Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 № 270-р

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                      ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                                РАСПОРЯЖЕНИЕ                          
                                                                      
                                                                      
                            от 02.11.2009 N 270-р                     
                                                                      
                                                                      
        Об утверждении Концепции развития образования и эффективного  
использования кадрового потенциала Новосибирской области на период до 
                              2015 года                               


       В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007  N
166-ОЗ      «О      прогнозировании,      программах      и     планах
социально-экономического     развития     Новосибирской      области»,
постановлением  Губернатора  Новосибирской области от 17.04.2009 N 164
«О     разработке     концепций     решения     комплексных      задач
социально-экономического развития Новосибирской области»:
       1.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  развития  образования  и
эффективного  использования кадрового потенциала Новосибирской области
на период до 2015 года.
       2. Контроль за исполнением распоряжения  возложить  на  первого
заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.


Губернатор
Новосибирской области                                  В.А.Толоконский
____________________



       УТВЕРЖДЕНА
       распоряжением Губернатора
       Новосибирской области
       от 02.11.2009 N 270-р


                                  КОНЦЕПЦИЯ                           
         развития образования и эффективного использования кадрового  
   потенциала Новосибирской области на период до 2015 года (далее -   
                              Концепция)                              

               I. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития         

       Стратегией  социально-экономического   развития   Новосибирской
области на период до 2025 года определен переход на инновационный путь
развития,    повышающий    конкурентоспособность,     социальную     и
инвестиционную   привлекательность   Новосибирской   области.  Система
образования  является  стратегически   важной   сферой   деятельности,
определяющей   конкурентоспособность  Новосибирской  области  за  счет
высокого  уровня  развития  науки,  ее  интеграции  с  образованием  и
бизнесом, формирования современной инновационной среды.
       Можно отметить положительные факторы изменений, произошедших  в
последние  годы  и  связанных  с процессами реструктуризации различных
уровней  образования,   открытием   новых   образовательных   центров,
включением   общественности   в   вопросы  контроля  за  деятельностью
образовательных учреждений.
       В результате  выросло  количество  и  качество  образовательных
услуг,  появились  новые  формы  взаимодействия  партнеров  в  системе
подготовки  кадров,   улучшилось   материально-техническое   состояние
образовательных  учреждений,  практически  решена техническая проблема
информационного обеспечения учреждений  и  расширены  коммуникационные
возможности,  внедряются  новые  формы  распределения бюджетов, оплаты
труда  учителей,  профессорско-преподавательского   состава,   научных
работников.
       В  современных  социально-экономических  условиях   все   более
актуальной  становится  задача  формирования  новой  системы отношений
между образовательными учреждениями  профессионального  образования  и
работодателями,  объединениями  работодателей  -  то  есть  теми,  кто
становится    не    просто    потребителем    образовательных    услуг
образовательного  учреждения,  но и формирует дополнительные источники
их  финансового  благополучия,   а   следовательно   и   участвует   в
формировании целевых образовательных программ.
       Поэтому в последнее время  образовательные  учреждения  усилили
взаимодействие  с  работодателями и социальными партнерами, а развитие
предприятий позволило повысить и уровень занятости  среди  выпускников
учреждений профессионального образования. Получила дальнейшее развитие
интеграция  образовательных  и  научных  учреждений,  производственных
