Расширенный поиск

Закон Томской области от 18.09.2002 № 71-ОЗ

                                ЗАКОН
       Об утверждении программы "Развитие земельной реформы
                  в Томской области на 2002 год"



Принят 
постановлением
Томской Государственной Думы
от 12.09.2002г. N 316


     Статья  1.  Утвердить  программу "Развитие земельной реформы в
Томской области на 2002 год" согласно приложению.
     Статья   2.  Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.


      Глава Администрации (Губернатор)          В.М.Кресс

    


Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении программы
"Развитие земельной реформы в
Томской области на 2002 год"


                             ПРОГРАММА
           "Развитие земельной реформы в Томской области
                           на 2002 год"



                              ПАСПОРТ
               программы "Развитие земельной реформы
                  в Томской области на 2002 год"



Наименование         -  программа  "Развитие земельной реформы  в
программы               Томской области на 2002 год"


Государственный      -  Комитет    по   земельным   ресурсам    и
заказчик программы      землеустройству  по Томской  области  (по
                        согласованию)


Основной             -  Комитет    по   земельным   ресурсам    и
разработчик             землеустройству по Томской области
программы


Цели и задачи        -  повышение   эффективности   использования
программы               земли,  создание условий  для  увеличения
                        социального,             инвестиционного,
                        производительного  потенциала   земли   и
                        превращение  ее в самостоятельный  фактор
                        экономического роста


Сроки  реализации
программы            -  2002 год


Перечень основных    -  обеспечение   завершения  государственной
мероприятий             кадастровой  оценки земель  поселений,  а
                        также    выполнения    земельно-оценочных
                        работ   по  землям  лесного  фонда,    по
                        землям     садоводческих     и     дачных
                        объединений          граждан          для
                        совершенствования    системы    земельных
                        платежей;
                     -  подготовка  методических рекомендаций  по
                        рассмотрению      органами       местного
                        самоуправления результатов оценки  земель
                        поселений муниципального образования;
                     -  обеспечение                информационно-
                        консультационной работы среди  граждан  и
                        юридических      лиц     по      вопросам
                        государственной    кадастровой     оценки
                        земель;
                     -  подготовка      проекта     постановления
                        Администрации области о нормативной  цене
                        земли на 2003 год


Исполнители          -  Комитет    по   земельным   ресурсам    и
мероприятий             землеустройству  по Томской  области  (по
программы               согласованию)




Объемы и источники
финансирования
(тысяч рублей) -     -  2 000
всего

     в том числе:
областной  бюджет    -  2 000


Ожидаемые конечные   - эффективное  и  рациональное использование
результаты             земельных   ресурсов   на   всех   уровнях
реализации             управления ими;
программы            - увеличение  поступлений  от  платежей   за
                       землю в доходную часть бюджетов;
                     - развитие    рынка   земли    и    создание
                       благоприятных условий для инвестиций



                  1. Основные Положения Программы

     1.1. Основные итоги земельных преобразований в области
     В    Томской    области   завершен   первый   этап   земельных
преобразований.
     Произошли   принципиальные,   глубинные   изменения  в  формах
собственности на землю.
     Введена  плата за пользование землей. Ставки земельного налога
и  арендной  платы дифференцированы в зависимости от местоположения
и качества земельных участков.
     Обеспечены  поступления  земельных  платежей  в  бюджеты  всех
уровней:  в 1999 году - 109,0 млн. рублей, в 2000 году - 142,7 млн.
рублей, в 2001 году - 185,7 млн. рублей.
     Формируются  основы  земельного  рынка  и  его инфраструктуры.
Количество сделок с землей возрастает.
     Принятые   в   1991  году  принципы  налогообложения  земли  и
взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра.
     Крайне  медленно  идет  приватизация  земли  в городах, что не
позволяет  привлекать  достаточные  объемы  инвестиций  и  тормозит
перераспределение  городских  земель  на  основе требований рынка и
развития городов.
     В   соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  25.08.1999г.  N  945  "О государственной кадастровой
оценке    земель"   государственная   кадастровая   оценка   земель
осуществляется    для   целей   налогообложения   и   иных   целей,
установленных законом.
     В  соответствии  с поручениями Президента Российской Федерации
от  17.03.2001г.  N Пр-496ГС, Правительства Российской Федерации от
29.03.2001г.  N  МК-П5-05449  работы по государственной кадастровой
оценке земель всех категорий должны быть завершены в 2002 году.
     Государственная    кадастровая   оценка   сельскохозяйственных
угодий  в  области  завершена  в  2001  году, результаты утверждены
постановлением  Главы  Администрации  (Губернатора) Томской области
от 05.12.2001 N 411.
     В  2001  году  начаты  работы  по  государственной кадастровой
оценке  земель  поселений.  Всего  на  государственную  кадастровую
оценку    земель    поселений    необходимо    5,7   млн.   рублей.
Профинансировано  в  2001  году  3,6  млн.  рублей,  в том числе из
федерального  бюджета  1,8  млн.  рублей.  Для  завершения работ по
оценке  земель  поселений  в  2002  году требуется 2,1 млн. рублей.
Кроме  того,  потребуются  финансовые  средства  на  оценку  земель
других категорий.

