Расширенный поиск

Постановление Правительства Омской области от 24.11.2004 № 81-п

 
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                      Утратилo силу - Постановление
                                      Правительства Омской области
                                        от 08.07.2009 г. N 119-п

                    от 24 ноября 2004 года N 81-п
                                г.Омск

   О Концепции развития системы образования и науки Омской области
                         на 2004 - 2010 годы

     В целях  развития  системы  образования  и  науки  Омской области
Правительство Омской области постановляет:
     Утвердить прилагаемую  Концепцию  развития  системы образования и
науки Омской области на 2004 - 2010 годы.

     Губернатор Омской области,
     Председатель
     Правительства Омской области          Л.К.Полежаев





                                                            Приложение
                          к постановлению Правительства Омской области
                                         от 24 ноября 2004 года N 81-п

                              КОНЦЕПЦИЯ
       развития системы образования и науки на 2004 - 2010 годы

                          I. Общие положения

     1. Концепция  развития системы образования и науки Омской области
на 2004 -  2010  годы  (далее  -  Концепция)  определяет  стратегию  и
приоритеты политики Омской области в сфере образования и науки.
     2. Роль образования и науки на современном этапе развития  Омской
области   определяется   необходимостью  перехода  к  демократическому
обществу,  правовому   государству,   рыночной   экономике.   Значение
образования   и  науки  как  важнейших  факторов  формирования  нового
качества общественно-экономических отношений  увеличивается  с  ростом
влияния "человеческого капитала".
     3. Под системой образования  и  науки  Омской  области  (далее  -
система)   для   целей  настоящей  Концепции  понимается  совокупность
взаимодействующих:
     преемственных образовательных    программ    и    государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности;
     образовательных и    научных   организаций   независимо   от   их
организационно-правовых форм, типов и видов;
     органов управления образованием, наукой.
     4. Модернизация системы  предполагает  комплексное,  всестороннее
обновление   всех   ее  составляющих  в  соответствии  с  требованиями
современной жизни,  тенденциями развития экономики,  социальной сферы,
объединение усилий всех заинтересованных организаций, создание единого
образовательного и научного пространства на территории Омской области.
Только  в  этом  случае  система  выйдет  за  рамки  узких  отраслевых
интересов.
     5. Создание   и  развитие  единого  образовательного  и  научного
пространства  на  территории  Омской  области  позволит  удовлетворить
интересы:
     обучающихся (воспитанников) и студентов - в получении качественно
нового   образования,   ориентированного   не   только   на   усвоение
определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и
созидательных способностей;
     общества - в снижении уровня социальной напряженности,  детской и
подростковой беспризорности, преступности и наркомании;
     государственной власти  федерального  и регионального уровней - в
наличии эффективной системы;
     семьи -      в      оказании      социально-педагогической      и
психолого-педагогической помощи в воспитании детей;
     заинтересованных организаций   -   в  возможности  участвовать  в
обсуждении и решении проблем образования и науки;
     предпринимателей - в подготовке высококвалифицированных кадров;
     педагогических и научных работников - в  возможности  реализовать
свои социальные и профессиональные потребности;
     учреждений профессионального образования - в расширении  способов
использования и наращивания научно-технического потенциала.

