме 110,9 млн. руб., направленных на строительство спортивной площадки в с. Парабель, которая не эксплуатируется по причине непригодности для использования (введена в эксплуатацию в 2012 году).

На основе оценки социально-экономической эффективности реализации Программы за 2011-2013 годы, которая являлась последней целью аудита, сделан вывод о невыполнении ряда программных мероприятий, неполном достижении целевых показателей задачи, и как следствие - о недостаточно эффективном использовании средств областного бюджета.

Так, Департаментом архитектуры и строительства не обеспечен эффективный контроль за использованием бюджетных средств, что привело по отдельным объектам к расходованию средств без достижения заданных результатов. По состоянию на 01.01.2014 не выполнены при достаточном уровне финансирования подлежащие завершению в 2013 году 9 мероприятий Программы, из них проектно-изыскательские работы - по 4 объектам, земельно-кадастровые работы - по 1 объекту, не введены в эксплуатацию 4 спортивных объекта, объем затрат на выполнение которых за счет средств областного бюджета составил 58 млн. руб. Таким образом, полностью завершено только 21 мероприятие (70%) вместо 37 запланированных, завершение 7-ми перенесено на 2014-2015 гг.

При реализации мероприятий Программы не полностью достигнуты плановые значения по 6 из 8 целевых показателей задачи, по 2 целевым показателям задачи оценка значений не произведена, так как Программой не определен источник данных для их оценки.

По итогам мероприятия за допущенные нарушения условий предоставления субсидий муниципальным образованиям в отношении должностного лица Департамента архитектуры и строительства аудитором составлены протоколы об административных правонарушениях, по которым принято решение о наложении штрафов на общую сумму 60 тыс.руб.

В связи с наделением органов внешнего государственного финансового контроля полномочиями по аудиту в сфере закупок  в 2014 году Контрольно-счетной палатой впервые проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Томской области в отношении одного государственного заказчика (выборочно)», в ходе которого проведен анализ закупочной деятельности Инспекции государственного технического надзора Томской области (далее – Гостехнадзор).

Аудит в сфере закупок проводился с целью анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

В ходе мероприятия установлены многочисленные нарушения Гостехнадзором действующих нормативных и правовых актов при осуществлении закупок, в т.ч. неполное установление требований к участникам аукционов, отсутствие в извещениях и аукционной документации установленной законом информации, нарушения в работе аукционной комиссии, нарушения при заключении государственных контрактов и при работе с официальным сайтом «zakupki.gov.ru», нарушения условий контрактов (договоров) и другие.

В целом экспертно-аналитическое мероприятие показало, что оценить полноту и своевременность достижения Гостехнадзором целей закупок не представляется возможным.

Так, сформированный план-график не мог являться основанием для осуществления закупок, так как превышал объем доведенных до Гостехнадзора лимитов бюджетных обязательств, содержал закупки, потребность в которых отсутствовала или не соответствовала обоснованиям бюджетной сметы учреждения. Кроме того, по состоянию на 01.11.2014 Гостехнадзором были приняты обязательства на закупку товаров, работ, услуг в размере всего 51% от доведенных лимитов на 2014 год.

Оценка результатов закупок показала следующее. В анализируемом периоде Гостехнадзором все закупки были осуществлены у единственного поставщика. По планируемым 18 закупкам конкурентным способом определения поставщиков было проведено 4 процедуры (в том числе одна повторно), которые были признаны несостоявшимися, по 15 планируемым закупкам конкурентным способом определения поставщиков процедуры вообще не проводились. Следовательно, показатели эффективности закупок равны нулю. При этом закупки полиграфической продукции и государственных номеров на общую сумму 1 052,1 тыс.руб. осуществлены Гостехнадзором ТО неэффективно, так как цены заключенных контрактов (договоров) на закупку указанных товаров превысили начальные (максимальные) цены контрактов, предусмотренные в плане-графике.

Итоги мероприятия рассмотрены на расширенной коллегии Контрольно-счетной палаты с участием представителей Гостехнадзора и Департамента государственного заказа Томской области.

4. Результаты контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты в форме последующего контроля исполнения областного бюджета и использования областного государственного имущества

В 2014 году при осуществлении внешнего государственного финансового контроля проведены контрольные мероприятия, результаты которых отражены в соответствующих отчетах Контрольно-счетной палаты.

4.1. Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета

При проведении контрольных мероприятий в рамках полномочий Контрольно-счетной палаты по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета особое внимание уделялось соблюдению условий предоставления субсидий, а также порядка формирования государственного задания с учетом планирования и достижения результатов в проверяемом периоде.

Итоги всех трех мероприятий свидетельствуют о наличии систематических нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, установленных при формировании государственного задания и использовании бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными учреждениями, а также при планировании и использовании бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий ведомственных целевых программ.

В рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Департаменту среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области, за 2013 год исследована деятельность 2-х учреждений среднего профессионального образования – Томского коммунально-строительного техникума и Томского промышленно-гуманитарного колледжа.

