Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 23.06.2010 № 55-рпПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 23.06.2010 N 55-рп г.Новосибирск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов В соответствии с Законом Новосибирской области от 03.12.2007 N 154-ОЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 28.05.2010 N 23-п «О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на период до 2013 года, прогноза консолидированного бюджета Новосибирской области на 2011 год и проекта областного бюджета Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»: 1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики). 2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке предложений в проект областного бюджета Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики. 3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке проектов местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики. 4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А. Губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский ____________________ ОДОБРЕНЫ распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.06.2010 N 55-рп Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов I. Общие положения Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны Правительством Новосибирской области в рамках цикла подготовки проекта областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании областного бюджета, так и при подготовке проектов местных бюджетов. Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления бюджетной и налоговой политики позволяют участникам бюджетного процесса определить ориентиры в бюджетной и налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Новосибирской области. В условиях сохранения влияния внешних негативных факторов финансовой нестабильности на динамику социально-экономических процессов, на качество оказываемых населению услуг и выполняемых органами государственной власти Новосибирской области (далее - органы государственной власти области) в интересах населения функций Основные направления бюджетной и налоговой политики должны отражать комплекс мер по повышению устойчивости экономики области посредством более эффективного использования инструментов налогового и бюджетного администрирования, проведения оптимальной долговой политики и политики по управлению имуществом. Формирование проекта консолидированного бюджета на 2011 - 2013 годы будет происходить в условиях выхода из острой фазы экономического кризиса. Возобновление роста экономики Новосибирской области характеризуется нарастающей динамикой промышленного производства. Так, за 1 квартал 2010 года рост промышленного производства составил 7,9%, причем рост касается практически всех отраслей промышленности - добывающей, обрабатывающей, производства электроэнергии, коммунального хозяйства. Однако положительные тенденции пока носят неустойчивый характер и необходимо закрепить позиции стабилизации в таких секторах, как инвестиционная деятельность и финансово-банковские отношения. В связи с этим главной целью проводимой бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Новосибирской области. Бюджетная политика Новосибирской области в среднесрочной перспективе всегда основывалась на необходимости постоянной адаптации бюджетной системы к изменяющимся экономическим условиям и потребностям населения, на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития. Снижение в течение четвёртого квартала 2008 года и первой половины 2009 года темпов роста доходов бюджета, обусловленное недостаточными темпами экономического развития, снижением эффективности деятельности отраслей экономики, явилось главной предпосылкой для кардинального пересмотра бюджетов. Необходимость обеспечить выполнение социальных обязательств и мер, направленных на противодействие факторам и последствиям финансового кризиса в Новосибирской области, в 2009 году потребовала серьёзного сокращения бюджета капитальных и инвестиционных расходов. Среднесрочное бюджетное планирование, позволившее видеть перспективы формирования расходных обязательств, при первых признаках воздействия глобального финансового кризиса дало возможность оперативно расставить акценты в бюджетных расходах, исходя из консервативного прогноза поступления доходов. Консервативный прогноз развития экономики потребовал сконцентрировать усилия не только на сдерживании роста государственных и муниципальных расходов, но что более важно - на пересмотре качественной составляющей самих расходных обязательств. По итогам 2009 года показатели собственных доходов Новосибирской области свидетельствуют об относительно устойчивом состоянии экономики по сравнению с большинством регионов России и Сибирского федерального округа. За 2009 год в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов более 67 млрд. рублей. Снижение к уровню 2008 года составило 8%. В целом по России снижение данного показателя составило 14%, по Сибирскому федеральному округу 10%. Если рассматривать регионы Сибирского федерального округа, то снижение в других промышленно развитых областях значительно больше. Итоги января-апреля 2010 года как в целом по России, так и в Новосибирской области демонстрируют относительную стабилизацию в экономике. Согласованные антикризисные меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области, внесли существенный вклад в достижение социальной и экономической стабильности. Гарантированное выполнение социальных обязательств перед гражданами с акцентом на повышение адресности и обоснованности, чёткая политика в вопросах мобилизации доходов бюджета и противодействия образованию просроченной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, реализация мер, направленных на стабилизацию рынков труда, взвешенная и аргументированная система государственной поддержки отдельных отраслей экономики, субъектов малого и среднего предпринимательства, инновационного сектора экономики, развитие инфраструктур наукограда и технопарковых зон, эффективная политика управления государственным долгом и взаимодействия с банковским сектором экономики, ориентированная на контингент концепция оптимизации сети бюджетных учреждений и совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в направлении повышения сбалансированности консолидированных бюджетов районов и городских округов - вот задачи, реализация которых на протяжении 2009-2010 годов способствовала восстановлению социального и экономического равновесия в Новосибирской области. Динамика собственных доходов консолидированного бюджета по итогам четырёх месяцев имеет ярко выраженную позитивную динамику 121% к аналогичному периоду 2009 года. Однако не следует забывать, что первая половина 2009 года характеризовалась фазой стагнации экономики, и имела наоборот выраженную отрицательную динамику собственных доходов. Сейчас происходит лишь восстановление ритмичности платежей, возврат к потерянному уровню поступления собственных доходов, в том числе и за счёт результатов изменения налогового законодательства по акцизам. С учетом сложившихся положительных тенденций в экономике основной задачей на ближайшие три года будет являться поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения, сохранение и укрепление наметившихся показателей экономического роста, стимулирование инновационной деятельности и инвестиционного развития и на основе этого увеличение налогового потенциала, создание устойчивой бюджетной системы, стабильной доходной базы для выполнения государственных и социальных функций. II. Налоговая политика В связи с тем, что глубокий кризис показал, какова устойчивость бюджетной системы, насколько комплекс и система налогов обеспечивают стабильность доходной базы для выполнения основных государственных и социальных функций, сегодня, в посткризисный период, ключевыми вопросами государственного управления становятся вопросы формирования