Расширенный поиск
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 № 270-рГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 02.11.2009 N 270-р Об утверждении Концепции развития образования и эффективного использования кадрового потенциала Новосибирской области на период до 2015 года В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области»: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития образования и эффективного использования кадрового потенциала Новосибирской области на период до 2015 года. 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А. Губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 N 270-р КОНЦЕПЦИЯ развития образования и эффективного использования кадрового потенциала Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Концепция) I. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года определен переход на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области. Система образования является стратегически важной сферой деятельности, определяющей конкурентоспособность Новосибирской области за счет высокого уровня развития науки, ее интеграции с образованием и бизнесом, формирования современной инновационной среды. Можно отметить положительные факторы изменений, произошедших в последние годы и связанных с процессами реструктуризации различных уровней образования, открытием новых образовательных центров, включением общественности в вопросы контроля за деятельностью образовательных учреждений. В результате выросло количество и качество образовательных услуг, появились новые формы взаимодействия партнеров в системе подготовки кадров, улучшилось материально-техническое состояние образовательных учреждений, практически решена техническая проблема информационного обеспечения учреждений и расширены коммуникационные возможности, внедряются новые формы распределения бюджетов, оплаты труда учителей, профессорско-преподавательского состава, научных работников. В современных социально-экономических условиях все более актуальной становится задача формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями профессионального образования и работодателями, объединениями работодателей - то есть теми, кто становится не просто потребителем образовательных услуг образовательного учреждения, но и формирует дополнительные источники их финансового благополучия, а следовательно и участвует в формировании целевых образовательных программ. Поэтому в последнее время образовательные учреждения усилили взаимодействие с работодателями и социальными партнерами, а развитие предприятий позволило повысить и уровень занятости среди выпускников учреждений профессионального образования. Получила дальнейшее развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий в виде учебно-научно-производственных комплексов, ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий различных отраслей промышленности. Это позволяет системно решать задачи преемственных образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Однако перечисленные изменения являются преимущественно организационными нововведениями и не позволяют решить все современные задачи. Ориентация на инновационную экономику, экономику знаний требует изменений в содержании и технологиях образования, формирования инновационной культуры в образовательной среде, нового мышления обучающих и обучающихся. Данная концепция нацелена на улучшение образовательной среды, принципиальное повышение качества всей системы образования, что позволит предоставить человеку особые жизненные преимущества и их реализацию на рынке труда. Кроме того, формирование нового мышления с ориентацией на престиж получения знаний, а не формального получения образования, позволит, с одной стороны, решать мировоззренческие проблемы в обществе, с другой - повышать конкурентоспособность Новосибирской области. Для этого требуется формирование нового пакета задач для сферы образования на основе инновационной (технопарковой) идеологии. Инновационная (технопарковая) идеология - система представлений о развитии и функционировании общества, опирающаяся на ценностную ориентацию - создание экономики знаний, что предполагает: формирование нового мышления, ориентированного на способность человека создавать новые знания и управлять ими на основе научного и творческого потенциала, престижности и ценности получения знаний; развитие инновационной культуры на основе нового мышления как производителей инноваций, так и потребителей инновационных продуктов и услуг; создание нового качества жизни, обеспечение роста привлекательности Новосибирской области не только для инвесторов, но, главное, для ее жителей и тех, кто готов приехать в Новосибирскую область на постоянное место жительства. Для создания современной экономики знаний или общества знаний, что еще более важно, в Новосибирской области имеются все основополагающие условия. Успешно развиваются: три научных городка, 59 институтов сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук; Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (наукоград Кольцово), более 60 отраслевых научно-исследовательских институтов, более 50 научных школ мирового уровня. Научный потенциал, при наличии благоприятных предпосылок и стабильных темпов развития Новосибирской области, обуславливает высокий уровень генерации новых знаний, однако динамика их освоения, в том числе в образовательной среде, существенно запаздывает. Можно выделить следующие ключевые проблемы развития, на решение которых направлена концепция: Разрыв между достаточно высокими количественными показателями состояния образовательного комплекса Новосибирской области и качеством