Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 № 236-рпПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14.06.2011 N 236-рп г.Новосибирск Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы" В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации": 1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы". 2. Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (Кошелев А.В.) совместно с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области разработать до 10.07.2011 проект долгосрочной целевой программы "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы". 3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой. Губернатор Новосибирской области В.А.Юрченко ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 236-рп КОНЦЕПЦИЯ долгосрочной целевой программы "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы" (далее - концепция) Концепция долгосрочной целевой программы "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы" (далее - Программа) подготовлена в соответствии с целями и задачами Схемы территориального планирования Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па, постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 289-п "О приоритетных задачах по обеспечению эффективного развития Новосибирской области в 2011 году и об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на период до 2013 года". Правовой основой для разработки проекта Программы являются: Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Закон Новосибирской области от 25.12.2006 N 79-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Новосибирской области"; Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области"; постановление администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации". I. Цель и задачи Программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития Цель Программы - создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области. Задачи Программы: 1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении. 2. Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области. 3. Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях. 4. Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии региона. Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области и отвечают основным направлениям политики органов государственной власти Новосибирской области, определенным в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ. II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач Программы с разбивкой по временным периодам |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | Цели и задачи, требующие | Целевой индикатор | Ед. | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | Примечания | | решения для достижения цели | | изме-рения | год | год | год | год | год | год | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | Цель - создание на | Количество созданных | ед. | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | - | за период реализации | | исторических территориях | достопримечательных | | | | | | | | Программы будет создано 4 | | системы достопримечательных | мест, | | | | | | | | достопримечательных | | мест, историко-культурных | историко-культурных | | | | | | | | места, 1 | | заповедников, | заповедников и | | | | | | | | историко-культурный | | музейно-туристических | музейно-туристических | | | | | | | | заповедник, 6 | | комплексов, являющейся | комплексов | | | | | | | | музейно-туристических | | основой сохранения и | | | | | | | | | комплексов (подробное | | эффективного использования | | | | | | | | | описание вновь созданных | | историко-культурного | | | | | | | | | объектов представлено | | наследия народов Сибири, | | | | | | | | | в приложении | | развития | | | | | | | | | к концепции Программы) | | научно-познавательного и | | | | | | | | | | | историко-культурного | | | | | | | | | | | туризма в Новосибирской | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | Задача 1. | Доля ОКН, имеющих | % | 58,2 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 | в 2010 году данный | | Обеспечение сохранности | утвержденные границы | | | | | | | | показатель составлял 43% | | объектов культурного | территорий и зоны | | | | | | | | | | наследия и их эффективное | охраны <*> | | | | | | | | | | использование в их | | | | | | | | | | | естественном природном и | | | | | | | | | | | культурном окружении | | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Доля памятников истории | % | 66 | 70 | 74 | 77 | 82 | 85 | в 2010 году данный | | | и архитектуры, имеющих | | | | | | | | показатель составлял 64%. | | | удовлетворительное | | | | | | | | Общее количество | | | состояние <*> | | | | | | | | памятников истории и | | | | | | | | | | | архитектуры 266 ед.* | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Количество ОКН, на | ед. | 5 | 10 | 11 | 9 | 12 | 7 | за период реализации | | | которых проведены | | | | | | | | Программы будет | | | ремонтно-реставрационные | | | | | | | | отреставрировано 54 ОКН. | | | работы <*> | | | | | | | | Количество ОКН, требующих | | | | | | | | | | | проведения | | | | | | | | | | | ремонтно-реставрацион-ных | | | | | | | | | | | работ, 36% от общего | | | | | | | | | | | количества памятников | | | | | | | | | | | истории и архитектуры - | | | | | | | | | | | 96 ед.* | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | Задача 2. | Доля экспонируемых | % | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 4 | 4,2 | 4,5 | в 2010 году данный | | Создание условий для | (доступных для | | | | | | | | показатель составлял | | сохранения и экспонирования | ознакомления) музейных | | | | | | | | 3,2%. | | движимых памятников истории | предметов от общего | | | | | | | | Общее количество музейных | | и культуры (музейных | количества музейных | | | | | | | | предметов основного фонда | | предметов) на территории | предметов основного | | | | | | | | - 340500 ед. | | Новосибирской области | фонда государственных и | | | | | | | | | | | муниципальных музеев | | | | | | | | | | | Новосибирской области | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Доля площади музейных | % | 10 | 10,8 | 11,5 | 12 | 16 | 20 | в 2010 году данный | | | экспозиций и хранилищ | | | | | | | | показатель составлял 10%. | | | МТК и Центра хранения и | | | | | | | | Общая площадь | | | реставрации музейных | | | | | | | | государственных и | | | коллекций Новосибирской | | | | | | | | муниципальных музеев | | | области к общей площади | | | | | | | | Новосибирской области - | | | государственных и | | | | | | | | 29340 кв.м | | | муниципальных музеев | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Количество | ед. | 740 | 740 | 780 | 820 | 1400 | 1500 | общее количество музейных | | | отреставрированных | | | | | | | | предметов, нуждающихся в | | | музейных предметов | | | | | | | | реставрации по состоянию | | | | | | | | | | | на 01.01.2011 - 74600 ед. | | | | | | | | | | | К 2017 году количество | | | | | | | | | | | отреставрированных | | | | | | | | | | | музейных предметов | | | | | | | | | | | составит 5980 ед. | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Количество музейных | ед. | 2000 | 2100 | 2200 | 2400 | 2400 | 2500 | к 2017 году музейные | | | предметов, поступивших в | | | | | | | | фонды увеличатся на 13600 | | | музейные фонды | | | | | | | | музейных предметов | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | Задача 3. | Доля ОКН, вовлеченных в | % | 15,2 | 32,2 | 42,2 | 49,6 | 50 | 52 | общее количество ОКН - | | Формирование туристической | сферу туризма <*> | | | | | | | | 505 ед.* | | инфраструктуры на | | | | | | | | | | | исторических территориях | | | | | | | | | | | Новосибирской области | | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Обеспеченность МТК | % | 19 | 40 | 54 | 61 | 75 | 82 | в 2010 году данный | | | сервисной | | | | | | | | показатель составлял 15% | | | инфраструктурой <*> | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | Задача 4. | Посещаемость МТК, ДМ, | тыс. чел. | 55 | 63 | 173 | 193 | 216 | 246 | | | Обеспечение доступности | ИКЗ | | | | | | | | | | информации об | | | | | | | | | | | историко-культурном | | | | | | | | | | | наследии региона | | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Доля ОКН, информация о | % | 45 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 | | | | которых размещена в сети | | | | | | | | | | | Интернет | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| | | Уровень | % | 16 | 21 | 28 | 34 | 39 | 44 | уровень информированности | | | информированности | | | | | | | | населения Новосибирской | | | населения Новосибирской | | | | | | | | области в 2010 году | | | области об | | | | | | | | составлял 10% (по | | | историко-культурном | | | | | | | | экспертным оценкам) | | | наследии Новосибирской | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |—————————————————————————————|——————————————————————————|———————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————————————————————————| <*> Целевые индикаторы в таблице указаны для объектов, расположенных на исторических территориях. Применяемые сокращения: ДМ - достопримечательное место; ИКЗ - историко-культурный заповедник; ОКН - объект культурного наследия; МТК - музейно-туристический комплекс. III. Анализ проблемы Новосибирская область обладает значительным историко-культурным потенциалом. По состоянию на 01.01.2011 на территории Новосибирской области расположены 2168 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе 275 памятников архитектуры, 184 памятника истории, 1702 памятника археологии, 7 памятников монументального искусства. В области работают 34 государственных и муниципальных музея, 50 ведомственных и 200 школьных музеев, в которых хранится более 500 тысяч предметов, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации и Новосибирской области. В то же время эффективность использования данного потенциала крайне низкая. Эта связано с целым рядом проблем: пробелы в нормативном правовом обеспечении затрудняют процесс создания и развития новых форм сохранения объектов культурного наследия, создания историко-культурных заповедников, достопримечательных мест, музеев-заповедников, а также популяризацию культурного наследия Новосибирской области (доля ОКН, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны в 2010 году, составила 43%); отсутствие эффективной модели управления историко-культурным наследием Новосибирской области, позволяющей привлекать к сохранению культурного достояния различные группы общества и бизнеса; отсутствие развитой инфраструктуры, отвечающей современным требованиям организации, приема и ознакомления жителей и гостей области с историческим наследием. Так, в настоящее время по экспертным оценкам условия для доступа и ознакомления с архитектурным обликом памятников истории созданы не более чем для 15% объектов культурного наследия, из них 65% ОКН не обеспечены транспортным сообщением, 85% - не обустроены сервисной инфраструктурой (остро ощущается недостаток гостиниц с комфортными условиями проживания, пунктов питания и т.