налоговой политики. Сложившаяся экономическая ситуация в стране потребовала пересмотра приоритетов налоговой политики, проводимой на федеральном уровне, и принятие пакета налоговых мер, направленного на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы. Правительством Российской Федерации одобрены основные направления налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, касающиеся стимулирования инновационной деятельности, применения специальных налоговых режимов, введения налога на недвижимость, изменения порядка исчисления и уплаты акцизов и уточнение размеров индексации по ним, изменений при налогообложении налогом на прибыль организаций, совершенствования налогового администрирования. Основной целью налоговой политики Новосибирской области на 2011-2013 годы, разработанной в тесной взаимосвязи с налоговым пакетом Правительства Российской Федерации, является расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы бюджета области при повышении результативности и эффективности использования бюджетных средств. В этой связи, необходимо отметить следующие основные задачи налоговой политики на 2011-2013 годы: 1. В целях стимулирования инновационной деятельности предусматривается: 1) введение специального периода постепенного перехода по уплате страховых взносов с 14% до 34% для высокотехнологичного бизнеса и организаций средств массовой информации; 2) уточнение порядка учета расходов и создание резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки; 3) освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию; 4) создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний путем создания специальных налоговых инспекций и снижения периодичности и сроков проведения проверок; 5) передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации и увеличение его размера. 2. По налогу на прибыль организаций предусматривается: 1) принятие убытков реорганизуемых организаций при слиянии, путем ограничения по сроку и размеру прибыли, направляемой на погашение убытков реорганизуемой организации; 2) решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль; 3) установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п.; 4) совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов; 5) уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств; 6) повышение с 3 до 10 млн. рублей объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные (а не месячные) авансовые платежи; 7) освобождение от уплаты налога организаций, занимающихся образованием и здравоохранением. 3. По акцизам предусматривается: 1) изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; 2) уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 годы, индексация ставок акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию. 4. По налогообложению имущества предусматривается: 1) введение налога на недвижимость. Предусматривается подготовка к внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода; 2) установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельскохозяйственного назначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; 3) сокращение установленных на федеральном уровне льгот. 5. По специальным налоговым режимам предусматривается: 1) зачисление 10% налогов, ранее поступавших во внебюджетные фонды, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации; 2) установление норматива отчислений по упрощенной системе налогообложения в местные бюджеты в размере 30%; 3) совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента; 4) сокращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежание конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента. 6. По формированию бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог предусматривается: 1) формирование минимального объема фонда средствами бюджета; 2) увеличение размера фонда за счет дополнительных источников, которыми могут являться новые налоговые поступления, такие как повышенные акцизы на бензин и сборы с крупнотоннажных автомобилей, расходовать которые можно будет по мере их поступления. 7. По налоговому администрированию предусматривается: 1) совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения; 2) введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп; 3) совершенствование порядка учета налогоплательщиков; 4) расширение электронного документооборота в налоговой сфере, включая уплату налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, внедрение системы электронных счетов-фактур, передачу документов в электронном виде банкам, органам исполнительной власти, местным администрациям и другим организациям; 5) ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения; 6) упрощение администрирования налогообложения физических лиц. В 2011-2013 годах налоговая политика Новосибирской области направлена на модернизацию экономики, стимулирование инновационной деятельности, создание стимулов для развития спроса и предложения научных разработок, что впоследствии приведет к переоснащению промышленности Новосибирской области и снижению издержек производства, повышению конкурентоспособности производимой продукции и росту налогооблагаемой базы. Все проводимые мероприятия должны в конечном итоге создать условия для экономического роста и притока инвестиций в экономику региона и обеспечить достижение необходимого уровня бюджетных доходов, позволяющих исполнить расходные обязательства в полном объеме. Также будет продолжена начатая в предыдущие годы работа по: легализации «теневой» заработной платы, что с одной стороны будет способствовать выявлению резервов роста налога на доходы физических лиц, а с другой стороны является основой роста реальных доходов налогоплательщиков и социальной защищенности населения; проведению анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот для достижения мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля; созданию благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, расширению базы экономического роста за счет появления новых предприятий малого бизнеса и в первую очередь производственного и инновационного сектора деятельности; поддержке предприятий-производителей подакцизных товаров с целью сохранения объемов производства и реализации продукции местных товаропроизводителей на внутрирегиональном рынке и за его пределами; использованию требования о погашении задолженности по налогам и сборам как обязательного условия при оказании мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета; взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области совместно с налоговыми органами, в части мониторинга за соблюдением действующего налогового законодательства, укрепления платежной дисциплины и сокращения задолженности по платежам в бюджет. III. Бюджетная политика Бюджетная политика в 2011-2013 годах в сложившейся экономической ситуации должна быть нацелена с одной стороны на противодействие негативным последствиям кризиса и на адаптацию к изменившимся экономическим условиям, а с другой стороны - на принятие антикризисных мер и создание условий для восстановления положительных темпов роста экономики. Приоритеты бюджетной политики Новосибирской области на 2011-2013 годы формируются с учетом изменений федерального законодательства исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике области, совершенствования межбюджетных отношений, обеспечивающих развитие доходной базы бюджетов муниципальных образований Новосибирской области (далее - муниципальные образования). 1. В связи с ограниченностью возможности расширения налогооблагаемой базы на территории муниципальных образований необходимо реализовать принцип закрепления за каждым уровнем власти тех доходных источников, полномочия по администрированию которых могут быть наиболее эффективно реализованы на данном уровне. 2. Усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. 