предприятий    в   виде   учебно-научно-производственных   комплексов,
ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения  квалификации
кадров   для   предприятий   различных  отраслей  промышленности.  Это
позволяет  системно  решать   задачи   преемственных   образовательных
программ   разного   уровня,   усилить   связь  образования,  науки  и
промышленности,  более  полно  и  эффективно  использовать   имеющиеся
материально-техническую   базу,  преподавательские  кадры,  финансовые
ресурсы.
       Однако   перечисленные   изменения   являются   преимущественно
организационными  нововведениями и не позволяют решить все современные
задачи.  Ориентация  на  инновационную  экономику,  экономику   знаний
требует изменений в содержании и технологиях образования, формирования
инновационной  культуры  в  образовательной  среде,  нового   мышления
обучающих и обучающихся.
       Данная концепция нацелена на улучшение  образовательной  среды,
принципиальное   повышение  качества  всей  системы  образования,  что
позволит предоставить человеку  особые  жизненные  преимущества  и  их
реализацию  на рынке труда. Кроме того, формирование нового мышления с
ориентацией на престиж получения знаний, а  не  формального  получения
образования,  позволит,  с  одной  стороны,  решать  мировоззренческие
проблемы  в  обществе,  с  другой  -  повышать   конкурентоспособность
Новосибирской области.
       Для этого требуется формирование нового пакета задач для  сферы
образования на основе инновационной (технопарковой) идеологии.
       Инновационная (технопарковая) идеология - система представлений
о  развитии  и  функционировании  общества,  опирающаяся на ценностную
ориентацию - создание экономики знаний, что предполагает:
       формирование нового мышления, ориентированного  на  способность
человека  создавать  новые знания и управлять ими на основе научного и
творческого потенциала, престижности и ценности получения знаний;
       развитие инновационной культуры на основе нового  мышления  как
производителей инноваций, так и потребителей инновационных продуктов и
услуг;
       создание   нового    качества    жизни,    обеспечение    роста
привлекательности  Новосибирской области не только для инвесторов, но,
главное, для ее жителей и тех,  кто  готов  приехать  в  Новосибирскую
область на постоянное место жительства.
       Для создания современной экономики знаний или общества  знаний,
что   еще   более   важно,   в   Новосибирской   области  имеются  все
основополагающие условия. Успешно развиваются: три научных городка, 59
институтов  сибирских  отделений  Российской академии наук, Российской
академии медицинских наук,  Российской  академии  сельскохозяйственных
наук;   Государственный  научный  центр  вирусологии  и  биотехнологии
«Вектор»     (наукоград     Кольцово),     более     60     отраслевых
научно-исследовательских  институтов,  более  50 научных школ мирового
уровня.
       Научный потенциал,  при  наличии  благоприятных  предпосылок  и
стабильных   темпов   развития  Новосибирской  области,  обуславливает
высокий уровень генерации новых знаний, однако динамика их освоения, в
том числе в образовательной среде, существенно запаздывает.
       Можно выделить следующие ключевые проблемы развития, на решение
которых направлена концепция:
       Разрыв между достаточно высокими  количественными  показателями
состояния образовательного комплекса Новосибирской области и качеством
подготовки кадров.
       В  настоящее  время  отсутствуют   четкие   критерии   качества
образования  и  комплексной  оценки  качества  подготовки выпускников.
Потребителями образовательных услуг является не  только  работодатель,
но  и  сам  студент,  его  родители,  государство  и общество в целом.
Требования  к  качеству  образования  в  этих   группах   потребителей
различаются.
       Подготовка  высококвалифицированных  кадров   в   Новосибирской
области  осуществляется  по  широкому спектру специальностей и в то же
время немалая  часть  студентов  по-прежнему  слабо  ориентирована  на
получение   знаний,   умений,   навыков,   обеспечивающих  необходимую
компетентность.   Использование   механизма   целевого    заказа    на
специалистов,   в  том  числе  от  высокотехнологичных  предприятий  и
наукоемких  компаний   не   стало   повсеместным,   и   поэтому   пока
незначительно  влияет  на  целевую подготовку. В частности, существует