д.); слабая информированность населения Новосибирской области об имеющемся историко-культурном потенциале (в среднем, по экспертным оценкам, уровень информированности не превышает 10%); острый недостаток музейных хранилищ на территории Новосибирской области, отсутствие благоприятных условий для сохранения музейных коллекций и неудовлетворительные условия для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (в Новосибирской области хранится свыше 500 тыс. предметов, входящих в состав музейного фонда, из них обеспечены правильным режимом хранения не более 20%); недостаточный уровень обеспеченности сохранности объектов культурного наследия (доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, в 2010 году составила 64%) и недостаток специализированных реставрационно-художественных мастерских, дефицит подготовленных специалистов-реставраторов и нехватка оборудования для реставрации (общее количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации, в 2010 году составило 74600 единиц). В настоящее время в Новосибирской области практически не используется туристский потенциал памятников археологии, несмотря на большой интерес российских граждан и зарубежных туристов к древнейшему и средневековому прошлому народов Сибири. Чтобы превратить памятник археологии в общедоступный объект и включить его в круг туристского показа, необходимо организовать проведение научных археологических раскопок, в результате чего посетителю можно наглядно продемонстрировать особенности объекта археологического наследия, способ получения информации о нём, подлинный археологический материал - свидетельство древних эпох, получаемый в ходе исследования. Вторым, немаловажным элементом, является реконструкция и музеефикация памятника археологии или его части, воссозданная на основе материалов научных исследований. Только в комплексе этих двух важных составляющих объекта археологического наследия становится ярким элементом туристического показа, наглядно знакомящим посетителя с особенностями жизни народов в древности, живым и познавательным свидетельством древней истории. Создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов призвано зарезервировать наиболее ценные объекты культурного наследия, сберечь их от нерационального и неразумного хозяйственного использования и вовлечь в индустрию туризма. В ходе реализации Программы планируется использование и популяризация уникальных объектов культурного наследия, расположенных в г. Новосибирске, г. Куйбышеве, в Колыванском, Коченевском, Мошковском, Новосибирском, Сузунском и ряде других районов Новосибирской области. Сеть объектов возможно объединять многодневными туристическими маршрутами, формирующимися исходя из разных сроков пребывания туристов. IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках программно-целевого подхода Создание системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов, развитие на ее базе научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области предполагает решение комплекса правовых, экономических, социальных вопросов, связанных с обеспечением сохранности и использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в различных формах собственности, регулирование и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, учреждениями и общественными организациями. Достижение поставленных целей и решение задач Программы, рациональное использование и объединение различных источников финансирования и координирование мероприятий целесообразно осуществлять в рамках программно-целевого подхода, который дает возможность сконцентрировать усилия и средства на решении поставленных задач. Реализация Программы возможна на принципах расширения государственно-частного партнерства, усиления интеграции и межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по созданию условий для привлечения инвестиций, определению и уточнению правового статуса объектов культурного наследия и занятых ими земельных участков, созданию первоначальной инфраструктуры, активного участия специализированных научных учреждений и общественных организаций (национально-культурных, религиозных, казачьих). V. Механизм реализации Программы, система управления Государственным заказчиком-координатором (далее - заказчик_координатор) Программы является управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее - Управление). Руководителем Программы является руководитель Управления. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию, координацию и достижение результатов реализации Программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение. Управление осуществляет контроль за ходом реализации Программы, координацию деятельности заказчиков и исполнителей мероприятий Программы, оперативный контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и разрабатывает меры по устранению отклонений. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными заказчиками (далее - заказчики) и исполнителями Программы. Заказчиками Программы являются: министерство культуры Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области. Исполнителями мероприятий Программы выступают исполнительные органы государственной власти и государственные учреждения Новосибирской области, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере сохранения культурного наследия и туризма. Заказчик-координатор (заказчик) разрабатывает условия участия претендентов в проводимых конкурсах на право выполнения мероприятий Программы в соответствии с законодательством. Отбор проектов, реализуемых в рамках Программы, производится заказчиком-координатором (заказчиками) Программы в соответствии с действующим законодательством. Условием отбора проектов для включения в Программу является их направленность на достижение целей Программы, их особая социально-культурная значимость, наличие проектно-сметной документации, возможность завершения определенного этапа ремонтно-реставрационных работ в течение срока действия Программы, перспективы последующего использования объекта культурного наследия в активной культурной и туристической деятельности. Ежегодно Управление по согласованию с другими заказчиками Программы разрабатывает планы реализации мероприятий Программы. Контроль за реализацией мероприятий ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений. Исполнители программных мероприятий в установленном заказчиком-координатором порядке представляют в Управление и заказчикам Программы отчеты о целевом использовании полученных финансовых средств. Управление готовит отчет об исполнении Программы в порядке, установленном Правительством Новосибирской области. В целях обеспечения процедуры публичности (открытости) информации о мероприятиях Программы, значениях целевых индикаторов, результатах контроля за реализацией Программы заказчик-координатор размещает на официальном сайте в сети Интернет текст утвержденной Программы, отчеты о ходе ее реализации и результатах выполнения мероприятий. VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Возрождение ландшафтных особенностей исторической территории, традиционного природопользования, исторически сложившегося типа хозяйствования для историко-культурных заповедников является важнейшей задачей сохранения культурного наследия наряду с реставрацией объектов культурного наследия. Создание и развитие системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области невозможно осуществить без государственной поддержки, которую в первую очередь целесообразно направлять на проведение реставрационных работ, создание музейных экспозиций и комплексов, на оказание поддержки в развитии инфраструктуры. В связи с тем, что реставрация объектов культурного наследия является дорогостоящим мероприятием, а многие собственники и пользователи памятников не имеют достаточных средств для обеспечения их сохранности, отсутствие государственной поддержки может привести к увеличению доли объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и даже к полной физической утрате части памятников. Из-за отсутствия соответствующих условий хранения и своевременной реставрации количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации, с каждым годом будет увеличиваться, часть из которых может быть безвозвратно утеряна. В условиях сформировавшейся социально-экономической ситуации целесообразно создавать условия для финансирования деятельности историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов из внебюджетных источников. Необходимо предусматривать экономические механизмы, способствующие привлечению физических и юридических лиц к участию в инвестировании средств на сохранение и реставрацию объектов культурного наследия, создание туристической инфраструктуры. Сотрудничество со сферой туризма является одним из главных механизмов превращения культурно-просветительного потенциала объектов культурного наследия в экономический ресурс. VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и предложения по его источникам Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Новосибирской области, федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников на условиях софинансирования. Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области осуществляется Управлением, министерством культуры Новосибирской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, выступающими заказчиками по соответствующим мероприятиям Программы. Заказчики Программы содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами, в пределах установленных законом об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год и плановый период, контролируют использование средств по целевому назначению. Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на условиях софинансирования мероприятий Программы определяются решением представительных органов муниципальных образований Новосибирской области. В связи с прекращением в 2012 году действия областной целевой программы "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Новосибирской области, на 2009_2013 годы", утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 02.10.2008 N 154, часть мероприятий, предусмотренных в рамках ее реализации в 2012-2013 годах, предполагается включить в Программу. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и ежегодно уточняются в соответствии с утвержденной в установленном порядке заказчиками Программы проектно-сметной документацией и с законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год и плановый период. По предварительной оценке объем необходимого финансирования Программы составит - 3267,465 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 38,335 млн. рублей (1,17%); средства областного бюджета Новосибирской области - 1005,680 млн. рублей (30,78%); средства местных бюджетов - 216,050 млн. рублей (6,61%); внебюджетные средства на условиях софинансирования - 2007,400 млн. рублей (61,44%). VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы В соответствии с поставленными целями и обозначенными задачами в рамках Программы предусматриваются следующие основные направления реализации мероприятий. 