3. Проведение мониторинга финансового состояния местных бюджетов, исполнения прогнозных назначений по доходам, своевременное выявление причин сокращения доходной части местных бюджетов. 4. Повышение ответственности каждого администратора доходов за эффективное прогнозирование, своевременность и полноту уплаты администрируемых им платежей. Достижение главными администраторами доходов бюджета высокого уровня мобильности в осуществлении ими бюджетных полномочий, в том числе предоставления оперативной информации, необходимой для полного и своевременного поступления доходов в бюджет области. Взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области как основным администратором доходов бюджета в части оперативного представления информации по изменению налогооблагаемой базы налогоплательщиков, по принимаемым мерам для обеспечения безусловного исполнения обязательств по платежам в бюджетную систему, сокращению задолженности по платежам в бюджет. 5. Достижение основной цели в области регулирования имущественных и земельных отношений - стабильное повышение капитализации (рыночной стоимости) имущественного комплекса всех субъектов, ведущих деятельность на территории Новосибирской области, принятие мер, направленных на эффективное управление и распоряжение в сфере имущественных и земельных отношений на территории Новосибирской области и роста инвестиционной привлекательности региона: 1) оптимизация состава и структуры государственной собственности Новосибирской области за счет последовательного сокращения использования института хозяйственного ведения, посредством формирования и выполнения прогнозных планов приватизации и оптимизации сети бюджетных учреждений Новосибирской области; 2) повышение эффективности использования земельных ресурсов Новосибирской области и создание полноценной базы для налогообложения земель и имущества на основе объективной оценки за счет: а) проведения работ по вовлечению земельных участков в экономический и гражданский (хозяйственный) оборот для привлечении эффективного собственника и реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе; б) организации работ по проведению государственно-кадастровой оценки земель на территории Новосибирской области, что позволит повысить использование потенциала земельного налога; 3) увеличение поступлений в доходную часть бюджета за счет выполнения комплекса мер по росту уровня доходов от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, в том числе: а) проведения главными распорядителями бюджетных средств инвентаризации имущества, находящегося в оперативном управлении у подведомственных государственных бюджетных учреждений с целью определения эффективности его использования, выявления неиспользуемых объектов недвижимости; б) принятия мер, направленных на реализацию выявленного неиспользуемого имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или передачи его в аренду; в) организации работ по формированию земельных участков сельскохозяйственного назначения, подлежащих отнесению в государственную собственность Новосибирской области, сформированных в счет невостребованных земельных долей; г) реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Новосибирской области и муниципальной собственности, на период стабилизации финансовой ситуации за счет снижения размера арендной платы; д) принятия мер к ограничению дефицита областного бюджета посредством поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Новосибирской области. По отдельным направлениям государственной политики целесообразно использование следующих подходов: Бюджетная политика в сфере функционирования органов государственной власти области Решение органами государственной власти поставленной задачи по оптимизации расходов на их содержание позволило в 2009 году достичь экономии в расходовании бюджетных средств на обеспечение их деятельности. В рамках проведения административной реформы в целях формирования единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области завершено создание государственного автономного учреждения Новосибирской области «Многофункциональный центр по организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области» и продолжается работа по созданию аналогичных учреждений в районах области и городе Новосибирске. Основная цель проводимого в текущем году структурного обновления органов государственной власти области направлена на изменение их деятельности в рамках необходимости формирования политики на территории Новосибирской области. Реорганизация направлена на укрупнение структуры управления, сокращение доли вспомогательных функций органов государственной власти области. Создание Правительства Новосибирской области как коллегиального органа позволит преодолеть ведомственность и узконаправленность в системе управления. В 2011-2013 годах будет продолжена бюджетная политика по совершенствованию бюджетных расходов государственного аппарата. Становится актуальной задача оптимизации структуры органов государственной власти области с целью централизации исполнения, специально созданными для этих целей организациями таких технических функций (непосредственно не связанных с государственным управлением), как закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, обеспечение органов государственной власти области соответствующими кадрами, строительство объектов государственной собственности и т.п. в органах государственной власти области. Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти области будет являться переход на программно-целевой принцип организации их деятельности. В рамках проведения административной реформы основными направлениями повышения эффективности деятельности непосредственно органов исполнительной власти области должно стать противодействие коррупции и снижение административных барьеров. Работа, начатая в 2010 году по оптимизации состава и полномочий органов государственной власти области, будет продолжена и результатом её должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности государственных служащих. Дальнейшее развитие должна получить работа по разработке регламентов оказания государственных услуг и исполнения функций органами государственной власти области. Будет продолжена работа по повышению эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций, повышению качества и доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг на территории Новосибирской области на основе создания системы многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг, снижению затрат на содержание этих объектов и снижению стоимости государственных и муниципальных услуг, развитию новых современных форм оказания этих услуг. В связи с изменением структуры участников бюджетного процесса планируется пересмотр нормативно-правовой базы, регулирующей расходные обязательства. Принятие новых расходных обязательств должно производиться при наличии четкой оценки в стоимостном выражении и нормативной правовой базы. Бюджетная политика в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности В целях снижения уровня преступности, укрепления безопасности на территории области в 2011-2013 годах предусматривается продолжить координацию действий правоохранительных органов и органов государственной власти области по защите населения и критически важных объектов от террористических действий, активизации работы по выявлению тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономической деятельности. Одним из инструментов по проведению указанной работы на территории области является принятая Концепция профилактики правонарушений на 2011-2013 годы. В 2011 году планируется дальнейшее укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, приобретение нового автомобильного транспорта для нужд подразделений милиции общественной безопасности Новосибирской области с участием субсидий из федерального бюджета. Созданная Единая информационная территориальная компьютерная сеть данных правоохранительных органов позволит