     1.2. Цели и задачи программы
     Целью  программы  является обеспечение разработки и реализации
комплекса  взаимосвязанных  правовых,  организационных, финансовых,
научно-технических  и  иных  мер, позволяющих в 2002 году завершить
государственную   кадастровую  оценку  земель  поселений,  провести
земельно-оценочные   работы   по   землям  садоводческих  и  дачных
объединений    граждан,   землям   лесного   фонда   для   создания
эффективного   механизма   регулирования   земельных   отношений  и
государственного управления земельными ресурсами.


                2. Система программных мероприятий

     2.1. Совершенствование системы земельных платежей
     Действующая  система  земельных платежей в России регулируется
Законом  Российской Федерации "О плате за землю", согласно которому
формами  платежей  за  землю  являются  земельный  налог и арендная
плата.  Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной
политики  и  рационального  землепользования.  Главным  недостатком
системы  является  ее  недостаточная гибкость, наличие неоправданно
большого   количества  льготников.  От  уплаты  земельных  платежей
освобождены  целые  отрасли.  Значительная  разница  между ставками
земельного    налога    и    арендной   платой   за   использование
государственных   и   муниципальных  земель  препятствует  процессу
приватизации земель.
     При  проведении  реформы  следует  исходить  из  необходимости
повышения  роли  земельных  платежей  в формировании доходной части
бюджетов   и   совершенствования  системы  земельных  платежей  как
инструмента рационализации землепользования.
     Совершенствование   системы   земельных   платежей   в  рамках
реализации программы предполагает:
     -   установление   зависимости  между  размерами  уплачиваемых
земельных  платежей и наложением на земельный участок ограничений в
его использовании и обременений правами иных лиц;
     -  расчет  ставок земельного налога и арендной платы в городах
с  учетом  возможных  направлений  градостроительного использования
городских земель;
     -  выравнивание  ставок  земельного  налога  и арендной платы,
взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
     Наиболее  полное использование налогового потенциала земли при
реализации программы предполагает:
     - ужесточение контроля за сбором земельных платежей;
     -  завершение  государственной  кадастровой оценки земель всех
категорий;
     -   существенное  сокращение  льгот  по  земельному  налогу  и
арендной плате.
     При  реализации программы с развитием системы государственного
земельного     кадастра    и    осуществлением    мероприятий    по
государственной   кадастровой  оценке  земель  будет  увеличиваться
дифференциация   ставок   земельного   налога   в   зависимости  от
кадастровой цены земли.

     2.2. Оценка земель
     Платное    землепользование    и    реформирование   принципов
налогообложения   земель,   развитие  земельного  рынка  в  России,
участниками   которого   являются   государство   и   муниципальные
образования,  требуют  создания  современной системы оценки земель.
Основной  прием  определения  стоимости  земли  - раздельная оценка
земельного  участка  и  расположенных  на  нем  или  под  ним  иных
объектов недвижимости.
     Основными   направлениями   государственной  политики  в  этой
области при реализации программы являются:
     -  установление  единого для всех субъектов порядка проведения
государственной     кадастровой     оценки    земель    и    других
земельно-оценочных работ;
     -  разработка  методики применения результатов государственной
кадастровой   оценки   земель   различных   категорий   для   целей
налогообложения,  в  первую очередь в городах и поселениях, районах
развития минерально-сырьевой базы и добычи полезных ископаемых.
     Результаты    оценки    земель   являются   составной   частью
государственного земельного кадастра.
     При    реализации    программы    организуется    работа    по
государственной   кадастровой   оценке  земель  всех  категорий  на
территории области.