1. Мероприятия, направленные на обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективного использования в их естественном природном и культурном окружении, будут включать в себя: 1) мероприятия по определению правового статуса объектов, в том числе: проведение государственной историко-культурной экспертизы, включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия, определение и утверждение границ и режимов использования территории, формирование земельных участков и включение их в Государственный кадастр недвижимости, регистрация права собственности, разработка проектов зон охраны; 2) комплекс мер по сохранению историко-культурного наследия, в том числе техническое и археологическое обследование, научно-исследовательские, проектные, ремонтно-реставрационные работы. 2. Мероприятия, направленные на создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области, включают в себя: 1) строительство здания областного Центра хранения и реставрации музейных предметов, модернизация инфраструктуры фондохранилищ, создание реставрационных мастерских и системы сохранения музейных коллекций, формирование системы электронного доступа к хранимым музейным ценностям; 2) проведение реконструкции и создание новых музейных туристических комплексов и объектов, строительство экспозиций музеев. 3. Для формирования туристической инфраструктуры на исторических территориях планируется на условиях государственно-частного партнерства создать систему коммуникаций, связи, развить сферу обслуживания (гостиницы, кафе и т.д.). 4. Мероприятия по обеспечению доступа населения Новосибирской области к информации об историко-культурном наследии региона будут включать в себя: 1) создание условий для получения информации об объектах культурного наследия посредством использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе в рамках проекта создания электронного правительства в Новосибирской области; 2) размещение информации об объектах культурного наследия на электронных ресурсах (официальные сайты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, музеев, музейно-туристических комплексов, научных учреждений, турфирм и др.). Основные проекты, включаемые в Программу: Несмотря на сложившийся имидж Новосибирска как культурной столицы Сибири, в городе слабо развита музейная сеть, практически отсутствуют малые музейные формы, раскрывающие отдельные страницы истории города. Одним из эффективных способов организации музеев под открытым небом является их создание на базе объектов культурного наследия, например, усадебных комплексов. 1. В целях сохранения исторического наследия города Новосибирска в рамках реализации Программы планируется создать музейно-туристические комплексы: музей под открытым небом "Городская усадьба Новониколаевска" и музейный комплекс "Городское начало": 1) основой создания музея под открытым небом "Городская усадьба Новониколаевска" станет памятник истории "Дом, где в 1908 году жил партийный государственный деятель Киров С.М." (ул. Ленина, 23), годом постройки которого является 1905 год. В настоящее время в здании работает экспозиция "С.М. Киров в Сибири", открытая во второй половине ХХ века. В рамках реализации Программы в помещении здания планируется открыть экспозицию, посвященную истории быта горожан Новониколаевска начала XX века, а на прилегающей к зданию территории возвести временные конструкции, стилизованные под типичный городской двор начала XX века; 2) музейный комплекс "Городское начало" планируется создать на левом берегу р. Каменки и части набережной р. Обь на базе существующих объектов культурного наследия: "Контора инженера Г.М. Будагова" (ул. Большевистская, 7) и "Дом-контора, построенный для администрации строившегося железнодорожного моста" (ул. Обская, 4). В отреставрированном здании конторы инженера Г.М. Будагова планируется создание мемориальной экспозиции, посвященной основателям города - строителям железнодорожного моста. В здании на ул. Обской - организация экспозиции, посвященной начальному этапу зарождения города - поселку Ново-Николаевскому. На Октябрьской набережной, у части пролета первого моста через р. Обь (образец русского инженерного искусства) планируется благоустройство территории с созданием информационных модулей о строительстве моста через р. Обь и развитии поселка - города Новониколаевска. 2. В целях расширения экспозиционных возможностей музейно-туристического комплекса - историко-архитектурного музея под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН, созданного в 1980 году по инициативе академика А.П. Окладникова, развития культурно-просветительной деятельности и увеличения его туристической привлекательности в рамках реализации Программы планируется проведение мероприятий, направленных на развитие и содержание музея. Музей расположен на территории Барышевского сельсовета Новосибирского района. Земельный участок площадью 46,5 га находится в федеральной собственности и имеет категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов. Музей имеет большой потенциал для превращения в крупнейший туристический комплекс, рассказывающий об истории народов Сибири. Музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН обладает коллекцией уникальных памятников, в том числе основой музея является уникальный памятник федерального значения шатровая Спасская церковь со звонницей (XVII-XVIII вв.); башни Казымского (Юильского) острога (XVIII в.) и др. В рамках Программы планируется решение вопросов организационно-правового характера, развитие инфраструктуры музея, проведение реставрационных и восстановительных работ, благоустройство территории и обеспечение противопожарной безопасности, ввод в эксплуатацию новых объектов, создание вспомогательной и туристической инфраструктуры. 