Расширенный поиск
Указ Губернатора Омской области от 30.08.2013 № 121 УКАЗ
ГУБЕРНАТОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 30 августа 2013 года N 121
г. Омск
Об утверждении Концепции развития отношений в сфере труда
и занятости населения Омской области до 2020 года
(В редакции Указов Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116;
от 12.10.2015 № 180; от 07.07.2016 № 118; от 26.07.2017 № 99) В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 47 Устава (Основного Закона) Омской области, в целях обеспечения формирования, рационального распределения и эффективного использования трудовых ресурсов Омской области, создания условий эффективной занятости, улучшения уровня жизни, сохранения жизни и здоровья населения Омской области в процессе трудовой деятельности постановляю: (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) Утвердить прилагаемую Концепцию развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года. Губернатор Омской области В.И. Назаров Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 30 августа 2013 года N 121
КОНЦЕПЦИЯ
развития отношений в сфере труда и занятости
населения Омской области до 2020 года
(В редакции Указов Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116;
от 12.10.2015 № 180; от 07.07.2016 № 118; от 26.07.2017 № 99) I. Общие положения
1. Актуальность принятия Концепции развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года (далее -
Концепция) обусловлена необходимостью комплексного развития отношений
в сфере труда и занятости населения Омской области, что будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию и вхождению Омской области в число конкурентоспособных субъектов Российской Федерации, привлекательных для проживания граждан. 2. Основными принципами развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области являются: 1) стратегическая целенаправленность - развитие отношений в сфере
труда и занятости населения Омской области должно иметь долгосрочный стратегический характер; 2) правовая обоснованность и системность - развитие отношений в сфере труда и занятости населения Омской области должно быть основано
на положениях федерального и областного законодательства, а также учитывать основные направления государственной политики Омской области в сферах экономики, социальной защиты населения, образования; 3) сочетание социальной свободы, ответственности и гарантий - развитие отношений в сфере труда и занятости населения Омской области
должно быть направлено на защиту конституционных прав и свобод человека, запрещение любых форм ограничения права человека на труд, содействие развитию личности человека, его инициатив, способностей и профессиональных навыков, обеспечение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества; 4) научность и реалистичность - развитие отношений в сфере труда и занятости населения Омской области должно быть основано на современных научных подходах к развитию трудовых ресурсов, максимально
ориентироваться на потребности общества в кадрах. 3. Концепция является основой для организации работы по решению вопросов, связанных с развитием отношений в сфере труда и занятости населения Омской области. Координация реализации мероприятий Концепции осуществляется Министерством труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда) и Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области (далее -
Главное управление занятости).
II. Анализ состояния сферы труда и занятости
населения Омской области
4. Анализ демографической ситуации.
Демографические показатели являются одной из основных характеристик воспроизводства трудовых ресурсов Омской области. Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции сокращения трудового потенциала. Главными из них являются сокращение численности и старение населения,
рост демографической нагрузки на трудоспособное население, развитие миграционных процессов. Последнее пятилетие можно охарактеризовать как период снижения численности лиц трудоспособного возраста. В среднем за
2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения составляют около 18 тыс. человек. По прогнозу на 2013 - 2020 годы, численность населения Омской области в трудоспособном возрасте сократится почти на
100 тыс. человек (на 8 процентов), численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 80 тыс. человек (на 18
процентов). Возрос коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население: если по состоянию на 1 января 2008 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 304 гражданина старше трудоспособного возраста, то на 1 января 2013 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 379 граждан старше трудоспособного возраста. По прогнозным оценкам, к 2020 году в Омской области коэффициент демографической нагрузки будет составлять 484 гражданина старше трудоспособного возраста в расчете на 1 тыс. человек трудоспособного возраста. Негативные демографические тенденции и в дальнейшем будут оказывать влияние на снижение численности трудовых ресурсов Омской области. Таким образом, основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов Омской области свидетельствуют о том, что их воспроизводство в настоящее время проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту
возрастную группу молодежи. В этой связи актуальным становится повышение эффективности использования уже сформированного трудового потенциала Омской области, усиливается роль мер сохранения и развития
трудовых ресурсов. В связи с тем, что миграционная ситуация оказывает решающее влияние на динамику численности населения и трудовых ресурсов Омской области, привлечение в Омскую область граждан из числа соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники),
а также жителей иных субъектов Российской Федерации приобретает особую
значимость для восполнения численности населения, рабочей силы и развития трудового потенциала Омской области. Миграционная ситуация в Омской области характеризуется миграционным оттоком населения. За 2012 год численность жителей Омской
области уменьшилась за счет отрицательного сальдо миграции на 3,1 тыс. человек. Всего за последние 5 лет миграционная убыль населения Омской области составила 7,9 тыс. человек. Преимущественно отток населения формируется за счет выезда мигрантов из села в город, из Омской области в другие субъекты Российской Федерации. Исходя из прогнозов демографической динамики, в том числе прогнозов численности населения в трудоспособном возрасте, приоритетная задача в области миграции в настоящее время состоит в сдерживании миграционного оттока населения.