дефицит кадров необходимой компетенции в  инновационной  деятельности,
что   связано   с   недостаточным  использованием  компетентностных  и
деятельных  подходов  в  подготовке   специалистов,   недостаточностью
развития маркетингового и проектного мышления, творческих способностей
и навыков работы в команде у  выпускников  образовательных  учреждений
профессионального  образования.  Помимо  требований к профессиональным
компетенциям,  аналитическим  способностям,  ориентиру  на   результат
работодатели   справедливо  предъявляют  дополнительные  требования  к
работникам, связанные с  их  социально-психологическими  компетенциями
(обучаемость,         коммуникабельность,         стрессоустойчивость,
ответственность), которые в стандартах специальностей или  направлений
практически не отражены.
       Принят Федеральный закон от 02.08.2009  N  217-ФЗ  «О  внесении
изменений  в  отдельные  законодательные  акты Российской Федерации по
вопросам создания бюджетными научными и образовательными  учреждениями
хозяйственных  обществ  в  целях  практического применения (внедрения)
результатов  интеллектуальной  деятельности»,  однако  в  целом  слабо
развиты   механизмы   и   институты   взаимодействия   образовательных
учреждений с работодателями.
       Кроме    того,    налоговая     политика     не     стимулирует
заинтересованность  предприятий  во  вложениях  средств  в  подготовку
кадров, так как эти затраты нельзя относить к издержкам предприятий.
       Недостаточно    развита    система    частно - государственного
партнерства    в    системе   «наука – образование – бизнес - власть».
Неактивно развивается внутрипроизводственная (внутрифирменная) система
подготовки,   переподготовки   и   повышения   квалификации  кадров  в
организациях Новосибирской области,  фактически  сокращается  институт
наставничества на производстве.
       Следует    отметить     недостаточно     быстрое     обновление
учебно-материальной базы системы образования, а также интеллектуальных
информационно-коммуникационных систем.
       В  учебных  планах  всех  уровней  образования,  как   правило,
реализуется   обучение  по  разобщенным  дисциплинам,  что  затрудняет
обучающимся соединить знания на междисциплинарном  (наддисциплинарном)
уровне.    Особенно    актуальны    междисциплинарные    подходы   для
нанотехнологий,    биотехнологий,    вычислительных    технологий    и
интегрированных направлений развития технологий.
       Вертикальная интеграция образовательных учреждений всех уровней
образования   позволила  бы  более  эффективно  использовать  ресурсы,
формировать профессиональные школы.
       В то же время эксперты  высказывают  опасения,  что  это  может
привести   к   сокращению   возможностей   для  молодежи  в  получении
профессионального  образования,  востребованного  во   всех   отраслях
промышленности.
       Наблюдается  недостаток  высококвалифицированных  педагогов  по
естественнонаучным  дисциплинам  в  школах  Новосибирской области, что
затрудняет выбор профессии  обучающегося  и  обучение  выпускников  на
более высокой ступени в профессиональной школе.
       Следует  также  отметить,  что  в  образовательных  учреждениях
профессионального  образования  до  60% студентов обучается на платной
основе,  что  с  одной   стороны   привело   к   наращиванию   выпуска
дипломированных  специалистов  в  области юриспруденции и экономики, с
другой  -  сделало  доступным  образование  для   обеспеченных   слоев
населения   практически  вне  зависимости  от  их  подготовленности  и
способностей.
       Двойственное отношение к знаниям на всех уровнях образования:
       при высокой ценности формальной  образованности  низок  престиж
получения качественных знаний.
       Наблюдается высокий спрос выпускников школ на получение высшего
образования  и,  в  большей  степени,  гуманитарного  и экономического
направления.  Кроме  того,  эксперты  отмечают  изменение   критериев,
способствующих   профессиональному   продвижению  и  карьерному  росту
молодежи:  еще  20  лет  назад  на  первом  месте   выделяли   хорошее
образование,  природный  ум,  трудолюбие,  упорство и настойчивость. В
эпоху формируемой рыночной экономики:  хорошее  образование  опережают
полезные  связи,  финансовая  обеспеченность, удача, умение рисковать.
Как следствие:
       1)  недостаточно  раннее  и  глубокое  включение  студентов   в
творческую работу (в НГУ при глубокой интеграции системы образования и