3. В целях сохранения уцелевших участков городской среды как места наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия, сохранения и реставрации отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия (купеческие особняки, формирующие образ уездного города) планируется создание на базе существующего Музейного комплекса г. Куйбышева и сохранившихся участков исторической застройки музейно-туристического комплекса - городского историко-архитектурного музея-заповедника "Каинск исторический". 4. В целях сохранения и регенерации исторической среды р.п. Колывани предлагается создать музейно-туристический комплекс "Колывань - Чаусский острог", провести реставрацию и благоустройство территории сохранившихся фрагментов застройки улиц - памятников деревянного зодчества на улице Московской, комплекса купеческих усадеб. Планируется развитие музейного комплекса Колыванского краеведческого музея и реализация инвестиционного проекта по созданию музейно-туристического центра "Чаусский острог", расположенного между р.п. Колывань и с. Чаус, как музея оборонного зодчества и центра сохранения и развития народных ремесел; разработка туристического маршрута с музеефикацией фрагмента территории старого Московского тракта, проходившего от с. Чаус, Юрт-Оры до Дубровинской переправы через р. Обь и далее на Умревинский острог. 5. В рамках реализации Программы планируется создать и развивать 4 достопримечательных места, в том числе: "Сузунский медеплавильный завод и монетный двор", "Кудряшовский бор", "Юрт-Оры", "Умревинский острог": 1) в целях сохранения всего комплекса объектов, имеющих важное историко-культурное значение, создано достопримечательное место "Сузунский медеплавильный завод и монетный двор" с образованием на его базе музейно-туристического комплекса "Завод-Сузун. Монетный двор". Сузунский медеплавильный завод построен в 1764 году, является памятником промышленного и горнозаводского этапа освоения Сибири XVIII - XIX вв. и одним из крупнейших объектов в корпорации Колывано-Воскресенских заводов. На единственном за Уралом Сузунском монетном дворе чеканили особенную "Сибирскую монету", которая имела обращение на территории Сибири и использовалась в торговле со странами Средней Азии и Китаем. До настоящего времени сохранились часть гидротехнических сооружений завода (плотина, прорезы для спуска воды, ряжи), фрагменты водораспределительных механизмов, а также здание Толчельни - место, где толкли руду, и несколько строений первой половины XX в., в которых размещались помещения, связанные с заводом. В настоящее время разработана и реализуется муниципальная целевая программа "Создание музейно-туристического комплекса "Завод-Сузун и монетный двор", утвержденная Советом депутатов Сузунского района (далее - МЦП). В рамках реализации Программы и МЦП планируется проведение научно-исследовательских работ, восстановление здания толчельни, создание промышленно-исторического музея, музея-усадьбы управляющего заводом, воссоздание внутренних помещений дома, надворных служб, каретного сарая и других исторических реконструкций по планам XIX века, а также строительство объектов туристической инфраструктуры; 2) достопримечательное место и историко-культурный заповедник регионального значения "Кудряшовский бор" планируется создать на базе 214 памятников археологии, компактно расположенных в Колыванском, Коченевском и Новосибирском районах. Памятники представляют все археологические культуры Новосибирского Приобья от VI тысячелетия до н.э. до XVII в. н.э., что позволяет показать развитие древних культур и цивилизаций на юге Западной Сибири с неолита до позднего средневековья. Большая часть памятников сгруппирована вдоль кромки Кудряшовского бора в непосредственной близости к федеральной трассе "Байкал", что делает их легкодоступными для туристического посещения. На территории заповедника предполагается организовать археологический туристический комплекс круглогодичного действия, включающий в себя 6 туристических площадок, связанных между собой туристическими маршрутами различной категории протяженности и информативности. На площадках предполагается создание туристических баз с возможностью организации проживания и питания, а также объектов анимации, включающих экспериментальные археологические площадки с реконструированными, на основании археологических исследований, объектами (древние городища, жилища, мастерские и производственные площадки, культовые сооружения и т.д.); 3) достопримечательное место "Юрт-Оры", древнее поселение чатских татар в Колыванском районе, первое памятное место в Новосибирской области, получившее этот статус в 1994 году как место компактного проживания чатских татар, известное с позднего средневековья. На территории деревни сохранились остатки оборонительных сооружений - вала, опоясывавшего древнее городище, выявлены еще несколько археологических памятников, два из которых являются остатками средневековых поселений чатских татар. Рядом расположено кладбище с традиционными татарскими погребальными сооружениями. Для организации достопримечательного места планируются проведение археологической разведки, определение границ достопримечательного места, разработка проекта зон охраны, утверждение границ и режимов использования территории; 4) достопримечательное место "Умревинский острог" был основан в 1703 году для охраны русских поселений от набегов калмыков, но фактически он стал первым пунктом русской государственности на территории Новосибирской области. В достопримечательное место предполагается включить памятник археологии "Умревинский острог", а также прилегающую к нему территорию с целью обеспечения сохранности природного ландшафта и фрагмента Московского тракта, с организацией историко-туристического комплекса этнографической направленности, посвященного сибирскому казачеству. 