подготовки кадров. В настоящее время отсутствуют четкие критерии качества образования и комплексной оценки качества подготовки выпускников. Потребителями образовательных услуг является не только работодатель, но и сам студент, его родители, государство и общество в целом. Требования к качеству образования в этих группах потребителей различаются. Подготовка высококвалифицированных кадров в Новосибирской области осуществляется по широкому спектру специальностей и в то же время немалая часть студентов по-прежнему слабо ориентирована на получение знаний, умений, навыков, обеспечивающих необходимую компетентность. Использование механизма целевого заказа на специалистов, в том числе от высокотехнологичных предприятий и наукоемких компаний не стало повсеместным, и поэтому пока незначительно влияет на целевую подготовку. В частности, существует дефицит кадров необходимой компетенции в инновационной деятельности, что связано с недостаточным использованием компетентностных и деятельных подходов в подготовке специалистов, недостаточностью развития маркетингового и проектного мышления, творческих способностей и навыков работы в команде у выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Помимо требований к профессиональным компетенциям, аналитическим способностям, ориентиру на результат работодатели справедливо предъявляют дополнительные требования к работникам, связанные с их социально-психологическими компетенциями (обучаемость, коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность), которые в стандартах специальностей или направлений практически не отражены. Принят Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», однако в целом слабо развиты механизмы и институты взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Кроме того, налоговая политика не стимулирует заинтересованность предприятий во вложениях средств в подготовку кадров, так как эти затраты нельзя относить к издержкам предприятий. Недостаточно развита система частно - государственного партнерства в системе «наука – образование – бизнес - власть». Неактивно развивается внутрипроизводственная (внутрифирменная) система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в организациях Новосибирской области, фактически сокращается институт наставничества на производстве. Следует отметить недостаточно быстрое обновление учебно-материальной базы системы образования, а также интеллектуальных информационно-коммуникационных систем. В учебных планах всех уровней образования, как правило, реализуется обучение по разобщенным дисциплинам, что затрудняет обучающимся соединить знания на междисциплинарном (наддисциплинарном) уровне. Особенно актуальны междисциплинарные подходы для нанотехнологий, биотехнологий, вычислительных технологий и интегрированных направлений развития технологий. Вертикальная интеграция образовательных учреждений всех уровней образования позволила бы более эффективно использовать ресурсы, формировать профессиональные школы. В то же время эксперты высказывают опасения, что это может привести к сокращению возможностей для молодежи в получении профессионального образования, востребованного во всех отраслях промышленности. Наблюдается недостаток высококвалифицированных педагогов по естественнонаучным дисциплинам в школах Новосибирской области, что затрудняет выбор профессии обучающегося и обучение выпускников на более высокой ступени в профессиональной школе. Следует также отметить, что в образовательных учреждениях профессионального образования до 60% студентов обучается на платной основе, что с одной стороны привело к наращиванию выпуска дипломированных специалистов в области юриспруденции и экономики, с другой - сделало доступным образование для обеспеченных слоев населения практически вне зависимости от их подготовленности и способностей. Двойственное отношение к знаниям на всех уровнях образования: при высокой ценности формальной образованности низок престиж получения качественных знаний. Наблюдается высокий спрос выпускников школ на получение высшего образования и, в большей степени, гуманитарного и экономического направления. Кроме того, эксперты отмечают изменение критериев, способствующих профессиональному продвижению и карьерному росту молодежи: еще 20 лет назад на первом месте выделяли хорошее образование, природный ум, трудолюбие, упорство и настойчивость. В эпоху формируемой рыночной экономики: хорошее образование опережают полезные связи, финансовая обеспеченность, удача, умение рисковать. Как следствие: 1) недостаточно раннее и глубокое включение студентов в творческую работу (в НГУ при глубокой интеграции системы образования и науки исследовательские компетенции имеют более - 75% студентов, в других вузах - всего 24%); 2) сокращение усилий, направленных на учебу: по оценкам специалистов лишь 20% из обучающихся выражают готовность идти на ограничения ради овладения знаниями, при этом чуть более 60% студентов собираются работать по профессии. Около 30% студентов ориентировано на обучение в аспирантуре, при этом лишь у 25-30% аспирантов защита диссертаций своевременна; 3) сохранение невысокой мотивации к обучению в аспирантуре, не смотря на повышение уровня средней заработной платы (например, ученых СО РАН до 30 тыс. рублей в месяц, преподавателей до 17 тыс. рублей). Это, в частности, объясняется низкой зарплатой в начале карьеры, недостатком знаний и опыта, отсутствием жилья, проблемами карьерного роста. Имеющийся научно-образовательный, производственный и инновационный потенциал Новосибирской области, обеспечивающий производство и воспроизводство знаний, недостаточно интегрирован и не позволяет в полной мере