Расширенный поиск
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 01.07.2009 № 171-рГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 01.07.2009 N 171-р Об утверждении концепции «Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области на период до 2015 года» В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области», распоряжением администрации Новосибирской области от 06.10.2008 N 382-ра «О разработке Программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года»: 1. Утвердить прилагаемую концепцию «Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области на период до 2015 года» (далее - Концепция). 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А. Губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Губернатора Новосибирской области от 01.07.2009 N 171-р КОНЦЕПЦИЯ «Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области» на период до 2015 года I. Анализ исходной ситуации, ключевые проблемы развития Концепция «Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области» на период до 2015 года (далее - Концепция) разработана во исполнение Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) для определения энергетических условий реализуемости Стратегии по варианту ускоренного развития экономики Новосибирской области в перспективе до 2025 года. В Стратегии в качестве альтернативы предлагается две принципиальные возможности обеспечить рост электропотребления, необходимый для производства внутреннего регионального продукта (далее - ВРП). Первая - увеличивать производственные мощности электроэнергетики Новосибирской области, вторая - импортировать дополнительные количества электроэнергии из других энергосистем через посредство оптового рынка электрической энергии и мощности. Анализ данной стратегической альтернативы, выполненный в ходе разработки Концепции, привел к следующим выводам. Ориентация на импорт электрической энергии и мощности с оптового рынка допустима на период до 2015 года, а в дальнейшем сопряжена с неприемлемо высоким уровнем рисков по созданию гарантированных условий доступности электроэнергии для потребителей Новосибирской области. Единственным решением необходимого уровня энергообеспеченности после 2015 года является строительство новых генерирующих источников. Понятия и термины, используемые в Концепции. Энергетическая система области - совокупность предприятий и прочих технических объектов, которые расположены на территории области и составляют производственно-технологический комплекс, обеспечивающий производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии потребителям, а также связь с другими энергосистемами. Энергоэффективность - характеристика состояния экономической системы, отражающая ее способность к полезному использованию топливно-энергетических ресурсов, необходимых для ее функционирования; определяется как индекс физических объемов энергетических затрат на производство единицы физического объема ВРП. Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов; энергосбережение не является самостоятельным видом экономической деятельности, не может осуществляться в отрыве от других видов экономической деятельности, но служит необходимым и добровольным дополнением какому-либо другому, основному для данного хозяйствующего субъекта, виду деятельности. Энергетическая безопасность - обобщенная характеристика надежности системы производства и поставок потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования хозяйственного комплекса объемах, качестве и своевременности энергообеспечения; определяется по совокупности индикаторов, из которых важнейшим является индекс душевого потребления энергоресурсов. Потенциал энергосбережения - количественная характеристика, оценивающая возможность повышения эффективности энергопотребления, которая устанавливается по данным энергетических обследований; чем больше этот потенциал, тем больше возможности сэкономить ресурсы и средства через специальные мероприятия. Данная Концепция определяет основы формирования и реализации политики органов власти в развитии энергетики, повышении энергоэффективности и энергобезопасности экономики Новосибирской области. Важнейшие проблемы социально-экономического развития области, связанные со сложившимся уровнем развития энергетики, состоянием энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области, заключаются в следующем: 1. Инвестиционное развитие экономики области, в том числе развитие новых промышленно-логистических парков, новое инфраструктурное и жилищное строительство тормозятся высокими затратами и неопределенностью сроков подключения к источникам электро- и теплоснабжения. 2. Имеет место пространственная несбалансированность фактического наличия и потребности в мощностях объектов сетевой структуры как электрической, так и тепловой. Особенно это негативно отражается на темпах развития города Новосибирска и его экономики. 