оперативно обмениваться информацией и организовать работу по выявлению и пресечению преступлений. Начиная с 2012 года планируется передача полномочий по содержанию подразделений милиции общественной безопасности Новосибирской области, финансируемых за счёт средств областного и местных бюджетов, на федеральный уровень. В области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций будет продолжена работа по совершенствованию системы реагирования на чрезвычайные ситуации, улучшению технического оснащения, созданию необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения на территории области, в том числе повышению защиты критически важных объектов, населения и территории от угроз природного и техногенного характера, позволяющее в дальнейшем последовательно снижать риски чрезвычайных ситуаций и смягчать их последствия. В рамках предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приоритетным направлением будет являться обеспечение пожарной безопасности. Указанные вопросы остаются полномочиями совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В результате в 2011 и последующих годах будет продолжено финансирование подразделений противопожарной службы Новосибирской области с целью обеспечения пожарной безопасности на приобретение специальной техники и снаряжения для проведения спасательных работ и тушения пожаров, на замену основной пожарной техники взамен выработавшей нормативные сроки эксплуатации, в том числе для созданных в 2009 году подразделений пожарной охраны на территории области в связи с уменьшением норматива времени прибытия пожарных расчетов на место возгорания, разрабатываются две ведомственные целевые программы по укреплению материально - технической базы органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и подразделений противопожарной службы Новосибирской области на 2011 - 2013 год. Бюджетная политика в социально-культурной сфере В отраслях социального блока большинство задач, которые ставились на 2010-2012 годы, сохраняют свою актуальность и в плановом периоде. К числу этих задач относятся: обеспечение абсолютного и неукоснительного исполнения всех обязательств перед гражданами; инвентаризация бюджетных обязательств на предмет целесообразности продолжения их исполнения в очередном финансовом году с учетом эффективности и достигнутых результатов (особенно это касается областных целевых и долгосрочных целевых программ); при формировании бюджетных смет и нормативов финансовых затрат в первую очередь должны планироваться расходы на обеспечение непосредственного оказания государственных услуг, а затем зарплатная составляющая; продолжение работы по разработке показателей и критериев качества государственных услуг; повышение точности планирования и учёта численности соответствующих категорий граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки или потребителями государственных услуг. Вместе с тем на повестке дня в отраслях социальной сферы стоят новые задачи, связанные с проведением структурных реформ. Одной из ключевых задач на 2011 год является осуществление всех необходимых мероприятий, связанных с подготовкой к реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений должны быть направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по оптимизации подведомственной сети. Необходимо уже в текущем году разработать и утвердить план вышеуказанных мероприятий, который будет включать в себя как организационные мероприятия, так и разработку новых нормативных правовых актов, а также изменение действующих. Таким образом, перевод государственных учреждений Новосибирской области (далее - учреждения) в новые организационно-правовые формы: казенные, бюджетные и автономные - предлагается осуществить с 1 января 2012 года. Также одной из основных задач, решение которой будет непосредственно влиять на судьбу учреждений, является проведение уже в текущем году инвентаризации их загруженности в сравнении с проектной мощностью. В случае объективного снижения количества потребителей соответствующих услуг, оказываемых данными учреждениями, необходимо решать вопросы об их реорганизации, преобразовании в филиалы более крупных учреждений либо ликвидации. Такая работа должна быть проведена во всех отраслях, где есть подведомственные учреждения. Необходимо проводить работу по инвентаризации и оптимизации государственного и муниципального заказа, направленную на эффективное использование бюджетных средств, жесткую регламентацию государственных заданий, повышение качества формирования государственных заданий за счет перехода на нормативный метод. Не допускать рост расходов на оплату коммунальных услуг за счет оптимизации их потребления и повышения энергоэффективности. Кроме того, нужно минимизировать срок прохождения бюджетных средств (в большей степени это касается, безусловно, межбюджетных трансфертов, связанных с выплатой заработной платы и иных публичных обязательств перед гражданами) непосредственно с момента их перечисления из областного бюджета в местные бюджеты до выплаты конкретному человеку. В настоящее время в некоторых случаях этот срок составляет до двух недель и это недопустимо. В рамках подготовки проекта областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов необходимо проанализировать наличие учреждений, находящихся в собственности Новосибирской области и муниципальных образований, на предмет соответствия их расходным обязательствам каждого уровня власти. Результатом этого должно быть принятие решений о передаче соответствующих учреждений из государственной собственности в муниципальную собственность по согласованию с органами местного самоуправления. Также возможен вариант, при котором ряд учреждений, в настоящее время являющихся муниципальными, будут приняты в областную собственность. Главным распорядителям бюджетных средств надлежит уже в 2010 году разработать и представить в Правительство Новосибирской области предложения по привлечению организаций негосударственного сектора экономики к оказанию государственных услуг начиная с 2011 года. Эти предложения должны коснуться большинства отраслей социального блока: культура, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, молодежная политика, а также сферы ЖКХ. Формирование конкурентной среды будет способствовать как повышению качества оказываемых государственных услуг, так и снижению их стоимости. В 2011 году предполагается индексация фондов оплаты труда в государственных учреждениях в целях увеличения реальной заработной платы работников с учетом изменений качественных и количественных показателей деятельности. При этом нужно внести изменения в отраслевые системы оплаты труда, предусмотрев дифференциацию оплаты труда основного и вспомогательного персонала учреждений. Необходимо обеспечить рост средней заработной платы работников бюджетных учреждений, который должен быть выше, чем индексация фондов оплаты труда, что должно быть обеспечено за счет инвентаризации и оптимизации бюджетной сети, а также численности работников бюджетных учреждений. На 2011-2013 годы в области предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и адресных субсидий населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предлагается реализация следующих задач: 1. Своевременное и качественное предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, направленных на поддержание стабильного уровня социальной безопасности общества, позитивных изменений в социальной сфере. 2. Проведение комплекса мероприятий по повышению адресности предоставляемых мер социальной поддержки и адресных субсидий в направлении именно социально незащищенных слоев населения и, как результат, оптимизация расходов областного бюджета в данном направлении. 3. Оперативное оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, важнейшим принципом которой является индивидуальный подход. 