Расширенный поиск
Постановление Правительства Омской области от 24.11.2004 № 81-пПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Правительства Омской области от 08.07.2009 г. N 119-п от 24 ноября 2004 года N 81-п г.Омск О Концепции развития системы образования и науки Омской области на 2004 - 2010 годы В целях развития системы образования и науки Омской области Правительство Омской области постановляет: Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы образования и науки Омской области на 2004 - 2010 годы. Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Л.К.Полежаев Приложение к постановлению Правительства Омской области от 24 ноября 2004 года N 81-п КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования и науки на 2004 - 2010 годы I. Общие положения 1. Концепция развития системы образования и науки Омской области на 2004 - 2010 годы (далее - Концепция) определяет стратегию и приоритеты политики Омской области в сфере образования и науки. 2. Роль образования и науки на современном этапе развития Омской области определяется необходимостью перехода к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике. Значение образования и науки как важнейших факторов формирования нового качества общественно-экономических отношений увеличивается с ростом влияния "человеческого капитала". 3. Под системой образования и науки Омской области (далее - система) для целей настоящей Концепции понимается совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием, наукой. 4. Модернизация системы предполагает комплексное, всестороннее обновление всех ее составляющих в соответствии с требованиями современной жизни, тенденциями развития экономики, социальной сферы, объединение усилий всех заинтересованных организаций, создание единого образовательного и научного пространства на территории Омской области. Только в этом случае система выйдет за рамки узких отраслевых интересов. 5. Создание и развитие единого образовательного и научного пространства на территории Омской области позволит удовлетворить интересы: обучающихся (воспитанников) и студентов - в получении качественно нового образования, ориентированного не только на усвоение определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; общества - в снижении уровня социальной напряженности, детской и подростковой беспризорности, преступности и наркомании; государственной власти федерального и регионального уровней - в наличии эффективной системы; семьи - в оказании социально-педагогической и психолого-педагогической помощи в воспитании детей; заинтересованных организаций - в возможности участвовать в обсуждении и решении проблем образования и науки; предпринимателей - в подготовке высококвалифицированных кадров; педагогических и научных работников - в возможности реализовать свои социальные и профессиональные потребности; учреждений профессионального образования - в расширении способов использования и наращивания научно-технического потенциала. II. Состояние системы, цели и задачи ее развития 6. Основные параметры системы определяются географическими, демографическими и социально-экономическими характеристиками Омской области. Среди них необходимо выделить удаленность от центральной части России (от основных культурных центров), этническое многообразие. Образование в Омской области развивается как целостная система, что позволило ему сохранить свою стабильность в новых социально-экономических условиях. В образовательных учреждениях Омской области (далее - образовательные учреждения) реализуются общеобразовательные и профессиональные программы. В целом на территории Омской области функционирует 2256 образовательных учреждений с общим количеством обучающихся (воспитанников) и студентов - 638,9 тыс., педагогических работников - 85,2 тыс. 7. На сегодняшний день система характеризуется: сбалансированностью сети образовательных учреждений, которая обеспечивает непрерывность и преемственность процесса образования, соответствие традициям и потребностям национальных диаспор, этнических групп, представленных в населении Омской области; регионализацией содержания образования, которая позволяет учитывать перспективы социально-экономического развития Омской области, ее культурные традиции, особенности социализации личности; многоканальностью финансирования. 8. Указанные характеристики во многом определяют многообразие типов и видов образовательных учреждений, образовательных и учебных программ, инновационный характер деятельности образовательных учреждений, вариативность форм их развития. 9. Омская область обладает значительным научным потенциалом, характеризующимся наличием академической, отраслевой и вузовской науки и их взаимодействием. В число организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, входят учреждения высшего профессионального образования, учреждения дополнительного профессионального образования, отраслевые научно-исследовательские институты и другие организации. В них ведется подготовка специалистов по большинству отраслей наук, расширяется подготовка научных работников высшей квалификации, функционируют аспирантуры, советы по защите диссертаций. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования заняты свыше 2 тыс. кандидатов наук и около 400 докторов наук. Академическая наука представлена деятельностью Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Института проблем переработки углеводородов, Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской академии наук, Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук, Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук и других научных организаций. Отраслевую науку в Омской области представляют: Омский научно-исследовательский институт приборостроения, федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро транспортного машиностроения", государственное научное учреждение "Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций Министерства здравоохранения Российской Федерации", государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт бруцеллеза и туберкулеза животных Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук "ГНУ ВНИИБТЖ СО РАСХН", государственное научное учреждение "Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" и другие научные организации. В мае 2004 года в Омской области создан Научный координационный совет Омской области, призванный обеспечивать: разработку предложений и рекомендаций для органов государственной власти Омской области по вопросам формирования и реализации государственной научно-технической политики Омской области; координацию деятельности научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования Омской области по вопросам реализации государственной научно-технической политики в Омской области; рассмотрение проектов соглашений между Правительством Омской области и федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области, а также иностранными партнерами о совместной деятельности в сфере науки и научно-технической политики; проведение экспертизы проектов областных целевых программ, нормативных правовых актов Омской области в сфере науки и научно-технической политики. Имеющийся научный потенциал может и должен быть эффективно использован в решении задач социально-экономического развития Омской области, в том числе в реализации промышленной политики Омской области. 10. Вместе с тем анализ состояния системы позволяет выявить ряд проблем: 1) содержание и структура образования не в полной степени соответствуют современным требованиям науки и практики; 2) происходит отток высококвалифицированных педагогических и научных кадров, их средний возраст резко увеличился; 3) отмечаются недостаточная методологическая, психолого-педагогическая, информационная и технологическая готовность субъектов системы к реализации программ развития образования; недостаточно эффективная работа педагогов по гражданскому, правовому и патриотическому воспитанию детей и подростков, противодействию негативным процессам, происходящим в обществе (алкоголизм, наркомания, беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних); недостаточная степень скоординированности действий руководителей органов управления образованием различных уровней и образовательных учреждений по обеспечению реализации программ развития образования, в том числе профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования; недостаточно развитый механизм поддержки инновационных процессов в образовательной практике; недостаточная степень развития сети областных и муниципальных экспериментальных площадок, занимающихся инновационной деятельностью; недостаточно развитые механизмы социальной защиты и повышения социального статуса педагогических и научных работников; 4) нуждается в расширении сфера общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей; 5) требует совершенствования механизм выявления и развития одаренных детей, их адресной поддержки; 6) требует совершенствования материально-техническая база образовательных учреждений, научных организаций (высок износ основных фондов, устарело учебно-методическое оснащение образовательного и научного процессов); 7) нуждаются в улучшении условия обучения, лечебно-коррекционной работы и содержания обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) требует совершенствования нормативно-правовая база, обеспечивающая модернизацию и развитие системы; 9) практическая реализация полученных научных решений в экономику Омской области затягивается как из-за разрыва связей между различными функциональными системами (производством, наукой, образованием), так и из-за недостаточности финансовых ресурсов для развития организаций системы. 11. Необходимо выделить следующие цели развития системы: 1) усиление внешней направленности системы, проявление ее в качестве фактора стратегического развития Омской области; 2) обеспечение современного качества образования и науки, адекватных обновляющимся стандартам, удовлетворяющих потребностям личности, общества; 3) развитие, рациональное размещение и повышение эффективности использования педагогического и научно-технического потенциала Омской области; 4) совершенствование ресурсного обеспечения системы; 5) обеспечение прогрессивных преобразований в области материального производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции; 6) согласование основных направлений и планов развития системы с приоритетами социально-экономического развития Омской области; 7) сохранение и развитие научно-технического потенциала Омской области; 8) усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений как условие ориентации обучающихся на общечеловеческие ценности, региональные культурные традиции и особенности. 12. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: 1) поддержка научных направлений, обеспечивающих развитие базовых и перспективных отраслей экономики Омской области, а также ее социальное, политическое и национально-культурное развитие; 2) активизация исследований, соответствующих мировому уровню, становление новых направлений исследований, которые будут определять технологическую и экономическую конкурентоспособность Омской области; 3) развитие научных школ и направлений академической, вузовской и отраслевой науки; 4) содействие формированию и развитию современных технологий производства и организации труда; 5) создание условий для привлечения в систему внебюджетных источников финансирования; 6) формирование системы непрерывного образования на основе интеграции всех уровней образования, расширение сети филиалов учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования на территории муниципальных образований Омской области, совершенствование целевой контрактной подготовки специалистов и расширение спектра ее направлений; 7) создание условий для сотрудничества образовательных учреждений различных типов и видов; 8) создание условий для повышения качества образования, в том числе: поэтапное обновление содержания и структуры образования всех уровней и направленностей в соответствии с федеральным и областным законодательством, целями и задачами политики Омской области в сфере образования и науки; совершенствование национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов; создание условий для повышения качества профессионального образования, его структурной и институциональной перестройки в соответствии с требованиями рынка труда; развитие системы дистанционного образования, особенно актуальной для организации процесса обучения в сельской местности; поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений и создание необходимых условий организации и проведения социально значимых региональных экспериментов в области образования; 9) педагогическая и социально-экономическая поддержка учреждений дополнительного образования детей, создание условий реализации интереса детей к различным видам творческой деятельности, возможности самореализации, социальная поддержка одаренных детей; 10) повышение профессионализма научно-педагогических работников, улучшение их социального статуса, усиление государственной и общественной поддержки; 11) укрепление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, научных организаций; 12) создание условий становления и развития профильной школы, всесторонняя поддержка сельской школы; 13) широкая социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь семье в привлечении ее к реализации воспитательных задач; 14) развитие системы дошкольного воспитания; 15) реализация здоровьесберегающих педагогических технологий; 16) медико-педагогическое и социально-экономическое обеспечение федеральных и региональных программ, учитывающих интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка и совершенствование имеющихся программ психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами асоциального характера. 13. Достижение целей развития системы возможно только путем постоянного и планомерного взаимодействия всех ветвей государственной (федерального и регионального уровня) власти и органов местного самоуправления, научного и педагогического сообщества, предпринимательских кругов, общественности. Важным признаком обновления характера указанного взаимодействия будет переход к модели взаимной ответственности в сфере образования, усилению роли всех субъектов политики Омской области в сфере образования и науки. Большое значение приобретет участие работодателей в: разработке государственных образовательных стандартов, отвечающих современным квалификационным требованиям; привлечении дополнительных финансовых, материально-технических и сырьевых ресурсов для выполнения региональных программ в области модернизации образования и науки; создании непосредственно на производстве условий для адаптации, профессионального роста молодых специалистов; формировании и использовании банков данных о вакансиях рабочих мест, выпускниках образовательных учреждений; мониторинге текущих и перспективных потребностей рынка труда в профессиональных кадрах различной квалификации; создании и обеспечении функционирования механизмов оценки качества образования; организации и проведении конкурсов профессионального мастерства; формировании регионального заказа на целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. III. Механизм реализации Концепции 14. Положения настоящей Концепции могут быть использованы при: утверждении в установленном порядке областных законов, предусматривающих развитие образования и науки в Омской области, иных правовых актов (годовых планов работы Министерства образования Омской области, включающих мероприятия по реализации приоритетных направлений в развитии системы, и др.); заключении соглашений о взаимодействии между образовательными учреждениями, научными организациями, органами исполнительной власти Омской области в целях развития системы; определении основных направлений сотрудничества с Сибирским отделением Российской академии наук; присуждении фантов, способствующих поддержке наиболее значимых проектов, обеспечению свободы научного творчества. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|