обеспечить привлекательность интеллектуальных профессий, формировать положительный имидж интеллектуального труда. Недостаточно развита система формирования нового мышления, ориентированного на способность человека создавать новые знания и управлять ими, низок уровень престижности и ценности приобретенных знаний. Реализуется недостаточное количество полноценных образовательных программ, рассчитанных на постдипломное образование, система оценки их качества сложна и неэффективна. Данные факторы имеют негативное влияние и затрудняют выбор индивидуальной образовательной траектории для человека в течение всей жизни. По данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) (2007 г.) доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в Австрии - 83%, Дании - 80%, Финляндии - 77%, Германии - 42%, Англии - 38%, в России и в Новосибирской области - 22%. При этом в странах с самой высокой долей этого показателя существенную роль играют не экономические факторы, а сформированная в обществе ценность получения качественных знаний. Проблемы эффективного использования имеющегося кадрового потенциала. К 2015 году, по прогнозам ФСГС, доля населения в трудоспособном возрасте может снизиться до 58%. В Новосибирской области имеются резервы рабочей силы в трудоспособном возрасте, в том числе 148 тыс. студентов (данные 2007 г.). Уменьшение количества выпускников общеобразовательных школ, связанное с сокращением численности населения в возрасте 14-19 лет, увеличение доли средних и старших возрастов в ближайшие годы приведет к увеличению среднего возраста трудоспособного населения. Система подготовки кадров характеризуется инерционностью (на период обучения), а отсутствие методик прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах не позволяет достаточно точно определить перечень профессий, которые будут востребованы после окончания обучающимися образовательного учреждения. По оценкам работодателей соотношение потребности в работниках 3-х уровней профобразования в ближайшие 5 лет будет следующим: с начальным профессиональным образованием (НПО) - 23%, со средним профессиональным образованием (СПО) - 31%, высшим - 42%; в ближайшие 10 лет: работники с НПО - 18%, с СПО - 30%, высшим - 45%. Следовательно, отмечающаяся в средствах массовой информации обеспокоенность перепроизводством кадров с высшим профессиональным образованием несколько преувеличена. В Новосибирской области ведется подготовка по 90 и 123 специальностям НПО и СПО соответственно. Однако недостаточная работа отраслевых министерств с образовательными учреждениями профессионального образования осложняет формирование содержания НПО и СПО, а также планов приема с учетом перспектив развития производственных отраслей и социальной сферы региона. Отмечается существенная дифференциация в оплате труда по видам экономической деятельности и невысокая зависимость заработной платы от количества и качества труда. Недостаточное развитие рынка жилья и транспортной инфраструктуры является одной из причин низкой мобильности населения на рынке труда. II. Система целей и задач Целью решения комплексной задачи является развитие человеческого потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность Новосибирской области. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: 1. Развитие образовательной среды в Новосибирской области, обеспечивающей доступность качественного образования на всех уровнях обучения. 2. Реализация инновационной (технопарковой) идеологии. 3. Формирование и эффективное использование кадрового потенциала в соответствии с потребностями экономики Новосибирской области. Решение задач планируется осуществлять по следующим основным направлениям: 1. Развитие образовательной среды в Новосибирской области, обеспечивающей доступность качественного образования на всех уровнях обучения: 1) совершенствование образования за счет интеграции с наукой, создания условий и стимулов для ускоренного включения новых знаний в процесс образования, организационной и финансовой поддержки научных, научно-педагогических и инженерных школ в образовательной среде; 2) содействие в формировании целей всех уровней образования и концентрации ресурсов на содержании и технологиях образования, качественной подготовке кадров, ведение научных и научно-прикладных исследований и разработок; 3) создание условий внедрения передовых достижений отечественной психолого-педагогической науки в практику конкретных образовательных учреждений; 4) поиск и внедрение новых форм финансирования и взаимодействия в сфере образования; 5) повышение эффективности ресурсного обеспечения программ непрерывного образования, оказание организационной поддержки проектам, привлекающим средства федерального бюджета; 6) использование новых информационных технологий с целью повышения уровня открытости, доступности и эффективности образовательного процесса; 7) создание в образовательных учреждениях попечительских, общественных советов и иных форм самоуправления, способствующих вовлечению общественности и бизнеса в реализацию программ развития образовательных учреждений (увеличение открытости образовательной системы); 8) разработка предложений по обновлению образовательных стандартов, включающих в себя требования к результатам, структуре образовательных программ и условиям их реализации, соответствию результатов школьного обучения целям опережающего развития; 9) совершенствование материальной базы образовательных учреждений и ее эффективное использование, в том числе за счет имеющейся, и развитие сети центров коллективного пользования современным оборудованием, научными установками, приборами, компьютерными и