5. Анализ спроса и предложения рабочей силы.
Основные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда Омской области за последнее пятилетие, имеют положительную динамику. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом: 1) численность занятого населения увеличилась на 14,5 тыс. человек и составила 976,8 тыс. человек; 2) общая численность безработных граждан снизилась на 11,3 тыс. человек и составила 72,0 тыс. человек; 3) уровень общей безработицы снизился на 1,1 процентного пункта и
составил 6,9 процента от численности экономически активного населения. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный
округ, Омская область по данному показателю улучшила рейтинговую
позицию, переместившись с 6 рейтингового места в 2007 году на 4 рейтинговое место в 2012 году (первое место соответствует наименьшему
значению показателя). Необходимо отметить, что уровень общей безработицы в Омской области за период с 2008 по 2012 годы варьировался от 8,5 процента (максимальное значение) в 2009 году до 6,9 процента (минимальное
значение) в 2012 году. В то же время в Омской области, как и в других субъектах Российской Федерации, сохраняется значительная разница между показателями общей и зарегистрированной безработицы. В 2012 году разрыв между данными показателями составил 5,7 процентного пункта (в
2007 году - 6,4 процентного пункта).
Показатели регистрируемой безработицы в период 2007 - 2012 годов также характеризовались положительной динамикой: численность зарегистрированных безработных в Омской области по состоянию на 1 января 2013 года составила 12,8 тыс. человек (уменьшилась на 10,4 тыс.
человек по сравнению с данными на 1 января 2007 года), уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2013 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения (на 1 января
2007 года - 2,3 процента). Коэффициент напряженности на рынке труда Омской области на 1 января 2013 года составил 0,8 человека из числа незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в казенных учреждениях службы занятости населения Омской области (далее - центры
занятости), в расчете на одну вакансию (на 1 января 2007 года - 3 человека на вакансию). Однако наряду с положительными тенденциями на рынке труда Омской области сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен несоответствием потребностей работодателей в кадрах
и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, представленной на рынке труда Омской области, в том числе по уровням профессионального образования работников. В течение 2012 года в центры занятости поступили заявки работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области (далее - работодатели), на укомплектование более 113,2 тыс. рабочих мест, из которых около 80 процентов - для замещения рабочих профессий. В условиях модернизации экономики Омской области и внедрения новых технологий усиливается дефицит кадров в отдельных отраслях экономики. Потребность работодателей в высококвалифицированных рабочих остается неудовлетворенной. Одновременно на рынке труда Омской области повышается спрос на инженерно-технических работников, специалистов сферы администрирования (менеджеров, товароведов, администраторов, специалистов по
делопроизводству и др.), владеющих навыками, применимыми в реальном секторе экономики и сфере услуг. В то же время среди граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости, преобладают
лица, имеющие опыт работы по профессиям, не требующим профессионального образования, или длительно не работавшие и
потерявшие квалификацию.
В 2012 году численность граждан, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 54,6 тыс. человек, что на 25,4 процента меньше, чем в 2007 году (73,2 тыс.
человек). Каждый третий из числа обратившихся относится к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.