В ходе мероприятия возникло много вопросов по формированию Департаментом государственных заданий, которые содержали такие нарушения, как неопределенность категории физических лиц, являющихся потребителями государственной услуги, включение в задание категории потребителей и показателей качества оказания госуслуг, не включенных в Перечень государственных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями.., утвержденный распоряжением Администрации Томской области. Также установлено несоблюдение Департаментом требований по формированию планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Проверкой учреждений выявлен ряд нарушений трудового и налогового законодательства, порядка предоставления государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование, нарушения в ведении бухгалтерского учета, порядка зачисления для обучения.

Общий объем выявленных финансовых нарушений составил 13,4 млн. руб., из которых 2,5 млн. руб. – нецелевое использование бюджетных средств, 0,5 млн. руб. – неправомерное использование бюджетных средств и 2,6 млн. руб. – неисполнение государственных заданий.

Мероприятием также установлены недостаточное нормативное регулирование рассматриваемого вопроса и необходимость принятия новых нормативных правовых актов, а также внесения изменений в действующие. Так, некоторые нормативные правовые акты Томской области, действовавшие в проверяемом периоде, не соответствовали федеральному законодательству, противоречили друг другу, не были приняты, либо должны были быть признаны утратившими силу.

По итогам проверки в учреждения направлены представления о принятии мер по устранению нарушений, в Департамент – информационное письмо.

Согласно информации, предоставленной Департаментом, в отношении учреждений приняты меры по сокращению субсидии на выполнение государственного задания на 2014 год на общую сумму 2,6 млн. руб., на счет Томского коммунально-строительного техникума поступили средства в сумме 22,4 тыс. руб. за полученные, но не оплаченные услуги. Внесены изменения в 4 нормативных правовых акта Томской области, приказом Департамента утверждена Методика расчета денежной компенсации предоставления обучающемуся бесплатного одноразового и двухразового питания.

Одно должностное лицо за допущенные нарушения привлечено к дисциплинарной ответственности. В целях предотвращения нарушений в сфере образовательной деятельности  Комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области принято решение о включении в план проверок 2015 года деятельности Томского промышленно-гуманитарного колледжа.

Проверкой законности, обоснованности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2013 году на мероприятия ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Томской области на 2013-2015 годы» (далее – Программа), установлено следующее.

Департаментом труда и занятости населения, являющимся куратором Программы, не осуществлялись необходимые корректировки ее положений, неоднократно нарушался порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета. Расчет объема затрат на организацию госуслуги «Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» осуществлялся с нарушением соответствующей методики. Общий объем финансовых нарушений составил 4,5 млн. руб.

В ходе анализа норм, регулирующих прохождение медицинского освидетельствования в рамках реализации мероприятий по занятости населения, установлено отсутствие соответствующего нормативного регулирования в Томской области в части определения размера компенсации (возмещения) безработным гражданам за прохождение медицинского освидетельствования и порядка определения размера такой выплаты.

В целом из запланированных в областном бюджете на реализацию Программы 306,1 млн. руб. направлено 299 млн. руб., или 98 % от утвержденного объема. Однако неиспользование 7,1 млн. руб., выделенных из областного бюджета в 2013 году на реализацию Программы, как и невыполнение ряда плановых значений Программы, свидетельствуют о необходимости подготовки точных расчетов потребности в указанных расходах в соответствии с утвержденной методикой, с использованием корректных исходных значений.

Из предусмотренных Программой 14 показателей непосредственного результата и 3 показателей цели не достигли плановых значений 5 показателей непосредственного результата и 1 показатель цели. При этом степень достижения показателей в основном определялась количеством оказанных государственных услуг, носящих заявительный характер, предоставление которых гарантировано государством.

Палатой обращено внимание на отсутствие системного подхода к увязке необходимых ресурсов на реализацию конкретных мероприятий в области занятости населения и предполагаемых от их использования результатов, что не позволяет  концентрировать ограниченные финансовые ресурсы на решение указанного вопроса в целом.

В целях устранения выявленных нарушений Департаментом изданы пять приказов, определяющих мероприятия по устранению нарушений и регулирующих вопросы расходования бюджетных средств по мероприятиям содействия занятости населения, распределения лимитов, составления и ведения бюджетных смет.

По итогам проверки в отношении двух лиц, получивших финансовую поддержку, Ленинским районным судом были приняты решения о взыскании 117,6 тыс. руб., одно лицо в добровольном порядке возвратило 104,5 тыс. руб.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» (далее - ОГБУЗ «БСМЭТО») за 2013 год показала следующее.

В состав ОГБУЗ «БСМЭТО» входят 3 межрайонных и 6 районных отделений судебно-медицинской экспертизы, расположенных в 9 районах Томской области. В нарушение Налогового кодекса РФ постановка на налоговый учет данных структурных подразделений не произведена.

Деятельность ОГБУЗ «БСМЭТО» осуществлялась на основании государственного задания, которым предусмотрено оказание учреждением одной государственной услуги «Проведение судебно-медицинской экспертизы», соответствующей Перечню государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Государственное задание выполнено учреждением на 143%. При этом в годовом отчете о деятельности учреждения количество проведенных экспертиз и исследований раздельно не отражается, соответственно не представляется возможным указать отдельно количество проведенных экспертиз и количество проведенных исследований.

