Расширенный поиск
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 28.12.2009 № 323-рГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28.12.2009 N 323-р Об утверждении Концепции развития и размещения производительных сил Новосибирской области на период до 2015 года В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области»: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития и размещения производительных сил Новосибирской области на период до 2015 года. 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А. Губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Губернатора Новосибирской области от 28.12.2009 N 322-р КОНЦЕПЦИЯ развития и размещения производительных сил Новосибирской области на период до 2015 года I. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития С начала нового тысячелетия Новосибирская область развивалась устойчиво высокими темпами и, практически, восстановила свой экономический потенциал, существенно сократившийся в период политических и экономических реформ 90-х годов. По большинству показателей социально-экономического развития она существенно усилила свои позиции в Сибирском федеральном округе, прочно закрепившись в группе лидирующих регионов. Экономический рост обеспечивался созданием благоприятного предпринимательского климата, ростом деловой активности, раскрытием инвестиционной привлекательности территории в различных сферах экономической деятельности, развитием общественной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Эти преобразования сопровождались усилением диверсификации производственного комплекса Новосибирской области и формированием достаточно прогрессивной структуры экономики, в которой гармонически сочетаются развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, логистики, сферы услуг. В качестве важнейшего фактора социально-экономического развития области выступает научно-образовательный комплекс - один из крупнейших на территории Российской Федерации. Одно из наиболее значимых достижений последних лет - начало формирования в регионе новой экономической системы, основанной на инновациях, на прогрессивных управленческих технологиях, ориентации на всемерное развитие человеческого потенциала и переход на траекторию нового качества устойчивого экономического роста. В то же время развитие и размещение производительных сил Новосибирской области характеризуется рядом особенностей, которые могут оказывать негативное влияние на развитие региона в долгосрочной перспективе, тормозить или даже препятствовать достижению приоритетов, определенных стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. Основными из них являются: 1. Технологическое отставание, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов во многих отраслях и сферах экономики региона. 2. Низкий уровень эффективности и конкурентоспособности значительного числа промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятий, востребованности их продукции и услуг на отечественном и зарубежных рынках. 3. Слабая восприимчивость реального сектора экономики к инновациям и недостаточная ориентация производственных предприятий на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. 4. Несоответствие между уровнем развития научно-образовательного потенциала и слабым развитием инновационных секторов промышленности, отсутствие в структуре хозяйства крупных производств, которые бы являлись прогрессивным брендом региона. 5. Преобладание в развитии сферы услуг традиционного сектора оптовой и розничной торговли и недостаточные темпы роста инновационного сегмента, а также услуг, связанных с формированием нового качества жизни населения. 6. Продолжающаяся концентрация промышленного потенциала, инфраструктуры, населения в городе Новосибирске и Новосибирской агломерации при относительно слабом развитии остальных территорий региона в части экономического роста, развития общественной и транспортной инфраструктуры, энергетики и инженерных сетей. 7. Высокий уровень дифференциации населения, проживающего на разных территориях области по занятости и уровню доходов, транспортной подвижности, качеству жилья и коммунального хозяйства, обеспеченности социальными услугами. 8. Недостаточное использование ресурсного и природного потенциала территории региона в целях экономического развития, формирования среды комфортного проживания, рекреационных возможностей и оздоровления. 9. Инерционность системы профессионального образования в формировании кадрового потенциала по структуре и качеству профессиональных компетенций, соответствующего потребностям социально-экономического развития в соответствии с важнейшими стратегическими приоритетами. Недостаточная активность власти, бизнеса и населения в формировании прогрессивного общественного заказа на построение современной системы профессиональной подготовки, системы механизмов формирования общественного климата, обеспечивающего постоянное развитие профессиональных навыков и знаний трудоспособного населения. 10. Недостаточная эффективность системы государственного регулирования, стимулов и мотиваций хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления в решении вопросов развития экономики, общественной, транспортной инфраструктуры, инженерных сетей в соответствии с принятыми приоритетами развития в отраслевом и территориальном разрезе. Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Сохранение существующих тенденций может привести к негативным последствиям в развитии региона, главными из которых являются: ухудшение позиций Новосибирской области как в масштабах России, так и в системе международных экономических отношений; примитивизация экономической структуры и экономики области в целом; усиление отставания от передовых российских регионов по восприимчивости инноваций; отток наиболее активной части трудоспособного населения из сельских районов II. Система целей и задач Концептуальной целью в сфере развития и размещения производительных сил области является формирование эффективной и диверсифицированной отраслевой и сбалансированной пространственной структуры экономики Новосибирской области, обеспечивающей конкурентоспособность, инновационность развития, сглаживание территориального неравенства. Для этого потребуется решить следующие задачи: 1. Обеспечить усиление роли промышленности в экономике области за счет формирования в ее структуре наиболее прогрессивных производств, ее лидерство в инновационном развитии, высокую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. 2. Обеспечить активизацию обновления производственного аппарата предприятий Новосибирской области в производственных и в инфраструктурных отраслях как основы решения текущих и долгосрочных задач повышения конкурентоспособности всего хозяйственного комплекса путем модернизации действующих предприятий, строительства новых на современной технологической основе. 3. Укрепить агропромышленный сектор экономики на основе использования инноваций в агротехнике, технического перевооружения отрасли и развития современной производственно-сбытовой инфраструктуры и других условий для эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, создания системы высокопродуктивных животноводческих комплексов и предприятий глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. 4. Обеспечить высокий уровень диверсификации экономики сельских территорий путем развития лесодобывающей и лесоперерабатывающей отрасли, ориентированной на глубокую переработку древесины, расширение использования в производственных целях минеральных и биологических природных ресурсов, развития системы производственных и социальных услуг, в том числе услуг рекреационного характера (организации отдыха, туризма, оздоровления). 5. Обеспечить развитие производства строительных материалов, всего инвестиционно-строительного комплекса на современной инженерно-технологической базе. 6. Обеспечить развитие энергетического хозяйства и другой инженерной инфраструктуры в зонах активного развития экономики и модернизации общественной инфраструктуры и жилого фонда. 7. Продолжить модернизацию автодорожной сети и создание объектов транспортной логистики в соответствии с потребностью социально-экономического развития территорий области и реализации ее роли как важнейшего транспортного узла общероссийского и международного значения. 8. Продолжить модернизацию системы профессионального образования и обеспечения трудовой мобильности населения, развития предпринимательской активности в соответствии с потребностями обеспечения динамики структурных, территориальных и технологических изменений в производственной, инфраструктурной и социальной сферах. 9. Обеспечить смягчение территориальной дифференциации в уровне и качестве социальной сферы и доходов населения, сближение стандартов жизни в Новосибирске и иных городах области, городского и сельского населения до уровня, обусловленного объективными различиями мест проживания. 10. Обеспечить создание эффективной системы взаимодействия государственных структур, научно-образовательного комплекса области и бизнеса в формировании инновационного производственного сектора, технологическом обновлении всех отраслей. 11. Обеспечить развитие системы стимулирования и содействия инвестиционной деятельности в приоритетных направлениях развития производственной и инфраструктурной сфер, привлечения инвестиционных ресурсов на реализацию проектов развития из различных источников; раскрытие потенциала инвестиционной привлекательности области. 12. Обеспечить совершенствование системы формирования благоприятного делового климата, содействия развитию предпринимательской активности, эффективной деятельности и взаимодействия предприятий различных форм собственности и масштаба, поддержки малого и среднего бизнеса на территории всей области. Конкретизация и содержательное раскрытие ряда задач, сформированных в настоящей концепции, в силу их масштабности и специфики реализованы в содержании других концептуальных документов, входящих в программу социально-экономического развития Новосибирской области до 2015 года. Основные принципы и направления пространственного развития производительных сил области содержатся в Схеме территориального планирования Новосибирской области. III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач Решение задачи развития и размещения производительных сил в рассматриваемом периоде должно обеспечить качественные изменения экономики Новосибирской области, которые будут характеризоваться следующими целевыми показателями. 1. Сохранение темпов развития экономики области на уровне, превышающем средний уровень по Российской Федерации. Двукратное увеличение среднедушевого валового регионального продукта области к 2015 году. 2. Формирование ряда территориально-отраслевых кластеров в сферах: высокотехнологичного машино- и приборостроения, глубокой лесопереработки, биотехнологических и фармакологических производств, наноиндустрии и др. 3. Увеличение доли инновационной системы в валовом региональном продукте в полтора раза. 4. Ускорение процесса обновления основных фондов в экономике области, сокращение степени их износа до уровня 35-37 процентов и менее. 