     2.3. Земельные преобразования в городах и других поселениях
     Земельная  реформа  в  городах  и других поселениях в основном
осуществлялась  без  учета  социально-экономической значимости этих
земель в формировании благоустроенной среды проживания.
     Не  способствовала  земельным  преобразованиям  в поселениях и
медленная реформа в градостроительстве.
     Градостроительная  документация  до  сих  пор  не  учитывает в
достаточной   степени   экономическую   ценность   земли,  не  дает
необходимых   вариантов   определения   градостроительных   условий
использования земельных участков.
     Отсутствие   ценового   зонирования  земель  создает  правовую
неопределенность  для  инвесторов  при  приобретении и обустройстве
земельных  участков,  лишая их возможности выбрать рациональный вид
использования земли.
     Инвестиционная  активность  владельцев недвижимости снижается,
органы   местного   самоуправления  теряют  эффективный  инструмент
регулирования социально-экономического развития городов.
     Земельные  преобразования  в  городах  и  других  поселениях в
рамках  программы  направлены  на  развитие  регулируемого  оборота
земель    и    создание    необходимых   условий   для   реализации
инвестиционного  потенциала  земель,  активно влияющего на принятие
социально-экономических  и  градостроительных  решений.  Реформу  в
градостроительстве    (пересмотр    концепции    градостроительного
планирования,     разработку     градостроительной    документации,
нормативов  и  т.д.)  надлежит  проводить одновременно с земельными
преобразованиями.
     В   целях  реализации  программы  предусматриваются  следующие
мероприятия:
     -  реализация  правового зонирования земель в городах и других
крупных поселениях;
     -  приватизация  на территории поселений земель, находящихся в
государственной  и  муниципальной  собственности,  прежде всего под
приватизированными и приватизируемыми предприятиями;
     -   передача   (продажа),   как  правило,  на  конкурсной  или
аукционной   основе  земель,  не  предназначенных  для  обеспечения
государственных  или  муниципальных  функций,  а также общественных
нужд;
     -  продажа земель в поселениях с соблюдением градостроительных
требований,   в   том   числе   по  функционированию  инженерной  и
транспортной инфраструктуры;
     -   обеспечение  возможности  получения  от  органов  местного
самоуправления  информации  о  размерах однократных и периодических
платежей,  взимаемых  в  связи  с  занятием  и освоением земельного
участка.

     2.4. Усиление контроля за использованием и охраной земель
     Необходимо  совершенствование  механизма  определения  ущерба,
причиненного  нарушениями  земельного  законодательства,  на основе
кадастровой стоимости земли.

                 3. Научное обеспечение Программы

     Реализация  мероприятий  программы  базируется  на оперативном
внедрении    в    ходе    земельных    преобразований   результатов
фундаментальных    и    прикладных    научно-исследовательских    и
опытно-конструкторских работ.

                4. Ресурсное обеспечение Программы

     Ресурсное  обеспечение  мероприятий  программы  осуществляется
государственным   заказчиком  -  координатором  программы  за  счет
финансирования  из  областного  бюджета.  Расчеты выполнены в ценах
2002 года.
     Затраты    на    мероприятия,    связанные    с    завершением
государственной  кадастровой  оценки  земель  поселений, составляют
2,1  млн. рублей, включая 1,5 млн.рублей, выделенные в соответствии
с  Законом  Томской  области  "Об областном бюджете на 2002 год" по
строке "Сельское хозяйство".
     По   настоящей   программе   за  счет  средств,  заложенных  в
областном  бюджете  на 2002 год на финансирование областных целевых
программ,  предусматривается  2,0 млн. рублей, из них на завершение
государственной   кадастровой  оценки  земель  поселений  0,6  млн.
рублей,  на  выполнение  работ  по  сбору и обработке информации по
землям  лесного  фонда  0,8  млн. рублей, по землям садоводческих и
дачных объединений граждан 0,6 млн. рублей.

     5. Организация управления и контроля за ходом реализации
                             Программы

     Управление  реализацией  программы  и  контроль  за  ходом  ее
выполнения  осуществляются  в  соответствии с "Положением о порядке
разработки  и  реализации  областных  целевых  программ  в  Томской
области",    утвержденным    постановлением   Главы   Администрации
(Губернатора)    Томской   области   от   05.06.97   N   159,   при
координационной  роли  Департамента  по  управлению государственной
собственностью Томской области.
     Государственный  заказчик  программы осуществляет свои функции
во     взаимодействии    с    заинтересованными    территориальными
федеральными     органами     исполнительной    власти,    органами
исполнительной  власти Томской области (в том числе с Департаментом
по  управлению  государственной  собственностью  Томской области) и
органами местного самоуправления.
     Государственный     заказчик    программы    обеспечивает    в
установленном  порядке  представление необходимой информации о ходе
работ   по   программе  и  эффективности  использования  финансовых
средств,  в  том  числе  Департаменту по управлению государственной
собственностью Томской области.
     План    основных    мероприятий    по   реализации   программы
прилагается.