Согласно государственному заданию в объем государственной услуги «Проведение судебно-медицинской экспертизы» включается не только количество проведенных экспертиз, но и исследований, а также условных единиц учета исследований, что является неправомерным, так как не соответствует понятию «судебная экспертиза», и влечет завышение отчетных данных о количестве проведенных экспертиз в результате повторного счета.

Для выполнения государственного задания учреждению была предоставлена субсидия, размер которой рассчитан Департаментом здравоохранения в соответствии с Порядком определения нормативных затрат на оказание (выполнение) подведомственными областными государственными учреждениями государственных услуг. В течение года размер субсидии был увеличен в 1,5 раза в связи с необходимостью реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и увеличением объема государственного задания.

При проверке правильности установления и выплаты доплат, надбавок по оплате труда работникам ОГБУЗ «БСМЭТО» установлено, что в период с января по июль 2013 года работникам, временно совмещающим вакантные должности, за увеличение объема работы практиковалась выплата дополнительной надбавки за особые условия (вредность) сверх предусмотренных приказами руководителя доплат. Сумма средств, неправомерно направленных на выплату такой надбавки, составила 43,4 тыс.руб.

При проверке соблюдения законодательства при оказании ОГБУЗ «БСМЭТО» платных услуг установлено неправомерное установление и получение платы в сумме 10,1 тыс. руб. за производство судебно-медицинской экспертизы по уголовному делу.

В нарушение Порядка определения цен на платные медицинские услуги в прейскуранте цен на оказываемые медицинские услуги не подтверждена калькуляциями (расчетами затрат) стоимость 13 из 49 видов работ (услуг).

При проверке установлены многочисленные нарушения организации ведения бухгалтерского учета по учету нежилых помещений, используемых учреждением в 10 муниципальных образованиях на правах аренды и безвозмездного временного пользования, движимого имущества, находящегося в безвозмездном временном пользовании, иных основных средств, а также факты искажения (неотражения) данных о наличии и движении имущества, учитываемого на забалансовых счетах, в годовой бухгалтерской отчетности. При проведении инвентаризации были выявлены не числящийся в учете объект основных средств  и неисправные (неиспользуемые) основные средства.

По мнению Контрольно-счетной палаты, в должностных инструкциях заведующих отделениями и отделами, лаборантов и медицинских сестер учреждения следует уточнить перечень работ, выполняемых по соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, а также включить в утвержденный перечень должностей материально-ответственных лиц, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности, должности  медицинских сестер и лаборантов.

По итогам проверки руководителю учреждения направлено представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений, а в Департамент здравоохранения - письмо о необходимости принятия соответствующих мер по устранению нарушений и внесения изменений в правовые акты, регулирующие вопросы, находящиеся в ведении Департамента.

4.2. Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований

В целях реализации полномочий Контрольно-счетной палаты по контролю за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Томской области, в соответствии с планом работы в отчетном периоде проведено 5 контрольных мероприятий.

В процессе проведения контрольных мероприятий особое внимание уделялось соблюдению муниципальными образованиями положений Бюджетного кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов по предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета в форме субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Проверка законности и результативности предоставления из областного бюджета субсидий на компенсацию местным бюджетам расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть и мазут, показала следующее.

На указанные цели в областном бюджете на 2013 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 48,7 млн. руб. в рамках финансирования ВЦП «Оказание содействия отдельным муниципальным образованиям Томской области по обеспечению соблюдения баланса экономических интересов потребителей и поставщиков топливно-энергетических ресурсов».

Размер предоставляемой муниципальным образованиям субсидий (в том числе их перерасчет) в 2013 году определялся Департаментом государственного заказа (при отсутствии функций, связанных с организацией теплоснабжения) на основании расчетных данных и информации, источником которых являлся сам Департамент. При этом объем бюджетных средств, выделяемых на указанную субсидию не был увязан с достижением показателя цели вышеуказанной ВЦП – 100%-ая обеспеченность отдельных районов Томской области необходимыми запасами топлива.

Мероприятием выявлены нарушения, допущенные Департаментом при определении размера субсидий и процедуры их предоставления, в том числе:

соглашения с муниципальными образованиями не содержали ряд обязательных положений (форма соглашения доработана по итогам проверки);

неверно произведен расчет размера субсидий для некоторых муниципальных образования (как завышен, так и занижен);

субсидии предоставлены муниципальных районам при отсутствии у них соответствующих расходных обязательств.

Отсутствие контроля за использованием субсидий со стороны Департамента привело к многочисленным нарушениям со стороны муниципальных районов, поселений и энергоснабжающих организаций, в том числе:

размер межбюджетных трансфертов бюджетам Нововасюганского и Средневасюганского сельских поселений утвержден с нарушением размера, утвержденного Законом Томской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»;

межбюджетные трансферты из бюджетов районов предоставлены бюджетам сельских поселений с нарушением положений ст.142.4 и ст.78 Бюджетного кодекса РФ;

в нарушение условий заключенных соглашений отчетность об использовании субсидий не представлялась или представлялась несвоевременно, а также не представлялись расчеты самих субсидий;


Информация по документу
Читайте также