В сравнении с 2007 годом в 2012 году выросла доля обращений граждан пенсионного и предпенсионного возраста (за два года до
наступления пенсионного возраста) - с 6,1 процента до 8,1 процента и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - с 0,4 процента до 0,5 процента. Доля инвалидов среди граждан, ищущих работу, остается незначительной и при этом постепенно снижается (с 4,6 процента в 2007
году до 2,5 процента в 2012 году), в том числе в результате увеличения приема инвалидов на квотируемые рабочие места. Таким образом, основными перспективными направлениями в сфере формирования и развития трудовых ресурсов Омской области является прежде всего создание условий для роста обеспеченности экономики Омской области квалифицированными кадрами на основе механизмов формирования и развития кадрового потенциала. 6. Анализ ситуации в области оплаты труда.
Основным источником доходов большинства трудоспособного населения
Омской области является заработная плата, поэтому ситуация, складывающаяся в сфере оплаты труда, оказывает доминирующее влияние на
уровень жизни населения, а следовательно, и на состояние трудовой сферы Омской области. Среднемесячная заработная плата за последние пять лет в Омской области выросла в 1,6 раза и составила в 2012 году 21931,2 руб. Наблюдается устойчивая тенденция роста уровня оплаты труда. Так, заработная плата в сельском хозяйстве выросла с 7137,7 руб. в 2008 году до 12392,7 руб. в 2012 году, или в 1,7 раза. В последнее время рост заработной платы в реальном выражении, то есть скорректированный на индекс потребительских цен (далее - реальная
заработная плата), в Омской области опережал значение соответствующего
показателя в целом по стране. Уровень реальной заработной платы по России и в Омской области в 2011 году увеличился на 2,8 и 6,2 процента соответственно, в 2012 году - на 8,4 и 9,7 процента. За последние пять лет в Омской области значительно снизился объем
просроченной задолженности по выплате заработной платы (с 9,9 млн.
руб. по состоянию на 1 января 2009 года до 6,0 млн. руб. по состоянию
на 1 января 2013 года). По показателю объема просроченной задолженности по заработной плате Омская область среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, занимала по состоянию на 1 января 2013 года 2 рейтинговое место (первое место
соответствует наименьшему значению показателя). Вместе с тем основными проблемами в сфере оплаты труда и обеспечения защиты трудовых прав работников остаются: 1) сохранение высокой межотраслевой дифференциации размеров заработной платы: ее высокий уровень в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (45,5 тыс. руб.) и финансовую деятельность
(38,0 тыс. руб.), и низкий - в организациях сельского хозяйства (12,4
тыс. руб.), здравоохранения и в сфере предоставления социальных услуг
(15,4 тыс. руб.), в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (15,7
тыс. руб.), образования (17,0 тыс. руб.); 2) отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы от уровня заработной платы работников внебюджетного сектора экономики; 3) применение непрозрачных схем выплаты заработной платы, несвоевременная и не в полном объеме выплата заработной платы работникам. 7. Анализ состояния условий и охраны труда.
Условия труда как составляющая качества рабочих мест играют важную роль для характеристики ситуации в трудовой сфере Омской области. В последние годы в сфере охраны труда наметилась тенденция к снижению производственного травматизма. В 2007 году коэффициент частоты производственного травматизма в Омской области составлял 2,8,
а в 2012 году - 1,4. В целом показатели производственного травматизма
в Омской области ниже показателей по Сибирскому федеральному округу, но выше показателей в среднем по Российской Федерации. Если динамика производственного травматизма имеет тенденцию к стабилизации, то состояние условий труда по-прежнему нельзя считать удовлетворительным. В 2012 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличился и составил 26 процентов от общего количества работающих, охваченных статистическим наблюдением в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи. В 2011 году этот показатель составлял 24,4 процента. Неудовлетворительное состояние рабочих мест делает их малопривлекательными для работников,
в частности, молодежи. Следствием неудовлетворительных условий труда у работодателей является высокий уровень профессиональной заболеваемости, приводящей к
трудовой инвалидности. Показатель первичной инвалидности среди пострадавших вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний из расчета на 10 тыс. человек работающего населения по Омской области в 2011 году вырос на 7 процентов. Указанная ситуация влечет за собой и целый ряд экономических проблем, связанных с нагрузкой на системы социального и пенсионного страхования. Экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, составляют около 5628,6 млн. руб. (1,5 процента
валового регионального продукта). В этой связи необходимо реализовать
комплекс мер, направленных на повышение безопасности рабочих мест и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Таким образом, совершенствование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области возможно посредством формирования трудовых ресурсов и эффективного рынка труда, обеспечивающих работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а сотрудника - работой, достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены. III. Цели и задачи Концепции,
основные направления их реализации 8. Целями Концепции являются определение направлений и способов формирования, рационального распределения и эффективного использования трудовых ресурсов Омской области, создание условий эффективной занятости, улучшение уровня жизни населения и сохранение жизни и здоровья населения в процессе трудовой деятельности. 9. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
задач: 1) обеспечение экономики Омской области трудовыми ресурсами на основе формирования, сохранения и развития кадрового потенциала Омской области; 2) реализация прав граждан на защиту от безработицы в Омской области; 3) обеспечение прав граждан в области охраны и оплаты труда.