информационными системами; 10) создание условий в образовательной среде для проявления и развития способностей каждого ребенка; 11) мотивация студентов на получение качественного образования через школы профессиональной ориентации, систему практик, школы управленческого мышления, выявление личностных способностей и перспектив карьерного роста; 12) повышение вклада дошкольного, общего и дополнительного образования детей в инновационные процессы на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг; 13) развитие сетевой инфраструктуры в образовательной среде, системы образовательных центров, в том числе «дистанционных», для расширения доступа к качественному образованию по месту жительства, дополнительного образования; 14) создание условий для успешной социализации и полноценного включения в образовательное пространство детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, из малообеспеченных семей; 15) содействие развитию новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, системы аккредитации дополнительного профессионального образования, в том числе общественной; 16) создание условий для разработки и внедрения комплексной системы оценки качества подготовки специалистов; систем управления качеством образования; 17) стимулирование качественного педагогического труда через систему аттестации педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений; 18) развитие форм частно - государственного партнерства; 19) оптимизация сети образовательных учреждений. 2. Реализация инновационной ( технопарковой) идеологии: 1) формирование ценностной установки в обществе на получение качественных знаний, в первую очередь высокого уровня естественнонаучного образования и развитие разветвленной многоуровневой системы обучения одаренных детей по дисциплинам естественнонаучного профиля; 2) развитие многоплановой системы мотивации интереса школьников и студентов к научным знаниям, пробуждение исследовательского интереса начиная со средних классов школ и раннего включения студентов в исследовательский процесс; 3) развитие инноваций в социокультурной среде для расширения практики внедрения передовых образовательных технологий, формирующих новое мышление, ориентированное на получение качественных знаний и восприятие нового в познании; 4) развитие инновационной инфраструктуры в образовательной среде, включая центры развития творческих способностей, молодежные творческие мастерские, центры развития инновационных компетенций, бизнес - инкубаторы, ресурсные центры, студенческие конструкторские бюро, экспериментальные площадки; 5) концентрация экономических, социальных и интеллектуальных ресурсов для обеспечения проектирования, внедрения и реализации качественных и эффективных образовательных процессов, отвечающих запросам личности, общества, государства; 6) создание условий формирования характера, личности, волевых качеств в достижении результатов, успешности обучающихся, в том числе через индивидуальные образовательные траектории; 7) развитие в Новосибирской области системы выявления, образования и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; развитие творческих способностей, проектного мышления, лидерских амбиций обучающихся и учителей; расширение практики реализации компетентностного подхода в образовании; 8) развитие системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, в том числе привлечение одаренных детей и талантливой молодежи из других субъектов Российской Федерации и стран для обучения в образовательных учреждениях профессионального образования Новосибирской области; их грантовая и стипендиальная поддержка; 9) развитие базовых компетенций с использованием методологии наддисциплинарного обучения, опережающих образовательных программ; 10) внедрение инновационных образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; 11) развитие потенциала педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава, в том числе на основе мировоззренческой деятельности, сетевого распространения передового педагогического опыта, методической поддержки; 12) разработка, апробация и реализация личностно-ориентированных педагогических технологий, совершенствование научно-методической базы; 13) разработка механизмов объединения усилий субъектов сферы образования, науки и производства для формирования инновационных научно-производственно-образовательных кластеров; 14) развитие системы стажировок и активное привлечение к преподаванию специалистов-практиков, владельцев успешного бизнеса, топ - менеджеров, имеющих «историю успеха»; 15) содействие развитию в Новосибирской области системы непрерывного образования «Life Long Learning», предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, умение обучаться в течение жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь, активизацию системы просвещения и популяризации новых знаний; 16) содействие в расширении системы благотворительности и спонсоринга в сфере науки и образования. 