науки исследовательские компетенции имеют более  -  75%  студентов,  в
других вузах - всего 24%);
       2)  сокращение  усилий,  направленных  на  учебу:  по   оценкам
специалистов  лишь  20%  из  обучающихся  выражают  готовность идти на
ограничения ради овладения знаниями, при этом чуть более 60% студентов
собираются  работать  по  профессии. Около 30% студентов ориентировано
на обучение в аспирантуре, при этом лишь у  25-30%  аспирантов  защита
диссертаций своевременна;
       3) сохранение невысокой мотивации к обучению в аспирантуре,  не
смотря  на повышение уровня средней заработной платы (например, ученых
СО РАН до 30 тыс. рублей в месяц, преподавателей до 17  тыс.  рублей).
Это,  в  частности,  объясняется  низкой  зарплатой  в начале карьеры,
недостатком знаний и опыта, отсутствием жилья,  проблемами  карьерного
роста.
       Имеющийся    научно-образовательный,     производственный     и
инновационный    потенциал   Новосибирской   области,   обеспечивающий
производство и воспроизводство знаний, недостаточно интегрирован и  не
позволяет  в полной мере обеспечить привлекательность интеллектуальных
профессий, формировать положительный  имидж  интеллектуального  труда.
Недостаточно    развита    система   формирования   нового   мышления,
ориентированного на способность  человека  создавать  новые  знания  и
управлять  ими,  низок  уровень  престижности и ценности приобретенных
знаний.    Реализуется    недостаточное     количество     полноценных
образовательных  программ,  рассчитанных на постдипломное образование,
система оценки их качества сложна и неэффективна. Данные факторы имеют
негативное  влияние  и затрудняют выбор индивидуальной образовательной
траектории для человека в течение всей жизни.
       По данным Федеральной службы государственной статистики  (ФСГС)
(2007  г.)  доля  экономически  активного  населения,  участвующего  в
непрерывном образовании, в Австрии - 83%, Дании  -  80%,  Финляндии  -
77%,  Германии - 42%, Англии - 38%, в России и в Новосибирской области
- 22%. При этом в странах  с  самой  высокой  долей  этого  показателя
существенную  роль играют не экономические факторы, а сформированная в
обществе ценность получения качественных знаний.
       Проблемы  эффективного   использования   имеющегося   кадрового
потенциала.
       К 2015 году, по прогнозам ФСГС, доля населения в трудоспособном
возрасте  может  снизиться  до  58%.  В  Новосибирской области имеются
резервы рабочей силы в трудоспособном возрасте, в том числе  148  тыс.
студентов   (данные   2007   г.).  Уменьшение  количества  выпускников
общеобразовательных  школ,   связанное   с   сокращением   численности
населения  в  возрасте  14-19  лет,  увеличение доли средних и старших
возрастов в ближайшие годы приведет  к  увеличению  среднего  возраста
трудоспособного населения.
       Система подготовки кадров  характеризуется  инерционностью  (на
период  обучения),  а  отсутствие методик прогнозирования потребностей
рынка труда в специалистах не позволяет  достаточно  точно  определить
перечень   профессий,   которые  будут  востребованы  после  окончания
обучающимися образовательного учреждения.
       По оценкам работодателей соотношение потребности  в  работниках
3-х  уровней  профобразования  в  ближайшие  5  лет будет следующим: с
начальным  профессиональным  образованием  (НПО)  -  23%,  со  средним
профессиональным образованием (СПО) - 31%, высшим - 42%;
       в ближайшие 10 лет: работники с НПО - 18%, с СПО - 30%,  высшим
- 45%.
       Следовательно, отмечающаяся  в  средствах  массовой  информации
обеспокоенность  перепроизводством  кадров  с  высшим профессиональным
образованием несколько преувеличена.
       В  Новосибирской  области  ведется  подготовка  по  90  и   123
специальностям  НПО  и СПО соответственно. Однако недостаточная работа
отраслевых     министерств     с     образовательными     учреждениями
профессионального  образования осложняет формирование содержания НПО и
СПО,  а   также   планов   приема   с   учетом   перспектив   развития
производственных отраслей и социальной сферы региона.
       Отмечается существенная дифференциация в оплате труда по  видам
экономической деятельности и невысокая зависимость заработной платы от
количества и качества труда.  Недостаточное  развитие  рынка  жилья  и
транспортной   инфраструктуры   является   одной   из   причин  низкой
мобильности населения на рынке труда.