5. Повышение соотношения объема инвестиций и валового регионального продукта области до уровня не менее 24-25 процентов, увеличение среднедушевого объема инвестиций до уровня не менее 80-85 тыс. рублей. 6. Увеличение среднедушевых денежных доходов населения области до среднего уровня по Российской Федерации. 7. Сокращение дифференциации показателей социально-экономического развития районов области, в частности, объемов производства, уровня доходов, уровня обеспеченности населения социальной инфраструктурой. IV. Основные механизмы и направления реализации мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей В основе политики развития и размещения производительных сил области должна лежать система принципов, через призму которых должны рассматриваться управленческие решения, принимаемые на областном и муниципальном уровне. К важнейшим из них относятся: 1) согласованность и скоординированность действий органов власти, местного самоуправления и бизнес-структур в вопросах развития и размещения производительных сил на основе стратегических приоритетов развития области, важнейших положений перспективного территориального планирования; опоры на консолидированные интересы населения, бизнеса и власти; формирование успешной практики и применения многообразных форм государственно-частного партнерства; 2) социальная ориентация развития, обеспечивающая рост занятости населения, создание высокодоходных рабочих мест, повышение качества жизни, развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг; 3) дифференцированная инвестиционная региональная политика, суть которой состоит в том, что на территориях, обладающих более высокой инвестиционной привлекательностью, задача управления состоит в улучшении условий для инвесторов, оказании им помощи при продвижении на инвестиционные площадки. На территориях с пониженным инвестиционным потенциалом организационные и управленческие ресурсы должны концентрироваться на формировании конкурентных преимуществ территорий и перспективных направлениях их развития, что предполагает стимулирование создания и поддержки деятельности структур по подготовке инвестиционных проектов и предложений и их продвижению. В целях обеспечения необходимых инфраструктурных условий, преодоления избыточных рисков возможно прямое финансирование из средств бюджета; 4) использование кластерного и паркового подходов к формированию современных конкурентоспособных структур в экономической сфере. Реализация этого принципа связана с выявлением действующих или возможностей создания высоко интегрированных территориально-отраслевых и региональных структур, объективно взаимосвязанных благодаря общности интересов и необходимости их реализации в конкурентной среде. К важнейшим механизмам реализации политики в рассматриваемой сфере относятся: 1) система нормативно-правового регулирования экономической деятельности на территории области; 2) система стимулов и мотиваций деятельности муниципальных образований, предприятий и организаций к развитию в соответствии со стратегическими направлениями преобразований в регионе; 3) управление бюджетными ресурсами в интересах ускорения развития в ориентации на высокие темпы экономического роста; 4) выполнение услуг специальными государственными институтами и органами власти и местного самоуправления в обеспечение необходимых условий успешной реализации проектов развития территорий, конкретных инвестиционных проектов. В целом, на протяжении деятельности органов власти в рыночных условиях сформировалась система механизмов и инструментов, обеспечивающих поступательное развитие производительных сил в регионе. Новый этап развития требует их усиления и более точной ориентации на достижение высоких темпов и реализации важнейших приоритетов. Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования экономической деятельности связаны с: 1) ускорением разработки документов, регулирующих территориальное планирование и планов развития поселений; 2) созданием эффективных механизмов доступа и использования важнейших производственных ресурсов (земельных, лесных и водных объектов, транспортной и инженерной инфраструктуры и т.п.); 3) оптимизацией разрешительных, контрольных и надзорных процедур по отношению к субъектам хозяйственной деятельности; 4) обеспечением прозрачности регламентов и доступности мер государственной поддержки и содействия деятельности, связанной с развитием. Основные направления развития системы стимулов и мотиваций: 1) ориентация на комплексные решения проблем развития, когда стимулируются согласованные действия органов местного самоуправления и бизнеса в решении взаимосвязанных проектов, а также реализация взаимоувязанных действий группы участников, ориентированных на общий результат (кластерный и парковый подходы); 2) использование дополнительных стимулов к развитию территорий с невысоким уровнем инвестиционной привлекательности (удаленных районов); 3) формирование дополнительных мер поддержки по развитию отдельных особо значимых для развития территорий отраслей и видов деятельности; 4) создание системы дополнительных стимулов, уменьшения рисков и упрощения процесса инициирования новых проектов в сфере инновационного бизнеса; 5) расширение практики реализации проектов развития посредством организации государственно-частного