3. Формирование и эффективное использование кадрового потенциала в соответствии с потребностями экономики Новосибирской области: 1) разработка методологии прогнозирования потребностей рынка труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах; 2) расширение гибких, нестандартных форм занятости населения, включая формирование специализаций по специальностям с учетом потребности рынка труда и социальной сферы; 3) создание условий для активного включения работодателя в систему подготовки и повышения квалификации кадров, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; 4) формирование и развитие профессиональных школ естественнонаучного, инженерного, экономического, юридического и управленческого направлений, включая профильное обучение на ступени среднего (полного) общего образования; 5) развитие системы профориентации, психологической, информационной и консультационной поддержки населения; 6) развитие системы целевой подготовки и переподготовки кадров, в том числе для разработки, реализации и управления инновационными и инвестиционными проектами, а также управления производством; 7) развитие многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов для науки и инновационной деятельности, новых форм и методов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; 8) обеспечение мотивированной занятости населения в трудовой деятельности при высоком качестве рабочих мест; 9) развитие благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе наукоемкого, поддержка самозанятости населения; 10) вовлечение в сферу занятости населения трудоспособного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 11) осуществление мер по повышению профессиональной и территориальной мобильности населения. III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач по временным периодам Эффективность и социально-экономические результаты реализации мероприятий концепции определяются с помощью системы условных показателей и индикаторов. |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | N | Наименование целевого индикатора | Единицы | Значение | Значение | | | | измерения | 2009 года | 2015 года | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 1 | Доля победителей и призеров олимпиад | % | 15 | 25 | | | в общем количестве поступивших на | | | | | | первый курс очной формы | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 2 | Доля преподавателей, повысивших | % | 60 | 100 | | | квалификацию ежегодно, не менее | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 3 | Количество центров коллективного | шт. | 25 | 60 | | | пользования уникальными установками, | | | | | | приборами и устройствами, участвующих | | | | | | в образовательном процессе | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 4 | Количество объектов инновационной | шт. | 30 | 60 | | | инфраструктуры | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 5 | Количество студентов, прошедших | чел. | 300 | 700 | | | подготовку по образовательным | | | | | | программам развития наукоемкого | | | | | | предпринимательства | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 6 | Количество молодых специалистов, | чел. | 140 | 250 | | | прошедших переподготовку или | | | | | | повышение квалификации, программы | | | | | | МВА, Президентская программа | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 7 | Доля кандидатов наук в возрасте до 35 | % | 35 | 45 | | | лет, докторов наук в возрасте до 45 | | | | | | лет | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 8 | Уровень занятости населения | % | 59 | 63,5 | | | (отношение численности занятого | | | | | | населения определенной возрастной | | | | | | группы к общей численности населения | | | | | | соответствующей возрастной группы) | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 9 | Уровень напряженности на рынке труда | - | 1,5 | не более 1,0| | | (отношение незанятых в конкретной | | | | | | профессиональной (отраслевой) группе | | | | | | работников к их общей численности) | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 10 | Доля занятых в малом и среднем | % | 9,7 | 22,5 | | | бизнесе в общей численности занятых, | | | | | | в том числе инновационном | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 11 | Индекс воспроизводства рабочей силы | - | 1,3 | 1,5 раза | | | по видам экономической деятельности | | | | | | (отношение средней номинальной | | | | | | начисленной заработной платы к | | | | | | минимальному потребительскому | | | | | | бюджету) | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 12 | Доля иностранных граждан в общей | % | 3 | не более 3 | | | численности занятых | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 13 | Численность граждан, завершивших | чел. | 7134 | 7000 | | | профессиональное обучение по | | | | | | направлению службы занятости | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 14 | Доля выпускников учреждений | % | 70 | 75 | | | профессионального образования, | | | | | | трудоустроенных по специальности | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| | 15 | Доля выпускников учреждений | % | 4,5 | не более 4 | | | профессионального образования в общей | | | | | | численности безработных граждан на | | | | | | регистрируемом рынке труда | | | | |————|———————————————————————————————————————|——————————————|—————————————|—————————————| IV. Основные механизмы и направления реализации мероприятий, необходимые для решения задач и достижения целей Механизм реализации концепции предусматривает участие всех областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области. Необходимо включить вопросы подготовки кадров и их эффективного использования во все 11 концепций, утвержденных к разработке постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области». Координацию реализации мероприятий концепции рекомендуется осуществлять через межведомственные комиссии. Учитывая, что динамичное развитие инновационного сегмента экономики предполагает активизацию технологического перевооружения производств и интеграцию системы непрерывного образования с наукой и бизнесом, особое внимание следует обратить на приоритетные направления реализации мероприятий: 1) внедрение новых экономических и управленческих механизмов, системы стимулирования процессов; 2) создание автономных учреждений, укрепление