           II. Состояние системы, цели и задачи ее развития

     6. Основные   параметры   системы  определяются  географическими,
демографическими и  социально-экономическими  характеристиками  Омской
области.  Среди  них  необходимо  выделить  удаленность от центральной
части   России   (от   основных   культурных   центров),    этническое
многообразие.
     Образование в Омской области развивается как  целостная  система,
что    позволило    ему    сохранить   свою   стабильность   в   новых
социально-экономических условиях.
     В образовательных    учреждениях    Омской   области   (далее   -
образовательные   учреждения)   реализуются   общеобразовательные    и
профессиональные  программы.  В  целом  на  территории  Омской области
функционирует 2256  образовательных  учреждений  с  общим  количеством
обучающихся  (воспитанников) и студентов - 638,9 тыс.,  педагогических
работников - 85,2 тыс.
     7. На сегодняшний день система характеризуется:
     сбалансированностью сети  образовательных   учреждений,   которая
обеспечивает  непрерывность  и  преемственность  процесса образования,
соответствие традициям и потребностям национальных диаспор, этнических
групп, представленных в населении Омской области;
     регионализацией содержания   образования,    которая    позволяет
учитывать   перспективы   социально-экономического   развития   Омской
области, ее культурные традиции, особенности социализации личности;
     многоканальностью финансирования.
     8. Указанные характеристики  во  многом  определяют  многообразие
типов  и  видов образовательных учреждений,  образовательных и учебных
программ,   инновационный   характер   деятельности    образовательных
учреждений, вариативность форм их развития.
     9. Омская  область  обладает  значительным  научным  потенциалом,
характеризующимся наличием академической, отраслевой и вузовской науки
и их взаимодействием.
     В число   организаций,   выполняющих  научно-исследовательские  и
опытно-конструкторские    работы,    входят     учреждения     высшего
профессионального      образования,     учреждения     дополнительного
профессионального  образования,  отраслевые   научно-исследовательские
институты и другие организации.
     В них ведется подготовка  специалистов  по  большинству  отраслей
наук,  расширяется  подготовка научных работников высшей квалификации,
функционируют аспирантуры, советы по защите диссертаций.
     В образовательных     учреждениях    высшего    профессионального
образования заняты свыше 2 тыс.  кандидатов наук и около 400  докторов
наук.
     Академическая наука представлена деятельностью  Омского  научного
центра   Сибирского  отделения  Российской  академии  наук,  Института
экономики  и   организации   промышленного   производства   Сибирского
отделения  Российской  академии  наук,  Института  проблем переработки
углеводородов,  Омского  филиала  Объединенного   института   истории,
филологии  и  философии Сибирского отделения Российской академии наук,
Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения Российской
академии наук,  Омской экономической лаборатории Института экономики и
организации промышленного производства Сибирского отделения Российской
академии наук и других научных организаций.
     Отраслевую науку   в   Омской   области   представляют:    Омский
научно-исследовательский    институт    приборостроения,   федеральное
государственное   унитарное    предприятие    "Конструкторское    бюро
транспортного   машиностроения",  государственное  научное  учреждение
"Омский научно-исследовательский институт  природно-очаговых  инфекций
Министерства  здравоохранения  Российской Федерации",  государственное
научное учреждение  "Всероссийский  научно-исследовательский  институт
бруцеллеза  и  туберкулеза  животных  Сибирского  отделения Российской
академии   сельскохозяйственных   наук   "ГНУ   ВНИИБТЖ   СО   РАСХН",
государственное научное учреждение "Сибирский научно-исследовательский
институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской  академии
сельскохозяйственных наук" и другие научные организации.
     В мае 2004 года в Омской области создан  Научный  координационный
совет Омской области, призванный обеспечивать:
     разработку предложений и рекомендаций для органов государственной
власти   Омской   области   по   вопросам  формирования  и  реализации
государственной научно-технической политики Омской области;
     координацию деятельности  научных учреждений и учреждений высшего
профессионального образования Омской области  по  вопросам  реализации
государственной научно-технической политики в Омской области;
     рассмотрение проектов  соглашений  между  Правительством   Омской
области   и  федеральными  органами  исполнительной  власти,  органами
местного  самоуправления  Омской   области,   а   также   иностранными
партнерами    о    совместной    деятельности    в   сфере   науки   и
научно-технической политики;
     проведение экспертизы   проектов   областных   целевых  программ,