10. Реализацию целей и задач, указанных в пунктах 8, 9 Концепции,
планируется осуществлять по следующим основным направлениям: 1) обеспечение экономики Омской области в необходимом количестве кадрами, профессионально-квалификационная структура которых соответствует потребностям работодателей; 2) создание условий для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область; 3) создание целостной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, способствующей повышению мотивации молодежи к трудовой деятельности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, востребованным на рынке труда Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) 4) содействие занятости населения в Омской области;
5) улучшение условий труда, повышение заработной платы, содействие обеспечению защиты трудовых прав работников; 6) повышение качества рабочих мест на основе управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. IV. Обеспечение экономики Омской области в необходимом количестве кадрами, профессионально-квалификационная структура которых соответствует потребностям работодателей 11. Создание эффективной системы наполнения рынка труда Омской области необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими потребностям экономики Омской области, предусматривает формирование прогнозной потребности экономики в квалифицированных кадрах, регулирование направлений подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Омской области, с учетом прогноза потребности рынка труда Омской области, а также изменение содержания профессионального образования и образовательных технологий. 12. В целях обеспечения экономики Омской области в необходимом количестве кадрами, профессионально-квалификационная структура которых
соответствует потребностям работодателей, необходимо принятие следующих мер: 1) совершенствование Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области системы мониторинга, анализа, прогнозирования и управления рынком труда Омской
области: - проведение на постоянной основе мониторинга рынка труда Омской области; - формирование ежегодных балансов трудовых ресурсов Омской области и разработка прогноза его показателей на 3-летнюю перспективу; - повышение качества прогноза и анализа потребности экономики Омской области в специалистах и рабочих на среднесрочную и долгосрочную перспективу посредством увеличения охвата работодателей,
участвующих в формировании прогнозной потребности в кадрах; - проведение на регулярной основе мониторинга текущей и перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) - обеспечение посредством деятельности областной комиссии по кадровой политике согласованных действий органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Омской области, объединений работодателей в решении вопросов формирования и использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала Омской области; - разработка Министерством экономики Омской области с участием органов исполнительной власти Омской области, общественных организаций, представителей субъектов предпринимательской деятельности и экспертов (по отраслевому принципу) ежегодно прогноза перспективной потребности в кадрах инвестиционных проектов на территории Омской области на срок не менее 5 лет; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) - развитие отраслевого подхода в управлении кадровым потенциалом Омской области с учетом реализуемых на территории Омской области инвестиционных проектов путем разработки до 1 января 2015 года Министерством здравоохранения Омской области, Министерством культуры Омской области, Министерством образования Омской области (далее -
Министерство образования), Министерством по делам молодежи, физической
культуры и спорта Омской области, Министерством промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерством труда, Министерством экономики Омской области отраслевых программ обеспечения кадрами; абзац; (Исключен - Указ Губернатора Омской области от 12.10.2015 № 180)
- организация Главным управлением занятости взаимодействия с иными органами исполнительной власти Омской области и работодателями по вопросам:
комплектования рабочих мест, создаваемых (планируемых к созданию) в рамках реализации на территории Омской области инвестиционных проектов; профессионального обучения работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и (или) модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами; (Абзацы дополнены - Указ Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) - создание Министерством экономики Омской области с участием Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства природных ресурсов и экологии Омской области условий для повышения производительности труда посредством внедрения современных технологий через привлечение инвестиций на создание новых и модернизацию существующих производств; (Дополнен - Указ Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) - реализация Министерством труда во взаимодействии с Министерством образования Омской области, Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, Министерством культуры Омской области, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, Министерством экономики Омской области мероприятий, направленных на увеличение удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе; (Дополнен - Указ Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) 2) повышение эффективности функционирования системы профессионального образования Омской области на основании текущей и перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих: - разработка до 1 января 2015 года Министерством образования регионального плана мероприятий по оптимизации сети профессиональных образовательных организаций, реализация указанного плана в 2015 - 2018 годах;
- разработка и реализация Министерством образования государственной программы Омской области на 2014 - 2020 годы, предусматривающей модернизацию системы профессионального образования Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) - создание в 2014 - 2015 годах Министерством образования двух многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области
от 07.07.2015 № 116)