принципов частно - государственного партнерства; 3) продвижение Новосибирской области как научно-образовательного и инновационного центра Сибири, создание условий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности образования в регионе; 4) выявление и усиление «точек роста» в сфере образования с целью укрепления его взаимодействия с наукой, производством и бизнесом; 5) создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, использование современных методик тестирования; 6) разработка и внедрение региональной экспертизы качества образования, проектной и программной деятельности базовых образовательных учреждений, объектов инфраструктуры, образовательных технологий, прогнозных моделей; 7) создание условий для развития системы непрерывного образования, качественно нового его содержания и просветительской деятельности; 8) использование подходов проектного управления процессами развития образования и эффективного использования кадрового потенциала; 9) создание баз данных ведущих научных школ, передовых образовательных программ, центров коллективного пользования, успешных преподавателей-новаторов, победителей олимпиад, участников программ инновационных объектов; тиражирование успешного опыта; 10) контроль эффективности использования кадрового потенциала; 11) реализация новых моделей взаимодействия и тиражирование успешного опыта по схеме (школа - вуз - наука - предприятия); 12) использование интеллектуальной собственности как нематериальных активов. V. Задачи исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по созданию условий или обеспечению решения комплексной задачи социально-экономического развития Новосибирской области В настоящее время исполнительные органы государственной власти Новосибирской области уже реализуют ряд программ, способствующих решению задач концепции. Основными задачами исполнительных органов государственной власти Новосибирской области на период до 2015 года являются: 1. Разработка и внедрение новых форм управления и создания организационных структур, в том числе: 1) разработка и внедрение новых моделей инфраструктурного развития образовательной среды; 2) совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, формирование инновационной среды Новосибирской области; 3) развитие межотраслевого экспертного сообщества; 4) поддержка создания новых моделей образовательных учреждений, включая разработку моделей интегрированного образовательного учреждения, оптимизацию сети образовательных учреждений; 5) развитие практики партнерства образовательных учреждений c научными учреждениями, бизнесом, исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе на основе принципов частно - государственного партнерства; 6) поддержка интегрированных проектов, использование принципов проектного управления; 7) содействие в создании отраслевых центров сертификации, аккредитации; 8) содействие созданию хозяйствующих организаций в вузах и НИИ. 2. Формирование идеологических основ реализации концепции, в том числе: 1) развитие инноваций в социокультурной среде для расширения практики внедрения передовых образовательных технологий, формирующих новое мышление, ориентированное на получение качественных знаний, инновационной культуры; 2) развитие принципов интеграции, в том числе кластерного подхода; 3) совершенствование системы мотивации к повышению квалификации педагогических работников и внедрению новых технологий; 4) содействие внедрению авторских программ в учреждениях образования; 5) развитие интеллектуального потенциала Новосибирской области. Совершенствование системы стимулирования обучающихся и педагогов к научной, образовательной и инновационной деятельности, в том числе грантовой и стипендиальной поддержки; 6) формирование положительного имиджа интеллектуального труда, а Новосибирска - интеллектуальной столицы Сибири; 3. Методологические основы реализации Концепции, в том числе: 1) развитие механизмов обратной связи образования и общества, предполагающих совершенствование системы оценки качества образования, укрепление основ гражданского общества и социальной активности; 2) создание условий обеспечения преемственности образовательных программ разного уровня, междисциплинарных подходов; 3) создание системы мониторинга с обновляемыми базами данных и прогнозными методами оценки информации; 4) использование рейтинговых систем оценки качества образования и образовательных технологий. Создание комплексной оценки качества подготовки специалистов; 5) содействие созданию отраслевых профессиональных стандартов подготовки кадров; 6) использование сетевых технологий в развитии инфраструктуры, дистанционных форм взаимодействия и территориальных образовательных комплексов; 7) использование маркетинговых подходов, рекламных и пиар - технологий; 8) совершенствование методологии прогнозирования потребностей рынка труда по укрупненным профессионально-квалификационным группам и формирования баланса трудовых ресурсов; 9) создание региональной системы оценки интеллектуальной собственности. VI. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи социально-экономического развития Новосибирской области Финансирование реализации государственной политики в сфере развития образования и эффективного использования кадров Новосибирской области будет осуществляться за счет текущего финансирования исполнительных органов государственной власти Новосибирской области; программ и проектов, реализуемых в рамках данной концепции; привлеченных средств федерального и местных бюджетов; привлеченных средств иных источников, не противоречащих законодательству. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|