      6. Социальная и экономическая эффективность реализации
                      программных мероприятий

     Преобразование  земельных  отношений направлено на закрепление
конституционного   права   граждан   и   юридических  лиц  свободно
распоряжаться  приобретенным  (предоставленным)  участком земли под
контролем государства.
     Государственное   регулирование   рыночного   оборота   земель
позволит:
     - обеспечить целевое использование этих земель;
     -   решить  в  определенной  мере  вопросы  социальной  защиты
граждан   при  реализации  ими  права  собственности  на  земельные
участки,  а  также  права соседа в процессе купли-продажи земельных
участков;
     -  создать  экономический механизм передачи земель эффективным
хозяйствующим субъектам.
     Создание   необходимых   условий   для   введения   ипотечного
кредитования  под  залог  земельных  участков  будет способствовать
привлечению  источников  негосударственных  инвестиционных ресурсов
для вложения их в улучшение земли.
     Развитие  рынка земли и другой недвижимости в городах и других
поселениях     будет     способствовать    наращиванию    жилищного
строительства,   даст  стимул  развитию  строительной  индустрии  и
связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
     Усовершенствование  взаимоотношений  с  бюджетами всех уровней
по  платежам  за  землю  будет  способствовать  более  рачительному
отношению  собственников земельных участков к использованию земель.
С  другой  стороны,  это  позволит обеспечить рост доли поступлений
средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.
     В  2001 году за земли городов поступило платежей во все уровни
бюджетов   120,8   млн.   рублей  (65  %)  из  185,7  млн.  рублей,
поступивших в целом по области за все категории земель.
     Федеральным  законом  от  14.12.2001г. N 163-ФЗ "Об индексации
ставок  земельного  налога"  на 2002 год установлен коэффициент 2 к
действовавшим в 2001 году ставкам земельного налога.
     Реализация  мероприятий  по государственной кадастровой оценке
земель   поселений   позволит   значительно  увеличить  поступления
земельного налога в бюджеты всех уровней.
     Порядок  применения  результатов  государственной  кадастровой
оценки    земель   устанавливается   законодательством   Российской
Федерации.   При   отсутствии   кадастровой   стоимости  земли  для
исчисления  земельного  налога  будет  применяться нормативная цена
земли,   которая   по  предварительному  анализу  существенно  ниже
кадастровой стоимости.
     Использование  результатов  государственной кадастровой оценки
земель  поселений, при совершенствовании системы платежей за землю,
обеспечит  дополнительные  поступления в бюджеты всех уровней около
50 млн. рублей в год.



Приложение N 1
к программе "Развитие земельной
реформы в Томской области
на 2002 год"


   План основных мероприятий по реализации программы "Развитие
         земельной реформы в Томской области на 2002 год"


------------------------------------------------------------------
     Мероприятие            Исполнитель        Срок реализации
                                               мероприятия или
                                               представления
                                               документов в
                                               Администрацию
                                               области
------------------------------------------------------------------
       I. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению
------------------------------------------------------------------
Проект  постановления    Комитет по            IV  квартал  2002г.
Администрации Томской    земельным ресурсам
области о нормативной    и землеустройству
цене  земли  на  2003    по Томской области
год                      (по согласованию)
------------------------------------------------------------------
           II. Мероприятия по методическому обеспечению
------------------------------------------------------------------
Методические             Комитет по             II квартал 2002г.
рекомендации       по    земельным ресурсам
рассмотрению органами    и землеустройству
местного                 по Томской области
самоуправления           (по согласованию)
результатов    оценки
земель      поселений
муниципального
образования
------------------------------------------------------------------
        III. Мероприятия по организационному обеспечению
------------------------------------------------------------------
Обеспечение              Комитет по             в течение года
завершения               земельным ресурсам
государственной          и землеустройству
кадастровой   оценки     по Томской области
земель  поселений  и     (по согласованию)
проведение  земельно-
оценочных  работ   по
землям лесного фонда,
по             землям
садоводческих       и
дачных    объединений
граждан

Обеспечение  информа-    Комитет по             в течение года
ционно-консультацион-    земельным ресурсам
ной работы среди         и землеустройству
граждан и юридических    по Томской области
лиц по вопросам          (по согласованию)
государственной
кадастровой    оценки
земель
------------------------------------------------------------------


Приложение N 2
к программе "Развитие земельной
реформы в Томской области
на 2002 год"


                           Бизнес-план

                                                       млн. руб.
------------------------------------------------------------------
                         Потребность          в том числе:
                          финансовых     -------------------------
      Показатели           средств       предусмотрено   требуется
                        для завершения        по            по
                            работ           строке       настоящей
                         в 2002 году       "Сельское     программе
                                           хозяйство"
------------------------------------------------------------------
Государственная              2,1              1,5           0,6
кадастровая     оценка
земель       поселений
(завершение)

Земельно-оценочные           0,8               -            0,8
работы    по    землям
лесного  фонда   (сбор
информации)

Земельно-оценочные           0,6               -            0,6
работы    по    землям
садоводческих и дачных
объединений    граждан
(сбор информации)
------------------------------------------------------------------
    Итого:                   3,5              1,5           2,0

 из  них из областного       3,5              1,5           2,0
 бюджета в 2002 году:
------------------------------------------------------------------






Информация по документу
Читайте также