3. Опережающая динамика цен и тарифов на электро- и теплоснабжение и их прогнозные значения в сравнении с ценами на потребительские товары и услуги, с динамикой доходов населения снижает эффективность экономики области и тормозит ее развитие. Ключевые проблемы, требующие разрешения в рамках данной Концепции: топливно-энергетический баланс Новосибирской области не оптимизирован по структуре первичных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и не обеспечивает всех преимуществ развития газификации области и особенно вовлечения в хозяйственный оборот местных и возобновляемых ТЭР. Только ежегодный прирост запасов торфа составляет 2 млн. тонн условного топлива в энергетическом эквиваленте, а санитарная лесосека - 2 млн. кубических метров лесоматериалов; основные фонды энергетической системы области, в первую очередь локальные системы теплоснабжения, используются с низкой степенью загрузки, -46% котельных имеют коэффициент загрузки менее 0,25, а 80%, - менее 0,5. Это приводит, во-первых, к перерасходу первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а во-вторых, к завышенным тарифам для потребителей, ограничивая для них доступность к энергоресурсам; износ производственных мощностей, особенно в сфере распределения энергоресурсов, составляет в среднем 70%; потенциал энергосбережения энергоснабжающих организаций не используется в полной мере как резерв их развития; процесс переориентации промышленных предприятий на материало-, энерго- и природоэкономные технологии носит случайный характер и не обеспечен государственной поддержкой; программы муниципальных образований в части развития систем тепло- и электроснабжения и перехода на приборный учёт всех энергоресурсов не нацелены на формирование энергетических резервов развития, оптимизацию топливно-энергетических балансов территорий и применение нетрадиционных источников энергии; объекты локальной энергетики не используют режим совместной выработки электрической и тепловой энергии как способ радикального повышения собственной энергоэффективности и направление для реконструкции и модернизации. II. Система целей и задач Разработанная Концепция сориентирована на обеспечение энергетических условий реализации Стратегии во всех секторах экономики Новосибирской области. Основная цель: Обеспечение заданных Стратегией энергетических условий развития экономики Новосибирской области посредством стабилизации и поддержания высоких темпов роста ее энергоэффективности, а также обеспечение необходимого уровня энергобезопасности хозяйственного комплекса и социальной сферы. Задачи Концепции: 1. Активизировать процесс обновления и роста производственных мощностей и обеспечить надежное энергоснабжение хозяйственного комплекса области и социальной сферы в условиях ускоренного экономического развития и увеличения объемов энергопотребления: 1) обеспечить эффективное использование имеющихся основных фондов энергетической системы области и их динамическое развитие; 2) осуществить строительство на территории Новосибирской области новых генерирующих источников, в том числе электрической станции большой мощности (свыше 1000 МВт) и источников малой мощности. Учитывая длительные сроки сооружения объектов энергетики, уже в ближайшее время необходимо провести технико-экономическое обоснование выбора типов тепловых электростанций, видов используемого топлива, площадок размещения и начать поиск инвесторов; 3) активизировать процесс замещения изношенных и устаревших производственных мощностей для повышения надежности действующих энергоисточников - ТЭЦ и котельных, а также тепловых и электрических сетей; 4) активизировать процесс полного использования резервов развития за счет потенциала энергосбережения энергоснабжающих организаций; 5) осуществлять производство электроэнергии в объемах, достаточных для экспорта в другие регионы. При этом экспорт электроэнергии работает на рост инвестиционной привлекательности Новосибирской области. 2. Наладить и поддерживать реализацию потенциала энергосбережения в составе товарной продукции всех отраслей промышленности Новосибирской области: 1) создать условия и стимулировать переориентацию предприятий на энергоэффективные технологии; 2) стимулировать объекты социальной сферы на энергосбережение за счет повышения роли завершенных научных разработок и инноваций в этой сфере; 3) обеспечить оптимизацию топливно-энергетического баланса области за счет программы газификации и вовлечения в хозяйственный оборот местных и возобновляемых ТЭР с использованием завершенных инновационных разработок. 3. Обеспечить надежное энергоснабжение и гарантированный доступ всех субъектов экономической деятельности к источникам электрической и тепловой энергии, а источников - к сетям: 1) создать условия и стимулировать сетевое энергетическое строительство и реконструкцию сетей, обеспечивающие ликвидацию локальных ограничений доступности энергоресурсов; 2) создать условия и стимулировать реконструкцию и модернизацию объектов локальной энергетики, с переходом на режим совместной выработки электрической и тепловой энергии; 3) создать условия для использования возобновляемых источников энергии - ветер, солнце, биоресурсы, вода (микро- и мини-ГЭС), торф и термальная энергия. 