4. Организация работы выездных (мобильных) клиентских служб для приема населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, оперативного рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки. 5. Совершенствование программного обеспечения, интеграция функциональных возможностей существующих баз данных. 6. Мониторинг своевременности зачисления и доставки социальных выплат гражданам кредитными организациями и отделениями связи. 7. Развитие службы «Социальный телефон». 8. Создание оптимального комплекса социального обслуживания и предоставления социальных услуг населению. Обеспечение предоставления мер социальной поддержки и адресных субсидий через многофункциональные сервисные центры по принципу «одного окна». В среднесрочной перспективе рассматривается возможность реализации программно-целевого метода в области предоставления мер социальной поддержки и адресных субсидий путем объединения соответствующих бюджетных ассигнований в ведомственную целевую программу. Бюджетная политика в сфере реального сектора экономики Мировой финансовый кризис не мог не сказаться на положении дел в реальном секторе экономики. Налицо такие факторы, как нехватка оборотных средств у предприятий практически во всех отраслях экономики, снижение объемов производства и сбыта произведенной продукции в связи со снижением покупательной способности населения. Учитывая, что предприятия реального сектора экономики являются основными налогоплательщиками, сложившаяся ситуация не может не влиять на формирование бюджетной политики Новосибирской области. Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию мер государственной поддержки реального сектора экономики к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей. Необходимо изменить структуру бюджета, увеличив долю расходов инвестиционного и инновационного характера, направленных на стимулирование экономики. Главные администраторы расходов областного бюджета в сфере реального сектора экономики должны определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения производительности труда и, как следствие, повышение эффективности производства в целом. Для решения этой задачи, выполнение требований повышения эффективности производства должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки. Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. Необходимо помогать только тем предприятиям, у кого есть четкие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов. Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка. Развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция. Одной из важнейших мер по обеспечению повышения эффективности производства в целом является повышение энергоэффективности производства. Принимаемые предприятиями меры в данном направлении в обязательном порядке должны учитываться при предоставлении им государственной поддержки. Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств. Государственная поддержка реального сектора экономики за счет бюджетных средств должна оказываться по веским основаниям, при этом финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах. При сохранении традиционных видов государственной поддержки необходимо рассмотреть возможность осуществления поддержки предприятий отраслей экономики, ранее не получавших государственной поддержки, но остро нуждающихся в данных мерах в настоящее время. Развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция. В целях повышения конкурентоспособности производимой на территории Новосибирской области продукции, необходимо предпринимать меры, направленные на повышение спроса на нее со стороны потребителей, находящихся за пределами Новосибирской области и даже Российской Федерации. Планирование и исполнение расходов областного бюджета на государственную поддержку реального сектора экономики необходимо осуществлять с учетом максимального привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Важно установить ответственность за эффективное расходование бюджетных средств на каждом уровне публичной власти. Одним из механизмов реализации этой задачи является максимальный охват расходов областного бюджета на государственную поддержку реального сектора экономики программно-целевым методом планирования и исполнения бюджета. Программные документы позволяют четко установить лиц, ответственных за реализацию программ, целевые индикаторы реализации программ, а также качественные и количественные критерии оценки достижения поставленных задач. Все юридические и физические лица, осуществляющие производство товаров, работ и услуг на территории области, должны проявлять высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Не меньшую степень ответственности следует проявлять и при расчетах с работниками по заработной плате, так как обострение социальной напряженности всегда является фактором, отрицательно влияющим на экономику. Одним из рычагов обеспечения своевременности налоговых поступлений в бюджет и выплаты заработной платы в сфере реального сектора экономики должно оставаться включение в условия предоставления государственной поддержки предприятиям реального сектора экономики требования по отсутствию у них задолженности по налоговым платежам в бюджет и просроченной задолженности по выплате заработной платы. Приоритетными направлениями государственной поддержки реального сектора экономики за счет средств областного бюджета по-прежнему остаются государственная поддержка строительной отрасли, дорожного хозяйства, агропромышленного комплекса, промышленности и предпринимательства, науки и инновационной деятельности, транспорт. В 2011 - 2013 годах планируется особое внимание уделить созданию условий для сохранения и развития строительного комплекса области, обеспечить реализацию мер оперативного антикризисного характера, таких как предотвращение банкротств системообразующих предприятий отрасли, техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых энерго-ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств, повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов, обеспечение воспроизводства и эффективного использования минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов, организационно- структурное обеспечение развития производства строительных материалов, обновление стандартов в сфере строительства и промышленности стройматериалов. В условиях резкого сокращения притока инвестиционных ресурсов в сферу жилищного строительства усилия органов государственной власти области должны быть направлены на создание условий и стимулов для сохранения объемов жилищного строительства, повышения доступности жилья для всех категорий населения. Основными целями и задачами в области развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Новосибирской области в среднесрочной перспективе должны являться: повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем переселения из аварийного жилищного фонда, а также проведения капитального ремонта многоквартирных домов; развитие государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; совершенствование системы управления в коммунальной сфере; развитие конкурентных отношений, стимулирование негосударственного сектора в сфере управления и обслуживания многоквартирного жилищного фонда, создание стимулов для привлечения частных инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства; предотвращение банкротств системообразующих предприятий отрасли; разработка и реализация мер по энерго-ресурсосбережению, внедрению передовых методов и технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с учетом имеющегося передового опыта зарубежных стран, в особенности, имеющих сходные климатические условия; реализация мер, по ограничению роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, уход от затратных способов ведения жилищно-коммунального хозяйства. Реализация бюджетной и налоговой политики в сфере стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе и в рамках областной целевой программы "Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2007 - 2012 годы", в ближайшие три года будет направлена на решение следующих целей и задач: Достижение устойчивого функционирования экономики Новосибирской области, повышение ее конкурентоспособности, высокого качества экономического роста, восстановление темпов экономического развития; восстановление инвестиционной активности, увеличение темпов роста инвестиций в основной капитал в Новосибирской области; развитие системы стимулирования и содействия инвестиционной деятельности в приоритетных направлениях развития производственной сферы и инфраструктуры; развитие инфраструктуры поддержки инвестиционного процесса. При эффективной реализации поставленных целей и задач возможно увеличение объема инвестиций в основной капитал почти в 1,5 раза относительно уровня 2009 года, а к 2013 году доведение доли инвестиций в валовом региональном продукте Новосибирской области до 25% по сравнению с 18% в 2009 году. В настоящее время утверждена Концепция развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области (далее - Концепция). Целью Концепции является обеспечение развития транспортной инфраструктуры области адекватно потребностям развития экономики и населения области, использование выгодного транспортного положения и востребованности Новосибирской области как крупнейшего транспортно-распределительного узла Сибири, реализация ее транзитного потенциала. Задачи Концепции включают в себя семь основных направлений развития транспортного комплекса области, в том числе развитие автомобильных дорог Новосибирской области, обходов Новосибирска и улично-дорожной сети муниципальных образований в целях обеспечения внутриобластных перевозок и в целях усиления роли Новосибирска как крупнейшего транспортно-логистического узла Восточной части России, обеспечение повышения уровня безопасности на транспорте. В 2011 - 2013 годах продолжится работа по оптимизации затрат в дорожном хозяйстве путем повышения требований к обоснованию социально-экономической эффективности объектов, разработки и утверждения нормативов денежных затрат на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, поэтапного перехода к финансированию автомобильных дорог по установленным нормативам, применения прогрессивных проектных и технологических решений, уточнения сметных расчетов в соответствии с изменением цен в производстве материалов и проведении работ. В 2011 - 2013 годах необходимо обеспечить сбалансированность расходных обязательств и ресурсов для их осуществления в области обеспечения отдельных категорий граждан транспортными услугами в рамках предоставления им мер социальной поддержки в натуральном выражении, не допускать юридически безосновательного увеличения контингента граждан, имеющих право приобретения специальных проездных документов, в том числе без изыскания дополнительных источников средств с целью недопущения увеличения бюджетного дефицита. Следует определить оптимальные формы поддержки предприятий пассажирского транспорта. Необходимо продолжить взаимодействие с федеральными органами государственной власти для определения механизмов софинансирования расходов по дальнейшему развитию социально значимой инфраструктуры объектов пассажирского транспорта в области строительства Новосибирского метрополитена. Не менее важны задачи, стоящие перед другими отраслями экономики Новосибирской области. Задачами бюджетной политики Новосибирской области на 2011 - 2013 годы в сфере агропромышленного комплекса Новосибирской области будут являться: переход на программно-целевую структуру расходов бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса; инвентаризация существующих расходных обязательств в сфере агропромышленного комплекса на предмет их эффективности и соответствия планам социально-экономического развития Новосибирской области; принятие программ, направленных на повышение эффективности и рационального использования бюджетных средств в сфере агропромышленного комплекса; обеспечение роста экономических показателей, энергоэффективности сельскохозяйственного производства, улучшение качества жизни на селе; технологическое обновление и техническое переоснащение сельскохозяйственного производства; создание условий для наделения сельскохозяйственных товаропроизводителей достаточным объемом оборотных средств посредством привлечения заемных средств и субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам; разработка новых форм государственной поддержки, направленных на реализацию инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе и увеличение производственных мощностей; реализация мер, направленных на стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию, производимую в Новосибирской области, за пределами региона. Реализация бюджетной и налоговой политики в сфере промышленности и предпринимательства на 2011 - 2013 годы направлена на реализацию следующих целей и задач: повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий Новосибирской области путем стимулирования модернизации и технического перевооружения, создания новых производств, внедрения системы менеджмента качества; создание условий для сохранения и развития промышленных предприятий области, производящих как гражданскую продукцию, так и продукцию оборонного назначения; продвижение продукции промышленных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области на местные, общероссийские, межрегиональные и международные рынки; содействие эффективной деятельности промышленных организаций по курируемым видам деятельности на территории Новосибирской области, активизация развития внутриобластных и межрегиональных хозяйственных связей, кооперации и субконтрактации; стимулирование вложений в развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, прежде всего в сфере материального производства, инновационной деятельности, стимулирование деятельности органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области для повышения экономической и социальной эффективности деятельности субъектов промышленного сектора и предпринимательства на территории Новосибирской области; развитие инфраструктуры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области; проведение мероприятий по обеспечению малых сельских населенных пунктов бытовыми услугами. Обеспечение территориальной доступности социально необходимых видов бытовых услуг; повышение уровня энергетической безопасности Новосибирской области, проведение политики энерго-ресурсосбережения; развитие и поддержка конкуренции на продовольственном рынке области, формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для местных товаропроизводителей; содействие развитию торговой инфраструктуры; повышение эффективности размещения государственного заказа. Целью развития науки и инновационной деятельности на среднесрочную перспективу 2011 - 2013 годов является совершенствование условий для устойчивого развития инновационной системы Новосибирской области, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и роста качества жизни населения. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: 1. Содействие повышению восприимчивости к инновациям со стороны традиционных отраслей экономики. Планируется осуществлять мониторинг и прогноз развития инновационной системы Новосибирской области, оказывать содействие формированию и развитию экспертной сети, системы подготовки, экспертизы и продвижения проектов, механизмов формирования команд по подготовке научных кадров. Продолжится содействие реализации научных, научно-технических и инновационных проектов путем предоставления мер государственной поддержки в виде грантов, премий, стипендий и субсидий. Будет осуществляться содействие формированию и реализации инновационных проектов и программ в рамках технологических кластеров (приборостроительного, силовой электроники, медико-биологического, агропромышленного, нанотехнологического, лазерного). 