                          II. Система целей и задач                   

       Целью   решения   комплексной    задачи    является    развитие
человеческого    потенциала,   обеспечивающего   конкурентоспособность
Новосибирской области.
       Достижение поставленной цели обеспечивается решением  следующих
задач:
       1. Развитие  образовательной  среды  в  Новосибирской  области,
обеспечивающей  доступность  качественного образования на всех уровнях
обучения.
       2. Реализация инновационной (технопарковой) идеологии.
       3.   Формирование   и   эффективное   использование   кадрового
потенциала  в  соответствии  с  потребностями  экономики Новосибирской
области.
       Решение задач планируется осуществлять  по  следующим  основным
направлениям:
       1. Развитие  образовательной  среды  в  Новосибирской  области,
обеспечивающей  доступность  качественного образования на всех уровнях
обучения:
       1) совершенствование образования за счет интеграции  с  наукой,
создания  условий  и стимулов для ускоренного включения новых знаний в
процесс образования, организационной и финансовой  поддержки  научных,
научно-педагогических и инженерных школ в образовательной среде;
       2) содействие в формировании целей всех уровней  образования  и
концентрации   ресурсов   на  содержании  и  технологиях  образования,
качественной подготовке кадров, ведение  научных  и  научно-прикладных
исследований и разработок;
       3)   создание   условий    внедрения    передовых    достижений
отечественной  психолого-педагогической  науки  в  практику конкретных
образовательных учреждений;
       4) поиск и внедрение новых форм финансирования и взаимодействия
в сфере образования;
       5)  повышение  эффективности  ресурсного  обеспечения  программ
непрерывного образования, оказание организационной поддержки проектам,
привлекающим средства федерального бюджета;
       6)  использование  новых  информационных  технологий  с   целью
повышения    уровня    открытости,    доступности    и   эффективности
образовательного процесса;
       7)  создание  в  образовательных  учреждениях   попечительских,
общественных   советов  и  иных  форм  самоуправления,  способствующих
вовлечению общественности и бизнеса  в  реализацию  программ  развития
образовательных   учреждений  (увеличение  открытости  образовательной
системы);
       8)  разработка  предложений   по   обновлению   образовательных
стандартов,  включающих  в  себя  требования  к результатам, структуре
образовательных  программ  и  условиям  их  реализации,   соответствию
результатов школьного обучения целям опережающего развития;
       9)   совершенствование   материальной   базы    образовательных
учреждений  и  ее  эффективное  использование,  в  том  числе  за счет
имеющейся,  и  развитие   сети   центров   коллективного   пользования
современным    оборудованием,    научными    установками,   приборами,
компьютерными и информационными системами;
       10) создание условий в образовательной среде для  проявления  и
развития способностей каждого ребенка;
       11) мотивация студентов на получение качественного  образования
через   школы  профессиональной  ориентации,  систему  практик,  школы
управленческого  мышления,   выявление   личностных   способностей   и
перспектив карьерного роста;
       12) повышение  вклада  дошкольного,  общего  и  дополнительного
образования  детей  в  инновационные  процессы  на  основе  гибкости и
многообразия форм предоставления услуг;
       13) развитие сетевой инфраструктуры  в  образовательной  среде,
системы  образовательных  центров,  в  том  числе «дистанционных», для
расширения доступа к качественному образованию  по  месту  жительства,
дополнительного образования;
       14) создание условий для успешной социализации  и  полноценного
включения   в   образовательное   пространство  детей-сирот,  детей  с
ограниченными возможностями здоровья, из малообеспеченных семей;
       15) содействие  развитию  новых  форм  и  механизмов  оценки  и
контроля  качества  деятельности  образовательных  учреждений, системы
аккредитации  дополнительного  профессионального  образования,  в  том
числе общественной;
       16) создание условий для  разработки  и  внедрения  комплексной
системы  оценки  качества  подготовки  специалистов; систем управления
качеством образования;
       17) стимулирование качественного  педагогического  труда  через
систему    аттестации    педагогических    и   управленческих   кадров
образовательных учреждений;
       18) развитие форм частно - государственного партнерства;
       19) оптимизация сети образовательных учреждений.
       2. Реализация инновационной ( технопарковой) идеологии:
       1) формирование ценностной установки в  обществе  на  получение
качественных    знаний,    в    первую    очередь    высокого   уровня
естественнонаучного    образования    и     развитие     разветвленной
многоуровневой   системы   обучения  одаренных  детей  по  дисциплинам
естественнонаучного профиля;
       2) развитие многоплановой системы мотивации интереса школьников
и   студентов   к   научным  знаниям,  пробуждение  исследовательского
интереса начиная со средних классов школ и раннего включения студентов
в исследовательский процесс;
       3) развитие инноваций в социокультурной  среде  для  расширения