- распространение в 2013 - 2020 годах Министерством труда на регулярной основе результатов проводимых мониторинговых исследований состояния и тенденций развития трудовых ресурсов, а также перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих путем их направления в Министерство образования и другие заинтересованные органы исполнительной власти Омской области, размещения на официальном
сайте Министерства труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информирования работодателей и их объединений, образовательных организаций, иных заинтересованных лиц; - использование в 2013 - 2020 годах Министерством образования результатов проводимых Министерством труда мониторинговых исследований состояния и тенденций развития трудовых ресурсов, а также перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих в целях оптимизации перечня профессий, специальностей и направлений подготовки, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2016 № 118) - разработка и утверждение в 2013 - 2014 годах Министерством образования во взаимодействии с Министерством труда порядка установления организациям профессионального образования контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, формирования на их основе государственного задания с учетом потребности Омской области в подготовке работников необходимых профессий (специальностей), уровня безработицы в Омской области, прогноза баланса трудовых ресурсов Омской области; - развитие в течение 2013 - 2020 годов органами исполнительной власти Омской области во взаимодействии с органами местного самоуправления Омской области целевого приема для подготовки специалистов высшего образования с учетом потребности рынка труда и перспектив развития экономики Омской области; - формирование до 1 сентября 2014 года Министерством образования во взаимодействии с Министерством труда, Региональным объединением работодателей Омской области "пилотного" проекта, предусматривающего взаимодействие образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, с работодателями в вопросах профессиональной подготовки кадров на основе государственно-частного партнерства в рамках создаваемых отраслевых образовательных кластеров; - совершенствование в течение 2013 - 2020 годов Министерством образования во взаимодействии с работодателями и их объединениями содержания образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями, расположенными на территории Омской области (внедрение современных образовательных технологий, увеличение
практических занятий по отношению к традиционным лекционным курсам), в
том числе посредством: включения работодателей в состав учебно-методических объединений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; включения работодателей в состав попечительских советов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; проведения работодателями профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования;
- развитие в течение 2017 - 2020 годов Министерством образования Омской области во взаимодействии с работодателями и их объединениями механизмов практикоориентированности обучения; (Дополнен - Указ Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) 3) содействие в разработке и внедрении работодателями программ развития кадрового потенциала: - методическое обеспечение Министерством труда в течение 2013 - 2020 годов разработки работодателями программ развития кадрового потенциала, системы планирования потребности в кадрах на перспективу; - реализация Министерством труда во взаимодействии с Региональным объединением работодателей Омской области (с 5 октября 2015 года - Союзом "Омское Региональное объединение работодателей") в 2013 - 2016 годах мероприятий по применению профессиональных стандартов: (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2016 № 118) информирование работодателей по вопросам применения профессиональных стандартов; проведение для работников кадровых служб работодателей семинаров-практикумов по технологии оценки профессиональной компетентности работников в соответствии с профессиональными стандартами и по вопросам развития персонала; (В редакции Указа
Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116)
- изучение и распространение в течение 2013 - 2020 годов Министерством труда, Главным управлением занятости передового опыта работы работодателей в сфере развития кадрового потенциала (проведение
дней труда, конференций, совещаний, "круглых столов"); - ежегодное проведение Министерством труда совместно с Главным управлением занятости областного конкурса "Лучший работодатель года Омской области"; - реализация Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области, работодателями мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих профессий, включая использование возможностей социальной рекламы, проведение областных и территориальных конкурсов профессионального мастерства; (В
редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116)
- оказание Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области содействия в организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих массовых профессий агропромышленного комплекса Омской области; (В редакции Указов Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116; от 26.07.2017 № 99) 4) внедрение независимой оценки квалификации на территории Омской области; (Дополнен - Указ Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) 5) содействие закреплению молодых специалистов на территории Омской области: - реализация органами исполнительной власти Омской области мероприятий по привлечению и закреплению молодых специалистов на территории Омской области; - информирование населения Министерством труда совместно с Министерством образования Омской области, Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, Министерством культуры Омской области, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, Министерством экономики Омской области, Главным управлением занятости:
о состоянии и перспективах развития отраслей экономики и регионального рынка труда; о качестве подготовки специалистов образовательными организациями, расположенными на территории Омской области; о трудоустройстве, карьерном росте и уровне оплаты труда молодых специалистов; о возможностях трудоустройства выпускников образовательных организаций, расположенных на территории Омской области, и временной занятости студентов; о развитии инфраструктуры рынка труда; о социально активных работодателях регионального рынка труда. (Подпункт дополнен - Указ Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) V. Создание условий для привлечения
квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область
13. В условиях сложившегося дефицита трудовых ресурсов организованное привлечение соотечественников, а также жителей иных субъектов Российской Федерации в Омскую область по востребованным в Омской области профессиям, специальностям, направлениям подготовки является одним из источников пополнения трудовых ресурсов и обеспечения экономики Омской области квалифицированными кадрами. (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) 14. В целях создания условий для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область необходимо принятие следующих мер: 1) проведение Министерством труда ежеквартального анализа миграционной ситуации в Омской области; 2) реализация на территории Омской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289 (далее - Государственная программа переселения
соотечественников), в том числе: - формирование до 1 октября 2013 года Министерством труда нормативной правовой базы, регулирующей вопросы реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории
Омской области; - реализация в течение 2013 - 2017 годов Министерством труда во взаимодействии с иными ответственными исполнителями мероприятий Государственной программы переселения соотечественников на территории
Омской области: информационное сопровождение реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области (размещение информации об условиях и особенностях переселения в Омскую область в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующих информационных ресурсах, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти Омской области, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, а также портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники"; трансляция информации посредством печатных средств массовой информации и телевидения о положительном опыте реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области; усиление связей с общественными объединениями соотечественников за рубежом в целях распространения официального информационного пакета о реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области и совместной организации выездных презентаций и видеопрезентаций Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области); (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) разработка до 1 ноября 2013 года критериев подбора соотечественников с востребованными в Омской области профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками;
содействие адаптации и интеграции соотечественников, переселившихся в Омскую область (предоставление дополнительных мер
социальной поддержки участникам Государственной программы переселения
соотечественников на территории Омской области и членам их семей за счет средств областного бюджета; усовершенствование системы сопровождения соотечественников; проведение мониторинга проблем адаптации соотечественников, выделение целевых групп соотечественников, объединенных проблемой, и ежеквартальная реализация мероприятий по устранению выявленных проблем при участии указанных целевых групп соотечественников, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Омской области, ответственных за реализацию мероприятий Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области); - обеспечение Главным управлением занятости в течение 2013 - 2017
годов трудоустройства не менее 91,0 процента участников Государственной программы переселения соотечественников на территории
Омской области, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы:
оказание государственных услуг в области содействия занятости населения; реализация дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения (компенсация работодателям части затрат по выплате
заработной платы при трудоустройстве участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области;
организация профессионального обучения; предоставление выплат на открытие собственного дела); размещение на официальном сайте Главного управления занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации для участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области и членов их семей, желающих трудоустроиться на территории Омской области (в том числе информационных материалов, подготовленных Министерством труда);
осуществление взаимодействия центров занятости с бюджетным учреждением Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - БУ "Омский центр профориентации") по вопросам предоставления психолого-профориентационных услуг и организации специализированных ярмарок вакансий для участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области и членов их семей; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2016 № 118) (Абзацы дополнены - Указ Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116)
3) разработка и реализация Главным управлением занятости мероприятий, направленных на привлечение трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации: - совершенствование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях и условиях трудоустройства и проживания в Омской области: проведение ежегодного (во втором - третьем кварталах) социологического опроса работодателей в целях формирования перечня работодателей, имеющих потребность и возможность проведения презентаций в субъектах Российской Федерации; внедрение начиная с 2013 года технологии адресного взаимодействия с работодателями по замещению вакантных рабочих мест безработными гражданами из других субъектов Российской Федерации; участие в течение 2013 - 2020 годов в формировании общероссийского банка вакансий на информационном портале "Работа в России", организация взаимодействия с работодателями по вопросам обеспечения полноты, достоверности и актуальности информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 26.07.2017 № 99) - проведение в течение 2013 - 2020 годов совместно с Министерством промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (с 12 марта 2015 года с Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области), Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области и работодателями организованного набора безработных граждан из других субъектов Российской Федерации для реализации крупных инвестиционных проектов в Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) 4) оказание Министерством образования совместно с Министерством труда содействия образовательным организациям в 2013 - 2020 годах в привлечении иностранных граждан и граждан Российской Федерации, проживающих в других субъектах Российской Федерации, для обучения в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Омской области; 5) сокращение оттока сельского населения из муниципальных районов