партнерства. Важнейшие направления повышения эффективности использования бюджетных средств в целях обеспечения интенсивного экономического развития: 1) увеличение объемов бюджетных инвестиций за счет оптимизации расходов текущего характера, а также за счет реализации эффективной политики бюджетного заимствования; 2) активное привлечение средств федеральных институтов развития к реализации проектов и программ развития на территории области; 3) создание системы управления межбюджетными трансфертами в целях эффективного использования бюджетных средств для решения задач развития на муниципальном уровне; 4) создание и организация работы специализированных институтов управления бюджетными ресурсами, реализующих специальные задачи развития (фонды, агентства); 5) обеспечение концентрации бюджетных ресурсов на финансирование проектов развития комплексного характера; 6) совершенствование практики и расширение использования проектного и программного подходов к деятельности органов власти и местного самоуправления. Эффективное решение задач развития, формирования инвестиционной привлекательности территорий области и региона в целом, разработка инвестиционных предложений и проектов требуют специальной профессиональной проработки и продвижения. В предстоящем периоде должна найти широкое применение практика создания специальных институтов на областном и муниципальном уровне, привлечения специализированных коммерческих организаций в целях выполнения работ, обеспечивающих разработку и организацию проектов и программ развития, а также благоприятные стартовые условия деятельности бизнеса. V. Задачи исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по обеспечению решения поставленных задач В развитие вышеуказанных механизмов усилия областных исполнительных органов государственной власти должны быть сконцентрированы на разработке в 2010-2011 годы и последующей реализации: 1) долгосрочных целевых программ отраслевого и кластерного развития в высокотехнологичном машино- и приборостроении, глубокой лесопереработке, биотехнологических и фармакологических производствах, наноиндустрии и др.; 2) программ активизации развития некоторых территорий области; 3) системы проектов и программ, связанных с развитием экономики в зоне Новосибирской агломерации, а также связанных с развитием узлов, определенных «Схемой территориального планирования Новосибирской области», утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па. VI. Оценка ресурсных возможностей решения поставленных задач Развитие производительных сил непосредственно связано с позицией бизнеса по созданию новых производств, модернизации существующих фондов, строительству капитальных объектов. Для достижения поставленных задач общий объем инвестиций в экономику области за период 2010-2015 гг. должен составить не менее 800-900 млрд. рублей. В соответствии со сложившейся в регионе структурой источников инвестиций сумма собственных средств предприятий составит 360-400 млрд. рублей, сумма бюджетных инвестиций - 200-240 млрд. рублей, в том числе средства областного бюджета 80-90 млрд.рублей. Бюджетные ресурсы при этом должны играть стимулирующую роль и участвовать в развитии и размещении производительных сил в виде: бюджетных инвестиций в развитие дорожной и инженерной инфраструктур; бюджетных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры; бюджетных расходов в виде грантов, субсидий, налоговых льгот, бюджетных поручительств в виде государственных гарантий, направляемых на прямое стимулирование бизнеса при реализации инвестиционных проектов, проектов технологического перевооружения, также при осуществлении приоритетных видов деятельности, инвестировании в территории приоритетного развития; бюджетных расходов на создание институтов реализации инвестиционной политики, таких как агентства развития, фонды поручительств, фонды прямых инвестиций, фонды стимулирования и развития; имущественных комплексов, земельных ресурсов, предоставляемых для развития кластерных и парковых проектов. Значительным резервом финансовых ресурсов при решении поставленных задач являются средства бюджета Российской Федерации, средства федеральных институтов развития. Привлечение федеральных ресурсов необходимо при реализации проектов создания крупных инфраструктурных объектов, развитии стимулирующих механизмов, в том числе через создание совместных с областным бюджетом инвестиционных и стимулирующих фондов. Важную роль в процессах развития производительных сил играют органы местного самоуправления. Основным инструментом развития экономики на муниципальном уровне являются земельные ресурсы. Эффективное использование земель должно подразумевать оптимальное зонирование территорий, подготовку инвестиционных площадок, упрощение и повышение прозрачности процессов их вовлечения в экономику муниципалитета. Необходимо расширять успешную практику создания муниципальных структур экономического и инвестиционного развития, позволяющих с большей эффективностью использовать имущественные и финансовые ресурсы муниципальных образований. Успешность решения задачи развития и размещения производительных сил, в особенности в период проявления негативных тенденций кризисного характера в мировой экономике, требует консолидации ресурсов частных инвесторов и всех уровней бюджетов, повышения эффективности действующих и поиска новых механизмов развития экономического и инвестиционного потенциала региона. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|