практики  внедрения  передовых образовательных технологий, формирующих
новое мышление, ориентированное на  получение  качественных  знаний  и
восприятие нового в познании;
       4)  развитие  инновационной  инфраструктуры  в  образовательной
среде,  включая  центры  развития  творческих способностей, молодежные
творческие  мастерские,  центры  развития  инновационных  компетенций,
бизнес - инкубаторы,  ресурсные  центры,  студенческие конструкторские
бюро, экспериментальные площадки;
       5) концентрация экономических,  социальных  и  интеллектуальных
ресурсов   для  обеспечения  проектирования,  внедрения  и  реализации
качественных  и  эффективных  образовательных  процессов,   отвечающих
запросам личности, общества, государства;
       6) создание условий формирования характера,  личности,  волевых
качеств  в достижении результатов, успешности обучающихся, в том числе
через индивидуальные образовательные траектории;
       7)  развитие  в  Новосибирской   области   системы   выявления,
образования  и  поддержки  одаренных  детей  и  талантливой  молодежи;
развитие  творческих  способностей,  проектного  мышления,   лидерских
амбиций   обучающихся   и  учителей;  расширение  практики  реализации
компетентностного подхода в образовании;
       8) развитие системы стимулирования  притока  молодежи  в  сферу
науки,  образования  и  высоких  технологий,  в  том числе привлечение
одаренных детей и талантливой молодежи из других субъектов  Российской
Федерации   и   стран   для  обучения  в  образовательных  учреждениях
профессионального образования Новосибирской области;  их  грантовая  и
стипендиальная поддержка;
       9) развитие базовых компетенций  с  использованием  методологии
наддисциплинарного обучения, опережающих образовательных программ;
       10)   внедрение   инновационных   образовательных   технологий,
обеспечивающих   эффективную  реализацию  новых  моделей  непрерывного
образования, в том числе с использованием современных информационных и
коммуникационных технологий;
       11)    развитие    потенциала    педагогических    кадров     и
профессорско-преподавательского   состава,   в  том  числе  на  основе
мировоззренческой деятельности,  сетевого  распространения  передового
педагогического опыта, методической поддержки;
       12)       разработка,       апробация       и        реализация
личностно-ориентированных педагогических технологий, совершенствование
научно-методической базы;
       13) разработка механизмов объединения  усилий  субъектов  сферы
образования,  науки  и  производства  для  формирования  инновационных
научно-производственно-образовательных кластеров;
       14)  развитие  системы  стажировок  и  активное  привлечение  к
преподаванию  специалистов-практиков,  владельцев  успешного  бизнеса,
топ - менеджеров, имеющих «историю успеха»;
       15)  содействие  развитию  в  Новосибирской   области   системы
непрерывного   образования   «Life   Long   Learning»,  предполагающей
постоянное обновление,  индивидуализацию  спроса  и  возможностей  его
удовлетворения, умение обучаться в течение жизни, выбирать и обновлять
профессиональный   путь,    активизацию    системы    просвещения    и
популяризации новых знаний;
       16)  содействие  в  расширении  системы  благотворительности  и
спонсоринга в сфере науки и образования.
       3.   Формирование   и   эффективное   использование   кадрового
потенциала  в  соответствии  с  потребностями  экономики Новосибирской
области:
       1) разработка методологии  прогнозирования  потребностей  рынка
труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах;
       2) расширение гибких, нестандартных форм  занятости  населения,
включая   формирование   специализаций   по  специальностям  с  учетом
потребности рынка труда и социальной сферы;
       3) создание условий  для  активного  включения  работодателя  в
систему  подготовки  и повышения квалификации кадров, профессиональная
подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
       4)    формирование    и    развитие    профессиональных    школ
естественнонаучного,   инженерного,   экономического,  юридического  и
управленческого направлений, включая профильное  обучение  на  ступени
среднего (полного) общего образования;
       5)   развитие    системы    профориентации,    психологической,
информационной и консультационной поддержки населения;
       6) развитие системы целевой подготовки и переподготовки кадров,
в  том  числе для разработки, реализации и управления инновационными и
инвестиционными проектами, а также управления производством;
       7) развитие многоуровневой  подготовки  высококвалифицированных
специалистов  для  науки  и  инновационной  деятельности, новых форм и
методов   повышения    квалификации    профессорско-преподавательского
состава;
       8) обеспечение мотивированной занятости  населения  в  трудовой
деятельности при высоком качестве рабочих мест;
       9)  развитие  благоприятных  условий  для  развития  малого   и
среднего  бизнеса,  в  том  числе наукоемкого, поддержка самозанятости
населения;
       10) вовлечение  в  сферу  занятости  населения  трудоспособного
возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
       11)  осуществление  мер   по   повышению   профессиональной   и
территориальной мобильности населения.