2. Активизация развития инновационной инфраструктуры, деятельности институтов развития инновационной системы, обеспечивающих технологический коридор прохождению инноваций. Планируется продолжить формирование и развитие сети технопарков: технопарка Новосибирского Академгородка, технопарка Новосибирск, биотехнопарка в р.п. Кольцово; бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования оборудованием и других объектов инновационной инфраструктуры в единый технологический комплекс. Планируется осуществлять содействие развитию посевного финансирования инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития через Фонд содействия развитию науки и инноваций Новосибирской области. 3. Определение новых управленческих подходов, организационных и финансовых инструментов поддержки инновационной деятельности для эффективного развития наукоемких производств, применения новых технологий и услуг. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений В 2009 году были поставлены и реализованы задачи, направленные на развитие и совершенствование отношений между бюджетами разных уровней. Формы межбюджетных трансфертов, передаваемых местным бюджетам, приведены в соответствие с Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации. В части выравнивания бюджетной обеспеченности: объемы фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений были проиндексированы с применением средневзвешенного индекса изменения фонда оплаты труда, коммунальных услуг и потребительских цен; дополнительное выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) было осуществлено за счет выравнивающих межбюджетных трансфертов: субсидий на содержание объектов муниципальной собственности и социальное развитие, а также за счет субсидий, распределяемых по единой методике. В части улучшения качества управления муниципальными финансами: с высокодотационными муниципальными образованиями были заключены Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, с осуществлением дальнейшего мониторинга исполнения его условий; в рамках реализации требований бюджетного законодательства Российской Федерации, органами местного самоуправления был реализован принятый департаментом финансов и налоговой политики Новосибирской области Порядок предоставления документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В части полномочий, переданных органам местного самоуправления, была достигнута стабилизация перечня полномочий Новосибирской области, передаваемых на исполнение органам местного самоуправления. Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса, достигнутых в ходе реформы межбюджетных отношений, в 2010 году принимаются новые решения, связанные с укреплением собственной доходной базы местных бюджетов и перечнем полномочий по вопросам местного значения, подлежащих исполнению. Так, в целях укрепления и развития финансовой самостоятельности органов местного самоуправления при исполнении ими полномочий по вопросам местного значения подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности местных бюджетов включают следующие аспекты: усиление роли муниципального района как администратора дотаций было осуществлено путем принятия Закона Новосибирской области от 02.11.2009 N 400- ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности». С целью дальнейшего обеспечения эффективности межбюджетных отношений и повышения роли органов власти муниципальных районов, исходя из целей укрупнения финансовых потоков из областного бюджета, будет сохранен механизм, осуществляемый в 2010 году, наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности; сокращение дополнительных выравнивающих финансовых потоков; дальнейшее совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности было осуществлено путем исключения из расчетной базы таких показателей, как «численность вспомогательного персонала», которые не являются непосредственными участниками оказания бюджетных муниципальных услуг; совершенствование методики расчета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, где учитываются расчетные потери бюджета муниципального образования вследствие объективного снижения налогооблагаемой базы в отчетном финансовом году, расчетные расходы муниципального образования по софинансированию объектов (программ) областных инвестиционных программ, и предусмотрен переход к новым формам бюджетных учреждений - автономным. Снижение объемов доходов местных бюджетов отражается на уровне их дотационности, что приводит к увеличению количества муниципальных образований, подпадающих под действие пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, корректирующего условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета. В целях стимулирования муниципальных образований к развитию налогового потенциала и повышению качества управления местными финансами установлены различные условия осуществления бюджетного процесса муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов местных бюджетов. В период экономической нестабильности особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния муниципальных образований, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств. В целях решения проблем в сфере межбюджетных отношений необходимо инициировать на муниципальном уровне планомерную работу по: инвентаризации, анализу финансового обеспечения и оптимизации публичных обязательств; обеспечению режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления; обеспечению реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг, разработке критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий, переходу от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления муниципальных услуг; переводу бюджетных учреждений в форму автономных учреждений с целью имущественной и хозяйственной самостоятельности учреждений при оказании муниципальных услуг; повышению качества управления бюджетным процессом на местном уровне, распространению системы мониторинга и оценки качества управления бюджетом и ресурсами, применяемой на областном уровне. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов будет сохранен механизм предоставления муниципальным районам, достигшим прироста показателя экономического развития, финансовой помощи в виде соответствующих межбюджетных субсидий. С целью создания у муниципальных образований стимулов, направленных на сокращение сетей и штатов бюджетных учреждений, роста средней заработной платы, а также преобразование бюджетных учреждений в автономную форму предусматривается разработка системы поощрения соответствующих муниципальных образований. Сформированные в Новосибирской области основы современной системы управления общественными финансами в отношении предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам характеризуются установлением целей, предельных сроков, условий и порядка их предоставления. С учетом динамики предоставления бюджетных кредитов в предыдущие годы, анализа степени ликвидности предоставляемого местными бюджетами обеспечения и неурегулированием механизма взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам в 2010 году предусмотрено в объеме меньшем, чем в предыдущие годы. При этом цели кредитования ограничены следующими направлениями: на покрытие временных кассовых разрывов, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, на осуществление расходов капитального характера. В связи с высоким уровнем дотационности местных бюджетов, а также низким качеством прогнозирования параметров местных бюджетов на срок более 1 года, предельный срок предоставления бюджетных кредитов установлен 1 год. Бюджетная политика Новосибирской области в отношении предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам на 2011-2013 годы должна обеспечивать следование принципам ответственного управления общественными финансами в части регулирования долговой нагрузки. Проектом Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, одобренной