4) создать систему коллективной энергобезопасности, обеспечивающую взаимодействие энергетического сектора с другими секторами экономики Новосибирской области и муниципальными образованиями на принципах взаимовыгодного сотрудничества и баланса интересов. 4. Создать эффективные нормативные правовые условия реализации Концепции. III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач с разбивкой по временным периодам Система индикаторов Концепции сформирована на основе методологии, принятой в Стратегии для расчётов планово-прогнозных значений целевых индикаторов социально-экономического развития Новосибирской области. Измеримость результатов решения задачи N 1 и N 3 осуществляется через показатели: ввод генерирующих мощностей в МВт и строительство сетей энергоснабжения в километрах. Измеримость результатов решения задачи N 2 - через целевые индикаторы, представленные в таблице N 1. Таблица N 1. Основные плановые показатели |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | N | Год | 2005 | 2010 | 2015 | | п/п | Показатель | факт | план | план | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | 1 | Индекс потребления электроэнергии | | | | | | отн.ед. (к 2005 г.) | 1,000 | 1,083 | 1,219 | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | 2 | Темпы роста удельных затрат электроэнергии на | | | | | | единицу ВРП | | | | | | отн.ед. (к 2005 г.) | 1,000 | 0,707 | 0,527 | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | 3 | Потенциал энергосбережения электроэнергии | | | | | | % к тек. потреблению | 82,5 | 75,3 | 66,9 | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | 4 | Индекс потребление тепловой энергии и | | | | | | первичных ТЭР | | | | | | отн.ед. (к 2005 г.) | 1,000 | 1,198 | 1,500 | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | 5 | Темпы роста удельных затрат тепловой энергии | | | | | | и первичных ТЭР на единицу ВРП | | | | | | отн.ед. (к 2005 г.) | 1,000 | 0,782 | 0,649 | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | 6 | Потенциал энергосбережения тепловой энергии и | | | | | | первичных ТЭР | | | | | | % к тек. потреблению | 61,3 | 50,5 | 40,3 | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | 7 | Суммарный экономический эффект от реализации | | | | | | потенциала энергосбережения | | | | | | млрд. руб./год по тарифам 2007 г. | 2,367 | 2,308 | 2,162 | |—————|———————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| IV. Основные механизмы и управленческие задачи исполнительных органов государственной власти Новосибирской области Механизм реализации Концепции - создание необходимых условий и оказание государственной поддержки при выполнении инвестиционных программ и проектов во всех отраслях народного хозяйства Новосибирской области в той части, которая соответствует целям и задачам Концепции: 1. Создание и совершенствование нормативно-правового регулирования развития энергетики, повышения энергоэффективности и энергобезопасности экономики и социальной сферы Новосибирской области по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правового регулирования частно-государственного партнерства в сфере энергетики; повышение ответственности региона через совершенствование законодательства Новосибирской области в сфере производства и потребления первичных топливно-энергетических ресурсов, электрической и тепловой энергии; заключение соглашений с хозяйствующими субъектами, привлечение инвестиций в сферу ТЭК; совершенствование тарифной политики. Отработанные механизмы совершенствования тарифного регулирования решают комплексно следующие задачи: доступность тарифов для населения; стимулирование экономического развития всего хозяйственного комплекса области дифференцированным меню тарифов; создание условий для исполнения инвестиционных программ всех энергоснабжающих организаций, деятельность которых подлежит регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование методических рекомендаций по муниципальным инвестиционным программам развития теплофикации и электрификации, повышения энергоэффективности и перехода на приборный учёт всех энергоресурсов; формирование разделов развития энергетической инженерной инфраструктуры в рамках разработки схем территориального планирования и генеральных планов муниципальных образований. 2. Совершенствование организации государственного заказа на строительство газопроводов и газораспределительных станций, согласование строительства и реконструкции объектов сетевых структур распределения электрической и тепловой энергии. 3. Совершенствование оказания государственной поддержки муниципальным образованиям в реализации муниципальных инвестиционных программ развития и модернизации энергосетевого хозяйства и газификации поселений. 4. Совершенствование государственной поддержки и стимулирования частных инвестиций; создание инвестиционной привлекательности для развития энергетики, повышения энергоэффективности и энергобезопасности экономики и социальной сферы Новосибирской области. 