        III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость  
  результатов достижения целей и решения задач по временным периодам  

       Эффективность и социально-экономические  результаты  реализации
мероприятий   концепции   определяются   с  помощью  системы  условных
показателей и индикаторов.

|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| N  |   Наименование целевого индикатора    |   Единицы    |  Значение   |  Значение   |
|    |                                       |  измерения   |  2009 года  |  2015 года  |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 1  | Доля победителей и призеров  олимпиад |      %       |     15      |     25      |
|    | в  общем  количестве  поступивших  на |              |             |             |
|    | первый курс очной формы               |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 2  | Доля преподавателей,       повысивших |      %       |     60      |     100     |
|    | квалификацию ежегодно, не менее       |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 3  | Количество центров      коллективного |     шт.      |     25      |     60      |
|    | пользования уникальными  установками, |              |             |             |
|    | приборами и устройствами, участвующих |              |             |             |
|    | в образовательном процессе            |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 4  | Количество объектов     инновационной |     шт.      |     30      |     60      |
|    | инфраструктуры                        |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 5  | Количество студентов,       прошедших |     чел.     |     300     |     700     |
|    | подготовку     по     образовательным |              |             |             |
|    | программам    развития    наукоемкого |              |             |             |
|    | предпринимательства                   |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 6  | Количество молодых      специалистов, |     чел.     |     140     |     250     |
|    | прошедших     переподготовку      или |              |             |             |
|    | повышение   квалификации,   программы |              |             |             |
|    | МВА, Президентская программа          |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 7  | Доля кандидатов наук в возрасте до 35 |      %       |     35      |     45      |
|    | лет, докторов наук  в возрасте до  45 |              |             |             |
|    | лет                                   |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 8  | Уровень занятости           населения |      %       |     59      |    63,5     |
|    | (отношение    численности    занятого |              |             |             |
|    | населения   определенной   возрастной |              |             |             |
|    | группы к общей численности  населения |              |             |             |
|    | соответствующей возрастной группы)    |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 9  | Уровень напряженности на рынке  труда |      -       |     1,5     | не более 1,0|
|    | (отношение  незанятых  в   конкретной |              |             |             |
|    | профессиональной (отраслевой)  группе |              |             |             |
|    | работников к их общей численности)    |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 10 | Доля занятых   в  малом   и   среднем |      %       |     9,7     |    22,5     |
|    | бизнесе в общей численности  занятых, |              |             |             |
|    | в том числе инновационном             |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 11 | Индекс воспроизводства  рабочей  силы |      -       |     1,3     |  1,5 раза   |
|    | по  видам экономической  деятельности |              |             |             |
|    | (отношение    средней     номинальной |              |             |             |
|    | начисленной   заработной   платы    к |              |             |             |
|    | минимальному         потребительскому |              |             |             |
|    | бюджету)                              |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 12 | Доля иностранных   граждан  в   общей |      %       |      3      | не более 3  |
|    | численности занятых                   |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 13 | Численность граждан,      завершивших |     чел.     |    7134     |    7000     |
|    | профессиональное     обучение      по |              |             |             |
|    | направлению службы занятости          |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 14 | Доля выпускников           учреждений |      %       |     70      |     75      |
|    | профессионального        образования, |              |             |             |
|    | трудоустроенных по специальности      |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|
| 15 | Доля выпускников           учреждений |      %       |     4,5     | не более 4  |
|    | профессионального образования в общей |              |             |             |
|    | численности  безработных  граждан  на |              |             |             |
|    | регистрируемом рынке труда            |              |             |             |
|————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————|

        IV. Основные механизмы и направления реализации мероприятий,  
           необходимые для решения задач и достижения целей           

       Механизм  реализации  концепции  предусматривает  участие  всех
областных  исполнительных органов государственной власти Новосибирской
области.  Необходимо  включить  вопросы   подготовки   кадров   и   их
эффективного   использования  во  все  11  концепций,  утвержденных  к
разработке  постановлением  Губернатора   Новосибирской   области   от
17.04.2009  N  164  «О  разработке концепций решения комплексных задач
социально-экономического развития Новосибирской области».  Координацию
реализации  мероприятий  концепции  рекомендуется  осуществлять  через
межведомственные комиссии.
       Учитывая,  что  динамичное  развитие  инновационного   сегмента
экономики  предполагает  активизацию  технологического  перевооружения
производств и интеграцию системы непрерывного образования с  наукой  и
бизнесом, особое внимание следует обратить на приоритетные направления
реализации мероприятий:
       1) внедрение новых экономических и  управленческих  механизмов,
системы стимулирования процессов;
       2)  создание  автономных   учреждений,   укрепление   принципов
частно - государственного партнерства;
       3)      продвижение       Новосибирской       области       как
научно-образовательного   и  инновационного  центра  Сибири,  создание
условий, направленных на  повышение  инвестиционной  привлекательности
образования в регионе;
       4) выявление и усиление «точек роста»  в  сфере  образования  с
целью   укрепления   его  взаимодействия  с  наукой,  производством  и
бизнесом;
       5)    создание    системы    специализированной     подготовки,
ориентированной    на   индивидуализацию   обучения   и   социализацию
обучающихся, использование современных методик тестирования;
       6) разработка  и  внедрение  региональной  экспертизы  качества
образования,    проектной    и    программной   деятельности   базовых
образовательных учреждений, объектов  инфраструктуры,  образовательных
технологий, прогнозных моделей;
       7)  создание  условий   для   развития   системы   непрерывного
образования,  качественно  нового  его  содержания  и просветительской
деятельности;
       8)  использование  подходов  проектного  управления  процессами
развития    образования   и   эффективного   использования   кадрового
потенциала;
       9)  создание  баз  данных  ведущих  научных   школ,   передовых
образовательных  программ, центров коллективного пользования, успешных
преподавателей-новаторов, победителей  олимпиад,  участников  программ
инновационных объектов; тиражирование успешного опыта;
       10) контроль эффективности использования кадрового потенциала;
       11) реализация новых  моделей  взаимодействия  и  тиражирование
успешного опыта по схеме (школа - вуз - наука - предприятия);
       12)   использование    интеллектуальной    собственности    как
нематериальных активов.