Омской области путем повышения уровня жизни и создания благоприятных условий для проживания населения на территории Омской области; оптимизация процессов внутриобластной миграции в целях эффективного использования трудовых ресурсов: - создание социально-экономических условий для закрепления населения в сельской местности за счет реализации органами исполнительной власти Омской области региональных программ, направленных на: развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области; развитие здравоохранения Омской области;
развитие жилищного строительства на территории Омской области;
развитие системы образования Омской области;
модернизацию и развитие автомобильных дорог Омской области;
развитие физической культуры и спорта в Омской области и иных программ; - обеспечение занятости населения в муниципальных районах Омской области посредством: предоставления мер социальной поддержки при трудоустройстве молодежи на территориях муниципальных районов Омской области, в том числе привлечения в муниципальные районы Омской области медицинских работников и педагогов; стимулирования самозанятости сельского населения путем предоставления мер поддержки предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципальных районов Омской области, в рамках реализации постановления Правительства Омской области от 27 февраля 2013 года N 31-п "Об утверждении Порядка предоставления в 2013 - 2015 годах из областного бюджета субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на возмещение части затрат, связанных с оформлением в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"; осуществления комплекса мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность в рамках реализации региональной программы, предусматривающей развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области, путем содействия начинающим предпринимателям, незанятым гражданам, студентам старших курсов и выпускникам образовательных организаций высшего образования, желающим
заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе организации
обучения основам бизнес-планирования; реализации мероприятия Главного управления занятости по содействию самозанятости безработных граждан и
стимулированию создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, по участию в конкурсах на получение грантовой поддержки из средств областного бюджета;
- разработка Главным управлением по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области: до 1 ноября 2013 года - презентационного фильма об Омской области; до 1 декабря 2013 года - медиаплана по развитию социальной инфраструктуры муниципальных районов Омской области; до 1 мая 2014 года - социальной рекламы, направленной на стимулирование социальной ответственности бизнес-структур Омской области за активное вовлечение работодателей в формирование социальной инфраструктуры Омской области и формирование имиджа Омской области как миграционно-привлекательной территории;
6) снижение объемов и оптимизация профессионально-квалификационной структуры привлекаемой иностранной рабочей силы: - формирование Министерством труда предложений по объемам квот на привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации"; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) - сокращение объемов привлечения иностранной рабочей силы за счет
использования эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Омской области, в том числе: осуществление ежегодно Министерством труда оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, вклада иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в социально-экономическое развитие Омской области при взаимодействии в пределах компетенции с иными органами исполнительной власти Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) проведение отраслевыми органами исполнительной власти Омской области мониторинга хозяйственной деятельности работодателей, планирующих привлекать иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, и уровня заработной платы указанных работников в целях предотвращения необоснованного занижения уровня заработной платы на рынке труда Омской области, содействия в реализации приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) - реализация отраслевыми органами исполнительной власти Омской области мер по заключению соглашений с работодателями и профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области, о подготовке кадров для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест, по которым планируется привлечение иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, гражданами Российской Федерации; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) - осуществление Главным управлением занятости деятельности, направленной на замещение иностранной рабочей силы за счет трудоустройства: безработных граждан Российской Федерации, проживающих на территории Омской области; граждан Российской Федерации, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации; участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области; выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской
области от 07.07.2015 № 116)
лиц, завершивших обучение и переобучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки по направлению центров занятости; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) - противодействие незаконной трудовой миграции и создание условий
для адаптации и интеграции иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Омской области: (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116)