5. Разработка проектов и программ. Перечень программ соответствует основным направлениям работ по Концепции и охватывает практически все сектора экономики Новосибирской области, в которых производятся и/или потребляются ТЭР. 1. Инвестиционная программа «Развитие малой энергетики Новосибирской области», которая включает в себя использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, гидро- и биоресурсов, термальных источников и т.д.), альтернативных действующей энергетике по показателям выбросов парниковых газов. 2. Инвестиционная программа ОАО «Новосибирскэнерго». 3. Инвестиционная программа ЗАО «Региональные электрические сети». 4. Инвестиционная программа ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго». 5. Инвестиционные программы муниципальных образований в Новосибирской области. 6. Мероприятия по повышению энергоэффективности на объектах промышленных предприятий Новосибирской области. 7. Мероприятия ведомственных программ энергосбережения, энергоэффективности и энергобезопасности на энергопотребляющих объектах, находящихся в государственной собственности Новосибирской области и муниципальной собственности. Все программы базируются на инновационных технологиях, завершенных научных разработках, практических результатах областных научных программ, в том числе «Силовая электроника и электротехника». Первые пять программ данного перечня включают мероприятия на объектах энергетической системы Новосибирской области, которые имеют первостепенное значение для создания и поддержания необходимого уровня энергобезопасности Новосибирской области. В программу 6 данного перечня предполагается включить мероприятия, направленные главным образом на увеличение энергоэффективности промышленного производства на территории Новосибирской области. В программу 7 данного перечня должны быть включены мероприятия по энергосбережению на объектах агропромышленного комплекса и бюджетной сферы Новосибирской области, которые нуждаются в государственной поддержке за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Решение задач повышения технологического уровня энергопроизводства и энергопотребления в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области обеспечивается реализацией инвестиционных программ с первого по пятый раздел указанного перечня и регламентируется для энергоснабжающих предприятий жилищно-коммунального комплекса действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нормативными актами, принятыми в его исполнение. Планируемые направления должны быть структурированы по отраслям экономики, территориально и иметь адресный характер. Для дополнительного стимулирования активности муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в деятельности по повышению энергоэффективности предприятий и коммунальных систем необходимо создание специальных инструментов, в том числе специального фонда. V. Оценка ресурсных возможностей решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области Финансирование реализации государственной политики в сфере развития энергетики, повышения энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области предполагается за счет следующих источников: средств хозяйствующих субъектов, участников программ, в том числе средств, получаемых от экономического эффекта от реализации потенциала энергосбережения; средств областного бюджета и муниципальных образований Новосибирской области в рамках реализации разрабатываемых программ; средств, получаемых в рамках проектов по Киотскому протоколу. Основным источником финансирования мероприятий в рамках реализации данной Концепции будут являться средства хозяйствующих субъектов. Бюджетные средства должны стимулировать активное привлечение частных средств. Финансирование мероприятий энергосбережения будет осуществляться хозяйствующими субъектами за счет амортизационных отчислений, прибыли, заемных средств, а также за счет платы за подключение к сетям и инвестиционной надбавки к тарифам энергоснабжающих предприятий. В ходе реализации Концепции планируется создание новых источников налоговых платежей в областной и федеральный бюджеты. Эти источники позволят наладить финансирование ведомственных программ энергосбережения, заказчиками которых должны стать исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, и обеспечить реализацию мероприятий по энергосбережению на предприятиях либо в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Новосибирской области, средств муниципальных бюджетов или имеющих в хозяйственном ведении государственное имущество, находящееся в собственности Новосибирской области или муниципальной собственности. Концепция обеспечит запуск нового механизма реализации потенциала энергосбережения, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, промышленных энергопотребителей и энергопроизводителей при осуществлении программ, направленных на энергоэффективность и энергобезопасность хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|