нормативных  правовых  актов  Омской   области   в   сфере   науки   и
научно-технической политики.
     Имеющийся научный  потенциал  может  и  должен  быть   эффективно
использован  в  решении задач социально-экономического развития Омской
области,  в  том  числе  в  реализации  промышленной  политики  Омской
области.
     10. Вместе с тем анализ состояния системы позволяет  выявить  ряд
проблем:
     1) содержание  и  структура  образования  не  в  полной   степени
соответствуют современным требованиям науки и практики;
     2) происходит  отток  высококвалифицированных  педагогических   и
научных кадров, их средний возраст резко увеличился;
     3) отмечаются           недостаточная           методологическая,
психолого-педагогическая,  информационная и технологическая готовность
субъектов  системы  к  реализации   программ   развития   образования;
недостаточно эффективная работа педагогов по гражданскому, правовому и
патриотическому  воспитанию  детей   и   подростков,   противодействию
негативным процессам, происходящим в обществе (алкоголизм, наркомания,
беспризорность,  безнадзорность   несовершеннолетних);   недостаточная
степень  скоординированности действий руководителей органов управления
образованием  различных  уровней  и  образовательных   учреждений   по
обеспечению  реализации  программ  развития  образования,  в том числе
профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования;
недостаточно  развитый  механизм  поддержки  инновационных процессов в
образовательной  практике;   недостаточная   степень   развития   сети
областных  и  муниципальных  экспериментальных площадок,  занимающихся
инновационной   деятельностью;   недостаточно    развитые    механизмы
социальной  защиты  и  повышения  социального статуса педагогических и
научных работников;
     4) нуждается в расширении сфера общедоступных услуг,  оказываемых
учреждениями дополнительного образования детей;
     5) требует   совершенствования   механизм  выявления  и  развития
одаренных детей, их адресной поддержки;
     6) требует    совершенствования    материально-техническая   база
образовательных учреждений,  научных организаций (высок износ основных
фондов,  устарело  учебно-методическое  оснащение  образовательного  и
научного процессов);
     7) нуждаются в улучшении условия обучения,  лечебно-коррекционной
работы  и  содержания  обучающихся   в   специальных   (коррекционных)
образовательных   учреждениях   для   обучающихся,   воспитанников   с
отклонениями в  развитии,  в  учреждениях  для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей;
     8) требует    совершенствования     нормативно-правовая     база,
обеспечивающая модернизацию и развитие системы;
     9) практическая реализация полученных научных решений в экономику
Омской  области затягивается как из-за разрыва связей между различными
функциональными системами (производством, наукой, образованием), так и
из-за  недостаточности  финансовых  ресурсов  для развития организаций
системы.
     11. Необходимо выделить следующие цели развития системы:
     1) усиление  внешней  направленности  системы,  проявление  ее  в
качестве фактора стратегического развития Омской области;
     2) обеспечение  современного  качества   образования   и   науки,
адекватных   обновляющимся  стандартам,  удовлетворяющих  потребностям
личности, общества;
     3) развитие,  рациональное  размещение  и повышение эффективности
использования педагогического и научно-технического потенциала  Омской
области;
     4) совершенствование ресурсного обеспечения системы;
     5) обеспечение    прогрессивных    преобразований    в    области
материального    производства,     повышение     конкурентоспособности
производимой продукции;
     6) согласование основных направлений и планов развития системы  с
приоритетами социально-экономического развития Омской области;
     7) сохранение и развитие  научно-технического  потенциала  Омской
области;
     8) усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений
как  условие  ориентации  обучающихся  на  общечеловеческие  ценности,
региональные культурные традиции и особенности.
     12. Для  достижения  указанных целей необходимо решение следующих
задач:
     1) поддержка научных направлений, обеспечивающих развитие базовых
и  перспективных  отраслей  экономики  Омской  области,  а  также   ее
социальное, политическое и национально-культурное развитие;
     2) активизация  исследований,  соответствующих  мировому  уровню,
становление  новых направлений исследований,  которые будут определять
технологическую и экономическую конкурентоспособность Омской области;
     3) развитие научных школ и направлений академической, вузовской и
отраслевой науки;
     4) содействие  формированию  и  развитию  современных  технологий
производства и организации труда;
     5) создание   условий  для  привлечения  в  систему  внебюджетных
источников финансирования;
     6) формирование   системы   непрерывного  образования  на  основе