Правительством Российской Федерации, предлагается реализация мер по созданию механизма поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, основанного на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов. При условии реализации указанных мер в плановом периоде будет целесообразным отказ от краткосрочного (в течение финансового года) кредитования местных бюджетов из областного бюджета на покрытие временных кассовых разрывов и ограничение целей кредитования следующими направлениями: на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, на осуществление расходов капитального характера. Отказ от краткосрочного кредитования местных бюджетов не приведет к ухудшению их финансового положения в связи с использованием механизма опережающего финансирования высокодотационных муниципальных образований при возникновении кассовых разрывов исполнения местных бюджетов. Вследствие того, что объем потребности местных бюджетов в кредитных ресурсах для осуществления расходов непредвиденного и капитального характера может иметь большой удельный вес в доходах местного бюджета, в дальнейшем будет целесообразным изменение предельного срока предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета с 1 до 3-х лет. Бюджетная политика в сфере управления внутренним долгом В 2009 году удалось снизить объем государственного внутреннего долга Новосибирской области на 11,8%, или 383 млн. рублей. В отличие от 2008 года, когда долговой портфель Новосибирской области был представлен только долговыми обязательствами в виде государственных ценных бумаг, в 2009 году в структуре долга на 01.01.2010 присутствуют кредиты от кредитных организаций (31,4%), обязательства по государственным ценным бумагам - (48,8%), бюджетные кредиты из федерального бюджета - (19,8%). Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставленных из других бюджетов бюджетной системы, снижена по сравнению с 2008 годом с 0,58 % до 0,39%. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 2009 году составили 242 млн. рублей, что на 30,7% ниже уровня 2008 года. Своевременно решалась задача обеспечения прозрачности (открытости) информации о государственном долге. В июле 2009 года подтверждены долгосрочные рейтинги Новосибирской области в иностранной и национальной валюте. Прогноз по международному и национальному кредитным рейтингам Новосибирской области в силу объективных причин был изменен со «Стабильного» на «Негативный». Благодаря решенным антикризисным задачам в сфере экономики в апреле 2010 года прогноз по кредитным рейтингам Новосибирской области изменен на «Стабильный». Для соблюдения ограничений размера дефицита областного бюджета долговая политика на 2010-2012 годы направлена на: обеспечение сбалансированности областного бюджета; поддержание оптимальной структуры государственного внутреннего долга; минимизацию расходов на обслуживание государственного долга; гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований; использование механизма государственных гарантий Новосибирской области в целях поддержки важных для Новосибирской области отраслей экономики; сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне. Все задачи, поставленные на 2010-2012 годы, будут актуальны и на ближайшую «трехлетку». Для дальнейшего предотвращения последствий экономического кризиса бюджетная политика на 2011-2013 годы должна исходить из необходимости обеспечения сбалансированности областного бюджета, соблюдения размера дефицита бюджета и минимизации расходов на обслуживание государственного долга. Целью должно стать установление минимального уровня дефицита бюджета. Поставленные задачи исходят из Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, одобренной Правительством Российской Федерации, и будут являться не только задачами министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, но и Правительства Новосибирской области в целом. Только такая долговая политика может позволить чувствовать себя уверенно в условиях колебания рыночных цен, нестабильных поступлений доходов, изменения принципов функционирования финансовых рынков. IV. Общие подходы к формированию проектировок бюджетных расходов на 2011-2013 годы Начиная с 2007 года областной бюджет составлялся в режиме трехлетнего планирования, что положительно отразилось на стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Новосибирской области. Но, учитывая негативные тенденции экономического кризиса, данное направление пришлось прервать, и в бюджет 2009 года были внесены изменения, которые исключили плановый период 2010-2011 годов. Проект закона об областном бюджете Новосибирской области вновь будет формироваться на трехлетний период - 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Планирование бюджетных ассигнований на 2011-2013 годы будет осуществляться раздельно: на исполнение действующих и на исполнение принимаемых обязательств. Расчет бюджетных ассигнований будет производиться в зависимости от вида бюджетного ассигнования нормативным методом, плановым методом, методом индексации в соответствии с Порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области. Объем бюджетных ассигнований на 2011-2012 годы будет рассчитываться на основе показателей среднесрочного финансового плана Новосибирской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Объем бюджетных ассигнований на 2013 год будет определяться исходя из показателей среднесрочного финансового плана на 2012 год и индексов-дефляторов. В 2011 году предполагается индексация фондов оплаты труда в государственных учреждениях в целях увеличения реальной заработной платы работников с учетом изменений качественных и количественных показателей деятельности. С 1 января 2011 года значительно повышается общая сумма страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации - с 26,2% до 34,2%, в том числе в: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - с 20% до 26%; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,1% (на прежнем уровне); 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1,1% до 2,1%; 4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - с 2% до 3%. Расходы бюджета на инвестиции, включая жилищное строительство, планируется увеличить в 2011 году на 30% к плану 2010 года, в дальнейшем темп роста расходов сохранить на уровне 120%. Темпы роста расходов на дорожное хозяйство в 2011 году составят 115% к плану предыдущего года, в 2012 году - 120% и в 2013 году - 125%. Темпы роста инновационных расходов в 2011-2013 годах составят 120%. Данные изменения потребуют существенного увеличения расходов областного бюджета. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области необходимо более тесно взаимодействовать с Министерством финансов Российской Федерации и другими федеральными министерствами и ведомствами в процессе составления и исполнения областного бюджета в целях привлечения дополнительных ресурсов в областной бюджет, а также недопущения дополнительной нагрузки на областной бюджет. В связи с назначением срока представления Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 1 октября 2010 года планирование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета будет осуществляться на уровне доходов 2010 года. Структура и объемы средств будут уточняться по мере подготовки федерального бюджета и поступления информации из федеральных министерств и ведомств. Ключевая особенность бюджета будущего года в том, что он должен максимально эффективно сработать на восстановление и инновационное развитие экономики области, обеспечить безусловное исполнение социальных обязательств при выходе из кризиса. Системный подход в решении поставленных задач и координация действий органов государственной и муниципальной власти позволит обеспечить стабильность бюджетной системы и достигнуть устойчивого социально-экономического роста региона. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|