           V. Задачи исполнительных органов государственной власти    
  Новосибирской области по созданию условий или обеспечению решения   
  комплексной задачи социально-экономического развития Новосибирской  
                               области                                

       В настоящее время исполнительные органы государственной  власти
Новосибирской  области  уже  реализуют  ряд  программ,  способствующих
решению задач концепции.
       Основными  задачами  исполнительных   органов   государственной
власти Новосибирской области на период до 2015 года являются:
       1. Разработка и внедрение  новых  форм  управления  и  создания
организационных структур, в том числе:
       1)  разработка  и  внедрение  новых  моделей  инфраструктурного
развития образовательной среды;
       2)   совершенствование   нормативно-правовой   базы   в   сфере
образования, формирование инновационной среды Новосибирской области;
       3) развитие межотраслевого экспертного сообщества;
       4) поддержка создания новых моделей образовательных учреждений,
включая    разработку    моделей   интегрированного   образовательного
учреждения, оптимизацию сети образовательных учреждений;
       5) развитие практики партнерства образовательных  учреждений  c
научными     учреждениями,    бизнесом,    исполнительными    органами
государственной власти и  местного  самоуправления,  в  том  числе  на
основе принципов частно - государственного партнерства;
       6) поддержка интегрированных проектов, использование  принципов
проектного управления;
       7)  содействие  в  создании  отраслевых  центров  сертификации,
аккредитации;
       8) содействие созданию хозяйствующих организаций в вузах и НИИ.
       2. Формирование идеологических основ  реализации  концепции,  в
том числе:
       1) развитие инноваций в социокультурной  среде  для  расширения
практики  внедрения  передовых образовательных технологий, формирующих
новое мышление,  ориентированное  на  получение  качественных  знаний,
инновационной культуры;
       2) развитие  принципов  интеграции,  в  том  числе  кластерного
подхода;
       3) совершенствование системы мотивации к повышению квалификации
педагогических работников и внедрению новых технологий;
       4)  содействие  внедрению  авторских  программ  в   учреждениях
образования;
       5) развитие интеллектуального потенциала Новосибирской области.
Совершенствование  системы  стимулирования  обучающихся  и педагогов к
научной, образовательной и инновационной  деятельности,  в  том  числе
грантовой и стипендиальной поддержки;
       6) формирование положительного имиджа интеллектуального  труда,
а Новосибирска - интеллектуальной столицы Сибири;
       3. Методологические основы реализации Концепции, в том числе:
       1) развитие механизмов обратной связи образования  и  общества,
предполагающих  совершенствование системы оценки качества образования,
укрепление основ гражданского общества и социальной активности;
       2) создание условий обеспечения преемственности образовательных
программ разного уровня, междисциплинарных подходов;
       3) создание системы мониторинга с обновляемыми базами данных  и
прогнозными методами оценки информации;
       4) использование рейтинговых систем оценки качества образования
и  образовательных  технологий.  Создание  комплексной оценки качества
подготовки специалистов;
       5) содействие созданию отраслевых  профессиональных  стандартов
подготовки кадров;
       6) использование сетевых технологий в развитии  инфраструктуры,
дистанционных  форм  взаимодействия  и территориальных образовательных
комплексов;
       7)   использование   маркетинговых   подходов,   рекламных    и
пиар - технологий;
       8) совершенствование методологии  прогнозирования  потребностей
рынка  труда по укрупненным профессионально-квалификационным группам и
формирования баланса трудовых ресурсов;
       9)  создание  региональной  системы   оценки   интеллектуальной
собственности.

        VI. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи  
       социально-экономического развития Новосибирской области        

       Финансирование  реализации  государственной  политики  в  сфере
развития образования и эффективного использования кадров Новосибирской
области  будет  осуществляться   за   счет   текущего   финансирования
исполнительных  органов  государственной власти Новосибирской области;
программ  и  проектов,  реализуемых   в   рамках   данной   концепции;
привлеченных  средств  федерального  и  местных бюджетов; привлеченных
средств иных источников, не противоречащих законодательству.


Информация по документу
Читайте также