разработка до 1 января 2014 года и ежегодная актуализация Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области типовой памятки для работодателей о порядке привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы; (В редакции Указа Губернатора Омской области
от 07.07.2015 № 116)
ежегодное проведение Министерством труда информационно-разъяснительной работы о порядке привлечения и использования иностранных работников по квоте и вне установленной квоты (в форме индивидуальных и групповых консультаций, семинаров,
размещения информации на сайтах органов исполнительной власти Омской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации (далее - СМИ), распространение печатных материалов); создание до 1 января 2015 года Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области, работодателями, национально-культурными и религиозными объединениями инфраструктуры для информирования и консультирования иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельности на территории Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области
от 07.07.2015 № 116)
- подготовка Министерством образования, Министерством экономики Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, Министерством финансов Омской области проектов нормативных правовых актов Омской области, направленных на регулирование отдельных вопросов осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами. (Дополнен - Указ Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) VI. Создание целостной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, способствующей повышению мотивации молодежи к трудовой деятельности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, востребованным на рынке труда Омской области
(В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116)
15. Создание в Омской области целостной системы профориентации и психологической поддержки населения, основанной на принципах тесного межведомственного взаимодействия и адресном профориентационном сопровождении различных социальных и возрастных категорий населения Омской области, направлено на укрепление взаимосвязи рынка труда с рынком образовательных услуг и удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах. Данная система профориентации позволит активизировать процессы профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций, развития профессиональной компетентности обучающихся профессиональных образовательных организаций Омской области, образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Омской области, и успешной профессионально-трудовой адаптации граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда Омской области. (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) 16. В целях создания целостной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, способствующей повышению мотивации молодежи к трудовой деятельности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, востребованным на рынке труда Омской области, необходимо принятие следующих мер: (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) 1) разработка и реализация Министерством труда мер, направленных на создание в Омской области целостной системы профориентации: - подготовка до 1 октября 2013 года Министерством труда совместно
с Министерством образования, Главным управлением занятости проекта постановления Правительства Омской области, направленного на организацию деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на территории Омской области; - реализация Соглашения об организации взаимодействия в сфере профессиональной ориентации между Министерством труда, Министерством образования, Главным управлением занятости, Региональным объединением
работодателей Омской области и Администрацией города Омска на 2013 - 2018 годы; - формирование единой инфраструктуры региональной системы профориентации на базе БУ "Омский центр профориентации": (В редакции Указов Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116; от 07.07.2016 № 118) создание до 1 ноября 2013 года регионального информационно-методического кабинета профориентации; создание до 1 января 2014 года и ежегодная актуализация единого информационно-методического банка, включающего сведения о динамике профессиональных намерений молодежи, конъюнктуре рынка образовательных услуг и рынка труда Омской области, технологии выбора профессии, специальности, направления подготовки, профессиографический материал; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) создание во взаимодействии с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области, ежегодного информационного справочника "Где получить современное образование" о возможностях получения в Омской области профессионального образования и дополнительного профессионального образования; создание до 1 сентября 2013 года профинформационного справочника профессий (специальностей) для инвалидов, учитывающего показания по здоровью; создание до 1 января 2014 года во взаимодействии с работодателями
информационных видеороликов о востребованных на рынке труда Омской области профессиях (специальностях); создание ежегодно во взаимодействии с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области, слайдовых презентаций и информационных видеороликов о востребованных на рынке труда Омской области профессиях, специальностях и направлениях подготовки; (Дополнен - Указ Губернатора Омской области от 07.07.2015 № 116) организация и проведение на регулярной основе семинаров-практикумов по актуальным проблемам профессиональной ориентации и адаптации на рынке труда Омской области для специалистов
общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, центров занятости и учреждений социальной защиты населения, методических консультаций по вопросам профессиональной ориентации и развития персонала для работодателей; (В редакции Указа Губернатора Омской
области от 07.07.2016 № 118)
проведение в течение 2013 - 2020 годов Министерством труда совместно с Главным управлением занятости конференций и конкурсов по вопросам развития кадрового потенциала Омской области, профессионального самоопределения молодежи, незанятого населения, граждан с ограниченными возможностями здоровья; (В редакции Указа
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|