интеграции  всех  уровней  образования,   расширение   сети   филиалов
учреждений  высшего  профессионального  и  среднего  профессионального
образования на территории муниципальных  образований  Омской  области,
совершенствование   целевой   контрактной  подготовки  специалистов  и
расширение спектра ее направлений;
     7) создание условий для сотрудничества образовательных учреждений
различных типов и видов;
     8) создание  условий  для  повышения качества образования,  в том
числе:
     поэтапное обновление  содержания  и  структуры  образования  всех
уровней и направленностей в соответствии  с  федеральным  и  областным
законодательством,  целями  и задачами политики Омской области в сфере
образования и науки;
     совершенствование национально-регионального            компонента
государственных образовательных стандартов;
     создание условий   для   повышения   качества   профессионального
образования,  его  структурной  и  институциональной   перестройки   в
соответствии с требованиями рынка труда;
     развитие системы дистанционного образования,  особенно актуальной
для организации процесса обучения в сельской местности;
     поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений и
создание   необходимых  условий  организации  и  проведения  социально
значимых региональных экспериментов в области образования;
     9) педагогическая  и социально-экономическая поддержка учреждений
дополнительного  образования  детей,   создание   условий   реализации
интереса детей к различным видам творческой деятельности,  возможности
самореализации, социальная поддержка одаренных детей;
     10) повышение  профессионализма научно-педагогических работников,
улучшение  их  социального   статуса,   усиление   государственной   и
общественной поддержки;
     11) укрепление  материально-технической  базы  и   инфраструктуры
образовательных учреждений, научных организаций;
     12) создание условий становления  и  развития  профильной  школы,
всесторонняя поддержка сельской школы;
     13) широкая социально-педагогическая  и  психолого-педагогическая
помощь семье в привлечении ее к реализации воспитательных задач;
     14) развитие системы дошкольного воспитания;
     15) реализация здоровьесберегающих педагогических технологий;
     16) медико-педагогическое и  социально-экономическое  обеспечение
федеральных  и  региональных  программ,  учитывающих  интересы детей с
ограниченными возможностями здоровья,  разработка и  совершенствование
имеющихся  программ  психолого-педагогического  сопровождения  детей с
проблемами асоциального характера.
     13. Достижение  целей  развития  системы  возможно  только  путем
постоянного и планомерного взаимодействия всех ветвей  государственной
(федерального  и  регионального  уровня)  власти  и  органов  местного
самоуправления,     научного     и     педагогического     сообщества,
предпринимательских    кругов,    общественности.   Важным   признаком
обновления характера указанного взаимодействия будет переход к  модели
взаимной  ответственности  в  сфере  образования,  усилению  роли всех
субъектов политики Омской области в сфере образования и науки.
     Большое значение приобретет участие работодателей в:
     разработке государственных образовательных стандартов, отвечающих
современным квалификационным требованиям;
     привлечении дополнительных финансовых,  материально-технических и
сырьевых  ресурсов  для  выполнения  региональных  программ  в области
модернизации образования и науки;
     создании непосредственно  на  производстве условий для адаптации,
профессионального роста молодых специалистов;
     формировании и  использовании  банков  данных о вакансиях рабочих
мест, выпускниках образовательных учреждений;
     мониторинге текущих  и  перспективных  потребностей рынка труда в
профессиональных кадрах различной квалификации;
     создании и   обеспечении   функционирования   механизмов   оценки
качества образования;
     организации и проведении конкурсов профессионального мастерства;
     формировании регионального   заказа   на    целевую    подготовку
специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

                  III. Механизм реализации Концепции

     14. Положения настоящей Концепции могут быть использованы при:
     утверждении в   установленном    порядке    областных    законов,
предусматривающих развитие образования и науки в Омской области,  иных
правовых актов (годовых планов работы Министерства образования  Омской
области, включающих мероприятия по реализации приоритетных направлений
в развитии системы, и др.);
     заключении соглашений  о  взаимодействии  между  образовательными
учреждениями,  научными организациями,  органами исполнительной власти
Омской области в целях развития системы;
     определении основных  направлений  сотрудничества   с   Сибирским
отделением Российской академии наук;
     присуждении фантов,  способствующих поддержке  наиболее  значимых
проектов, обеспечению свободы научного творчества.




Информация по документу
Читайте также