6. В рамках реализации Программы на базе государственного краеведческого музея планируется строительство специализированного здания центра хранения и реставрации музейных коллекций Новосибирской области, что позволит создать физические условия для содержания музейных коллекций, организовать правильную систему хранения и электронного учета предметов, входящих в состав музейного фонда, обеспечить полноценную реставрацию имеющихся коллекций. Данный перечень предлагаемых основных проектов в процессе реализации Программы может быть дополнен в случае поступления предложений от органов местного самоуправления Новосибирской области при наличии обоснования их социально-экономической значимости и историко-культурной ценности. IX. Обоснование эффективности Программы В результате реализации Программы будут достигнуты следующие значения целевых индикаторов, характеризующие конечные результаты ее реализации и определяющие ее социально-экономическую и бюджетную эффективность, в том числе: создание на базе объектов культурного наследия 4 достопримечательных мест, 1 историко-культурного заповедника, 6 музейно-туристических комплексов; увеличение доли памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, к общему количеству памятников истории и архитектуры, расположенных на исторических территориях до 85% (что выше аналогичного показателя 2010 года на 21 процентный пункт); достижение 100%-го охвата объектов культурного наследия, имеющих утвержденные границы территорий и зон охраны (аналогичный показатель 2010 года - 43%); увеличение доли объектов культурного наследия, вовлеченных в инфраструктуру туризма до 52% (или на 37 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2010 года); увеличение до 4,5% (или на 5000 единиц по сравнению с аналогичным показателем 2010 года) доли экспонируемых (доступных для ознакомления) музейных предметов от общего количества музейных предметов основного фонда; увеличение доли площади музейных экспозиций и хранилищ МТК в общей площади музеев Новосибирской области до 20% (аналогичный показатель 2010 года - 10%); повышение уровня информированности населения об историко-культурном наследии Новосибирской области. Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере: сохранение культурного наследия Новосибирской области; увеличение посещаемости музейно-туристических комплексов Новосибирской области за период реализации Программы более чем в 5 раз (к уровню 2010 года); создание более 600 рабочих мест в МТК, туристической инфраструктуре, сфере обслуживания в течение периода реализации Программы. Кроме того, реализация Программы будет способствовать: росту объема услуг, оказываемых в сфере туризма; привлечению дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечению экономически привлекательных условий для развития бизнеса. На каждый вложенный бюджетный рубль (федерального бюджета и консолидированного бюджета Новосибирской области) в течение периода реализации Программы планируется привлечь более 1,8 руб. внебюджетных инвестиций; росту налоговых поступлений от реализации туристических проектов, предусмотренных в рамках Программы, и, как следствие, пополнению бюджетов всех уровней. ПРИЛОЖЕНИЕ к концепции долгосрочной целевой программы "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы" Количество созданных достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в рамках долгосрочной целевой программы "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы" |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | - | |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| | 1. | 1. Достопримечательное место | 1. | Музейно-туристический | Музейно-туристический | | | Достопримечательное | "Умревинский острог" | Музейно-туристический | комплекс - городской | комплекс - | | | место "Сузунский | | комплекс | историко-архитектурный | историко-архитектурный | | | медеплавильный | | "Завод-Сузун. | музей-заповедник | музей под открытым | | | завод и монетный | | Монетный двор" | "Каинск исторический" | небом Института | | | двор" | | | | археологии и | | | | | | | этнографии СО РАН | | |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| | 2. | 2. Музейно-туристический | 2. | | | | | Достопримечательное | комплекс - музей под открытым | Историко-культурный | | | | | место "Кудряшовский | небом "Городское начало" | заповедник | | | | | бор" | | "Кудряшовский бор" | | | | |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| | | 3. Музейно-туристический | | | | | | | комплекс - музейный комплекс | | | | | | | "Городская усадьба | | | | | | | Новониколаевска" | | | | | |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| | | 4. Достопримечательное место | | | | | | | "Юрт-Оры" | | | | | |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| | | 5. Музейно-туристический | | | | | | | комплекс "Колывань | | | | | | | историческая - Чаусский | | | | | | | острог" | | | | | |—————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|